Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Храм Иоанна Предтечи на Пресне: история, описание, расписание служб. Иоанн Предтеча — где помолиться святому? Иоанна предтечи на пресне

Храм Иоанна Предтечи на Пресне: история, описание, расписание служб. Иоанн Предтеча — где помолиться святому? Иоанна предтечи на пресне

После крещения русский народ ещё долго не мог оставить языческие верования. Одним из них было поклонение Купале. Праздник отмечался в день летнего солнцестояния. Он слился в народном сознании с Рождеством Иоанна Крестителя, которое праздновалось 24 июня. Многие москвичи приезжали в этот день к слиянию рек Пресни и Москвы-реки, чтобы совершать ритуальные купания и другие языческие обряды.

Такое положение дел тревожило отцов церкви. Чтобы вразумить крещёных людей и прекратить безумное поклонение бесу, патриарх Иеоким велел на этом месте построить храм в честь великого пророка и проповедника покаяния Иоанна Предтечи.

Строительство

В 1687 году храм уже стоял на своём месте . В 1714 году деревянная церковь сильно обветшала. Было принято решение построить на её месте новый каменный храм. Строительство растянулось на долгие годы. Лишь в 1734 году состоялось освящение храма с новым приделом во имя святого мученика Иоанна, которого очень почитали в Москве.

Икона святого Иоанна Воина написана иконописцем Тимофеем Кирилловым и была ещё в старой деревянной церкви.

В 1804 году сгорела деревянная колокольня . Через 6 лет была построена новая, в модном тогда стиле ампир. Были планы строительства трапезной части храма, которая бы соединила древний храм с новой колокольней, но им помешала война 1812 года.

К строительству вернулись лишь в 1824 году. Архитектор Фёдор Михайлович Шестаков достойно справился с нелёгкой задачей, совместить основной четверик петровского времени классицистическую колокольню. В храме появился ещё один предел Софии Премудрости Божьей.

Описание

В конце XIX века во время капитального ремонта алтарные преграды пределов Софии Премудрости Божьей и святого мученика Иоанна Воина были заменены на более удобные резные иконостасы, подражавшие древним образцам. Фрески трапезной части выполненные в 1894 году, копируют фрески из храма Христа Спасителя в Москве. В главной части храма за основу взяты росписи из Свято-Владимирского Собора в Киеве.

Знаменитый художник Виктор Михайлович Васнецов с учениками, принимал участие в росписи и создании мозаик. В сводчатой части алтаря, он выполнил композицию Христос Иммануил. На противоположной стороне над гробницей полукруглая роспись Положение во гроб. Авторская копия киевского образца.

Неожиданно выглядит мозаичное панно оконных проёмов, выполненное в стиле модерн. Мозаика равноконечный крест с монограммой на голубом фоне. Крест наложен на перекрещивающийся четырёхугольник. Эту тему развивают отходящий от креста радугой сферы. Эта иконография восходит к древним образцам и символизирует Бога Творца и жертвенную любовь. Авторство этой композиции также приписывают Васнецову.

В иконостасе главного алтаря сохранились иконы прежней деревянной церкви, выполненные царскими изографами конца XVII века:

  • Божьей Матери;
  • Господа Иисуса Христа;
  • Рождества святого Иоанна Предтечи;
  • Всех Скорбящих Радости;
  • Акафистная.

Слева находится главная чтимая икона Иоана Предтечи, перед ней в праздничные дни ставится для поклонения верующих ковчег с частицей мощей Иоанна Крестителя.

Во время гонений на Русскую православную церковь из старинного краснопресненского храма были вывезены не только драгоценные ризы икон, но и изъяты многие древние образа. На протяжении веков здесь почитались иконы Божьей Матери Фёдоровская и Святого мученика Кира. Тут же хранился ларец с его мощами, которые были принесены сюда грузинским митрополитом в начале XVIII века. Они пропали после революции.

Храм святого Иоанна Предтечи в XX веке не закрывался. В начале войны, когда хотели превратить церковь в склад, монахиня Епимистия заперлась в нём и никого не пускала. Несколько дней она жила в холодном неотапливаемом помещении, и власти отступили. На пасхальную службу весной 1944 года здесь собралось около 6 тыс. человек. Люди заполнили вместительный двор и переулки возле церкви.

