Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Нищая братия коненков. Коненков и происхождение мира

Нищая братия коненков. Коненков и происхождение мира

Скульптор С. Т. Конёнков родился в деревне Верхние Караковичи Смоленской области. На всю жизнь сохранил Конёнков любовь к людям труда, к народной поэзии. Его произведения утверждали демократические идеалы, прославляли человека - борца за народные интересы.

Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем Петербургскую Академию художеств, Конёнков живет и работает в Москве. Когда в 1905 г. вспыхнула первая русская революция, он принимает в ней непосредственное участие и тогда же создает цикл замечательных произведений, посвященных героям революции: «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин», «Атеист» и др.

В творчестве Конёнкова оживают образы русских сказок, былин, крестьянских поверий. «Старичок-полевичок», «Лесовик», «Стрибог», «Еруслан Лазаревич», «Жар-птица» вырублены из дерева - исконного материала русских народных мастеров. Конёнков возродил дерево в русской скульптуре, раскрыл его богатые декоративные возможности. Помимо этих работ он создает скульптуры, навеянные античностью, композиции на тему музыки («Бах», «Паганини»), монументально-декоративные панно.

С. Т. Конёнков. Старичок-полевичок.
1910. Дерево.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

С. Т. Конёнков. Старичок-полевичок.
1910. Дерево.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

После Октябрьской революции Конёнков принял активное участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Он создает мемориальную доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (1918), предназначенную для Кремлевской стены (ныне в Русском музее). На открытии этой мемориальной доски с речью выступил В. И. Ленин.

В 1924-1945 гг. Конёнков живет и работает за рубежом. В это время он выполняет портреты В. И. Ленина, Ф. И. Шаляпина, А. М. Горького, И. П. Павлова, А. Эйнштейна, а также Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого.

Вернувшись в Москву, Конёнков вдохновенно работает над образами советских людей. Он выполняет портреты ученых (А. Н. Несмеянов, Н. Д. Зелинский), колхозных тружеников («Старейший колхозник деревни Караковичи И. В. Зуев»), осуществляет монументальные работы в Петрозаводске (скульптурное оформление Музыкально-драматического театра, 1953-1954) и Москве (горельефы для фасада Института геохимии и аналитической химии, 1953). В «Автопортрете» (1954) скульптор выразил высокое представление о советском художнике - творце прекрасного, несущем свое вдохновение народу. В последние годы жизни Конёнков много работал над портретами В. И. Ленина.

В настоящее время Музей скульптора С.Т. Конёнкова насчитывает около сотни потрясающих произведений. Сергей Тимофеевич был неординарной и очень разносторонней личностью, всегда действовал согласно своему настроению и вдохновению, от этого и его работы были совершенно разными и неожиданными. Все скульптуры в музее размещены по темам: революционная, религиозная темы, портреты деятелей литературы, искусства и науки, образы детей и простых рабочих людей. Материалами для работ Конёнкова были гипс, мрамор, дерево и бронза.

1. На первом этаже при входе разместился знаменитый автопортрет, за который Конёнков был удостоен в 1957 году Ленинской премии.

2. В зале первого этажа - скульптуры писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, В.В. Маяковского, А.М. Горького, Ф.М. Достоевского; портреты ученых: Ч.Дарвина, И.П. Павлова, В.Ф. Купревича и многих других; скульптурные фигуры известных библейских героев, главным из которых является "Сын человеческий".

3. Христианская тема - одна из ведущих в творчестве С.Т. Конёнкова. Христианство привлекало его как человека и как художника. Иисус Христос - одно из самых прекрасных творений мастера.


Сын человеческий (1933)

4. В Италии в 1928 году Конёнков создал образы апостолов веры. Главенствующей фигурой этой сюиты стал Пророк - предвестник трагических событий, развернувшихся в стране, где к власти пришёл фашизм.


Пророк (1928)

5. К образу библейского героя Самсона Конёнков обращался и в скульптуре, и в графике. Самсон был для него олицетворением русского народа. "Весь мир насилья мы разрушим" - название произведения скульптор взял из пролетарского гимна "Интернационал". В скульптурной композиции аллегорически выражены революционные идеи XX века.


Самсон (1957)

6. Сергей Тимофеевич очень любил русских писателей и музыкантов. Он зачитывался до поздней ночи, вдохновляясь на очередной шедевр, и слушал классическую музыку с упоением. Благодаря этому сегодня мы можем видеть скульптуры с изображением таких великих людей, как В.В. Маяковский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Д.Д. Шостакович, М.П. Мусоргский.

