Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Художник скульптор михаил шемякин. Биография

Художник скульптор михаил шемякин. Биография

4 мая исполнилось 70 лет Михаилу Шемякину. Его жизнь, в которой жесткие реалии переплетены с многочисленными мистификациями, поразительно созвучна творчеству - гротескному, пропитанному духом фантасмагории, венецианских масок и сказок Гофмана

«Гражданин мира», родившийся в Москве, почти все детство провел в Восточной Германии, учился в Ленинграде, по воле обстоятельств стал гражданином США, живет преимущественно во Франции и остается важным проводником русской культуры в мире. Его жизнь, в которой жесткие реалии переплетены с многочисленными мистификациями, поразительно созвучна творчеству - гротескному, сюрреалистичному, пропитанному духом фантасмагории, венецианских масок и сказок Гофмана.

Родился в семье кадрового военного Михаила Петровича Шемякина (коменданта Кенигсберга, преподавателя Академии им. М. В. Фрунзе) и актрисы Юлии Предтеченской.

«Мой отец, чистокровный кабардинец, горец, рано потерял близких и был усыновлен офицером Белой гвардии Шемякиным. Приемный отец погиб во время Гражданской войны. А отец стал красноармейским сыном полка, в 13 лет получил один из первых орденов Боевого Красного Знамени. Но всю жизнь звался Шемякиным - и всегда гордился, что принадлежит к роду Кардановых» .

До 1957 года семья проживала в местах службы отца художника, в основном на территории Восточной Германии.

Художественное образование Шемякин получал в СССР, в средней художественной школе при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ныне - Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина), откуда в 1961 году он был отчислен, по некоторым свидетельствам, за «несоответствующее нормам социалистического реализма художественное мировоззрение» и «эстетическое развращение сокурсников». Однако эти события не повлияли на творческие стремления художника, и уже в 1962 году в помещении редакции ленинградского журнала «Звезда» состоялась его первая выставка. Этой выставкой Шемякин утвердил свою точку зрения на искусство и впервые заявил о себе обществу.


Известность Шемякину принес его следующий большой (но недолговечный) проект, вызвавший общественный резонанс. В 1964 году в Государственном Эрмитаже открылась «Выставка художников - рабочих хозяйственной части Эрмитажа. Навстречу 200-летию Эрмитажа». Выставлялись работы пяти художников Михаила Шемякина, Владимира Уфлянда, Олега Лягачева , Валентина Кравченко, Владимира Овчинникова . Выставка успела проработать всего один день (с 30 по 31 марта 1964 года); 1 апреля ее со скандалом закрыли, а директора Эрмитажа М. И. Артамонова сняли с должности. Сам факт выставки в одном из крупнейших музеев мира, а так же громкое ее закрытие оказали довольно большое влияние на дальнейший рост популярности Шемякина - это обеспечило художнику внимание со стороны зарубежной художественной общественности, способствовало росту интереса к его творчеству на Западе, а годы спустя и в России.

Выставка имела и другое следствие - она положила начало творческой группе «Петербург», окончательно сложившейся к 1967 году. Костяк ее составляли художники эрмитажной выставки. В том же 1967-м Михаил Шемякин вместе со своим другом, философом Владимиром Ивановым, работал над развитием философского направления под названием «метафизический синтетизм», ставшего главной идеологической составляющей «Петербурга».

Художник вместе со своими единомышленниками изучал искусство доколумбовой Америки, древней Венесуэлы, аборигенов Австралии, древнего Египта, традиционное японское искусство, стремясь постичь ключевые особенности стиля древних авторов, искал связи между этими культурами и современным искусством. Однако, изучая древние изобразительные традиции, сами участники группы стремились не повторить их, но синтезировать, переработать в свой собственный стиль, сохраняя только дух и философскую составляющую. Своей задачей они видели соединение различных стилевых и культурных традиций - чистых форм и линий античности и повышенно-пластичного, объемного, пространственно размытого художественного языка древнего Востока в новое единое целое, отличное от всего существующего.

Эти принципы метафизического синтетизма Шемякин реализует и в живописи и, особенно, в графике (такими созданы им иллюстрации к произведениям Э. Т. А. Гофмана, к «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского), работает он также и в технике раскрашенной акварелью гравюры. Эрнст Теодор Амадей Гофман, его романтически-гротескные образы и характеры занимают особое место в жизни и творчестве Шемякина. Фантазиями Гофмана вдохновлен особый изобразительный образный ряд персонажей Шемякина.

В 1969 году в Нью-Йорке состоялась первая зарубежная выставка художника, и с этого времени его работы выставляются в Европе, США, Бразилии, Японии, Гонконге.

Но на родине, в СССР, официальное советское искусство причислило Шемякина к «художникам-пачкунам», поэтому ему надо было искать себе работу вне художественной системы. В 1960-х ему пришлось сменить множество профессий: он был чернорабочим, лаборантом, такелажником.

При содействии известной галеристки Дины Верни (1919–2009) Шемякин вместе с семьей переехал в Париж, где был тепло принят художественным миром Франции; в 1971-м его лишили советского гражданства.

Обосновавшись в Париже, Шемякин принял участие в издании альманаха «Аполлон-77», ставшего коллективным манифестом русского художественного «андеграунда». В 1981 году Шемякин переехал в США, поселился сначала в Нью-Йорке, где был избран действительным членом Нью-Йоркской Академии наук, а затем после получения в 1988 году американского гражданства - в небольшом городке Клаверак недалеко от Нью-Йорка.

За рубежом он много и успешно работает. К 1970-м - 2000-м относятся его самые известные графические серии - «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Метафизические головы», «Чрево Парижа» и «Тротуары Парижа» и др. По ним интересно проследить развитие стиля художника - от ярких чистых красок и объемных, с четким контуром, напоминающих театральные маски, персонажей 1970-х художник к 2000-м годам пришел к более мягким по колориту и рисунку, иногда близким к монохрому работам. В этом смысле графика Шемякина, сближается с его живописной манерой. Творчество Шемякина довольно однородно, его язык всегда узнаваем - фирменное смешение черт венецианского карнавала, театральной сюрреалистичности и гофмановской мрачной сказочности и гротеска. Будь то графика, или скульптура, или даже прикладное искусство - его работы выразительны и декоративны, со множеством проработанных деталей и образов.

