Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Повествование и образ повествователя. Образ повествователя и его историческая трансформация

Повествование и образ повествователя. Образ повествователя и его историческая трансформация

Значение ОБРАЗ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ в Словаре литературоведческих терминов

ОБРАЗ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ

Условный носитель авторской (то есть не связанной с речью какого-либо персонажа) речи в прозаическом произведении, от лица которого ведется повествование; субъект речи (повествователь). О. п. проявляет себя только в речи и не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего. В разных произведениях одного писателя возможно появление различных О. п. В драме авторская речь сведена к минимуму (ремарки (см. ремарка)) и не звучит на сцене.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОБРАЗ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОБРАЗ в Словаре Аналитической психологии:
    (Image; Bild) — контекст, в который заключен символ, как личный, так и коллективный.«Когда я говорю об образе, то разумею при …
  • ОБРАЗ
    ТОВАРА - сложившееся у потребителя, покупателя конкретное представление о реально существующем или будущем …
  • ОБРАЗ в Словаре экономических терминов:
    ЖИЗНИ - обобщающее понятие, характеризующее социальную и экономическую сторону жизни людей с точки зрения объемов и структуры потребления благ и …
  • ОБРАЗ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    Оккультизм не допускает никаких образов, как только изображение живого отражения божественного человека (символа Человечества) на земле. Каббала учит, что этот …
  • ОБРАЗ
    (Быт 1:26,27). В книге Бытия говорится, что Господь сотворил человека по образу и подобию Своему и об Господе Иисусе Христе …
  • ОБРАЗ. в Литературной энциклопедии:
    1. Постановка вопроса . 2. О. как явление классовой идеологии . 3. Индивидуализация действительности в О. . 4. Типизация действительности …
  • ОБРАЗ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ОБРАЗ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в философии, результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека, возникающая в условиях общественно-исторической практики, на основе и в …
  • ОБРАЗ в Энциклопедическом словаре:
    1, -а, мя. -ы, -ов, м. 1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в …
  • ОБРАЗ
    ́ОБРАЗ ЖИЗНИ, филос.-социол. понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями …
  • ОБРАЗ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОБРАЗ, в психологии субъективная картина мира, включающая самого субъекта, др. людей, пространств. окружение и временнyю последовательность событий. О. художественный - …
  • ОБРАЗ
    о"браз, о"бразы, о"браза, о"бразов, о"бразу, о"бразам, о"браз, о"бразы, о"бразом, о"бразами, о"бразе, …
  • ОБРАЗ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    о"браз, образа", о"браза, образо"в, о"бразу, образа"м, о"браз, образа", о"бразом, образа"ми, о"бразе, …
  • ОБРАЗ в Словаре эпитетов:
    Художественное обобщение; явления, типы, характеры в живописи, литературе, музыке, на сцене и т. п. Абстрактный, аллегорический, архаичный, бесцветный, бледный, великий, …
  • ОБРАЗ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка.
  • ОБРАЗ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • ОБРАЗ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ОБРАЗ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: вид, изображение, облик; отражение, отображение, представление; символ, тип; способ, …
  • ОБРАЗ в Словаре синонимов Абрамова:
    икона, лик. Образ-складень. См. вид, изображение, икона, способ, стиль || главным образом, другим образом, коренным образом, никоим образом, по образу, …
  • ОБРАЗ в словаре Синонимов русского языка:
    брэнд, вид, внешность, зрак, идея, изображение, икона, имедж, имидж, кинообраз, лик, манер, манера, направление, наружность, облик, обличие, обличье, образок, отображение, …
  • ОБРАЗ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. 1) а) Внешний вид, облик кого-л., чего-л. б) Подобие кого-л., чего-л. в) устар. Изображение. 2) а) Живое, наглядное …
  • ОБРАЗ в Словаре русского языка Лопатина:
  • ОБРАЗ в Орфографическом словаре:
    `образ 2, -а, мн. -`а, -`ов …
  • ОБРАЗ в Орфографическом словаре:
    `образ 1, -а, мн. -ы, -ов (то, что представляется, …
  • ОБРАЗ в Словаре русского языка Ожегова:
    1 вид, облик Создавать что-н. по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то …
  • ОБРАЗ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    1) в психологии - субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.2) Образ художественный …
  • ОБРАЗ
    образа, мн. образы, м. 1. Облик, вид, подобие (книжн.). Захар не тарался изменить не только данного ему богом образа, но …
  • ОБРАЗ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    образа, мн. образа, м. То же, что …
  • ОБРАЗ в Толковом словаре Ефремовой:
    образ 1. м. 1) а) Внешний вид, облик кого-л., чего-л. б) Подобие кого-л., чего-л. в) устар. Изображение. 2) а) Живое, …
  • ОБРАЗ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I м. 1. Внешний вид, облик кого-либо, чего-либо. отт. Подобие кого-либо, чего-либо. отт. устар. Изображение. 2. Живое, наглядное представление о …
  • ОБРАЗ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. 1. Внешний вид, облик, наружность, внешность. 2. Живое, наглядное представление о ком-либо или о чем-либо. отт. То, что …
  • ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ ОБРАЗ
    - См. образ …
  • ФОКАЛИЗАЦИЯ в Словаре постмодернизма:
    (фр. focalisation - фокусирование) - термин, предложенный французским теоретиком литературы Ж.Женеттом (работа "Фигуры III", 1972); означает организацию выраженной в повествовании …
  • ГРАНИЦА ТЕКСТА в Словаре постмодернизма:
    - категория анализа художественного текста, позволяющая отделять возможный мир текста от мира объективной действительности (см. Текст). Г.Т. конституируется таким образом, …
  • ПРУСТ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (Proust) Марсель (1871-1922)Французский писатель, один из основоположников литературного модернизма, автор гигантского романа «В поисках утраченного времени», первый том которого «В …
  • САМУИЛ-ПРОРОК в Библейской энциклопедии Никифора:
    и судия народа Израильского. Елкана и Анна, родители Самуила, жили в Рамафаим-Цофиме, городе, расположенном на южной границе горы Ефремовой в …
  • ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Всех скорбящих Радость, икона Божией Матери. Празднование 24 октября (день первого чуда от иконы), …
  • РОМАН В СТИХАХ в Словаре литературоведческих терминов:
    - лиро-эпический жанр. Сохраняя все признаки роман а, отличается стихотворной формой, которая неразрывно связана с содержанием: Р. в с. так …
  • МОНОЛОГ в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от греч. monos - один, logos - слово, речь) - речь одного человека в художественном произведении, развернутое высказывание одного …
  • ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР в Словаре литературоведческих терминов:
    - жанр, в котором сочетаются черты эпического и лирического родов литературы: лиро-эпическое произведение - сюжетное произведение, повествование о событиях, поступках …
  • ВЕРСИЛОВ в Литературной энциклопедии.
  • АРСЕНЬЕВ в Литературной энциклопедии:
    - герой романа И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» (первые четыре части - 1927-1929; 5-я часть опубликована в 1939 под названием «Лика»). Алексей …
  • АРКАДИЙ ДОЛГОРУКИЙ в Литературной энциклопедии:
    - герой романа Ф.М.Достоевского «Подросток» (1875), от лица которого ведется повествование. Незаконнорожденный сын помещика Версилова, получивший «княжескую» фамилию своего юридического …
  • АЛЁША в Литературной энциклопедии:
    - герой волшебной повести для детей А.Погорельского (А.А.Перовского) «Черная курица, или Подземные жители» (1825-1826). Существует версия (Е.П.Званцева), что это «мемуары …
  • АДРИАН ЛЕВЕРКЮН в Литературной энциклопедии:
    (нем. Adrian Lewerkun) - герой романа Т.Манна «Доктор Фаустус: Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом» (1947). В написанном …
  • РОДЫ ПОЭТИЧЕСКИЕ в Литературной энциклопедии:
    три основных разновидности поэтического искусства — лирика, эпос и драма (см.), представляющие собой первое деление в классификации поэтических …
  • ГЕРШЕНЗОН в Литературной энциклопедии:
    Михаил Осипович — историк русской лит-ры. Р. в Кишиневе, где в 1887 окончил гимназию. Из-за существовавших при царизме ограничений …
  • ГЕЙНЕ в Литературной энциклопедии:
    Генрих — знаменитый немецкий поэт и публицист. Р. в семье обедневшего еврейского купца в Дюссельдорфе. Первоначальное воспитание …
  • I. ЭПОХА РЕСПУБЛИКИ. в Литературной энциклопедии:
    1. ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД. — Документируемая история Р. л. восходит к середине III в. до н. э., к эпохе конституирования римского …

/ / / Образ повествователя в повести Карамзина «Бедная Лиза»

Начиная изучать произведение Карамзина «Бедная Лиза», читатель сразу понимает, что помимо главных героев и существует третий, незримый персонаж. Им оказывается повествователь.

Это мужчина, средних лет, благородный, но не гордый. Карамзин не дает его подробного описания, для того, чтобы у читателя сложилось мнение, что это и есть сам автор.

Помимо своего повествования, он постоянно анализирует ситуацию и горячо сопереживает героям. Конечно, он уже не в силах ничего изменить или дать дельный совет – трагедия уже случилась. Однако мужчина настолько проникся историей двух некогда влюбленных людей, что может создаться впечатление, что вот-вот случится чудо, и ситуация изменится в лучшую сторону. И все же мужчина хоть так слезно и переживает за героев, на самом деле смирился. Он понимает всю безысходность бытия, поэтому просто дает советы, но уже самому читателю.

Из рассказов повествователя, из его замечаний и наблюдений, становится понятным, что тот является настоящим патриотом, очень любит как саму Россию, так и Москву. Он восхищается этим многогранным городом и его окрестностями. Это понятно, ведь он вырос в этой великой стране и столь замечательном городе.

Под конец произведения Карамзина «Бедная Лиза» читателю становится понятным, что повествователь эту историю узнал от Эраста. Тот, так и не смог спокойно и счастливо существовать после смерти бедной Лизы. Девушка после его обмана и предательства покончила жизнь самоубийством – бросилась в воду. Она только так рассчитывала заглушить боль от немыслимой обиды и утраты прекрасного чувства любви. Жестокая расправа за мимолетное счастье. Тяжелая судьба у обоих героев.

Эраст до конца дней так и не смог себе простить смерть прекрасной и молодой девушки. Он не снимал с себя вины, не искал оправдания. Лишь сострадание повествователя успокоили мужчину. Он спокойно умирал, зная, что его бедную Лизу еще долго будут оплакивать. Это конечно лишь малая доля того, что он мог сделать для обманутой и когда-то преданной им любви всей жизни.

Повествователь не смел осудить ни Эраста, ни девушку. Он глубоко переживал за такую печальную историю, но не принимал ни чью сторону. Мужчина к обоим проникся самыми добрыми чувствами, и не хотел омрачать светлую память осуждениями. Он прекрасно понимал, что это уже не имеет смысла. Лишь изредка, вставляя свои реплики и восклицания, он как бы хотел докричаться то до Лизы, то до Эраста. Увы, тщетно.

Как и Эраст, повествователь до конца жизни будет ходить на могилу к девушке, которая, несмотря на свою столь короткую жизнь, смогла познать многое. Она видела и потерю, и горе, и радость, и счастье, и любовь. К сожалению, совесть, честь и ранимость, которые преобладали в ее натуре, не смогли перенести самого неожиданного предательства…

Повествователь восторгается, сочувствует и оплакивает обоих героев. Это говорит о его тонкой и сострадательной натуре, о человечности и о желании что-то изменить в этом порой жестоком мире. А получится это у него или нет, это уже другой вопрос…

24. Образ повествователя и его историческая трансформация.

В России принято различать 2 вида повествователей:

1. повествователь

2. рассказчик

Рассказ, который ведется от 3-его лица, называется безличным.

Повествователь находится вне изображаемого мира, а рассказчик – внутри него.

Рассказчик – некто, кто ведет повествование, но принадлежит изображаемому миру.

Повествователь

  • Находится за пределами изображаемого мира
  • Близок к автору
    • По речевому строю
    • По восприятию
    • Близок к образу автора

Главный признак повествователя:

  • Вне изображаемого мира в отличие от рассказчика
  • В отличие от рассказчика ему легко передвигаться в пространстве, что дает возможность многолинейного повествования.

Повествователь претерпевает определенные исторические изменения. В ранней литературе не было повествователя, повествование велось от первого лица. Повествование было безличным.

В эпоху литературы Нового времени возможны случаи повествования от первого лица, но чаще оно ведется от третьего.

В безличном повествовании индивидуализация повествователя слабая, отличия зависели только от жанра. Например, в житиях святых в образе повествователя появлялись черты, связанные с религиозной сферой. К мучителям и преследователям применялись негативные эпитеты.

В более позднее время (Европа 18-начала 19 вв.) на первый план в романе выдвигается перволичная форма. В 19-начале 20 вв. (реализм) опять безличная форма, но с подчеркнутой индивидуальностью. 20 в. – повествование связано с персонажем.

Почему выдвигается перволичная форма? Романные сюжеты являются вымышленными, а до 18 в. это был сюжет низкого сорта. Роман претендует на лидирующее место в литературе. Самые известные романы были написаны письмами: «Юлия, или новая Элоиза», романы Ричардсона, «Опасные связи». В 18 в. развивается другая тенденция, когда автор говорит читателю о нереальном сюжете, придавая ему при этом реальные черты.

В середине 19 в. появляется классический роман (Бальзак, Стендаль, Толстой, Гончаров). Роман отказывается от перволичной формы повествования с четкой отделенностью повествователя от внутреннего (изображаемого) мира. Задачей было акцентировать внимание на изображаемом мире и на том, чтобы он представал для читателя как мир истинной жизни.

Толстой вскрывает истинные побудительные мотивы, может очень долго углубляться в сознание героя, при этом проникает в сознание как главных, так и второстепенных героев.

В ранней литературе повествование имело форму передачи некоторой истории, но без индивидуализации. 19 в., в которых повествование ведется от третьего лица, но образ повествователя максимально индивидуализирован.

За счет чего это происходит?

Образ создается косвенными средствами. Важным является:

  • Комментирует ли повествователь действия персонажей и в какой степени
  • Дает ли повествователь оценки
  • Насколько повествователь способен к интроспекции (вхождению во внутренний мир персонажа). Полное право или ограниченное дает суверенность персонажа.

У Толстого:

Нет ограничений на вхождение во внутренний мир персонажа

Комментируется поведение персонажей, вскрываются нравственные мотивы их поведения

Присутствуют постоянные рассуждения и размышления

Персонажам дается оценка

У повествователя нет внешности, но есть некоторое внутреннее содержание:

У Чехова повествователь:

Не судит персонажей впрямую

Не дает отрицательных оценок

О внутреннем мире персонажа может упоминать некоторые оговорки (предполагает, что думает персонаж), таким образом, персонаж становится более автономным

«Ионыч»: как провел день, общение с пациентами, считает деньги

Достоевский

Неполное знание о внутреннем жизни персонажа, о том, что у него творится внутри

Образ повествователя создается тем, как он подает нам материал: оценивает жесты, мимику персонажей. Передача материала, персонажей, событий, выделение деталей показывает отношение автора или повествователя к персонажу. Причем, эти оценки могут присутствовать неявно, но при этом быть очень весомыми.

Имеют значение:

Темп повествования (стремительный или заниженный)

Конструкция фразы

Таким образом, сама подача материала, выделение оценок, стилистические особенности создают образ повествователя.

В конце 19 века намечаются особые способы повествования:

Повествователи отказываются от роли стоящих надо всем миром и повествование персонифицируется (каждый момент повествования рисуется с точки зрения одного из персонажей).

Роман в письмах, очень популярный в 18 в., основан на переписке героев. Эта форма придавала вымыслу форму документа. Также в 18 в. была популярна дидактика (наставления о том, как себя вести).

Позднее появляется форма дневника, например, «Герой нашего времени». В дневнике повествование дистанцировано. А в письмах события разворачиваются прямо перед нашими глазами (все идет по событийной линии).

С конца 19 в. начинается тяготение к передачи повествования персонажами. Почему?

Человек непознаваем (невозможно проникнуть в чужой мир)

Проникая в чужой мир, мы меняем его по-своему

Восприятие относительно

В 20 в. любят показывать, что нет объективного взгляда на события. Передается слово персонажа.

Формы повествования различаются:

В письмах

Форма дневника

Персонажное повествование

Перволичная форма

Безличная

Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в " Войне и мире " он " любил мысль народную ". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа. Толстой видит в народе источник нравственности, необходимой для всего общества. С. П. Бычков писал: " По мысли Толстого, чем ближе дворяне стоят к народу, тем острее и ярче их патриотические чувства, богаче и содержательнее их духовная жизнь. И, напротив, чем дальше они от народа, тем суше и черствее их души, тем непривлекательнее их моральные принципы ".

Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на историю, поскольку предусмотреть или изменить направление исторических событий нельзя, ибо они зависят от всех и ни от кого в отдельности. В своих философско-исторических отступлениях Толстой рассматривал исторический процесс как сумму, складывающуюся из " бесчисленного количества людских произволов ", то есть усилий каждого человека. Совокупность этих усилий выливается в историческую необходимость, отменить которую никто не может. По мнению Толстого, историю делают массы, и её законы не могут зависеть от желания отдельного исторического лица.

Народ у Толстого выступает как творец истории: миллионные массы простых людей, а не герои и полководцы творят историю, двигают общество вперёд, создают всё ценное в материальной и в духовной жизни, совершают всё великое и героическое. И эту мысль -- " мысль народную " -- Толстой доказывает на примере войны 1812 года. Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил " красоту ужаса " в войне. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель -- пацифист, но при описании войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстаёт в изображении Толстого как война народная. Автор создаёт множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение.

В период тяжких испытаний для Отечества " делом народным ", всеобщим становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение. В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. Но князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством, а и умеет сказать о нём, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, -- просто они очень немногословны.

Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину. В романе " Война и мир будет поизносить громкие и пустые фразы. Образ вторгшегося врага определяется только его деянием -- его вторжением. Напротив, защитник отечества всегда будет скромен, будет молиться перед выступлением в поход, ибо ждёт помощи свыше и уверен в своей правоте. Правда, этическая правда на его стороне, и этим определён его образ ".

По Толстому, бесполезно противиться естественному ходу событий, бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое зависело для русских, Кутузов " не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему ".

Он понимает, что есть что -- то сильнее и значительнее его воли, -- это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое ". Кутузов знал, что " решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти ". Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис " Рыцари Лебедя ". Он не хотел казаться великим человеком -- он был им. Поведение Кутузова естественно, автор постоянно подчёркивает его старческую слабость. Кутузов в романе -- выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому.

Толстой, с присущей ему огромной проницательностью художника, правильно угадал и великолепно запечатлел некоторые черты характера великого русского полководца Кутузова: его глубокие патриотические чувства, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату. Вопреки лживой легенде, созданной официозной историографией об Александре I -- спасителе отечества и отводившей Кутузову второстепенную роль в войне, Толстой восстанавливает историческую истину и показывает Кутузова как вождя справедливой народной войны. Кутузов был связан с народом тесными духовными узами, и в этом заключалась его сила как полководца.

В " Войне и мире " создаются как бы два идейных центра: Кутузов и Наполеон. Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны русских.

В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие. Толстой развенчивал легенду о Наполеоне с позиций подлинного гуманизма. Уже с первого появления Наполеона в романе раскрываются глубоко отрицательные черты его характера. Толстой тщательно, деталь за деталью, выписывает портрет Наполеона, сорокалетнего, откормленного и барски изнеженного человека, надменного и самовлюблённого. " Круглый живот ", " жирные ляжки коротких ног ", " белая пухлая шея ", " потолстевшая короткая фигура " с широкими, " толстыми плечами " -- вот характерные черты внешности Наполеона.

На борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ. Лев Николаевич Толстой считал, что роль отдельной личности в истории незначительна, что творят историю миллионные массы простых людей.

