Многие могут научиться играть на гитаре самостоятельно, однако новички очень часто бросают это занятие из-за боли в пальцах или нехватки времени. Решение проблемы состоит в увеличении практики. Данная статья поможет разобраться, как без больших затрат на услуги профессионального преподавателя игры на гитаре и дорогостоящие учебники стать успешным гитаристом.
Как выбрать гитару
Прежде чем научиться играть на гитаре, необходимо подобрать подходящий инструмент. Но посетив магазин, начинающий музыкант начинает невольно теряться во всем ассортименте и разнообразии моделей. Поэтому при выборе гитары нужно придерживаться определенных действий.
Первоначально следует обратить внимание на струны, которые бывают железными и нейлоновыми. Для обучения лучше подойдут нейлоновые, так как железные струны будут резать непривыкшие пальцы.
Далее следует осмотреть гитару визуально на предмет целостности корпуса, отсутствия вмятин или трещин. Верхняя и нижняя дэки должны быть выполнены из цельного листа фанеры, а все стыки хорошо проклеены. Необходимо поинтересоваться у продавца о материале, из которого изготовлен инструмент. Приобретать лучше гитару, выполненную из сосны.
Гриф должен быть идеально ровным, без искривлений, в противном случае новичок не сможет правильно настроить инструмент. Предпочтение лучше отдать гитаре с грифом, который прикручен болтами, а не приклеен. Это позволит за счет болтового соединения изменить расстояние между грифом и струнами и немного выровнять его в случае искривления.
Немаловажным в звучании гитары является состояние колок, так как с их помощью она настраивается. Они должны располагаться плотно, без зазоров, хорошо крутиться и не скрипеть. Осталось проверить акустику и звучание инструмента. В целом, струны должны «звучать», а не «дребезжать». Учитывая все особенности, лучше все-таки доверить выбор гитары профессионалу, чтобы иметь возможность приобрести качественный инструмент.
Как научиться играть на гитаре
Чтобы играть на гитаре, кроме приобретенных навыков, необходим музыкальный слух. Если его нет, научиться игре будет довольно сложно. Основные этапы, которые необходимо пройти при обучении – это чтение табулатур, изучение построения аккордов, возможных способов выполнения аккомпанементов, а также прохождение практических упражнений. Немаловажным также считается выбор подходящего способа обучения игре на гитаре в .
Одним из них являются печатные самоучители – бесплатное пособие, в котором собраны основные начальные уроки. В них подробно описаны строй гитары, лады, ноты, аккорды и прочее. Потенциальный ученик сам решает, когда ему заниматься, однако этот метод больше подходит для терпеливых, усидчивых людей. Если у человека отсутствует самодисциплина, не стоит заниматься по самоучителям, так как это может длиться вечно.
Видеоуроки в интернете – также бесплатный вариант. Гитарист сам выбирает уроки и занимается по ним. Однако неопытный пользователь по незнанию может упустить полезную информацию или в спешке метаться от одного урока к другому. Также существует вероятность постоянных отвлечений на другие , что будет мешать обучению.
Оптимальным вариантом, обеспечивающим индивидуальный подход, считается частный репетитор. Воспользовавшись этим методом, есть вероятность получить быстрый результат, заниматься в удобное время и не отвлекаться на бытовые мелочи. Но не каждый может позволить себе оплатить репетитору уроки.
Популярными в последнее время стали платные видеокурсы, которые составлены преподавателями, и включают в себя только необходимую информацию. Уроки разработаны «от простого к сложному», при этом соблюдается последовательность получения знаний. Нужно просто вставить диск и повторять за педагогом необходимые аккорды и аппликатуры, после чего в свободном режиме закрепить выученное. Урок можно просмотреть столько раз, сколько нужно, чтобы усвоить материал. Стоимость таких уроков намного дешевле по сравнению с репетитором, а результат не хуже.
Выбрав подходящий метод обучения и проявив усидчивость, терпение и самоотдачу, можно за непродолжительный промежуток времени обучиться базовым основам игры на гитаре, а затем уже со временем отшлифовывать полученные знания.