Живопись Шемякина может быть и несколько иной - более густой, напряженной, пастозной. В работах маслом он не столько деформирует формы, сколько вытягивает их, достигая сходства с готическим маньеризмом. Он много экспериментирует с дроблением и упрощением (уплощением) пространства и формы, включая в свою живопись приемы и находки как художников первобытного и древнего искусства, так и представителей модернизма - от Пикассо до Филонова .


В 1989 году в Центральном Доме Художника (Москва) впервые состоялась ретроспективная выставка работ Шемякина. В середине 1990-х Шемякин много и с успехом выставляется в крупнейших музеях Санкт-Петербурга и Москвы.

Шемякин - автор известного памятника Петру I в Петропавловской крепости, памятника жертвам политических репрессий в виде двух сфинксов на набережной Робеспьера (напротив тюрьмы «Кресты») в Санкт-Петербурге, а также масштабной многофигурной скульптурной группы «Дети - жертвы пороков взрослых» на Болотной набережной в Москве. Его монументальная скульптура украшает Нью-Йорк, Венецию и многие другие города.

Однако одним пластическим искусством его новые интересы не ограничиваются - в 2001-м он оформил балет «Волшебный орех» на музыку С. М. Слонимского в Мариинском театре, причем эскизы костюмов и декораций к этому балету были показаны на специальной выставке в Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина в 2002 году, в 2005-м выставка прошла в Государственном Русском музее.

В августе 2002 года был основан Фонд художника Михаила Шемякина, целью которого является активное содействие начинающим и уже известным художникам, музыкантам, фотографам, творческим коллективам, обширная благотворительная деятельность, а также исследование и защита творчества Шемякина (в основном - выявление подделок).

Сегодня Михаил Шемякин - признанный мэтр и легендарный деятель искусства. В 1993 он был удостоен Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, а в 1994 награжден французским орденом «Рыцарь искусства и литературы». Его работы находятся в постоянных экспозициях крупнейших галерей и музеев мира.

Не стихает интерес к его творчеству и на арт-рынке. В базе сайт насчитывается 569 его работ, в основном, конечно, графика, тиражная и уникальная (384 работы), но продается также и живопись, и скульптура (96 и 33 работы соответственно).

Присутствие Шемякина на аукционном рынке заметно как за рубежом, так и в России - нечастый пример среди представителей современного русского искусства. И, что важно, и там и там его работы показывают вполне конкурентоспособные результаты. Топовые цены на них - около 40 тысяч фунтов. Чаще всего на аукционах можно встретить его графические листы из серии «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Чрево Парижа», «Метафизические композиции. Бюсты и головы». В настоящее время, по данным ARTIMXp-RUS Graphics, наблюдается рост доходности графики Шемякина в сегменте русской графики (на 7 мая 2013 года: +1,36%). Однако наибольшие цены устанавливаются на живопись.

Рекордные цены его работы показывали, как ни странно, в переломный кризисный период - 2007–2009 годы. Три лучших результата Шемякина: 34 450 фунтов за масло «Без названия» 1985 года (Macdougall, London. 13.06.2008. Лот 39); за 38 268 фунтов ушли серебряный графин для вина в виде шута и два кубка (Macdougall, London. 11.06.2009. Лот 568) и 29 300 фунтов отдали за «Натюрморт с лимонами» 1981 года на торгах аукционного дома Christies (Christies, London, South Kensington. 29.11.2007. Лот 1260).

Самая крупная продажа в России была зафиксирована 19 ноября 2008 года в ходе торгов аукционного дома «Совком»: за картину «Туша» 1971 года (лот 51) покупатель заплатил 1 300 000 рублей.

Мария Кузнецова, AI

Сегодня, 4 мая, празднует юбилей «флагман русского андеграунда» – Михаил Шемякин . Его путь, безусловно, хрестоматиен. От петербургского подполья и принудительного лечения в психиатрической клинике до мирового признания.

Мария Максимова поговорила с художником накануне его юбилея. О том, как всем нам научиться разбираться в современном искусстве, о деле Кирилла Серебренникова и, конечно, о планах мастера на юбилейный год.

Мария Максимова: Сейчас так много всевозможных художников развелось. Как отличить в современном искусстве «пустышку» от настоящего, подлинного произведения?

Давайте говорить начистоту. Существует западный мир, и существует русский мир, которые отличаются друг от друга всем. Если говорить об устройстве российского художественного мира – мира коллекционеров и аукционов – мы пока из себя являем нечто пузыреобразное. И, если кто-то проткнет это иголкой, оттуда что-то посыпется или польется, или просто мы услышим странный запах. Нет ещё у нас этого пространства, которое создавалось на Западе десятилетиями. Неужели вы думаете, что Абрамович сам додумался купить за 100 миллионов триптих Фрэнсиса Бэкона?! Или за сорок миллионов купить «толстую женщину» Люсьена Фрейда (прим.ред. Картина «Станционный смотритель спит») ! Конечно, ему было сказано, что: во-первых, это вклад; во-вторых, это интересно; в-третьих, через пятнадцать лет эта «толстая женщина» будет продана уже не за сорок миллионов, а за сто двадцать.

Мария Максимова: Тогда что представляет из себя состояние сегодняшнего художественного рынка, на ваш взгляд?

Это инвестиции. Это совершенно иное мышление, чем то, в котором варились коллекционеры прошлого времени. Такие профессора, как Чудновский или Перфилов, копили деньги и собирали то, что им нравится. Самый большой коллекционер – дядя Жора Костаки (прим.ред. Георгий Костаки - крупнейший коллекционер русского авангарда) – сделал миллионы, собирая у вдов за копейки произведения их мужей. Он оставил восемьдесят процентов своей коллекции России, а двадцать процентов купили Афины и за тридцать три миллиона долларов создали музей современного искусства. Но я не думаю, что дядя Жора в то время думал о том, что он когда-нибудь продаст коллекцию. Он говорил: «Я же видел, что они первые сделали это. Я купил!» Сегодня говорят иначе: «Что вы посоветуете? Во что стоит вложить деньги?» А на Западе это уже стало принципом бытия. И я понимаю, почему. Потому что ни один банк не даст те годовые проценты, которые дают аукционы искусства. Но это не значит, что тот коллекционер, который картину купил, ее любит.

