Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Павел соколов скаля. Соколов-скаля, павел петрович

Павел соколов скаля. Соколов-скаля, павел петрович

(1961-08-03 ) (62 года)

Павел Петрович Соколо́в-Скаля́ ( -) - советский живописец и график, педагог, профессор.

Биография

П. П. Соколов-Скаля родился 21 июня (3 июля) 1899 года в Стрельне Санкт-Петербургской губернии (ныне в черте Санкт-Петербурга). В 1919 году добавил к своей фамилии Соколов приставку Скаля.

Известные ученики

  • Васнецов, Андрей Владимирович (1924-2009) - советский и российский художник-монументалист, живописец, народный художник СССР (1991), действительный член АХ СССР (1991), председатель правления СХ СССР (1988-92)
  • Лошаков, Олег Николаевич (р. в 1936 году) - советский и российский живописец, профессор, Заслуженный художник РСФСР, член-корр. РАХ (2002)
  • Никонов, Павел Фёдорович (р. 1930) - советский и российский живописец, график, народный художник РФ (1994), действительный член РАХ (2000)

Награды и премии

Главные работы. Живопись

  • «Путь из Горок» (1926), Москва, Третьяковская галерея
  • «Таманский поход» (1928), Москва, Третьяковская галерея
  • «Железный поток» (1928)
  • «Рабочий отряд уходит на фронт в 1919 году» (1937)
  • «Первая Конная армия в тылу у Врангеля» (1937, диорама)
  • «Щорс» (1938, триптих)
  • «И. В. Сталин на Царицынском фронте» (1938-1939), Москва, Музей революции
  • «Взятие Зимнего дворца» (1939), Москва, ВДНХ .
  • «Июльская демонстрация в Петрограде в 1917 году» (1939)
  • «Иван Грозный в Ливонии», (1937-1943), Санкт-Петербург Русский музей
  • «Освобождение Калуги» (1947)
  • «И. В. Сталин на оборонительных рубежах» (1947), Москва, Третьяковская галерея
  • «Штурм Зимнего дворца» (1947), Москва, Центральный музей В. И. Ленина .
  • «Краснодонцы» (1948), Москва, Третьяковская галерея
  • «И. В. Сталин в Туруханской ссылке в 1916 году» (1949)
  • «Пугачев» (1952)
  • «2-й съезд Советов» (1953)

Труды

  • П. П. Соколов-Скаля Годы и люди (альбом) «Издательство искусство», 84стр. 1959
  • П. П. Соколов-Скаля Долг художника Издательство Академии художеств СССР, 99стр. 1963

Напишите отзыв о статье "Соколов-Скаля, Павел Петрович"

Примечания

Ссылки

  • И. И. Ястребов П. П. Соколов-Скаля М., 1959
  • Галерея Леонида Шишкина
  • И. Козловский Большая Саратовская Энциклопедия, 2010-2013.

Отрывок, характеризующий Соколов-Скаля, Павел Петрович

– Но ведь они ушли самоубийством!.. А разве это не карается кармой? Разве это не заставило их и там, в том другом мире, так же страдать?
– Нет, Изидора... Они ведь просто «ушли», выводя из физического тела свои души. А это ведь самый натуральный процесс. Они не применяли насилия. Они просто «ушли».
С глубокой грустью я смотрела на эту страшную усыпальницу, в холодной, совершенной тишине которой время от времени звенели падающие капли. Это природа начинала потихоньку создавать свой вечный саван – дань умершим... Так, через годы, капля за каплей, каждое тело постепенно превратится в каменную гробницу, не позволяя никому глумиться над усопшими...
– Нашла ли когда-либо эту усыпальницу церковь? – тихо спросила я.
– Да, Изидора. Слуги Дьявола, с помощью собак, нашли эту пещеру. Но даже они не посмели трогать то, что так гостеприимно приняла в свои объятия природа. Они не посмели зажигать там свой «очистительный», «священный» огонь, так как, видимо, чувствовали, что эту работу уже давно сделал за них кто-то другой... С той поры зовётся это место – Пещера Мёртвых. Туда и намного позже, в разные годы приходили умирать Катары и Рыцари Храма, там прятались гонимые церковью их последователи. Даже сейчас ты ещё можешь увидеть старые надписи, оставленные там руками приютившихся когда-то людей... Самые разные имена дружно переплетаются там с загадочными знаками Совершенных... Там славный Домом Фуа, гонимые гордые Тренкавели... Там грусть и безнадёжность, соприкасаются с отчаянной надеждой...

И ещё... Природа веками создаёт там свою каменную «память» печальным событиям и людям, глубоко затронувшим её большое любящее сердце... У самого входа в Пещеру Мёртвых стоит статуя мудрого филина, столетиями охраняющего покой усопших...

– Скажи, Север, Катары ведь верили в Христа, не так ли? – грустно спросила я.
Север искренне удивился.
– Нет, Изидора, это неправда. Катары не «верили» в Христа, они обращались к нему, говорили с ним. Он был их Учителем. Но не Богом. Слепо верить можно только лишь в Бога. Хотя я так до сих пор и не понял, как может быть нужна человеку слепая вера? Это церковь в очередной раз переврала смысл чужого учения... Катары верили в ЗНАНИЕ. В честность и помощь другим, менее удачливым людям. Они верили в Добро и Любовь. Но никогда не верили в одного человека. Они любили и уважали Радомира. И обожали учившую их Золотую Марию. Но никогда не делали из них Бога или Богиню. Они были для них символами Ума и Чести, Знания и Любви. Но они всё же были ЛЮДЬМИ, правда, полностью дарившими себя другим.
Смотри, Изидора, как глупо церковники перевирали даже собственные свои теории... Они утверждали, что Катары не верили в Христа-человека. Что Катары, якобы, верили в его космическую Божественную сущность, которая не была материальной. И в то же время, говорит церковь, Катары признавали Марию Магдалину супругою Христа, и принимали её детей. Тогда, каким же образом у нематериального существа могли рождаться дети?.. Не принимая во внимание, конечно же, чушь про «непорочное» зачатие Марии?.. Нет, Изидора, ничего правдивого не осталось об учении Катар, к сожалению... Всё, что люди знают, полностью извращено «святейшей» церковью, чтобы показать это учение глупым и ничего не стоящим. А ведь Катары учили тому, чему учили наши предки. Чему учим мы. Но для церковников именно это и являлось самым опасным. Они не могли допустить, чтобы люди узнали правду. Церковь обязана была уничтожить даже малейшие воспоминания о Катарах, иначе, как могла бы она объяснить то, что с ними творила?.. После зверского и поголовного уничтожения целого народа, КАК бы она объяснила своим верующим, зачем и кому нужно было такое страшное преступление? Вот поэтому и не осталось ничего от учения Катар... А спустя столетия, думаю, будет и того хуже.
– А как насчёт Иоанна? Я где-то прочла, что якобы Катары «верили» в Иоанна? И даже, как святыню, хранили его рукописи... Является ли что-то из этого правдой?
– Только лишь то, что они, и правда, глубоко чтили Иоанна, несмотря на то, что никогда не встречали его. – Север улыбнулся. – Ну и ещё то, что, после смерти Радомира и Магдалины, у Катар действительно остались настоящие «Откровения» Христа и дневники Иоанна, которые во что бы то ни стало пыталась найти и уничтожить Римская церковь. Слуги Папы вовсю старались доискаться, где же проклятые Катары прятали своё опаснейшее сокровище?!. Ибо, появись всё это открыто – и история католической церкви потерпела бы полное поражение. Но, как бы ни старались церковные ищейки, счастье так и не улыбнулось им... Ничего так и не удалось найти, кроме как нескольких рукописей очевидцев.
Вот почему единственной возможностью для церкви как-то спасти свою репутацию в случае с Катарами и было лишь извратить их веру и учение так сильно, чтобы уже никто на свете не мог отличить правду от лжи… Как они легко это сделали с жизнью Радомира и Магдалины.
Ещё церковь утверждала, что Катары поклонялись Иоанну даже более, чем самому Иисусу Радомиру. Только вот под Иоанном они подразумевали «своего» Иоанна, с его фальшивыми христианскими евангелиями и такими же фальшивыми рукописями... Настоящего же Иоанна Катары, и правда, чтили, но он, как ты знаешь, не имел ничего общего с церковным Иоанном-«крестителем».
– Ты знаешь, Север, у меня складывается впечатление, что церковь переврала и уничтожила ВСЮ мировую историю. Зачем это было нужно?
– Чтобы не разрешить человеку мыслить, Изидора. Чтобы сделать из людей послушных и ничтожных рабов, которых по своему усмотрению «прощали» или наказывали «святейшие». Ибо, если человек узнал бы правду о своём прошлом, он был бы человеком ГОРДЫМ за себя и своих Предков и никогда не надел бы рабский ошейник. Без ПРАВДЫ же из свободных и сильных люди становились «рабами божьими», и уже не пытались вспомнить, кто они есть на самом деле. Таково настоящее, Изидора... И, честно говоря, оно не оставляет слишком светлых надежд на изменение.

