Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Прикладная механика где работать после обучения. Прикладная механика — бакалавриат (15.03

Прикладная механика где работать после обучения. Прикладная механика — бакалавриат (15.03

Федеральное агентство по образованию

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева

ПРИКЛАДНАЯ МЕХАНИКА

Утверждено Редакционным советом университета в качестве учебного пособия

Москва 2004

УДК 539.3 ББК 34.44; -04*3,2);30/33*3,1):35 П75

Рецензенты:

Доктор физико-математических наук, профессор Российского химикотехнологического университета им. Д.И. Менделеева

В.М. Аристов

Доктор технических наук, профессор Российского химикотехнологического университета им. Д.И. Менделеева

В.С. Осипчик

Кандидат технических наук, доцент Московского государственного университета инженерной экологии

В.Н. Фролов

Прикладная механика/ С.И. Антонов, С.А. Кунавин,

П75 Е.С. CоколовБородкин, В.Ф.Хвостов, В.Н.Чечко, О.Ф. Шлёнский, Н.Б Щербак. М.: РХТУ им. Д.И. Мен-

делеева, 2004. 184 c. ISBN 5 – 7237 – 0469 – 9

Приведены общие принципы выполнения расчетов на прочность элементов основных конструкций химического оборудования. Содержатся сведения, необходимые для выполнентя домашних заданий по курсу прикладной механики.

Пособие предназначено для студентов дневного, заочного и вечернего обучения.

УДК 539.3 ББК 34.44; -04*3,2);30/33*3,1):35

ВВЕДЕНИЕ

Прогресс в химической технологии нельзя представить вне развития химического машиностроения, которое базируется на законах механики. Законы и математические модели механики позволяют оценивать возможности эксплуатируемого и вновь проектируемого оборудования любого химического производства, будь то производство силикатных и полимерных материалов и изделий, порохов или материалов квантовой электроники.

Химик-технолог должен знать и понимать законы механики настолько, чтобы вести деловой разговор на одном языке с инженероммехаником, занятым непосредственным проектированием, не требовать от него невозможного, в содружестве с ним искать оптимальные решения, добиваясь наибольшей эффективности проектируемого оборудования.

Важным этапом в деле подготовки химика-технолога является формирование инженерного мышления. Значительный вклад в этот важный процесс вносит дисциплина "Прикладная механика". В курсе прикладной механики в полной мере используются сведения, полученные студентами при изучении общенаучных и инженерных дисциплин таких, как высшая математика, физика, вычислительная математика и др.

Прикладная механика является комплексной дисциплиной. Она включает в себя в том или ином объеме основные положения курсов "Теоретическая механика", "Сопротивление материалов" и "Детали машин".

В процессе совершенствования учебного процесса коллективом кафедры механики разработан нетрадиционный подход к изложению курса "Прикладная механика": материал входящих в него дисциплин (теоретической механики, сопротивления материалов, деталей машин)

рассматривается как единое целое, обеспечен единый подход к изложению материала, осуществлено объединение органически родственных разделов дисциплин. По возможности разделы сопротивления материалов имеют прямой выход на соответствующие разделы деталей машин химических производств. Теоретическая механика представлена только теми разделами, которые активно используются при изучении других тем настоящей дисциплины, а также необходимы инженеру-технологу для понимания механических процессов в химической технологии.

В курс дополнительно включены сведения об основных конструкционных материалах, трубопроводах, емкостной аппаратуре общего назначения и механических процессах химической технологии. Курс обеспечен учебником, специально подготовленным для студентов с учётом особенностей преподавания "Прикладной механики" в химико-техно- логическом вузе. Однако как бы не был необходим учебник, в связи с изменяющимися учебными планами университета, с целью усиления общетехнической подготовки инженеров-технологов в курс "Прикладная механика" преподавателями могут вводиться дополнительные разделы и меняться методика лекционного материала и семинарских занятий.

Таким образом, студентам следует более полагаться не на учебник, а на аудиторные занятия, что позволит им на более ранней стадии становиться не только исполнителями, но и организаторами производства.

Перенесение разработанных в лабораториях технологий в масштаб промышленного производства, обеспечение эффективного использования технологического оборудования, участие в разработке технических заданий на создание новых машин и аппаратов, механические испытания новых материалов - все это предполагает наличие солидных знаний в области механики у химиков-технологов.

Инженер-технолог, изучивший механику, наиболее тонко чувствует особенности технологического процесса и может задать оптимальную конструкцию проектируемого устройства или аппарата, что в итоге определяет производительность и качество производимой продукции. Например, правильно рассчитанные температурные поля стенок и созданная в соответствии с этими и механическими расчетами конструкция рабочей камеры плазмохимического реактора из жаропрочных материалов позволяет увеличить производительность реактора в несколько раз.

О том, что алмаз и графит имеют один и тот же состав, химикам было известно уже давно, как и возможность их взаимного превращения. Но только совместные усилия инженеров-механиков и инженеров - технологов и новейшие достижения в области создания специального прессового оборудования позволили обыкновенный графит превратить в искусственные алмазы.

В заключение следует добавить сведения об академической мобильности как учащегося, так и дипломированного специалиста, иными словами о возможности изменения своей специальности в силу тех или иных причин или возможности обучения по другому профилю. Механика и, в частности, прикладная механика составляют основу учебной подготовки специалистов по многим другим специальностям. Поэтому изучение механики позволит выпускнику РХТУ им. Д.И.Менделеева работать в других областях техники и с успехом повышать свою квалификацию.

СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ

R, F - векторы силы, Н .

Fx ,Fy , Fz , Rx , Ry , Rz , Qx , Qy , Qz , - проекции силы на оси x, y, z, Н. i, j, k - единичные орты.

M o (F) - вектор момента силы F относительно центра О ,.Hм. σ, τ - нормальное, касательное напряжения, Па.

ε, γ - линейная, угловая деформации, радиан.. σ х , σ y , σ z - проекции напряжений на оси x, y, z . ε x ,ε y , ε z - проекции деформаций на оси x, y, z .

∆l, ∆ a - абсолютные деформации отрезков l и a , м.

Е - модуль упругости первого ряда (модуль Юнга), Па. G - модуль упругости второго ряда (модуль сдвига), Па.

µ - коэффициент поперечного сужения (Пуассона), безразмерный. А - площадь поперечного сечения, м2 [σ], [τ] - допускаемое нормальное и касательное напряжения, Па U - потенциальная энергия, Н.м

W - работа силы, Нм

u - удельная потенциальная энергия, Нм/м3

σ в - предел прочности, временное сопротивление, Па σ т - предел текучести, Па.

σ y - предел упругости, Па.

σ пц - предел пропорциональности, Па. ψ - относительное остаточное сужение. δ - относительное остаточное удлинение. n -коэффициент запаса прочности, Па.

S x , S y - статические моменты относительно осей х,у , м3 . J x, J y - моменты инерции относительно осей х, у , м4 . J p - полярный момент инерции, м4 .

φ - угол закручивания, рад.

θ - погонный относительный угол закручивания, рад/м.

[θ] - допускаемый относительный угол закручивания, рад/м. W p - полярный момент сопротивления, м3 .

q - интенсивность распределенной нагрузки, Н/м. ρ - радиус кривизны упругой линии, м.

W x - осевой момент сопротивления, мз . σ 1, σ 2 , σ 3 - главное напряжение, Па.

σ экв - эквивалентное напряжение, Па.

τ max - максимальное касательное напряжение, Па. P кр - критическая сила, Н.

µ пр - коэффициент приведения длины. i - радиус инерции, м.

λ - гибкость, безразмерная.

К - динамический коэффициент. ω - частота вращения, с-1 .

σ a , σ m -- амплитудное и среднее напряжение цикла, Па.

σ max , σ min – максимальное и минимальное напряжения цикла, Па.

σ -1 - предел усталостной прочности при симметричном цикле нагружения (предел выносливости), МПа..

n σ n τ - коэффициент запаса усталостной прочности по нормальным и касательным напряжениям, Па.

g - ускорение сил земного притяжения, м/с2 . F ст – статический прогиб, м.

β – отношение массы стержня к массе падающего груза, безразмерное. δ 11 - перемещение, вызванное единичной силой, в направлении действия

единичной силы, м/Н.

Ω – частота вынужденных колебаний, с-1 .

1. СТАТИКА ТВЕРДОГО ТЕЛА

1.1. Основные понятия

Статикой называют раздел механики, в котором изучают относительное равновесие материальных тел при воздействии приложенных к ним сил. Рассматриваются абстрактные тела, для которых физическая структура и химические свойства не имеют значения. Тела полагают абсолютно твердыми, т.е. не изменяющими под нагрузкой свою форму и размеры, не поддающимися разрушению. Расстояния между двумя любыми точками в таких телах остаются неизменными.

Основной задачей статики является определение сил, действующих на элементы конструкций машин и аппаратов.

Сила есть количественная мера механического взаимодействия тел. Сила величина векторная, и может быть спроецирована на координатные оси х, у , (рис.1.1) и представлена как:

F = Fx i + Fy G j + Fz k ,

где i, j, k – единичные орты. Модуль силы

F = (F x )2 + (F y )2 + (F z )2 ,

где: F x , F y ,F z – проекции силы F на координатные оси. Размерность силы – ньютон [H].

Если система сил не вызывает изменения кинематического состояния тела (его движения), говорят, что тело находится в состоянии

статического равновесия (или покоя), а приложенная система сил является уравновешенной.

Сила, механическое воздействие которой эквивалентно данной системе сил, называется равнодействующей . Сила, дополняющая данную систему до равновесия, называется уравновешивающей.

1.2. Аксиомы статики

1. Свободное тело находится в равновесии под действием двух сил только в том случае, если эти силы равны по модулю, действуют по одной прямой и направлены в противоположные стороны. Очевидное следствие: одна сила не обеспечивает равновесия тела.

2. Равновесие тела не нарушится, если к нему прибавить или отнять уравновешенную систему сил.

Следствие: сила является скользящим вектором, т.е. может быть перенесена в любую точку по линии её действия.

3. Равнодействующая двух сходящихся сил есть диагональ параллелограмма, построенного на этих силах как на сторонах (рис.1.2).

4. Тела взаимодействуют между собой силами, равными и противоположно направленными.

1.3. Понятие о моменте силы

В тех случаях, когда сила создает на тело поворачивающий эффект, говорят о моменте силы. Мерой такого воздействия является момент силы. Момент силы F относительно цента O (рис.1.3.) представляет собой векторное произведение

Μ 0 (F) = r x FG .

Модуль этого вектора

Μ 0 (F) = F r sin α = F h,

где h - плечо силы F относительно центра О , равное длине перпендикуляра, опущенного из центра на линию действия силы, r – радиус-вектор точки приложения силы (рис.1.3). Размерность момента [Н м]. Вектор М 0 (F) действует перпендикулярно плоскости, проходящей через линию действия силы и центр 0. Направление его определяется правилом "бу-


Инженеры-механики в дефиците: куда они уходят?

В данной ситуации отчасти виноваты сами работодатели, перекладывающие на плечи инженера целый ряд задач, которые не должны входить в круг его обязанностей (составление договоров с поставщиками оборудования, учет запасных частей и т.д.). В результате специалист, указывающий в резюме приличный опыт работы инженером-механиком, на самом деле не обладает теми навыками и знаниями, которые мог бы освоить за это время на данной позиции, поскольку половину рабочего времени тратил на решение совершенно других вопросов.

Безусловно, это только одна из причин дефицита опытных инженеров-механиков. Основными остаются массовый отток выпускников технических вузов в другие сферы деятельности (в частности, в продажи) на фоне постепенного ухода на пенсию старшего поколения. В среднем доля выпускников вузов, работающих по профилю полученного образования, составляет около 30%, хотя есть направления, где эта цифра существенно выше (70% в строительных специальностях, 66% в нефтегазовом деле).

На фоне столь печальной статистики особенно выразительно выглядит растущий интерес соискателей к позиции инженера по продажам. Кандидат на эту должность должен иметь высшее техническое образование, хорошо разбираться в специфике продукции или услуг (речь может идти о промышленном или строительном оборудовании, его установке и сервисном обслуживании). При этом среднее зарплатное предложение для инженера по продажам находится в пределах 50 000 – 80 000 руб., что выглядит привлекательнее тех 40 000 – 57 000 руб., на которые может претендовать инженер-механик с таким же опытом работы (от 2-х лет). Неудивительно, что число соискателей, претендующих на должность инженера по продажам, за последний год выросло на 23%.

