Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Фарс значение слова с примерами. Значение слова фарс

Фарс значение слова с примерами. Значение слова фарс

Средневековый комический театральный жанр - комедия. Фарс - странное дитя двух несовместимых родителей. Если комедия - его матушка, то отцом, давшим ему имя, стал церковный текст, в котором фарсом называли вставки (перевод - "начинка") - Epistola cum farsa или Epistola farsita, впрочем, их было множество в гимнах и даже просто в молитвах. Если продолжить сравнение, рассматривая то здесь не слишком далеко расположилась и столь излюбленная древнеримским населением трагедия. Фарс в данном случае заключался в том, что на арене бедных трагиков пожирали хищные звери под жизнерадостные вопли зрителей. Не зря вспоминается поговорка, что любое действие только впервые может быть трагедией, повторенное дважды - уже фарс. Это перестаёт убеждать. Так что же такое фарс?

Итак, термин закрепился за небольшой драматической интермедией в 12-м веке. Фарс - это и проблемы семьи, и отношения слуги и хозяина, и плутовство, и похождения солдат и студентов, любые как батраков и торговцев, так и судей и чиновников.

Образные ряды пестрят комическими ситуациями, достигаемыми довольно дешёвыми средствами - при помощи потасовок и перебранок. Развитие сюжета предполагает перескакивание из одного места действия в другое, единства нет. Характеры глубоко не раскрываются, персонажи в основном каламбурят и острят. Темы разнообразны и заимствованы чаще всего из окружающей повседневности. Постановочные средства самые примитивные, поскольку подготовки к спектаклям не предусмотрено. К концу 15-го века количество фарсов возрастает, наступает расцвет жанра.

Фарс - это расцвет французского театра

Французский театр при всей его зачаточности уже к 12-му веку приобрёл некоторые чисто фарсовые черты. Построение на остроумных сюжетных ходах. Персонажи - предшественник Арлекина (Herlequin), алхимик, монах. Особенно знаменитой становится трилогия о Потилене, стряпчем, ловкаче и пройдохе. Автор неизвестен. Подозреваются и Вийон, и де ла Саль, и Бланше. Назидательные и политические фарсы сочиняла королева Марго (Наваррская, та самая). Значительно позже постоянно просвечивал фарс в комедиях знаменитого Мольера. Например, или "Проделки Скапена". Критическое время развития театра - 17-й век. Фарс уходит с французской сцены. На его место с триумфом приходит полновесная литературная комедия.

Фарс - это отец итальянской комедии

Фарс, сам по себе не слишком самостоятельное драматургическое действо, оказал огромное влияние на всего мира. В том числе Италия стала настоящим домом для фарса, но в итоге получила талантливое дитя - комедию дель арте, с бессмертными масками Коломбины, Панталоне, Доктора и Арлекина.

Фарс - это главный жанр на подмостках средневековой Европы

Литература и других европейских стран оставила нам в наследство образчики этого жанра. В Германии существовали масленичные игры, бичующие человеческие слабости. В 12-15-м веках в сочинении фарсов чаще всего преуспевали мейстерзингеры (немецкие поэты-певцы), особенно нюрнбергские. Подобно рыцарям, гордящимся происхождением, мейстерзингеры были настоящими профессионалами и уважали искусство поэзии как ремесло. А в Испании творил Сервантес. Самые знаменитые фарсы его гениального пера - "Два болтуна" и "Театр чудес".

ФАРС (франц. farce, от лат. farcio – начинка, фарш), термин имеет несколько значений.

1. Вид народного театра, получивший распространение в большинстве западноевропейских стран в 14–16 вв. Легкие развлекательные сценки, разыгрываемые актерами-масками, действующими в рамках постоянных характеров, ведут свое начало из народных обрядов и игр. В период становления христианства этот вид зрелищ сохранялся в представлениях странствующих актеров, называвшихся в разных странах по-разному (гистрионы, скоморохи , ваганты, шпильманы, мимы, жонглеры, франки, хугляры и т.д.). Такие представления жестоко преследовались церковью, и существовали практически на «подпольном» положении. Однако, с развитием и ростом популярности мистерий (14–16 вв.), в них все большее место начали занимать комедийно-бытовые элементы, интермедии , слабо связанные с основным религиозным действом. Собственно, именно тогда и возник термин «фарс» – главное патетическое и торжественное действие «начинялось» комедийными вставками. Так началось возрождение народного театра. Фарс постепенно складывался в отдельный жанр, причем не только в рамках профессионального, но и самодеятельного театра – объединений горожан, широко занятых в комедийных эпизодах мистерий и осуществлявших организационную работу по их проведению (во Франции – братстваи шутовские общества, в Нидерландах – камеры риторов, в Германии – мейстерзингеры). Фарс стал истинно народным, демократическим жанром зрелищно-театрального искусства. Так, во Франции в 15–16 вв., наряду с мистерией и моралите , получил широкое распространение фарсовый театр соти (франц. sotie, от sot – глупый), где все персонажи выступали в обличии «дураков», аллегорически изображающих общественные пороки. Не менее широко фарсовые сценки были распространены в массовых праздниках, особенно – карнавалах , предварявших начало Великого поста . Для фарса характерен грубоватый юмор, буффонада, импровизация, акцент не на индивидуальных, а типических чертах персонажей. Наибольшую известность получили французские фарсы: Лохань , цикл об адвокате Патлене и т.д. Эстетика средневековых фарсов оказала серьезное влияние на развитие европейского театра (в Италии – комедия дель арте ; в Англии – интерлюдии; в Испании – пасос; в Германии – фастнахтшпиль; и т.д.). Фарсовые мотивы отчетливо видны и в литературном творчестве драматургов эпохи Возрождения (Шекспира , Мольера , Сервантеса и др.).

2. С 19 в. термин фарс употребляется в качестве названия отдельного жанра драматургии и театральных спектаклей, сохраняющих основные черты средневекового фарса: легкость и непритязательность сюжета, буффонный юмор, однозначность характеров, внешние комические приемы. Часто служит синонимом водевиля, сценического анекдота, комедии положений, театральной и цирковой клоунады и т.д.

3. На бытовом уровне слово «фарс» употребляется для определения грубой шутки, эпатажной выходки.

Татьяна Шабалина

Со времени своего возникновения и до второй половины XV века фарс был площадным, плебейским. И только потом, пройдя долгий, скрытый путь развития, он выделился в самостоятельный жанр.

Название «фарс» происходит от латинского слова farsa, что означает «начинка». Такое название возникло потому, что во время показа мистерий фарсы вставляли в их тексты. По свидетельству театроведов, истоки фарса находятся значительно дальше. Он возник из представлений гистрионов и карнавальных масленичных игр. Гистрионы дали ему направление тематики, а карнавалы – игровую суть и массовость. В мистерии же фарс получил дальнейшее развитие и выделился в отдельный жанр.

С начала своего возникновения фарс имел целью критиковать и высмеивать феодалов, бюргеров и вообще знать. Такая социальная критика сыграла важную роль в рождении фарса как театрального жанра. В особый тип можно выделить фарсовые представления, в которых создавались пародии на церковь и ее догматы.

Масленичные представления и народные игры стали импульсом к возникновению так называемых дурацких корпораций. В их состав входили мелкие судейские чиновники, школяры, семинаристы и пр. В XV веке такие общества распространились по всей Европе. В Париже было 4 крупных «дурацких корпорации», которые регулярно устраивали просмотр фарсовых представлений. В таких просмотрах ставились пьесы, в которых осмеивались выступления епископов, словоблудие судей, парадные, с большой помпой, въезды королей в город.

Светские и церковные власти отреагировали на эти выпады гонениями на участников фарсов: их изгоняли из городов, сажали в тюрьмы и т. д. Кроме пародий, в фарсах разыгрывались сатирические сценки-соти (sotie – «глупость»). В этом жанре были уже не бытовые персонажи, а шуты, дураки (например, тщеславный дурак-солдат, дурак-обманщик, клерк-взяточник). В соти нашел воплощение опыт аллегорий моралите. Наибольшего расцвета жанр соти достиг на рубеже XV-XVI веков. Даже французский король Людовик XII использовал народный театр фарса в борьбе с Папой Юлием II. Сатирические сценки таили в себе опасность не только для церковных, но и для светских властей, потому что в них высмеивались и богатство, и дворянство. Все это дало повод Франциску I запретить представления фарса и соти.

Поскольку представления соти носили условно-маскарадный характер, то в этом жанре не было той полнокровной народности, массовости, вольнодумия и житейски конкретных персонажей. Поэтому в XVI веке более действенный и буффонный фарс стал господствующим жанром. Его реализм проявлялся в том, что в нем присутствовали человеческие характеры, которые, правда, были даны еще несколько схематично.

В основе практически всех фарсовых сюжетов лежат чисто бытовые истории, т. е. фарс всем своим содержанием и художественностью полностью реален. В сценках высмеиваются солдаты-мародеры, монахи, торгующие индульгенциями, заносчивые дворяне и жадные купцы. С виду незамысловатый фарс «О мельнике», имеющий смешное содержание, на самом деле содержит злую народную усмешку. В пьесе рассказывается о недалеком мельнике, которого одурачивают молодая мельничиха и поп. В фарсе точно подмечены черты характеров, показывающие публике сатирический жизненно-правдивый материал.


Рис. 13. Сцена из «Фарса об адвокате Патлене»

Но авторы фарсов высмеивают не только попов, дворян и чиновников. Не остаются в стороне и крестьяне. Настоящим героем фарса становится пройдоха-горожанин, который при помощи ловкости, остроумия и сметки побеждает судей, купцов и всякого рода простаков. О таком герое в середине XV века написан целый ряд фарсов (об адвокате Патлене) (рис. 13 ).

Пьесы рассказывают о всевозможных приключениях героя и показывают целую череду весьма колоритных персонажей: педанта-судьи, глуповатого купца, корыстного монаха, прижимистого скорняка, недалекого на вид пастуха, который на самом деле обводит вокруг пальца самого Патлена. Фарсы о Патлене красочно рассказывают о быте и нравах средневекового города. Временами они достигают высшей для того времени степени комизма.

Персонаж этой серии фарсов (так же как и десятки других в разных фарсах) был настоящим героем, а все его проделки должны были вызывать сочувствие зрителей. Ведь его плутни ставили в глупое положение сильных мира сего и показывали преимущество ума, энергии и ловкости простого народа. Но прямой задачей фарсового театра было все же не это, а отрицание, сатирическая подоплека многих сторон феодального общества. Положительная сторона фарса была развита примитивно и вырождалась в утверждение узкого, мещанского идеала.

В этом видна незрелость народа, который был подвержен влиянию буржуазной идеологии. Но все же фарс считался народным театром, прогрессивным и демократическим. Главным принципом актерского искусства для фарсеров (актеров фарса) были характерность, порой доведенная до пародийной карикатуры, и динамизм, выражающий жизнерадостность самих исполнителей.

Постановки фарсов осуществлялись силами любительских обществ. Самыми известными комическими ассоциациями во Франции были кружок судейских клерков «Базошь» и общество «Беззаботные ребята», которые переживали свой наивысший расцвет в конце XV – начале XVI века. Эти общества поставляли для театров кадры полупрофессиональных актеров. К нашему большому сожалению, мы не можем назвать ни одного имени, потому что в исторических документах они не сохранились. Хорошо известно одно-единственное имя – первого и самого прославленного актера средневекового театра француза Жана де л’Эспина, прозванного Понтале. Это прозвище он получил по названию парижского моста, у которого он устраивал свои подмостки. Позднее Понтале вступил в корпорацию «Беззаботные ребята» и стал в ней главным организатором, а также лучшим исполнителем фарсов и моралите.

Сохранилось множество свидетельств современников о его находчивости и великолепном импровизационном даре. Приводили такой случай. По роли Понтале был горбуном, и на его спине был горб. Он подошел к горбатому кардиналу, прислонился к его спине и сказал: «А все же гора с горой могут сойтись». Еще рассказывали анекдот о том, как Понтале у себя в балагане бил в барабан и этим мешал священнику соседней церкви служить мессу. Разгневанный священник пришел в балаган и изрезал ножом кожу на барабане. Тогда Понтале надел на голову дырявый барабан и пошел в церковь. Из-за хохота, стоявшего в храме, священник вынужден был прекратить службу.

Большой популярностью пользовались сатирические стихотворения Понтале, в которых явно просматривалась ненависть к дворянам и попам. Огромное негодование слышно в таких строках:

А ныне дворянин-злодей!
Громит и губит он людей
Безжалостней чумы и мора.
Клянусь вам, надобно скорей
Их всех повесить без разбора.

О комическом таланте Понтале знало так много народу и слава о нем была так велика, что знаменитый Ф. Рабле, автор «Гаргантюа и Пантагрюэля», считал его самым большим мастером смеха. Личный успех этого актера говорил о том, что приближается новый профессиональный период в развитии театра.

Монархическая власть была все больше недовольна городским вольнодумием. В связи с этим судьба веселых комических любительских корпораций была самой плачевной. В конце XVI – начале XVII века прекратили свое существование крупнейшие корпорации фарсеров.

Фарс хоть и был всегда гонимым, но оказал большое влияние на дальнейшее развитие театра Западной Европы. Например, в Италии из фарса развилась комедия дель арте; в Испании – творчество «отца испанского театра» Лопе де Руэда; в Англии по типу фарса писал свои произведения Джон Гейвуд; в Германии – Ганс Сакс; во Франции фарсовые традиции питали творчество гения комедии Мольера. Так что именно фарс стал связующим звеном между старым и новым театром.

Средневековый театр очень старался преодолеть влияние церкви, но это ему не удалось. Это стало одной из причин его заката, моральной смерти, если хотите. Хотя в средневековом театре не было создано значительных произведений искусства, весь ход его развития показал, что сила сопротивления жизненного начала религиозному постоянно возрастала. Средневековый театр подготовил почву для возникновения мощного реалистического театрального искусства эпохи Возрождения.

Фарсёр … Русское словесное ударение

фарс - фарс, а …

фарсёр - фарсёр, а … Русский орфографический словарь

фарсёр - фарсёр … Словарь употребления буквы Ё

фарс - фарс/ … Морфемно-орфографический словарь

- (франц. farce, латин. farsa) один из комических жанров средневекового театра. В VII веке в церковной латыни farsa (farsia) обозначало вставку в церковном тексте (Epistola cum farsa, Epistola farsita и пр.), позже эти вставки стали обычны в… … Литературная энциклопедия

Фарсёр, фарсёры, фарсёра, фарсёров, фарсёру, фарсёрам, фарсёра, фарсёров, фарсёром, фарсёрами, фарсёре, фарсёрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

фарс - а, м. farce f. 1. Связанная с народной традицией комедия XIV XVI вв. сатирического, бытового или иного содержания с широким использованием внешнего комизма; представление такой комедии на сцене. БАС 1. Давались смешные сценки фарсы, в которых… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Фарс - ФАРС. Герой каждого драматического произведения, охваченный единым, цельным стремлением, страстью, наталкиваясь на противоборство окружающей среды, неизбежно нарушает нормы, обычаи и привычки этой среды. Герои комедии нарушают социально… … Словарь литературных терминов