Соколов-Скаля родился в Стрельне близ Санкт-Петербурга. Учился в студии И. И. Машкова в Москве в 1914-1918 годах. В 1918-1920 годах жил в городе Троицк Саратовской области. Работал там декоратором-постановщиком в городских театрах и занимался оформлением революционных празднеств. В 1920-1922 годах учился во Вхутемасе в Москве у И. И. Машкова.

Взятие Иваном Грозным ливонской крепости Кокенгаузен

С 1921 года художник стал членом общества художников «Бытие», потом был выбран председателем этого общества. 1923-1925 Работает в журнальной графике для журнала «Урожай», газеты «Батрак» и других. Соколов-Скаля работал и в книжной графике. Он рисовал иллюстрации и обложки для журналов «Красная нива», «Путь Мопра». Основная тема станкового наследия художника это картины на историко-революционную тему, портреты.

Путь из Горок

В 1926 году Соколов-Скаля стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). Художник много работал в области советского агитационного плаката.
С 1929-1930 Соколов-Скаля был руководителем Центральных курсов АХР.

Даешь Варшаву!

В 1935-1939 с бригадой художников работал над созданием панорамы «Штурм Перекопа».
В 1939-1953 в составе бригад художников работал над живописными панно для советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке, главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, Музея революции СССР.

Зимний пейзаж с фигурой

Художник был одним из организаторов и художественным руководителем «Окон ТАСС» в Москве. В 1954 году занимался реставраторской работой, восстановив с группой других художников, в том числе В. Н. Яковлевым, панораму Ф. Рубо "Оборона Севастополя", которая сильно пострадала во время фашисткой бомбёжки 25 июня 1942.

Взятие Зимнего дворца

В 1942 году Соколов-Скаля был удостоин Сталинской премии. С 1942-1947 художник руководил художественной студией художников-пограничников. Параллельно работает в живописи. Художник работал над художественным оформлением спектаклей в Большом и Малом театрах, Театре драмы и комедии.

На хлопок

С 1948-1951 Соколов-Скаля преподавал в Московском институте прикладного и декоративного искусства.
В 1949 году ему вновь была присуждена Сталинская премия. Он был избран действительным членом Академии художеств СССР, утвержден в звании профессора.

Обнаженная

В 1952-1953 художник преподавал в Московском государстверственном педагогическом институте, с 1953 по 1961 - в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова.

Портрет Васина

В 1956 году ему было присвоено звание Народного художника РСФСР.
Скончался Соколов-Скаля в Москве.