7. Работая над образами деятелей культуры, Конёнков часто на укладывался в рамки портрета и обращался к фигуре в рост (М.Е. Салтыков-Щедрин, В.В. Маяковский, В.И. Суриков), изображая человека в движении, что сейчас создаёт ощущение присутствия этих людей среди нас.

9. Один из вариантов надгробной плиты архитектору А.В. Щусеву.

10. Портрет Ф.М. Достоевского - это самое значительное произведение С.Т. Конёнкова, удостоенное Гран-при в Брюсселе в 1958 году. Образ Достоевского не покидал скульптора в годы его зарубежной жизни. "Я думал о Достоевском как о могучем мыслителе, находящимся рядом со мной. Кто ещё, как он, понимал и ненавидел зло, кто, как он, мог проникнуться людскими страданиями".


Ф.М. Достоевский (1933)

11. У Конёнкова было три встречи с Львом Толстым в студенческие годы. Скульптора всегда привлекало величие натуры писателя. После посещения музея-усадьбы "Ясная поляна" С.Т. Конёнков создал мраморный бюст Толстого.


Л.Н. Толстой (1953)


А.С. Пушкин (1950)

13. Скульптор писал: "В голове закружились пушкинские строфы. Я вылепил Пушкина. Не знаю, хорош ли он вышел. но это был мой Пушкин".

14. Портрет Максима Горького был создан с натуры в 1928 году в Сорренто (Италия). Это самое правдивое и глубокое изображение писателя в скульптуре. "Все, кто видел бюст, находят его сделанным великолепно и очень похожим на оригинал," - писал А.М. Горький.


А.М. Горький (1928)

15. С Маяковским Конёнков встречался в первые годы революции на митингах, выставках, вечерах. "Я лепил своего Маяковского - человека большого сердца", - писал скульптор.


В.В. Маяковский (1947, 1956)

16. К революционной теме относятся варианты голов к памятнику "Степан Разин с ватагою". Выполненный в дереве памятник выставлялся на лобном месте в Москве и носил временный характер. В 60-е годы С.Т. Конёнков создал монументальную группу "Степан Разин", установленную в Ростове-на-Дону.


Бурлак и Степан Разин (1919)

17. Барельеф, эскиз которого представлен в экспозиции, был установлен на Сенатской башне Кремля у могил революционеров, погибших в дни Октября.


Эскиз мемориальной доски "Павшим в борьбе за мир и братство народов" (1918 год)

18. Скульптурный портрет в рост художника Сурикова.

19. С.Т. Конёнков создал интереснейшую галерею портретов учёных. Чарльз Дарвин был выполнен по заказу Академии наук.


Чарльз Дарвин (1954)

20. Одна из самых ранних работ - "Читающий татарин", была создана в годы учения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.


Читающий татарин (1895)

21. Собирательный образ текстильщицы был выполнен Конёнковым после посещения текстильного комбината в Твери.


Текстильщица (1959)

22. Экспозиция на втором этаже представляет в основном ранние работы мастера, сказочных персонажей, фантазийную мебель и фигуры, сделанные С.Т. Конёнковым из пней, коряг и ветвей деревьев.

23. При входе на второй этаж находится необычный автопортрет в образе "Ваятеля". С.Т. Конёнков создал его за год до своего 90-летия. Он изобразил себя сказочным богатырём, применив для этого стволы, корни и сучки дерева. Когда Коненков отправлял "Ваятеля" в Смоленск, трогательно простился с этой скульптурой.

24. Зал второго этажа украшают прекрасные женские образы. Они наполняют пространство зала чувством красоты и гармонии, а "Пан, играющий на дудочке", сопровождает их потрясающий танец.

25. Конёнковская мебель возникла не случайно. Поводом послужил странный. с точки зрения скульптора, обычай американцев избавляться под Новый год от старой, часто добротной мебели. Это так поразило мастера. что он решил создать свою вечную мебель, которая не будет зависеть ни от какой моды. Вековые деревья парка Нью-Йорка, упавшие во время бури, послужили материалом для сказочной мебели.

26. На первом плане слева - скульптура "Примитив" (1915). Она выполнена в манере греческой архаики: формы обобщены, лицо тронуто подцветкой.

27. Эта работа Конёнкова - его отклик от встреч с античной скульптурой Греции.

28. Каждая из скульптур Конёнкова - часть жизни мастера, его представление о красоте мира и людей. В центре скульптурной группы - один из ранних шедевров Конёнкова. Это Айседора Дункан - выдающаяся американская танцовщица. Скульптор был восхищён её искусством и отразил в скульптуре вдохновенный порыв, стремительное движение тела в танце. На втором плане - две женские фигуры, воплощённые в прекрасной пластической форме - "Девушка" (1915) и "Девушка с кукурузой" (1962).


