Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Музыкальный размер 7 8 примеры. Музыкальные размеры

Музыкальный размер 7 8 примеры. Музыкальные размеры

Здравствуйте уважаемые читатели блога . Сегодня мы начинаем второй этап подготовки к игре на . Сейчас я хочу рассказать вам о такте и его размере.

Что такое такт, размер такта и длительности нот?

Такт — это такая единице в музыке, которая начинается с сильной доли, (то есть удар ногой, кивок головой), далее идёт слабая доля. Так происходит чередование. Следующий такт опять же начинается с сильной доли. В нотной граммоте такт — это совокупность написания нот и пауз.

Каждый такт отделяется тактовыми вертикальными чертами.

Длительности нот

Размер такта — это отношение долей в такте к, непосредственно, длительностям этих долей.

Вообще сам по себе размер такта- это абстрактная величина, которую нужно почувствовать. Ошибочно, когда размер такта называют ритмом. Когда вы слышите музыку, вы непроизвольно начинаете кивать головой, притопывать ногой, хлопать в ладоши. Всё это выделение сильных долей, то есть размер такта.

Вот к примеру самые распространённые тактовые размеры:

Рассмотрим первый случай: 4/4. Произносится это как четыре четверти. Значит в такте четыре доли, длительностью четверти. Считать при игре лучше как

1-и-2-и-3-и-4-и

То есть там, где произносятся цифры — сильные доли.

Со временем сложилось, что к каждому размеру такта можно сразу подобрать музыку. Например к размеру три четверти (3\4), мы сразу же вспоинаем вальс. При игре будет следующий счёт:

Раз два три

Первая доля сильная, вторая и третья слабые.

******Задание*******

Определить размеры тактов:

Темп

Кроме самих нот и ритма, существует множество других нюансов, о которых композитор стремится сообщить исполнителю, чтобы тот максимально точно воплотил в музыке и донес до слушателей его замыслы.

Примерами таких «подсказок» композиторов могут служить обозначения динамики и использование терминов «rit» и «rall». Общая же скорость, с которой должно исполняться музыкальное произведение (его темп), и описание его характера в целом обычно указываются на партитуре с помощью определенных итальянских терминов.

Вот наиболее часто встречаемые из них:

Presto (Престо) - быстро
Allegro (Аллегро) - бодро, или весело
Vivace (Виваче) -живо, оживленно
Andante (Анданте) - свободно, легко, плавно
Moderato (Модерато) -умеренно, подобно анданте
Lagro (Ларго) - медленно, широко, величаво
Adagio(Адажио) -тихо, медленно (быстрее, чем ларго)
Lento (Ленто) - медленно
Grave (Граве) - медленно и торжественно

Существуют и некоторые вариации этих терминов, усиливающие или ослабляющие их значения:

Adagissimo (Адажиссимо) - чрезвычайно медленно
Prestissimo (Престиссимо) - очень быстро
Allegretto (Аллегретто) - довольно бодро, но в меньшей степени, чем аллегро
Larghetto (Ларгетто) - медленно, но не настолько, как ларго.

С изобретением метронома (Мельцелем, современником Бетховена) темп стал часто обозначаться конкретным числом, соответствующим количеству счетов в минуту.
Например, 60 (60 четвертных нот в минуту) соответствует темпу с одним счетом в секунду: Этот вид указания темпа называется метрономным значком и иногда записывается так: ММ = 60. ММ - это сокращение от «Метроном Мельцеля».

Мы подошли к очень важной теме - размер музыкального произведения. Прежде чем мы поговорим о размере, уточним еще одно понятие, которое нам раньше не встречалось.

Такт

Если посмотреть на любые ноты, то можно заметить, что с определенной периодичностью в них встречается вертикальная черта. Вот посмотрите:




Она называется тактовой чертой. То, что расположено между двумя такими чертами и называется тактом. Вот, собственно и все, что нам нужно знать о такте.

Размер

Размер указывает на ритм исполняемой музыки. Обозначается он цифрами около ключа:


(Читается: «четыре четверти», «три четверти», «шесть восьмых» и т.д). Верхняя цифра обозначает количество ударов в каждом такте. Нижняя цифра – длительность ноты каждого счета. Это если по-умному.

Поясняем просто, на примере. Допустим, указана длительность ¾. Верхняя цифра, то есть, в данном случае, тройка, означает, что в каждом такте будет по три удара. То есть считать нужно так: раз-два-три|раз-два-три|раз-два-три|раз-два-три…» и так далее, пока произведение не закончится. Нижняя цифра – в нашем случае, цифра 4, означает, что на каждый счет приходится одна четвертная нота. Если сказать совсем просто, то размер ¾ означает, что в один такт «влезает» три штуки четвертных нот. Или три четвертные ноты, как вам больше нравится.

Размеры могут быть простыми и сложными, двухдольными и трехдольными.

Для удобства мы рассмотрим подробно различные виды размеров (по активным ссылкам, вы можете перейти на статьи нашего сайта с подробным описанием всех размеров).

Размер. Виды размера

Каким может быть размер музыкального произведения? Как разнообразить «пульс» музыки?
Данный раздел содержит информацию о видах музыкального размера.
Напомним: музыкальным размером (см.словарь) называют количество долей определенной длительности, образующих такт.


Простые размеры.

Состоят из простого, неделимого числа долей. Бывают двухдольными и трёхдольными.
Рассмотрим каждый вид простого размера по отдельности.

Двухдольный простой размер.
Размер, при котором сильные доли равномерно повторяются через одну слабую долю, называют двухдольным. Т.е. сильная доля, затем слабая доля, снова сильная, слабая и т.д. Примеры двухдольных размеро: 2/2, 2/4, 2/8.
Размер 2/2 имеет собственное название: alla breve (читается: aлла брeве), а также собственное обозначение: .
Обратите внимание, что один такт при таком размере содержит две доли: первая доля является сильной, вторая - слабой.

Трёхдольный простой размер.
Размер, в котором сильные доли равномерно повторяются через две слабые доли, называют трёхдольным. Примеры трёхдольных размеров: 3/2, 3/4, 3/8, 3/16.
Обратите внимание, что один такт содержит три доли: первая доля является сильной, вторая и третья - слабыми.

Группировка длительностей.
В простых размерах длительности основных долей должны быть отделены друг от друга:

Рисунок 1. Группировка длительностей

Есть исключения, например: если такт содержит ноты одной и той же длительности, то их можно сгруппировать; размер 3/8 допускает слияние основных долей.

Сложные размеры.


Сложные размеры получаются в результате слияния двух или более простых однородных размеров. Например, размер 4/4 можно представить как слияние двух простых размеров 2/4 и 2/4.
- Четырёхдольные сложные размеры: 4/2, 4/4, 4/8.
- Шестидольные сложные размеры: 6/4, 6/8, 6/16.
- Девятидольные сложные размеры: 9/4, 9/8, 9/16.
- Двенадцатидольные сложные размеры: 12/8, 12/16.
Количество сильных долей в сложном размере соответствует числу простых размеров, входящих в его состав.

Относительно сильные доли.
Акцент на первой доле сложного размера всегда сильнее акцентов остальных долей, в связи с чем первую долю называют сильной долей, а остальные сильные доли - относительно сильными долями .



Рисунок 1. Сильные и относительно сильные доли

На рисунке мы видим сложный размер 4/4, составленный из двух простых размеров 2/4. Знаками акцента «>» обозначены ноты, которые соответствуют сильным долям. Красным подчёркнута сильная доля - она первая в такте, а синим - относительно сильная доля.
Примечание: поскольку доля в нашем случае занимает одну четверть, то и красной, и синей линиями подчёркнуты длительности в одну четверть, чтобы обозначить долю.
Обратите внимание: сильные доли в сложном размере расположены равномерно.

Группировка.
При группировке нот в сложном размере объединяют ноты, входящие в состав простого размера. Если такт содержит единственную ноту, длительность которой равна длительности такта, то можно:
- указать одну ноту длительностью в такт;
- указать отдельные ноты для каждого простого размера, объединив их лигой.

Смешанные размеры.

Смешанные размеры получаются в результате слияния двух или более простых разнородных размеров. Например, размер 5/4 можно представить как слияние двух простых размеров 2/4 и 3/4; а также наоборот: как 3/4 и 2/4.

Наиболее распространенные смешанные размеры:
- Пятидольные размеры: 5/4, 5/8.
- Семидольные размеры: 7/4, 7/8.
Количество сильных долей в смешанном размере соответствует числу простых размеров, входящих в его состав. Вернёмся к примеру с размером 5/4: поскольку он образован за счёт слияния двух простых размеров, то и имеет две сильные доли.

