Прием на работу совместителя: примерная пошаговая процедура
ПРИЕМ НА РАБОТУ СОВМЕСТИТЕЛЯ:
ПРИМЕРНАЯ ПОШАГОВАЯ ПРОЦЕДУРА
На данном этапе необходимо выяснить, существуют или нет у кандидата ограничения на занятие определенными видами деятельности (ст. 351.1 ТК РФ).
Согласно ст. 283 ТК РФ при приеме на работу по совместительству к другому работодателю работник обязан предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. При приеме на работу по совместительству, требующую специальных знаний, работодатель имеет право потребовать от работника предъявления документа об образовании и (или) о квалификации либо его надлежаще заверенной копии, а при приеме на работу с вредными и (или) опасными условиями труда – справку о характере и условиях труда по основному месту работы.
При принятии решения о приеме на работу следует помнить, что не допускается работа по совместительству:
Лиц в возрасте до восемнадцати лет;
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями;
Ряд запретов и ограничений на совместительство установлен для судей, прокуроров, сотрудников полиции, военнослужащих, государственных служащих, муниципальных служащих и др.
Работодатель (кадровый работник или иное уполномоченное лицо) знакомится с предъявленными документами, проверяет их подлинность.
Если сторонами будет принято решение о поступлении работника на работу к работодателю, то в дальнейшем работодатель (кадровый работник или иное уполномоченное лицо) снимает копии с документов и заверяет их (при необходимости помещения таких копий в личное дело работника в случаях, когда у работодателя ведутся личные дела работников), переносит сведения с предъявленных документов в личную карточку работника, затем подлинники документов (паспорта, документа об образовании и др.) возвращаются работнику.
Согласно ст. 69 ТК РФ обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат:
1) лица, не достигшие возраста восемнадцати лет;
3) иные лица в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
Шаги по оформлению приема на работу совместителя
1. Получение от работника заявления о приеме на работу.
Данный шаг пошаговой процедуры приема на работу совместителя не является обязательным для большинства работодателей, потому что ТК РФ не предусматривает подачи работником такого заявления. Подача заявления обязательна при поступлении на государственную и муниципальную службу (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 26, Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 16).
Если заявление о приеме на работу работником все же подано и принято работодателем, то его регистрируют в установленном у работодателя порядке, например, в журнале регистрации заявлений работников.
2. Ознакомление работника с локальными нормативными актами работодателя и с коллективным договором (при его наличии).
Согласно ч. 3 ст. 68 ТК РФ при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. Должностная инструкция, как правило, также является локальным нормативным актом работодателя (в редких случаях она является приложением к трудовому договору).
Порядок ознакомления с локальными нормативными актами Трудовым кодексом РФ не определен, на практике существуют различные варианты:
к локальному нормативному акту прикрепляются ознакомительные листы, на которых работники ставят подписи, подтверждающие ознакомление, и даты ознакомления (такие листы прошиваются вместе с локальным нормативным актом),
ведение журналов ознакомления с локальными нормативными актами, в которых работники ставят подписи, подтверждающие ознакомление, и указывают даты ознакомления.
При приеме работника на работу в текст трудового договора может быть включена фраза о том, что работник до подписания трудового договора ознакомлен с локальными нормативными актами работодателя, и перечислены эти акты.
Определенный порядок ознакомления с локальными нормативными актами может быть закреплен в одном из локальных нормативных актов работодателя. Выясните существующий у Вашего работодателя порядок ознакомления работников с локальными нормативными актами до того, как начнете знакомить с ними работника.
3. Заключение с работником трудового договора и при наличии оснований договора о полной материальной ответственности.
Согласно ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составления трудовых договоров в большем количестве экземпляров.
В трудовой договор должны быть включены обязательные сведения и условия (ч. 1 и ч. 2 ст. 57 ТК РФ) и могут быть включены дополнительные условия (ч. 4 ст. 57 ТК РФ).
Вместе с тем в трудовом договоре с совместителем должны быть учтены особенности правового регулирования труда с совместителями, установленные главой 44 ТК РФ.
В трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством.