Айседора Дункан (1916)

29. Мастер просто обожал тему сказки, волшебства и мифологии, и множество потрясающих работ доказывают это. Здесь есть сказочные животные и птицы, сделанные из дерева, и прекрасная Наяда - водная царица и дочь самого Зевса.

30. Неразрывная связь с родной природой, преданиями вдохновила мастера на создание совы-ведьмы, одной из ранних сказочных скульптур. Сергей Тимофеевич часто наблюдал этих занятных птиц, зарисовывал их, а фантазия скульптора соединила облик совы с колдовским образом ведьмы.


Сова-ведьма (1909)

31. Птица Сирин в русской мифологии - птица счастья. На могиле М.М. Пришвина стоит изваянная из камня Птица Сирин. Когда я думал о памятнике поэту природы, то ясно представлял себе: ведь каждая строчка Пришвина будет дарить людям счастье.


Птица Сирин (1956)

32. Жена и друг скульптора, его модель и муза - Маргарита Конёнкова. Об этой необыкновенной женщине - русской Мата Хари, я рассказывала .


М.И. Конёнкова (1936)

33. В студенческие годы скульптор декламировал бунтарские стихи Тараса Шевченко, распевал "Заповит". В 60-е годы посетил Канев, родину поэта.


Т.Г. Шевченко в ссылке (1957)

36. Ещё один прекрасный образ - "Крылатая".


Крылатая (30-е годы)

37. В Москве Конёнков жил на Тверской в одном доме с известными музыкантами. Многих он запечатлел в запоминающихся и выразительных образах.


Д.Д. Шостакович (1949)

38. Н.В. Плевицкая - звезда русской эстрады начала XX века, исполнительница русских народных песен, была известна Конёнкову по личным встречам, концертам в Москве и Нью-Йорке в десятые и двадцатые годы прошлого века.


Н.В. Плевицкая (1925)

39. В мире всего два музея скульптора С.Т. Конёнкова: один - в Москве, а другой - в Смоленске. Хочу заметить, что смоленский музей произвёл очень приятное впечатление. Он нисколько не уступает московскому, а в в чём-то и значительно превосходит его, а именно - в удачном освещении, в том, как сгруппированы скульптуры, в подаче информации о работах и жизни скульптора.


При подготовке публикации использована информация, представленная в музее.

Русский Роден

Конёнков Сергей Тимофеевич
10 июля 1874 - 9 октября 1971

Корин Павел Дмитриевич. Портрет скульптора Сергея Конёнкова
Колоритная внешность знаменитого скульптора давала богатую пищу для творческой фантазии художника. Корин воплотил на холсте образ исключительной психологической напряженности. Пластичный объем головы, решительная поза, ярко светящиеся глаза, над которыми нависли кустистые брови, распущенные волосы, словно их разметал ветер, — все это говорит о человеке ярком и необыкновенном. Горящие краски полотна, необычное освещение создают фантастическую игру света и тени, повышенную динамичность.
Биография скульптора здесь -
В своём творчестве Конёнков прошёл периоды увлечения творчеством Микеланджело, античностью, народной деревянной скульптурой.
Его первое крупное произведение — дипломная статуя «Самсон, разрывающий узы» (1902 г.) — по замыслу близко к «Скованному рабу» Микеланджело.

С.Т. Конёнков. Самсон, разрывающий узы.
Работа вызвала возмущение Совета академии. «...Обострённая экспрессивность и динамика моей скульптуры ничего общего не имела с установками академии, предпочитавшей „тишь да гладь" — жанровость сюжетов, привычность, вылизанность форм... — вспоминал мастер. — Академистов смущало, что я нарушил обычные пропорции. Они „вершками" измеряли мою работу, не вникая в её смысл. Я неплохо знал анатомию и в тех случаях, когда „нарушал" её, делал это сознательно, по праву творца на художественную гиперболу».Заступничество Куинджи, яростная защита дипломной работы скульптора Репиным, одобрительные слова профессора Матэ и голосование «за» Беклемишева определили решение совета в пользу Коненкова большинством всего в один голос. Ни о какой заграничной командировке не могло быть и речи. Коненков уехал в Москву, а над статуей «Самсона», как ему стало известно много лет спустя, была учинена настоящая расправа. Толпа служителей вынесла гипсового гиганта из здания академии. «Самсона» пронесли мимо древних сфинксов. Дворники тяжелыми молотками стали крушить скульптуру. Остатки «Самсона» отвезли на свалку. Все это происходило на глазах и под руководством маститых чиновников академии. К теме «Самсона» скульптор возвращался не единожды. И если в начале своего творческого пути он показал исполина, только стремящегося разорвать узы, то пришло время показать Самсона, который, победив страдания, разорвал цепи рабства и распростер свои руки навстречу свободе и грядущему.