Многие храмовые иконы были принесены сюда из закрывающихся в советское время церквей в районе красной Пресни:

  • Филарета Милостивого;
  • Сергия Радонежского с клеймами жития;
  • Божьей Матери Никейская;
  • Неопалимая Купина;
  • Великомученика Пантелеймона.

Расписание богослужений

В будние дни в 7:30 Божественная литургия. В 17:00 Вечерняя. В воскресенье и в дни церковных праздников проходят специальные службы.

Храм находится рядом со станцией метро «1905 года» . Малый Предтеченский переулок, дом 2.

Епархия Московская Автор проекта Ф. М. Шестаков Дата основания 1685 год Строительство - годы Приделы Софии Премудрости Божией,
мученика Иоанна Воина Статус Объект культурного наследия РФ № 7710635000 № 7710635000 Состояние действует Сайт Официальный сайт Храм Рождества Иоанна Предтечи на Викискладе

Координаты : 55°45′31.8″ с. ш. 37°34′19.3″ в. д.  /  55.758833° с. ш. 37.572028° в. д. (G) (O) (Я) 55.758833 , 37.572028

Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне - православный храм Центрального благочиния Московской городской епархии . Храм расположен в районе Пресненский , Центрального административного округа города Москвы (Малый Предтеченский переулок , д. 2).

История

XVII век

Скорее всего, временем начала и окончания строительства первого деревянного храма Рождества святого Иоанна Предтечи можно считать 1685 год . Этому предположению не противоречит и то обстоятельство, что храмовая икона «Рождество святого Иоанна Предтечи» датирована в надписи на ней 1686 годом. В то время год начинался 1 сентября, таким образом, икона могла быть закончена и поставлена в иконостас к освящению храма осенью 1685 года.

В переписной книге церковь не описана. Как она выглядела - неизвестно, но её местоположение на церковной земле представимо. Выход из церкви, естественно обращённый на запад, открывался на улицу, ведущую к Ваганькову, - не к современному кладбищу, а к тому месту, на котором находится Никольская церковь . Справа от храма через переулок располагался обширный двор настоятеля священника Варфоломея (Кузмина). Слева по выходу из церкви располагались узко нарезанные дворы предтеченского причта, упомянутые в описях. Таким образом, зафиксировано расположение земельных участков, показанное впоследствии на картах и сохранившееся до наших дней. Оно сложилось с конца XVII века при отводе церковной земли под храм, кладбище и дворы причта. Сама церковь при этом выходила непосредственно к переулку и располагалась примерно на месте современной колокольни и притвора. Когда позднее вместо неё стали строить каменный храм, его заложили, отступя к востоку, на его теперешнем месте, и после освящения деревянный храм был разобран. Новый храм оказался в глубине церковной земли, что, видимо, всегда сознавалось как неудобство.

XVIII век

После сооружения деревянного храма слобода на Пресне продолжала строиться и расти. Согласно Переписной книге 1696 года , в ней насчитывалось уже 330 дворов, часть которых относилась к Никольскому приходу . Первые сведения о Предтеченском приходе даются в 1693 году. В то время в нём было 196 дворов, к 1702 году их число выросло до 240. Приход увеличивался, и поскольку более половины людей в нём были весьма состоятельными, то по прошествии тридцати лет со времени постройки деревянного храма зашла речь о сооружении каменного.

В прошении 1714 года было написано: «В прошлых годех построена у нас приходская церковь деревянная во имя Рождества Иоанна Предтечи, что за рекою Преснею, которая от давних лет весьма обветшала». Вместо неё просили дать указ построить каменную церковь. Очевидно, строительство началось, но вскоре было прервано, так как вышел указ, запрещающий каменное строительство по всей империи ради скорейшего возведения Санкт-Петербурга . В 1728 году запрет был отменен, строительство храма возобновилось.

7 декабря 1731 года священник Пётр (Михайлов) с приходскими людьми просили в Синодальном Казённом приказе об освящении новопостроенного придела во имя Иоанна Воина. Предположительно под Рождество Христово в 1734 году протопоп (благочинный) Никифор (Иванов) освятил каменный храм.

