Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» в средней группе

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» в средней группе

Ботвинникова Н.В.

учитель начальных классов МБОУСОШ № 10

Цели:

Научить воспринимать произведение на слух и воспроизводить в собственной речи;

Развивать умения учащихся понимать настроение и общий логический и интонационный рисунок произведения;

Продолжать работу по формированию литературоведческих понятий, как жанр, тема, автор, заглавие;

Обогащать словарный запас и продолжить работу по развитию устной речи;

Воспитывать нравственные качества;

Совершенствовать психологический климат для укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.

Оборудование:

Портрет Ш.Перро,

Выставка книг со сказкой Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях

Запись песни “В гостях у сказки”,

Характеристики героев (плакатики-опоры),

Настроения (плакатики-опоры),

Разрезанные картинки героев сказки: Красная Шапочка, бабушка, волк, дровосеки,

Обложка книжки- самоделки.

К уроку имеются презентация по теме, наглядный материал.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Деятельность учителя:

Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, потому, что к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.

На уроке нам предстоит хорошенько потрудиться.

Деятельность учащихся:

Дети отвечают на вопросы учителя.

(В скобках приведены ответы детей).

Кто с работой дружен,

Нам сегодня нужен?

(-Нужен!)

Кто с учёбой дружен,

Нам сегодня нужен?

(-Нужен!)

С чтением кто дружен,

Нам сегодня нужен?

(- Нужен!)

Таким ребятам хвала и честь,

Такие ребята в классе есть?

(- Есть!)

Звучит запись песни «В гостях у сказки»

Ребята, как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня? (- Будем знакомиться со сказкой)

II. Актуализация знаний.

Игра «Узнай героя»

Какие ходят сказки, вы узнаете, когда разгадаете героев (презентация)

Обобщение учителем.

Сказки написал известный французский писатель Шарль Перро. Он же автор сказок «Спящая красавица», «Синяя борода», «Рикке с хохолком». По сказкам Ш.Перро написаны пьесы, созданы спектакли, которые идут в театрах многих стран мира.

Хотели бы вы послушать эти сказки на уроке?

С какой сказкой встретимся сегодня, узнаете, когда соберете героев.

III. Определение темы урока.

Работа в группах.

(Дети в группах собирают разрезанные карточки героев сказки “Красная Шапочка”).

Назовите героев. В какой сказке они встречаются?

IV. Определение темы и целей урока.

Какова тема урока?

(Ш.Перро «Красная Шапочка»)

Какую поставите цель? (ответы детей)

Приоткроем тайны сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».

V. Работа по теме

Приготовьтесь слушать.

1.Чтение учителем произведения (учебники у детей закрыты)

2.Эмоционально - оценочная беседа.

Какие чувства испытывали, когда слушали сказку?

Докажите, что прослушанное произведение сказка?

Почему сказка называется «Красная Шапочка?»

Физкультминутка под музыку «Песня Красной Шапочки»

3. Моделирование обложки книги.

У вас на столах лежат листики. Мы на них сейчас будем делать модель обложки к прослушанному произведению. Посмотрите внимательно на доску. Все ли правильно изображено?

(на доске модель с ошибкой)

С чем не согласны? (- Мы прослушали не стихотворение, а сказку, поэтому должен быть на обложке не треугольник, а круг)

О чем рассказывает обложка? (- Мы познакомились со сказкой Ш.Перро «Красная Шапочка»)

4.Словарная работа.

Вспомните и назовите слова, которые вам особенно понравились, запомнились, непонятные для вас (на доске открываются слова)

деревня

дровосеки

мельница

башмачки

1) Чтение по слогам.

2) Беглое чтение.

Представьте, что вы рассказываете сказку младшим сестре или брату. Некоторые слова им непонятны, как вы объясните?

А как понимаете выражения, которые встретились в сказке: “Мать любила Красную Шапочку без памяти…”, “Волк побежал, что было духу по самой короткой дороге…”

5. Работа с произведением (обсуждение содержания, параллельное пересказывание с опорой на иллюстрации в учебнике, по составленному план - схеме, характеристика героев).

Рассмотрите иллюстрации в учебнике на страницах 48-50.

Вспомните, с чего все началось

Что произошло потом?

Как заканчивается сказка?

(на доске учитель, а дети на местах составляют план, вводят «заместители» героев, идет параллельный пересказ детьми)

Охарактеризуем героев сказки.

Какой представляете Красную Шапочку?

Каким показался Волк?

Какие дровосеки, бабушка?

(ответы детей)

Дополнение учителя: вывешиваются плакатики - опоры и идет лексическое объяснение некоторых слов.

На доске:

Физкультминутка

6. Упражнение в чтении.

Вспомните разговор Волка и Красной Шапочки в конце сказки. Каким тоном вы бы прочитали вопросы Красной Шапочки?

А ответы Волка?

На доске:

Проверка чтения.

V. Работа с книжной выставкой.

Рассмотрите книги. Какой теме посвящена выставка?

(ответы детей, в которых они должны назвать жанр, автора).

На выставке книги, в которых помещена сказка Ш. Перро “Красная Шапочка”, у кого возникнет желание перелистать и прочитать сказку, вы можете взять книги в библиотеке, спросить у друзей.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Ребята, какой совет вы бы дали Красной Шапочке?

Я вам желаю, чтобы вы были добрыми и заботливыми, как …Красная Шапочка, отзывчивыми и смелыми, как…дровосеки.

Изготовление книжки- самоделки. Звучит мелодия «В гостях у сказки».

(Учитель собирает листочки, где дети изобразили модель обложки, вкладывает их в обложку, которую изготовил сам и вместе с детьми оформляет книжку - самоделку).

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Ш.ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Цели: научить воспринимать произведение на слух и воспроизводить в собственной речи; развивать умения учащихся понимать настроение и общий логический и интонационный рисунок произведения;продолжать работу по формированию литературоведческих понятий, как жанр,тема, автор, заглавие;обогащать словарный запас и продолжить работу по развитию устной речи;воспитывать нравственные качества;совершенствовать психологический климат для укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.

Дидактическая цель: введение младших школьников в мир литературы как искусства слова, обогащение их опыта, содействие становлению эстетического вкуса, формирование специальных читательских умений: правильно называть произведение и книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения.

Оборудование: портрет Ш.Перро, выставка книг со сказкой Ш.Перро “Красная Шапочка” в разных изданиях, сказочные герои: Золушка, Кот в сапогах, Мальчик с пальчик, Красная Шапочка, картинки героев сказки: Красная Шапочка, бабушка, волк, дровосеки, обложка книжки- самоделки.

Ход урока

    Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Ребята, сегодня у нас не обычный урок литературного чтения, а урок слушания, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.

- Как ваше настроение в начале урока, улыбнитесь друг другу

Кто с работой дружен,

Нам сегодня нужен?

Кто с учёбой дружен,

Нам сегодня нужен?

С чтением кто дружен,

Нам сегодня нужен?

Таким ребятам хвала и честь,

Такие ребята в классе есть?

II. Актуализация знаний.

Как бы мне хотелось
Жить в волшебном доме,
Где хранятся сказки,
Как стихи в альбоме,
Где старушки-стены
Сплетничают ночью
Обо всём, что в сказках
видели воочию,

Где огонь в камине
Создает уют
И на книжной полке
Чудеса живут,
Где в старинном кресле,
Чуть скрипя пером,
Сочиняет сказки
Друг мой – Шарль Перро

Сегодня наш урок посвящен замечательному французскому сказочнику Шарлю Перро.

II. Биография Шарля Перро.

Давным-давно, в одной стране (она называется Францией) жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали одинаковым почерком. Старшего брата звали Жан Перро, и он стал адвокатом. Пьер Перро стал главным сборщиком налогов. Клод выучился на врача. Никола Перро стал учёным богословом и математиком. А младший– Шарль Перро – посвятил себя делам государственным. Член французской Академии, физик, анатом, языковед…
Но государственные заслуги Шарля Перро скоро забылись, потому что запомнилось совершенно другое – сказки господина генерального секретаря. И запомнились они так крепко, что спустя много лет люди любят, ценят и снова и снова с удовольствием читают эти сказки.

Шарль Перро придумал необыкновенные истории и невероятные приключения, в которых участвовали и добрые феи, и злые ведьмы, и прекрасные принцессы, и простые добродушные девушки. И вот уже многие– многие годы эти героини знакомы людям всего мира. Люди ценят и любят сказки этого доброго и вдохновенного художника.

Да и как не любить, как не ценить их, если в них, простых и ясных по сюжету, чувствуется душа великого мастера слова. Его сказки учат ценить подлинную красоту жизни, любить труд, добро, мужество, справедливость.

Я думаю, вы тоже с детства знаете и любите сказки Шарля Перро. И сегодня мы ещё раз побываем в волшебном мире его сказок, станем знатоками его сказок.

III. Творчество Шарля Перро.

Кто из вас знает, какие сказки написал Шарль Перро:

1. Волшебница (Подарки феи).

2. Золушка.

3. Кот в сапогах.

4. Красная шапочка.

5. Мальчик-с-пальчик.

6. Ослиная шкура.

7. Пряничный домик.

8. Синяя борода.

9. Спящая красавица.

10. Хохлик (Рике с хохолком).

Эти сказки написал известный французский писатель Шарль Перро. По сказкам Ш.Перро написаны пьесы, созданы спектакли, которые идут в театрах многих стран мира.

IV. Игра “Узнай героя”

Смотрите внимательно! Для чего нужны нам сказки? Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек?
Давным-давно люди мечтали подняться в воздух, подобно птицам, или опуститься на дно морское и чувствовать себя так, как рыбы… Мечтали и о волшебных предметах – помните сказку о горшочке, который сам кашу варил? Шло время, и некоторые мечты стали явью. Назовите чудесные изобретения человека, которые пришли к нам из сказки и к которым мы уже привыкли.

Гусли-самогуды ( mp 3)

Ступа (ракета, самолет)

Чудо-зеркало (телефон, компьютер, планшет)

Перо Жар - птицы (фонарик)

Печь (электромобиль)

Клубок ниток, указывающий дорогу (GPS новигатор) .

Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить

V. Определение темы и целей урока.

Бабушка девочку
Очень любила,
Шапочку красную
Ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее!

Тёмным лесом шла девчушка
К доброй бабушке – старушке
Башмачки, жилетка, шапка,
А в руках цветов охапка
И корзинка с угощеньем
С пирогами и вареньем. (Красная шапочка)

Ребята, как вы думаете, какова тема урока? – Сказка Ш.Перро

«Красная шапочка»

А какие задачи мы должны поставить перед собой на уроке? –

1.Узнать о биографии и творчестве Шарля Перро,

2. научиться слушать сказки, развивать свою устную речь и обогащать словарный запас;

3.ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ КНИГ,. воспитывать нравственные качества

4.оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, причины неудач.

VI. Изучения нового материала.

Работа по теме. - Приготовьтесь слушать.

1.Чтение учителем произведения.(АУДИОСКАЗКА)

2.Эмоционально - оценочная беседа.

