В современной науке различают химические и ядерные реакции, протекающие в результате взаимодействия исходных веществ, которые принято называть реагентами. В результате образуются другие химические вещества, которые называются продуктами. Все взаимодействия происходят при определенных условиях (температура, излучение, присутствие катализаторов и прочее). Ядра атомов реагентов химических реакций не меняются. В ядерных превращениях образуются новые ядра и частицы. Существует несколько различных признаков, по которым определяют типы химических реакций.
За основу классификации можно взять число исходных и образующихся веществ. В этом случае все типы химических реакций делятся на пять групп:
Если химические превращения рассматривать по признаку изменения в реагирующих веществах степени окисления элементов, то тогда типы химических реакций могут делиться на группы:
Если рассматривать и скорость протекания в прямом и обратном направлении, то все типы химических реакций могут делиться также на две группы:
Типы химических реакций в органической химии можно разделить на четыре группы:
Известны и другие виды химических реакций:
2. Исходные вещества и методы экспериментов
2.1. Исходные вещества и их анализ
Фосфор, фтор и литий вводили в виде дигидрофосфата аммония, высушенного при 100 °С, фторида и карбоната лития, высушенных при 200 °С. Реактивный оксид никеля (серый, нестехиометрический) прокаливали при 900 °C для превращения в зеленый стехиометрический NiO. Реактивный оксид кобальта (+2) использовали в непрокаленном виде (рентгенофазовым анализом проверено, что это действительно CoO, а не Co 3 O 4). Для введения переходных металлов испытаны и другие реагенты: карбонаты кобальта и марганца, ацетат никеля, а также оксалаты марганца и железа (+2), осажденные из водных растворов. Для проведения данной части экспериментов брали растворимые соли: сульфат железа (+2) и хлорид марганца (+2), растворяли их в горячей дистиллированной воде и приливали к ним горячий раствор оксалата аммония. После охлаждения осадки отфильтровывали на воронке Бюхнера, промывали дистиллированной водой до удаления сульфат- или хлорид-ионов и высушивали при комнатной температуре несколько дней.
Нет уверенности в том, что эти карбонаты, оксалаты и ацетат точно соответствуют идеальным формулам: при хранении возможны потеря или приобретение воды, гидролиз, окисление. Поэтому потребовалось провести их анализ. Для этого по три параллельных пробы каждого из исходных веществ прокаливали до постоянной массы и взвешивали в виде оксидов. Температуру прокаливания выбирали на основе литературных данных о стабильности весовых форм: для получения Fe 2 O 3 , NiO – 900 °С, для получения Co 3 O 4 и Mn 2 O 3 - 750 °С .
2.2. Проведение синтезов
При нагревании фторида лития с дигидрофосфатом аммония возможно улетучивание фтороводорода. Поэтому проведение синтеза в одну стадию вряд ли возможно. Сначала нужно получить LiMPO 4 , и лишь после полного удаления воды можно добавлять фторид лития.
Таким образом, можно выделить две стадии.
(1) 2NH 4 H 2 PO 4 +Li 2 CO 3 + 2MO ® 2 LiMPO 4 + 2NH 3 + CO 2 + 2H 2 O.
Здесь MO – это либо оксид (NiO, CoO), либо соединение, разлагающееся до оксида.
(2) LiMPO 4 + LiF ® Li 2 MPO 4 F
Навески веществ смешивали и растирали в яшмовой ступке до полной однородной массы, затем прессовали таблетки, выдерживали при температуре 150-170 °C 2 часа для удаления большей части летучих компонентов (если сразу нагреть до более высоких температур, то происходит оплавление и однородность таблетки нарушается). Затем температуру постепенно повышали, периодически перетирая смесь, до получения практически чистых LiMPO 4 . Обжиги проводили либо в муфельной печи, либо в инертной атмосфере в трубчатой печи.
Ввиду отсутствия инертных газов в баллонах, пришлось получать азот нагреванием водного раствора хлорида аммония и нитрита бария. Колба, в которой происходила основная реакция по получению азота (экзотермическая реакция, небольшое нагревание), соединялась с двумя промывалками с сернокислым раствором бихромата калия для улавливания возможных примесей аммиака и оксида азота, далее шла накаливаемая трубка с пористыми медными гранулами для очистки от кислорода и оксидов азота, потом с силикагелем для грубой осушки и две промывалки с концентрированной серной кислотой для более полного улавливания водяных паров. Эти промывалки соединялись с трубкой, в которой находились смеси веществ в спрессованном виде в никелевых лодочках. Вначале через установку пропускали трехкратный объем азота для удаления воздуха и лишь потом начинали нагревание. После завершения обжига образцы охлаждали в токе азота, дабы не допустить окисления воздухом.
Продукты проверяли рентгенофазовым анализом и переходили ко второй стадии экспериментов, для этого полученные таблетки перетирали с рассчитанной навеской фторида лития и, спрессовав, продолжали обжиг либо в муфельной печи, либо в инертной атмосфере в трубчатой печи по уже рассмотренной технологии. Чтобы обеспечить более полное связывание фосфата, фторид лития вводили в пятипроцентном избытке. Этот избыток составляет лишь 0,7 масс. % смеси и менее существенен, чем примесь не прореагировавшего фосфата.
2.3. Рентгенография
Рентгенофазовый анализ производился на дифрактометре ДРОН – 2.0 в медном Кa - излучении. Данное излучение не очень подходит для соединений, в которых присутствуют железо и особенно кобальт, так как оно сильно поглощается атомами этих элементов и возбуждает их собственное рентгеновское излучение. В результате дифракционные максимумы ослабляются, и резко возрастает фон. Поэтому снижается чувствительность фазового анализа, уменьшается число наблюдаемых отражений и ухудшается точность их измерения из-за сильных флуктуаций интенсивности. Чтобы преодолеть эти затруднения, следовало бы использовать рентгеновскую трубку с другим анодом, например, кобальтовым (но тогда бы возникли те же проблемы с соединениями марганца) или установить монохроматор на дифрагированном пучке. Но у нас не было такой возможности, поэтому для уменьшения статистических ошибок съемку кобальтового соединения приходилось повторять по несколько раз.
При фазовом анализе применялась база порошковых дифракционных данных PDF-2.
Пусть в школе мы и относимся к химии как к одному из наиболее сложных и поэтому «нелюбимых» предметов, но спорить с тем, что химия важна и значима, не стоит, ибо спор обречен на неуспех. Химия, как и физика, окружает нас: это молекулы , атомы , их которых состоят вещества , металлы, неметаллы , соединения и др. Поэтому химия – одна из важнейших и обширных областей естествознания.
Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Предметом химии являются формы существования объектов материального мира. В зависимости от того, какие объекты (вещества) химия изучает, химию принято делить на неорганическую и органическую . Примерами неорганических веществ являются кислород, вода, кремнезём, аммиак и сода, примерами веществ органических – метан, ацетилен, этанол, уксусная кислота и сахароза.
Все вещества, как здания, построены из кирпичиков-частиц и характеризуются определенной совокупностью химических свойств – способностью веществ принимать участие в химических реакциях.
Химические реакции – это процессы образования сложных по составу веществ из более простых, переход одних сложных веществ в другие, разложение сложных веществ на несколько более простых по составу веществ. Иными словами, химические реакции – это превращения одних веществ в другие.
В настоящее время известно много миллионов веществ , к ним постоянно добавляются новые вещества – как открытые в природе, так и синтезированные человеком, т.е. полученные искусственным путем. Число химических реакций не ограничено , т.е. безмерно велико.
Вспомним основные понятия химии – вещество, химические реакции и др.
Центральным понятием химии является понятие вещество . Каждое вещество обладает уникальным набором признаков – физических свойств, определяющих индивидуальность каждого конкретного вещества, например, плотность, цвет, вязкость, летучесть, температуру плавления и кипения.
Все вещества могут находиться в трех агрегатных состояниях – твердом (лед), жидком (вода) и газообразном (пар), зависящих от внешних физических условий. Как видим, вода H 2 O представлена во всех заявленных состояниях.
Химические свойства вещества от агрегатного состояния не зависят, а вот физические свойства, напротив, зависят. Так, в любом агрегатном состоянии сера S при сгорании образует сернистый газ SO 2 , т.е. проявляет одно и то же химическое свойство, но свойства физические серы весьма различны в разных агрегатных состояниях: например, плотность жидкой серы равна 1,8 г/см 3 , твердой серы 2,1 г/см 3 и газообразной серы 0,004 г/см 3 .
Химические свойства веществ выявляются и характеризуются химическими реакциями. Реакции могут протекать как в смесях различных веществ, так и внутри одного вещества. При протекании химических реакция всегда образуются новые вещества.
Химические реакции изображаются в общем виде уравнением реакции: Реагенты → Продукты , где реагенты – это исходные вещества, взятые для проведения реакции, а продукты – это новые вещества, которые образовались в результате проведения реакции.
Всегда химические реакции сопровождаются физическими эффектами – это может быть поглощение или выделение теплоты, изменения агрегатного состояния и окраски веществ ; о протекании реакций часто судят по наличию этих эффектов. Так, разложение зеленого минерала малахит сопровождается поглощением теплоты (именно поэтому реакция идет при нагревании), а в результате разложения образуется твердый черный оксид меди (II) и бесцветные вещества – углекислый газ CO 2 и жидкая вода H 2 O.
Химические реакции необходимо отличать от физических процессов , которые изменяют лишь внешнюю форму или агрегатное состояние вещества (но не его состав); наиболее распространены такие физические процессы, как дробление, прессование, совместное сплавление, смешивание, растворение, фильтрирование осадка, перегонка.
С помощью химических реакций можно получать практически важные вещества, которые в природе находятся в ограниченных количествах (азотные удобрения ) или вообще не встречаются (синтетические лекарственные препараты, химические волокна, пластмассы ). Иными словами, химия позволяет синтезировать необходимые для жизнедеятельности человека вещества . Но химическое производство приносит и много вреда окружающему миру – в виде загрязнений, вредных выбросов, отравления флоры и фауны , поэтому использование химии должно быть рациональным, бережным и целесообразным.
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Химическими реакция называют превращения веществ, в которых происходит изменение их состава и (или) строения.
Наиболее часто под химическими реакциями понимают процесс превращения исходных веществ (реагентов) в конечные вещества (продукты).
Химические реакции записываются с помощью химических уравнений, содержащих формулы исходных веществ и продуктов реакции. Согласно закону сохранения массы, число атомов каждого элемента в левой и правой частях химического уравнения одинаково. Обычно формулы исходных веществ записывают в левой части уравнения, а формулы продуктов – в правой. Равенство числа атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения достигается расстановкой перед формулами веществ целочисленных стехиометрических коэффициентов.
Химические уравнения могут содержать дополнительные сведения об особенностях протекания реакции: температура, давление, излучение и т.д., что указывается соответствующим символом над (или «под») знаком равенства.
Все химические реакции могут быть сгруппированы в несколько классов, которым присущи определенные признаки.
Согласно этой классификации, химические реакции подразделяются на реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
В результате реакций соединения из двух или более (сложных или простых) веществ образуется одно новое вещество. В общем виде уравнение такой химической реакции будет выглядеть следующим образом:
Например:
СаСО 3 + СО 2 + Н 2 О = Са(НСО 3) 2
SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4
2Mg + O 2 = 2MgO.
2FеСl 2 + Сl 2 = 2FеСl 3
Реакции соединения в большинстве случаев экзотермические, т.е. протекают с выделением тепла. Если в реакции участвуют простые вещества, то такие реакции чаще всего являются окислительно-восстановительными (ОВР), т.е. протекают с изменением степеней окисления элементов. Однозначно сказать будет ли реакция соединения между сложными веществами относиться к ОВР нельзя.
Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется несколько других новых веществ (сложных или простых) относят к реакциям разложения . В общем виде уравнение химической реакции разложения будет выглядеть следующим образом:
Например:
CaCO 3 CaO + CO 2 (1)
2H 2 O =2H 2 + O 2 (2)
CuSO 4 × 5H 2 O = CuSO 4 + 5H 2 O (3)
Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O (4)
H 2 SiO 3 = SiO 2 + H 2 O (5)
2SO 3 =2SO 2 + O 2 (6)
(NH 4) 2 Cr 2 O 7 = Cr 2 O 3 + N 2 +4H 2 O (7)
Большинство реакций разложения протекает при нагревании (1,4,5). Возможно разложение под действием электрического тока (2). Разложение кристаллогидратов, кислот, оснований и солей кислородсодержащих кислот (1, 3, 4, 5, 7) протекает без изменения степеней окисления элементов, т.е. эти реакции не относятся к ОВР. К ОВР реакциям разложения относится разложение оксидов, кислот и солей, образованных элементами в высших степенях окисления (6).
Реакции разложения встречаются и в органической химии, но под другими названиями — крекинг (8), дегидрирование (9):
С 18 H 38 = С 9 H 18 + С 9 H 20 (8)
C 4 H 10 = C 4 H 6 + 2H 2 (9)
При реакциях замещения простое вещество взаимодействует со сложным, образуя новое простое и новое сложное вещество. В общем виде уравнение химической реакции замещения будет выглядеть следующим образом:
Например:
2Аl + Fe 2 O 3 = 2Fе + Аl 2 О 3 (1)
Zn + 2НСl = ZnСl 2 + Н 2 (2)
2КВr + Сl 2 = 2КСl + Вr 2 (3)
2КСlO 3 + l 2 = 2KlO 3 + Сl 2 (4)
СаСО 3 + SiO 2 = СаSiO 3 + СО 2 (5)
Са 3 (РО 4) 2 + ЗSiO 2 = ЗСаSiO 3 + Р 2 О 5 (6)
СН 4 + Сl 2 = СН 3 Сl + НСl (7)
Реакции замещения в своем большинстве являются окислительно-восстановительными (1 – 4, 7). Примеры реакций разложения, в которых не происходит изменения степеней окисления немногочисленны (5, 6).
Реакциями обмена называют реакции, протекающие между сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями. Обычно этот термин применяют для реакций с участием ионов, находящихся в водном растворе. В общем виде уравнение химической реакции обмена будет выглядеть следующим образом:
АВ + СD = АD + СВ
Например:
CuO + 2HCl = CuCl 2 + H 2 O (1)
NaOH + HCl = NaCl + H 2 O (2)
NаНСО 3 + НСl = NаСl + Н 2 О + СО 2 (3)
AgNО 3 + КВr = АgВr ↓ + КNО 3 (4)
СrСl 3 + ЗNаОН = Сr(ОН) 3 ↓+ ЗNаСl (5)
Реакции обмена не являются окислительно-восстановительными. Частный случай этих реакций обмена -реакции нейтрализации (реакции взаимодействия кислот со щелочами) (2). Реакции обмена протекают в том направлении, где хотя бы одно из веществ удаляется из сферы реакции в виде газообразного вещества (3), осадка (4, 5) или малодиссоциирующего соединения, чаще всего воды (1, 2).
В зависимости от изменения степеней окисления элементов, входящих в состав реагентов и продуктов реакции все химические реакции подразделяются на окислительно-восстановительные (1, 2) и, протекающие без изменения степени окисления (3, 4).
2Mg + CO 2 = 2MgO + C (1)
Mg 0 – 2e = Mg 2+ (восстановитель)
С 4+ + 4e = C 0 (окислитель)
FeS 2 + 8HNO 3 (конц) = Fe(NO 3) 3 + 5NO + 2H 2 SO 4 + 2H 2 O (2)
Fe 2+ -e = Fe 3+ (восстановитель)
N 5+ +3e = N 2+ (окислитель)
AgNO 3 +HCl = AgCl ↓ + HNO 3 (3)
Ca(OH) 2 + H 2 SO 4 = CaSO 4 ↓ + H 2 O (4)
В зависимости от того, выделяется ли или поглощается тепло (энергия) в ходе реакции, все химические реакции условно разделяют на экзо – (1, 2) и эндотермические (3), соответственно. Количество тепла (энергии), выделившееся или поглотившееся в ходе реакции называют тепловым эффектом реакции. Если в уравнении указано количество выделившейся или поглощенной теплоты, то такие уравнения называются термохимическими.
N 2 + 3H 2 = 2NH 3 +46,2 кДж (1)
2Mg + O 2 = 2MgO + 602, 5 кДж (2)
N 2 + O 2 = 2NO – 90,4 кДж (3)
По направлению протекания реакции различают обратимые (химические процессы, продукты которых способны реагировать друг с другом в тех же условиях, в которых они получены, с образованием исходных веществ) и необратимые (химические процессы, продукты которых не способны реагировать друг с другом с образованием исходных веществ).
Для обратимых реакций уравнение в общем виде принято записывать следующим образом:
А + В ↔ АВ
Например:
СН 3 СООН + С 2 Н 5 ОН↔ Н 3 СООС 2 Н 5 + Н 2 О
Примерами необратимых реакций может служить следующие реакции:
2КСlО 3 → 2КСl + ЗО 2
С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 → 6СО 2 + 6Н 2 О
Свидетельством необратимости реакции может служить выделение в качестве продуктов реакции газообразного вещества, осадка или малодиссоциирующего соединения, чаще всего воды.
С этой точи зрения выделяют каталитические и некаталитические реакции.
Катализатором называют вещество, ускоряющее ход химической реакции. Реакции, протекающие с участием катализаторов, называются каталитическими. Протекание некоторых реакций вообще невозможно без присутствия катализатора:
2H 2 O 2 = 2H 2 O + O 2 (катализатор MnO 2)
Нередко один из продуктов реакции служит катализатором, ускоряющим эту реакцию (автокаталитические реакции):
MeO+ 2HF = MeF 2 + H 2 O, где Ме – металл.
ПРИМЕР 1
То момент установилось равновесие, то есть, скорость прямой реакции (А + 2Б = В) сравнялась со скоростью обратной (В = А + 2Б). Известно, что равновесная концентрация вещества А равна 0,12 моль/литр, элемента Б – 0,24 моль/литр, а вещества В – 0,432 моль/литр. Требуется определить исходные концентрации А и Б.
Изучите схему химического взаимодействия. Из нее следует, что один моль (элемента В) образовывался из одного моля вещества А и двух молей вещества Б. Если в одном реакционного образовывалось 0,432 моля элемента В (по условиям задачи), то, соответственно, одновременно расходовалось 0,432 моля вещества А и 0,864 моля элемента Б.
Вам известны равновесные концентрации исходных веществ: [A] = 0,12 моль/литр, [Б] = 0,24 моль/литр. Прибавив к этим величинам те, которые были израсходованы в ходе реакции, вы получите величины исходных концентраций: [A]0 = 0,12 + 0,432 = 0,552 моль/литр; [Б]0 = 0,24 + 0,864 = 1,104 моль/литр.
Также вы можете определить исходные концентрации веществ с помощью константы равновесия (Кр) - отношения равновесных концентраций реакции к произведению равновесных концентраций исходных веществ. Константа равновесия рассчитывается по формуле: Кр = [C]n [D]m /([A]0x[B]0y), где [C] и [D] – равновесные концентрации продуктов реакции С и D; n, m – их коэффициенты. Соответственно, [A]0, [В]0 – равновесные концентрации элементов, вступающих в ; x,y – их коэффициенты.
Зная точную схему протекающей реакции, равновесную концентрацию хотя бы одного продукта и исходного вещества, а также величину константы равновесия, можно записать условия этой задачи в виде системы двух уравнений с двумя неизвестными.
Все мы знаем что такое рынок. Каждый из нас ежедневно делает покупки. От незначительных - покупка билета в автобусе, до масштабных - покупка домов, квартир, аренда земли. Каким бы ни был рынок по своей структуре: товарный, фондовый - все его внутренние механизмы по своей сути одинаковы, но тем не менее требуют особого внимания, так как человеку не обойтись без рыночных отношений.
Инструкция
Чтобы найти равновесную цену и равновесный объем, следует определить ряд факторов. Такие как величина спроса и величина предложения. Эти рыночные механизмы как раз и воздействуют на равновесие. Существуют также различные рыночные структуры: монополия, олигополия и конкуренция. На монопольном и олигопольном рынках высчитывать равновесную цену и объем не следует. По сути там равновесия никакого и нет. Фирма-монополист сама устанавливает цену и объем продукции. В олигополии несколько фирм, объединяясь в картель так же, как и монополисты управляют этими факторами. А вот в конкуренции все происходит по правилу «Невидимой руки» (посредством спроса и предложения).
Спрос – это потребность покупателя в каком-либо товаре или услуге. Он обратно пропорционален цене и поэтому на графике кривая спроса имеет отрицательный наклон. Другими словами, покупатель всегда стремится купить больший объем продукции по меньшей цене.
Количество товаров и услуг готовых поставить на рынок продавцы – это предложение. В отличие от спроса, оно прямо пропорционально цене и имеет на графике положительный наклон. Иначе говоря, продавцы стремятся продать большее число товаров по большей цене.
Именно точка пересечения спроса и предложения на графике трактуется как равновесие. Что спрос, что предложение в задачах описываются функциями, в которых присутствуют две переменных. Одна из них цена, другая - объем продукции. Например: P=16+9Q (P – цена, Q – объем). Чтобы найти равновесную цену следует приравнять две функции – спроса и предложения. Найдя равновесную цену , нужно подставить ее в любую из формул и вычислить Q, то есть равновесный объем. Этот принцип действует и в обратном направлении: сначала вычисляется объем, потом цена.
Пример:Следует определить равновесную цену
и равновесный объем, если известно, что величина спроса и предложения описываются функциями: 3P=10+2Q и P=8Q-1 соответственно.
Решение:
1) 10+2Q=8Q-1
2) 2Q-8Q=-1-10
3) -6Q=-9
4) Q=1.5 (это равновесный объем)
5) 3P=10+2*1.5
6) 3P=13
7) P=4.333
Готово.
В ходе протекания реакций одни вещества превращаются в другие, меняя при этом свой состав. Таким образом, «исходные концентрации » - это концентрации веществ до начала протекания химической реакции, то есть превращения их в другие вещества. Разумеется, такое преобразование сопровождается уменьшением их количества. Соответственно, снижаются и концентрации исходных веществ, вплоть до нулевых значений – если реакция протекла до конца, необратимо, а компоненты были взяты в эквивалентных количествах.
Инструкция
Предположим, перед вами поставлена следующая задача. Протекала некая , в ходе которой исходные , принятые как А и Б, превращались в продукты, например, условно В и Г. То есть реакция проходила по следующей схеме: А + Б = В + Г. При концентрациях вещества Б равным 0,05 моль/л, а вещества Г - 0,02 моль/л, установилось некое химическое равновесие. Необходимо