Первая половина XIX века

В 1804 году сгорела деревянная колокольня храма. Его внешний вид с несимметрично расположенным левым приделом и устаревшей архитектурой тогда явно отставал от времени, и духовенство и прихожане решились на серьёзный проект: построить новую каменную трехъярусную колокольню высотой более 25 метров с крестом, вынеся её из глубины участка на красную линию улицы, и после этого соединить оба строения в единое целое.

Колокольня в классицистском стиле строилась с 1806 по 1810 год под руководством церковного старосты купца Фёдора Резанова. Её нижний ярус, прямоугольный, с рустованными углами, представлял собою не только основание для верхних ярусов, но и торжественно устроенный вход в храм с использованием палладианского мотива сдвоенной арки, вписанной в рустованные пилоны. В настоящее время этот мотив сохранился только в передней, западной части колокольни. С юга и севера колокольню позднее застроили, что лишило её большей выразительности. В то время во всей пресненской округе не было ни одной подобной колокольни. Исключение составляла лишь огромная четырёхъярусная колокольня церкви Покрова Богородицы в Кудрине.

Создателем проекта трапезной храма был хорошо известный в тогдашней Москве архитектор Фёдор Михайлович Шестаков . Точных сведений о том, когда завершилось строительство трапезной не сохранилось, однако, согласно смете, строительные работы должны были быть произведены в течение лета 1828 года . Среди поручителей о строении трапезной в 1828 году первым от прихожан подписался статский советник Николай Васильевич Ушаков.

В январе 1843 года был освящен южный придел Софии Премудрости Божией, усстроенный на средства доктора медицины Матвея Яковлевича Мудрова.

Вторая половина XIX - начало XX века

Церковь в 1882 году. Вид с юга.

В мае 1889 года отец Феодор (Ремов) и староста Е. С. Матюшин обратились в городскую управу за разрешением сломать на церковной земле все существующие строения и построить заново каменный двухэтажный дом и одноэтажный каменный сарай. Речь шла о возведении взамен деревянных домов диакона , дьячка и пономаря, нового каменного дома причта. Вскоре по завершении строительства дома причта, летом 1892 года на пустом церковном месте началось строительство ещё одного жилого строения, а 10 октября 1893 года состоялось освящение и открытие церковно-приходской школы на верхнем этаже и богадельни на нижнем.

К концу XIX века возникла необходимость увеличения трапезной части церкви. Это было связано с прибавлением числа живущих в приходе людей и увеличением церковного имущества - старых помещений для его хранения уже не хватало. Вскоре после освящения богадельни и школы священники и староста церкви приступили к новому строительству и в январе 1894 года обратились за благословением к митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию, в котором значилось: «Прихожанин церкви Рождества Святаго Иоанна Предтечи, за Преснею, Рогожской слободы ямщик Александр Павлов Напалков изъявил желание на собственные средства сделать каменную пристройку к означенной церкви, с северной и южной сторон паперти и колокольни, для увеличения трапезы и устройства особых помещений ризницы и кладовой. Староста же церкви, московский купец Георгий Стефанов Митюшин, заявил готовность пожертвовать средства для штукатурки и окончательной отделки всей пристройки. Находя таковое расширение церкви весьма желательным, а устроение ризницы и кладовой необходимым, просим разрешить произвести означенную пристройку…».

20 марта последовала положительная резолюция митрополита, и 22 мая 1894 года была заложена трапезная при приделах храма по проекту архитектора П. А. Кудрина. Возможно следующим летом, когда устоялась кладка, пристройку оштукатурили и покрасили в цвет всего храма.

На этом завершилось начатое в 1714 году строительство каменного храма. И в натуре и на плане 1913 года хорошо видно, что храм поставлен косо по отношению к Малому Предтеченскому переулку , на который он выходит. Храм смотрит в сторону Нововаганькова, которое было для него главным ориентиром в конце XVII - начале XVIII века. Затем в топографии местности возобладали параллельно расположенные Пресненские улицы, система градостроительных координат сместилась к северу, и храм в неё не вместился. Пристройки боковых объёмов в 1894 году пытались сгладить этот перекос за счёт удлинения западного фасада храма и придания ему плоскостно-монументального характера. Вблизи неправильность расположения храма практически незаметна, но издали, со стороны Большого Предтеченского переулка , видно, что храм расположен к нему под углом.

С 1886-го по 1898-й год при настоятеле о. Феодоре (Ремове) и старосте Егоре Степановиче Митюшине в храме была выполнена целая строительная программа: завершён храм, полностью обновлено его внутреннее убранство, построены новая школа, богадельня и дом причта. Ко всему этому надо добавить ремонтно-восстановительные работы начала XX века.

В марте 1922 года власти приступили к изъятию церковных ценностей из Кремля и московских монастырей. 31 марта произошло изъятие и из Предтеченского храма. Сохранилось несколько «совершенно секретных» отчётов председателя Губкомиссии Ф. Медведя, заместителя чекиста Уншлихта , из которых следует, что 31 марта и 1 апреля изъятию из них ценностей подлежало 12 храмов Краснопресненского района. Всего из храма было изъято 8 пудов 30 фунтов 30 золотников серебра, 4 золотника золота, 24 бриллианта, 1 рубин и мелкий жемчуг. В 1922 году настоятелем храма оставался о. Алексий Флерин (прослужил на приходе до 1937 года). Храм, во многом, видимо благодаря своему настоятелю избежал сетей обновленческого раскола , и на всём протяжении 20-30-х годов, когда повсеместно закрывались и рушились святыни, изгонялось и преследовалось духовенство, не прерывал богослужений. Они не прекратились ни разу за все годы советской власти.

В 1930 году церковь была лишена звона. Сбрасывая колокола , борцы с религией повредили ступени крыльца. В это время были осквернены захоронения старого кладбища.

В послевоенные годы с оживлением церковной жизни появилась возможность заняться ремонтом храма. Значительный цикл работ в храме приходится на 1960-е годы. Была восстановлена живопись, позолота Царских врат , обновлены паникадила. Латунные решетки на главной и придельных солеях заменены мраморной балюстрадой. Боковые стены прохода и столпов трапезной облицованы белым мрамором . В нижние части окон трапезной вставлены плохо сохранившиеся цветные расписные стекла. Были заложены придельные части западной стены трапезной, до тех пор открывавшиеся через деревянную балюстраду в храм. В северо-западной нижней комнате устроили крестильню, что по тем временам было редкостью. В 1960-1961 гг. провели центральное отопление. Дубовый тамбур из притвора в трапезную разобрали. Бойлерная разместилась в западном подвале, где стоял калорифер; в восточном подвале устроили склад. Тогда же был выстроен отдельный домик для кухни, столовой и туалета. Прорублены боковые двери из трапезной на церковный двор и сделана капитальная каменная ограда двора. Сам храм был покрыт железом. В таком виде храм и двор предстают перед нами и в настоящее время.

Стропил и подрешетника. Позолочен крест с колокольни. Возобновлён колокольный звон. Колокола из северного притвора, где ютилась звонница, вынесены наверх; к набору малых был добавлен большой новый колокол. При входе в храм в боковых нишах установлены иконы Св. Иоанна Крестителя и Св. Николая , восстановлены иконы на жести над окнами трапезной с юга и севера и на южных въездных воротах. Двор вымощен брусчаткой. Внутри храма была произведена промывка всех стен и сводов. К старым образам прибавились иконы новопрославленных в недавнее время святых.

Постановлением правительства Москвы приходу возвращена часть бывшей церковной земли в 13 соток, которую приходу ещё предстоит освоить.

За последние годы в помещении крестильни выстроена мраморная купель в форме креста для крещения взрослых с полным погружением.

При храме вот уже более 15 лет действует воскресная школа

В честь Святого Пророка и Крестителя Спасова Иоанна. Сегодня он знаменит тем, что именно его стены несут на себе печать таланта известного русского художника В. Васнецова.

В конце XVII века на этих землях была довольно скромной – деревянной – и имела всего один престол. Естественно, что деревянный до нас не дошел, зато Божьим промыслом дошли до нас несколько икон, которые были написаны в 1686 г. специально для этого храма. Одна из них – храмовая икона Рождества Иоанна Предтечи – имеет даже автограф иконописца Ефима Иванова.

Икона Иоанна Крестителя «Ангел Пустыни», находящаяся в храме

Еще более удивителен образ Иоанна Крестителя «Ангел пустыни». Мало того, что он древнее самого храма (его датируют первой половиной XVII века), так он еще и интересен ангельскими крыльями за спиной святого.

Пресня в те времена являлась Московской окраиной, которая успешно обживалась пришлым людом. Приход возрастал и вскоре храм не вмещал в себя всех верующих. В 1714 г. было решено построить новый храм – каменный. Впрочем, строительство его затянулось на долгих 20 лет. Связано это было с тем, что Петр I так стремился побыстрее отстроить Санкт-Петербург, что запретил любое каменное строительство во всей империи, кроме новой столицы. Как только запрет сняли (в 1728 г.), продолжили строить . Через пару лет был готов малый придел, который освятили в 1731 г. в честь св. мч. Иоанна Воина. Икона святого также датируется концом XVII в. и имеет автограф Тимофея Кириллова.

Точная дата освящения главного престола неизвестна, хотя существует предположение о том, что случилось это под Рождество Христово 1734 года по малому чину.

Входные ворота. Вид с внутренней стороны территории храма

Великим чином храм был освящен Митрополитом Самтаврийским и Горийским Романом (Романосом Эристави) в 1736 г., поскольку эта по решению Святейшего Синода являлась в то время Подворьем Грузинской Православной Церкви. Именно здесь, за алтарем и захоронили Митрополита Романа после смерти..

Церковь того времени была достаточно простой – двухцветный четверик с четырехскатной кровлей и небольшой главой на световом барабане. К нему примыкала деревянная колокольня (возможно оставшаяся от первоначального храма), которая сгорела в 1804 г.

Фрагмент фрески Васнецова «Эммануил в Силах» с мозаичным нимбом

В 1806-1810 г. церковный староста купец Ф. И. Резанов изыскал средства на строительство новой колокольни в стиле классицизма. Высота ее была около 25 метров, в нижнем ярусе был устроен вход в храм в виде сдвоенной арки.

В 1828 г. перестройка храма продолжилась. Архитектор Федор Шестаков создал проект обширной трапезной, в соответствии с которым храм и колокольня соединялись вместе. В 1843 г. в этой трапезной появился южный предел в форме ротонды – в честь Софии, Премудрости Божией, возведенный на средства доктора медицины терапевта М. Я. Мудрова, бывшего сыном Вологодского священника.

В 1894 г. снова осуществили увеличение храма за счет расширения трапезной по проекту П.А. Кудрина на средства ямщика Рогожской слободы А. П. Напалкова.

В годы советской власти храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне оказался одним из тех немногих, которым удалось быть не закрытыми. Здесь никогда не прекращались богослужения, несмотря на то, что атеисты сбросили-таки колокола, один из которых был освящен в 1848 г. свт. Филаретом Московским.

Фреска В. Васнецова «Град Божий»

Храму удалось даже не стать приютом обновленцев и сохранить до наших дней не только благодать святого места, но и старинные намоленные иконы, к которым сегодня могут приложиться верующие. Недавно были отреставрированы антикварное паникадило в центре храма и раритетное напрестольное Евангелие 22 кг весом, являющееся редкостью даже для Москвы, изобилующей храмами и святынями.

Обложка диска с записями хора храма

В 2006 г. в результате мироточения одной из фресок на стене, стало известно, что под слоями более поздних росписей скрываются шедевры если не кисти Виктора Михайловича Васнецова (В.М. Васнецов числится в Синодике (поминальной книжице благотворителей храма), то, по крайней мере, выполненные учениками по его эскизам на те же библейские сюжеты, что и во Владимирском соборе г. Киева. Была начата тщательнейшая реставрация, открывшая миру великолепную стенопись и мозаичные панно русского живописца. Сегодня всякий приходящий в храм может порадоваться великим творениям. 15 мая 2008 г., в день, когда исполнилось 160 лет со дня рождения Васнецова, храм на Пресне почтил память художника Панихидой, которую возглавлял сам епископ Амвросий, настоятель храма.

При храме ведется немалая работа с молодежью, существует великолепный хор и даже этно-студия «Ижица», хорошо поставлено и социальное и духовно-просветительское служение.

Дом 2).