Обратите внимание, что заключение договора о полной материальной ответственности – это необязательный шаг. Однако он на этом этапе может оказаться весьма полезным. Предположим, с работником сразу не заключают договор о полной материальной ответственности, а после приема на работу заключить этот договор он уже отказывается. Закон же не указывает прямо, как разрешать эту ситуацию: можно ли принуждать работника к заключению договора о полной материальной ответственности, можно ли наказывать или увольнять непокорных. Среди юристов, судей, инспекторов существуют различные точки зрения по этому поводу. А чтобы не доказывать при неприятном случае кому-то свою позицию и избежать лишних проблем, лучше не попадать в такую ситуацию и заключить договор о полной материальной ответственности до начала сопротивления работника, еще при решении вопроса о приеме и оформлении его на работу. При этом не забывайте, что заключение таких договоров возможно только со строго очерченным законодателем кругом работников
Согласно ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Причем перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В настоящее время действуют перечни должностей и работ , замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85. Данным постановлением утверждены и типовые формы договоров о полной материальной ответственности.
4. Регистрация трудового договора и договора о полной материальной ответственности в установленном у работодателя порядке. Например, трудовой договор может регистрироваться в журнале регистрации трудовых договоров, а договор о полной материальной ответственности – в журнале регистрации договоров о полной материальной ответственности с работниками.
5. Вручение работнику его экземпляра трудового договора.
Согласно ст. 67 ТК РФ один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя. Рекомендуем перед подписью ставить фразу «Экземпляр трудового договора мною получен».
Если с работником подписан договор о полной материальной ответственности, то один его экземпляр также передается работнику.
6. Издание приказа (распоряжения) о приеме на работу.
Приказ о приеме работника на работу издается на основании заключенного трудового договора, и его содержание должно строго соответствовать условиям заключенного трудового договора.
7. Регистрация приказа (распоряжения) о приеме работника на работу в установленном у работодателя порядке, например, в журнале регистрации приказов (распоряжений).
8. Ознакомление работника с приказом (распоряжением) о приеме на работу под подпись.
Согласно ст. 68 ТК РФ приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под подпись в трехдневный срок со дня фактического начала работы.
9. Решение вопроса о записи в трудовую книжку.
Трудовая книжка совместителя хранится у работодателя по основному месту работы. По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
Таким образом, если работника принимают на работу в порядке внутреннего совместительства, то при желании работника (которое рекомендуется оформлять заявлением работника) в трудовую книжку делается запись о работе по совместительству.
Если работника принимают на работу в порядке внешнего совместительства, то у него следует спросить, планирует ли он вносить в свою трудовую книжку на основной работе запись о работе по совместительству. При желании работника по его письменному заявлению на основании ст. 62 ТК РФ выдается копия приказа о приеме на работу по совместительству, заверенная надлежащим образом, справка о работе по совместительству, чтобы работник мог предоставить их по основному месту работы для внесения записи о работе по совместительству в трудовую книжку.
10. Оформление на работника личной карточки, ознакомление его под подпись в личной карточке с записью, внесенной в трудовую книжку, со сведениями, внесенными в личную карточку.
Согласно п. 12 «Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках», с каждой вносимой в трудовую книжку записью о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу и увольнении работодатель обязан ознакомить ее владельца под подпись в его личной карточке, в которой повторяется запись, внесенная в трудовую книжку. Форма личной карточки утверждается Федеральной службой государственной статистики.
Личная карточка может быть зарегистрирована в установленном у работодателя порядке, например, в журнале учета личных карточек работников.
11. Включение работника в табель учета рабочего времени, другие документы.
12. Если работник принимается на условиях внешнего совместительства, то можно запросить у него справку с основного места работы о том, когда ему будет предоставлен отпуск в текущем году.
Это целесообразно сделать, потому что лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе.
Возможны и дополнительные шаги в пошаговой процедуре приема на работу совместителя : оформление личного дела, сообщение о приеме на работу работника его бывшему работодателю, сообщение сведений о работнике в военкомат и др.
Некоторые кадровые специалисты при ознакомлении работника с локальными нормативными актами просят его указывать не только дату, но и время ознакомления, таким образом подчеркивая соблюдение требования кодекса о том, что работник должен быть до подписания трудового договора ознакомлен с локальными нормативными актами работодателя, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника. Соответственно и при подписании трудового договора просят работника указывать время. Мы не возражаем против такого усердия, но полагаем, будет достаточным при ознакомлении работника с локальными нормативными актами работодателя указывать дату ознакомления, а в трудовой договор включать фразу о том, что работник до подписания трудового договора ознакомлен с локальными нормативными актами работодателя (с перечислением этих актов).
Прием на работу нового сотрудника сегодня сопряжен с необходимостью проверки личных данных, оформлением большого количества документов, а часто и прохождением медицинского осмотра. А еще нужно удостовериться в его компетенции и опыте работы. Как принять на работу сотрудника в соответствии со всеми требованиями действующего законодательства?
Перед тем, как начать оформление документов, следует убедиться, что претендент на должность ей соответствует: имеет необходимое образование, опыт работы и нормальное состояние здоровья.
Что касается компетенции и соответствия требованиям по должности, то это выясняется во время собеседования или конкурса на должность (если он предусмотрен). А вот состояние здоровья оценивает специальная медицинская комиссия. Правда, не все организации требуют от соискателей пройти медосмотр. Но есть категории людей, которые обязаны это сделать по закону. К ним относятся работники торговли, пищевой промышленности, сотрудники силовых структур и те, кто претендует на работу в условиях повышенной опасности. Кроме того, принять на работу несовершеннолетнего тоже можно только после того, как он пройдет медосмотр.
Если предварительный этап пройден, а человек по уровню образования, опыту и состоянию здоровья подходит работодателю, начинается ознакомление с должностными инструкциями и договором. Тут стоит отметить, что физическое лицо можно трудоустроить только по трудовому или гражданско-правовому договору. В первом случае подразумевается включение сотрудника в штат предприятия и внесение записи в трудовую книжку (для совместителей это делается по желанию работника). А сотрудничество по гражданско-правовому договору не предполагает подобных действий и, соответственно, не выплачиваются ни больничные, ни отпускные.
Если сотрудника берут в штат, с ним заключается трудовой договор, в котором подробно прописаны все условия сотрудничества: рабочее время, отдых, рабочий график, размер оклада, надбавки (если они есть), а также права и обязанности сторон – работника и работодателя. Все, что указывается в этом документе не должно противоречить существующему законодательству. В противном случае он может быть признан недействительным.
Особого внимания заслуживают функциональные обязанности, которые должны быть подробно указаны в договоре. Правда, они могут быть оформлены и в виде приложения к нему. И, конечно, должен быть указан испытательный срок (если он предусмотрен). Его размер по закону не может превышать трех месяцев.
Трудовой кодекс четко формулирует, как принять человека на работу, указывая в ст. 67, что трудовой договор может быть только в письменной форме, в двух экземплярах, с подписями обеих сторон и печатью организации. При этом в него должны быть включены как обязательные положения, так и дополнительные условия, о которых говориться в ст.57 Трудового кодекса. Один экземпляр документа остается в личном деле сотрудника, а второй выдается ему на руки.
Как правильно трудоустроить сотрудника, который будет отвечать за материальные ценности? Оформить договор о полной материальной ответственности!
Сегодня работодатели предпочитают сразу заключать с ним договор о полной материальной ответственности. Конечно, его можно заключить и позже, но ввиду того, что довольно часто сотрудники впоследствии отказываются от подписания такого договора, работодатели предпочитают оформить все при приеме.
Особенно важен этот документ для работников торговли, логистической сферы, транспорта, складских комплексов. Но сегодня работодатели предпочитают заключать договор о материальной ответственности со всеми работниками, так как практически каждый сотрудник имеет в своем распоряжении материальные средства, например, рабочий стол, оргтехнику и прочее имущество, за которое он несет материальную ответственность.
Договор о полной МО также заключается в двух экземплярах, один из которых выдается работнику, а другой подшивается в личное дело.
Некоторые коммерческие организации заключают со своими работниками еще и договор о коммерческой тайне и ее неразглашении. Такая практика существует у всех западных компаний, а сегодня активно применяется и у нас.
Принять на работу работника можно только после того, как он напишет заявление о приеме, а руководитель организации его завизирует.
Сначала заявление должен согласовать руководитель структурного подразделения, в которое устраивается соискатель. И только после этого его будет рассматривать руководитель предприятия.