    Советский живописец и график, народный художник РСФСР (1956), действительный член АХ СССР (1949). Член КПСС с 1952. Учился в студии И. И. Машкова в Москве (1914‒18) и в… … Большая советская энциклопедия

    - (1899 1961), советский живописец. Народный художник РСФСР (1956), действительный член АХ СССР (1949). Учился в Москве в студии И. И. Машкова (1914 18) и Вхутемасе (1920 22). Преподавал в Студии военных художников имени М. Б. Грекова (1933 … Художественная энциклопедия

    - (1899 1961) российский живописец и график, народный художник России (1956), действительный член АХ СССР (1949). Исторические картины (Таманский поход, 1928), иллюстрации, плакаты. Мастер панорам и диорам. Государственная премия СССР (1942,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1899 1961), живописец и график, народный художник РСФСР (1956), действительный член АХ СССР (1949). Наполненные романтическим пафосом историко батальные картины («Таманский поход», 1928), иллюстрации, плакаты. Мастер панорам и диорам.… … Энциклопедический словарь

    Род. 1899, ум. 1961. Живописец, график, книжный иллюстратор. Создатель полотен на исторические темы ("Таманский поход", 1928), панорам, диорам. Дважды лауреат Государственной премии СССР (1942, 1949). Действительный член Академии… … Большая биографическая энциклопедия

    Соколов Скаля, Павел Петрович Павел Соколов Скаля Имя при рождении: Павел Петрович Соколов Скаля Дата рождения: 3 июля 1899(1899 07 03) Место рождения: Стрельна … Википедия

    Павел Соколов Скаля Имя при рождении: Павел Петрович Соколов Скаля Дата рождения: 3 июля 1899 Место рождения: Стрельна, Российская империя Дата смерти: 3 августа 1961 … Википедия

    Соколов Павел Петрович (1764 1835) русский скульптор, выдающийся мастер декоративной скульптуры классицизма. Соколов Павел Петрович (1863 ??) русский писатель, психолог и философ богослов. Соколов Павел Петрович (1823 ?) средний сын Соколова… … Википедия

    Павел Петрович (1899 1961), живописец и график, народный художник РСФСР (1956), действительный член АХ СССР (1949). Наполненные романтическим пафосом историко батальные картины (Таманский поход, 1928), иллюстрации, плакаты. Мастер панорам и… … Русская история

    Соколов-Скаля П. П. - СОКОЛÓВ СКАЛЯ́ Павел Петрович (1899–1961), живописец и график, нар. худ. РСФСР (1956), действит. чл. АХ СССР (1949). Чл. КПСС с 1952. Окончил моск. Вхутемас (1922). В годы войны – художеств. рук. Окон ТАСС (Гос. пр. СССравни 1942), рук … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Павел Петрович Соколов-Скаля

(из книги А.БЕРЕЗИНА "Вороново. Художественная галерея". 1978 г.)

Автопортрет 1920 г.

Павел Петрович Соколов-Скаля (1899-1961) был художником необычайно широкого диапазона. Он работал над станковыми живописными и графическими произведениями и с большим увлечением занимался монументальным и декорационным искусством, создавал масштабные панорамы и диорамы, газетные рисунки и карикатуры, книжные иллюстрации и плакаты. Это был художник неукротимого темперамента; любое дело, за которое он брался, буквально горело в его руках.

Соколов-Скаля родился в поселке Стрельна (пригород Ленинграда), в семье железнодорожного служащего. С 1914 года он живет в Москве и поступает в художественную студию И.И.Машкова.
"Когда он пришел ко мне обучаться, - вспоминал позднее Илья Иванович Машков, - показав мне множество … эскизов, я увидел у него неудержимую напористую страсть выявлять свои сложные мысли и чувства. Рисунки и все его работы дышали мощным мажором, радостью, бурей, переполняя границы своей юности. При его темпераменте, напоре в работе, желании изучить на практике живопись, мне было нетрудно его обучать… Он был жаден и старался без "размазюкивания" вбирать в себя все ценное и нужное".

Творческая юность Соколова-Скаля совпала с великими событиями бурных послеоктябрьских лет. Формирование его идейно-художнических взглядов протекало под воздействием великих революционных преобразований. В 1919 году художник оказался в Троицке на Урале, где он оформлял революционные праздники, писал плакаты, театральные декорации. В 1920 году Соколов-Скаля вновь приезжает в Москву и поступает в Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас).
После окончания Вхутемаса (1922) он работает в самых разнообразных жанрах: пишет портреты, пейзажи, бытовые сценки, многофигурные тематические картины. Однако главное в его творчестве - это картины, воспевающие мужество и героизм народных масс, их преданность идеалам коммунизма, партии Ленина.

Картина "Таманский поход" (1928) экспонировалась а Х выставке АХХР. Легендарный поход Таманской армии, пробившейся в 1918 году через контрреволюционный заслон, чтобы соединиться с основными силами Красной Армии, был изображен художником с большой экспрессией и темпераментом. Эта картина Соколова-Скаля, принадлежащая Государственной Третьяковской галерее, - одна из лучших картин советской батальной живописи.
В 1929 году художник создает известную свою картину "Путь из Горок" - монументальное полотно, в котором выразительно передано чувство великой утраты. В метель, жестокую стужу движется траурное шествие народа за гробом Ленина от Горок до железнодорожной станции.

Таманский поход 1928 г.

Путь из Горок 1929г.

Из других живописных работ довоенного времени следует отметить картины - "Окопная правда" (1931), "Братья" (1933), "Пленный курбаши" (1935), "Рабочий отряд уходит на фронт" (1937) и "Гибель начдива" (триптих "Щорс") (1938).

Гибель начдива (фрагмент триптиха "Щорс")

Триптих "Щорс" посвящен легендарному полководцу гражданской войны. Это значительное монументальное произведение, в котором жизнь Щорса показана в неразрывной связи с жизнью народа, отстаивающего великие завоевания Октября.

Особо хочется отметить созданное Соколовым-Скаля в 1939 году для Главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки панно "Штурм Зимнего Дворца".

Штурм Зимнего (фрагмент)

Через год автор повторил эту свою работу для Центрального театра Красной Армии. Это впечатляющее произведение передает драматизм и напряженность обстановки, утверждает революционный пафос народа.
С первых дней Великой Отечественной войны художественная жизнь страны обрела иное содержание. Ушла в тень станковая живопись. На вооружение были поставлены более оперативные, быстро действующие средства агитации и пропаганды - военный плакат и агитационные "окна", фронтовой изобразительный газетный и журнальный репортажи, броские листовки и открытки.

На четвертый день войны в Москве была создана художественная мастерская "Окна ТАСС" . В ней работали многие видные московские художники: П.Денисовский, П.Шухман, М.Черемных, Г.Савицкий, В.Горяев, Ф.Антонов, А.Бубнов, Г.Нисский, М.Горелов, А.Дейнека, Д.Мочальский, К.Финогенов, А.Лаптев… П.П.Соколов-Скаля становится одним из активных организаторов и автором "Окон ТАСС". "Окна ТАСС" завоевали большую популярность и имели огромный успех. Они выходили регулярно и фактически стали ежедневной изогазетой. "Окна" шли на заводы и в воинские части, перебрасывались через линию фронта к партизанам, посылались за границу.
Следует заметить, что "Окна ТАСС" заметно отличались от знаменитых "Окон сатиры РОСТА". Они выделялись жанровым разнообразием, более совершенной техникой исполнения, композиционной усложненностью рисунка, монументальностью.
С утра до поздней ночи на Кузнецком мосту, где располагалась мастерская, кипела работа, а когда фашистские орды рвались к Москве, художники и поэты не выходили из мастерской неделями. Как раз в это время появились плакаты-лозунги: "Ребята, не Москва ль за нами?", "Не отдадим Москву", "Ни шагу назад", "У врат Москвы, в боях кровавых погибнут полчища врагов".

Когда Красная Армия изгнала немецко-фашистские войска из Ростова-на-Дону и Тихвина, П.П.Соколов-Скаля создал "окно" из двух рисунков. На каждом был изображен фашистский фюрер, убегающий из этих городов. Поздно вечером, когда мастерская заканчивала размножение плаката, пришло известие о взятии нашими войсками Ельца, и художник немедленно делает третий рисунок: "Из Ельца бежит подлец, Будет помнить наш Елец!" Возникнув вначале в Москве, мастерские "Окон ТАСС" появились вскоре во многих республиках страны, в краях и областях России.
За плодотворную деятельность по созданию и выпуску "Окон ТАСС" Соколов-Скаля был удостоен Государственной премии СССР.

Во время войны художник написал серию этюдов к задуманным им картинам о Петре I, Иване Грозном. На художественной выставке, организованной в залах Третьяковской галереи к 25-летию Октября, Соколов-Скаля экспонировал полотно "Иван Грозный в Ливонии. Взятие крепости Кокенгаузен". Вслед за этим им был исполнен и ряд других произведений, посвященных этой исторической эпохе: "Иван Грозный и Владимир Старицкий", "Первый оттиск". Серьезной работой художника на историческую тему следует также считать созданную им уже после войны картину "Емельян Пугачев" (находится в Историческом музее в Москве).

Пугачев 1952 г.

Боярышня (этюд) 1940 г.

В 1944 году сразу же после освобождения Севастополя художник задумал создать диораму о городе-герое. Вместе со своим другом А.И.Плотновым Соколов-Скаля по свежим следам войны создает большую картину-панораму "Штурм Севастополя 9 мая 1944 года".

В 1954 году Соколов-Скаля возвращается к теме героического Севастополя, правда, по иному поводу: реставрирует вместе с коллективом художников панораму "Оборона Севастополя" знаменитого Рубо, поврежденную во время Отечественной войны.

Невозможно перечислить все, что создал за послевоенные годы этот замечательный художник. Полотно "Освобождение Калуги" (1946). Эта картина, помимо большой художественной ценности, обладает одним неоспоримым достоинством - она достоверна. Ведь художник был в Калуге в 1942 году как раз в момент ее освобождения. И все виденное зафиксировали в своем блокноте.
Глубоко запали в память и другие произведения Соколова-Скаля: "Краснодонцы" (за него художник также был удостоен Государственной премии СССР), "Из фашистского плена", "Штурм Кремля", "На великой стройке" (строительство Куйбышевской ГЭС), созданное бригадой в составе П.Соколова-Скаля, А.Плотнова, М.Володина, Н.Толкунова, В.Соколова и Л.Народицкого.

Куйбышевстрой 1956г.

Соколов-Скаля был прекрасным рисовальщиком. За свою жизнь он создал множество графических произведений: рисунки для газеты "Батрак" и к кинофильмам, серии рисунков "Годы и люди", "Средняя Азия"… Плодотворно работал художник и в книжной графике. Иллюстрировал "Детство" М.Горького, "Чапаева" Д.Фурманова, "Бориса Годунова" А.Пушкина, "Конька-Горбунка" П.Ершова, "Степана Разина" С.Злобина, "Пиковую даму" А.Пушкина… Соколов-Скаля успешно трудился и в области театрально-декорационного искусства. В 1944-1945 годы он оформляет спектакли и создает эскизы костюмов к постановкам Большого и Малого театров.

Портрет В.Маяковского 1930 г. Художник П.П. Кончаловскай

Художник большого дарования, Соколов-Скаля свой талант, свои знания, всю свою жизнь посвятил служению Родине. Ему было безразлично - большое или малое, первостепенное или менее важное дело ему поручали - любое задание он старался выполнить так, как ему то подсказывало его горячее, вдохновенное сердце.

