Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Каратыгин актер. Биография

Каратыгин (26 февраля (10 марта) 1802, Санкт-Петербург - 13 (25) марта 1853, Санкт-Петербург) - знаменитый российский актёр , трагик, сын Андрея Васильевича и Александры Дмитриевны Каратыгиных. Дебютировал в 1820 году в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноимённая трагедия В. А. Озерова). Был знаком с Александром Пушкиным , Александром Грибоедовым , Кондратием Рылеевым, Вильгельмом Кюхельбекером.

В 1827 году его женой стала актриса и частая партнёрша по сцене Александра Михайловна Колосова.

В 1820-е годы определились характерные черты его актёрского стиля - приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз. С момента открытия петербургского Александринского театра (1832) Каратыгин - ведущий трагик этого театра.

Самый первый исполнитель роли Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова) - 26 января 1831, Александринский театр

Созданный для трагедии

Василия Андреевича Каратыгина рано определили чиновником департамента внешней торговли. Но «чиновник», которому не исполнилось и шестнадцати, с упоением играл в домашних спектаклях, ставившихся в доме родителей, известных петербургских актёров. Василия заметил А. А. Шаховской, видный театральный деятель тех лет. Он изъявил желание «образовать юношу актёром». Затем школил Каратыгина П. А. Катенин - поэт и переводчик , близкий к декабристам . 3 мая 1820 года Василий Каратыгин впервые вышел на сцену. Он сыграл роль Фингала в одноименной трагедии В. А. Озерова. Первые в своей жизни аплодисменты Василий Андреевич воспринял как аванс в счёт будущего. Он с детства знал, что за счастье покорять сердца нужно платить огромным ежедневным трудом. Каратыгин стал режиссёром собственных ролей, работал над костюмом как профессиональный художник. Не случайно писал А. С. Грибоедов , что «для одного Каратыгина порядочные люди собираются в русский театр». На «Гамлете» с участием Каратыгина рыдал А. И. Герцен . А. С. Пушкин подарил актёру для бенефиса своего «Скупого рыцаря». Однако с приходом в русскую эстетическую мысль идей «натуральной школы» Каратыгин начинает терять свои лавры. Созданный для трагедии и романтической драмы, он стал казаться чрезмерным во всём. Всё же для людей декабристского поколения он остался в памяти как живое воплощение театра тех лет. В 1834 году В. К. Кюхельбекер в письме из Свеаборгской крепости спрашивал своих племянниц: «Бываете ли вы иногда в театре? Случается ли вам вслушиваться в собраниях в суждении об актёрах? Кроме Каратыгина, который образовался ещё при мне,- есть ли в русской труппе какой-нибудь отличный талант?»

Литературная деятельность

В. А. Каратыгин (как его родной младший брат П. А. Каратыгин) является автором переделок и переводов многих известных французских водевилей и других драматических пьес, шедших на сценах императорских театров в XIX веке. Он перевёл или значительно переделал для русской сцены следующие пьесы:

(1802-1853)российский актер, переводчик. Дебютировал на сцене Петербургского Большого театра (1820). С 1832 г. - ведущий актер-трагик Александринского театра. Играл заглавные роли в пьесах отечественных и зарубежных авторов: А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого, У. Шекспира, Ф. Шиллера, А. Дюма-отца, В. Гюго. Для его актерского стиля были характерны: напевная декламация, монументальная парадность, живописность поз и приподнятая героика. Гастроли актера в Москве (1833 и 1835) вызвали оживленную полемику, вышедшую за рамки эстетического спора о театральном искусстве. В 1830-1840-х гг. актер перевел и переделал более 40 пьес, поставленных на петербургской сцене. КАРАХАН (наст. фам. - Караханян) Лев Михайлович (1889-1937) - советский государственный деятель, дипломат. Член РСДРП с 1904 г., меньшевик. Вел партработу в Харбине и Петербурге. С 1912 г. участвовал в профсоюзном движении. В 1915 г. арестован и сослан в Томск. Освобожден после Февральской революции 1917 г., вернулся в Петроград. С мая 1917 г. большевик. С июня 1917 г. - член ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов. С августа 1917 г. - член Президиума и секретарь Петроградского совета. В октябре входил в Петроградский ВРК. С ноября 1917 г. секретарь советской делегации на мирных переговорах с Германией в Брест-Литовске. В 1918-1920 гг. - зам. наркома иностранных дел РСФСР. С 1921 г. полпред РСФСР в Польше, в сентябре 1923 - августе 1926 г. - в Китае. В 1927-1934 гг. - зам. наркома иностранных дел СССР. В 1934 г. переведен на должность полпреда СССР в Турции. 3 мая 1937 г. отозван в Москву и арестован. Приговорен к смертной казни. Расстрелян 20 сентября 1937 г. Посмертно реабилитирован.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Каратыгин, Василий Андреевич - знаменитый трагик (1802 - 1853), сын известных актеров Андрея и Александры Каратыгиных. Воспитывался в горном институте и готовился стать чиновником, но театральная среда и успехи в домашних спектаклях заставили Каратыгина променять службу на сценическую деятельность. Его главным руководителем был поклонник французской трагедии и знаток античной драмы, П.А. Катенин. В 1820 г. Каратыгин дебютировал в ролях Фингала (трагедия Озерова), царя Эдипа (""Эдип - царь"", трагедия Грузинцева), Танкреда (трагедия Вольтера), Пожарского (трагедия Крюковского) и имел огромный успех. После четвертого дебюта Каратыгин, несмотря на интриги, был принят на Петербургскую сцену и первое время выступал в пьесах классического репертуара. В конце 1820-х годов на русскую сцену проникает романтическая драма, и Каратыгин имеет в ней неизменный успех, отодвинув на второй план Брянского. В этот период лучшими ролями Каратыгина были: Велисарий (драма Эдуарда Шенка), Жорж де Жермани (драма Дюканжа), Карл Моор (Шиллер). Последняя роль особенно удалась Каратыгину. С появлением (конец 30-х и начало 40-х годов) на русской сцене произведений Шекспира Каратыгин играет Гамлета, Отелло, Лира, Кориолана. Огромному дарованию Каратыгина и его эффектной игре обязаны своим успехом ультрапатриотические произведения Кукольника и Полевого. Ни в одной из своих разнообразных ролей Каратыгин не был плох, так как отличался редким трудолюбием и всесторонне изучал каждую роль. Исключительный успех имел Каратыгин в пьесах ""Заколдованный дом"" (Людовик XI), ""Кин"", ""Мария Стюарт"" (Лейчестер), ""Уголино"" (Нино). Каратыгин был красив, обладал сильным и приятным голосом; его игра отличалась внешней красотой, техническим мастерством, но там, где требовалась глубина чувства, внутренний огонь, он был холоден и не трогал зрителей. Прекрасно образованный, хорошо знавший языки, Каратыгин перевел для театра около сорока трагедий, драм, комедий и даже водевилей; комедии ""Женатый философ"" и ""Двое за четверых"" были напечатаны (Санкт-Петербург, 1827). - См. Вигель, ""Воспоминания""; Вольф, ""Хроника Санкт-Петербургских театров""; П.А. Каратыгин, ""Записки""; А.М. Каратыгина, ""Воспоминания"" (""Русский Вестник"", 1881, № 4, 5); Р. Зотов, ""Записки""; Белинский, ""Сочинения""; Беляев, ""Воспоминания о В.А. Каратыгине""; В. В. В. (Строев), ""Репертуар"" (1841); ""Репертуар и Пантеон"" (1843); ""Русская Старина"" (1880, № 10).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Каратыгин, Василий Андреевич

Знаменитый трагик, сын А. В. Каратыгина, род. 26 февраля 1802 г., ум. 13 марта 1853 г. Образование получил в Горном корпусе, по окончании которого поступил на службу в департамент внешней торговли, где и дослужился до первого офицерского чина. Еще будучи кадетом он принимал участие в домашних спектаклях в доме отца. Тут видел его князь Шаховской и, оценив его крупный талант, стал серьезно обучать его драматическому искусству. Однако молодой Каратыгин скоро покинул Шаховского и сблизился с П. А. Катениным, который не только сумел развить блестящим образом дарования своего ученика, но и образовал его ум, ознакомив его с лучшими произведениями европейской литературы. Впоследствии замечания и советы А. А. Жандра и критические статьи, которые он помещал в журналах касательно дебютов Каратыгина, также много способствовали развитию таланта В. A. Каратыгина. 3 мая 1820 г. он дебютировал на сцене петербургского Малого театра ролью Фингала в трагедии Озерова. Успех был необыкновенный. В течение мая и июня Каратыгин имел еще три дебюта, сопровождавшиеся таким же успехом. Тогда он оставил департамент и перешел на службу в казенную драматическую труппу, которой и не покидал до конца жизни. Он считался первым трагиком своего времени. Игра его принадлежала к старому классическому роду и отличалась благородством; обвиняли его иногда в недостатке истинного одушевления. Лучшими его ролями были: Гамлет, Отелло, Король Лир, Карл Моор и др. В 1853 г. на похоронах артиста Брянского В. А. Каратыгин простудился, заболел тифом и скоро умер. Сам император Николай выразил его вдове соболезнование, громадная толпа публики, собравшаяся проводить своего любимца. на руках перенесла гроб его в Благовещенскую церковь, а оттуда на Смоленское кладбище, где он похоронен. В. А. Каратыгин переложил в стихи комедию Загоскина: "Добрый малый" и перевел более 20 пьес. В феврале 1827 г. он женился на артистке Александре Михайловне Колосовой.

{Половцов}

Каратыгин, Василий Андреевич

Знаменитый русский трагик, сын Андрея К. (см.). Род. 26 февраля 1802 г., умер 13 марта 1853 г. Учился в Горном корпусе и затем служил в департаменте внешней торговли. Домашние спектакли в доме его отца, знакомство с Катениным и кн. Шаховским привлекли его к театру. Кн. Шаховской старался создать из него артиста в традициях господствовавшей тогда напыщенной манеры игры, что и оставило в нем следы на всю жизнь. Более благодетельно для К. было влияние П. А. Катенина, познакомившего его с греч. и латинскими классиками и с лучшими произведениями франц. литературы. Дебюты К. на спб. Имп. сцене в 1820 г. в ролях Фингала (траг. Озерова), Эдипа ("Эдип в Афинах" Грузинцева), Танкреда и Пожарского (траг. Крюковского) были весьма удачны. Уже одна величественная фигура К. и выразительное лицо его производили огромное впечатление на зрителей. Белинский передает, что театр дрожал от рукоплесканий, когда Велизария, увенчанного лаврами, везут в триумфальной колеснице, а между тем К. не говорил при этом ни одного слова. Сначала К. играл в классической трагедии; затем с 1828 г. проникает на нашу сцену романтизм, и К. играет героев новой франц. драмы; наконец, он переходит к Шекспиру, играет Гамлета, Лира, Отелло, Кориолана. Роль Карла Моора ("Разбойники" Шиллера) вызвала переворот в артистической деятельности К. Замечательно трудолюбивый, он исполнял несколько десятков ролей самого разнообразного и серьезного репертуара. Дарование К. не природное, а выработано всесторонним и глубоким изучением предмета; он с одинаковым успехом исполнял совершенно противоположные по характеру роли (перечень у Бураковского: "Очерки истории русской сцены", стр. 50). К. уступал знаменитому своему современнику, Мочалову, в глубине чувства, но превосходил его совершенством техники. Лучшими его ролями были Людовик XI и Лейчестер ("Марии Стюарт). У Вольфа ("Хроника спб. театров", ч. I, стр. XLIV) указаны 37 переводных комедий и драм К., шедших на императорской сцене, между прочим - несколько драм Дюма, "Лир" и "Кориолан" Шекспира, "Мессинская невеста" Шиллера и др. Некоторые переводы К. исполнются поныне ("Графиня Клара д´Обервиль"); немногие изданы: "Двое за четверых" (в стих., СПб., 1827); "Женатый философ" (то же) и др. Ср. В. В. В., "Портретная галерея русских сценических артистов" ("Репертуар", 1841, приложение, и 1843); "Воспоминания" Булгарина ("Северная пчела", 1853, №№ 61 и 64) и H. Рамазанова ("Москвитянин", 1853, № 12); В. Стоюнин, "Первое сценическое образование К." ("Музыкальный и театр. вестник", 1856, №№ 1 и 27); "Иллюстрированный альманах журнала Мода" (СПб., 1857); К. Тагильский, "Воспоминание о К." (СПб., 1858, из газ. "Золотое Руно"); Г. Максимов, "Свет и тени" (СПб., 1878, гл. I): "Записки" С. Жихарева, Ф. Вигеля, П. Каратыгина, Р. Зотова, Ив. Панаева, Кс. Полевого; Белинский, "Сочинения" (I-III и IX); "Письма К. к П. А. Катенину, 1825 и 1837" ("Русская старина", 1880, т. XXIX), также "СПб. ведомости" (1871, № 130) и в брошюре "Из бумаг кн. В. Ф. Одоевского" (из "Русского архива", 1864, №№ 7 и 8); "Первый дебют В. А. К." и "Последние дни В. А. К." ("Русская старина", 1889, июль); "Русские бывшие деятели" (изд. Баумана, т. II); "Хроника спб. театров" Вольфа (СПб., 1877, ч. I); Бураковский, "Очерк истории русской сцены" (СПб., 1877, стр. 39-53).

10 марта (26 февраля) 1802 года в Петербурге родился Василий Андреевич Каратыгин, знаменитый российский актёр-трагик .

Учился в Горном кадетском корпусе, служил в департаменте внешней торговли. Актёрским искусством Василий занимался с Шаховским и Катениным - видным пропагандистом и теоретиком классицистской трагедии.

В 1820 году Каратыгин дебютировал в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноименная трагедия Озерова). Близкий к кругам прогрессивной дворянской молодёжи (был знаком с Пушкиным, Грибоедовым, Рылеевым, Кюхельбекером), Каратыгин после подавления восстания декабристов примкнул к консервативному лагерю.

На раннем этапе творчества он был связан с традициями классицизма, тогда же определились характерные черты его актёрского стиля - приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз.

Василий Андреевич пользовался большим успехом в ролях романтического репертуара и в переводных мелодрамах. С момента открытия петербургского Александринского театра Каратыгин - ведущий трагик этого театра.

Основываясь на классицистской эстетике, Каратыгин подчёркивал одну главную, как он считал, черту героя - ревность Отелло, стремление захватить престол - у Гамлета. Оживлённые дискуссии вызвали гастроли артиста в Москве (1833, 1835). Белинский и Надеждин отрицательно оценили парадно-декоративное искусство Каратыгина, противопоставив ему любимое демократическим зрителем бунтарское творчество Мочалова.

Общий процесс развития реализма, статьи Белинского, поездки в Москву, совместные выступления со многими мастерами реалистической школы влияли на Каратыгина. Искусство артиста обрело черты естественности, психологические глубины. Вскоре Белинский высоко оценил психологически сложное раскрытие Каратыгиным образа дряхлого, трусливого и жестокого Людовика XI ("Заколдованный дом" Ауфенберга, 1836).

Творчество Каратыгина, тщательно отделывавшего каждую роль, изучавшего при работе над ней множество литературных источников и иконографических материалов, оказало положительное влияние на развитие актёрского искусства.

Он был первым исполнителем ролей Чацкого ("Горе от ума" Грибоедова, 1831), Дон Гуана, Барона ("Каменный гость", 1847, и "Скупой рыцарь", 1852, Пушкина), Арбенина ("Маскарад" Лермонтова, 1852). Перевёл и переделал для постановки на русской сцене более 40 пьес.

Умер Василий Андреевич Каратыгин (13) 25 марта 1853 года в Петербурге.

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

Каратыгин (Василий Андреевич) - знаменитый русский трагик, сын Андрея Каратыгина. Родился 26 февраля 1802 г., умер 13 марта 1853 г.

Учился в горном корпусе и затем служил в департаменте внешней торговли. Домашние спектакли в доме его отца, знакомство с Катениным и кн. Шаховским привлекли его к театру.

Кн. Шаховской старался создать из него артиста в традициях господствовавшей тогда напыщенной манеры игры, что и оставило в нём следы на всю жизнь.

Более благодетельно для Каратыгина было влияние П. А. Катенина, познакомившего его с греческими и латинскими классиками и с лучшими произведениями французской литературы.

Дебюты Каратыгина на петербургской Императорской сцене в 1820 г. в ролях Фингала (траг. Озерова) Эдипа ("Эдип в Афинах", Грузинцева), Танкреда и Пожарского (траг. Крюковского) были весьма удачны.

Уже одна величественная фигура Каратыгина и выразительное лицо его производили огромное впечатление на зрителей. Белинский передаёт, что театр дрожал от рукоплесканий, когда Велизария, увенчанного лаврами, везут в триумфальной колеснице, а между тем Каратыгин не говорил при этом ни одного слова.

Сначала Каратыгин играл в классической трагедии; затем, с 1828 г., проникает на нашу сцену романтизм, и Каратыгин играет героев новой французской драмы; наконец, он переходит к Шекспиру, играет Гамлета, Лира, Отелло, Кориолана.

Роль Карла Моора ("Разбойники" Шиллера) вызвала переворот в артистической деятельности Каратыгина. Замечательно трудолюбивый, он исполнял несколько десятков ролей самого разнообразного и серьёзного репертуара. Дарование Каратыгина не природное, а выработано всесторонним и глубоким изучением предмета; он с одинаковым успехом исполнял совершенно противоположные по характеру роли.

Лучшие дня

Каратыгин уступал знаменитому своему современнику, Мочалову, в глубине чувства, но превосходил его совершенством техники.

Лучшими его ролями были Людовик XI и Лейчестер ("Мария Стюарт"). У Вольфа указаны 37 переводных комедий и драм Каратыгина, шедших на императорской сцене, между прочим - несколько драм Дюма, "Лир" и "Кориолан" Шекспира, "Мессинская невеста" Шиллера и др.

Некоторые переводы Каратыгина исполняются поныне ("Графиня Клара д"Обервиль"); немногие изданы: "Двое за четверых" (в стих., СПб., 1827); "Женатый философ" (тоже) и др.