Оставим в стороне грустные цифры и обратимся к должностным обязанностям инженера-механика.

Должностные обязанности

Обеспечение бесперебойной работы оборудования;
- проведение монтажных и пусконаладочных работ, приемка оборудования;
- контроль эксплуатации оборудования;
- проведение диагностики, технических осмотров оборудования;
- составление графиков планово-предупредительных и текущих ремонтов;
- техническое обслуживание, своевременный ремонт и модернизация оборудования;
- определение потребностей и составление заявок на приобретение материалов и запчастей для ремонта оборудования;
- участие в разработке мероприятий по повышению эффективности использования оборудования, по увеличению сроков эксплуатации;
- ведение учета оборудования, списание старого, изношенного оборудования;
- ведение технической и отчетной документации.

Зарплатные предложения и требования работодателей

Среднее зарплатное предложение для инженера-механика в Москве составляет 47 000 руб., в Санкт-Петербурге - 40 000 руб., в Волгограде - 20 000 руб., в Екатеринбурге - 30 000 руб., в Казани - 22 000 руб., в Нижнем Новгороде - 22 000 руб., в Новосибирске - 26 000 руб., в Ростове-на-Дону - 23 000 руб., в Омске - 22 000 руб., в Самаре 23 000 руб., в Уфе - 20 000 руб., в Челябинске - 26 000 руб.

Молодые специалисты – выпускники технических факультетов вузов – должны иметь хорошие теоретические и начальные практические знания механики промышленного оборудования, знать нормы и правила разработки технической и конструкторской документации, владеть специализированными программами (AutoCAD, КОМПАС-3D). Оклад инженеров-механиков, делающих первые шаги на данном поприще, в Москве составляет от 25 000 до 35 000 руб., в Санкт-Петербурге – от 20 000 до 28 000 руб., в Екатеринбурге – от 15 000 до 22 000 руб., в Нижнем Новгороде – от 12 000 до 17 000 руб.


Город Уровень дохода, руб.
(без опыта работы на данной позиции)
Москва 25 000 - 35 000
- Высшее техническое образование
- Уверенный пользователь ПК (MS Office, AutoCAD, КОМПАС-3D)
- Знание норм и правил разработки технической и конструкторской документации, ЕСКД
- Хорошие теоретические и начальные практические знания механики промышленного оборудования
- Навыки чтения чертежей
Санкт-Петербург 20 000 - 28 000
Волгоград 10 000 - 15 000
Екатеринбург 15 000 - 22 000
Казань 12 000 - 15 000
Нижний Новгород 12 000 - 17 000
Новосибирск 15 000 - 20 000
Ростов-на-Дону 13 000 - 17 000
Омск 12 000 - 17 000
Самара 13 000 - 17 000
Уфа 12 000 - 16 000
Челябинск 14 000 - 20 000

Чуть более высокий заработок вакансии обещают инженерам-механикам с опытом работы от 1 года, досконально изучившим промышленное оборудование. Работодатели отдают предпочтение кандидатам, владеющим английским языком на уровне, достаточном для чтения технической документации, а в ряде случаев требуется знание электротехники и электроники. Зарплатные предложения для специалистов, соответствующих указанным критериям, в столице достигают 40 000 руб., в городе на Неве – 33 000 руб., в Екатеринбурге – 25 000 руб., в Нижнем Новгороде – 20 000 руб.

Город Уровень дохода, руб.
(с опытом работы от 1 года)
Требования и пожелания к профессиональным навыкам
Москва 35 000 - 40 000
- Отличные знания устройства, принципов работы и правил эксплуатации промышленного оборудования
- Знание английского языка на уровне чтения технической документации

Возможное пожелание: знание электротехники и электроники

Санкт-Петербург 28 000 - 33 000
Волгоград 15 000 - 18 000
Екатеринбург 22 000 - 25 000
Казань 15 000 - 20 000
Нижний Новгород 17 000 - 20 000
Новосибирск 20 000 - 23 000
Ростов-на-Дону 17 000 - 20 000
Омск 17 000 - 18 000
Самара 17 000 - 20 000
Уфа 16 000 - 18 000
Челябинск 20 000 - 24 000

Инженеры-механики со стажем работы более 2 лет, имеющие навыки диагностики и ремонта промышленного оборудования, имеющие также опыт работы с оборудованием определенного типа, зарабатывают в Москве до 57 000 руб., в Северной столице – до 48 000 руб., в Екатеринбурге – до 37 000 руб., в Нижнем Новгороде – до 28 000 руб.

