Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

ЕГЭ. История

1. В чем состояли причины обострения Восточного вопроса?

Рост потребности в колониях с углублением промышленной революции в качестве источника сырья и рынка сбыта;

Дальнейшее ослабление Османской империи, её превращение в «больного человека Европы».

2. Как повлияло соперничество России, Англии и Франции за влияние на Ближнем Востоке на развитие Османской империи?

Начавшаяся экспансия европейских держав на Балканском полуострове вынудила Османскую империю провести некоторые реформы. В частности, была упорядочена система налогообложения, официально была введена частная собственность на землю.

3. Сформулируйте черты колониализма на примере политики Англии в Индии.

Черты колониализма в Индии:

Колониальная система была направлена на получение максимальной прибыли;

Главным из налогов был земельный;

Большие прибыли колониальные власти получали от своей монополии на соль и опиум;

Власти создали систему образования для высших каст, выпускники которой занимали должности в колониальной администрации;

Размер земельного налога разорял крестьянство;

Налоговое бремя несли не отдельные хозяйства, а крестьянские общины, потому за долги продавали земли целых общин, что вело к массовому обезземеливанию крестьян, пополнявших рынок вольнонаёмного труда;

Земля переходила в руки местной знати и выходцев из метрополии;

Крупные землевладельцы предпочитали экспортные культуры, в результате в самой Индии выращивали недостаточно продуктов питания;

Беспошлинный ввоз английских товаров разорял ремесленников и не давал подняться собственной промышленности.

4. Охарактеризуйте положение индийского населения. Укажите причины и последствия восстания сипаев. Как восстание повлияло на изменение колониальной политики Великобритании в Индии?

Положение индийского население в основном определялось религиозной и, в случае с индусами, кастовой принадлежностью. Однако даже представители высших каст и княжеских родов вынуждены были подчиняться высшим чиновникам правления Ост-Индской компании – выходцам из Британии. Особое положение занимали сипаи – солдаты колониальной армии, представители местного, в основном мусульманского населения. Они подчинялись непосредственно руководству компании, были неподконтрольны местным князьям, но одновременно занимали явно более низкое место в социальной иерархии, чем солдаты из метрополии. Именно сипаи и восстали против колониальных порядков по следующим причинам:

Сипаи периодически возмущались низким, по их мнению, жалованием;

Непосредственным поводом к восстанию стало введение новых ружей, для заряжения которых требовалось надкусить бумажный патрон: прошёл слух, что этот патрон пропитан свиным салом – для мусульман-сипаев кусать свинину было святотатством;

Сипаи составляли основу вооружённых сил компании, потому они решили, что сами смогут захватить власть в Индии.

В результате восстания Ост-Индская компания прекратила своё существование, Индия была передана под непосредственное управление британской короны (руководство на месте осуществлял назначенный монархом вице-король). Сипайская армия была реорганизована и сокращена. Серьёзно было упорядочено управление Индией, в частности, под защитой оказались некоторые права арендаторов.

5. Выявите основные этапы закабаления Китая. Какие последствия для Китая имели неравноправные договора с индустриальными странами? Какую роль в подчинении Китая сыграли «опиумные войны»?

«Опиумные войны» сыграли ключевую роль в подчинении Китая. Именно договоры по их итогам открывали каждый новую веху в закабалении страны, всё больше открывая рынки для иностранной экспансии. Таким образом, этапы закабаления выглядели следующим образом:

1842-1860 годы – период умеренной, но не полной экспансии, активного проникновения европейских товаров в Китай и оттока из него серебра;

1860-1911 годы – период полной зависимости Китая от разделивших его на сферы влияния европейских держав.

Подчинения Китая происходило как раз с помощью неравноправных договоров со странами Европы, а также США. Часть из них была подписана в результате «Опиумных войн», другая – в тщетной надежде уравновесить влияние стран-участниц «Опиумных войн».

6. Почему Японии удалось избежать порабощения индустриальными странами? Заполните таблицу.

Япония долго, насколько могла, сохраняла полную (а не частичную как Китай) самоизоляцию, а потом резко и успешно встала на путь модернизации, что и позволило ей избежать порабощения индустриальными странами.

Крымская (Восточная) война (1853-1856 гг.) явилась переломным моментом не только во взаимоотношениях европейских держав по отношению к Ближневосточно­му региону. В основе международной политики и тайной дипломатии лежали 2 ос­новных противоречия:

Столкновение интересов Англии и России на Ближнем Востоке в связи с борь­ бой за преобладающее влияние в османских владениях.

Франко-русское соперничество в вопросе обладания Святыми местами в Пале­ стине.

Все это не могло не вызвать серьезных изменений во внутренней и внешней по­литике государства Российского. Следует подчеркнуть, что к середине XIX века Рос­сия заняла достаточно прочные позиции в Европе и на Востоке в целом. Вступив в спор с Францией о правах католиков и православных на Святой земле, Николай I считал, что наступило благоприятное время для решения, в выгодном исключительно для России плане, давно существовавшего и наболевшего донельзя вопроса. Сочтя Турцию «больным человеком» Европы, российский император решил приступить к зондированию почвы по вопросу расчленения османских владений.

Осуществляя религиозное прикрытие своих политических амбиций, российский государь решил направить в Константинополь своего чрезвычайного и полномочного посла, чтобы оказать давление на султана и Порту и добиться от них уступок. Во гла­ве миссии был поставлен князь Александр Сергеевич Меньшиков. Поручение, дан­ное ему непосредственно Николаем I, имело двоякую цель: он должен был принять надлежащие меры к тому, чтобы уладить возникшее столкновение между Турцией и Черногорией, а также поддержать позиции Русской православной церкви и восстано- вить ее прежние привилегии. Кроме официальных мер, А.С.Меньшикову разреша­лось предложить султану заключить тайный оборонительный союз против Франции. Ему были даны инструкции для общения с представителями иностранных государств по этому поводу. В инструкциях специально указывалось, чтобы посол вел себя по отношению к Франции «дружественно, мирно, приветливо, но в то же время осто­рожно и твердо, не делая никаких напрасных вызовов, но вместе с тем - и никаких уступок».

Трехмесячные бесплодные переговоры князя А.С.Меньшикова закончились отъ­ездом из Константинополя 22 мая 1853 г. Перед отъездом он объявил, что считает поручение свое оконченным и что императорский двор не может, не нарушая своего достоинства, не подвергаясь новым оскорблениям, оставить далее посольство свое в Константинополе и продолжать политические сношения с оттоманским правительст­вом на прежних основаниях.

В итоге вышеупомянутых событий, у российского правительства осталось два пу­ти: либо идти на дипломатический разрыв с Турцией, либо начать войну. Ошибка политики Николая I заключалась в том, что он по-прежнему надеялся на союз с Анг­лией при полной поддержке Австрии и нейтрализации Франции. Немаловажную роль в настоящем политическом инциденте сыграл и личностный фактор. Дело в том, что Николай I был непосредственным инициатором всех дипломатических заявлений и действий, вызвавших войну. При этом между раздражительным и непоследователь­ным в своих решениях монархом и спокойным, умеренным государственным канц­лером Нессельроде согласия не было. Таким образом, можно сделать вывод, что у России в этот период еще не существовало целостной внешнеполитической концеп­ции, направленной на пересмотр давно устаревшей монархической системы, уста­новленной в мире с 1815 г.

Спор о Святых местах, в котором главенствующая роль изначально отводилась религиозному фактору - защите угнетенных христиан, перерос сначала в дипломати­ческий скандал, а затем в международный военно-политический затяжной кризис, основой которого стал вопрос о политическом преобладании России на Востоке, с чем, естественно, не могли согласиться западные державы.