Какие чувства испытывали, когда слушали сказку?

Докажите, что прослушанное произведение сказка?

Почему сказка называется “Красная Шапочка?” Что собирала по пути к бабушке Красная Шапочка? (цветы)

Что лежало у нее в корзинке? (пирожок и горшочек с маслом)

Где стоял дом бабушки Красной Шапочки? (за лесом, за мельницей)

Кто покушался на жизнь бабушки? (волк)

Кто спас бабушку и Красную Шапочку? (дровосеки)

Сколько вопросов задавала Красная Шапочка переодетому волку? (4)

Физкультминутка

Песенка Красной Шапочки из кинофильма “Красная Шапочка”.

4.Словарная работа.

Вспомните и назовите слова, которые вам особенно запомнились, непонятны для вас.

На доске запись:

деревня
дровосеки
мельница
башмачки
Красная Шапочка
бабушка
волк

Некоторые слова ВАМ непонятны, как вы объясните ИХ?

(учитель предлагает слова для объяснения: дровосеки, мельница, башмачки.)

А как понимаете выражения, которые встретились в сказке: “Мать любила Красную Шапочку без памяти…”, “Волк побежал, что было духу по самой короткой дороге…”

5. Работа с произведением (обсуждение содержания, параллельное пересказывание с опорой на иллюстрации в учебнике, по составленному план - схеме, характеристика героев).

Рассмотрите иллюстрации в учебнике на страницах 48-50.

Вспомните, с чего все началось

Что произошло потом?
- Как заканчивается сказка?

Охарактеризуем героев сказки.
- Какой представляете Красную Шапочку?
- Каким показался Волк?
- Какие дровосеки, бабушка?

(ответы детей)

Дополнение учителя: вывешиваются плакатики - опоры и идет лексическое объяснение некоторых слов.

6. Характеристика поступков героев

В любой сказке есть сказочные герои, давайте назовем:

Какие из них положительные, а кто отрицательные?

Выберете из данных слов, слова для характеристики Красной Шапочки

(1. Доверчивая. 2. Легкомысленная. 3. Умная. 4. Несмышленая. 5. Глупая.

6. Бесстрашная. 7. Беззаботная.)

Давайте самостоятельно попробуем дать характеристику другим героям сказки.

6. Упражнение в чтении.

Вспомните разговор Волка и Красной Шапочки в конце сказки. Каким тоном вы бы прочитали вопросы Красной Шапочки?
- А ответы Волка?

Предлагаю задания на выбор.

1) Прочитать отрывок на стр.50 , постараться передать характер Красной Шапочки и Волка.
2) Прочитать слова и предложения из сказки на странице 51.
3) Кто только учится читать, предлагаю собрать слоги. Проверка чтения.

VII. Работа с книжной выставкой.

На выставке книги, в которых помещена сказка Ш. Перро “Красная Шапочка”, у кого возникнет желание перелистать и прочитать сказку, вы можете взять книги в библиотеке, спросить у друзей.

VIII. Итог урока.

Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть.
Кому понравился урок и что в нем было интересного?- Над каким произведением мы сегодня работали?- Кто автор этого произведения?- Чему учит нас эта сказка?- Ребята, какой совет вы бы дали Красной Шапочке?- Я вам желаю, чтобы вы были добрыми и заботливыми, как …Красная Шапочка, отзывчивыми и смелыми, как…дровосеки.

КАКОЕ У ВАС НАСТОЕНИЕ В КОНЦЕ УРОКА?ВЫПОЛНИЛИ ЛИ МЫ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ СТАВИЛИ ПЕРЕД СОБОЙ В НАЧАЛЕ УРОКА?

КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ?

Конспект урока для 5 класса на тему "В гостях у сказочника Шарля Перро"

Цели урока:
ввести учащихся в мир сказок Ш. Перро, привить интерес читателей к личности сказочника, его судьбе, эпохе.
Развитие творческого воображения, расширение кругозора учащихся.
Воспитывать добронравие.
Оборудование : портрет Ш.Перро; доска; компьютер; презентация; атрибуты костюмов: Золушка, Спящая красавица, Красная шапочка, Мальчик-с – пальчик, Шарль Перро. Выставка книг Ш. Перро; иллюстрации; Тест.

Ход урока

I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
Навряд ли фея в оны времена
Могла бы юное так одарить созданье
Самой природой вам, всем смертным в назиданье...
Живи, мудрей, расти, читатель! А старые волшебные сказки и старый сказочник научат тебя самому главному волшебству - жиз¬ни на Земле.
Ученик:
Где в старинном кресле,
Чуть скрипя пером
Сочиняет сказки
Друг мой - Шарль Перро.
III. Формулировка темы урока.

Эти стихи посвящены автору известных всему миру сказок Ш.Перро. Тема нашего урока: «В гостях у сказочника Шарля Перро». Мы продолжаем знакомиться с творчеством Шарля Перро.

IV.Биография Шарля Перро.


-Расскажите о жизни сказочника Шарля Перро?
(Звучит музыка одного из французских композиторов XVII в. – К. Глюк, Г. Берлиоз, Ш, Гуно, Ж. Бизе)
Давным-давно (___ лет назад) в одной стране (она называется Францией) жили-были пятеро братьев. Это время отличалось необычной роскошью парижского двора, стремлением феодалов к пышной жизни, развлечениям.
В семье Перро один брат стал адвокатом, другой сборщиком налогов, третий врачом, но весь свой досуг посвящал архитектуре, четвертый богословом, а самый младший – Шарль – посвятил себя делам государственным: генеральный секретарь в интендантстве королевских построек, член французской Академии, физик, анатом, языковед. Но государственные заслуги Шарля Перро скоро забылись (может быть, и не заслужено), потому что запомнилось совершенно другое – сказки господина генерального секретаря. Зато запомнились они так крепко, что спустя почти четыре века мы читаем и перечитываем их с большим удовольствием.
Не правда ль, есть особая приятность
В бесспорность превращать невероятность?
С такими строчками стихотворного посвящения вышло в 1697 г. первое издание сказок Перро. Правда, не обошлось без загадок: книга была подписана именем одиннадцатилетнего сына Шарля Перро Пьером де Арманкуром. Господин генеральный секретарь прятался, ведь считалось несерьезным делом, как сочинение сказок, не достойным не только государственного человека, но и просто взрослого человека. Однако, истина восторжествовала. К третьему изданию авторство книги было возвращено достопочтимому Шарлю Перро. Сами же сказки стали гордостью французской литературы, своеобразной энциклопедией жизни былых времен.
Со сказками Перро произошел еще один редкий случай. Сюжеты, похожие на «Красную Шапочку», «Спящую красавицу», «Мальчика с пальчик» встречаются по всей Европе. И литературные, т.е. написанные писателем, они воспринимались как народные.
Рассказывая свои сказки, Перро задался целью убедить читателя, и убедил, что не только в древней Греции и Риме случалось что-то достойное внимания, но и в собственной его стране тоже. В «Спящей красавице», «Золушке» появляются описания нравов, быта, одежды французов XVII века. С людьми того времени – и с королями тоже – происходят странные вещи.

V.Путешествие во Францию
-В какой стране родился и жил Шарль Перро? (Франция.)


Франция - одно из крупнейших государств Западной Европы. Ее морские границы длиннее сухопутных. На севере Францию от¬деляют от Англии неширокие морские проливы Ла-Манш и Па-де-Кале. На западе Франция омывается водами Бискайского залива Атлантического океана, а на юге - Средиземным морем.
Когда-то всю территорию Франции покрывали густые леса. Сейчас они сохранились главным образом в горах. Самые высокие горы здесь - снежные Альпы. По обширным низменностям текут полноводные реки - Сена, Рона и др.
Лицом этой страны можно назвать ее столицу - Париж. На месте древнего поселения племени паризиев у речной переправы через реку Сену в 6 веке возникла столица королевства франков. В XIII веке все феодальные княжества страны объединились в еди¬ное государство.
Что вы знаете об этой стране?
Франция - высокоразвитая страна. Заводы больших промышленных городов выпускают станки, автомобили, электровозы, суда, самолеты. Издавна славится Франция своими парфюмерными изделиями. Франция - это и центр мировой моды.
Во Франции, как и во многих других странах, сохраняются ТРА¬ДИЦИИ в быту и культуре.
Уже с середины XIX века во Франции перестали носить красочный народный костюм. Его надевают лишь участники народных фестивалей. Женский народный костюм состоял из широкой юбки со сборками, кофты с пышными рукавами, корсажа, передника, чепца и шляпы. Мужской костюм - это штаны, гетры, рубаха, жилет, куртка, шейный платок и шляпа. Старинная народная обувь – сабо- выдолбленные из дерева башмаки.
VI.Как одеты сказочные герои?
-Найдите в сказках, как одевались разные герои. Помогут вам это увидеть иллюстрации в книгах.
-Какой наряд вы хотели бы иметь, если бы у вас была волшебная палочка феи?
-Здесь мы видим иллюстрации героев сказок, прочитанных вами.
-Какие из этих сказок вы читали?
- У кого есть в домашней библиотеке сказки Шарля Перро?
- У нас в школьной библиотеке есть такие книги со сказками Шарля Перро… (выставка книг)
VII.Инсценировка героев сказок.
У нас в гостях герои сказок Шарля Перро.
Всем! Всем!Всем принцам!
Убедительная просьба в ближайшие 100 лет не беспокоить.Хочу спать!
(Спящая красавица).


Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
(Золушка)


Бабушка меня очень любила
Шапочку мне подарила.
(Красная шапочка)
Я маленький, Да удаленький.
(Мальчик –с- пальчик)
-Из каких сказок эти персонажи?
-Каждая сказка нас чему- то учит. Чему вас научила эти сказки?

VIII.Физкультминутка
Танец под песню «Добрый жук».

Жил на свете добрый жук,
Старый добрый друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал.

Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг, и я твой друг,
Старый верный друг!
Полюбили мы жука -
Старика-добряка,
Очень уж душа легка
У него, весельчака.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый добрый друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал.

IX. Пресс-конференция.
- Ребята, учитывая, то, что вы любите сказки Ш.Перро. Сегодня у нас случилось чудо.К нам пришел сам Ш.Перро. Ведь у вас много накопилось вопросов к этому сказочнику. Вот теперь вы можете задавать вопросы. (Под аплодисменты выходит Ахметдинов Ильяр в роли Шарля Перро. Он садиться на стул, а дети задают ему вопросы:
-С кого начнем?
1) - Здравствуйте, Шарль Перро, я хочу спросить, вы сами сочиняли сказки?
Ш. Перро:
Конечно, нет. Одни я помнил с детства, другие узнал в течение жизни от трепальщика льна, от нянек моих детей, ведь когда я стал писать сказки мне было 65 лет. Единственная сказка, придуманная мной, Рикке с хохолком.
2) Почему вы стали писать сказки?
Ш.Перро:
Потому что на них пошла мода, ими увлекалось королевство.
3) Почему ваши сказки нравились богатым?
Ш.перро:
Я свои сказки сделал современными. Так, например, сёстры из сказки «Золушка», собираются на королевский бал и одеваются по самой последней моде, а в моде были пышные платья и утянутые талии. Наш Французский король Людовик 14 очень любил балы и маскарады. Принцессы в моих сказках говорят так, как подобает принцессам.
4) А почему ваши сказки нравились и бедным?
Ш. Перо:
Все люди в моих сказках говорят так, как в жизни. Дровосек и его жена в сказке «Мальчик с пальчик» говорят, как простые люди. Кот в сапогах настоящий ловкий парень из народа. Простые люди мечтают жить лучше. Кот в сапогах становится королевской важной особой, Мальчик с пальчик не забывает вытащить из кармана людоеда мешочек с золотом.
5) А почему ваша сказка о «Спящей красавице ваша первая сказка?
Ш.Перро:
Вы видели мою Мари? Не видели! А если бы вы знали, вы бы поняли, кого я описал в этой сказке и чем меня привлекла «Спящая красавица. Она напомнила мне о Мари! Тонкая, изящная, весёла, всегда прекрасная. Вот какой была моя жена. И вдруг умерла… В гробу лежал прекрасный ребёнок. Ей ведь было всего 24 года. Она ещё и жизни не видела. Я тогда думал: ах, как жаль, что мёртвые не оживают! Пусть в сказках, но оживают! Когда мы поженились мне было 44 года, а моей Мари – 17 лет. Мы прожили 6 лет, она родила мне четверых детей и умерла. У её могилы я поклялся никогда больше не жениться и сдержал слово.
6) Почему в сказке «Спящая красавица» вся посуда у короля серебряная и золотая?
Ш.Перро:
Потому что, чтобы мои сказки были современными, я описывал в них то, что окружало всех. А у нашего короля Людовика 14-го вся посуда была из золота и серебра. Даже сковородки и столы были серебряные.
7) Ваш дворец, в котором спала 100 лет «Спящая красавица», очень похож на Версальский дворец, почему?
Ш.Перро:
О! Это дворец короля Людовика 14 –го.Да, именно его я описал в сказке «Спящая красавица». В его строительстве участвовал и мой брат Клод, который был известным архитектором. А вы знаете, что его строили при Людовике 14-м 50 лет 36 тысяч рабочих. В нём больше 100 комнат и 350 окон.
8) Почему в сказке «Спящая красавица со всеми остальными не заснули король и королева?
Ш.Перро:
О! Это было бы равносильно покушению на короля! Если бы вы знали Людовика 14-го, также, как я, то не задавали такого вопроса! (поднять палец вверх) Франция без короля – это невозможно! Одно неверное слово и … Он был Французским королём с 5 лет до смерти 72 года!.

X.Вслед за текстом
А сейчас проверим, хорошая ли у вас память и достаточно ли вы внимательны во время чтения.
1. Сказка «Спящая красавица»
Свои дары преподнесли принцессе:
а)семь;
б)восемь;
в)девять фей.

2. Принцесса уколола руку:
а) иголкой;
б) веретеном;
в) спицей.

3.Первые слава, которые произнесла принцесса, увидев прин¬ца, были:
а) Наконец-то вы пришли!
б) Это конец моих страданий?
е) Это вы, принц?

4. Одного из трех достоинств у принцессы не было. Какого?
а) красота;
б) доброта;
в) грациозность.
2. Сказка «Красная шапочка»
1. В корзинке у Красной Шапочки:
а) галеты и бутылка лимонада;
б) пирожок и горшочек масла;
в) пирожок и горшочек сметаны.
2. Волк кричит Красной Шапочке:
а) Дерни за шнурок, дверь и откроется.
б) Дерни за дверь, она и откроется.
в) Дерни за веревочку, дверь и откроется.
3. Красную Шапочку спасли:
а) дровосеки;
б) охотники, проходившие мимо;
в) никто.
полном тексте сказки Красную Шапочку так никто и не спас, так что ответ в - тоже правильный.)
3. Сказка «Кот в сапогах»
1. Герой сначала хотел:
а) съесть кота;
б) выбросить его;
в) продать его.
2. Кот назвал своего хозяина:
а) Маркиз де Карабас;
б) Маркиз де Карабос;
в) Маркиз де Бакарасю.

XI. Викторина « перевёртыши»
Отгадай что, за сказки спрятаны за этими перевёртышами:
1) «Чёрный берет»
2) «Собачка в кроссовках»
3) «Красные усы»
4) «Девочка-великанша»
4) «Недремлющая ведьма»