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой -- ловить " кресты, рубли, чины ". Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф. Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи " высшему свету ", проявляются и в характере царя. Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом.

Патриотизм и близость к народу в наибольшей степени присущи Пьеру Безухову, князю Андрею Болконскому, Наташе Ростовой. В народной войне 1812 года была заключена та огромная нравственная сила, которая очищала и перерождала любимых героев Толстого, выжигала в их душе многие сословные предрассудки, себялюбивое чувство. В Отечественной войне судьба князя Андрея идёт той же дорогой, что и судьба народная. Андрей Болконский сближается с простыми солдатами. " В полку его называли " наш князь ", им гордились и его любили ", -- писал Толстой. Он начинает видеть главное назначение человека в служении людям, народу. Ещё до войны 1812 года князь Андрей понял, что будущее народа зависит не от воли правителей, а от самого народа.

Простые русские солдаты сыграли также решающую роль в моральном обновлении Пьера Безухова. Он прошёл через увлечение масонством, благотворительностью, и ничто не дало ему нравственного удовлетворения. Только в тесном общении с простыми людьми он понял, что цель жизни в самой жизни: " Пока есть жизнь, есть и счастье ". Уже на Бородинском поле, ещё до встречи с Каратаевым, у Пьера Безухова зарождается идея опрощения: " Солдатом быть, просто солдатом! " Встречи с простыми солдатами произвели сильнейшее действие на его душу, потрясли его сознание, возбудили желание переменить, перестроить всю свою жизнь.

Положительные черты Наташи Ростовой с особенной яркостью раскрываются в тот момент, когда она, перед вступлением французов в Москву, одушевлённая патриотическим чувством, заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненых и когда она же -- в другую, счастливую и радостную минуту -- русской пляской и восхищением народной музыкой проявляет всю силу заключённого в ней национального духа. От Наташи исходит энергия обновления, освобождения от фальшивого, ложного, привычного, выводящая " на вольный божий свет ". И здесь её роль равносильна тому, что даёт ищущим героям Толстого общение с народом.

В романе " Война и мир " облик каждого героя неразделим с его языковой характеристикой. Язык дворянской знати -- офранцуженный, выражения и обороты его, несмотря на изысканность, стали привычными штампами, употребляемыми в светской беседе для любого случая. Лев Николаевич Толстой -- знаток и ценитель великого русского языка. По речи героев произведения мы можем судить об отношении к ним автора. Толстой не вкладывает в уста своих любимых героев офранцуженный русский язык. " Мысль народная " -- главная идея романа " Война и мир ". . Лишь те исторические события, которые приводят в движение народные массы, касаются судеб национальных, способны изменить -- пусть драматически, но всегда благотворно -- отдельного человека. Так очищаются и возвышаются в бедствиях Отечественной войны его любимые герои: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Каждый участник исторических событий для Толстого не менее важен, чем Наполеон. Направление воли миллионов людей, которые, с точки зрения Наполеона и тогдашней исторической науки, были бесконечно малыми единицами, определяет историческое развитие.

ВОПРОС 22

Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художественные особенности поэмы

Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души", написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо "Похождения Чичикова, или Мертвые души". Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило в область авантюрного романа. Гоголь пошел на это по цензурным соображениям, для того, чтобы поэма была издана.

Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом. Чтобы понять особенности жанра поэмы "Мертвые души", можно сопоставить это произведение с "Божественной комедией" Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. "Божественная комедия" состоит из трех частей. В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей родины - Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы "Мертвые души" идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте "Божественная комедия", которая называется "Ад". Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный - образ России. С этим образом связано "высокое лирическое движение", которым в поэме по временам заменяется комическое повествование.



Значительное место в поэме "Мертвые души" занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.

Итак, отправимся за героем поэмы "Мертвые души" Чичиковым в Н.

С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность сюжета, так как читатель не может предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительного героя (на столе у него лежит книга, открытая на одной и той же странице, а его вежливость притворна: "Позвольте этого вам не позволить>>), но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает. Однако в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей. По мысли Гоголя это символ "человека-коробочки", в котором заложена идея неуемной жажды накопительства.

Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике "Миргород", и в комедии "Ревизор". В поэме "Мертвые души" она переплетается с темой крепостничества. Особое место в поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине". Она сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает правительство.

Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.

За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?" Итак, мы остановились на том, что изображает Гоголь в своем произведении. Он изображает социальную болезнь общества, но также следует остановиться на том, как удается это сделать Гоголю.

Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В изображении галереи помещиков умело сочетает общее и индивидуальное. Практически все его персонажи статичны, они не развиваются (кроме Плюшкина и Чичикова), запечатлены автором как результат. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный прием - характеристику персонажа через деталь. Гоголя можно назвать "гением детализации", так точно порой детали отражают характер и внутренний мир персонажа. Чего стоит например, описание имения и дома Манилова! Когда Чичиков въезжал в имение Манилова, он обратил внимание на заросший английский пруд, на покосившуюся беседку, на грязь и запустение, на обои в комнате Манилова - то ли серые, то ли голубые, на обтянутые рогожей два стула, до которых так и не доходят руки у хозяина. Все эти и еще много других деталей подводят нас к главной характеристике, сделанной самим автором: "Ни то, ни се, а черт знает что такое!" Вспомним Плюшкина, эту "прореху на человечестве", который потерял даже пол свой.

Он выходит к Чичикову в засаленном халате, на голове какой-то немыслимый платок, везде запустение, грязь, ветхость. Плюшкин - крайняя степень деградации. И все это передается через деталь, через те мелочи жизни, которыми так восхищался А.С. Пушкин: "Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем".

Главная тема поэмы - это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третьей частями "Божественной комедии" Данте: "Чистилище" и "Рай". Однако этим замыслам не суждено было осуществиться: второй том оказался неудачным по идее, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность.

Гоголь терялся, задумываясь о будущем России: "Русь, куда же ты несешься? Дай ответ! Не дает ответа".

Мертвые души. Образ повествователя

Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые условно можно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». Реальный мир воссоздает современную Гоголю действительность русской жизни. Это уродливый и страшный мир маниловых, ноздревых, чичиковых, плюшкиных и кувшинных рыл, мир извращенных духовных ценностей. Мир идеальный – это мир высокого идеала, это мысли и раздумья автора об истинной жизни, о могучей и прекрасной России живых душ. Во имя этой России и была создана эта поэма.

Повествователь в поэме – это реальный человек, имеющий свою биографию, это образ автора со многими присущими ему мыслями и чертами. Образ повествователя раскрывается в отношении к окружающей его действительности. Его мысли выражает вся система образов. Находясь в центре поэмы, он открыто обращается к читателю, и не только рассказывает о героях, но и оценивает их, передает свои мысли, навеянные картинами жизни.

И хотя образ повествователя и близок автору, их личности не тождественны. Повествование в поэме ведется от лица идеальной личности, такой, какой представляет ее автор. Через образ повествователя в поэме совершается все то, что близко и дорого автору, что он любит и что прошло через его душу. Повествователь, как и автор, – одинокий странник, который ищет счастье. Это человек, много видевший и переживший. Он не приемлет зло и несправедливость, выступает против пошлости и обывательства и ищет новые формы человеческого общения и существования.

Повествователь свободно и открыто, не скрывая своей иронии, выражает передовые взгляды своей эпохи. Он любит Россию и русский народ и с острой болью переживает все то, что творится на его Родине, ненавидит и презирает сильных мира сего, скорбит о гибели в человеке человеческого. Ему дорога красота родной земли и он воспевает ее красоту. Но его любовь заключает в себе и сознание личной ответственности за ее судьбу. Судьба народа и страны является и его судьбой. Автор доверил повествователю роль представителя народной России. Но судьба его родины трагична и печальна, вызывает «зримый миру смех, незримые неведомые миру слезы». Однако он верит в возможности народа, подтверждением чего служат его отзывы о русском мужике, полные восторга и горячей веры в лучшее будущее. Все это позволяет утверждать, что образ повествователя – это образ самого Гоголя. И чем больше развивалось мастерство писателя, тем сильнее он тревожился за судьбу своей родины, тем острее становилась его сатира, направленная на обличение чиновников и помещиков.