Итак, за один год политическое положение Европы подверглось коренному изме­нению. Держась начал Священного союз, император Николай I потратил большую часть своего царствования искреннему служению интересам Европы, благодаря чему не имел времени заняться внутренними реформами государственного устройства России, и только неудачная борьба с половиной Европы заставила его увидеть недос­татки своей внутренней политики. Но он не успел осуществить преобразования в сфере государственной деятельности России. Эти задачи оказались возложенными на Александра II, годы правления которого (1855-1881 гг.), открыли новую эру в рус­ской истории.

Наряду с внутренними реформами Александр II продолжал и восточную полити­ку, где на первом плане, по его мнению, по-прежнему оставались религиозно-национальные и материальные интересы России на Востоке в целом. Учитывая внут­ригосударственные интересы, в 1856 г. место вице-канцлера, занимаемое Нессельро­де, перешло к князю Горчакову, бывшему русским послом в Вене. В годы правления Александра II восточная политика России прошла 2 этапа:

1856-1870 гг. - попытки ликвидации унизительного и ограничительного Па­ рижского мира;

1870-1881 гг. - начало восстановления русского влияния на Востоке, сопрово­ ждавшееся решением проблемы свободного плавания по Черному морю.

После Крымской войны началось сближение двух императоров: русского и фран­цузского. У Александра II не было личных предубеждений против Наполеона III, которому был необходим нейтралитет России для завершения одного из важных внешнеполитических проектов - освобождения Италии и приобретения Савойи и Ниццы. Что касается Александра II - ему нужна была «свобода рук» на Востоке в целом. В 1857 г. в июле Александр II и Наполеон III встретились в Штутгарте, где заключили соглашение между собой. При этом Александру II было обещано, что не будет сделано новых попыток к полному выполнению Парижского договора. С дру­гой стороны, он принял на себя обязательство, которое, кстати, ему ничего не стоило - не мешать действиям Наполеона против Австрии.

Однако франко-русское соглашение вскоре распалось. Польские события 1863 г. привели к его разрыву и появлению нового русско-прусского договора, в заключении которого немаловажную роль сыграл канцлер Пруссии Бисмарк. В качестве основы для сближения Пруссии и России он выдвинул идею общности династических инте­ресов. Бисмарк довольно энергично выражал поддержку русской внешней политики по ликвидации унизительных парижских установок.

Своей основной цели - добиться отмены нейтрализации Черного моря - Россия достигла в 1871 г. на Лондонской конференции. Александр II поставил в известность европейские государства о том, что Россия слагает с себя обязательство, принятое после Крымской войны, и приступает к строительству флота.

С этого момента наступает 2-й период в политике Александра II, направленный на восстановление престижа Российской империи на Востоке.

Лондонский трактат 1871 г., уничтоживший оскорбительные для России поста­новления Парижского трактата 1856 г., решил вопрос о материальных интересах рус­ского народа, но национально-религиозные интересы по-прежнему оставались не­обеспеченными.

Дальнейшие события на Балканском полуострове (восстание сербов в Герцегови­не и Боснии) показали превалирование религиозных тенденций в механизме приня­тия внешнеполитических решений царским правительством по отношению к Осман­ской империи. Проводя, как уже было отмечено выше, последовательную политику поддержки православия на Востоке и будучи заинтересованными в судьбе балкан­ских христиан, Россия первая выступила в их защиту. Наряду с ней в конфликт всту­пили Англия и Австрия, несмотря на различие позиций.

Александр II находился в то время под влиянием известного дипломата Н.П.Игнатьева, который разработал свою программу действий на Балканах, выступал за начало военных действий с Турцией и являлся представителем т.н. «националь­ной» внешней политики, основой которой была активизация действий России на ме­ждународной арене и отказ от союзов с Германией и Австро-Венгрией. Его позиция шла вразрез с внешнеполитическими установками канцлера Горчакова, который был сторонником осторожной и выжидательной политики и стремился решать все вопро­сы в рамках европейского концерта. Несмотря на протесты канцлера, Александр II назначил посланником в Турцию именно Н.П.Игнатьева. 15 октября 1876 г. послед­ний прибыл в Константинополь, где передал Порте ультиматум с требованием авто­номии для восставших турецких провинций, европейского контроля над осуществле­нием реформ и перемирия для Черногории и Сербии. Игнатьев говорил в Константи­нополе тем же тоном, каким в свое время князь Меньшиков, только с большим успе­хом. Приезд русского посланника вызвал сильную тревогу в Европе. Обеспокоилась, прежде всего, Англия. Российский император был вынужден обратиться к европей­скому сообществу с заявлением, что он «ставит своей единственной целью улучше­ние участи христианского населения, покровителем которого он является, и что если он возьмется за оружие, он не будет вести завоевательную войну».

Попытка английского посланника Солсбери привлечь Германию в качестве союз­ника против России не привела к положительному результату.

23-25 декабря 1876 г. в Константинополе собралась конференция великих держав для выработки условий примирения балканских стран с турецким правительством. В январе 1877 г. она, правда, закончилась, так и не достигнув цели. Дальнейшие собы­тия, как известно, привели к Русско-турецкой войне 1877 г.

В конце 1877 г. были начаты переговоры о мире при посредничестве Великобри­тании, закончившиеся подписанием Адрианопольского мира 31 января 1878 г., а 14 февраля того же года начались окончательные переговоры в Сан-Стефано. Выполне­ние Сан-Стефанского договора наносило Турции удар и передавало все влияние на Ближнем Востоке России. Это была несомненная заслуга царского правительства в обеспечении прав и привилегий христианского населения Османской империи. Од­нако в Европе существовали, по крайнем мере, два государства, которые твердо ре­шили не допускать подчинение Османской империи России: это Англия и Австро-Венгрия. Именно они выступили инициаторами созыва международного конгресса, считая, что изменения трактата 1856 г. и соглашения 1871 г. могут быть утверждены только в присутствии держав, принимавших в них участие. На этих условиях был созван Берлинский конгресс, целью которого было ограничение влияния России в Турции.

В итоге права официального покровительства признавалось за дипломатическими и консульскими агентами держав в Турции, как по отношению вышепоименованных лиц, так и их учреждений духовных, благотворительных и других на Святых местах и в других местностях. Права status quo на Святой земле были предоставлены Фран­ции и должны были строго сохраняться. Таким образом, права Русской церкви на Востоке по защите православных были возложены на государственно-адми­нистративные организации, существовавшие в то время в Иерусалиме: Русское кон­сульство и Палестинскую комиссию, а также единственный церковный орган на Ближнем Востоке - Духовную миссию, которая также была подчинена государству. Своеобразие позиции Российского государства на Ближнем Востоке заключалось в том, что оно, являясь защитником угнетенных христиан Османской империи, не ста­вило во главу угла своей политики непосредственную поддержку русского правосла­вия в Палестине. Этим были заняты отдельные гражданские и духовные лица, рабо­тающие на Святой земле.

Таким образом, ближневосточный кризис 70-х гг. XIX века, Русско-турецкая вой­на 1877-1878 гг. и Берлинский конгресс 1878 г. сильно изменили международную обстановку, оказав существенное влияние на внешнюю политику правящих кругов Российской империи в последующий период. В последние годы царствования Алек­сандра II (1878-1881 гг.) внутренняя политика была направлена на восстановление сил после войны, а внешняя - на преодоление антагонизма с Англией и сближение с Германией, которое закончилось подписанием австро-русско-германского договора 1881 г.

Восшествие на престол Александра III (1881-1894 гг.) и время его правления оз­наменовались целым рядом внутри- и внешнеполитических изменений. Своеобразие внутренней политики этого русского самодержца, по определению современников, заключалось в активизации позиций Русской православной церкви и полному ее под­чинению непосредственно государству, т.е. государю.

