Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Люди холопского звания в поэме Н. А

Люди холопского звания в поэме Н. А

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне-- не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные: одни счастливые, другие нет; бедные и состоятельные; бунтари и "рабы". О последних хочется поговорить отдельно.

Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Яков Верный холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создаёт и образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино.

У князя Переметьева

Я был любимый раб,

Жена-раба любимая...

Он молится: "Оставь мне, господи, Болезнь мою почётную, По ней я дворянин! " Близки к холопам Клим и Ипат - люди князя Утятина. Один называет себя рабом, недостойным, а барина-князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов: Был Клим мужик: и пьяница, И на руку нечист.

Работать не работает, c цыганами вожжается,

Бродяга, коновал!

Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки:

Ай, служба-должность подлая!..

Гнусь человек! - Не бить его,

Так уже кого и бить?

Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки "О двух великих грешниках". Рассказ даётся в подтверждение мысли:

Велик дворянский грех!

Велик, а всё не быть ему

Против греха крестьянского.

Грех предательский - самый тяжёлый грех:

Всё прощает бог,

А Иудии грех не прощается.

Ой мужик! Мужик!

Ты грешнее всех,

А за что тебе вечно маятся!

Для чего же Некрасов показал столько типов крестьян-холопов? Крепостное право "калечит", делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего - предателей. Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

Добра ты, царска грамота,

Да не про нас ты писана...

Явление "холопство", если так можно выразиться, можно встретить и в наше время. Большинство таких людей -"холопы" по психологии. "Холопство" пока неискоренено и существует повсюду.

«Люди холопского звания» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Коллекция сочинений: "Люди холопского звания» в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо»

Поэма "Кому на Руси жить хорошо» - вершина творче­ства Н. А. Некрасова. Это произведение грандиозно по широ­те замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне - не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные. Разными были и крестьяне, о которых узнают стран­ники. Н. А. Некрасов видит, как постепенно пробуждается в крестьянах сознание собственной силы. Но крестьяне не идеализируются, потому что поэт прекрасно осознает, что привычка покоряться в крестьянах так же велика, как и привычка властвовать в помещиках:

Не только над помещиком,

Привычка над крестьянином

Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положе­нием, превратились в холопов по убеждению. Серия вставных сюжетов о силе крепостнических привычек в крестьянине от­крывается рассказанной Пахомом историей о Сидоре, который высылал барину оброк из острога. Дворовый князя Переметье-ва считает себя счастливым, потому что знает:

У князя Переметьева

Я был любимый раб,

Жена - раба любимая...

Он гордится тем, что сорок лет вылизывал тарелки и до­пивал из рюмок иностранное вино, что приобрел, как он счи­тает, благородную болезнь - подагру - и молится:

Оставь мне, господи,

Болезнь мою почетную,

По ней я дворянин!

Дворовый князя Утятина Ипат и после царского указа считает себя холопом князя и сам растроган от своей предан­ности. Он не хочет вспоминать о том, как барин издевался над ним ради собственной забавы, но зато "не может барских милостей забыть». Себя он по-прежнему называет рабом не­достойным, а барина - князюшкой. По-своему верна преж­ней жизни и вся Вахлатчина - крестьяне добровольно со­глашаются делать вид, что на Руси ничего не изменилось. Прекрасно чувствует себя и мнимый бурмистр Клим Лавин. Его поступки - все та же холопская приниженность крес­тьянина, только вывернутая наизнанку. Он не брезгует ника­кими средствами, чтобы угодить и барину и миру. Влас дает ему точную оценку:

Был Клим мужик: и пьяница,

И на руку нечист.

Работать не работает,

С цыганами вожжается,

Бродяга, коновал!

На его совести лежит смерть Агапа, единственного вахла­ка, над которым не довлела сила привычки. Так, постепен­но, в поэму входит тема крестьянского греха.

Яков Верный - холоп примерный, обиженный жестоким помещиком, в отместку совершает тяжелый грех - кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он по­являлся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из самых уважаемых крестьян, замечает по адресу Егорки:

Аи служба - должность подлая!..

Гнус человек! - Не бить его,

Так уж кого и бить?

Но самый страшный, по мнению крестьян, грех соверша­ет жадный староста Глеб, который за "горы золота» и воль­ную для себя сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игна - тием вслед за легендой Ионушки "О двух великих грешни­ках» и подтверждает мысль:

Велик дворянский грех!

Велик, а все не быть ему

Против греха крестьянского.

Нет греха тяжелее этого:

Все прощает бог,

А Иудин грех не прощается.

Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех,

А за что тебе вечно маяться!

Рассказ о старосте Глебе - предчувствие того, что вместо помещика власть в деревне постепенно начнет прибирать к рукам деревенский богатей. Гриша Добросклонов старается развеять горестные мысли крестьян, утверждая, что крес­тьянские грехи - лишь порождение крепостничества:

Змея родит змеенышей,

А крепь - грехи помещика,

Грех Якова несчастного,

Грех Глеба родила!

