Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Хосе клементе ороско перекроенный череп. Хосе клементе ороско

Хосе клементе ороско перекроенный череп. Хосе клементе ороско

Фрескам Ороско характерна динамика, эмоциональность и контрастное сопоставление белого, красного и черного цветов. Его росписи были способом высказать протест против угнетения человека человеком.

Его родители сначала переехали в Гвадалахару , а потом в Мехико , где Ороско поступил в школу при педагогическом институте. В это же время он начал заниматься в вечерних классах Академии Сан-Карлос .

После окончания школы Ороско поступил в сельскохозяйственное училище в Сан-Хасинто, затем в Национальную подготовительную школу Мехико на отделение математики и архитектуры. В семнадцать лет Ороско покалечил себя, экспериментируя с порохом. Он утратил кисть левой руки и серьезно повредил глаз.

В высших школах США Ороско создает следующие работы:

  • «Прометей» (). Помона-колледж, Клермонт (Калифорния);
  • «Борьба на Востоке» ( -). Новая школа социальных исследований, Нью-Йорк ;
  • «Американская цивилизация» ( -). Дартмутский колледж , Гановер (Нью-Хэмпшир).

Примечания

Ссылки

  • Страница госпиталя Кабаньяс в Гвадалахаре портала «ЮНЕСКО - Наследие»
  • В.Шинкаренко: «По дорогам новой Англии в поисках „Мостов к миру“» (о посещении Дартмутского колледжа). Журнал «Вокруг света» № 8 (2550), 1986

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Хосе Клементе Ороско" в других словарях:

    См. также Ороско (значения). Хосе Клементе Ороско José Clemente Orozco … Википедия

    - (Orozco) (1883 1949), мексиканский живописец. Один из основателей мексиканской школы монументальной живописи. Учился в АХ в Мехико (1908 14). Участник Мексиканской революции 1910 17. В 1917 19 и 1927 34 жил в США. Работал главным образом… … Художественная энциклопедия

    - (1883 1949) мексиканский живописец. Один из основателей национальной школы монументальной живописи. Участник Мексиканской революции 1910 17. Росписи Ороско (в Мехико, Гвадалахаре, США) проникнуты революционным пафосом и отличаются резкой… … Большой Энциклопедический словарь

    Ороско (Orozco) Хосе Клементе (23.11.1883, Сапотлан, штат Халиско, 7.9.1949, Мехико), мексиканский живописец, один из основателей национальной школы монументальной живописи. Учился в АХ в Мехико (1908 14). Участник Мексиканской революции 1910 17 … Большая советская энциклопедия

    Ороско, Хосе Клементе - ОРОСКО (Orozco) Хосе Клементе (1883 1949), мексиканский живописец. Один из основателей национальной школы монументальной живописи. Участник Мексиканской революции 1910 17. Росписи Ороско (в Мехико, Гвадалахаре, США) проникнуты революционным… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Orozco) (1883 1949), мексиканский живописец. Один из основателей национальной школы монументальной живописи. Участник Мексиканской революции 1910 17. Росписи Ороско (в Мехико, Гвадалахаре, США) отличаются резкой экспрессией, гротескной остротой… … Энциклопедический словарь

    Ороско Хосе Клементе - Х. К. Ороско. Автопортрет. Ороско Хосе Клементе (Orozco) (1883—1949), мексиканский живописец и график. Учился в Академии Сан Карлос (1908—14). Участник Мексиканской революции 1910—17, автор рисунков для революционных газет,… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    - (Orozco, Jose Clemente) (1883 1949), мексиканский живописец и график, один из главных новаторов в области монументальной живописи 20 в. Родился 23 ноября 1883 в Сапотлане (шт. Халиско, Мексика). После четырех лет, проведенных в Национальном… … Энциклопедия Кольера

    Ороско, Хосе Клементе - (Orozco, José Clemente) (23.11.1883, г. Сапотлан Великий, ныне Гусман 07.09.1949, Мехико) мексиканский график и живописец монументалист, сын мелкого предпринимателя, разорившегося и рано умершего. В 1908 1914 учился в вечерней школе рисунка… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

    Ороско: Ороско (муниципалитет) город и муниципалитет в Испании. Ороско, Габриель мексиканский живописец. Ороско, Хосе Клементе мексиканский живописец … Википедия

Книги

  • Культура Латинской Америки. Авангард первой трети XX века. Учебник для вузов , Ларин Е.А. , На протяжении многих веков искусство с течением времени изменяло рамки сложившейся теории, создавая новые художественные стили. Это явление в полной мере характерно и для эпохи модернизма,… Категория: История и теория искусств Серия: Авторский учебник Издатель: ЮРАЙТ , Производитель:


Автопортрет.