В первом случае, когда размер 5/4 образован за счёт слияния размеров 2/4 и 3/4, сильными долями будут первая (сильная доля размера 2/4) и третья (сильная доля размера 3/4). Посмотрите на Рисунок 1, всё станет ясно:


Рисунок 1. Смешанные размеры


Сильные доли на рисунке обозначены символом «>» (акцент). Также на рисунке показаны размеры 2/4 и 3/4, из которых мы получили 5/4.
Если же мы изменим порядок следования простых размеров, т.е. сначала 3/4, а за ним 2/4, то сместим вторую сильную долю с третьей на четвёртую (см. Рисунок 2):

Рисунок 2. Смешанные размеры

Из примеров видно как важен порядок следования простых размеров в сложном: именно он определяет расположение сильных долей. Также ясно, что сильные доли расположены не равномерно.

Свойства смешанных размеров.
В связи с неоднородностью простых размеров, составляющих сложный размер, наблюдается следующее:
- важен порядок простых размеров, составляющих смешанный размер. Именно этим порядком задаётся чередование сильных и относительно сильных долей (заметим, что бывают случаи изменения порядка простых размеров в сложном на протяжении одного и того же произведения);
- чередование сильных и относительно сильных долей в смешанном размере неравномерное.


Обозначение смешанного размера.
Иногда, для удобства чтения, рядом с указанием основного размера произведения в скобках пишут порядок простых размеров:

Рисунок 3. Пример обозначения смешанных размеров

Группировка.
Группируются ноты в смешанном размере также, как и в сложном размере. Из-за разнородности простых размеров, ритмические группы неравномерны.

Переменные размеры


ЁВ музыке бывает так, что размер меняется в пределах одного произведения. В таком случае говорят, что произведение имеет переменный размер. Сразу рассмотрим пример, из которого станет всё ясно:


Рисунок 1. Переменные размеры


Изначально размер произведения установлен в 3/4. Начиная с 3-го такта, размер меняется на 5/4. А в 6-м такте размер возвращается к исходному (3/4). Это произведение имеет переменный размер.
В качестве повторения, обратите внимание: произведение имеет репризы, триоли, диезы. В предпоследнем такте над закрывающимся знаком репризы написано «3х» - это обязывает сыграть данный отрывок 3 раза, а не 2, как обычно.

Итоги.
Вы взяли на заметку, что размер может быть простым, сложным, смешанным. По ходу произведения размер может меняться. Это называется переменным размером. Также вы узнали больше о группировке нот и акцентах.

Друзья всем привет! Сегодня открываю цикл статей относящихся не только к «ударным» и барабанам, а к музыке в целом. Будем рассматривать важные музыкальные термины и определения, знать которые стоит каждому музыканту. Эта статья будет посвящена музыкальному метру.

Что такое музыкальный метр?

Метр в музыке (определение, термин) - это мера, задающая воображаемую координатную временную сетку, которая состоит из непрерывного чередования, равных по длительности, сильных и слабых долей. Такие доли называются метрическими.

Единица и выражение музыкального метра.

Музыкальный метр выражается - размером (цифровое выражение), отражается в тактах и единицей измерения - являются доли. О долях мы сейчас и поговорим.

P.S. Очень часто можно встретить употребление выражения музыкального метра в кроссвордах и сканвордах.

Что такое доля и какие бывают доли в музыке?

Музыкальная доля - единица измерения музыкального метра. Доли бывают:

  • Сильные.
  • Относительно сильные.
  • Слабые.

Сильная доля в музыке считается акцентируемой, а слабая не акцентируемой.

Однако, запомните: сильная доля и акцент - это не одно и то же. Акцент может применяться к любой доле. Выбор доли, которую нужно проакцентировать, ложится на плечи композитора. Воображение подсказывает ему, как должна выглядеть будущая композиция. Основываясь на этом автор и расставляет акценты.

Метрический акцент - это выделение определенных нот и долей. Метрические акценты могут быть как реальными (выделение за счет звука большей громкости), так и воображаемыми (выделение паузой).

Чтобы наглядно понять, что такое метр, возьмем линейку с миллиметровыми насечками, где расстояние между маленькими черточками будет означать ноты.

Средние черточки будут началом слабой доли, а большие - началом сильной доли.

По линиям нашей образной линейки можно задавать ритмические рисунки из нот различной длительности. Рисунки могут быть абсолютно разными, но они должны обязательно вписываться в черточки нашей линейки.