Православный храм
Храм Рождества Иоанна Предтечи

Колокольня храма
55°45′31″ с. ш. 37°34′19″ в. д. H G Я O L
Страна Россия Россия
Город Москва
Конфессия православие
Епархия Московская
Автор проекта Фёдор Шестаков
Дата основания 1685 год
Строительство - годы
Приделы Софии Премудрости Божией,
мученика Иоанна Воина
Статус Объект культурного наследия № 7710635000 № 7710635000
Состояние действует
Сайт ioannpr.ru
Медиафайлы на Викискладе

История

XVII век

Скорее всего, временем начала и окончания строительства первого деревянного храма Рождества святого Иоанна Предтечи можно считать 1685 год . Этому предположению не противоречит и то обстоятельство, что храмовая икона «Рождество святого Иоанна Предтечи» датирована в надписи на ней 1686 годом. В то время год начинался 1 сентября, таким образом, икона могла быть закончена и поставлена в иконостас к освящению храма осенью 1685 года.

В переписной книге церковь не описана. Как она выглядела - неизвестно, но её местоположение на церковной земле представимо. Выход из церкви, естественно обращённый на запад, открывался на улицу, ведущую к Ваганькову, - не к современному кладбищу, а к тому месту, на котором находится Никольская церковь . Справа от храма через переулок располагался обширный двор настоятеля священника Варфоломея (Кузмина). Слева по выходу из церкви располагались узко нарезанные дворы предтеченского причта, упомянутые в описях. Таким образом, зафиксировано расположение земельных участков, показанное впоследствии на картах и сохранившееся до наших дней. Оно сложилось с конца XVII века при отводе церковной земли под храм, кладбище и дворы причта. Сама церковь при этом выходила непосредственно к переулку и располагалась примерно на месте современной колокольни и притвора. Когда позднее вместо неё стали строить каменный храм, его заложили, отступя к востоку, на его теперешнем месте, и после освящения деревянный храм был разобран. Новый храм оказался в глубине церковной земли, что, видимо, всегда сознавалось как неудобство.

XVIII век

После сооружения деревянного храма слобода на Пресне продолжала строиться и расти. Согласно Переписной книге 1696 года , в ней насчитывалось уже 330 дворов, часть которых относилась к Никольскому приходу . Первые сведения о Предтеченском приходе даются в 1693 году. В то время в нём было 196 дворов, к 1702 году их число выросло до 240. Приход увеличивался, и поскольку более половины людей в нём были весьма состоятельными, то по прошествии тридцати лет со времени постройки деревянного храма зашла речь о сооружении каменного.

В прошении 1714 года было написано: «В прошлых годех построена у нас приходская церковь деревянная во имя Рождества Иоанна Предтечи, что за рекою Преснею, которая от давних лет весьма обветшала». Вместо неё просили дать указ построить каменную церковь. Очевидно, строительство началось, но вскоре было прервано, так как вышел указ, запрещающий каменное строительство по всей империи ради скорейшего возведения Санкт-Петербурга . В 1728 году запрет был отменен, строительство храма возобновилось.

7 декабря 1731 года священник Пётр (Михайлов) с приходскими людьми просили в Синодальном Казённом приказе об освящении новопостроенного придела во имя Иоанна Воина. Предположительно под Рождество Христово в 1734 году протопоп (благочинный) Никифор (Иванов) освятил каменный храм.

Первая половина XIX века

В 1804 году сгорела деревянная колокольня храма. Его внешний вид с несимметрично расположенным левым приделом и устаревшей архитектурой тогда явно отставал от времени, и духовенство и прихожане решились на серьёзный проект: построить новую каменную трехъярусную колокольню высотой более 25 метров с крестом, вынеся её из глубины участка на красную линию улицы, и после этого соединить оба строения в единое целое.

Колокольня в классицистском стиле строилась с 1806 по 1810 год под руководством церковного старосты купца Фёдора Резанова. Её нижний ярус, прямоугольный, с рустованными углами, представлял собою не только основание для верхних ярусов, но и торжественно устроенный вход в храм с использованием палладианского мотива сдвоенной арки, вписанной в рустованные пилоны. В настоящее время этот мотив сохранился только в передней, западной части колокольни. С юга и севера колокольню позднее застроили, что лишило её большей выразительности. В то время во всей пресненской округе не было ни одной подобной колокольни. Исключение составляла лишь огромная четырёхъярусная колокольня церкви Покрова Богородицы в Кудрине.