Мария Максимова: Как вы думаете, чему коллекционеры отдают большее предпочтение? По какому принципу они делают свой выбор?

Есть коллекционеры, которые собирают импрессионистов. Тут уже не промахнешься. Это грандиозные полотна, и их обычно покупают мультимиллионеры. Есть коллекционеры, которые собирают старое искусство. Недавно за три миллиона фунтов был продан крошечный рисунок Франсиско Гойя. Коллекционер купил его не для того, чтобы перепродать этого Гойю. Он охотился за этой серией. Западный художественный мир очень широкий, богатый, интересный. Там есть все. А у нас пока даже не сколотилась группа коллекционеров, о которых мы можем говорить серьёзно. Начинают, но это начинание ещё очень робкое. Я человек, который прожил 50 лет на Западе, и могу сказать одно: рынок старого искусства сегодня феноменальный. Если бы мы были умнее, то покупали бы старых мастеров. Допустим, великолепная картина голландца, которая может украсить любой музей, стоит полтора миллиона. А рисунок на картоне Баския (прим.ред. Жан-Мишель Баския - американский художник) , на котором или плохо сделанный автопортрет, или написано Fuck your mother, стоит три с половиной миллиона. Он, кстати, умер от передоза в 27 лет, а его картины все продолжают появляться. Им завалено все, на нем уже сделали миллиарды.

«Сегодня говорят иначе: «Что вы посоветуете? Во что стоит вложить деньги?» А на Западе это уже стало принципом бытия. И я понимаю, почему. Потому что ни один банк не даст те годовые проценты, которые дают аукционы искусства. Но это не значит, что тот коллекционер, который картину купил, ее любит...»

Мария Максимова: То есть концепции не достаточно для художника. Или лучше голым побегать, дверь какую -нибудь поджечь. Современный художник должен обладать мастерством?

Обязательно! Я очень верю в потенциал русского искусства. Колоссальные таланты живут в Новосибирске, в Магадане. Но многие живут так бедно, что не могут даже Эрмитаж приехать посмотреть. Сегодня это здорово тормозит образование. Коммунисты понимали громадную значимость искусства, поэтому искусство было объявлено идеологическим фронтом. А нас, нонконформистов, объявляли идеологическими диверсантами. Но отношение к искусству было предельно серьезное. А на сегодняшний день – «Ну мажьте картинки. Кривляйтесь на сцене, только особо не матюгайтесь, ребята» . По большому счету, сегодня такая свобода, которая нам не снилась. У нас арестовывался самиздат, сажали нас за то, что мы писали картины не как полагается, бросали на два года в психушку. Это было другое время. Поэтому сегодня ныть о том, как нас притесняют, немножко комично...



Мария Максимова: К слову, в творческом классе в России сейчас ярко высказывается мнение, что арест Кирилла Серебренникова это уже что-то ниже ватерлинии. Как вы оцениваете историю с ним?

Он сидит под домашним арестом – это раз. Сидит дома, пьёт чай и смотрит телевизор. Жалко, что он не работает, но если ты творческий человек, то бери бумагу и пиши очередную пьесу, читай. К примеру, когда художник Тарас Шевченко стал кричать: «Дайте свободу Украине!» , загремел за это в ссылку на военную службу. И ему царским указом было запрещено рисовать на бумаге. И есть письма Шевченко, где самым горьким для себя он называет то, что ему не дают рисовать. Если бы у Серебренникова забрали ручку, бумагу и запретили писать свои мысли, тогда это было бы тяжело.

Говорят, там есть какие-то сложные финансовые вопросы. Может быть. Я не знаю. Кому-то не угодил - тоже может быть. Но раздувать из этого что-то просто не могу. Я столкнулся один раз с ним. Меня пригласил Антон Адасинский (прим. ред. - Советский и российский актёр) и сказал, что Серебренников будет очень рад, если Шемякин у него в театре что-то поставит. Пришли к нему в кабинет и, в конце концов, выяснилось, что мы должны ему заплатить огромные деньги. Сумма такая, что практически перекрывает оборот моего Фонда за год. И я ушёл, по-русски говоря, обо*ранным. Получалось, что Шемякин пришёл к нему клянчить, чтобы он дал на своей сцене поиграть, ещё и платить должен. Дал нагоняй Адасинскому: «Ты куда меня привёл?» Он говорит: «Я не знал. Меня попросили с тобой познакомить» .

Вот такая у нас была встреча, не очень приятная. Не скажу, что это повлияло на меня, и я тут же стал потирать руки и говорить: «Арестовали – и слава Богу!» Поступай правильно!

Конечно, я могу допустить, что элемент репрессивности в этой истории есть. Но я сам довольно резко всегда выступаю, однако, пока ещё на свободе. Хотя каждый из нас сегодня должен помнить, что от сумы и от тюрьмы зарекаться нельзя.

«Я столкнулся один раз с ним. Меня пригласил Антон Адасинский и сказал, что Серебренников будет очень рад, если Шемякин у него в театре что-то поставит. Пришли к нему в кабинет и выяснилось, что мы должны ему заплатить огромные деньги. Сумма такая, что практически перекрывает оборот моего Фонда за год. И я ушёл, по-русски говоря, обо*ранным…»

Мария Максимова: Владимир Путин как-то в шутку сказал, что после смерти Махатмы Ганди и поговорить не с кем. А Вам есть с кем поговорить?

У меня много замечательных друзей. Говорю со своей супругой Сарой. Это мой помощник, необычайно смелый человек, который не побоялся со мной поехать в Афганистан, перейти нелегально границу и заниматься вызволением из плена советских солдат. Плюс ко всему, она ведёт мои дела, все сложные проекты. У неё большая библиотека на английском, французском и русском. У меня своя, большая, увы, только на русском! И с ней обо всём всегда интересно говорить. Потому что мы понимаем друг друга. Плюс у меня есть замечательные друзья – искусствоведы, историки. Отец Владимир Иванов – настоятель собора в Берлине. С Володей я могу говорить часами, один из феноменальных умов. Мои многочисленные родственники – кабардинцы Кардановы. Да иногда просто на улице поговоришь с простым человеком и понимаешь, что нету простых людей, каждый человек – это удивительный мир, целый космос! Так, что мне поговорить есть с кем.