Заявление должно содержать резолюцию руководителя и отметку об исполнении документа (входящий номер и дату). Если результат положительный – прием документов и трудоустройство продолжается.
Многие работники отделов кадров часто путают очередность действий при приеме сотрудника. По закону сначала заключается трудовой договор с работником, а только потом издается приказ о приеме. Подписанные договоры (трудовой, о материальной ответственности и коммерческой тайне) регистрируются в книге регистрации, а вторые экземпляры выдаются работнику на руки под роспись.
Приказ о приеме на работу и трудовой договор должны совпадать по смыслу. Приказ (форма №Т-1) подписывается после того, как с работником уже заключен трудовой договор. В нем указывается должность работника, испытательный срок, структурное подразделение, где будет работать сотрудник, характер работы, условия приема на работу (постоянно, по совместительству, в порядке перевода, временно). Сотрудник должен ознакомиться с приказом и подтвердить этот факт личной подписью в течение трех дней с момента начала работы.
Бывают ситуации, когда сотрудник, заключивший договор, не выходит на работу. В этом случае договор аннулируется, а запись в трудовую книжку не делается.
После того, как сотрудник ознакомился с приказом о приеме на работу, отдел кадров может заполнить трудовую книжку. Запись делается по истечении пяти первых рабочих дней при условии, что работа является основной.
Если у сотрудника нет трудовой книжки, работодатель должен ее оформить. А если работник трудится еще и в другой организации в качестве совместителя, то по его желанию и на основании подтверждающих документов в книжку может быть внесена запись о работе по совместительству.
Саму трудовую книжку регистрируют в книге учета движения трудовых книжек.
Большинство предприятий сегодня оформляют на каждого сотрудника личное дело, в которое подшиваются вторые экземпляры договоров, анкеты, автобиографии, копии документов об образовании. Но личное дело можно и не оформлять, а вот личные карточки работников на предприятии должны быть обязательно. Их бланки являются унифицированными формами – Т-2, Т-2ГС (для государственных служащих) и Т-4 (для научных работников).
Личные карточки ведутся только на бумажном носителе, а вся информация о переводах работника, его отпусках и прочем доводится сотруднику под роспись.
После заключения трудового договора, его необходимо зарегистрировать в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования. Если этого не сделать, то на работодателя будут наложены штрафные санкции.
Несовершеннолетние могут работать только с 14 лет, с согласия одного из родителей и после прохождения медосмотра. При этом они могут выполнять только легкую работу. Те, кто совмещает работу и учебу не могут работать больше 4 часов день, а максимальная продолжительность рабочего дня – 7 часов (для лиц 16-18 лет). Чтобы заключить трудовой договор, несовершеннолетний должен предоставить в отдел кадров предприятия паспорт, свидетельство о рождении, копию паспорта одного из родителей, разрешение одного из родителей, составленное в произвольной форме, аттестат или справку из учебного заведения с расписанием занятий. Кроме того, при наличии у несовершеннолетнего ИНН, СНИЛС и приписного свидетельства, они тоже должны быть предоставлены работодателю.
Сегодня трудоустроить иностранного гражданина могут только те организации, которые получили на это разрешение, а если иностранные граждане прибыли в РФ в условиях визового режима, то они могут сами получить такое разрешение. В этом случае их может принять на работу практически любая организация. Но есть категории иностранцев, которым не требуется разрешение на работу. К ним относятся иностранные граждане временно или постоянно проживающие на территории РФ, переселенцы, аккредитованные иностранные журналисты, иностранные студенты и работники иностранных юридических лиц, работающие в России. А если речь идет о высококвалифицированном специалисте (его заработная плата должна быть не меньше 2 000 000 за календарный год), то ходатайство о разрешении на работу подает потенциальный наниматель.
Совместителями считаются работники, которых предприятие решило принять на работу по совместительству.
С такими сотрудниками тоже заключается трудовой договор, но в нем указывается, что работник выполняет работу по совместительству, в свободное от основной работы время. При этом человек может быть совместителем в нескольких организациях.
Работать по совместительству можно как в своем учреждении, так и в другом. У тех, кто и по основной работе, и по совместительству работает на одном предприятии, не требуют предоставления дополнительных документов. А вот внешние совместители должны предоставить работодателю паспорт, документ об образовании и справку с основного места работы о характере и условиях труда.
При этом совместителями нельзя оформлять несовершеннолетних, судей, прокурорских работников, военных, представителей МВД (все, кроме несовершеннолетних могут заниматься научной или преподавательской деятельностью в порядке совместительства), а также работников транспортной сферы или вредных производств на аналогичные должности в других компаниях.
Прием на работу оформляется в течение 3 дней с даты фактического начала сотрудником трудовой деятельности (ст. 67 ТК РФ). Какие документы должен представить работник при трудоустройстве и как работодатель оформляет его прием, читайте в нашей статье.
Прием человека на работу — кадровая процедура, с которой начинаются трудовые взаимоотношения работодателя и работника. Ошибки при оформлении документов чреваты для компании претензиями со стороны государственных органов, а в случае инцидента между сторонами — судебным разбирательством.
Порядок приема на работу новичка зависит от того, в какую именно организацию он трудоустраивается (на государственной службе у кадровых процедур есть свои нюансы).
Прием работника на работу оформляется в 2 этапа:
В соответствии со ст. 65 ТК РФ для трудоустройства гражданину понадобятся:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если для работника ваша компания не будет основным местом работы, трудовую книжку он представлять не должен. Если же работник устраивается на работу впервые, трудовую книжку и СНИЛС ему оформляет работодатель.
Перечень документов для приема на работу не является закрытым. Отдельные законодательные акты устанавливают для определенных профессий или категорий граждан обязанное наличие дополнительных документов. Например, иностранцы при приеме на работу представляют полис ДМС, разрешение на работу или патент, разрешение на временное проживание в РФ, вид на жительство (ст. 327.3 ТК РФ). У водителя при трудоустройстве запросят водительское удостоверение, у продавца — личную медицинскую книжку (п. 1 приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402).
Многие работодатели при приеме на работу требуют свидетельство об ИНН, хотя этот документ не входит в перечень, установленный ТК РФ. Однако мы рекомендуем его запрашивать, поскольку с 2016 года налоговики ужесточили правила проверки справок 2-НДФЛ (письмо управления налогообложения имущества и доходов физических лиц ФНС России от 23.11.2015 № 11-2-06/0733), в том числе правильности заполнения ИНН работника.
Кроме того, согласно ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов…» от 29.12.2015 № 385-ФЗ организации и предприниматели, использующие наемный труд, начиная с 01.04.2016 должны будут ежемесячно отчитываться в ПФР. Среди сведений, которые страхователь должен представлять, есть и ИНН (подп. 3 п. 2.2 ст. 2 закона № 385-ФЗ).
При приеме на работу работник пишет заявление на имя руководителя. По закону для коммерческих организаций эта процедура необязательна, однако заявление о приеме на работу составляется во многих компаниях. В нем работник указывает должность, а также дату, с которой приступит к работе. Руководитель визирует заявление и передает его в отдел, занимающийся оформлением кадровых документов.
ВАЖНО! Для устройства на госслужбу заявление необходимо (ст. 26 ФЗ «О государственной службе» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
На основании заявления работника и распоряжения руководителя кадровая служба производит оформление работника в штат. Порядок действий такой:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Перечисленные внутренние регламентирующие акты должна иметь каждая компания. В статье вы найдете перечень обязательной кадровой документации и размер штрафов за ее отсутствие.
Подробнее о порядке заполнения формы Т-2 вы можете прочесть в этой .
Мы рассмотрели документы, обязательные для оформления трудоустройства согласно ТК РФ и иным законодательным актам. Прочие кадровые документы составляются в зависимости от должности сотрудника и установленных правил кадрового делопроизводства в организации.
Оформлением приема новых сотрудников занимается, как правило, специально выделенный отдел, называемый кадровый. Кадровые работники проводят отбор соискателей, выбирают подходящих кандидатов, проводят собеседования, оформляют прием новых сотрудников в должность, оформляют их отпуск, переводы, увольнение и решают прочие моменты, связанные с кадрами. Как происходит прием новых работников в 2018 году?
Если кадровой службы на предприятии нет, то занимается приемом новых сотрудников любой уполномоченный на то работник.
Первичные медосмотры обязательны далеко не для всех должностей. Перечень категорий работников, для которых необходимо пройти медицинское обследование перед началом работы, приведен в ст.213 ТК РФ:
Указанных выше работников нужно предварительно отправить проходить медкомиссию перед оформлением в штат предприятия. Подробнее о прохождении медосмотров, налоговом и бухгалтерском учете расходов на медосмотры можно почитать .
Должностные обязанности прописываются в должностной инструкции, которую человек должен внимательно изучить. Для каждой должности разрабатывается своя должностная инструкция.
Помимо данного документа работника также нужно познакомить с правилами внутреннего трудового распорядка, образец которых можно найти .
Кроме того, в организации может иметься коллективный договор и другие внутренние локальные акты, регулирующие вопросы, связанные с персоналом. Работник также должен ознакомиться с этими документами, чтобы знать свои права и обязанности.
Следующий шаг, который необходимо выполнить при приеме нового человека на работу – это заключить с ним трудовой договор. Он может быть срочный или бессрочный. Первый заключается на определенный срок, что актуально при разовых работах, при замещении другого сотрудника, например, на время его нахождения в отпуске по уходу за ребенком, а также в других случаях. не имеет срока окончания его действия, то есть заключается на неопределенный срок.
Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, содержащее права и обязанности сторон. Составляется в двух экземпляра: для работника и работодателя, подписывается обеими сторонами.
С работником также может быть заключен гражданско-правовой договор. Для работодателя это очень удобно, нет необходимости оформлять отпуск сотрудникам, платить больничные, отчисления в фонды. Но заключить его можно не всегда, должны соблюдаться определенные условия, в частности он должен предполагать конечный результат. Подробнее об этом виде договора поговорим в другой статье.
Если человек принимается на должность, предполагающую материальную ответственность, то необходимо с ним заключить договор о полной или частичной материальной ответственности.
Примерами таких работников можно назвать сотрудников бухгалтерии, склада, продавцов и прочего персоналом, имеющего доступ к материальным или денежным ценностям.
При необходимости при приеме нового сотрудника с ним заключается договор, гарантирующий неразглашение коммерческой тайны, скачать образец такого договора можно по .
После того как необходимые договора оформлены и подписаны, они регистрируются в специальной регистрационной книге, в которой работник ставит свою подпись. Данная запись поможет в дальнейшем работодателю доказать, что договора с работником были заключены (трудовой, о материальной ответственности, о неразглашении коммерческой тайны).
После выполнения действий, указанных выше, работник пишет заявление о приеме на работу. Данный документ не является обязательным, но, тем не менее, большинство работодателей его все же требуют.
Пишется он работником на листе формата А4 в произвольной форме на имя руководителя организации.
Образец написания заявления о приеме на работу можно скачать .
На основании заявления работника составляется приказ о приеме на работу. Для оформления можно воспользоваться унифицированной . Первая используется при приеме на работу одного человека, вторая – при приеме группы сотрудников.
Порядок оформления приказа можно посмотреть , где представлены бланки унифицированных форм приказов для скачивания, а также образец заполнения приказа.
На основании утвержденного приказа о приеме на работу кадровый работник или другой ответственный специалист делает запись в трудовой книжке. При этом указывается, какого числа принят новый сотрудник, в какую должность, в какую организацию. Данные для заполнения берутся из приказа.
Иногда этот шаг можно выполнить позже, но трудовую книжку все равно нужно получить от работника.
Сведения о внесенной записи в трудовой книжке подлежат отражению в книге учета движения трудовых книжек.
После этого работник может приступить к своим обязанностям, а кадровый работник оформляет на него , при необходимости заводит и лицевой счет.
Для оформления этих документов от работника требуется получить паспорт, документы об образовании, военный билет, заявление о приеме на работу, анкету с биографическими данными.
Далее трудовая деятельность нового работника подлежит отражению в табеле учета рабочего времени, оформленного по форме Т-12 или . В табеле фиксируются все явки и неявки работника с указанием причины отсутствия.
На нового сотрудника также нужно оформить медицинский полис на обязательное медицинское страхование, а также пластиковую зарплатную карту (если зарплата на предприятии выдается безналичными средствами).
Не многие предприниматели работают в одиночку. Чаще для развития бизнеса им требуются помощники, которых закон обязывает оформить официально.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Как правильно поступить ИП, принимая на работу сотрудников, что нужно знать и какими законами регламентировать свои действия?
Каждый работодатель по закону обязан официально трудоустраивать наемных работников, независимо от вида предпринимательской деятельности.
Согласно 67 статье Трудового кодекса, в течение трех дней с момента допущения сотрудника к работе работодатель обязан заключить с ним .
В статье 66 ТК делается упоминание об ответственности работодателя за ведение трудовых книжек.
Согласно нормативному акту, предприниматель обязуется внести запись в трудовую книжку по истечении 5 дней с момента вступления в должность. Исключения составляют случаи, когда работник трудоустраивается .
Статья 226 Налогового кодекса гласит, что работодатель обязан делать удержания и перечисления в налоговые службы НДФЛ. А отсутствие официального трудоустройства считается злостным уклонением от уплаты налогов, за что предусматривается уголовная ответственность.
Если предприниматель игнорирует требования законодательства, то ему грозит ответственность:
Заключение трудового договора и официальное трудоустройство сотрудников подразумевает увеличение расходов предпринимателя, но и защищает от штрафных санкций.
Процесс найма у ИП практически не отличается от стандартной процедуры оформления у юридических лиц.
Действия ИП при трудоустройстве работников следующие:
Регистрация в государственных органах требуется для дальнейшей уплаты налогов и страховых взносов.
Процедура проводится однократно, при трудоустройстве первого сотрудника. После регистрации предприниматель получает присвоенные ему номера для уплаты налогов. Они не должны совпадать с номерами, присвоенными для внесения собственных ежемесячных налогов.
Сроки достаточно жесткие: в течение 10 дней с момента заключения договора ИП должен зарегистрироваться в фондах медицинского и социального страхования, органах налоговой службы, а в Пенсионном фонде – в течение 1 месяца.
С момента заключения договора предприниматель обязуется предоставить сотруднику соцпакет, в который входит:
При трудоустройстве предприниматель должен ознакомить потенциальных сотрудников с нормативными актами, к которым относятся:
К нормативным актам относятся и другие документы, в которых регламентируются правила работы, трудоустройства, выплаты компенсаций, предоставления отпусков и т.д. Только после ознакомления с ними подписывается трудовой договор.
Грамотно составленные документы – это важное правило при трудоустройстве сотрудников. Они делают отношения между работодателем и работниками официальными, предоставляют обеим сторонам права и обязывают блюсти законы Трудового кодекса.
При оформлении сотрудников у предпринимателя могут возникнуть кадровые вопросы.
Например, можно ли не трудоустраивать работника, возможно ли заключение или гражданского договора, как оформить человека, занимающегося коммерческой деятельностью и т.д.
Рассмотрим наиболее важные кадровые нюансы, с которыми сталкиваются многие ИП:
Размер оклада и возможных надбавок оговаривается при трудоустройстве и указывается в трудовом договоре.
Система оплаты также регулируется предпринимателем самостоятельно, но не противореча законодательству, а точнее, 136 статье Трудового кодекса.
Согласно ей работодатель должен отображать каждый отработанный день в табеле рабочего времени.
Заработная плата должна выплачиваться два раза в месяц.
За несоблюдение правила предусматривается ответственность:
Любые изменения в окладе или дате выплаты заработной платы должны отображаться в трудовом договоре под роспись сотрудников.
Индивидуальный предприниматель выступает в качестве налогового агента для своих сотрудников. Он берет на себя обязательства раз в месяц удерживать из заработной платы НДФЛ и делать отчисления в налоговый фонд.
Страховые отчисления в пенсионный фонд делаются в следующем месяце после выдачи заработной платы, но не позднее 15 числа. Ставки за работников составляют, как правило, 30% от размера заработной платы, но могут корректироваться в зависимости от состояния здоровья сотрудника, наличия детей на иждивении, условий труда.
Рассмотрим на примере:
Заработная плата Иванова составила 20 000 рублей. Из них делаются отчисления:
Работодатель должен перечислить в пенсионный и страховой фонд за Иванова 6020 рублей.