Создателем проекта трапезной храма был хорошо известный в тогдашней Москве архитектор Фёдор Михайлович Шестаков . Точных сведений о том, когда завершилось строительство трапезной не сохранилось, однако, согласно смете, строительные работы должны были быть произведены в течение лета 1828 года . Среди поручителей о строении трапезной в 1828 году первым от прихожан подписался статский советник Николай Васильевич Ушаков.

В январе 1843 года был освящен южный придел Софии Премудрости Божией, усстроенный на средства доктора медицины Матвея Яковлевича Мудрова.

Вторая половина XIX - начало XX века

В мае 1889 года отец Феодор Ремов и староста Митюшин обратились в городскую управу за разрешением сломать на церковной земле все существующие строения и построить заново каменный двухэтажный дом и одноэтажный каменный сарай. Речь шла о возведении взамен деревянных домов, принадлежавших диакону , дьячку и пономарю нового каменного дома причта . Вскоре по завершении строительства дома причта летом 1892 года на пустом церковном месте началось строительство ещё одного жилого строения, а 10 октября 1893 года состоялось освящение и открытие церковно-приходской школы на верхнем этаже и богадельни на нижнем.

К концу XIX века возникла необходимость увеличения трапезной части церкви. Это было связано с прибавлением числа живущих в приходе людей и увеличением церковного имущества - старых помещений для его хранения уже не хватало. Вскоре после освящения богадельни и школы священники и староста церкви приступили к новому строительству и в январе 1894 года обратились за благословением к митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию , в котором значилось: «Прихожанин церкви Рождества Святаго Иоанна Предтечи, за Преснею, Рогожской слободы ямщик Александр Павлов Напалков изъявил желание на собственные средства сделать каменную пристройку к означенной церкви, с северной и южной сторон паперти и колокольни, для увеличения трапезы и устройства особых помещений ризницы и кладовой. Староста же церкви, московский купец Георгий Стефанов Митюшин, заявил готовность пожертвовать средства для штукатурки и окончательной отделки всей пристройки. Находя таковое расширение церкви весьма желательным, а устроение ризницы и кладовой необходимым, просим разрешить произвести означенную пристройку…».

20 марта последовала положительная резолюция митрополита, и 22 мая 1894 года была заложена трапезная при приделах храма по проекту архитектора Павла Кудрина. Возможно, следующим летом, когда устоялась кладка, пристройку оштукатурили и покрасили в цвет всего храма.

На этом завершилось начатое в 1714 году строительство каменного храма. В натуре и на плане 1913 года хорошо видно, что храм поставлен косо по отношению к Малому Предтеченскому переулку , на который он выходит. Храм смотрит в сторону Нововаганькова, которое было для него главным ориентиром в конце XVII - начале XVIII века. Затем в топографии местности возобладали параллельно расположенные Пресненские улицы, система градостроительных координат сместилась к северу, и храм в неё не вместился. Пристройки боковых объёмов в 1894 году пытались сгладить этот перекос за счёт удлинения западного фасада храма и придания ему плоскостно-монументального характера. Вблизи неправильность расположения храма практически незаметна, но издали, со стороны Большого Предтеченского переулка , видно, что храм расположен к нему под углом.

В марте 1922 года власти приступили к изъятию церковных ценностей из обновленческого раскола , и на всём протяжении 20-30-х годов, когда повсеместно закрывались и рушились святыни, изгонялось и преследовалось духовенство, не прерывал богослужений. Они не прекратились ни разу за все годы советской власти.

В 1930 году церковь была лишена звона. Сбрасывая колокола , борцы с религией повредили ступени крыльца. В это время были осквернены захоронения старого кладбища.