Город Уровень дохода, руб.
(с опытом работы от 2 лет)
Требования и пожелания к профессиональным навыкам
Москва 40 000 - 57 000

Навыки диагностики ремонта промышленного оборудования
- Опыт работы с оборудованием определенного типа

Возможное пожелание: готовность к разъездной работе / командировкам

Санкт-Петербург 33 000 - 48 000
Волгоград 18 000 - 28 000
Екатеринбург 25 000 - 37 000
Казань 20 000 - 27 000
Нижний Новгород 20 000 - 28 000
Новосибирск 23 000 - 33 000
Ростов-на-Дону 20 000 - 30 000
Омск 18 000 - 28 000
Самара 20 000 - 30 000
Уфа 18 000 - 27 000
Челябинск 24 000 - 33 000

Опыт работы более 3 лет и отличные навыки монтажа, наладки, обслуживания и ремонта сложного промышленного оборудования вкупе с опытом организационной и руководящей работы позволяют соискателям претендовать на максимальный доход. В Москве он составляет 95 000 руб., в Санкт-Петербурге – 80 000 руб., в Екатеринбурге – 60 000 руб., в Нижнем Новгороде – 45 000 руб.

Город Уровень дохода, руб.
(с опытом работы от 3 лет)
Требования и пожелания к профессиональным навыкам
Москва 57 000 - 95 000
- Опыт работы по монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту сложного промышленного оборудования (в том числе с ЧПУ, АСУ ТП)
- Опыт организационной и руководящей работы

Возможное пожелание: знание английского языка на разговорном уровне

Санкт-Петербург 48 000 - 80 000
Волгоград 28 000 - 45 000
Екатеринбург 37 000 - 60 000
Казань 27 000 - 45 000
Нижний Новгород 28 000 - 45 000
Новосибирск 33 000 - 55 000
Ростов-на-Дону 30 000 - 50 000
Омск 28 000 - 50 000
Самара 30 000 - 50 000
Уфа 27 000 - 45 000
Челябинск 33 000 - 55 000

Портрет соискателя

Работа инженера-механика – типично мужская сфера деятельности. Представители сильного пола составляют подавляющее большинство соискателей этой должности – 99%. 38% кандидатов – молодежь до 30 лет, 29% - соискатели в возрасте от 30 до 40 лет, 20% - от 40 до 50 лет, 13% - специалисты старше 50 лет. 91% инженеров-механиков имеет высшее техническое образование.

класс твитнуть

Код для вставки в блог

Инженер-механик

Инженер-механик – достаточно дефицитная профессия на российском рынке труда. Несмотря на соответствующее среднерыночному соотношение предложения и спроса (3,3 резюме на одну вакансию), найти квалифицированного инженера-механика достаточно сложно.

Книги

  • Прикладная механика , Г. Б. Иосилевич, П. А. Лебедев, В. С. Стреляев. Для технических вузов по курсам "Сопротивление материалов", "Теория механизмов и машин", "Детали машин" . Содержит перечень понятий, расположение и объем изложения которых имеют цель…
  • Прикладная механика , Г. Б. Иосилевич, П. А. Лебедев, В. С. Стреляев. Для технических вузов по курсам "Сопротивление материалов", "Теория механизмов и машин", "Детали машин" . Содержит перечень понятий, расположение и объем изложения которых имеют целью…

Прикладная механика - наука о мире материалов и механизмов


Прикладная (техническая) механика представляет собой комплексную дисциплину, в которой излагаются основные положения о взаимодействии твердых тел, прочности материалов и методах расчета конструктивных элементов, а также изучает простые и легко наблюдаемые формы движения — механические движения и сами механизмы и машины.


Материалы

С древних времен строители и архитекторы старались возводить прочные и надежные здания. При этом для определения размеров сооружения и его элементов пользовались эмпирическими правилами. В одних случаях это приводило к авариям, в других же удавалось строить вполне надежные сооружения (сохранившиеся до наших дней египетские пирамиды, римские виадуки и т.д.).