Ороско Хосе Клементе (1883-1949) - мексиканский живописец. Свои первые по-настоящему великие произведения начал создавать только на пятом десятке лет, пройдя через революцию, познав жизнь со всеми ее радостями и невзгодами. Его полные динамики и контраста сопоставления белого, красного и черного цветов в росписи вытупили способом высказать протест против угнетения человека человеком, в обобщенной форме показать истинную красоту своего народа.


Хосе Клементе Ороско родился 23 ноября 1883 года в Гусмане (штат Халиско) в семье достаточно богатого владельца нескольких предприятий. Его родители сначала переехали в Гвадалахару, а потом в Мехико, где Хосе поступил в не совсем обычную школу при педагогическом институте. В это же время он начал заниматься в вечерних классах Академии Сан-Карлос.


После разорения и смерти отца положение семьи изменилось. Сразу по окончанию школы Хосе поступил в сельскохозяйственное училище в Сан-Хасинто, а затем в национальную подготовительную школу - Препаторию - на отделение математики и архитектуры. В семнадцать лет он из-за своих экспериментов с порохом остался без кисти левой руки и повредил глаз. Это увечье сделало его еще более замкнутым.


В 1908 году Хосе оставил Препаторию и вернулся в Академию Сан-Карлос. В 1910-х годах в Академии начались брожения и среди студентов, и среди преподавателей. Молодые художники создали группу "Барбнзон" и пробовали придать импрессионизму национально-патриотическую окраску. Так, они перестали ипользовать в своих работах черный цвет, объясняя это тем, что черный - цвет реакции. Ороско, который любил как раз темные тона, вскоре вынужден был отойти от этой группы.


Ороско стал известным в стране карикатуристом, он мастерски исполнял как политические, так и театральные карикатуры.


Автопортрет.

В 1916 году открылась его персональная выставка "Этюды женщин", на которой экспонировались не только политические карикатуры, но и акварели, пастели, рисунки, посвященные школьницам и... проституткам. Чтобы лучше узнать жизнь женщин легкого поведения с улицы Куаутемоксин, Ороско даже устроился на работу инспектором отдела здравоохранения Мехико.


Деталь фрески «Американская цивилизация» в библиотеке Дартмутского колледжа, Гановер (США)

Проститутки стали для художника воплощением так и не понятой им до конца полубезумной, грубой, но все же притягательной жизни. Выставку не приняли, и обиженный Ороско отправился в Соединенные Штаты, где, не продав своих работ, вынужден был устроиться на фабрику игрушек раскрашивать куклам лица, глаза и ресницы.


Роспись в часовне госпиталя «Осписио-Кабаньяс» (включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО) (1938—1939), Гвадалахара

В 1922-1923 годах Ороско исполнил первую внушительную настенную роспись - для большого двора Препатории. В Мексике существовали давние традиции настенных росписей, но он предпочитал ориентироваться на творчество мастеров эпохи Возрождения. Все свои мечты о гармоничном устройстве общества Ороско вложил в сюжет "Материнство".


Деталь фрески «Американская цивилизация» в библиотеке Дартмутского колледжа, Гановер (США).

А вот сюжеты "Страшный суд", "Пир богатых", "Аристократы" выполнены в излюбленном Ороско стиле карикатуры. Фрески, в которых впервые начал проявляться индивидуальный стиль одного из ведущих мексиканских художников-муралистов Ороско, были позже изуродованы натравленными реакционной прессой.


В 1925 году Ороско исполнил мурал для Изразцового дома известного коллекционера Ф. Итурбе, а в 1926 году сделал огромную (90 кв. м) фреску в Промышленной школе в Орисабе. Возвратившись в 1926-1927 годах к росписям в Препатории, Ороско трактовал исторические события как драму, в которой страдают обе противоборствующие стороны, и стремился добиться, чтобы "на индейца смотрели не как на индейца, а как на человека, равного любому другому человеку".


В 1927 году Ороско снова поехал в Соединенные Штаты. Благодаря друзьям его рисунки из серии "Мексика в революции" стали известны в Европе. А в 1929 году Ороско сделал иллюстрации к роману Мариано Асуэлы "Те, кто внизу".


Modern Migration of the Spirit.

В конце 20-х - 30-е годы Ороско написал серию станковых картин, в которых переосмысливал темы своих фресок в Препатории, и некоторые графические листы. Это "Мир", "Окоп", композиции "Баррикада", "Эмилиано Сапата", "Раненый солдат".


В 1930 году в Калифорнийском колледже появилась фреска Ороско "Прометей", а в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке - "Борьба на Востоке", которую художник пытался построить по законам "динамической симметрии" Хэмбиджа.


Прежде чем приступить к выполнению нового заказа - росписи в Дармутском колледже, которую Ороско выполнял в 1932-1934 годах, он посетил Англию, Францию, Италию и Испанию, где внимательнейшим образом изучил Сикстинскую капеллу и другие шедевры европейского искусства. Главным смысловым акцентом росписи в Дармутском колледже стал триптих "Прибытие Кецалкоатля", "Золотой век" и "Отплытие Кецалкоатля". Кецалкоатль - главный бог в древнеиндейском пантеоне. Он имеет много общего не столько с Зевсом, сколько с Прометеем. По преданию, это он научил тольтеков зодчеству, отвратил людей от зла. Ороско по-своему интерпретировал завоевание Мексики испанцами, а "машинную" цивилизацию показал в образе биологически живого существа, состоящего из переплетенных труб, гаек, цепей. Символической стала кульминационная фреска цикла "Христос, разрушающий свой крест".


В 1934 году пришедший к власти в Мексике Карденас изменил положение дел в искусстве. В бывшем национальном театре, который был превращен в дворец искусств, Ороско смог создать свою знаменитую фреску "Катарсис", которую современники восприняли как ответ Ривере, который выполнил в том же помещении фреску "Человек на перепутье". Ороско не сомневался, он верил в то, что человек достоин лучшего будущего. И катарсис он понимал как очищение через сострадание.


В 1936 году были созданы фрески в Гвадалахарском университете, в следующем - в Правительственном дворце. В 1936- 1939 годах Ороско работал над самым грандиозным ансамблем - в Приюте Кабаньаса он сделал 1200 квадратных метров росписей. Главной темой опять стала тема двух Америк. Двенадцать стенных фресок нефа расположены по принципу противопоставления - "Деспотизм" и "Милосердие", "Диктаторы" и "Демагоги" и т. д. Символически воспринимается и фреска "Страдающее человечество". Центром живописи Приюта Кабаньаса стал Человек огня, образ которого напоминает Дон.


В 1940-1949 годах Ороско выполнил росписи библиотеки "Габино Ортис", сделал фреску "Пикирующий бомбардировщик", которая находится в Нью-Йоркском музее современного искусства, расписал Верховный суд и церковь Иисуса в Мехико, писал великолепные портреты.


Умер Ороско 7 сентября 1949 года, так и не окончив свою последнюю работу - роспись одного из зданий жилого комплекса "Мигель Алеман".


"Эмоции до максимума" - таким был творческий лозунг Ороско. При этом, противопоставляя в своих фресках угнетателей и угнетенных, он никогда не упрощал трагическую действительность. Так; на знаменитой "Троице" (1922-1927) мы видим солдата, сжимающего винтовку, но ослепленного завернувшимся вокруг лица знаменем. Призывая к борьбе, художник одновременно призывал и к раздумьям о ее смысле, цели и результатах.

Недавно исполнилось 130 лет великому мексиканскому художнику Хосе Ороско, одному из основателей мексиканской школы монументальной живописи. (исп. José Clemente Orozco, 23 ноября 1883 - 7 сентября 1949)

Муралисты сочетали современную технику письма с тематикой и эстетикой доколумбовых мексиканских культур. У Ороско был свой взгляд на это, он писал:

Я лично избегаю выводить в своих работах презренных и дегенеративных персонажей, повсеместно считающихся живописными, чтобы приспособить их для туристов и освободить этих последних от наличных… Такие мысли раз и навсегда отвратили меня от живописания индейских сандалий и грязных одеял. Я до глубины души хочу, чтобы те, кто их носит, избавились бы от них и стали цивилизованными людьми. Но прославлять их - все равно что прославлять невежество, пьянство или груды мусора, которые украшают наши улицы, а это я отказываюсь делать. Революция - это не грязь, воюющая против мыла, а, наоборот, битва второго с первым.

Солдаты. 1926

Прометей







Американский эпос. Духовная миграция. Фреска. 1932-34

Рабочий класс. Фреска в Национальной подготовительной школе в Мехико, Фрагмент. 1922-1927 гг.

Сапата. 1930















Американский эпос. Англоамериканцы. Фреска. 1932-34

Подпишитесь на нас в telegram Женщина. Эскиз к фреске «Катарсис». 1935

Свои первые по-настоящему великие произведения Ороско начал создавать только на пятом десятке лет, пройдя через революцию, познав жизнь со всеми ее радостями и невзгодами. Для него, одного из основоположников мексиканской школы монументальной живописи, его полные динамики и контрастных сопоставлений белого, красного и черного цветов росписи были способом высказать протест против угнетения человека человеком, в обобщенной форме показать истинную красоту своего народа. Имевший в то время огромный успех в официальных кругах его коллега — художник-монументалист Ривера, который все революционные годы провел не в Мексике, а в Париже, в своих произведениях воспевал триумф победы, упиваясь экзотикой индейского быта, создавал новый образный эпос. Ороско, в отличие от Риверы, знал революцию изнутри, и поэтому в его экспрессивных, динамичных фресках всегда есть чувство неподдельной боли. Он меньше других мексиканских художников увлекался воспеванием традиционной индейской культуры и, отстаивая свои взгляды, писал: «Я лично избегаю выводить в своих работах презренных и дегенеративных персонажей, повсеместно считающихся живописными, чтобы приспособить их для туристов и освободить этих последних от наличных… Такие мысли раз и навсегда отвратили меня от живописания индейских сандалий и грязных одеял. Я до глубины души хочу, чтобы те, кто их носит, избавились бы от них и стали цивилизованными людьми. Но прославлять их — все равно что прославлять невежество, пьянство или груды мусора, которые украшают наши улицы, а это я отказываюсь делать. Революция — это не грязь, воюющая против мыла, а, наоборот, битва второго с первым».

Хосе Клементе Ороско родился 23 ноября 1883 года в городе Гусмане (штат Халиско) в семье довольно богатого владельца нескольких предприятий. Его родители сначала переехали в Гвадалахару, а потом в Мехико, где Хосе поступил в не совсем обычную школу при педагогическом институте. Преподавали там швейцарские учителя, которые обучали детей по новой системе. Рядом со школой находилась лавка, где можно было увидеть, как делал свои гравюры художник Посада, и Хосе подолгу наблюдая за его работой. В это же время он начал заниматься в вечерних классах Академии Сан-Карлос.

После разорения и смерти отца положение семьи изменилось. Сразу после окончания школы Хосе поступил в сельскохозяйственное училище в Сан-Хасинто, затем в национальную подготовительную школу — Препаторию — на отделение математики и архитектуры. В семнадцать лет он из-за своих экспериментов с порохом остался без кисти левой руки и повредил глаз. Это увечье сделало его еще более замкнутым. В 1908 году Хосе оставил Препаторию и вернулся в Академию Сан-Карлос. В 1910-х годах в Академии начались брожения и среди студентов, и среди преподавателей. Прогрессивную позицию занял преподаватель Мартинес, вокруг которого объединились Си-кейрос, Альва, Ревуальтос. Молодые художники создали группу «Барбизон» и пробовали придать импрессионизму национально-патриотическую окраску. Так, они перестали пользоваться черным цветом и объясняли это тем, что черный — цвет реакции. Ороско, который любил как раз темные тона, вскоре вынужден был отойти от этой группы.

Одной из наиболее известных картин Ороско этого времени является лиричная и в то же время полная какой-то неизъяснимой тревоги композиция «Туалет» (1912).

Революционная ситуация, которая сложилась в Мексике после падения диктатуры Уэрты, привела к тому, что несколько наиболее талантливых художников, в том числе преподаватель Атль, Сикейрос и Ороско, отправились в Орисабу, в армию генерала Каррансы. Ороско был в то время уже известным в стране карикатуристом, он мастерски исполнял как политические, так и театральные карикатуры. А в 1915 году, когда Карранса приказал превратить одну из политических тюрем в музей, Ороско с еще двумя художниками задумали написать для этого музея огромную картину «Последние испанские солдаты, покидающие мексиканскую землю в Сан-Хуан де Улуа в 1825 году». О том неспокойном времени Ороско вспоминал: «Мир вокруг нас раскалывался. Отправлялись на бойню войска. Взрывались поезда. У церковных порталов поспешно расстреливались несчастные крестьяне Сапаты, попавшие в плен к каррансистам. Люди привыкли к убийству, к пресыщению чувств, к самому безжалостному самомнению, к скотской разнузданности». Ороско, оставаясь на гуманистических позициях, выступал против жестокости и в лагере победителей, и в лагере побежденных.

В 1916 году открылась его персональная выставка «Этюды женщин», на которой экспонировались не только политические карикатуры, в том числе на Каррансу, но и акварели, пастели, рисунки, посвященные школьницам и… проституткам. Чтобы лучше узнать жизнь женщин легкого поведения с улицы Куаутемоксин, Ороско даже устроился на работу инспектором отдела здравоохранения Мехико. Проститутки стали для художника воплощением так и не понятой им до конца полубезумной, грубой, но все же притягательной жизни. Выставку не приняли, и обиженный Ороско отправился в Соединенные Штаты, где, не продав своих работ, вынужден был устроиться на фабрику игрушек раскрашивать куклам лица, глаза и ресницы.

В 1922-1923 годах Ороско исполнил первую внушительную настенную роспись — для большого двора Препатории. В Мексике существовали давние традиции настенных росписей, но он предпочитал ориентироваться на творчество мастеров эпохи Возрождения. Хотя, например, образ Христа трактовал как образ мексиканского революционера. Все свои мечты о гармоничном устройстве общества Ороско вложил в сюжет «Материнство». А вот сюжеты «Страшный суд», «Пир богатых», «Аристократы» выполнены в излюбленном Ороско стиле карикатуры. Фрески, в которых впервые начал проявляться индивидуальный стиль одного из ведущих мексиканских художников-муралистов Ороско, были позже изуродованы натравленными реакционной прессой.

В 1925 году Ороско исполнил мурал для Изразцового дома известного коллекционера Ф. Итурбе, а в 1926 году сделал огромную (90 кв. м) фреску в Промышленной школе в Орисабе. Возвратившись в 1926-1927 годах к росписям в Препатории, Ороско трактовал исторические события как драму, в которой страдают обе противоборствующие стороны, и стремился добиться, чтобы «на индейца смотрели не как на индейца, а как на человека, равного любому другому человеку». В 1927 году Ороско снова поехал в Соединенные Штаты. Благодаря друзьям его рисунки из серии «Мексика в революции» стали известны в Европе. А в 1929 году Ороско сделал иллюстрации к роману Мариано Асуэлы «Те, кто внизу».

В конце 20-х — 30-е годы Ороско написал серию станковых картин, в которых переосмысливал темы своих фресок в Препатории, и некоторые графические листы. Это «Мир», «Окоп», композиции «Баррикада», «Эмилиано Сапата», «Раненый солдат».

В 1930 году в Калифорнийском колледже появилась фреска Ороско «Прометей», а в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке — «Борьба на Востоке», которую художник пытался построить по законам «динамической симметрии» Хэмбиджа.

Прежде чем приступить к выполнению нового заказа — росписи в Дармутском колледже, которую Ороско выполнял в 1932-1934 годах, он посетил Англию, Францию, Италию и Испанию, где внимательнейшим образом изучил Сикстинскую капеллу и другие шедевры европейского искусства. Главным смысловым акцентом росписи в Дармутском колледже стал триптих «Прибытие Кецалкоатля», «Золотой век» и «Отплытие Кецалкоатля». Кецалкоатль — главный бог в древнеиндейском пантеоне. Он имеет много общего не столько с Зевсом, сколько с Прометеем. По преданию, это он научил тольтеков зодчеству, отвратил людей от зла. Ороско по-своему интерпретировал завоевание Мексики испанцами, а «машинную» цивилизацию показал в образе биологически живого существа, состоящего из переплетенных труб, гаек, цепей. Символической стала кульминационная фреска цикла «Христос, разрушающий свой крест».

В 1934 году пришедший к власти в Мексике Карденас изменил положение дел в искусстве. В бывшем национальном театре, который был превращен в дворец искусств, Ороско смог создать свою знаменитую фреску «Катарсис», которую современники восприняли как ответ Ривере, который выполнил в том же помещении фреску «Человек на перепутье». Ороско не сомневался, он верил в то, что человек достоин лучшего будущего. И катарсис он понимал как очищение через сострадание.

В 1936 году были созданы фрески в Гвадалахарском университете, в следующем — в Правительственном дворце. В 1936- 1939 годах Ороско работал над самым грандиозным ансамблем — в Приюте Кабаньаса он сделал 1200 квадратных метров росписей. Главной темой опять стала тема двух Америк. Двенадцать стенных фресок нефа расположены по принципу противопоставления — «Деспотизм» и «Милосердие», «Диктаторы» и «Демагоги» и т. д. Символически воспринимается и фреска «Страдающее человечество». Центром живописи Приюта Кабаньаса стал Человек огня, образ которого напоминает Дон Кихота.

В 1940-1949 годах Ороско выполнил росписи библиотеки «Габино Ортис», сделал фреску «Пикирующий бомбардировщик», которая находится в Нью-Йоркском музее современного искусства, расписал Верховный суд и церковь Иисуса в Мехико, писал великолепные портреты.

Умер Ороско 7 сентября 1949 года, так и не окончив свою последнюю работу — роспись одного из зданий жилого комплекса «Мигель Алеман».

«Эмоции до максимума» — таким был творческий лозунг Ороско. При этом, противопоставляя в своих фресках угнетателей и угнетенных, он никогда не упрощал трагическую действительность. Так; на знаменитой «Троице» (1922-1927) мы видим солдата, сжимающего винтовку, но ослепленного завернувшимся вокруг лица знаменем. Призывая к борьбе, художник одновременно призывал и к раздумьям о ее смысле, цели и результатах.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XX века Опубликовано 30.10.2017 09:47 Просмотров: 964

Хосе Клементе Ороско был из тех мастеров, кто хотел создать стенную живопись, созвучную своей эпохе.

Их было трое – три мексиканских художника, представителя прогрессивного искусства XX в., составивших ядро созданного в 1922 г. «Революционного синдиката работников техники и искусства»: Ривера , Сикейрос и Ороско. Расцвет их творчества начинается в 1920-х годах и связан с происшедшей в Мексике буржуазно-демократической революцией 1910-1917 гг.
Обычно глобальные идеи бывают несколько утопичны и противоречивы. Особенно невыполним для художника путь отказа от индивидуального творчества во имя идеи. Но на первом этапе мечты о создании монументальной мексиканской живописи эти противоречия просто не замечались.

Начало монументального творчества

В 1922 г. Ороско начал свою первую монументальную работу – роспись Препаратории (Национальной подготовительной школы в Мехико). Эта школа была расположена в здании XVI-XVII вв. На наружных стенах школы художник и расположил свои фрески фризообразно (по этажам здания). Темой росписей он сделал сцены из жизни и борьбы мексиканского народа. Стиль фресок Ороско был неоднородным: строгость Возрождения , экспрессия модернизма, гротеск, утрирование характеров.

Х. Ороско «Окоп»
Эта фреска лаконична и достаточно сурова: в центральной её части изображены поверженные фигуры трех восставших. Их тела ещё сильны и мускулисты, но позы уже говорят о трагедии поражения. «Эмоции до максимума» – творческий лозунг Ороско.
Скорбна фреска «Прощание».

Х. Ороско «Прощание»
Фрески Ороско обычно наполнены драматичностью и силой. Особенно ему удаются образы людей из народа: солдат, рабочих, женщин-матерей. Но даже трагические сюжеты у Ороско наполнены оптимизмом.
Фрески его всегда написаны насыщенными красками, с резкими контрастами света и тени.

Х. Ороско «Сапатисты» (1931)
Художник не раз обращался в своем творчестве к образу Эмилиано Сапаты, крестьянского вождя, который еще до начала революции организовал партизанский отряд, выступавший против помещиков и диктаторского режима.

В начале 30-х гг., в период разгула в Мексике реакции, художественная жизнь страны замирает. Первым в 1927 г. эмигрировал из Мексики X. К. Ороско, за ним последовали Д. Ривера и Д. Сикейрос. В эти годы они работают преимущественно в США. Революционно-демократическое содержание росписей, созданных мексиканцами в США, вызвало ответную реакцию: Синейроса высылают из страны; роспись Ороско в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке была закрыта для обозрения, а затем заштукатурена; фреска Риверы в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке была запрещена и уничтожена. Так что демократия в США – давно уже спорная штука.

Работа в США

В Соединенных Штатах Ороско исполняет росписи в залах Помона-колледжа в Клермонте (Калифорния) и Дармут-колледжа в Ханновере (Нью- Хэмпшир). Эти росписи посвящены теме науки и знания, в них художник обращается к аллегориям и мифологическим образам.

Х. Ороско «Жертвоприношения богу войны Уицилопочтли»
На картине нет живых лиц, одни маски, почти автоматически совершающие ритуальное убийство.

Кецалкоатль у индейцев считается учителем людей; он дал им знание, вывел из дикости и отвратил от богов зла: их образы длинной вереницей проходят за его спиной.

Но жрецы смогли вновь навязать людям жестоких богов и жертвоприношения. И тогда Кецалкоатль покидает их, уплывая на плоту из змей и обещая вернуться через пять столетий.
Его рука как бы указывает на это время, на обещанное возмездие. И вот мы видим пришествие испанцев, мощную, величественную и холодную фигуру Кортеса.

Эрнан Кортес – испанский конкистадор, завоевавший Мексику и уничтоживший государственность ацтеков.

Но... Наблюдая жизнь молодых американцев, он испытывает чувство горечи за судьбу своего народа, ненависть ко всем угнетателям. Эти переживания накладывают свой отпечаток на живописную манеру художника. В его фресках начинает звучать сильное трагедийное начало.

Х. Ороско «Прометей» (1930)
«Прометей» – одна из сцен в росписи Помона-колледжа в Клермонте. Прометей – античный герой, укравший у богов огонь, чтобы принести его людям. За это он навеки прикован к скале. Этот образ трактован художником как фигура воина на фронтоне древнегреческого храма. В мощном его теле заключена огромная сила, но он простирает вверх руки, как бы в попытке раздвинуть неколебимый, нависающий над ним каменный свод. Для Ороско это был период трудных и острых переживаний. Его фреска «Прометей» взывает к свету и в то же время полна горестного ощущения бессилия.

Фрески Дармут-колледжа в Ганновере, в Нью-Хэмпшире (1932-1934), отличаются яростным неприятием всего, что причастно к миру угнетения и несправедливости. Художник высмеивает и академическую науку, вернее, догматические знания. Он изображает академическую науку в виде трупа, рождающего уродливые скелетики, которые принимают в руки скелеты, одетые в академические мантии. Картина символизирует науку, лишенную гуманизма. Когда она только воспроизводит сама себя, тогда она мертва и может породить только мертвое.

Образ Христа, разрушающего свой крест, завершает этот цикл фресок. Возможно, это изображение нового пришествия Христа, но уже не агнца, а борца и революционера, который разрушает старый мир насилия и призывает открыть новую страницу истории.
Когда Ороско спросили, на что он рассчитывает, создавая свои фрески, он ответил: «Быть может, они помешают студентам в будущем топить в море сахар. Всё здесь такое сладкое».

Возвращение в Мексику

В 1934 г. к власти в Мексике пришли либералы, и для художников открывается возможность возвращения на родину.
Наиболее значительные работы Ороско второго мексиканского периода: росписи во Дворце изящных искусств в Мехико, росписи госпиталя Кабаньяс в Гуадалахаре.

Часовня госпиталя
Госпиталь Кабаньяс – больница в городе Гвадалахара. Комплекс был основан в 1791 г. епископом Гвадалахары Фраем Антонио Алькальде как сочетание работного дома, больницы, детского дома и богадельни. Своим названием комплекс обязан последователю Алькальде, Хуану Руису де Кабаньясу, который и предложил известному архитектору Мануэлю Толсу разработать план комплекса.
Кабаньяс была украшена циклом стенных росписей, которые расцениваются как шедевры мексиканского искусства, включая аллегоричную композицию Ороско «Человек огня».

Х. Ороско «Человек огня»
Живопись Ороско на стенах часовни госпиталя сочетает элементы культуры мексиканских индейцев (боги, жертвоприношения, храмы) с культурой испанцев (короли, монахи, церкви), которые изображены в противостоянии в сценах евангелизации и завоевания.

Фреска изображает, как «образовывали» индейцев испанские священники.
В этом же городе он исполняет фрески в аудитории университета и Паласио де Гобьерно. Основные темы росписей Ороско этого периода – трагические моменты истории мексиканской революции, угнетатели, конфликт между лицемерными вожаками движения и революционным народом.

Х. Ороско «Достижение»
Ороско стал очевиднее выражать эмоциональное восприятие истории, свою личную, чисто человеческую позицию. Это постепенно уводит его от социального искусства. Карнавал мертвецов, скелетов, монстров олицетворяют у художника зло современного мира. Цветовая гамма его росписей становится мрачной, а затем цвет вообще исчезает из его росписей, развертывающихся как черно-белая лента ужасов.
В цикл фресок Дворца правительства Ороско включает композицию «Политический цирк». В виде чудовищного шабаша деспотизма художник представляет здесь все современные ему политические силы. Его искусство теряет веру в революционные возможности народа. Отвращение к буржуазному миру перерастает в субъективное неприятие всей жизни, которая открывается художнику лишь своими страшными гримасами.