Внешнеполитическая деятельность русского правительства осуществлялась в полной зависимости от международной обстановки и позиций ведущих держав. Не­маловажным показателем влияния на механизм выработки внешнеполитических ре­шений является роль ближайшего окружения Александра III: К.П.Победоносцева, Д.А.Толстова, М.Н. Каткова. Совокупность политических шагов России на междуна- родной арене, в данном случае, можно рассматривать через призму борьбы двух внешнеполитических группировок: прогерманской и профранцузской. Помощники императора придерживались антигерманской позиции, выступали против Бисмарка. Русско-германские противоречия все более обострялись. Бисмарк продолжал повы­шать тариф на хлеб и тем самым устанавливал высокий таможенный барьер для рус­ского экспорта. Со своей стороны, российское правительство постоянно вводило вы­сокие запретные тарифы на товары германского происхождения, по существу, между Россией и Германией развертывалась экономическая война. Экономические противо­речия во взаимоотношениях России с Германией и Австро-Венгрией разворачива­лись не только на европейской территории, но и в странах Ближнего Востока. Если в середине XIX века основными соперниками российской экономики в данном регионе были Англия и Франция, то в конце XIX - начале XX вв. экономические приоритеты были сменены. Во главе борьбы за экономическое преобладание в странах Ближнего Востока встали Австро-Венгрия и Германия, а за ними следуют: Италия, Англия, Франция, Бельгия, Северная Америка. В силу объективных экономических причин Россия занимала последнее место среди ведущих держав в этом богатом природными ресурсами регионе, что, несомненно, отражалось и во внешнеполитической деятель­ности российской державы.

Обострившиеся русско-германские противоречия не могли не привести к новой международной перефуппировке сил на европейском континенте. Заключение союза между Германией, Австро-Венгрией и присоединившейся к ним в 1882 г. Италией (Тройственный союз), направленного против России и Франции, побудил последних к сближению. В 1887 г. российское правительство получает заем в Париже, в 1891 г. - подписывает оборонительное соглашение с Францией, а в 1892 г. - заключает во­енную конвенцию.

Задачу укрепления политического положения России на Ближнем Востоке, осу­ществлявшуюся до 90-х гг. с опорой сначала на союз трех императоров, а затем на союз с Германией, после непродления договора «перестраховки» российская дипло­матия пыталась решать, используя в известной мере поддержку Франции. Не стоит также забывать, что вопрос о проливах и принятие внешнеполитических решений в этом направлении, разрабатываемые на протяжении 80-х-90-х гг. всегда совпадали по времени с крупными международными осложнениями на Ближнем Востоке. Им­ператор Александр III и Н.Н. Обручев, начальник генерального штаба, были едины в утверждении, что только ради захвата проливов стоит проливать русскую кровь, но они единодушно отмечали, что Россия к этому захвату не готова.

После смерти Александра вступивший на престол Николай II, не только не про­должил внешнеполитическую линию отца, а, напротив, круто повернул вспять, в сто­рону монархической солидарности и европейского концерта.

Смена внешнеполитических приоритетов Российской империи, произошедшая при новом государе, состоялась по многим причинам:

во-первых, промышленные трудности, кризис государственной финансовой сис­темы, зависимость от иностранного капитала и вследствие этого слабость торгового морского флота, не позволяющая России развивать внешнюю торговлю со странами Ближнего Востока, где в данный период усилилась конкуренция между ведущими империалистическими державами;

во-вторых, вследствие этого была определена приоритетность Дальневосточного региона как наиболее перспективного в силу развития там ведущих отраслей народ­ного хозяйства;

в-третьих, личностный фактор - непосредственно Николай II гораздо более склонял свою голову, свой ум и свои чувства в направлении к Востоку, и притом к Востоку Дальнему, нежели Востоку Ближнему и к Западу;

в-четвертых, влияние правительственной группировки, которая «видела фокус русских интересов непременно в Европе, в составе «европейского концерта».

Следует отметить, что Ламздорф, занимавший должность первого советника ми­нистра иностранных дел, как и министры, с которыми он работал - Гире и Лобанов-Ростовский, были противниками действий России на Ближнем Востоке. Они полага­ли, что захват проливов вновь сплотит антирусскую коалицию. Они выступали за статус-кво на Ближнем Востоке, против перехода проливов в руки одной из европей­ских держав;

в-пятых, международная обстановка в конце XIX - начале XX вв. обострилась в связи с начавшейся «гонкой вооружений» Германии, несмотря на миротворческие усилия России, а также усилением агрессии Японии, ближайшей соседки России на Дальнем Востоке. Таким образом, переориентация внешней политики с восточной на дальневосточную на некоторое время ослабила внимание к Ближневосточному ре­гиону, что проявилось в ослаблении паломнического движения на Святую землю.

Итак, получив сильный импульс к развитию в начале XX века, устоявшаяся сис­тема международных отношений середины XIX века стала анахронизмом. Послед­ним ее представителем оказался русский император Николай II. Годы его правления послужили своеобразным переломным моментом как в структуре взаимоотношений между ведущими державами, которые поддерживали относительную стабильность в Европе, при значительной свободе рук в других регионах, так и во внешнеполитиче­ской деятельности российского государства, динамика которой встает в прямую за­висимость от международной ситуации.

На протяжении 60-х гг. и до конца XIX столетия для достижения внешнеполити­ческих целей российское правительство использовало все методы борьбы за свои интересы:

дипломатические комбинации (русские государственные деятели были извест­ ными дипломатами - А.Горчаков, Н.П.Игнатьев, А.А.Гирс, А.БЛобанов-Ростовский, В.Н.Ламздорф и др.);

силовое давление (демонстрация силы в ближневосточном кризисе 90х гг. Х1Хв.);

религиозное проникновение.

экономическая экспансия (в отличие от западных держав, где материальная сто­ рона была приоритетной, Россия редко использовала данный метод).

Своеобразие внешней политики России на Востоке в целом в XIX веке заключа­лось в преодолении устоявшейся антирусской направленности Запада, что было свя­зано с экономическим ростом государства Российского и его имперскими интересами на протяжении всей истории, а также попытками расширения зоны потенциального православия.

Империя Наполеона III стремилась к ломке границ 1815 г. в Европе и укреплению своего влияния в Османской империи.

Когда затих революционный ураган и про­изошло восстановление Германского союза, на первое место в ев­ропейской политике опять всплыл «восточный вопрос». Под этим «вопросом» в то время подразумевалось положение Османской империи и освободительное движение населявших ее народов, а также борьба великих держав за господство на Ближнем Востоке. К последнему тогда относили и Балканский полуостров, большая часть которого находилась еще под владычеством Турции.

Причина обострения «восточного вопроса» и Крымской вой­ны сводилась к борьбе за господство на Ближнем Востоке между царской Россией и западными государствами - Англией и Фран­цией. Эти державы вели на Ближнем Востоке агрессивную, за­хватническую политику.

Столкновение на Ближнем Востоке назревало в условиях глубокого внутреннего кризиса Турецкой империи и подъема на­родного освободительного движения угнетенных ею народов.

Балто-Лиманская конвенция 1849 г. Во время революции 1848-1849 гг. «восточный вопрос» лишь на время отодвинулся на второй план перед революционными событиями, но даже тогда он не исчез из поля зрения европейской дипломатии. Царское пра­вительство воспользовалось событиями 1848 г., чтобы усилить влияние России в дунайских княжествах - Молдавии и Валахии. Русские и турецкие войска временно оккупировали княжества для подавления там революционного движения, а в апреле 1849 г. в Балто-Лимане была подписана русско-турецкая конвенция, ко­торая упразднила выборность правителей княжеств и давала султану право назначения их своей властью по согласованию с царем. Соглашение это закрепляло двойной русско-турецкий контроль над княжествами, что вызвало большое недовольство английской и французской буржуазии.

Британское правительство старалось поддержать в Дунайских княжествах власть Турции и подстрекало ее против России. Франция покровительствовала складывавшейся в Молдавии и Валахии местной буржуазии и тоже хотела подорвать в княжествах русское влияние. Балто-Лимаиская конвенция вызвала крайнее раздражение и в Австрии, не желавшей установления господства России в усть­ях Дуная.