Как играть аккорды
Обучение игре на гитаре начинается с основного этапа – изучения аккордов. Каждый аккорд имеет сочетание нескольких нот, которые обозначены в виде букв латинского алфавита от А до G, благодаря чему их легко запомнить: первая нота «ля» (буква А), а последняя – «соль» (буква G).
Аккорды различны по характеру звучания за счет минорного и мажорного лада. Мажор означает веселый, радостный, минор – грустный, спокойный. В обозначении минорного аккорда всегда присутствует буква «m», в то время как в мажоре все остается без изменений. Также не обойтись в музыке без знаков альтерации – диеза (#) и бемоля (b), которые повышают или понижают аккорд на полтона соответственно. Например, G#m означает ноту «соль диез» в минорном ладу.
Чтобы изучить аккорды, понадобятся аппликатуры – это аккорда на грифе гитары, в которой по горизонтали указаны струны, а по вертикали цифрами обозначены лады. Каждая схема соответствует одному аккорду. На ней точками выделены места на грифе, в которых необходимо прижать струны, чтобы получить тот или иной аккорд.
Для удобства и простоты игры можно найти в интернете песенник, где представлено большое количество аккордов с расположенными над ними словами. Вот в этом случае понадобятся аппликатуры. По предложенной схеме нужно поставить пальцы на необходимые лады и один раз сыграть аккорд.
Потренироваться лучше на простых аккордах, например Еm (ми-минор), Аm (ля-минор), С (до), так как большинство других требуют знания особой техники «баррэ», при которой одним пальцем необходимо зажать несколько струн одного лада одновременно. При большом «баррэ» зажимаются все струны сразу, но для этого понадобятся длительные тренировки.
Существует множество способов игры на гитаре, но наиболее распространенные – перебор, когда гитарист поочередно перебирает струны и разбирает аккорд на звуки, и бой – взятие аккорда одним ударом по струнам. В игре боем присутствуют следующие обозначения:
1) П - удар от верхней струны к нижней;
2) V - удар от нижней струны к верхней;
3) + - большим пальцем приглушить струны;
4) х – то же самое ребром ладони.
Начинающему гитаристу, чтобы получить чистый звук при игре боем, лучше производить удар кончиками ногтей, а не всей рукой. Если при игре простых аккордов получается мелодия, а не просто набор созвучий, то можно начинать изучать песни и в дальнейшем радовать друзей хорошей музыкой.
Струнные инструменты требуют усердия при тренировке игры на них. Распространено мнение о том, что обучиться гитарным переборам можно, только занимаясь с педагогом. Преподаватель в музыкальной школе помогает лучше развить технику игры, но элементарным моментам легко научиться и дома.
Добиться успеха в каком-либо творческом и не очень деле можно только подойдя к нему со всей серьезностью. Задаваясь вопросом, как научиться играть на гитаре самостоятельно, нужно помнить несколько основополагающих вещей:
После нескольких самостоятельных занятий не стоит сразу же ожидать феноменальных результатов, навыки приходят и развиваются постепенно. В сети существует масса обучающей литературы для «чайников», скачав которую, можно выделить для себя важные моменты. Неизменными элементами успешного изучения является сам инструмент, его настройка, посадка гитариста и постановка рук.
Выбор инструмента
Гитара может быть классической, акустической или электрической, шестиструнной и семиструнной. Как определиться и сделать безошибочный выбор? Перед тем как приобрести инструмент, продумайте следующие пункты:
То, насколько правильным во время игры будет положение гитариста, определяет итог обучения. Неверная поза может быть не только неудобной, приводящей к быстрой усталости. Нередко это уменьшает возможности исполнения того или иного многозвучия. Начинающим музыкантам рекомендуется учить гитарные упражнения в положении сидя, поскольку играть стоя после этого не составит труда.
Учиться играть нужно сидя на жесткой табуретке, подняв левое колено выше уровня сидения. Для этого используется подставка, на которую гитарист должен поставить ногу. Спина должна оставаться прямой, не касаясь чего-либо. Гитару поместите выемкой в середину приподнятого левого бедра. Правой ногой обеспечьте нижней части инструмента необходимый упор. При этом гриф должен быть чуть выше уровня левого плеча, а нижняя дека на уровне груди. Для левшей поза будет полностью отзеркалена: гитару кладут на правое приподнятое бедро, гриф – чуть выше уровня правого плеча.
Разобравшись с расположением ног, приступите к рукам. Локоть правой должен быть ближе к телу и не выходить за гитарный корпус с правой стороны, запястье же не нужно приближать сильно к верхней деке. Свешенные к струнам пальцы округлой кисти нужно сомкнуть вместе, кроме большого, чтобы их кончики выстроились в одну линию. Ориентир расположения большого пальца – струны, отвечающие за бас. Расположите фаланги параллельно гитарным ладам.
С левой рукой новичку справиться труднее. Запястье приподнятого предплечья нужно согнуть, округлить кисть и расположить большой палец по центру грифа сзади. Остальные пальцы при этом должны стоять на струнах, зажимая их подушечками. Со временем вы научитесь принимать это положение, не напрягая плечевой аппарат и кисти. Важно заниматься дома систематически.
Перед тем как научиться играть на гитаре дома, важно почувствовать инструмент и верно его настроить. Чтобы играть красивые мелодии, необходимо не только ставить руки, но и добиться правильного звука гитары. Знание нот будет безусловным преимуществом, хотя и на слух настройка тоже производится. Есть несколько простых способов:
Чтоб как следует научиться играть на гитаре дома, исполнять гитарное соло и свои любимые песни, упорно заниматься придется каждый день. Начинать осваивать гитарную игру лучше с упражнений, которые играются на одной струне. Часто преподаватели разучивают с учениками очень простую песенку про кузнечика. В интернете можно найти табулатуры к ней, где цифрами обозначено, какие лады последовательно нужно зажимать на струне. Освоив подобные упражнения, можно переходить к гитарным переборам, бою и другим более сложным элементам.
Обучением у преподавателей и занятиями по печатной литературе уроки игры на гитаре для начинающих не ограничиваются. Есть видеокурсы, в которых преподаватель постепенно объясняет, как научиться играть на гитаре дома. В них даются полезные рекомендации новичкам, подробно разбираются упражнения, позволяющие быстро приобрести необходимый навык. Воспользуйтесь обучающими роликами ниже, чтобы дома скорее научиться играть на гитаре.
Аннотация: В данной статье описаны первые шаги обучения на гитаре: как держать, с чего начать. Первый урок от портала PesniGitara!
Держу пари, Вы хоть раз слышали, как красиво звучит обычная шестиструнная гитара! Да и , Вы 100% слышали!
В наше время, с этим проблем нет - много mp3 записей, видео... Раньше было посложнее: кто то услышал в армии, кто - то на кассетных магнитофонах, ну и конечно, во дворе!
Гитара очень чуткий инструмент, но научиться играть не так уж и сложно (по крайней мере, ).
Существует два способа научиться играть на гитаре:
И так, если вы выбрали обучение у профессионала, записываемся и вперед на учебу.
Если же, у Вас нет возможности обучения игры на гитаре у профи в Вашем городе, либо по какой - то другой причине, Вы желаете быть самоучкой, надеемся, что наш портал поможет Вам!
В первую очередь, определимся, что нам будет нужно в процессе обучения:
Когда у Вас появится все необходимое (внимание: некоторые вещи должны быть выданы Вам при рождении!), можно начинать обучение!
И так, для начала возьмем гитару в руки. Если вы правша, то струны на грифе (палка это такая, на которой натянуты струны (для тех кто не знает;D)) должны быть расположены в таком порядке:
1. e (Самая толстая. Можете попробовать сыграть "Прощание паровоза", зажав на первом ладу струну, хорошенько дернуть (не рвите только) и провести до конца в право.)
2. H(B) (Вторая по толщине струна, пятая в списке)
3. F (Третья по толщине. Четвертая в списке)
4. D (Четвертая по толщине. Третья в списке)
5. A (Пятая по толщине. Вторая в списке)
6. E (Самая тонкая.)
Отлично, теперь мы знаем, названия струн и как правильно держать гитару (для левшей будет отдельная статья).
Переходим к более сложному процессу - делаем первые шаги.
Надеемся, Вам помогла наша статья. С уважением, портал !
Привет всем новичками и начинающим гитаристам! Вот решил наконец-то написать статью, которая, я надеюсь, поможет вам хорошо разобраться с тем, как и с чего начать игру на электрогитаре. Также вы узнаете об обработке гитарного звука, о различных гитарных эффектах, о подключении гитары к усилителю, а также узнаете, что такое стреплок и табулатура.
Итак, пожалуй, начнем. Если вы возьмете в руки и (не подключая ее) возьмете пару аккордов, то убедитесь в том, что звучит она весьма тихо и бедно по сравнению с акустической гитарой. Так происходит потому, что представляет собой сплошной кусок древесины. Ну, или несколько склеенных между собой кусков. Есть, правда, очень дешевые гитары из опилок, или там, фанеры – с ними можно поразить несведущих приятелей своим крутым видом, играть же на них не рекомендуется.
Настоящий «гитарный» звук можно получить, через одну или через цепочку из нескольких (у искушенных гитаристов их число доходит, чуть ли не до десятка) так называемых («примочек»), в специальный комбоусилитель (в просторечье «комбик»).
У новичка комбик, как правило, транзисторный. Основные его преимущества – надежность и невысокая цена. Ламповые же комбо усилители, как правило, на порядок дороже транзисторных, кроме того, электрические лампы в них надо периодически менять (примерно раз в полгода). Чем же хороши ламповые усилители? Скажу вам по секрету – тема «ламповый звук против транзисторного» была причиной не одной священной войны, просто отметим, что ламповые усилители дают более «правильный» гитарный звук. Причем, с увеличением громкости, звук лампового усилителя становится все более «правильным», в то время как транзисторный все сильнее хочется выключить.
Что касается педалей эффектов, то их действительно большое разнообразие. И каждая дает свой неповторимый звук. Педалями они называются потому, что представляют собой небольшие коробочки, на которых, помимо различных регуляторов имеется кнопка включения (она же кнопка выключения), на которую гитарист нажимает ногой. Ну а сама коробочка, соответственно, лежит на полу. Эта кнопка часто выполняется в виде, чем-то напоминающем автомобильную педаль – отсюда и название.
Пожалуй, самый популярный тип эффекта – дисторшн (англ. distortion – «искажение»). Он используется большим числом музыкантов, играющих музыку различных стилей — от поп-рока, до тяжелых, агрессивных стилей, вроде треш-метала. Чтобы иметь представление о том, какой звук дает дисторшн, предлагаю послушать, как начинается композиция «Break Stuff» у группы Limp Bizkit.
Однако если вы захотите сыграть соло (если кто еще не знает, что значит «сыграть соло», поясню – при игре соло в один конкретный момент времени звук извлекается только с помощью одной струны). Так вот, дисторшн здесь будет плохим выбором, этот эффект слишком сильно искажает сигнал. Для соло хорош другой очень распространенный тип эффекта – овердрайв (англ. overdrive – «перегрузка»). Он минимально искажает сигнал, соло при его использовании звучит разборчиво и певуче.
Когда педаль находится в выключенном состоянии, она пропускает через себя звук, не внося никаких изменений. Это дает возможность включать эффекты в цепочку – последовательно, чтобы можно было быстро переключиться с одного на другой – выключил один, включил другой и все – никаких переключений проводов.
В реальной жизни гитаристу часто нужно переключить в процессе игры целые группы эффектов, но ног у него только две. Для таких случаев придумали специальную педаль-коммутатор – так называемый футсвитч (англ. footswitch – «ножной переключатель»).
Другой очень распространенный эффект – дилэй (англ. delay – «задержка»). Он работает совместно с другими эффектами. Его суть состоит в том, что звук одной ноты становится более долгим, как бы растянутым во времени. Как правило, дилэй работает в паре с овердрайвом, однако здесь возможны варианты, ибо фантазия людей безгранична, а если эти люди еще и гитаристы…
Также, существуют более сложные устройства – процессоры эффектов . Это цифровые приборы, которые могут эмулировать звук большого числа различных и комбоусилителей. С их помощью можно играть сразу «в линию» (т.е. в обычный усилитель или вход звуковой карты компьютера). Основное их преимущество – это размер. Небольшой процессор гораздо удобнее, чем чемодан примочек и огромный комбик в придачу. Но, во-первых, эмуляция – это эмуляция, какой бы качественной она не была, а во вторых, на процессор не понажимаешь ногой – нужно крутить его многочисленные переключатели, а это не всегда приемлемо из соображений недостатка времени.
Не забывайте, что для педали эффектов нужно собственное питание – как правило, это 9-тивольтовая батарейка типа «Крона». Вместо нее почти ко всем примочкам можно подключить сетевой адаптер.
И гитара, и эффекты подключаются с помощью с разъемами типа « » на концах. Следует сказать, что чем короче кабель – тем лучше, тем меньше будет искажений звука, тем меньше ваш комбо будет ловить радио, а комбики, как ни странно, очень любят слушать радио. Особенно это касается кабеля, соединяющего гитару и «примочку». Лучшая его длина – 2-3 метра, не более.
Также, многое зависит от качества штекеров и самого провода. Тут закон простой: чем дороже – тем лучше (кстати, тот, кто умеет паять, сможет без проблем сделать за те же деньги кабель , при этом используя комплектующие покачественней, чем в готовом фабричном кабеле). Таким образом, если ваша цепочка будет выглядеть как «гитара – педаль эффектов – комбик», вам понадобится два соединительных кабеля типа «джек-джек».
Допустим, что гитару мы уже подключили, и руки тут же потянулись что-нибудь на ней сыграть. Сейчас-сейчас, еще одно замечание касательно техники безопасности. Осмотрите свою гитару, посмотрите, как к ней крепится . Скорее всего, вы увидите такие «шляпки», за которые ремень закреплен с двух сторон.
В ремне сделаны отверстия с прорезями, в которые заходят «шляпки» и гитара держится на ремне за счет собственного веса. Самая распространенная ошибка начинающих гитаристов – перекинуть ремень через себя, не посмотрев, не перекрутился ли кончик ремня.
По иронии судьбы, очень часто ремень фиксируется в неправильно положении. Когда это происходит, гитара падает на землю, как только вы ее отпустите, а это, согласитесь, очень печально.
Для того чтобы обезопасить гитаристов от подобных коллизий, а дорогие инструменты – от непоправимых увечий, были придуманы так называемые стреплоки (англ. straplock – «замок для ремня»). Стреплоки встраиваются (вернее, ввинчиваются) на место «шляпок» и надежно крепят ремень в любом положении. Большинство новых гитар выпускаются производителями без стреплоков, как бы оставляя гитаристу выбор – поставить на гитару те стреплоки, что ему больше по душе.
Итак, мне искренне хочется верить, что вы добрались до этого места статьи с уже подключенной и . Давайте же попробуем что-нибудь сыграть!
Честно говоря, мне обидно за тех новичков, которых заставляют при знакомстве с инструментом играть бессмертные вещи вроде «В траве сидел кузнечик». Человек решил играть на электрогитаре, уже запасся «Металзоной», он хочет, чтоб погромче и потяжелее, а вы ему «Кузнечика».
Посему, предлагаю научиться играть простой, но в тоже время симпатично драйвовый рифф из песни «Fight For Your Right» группы Beastie Boys. Заодно мы узнаем, что такое “power chords ” и как записываются табы.
Для начала давайте послушаем фрагмент песни, рифф к которой мы будем учиться играть.
В этой песне гитарист использует эффект типа «дисторшн». Я рекомендую на первых порах дисторшн не включать, а играть просто в комбик напрямую (гитаристы называют это “clean ” – чистый звук). Игра на чистом звуке даст вам понять, какие совершаются ошибки, где палец поехал не туда, где еще что произошло. Новичкам важно помнить, что игра через дисторшн смазывает отдельные ошибки. Не то, чтобы их незаметно, просто сложнее понять, в каком месте вы ошиблись.
Рифф нашей учебной песни целиком и полностью построен на так называемых пауэр-аккордах (англ. power chords – «мощные аккорды»). Хотя в общепринятом музыкальном смысле они не совсем аккорды, но звучат действительно необычайно мощно даже без перегруза, за что и получили свое название. Пауэр-аккорды повсеместно используются в рок-музыке. Существует даже специальный гитарный строй для игры пауэр-аккордами – Drop D. Подробнее о нем — чуть ниже.
Как играть ту или иную композицию музыканты записывают с помощью нот. Для гитаристов более удобной формой записи является табулатура (« »). На табах каждой струне соответствует своя строчка. Вот, пожалуйста, чистая табулатура:
1) —————————————-
2) —————————————-
3) —————————————-
4) —————————————-
5) —————————————-
6) —————————————-
Верхняя строчка соответствует самой тонкой струне, нижняя, соответственно – самой толстой. Еще можно встретить такой вариант табулатуры – с буквами – здесь все то же самое:
E|—————————————
B|—————————————
G|—————————————
D|—————————————
A|—————————————
E|—————————————
А теперь, прошу любить и жаловать, вот они – табы для нашей учебной песни:
E|————————————————-
B|————————————————-
G|———————5-7——5-7————
D|—7—————-7-5-7-7-7-5-7——-
A|—7—————-7-3-5-7-7-3-5——-
E|5-5—————-5——5-5—————-
E|—————————————————
B|—————————————————
G|———————-5-7——5-7————-
D|-7-7-7-7-7-7-7-7-7—7-5-7-7-7—5-7
A|-7-7-7-7-7-7-7-7-7—7-3-5-7-7—3-5
E|-5-5-5-5-5-5-5-5-5—5——5-5———
x x x x x x x x x
Цифры на соответствующей строчке обозначают номер лада, который нужно зажать, при этом дергая струну. Если цифры расположены на одном уровне по вертикали, значит, соответствующие лады нужно зажимать одновременно, т.е. играть . Цифра 0 означает, что струну следует дергать, не зажимая.
Итак, мы видим, что первой в табулатуре идет цифра 5 на нижней линейке. Т.е. надо зажать пятый лад на самой толстой . Буква “x” под цифрой означает, что ноту надо приглушить. Это означает, что, когда вы будете цеплять медиатором струну, ребром правой ладони (в случае, если вы правша) нужно несильно прижать струны на расстоянии 3-4 см от струнодержателя.
Струну на пятом ладу при этом нужно зажать большим пальцем левой руки. Зажимать нужно таким способом по той причине, что сразу же после того как мы возьмем первую ноту, нужно взять пауэр-аккорд. Большой палец остается на своем месте, а средний и указательный перемещаются на седьмой лад. «проезжаемся» сразу по трем струнам (именно по трем нижним, не следует трогать оставшиеся струны). При этом приглушать ноты уже не надо – крестика (буквы “x”) под цифрами не стоит.
После паузы начинаем играть основной рифф. Пауэр-аккорд на струнах с третей по пятую зажимается тем же способом:
Зажимаем пауэр-аккорд на струнах 3-5. После основного риффа идет следующий фрагмент:
E|——————————
B|——————————
G|——————————
D|-7-7-7-7-7-7-7-7-7—
A|-7-7-7-7-7-7-7-7-7—
E|-5-5-5-5-5-5-5-5-5—
x x x x x x x x x
Думаю, как играть его, вам уже ясно. В итоге должен получиться чрезвычайно любимый всеми поклонниками тяжелой музыки звук «дж-дж-дж».
Советую сначала потренироваться играть в медленном темпе. Потом, когда придет некоторая сноровка, можно включить сэмпл и попробовать подыграть Бистибойзам.
Теперь, как и обещал, пару слов о строе Drop D . Он отличается от стандартного строя лишь тем, что самая толстая (шестая) струна ослабляется дополнительно на два лада. То есть, если в стандартном строе шестая струна, зажатая на пятом ладу, звучит как не зажатая пятая, то в строе Drop D она должна звучать как пятая, будучи зажатой уже на 7м ладу.
Что это дает? Теперь все пауэр-аккорды, которые играются на трех последних струнах можно зажать всего одним пальцем. Следовательно, между аккордами можно перемещаться гораздо быстрее, нежели при стандартном строе. Этот факт очень по душе металлистам, т.к. им часто приходится быстро перемещаться с аккорда на аккорд в низкой тональности.
Надеюсь, что статья будет полезной для новичков. В ней я попытался ответить на те вопросы, которые возникали у меня самого при знакомстве с электрогитарой. Удачи в освоении инструмента!