Вот почему меня интересуют русские говоры и загадки, над иллюстрациями к которым я сейчас работаю. В них я раскрываю ум и душу русского крестьянина, которым брезговали в царское время. Брезговали разговорным языком. А когда ты видишь и начинаешь изучать народное творчество, понимаешь, что перед нами грандиозные мастера лепки слова, отточенной образности и уникального мышления.



Мария Максимова: У Шевчука принято спрашивать, жив ли русский рок? Вас не могу не спросить: жив ли русский андеграунд?

Андеграунда сегодня не может быть. Он почил, поскольку произошла перемена строя. Что такое андеграунд? Это искусство подполья. Мы назывались «художниками подполья». Сегодня ну никак мы себя этим обозначить не можем. Каждый лепит кто во что горазд. В свое время мы понимали, что наши работы никто не купит. Но мы не могли жить без того, чтобы не писать. Взять московскую школу нонконформизма – это Оскар Рабин (прим.ред. Оскар Рабин - один из основателей неофициальной художественной группы «Лианозово»). Другая линия феноменальная – художник Олег Целков. Человеку 84 года, а он работает как зверь.

А сегодня о ком мы можем говорить? Ну делают какие-то похабные картинки. Сами признаются, что главное – скандал! Нарисуют бабу-крестьянку, которая делает минет в поле во время уборки урожая. Или Лев Толстой стоит в поле голый со Сталиным. Да, это всё мило, этим занимались когда-то Комар и Меламид, но сегодня это уже классика.

Мария Максимова: То есть вы против таких сомнительных проявлений?

Разумеется сегодня – все можно. Но это «дежа вю», как говорят «лягушатники». Я внимательно слежу за тем, что происходит в изобразительном искусстве сегодняшней России, но пока ничего серьезного, к сожалению, не вижу, а был бы рад. Сегодня молодые художники хотят не отставать от Америки, от Запада, но всё равно выглядят, отрываясь от корней, довольно комично. Мы вполне самодостаточны. У нас – русская икона, русский авангард и колоссальная школа соцреализма. Двигаясь от своеобразия русского искусства и образа жизни, мы должны оставаться самими собой. И сколько бы ни запускали лаптем в сторону Америки и Запада, все равно комплексок какой-то гложет. И время от него избавляться.

«Мария Максимова: В чем смысл жизни?
М.Ш.: Быть человеком!»

Мария Максимова: Но говорят, что искусство становится все более целомудренным. Или отношение к нему...

У меня была выставка в моем Фонде. Там были фотографии из моей петербургской советской мастерской, на которых обнаженные натурщицы. Сегодня мы настолько стали целомудренными, что до 18 лет туда нельзя стало заходить: увидев голую тетеньку на фотографии, ребёнок может впасть в неистовое состояние! На сегодняшний день начинается православный ваххабизм. И это очень опасно! Я сам был послушником в монастырях. Я прекрасно понимаю, насколько важна вера в душе человека, но когда это превращается в мракобесие – это становится страшно! Бог никогда не требовал поклонения этому! В этом есть что-то от язычества. Зашёл, закрыл дверь, пообщался с Богом, обратился к нему. И если вера у тебя с горчичное зерно, значит, сможешь сдвинуть горы. Мне пока гору сдвинуть не удавалось. Ну что поделать, копим веру… (смеётся) .

Мария Максимова: Этот год для вас юбилейный. Очевидно, что для вас времени не существует. Но все же... Что планируете? Куда предложите читателям идти? Что смотреть?

Во-первых, готовлюсь к серьёзной выставке с серьезными кураторами в музее Современного искусства на Гоголевском бульваре. Там будет показан метод моего образовательного процесса, там будут показаны мои поиски и там будут показаны совершенно новые малоизвестные технологии, с которыми я работаю. Потом, возможно, успеем приготовить образовательные мультфильмы для детей на «Союзмультфильме».

Далее я делаю большую работу: готовлю книги буквари-ребусы, связанные с русскими загадками и русскими говорами. В Петербурге в моем Фонде на днях открывается выставка «Забинтованная фигура». Может быть, что-нибудь будем делать с Ольгой Свибловой. Я с юных лет занимаюсь фотографией и думаю, можно сделать интересную подборку.



Короткий блиц «Хит-лист Михаила Шемякина»

Мария Максимова: Если один цвет, то...

Белый. Потому что это не цвет…

Мария Максимова: Если один фильм, то...

«Страсти Жанны д"Арк» Дрейера. Это как образец, как снимать крупным планом. Это искусство!

Мария Максимова: Если одно музыкальное произведение, то...

Мария Максимова: Если одно стихотворение, то…

Всегда Бродский! (достаёт из кармана маленький томик Бродского, затертый до дыр, и читает «Рождественскую звезду»)

Мария Максимова: Если бы у меня была волшебная палочка, то...

Я бы ей махал направо и налево. Что-нибудь бы случилось. Мне нельзя давать волшебную палочку. И шашку...

Мария Максимова: Если бы у меня была шапка невидимка, то...

Я бы сидел в ней в музеях. Постоянно. Когда музей закрылся, и в тишине ходить. Что может быть прекрасней?

Мария Максимова: В чем смысл жизни?

Михаил Михайлович Шемякин. Родился 4 мая 1943 года в Москве. Российский и американский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации.

Отец - Михаил Петрович Шемякин - родился в 1908 году во Владикавказе. Его отец рано погиб и у него фамилия отчима - Шемякин, который был офицером Белой гвардии. Приёмный отец пропал на полях Гражданской войны, а юный Михаил Шемякин (старший) стал красноармейским сыном полка, в 13 лет получил один из первых орденов Красного Знамени, всю жизнь утверждал, что принадлежит к кабардинскому роду Кардановых. Великую Отечественную войну гвардии полковник Шемякин закончил командиром 8-й мотострелковой Бобруйской Краснознаменной ордена Суворова и Кутузова бригады и кавалером 6 орденов.

Мать - Юлия Николаевна Предтеченская, актриса.

Большая часть детства Михаила Михайловича прошла в ГДР.

