Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Писатель Аркадий Аверченко: биография, творчество и интересные факты. Краткая биография аркадия аверченко Все циклы рассказов аверченко

Писатель Аркадий Аверченко: биография, творчество и интересные факты. Краткая биография аркадия аверченко Все циклы рассказов аверченко

Советская литература

Аркадий Тимофеевич Аверченко

Биография

АВЕРЧЕНКО, АРКАДИЙ ТИМОФЕЕВИЧ (1881−1925), русский писатель, журналист, издатель. Родился 15 (27) марта 1881 в Севастополе. Отец - неудачливый мелкий торговец; ввиду его полного разорения Аверченко пришлось доучиваться «дома, с помощью старших сестер» (из автобиографии). В 1896, пятнадцати лет от роду, поступил конторщиком на донецкую шахту; через три года переехал в Харьков на службу в той же акционерной компании. Первый рассказ, Уменье жить, был опубликован в харьковском журнале «Одуванчик» в 1902. Серьезной заявкой литератора явился рассказ Праведник, опубликованный в Санкт-Петербурге в «Журнале для всех» в 1904. В период революционных событий 1905−1907 Аверченко обнаруживает публицистический талант и предприимчивость, широко публикуя в недолговечных периодических изданиях очерки, фельетоны и юморески и выпустив несколько номеров быстро запрещенных цензурой собственных сатирических журналов «Штык» и «Меч».

Издательский опыт пригодился ему в 1908 в Санкт-Петербурге, когда он предложил редакции зачахшего юмористического журнала «Стрекоза» (где еще в 1880 был опубликован первый рассказ Чехова) реорганизовать издание. Став секретарем редакции, Аверченко осуществил свой замысел: с 1 апреля 1908 «Стрекозу» сменил новый еженедельник «Сатирикон». Как отмечал в статье Аверченко и «Сатирикон» (1925) А. И. Куприн, журнал «сразу нашел себя: свое русло, свой тон, свою марку. Читатели же - чуткая середина - необыкновенно быстро открыли его». Именно ориентация на читателя среднего класса, пробужденного революцией и живо интересующегося политикой и литературой, обеспечила «Сатирикону» его огромный успех. Помимо завзятых юмористов, таких, как Петр Потемкин, Саша Черный, Осип Дымов, Аркадий Бухов, к сотрудничеству в журнале Аверченко сумел привлечь Л. Андреева, С. Маршака, А. Куприна, А. Н. Толстого, С. Городецкого и многих других поэтов и прозаиков. Постоянным сотрудником «Сатирикона» и вдохновителем всех журнальных начинаний был сам Аверченко; становлением писателя первой величины была сатириконовская карьера Н. А. Лохвицкой (Тэффи). Помимо журнала выпускалась «Библиотека Сатирикона»: в 1908-1913 было опубликовано около ста названий книг общим тиражом свыше двух миллионов, в том числе и первый сборник рассказов Аверченко Веселые устрицы (1910), выдержавший за семь лет двадцать четыре издания. В 1913 редакция «Сатирикона» раскололась, и «аверченковским» журналом стал «Новый Сатирикон» (1913−1918). Редкий номер прежнего и нового издания обходился без рассказа или юморески Аверченко; печатался он и в других «тонких» журналах массовой циркуляции, таких, как «Журнал для всех» и «Синий журнал». Рассказы отбирались, дополнительно редактировались и издавались сборниками: Рассказы (юмористические). Кн. 1 (1910) - сюда были заодно «сброшены» ранее, еще до «Сатирикона» опубликованные вещи; Рассказы (юмористические). Кн. 2. Зайчики на стене (1911), Круги по воде (1912), Рассказы для выздоравливающих (1913), О хороших в сущности людях (1914), Сорные травы (1914 - под псевдонимом Фома Опискин), Чудеса в решете (1915), Позолоченные пилюли (1916), Синее с золотом (1917). Выработался комплексный тип рассказа Аверченко, необходимым и характерным свойством которого является утрировка, расписывание анекдотической ситуации, доводящее ее до полнейшего абсурда, который и служит неким катарсисом, отчасти риторическим. Его гипертрофированные анекдоты не имеют и тени правдоподобия; тем успешнее используются они для мистификации и отстранения действительности, нужного «интеллигентной» публике (словцо «интеллигентный» было введено в широкий обиход при немалом содействии «Сатирикона»), которая во время «Серебряного века» старалась хоть немного ослабить мертвую хватку народнической идеологии: иногда для противодействия ей использовался даже доморощенный социал-демократизм, и следы его явственны в «Сатириконах». «Сатириконовцы» во главе с Аверченко чрезвычайно дорожили своей благоприобретенной репутацей «независимого журнала, промышляющего смехом», и старались не потакать низменным вкусам, избегая скабрезности, дурацкого шутовства и прямой политической ангажированности (во всех этих смыслах образцовым автором была Тэффи). Политической позицией журнала была подчеркнутая и несколько издевательская нелояльность: позиция очень выгодная в тогдашних условиях почти полного отсутствия цензуры, воспрещавшей лишь прямые призывы к свержению власти, зато позволявшей сколько угодно осмеивать любые ее проявления, в том числе и самое цензуру. Февральскую революцию 1917 Аверченко со своим «Новым Сатириконом», разумеется, приветствовал; однако последовавшая за ней разнузданная «демократическая» свистопляска вызывала у него возраставшую настороженность, а октябрьский большевистский переворот был воспринят Аверченко, вместе с подавляющим большинством российской интеллигенции, как чудовищное недоразумение. При этом его веселый абсурд приобрел новый пафос; он стал соответствовать безумию новоучреждаемой действительности и выглядеть как «черный юмор». Впоследствии подобная «гротесковость» обнаруживается у М. Булгакова, М. Зощенко, В. Катаева, И. Ильфа, что свидетельствует не об их ученичестве у Аверченко, а о единонаправленной трансформации юмора в новую эпоху. Эпоха относилась к юмору сурово: в августе 1918 «Новый Сатирикон» был запрещен, и Аверченко бежал на белогвардейский Юг, где публиковал в газетах «Приазовский край», «Юг России» и др. антибольшевистские памфлеты и фельетоны, а в октябре 1920 отбыл в Стамбул с одним из последних врангелевских транспортов. Тогда же вырабатываются новые типы рассказов Аврченко, впоследствии составивших книги Дюжина ножей в спину революции (1921) и Смешное в страшном (1923): антисоветский политический анекдот и стилизованные под очерки, но при этом утрированные в обычной манере Аврченко зарисовки и впечатления быта революционной столицы и гражданской войны. Опыт эмигрантской жизни, нелепо и жалко копирующей быт и нравы погибшей России, отразился в книге Записки Простодушного. Я в Европе (1923), где при помощи обратной гиперболы (литоты) возникают гротескные образы лилипутского мирка, не лишенного сюрреалистического жизнеподобия. В сочинениях последних лет жизни Аверченко с новой силой проявляется детская тема - от сборника О маленьких - для больших (1916) до книг рассказов Дети (1922) и Отдых на крапиве (1924). Попытавшись написать повесть (Подходцев и двое других, 1917) и «юмористический роман» (Шутка Мецената, 1925), Аверченко создает квазимемуарные циклы полуанекдотических эпизодов, связанных более или менее карикатурными фигурами основных персонажей, т. е. опять-таки сборники рассказов и юморесок с оттенком личных воспоминаний. В Стамбуле Аверченко, как всегда, совмещал творческую деятельность с организаторской: создав эстрадный театр «Гнездо перелетных птиц», он совершил несколько гастрольных поездок по Европе. В 1922 поселился в Праге, где успел написать и опубликовать несколько книг рассказов и пьесу Игра со смертью, имеющую характер комедийного шоу. Умер Аверченко в Праге 12 марта 1925.

Восемнадцатого (тридцатого) марта 1881 года в городе Севастополе, расположенном в Российской империи, родился будущий выдающийся русский писатель, театральный критик и сатирик – Аверченко Аркадий Тимофеевич. Отец юмориста - Аверченко Тимофей Петрович был бедным, неудачливым торговцем, а мать - Сафронова Сусанна Павловна являлась дочерью солдата в отставке родом из Полтавщины.

Хотя Аркадий Тимофеевич ввиду очень плохо зрения не получил никакого образования в детстве, этот недостаток будущего писателя полностью компенсировался природным умом и сообразительностью.

Работать юный Аркадий начал с пятнадцати лет. Проработав год младшим писцом в транспортной конторе города Севастополь, будущий сатирик уезжает работать на Брянский рудник конторщиком.

Проработав около четырех лет на Донбассе, Аркадий переезжает в Харьков, где 31 октября 1903 года публикуется его первый рассказ - «Как мне пришлось застраховать жизнь».

С 1906 по 1907 год Аверченко редактирует два сатирических журнала - «Меч» и «Штык». Литературное творчество Аркадия не остается без внимания правления рудника и юмориста увольняют со словами: «Вы хороший человек, но ни к черту не годитесь».

После увольнения Аркадий Тимофеевич уезжает в Санкт-Петербург, где становится сотрудником различных второстепенных изданий.

В 1908 году создается новый юмористический журнал «Сатирикон», редактором которого назначают Аверченко Аркадия Тимофеевича.

За время работы в «Сатириконе» писатель становится очень известным и по его рассказам ставятся многочисленные пьесы в «Летучей мыши» и «Кривом зеркале».

После Октябрьской революции многое изменилось и в 1918 году пришедшие к власти большевики закрывают «Сатирикон». 15 ноября 1920 года Аверченко эмигрирует в Константинополь.

На чужбине, «озлобленный до умопомрачения белогвардеец», как назвал его тогда Ленин, выпускает сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции» и сборник «Записки Простодушного».

В 1925 году писатель после операции теряет свой глаз, после чего серьезно начинает болеть, а двенадцатого марта 1925 года Аверин Аркадий Тимофеевич умирает.

Аркадий Тимофевич Аверченко

Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881/1925) - русский писатель, автор сатирических рассказов, фельетонов и пьес, раскрывающих сущность бытующих нравов. После революции 1917 г. жил за границей, где выходит в свет его сатира на советскую власть - «Дюжина ножей в спину революции», а также роман «Шутка мецената».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 5.

Аверченко Аркадий Тимофевич (1881-1925) - писатель, драматург, эмигрант. Родился в Севастополе. С 1907 г. жил в Санк-Петербурге, сотрудничал в юмористическом журнале "Стрекоза". С 1908 г. главный редактор журнала "Сатирикон". В России опубликованы книги: "Круги по воде" (1912); "Рассказы для выздоравливающих"; "Сорные травы" (1914); "Чудеса в решете" (1915) и др. После Октябрьской революции уехал на занятый белыми Юг. Сотрудничал в газетах "Приазовский край", "Юг". "Юг России" и др. С 1920 г. в эмиграции в Константинополе. С 1922 года жил в Праге. Умер в Праге, похоронен на Ольшанском кладбище

Использован материал с сайта "Русское зарубежье" - http://russians.rin.ru

Аверченко Аркадий Тимофеевич (15.03.1881-12.03. 1925), писатель, драматург, театральный критик. Родился в Севастополе. Сын мелкого торговца. По свидетельству Аверченко, из-за отсутствия в семье денег первоначальное образование получил дома с помощью старших сестер.

С 1908 - сотрудник, позже редактор юмористического журнала «Сатирикон», затем редактор «Нового сатирикона» (с 1913). В юмористических рассказах и фельетонах Аверченко высмеивал пошлость буржуазного быта (сб. «Веселые устрицы», 1910, и др.). Писал также юмористические пьесы-миниатюры, ставившиеся в театрах. После 1917 эмигрировал во Францию. Книга рассказов эмигрантского периода «Дюжина ножей в спину революции», 1921) имела шумный успех во всем русском мире.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881 - 1925), прозаик. Родился 15 марта (27 н.с.) в Севастополе в семье купца. Получил домашнее воспитание, так как из-за плохого зрения и слабого здоровья не мог учиться в гимназии. Очень много и без разбора читал.

В пятнадцать лет поступил на работу младшим писцом в транспортную контору. Через год уехал из Севастополя и стал работать конторщиком на Брянском угольном руднике, где прослужил три года. В 1900 переехал в Харьков.

В 1903 в харьковской газете "Южный край" был опубликован первый рассказ Аверченко "Как мне пришлось застраховать жизнь", в котором уже чувствуется его литературный стиль. В 1906 становится редактором сатирического журнала "Штык", почти полностью представленный его материалами. После закрытия этого журнала возглавляет следующий - "Меч", - тоже вскоре закрытый.

В 1907 переезжает в Петербург и сотрудничает в сатирическом журнале "Стрекоза", позднее преобразованном в "Сатирикон". Затем становится постоянным редактором этого популярного издания.

В 1910 выходят три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей России: "Веселые устрицы", "Рассказы (юмористические)", книга 1, "Зайчики на стене", книга II. "...их автору суждено стать русским Твеном...", - проницательно заметил В. Полонский.

Вышедшие в 1912 книги "Круги по воде" и "Рассказы для выздоравливающих" утвердили за автором звание "короля смеха".

Февральскую революцию Аверченко встретил восторженно, но Октябрьскую - не принял. Осенью 1918 уезжает на юг, сотрудничает в газетах "Приазовский край" и "Юг", выступает с чтением своих рассказов, заведует литературной частью в "Доме Артиста". В это же время пишет пьесы "Лекарство от глупости" и "Игра со смертью", а в апреле 1920 организует свой театр "Гнездо перелетных птиц". Через полгода эмигрирует через Константинополь за рубеж; с июня 1922 живет в Праге, ненадолго выезжая в Германию, Польшу, Румынию, Прибалтику. Публикуется его книга "Дюжина ножей в спину революции", сборник рассказов: "Дети", "Смешное в страшном", юмористический роман "Шутка мецената" и др.

В 1924 переносит операцию по удалению глаза, после которой долго не может оправиться; вскоре резко прогрессирует болезнь сердца.

Скончался в Пражской городской больнице 22 января (3 марта н.с.) 1925. Похоронен в Праге на Ольшанском кладбище.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Русский сатирик

Аверченко, Аркадий Тимофеевич (15/27.03.1881, Севастополь - 12.03.1925, Прага) - русский сатирик, юморист, театральный критик. С 15 лет А. «служил младшим писцом в транспортной конторе», конторщиком на каменноугольных разработках Донбасса. В 1903 переезжав! в Харьков на службу в правление рудников. Печатается с 1903. С 1906 А. совершенно «забросил службу», редактор журнала «сатирической литературы и юмористики с рисунками» «Штык», а затем - «Меч». Переехав в Петербург, А. сотрудничает с журналом «Стрекоза», преобразованным в 1908 в «Сатирикон», ставший важнейшей вехой в творческой биографии А. В период общественной реакции «Сатирикон» остался единственным в России популярным журналом юмора и сатиры. В нем сотрудничали художники Н. В. Ремизов, Л. Бакст, И. Билибин, М. Добужинский, А. Бенуа, и О. Дымов, поэты Саша Черный, С. Городецкий, О. Мандельштам, В. Маяковский, писатели А. Куприн, JI. Андреев, А. Толстой, А. Грин, Тэффи. Произведения самого А. составляли едва ли не половину журн. В 1913 из-за конфликта с изд. А. и его сотрудники основали «Новый Сатирикон», который с начала Первой мировой войны включился в патриотическую кампанию («Четыре стороны Вильгельма» и др.). Приветствуя Февральскую революцию, Октябрьскую революцию А. встретил враждебно. Болезненно переживал бытовые неурядицы («Быт», «В ожидании ужаса» и др.). В августе 1918 «Новый Сатирикон» был закрыт. А. пробрался через охваченую гражданской войной Украину в Севастополь, где с июня 1919 сотрудничал в газете «Юг России», агитируя за Белое движение. В 1920 газета закрыта врангелевской цензурой. С ноября 1920 - в эмиграции (Константинополь, София, Белград, с 1922 - Прага). В 1921 опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции» с острой критикой большевизма, в 1923 - сборник эмигрантских рассказов «Записки Простодушного». Грустно высмеивал жизнь русской эмиграции («Осколки разбитого вдребезги» и др.). Сотрудничал в газете «Prager Presse». Роман «Шутка мецената» написан в 1923, вышел посмертно в 1925.

Н. А. Герулайтис.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 70-71.

Писатель XX века

Аверченко Аркадий Тимофеевич - прозаик, драматург, журналист, критик.

Сын небогатого купца. Получил начальное домашнее образование. Есть сведения, что Аверченко обучался 2 года в севастопольской гимназии. С 15 лет начал зарабатывать себе на жизнь.

С 1896 по 1897 служит младшим писцом в транспортной конторе Севастополя. С 1897 работает конторщиком в Акционерном обществе Брянских каменноугольных копей и рудников. Вместе с правлением рудников затем перемещается в Харьков. 31 окт. 1903 в харьковской газете «Южный край» напечатан первый рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь». Сам же Аверченко своим литературным дебютом считал рассказ «Праведник» (Журнал для всех. 1904. № 4). В 1905 сотрудничал в «Харьковских губернских ведомостях». С 1906 редактирует журнал «Штык», с 1907 и журнал «Меч». Эти издания стали первой постоянной трибуной Аверченко, который вел почти все разделы под многочисленными псевдонимами.

1907 - переезд в Петербург, сотрудничество во второстепенных изданий, в т.ч. в журнале «Стрекоза». С 1908 группа молодых сотрудников «Стрекозы» начала издание нового юмористического журнала «Сатирикон». Для Аверченко работа в этом издании стала центральной вехой в творческой биографии. Продолжаются начатые в Харькове поиски собственных тем, стиля, жанра. Рассказы Аверченко подписывал настоящей фамилией. Под псевдонимами Фальстаф, Медуза Горгона, Фома Опискин Аверченко выступал с передовицами и фельетонами, за подписью Волк - с юмористической «мелочью», а под псевдонимом Ave сообщал о вернисажах, музыкальных вечерах, театральных постановках, вел знаменитый «Почтовый ящик». За острую политическую направленность некоторых материалов Аверченко подвергался судебному преследованию. Популярности Аверченко это не убавило. Слава и успех сопутствовали ему в эти годы - его произведения занимают около половины в каждом номере «Сатирикона», ежегодно издает по 2-3 сборников рассказов.

Современники вспоминают его как веселого, остроумного, окруженного свитой поклонников, «прекрасно одетого господина, немножко полного, красивого и ленивого» (Лев Гумилевский). В этой атмосфере удачливости и довольства стали мелькать «пошловатые или поверхностные вещицы» (Михайлов О. С.11). В 1910 сб.: «Рассказы (юмористические)»; «Зайчики на стене»; «Веселые устрицы» (более 20 переизданий). После опубликования Аверченко статьи «Марк Твен» (Солнце России. 1910. №12) критики заговорили о связи юмора Аверченко с традицией Марка Твена (В.Полонский, М.А.Кузмин), другие сопоставляли его с ранним Чеховым (А.Измайлов). Бодрый, заразительный смех Аверченко звучал некоторым диссонансом с утонченно-изломанным эстетизмом декаданса. Аверченко выступал активным сторонником реализма и в своих непосредственных творческих декларациях: «До сих пор при случайных встречах с модернистами я смотрел на них с некоторым страхом: мне казалось, что такой художник-модернист среди разговора или неожиданно укусит меня за плечо, или попросит взаймы».

Аверченко затрагивал разные темы, но главный его «герой» - это быт Петербурга и жизнь его обитателей: писателей, мировых судей, ремингтонисток, городовых, коммивояжеров, горничных, недалеких и всегда у него очаровательных дам. Аверченко изобретательно издевается над глупостью, вызывая у читателя «ненависть к среднему, стертому, серому человеку, к толпе, к обывателю» (К.Чуковский).

В 1912 в Петербурге выходят в свет книги Аверченко «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих», после чего за А. закрепляется титул «короля смеха». Рассказы инсценировались и ставились в петербургских театрах. Однако примерно к этому времени относится и суровая критика «пустозвонства» (А.К.Воронский) и «сытого смеха» Аверченко. Революционно настроенной части российской интеллигенции претил «краснощекий юмор» Аверченко. Но многоперсонажный «театр абсурда» писателя давал богатую панораму русской жизни этих лет.

До 1913 Аверченко продолжал вести «Сатирикон», который был «чудесной отдушиной, откуда лил свежий воздух» (А.Куприн). Здесь, а затем и в «Новом сатириконе» сотрудничали в разное время художники Ре-Ми (Н.Ремизов), А.Радаков, А.Юнгер, Л.Бакст, И.Билибин, М.Добужинский, А.Бенуа, Д.Митрохин, Н.Альтман. Печатались мастера юмористической прозы - Тэффи, О.Дымов, поэты Саша Черный, С.Городецкий, О.Мандельштам, молодой В. Маяковский, а также А.Куприн, Л.Андреев, А.Толстой, А.Грин. В коллективных усилиях «Сатирикона» ощущалась цельная эстетическая программа. По замыслу сотрудников, их ж. «неустанно старался очищать и развивать вкус среднего русского читателя, привыкшего к полуграмотным распивочным листкам». Хлестко высмеивая бездарность, дешевые штампы («Неизлечимые», «Поэт»), Аверченко выступает поборником не просто талантливого, но жизненного, реалистического искусства. Высмеивает крайности романтизма («Русалка»), теоретические постулаты «нового» искусства («Аполлон»).

В 1913 из-за разногласий с издателем «Сатирикона» М.Г.Корнфельдом основные сотрудники выходят из состава редколлегии и основывают «Новый Сатирикон». С началом Первой мировой войны появляются политические темы. Редакция разделяет мнение правительства о необходимости единства нации перед опасностью внешнего врага. Публикуются патриотически ориентированные произведения Аверченко: «План генерала Мольтке», «Четыре стороны Вильгельма», «Случай с шарлатаном Кранкен» и др. Полны горечи очерки и фельетоны Аверченко, передающие то состояние развала, в котором находилась Россия накануне революции. В некоторых своих рассказах Аверченко бичует разгул спекуляции, лихоимства, нравственной нечистоплотности.

В военные и предреволюционные годы книги Аверченко активно издаются и переиздаются: Фома Опискин. «Сорные травы» (1914), «О хороших, в сущности, людях» (1914), «Одесские рассказы» (1915), «О маленьких - для больших» (1916), «Синее с золотом» (1917) и др. Особую страницу среди них представляют «детские» рассказы А. (сб. «О маленьких - для больших», «Шалуны и ротозеи» и др.).

Аверченко не огорчило падение романовской монархии («Мой разговор с Николаем Романовым»), но приход к власти большевиков вызвал его резкое неприятие («Дипломат из Смольного» и др.). В 1918 Аверченко уехал на занятый белыми войсками юг, сотрудничал в газете «Приазовский край», «Юг России». В памфлетах и рассказах этого периода обращается к белым генералам с призывом приблизить «час ликвидации и расчета» с большевиками. Подвергся репрессии со стороны врангелевской цензуры, распорядившейся закрыть газету «Юг России». В апр. 1920 Аверченко организовал собственный театр «Гнездо перелетных птиц». В окт. 1920 эмигрировал сначала в Константинополь, а затем, по его собственным словам,- «кубарем по Европам». В 1921 в Париже вышла книга памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», где Аверченко сокрушался о гибели России. Его герои - дворяне, купцы, чиновники, военные, рабочие - с ностальгией вспоминают о прошлой жизни. В советской печати прозвучала резкая отповедь. Критик Н.Мещеряков писал: «Вот до какой мерзости, до какого юмора висельника дошел теперь веселый балагур Аркадий Аверченко». 22 нояб. 1921 в «Правде» была опубликована статья В.И.Ленина «Талантливая книжка», в которой Аверченко назван «озлобленным до умопомрачения белогвардейцем». Однако В.И.Ленин нашел книгу «высокоталантливой», отметив, сколь искусно «изображены» впечатления и настроения представителей старой, помещичьей и фабрикантской, богатой, «объевшейся и объедавшейся России». Среди эмиграции Аверченко отмечал «кипящий распад» («Осколки разбитого вдребезги», «Разговоры в гостиной» и др.). Некоторые рассказы, по мнению В.И.Ленина, «заслуживали перепечатки», что и выполнялось, поскольку часть произведений Аверченко продолжала выходить и после его эмиграции.

С июня 1922 Аверченко жил в Праге, издал несколько сб., юмористический роман «Шутка мецената» (Прага, 1925). Трудно переживал разлуку с Россией: «...Тяжело как-то стало писать... Не пишется. Как будто не на настоящем стою» (из воспоминаний журналиста Л.Максима). Скончался в Пражской городской больнице от болезни сердца. Главные достижения Аверченко современная критика связывает со стихией юмористического. Н.А.Тэффи отмечала, что «он русский чистокровный юморист, без надрывов и смеха сквозь слезы. Место его в литературе свое собственное, я бы сказала - единственного русского юмориста».

Е.И. Колесникова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 10-13.

Далее читайте очерки:

Далее читайте:

Семёнов А.Н., Семёнова В.В. Концепт средства массовой информации в структуре художественного текста. Часть II. (Русская литература). Учебное пособие. СПб., 2011. Русская поэзия XX - XIX веков. Аркадий Тимофеевич АВЕРЧЕНКО .

Сочинения:

Восемь одноактных пьес и инсценированных рассказов. СПб., 1913;

Восемь одноактных пьес и инсценированных рассказов. СПб., 1911;

Рассказы. Т. 1, 11-е изд. Пг., 1916. Т. 2 - Зайчики на стене. 10-е изд., Пг., 1916. Т. 3 - Веселые устрицы, 24-е изд., Пг., 1916;

Осколки разбитого вдребезги. Л., 1926;

Записки театральной крысы / предисл. В.Мейерхольда. М.; Л., 1926;

Избранные соч. Т. 1-2. М., 1927;

Юмористические рассказы. М., 1964;

Избранные рассказы / предисл. О.Михайлова. М., 1985;

Кривые углы. Рассказы / предисл. П.Горелова. М., 1989.

Литература:

Евстигнеева Л.А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сотириконцы. М., 1968;

Борисов Л. За круглым столом прошлого. Л., 1971;

Левицкий Д.А. А.Аверченко: Жизненный путь. Вашингтон, 1973;

Тэффи Н. Воспоминания. Париж, 1980;

Брызгалова Е.Н. Дореволюционная новеллистика. А.Аверченко // Жанрово-стилевые проблемы русской литературы XX в. Тверь, 1994. С. 42-47;

Молохов А.В. Аркадий Аверченко, страницы биографии // Россия и современный мир. 1995. №1. С.184-197;

Спиридонова А.Л. Бессмертие смеха. Комическое в литературе Русского зарубежья. М., 1999. С. 76-120.

Вместе с правлением рудников переехал в Харьков.

В октябре 1903 года в харьковской газете "Южный край" был напечатан первый рассказ Аркадия Аверченко "Как мне пришлось застраховать жизнь". Сам же Аверченко своим литературным дебютом считал рассказ "Праведник" ("Журнал для всех", 1904).

В 1905 году он сотрудничал с "Харьковскими губернскими ведомостями".

С 1906 года редактировал журнал "Штык", с 1907 года — журнал "Меч".

Аверченко переехал в Санкт-Петербург и устроился секретарем сатирического журнала "Стрекоза", позже сменившего название на "Сатирикон". С 1913 года он занял должность редактора журнала. Его коллегами по изданию были Саша Черный, Надежда Тэффи, Николай Ремизов и др.

В "Сатириконе" были напечатаны лучшие юмористические рассказы Аверченко.

В 1910 году вышли его книги "Веселые устрицы", "Рассказы (юмористические)", "Зайчики на стене", которые принесли автору славу "русского Твена". В 1912 году — "Круги по воде" и "Рассказы для выздоравливающих", также тепло принятые читателями.

В 1910-1912 годах Аверченко в компании друзей-художников Алексея Радакова и Николая Ремизова совершил путешествие по Европе, после чего выпустил книгу "Экспедиция сатириконцев в Западную Европу" (1912).

Помимо рассказов и пьес, Аркадий Аверченко писал также театральные рецензии под псевдонимами Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и др.

В 1913 году после конфликта между группой сотрудников "Сатирикона" и издателем, Аверченко и ряд литераторов и художников покинули редакцию. Аверченко основал свой журнал "Новый Сатирикон". Некоторое время оба журнала выходили параллельно, но через год старый "Сатирикон" закрылся, а "Новый Сатирикон" просуществовал до лета 1918 года.

Затем Аверченко перебрался в Севастополь, где с 1919 года сотрудничал с газетой "Юг". В начале 1920 года он открыл театр-кабаре "Дом артиста", где с успехом была поставлена его многоактная пьеса "Игра со смертью". В апреле 1920 года организовал свой театр "Гнездо перелетных птиц".

В ноябре 1920 года он эмигрировал в Константинополь (ныне Стамбул, Турция). В 1921 году в Париже опубликовал сборник памфлетов "Дюжина ножей в спину революции".

В апреле 1922 года переехал в Софию (Болгария), затем в Белград (Сербия).

С июня 1922 года писатель постоянно проживал в Праге (Чехия). 3 июля состоялся его первый вечер в Праге, имевший большой успех и получивший восторженные отклики во многих газетах. С июля по сентябрь прошли гастроли Аверченко в Брно, Пльзене, Моравской Остраве, Братиславе, Ужгороде, Мукачеве. Вернувшись в Прагу в первой половине сентября, он стал работать в газете "Прагер пресс", где еженедельно появлялись его фельетоны и новые рассказы. В октябре состоялись успешные гастроли Аверченко в Прибалтике, Польше и Берлине.

В 1923 году в берлинском издательстве "Север" вышел его сборник эмигрантских рассказов Аверченко "Записки Простодушного". Также в эмиграции вышли сборники рассказов "Дети" и "Смешное в страшном".

Последняя работа Аверченко — роман "Шутка Мецената", написанный в 1923 году, был издан в 1925 году уже после смерти писателя.

В начале 1925 года Аверченко перенес операцию по удалению левого глаза, 12 марта 1925 года он скончался. Похоронен на Ольшанском кладбище в Праге.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881-1925), писатель-юморист.
Родился 27 марта 1881 г. в Севастополе.

Остроумный счетовод, с 1897 г. корпевший над бумагами рудничных контор Донбасса, Аверченко решил однажды попробовать себя в сочинительстве. Первые рассказы (1903-1904 гг.) имели успех «местного значения», благодаря чему в 1905 г. он решил применить свои способности в мире прессы. Проба сил в харьковских изданиях показала, что у него это получается лучше, чем бесконечные арифметические расчёты. Служба в конторе была оставлена; в канун 1908 г. Аверченко отправился покорять столицу («Я хочу славы, как пьяница водки!»).

Он стал редактором нового журнала «Сатирикон», объединившего лучших сатириков и юмористов. Рассказы, фельетоны, обозрения, миниатюры, подписанные либо собственным именем, либо псевдонимом вроде Фомы Опискина или Ауе, появлялись практически в каждом номере. Стиль Аверченко сравнивали со стилем молодого А. П. Чехова, а ещё чаще - М. Твена и О. Генри.

«Тёща и октябрист, телефон и Государственная дума, трамвай и зубная боль, граммофон и усиленная охрана, праздничные визиты и смертная казнь» - всё могло стать у Аверченко мишенью для смеха. Его юмор называли «оздоровляющим», «краснощёким», основанным на здравом смысле. В левой прессе говорили о «сытом смехе» Аверченко. С 1910 г. большими тиражами выходили сборники рассказов писателя. Некоторые переиздавались до 20 раз (например, «Весёлые устрицы»).

С 1912 г. его стали называть королём русского смеха. В годы своего наивысшего успеха Аверченко начал издавать собственный журнал «Новый сатирикон» (1913-1918 гг.). Его рассказы читали, любили, цитировали и обыватели, и депутаты Думы, и «на самом верху» - в царской семье.

Февраль 1917 г. с провозглашением свобод и отменой цензуры Аверченко принял с восторгом. Октябрьскую же революцию писатель сравнил с эпидемией чумы. Петербург он покинул осенью 1918 г. под угрозой ареста. В годы Гражданской войны король русского смеха - на стороне Белого движения. Он сотрудничал в газетах «Юг» и «Юг России». Злые памфлеты, позже составившие сатирический сборник «Дюжина ножей в спину революции», даже вызвали специальный отклик В. И. Ленина, признавшего большой талант автора.

В конце октября 1920 г., во время бегства войск П. Врангеля, Аверченко покинул Крым - одним из последних, в трюме парохода, на угольных мешках. С театром «Гнездо перелётных птиц» писатель выступал в Константинополе (1920-1922 гг.), Софии, Белграде (1922 г.).

В 1922-1924 гг. его собственные гастроли с успехом проходили в Румынии, Германии, Польше, Прибалтийских странах. Однако местом своего постоянного пребывания с июля 1922 г. писатель выбрал Прагу (в этом городе он и умер 12 марта 1925 г.). Аверченко выучил чешский язык и добился новой волны популярности - такой, что его знали буквально в каждом чешском доме. Даже первое собрание сочинений писателя вышло на чешском языке. В газетах писали: «Мягкий русский смех зазвучал в Праге и увлёк и развеселил не только русских, но и чехов, заставил посветлеть хмурые, озабоченные лица, забыть всё печальное в текущей невесёлой жизни, отойти в сторону от повседневщины».

Биография

Дореволюционная жизнь

В эмиграции

В Константинополе Аверченко почувствовал себя более-менее уютно, так как там в то время находилось огромное количество русских беженцев, таких же как и он.

В том же году Аверченко выпускает сборник «Дюжина портретов в формате будуар».

Ни в одном из этих городов Аверченко надолго не остался, а переехал 17 июня 1922 года в Прагу на постоянное место жительства. Снимал номер в отеле «Злата гуса» на Вацлавской площади.

Жизнь вдали от Родины, от родного языка была очень тяжела для Аверченко; этому были посвящены многие его произведения, в частности, рассказ «Трагедия русского писателя».

Похоронен Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге .

Последней работой писателя стал роман «Шутка Мецената», написанный в Сопоте в 1923 году , а изданный в , уже после его смерти.

Творчество

Аверченко

Аркадий Тимофеевич Аверченко - прозаик, драматург, журналист и критик.

Первый рассказ писателя «Уменье жить» был опубликован в 1902 году в харьковском журнале «Одуванчик». В период революционных событий 1905-1907 гг., обнаруживая в себе публицистический талант, Аверченко публикует в периодике очерки, фельетоны и юморески, а также выпускает быстро запрещённые цензурой несколько номеров собственных сатирических журналов «Штык» и «Меч».

В 1910 году выходит его сборники «Рассказы (юмористические)», «Зайчики на стене» и «Весёлые устрицы», последний имел более 20 переизданий. Эти книги сделали его имя известным среди большого количества российских читателей.

После опубликования Аверченко статьи «Марк Твен» в журнале «Солнце России» за 1910 год (№ 12), такие критики, как В. Полонский и М. Кузмин, заговорили о связи юмора Аверченко с традицией Марка Твена, другие (А. Измайлов) сопоставляли его с ранним Чеховым.

Аверченко затрагивал в своём творчестве разные темы, но главный его «герой» - это быт и жизнь обитателей Петербурга: писателей, судей, городовых, горничных, не блещущих умом, но всегда у него очаровательных дам. Аверченко издевается над глупостью некоторых обывателей города, вызывая у читателя ненависть к «среднему» человеку, к толпе.

В 1912 году в Петербурге получают жизнь книги писателя: «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих», после чего за Аверченко закрепляется звание «Короля смеха». Рассказы инсценировались и ставились в петербургских театрах.

На данном этапе в творчестве писателя выработался определённый комплексный тип рассказа. Аверченко утрирует, расписывает анекдотические ситуации, доводя их до полнейшего абсурда. Притом что его анекдоты не имеют и тени правдоподобия, они служат тем самым для большего отстранения действительности, которое было так необходимо интеллигентной публике того времени. Рассказ «Рыцарь индустрии» повествует о некоем Цацкине, который готов зарабатывать на жизнь абсолютно любым способом.

Постепенно в творчество Аверченко возвращаются трагические нотки, связанные с первой мировой войной. С началом войны появляются политические темы, публикуются патриотически ориентированные произведения Аверченко: «План генерала Мольтке», «Четыре стороны Вильгельма», «Случай с шарлатаном Кранкен» и другие. Очерки и фельетоны Аверченко полны горечи и передают то состояние разрухи, в которой находилась Россия накануне революции. В некоторых рассказах этого периода писатель показывает разгул спекуляции и нравственной нечистоплотности.

В военные и предреволюционные годы книги Аверченко активно издаются и переиздаются: «Сорные травы» (1914), «О хороших, в сущности, людях» (1914), «Одесские рассказы» (1915), «О маленьких - для больших» (1916), «Синее с золотом» (1917) и другие. Особое место среди них представляют «детские» рассказы (сб. «О маленьких - для больших», «Шалуны и ротозеи» и другие).

К 1917 году Аверченко перестаёт писать юмористические произведения. Теперь его основные темы - это обличение современной власти и политических деятелей. С 1917 по 1921 годы в творчестве Аверченко мир разделён на две части: мир до революции и мир после революции. Эти два мира у писателя постепенно противопоставляются. Аверченко воспринимает революцию как обман рабочего человека, который должен в определённый момент спохватиться и вернуть всё на свои места в этой стране. И опять же Аверченко доводит ситуацию до абсурда: из жизни людей исчезают книги, в рассказе «Урок в советской школе» дети по книжке изучают, какая была еда. Также писатель изображает главных российских политиков Троцкого и Ленина в образах беспутного мужа и сварливой жены («Короли у себя дома»). Второй мир России у Аверченко - это мир беженцев, мир тех, кто «зацепился» за эмиграцию. Этот мир раздроблен и предстаёт, прежде всего, в образе Константинополя. Здесь можно отметить рассказы «Константинопольский зверинец» и «О гробах, тараканах и пустых внутри бабах», в котором три человека пытаются выжить в Константинополе, они делятся друг с другом своим опытом о том, как каждый из них зарабатывает себе на хлеб.

В 1921 году в Париже выходит книга памфлетов «Дюжина ножей в спину революции» , где Аверченко сокрушался о ужасной гибели России. Его героями становятся дворяне, купцы, чиновники, рабочие, военные - все они с неимоверной ностальгией вспоминают о прошлой жизни.

Опыт эмигрантской жизни писателя отразился в его книге «Записки Простодушного » 1921 года. «Записки простодушного» - сборник рассказов о жизни самых разнообразных характеров и типов человека, их радости и страданиях, приключениях и жестокой борьбе. Приблизительно в это же время выходят в свет сборник рассказов «Кипящий котёл» и драма «На море».

В 1922 году издаётся сборник «Дети». Аверченко описывает восприятие послереволюционных событий глазами ребёнка, особенности детской психологии и уникальной фантазии.

В 1925 году выходит последнее произведение писателя - юмористический роман «Шутка мецената».

Сборники рассказов

А. Т. Аверченко

  • «Юмористические рассказы»
  • «Весёлые устрицы»
  • «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“»
  • «Двенадцать портретов (в формате „Будуар“)»
  • «Дети»
  • «Кипящий котёл»
  • «Круги по воде»
  • «Маленькая лениниана»
  • «Нечистая сила»
  • «О хороших, в сущности, людях!»
  • «Пантеон советов молодым людям»
  • «Рассказы для выздоравливающих»
  • «Рассказы о детях»
  • «Рассказы о старой школе»
  • «Смешное в страшном»
  • «Сорные травы»
  • «Чёрным по белому»
  • «Чудеса в решете»
  • «Экспедиция в Западную Европу сатириконцев: Южакина, Сандерса, Мифасова и Крысакова»
  • «Юмористические рассказы»

Сатирические типы

  1. Политики: Гос дума, октябристы;
  2. Женские типы: Женщина недалёкая, но всегда желанная (« », );
  3. Люди искусства (« », « », « »);
  4. Быт города (« »)

Примечания

Литература

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - М .: РИК «Культура», 1996. - 492 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8
  • Левицкий Д. А. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко. - М.: Русский путь, 1999. - 552 с., ил. - ISBN 5-85887-047-3
  • Спиридонова Л. А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. - М., 1968.
  • Миленко В. Д. Севастополь Аркадия Аверченко. - Севастополь, 2007
  • Миленко В. Д. Аркадий Аверченко. Серия «Жизнь замечательных людей». - М.: Молодая гвардия, 2010. - 327 с: ил. - (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1226) - ISBN 978-5-235-03316-0
  • Колотило М. Н. Толстовский дом: Люди и судьбы / Под научн. ред. д. ист. н. В. Г. Смирнова-Волховского. - СПб.: Искусство России, 2010. - 296 с.: илл. ISBN 978-5-98361-119-1
  • Хлебина А. Е., Миленко В. Д. Аркадий Аверченко: встреча через 90 лет // Аверченко Аркадий. Русское лихолетье глазами короля смеха. - М.: Посев, 2011. - 428 с., ил. - ISBN 978-5-85824-204-8 (http://www.mdk-arbat.ru/bookcard?book_id=704540).

Ссылки

  • Аверченко, Аркадий Тимофеевич в библиотеке Максима Мошкова
  • «Самоубийство» - одноактная комическая опера Христо Цанов (2007)

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 27 марта
  • Родившиеся в 1881 году
  • Родившиеся в Севастополе
  • Умершие 12 марта
  • Умершие в 1925 году
  • Умершие в Праге
  • Аркадий Аверченко
  • Писатели Харькова
  • Писатели России по алфавиту
  • Русские писатели по алфавиту
  • Русские писатели XX века
  • Русские писатели первой волны эмиграции
  • Русские эмигранты первой волны в Чехословакии
  • Похороненные на Ольшанском кладбище
  • Персоналии:Одесса:Литература
  • Сатирики Российской империи
  • Писатели России XX века
  • Сатирики России

Wikimedia Foundation . 2010 .