XI. Язык фей
- Подарки шести первых фей представляют собой качества,
которые мечтали видеть у девушек в XVII веке.
Что пожелала каждая из фей? (1 , чтобы была прекраснее всех, 2 – добрым сердцем, 3- что будет всех радовать, 4 – что будет превосходно танцевать, 5 – будет петь, как соловей, а 6 – что будет играть на всех инструментах)
- Кажутся ли они вам ценными сегодня?
- Если бы ты был феей, какие дары преподнес бы новорож¬денному?
- Одинаковы были бы твои дары девочке и мальчику?
- Ребята, каких героев любит Шарль Перро? (Добрых, краси¬вых, трудолюбивых. Еще умных и ловких.)
- Но ведь у него есть не просто умные, а хитрые и даже плу¬товатые. Кот в сапогах, Мальчик-с-пальчик здорово умеют обманывать. Вот интересно, считаете ли вы это качество хо¬рошим или нет? (Ответы детей.)
XIII.Тест «Есть ли у вас дар сказочника?»
- Ребята, хотите проверить, есть ли у вас дар сказочника? Тогда выполните тест.
1. За столом вы обычно:
1 - болтаете;
2 - молчите;
3 - шумите.
2. Конечно, у вас есть плюшевый мишка:
1 - вы не можете заснуть без него;
2 - вы его уже давно растерзали;
3 - вы очень быстро поняли, что это игрушка для малышей.
3. Вы хотели бы быть:
1 - необычайно красивы;
2 - как все;
3 - таким, каков вы есть.
4. Для вас маленькие дети это:
1 - мечта;
2 - незнайки, которых нужно всему научить;
3 -одни хлопоты.
5. В лесу:
1 - вы никогда один не гуляете;
2 - ходите по нехоженым тропам;
3 - обожаете жить в палатке.
6. На берегу моря:
1 - вы загораете;
2 - купаетесь и строите замки из песка;
3 - занимаетесь подводной охотой.
7. Для вас лягушка:
1 - земноводное;
2 - может быть, прекрасный принц, заколдованный колдуном;
3 - обязательный атрибут черной магии.
8. В кровати вечером:
1 - вы сразу засыпаете;
2 - охотно послушаете историю;
3 - долго ворочаетесь.
9.На костюмированном балу вы будете:
1 - клоуном;
2 - судьей;
3 - сиреной.
10. Средство передвижения в ваших мечтах:
1 - ракета; 2 - ковер-самолет; 3 - гоночная машина.

Ответ: Если у вас больше всего 1 - вы охотно предаетесь меч¬там, еще верите в Деда Мороза. Вы умеете заинтересовать тех, кто вас окружает вашими открытиями, реальными и придуманными.
Если у вас большинство 2 : Вы не даете себя увести от реальной действительности, но мечта вас все же привлекает. Если вы займе¬тесь сочинительством, то сюжет вряд ли будет захватывающим.
Если у вас большинство 3 : у вас практический ум, чувство реальности, и сказки не привлекают вас. Идея стать писателем вам чужда.
XIV. Подведение итогов урока
В сказках Перро побеждает ум («Кот в сапогах»), доброта («Золушка»), находчивость («Мальчик с пальчик»)
Сказки Перро – семена, бросаемые в почву, вашу душу, чистую детскую душу, в надежде, что не прорастут в ней сорняки, а только цветы – добрые наклонности.
Вот и получается, что волшебство черпается в нашей душе. К ней же обращены и сказки Ш. Перро.
Навряд ли фея в оны времена могла бы юное так одарить создание,
Чтоб тьму даров затмить, которая дана
Самой природой Вам, всем смертным в назиданье.
Живи, мудрей, расти, читатель. А старые волшебные сказки и старый сказочник научат тебя самому главному волшебству – жизни на Земле.
- Что узнали на уроке? Чему учились?
XV.Оценка
XVI.Домашнее задание. Прочитать Х.К. Андерсена, биография писателя, сказку «Снежная королева»

Урок литературного чтения по теме:

Ш. Перро "Красная Шапочка».

Цели:

    научить воспринимать произведение на слух и воспроизводить в собственной речи;

    развивать умения учащихся понимать настроение и общий логический и интонационный рисунок произведения;

    продолжать работу по формированию литературоведческих понятий, как жанр,тема, автор, заглавие;

    обогащать словарный запас и продолжить работу по развитию устной речи;

    воспитывать нравственные качества;

    совершенствовать психологический климат для укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.

Оборудование: портрет Ш. Перро, выставка книг со сказкой Ш. Перро “Красная Шапочка” в разных изданиях, грамзапись “Сказки гуляют по свету”, сказочные герои: Золушка, Кот в сапогах, Мальчик с пальчик, Красная Шапочка, характеристики героев (плакат-опора), настроения (плакат-опора),разрезанные картинки героев сказки: Красная Шапочка, бабушка, волк, дровосеки.

Ход урока.

    Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдем,
В страну сказок попадем.
Слушай, думай, наблюдай,
Ни минуты не теряй!

    Эмоциональный настрой.

(грамзапись “Сказки гуляют по свету”, отрывок)

О чем – то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица
По комнате ходят сказки…

II. Актуализация знаний.

Игра “Узнай героя”

Какие ходят сказки, вы узнаете, когда угадаете имена героев (на доске: Золушка, Кот в сапогах, Мальчик с пальчик, Красная Шапочка)
(Дети называют героя, название сказки)

Сказки написал известный французский писатель Шарль Перро. Он же автор сказок “Спящая красавица”, “Синяя борода”, “Рикке с хохолком”. По сказкам Ш. Перро написаны пьесы, созданы спектакли, которые идут в театрах многих стран мира.

Хотели бы вы послушать эти сказки на уроке?

С какой сказкой встретимся сегодня, узнаете, когда отгадаете загадку.

- Ребята, послушайте стихотворение и отгадайте, о ком оно?
К нам сегодня в гости
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей,
Отнести корзиночку посланную ей.
Кто это? (Это Красная Шапочка). Правильно. Молодцы!

III. Актуализация знаний.

Работа в группах.

(Учитель раздает каждой группе разрезанные карточки героев сказки “Красная Шапочка” и предлагает их собрать).

Назовите сказочных персонажей. В какой сказке они встречаются?

IV. Определение темы и целей урока.

Какова тема урока?
(Ш.Перро “Красная Шапочка”)

Какую поставите цель? (ответы детей)

Приоткроем тайны сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”.

V. Работа по теме

Приготовьтесь слушать.

1.Чтение учителем произведения.

2.Эмоционально - оценочная беседа.

Какие чувства испытывали, когда слушали сказку?

Докажите, что прослушанное произведение сказка?

Почему сказка называется “Красная Шапочка?”

Физкультминутка.

Свежий воздух мы вдохнем -
За грибами в лес пойдем:
Друг за другом по тропинке,
А в руках у нас корзинки.
Вот болотце впереди,
Как же нам его пройти?
Встанем на носочки,
Прыгнем мы на кочку.
На поляне у реки
Мы увидели грибы.
Их в корзинку соберем,
И в обратный путь пойдем. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

3.Словарная работа.

Вспомните и назовите слова, которые вам особенно понравились, запомнились, непонятные для вас.

Выслушав вас, я поняла, какие слова у вас вызвали интерес.

На доске открывается запись:

деревня
дровосеки
мельница
башмачки
Красная Шапочка
бабушка
волк

1) Чтение по слогам.

2) Беглое чтение.

Представьте, что вы рассказываете сказку младшим сестре или брату. Некоторые слова им непонятны, как вы объясните?

(учитель предлагает слова для объяснения: дровосеки, мельница, башмачки.)

А как понимаете выражения, которые встретились в сказке: “Мать любила Красную Шапочку без памяти…”, “Волк побежал, что было духу по самой короткой дороге…”

4. Работа с произведением (обсуждение содержания, параллельное пересказывание с опорой на иллюстрации в учебнике, по составленному план - схеме, характеристика героев).

Рассмотрите иллюстрации в учебнике.

Вспомните, с чего все началось

Что произошло потом?
- Как заканчивается сказка?

(на доске учитель составляет план, идет параллельный пересказ детьми)

Охарактеризуем героев сказки.
- Какой представляете Красную Шапочку?
- Каким показался Волк?
- Какие дровосеки, бабушка?

(ответы детей)

Дополнение учителя: вывешиваются плакат - опора и идет лексическое объяснение некоторых слов.

На доске:

Физкультминутка для глаз «Путешествие с Красной Шапочкой»

5. Упражнение в чтении.

Вспомните разговор Волка и Красной Шапочки в конце сказки. Каким тоном вы бы прочитали вопросы Красной Шапочки?
- А ответы Волка?

Предлагаю задания на выбор.

На доске:

Проверка чтения.

Кто желает подарить классу выразительное чтение?
- Поблагодарим своих товарищей. (Аплодисменты)

V. Работа с книжной выставкой.

Рассмотрите книги. Какой теме посвящена выставка?

(ответы детей, в которых они должны назвать жанр, автора).

На выставке книги, в которых помещена сказка Ш. Перро “Красная Шапочка”, у кого возникнет желание перелистать и прочитать сказку, вы можете взять книги в библиотеке, спросить у друзей.

VI. Итог урока.

Ребята, какой совет вы бы дали Красной Шапочке?

Я вам желаю, чтобы вы были добрыми и заботливыми, как …Красная Шапочка, отзывчивыми и смелыми, как…дровосеки.

Тема урока: Шарль Перро. Красная Шапочка

Цель: продолжить знакомство учащихся с произведениями Шарля Перро; развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения, анализа текста; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям.

Тип урока: урока комплексного применения знаний и умений

Оборудование : презентация, карточки для работы в парах.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать выразительно и выделять главное в прочитанном; находить отрывки в тексте; давать характеристику героям; оценивать события и героев произведения.

Личностные результаты обучения : развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к литературе; содействие осознанию ценности изучаемого предмета; поддержание интерес к новому интересному материалу; проявление уважения к близким и родным людям.

ПознавательныеУУД: воспринимать художественное произведение, уметь устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.

РегулятивныеУУД: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

КоммуникативныеУУД: использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения, то есть умение работать в парах, учитывая позицию собеседника.

Предметные результаты обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Прежде чем мы начнем урок, повернитесь друг к другу и пожелайте самого хорошего, улыбнитесь, а теперь посмотрите на меня. Я вам дарю свою улыбку и надеюсь, что урок принесет вам радость.

Ребята, вы хотите, чтобы урок получился интересным? (Да)

Учитель : - Мне тоже этого хочется. Давайте поработаем так, чтобы у нас все получилось.

2.Сообщение темы урока.

Бабушка девочку
Очень любила,
Шапочку красную
Ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее!

(Красная шапочка)

-Ребята, как вы думаете, какова тема урока ? – Сказка Ш.Перро

«Красная шапочка»

А чему мы учимся на уроке литературного чтения? –

3.Актуализация знаний

Ребята, а что вы можете рассказать о Шарле Перро? Что запомнили?

Сегодня я вас познакомлю с ещё одним интересным фактом из жизни Ш. Перро. Детство Шарля было благополучным. Его, как и других сыновей, красиво одевали, возили в карете, дарили игрушки. Самой любимой стал «Замок» - точная копия средневековой крепости размером почти с самого мальчика. Крыша замка снималась, и взору открывались залы, лестницы, переходы, крохотная мебель и люди в одежде. Головы людей были слеплены из воска, а тела выточены из дерева.

Кто перевел сказку на русский язык? (И. С. Тургенев)

4.Проверка домашнего задания .

Вспомните, что было задано на дом.

Давайте подготовимся к чтению.

Дыхательные упражнения .

    Сделать глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух. «Задуть одну большую свечку».

    Представить, что на руке 3 свечи, глубокий вдох и выдох тремя порциями. Задуть каждую свечу.

    «Побрызгайте бельё водой» - в один приём, три, пять.

Для четкости произношения проговорим скороговорку.

Скороговорка (хором).

    Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки (глубокий вдох). Раз Егорка, два Егорка…. (и т. д. до полного выдоха).

Уже через несколько занятий воздуха хватит на большое количество Егорок.

5. Анализ сказки.

Итак, со сказкой мы познакомились на прошлом уроке. На самоподготовке вы учились читать сказку выразительно.

Подумайте, ребята, с одинаковой ли интонацией будем читать сказку?

Как прочитаем слова девочки? (испуганно)

Кого встретила в лесу Красная Шапочка?

- Давайте прочитаем эту часть сказки.

Почему Волк ее сразу не съел?

Какой план был у Волка?

Почему он отправил девочку длинной дорогой?

Как он осуществил свой план?

Что случилось с Красной Шапочкой, когда она дошла до дома бабушки?

Ответы на вопросы словами текста.

Хорошо, молодцы. Усложним задание. Ответ на вопрос подтвердите словами из текста.

Давайте прочитаем, как Волк обманул бабушку?

Зачитайте, как Волку удалось обмануть Красную Шапочку?

Что произошло потом?

А о чем Волк говорит с Красной Шапочкой, сейчас мы узнаем из диалога.

Работа в парах.

Возьмите конверт №1.Достаньте из конверта содержимое.

Перед вами части диалога. Расположите данные части в правильном порядке и прочитайте получившийся диалог по ролям (диалог Волка и Красной Шапочки в доме бабушки). (Дети работают в паре. Затем учитель вызывает 2-3 пары для выразительного чтения вслух).

Физкультминутка.

По сюжету нашей сказки был создан телевизионный фильм, режиссером которого является Владимир Басов, где Красная Шапочка пела песню. И сейчас, исполняя припев этой песни, мы сделаем физкультминутку. (Звучит музыка: слова Юрия Михайлова, композитор Алексей Рыбни-ков).

А-а в Африке реки вот такой ширины (руки в стороны),

А-а в Африке горы вот такой вышины (руки вверх),

А-а крокодилы, бегемоты (соединяем и разъединяем руки),

А-а обезьяны-кашалоты (прыжки вверх, пальцы сжать и разжать в кулак),

А-а и зеленый попугай (руки в стороны,машем вверх, вниз).

Характеристика героев.

Напомните, кто является главными героями сказки?

Попробуем описать их.

Так кто же из героев сказки, по-вашему, олицетворяет добро, а кто- зло?

Физкультминутка для глаз .

По классу развешены картинки с изображением орехов, цветов, бабочек.

Что делала Красная Шапочка по пути к бабушке?

Сейчас вы тоже будете собирать орехи, цветы, гоняться за бабочками, но только глазками.Я задаю вопрос и считаю до пяти.Как только я скажу « пять»,вы сразу отвечаете.

Сколько желтых ромашек собрала девочка?

Сколько орехов собрала Красная Шапочка?

Сколько колокольчиков собрала девочка?

Посмотрели на желтую бабочку, голубую, зеленую, фиолетовую, оранжевую,жел-

тую. А теперь посмотрели в окно и постарались увидеть самую дальнюю точку. Поморгали.

Закрыли глаза, отдохнули.

Метод 6 шляп мышления

Ребята, а как зовут главную героиню сказки?

Почему её так назвали?

Сейчас мы с вами тоже будем надевать шляпы. У нас есть 6 шляп разного цвета.

1-белая – шляпа информации

Куда мама отправила девочку?

Где жила бабушка?

2-красная-шляпа эмоций

Какие чувства у вас возникли после прочтения сказки?

3-чёрная – шляпа писсимиста (критики)

Плохо…

4- желтая- шляпа оптимистка

Необходимо продолжить предложение.

Хорошо…

5-зелёная-шляпа идей

- Сейчас я не….., а Красная Шапочка.

Как бы вы поступили на месте главной героини?

6-синяя-шляпа

Ребята давайте ещё раз проанализируем ситуацию, почему у сказки такой печальный конец. Какие ошибки допустили герои?

Мама провожает девочку к бабушке.(Нельзя одного ребенка отпускать в лес). 2. Девочка встретила Волка. (Нельзя останавливаться с незнакомцем). 3. Разговор Волка и Красной Шапочки. (Нельзя вступать в разговор с незнакомым человеком, нельзя быть сильно доверчивым). 4. Волк пришел к дому бабушки. (Прежде чем открыть дверь, надо убедиться кто там).5. Разговор Волка и Красной Шапочки. (Надо было отвлечь Волка, чтобы уйти). 7.Волк напа- дает на Красную Шапочку.(Позови на помощь). Дети предлагают свой выход из каждой ситуаци.

6.Итог урока.

В чем заключается главная мысль сказки?(Не надо быть очень доверчивым).

Из-за какой ошибки Красной Шапочки сказка заканчивается трагически? (Красная Шапочка рассказала Волку дорогу к бабушке).

Добрый конец у нашей сказки?(нет)

7 .Задание на дом.

Домашнее задание: придумайте счастливый конец сказки. Условие: дровосеков в лесу нет.

8. Рефлексия.

А сейчас, ребята, давайте украсим цветами дорогу, по которой шла Красная Шапочка. (Дорога, по которой шла Красная Шапочка, прикреплена на доске).

Возьмите конверт №2. В нем лежат три цветка. Если вам на уроке было интересно - прикрепите красный цветок, если не очень – желтый, а если вам было совсем не интересно– синий.

Сначала выйдут девочки 1 ряда, затем 2 ряда. Теперь мальчики прикрепят свои цветы.

Посмотрите на украшенную дорогу и сделайте вывод, насколько интересным получился урок?

Разрешите и мне украсить дорогу. Мне с вами тоже было интересно работать на уроке, я рада, что у нас все получилось. Я прикреплю красный цветок.

-Урок окончен. Спасибо.