- (фр. farce). Небольшое драматическое произведете в комическом, большею частью, банальном духе, комическая пьеса. 2) смешная выходка, забавная шалость. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАРС в широком… … Словарь иностранных слов русского языка

Книги

  • Фарс, комедия, трагикомедия , Андреев М.Л.. В монографии исследуются пути, которые проходит драма от эпохи 171;второго рождения 187;в средневековой литургии и народном празднике до наиболее значимых моментов жанровых сдвигов,…
  • Фарс комедия трагикомедия Очерки по исторической поэтике драматических жанров , Андреев М.. В монографии исследуются пути, которые проходит драма от эпохи «второго рождения» в средневековой литургии и народном празднике до наиболее значимых моментов жанровых сдвигов, развилок,…
фарс

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

фарс

м. фарсы мн. франц. шутка, забавная шалость, смешная выходка шутника. Фарсить, ломаться, дурачиться, передразнивать, смешить, выкидывать шутки или штуки. Фарсун, фарсунья, кто фарсит, выкидывает фарсы.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

фарс

фарса, м., и (устар.) ФАРСА, фарсы, ж. (фр. farce).

    Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания (лит., Театр.). Театр комедии и фарса.

    перен., только ед. Непристойное, постыдное, циничное зрелище (публиц.). В большинстве капиталистических государств т. наз. "свободные" выборы превратились в жалкий фарс.

    Грубая шутка, шутовская выходка (разг. устар.). Всех рассмешит надутой речью, гримасой, фарсой площадной. Лермонтов.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

фарс

    Театральная пьеса легкого, игривого содержания с внешними комическими эффектами.

    перен. Нечто лицемерное, циничное. Грубый ф.

    прил. фарсовый, -ая, -ое (к 1 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

фарс

    1. Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания с широким использованием внешних комических эффектов.

      Игра актера, при которой комический эффект достигается лишь внешними приемами, а также внешние приемы, с помощью которых достигается комизм.

  1. перен. Непристойное, постыдное, циничное зрелище.

    разг. Грубая шутка, шутовская выходка.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

фарс

ФАРС (франц. farce, от лат. farcio - начиняю: средневековые мистерии "начинялись" комедийными вставками)

    вид средневекового западноевропейского (преимущественно французского) народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера (14-16 вв.). Близок немецкому фастнахтшпилю, итальянской комедии дель арте и др.

    В театре 19-20 вв. комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.

фарс

историческая область на юге Ирана. До арабского завоевания (7 в.) называлась Парса, Персида. В средние века - ядро государств Буидов, Мозафферидов, Зендов и др.

Фарс

Фарс - комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.

В Средневековье фарсом также назывался вид народного театра и литературы, распространённый в XIV - XVI веках в западноевропейских странах. Созрев внутри мистерии, фарс в XV веке обретает свою независимость, а в следующем столетии становится господствующим жанром в театре и литературе. Приёмы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде.

Основной стихией фарса являлась не сознательная политическая сатира , а непринуждённое и беззаботное изображение городского быта со всеми его скандальными происшествиями, непристойностью, грубостью и весельем. Во французском фарсе часто варьировалась тема скандала между супругами.

В современном русском языке фарсом обычно называют профанацию, имитацию какого-либо процесса, например судебного.

Фарс (остан)

Фарс (- Fārs , или پارس - Pārs ), Парс - одна из 31 провинции (остана) Ирана, а также историческая область. Находится на юге страны, у Персидского залива. Площадь - 122 608 км², население - 4 596 658 человек (2011). Административный центр - город Шираз.

Провинция Фарс - историческая родина персов и персидского языка, а также колыбель иранской государственности. Латинизированное название Персия происходит от древнеперсидского названия этой области - Парса или Парсуаш .