В послевоенные годы с оживлением церковной жизни появилась возможность заняться ремонтом храма. Значительный цикл работ в храме приходится на 1960-е годы. Была восстановлена живопись, позолота Царских врат , обновлены паникадила. Латунные решетки на главной и придельных солеях заменены мраморной балюстрадой. Боковые стены прохода и столпов трапезной облицованы белым мрамором . В нижние части окон трапезной вставлены плохо сохранившиеся цветные расписные стекла. Были заложены придельные части западной стены трапезной, до тех пор открывавшиеся через деревянную балюстраду в храм. В северо-западной нижней комнате устроили крестильню, что по тем временам было редкостью. В 1960-1961 гг. провели центральное отопление. Дубовый тамбур из притвора в трапезную разобрали. Бойлерная разместилась в западном подвале, где стоял калорифер; в восточном подвале устроили склад. Тогда же был выстроен отдельный домик для кухни, столовой и туалета. Прорублены боковые двери из трапезной на церковный двор и сделана капитальная каменная ограда двора. Сам храм был покрыт железом. В таком виде храм и двор предстают перед нами и в настоящее время.

В послевоенные годы храм превратился из когда-то окраинного в один из самых почитаемых и посещаемых в церковной Москве.

Современный период

С окончанием советского периода открылись реальные возможности для разносторонней деятельности прихода. В 1990-е годы под руководством настоятеля о. Николая (Ситникова) были выполнены значительные ремонтные работы: крыша храма покрыта листовой медью с заменой и переборкой стропил и подрешетника. Позолочен крест с колокольни. Возобновлён колокольный звон. Колокола из северного притвора, где ютилась звонница, вынесены наверх; к набору малых был добавлен большой новый колокол. При входе в храм в боковых нишах установлены иконы Св. Иоанна Крестителя и Св. Николая , восстановлены иконы на жести над окнами трапезной с юга и севера и на южных въездных воротах. Двор вымощен брусчаткой. Внутри храма была произведена промывка всех стен и сводов. К старым образам прибавились иконы новопрославленных в недавнее время святых.

  • Михайлов Б. Б. Храм на Пресне. История прихода и храма Рождества св. Иоанна Предтечи на Пресне. М., 1997, 200 с.
  • Где помолиться Иоанну Предтече? Иоанно-Предтеческий женский монастырь, собор усекновения главы Иоанна Предтечи, храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

    На севере Москвы за Московской кольцевой автодорогой стоит храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградово.

    История церкви интересна сама по себе: построена в 1777 году, никогда не закрывалась, во время Великой Отечественной войны здесь хранилась глава преподобного Сергия Радонежского. Но сегодня для нас особенно важна другая святыня - частицы мощей Иоанна Предтечи.

    Доехать до храма можно от метро Петровско-Разумовская на маршрутке или автобусе, либо пешком от станции Долгопрудная по Долгопрудной аллее и далее - через Дмитровское шоссе.

    В центре Москвы, на Большой Ордынке стоит храм святителя Николая в Пыжах. В нем находится крест-мощевик с частицами мощей 72-х святых, среди которых и мощи Иоанна Предтечи.

    Также в храме пребывают другие уникальные святыни: молочный зуб одного из царских детей-страстотерпцев и мироточащая икона святого страстотерпца государя Николая II.

    Добираться до храма удобнее всего пешком от станций метро Новокузнецкая и Третьяковская.

    Иоанно-Предтеченский женский монастырь

    В Иоанно-Предтеченском монастыре (недалеко от станции метро Китай-город) находятся несколько святынь, связанных с именем пророка Иоанна Предтечи. В соборе монастыря также есть древняя икона святого с частицей мощей, а список с нее - в часовне Иоанна Предтечи.

    Рядом со списком - веками почитаемая святыня: металлический обруч - мера главы Предтечи. Происхождение его неизвестно.

    Образ Пророка и Предтечи Иоанна с обручем

    По сей день возле от обруча происходят многочисленные исцеления.

    Добраться до обители можно пешком от станции метро Китай-город - Малый Ивановский переулок, дом 2.

    В храме Рождества Иоанна Предтечи у левого клироса храма стоит в отдельном киоте чтимая святыня - икона Иоанна Крестителя с главою в правой руке - этот канон называется «Ангел Пустыни». Образ датируется первой половиной XVII века.

    Это один из самых активных московских приходов. Храм никогда не закрывался.

    Добираться от метро Краснопресненская пешком - Малый Предтеченский переулок, дом 2.

    Вы прочитали статью Где помолиться святому Иоанну Предтече в Москве?