Обычно считают, что наука о прочности материалов возникла в XII веке после выхода книги великого итальянского ученного Г. Галилея «Беседы и математические доказательства двух новых отраслей науки» (1638 год), в которой были заложены основы сопротивления материалов. На протяжений последующих двух веков многие выдающиеся математики, физики и инженеры внесли вклад в развитие теоретических положений науки о прочности материалов: Я. Бернулли было выведено и решено уравнение изогнутой балки при изгибе; Р.Гуком открыт закон о прямой пропорциональности между нагрузкой и перемещением; О Кулоном дано решение по расчету подпорных стен; Л.Эйлером — решение задачи об устойчивости центральносжатых стержней и т.д. Однако эти положения, как правило, носили чисто теоретический характер и не могли быть применены на практике.

В XIX веке в связи с бурным развитием промышленности, транспорта и строительства потребовались новые разработки прочности материалов. Навье и Коши получили полную систему уравнений для решения пространственной задачи изотропного тела; Сен-Венаном решена задача о косом изгибе бруса с произвольной формой поперечного сечения; Клайпероном был разработан метод расчета неразрезных балок при помощи уравнений трех моментов; Брессом — методика расчета двухшарнирных и бесшарнирных арок; Максвеллом и Мором предложен метод определения перемещений и т.д.

Большой вклад в развитие науки внесли и русские ученные. Д.И. Журавскому принадлежит теория расчета мостовых ферм, а также формула для определения касательных напряжений при изгибе балки; А.В. Годолин разработал методы расчета толстостенных цилиндров; Х.С. Головин произвел расчет кривого бруса; Ф.С. Есинский решил задачу по определению критических напряжений при продольном изгибе в неупругой работе материала и т.д.

В XX столетии роль русских ученных в области расчета строительных конструкций стала ведущей. А.Н. Крыловым, И.Г.Бубновым и П.Ф. Папковичем была создана общая теория расчета конструкций, лежащих на грунтовом основании. В трудах видных ученных С.П. Тимошенко, А.Н. Динника, Н.Н. Давиденкова, С.В. Сересена, В.В. Болотина, В.З. Власова, А.А. Ильюшина, И.М. Рабиновича, А.Р. Ржаницына, А.Ф. Смирнова и многих других были развиты новые направления по созданию удобных методов расчета на прочность, устойчивость и динамические воздействия различных сложных пространственных сооружений.

На современном этапе развития большое внимание уделяется сближению расчетных схем и основных допущений с действительными условиями эксплуатации зданий и сооружений. С этой целью проводятся исследования по выявлению влияния на напряженно-деформированное состояние конструкций изменчивого характера прочностных параметров материала, внешних воздействий, нелинейной связи напряжений и деформаций, больших перемещений и т.д. Разработка соответствующих расчетных методик производится с использованием специальных разделов математики. Все современные методы расчета разрабатываются с использованием специальных разделов математики. Все современные методы расчета разрабатываются с широким применением электронно-вычислительной техники. В настоящее время создано большое число стандартных программ для ЭВМ, позволяющих не только осуществить расчеты различных сооружений, но производить конструирование отдельных элементов и выполнять рабочие чертежи.

Движение является способом существования материи, её основным неотъемлемым свойством.

Под движением в общем смысле понимается не только перемещение тел в пространстве, но и тепловые, химические, электромагнитные и любые другие изменения и процессы, включая наше сознание и мысль.


Механика

Механика изучает наиболее простую и легко наблюдаемую форму движения — механическое движение.

Механическим движением называется происходящее с течением времени изменение положения материальных тел относительно положения частиц одного и того же материального тела, т.е. его деформация.

Нельзя, конечно, все многообразие явлений природы свести только к механическому движению и объяснить их на основании положений одной механики. Механическое движение никоим образом не исчерпывает существа различных форм движения, но оно всегда исследовано раньше всего остального.

В связи с колоссальным развитием науки и техники стало невозможным в одной дисциплине сосредоточить изучение множества вопросов, связанных с механическим движением различного рода материальных тел и самих механизмов. Современная механика представляет собой целый комплекс общих и специальных технических дисциплин, посвященных исследованию движения отдельных тел и их систем, проектированию и расчету различных сооружений, механизмов и машин и т.д.