Фарс (значения)

Фарс - многозначное понятие:

  • Фарс - комедия лёгкого содержания.
    • Жанр средневековой драмы - см. Фарс в Средневековье.
  • Фарс - остан и историческая область в Иране.
  • Фарс - река в Адыгее и Краснодарском крае.
  • «Фарс» - картина (1988) народного художника России Валерия Балабанова (1939-2009).

Фарс (река)

Фарс - река в Адыгее и Краснодарском крае, левый приток Лабы (бассейн Кубани).

Длина - 197 км, площадь водосборного бассейна - 1450 км². Общее падение - 910 м, уклон - 4,61 м/км. По данным государственного водного реестра России относится к Кубанскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки - Лаба от впадения реки Чамлык и до устья, речной подбассейн реки - подбассейн отсутствует.

На реке расположены крупные станицы: Новосвободная, Махошевская, Ярославская, Дондуковская, а также крупный аул Хакуринохабль.

Река имеет много притоков. Самые крупные из них: Псефирь, Сераль.

В верховьях Фарса видны остатки «турецкого вала», места, где была линия обороны черкесов в период кавказской войны. Здесь располагается знаменитая роща медвежьего орешника. В долине Фарса находится известная в истории Богатырская поляна , на которой было свыше 400 дольменов.

Примеры употребления слова фарс в литературе.

Фарс , который Тумас и Биргитта Каролина крутят на крохотном игрушечном проекторе, был у меня самого в детстве.

Вскоре Бхутто был арестован по явно сфабрикованному обвинению в соучастии в политическом убийстве и после долгого судебного фарса повешен.

Отец героя - знакомый по Аристофану, по ателланам и народному фарсу старик, брюзжащий скупой, зачастую и сам влюбчивый.

Пожав плечами и неловко улыбаясь, он протянул руки вперед, словно хотел сказать: ну и что, если солнечная система распадается, что мы находимся в необычном гравитационном поле, на необычном корабле, посреди космической пустоты, что я нахожусь сейчас посреди какого-то будуарного фарса .

Хелла Вуолийоки, сначала недоверчиво относившаяся к переработке Брехта, прочитав пьесу в переводе на финский, признала, что ее герой стал подлинно национальным типом и что комедия из фарса превратилась в глубоко содержательную социальную пьесу.

Издалека его муки кажутся фарсом - уж больно смешны скачки от мудрости к отупению и употребление плодов разума для игры на животе, как на барабане, беготни на ста ногах или выстилания стен мозгом.

Хильда повернулась к Зебу и спокойно спросила: - Первый пилот, было ли мое избрание фарсом ?

В первый раз гражданина Иванова Ивана Ивановича за попытку рассказать правду, похожую на фарс , смертным боем била братва.

Да и не стол ли, не разновидность ли престола и кивория - деревянные подмостки италийского фарса , крытые балдахином, со ступеньками внизу?

Аудитория буйно ревела, отзываясь, впрочем, не столько на суть фарса , в чем бы там она ни состояла, сколько на буйные, поразительно беспорядочные пляски коммунарок, чьи голые щиколотки и лодыжки отчетливо различались под обтрепанными подолами их размахаистых балахонов.

Терборх, Метсю, Стэн и другие - выбирали для своих картин светские и изящные сюжеты или изображали легкомысленное веселье, проказы, фарсы и празднества.

Обыгрывая маньеристские контрасты, Мидлтон ввел в трагедию черты сатирической комедии нравов, местами граничащей с фарсом .

Между нами сказать, я бы этой пиесы никогда не поставил: какой-то тривиальный фарс .

Отчаянно захотелось домой, на ферму Фолдора, где можно скрыться от всего мира, заняться работой, где не было волшебников, долгих напрасных поисков, ничего напоминавшего о тете Пол и грубом фарсе , в который она превратила его жизнь.

О Кароне, переиздававшем небольшим тиражом редкие старинные фарсы , фацеции и проч.