В 1957 году 14-летний Михаил вернулся в СССР, в Ленинград.

"Мои деды были расстреляны, в вицмундирах и похоронены. А жил я в коммунальной квартире на Загородном проспекте. В одной комнате - мама с сестрой, в другой - я. 38 человек в квартире!", - вспоминал он.

Был принят в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где учился с 1957 по 1961 год. Затем был отчислен за «эстетическое развращение» однокурсников и несоответствие нормам соцреализма.

С 1959 по 1971 год работал почтальоном, вахтёром, в течение пяти лет работал такелажником в Эрмитаже.

В 1962 году в клубе журнала «Звезда» открылась первая выставка Шемякина.

В 1967 году основал группу художников «Петербург». Вместе с философом Владимиром Ивановым создал теорию метафизического синтетизма, посвящённую поискам новых форм иконописи, основанных на изучении религиозного искусства разных эпох и народов. Два года был послушником в Псково-Печерском монастыре, в период управления обителью наместником архимандритом Алипием (Вороновым).

В 1967 г. Шемякин поставил оперу Д. Шостаковича «Нос» в студии Ленинградской консерватории.

После многочисленных арестов выставок, конфискаций работ и принудительного лечения в психиатрических больницах власти выдворили Шемякина из СССР в 1971 году. "Когда меня изгоняли из страны, КГБ поставил условие: я не имел права сообщить об отъезде даже родителям. «Отвальной» не было и быть не могло. Я был выслан бесшумно - в трехдневный срок. Мне запретили даже взять с собой маленький чемоданчик. Для начала моей жизни на Западе правительство дало мне 50 долларов", - рассказывал художник.

По мнению Михаила Шемякина, инициатором преследования зачастую являлись не правоохранительные органы, а Союз художников СССР.

Дружил с . Они познакомились в Париже благодаря танцору Михаилу Барышникову и навсегда остались друзьями. Высоцкий посвящал Шемякину свои песни, тот, в свою очередь, рисовал иллюстрации к произведениям Владимира Семёновича, а после его смерти создал памятник поэту, установленный в Самаре.

Хотя песни в исполнении Высоцкого пытались записывать многие, но из профессиональных записей Владимира Высоцкого ни одна не может соперничать с коллекцией Шемякина по объёму, чистоте звучания, исключительному подбору песен. Эти записи уникальны тем, что Высоцкий пел не для пластинки, а для близкого друга, чьё мнение он так ценил. Записи сделаны в Париже в 1975-1980 годы в студии Михаила Шемякина. Аккомпанировал Высоцкому на второй гитаре Константин Казанский. Записи были изданы только в 1987 году, после обработки в Нью-Йорке Михаилом Либерманом. Серия включает в себя 7 пластинок. В память о творчестве В. Высоцкого, Михаил Шемякин создал серию литографий, посвященных песням и стихам Владимира Семёновича. Литографии были отпечатаны только в 1991 году, а в виде полного издания вышли в свет в 2010 году.

Жил в Париже, а в 1981 году переехал в Нью-Йорк. В Париже устраивал выставки и публиковал работы своих коллег - российских художников и писателей-нонконформистов. В октябре 1990 года подписал "Римское обращение".

"У меня давно только один паспорт - американский, с тех пор как меня лишили советского гражданства. До этого был нансеновский - временный документ для лиц без гражданства… Человек без родины - это ужасное унижение я терпел долгие годы. Я не хотел получать французский паспорт, быть «второсортным» французом. И только когда я переехал в Америку, я получил там паспорт", - рассказывал он.

Начатые в 1960-е годы исследования искусства всех времён и народов выросли в коллекцию из миллионов образов, структурированных по техническим, историческим и философским категориям, за что художник был удостоен пяти почётных докторских степеней. Эта коллекция послужила основой для создания Института философии и психологии творчества (Франция).

В период с 1981-1982 в Нью Йорке несколько совместных выставок с киевским художником Александром Костецким.

В 1990-х годах и по сей день вместе с клоуном В. Полуниным устраивает шествия и зрелища в Санкт-Петербурге, Москве и Венеции.

В 2000 году учредил Воображаемый музей в городе Хадсон, штат Нью-Йорк, где организуются выставки по тематике исследований. В 2002-2003 годах создал для российского канала «Культура» 21 серию цикла «Воображаемый музей Михаила Шемякина».

В 2001 году в Мариинском театре Шемякин поставил свою версию балета П. Чайковского «Щелкунчик» с хореографией Кирилла Симонова.

В 2001 году в Лондоне открыт монумент, созданный Михаилом, посвящённый трёхсотлетию посещения Лондона Петром Великим, а в Москве - скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых».

В 2003 году открыты памятник Анатолию Собчаку в Санкт-Петербурге и композиция «Царская прогулка» в Константиновском дворце.

В Санкт-Петербурге установлены три его монумента: Петру Великому, жертвам политических репрессий и архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга. Вариант памятника Петру Великому установлен в Нормандии.

В 2005 году поставил балет по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Волшебный орех» - по своему либретто и со своим оформлением, с оригинальной музыкой Сергея Слонимского и хореографией Донвены Пандурски.

В 2006 году в Мариинском театре поставлены три одноактных балета в оформлении Шемякина и с хореографией Донвены Пандурски.

В 2007 году Шемякин вернулся во Францию, где поселился недалеко от города Шатору.

С 2009 года в Фонде художника Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге организует выставки по материалам своих исследований.

В 2010 году создал новую версию балета Л. Делиба «Коппелия» для Литовского национального театра оперы и балета с хореографом Кириллом Симоновым.

В 2013 году выпустил первые каталоги итогов исследований.

Диапазон, в котором работает Михаил Шемякин, весьма широк: от рисунка до монументальной скульптуры, театра и кинематографа. Тематика его творчества тоже разнообразна: от театрального гротеска до метафизических образов.

Лауреат Государственной премии Российской Федерации, народный художник Кабардино-Балкарии, народный художник Адыгеи, почётный доктор ряда высших учебных заведений.

К политике равнодушен, по его словам, пытается обходить ее стороной.