Х Ороско «Война». Чёрно-белая фреска (1940). Библиотека Габино-Ортес в Хикильпане
Как истошный вопль затерянного в мире одиночки звучат его росписи в библиотеке в Хикильпане, в штате Мичоакан (1940), где появляется изображение «массы», представленной в виде фантасмагорического сочетания дубин, кривых лап и зубастых пастей. Духом грозной жестокости проникнуты росписи Верховного суда в Мехико (1940-1941). Вырвавшийся на свободу демон буйствует во фресках церкви св. Креста в Мехико (1944).

Из биографии художника (1883-1949)

Д. Сикейрос. Портрет Х.К. Ороско

Хосе́ Клеме́нте Оро́ско – мексиканский живописец. Является одним из основателей мексиканской школы монументальной живописи.
Родился в Сапотлане (мексиканский штат Халиско). Жил с родителями сначала в Гвадалахаре, а затем в Мехико.
Учился в Академии художеств в Мехико (1908-1814). После этого поступил в сельскохозяйственное училище в Сан-Хасинто, затем в Национальную подготовительную школу Мехико на отделение математики и архитектуры. В 17 лет Ороско покалечил себя, экспериментируя с порохом: потерял кисть левой руки и серьёзно повредил глаз.
Был участником Мексиканской революции 1910-1917 гг. Постоянно занимался живописью. В 1916 г. открылась персональная выставка Ороско «Этюды женщин», на которой экспонировались не только его работы, посвященные женщинам, но и политические карикатуры
В 1917-1919 и 1927-1934 гг. жил в США. Вернувшись в Мехико, в 1922-1923 гг. выполнил первую настенную роспись для большого двора Национальной подготовительной школы, где ранее сам учился. А в 1926 г. исполнил огромную фреску в Промышленной школе в Орисабе.
В 1926-1927 гг. работал в Национальной подготовительной школе Мехико.
В 1927-1934 гг. – снова США, где он работал в колледжах «художником в резиденции», т.е. жил в кампусе школы во время работы над фреской, вовлекая студентов в свою работу.
Вернувшись в Мехико в 1934 г., работал в основном в Мехико и Гвадалахаре (в 1949 здесь основан Музей-мастерская Ороско).

Памятник Х. Ороско в Гвадалахаре
Росписи 30-40-х гг. – воплощение гневного протеста против угнетения и страдания человека. Для них характерны сильная экспрессия, острый гротеск, динамика, резкие контрасты чёрного, красного, белого цветов (росписи в аудитории университета, госпитале Каваньяса, Паласио де Гобьерайоно в Гвадалахаре).
Творчество Х.К. Ороско не ограничивалось только монументальной живописью: он является автором многочисленных станковых картин, литографий, рисунков; известен Ороско и как иллюстратор.
Умер художник в Мехико 7 сентября 1949 г. Он не успел завершить свою последнюю работу – роспись одного из зданий жилого комплекса «Мигель Алеман».

Хосе Клементе Ороско — один из самых известных и великих художников Мексики. Родился в 1883 году. Зарекомендовал себя как один из самых главных и значимых художников-монументалистов XX века. Его творчество имеет глубокую социальную составляющую. Такое явление в искусстве, как протест против угнетения человека и человеческих свобод, несправедливость в мире, жестокость и другие проблемы довольно распространённое явление среди художников, скульпторов, писателей и так далее. Однако великие люди всегда делали это по своему, так, как никто до них не делал. Впоследствии у них появляется много последователей, и творчество таких творцов становится менее заметным. Многие люди перестают чувствовать их значимость, как первопроходцев жанра. Это произошло в Энди Уорхолом, с Сальвадором Дали, Казимиром Малевичем, Пабло Пикассо, первыми импрессионистами, авангардистами и такими новаторами, как художник, работы которого представлены здесь.

Хосе Клементе Ороско был знаменитым муралистом (занимался настенной росписью). Однако он сильно отличался от других художников и художников-муралистов Мексики. Мексиканские муралисты для своего творчества, которое, как известно, был призвано для привлечения туристов и их заинтересованности, использовали смешанную технику из традиционной культуры своей страны и современной живописи. Хоть этому следовал и сам Хосе Клементе Ороско, он всегда протестовал против использования искусства в целях рекламы. По этой и другим причинам его творчество более мрачно и глубоко, чем искусство того же художника и муралиста .