С.Т. Конёнков.Самсон 1957 г. Гипс. Москва, Центральный выставочный зал
Самсон предстает перед нами на фоне молнии, символизирующей очистительную грозу революции. Самсон потряс устои старого мира. Валяется поверженный в прах отвратительный хищный золотой телец с папской тиарой на голове. Рушатся цепи рабства, цепи колониализма. "Весь мир насилья мы разрушим!"
У ног Самсона десятиструнная арфа, символ музыки революции и мировой гармонии, к которой вместе со всем человечеством идет Самсон - Человек солнца! Особое место в творчестве Конёнкова занимала тема музыки. Одним из его любимых персонажей был Никколо Паганини.

С.Т. Конёнков.«Паганини». Мрамор. 1908 г.
Мраморный портрет выдающегося итальянского композитора и скрипача мастер выполнил в 1908 г. Гениальный итальянский музыкант увлек ваятеля своей огненной музыкой, бурным творческим размахом, неукротимым духом своего искусства. Мастер изобразил Паганини, прижимающим к плечу скрипку в момент наивысшего творческого напряжения. Имя Паганини стало символом мятежного и свободного духа. Позднее несколько раз в разных вариантах скульптор возвращается к образу Паганини.





С.Т. Конёнков.Паганини. 1956 г. Дерево
Конёнков восхищался творениями Иоганна Себастьяна Баха и долго, мучительно искал тот пластический образ, который смог бы передать величие гения и глубину его произведений. И вот однажды (было это в 1910 г.) в куске мрамора, стоявшем в углу мастерской, скульптор, по его словам, вдруг увидел лицо Баха. Он водрузил глыбу на станок и много часов без перерыва работал над портретом. «Мой резец словно вела его музыка», — рассказывал Конёнков.


С.Т. Конёнков.«Иоган Себастьян Бах». Мрамор. 1910. Собрание Н. Ф. Микули. Москва.
В 1909—1910 годах в творчестве Конёнкова оживают об¬разы русских сказок, былин и сохранившейся в крестьян¬ских поверьях языческой мифологии. Работая над сказочными и фольклорными образами, знакомыми ему с детства, Конёнков обращался к необычным материалам, например к инкрустации дерева цветным камнем, их формы скульптор находил и выявлял в самой структуре древесного ствола, в причудливых извивах корней, в сучках и наростах.

С.Т. Конёнков.«Старичок-полевичок» (1910)

С.Т. Конёнков. Стрибог. ГТГ. 1910г..

С. Конёнков. Род 1874 г. "Лесовики


Сергей КонЁнков. «Лесовик» 1909
Конёнков достиг больших успехов как мастер-портретист. Его творения в этом жанре отличаются многообразием и неоднозначностью характеристик, несмотря на традиционную, довольно реалистическую манеру.

Портрет Ф. И. Шаляпина. 1952 г. Мрамор. (Скульптура выполнена в гипсе в 1930 г.)
В портрете Ф. Шаляпина мы ощущаем величие духа, пламенный темперамент и подлинный артистизм гениального русского певца.
«Песню и музыку нельзя вылепить в буквальном смысле этого слова. Но в белокаменной глыбе мрамора - своя музыка. Ее надо только вызвать и оживить. В своей скульптуре я изваял только голову Шаляпина, но мне бы хотелось передать зрителю и то, что отсутствует в скульптуре, - его могучую грудь, в которой клокочет огонь музыки. Шаляпин - властитель. Голос был ему послушен, как скульптору мрамор» , так описывал Коненков свою работу над портретом Шаляпина.

Портрет И. П. Павлова. 1952 г. Мрамор. (Скульптура выполнена в гипсе в 1929 г.)
В портрете И. П. Павлова нас захватывает красота человеческой мысли, неиссякаемой мудрости. «Я встретился с ним летом 1929 года в Нью-Йорке. С первой же встречи ученый поразил меня своей простотой и непосредственностью. У меня сразу же появилось ощущение, будто я давным-давно знаю этого человека. Недаром говорят, что глаза - зеркало души человека. А глаза академика Павлова ярко выражали всю его пытливость и проникновение в глубину жизни»-, так передал скульптор свои впечатления от встречи с выдающимся ученым.

С. Т. Конёнков. Портрет Ф.М. Достоевского
Но, пожалуй, нигде Конёнков не достигал такой глубины психологической характеристики, как в портрете Ф. Достоевского, одной из лучших работ мастера. Сложность, противоречивость творчества русского писателя, его мучительные сомнения и раздумья, поиски выхода, трагическая обреченность и вместе с тем сильная воля, ясный ум — все это выражено в портрете.
Конёнков не случайно избрал полуфигурную композицию. Здесь все несет смысловую нагрузку — и поза, и опущенные ссутулившиеся плечи, и особенно руки, передающие жест отчаяния и безысходности.