Благодарим МГХ за предоставленные материалы и иллюстрации (Масловка - городок художников)

Павел Петрович Соколов-Скаля (1899-1961) - советский живописец и график, педагог, профессор.

Академик АХ СССР (1949; член-корреспондент 1947). Народный художник РСФСР (1956). Лауреат двух Сталинских премий (1942, 1949). Член КПСС с 1952 года.

Биография

П. П. Соколов-Скаля родился 21 июня (3 июля) 1899 года в Стрельне Санкт-Петербургской губернии (ныне в черте Санкт-Петербурга). В 1919 году добавил к своей фамилии Соколов приставку Скаля.

Учился в 1914-1918 годах в студии И. И. Машкова в Москве. Во время гражданской войны Соколов-Скаля жил в Хвалынске у своего дяди. С 1920 года - председатель объединения «Бытие». Член АХРР с 1926 года.

Автор плакатов «Да здравствует 1 мая» (1928), «Стой. Последнее предупреждение» (1929), «Поезд идет от ст. Социализм до ст. Коммунизм» (1939), «На земле и над землей мы зажмем врага петлей!» (1941), «России двинулись сыны» (1942), более 300 плакатов для «Окон ТАСС» .

Автор картин «Взятие Зимнего дворца» (1939), «Освобождение Калуги» (1947), «Штурм Зимнего дворца» (1947), «Краснодонцы» (1948). В 1943 году состоялась совместная выставка П.П. Соколова-Скаля и Л. В. Поповой в доме Московского товарищества художников. Оформлял спектакли академических театров.

Действительный член АХ СССР (1949)

П. П. Соколов-Скаля умер 3 августа 1961 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Жена (с 1945) - Попова Лидия Владимировна (1903-1951), художница.

Известные ученики

  • Васнецов, Андрей Владимирович (1924-2009) - советский и российский художник-монументалист, живописец, народный художник СССР (1991), действительный член АХ СССР (1991), председатель правления СХ СССР (1988-92)
  • Лошаков, Олег Николаевич (р. в 1936 году) - советский и российский живописец, профессор, Заслуженный художник РСФСР, член-корр. РАХ (2002)
  • Никонов, Павел Фёдорович (р. 1930) - советский и российский живописец, график, народный художник РФ (1994), действительный член РАХ (2000)

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1942) - за серию плакатов «Окон РОСТа».
  • Сталинская премия третьей степени (1949) - за картину «Краснодонцы».
  • народный художник РСФСР (1956)

Главные работы. Живопись

  • «Путь из Горок» (1926), Москва, Третьяковская галерея
  • «Таманский поход» (1928), Москва, Третьяковская галерея
  • «Железный поток» (1928)
  • «Рабочий отряд уходит на фронт в 1919 году» (1937)
  • «Первая Конная армия в тылу у Врангеля» (1937, диорама)
  • «Щорс» (1938, триптих)
  • «И. В. Сталин на Царицынском фронте» (1938-1939), Москва, Музей революции
  • «Взятие Зимнего дворца» (1939), Москва, ВДНХ.
  • «Июльская демонстрация в Петрограде в 1917 году» (1939)
  • «Иван Грозный в Ливонии», (1937-1943), Санкт-Петербург Русский музей
  • «Освобождение Калуги» (1947)
  • «И. В. Сталин на оборонительных рубежах» (1947), Москва, Третьяковская галерея
  • «Штурм Зимнего дворца» (1947), Москва, Центральный музей В. И. Ленина.
  • «Краснодонцы» (1948), Москва, Третьяковская галерея
  • «И. В. Сталин в Туруханской ссылке в 1916 году» (1949)
  • «Пугачев» (1952)
  • «2-й съезд Советов» (1953)

Труды

  • П. П. Соколов-Скаля Годы и люди (альбом) «Издательство искусство», 84стр. 1959
  • П. П. Соколов-Скаля Долг художника Издательство Академии художеств СССР, 99стр. 1963