Дружен с Эдуардом Лимоновым. "Я помогал ему выйти из заключения. Однажды ко мне приехал его представитель и попросил от имени Лимонова, чтобы я замолвил за него слово перед Путиным. И при встрече с президентом я поднял этот вопрос и сказал, что нехорошо для России, стыдно, когда писатель сидит", - рассказывал он.

Михаил Шемякин в программе "Наедине со всеми"

Личная жизнь Михаила Шемякина:

Дважды был женат.

Первая жена - Ревекка Борисовна Модлина (6 сентября 1934 - 2014), скульптор, художник. В 1958 г. окончила художественное училище в Ленинграде. В 1950-е была женой художника Рихарда Васми, а в 1960-1962 гг. - была замужем за художником Александром Арефьевым.

"Когда мы познакомились, она оформляла витрины, забросив скульптуру. В 1964 году родилась наша дочь Доротея. Мы жили в коммунальной квартире. Для отъезда за границу нам нужно было развестись. Оформили развод в 1970 голу. Жене с дочкой помогла выехать во Францию Дина Верни, известная галерейщица, одна из богатых женщин, а когда-то - девочка из Одессы. Ей принадлежал весь Майоль. В юности она была его натурщицей, а после его смерти ей досталось все его имущество, включая дома", - рассказывал Шемякин.

Летом 1971 года Ревекка Борисовна вместе с дочерью Доротеей эмигрировала во Францию и жила в Париже. В 1983-м переехала в Грецию. В последние годы жизни опять вернулась во Францию, жила в городе Лош.

Доротея Михайловна Шемякина - художница, живописец, книжный график. С 1986-го живёт в Афинах.

Вторая жена - Сара де Кэй , американка.

Художник рассказывал: "С Сарой нас свел Высоцкий. Много в моей жизни мистического... Володя уже умер в то время. Американцы решили сделать о нем фильм. Искали людей, знакомых с Высоцким. Узнали, что в Нью-Йорке живу я и попросили Сару связаться со мной, взять интервью. Она была известной переводчицей, переводила интервью для фильма... Так мы подружились. Сара помогала мне учить английский язык, добровольно была моделью - я много ее рисовал. Потом поехала со мной в Италию, помогала делать мой двухтомник".

Михаил Шемякин, Сара де Кэй и дочь Доротея (в центре)

Его дом во Франции - это красивый старинный замок в деревне, недалеко от Парижа. Сам художник о нем говорил: "Замок красивый. Но ничего особенного из себя не представляет. Оригинальное строение конца XVI века, достроенное в XIX веке. Там 44 года была школа, потом ее выставили на аукцион, и мы приобрели эту недвижимость. Все время перестраиваем. Четыре этажа. Рядом, в «Эрмитаже» (так французы называют здание бывшей конюшни), находятся научная библиотека, исследовательская лаборатория. графическая мастерская, где я работаю".

Шрамы Михаила Шемякина - производственные: "Что касается шрамов... часть - это чисто производственные травмы. Если знают, что такое шрам от ножа, то заметят, что некоторые из моих - это ожог. Шрамов у меня много, но, к счастью, я не хожу, как господин Бренер голым по улице. Есть шрамы, заработанные в стычках - и парижских, и американских, но в основном - производственные. Например, при плавке отвалилась ещё горячая деталь от скульптуры, причём, - не моей и упала прямо на лицо".

Монументальные работы Михаила Шемякина:

«Кибела», бронза - до октября 2006 года находилась на Prince Street в районе СоХо, Нью-Йорк, США;
Памятник Петру I в Петропавловской крепости - Санкт-Петербург, 1991;
Мемориал «Жертвам политических репрессий» (Метафизические сфинксы) - Санкт-Петербург, 28 апреля 1995 года;
Памятник «Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга» - Санкт-Петербург, 1995 год;
Надгробие на могиле киноактёра Савелия Крамарова - Сан-Франциско, 1997 год;
Памятник к 200-летней годовщине смерти Джакомо Казановы - установлен перед Дворцом Дожей в Венеции (Италия), 1998 год;
Памятник профессору Гарольду Юкеру «Диалог Платона с Сократом» - Университет Хофстра, Хэмпстед, шт. Нью-Йорк, 1999 год;
Установлено надгробие Михаилу Маневичу - Санкт-Петербург, 1999 год;
Памятник Петру Великому - Детфорд, Лондон, 2001 год;
«Дети - жертвы пороков взрослых» - Москва, 2001 год;
Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца - Стрельня, 2003 год;
Надгробие первому мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку - Санкт-Петербург, 2003 год;
Памятник Владимиру Высоцкому в Самаре - 25 января 2008 года;
Памятник жертвам террора - Владикавказ, 2010 год.

Перформансы Михаила Шемякина:

Поставил оперу «Нос» - Театр Ленинградской консерватории, 1967 год;
В 1996 году, Михаил Шемякин совместно с Вячеславом Полуниным и Терри Гиллиамом создает спектакль «Diablo / Дьявол» в жанре «философская клоунАда»;
Создал оформление сцены на площади Святого Марка на время Венецианского карнавала. В рамках празднества организует совместно с Вячеславом Полуниным и Антоном Адасинским хэппенинг «Memento mori» с использованием своих скульптур, 1998 год;
Устраивает процессию масок «Карнавал Санкт-Петербурга в Венеции» с участием Анвара Либабова и Онофрио Колуччи, 1998 год;
Балет «Щелкунчик», постановка Мариинского театра, 2001 года, в которой Михаил Шемякин стал автором эскизов: костюмов, масок, декораций, а также работал над либретто;
Премьера одноактного балета «Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство», либретто М. Шемякина на сюжет Э. Т. А. Гофмана, музыка С. Слонимского, хореография К. Симонова, постановка и оформление М. Шемякина. Мариинский театр, Санкт-Петербург, 2003 год;
Премьеры трёх одноактных балетов: «Метафизика» (С. Прокофьев), «Кроткая» (С. Рахманинов), «Весна священная» (И. Стравинский). Декорации и костюмы Михаила Шемякина, хореография Донвены Пандурски. Государственный театр оперы и балета, София, Болгария; Мариинский театр, Санкт-Петербург, 2005 год;
Организовал «Посольство Петра Великого» на площади Сан-Марко в рамках программы Венецианского карнавала совместно с Антоном Адасинским, Вячеславом Полуниным, Александром Мирочником и сотрудниками Мариинского театра, февраль, 2007 год;
Организовал представление «Посольство Петра Великого» в петербургском Манеже, совместно с Анваром Либабовым, Александром Мирочником и сотрудниками Мариинского театра, 2008 год.

Михаил Шемякин

творчество его

является частью русской культуры
С Юбилеем,Мастер!
Многая Лета)))


Памятник «Дети — жертвы пороков взрослых», Москва, Россия 2001г.

аллегорическая скульптурная композиция,
символизирующая борьбу со злом и человеческими пороками. Сам Шемякин говорит, что он задумывал свое произведение как символ к борьбе за спасение нынешнего и будущих поколений.

Памятник установлен в сквере на Болотной площади. Композиция представляет собой стоящие полукругом фигуры, олицетворяющие пороки: Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лжеученость, Равондушие, Садизм, Для беспамятных, Эксплуатация детского труда, Пропаганда насилия, Нищета, Война, а перед ними в центре расположены скульптуры мальчика и девочки с завязаными глазами.

Большая часть детства художника прошла в ГДР. В 1957 году 14-летний Михаил вернулся в СССР, в Ленинград. Он был принят в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где учился с 1957 по 1961 год. Был отчислен за «эстетическое развращение» однокурсников и несоответствие нормам соцреализма

.

«Тень с зеркалом»

трудно мне в рамках одного очерка рассказать и представить гениальную творческую личность...попробую...

Скульптура :


Памятник Петру Великому в Детфорде, Лондон, Великобритания. 2001г.

Царь, который приезжал в Англию в 1698 году, где он изучал науку кораблестроения.



Памятник Петру I
в Петропавловской крепости,

Ленинград (Санкт-Петербург), Россия. (Авторская копия находится в г.Клаверак, США) 1991г.


Памятник «Жертвам политических репрессий» (Метафизические сфинксы).
Санкт-Петербург, Россия 1995г.

является даром художника М.М. Шемякина своему родному городу Санкт-Петербургу. Скульптуры метафизических сфинксов были созданы Шемякиным в 1994 г. Место для памятника символично выбрано напротив известной ленинградской тюрьмы «Кресты», где в годы сталинских репрессий томились заключенные. Установленные напротив знаменитой своей мрачной историей тюрьмы «Кресты», сфинксы являются не просто одной из городских скульптур. Их лица — на половину человеческие, наполовину — сгнившие черепа, являются олицетворением жестокого сталинского режима.

Надгробие решено как кафедра, за которой мы видим профессора в университетской докторской мантии. Работа сделана по просьбе вдовы и, конечно же, из чувства благодарности — ведь именно по инициативе Анатолия Александровича в городе появились мои памятники «Жертвам политических репрессий» и «Первостроителям Петербурга» — Михаил Шемякин.

Кулон-подвес «Яйцо-колыбель»

Образ из балета «Волшебный орех». Балет «Волшебный орех» рассказывает о спасении заколдованной принцессы Пирлипат с помощью ореха Кракатук и о любви прекрасного юноши, заплатившего за сильное чувство уродством. Это предыстория «Щелкунчика». Настолько символичная, что даже рождение принцессы сказочно прекрасно:


Кулон-подвес-брошь «Морской воин»
Морской воин — этот необычный персонаж подводного царства с головой рыбы-пираньи, с палицей в виде рыбы-ежа - в ювелирном исполнении становится настоящим талисманом от Мастера, в котором зашифрованы символы силы, защиты и процветания.

малые скульптурные формы

из олова или бронзы, тиражной пластике из файбергласса (тонкостенное литьё из волокнистого стекло-пластика) или даже из драгоценных металлов

Скульптура «Уходящий гость (ребёнок)»
Файбергласс (стекловолокно)
Балет Щелкунчик, Балетные образы, Персонаж из балета, Уходящий гость

Скульптура «Галантные крысы»

Относится к серии персонажей балета «Щелкунчик», поставленного на сцене Мариинского театра в декорациях и костюмах художника. Задача новой постановки «Щелкунчика» (Мариинский театр, 2001 г.) — вернуть сказке истинно гофмановский дух с его гротескным юмором, странностями и мистическими

Литография «Портрет Игоря Стравинского»,

Графические работы
Комплект жикле «Иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого»
В данном наборе — 54 листа. Всего Михаилом Шемякиным было проиллюстрировано 42 песни и стихотворения Владимира Высоцкого - по годам жизни поэта. Все они собраны в книге «Две Судьбы», работа над которой велась на протяжении десяти лет.

и многое многое другое можно посмотреть -заказать на сайте
http://shop.mihfond.ru/

краткая справка:

Отец — кадровый военный, был комендантом Кенигсберга, преподавал тактику в Академии им. Фрунзе.
Мама — Юлия Предтеченская, актриса.
Учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Ленинграде. В 60-е сменил множество профессий — был чернорабочим, лаборантом, такелажником...
Первая выставка состоялась в помещении редакции ленинградского журнала «Звезда» в 1962-м. Художественные работы выставлялись в Европе, США, Бразилии, Японии, Гонконге. Памятники и скульптуры установлены во многих городах мира.

В 60-е годы был подвергнут принудительнуму лечению в психиатрической больнице, после чего жил в Псково-Печерском монастыре послушником.

В 1971-м был лишен советского гражданства и выслан из страны.

«Вся моя жизнь — где-то своеобразная аскеза... К еде я абсолютно равнодушен и живу просто, как солдат. Сна бывает в сутки несколько часов, приучил себя спать сидя, обычно в машинах и самолётах. Отдых для меня — признак избалованности...».

«Для украшения интерьера использую сухие цветы, я их обожаю. Видите, на полках разложены десятки высушенных бутонов роз. В Америке принято делать сухие букеты, потому что цветы продолжают действовать своим ароматом»
.Почетный доктор Университета Сан-Франциско (США), Сидар-Крест Колледжа (США), Европейской академии искусств (Франция), Российского государственного гуманитарного университета (Москва), университета Кабардино-Балкарии (Нальчик). Народный художник Кабардино-Балкарии. Действительный член Нью-Йоркской академии наук и Академии искусств Европы

Издал в Париже альманах «Аполлон-77», ставший коллективным манифестом русского художественного «андеграунда».

Был художником-постановщиком балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» в Мариинском театре в 2001 году.

Состоялась большая персональная выставка — более 600 работ — в Третьяковской галерее, а также в Эрмитаже и Манеже Санкт-Петербурга (1995).

Работы находятся в постоянной коллекции в музеях: «Метрополитен» (Нью-Йорк), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Музей современного искусства (Париж), мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма "Яд ва-Шем" (Иерусалим) и Музей современного искусства (Тель-Авив).

Основал Институт философии и психологии творчества в городе Хадсон и открыл филиалы института в Нью-Йорке и Владикавказе.
Основан Фонд художника Михаила Шемякина для культурных, научных, социальных и благотворительных программ.

Более сорока лет
является представителем андеграунда — русского «неофициального» авангарда

Константин Кузьминский, поэт: «Шемякин гениален, капризен, работоспособен до невероятия, и истеричен. Щедр. Скандален. Благороден и полон интриги. Абсолютнейший мастер, мастер европейского класса и потому - слишком хорош для Америки. Его европейский эстетизм для нее непонятен. О нем нельзя говорить объективно...».

Родился художник в семье военного, поэтому в детстве на одном месте надолго не задерживался. В 15 лет поступил в школу при Академии художеств. Талантливый, но безудержно несоветский Шемякин довольно быстро оказался в психушке, причем отправил его туда, как ни странно, не КГБ, а Союз художников, решивший таким образом спасти молодое дарование от алкогольного угара, а заодно от привычки резко высказываться о видных деятелях советского искусства.

Шемякин никогда не делал тайны из своего полугодового пребывания в клинике Осипова: «На нас, как на подопытных кроликах, испытывали новые препараты. Мне поставили диагноз «вялотекущая шизофрения». Лежал я в буйном отделении, где не было ни вилок, ни ножей».

После пребывания в больнице Шемякин приобрел свой знаменитый творческий стиль: теперь его картины населяли уродцы, длинноносые и лопоухие - в общем, именно те существа, которые и сделали живопись художника известной и продаваемой.

Уйти от кошмаров, преследовавших после выписки из лечебницы, Шемякину помогал алкоголь. «Ни для кого не секрет, что я был запойным человеком. Я предпочитал водку с пивом. Очень любил ерши делать - выпивал кружек тридцать за вечер. Мои запои продолжались по нескольку дней, а то и недель».

Часто пирушки, которые устраивал Шемякин у себя на квартире, заканчивались пьяными драками. Ходят слухи, что шрам на лице Михаил получил во время одной из таких потасовок. Удивительный дар Шемякина доводить даже самую мелкую ссору до драки Высоцкий увековечил в стихах: «И в лицо трехстопным матом - можешь хоть до драки! Про себя же помни - братом Вовчик был Шемяке».

В 1971 году у Шемякина аннулировали российское гражданство, чем весьма прозрачно намекнули о необходимости покинуть СССР. Художник не заставил себя долго уговаривать и ни разу о своем решении не пожалел: он побил все существующие рекорды востребованности в художественном мире. Памятник Джакомо Казанове в Венеции, композиция «Карнавал Санкт-Петербурга» в Париже, скульптура «Кибела: богиня плодородия» в Нью-Йорке, и это не считая многочисленных выставок и декораций к спектаклям в лучших театрах мира.

А пить Шемякин в конце концов бросил. «Однажды я понял, что доставляю слишком много хлопот тем людям, которых люблю, вспомнил об ответственности перед искусством. И бросил - без помощи всяких химических средств».

Гений против употребления

1957-1958 Шемякин поступает в среднюю школу имени И. Е. Репина при Академии художеств. Первое знакомство с любимым коктейлем - ершом. Отчисление из школы за непонимание советских постулатов в искусстве.

1959-1961 Первая выставка в редакции газеты «Звезда», после которой о Шемякине начинают говорить уже как о художнике, а не как о парне, охотно разбавляющем пьянку дракой. Напропалую флиртует с библиотекаршами из Академии художеств, чтобы достать редкие книги. Становится частым гостем в вытрезвителях.

1962-1966 Отправлен на «лечение» в психлечебницу. Алкоголь Шемякину заменяют психотропные. Во время прогулки залетный психопат ломает художнику челюсть, обвинив его в том, что тот в прошлой жизни был римским легионером и вырезал ни в чем не повинных христиан. В этот период Шемякину хватает развлечений и без алкоголя - он практически не пьет.

1967-1970 Пьет с удвоенной энергией. Создает художественную группу «Санкт-Петербург», в рамках которой осуществляет несколько проектов, имевших успех за границей. Эмигрирует.

1971-1994 Выставки в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Венеции. В этих же городах он занимается исследованием кабаков и забегаловок. Чаще всего его напарник по подобным вылазкам - Володя Высоцкий. Знакомится со своей будущей женой, американкой Сарой де Кей. Начинает выставляться в России, активно сотрудничает с театрами.

1995-2016 Бросает пить и по сей день всячески пропагандирует отказ от служения Бахусу. Дарит Москве люциферианскую скульптурную группу «Пороки», от которой Русская православная церковь впадает в истерику. Возвращается во Францию, иногда наведываясь в Питер по творческим делам.

Собутыльники

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
Шемякин: «Марина Влади удивлялась: «Что связывало вас с Высоцким, кроме таланта и любви к пьянкам?» Но я ей ответил: достаточно хоть первого, хоть второго». В доме Шемякина до сих пор висит гитара Высоцкого, на которой тот играл ему только что сочиненные песни.

ЭДУАРД ЛИМОНОВ
На одной из совместных гулянок Шемякин, по его выражению, «засветил Лимону по физиономии». В своей новелле «Прогулка по Дикому Западу» Лимонов вывел персонажа, обладающего полным набором отрицательных черт и целиком списанного с Шемякина.

СЕРГЕЙ ДОВЛАТОВ
Выпивая вместе, тогда еще малознакомые Довлатов и Шемякин обменялись комплиментами. «Какой вы огромный!» - сказал Шемякин. «Меняю свой рост на ваши заработки», - ответил Довлатов. Шемякин любил про это рассказывать, только «заработки» он менял на «талант».