С.Т. Конёнков. Автопортрет
Высшим достижением художника в портретном искусстве явился его замечательный «Автопортрет», за который в 1957 году он был удостоен Ленинской премии. Человек огромного творческого горения, взлета фантазии, вдохновенной мысли предстает перед нами в его «Автопортрете». Гордо приподнята голова, вдаль устремлен взор, развеваются волосы. Для портрета характерны широта, размах, величавость. Это творец, художник-гражданин, сын своего народа.
Коненков так рассказывал о своем замысле: «Когда в тиши своей мастерской я работал над «Автопортретом», относясь к этому, как к глубокому раздумью, я думал не только о портретном сходстве, а прежде всего хотел выразить свое отношение к труду и искусству, свое устремление к будущему, в царство постоянной правды и справедливости»!.
Конёнкову удалось создать в «Автопортрете» глубоко типический образ художника-современника, человека высокого накала чувств и сильных страстей. «Автопортрет» достойно венчает серию скульптурных работ художника, посвященную людям искусства.

Иисус Христос (С. Конёнков). Оказавшись в 1924 году в Нью-Йорке, Коненков достаточно быстро снискал славу лучшего портретиста Америки и вскоре смог жить, не меняя московских привычек. По пуританскому Бродвею он расхаживал в косоворотке, с неизменным котом Рамсесом на плече и в сопровождении молодой супруги, ногти которой вызывающе отливали изумрудным перламутром. А его нью-йоркская мастерская вскоре получила такую же экстравагантную популярность, как и флигель на Пресне. Все изменилось буквально в один день, в начале 30-х, когда супруга Коненкова Маргарита привела в мастерскую некоего Тихона Шмелева, члена общества "Ученики Христа ", основанного в начале XX века Чарльзом Тейзом Расселом. После этого непримечательного события неожиданно для всех Сергей Коненков отказался от многих выгодных заказов и на долгие десять лет практически отгородился от общества. Именно в эту пору появляются первые коненковские изображения Христа, пророков и апостолов, а также эскизы к космогониям.

С.Т.Конёнков. Христос, идущий по водам. 1935г.



Сергей Конёнков. «Христос» Гипс тонированный 1933
Совершенно особенная страница в жизни знаменитого скульптора - его женитьба на Маргарите Ивановне Воронцовой.
Знаменитый скульптор Сергей Коненков влюбился в свою будущую жену Маргариту по...фотографии:«Девушка на фотографии была так прекрасна, что показалась мне творением какого-то неведомого художника. Особенно прекрасен был поворот головы. И руки - необыкновенно красивые руки, с тонкими изящными пальцами были у девушки на фотокарточке. Таких рук я не видел никогда!».

Двадцатилетняя Маргарита Воронцова.фото
Знакомство состоялось, и Конёнков увлёкся этой девушкой из провинции, хотя и был старше ее на 22 года. Маргарита вскоре переступила порог его мастерской и на шесть следующих лет стала его музой, моделью и гражданской женой. Родители отказали в руке дочери маститому художнику из-за большой разницы в возрасте. Но в 1922 году Маргарита Ивановна и Сергей Тимофеевич все-таки стали официально мужем и женой.

Портрет Маргариты Конёнковой (дерево). 1918 год.

"Магнолия" — последний портрет Маргариты Конёнковой в стиле ню. Этой женщиной был очарован знаменитый Альберт Эйнштейн, и, возможно, они объединили бы свои судьбы, если бы Сергея Конёнкова срочно не отозвали на родину, но это тема другого поста.


Кресла из пней. Работа С. Т. Конёнкова
Конечно, я только прикоснулась к творчеству знаменитого скульптора, чтобы вспомнить о нем в связи со 140 годовщиной со дня его рождения. При желании можно открывать страницы его жизни и творчества, где Сергей Тимофеевич Конёнков предстанет перед вами человеком ярким и необыкновенным.
Галерея его работ -

Личное дело

Сергей Тимофеевич Конёнков (1874—1971) родился в деревне Караковичи Смоленской губернии в зажиточной крестьянской семье. После смерти матери воспитывался дядей. Рисовать научился у заезжего иконописца, иконы Конёнкова висели во многих домах села. С отличием окончил гимназию в Рославле, затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За выпускную работу «Камнебоец» был удостоен малой золотой медали и стипендии имени Павла Третьякова, дававшей право годичной командировки за границу. Во Франции Конёнков посетил мастерскую Огюста Родена и был покорен его творчеством. Вернувшись на родину, был принят в петербургскую Академию художеств.

Дипломная работа Конёнкова «Самсон, разрывающей узы» (1902) вызвала споры преподавателей. В революционный 1905 год по распоряжению администрации Академии она была уничтожена, чтобы не будоражить студентов. Несмотря на критику профессоров, скульптор получил звание свободного художника. Его мастерская на Пресне стала местом сбора богемы Москвы и Петербурга. Это, однако, не помешало ему принять участие в уличных боях 1905 года. По собственному признанию, он закупил браунинги и возглавил одну из рабочих дружин. Под впечатлением событий создал цикл портретов участников боев на Пресне («Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин»). В 1907 году выставил совсем другую, мирную «Лесную серию» — деревянные изваяния языческих богов, — которую до революции постоянно пополнял новыми работами.

После Октябрьской революции участвовал в плане «монументальной пропаганды». В 1918 году создал барельеф «Павшим в борьбе за мир и братство народов», который открывал Владимир Ленин. В 1922 году женился на Маргарите Воронцовой, с которой отправился в США для участия в выставке русского и советского искусства. Поездка, рассчитанная на несколько месяцев, растянулась на 22 года.

В Нью-Йорке основным жанром для Конёнкова стал заказной портрет и архитектурное оформление различных зданий. По инициативе Максима Горького создал галерею скульптурных портретов деятелей русского искусства и науки, включая самого Горького. В 1935 году администрация Принстонского университета заказала скульптору бюст Альберта Эйнштейна. Во время Второй мировой войны Конёнков входил в Комитет помощи России. В 1945 году по приказу Сталина скульптора и его работы на специально зафрахтованном пароходе доставили в СССР. Конёнков получил мастерскую на улице Горького в Москве (ныне — Тверская). Был удостоен звания Народного художника СССР, первым из работников искусств стал Героем Социалистического Труда. В 1965 году состоялась последняя большая прижизненная выставка, приуроченная к 90-летию со дня рождения мастера и 70-летию его творческой деятельности. Всего же Конёнков прожил 97 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Чем знаменит

Сергей Конёнков

Скульптора, популярного и в дореволюционной России, и в Советском Союзе, и за границей, называли «русским Роденом». Еще в 1902 году Конёнков начал поиски нового пластического языка, который позволял не рассказывать сюжет, а выражать эмоциональный смысл образа. Тогда же он представил на суд Академии художеств своего «Самсона». Профессоров смущала модернистская трактовка библейского сюжета, разрушившая классические пропорции фигуры. Молодого скульптора поддержали лишь Илья Репин и Архип Куинджи, Репин даже опубликовал свой отзыв в печати. Разбитый по приказу администрации Академии гипс много позже был восстановлен мастером и получил название «Освобожденный человек».

О чем надо знать

В США Конёнков сблизился со «Свидетелями Иеговы». К американскому периоду его творчества относятся рисунки-размышления на библейские темы. Конёнков также писал Сталину письма с предсказаниями о начале Второй мировой войны, конце света и других событий. Часть пророчеств сбылись. Существует версия, согласно которой жена Конёнкова Маргарита добилась расположения Эйнштейна и выведывала у него тайную информацию об атомной бомбе для советской разведки. Маргарита была также знакома с отцом американской атомной бомбы Робертом Оппенгеймером.

Прямая речь

«Довелось мне быть однажды вместе со школьниками у Конёнкова, в его мастерской на углу улицы Горького и Тверского бульвара. Колоритный старец показывал детям свои извлеченные им из дерева чудеса: всяких лесовиков, полевичков, зверушек, лесную нечисть, рассказывал, как в детстве любил слушать старого пасечника, изображал, как тот вытаскивал из бороды запутавшихся в ней пчел. И в конце встречи Сергей Тимофеевич угостил нас редкостным зрелищем. В то время он работал над проектом памятника Ленину, который, по его замыслу, должен был представлять установленную на Воробьевых горах высоченную фигуру вождя, с протянутой рукой вращающуюся в течение суток вокруг своей оси вслед за движущимся солнцем. “Степан! Заводи!” — раздался вдруг громкий голос Сергея Тимофеевича, и тотчас же откуда-то из дверей выбежал похожий на обломовского Захара нечесаный мужик, включил что-то в памятнике, агрегат загрохотал, и Владимир Ильич медленно задвигался вокруг своей оси, к восхищению школьников», — вспоминал писатель Михаил Лобанов.

5 фактов о Сергее Конёнкове

  • Конёнков одним из первых среди русских скульпторов обратился к изображению обнаженного женского тела. Часто его работы созданы в традициях народного искусства («Крылатая» (1913), «Жар-птица» (1915), «Кариатида» (1918) и другие).
  • В 1974 году к столетию скульптора был открыт музей, в который входят мастерская, где он работал, квартира и кабинет. Здесь мастер провел последние 24 года своей жизни.
  • Некоторые критики отмечают, что главным периодом творчества Конёнкова был дореволюционный; тонкую одухотворенность своих ранних работ мастер, по их мнению, не смог превзойти.
  • Конёнков — почетный гражданин Смоленска.
  • Умер от воспаления легких, не дожив всего трех лет до предсказанного им для себя 100-летнего рубежа.

1916 год) и АХ СССР (1954 год), народный художник СССР (1958 год). Ге-рой Социалистического Тру-да (1964 год).

Учил-ся в МУЖВЗ (1892-1896 годы) у С.М. Вол-ну-хи-на, С.И. Ива-но-ва; ра-бо-тал в мас-тер-ской П.П. Тру-бец-ко-го. В 1897 году по-слан в учеб-ную по-езд-ку, по-се-тил Бер-лин, Дрез-ден, Па-риж и го-ро-да Ита-лии. Ис-пы-тал влия-ние О. Ро-де-на и его шко-лы, а так-же от-час-ти А. фон Хиль-деб-ран-да. Про-дол-жил обу-че-ние в пе-терб. АХ (1899-1902 годы) у В.А. Бек-ле-ми-ше-ва; зва-ние ху-дож-ни-ка по-лу-чил за ком-по-зи-цию «Сам-сон» («Раз-ры-ваю-щий узы»; не сохр.). С 1902 года жил в Мо-ск-ве; при-ни-мал уча-стие в Де-кабрь-ском воо-руженном вос-ста-нии 1905 года. Член Но-во-го общества ху-дож-ни-ков (1908 год), Сою-за рус-ских ху-дож-ни-ков (1909-1915 годы), объ-е-ди-не-ния «Мир ис-кус-ст-ва» (1917-1923 годы). В 1912 году со-вер-шил по-езд-ку в Тур-цию, Гре-цию и Еги-пет.

Ав-тор многих порт-ре-тов: «Мыс-ли-тель» (1898 год, ГРМ), «Ни-ке» (порт-рет Т.Я. Ко-няе-вой, 1906 год, ГТГ), А.П. Че-хо-ва (1908 год, Дом-му-зей А.П. Че-хо-ва, Мо-ск-ва; все - мра-мор), ска-зи-тель-ни-цы М.Д. Кри-во-по-ле-но-вой (де-ре-во, 1916 год, ГТГ); ря-да «ро-ман-ти-зи-ро-ван-ных» порт-рет-ных изо-бра-же-ний в гип-се, де-ре-ве и мра-мо-ре (Н. Па-га-ни-ни, 1906, 1915 годы, и др.; Ф.М. Дос-то-ев-ский, 1924, 1933 годы, и др.; «Де-мон», 1936-1938 и 1955 годы).

Од-ним из пер-вых С.Т. Конёнков об-ра-тил-ся к народной ху-дожественной тра-ди-ции скульп-ту-ры из де-ре-ва, вос-соз-дав фан-та-стический мир ска-зоч-ных су-ществ: «Ве-ли-ко-сил» (1909 год, Ху-дож. му-зей, Ниж-ний Нов-го-род), «Ста-ри-чок-по-ле-ви-чок» (1910 год, ГТГ), «Ве-щая ста-руш-ка» (1916 год, Ху-дожественный му-зей Бе-ло-рус-сии, Минск), «Ле-со-вик» (1917 год, Му-зей ис-кусств Рес-пуб-ли-ки Ка-зах-стан, Ал-ма-Ата) и др. Иным на-прав-ле-ни-ем твор-че-ст-ва С.Т. Конёнкова ста-ла стро-гая «ан-ти-ки-зи-рую-щая» пла-сти-ка ра-бот в мра-мо-ре: «Ко-ле-но-пре-кло-нён-ная» (1907 год, ГТГ), «Ко-ра» (1912 год, ГРМ), «Вакх» (1916 год, Ме-мо-ри-аль-ный му-зей-мас-тер-ская С.Т. Конёнкова, Мо-ск-ва) и др. Ис-пол-нял мо-ну-мен-таль-но-де-ко-ра-тив-ные ра-бо-ты (в т. ч. скульп-тур-ное оформ-ле-ние ка-фе-кон-ди-тер-ской Фи-лип-по-ва на Твер-ской ул. в Мо-ск-ве, 1905 год).

По-сле 1917 года С.Т. Конёнков при-ни-мал ак-тив-ное уча-стие в осу-ще-ст-в-ле-нии Мо-ну-мен-таль-ной про-па-ган-ды пла-на, был од-ним из ор-га-ни-за-то-ров и пред. Московского профессионального сою-за скульп-то-ров-ху-дож-ни-ков (1917-1919 годы); сто-ял у ис-то-ков советского мо-ну-мен-таль-ной скульп-ту-ры. Соз-дал ме-мо-ри-аль-ную дос-ку «Пав-шим за мир и брат-ст-во на-ро-дов» для Се-нат-ской баш-ни Моск. Крем-ля и ком-по-зи-цию «Сте-пан Ра-зин со сво-ей дру-жи-ной» для Крас-ной пл. (де-ре-во, 1919 год; обе - ГРМ).

В конце 1923 года С.Т. Конёнков был ко-ман-ди-ро-ван в США для уча-стия в вы-став-ке русского и советского искусства; до 1945 года жил в Нью-Йор-ке. В 1928-1929 годы со-вер-шил по-езд-ку в Ита-лию, где встре-чал-ся с М. Горь-ким и ис-пол-нил его порт-рет; сре-ди др. про-из-ве-де-ний С.Т. Коненкова - порт-ре-ты Л.Н. Тол-сто-го (де-ре-во, 1924 год), С.В. Рах-ма-ни-но-ва (брон-за, 1925 год, Стей-ну-эй-холл, Нью-Йорк), Ф.И. Ша-ля-пи-на (гипс, 1925 год, Ме-мо-ри-аль-ный му-зей-мас-тер-ская С.Т. Конёнкова, Мо-ск-ва), А. Эйн-штей-на (брон-за, 1936-1938 годы, Прин-стон-ский университет), А. Тос-ка-ни-ни (де-ре-во, 1941-1942 годы, ча-ст-ное со-б-ра-ние, Нью-Йорк). К американскому пе-рио-ду твор-че-ст-ва от-но-сят-ся ри-сун-ки С.Т. Конёнкова на биб-лей-ские те-мы. Во вре-мя Второй ми-ро-вой вой-ны С.Т. Конёнков был чле-ном Комитета по-мо-щи Рос-сии.

В 1945 году С.Т. Конёнков вер-нул-ся в Рос-сию. Про-дол-жал ра-бо-тать в об-лас-ти пси-хо-ло-гич. порт-ре-та (В.И. Су-ри-ков, 1946 и 1964 годы; В.В. Мая-ков-ский, 1947 и 1961 годы; ав-то-порт-рет, мра-мор, 1954 год, ГТГ, и др.); соз-да-вал па-мят-ни-ки (хи-рур-гу А.В. Виш-нев-ско-му, брон-за, 1950 год; М.Н. Ер-мо-ло-вой, мра-мор, 1955 год, оба - в Мо-ск-ве), мо-ну-мен-таль-но-де-ко-ра-тив-ную скульп-ту-ру (скуль-п-тур-ный ан-самбль Музыкально-дра-ма-тического те-ат-ра в Пет-ро-за-вод-ске, 1953-1954 годы), сим-во-лические об-ра-зы, воз-вра-ща-ясь к те-мам ран-не-го твор-че-ст-ва [«Ос-во-бо-ж-дён-ный че-ло-век» («Сам-сон»), 1947 год, ГРМ].

Творческие уст-рем-ле-ния С.Т. Конёнкова свя-за-ны с пре-одо-ле-ни-ем на-ту-ра-лиз-ма и ака-де-миз-ма XIX века, от-сю-да - об-ра-ще-ние к греческой ар-хаи-ке и народному искусству, ра-бо-те в твёр-дом ма-те-риа-ле (де-ре-во, ка-мень); ги-пер-бо-ли-за-ция, экс-прес-сив-ность фор-мы, по-вы-шен-ная эмо-цио-наль-ность об-раз-но-го строя. Нео-ро-ман-тическим и не-оклас-сическим тен-ден-ци-ям С.Т. Конёнкова при-дал яр-ко вы-ра-жен-ный национальный ха-рак-тер. Пре-по-да-вал во Вху-те-ма-се и сту-дии Про-лет-куль-та в Мо-ск-ве (1918-1922 годы), ока-зал влия-ние на В.Н. До-мо-гац-ко-го, Г.И. Мо-то-ви-ло-ва.

Ле-нин-ская премия (1957 год). На-гра-ж-дён ор-де-на-ми Ле-ни-на (1956, 1964 годы). В 1974 году в Мо-ск-ве от-крыт Ме-мо-ри-аль-ный му-зей-мас-тер-ская С.Т. Ко-нён-ко-ва.

Сочинения:

Вос-по-ми-на-ния. Ста-тьи. Пись-ма. М., 1984-1985. Кн. 1-2.