Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

II. Стадия осмысления

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) Ю.В.Лебедев "Довольно мне знать, что если все то, чем я живу, сложилось из жизни живших прежде меня и давно умерших...
На Язоновском редуте укрепляется вера Толстого в духовные силы народа и совершается перелом во взглядах, аналогичный тому, какой переживут в ходе Отечественной войны 1812 года Пьер...
Пьер никак не может понять и уяснить для себя, почему невеста князя Андрея , так сильно любимая и милая Наташа , променяла Болконского на "дурака" Анатоля?...

Нравственные и философские изыскания Л.Н. Толстого в романе "Война и мир" ПЛАН: 1. История создания романа "Война и мир" а) "Севастопольские рассказы...
Толстой начинает свой роман Ростовых , Пьере, Андрее Болконском , другая - светское общество.
У постели умирающего князя Андрея Наташа и княжна Марья

Русский писатель Лев Николаевич Толстой оставил после себя мудрое великое наследие. Родился он в Ясной поляне 9 сентября 1828 года. Вся жизнь Толстого ...
Толстой начинает свой роман с изображения двух стихий: одна - воплощенная в Ростовых , Пьере, Андрее Болконском , другая - светское общество.
У постели умирающего князя Андрея Наташа и княжна Марья почувствовали, но лишь на мгновение близость к великой правде....

Экзаменационная работа по литературе (реферат) Творческий путь Л. Н. Толстого Новиковой Елены, 9 "в". Москва, 1999 г. План I. Введение. Обоснование...
Высшая похвала Андрею Болконскому - прозвище "наш князь
Главные черты героини романа , Наташи Ростовой

Творческий путь Л. Н. Толстого План Введение. Обоснование выбора темы. Основная часть. Творческий путь Л. Н. Толстого . Появление писателя в...
Высшая похвала Андрею Болконскому - прозвище "наш князь ", данное ему солдатами полка.
Главные черты героини романа , Наташи Ростовой , с особенной яркостью раскрываются в тот момент, когда она перед вступлением французов в Москву заставляет сбросить с подвод семейное... ...

Толстой Лев Николаевич М. Юнович Толстой Лев Николаевич (1828-1910). I. Биография. Р. в Ясной Поляне, бывш. Тульской губ. Происходил из старинного...
Цари и полководцы и солдатская масса, герои и масса, девочка и девушка Наташа , с ее ограниченным, исполненным очарования молодости, счастливым личным миром, и Андрей Болконский ...
В деревенские картины "Воскресения" Толстой вложил такое знание крестьянского труда, быта, психологии, такую любовь к народу, что по одному этому роману можно назвать Т... ...

Для исследовательской работы я выбрала тему "Роман "Война и мир" нравственные и философские искания Л.Н. Толстого ". Меня привлекает изображение...
Толстой начинает свой роман с изображения двух стихий: одна - воплощенная в Ростовых , Пьере, Андрее Болконском , другая - светское общество, которое является символом лживости...
У Наташи просыпается множество чувств: в ней загорается "внутренний огонь", тот огонь любви , который иногда разгорается в княжне Марье и делает ее прекрасной, тот огонь, который... ...

Толстой : Война и мир. Том 2 Часть 1 В начале 1806 г. Николай Ростов едет домой в отпуск. Он уговаривает Денисова погостить у него. Дома Николая ждет...
Накануне своего отьезда из Петербурга князь Андрей привозят к Ростовым Безухова, сообщает Наташе , что посвятил Пьера в их тайну, и просит обращаться к нему, если во время его...
Наташа рассказывает ему свой "роман " с князем Андреем , а на вопрос, любит ли она Болконского , отвечает:...

Лев Николаевич Толстой . Очерк жизни и творчества Ранчин А. М. Лев Толстой : Начало пути. Ранняя проза Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 ...
Умирает другой любимый толстовский герой, князь Андрей Болконский , а повествование продолжается.
Толстой одинаково подробно описывает Аустерлицкое сражение, битву при Бородине, военный совет штаба русской армии в Филях и первый бал Наташи Ростовой , охоту старого графа Ростова... ...

Толстой : Война и мир. Том 1 Часть 1 Июль 1805 года. В петербургском салоне фрейлины Анны Павловны Шерер собираются гости, высшее общество. "Быть...
В имении живут: сам князь Болконский (отец Андрея Болконского ) и его дочь Марья , сестра Андрея .
Старый Болконский понимает, что его дочь некрасива, что ей вряд ли удастся выйти замуж по любви , и удивляется, зачем ей вообще выходить замуж: ведь перед глазами призер "маленькой... ...

Введение. Л.Н.Толстой не только великий русский писатель признанный во всем мире, но и грандиозный символ русской культуры. Его жиз- нь и творчество...
Москве жили Пьер Безухов и Наташа Ростова, Андрей Болконский , Стива
В книге содержится большое количество интереснейших деталей, характеризующих взаимоотношения в семье родителей Толстых , его обоих дедов: графа Ильи Андреевича Толстого и князя ... ...

Дворянское общество в романе "Война и мир" Исторический контекст в художественном образе Е. Цимбаева Исторический анализ обычно бесполезно применять к...
Князь Андрей Болконский , в отличие от Курагиных, совершает поступки, всегда исторически обоснованные и убедительные; неправдоподобие этого персонажа Толстой выражает иными...
Ради удовольствия Наташи - и всех читательниц вместе с нею - Толстой даже одел князя Андрея в белый кавалерийский мундир, предпочтя забыть, что герой с 1806 года служил в ополчении... ...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №133 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ КИРОВСКОГО РАЙОНА Г...
Толстым старому князю Болконскому и чете Ростовых : их теплым чувствам к детям, любви к родному краю, к серьезным интеллектуально-нравственным запросам, а в годину военных испытаний...
Толстой как и княжна Марья чувствует себя грешником: больше любит язычницу Наташу , чем христианку княжну Марью ....

Романы Б. Акунина и классическая традиция Андрей Ранчин Предуведомление Мнение о том, что произведения Бориса Акунина, принадлежащие к детективному...
... предаются садомазохистским удовольствиям, в Москве 1896 года ("Коронация, или Последний из романов "), путешествие по подземным улицам и переулкам Москвы и нежеланное знакомство с...
Так, если Денисову приданы некоторые черты характера и биографии Дениса Давыдова, то для образа Андрея Болконского или для образов персонажей из семейства Курагиных существенно... ...

Портреты героев романа Толстого "Война и мир" Подготовил Сергей Голубев Ахросимова Марья Дмитриевна - московская барыня, известная всему городу "не...
Болконский Андрей - один из главных героев романа , князь , сын Н. А. Болконского , брат княжны Марьи . "...Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими...
После увлечения Наташей Ростовой и попытки увезти ее А. принужден скрыться из Москвы, а затем и от князя Андрея , намеревавшегося вызвать обидчика на дуэль....

Мир символов в "Войне и мире" Л.Н. Толстого : несколько разъяснений Ранчин А. М. Лысые Горы: к символическому значению топонимики в "Войне и мире...
Естественная привязанность к жизни и страх смерти борются в душе князя Андрея с представлением о чести, с гордостью - чувством, в главном все-таки, по Толстому , ложным, - с тем...
И старого князя , и князя Андрея отличают и рационалистичность сознания (по Толстому , духовно не плодотворная, в противоположность естественности простоты Пьера и правде интуиции... ...

Толстой : Война и мир. Том 3 Часть 1 С конца 1811 года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году миллионы людей...
Жюли также сообщает Безухову о смерти старого князя Болконского и б приезде княжны Марьи в Москву, рассказывает историю чудесного спасения Марьи Николаем Ростовым , перевирая...
С этого дня, во время всего дальнейшего путешествия Ростовых , на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского , и доктор должен был признаться, что он не... ...

Толстой : Война и мир. Том 4. Часть 1 "Петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать...
Узнав, что князь Андрей находится у Ростовых , княжна Марья выезжает к ним в Ярославль.
В этот день Пьер долго не мог заснуть, он думал о Наташе , об Андрее , об их любви и "то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это"-Пьер начинает часто бывать у... ...

/ / / Анализ эпизода «Наташа у раненого князя Андрея» (по роману Толстого «Война и мир»)

В романе Льва Толстого «Война и мир» читатель знакомится со многими персонажами, судьбы которых совершенно не похожи, поступки которых совершенно неординарны. Обобщая манеры поведения своих героев, автор пытается вывести определенную нравственную формулу, которая распространялась на всех людей того времени.

Невероятно увлекательны отношения главной героини – и князя . Когда девушка узнает о ранении любимого, о том, что посещать его в данный момент нельзя, в ее голове появляются всяческие мысли и планы. Когда до Натальи доходили стоны, хоть и не Андрея, но, такого же страдающего человека, она обливалась слезами. Возможно, происходило это из-за чувства глубокого сострадания, или же от беспомощности, от бездейственности. Поэтому, несмотря ни на что, героиня решительно настроилась проведать Андрея.

Она ожидала засыпания матери и Сони. Изба была наполнена непонятными стуками. Это билось сердце девушки от волнения. Не побоялась Наташа увидеть искалеченных людей, находившихся рядом с князем. Искала она в измученных лицах родные черты.

Уже прошла неделя, как Болконский пришел в себя. Однако доктор был совершенно не доволен состоянием его повреждений. Раны были очень серьезными. Врач восхищался тем, как князь терпел такую невыносимую боль, а, Андрей, в свою очередь еще и подшучивал, что желает получить книгу для свободного прочтения. Он пытался создать атмосферу своего хорошего самочувствия. Только вот желанной книгой было Евангелие. Думаю, что Болконский также осознавал серьезность своих ран и перед смертью хотел очистить душу.

Встреча Андрея с Наташей успокоила его. Сердце князя было наполнено настоящими чувствами. Теперь он по-новому смог переосмыслить любовь к этой девушке. Конечно, Наташа, вся измученная терзаниями и запухшая от слез, выглядела не в лучшем свете. Однако Андрей обращал внимание лишь на сверкающие от счастья глаза.

С этого момента Наташа ни на мгновение не отходила от князя. Доктор был удивлен таким влечением ухаживать за раненым. Мать девушки не стала противиться встречам влюбленных. Они были бескрайне счастливы!

Данный эпизод романа показывает Наталью в лучших чертах. Она любящая, готовая на все, девушка, которая пытается всячески помочь своему любимому выбраться из беды, поправиться и стать на ноги. А князь, в свою очередь, отвечает взаимными чувствами и искренней любовью.

На протяжении данного эпизода читатель может наблюдать за взрослением героини. Она умеет не только любить, а и заботиться, ухаживать за раненным Андреем. В такой сложной ситуации Наташа проявляет всю свою доброту, нежность и упорство характера.

краткое содержание других презентаций

«Бородинское сражение «Война и мир»» - Победа под Бородином. Бородинское сражение. Сопоставительный анализ. Взгляд Льва Николаевича Толстого. Бегство Наполеона. Взгляд писателя. Бородинское сражение в истории. Панорама народного сражения. Историческое значение Бородинской битвы. Устремление на истребление французской армии.

«Кутузов в «Войне и мире»» - Черты характера. Количество пушек. Образ Кутузова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Проницательный ум. Война и мир. Кутузов. Кутузов был гениальным полководцем. Гениальный полководец. Наполеон Бонапарт. Толстой о смерти Кутузова. Александр I. Князь Андрей.

«Мир Наташи Ростовой» - Любимая героиня Л.Н.Толстого. Русский характер Наташи Ростовой. Женские образы романа. Падения и взлёты Наташи Ростовой. Поиски автором портрета героини. Аналитическая беседа. Образ Наташи в эпилоге. Ночь в Отрадном. Встреча с Наташей. Наташа Ростова. Творческое предварительное задание. Наташа и раненый князь Андрей. Наташа и Элен. Мужчины в жизни Наташи. Чтение эпизода «У дядюшки». Выводы по образу героини.

«Патриотизм в «Войне и мире»» - Платон Каратаев. "Мысль народная" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Что такое патриотизм по мнению писателя. Крепостничество. Лжепатриотизм. Мысль народная. Истинная мудрость. Что такое патриотизм. Величие и простота жизни. Лев Николаевич Толстой. Партизанские отряды. Философия Толстого о народе. Люди из народа.

«Семья Болконских» - Третье поколение Болконских – Николенька, сын Андрея. Андрей Болконский. В армии князя Андрея настигает разочарование. Андрей Болконский – целеустремлённый человек, не лишённый честолюбия. Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине. Болконские - истинные патриоты. Семья Болконских. Князь Николай Андреевич – человек, безусловно, незаурядный. Николенька. Болконские – люди чрезвычайно деятельные.

«Шенграбенское сражение» - Сцепление эпизодов. Создан ли Ростов для сражений. Известие о войне. Важная в стратегическом отношении победа. Николай Ростов. Первая картина войны. Слова Тушина. Обратимся к тексту. Зрелая осознанность. Русские победили при Шенграбене. Сложное, мучительное чувство раздвоенности. Война. Тушин. Какую роль в сражении сыграл капитан Тимохин. Ход событий. Что думают о войне 1805 герои романа. Жерков. Итоги смотра.

Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир» «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание», - говорил Л.Н. Толстой «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание», - говорил Л.Н. Толстой

Наташа-то и есть подлинная душа Толстого

(В. В. Вересаев)

Писательница 60-х гг. 19 века Цебрикова в статье «Наши бабушки» упрекала Н. Ростову в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации.

«Сущность её жизни - любовь», - скажет Л.Н. Толстой

И.А. Гончаров

Идеал женщины

А.С. Пушкин

«Люди, как реки…» или «диалектика души»

  • Первая встреча с Наташей - именины у Ростовых (т.1, ч.1, гл.7-10, 15-17)
  • Эпизод «У постели умирающего князя Андрея» (т.3, ч.3, гл.31-32)
  • Эпилог романа (т.4)

Первая встреча с Наташей - именины у Ростовых (т.1, ч.1, гл.7-10, 15-17)

В чём прелесть героини и её обаяние?

Ей 13 лет…

Сцена ночи в Отрадном (т.2, ч.3, гл.2)

Отрывок «Князь Андрей, невесёлый…. - невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей»

Сцена встречи князя Андрея и Наташи в Отрадном

имела несколько вариантов.

По одному из них уже здесь возникли

их чувства друг к другу. Почему Толстой отказывается впоследствии от этого?

Какими нравственными критериями оценивает автор своих героев?

Близость к природе, к народу (Элен, А.П. Шерер, Жюли Карагина - в поле, в лесу?)

Эпизод «У дядюшки» (т.2, ч.4, гл.7)

«песня пробудила в душе Наташи что-то главное, исходное…»

Главное в человеке: единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым

Первый бал Наташи Ростовой (т.2, ч.3, гл.16-17)

Сцена охоты (т.2, ч.4, гл.3-6)

Что нового узнаем о Наташе, и в чём она остаётся той

Наташей, которую знали до этого?

Эпизод с Анатолем Курагиным (т.2, ч.5, гл.8-18)

Ей 17 лет…

Это «узел», по словам Толстого…

Отъезд из Москвы семьи Ростовых (т.3, ч.3, гл.12-17)

1) Почему Наташа задумалась, услышав объяснение отца с матерью по поводу

его распоряжения забирать раненых?

2) Толстой в этом эпизоде говорит о «восторженно – счастливом»

оживлении Наташи.

Почему именно это состояние она испытывает?

Эпизод «У постели умирающего князя Андрея» (т.3, ч.3, гл.31-32)

«Он слишком хорош для этого мира» - ?

Эпизод «После смерти князя Андрея» (т.4, ч.1, гл.15)

С какой новой стороны раскрывается образ Наташи в данных эпизодах?

Что же возрождает Наташу к жизни?

«…Любовь к матери показала ей, что сущность её жизни - любовь - ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь»

Эпилог романа (т.4)

Чего добилась в жизни Наташа Ростова?

«Черты её лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно её лицо и тело, а души совсем не было видно... Очень редко зажигался теперь в ней прежний огонь»

«Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям»

Л.Н. Толстой

Эпилог, ч.1, гл.10

«Я не жил прежде. Теперь только я живу»

(князь Андрей)

«У неё и характер плохой, и ума нет. И эдакое…»

«Эта девушка такое сокровище… Это редкая девушка»

«Все любовались ею…»

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постоянном беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика. Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что-то понять и припомнить. — Не хочу больше. Тимохин тут? — спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке. — Я здесь, ваше сиятельство. — Как рана? — Моя-то-с? Ничего. Вот вы-то? — Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что-то. — Нельзя ли достать книгу? — сказал он. — Какую книгу? — Евангелие! У меня нет. Доктор обещался достать и стал расспрашивать князя о том, что он чувствует. Князь Андрей неохотно, но разумно отвечал на все вопросы доктора и потом сказал, что ему надо бы подложить валик, а то неловко и очень больно. Доктор и камердинер подняли шинель, которою он был накрыт, и, морщась от тяжкого запаха гнилого мяса, распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем-то очень остался недоволен, что-то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить. Он все говорил о том, чтобы ему достали поскорее эту книгу и подложили бы ее туда. — И что это вам стоит! — говорил он. — У меня ее нет, — достаньте, пожалуйста, подложите на минуточку, — говорил он жалким голосом. Доктор вышел в сени, чтобы умыть руки. — Ах, бессовестные, право, — говорил доктор камердинеру, лившему ему воду на руки. — Только на минуту недосмотрел. Ведь вы его прямо на рану положили. Ведь это такая боль, что я удивляюсь, как он терпит. — Мы, кажется, подложили, Господи Иисусе Христе, — говорил камердинер. В первый раз князь Андрей понял, где он был и что с ним было, и вспомнил то, что он был ранен и как в ту минуту, когда коляска остановилась в Мытищах, он попросился в избу. Спутавшись опять от боли, он опомнился другой раз в избе, когда пил чай, и тут опять, повторив в своем воспоминании все, что с ним было, он живее всего представил себе ту минуту на перевязочном пункте, когда при виде страданий не любимого им человека, ему пришли эти новые, сулившие ему счастие мысли. И мысли эти, хотя и неясно и неопределенно, теперь опять овладели его душой. Он вспомнил, что у него было теперь новое счастье и что это счастье имело что-то такое общее с Евангелием. Потому-то он попросил Евангелие. Но дурное положение, которое дали его ране, новое переворачиванье опять смешали его мысли, и он в третий раз очнулся к жизни уже в совершенной тишине ночи. Все спали вокруг него. Сверчок кричал через сени, на улице кто-то кричал и пел, тараканы шелестели по столу и образам, и осенняя толстая муха билась у него по изголовью и около сальной свечи, нагоревшей большим грибом и стоявшей подле него. Душа его была не в нормальном состоянии. Здоровый человек обыкновенно мыслит, ощущает и вспоминает одновременно о бесчисленном количестве предметов, но имеет власть и силу, избрав один ряд мыслей или явлений, на этом ряде явлении остановить все свое внимание. Здоровый человек в минуту глубочайшего размышления отрывается, чтобы сказать учтивое слово вошедшему человеку, и опять возвращается к своим мыслям. Душа же князя Андрея была не в нормальном состоянии в этом отношении. Все силы его души были деятельнее, яснее, чем когда-нибудь, но они действовали вне его воли. Самые разнообразные мысли и представления одновременно владели им. Иногда мысль его вдруг начинала работать, и с такой силой, ясностью и глубиною, с какою никогда она не была в силах действовать в здоровом состоянии; но вдруг, посредине своей работы, она обрывалась, заменялась каким-нибудь неожиданным представлением, и не было сил возвратиться к ней. «Да, мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека, — думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно-раскрытыми, остановившимися глазами. — Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мог только один Бог. Но как же Бог предписал этот закон? Почему сын?..» И вдруг ход мыслей этих оборвался, и князь Андрей услыхал (не зная, в бреду или в действительности он слышит это), услыхал какой-то тихий, шепчущий голос, неумолкаемо в такт твердивший: «И пити-пити-пити» и потом «и ти-ти» и опять «и пити-пити-пити» и опять «и ти-ти». Вместе с этим, под звук этой шепчущей музыки, князь Андрей чувствовал, что над лицом его, над самой серединой воздвигалось какое-то странное воздушное здание из тонких иголок или лучинок. Он чувствовал (хотя это и тяжело ему было), что ему надо было старательно держать равновесие, для того чтобы воздвигавшееся здание это не завалилось; но оно все-таки заваливалось и опять медленно воздвигалось при звуках равномерно шепчущей музыки. «Тянется, тянется! растягивается и все тянется», — говорил себе князь Андрей. Вместе с прислушиваньем к шепоту и с ощущением этого тянущегося и воздвигающегося здания из иголок князь Андрей видел урывками и красный окруженный кругом свет свечки и слышал шуршанье тараканов и шуршанье мухи, бившейся о подушку и на лицо его. И всякий раз, как муха прикасалась к его лицу, она производила жгучее ощущение; но вместе с тем его удивляло то, что, ударяясь в самую область воздвигавшегося на лице его здания, муха не разрушала его. Но, кроме этого, было еще одно важное. Это было белое у двери, это была статуя сфинкса, которая тоже давили см о. «Но, может быть, это моя рубашка на столе, — думал князь Андрей, — а это мои ноги, а это дверь; но отчего же все тянется и выдвигается и пити-пити-пити и ти-ти — и пити-пити-пити...» — Довольно, перестань, пожалуйста, оставь, — тяжело просил кого-то князь Андрей. И вдруг опять выплывала мысль и чувство с необыкновенной ясностью и силой. «Да, любовь (думал он опять с совершенной ясностью), но не та любовь, которая любит за что-нибудь, для чего-нибудь или почему-нибудь, но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидал своего врага и все-таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих. Все любить — любить Бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью Божеской. И от этого-то я испытал такую радость, когда я почувствовал, что люблю того человека. Что с ним? Жив ли он... Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но Божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души. А сколь многих людей я ненавидел в своей жизни. И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как ее». И он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе ее прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя; но в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувство, ее страданья, стыд, раскаянье. Он теперь в первый раз понял всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею. «Ежели бы мне было возможно только еще один раз увидеть ее. Один раз, глядя в эти глаза, сказать...» И пити-пити-пити и ти-ти, и пити-пити — бум, ударилась муха... И внимание его вдруг перенеслось в другой мир действительности и бреда, в котором что-то происходило особенное. Все так же в этом мире воздвигалось, не разрушаясь, здание, все так же тянулось что-то, так же с красным кругом горела свечка, та же рубашка-сфинкс лежала у двери; но, кроме всего этого, что-то скрипнуло, пахнуло свежим ветром, и новый белый сфинкс, стоячий, явился пред дверью. И в голове этого сфинкса было бледное лицо и блестящие глаза той самой Наташи, о которой он сейчас думал. «О, как тяжел этот неперестающий бред!» — подумал князь Андрей, стараясь изгнать это лицо из своего воображения. Но лицо это стояло перед ним с силою действительности, и лицо это приближалось. Князь Андрей хотел вернуться к прежнему миру чистой мысли, но он не мог, и бред втягивал его в свою область. Тихий, шепчущий голос продолжал свой мерный лепет, что-то давило, тянулось, и странное лицо стояло перед ним. Князь Андрей собрал все свои силы, чтобы опомниться; он пошевелился, и вдруг в ушах его зазвенело, в глазах помутилось, и он, как человек, окунувшийся в воду, потерял сознание. Когда он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить той новой, чистой Божеской любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался. Наташа, стоя на коленях, испуганно, но прикованно (она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо ее было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что-то. Князь Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся и протянул руку. — Вы? — сказал он. — Как счастливо! Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на коленях и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала целовать ее, чуть дотрогиваясь губами. — Простите! — сказала она шепотом, подняв голову и взглядывая на него. — Простите меня! — Я вас люблю, — сказал князь Андрей. — Простите... — Что простить? — спросил князь Андрей. — Простите меня за то, что я сде...лала, — чуть слышным, прерывным шепотом проговорила Наташа и чаще стала, чуть дотрогиваясь губами, целовать руку. — Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, — сказал князь Андрей, поднимая рукой ее лицо так, чтобы он мог глядеть в ее глаза. Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно-любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны. Сзади их послышался говор. Петр-камердинер, теперь совсем очнувшийся от сна, разбудил доктора. Тимохин, не спавший все время от боли в ноге, давно уже видел все, что делалось, и, старательно закрывая простыней свое неодетое тело, ежился на лавке. — Это что такое? — сказал доктор, приподнявшись с своего ложа. — Извольте идти, сударыня. В это же время в дверь стучалась девушка, посланная графиней, хватившейся дочери. Как сомнамбулка, которую разбудили в середине ее сна, Наташа вышла из комнаты и, вернувшись в свою избу, рыдая упала на свою постель. С этого дня, во время всего дальнейшего путешествия Ростовых, на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского, и доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым. Как ни страшна казалась для графини мысль, что князь Андрей мог (весьма вероятно, по словам доктора) умереть во время дороги на руках ее дочери, она не могла противиться Наташе. Хотя вследствие теперь установившегося сближения между раненым князем Андреем и Наташей приходило в голову, что в случае выздоровления прежние отношения жениха и невесты будут возобновлены, никто, еще менее Наташа и князь Андрей, не говорил об этом: нерешенный, висящий вопрос жизни или смерти не только над Болконским, но над Россией заслонял все другие предположения.