Конечно, в этом он прав. Но прав ли в том, что "Нет крепи - Глеба нового не будет на Руси»?

Крепостное право "калечит», делает из людей либо подха­лимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего - предателей. Реформа 1861 года не улучшила положение на­рода, и недаром крестьяне говорят о ней:

Добра ты, царска грамота,

Да не про нас ты писана...

Но крестьяне уже понимают, что путь к счастью - это путь активного противостояния злу. Великим пафосом пред­чувствия народного счастья наполнена знаменитая песня "Русь», которая вершит все сцены и картины поэмы. Рус­ский богатырь с его бесконечным терпением - вечная загад­ка для Н. А. Некрасова, но поэт верит, что

Рать поднимается -

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Вы прочитали готовую разработку: «Люди холопского звания» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Учебные пособия и тематические ссылки для школьников, студентов и всех, занимающихся самообразованием

Сайт адресован учащимся, учителям, абитуриентам, студентам педвузов. Справочник школьника охватывает все аспекты школьной программы.

«Люди холопского звания» в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне - не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные: одни счастливые, другие нет; бедные и состоятельные; бунтари и "рабы". О последних хочется поговорить отдельно. Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Яков Верный - холоп примерный.

Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создает и образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино. У князя Переметъева Я был любимый раб, Жена - раба любимая... Он молится: Оставь мне, Господи, Болезнь мою почетную, По ней я дворянин!

Близки к холопам Клим и Ипат - люди князя Утятина. Один называет себя рабом, недостойным, а барина - князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов: Вот Клим мужик: и пьяниц, И на руку нечист. Работать не работает, С цыганами вожжается, Бродяга, коновал! Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки: А и служба-должность подлая!..

Гнусь человек! - Не бить его, Так уж кого и бить? Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки "О двух великих грешниках". Рассказ дается в подтверждение мысли: Велик дворянский грех! Велик, а все не быть ему Против греха крестьянского. Грех предательский - самый тяжелый грех: Все прощает Бог, А Иудин грех не прощается.

Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех, А за то тебе вечно маяться! Для чего же Некрасов показал столько типов крестьян-холопов? Крепостное право "калечит", делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего - предателей. Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней: Добра ты, царска грамота, Да не про нас ты писана... Явление "холопства", если так можно выразиться, можно встретить и в наше время. Большинство таких людей - "холопы" по психологии. "Холопство" пока не искорено и существует повсюду.

Янв 25 2011

Ни в ком противоречия,
Кого хочу - помилую,
Кого хочу - казню.

Вспоминает о былом помещик Оболт - Оболдуев. В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:

Закон - моё желание!
Кулак - моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловоррот!..

Отмена крепостного права “ударила одним концом по барину, другим по мужику”. К условиям жизни нарастающего капитализма барин приспособиться не может и не желает, - неизбежным становится запустение усадеб и разорение господ. Без всякого сожаления говорит поэт о том, как “по кирпичику” разбираются господские дома. Сатирическое отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт - Оболдуев, Утятин - “Последыш”. Особенно выразителен в поэме князя Утятина - “Последыша”. Это барин, который “весь век чудил, дурил”. Жестоким деспотом -крепостником остаётся он и после 1861года.Совершенно не зная своих крестьян, “Последыш” отдаёт нелепые распоряжения по вотчине, приказывает на “вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтобы жили в ней, плодилися и правили тягло!” Мужики хохотом встречают этот приказ, так как “той вдове - под семьдесят, а жениху - шесть лет!” Глухонемого дурака “Последыш” назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы “Последыша”, ещё более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права.

Карикатурен и его внешний облик:
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И -разные глаза:
Один здоровый светится,
А левый - мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!

Жестоким самодуром -угнетателем показан и помещик Шалашников, “воинскою силою” покорявший собственных крестьян. Ещё более жесток управляющий немец Фогель. При нём “настала каторга корёжскому крестьянину -до нитки разорил!” - говорит Савелий. Мужики и барин - непримиримые, вечные враги. “Хвали траву в стогу, а барина в гробу”, - говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть крестьянину, - вот тот вывод, к которому с железной последовательностью проводит Некрасов читателя поэмы.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” - вершина творчества Некрасова. Это грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне - не странники -богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные: одни счастливые, другие нет; бедные и состоятельные; бунтари и “рабы”. О последних хочется поговорить отдельно.
Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Яков Верный холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создаёт и образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино.

У князя Переметьева
Я был любимый раб,
Жена -раба любимая…
Он молится:
“Оставь мне, господи,
Болезнь мою почётную,
По ней я дворянин!”

Близки к холопам Клим и Ипат - люди князя Утятина. Один называет себя рабом, недостойным, а барин а - князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:

Был Клим мужик: и пьяница,
И на руку нечист.
Работать не работает,
С цыганами вожжается,
Бродяга, коновал!

Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей -крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки:

Ай, служба -должность подлая!..
Гнусь ! - Не бить его,
Так уже кого и бить?

Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки “О двух великих грешниках”. Рассказ даётся в подтверждение мысли:

Велик дворянский грех!
Велик, а всё не быть ему
Против греха крестьянского.

Грех предательский - самый тяжёлый грех: Всё прощает бог,

А Иудии грех не прощается.
Ой, мужик! Мужик! Ты грешнее всех,
А за что тебе вечно маяться!

Для чего же Некрасов показал столько типов крестьян -холопов? Крепостное право “калечит”, делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего - предателей. Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:
Добра ты, царская грамота,

Да не про нас ты писана… Явление “холопство”, если так можно выразиться, можно встретить и в наше время. Большинство таких людей - “холопы” по психологии. “Холопство” пока не искоренено и существует повсюду.

“Кому на Руси жить хорошо” является поэмой эпопеей. В центре ее - изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течении двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта.

Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии произведения: “Кому на Руси жить хорошо” - проблема счастья.

Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” начинается с вопроса: “В каком году - рассчитывай, в какой земле угадывай”. Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет ввиду реформу 1861 года, по которой “освободили” крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.

Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого “тоска -беда измучила” звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым “Голодная”. Причем поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.
Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне -правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. “Мужицкое , - с горечью восклицает поэт, - дырявое с заплатками, горбатое с мозолями!” Как и прежде, крестьяне - люди “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”. Изменилось только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной. С нескрываемым сочувствием относится к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина “искать правду”, но не все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!

В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского “праведника”. Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:

У каждого крестьянина
Душа, что туча черная,
Гневна, грозна - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.

Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства.
Но лишь в главе “Савелий - богатырь святорусский” крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем -управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Помещики и “люди холопского звания” (по поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”) . Литературные сочинения!

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» -
вершина творчества Некрасова. Это произ-
ведение грандиозное по широте замысла,
правдивости, яркости и многообразию типов.
Сюжет поэмы близок к народному сказу о
поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в
путь крестьяне - не странники-богомольцы.
Они символ тронувшейся с места, очнувшей-
ся России. Все люди, с которыми встречают-
ся семь мужиков, разные: одни счастливые,
другие нет; бедные и состоятельные; бунтари
и «рабы». О последних хочется поговорить
отдельно.
Наряду с крестьянами, осознающими ужас
рабской жизни, были и такие, которые свык-
лись со своим бесправным положением, хо-
лопы по убеждению. Яков Верный - «холоп
примерный». Обиженный жестоким поме-
щиком, Яков в отместку кончает жизнь само-
убийством у барина на глазах. В поэме Не-
красов создает и образы холопов не только
по положению, но и по своей психологии. Та-
ков дворовый князя Переметьева, который
счастлив, вылизывая тарелки и допивая из
рюмок иностранное вино:
У князя Переметъева
Я был любимый раб,
Жена - раба любимая…
Он молится:
Оставь мне, Господи,
Болезнь мою почетную,
По ней я дворянин!
Близки к холопам Клим и Ипат - люди
князя Утятина. Один называет себя рабом не-
достойным, а барина - князюшкой. Другому
дал оценку сам Некрасов:
Был Клим мужик: и пьяница,
И на руку нечист.
Работать не работает,
С цыганами вожжается,
Бродяга, коновал!
Среди крестьян встречаются и такие, кото-
рые за деньги способны предать своих това-
рищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов.
За службу в полиции его избивали во всех
деревнях, где он появлялся. Выражая об-
щее мнение людей о шпионах, Влас, один из
влиятельных крестьян, замечает по адресу
Егорки:
Аи служба -должность подлая!..
Гнусь человек! - Не бить его,
Так уж кого и бить?
Жадный староста Глеб сжигает завеща-
ние об освобождении восьми тысяч душ. Рас-
сказ о крестьянском грехе повествуется Иг-
натием вслед за легендой Ионушки «О двух
великих грешниках». Рассказ дается в под-
тверждение мысли:
Велик дворянский грех!
Велик, а все не быть ему
Против греха крестьянского.
Грех предателя - самый тяжелый грех:
Все прощает Бог, а Иудин грех
Не прощается.
Ой мужик! мужик! Ты грешнее всех,
И за то тебе вечно маяться!
Для чего же Некрасов показал столько
типов крестьян-холопов? Этим он дает по-
нять, что крепостное право «калечит», дела-
ет из людей либо подхалимов, либо горьких
пьяниц и разбойников, а хуже всего - пре-
дателей. Реформа 1861. года не улучшила по-
ложение народа, и недаром крестьяне гово-
рят о ней:
Добра ты, царска грамота,
Да не про нас ты писана…
На примере семи правдоискателей, от-
правившихся в путь в поисках счастья, и
других героев поэмы Некрасов показывает,
что большинство крестьян все же не стало
холопами. В этих людях пробуждается про-
тест против своего нищенского положения,
и они не смирятся с такой участью. Недаром
поэт написал с надеждой:
Ратш подымается -
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая.