Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Подробно опишите воспитание образование и времяпровождение онегина. Сочинение по произведению на тему: Судьба главного героя в романе А

Подробно опишите воспитание образование и времяпровождение онегина. Сочинение по произведению на тему: Судьба главного героя в романе А

С чего начинает свой роман Пушкин и в чем своеобразие такого начала?

(В романе своеобразное начало: новый для литературы того времени художественный прием: без всякого вступления, без единого предваряющего слова вводит поэт читателя в жизнь своего героя, а уже потом знакомит с ним, дружески, доверительно и просто.)

Как соотнести такое начало романа с требованиями классицизма?

Найдем с учениками и прочитаем «вступленье» к «Онегину» в конце седьмой главы и сделаем вывод: Пушкин иронизирует над одним из правил классицизма.

Как Онегин относится к окружающему его миру?

Учащиеся читают соответствующие строфы, анализируют и приходят к выводу. Онегину чужда связь с национальным, родным. «Забав и роскоши дитя» Онегин получил типичную для того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров.

Чем является для Онегина театр? Что его там привлекает?

(Театр для него лишь дань определенному ритуалу светской жизни, место, где, как иронически замечает Пушкин:

Каждый, вольностью дыша,

Готов охлопать еenterchat,

Обшикать Федру, Клеопатру,

Монну вызвать (для того,

Чтоб только слышали его).

Онегина («почетного гражданина кулис») больше интересуют встречи и интрижки с очаровательными актрисами, чем сцена, искусство. Он глубоко равнодушен и к неподражаемой «блистательной» Истоминой, и к великолепным постановкам Дидло.

С мужчинами со всех сторон

Раскланялся, потом на сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился и зевнул.

И молвил: «Всех пора на смену;

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел.)

Какой комментарий дает Пушкин к последней строчке?

(Выразительное примечание: Черта охлажденного чувства, достойная Чайльд Гарольда. Балеты г. Дидло исполнены живости воображения и прелести необыкновенной…»)

Что значит искусство, театр для поэта?

(Для Пушкина театр - волшебный край. В лирическом отступлении, исполненном огромного воодушевления и высокого вдохновения, автор вспоминает о театральных увлечениях своей молодости, дает краткие, но меткие характеристики выдающимся драматургам и актерам. Тут и Фонвизин - «сатиры смелый властелин», «друг свободы», и «переимчивый Княжнин», и снискавший «слезы, рукоплесканья» В. А. Озеров, и П. А. Катенин, воскресивший на русской сцене «Корнеля гений величавый» и «Колкий Шаховский» замечательная русская актриса Е. С. Семенова, делившая с В. А. Озеровым успех его трагедий, и увенчанный славой балетмейстер каре Дидло.)

А каково отношение к искусству Е. Онегина? Как показывает это автор?



(Лирические отступления во многом углубляли наше понимание недопустимой глухоты героя к прекрасному. Авторское неприятие равнодушия Онегина к искусству очевидно. Однако, прямой оценки этого явления в романе нет. Зато есть необъятный по богатству мир театра. Показ его таинственного могущества позволяет читателю ощутить эстетическую и эмоциональную ущербность Онегина.)

Итак, кто же такой Онегин?

(Онегин - типичный молодой петербургский щеголь. Он умен, довольно образован, он смутно чувствует, что так как принято в светском обществе, жить нельзя.)

Каково окружение Онегина? Чем отличается герой от своего окружения?

(Кроме самого Пушкина, считающего Онегина своим добрым приятелем к друзьям принадлежит один из передовых, мыслящих людей - Каверин, а затем в романе появляется еще одно имя - Чаадаев, хотя с Кавериным герой встречается в модном ресторане, а на Чаадаева похож тем, что в своей одежде был педант и то, что мы назвали «франт».)

Случаен ли круг знакомств Онегина, описываемый автором?

(Эти имена приведены неслучайно, это уже намек на более глубокие, чем у обычных петербургских франтов, запросы героя.)

Чем Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи?

(Автор отмечает его «мечам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлажденный ум», чувство чести, благородство души. Это не могло привести Онегина к разочарованию жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, выразившееся в разрыве с обществом и отъезде в деревню.)

Чем же пытается заняться Онегин, покинув светское общество?

(Учащиеся зачитывают соответствующие строфы 43-44).

Вывод:

«Но труд упорный ему был тошен...»

Порвав со светским обществом, в котором он не нашел ни высоких нравов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них. И будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет связь с людьми.

Пушкин определил жанр своего произведения как роман в стихах. Вся поэма изложена строфами в 14 строк (стихов). Но рифмы строфах неоднотипные. Здесь использованы перекрестные, кольцевые и парные рифмы. Первая глава, в которой Пушкин представляет своим читателям главного героя, начинается описанием его размышлений последнем родственнике, дающих представление о скептичном характере Евгения Онегина. Или как характеризует его сам Пушкин – «резкий, охлажденный ум.

Некоторые критики полагают, что Евгения Онегина Пушкин писал с себя, но, позволим себе не согласиться с этим утверждением, поверим, пожалуй, автору в том, что прототипом Онегина послужил некто из его петербуржских знакомых. Это показывает и анализ 1 главы романа Пушкина «Евгений Онегин. Поэт красочно и с талантом художника описывает представителя петербуржского светского общества. И если проанализируем образ Онегина и сравним с характером самого Пушкина, то легко поймем, что в них нет ничего общего. На Пушкина в значительной степени похож другой герой этой поэмы.

Первую главу поэмы можно условно разделить на 4 части. Первой частью Пушкин начинает и заканчивает главу. В ней он показывает настоящее, в котором находится в данный момент главный герой. Евгений Онегин едет в деревню своего дяди, который вызвал его к себе, и возможно, хотел сделать некоторые наставления своему будущему наследнику. Пока наш герой трясется в карете, Пушкин показывает читателю семью Онегина, условия, в которых он рос и воспитывался. «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Одной строкой, довольно емкой, поэт характеризует домашнее воспитание дворянской молодежи. В последующих строфах Пушкин характеризует своего героя, с юных лет усвоившего «науку страсти нежной», как опытного соблазнителя.

Во второй части главы поэт показывает быт и времяпрепровождение Онегина в Петербурге.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.

Скучать Онегину не приходилось. В поэме описан только один вечер Онегина. Сначала встреча с друзьями, ростбиф и шампанское, затем он едет в театр. Описание вечера наполнено глаголами, показывающими стремительный темп жизни Онегина: помчался, поскакал, взлетел стремглав, полетел.

Жизнь Онегина полна развлечений. Но развлечений весьма однообразных. Отсутствие цели и смысла в жизни порождают скуку, состояние хандры в его опустошенной душе.

Показывая театр, поэт позволяет себе лирическое отступление, связанное с собственными воспоминаниями о спектаклях его молодости.

Балет не заинтересовал Онегина, и он, не дожидаясь окончания, уехал домой, чтобы переодеться. Здесь начинается следующая часть главы, в которой Пушкин описывает комнату Онегина, его принадлежности, рассказывает о том, что Евгений Онегин щепетильно относится к своему внешнему облику и нарядам, одевается по последней французской моде.

Теперь Онегин отправился на бал по приглашению из записочки. И снова Пушкин делает лирическое отступление, рассказывает о своем отношении к подобным балам, которые он любил когда-то, окунается в воспоминания о счастливых петербургских днях.

Под утро, когда город медленно пробуждается, Онегин едет домой спать. Днем молодой дворянин пытается себя чем-нибудь занять. Взялся за перо, но в голову ничего не шло. Да и что мог сотворить человек, не имеющий ни литературного таланта, ни стройных знаний или серьезных увлечений. Он пытается читать, но и это занятие не затрагивает его душевных струн.

Наконец, Онегин приехал в деревню, и Пушкин возвращает читателя в первую часть главы и показывает Евгения Онегина в деревне дяди, который так и не дождался единственного племянника, умер. В поместье шли приготовления к похоронам. Только первые два дня Онегину было все внове, но потом он снова заскучал. Дни потекли своей чередой.

Глава заканчивается лирическим отступлением, в котором автор говорит о собственной любви к русской природе, проводит четкое разграничение между собой и нашим героем. Лирические отступления нужны Пушкину, чтобы на какое-то время оставить Онегина наедине с самим собой. Это – своеобразные паузы во времени.

“Евгений Онегин” - это произведение, в котором “отразился век”. Болезнью века, болезнью “лишних людей” была “русская хандра”. Исследованию этого явления и посвятил Пушкин свой роман. Главный герой романа, обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, не может найти применения своим способностям в обществе, в котором он живет. В романе Пушкин ставит вопрос: почему так произошло? Для ответа на него поэт исследует и личность Онегина - молодого дворянина 10-х - начала 20-х годов XIX века, и среду, которая его сформировала. Поэтому в романе так подробно рассказывается о воспитании и образовании Онегина. Воспитание его поверхностно и бесплодно, лишено национальных основ.
В первой главе поэт детально описывает времяпрепровождение Онегина, его кабинет, даже его обед. Мы видим молодого дворянина, “забав и роскоши дитя”. Жизнь петербургского света “однообразна и пестра”, пуста и искусственна. Онегин, будучи человеком достаточно умным и критически настроенным, способным судить себя и свет, разочаровался в светской суете, им овладела “русская хандра”. Такое критическое отношение к действительности ставит Онегина выше большинства людей его круга. Но Пушкин не принимает его пессимизма и “угрюмости”. Стремление к свободе (личной и общественной), творчество, любовь могли бы быть доступны Онегину, но заглушены в нем средой, воспитанием, обществом.
Внешние обстоятельства - смерть дяди, необходимость вступать в права наследства - дают возможность Онегину сменить привычную обстановку. Два дня ему казались новы.
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле... Мгновенное охлаждение Онегина к сельской красоте передает его пресыщенность и утрату способности восхищаться прекрасным. Однако, увидев первый раз сестер Лариных, он сумел разглядеть особую, скрытую красоту Татьяны: ...Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт. Сойдясь с Ленским, Онегин размышляет об “общественном договоре” Руссо, о науке, религии, нравственных проблемах, то есть обо всем, что занимало умы передовых людей того времени. Но Пушкин показывает сложное переплетение “старого” и “нового” в личности героя. Онегин, пойдя на дуэль с Ленским, оказался “не мужем с честью и умом”, он испугался “мненья света”, которое так презирал.
Убийство друга потрясло Онегина. Он почувствовал себя одиноким, опустошенным, у него возникла “охота к перемене мест”.
Путешествие изменило Онегина. Напряженные переживания, размышления обогатили его внутренний мир. Теперь он способен не только холодно анализировать, но и глубоко чувствовать, любить. Для Пушкина любовь - это возможность “пробуждения души”. После отказа Татьяны, после духовного перерождения, после нравственного потрясения Онегин должен начать новую жизнь, в прежнем направлении она развиваться уже не может.
Финал открыт. Будущее Онегина неизвестно. Ведь судьба человека зависит не только от особенностей его личности, его стремлений и идеалов, но и от внешних событий. Время изменяется, приносит много неожиданного. По-новому складываются общественные условия, и дальнейшая жизнь героя - возродится ли его душа или погаснет окончательно - остается за пределами романа.

Ум, коли он только что ум, самая безделица.
Прямую цену ему даёт благонравие.
Д.И.Фонвизин

Евгений Онегин и Пётр Гринёв - главные герои романов «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка». Оба произведения написаны для того, чтобы раскрыть общественные («лишний человек» в России 20-х годов XIX века) и нравственные (сбережение чести и человеческого достоинства в разных житейских ситуациях, а также во время социальных потрясений) проблемы, связанные с этими героями.

«Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» - реалистические произведения. В творчестве Пушкина реалистический период принято считать со времени выхода в свет первой главы «Евгения Онегина» (1824). Суть реалистического изображения окружающего мира удачно сформулировал Ф.Энгельс: типические характеры в типических обстоятельствах при верности деталей (Ф.Энгельс Письмо к М.Гаркнесс, апрель 1888). Таким образом, реалистическое произведение строится на других художественных принципах, чем, например, романтическое. Писатель-романтик выбирает в герои выдающуюся личность, романтический герой имеет сильный характер, так как не боится противопоставлять себя всему несовершенному миру. Он живёт своими страстями, презирает окружающее общество. Таковы были герои «южных» поэм Пушкина: русский пленник в поэме «Кавказский пленник», Алеко в поэме «Цыганы». Важнейшей чертой романтического героя была таинственность: сведения о его прошлом в лучшем случае ограничивались туманными намёками, поэтому многие поступки романтического героя не мотивировались.

Писатель-реалист отказывается от таинственного ореола вокруг действующих лиц, так как для реалиста важна не интригующая загадочность героя, а осмысление современности через человеческие характеры. Пушкин довольно подробно описывает детство Евгения Онегина и Петра Гринёва, так как разделяет взгляды просветителей, что именно в раннем возрасте формируются характер человека, его нравственные принципы. Короче говоря, черты, воспитанные в человеке с детства, определяют его судьбу.

Гринёв и Онегин жили в разное время: первый - в годы царствования Екатерины Второй, другой - в эпоху Александра Первого. Первый герой происходил из небогатой провинциальной дворянской семьи, второй принадлежал к столичному служилому дворянству.

«Капитанская дочка» представляет собой «семейственные записки», первая глава романа начинается с эпиграфа из комедии Я.Б.Княжнина «Хвастун»: «Да кто его отец?». Текст главы является как бы ответом на этот вопрос. Жизнь Петруши Гринёва - будущего автора мемуаров - внешне похожа на жизнь другого знаменитого недоросля - фонвизинского Митрофана Простакова. Гринёв жил в родовой деревне и воспитывался крепостным дядькой из псарей - Савельичем (Митрофан - крепостной нянькой Еремеевной). Этот крепостной был трезвого поведения, поэтому ему и доверили барское дитя. Гринёв выучился под его надзором грамоте и мог «очень здраво судить о свойствах борзого кобеля» (I). Позже отец нанял для своего сына учителя - француза Бопре, который, по признанию мемуариста, мало занимался своим воспитанником, так как предпочитал пить русскую водку и бегать за дворовыми девушками. Бопре (бывший парикмахер) очень напоминает немца Вральмана (бывшего кучера), который должен был учить Митрофана всем наукам. Занятия с Бопре имели закономерный результат: молодой Гринёв вроде бы ничего не знал и не умел, «жил недорослем, гоняя голубей» (I), но вырос не Митрофаном Простаковым, а достойным русским дворянином. Фехтовал он не хуже бывшего гвардейца Швабрина (Бопре успел-таки показать своему ученику несколько ловких выпадов), сочинял «изрядные» стихи, которые хвалил А.П.Сумароков (IV), то есть молодой человек был неплохо образован, хотя в старости, когда пишет свои мемуары в назидание потомкам, добродушно иронизирует над собой, дворянским недорослем старого времени.

Онегин воспитывался гувернёрами-иностранцами, его французский учитель использовал «новейшие педагогические методы»: Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил... (1, III) В результате Онегин получил блестящее, но поверхностное образование и знал вроде бы всё, что положено светскому молодому человеку: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно... (1, IV) Когда же после светских развлечений он захотел заняться чем-нибудь серьёзным, оказалось, что он совершенно лишен деловых качеств, то есть не может усердно работать, добиваться своей цели.

Родители обоих героев мало занимались сыновьями. Старший Онегин служил где-то «отлично-благородно» (1, III). О нравственном воспитании ребёнка в семье Онегиных вообще не упоминается. И вот Евгений живёт «для роскоши, для неги модной» (1, XXIII), для «чувств изнеженных» (I, XXIV). После многочисленных упражнений он стал крупным специалистом в «науке страсти нежной» (1, VIII), иными словами в волокитстве. Старший Гринёв был помещиком и, видимо, сам управлял своим небольшим имением. Суровый Гринёв-отец не долгими наставлениями, а личным примером внушает Петруше высокие нравственные правила: дворянская честь и достоинство превыше всего в жизни; обязанность дворянина - служба государству. Младший Гринёв по приказу отца отправился служить в захолустную Белогорскую крепость, однако довольно скоро отцовские правила стали убеждениями сына. В конце романа после освобождения Маши Петр Андреевич, полный счастья и надежд, мог отправиться вместе с невестой в родительскую деревню, но теперь он сам остался в отряде Зурина, ибо «чувствовал, что долг чести требовал его присутствия в войске императрицы» (XII). Так из кровного родства незаметно выросла духовная близость отца и сына.

Воспитание, вместе с другими обстоятельствами, определило судьбу каждого молодого дворянина. Истории любви и дружбы обоих героев убеждают, что Онегин воспитан эгоистом, а Гринёв - серьёзным и ответственным человеком, несмотря на его легкомысленные поступки в начале самостоятельной жизни: проигрывает Зурину в бильярд деньги, напивается, приказывает ехать в буран и чуть не замерзает в степи.

Онегина мало что волнует, помимо собственных проблем и желаний. Он не захотел вглядеться и понять провинциальную барышню и прошёл мимо большой любви. Досадуя на Ленского из-за пустяка, он нарочно «взбесил» (5, XXXI) молодого поэта на балу, довёл дело до дуэли и убил юношу. Вот на что тратит жизнь Онегин. Он оказался «лишним человеком» при всём своём уме и способностях. В восьмой главе романа автор сообщает, что главный герой дожил «без цели, без трудов До двадцати шести годов» (8, XII).

Гринёв получил от строгого отца напутствие беречь честь смолоду. Этому моральному правилу сын следовал в самых сложных ситуациях (в сцене казни капитана Миронова, в опасных объяснениях с Пугачёвым, который соблазняет молодого офицера высокими чинами в своём войске), в любви, в отношениях со Швабриным, соперником в любви и предателем, переметнувшимся на сторону бунтовщиков. Конечно, Гринёв не такой блестящий аристократ, как Онегин, зато он более цельный, более глубокий человек.

Подводя итог, скажем, что если в романтических поэмах Пушкин ничего не рассказывал о предыстории героев (кавказского пленника или Алеко), то в реалистических произведениях достаточно подробно изобразил семью, детство, воспитание главных героев. Легко заметить, что Онегин, и по своему характеру, и из-за случайного, бессистемного воспитания, оказался не готов к серьёзной деятельности, не смог ни для кого стать другом, потерял любовь. А Гринёв, благодаря своему стойкому и великодушному характеру, вопреки бессистемному воспитанию, следует главному наставлению отца и достойно выходит из всех жизненных испытаний, никого не предав и заслужив любовь капитанской дочки.

Поступки реалистических героев во взрослой жизни становятся мотивированными, благодаря рассказу об их семье и детских годах. Отсутствие таинственности в образах героев никак не вредит реалистическому искусству. Писатель ставит перед собой задачу объяснить характер, поведение, судьбу героя, а через него понять современный мир. Это трудная, но весьма увлекательная творческая проблема.

Ум, коли он только что ум, самая безделица.
Прямую цену ему дает благонравие.
Д. И. Фонвизин
Евгений Онегин и Петр Гринев – главные герои романов “Евгений Онегин” и “Капитанская дочка”. Оба произведения написаны для того, чтобы раскрыть общественные (“лишний человек” в России 20-х годов XIX века) и нравственные (сбережение чести и человеческого достоинства в разных житейских ситуациях, а также во время социальных потрясений) проблемы, связанные с этими героями.
“Евгений Онегин” и “Капитанская дочка” –

реалистические произведения. В творчестве Пушкина реалистический период принято считать со времени выхода в свет первой главы “Евгения Онегина” (1824). Суть реалистического изображения окружающего мира удачно сформулировал Ф. Энгельс: типические характеры в типических обстоятельствах при верности деталей (Ф. Энгельс Письмо к М. Гаркнесс, апрель 1888). Таким образом, реалистическое произведение строится на других художественных принципах, чем, например, романтическое. Писатель-романтик выбирает в герои выдающуюся личность, романтический герой имеет сильный характер, так как не боится противопоставлять себя всему

несовершенному миру. Он живет своими страстями, презирает окружающее общество. Таковы были герои “южных” поэм Пушкина: русский пленник в поэме “Кавказский пленник”, Алеко в поэме “Цыганы”. Важнейшей чертой романтического героя была таинственность: сведения о его прошлом в лучшем случае ограничивались туманными намеками, поэтому многие поступки романтического героя не мотивировались.
Писатель-реалист отказывается от таинственного ореола вокруг действующих лиц, так как для реалиста важна не интригующая загадочность героя, а осмысление современности через человеческие характеры. Пушкин довольно подробно описывает детство Евгения Онегина и Петра Гринева, так как разделяет взгляды просветителей, что именно в раннем возрасте формируются характер человека, его нравственные принципы. Короче говоря, черты, воспитанные в человеке с детства, определяют его судьбу.
Гринев и Онегин жили в разное время: первый – в годы царствования Екатерины Второй, другой – в эпоху Александра Первого. Первый герой происходил из небогатой провинциальной дворянской семьи, второй принадлежал к столичному служилому дворянству.
“Капитанская дочка” представляет собой “семейственные записки”, первая глава романа начинается с эпиграфа из комедии Я. Б. Княжнина “Хвастун”: “Да кто его отец?”. Текст главы является как бы ответом на этот вопрос. Жизнь Петруши Гринева – будущего автора мемуаров – внешне похожа на жизнь другого знаменитого недоросля – фонвизинского Митрофана Простакова. Гринев жил в родовой деревне и воспитывался крепостным дядькой из псарей – Савельичем (Митрофан – крепостной нянькой Еремеевной). Этот крепостной был трезвого поведения, поэтому ему и доверили барское дитя. Гринев выучился под его надзором грамоте и мог “очень здраво судить о свойствах борзого кобеля” (I). Позже отец нанял для своего сына учителя – француза Бопре, который, по признанию мемуариста, мало занимался своим воспитанником, так как предпочитал пить русскую водку и бегать за дворовыми девушками. Бопре (бывший парикмахер) очень напоминает немца Вральмана (бывшего кучера), который должен был учить Митрофана всем наукам. Занятия с Бопре имели закономерный результат: молодой Гринев вроде бы ничего не знал и не умел, “жил недорослем, гоняя голубей” (I), но вырос не Митрофаном Простаковым, а достойным русским дворянином. Фехтовал он не хуже бывшего гвардейца Швабрина (Бопре успел-таки показать своему ученику несколько ловких выпадов), сочинял “изрядные” стихи, которые хвалил А. П. Сумароков (IV), то есть молодой человек был неплохо образован, хотя в старости, когда пишет свои мемуары в назидание потомкам, добродушно иронизирует над собой, дворянским недорослем старого времени.
Онегин воспитывался гувернерами-иностранцами, его французский учитель использовал “новейшие педагогические методы”: Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил… (1, III) В результате Онегин получил блестящее, но поверхностное образование и знал вроде бы все, что положено светскому молодому человеку: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно… (1, IV) Когда же после светских развлечений он захотел заняться чем-нибудь серьезным, оказалось, что он совершенно лишен деловых качеств, то есть не может усердно работать, добиваться своей цели.
Родители обоих героев мало занимались сыновьями. Старший Онегин служил где-то “отлично-благородно” (1, III). О нравственном воспитании ребенка в семье Онегиных вообще не упоминается. И вот Евгений живет “для роскоши, для неги модной” (1, XXIII), для “чувств изнеженных” (I, XXIV). После многочисленных упражнений он стал крупным специалистом в “науке страсти нежной” (1, VIII), иными словами в волокитстве. Старший Гринев был помещиком и, видимо, сам управлял своим небольшим имением. Суровый Гринев-отец не долгими наставлениями, а личным примером внушает Петруше высокие нравственные правила: дворянская честь и достоинство превыше всего в жизни; обязанность дворянина – служба государству. Младший Гринев по приказу отца отправился служить в захолустную Белогорскую крепость, однако довольно скоро отцовские правила стали убеждениями сына. В конце романа после освобождения Маши Петр Андреевич, полный счастья и надежд, мог отправиться вместе с невестой в родительскую деревню, но теперь он сам остался в отряде Зурина, ибо “чувствовал, что долг чести требовал его присутствия в войске императрицы” (XII). Так из кровного родства незаметно выросла духовная близость отца и сына.

Воспитание, вместе с другими обстоятельствами, определило судьбу каждого молодого дворянина. Истории любви и дружбы обоих героев убеждают, что Онегин воспитан эгоистом, а Гринев – серьезным и ответственным человеком, несмотря на его легкомысленные поступки в начале самостоятельной жизни: проигрывает Зурину в бильярд деньги, напивается, приказывает ехать в буран и чуть не замерзает в степи.
Онегина мало что волнует, помимо собственных проблем и желаний. Он не захотел вглядеться и понять провинциальную барышню и прошел мимо большой любви. Досадуя на Ленского из-за пустяка, он нарочно “взбесил” (5, XXXI) молодого поэта на балу, довел дело до дуэли и убил юношу. Вот на что тратит жизнь Онегин. Он оказался “лишним человеком” при всем своем уме и способностях. В восьмой главе романа автор сообщает, что главный герой дожил “без цели, без трудов До двадцати шести годов” (8, XII).
Гринев получил от строгого отца напутствие беречь честь смолоду. Этому моральному правилу сын следовал в самых сложных ситуациях (в сцене казни капитана Миронова, в опасных объяснениях с Пугачевым, который соблазняет молодого офицера высокими чинами в своем войске), в любви, в отношениях со Швабриным, соперником в любви и предателем, переметнувшимся на сторону бунтовщиков. Конечно, Гринев не такой блестящий аристократ, как Онегин, зато он более цельный, более глубокий человек.
Подводя итог, скажем, что если в романтических поэмах Пушкин ничего не рассказывал о предыстории героев (кавказского пленника или Алеко), то в реалистических произведениях достаточно подробно изобразил семью, детство, воспитание главных героев. Легко заметить, что Онегин, и по своему характеру, и из-за случайного, бессистемного воспитания, оказался не готов к серьезной деятельности, не смог ни для кого стать другом, потерял любовь. А Гринев, благодаря своему стойкому и великодушному характеру, вопреки бессистемному воспитанию, следует главному наставлению отца и достойно выходит из всех жизненных испытаний, никого не предав и заслужив любовь капитанской дочки.
Поступки реалистических героев во взрослой жизни становятся мотивированными, благодаря рассказу об их семье и детских годах. Отсутствие таинственности в образах героев никак не вредит реалистическому искусству. Писатель ставит перед собой задачу объяснить характер, поведение, судьбу героя, а через него понять современный мир. Это трудная, но весьма увлекательная творческая проблема.


Другие работы по этой теме:

  1. В поэме “Евгений Онегин” рассказывается о том, как важно сделать правильный выбор своевременно. Пушкин сумел со всей реалистичностью описать злую шутку судьбы, когда роли героев...
  2. Петр Андреевич Гринев – главный герой романа А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, от его лица ведется повествование в рассказе. Родился Гринев в семье премьер-майора Андрея...
  3. Сходство Евгения и Владимира заключается в том, что они оба – молодые помещики, но не пустые, бездушные люди, а думающие и душевно развитые личности. Но...
  4. Пушкинский роман в стихах воспринимается легко и естественно, как дыхание, но его “воздушная громада” требует от нас вдумчивости, пытливости мыслей. При чтении первой главы Пушкин...