Друзья, вообще понятие музыкального метра довольно абстрактное. В музыкальных произведениях он может вообще никак не выражаться, и присутствовать лишь в «голове» у музыканта.

Что такое музыкальный размер?

Метр и размер в музыке тесно переплетаются между собой, в большинстве случаев если речь идет о метре, то его можно заменить размером. Но стоит запомнить важное отличие - размер задает относительную длительность каждой доли, чего не делает метр. Кроме того, размер в музыке связан с тактом, поэтому можно дать следующее определение:

Музыкальный размер - «числовое» отображение метра, показывающее, сколько используется долей в такте и их относительная длительность, а обозначается в виде дроби.

Возьмем, к примеру, размер «2/4», он говорит нам о том, что в такте будет 2 доли, и длительность каждой доли составляет одна . Такой пример часто используют для детей, объясняя понятие размера в музыке.

На нотном стане размер ставится сразу после ключа в начале композиции или такта, с которого он меняется.

Дробная черта между цифрами показывающими размер на нотном стане не ставится. На картинке ниже показан размер - 4/4 (четыре четверти).

Какие бывают музыкальные метры и размеры? Виды размеров и примеры.

Музыкальные тактовые размеры подразделяются на:

  1. Простые.
  2. Сложные.

Простые размеры (метры) в музыке.

Простые метры бывают двухдольные и трехдольные.

  • Двухдольный метр - музыкальные метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через одну слабую долю. К двухдольным метрам относятся следующие размеры: «2/2», «2/4», «2/8» и т.д.
  • Трёхдольный метр - музыкальный метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через каждые две слабые доли (состоит из одной сильной доли и двух слабых). К трехдольным относятся следующие размеры: «3/2», «3/4», «3/8» и т.д.

Сложные размеры (метры) в музыке.

Сложный (комбинированный, составной, смешанный) метр - музыкальный метр, получаемый при слиянии двух и более простых метров. Поэтому сложные метры могут включать в себя несколько сильных долей. Общее количество которых, равняется количеству сильных долей простых метров, входящих в состав сложного метра.

В сложном метре есть одна «изюмника»: первая сильная доля сложного метра - так и называется сильной, а вот последующие сильные доли называются относительно сильными. Акцент сильных долей выше, а относительно сильных ниже.

Какими бывают сложные размеры?

Все что будет больше трехдольного метра, считается сложным размером, например:

  • четырёхдольные - «4/2», «4/4» и т.д.
  • пятидольные - «5/4», «5/8» и т.д.
  • шестидольные - «6/4», «6/8» и т.д.
  • семидольные - «7/4», «7/8» и т.д.
  • восьмидольные - «8/4», «8/8» и т.д.
  • девятидольные - «9/4», «9/8» и т.д.
  • и другие.

Каких-то строгих рамок по сложным размерам не существует. Все упирается в фантазию музыканта и соответственно ее реализацию. Однако стоит помнить, что чем сложнее метр, тем сложнее написать и сыграть такую музыку композитору, и тем сложнее ее воспринять и прочувствовать простому слушателю.

Что такое несимметричные размеры (смешанные) размеры?

Особенность несимметричных размеров заключается в объединении двухдольных и трёхдольных метров. Для примера возьмем наиболее часто встречающийся смешанный музыкальный размер «5/4», который может получиться из двух вариантов соединения двухдольного и трёхдольного размеров:

  1. Вариант: «3/4» + «2/4» - в этом случае акцент будет на первую и четвертую долю такта.
  2. Вариант: «2/4» + «3/4» - в этом случае акцент будет на первую и третью долю такта.

Пятидольный размер «5/4» в музыке встречается в основном в джазе и народной музыке.

Другими примерами несимметричных (смешанных) размеров являются: «7/4», «9/4» или даже «11/4», а также их разновидности «7/8», «9/8» «11/8» и так далее. В качестве домашнего задания попробуйте сами прикинуть, соединением каких размеров можно получить такие смешанные размеры? Пишите в комментариях что у Вас получилось =)

Что такое переменный размер?

Ещё одна разновидность размера - это переменный размер. Он образуется в случае, когда на протяжении одной композиции размер меняется из одного в другой (происходить это может неоднократно). Встречается данный вид размера в основном в народной музыке и связан по большей части с свободой исполнения песен не зажатых никакими музыкальными рамками.

Что такое неравнодольный метр (размер)?

Понятие неравнодольный метр появилось в 20 веке и означает такой музыкальный метр в котором длительность долей входящих в метр разная. Чаще всего неравнодольный метр можно встретить в народном песенном творчестве. Как пример - болгарские народные песни. Неравнодольный метр очень редко встречается в современной музыке, поэтому не стоит заострять на нем внимание, просто запомните что бывает и такая разновидность музыкального метра =)

Как определить музыкальный размер?

Определить размер простому слушателю либо новичку очень трудно, для этого нужно хорошо чувствовать чередование сильных, слабых и относительно сильных долей. Это называется «пульсацией». Научившись чувствовать «пульс» музыки, сможете определять размер на слух. Определить простые размеры не так трудно, а вот с сложными сделать это бывает крайне затруднительно даже профессионалам.

На заметку! Очень хорошо умеют чувствовать музыку (и размер соответственно) танцоры.

Размеры основных танцев (кто какие танцы еще вспомнит пишите в комментариях):

  • Самба - «2/4».
  • Полька - «2/4».
  • Ча-ча-ча - «4/4».
  • Румба - «4/4».
  • Пасодобль - «2/4».
  • Джайв - «4/4».
  • Фокстрот - «4/4».
  • Квикстеп - «4/4».
  • Танго - «2/4».
  • Галоп - «2/4».
  • Вальс - «3/4» (три четверти).

Какие можно встретить обозначения размера на нотном стане?

  • с - сокращённое обозначение и эквивалент музыкального размера 4/4.
  • ¢ - alla breve (алла бреве) - сокращённое обозначение и эквивалент размера 2/2.
ЦЕЛИ:
  1. Знать соответствие длительностей и размеров.
  2. Знать, какие длительности существуют, отличие нот и пауз друг от друга в звучании и на письме.
  3. Знать, как имитировать длительности нот и пауз хлопками. Знать, как считать ногой и вслух.
  4. Знать определение Музыкального размера (2/4, 3/4, 4/4) и его обозначение на нотном стане.
  5. Знать соответствие длительностей и музыкальных размеров в такте.

Ноты и их запись

Музыкальные звуки записываются при помощи нот. Нотные знаки (ноты) состоят из следующих частей:

1 – флажок; 2 – штиль; 3 — головка

В зависимости от длительности ноты, головка может быть пустой или закрашенной, флажков
может быть несколько, штиль и флажки могут отсутствовать. Расположение головки ноты
относительно линеек нотоносца, определяет высоту звука, а взаимное расположение нот -
порядок их исполнения.

Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположных случаях - вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.

Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами (перемычками, вязками). Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.

Длительности нот

Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительность ноты не сопоставлена никаким общепринятым длительностям (например, секунда и т. д.), её протяжённость считается только в рамках конкретной композиции, опираясь на её темп, который выбрал автор.
Рассмотри обозначение длительностей нот и пауз в музыке. В таблице приведены аудиопримеры счёта, в которых метроном считает «четвертями».

Метроно́м (греч. μέτρον - мера, νόμος - закон) - прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами

Если нет метронома, то счёт ведётся ногой. При движении носка вниз (касание пола) считаются цифры (1,2,3,4) при подъёме носка считается «И» .

В аудиопримере метроном обозначает только сильные доли (цифры-1,2,3,4).

Доля - элементарная единица музыкального метра (аналог общепринятой секунды, но её величина может меняться в зависимости от темпа музыкальной композиции). За эту единицу чаще всего принимается 1 четвертная нота

Основных длительностей не так уж и много. Это:

Целая – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный.
Половинная – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка у нее не такая жирная, а еще у нее имеется штиль.
Четвертнáя – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.
Восьмая –восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой. От четвертной она отличается наличием флажка. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (ребро).
Шестнадцатая – в два раза короче восьмой, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 таких нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмую, только вот флажка два. Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра.


Когда «восьмая» или «шестнадцатая» стоят не в чётной группе (по 2 или 4 ноты), то отдельно стоящая восьмая пишут так: , а шестнадцатая так: .


Рассмотрим счёт различных длительностей на основе всем известной мелодии.

До этого мы рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант обозначения «дробных» длительностей.

Рассмотрим рисунок (триоли обведены красными квадратами — точнее это восьмые триоли):


Длительность всех нот — восьмые. Метроном ведёт счёт четвертями.

Восьмые триоли это три ровные восьмые в одной четверти.

В этом случае при счёте «И» не считается, так как она попадает между долями и её сложно считать.

Давайте рассмотрим ещё 1 пример. За основу возьмём шестнадцатые. Длительность триоли будет соответствовать двум шестнадцатым или одной восьмой, что одно и то же.

Паузы

Какие нотные знаки нужны для того, чтобы показать тишину в музыкальном произведении?
Молчание вашего голоса или инструмента (во время исполнения произведения) называют паузой. Длительность пауз определяется так же, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д. Давайте посмотрим обозначения пауз:

Приводим пример использования пауз (в оригинале этой мелодии пауз нет):

Тот же пример, но уже без пауз:

Верхний вариант из-за пауз звучит отрывисто, нижний звучит более плавно. Постарайтесь это услышать.
Кстати, обратите внимание на то, что с исчезновением пауз, длительность нот увеличилась ровно на длину паузы.

Размер такта

Размер такта (музыкальный размер) — количество долей определенной длительности, образующих такт.


Такты придуманы специально для того, чтобы помочь исполнителям следить за тем, в каком месте пьесы они находятся, и играть в нужном размере. В простом размере именно в тактах можно ощутить истинный ритм пьесы, даже если вы просто просматриваете нотную запись, не играя нот. В простом размере сильной всегда является первая доля каждого такта. Это означает, что, когда вы видите строку наподобие показанной на рисунке ниже, ритм отсчитывается так: РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре.

Размер длительности доли и количество долей могут быть разными. (2,4,6,8,16)

Размер такта Произношение
2/4 Две четверти
3/4 Три четверти
4/4 Четыре четверти
6/8 Шесть восьмых
12/8 Двенадцать восьмых

Музыкальных размеров больше, чем представлено в таблице. Их разнообразие придумано для дирижёров и композиторов, так как смена музыкального размера изменяет не только принцип счёта, но так же и характер музыки и принцип игры на инструменте. В рамках первого этапа обучения нас интересует только счёт музыки и длительности нот, поэтому мы будем рассматривать только 2/4, 3/4 и 4/4. К остальным размерам мы вернёмся на втором этапе обучения.

Рассмотрим примеры счёта в этих музыкальных размерах:

Рисунки в примерах сложны для счёта в слух. Главное чтобы вы поняли, сколько и каких длительностей можно использовать в том или ином размере. Обратите внимание паузы какой длительности используются в тактах. Нужно посчитать и убедиться, что в каждом такте сумма длительностей нот и пауз соответствует музыкальному размеру.

Размер 4/4 (четыре четверти) состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.

Теперь пример который выглядит сложнее, обратите внимание, что в триолях «и» не считается.

Размер 3/4 (три четверти). состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Здесь вы не увидите целых нот, т.к. целая нота не вмещается в один такт.

Размер 2/4 (две четверти). состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте. Здесь так же нет целых нот.

Проверь себя.
  1. Чем отличается целая нота от четвертной в письме?
Ответ:

Целая нота пишется как овал, а четвертная с закрашенной головкой и штилем.

  • Чем отличается целая пауза от половинной паузы в письме?
Ответ:

Целая пауза пишется в виде закрашенного прямоугольника под четвертой линией нотного стана, а половинная - на третьей линии.

  • Как отличается запись восьмых нот по отдельности и тогда, когда они стоят по несколько штук?
Ответ:

По отдельности восьмые ноты пишутся как четвертные, но с флажком, пишущимся справа от ноты. Когда же восьмые ноты стоят по несколько штук, рядом друг с другом, то они соединяются одним ребром.

  • Как пишутся 8-ая и 16-ая паузы?
  • Прохлопайте восьмые длительности со счетом вслух и счетом ногой.
  • Что означают цифры в размере композиции?
Ответ:

Верхняя цифра обозначает количество нот в такте, нижняя — длительность этих нот.

  • Можно ли использовать другие длительности в такте, кроме тех, которые значатся в размере такта?
Ответ:
  • Сколько восьмых в одной четверти?И сколько восьмых триолей в одной четверти? В чем разница счета ногой и вслух восьмых и восьмых триолей?
Ответ:

В четверти помещаются две восьмые ноты. В счете “и” используется при поднятии ноги.
При использовании восьмой триоли в четверти помещаются три равные восьмые ноты. В счете не используют “и”, так как она сбивала бы ровный счет и ее неудобно считать.

  • Сколько шестнадцатых нот может быть в одном такте при размере такта 3/4
Ответ: