Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Каратыгин василий андреевич краткая биография. Каратыгин василий андреевич

Каратыгин василий андреевич краткая биография. Каратыгин василий андреевич

Каратыгин (Василий Андреевич) - знаменитый русский трагик, сын Андрея Каратыгина. Родился 26 февраля 1802 г., умер 13 марта 1853 г.

Учился в горном корпусе и затем служил в департаменте внешней торговли. Домашние спектакли в доме его отца, знакомство с Катениным и кн. Шаховским привлекли его к театру.

Кн. Шаховской старался создать из него артиста в традициях господствовавшей тогда напыщенной манеры игры, что и оставило в нём следы на всю жизнь.

Более благодетельно для Каратыгина было влияние П. А. Катенина, познакомившего его с греческими и латинскими классиками и с лучшими произведениями французской литературы.

Дебюты Каратыгина на петербургской Императорской сцене в 1820 г. в ролях Фингала (траг. Озерова) Эдипа ("Эдип в Афинах", Грузинцева), Танкреда и Пожарского (траг. Крюковского) были весьма удачны.

Уже одна величественная фигура Каратыгина и выразительное лицо его производили огромное впечатление на зрителей. Белинский передаёт, что театр дрожал от рукоплесканий, когда Велизария, увенчанного лаврами, везут в триумфальной колеснице, а между тем Каратыгин не говорил при этом ни одного слова.

Сначала Каратыгин играл в классической трагедии; затем, с 1828 г., проникает на нашу сцену романтизм, и Каратыгин играет героев новой французской драмы; наконец, он переходит к Шекспиру, играет Гамлета, Лира, Отелло, Кориолана.

Роль Карла Моора ("Разбойники" Шиллера) вызвала переворот в артистической деятельности Каратыгина. Замечательно трудолюбивый, он исполнял несколько десятков ролей самого разнообразного и серьёзного репертуара. Дарование Каратыгина не природное, а выработано всесторонним и глубоким изучением предмета; он с одинаковым успехом исполнял совершенно противоположные по характеру роли.

Лучшие дня

Каратыгин уступал знаменитому своему современнику, Мочалову, в глубине чувства, но превосходил его совершенством техники.

Лучшими его ролями были Людовик XI и Лейчестер ("Мария Стюарт"). У Вольфа указаны 37 переводных комедий и драм Каратыгина, шедших на императорской сцене, между прочим - несколько драм Дюма, "Лир" и "Кориолан" Шекспира, "Мессинская невеста" Шиллера и др.

Некоторые переводы Каратыгина исполняются поныне ("Графиня Клара д"Обервиль"); немногие изданы: "Двое за четверых" (в стих., СПб., 1827); "Женатый философ" (тоже) и др.



Каратыгин, Василий Андреевич

Знаменитый трагик, сын А. В. Каратыгина, род. 26 февраля 1802 г., ум. 13 марта 1853 г. Образование получил в Горном корпусе, по окончании которого поступил на службу в департамент внешней торговли, где и дослужился до первого офицерского чина. Еще будучи кадетом он принимал участие в домашних спектаклях в доме отца. Тут видел его князь Шаховской и, оценив его крупный талант, стал серьезно обучать его драматическому искусству. Однако молодой Каратыгин скоро покинул Шаховского и сблизился с П. А. Катениным, который не только сумел развить блестящим образом дарования своего ученика, но и образовал его ум, ознакомив его с лучшими произведениями европейской литературы. Впоследствии замечания и советы А. А. Жандра и критические статьи, которые он помещал в журналах касательно дебютов Каратыгина, также много способствовали развитию таланта В. A. Каратыгина. 3 мая 1820 г. он дебютировал на сцене петербургского Малого театра ролью Фингала в трагедии Озерова. Успех был необыкновенный. В течение мая и июня Каратыгин имел еще три дебюта, сопровождавшиеся таким же успехом. Тогда он оставил департамент и перешел на службу в казенную драматическую труппу, которой и не покидал до конца жизни. Он считался первым трагиком своего времени. Игра его принадлежала к старому классическому роду и отличалась благородством; обвиняли его иногда в недостатке истинного одушевления. Лучшими его ролями были: Гамлет, Отелло, Король Лир, Карл Моор и др. В 1853 г. на похоронах артиста Брянского В. А. Каратыгин простудился, заболел тифом и скоро умер. Сам император Николай выразил его вдове соболезнование, громадная толпа публики, собравшаяся проводить своего любимца. на руках перенесла гроб его в Благовещенскую церковь, а оттуда на Смоленское кладбище, где он похоронен. В. А. Каратыгин переложил в стихи комедию Загоскина: "Добрый малый" и перевел более 20 пьес. В феврале 1827 г. он женился на артистке Александре Михайловне Колосовой.

{Половцов}

Каратыгин, Василий Андреевич

Знаменитый русский трагик, сын Андрея К. (см.). Род. 26 февраля 1802 г., умер 13 марта 1853 г. Учился в Горном корпусе и затем служил в департаменте внешней торговли. Домашние спектакли в доме его отца, знакомство с Катениным и кн. Шаховским привлекли его к театру. Кн. Шаховской старался создать из него артиста в традициях господствовавшей тогда напыщенной манеры игры, что и оставило в нем следы на всю жизнь. Более благодетельно для К. было влияние П. А. Катенина, познакомившего его с греч. и латинскими классиками и с лучшими произведениями франц. литературы. Дебюты К. на спб. Имп. сцене в 1820 г. в ролях Фингала (траг. Озерова), Эдипа ("Эдип в Афинах" Грузинцева), Танкреда и Пожарского (траг. Крюковского) были весьма удачны. Уже одна величественная фигура К. и выразительное лицо его производили огромное впечатление на зрителей. Белинский передает, что театр дрожал от рукоплесканий, когда Велизария, увенчанного лаврами, везут в триумфальной колеснице, а между тем К. не говорил при этом ни одного слова. Сначала К. играл в классической трагедии; затем с 1828 г. проникает на нашу сцену романтизм, и К. играет героев новой франц. драмы; наконец, он переходит к Шекспиру, играет Гамлета, Лира, Отелло, Кориолана. Роль Карла Моора ("Разбойники" Шиллера) вызвала переворот в артистической деятельности К. Замечательно трудолюбивый, он исполнял несколько десятков ролей самого разнообразного и серьезного репертуара. Дарование К. не природное, а выработано всесторонним и глубоким изучением предмета; он с одинаковым успехом исполнял совершенно противоположные по характеру роли (перечень у Бураковского: "Очерки истории русской сцены", стр. 50). К. уступал знаменитому своему современнику, Мочалову, в глубине чувства, но превосходил его совершенством техники. Лучшими его ролями были Людовик XI и Лейчестер ("Марии Стюарт). У Вольфа ("Хроника спб. театров", ч. I, стр. XLIV) указаны 37 переводных комедий и драм К., шедших на императорской сцене, между прочим - несколько драм Дюма, "Лир" и "Кориолан" Шекспира, "Мессинская невеста" Шиллера и др. Некоторые переводы К. исполнются поныне ("Графиня Клара д"Обервиль"); немногие изданы: "Двое за четверых" (в стих., СПб., 1827); "Женатый философ" (то же) и др. Ср. В. В. В., "Портретная галерея русских сценических артистов" ("Репертуар", 1841, приложение, и 1843); "Воспоминания" Булгарина ("Северная пчела", 1853, №№ 61 и 64) и H. Рамазанова ("Москвитянин", 1853, № 12); В. Стоюнин, "Первое сценическое образование К." ("Музыкальный и театр. вестник", 1856, №№ 1 и 27); "Иллюстрированный альманах журнала Мода" (СПб., 1857); К. Тагильский, "Воспоминание о К." (СПб., 1858, из газ. "Золотое Руно"); Г. Максимов, "Свет и тени" (СПб., 1878, гл. I): "Записки" С. Жихарева, Ф. Вигеля, П. Каратыгина, Р. Зотова, Ив. Панаева, Кс. Полевого; Белинский, "Сочинения" (I-III и IX); "Письма К. к П. А. Катенину, 1825 и 1837" ("Русская старина", 1880, т. XXIX), также "СПб. ведомости" (1871, № 130) и в брошюре "Из бумаг кн. В. Ф. Одоевского" (из "Русского архива", 1864, №№ 7 и 8); "Первый дебют В. А. К." и "Последние дни В. А. К." ("Русская старина", 1889, июль); "Русские бывшие деятели" (изд. Баумана, т. II); "Хроника спб. театров" Вольфа (СПб., 1877, ч. I); Бураковский, "Очерк истории русской сцены" (СПб., 1877, стр. 39-53).

{Брокгауз}

Каратыгин, Василий Андреевич

{Половцов}


. 2009 .

Смотреть что такое "Каратыгин, Василий Андреевич" в других словарях:

    Каратыгин, Василий Андреевич знаменитый трагик (1802 1853), сын известных актеров Андрея и Александры Каратыгиных. Воспитывался в горном институте и готовился стать чиновником, но театральная среда и успехи в домашних спектаклях заставили… … Биографический словарь

    - (1802 53), рус. актер. Играл «классич. трагедии», потом романтич. драмы и драмы У. Шекспира. В совершенстве владел актерской техникой, но по выразительности и силе игры уступал П.С. Мочалову. К. и Мочалов представляли два течения в рус. театре: в … Лермонтовская энциклопедия

    - (1802 53) российский актер. С 1820 ведущий трагик Санкт Петербургского театра (с 1832 Александринский). Представитель русского сценического классицизма. В театре выступали также отец, мать и жена Каратыгина. Роли: Велизарий (Велизарий Э. Шенка) … Большой Энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Каратыгин. Василий Андреевич Каратыгин … Википедия

    - (1802 1853), актёр. С 1820 ведущий трагик Петербургского театра (с 1832 Александринский). Представитель русского сценического классицизма. В совершенстве владел искусством декламации, стремился к тщательной отделке внешнего рисунка роли,… … Энциклопедический словарь

    Сын А. В. Каратыгина, род. 29 июня 1805 г., ум. 24 сентября 1879 г. В 1816 г. отдан был в театральное училище и попал в класс Дидло, который хотел приготовить его к балету. Но он занялся изучением драматического искусства под руководством… … Большая биографическая энциклопедия

    Известный актер комик и водевилист (1805 1879), брат знаменитого трагика Василия Андреевича К., последний представитель театра 1820 х годов, когда на сцене властвовали Василий К., Брянский, Сосницкий. Учился в СПб. театральной школе, сначала в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Василий Каратыгин Имя при рождении: Василий Андреевич Каратыгин Дата рождения: 26 февраля 1802 Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти: 13 марта 1853 Место смерти: Санкт Пете … Википедия

    Каратыгин фамилия. Известные носители: Каратыгин, Александр Александрович (1914 1989) начальник технического отдела радиохимического завода № 25 (Объекта «Б») производственного объединения «Маяк», 15 марта 1953 года предотвративший на… … Википедия

Василий Андреевич Каратыгин

Каратыгин Василий Андреевич (1802-1853) - российский актер, переводчик.

Дебютировал на сцене Петербургского Большого театра (1820). С 1832 г. - ведущий актер-трагик Александрийского театра. Играл заглавные роли в пьесах отечественных и зарубежных авторов: А. С. Пушкина , А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого, У. Шекспира, Ф. Шиллера, А. Дюма-отца, В. Гюго.

Для его актерского стиля были характерны: напевная декламация, монументальная парадность, живописность поз и приподнятая героика. Гастроли актера в Москве (1833 и 1835) вызвали оживленную полемику, вышедшую за рамки эстетического спора о театральном искусстве. В 1830-1840-х гг. актер перевел и переделал более 40 пьес, поставленных на петербургской сцене.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 216.

КАРАТЫГИН Василий Андреевич (1802-1853). В. А. Каратыгин - это целая эпоха в истории русского театра. 3 мая 1820 года он дебютирует в трагедии В. А. Озерова «Фингал» и сразу же занимает ведущее место в петербургском театре. Он создает величественные образы в классических трагедиях Расина, Корнеля, Вольтера, а позднее играет в пьесах Шекспира и Шиллера. По словам Белинского, «игра Каратыгина есть торжество сценического искусства».

Пушкин был, вероятно, знаком с Каратыгиным еще до ссылки. Узнав в Михайловской ссылке об удачном бенефисе актера, поэт писал П. А. Катенину в декабре 1825 года: «Радуюсь успехам Каратыгина и поздравляю его...». Вернувшись из ссылки, Пушкин начинает посещать дом Каратыгина, ставшего мужем его старинной знакомой, актрисы Александры Михайловны Колосовой. Он читает у них еще не напечатанную трагедию «Борис Годунов».

Оценить пушкинского шедевра Каратыгин не сумел; повторяя мнение своего учителя П. А. Катенина, он называл «Бориса Годунова» «галиматьей в шекспировском духе». Тем не менее Каратыгин дважды пытался выступить в драматических произведениях Пушкина - и первый раз именно в «Борисе Годунове», в сцене у фонтана. Шеф жандармов Бенкендорф постановку не разрешил. Вторично актер предпринял попытку добиться разрешения сыграть роль в «Скупом рыцаре». Пушкин подарил Каратыгину рукопись трагедии для бенефиса 1 февраля 1837 года, но бенефис был отменен за смертью поэта. Власти опасались антиправительственных демонстраций.

В библиотеке Пушкина сохранилась переведенная Каратыгиным пьеса «Двое за четверых, или Ревность и шутка» (1827) с надписью: «Александру Сергеевичу Пушкину в знак истинного уважения от переводчика».

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 285-286.

Далее читайте:

Каратыгин Петр Андреевич (1805-1879), русский актер и драматург, брат Василия Андреевича. автор "Записок", см. ниже.

Записки П.А. Каратыгина . // «Русская старина». Ежемесячное историческое издание. 1873 г. Том VII. Санкт-Петербург, 1873, стр. 146-180.

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

Каратыгин, Василий Андреевич, выдающийся русский актер николаевской эпохи, преимущественно актер трагедии; родился в 1802 году в театральной семье; отец был сначала посредственным актером, потом выделился в качестве режиссера; мать, Александра Дмитриевна — выдающаяся драматическая актриса, игравшая и в трагедиях и в комедиях и бывшая любимицей петербургских зрителей. К театру Каратыгин не предназначался, учился в горном корпусе; но счастливые внешние данные, голос, манеры заставили Каратыгиных переменить первоначальное решение относительно сына, и они, под давлением некоторых своих друзей, стали готовить Каратыгина к театру, причем раньше он занимался с князем Шаховским, потом с Катениным. Дебюты в озеровском «Фингале», в «Эдипе Царе» Грузинцева и в «Танкреде» прошли очень успешно, привлекли внимание к красивому юноше, говорившему так торжественно и выразительно. И хотя еще гремел на сцене Брянский, карьера Каратыгина стала складываться быстро и блестяще. Под влиянием Катенина оформились и талант, и вкус Каратыгина, и даже некоторый налет либерализма, за который Каратыгину пришлось однажды побывать в Петропавловской крепости, впрочем, лишь на немногие дни. Преимущественным репертуаром Каратыгина были классическая или псевдоклассическая трагедия и мелодрама. Он много сделал для успеха пьес Кукольника, Полевого и т.п. Играл Каратыгин и шекспировские роли, от Гамлета и до Кориолана, но, по отзывам большинства писавших о нем, эти великие образы удавались ему плохо, во всяком случае, много меньше, чем Уголино в пьесе Полевого или Людовик XI в исторической мелодраме Делявиня. Последняя роль, судя по сохранившимся отзывам, часто исключительно-восторженным, была кульминационной точкой таланта и искусства Каратыгина. В течение слишком тридцати лет Каратыгин нес амплуа первого трагического актера, переиграл, конечно, множество ролей такого характера, И всегда играл с редкой старательностью, с идеальной добросовестностью и тщательностью, не забывал никаких деталей, обогащал каждое свое исполнение и характерностью и эффектностью. Сохранился рассказ о том, как подготовлялся Каратыгин к роли Людовика XI, каждодневно играя у себя дома, в полном гриме и костюме, перед зеркалом, чтобы довести себя таким путем до идеального перевоплощения в образ. Иногда Каратыгин был и автором пьес, которые играл, приспособлял для русской сцены иностранные пьесы или переводил их. Из ролей русского репертуара следует отметить Чацкого: Каратыгин был первым исполнителем этой грибоедовской роли, играл ее в 1829 году, когда в бенефисы его матери и Сосницкого сыграли отдельно первый и третий акты комедии. 28 февраля 1853 года Каратыгин играл, в последний раз, Прокопа Ляпунова. Через две недели, 13-го марта 1853 года он умер. Каратыгин яркий представитель той школы русского театрального искусства, в которой тщательная отделка ролей и внешняя эффектность исполнения ставились выше искренности и непосредственности сценического переживания и силы сценического темперамента. Для этой школы русского театрального искусства он был представителем столь же типичным и крупным, как Мочалов — для школы противоположной, школы пламенных переживаний и игры по вдохновению. Белинский, сравнивая этих двух крупнейших героев сцены его времени, и ценя искусство Каратыгина, всегда отдавал предпочтение Мочалову со всеми его недостатками, неровностью, невыдержанностью. Каратыгиным Белинский часто любовался, Мочалова любил восторженной любовью. В ровности и всесторонности таланта Каратыгина Белинский даже был склонен видеть иногда «отсутствие таланта», замененного старательной работою и эффектностью внешних средств. Так же расценивали Каратыгина и Мочалова и некоторые другие, писавшие о театре, в том числе Аполлон Григорьев, для которого Каратыгин — «изящно распланированный сад», Мочалов — «лес дремучий». Но и те, которые тяготели к игре Мочалова, охотно признавали в Каратыгине большое мастерство, способность создавать законченные образы и выдерживать их цельно.