Так называемый вопрос о «святых местах» и его действи­тельное значение. В начале 50-х годов между Россией и Фран­цией возник конфликт по поводу так называемых «святых мест» в Иерусалиме. В 1850 г. французское правительст­во Луи Наполеона потребовало возврата иерусалимских святынь, в том числе и ключей от главной из них - храма так называемо­го гроба Господня, в руки католической церкви. Этим Луи Напо­леон хотел поднять свой престиж среди реакционной француз­ской буржуазии и духовенства и подорвать влияние русской православной церкви в Турции.Поддержка православной церкви служила для царской России средством привлечения сим­патий христиан, составлявших подавляющее большинство насе­ления.

Ирландская (Ольстреская проблема) 42. Международные отношения в 1856 - 1870 г.

Крымская система.

Крымская война 1853-1856 г. оказала боль­шое влияние на последующее развитие стран Ближнего Востока и всех международных отношений. Прежде всего поражение ослабило царскую Россию. После него влияние царского правительства в Западной Европе и на Ближнем Востоке уменьшилось. Оно ускорило складывание революционной ситуации конца 60-х годов и падение крепостного права.

Позиция Австрии в Крымской войне показала крах монархи­ческой солидарности венского и царского дворов и традиций «Священного союза».

В результате войны на долгое время закрепился антагонизм между Россией, с одной стороны, и Францией и Англией - с дру­гой. Эта война знаменовала крах сотрудничества четырех держав - Англии, России, Австрии и Пруссии - в европейских де­лах, лежавшего в основе «Венской системы» 1815 г.

В итоге Крымской войны на континенте Европы в первое время очень усилились позиции Французской империи. После 1856 г. Наполеон III стал самым могущественным государем За­падной Европы и воспользовался победой для укрепления бона­партистского режима.

Империя Наполеона III по­лучила свободу действий для борьбы против австрийского господства в Италии и для округления восточных границ Фран­ции за счет Савойи и Ниццы. Франция претендовала на гегемо­нию в Европе и готовилась к захвату левого берега Рейна. Кроме того, поражение царизма в Крымской войне высво­бодило силы Франции для новых колониальных авантюр.

Большие выгоды из Крымской войны извлекла Пруссия. Обо­стрение отношений России с западными державами давало Прус­сии надежду завоевать гегемонию в Германии без помех с их сто­роны.

Положение Австрии после Крымской войны ухудшилось в ре­зультате ее враждебных отношений с Россией, а также и с Фран­цией и Сардинией, желавшими изгнать австрийцев из Северной Италии.

Крымская война еще более упрочила позиции Англии в Евро­пе, утвердила ее преобладание на Ближнем Востоке и дала ей свободу рук для кровавой колониальной политики на Юге и Вос­токе Азии.

Несмотря на взаимные противоречия, английские и француз­ские колонизаторы продолжали поддерживать вместе с Австри­ей условия Парижского мира.

Установление господства Англии и Франции на Ближнем Вос­токе усилило зависимость от них Турции.

Западные державы усилили свою торговую экспансию в стра­нах Ближнего Востока. Турецкая империя по-прежнему находи­лась в состоянии глубокого внутреннего кризиса. Крымская вой­на дала новый толчок ее ослаблению.

Царизм вынужден был ослабить свое вмешательство в дела Западной Европы и воздерживаться от посылки войск за преде­лы своей империи с целью подавления революции и от участия в европейских войнах 60-х годов. Однако роль царизма как глав­ного оплота реакции в Европе ярко проявилась в 60-х годах во время подавления революционного восстания в Польше.

Политику территориальной экспансии и завоеваний царизм активно вел в 60-х годах на Кавказе и в Средней Азии, где цар­ское правительство стремилось взять реванш за крымское пора­жение и овладевало новыми рынками и землями. В 1858-1860 гг. были присоединены Приамурье и Уссурийский край, а в 1859 и 1864 гг. завершено подчинение Кавказа. Наиболее активную за­воевательную политику Россия в 60-х годах вела в Средней Азии.

Главную цель своей дипломатии русские помещики и буржуа­зия после 1856 г. стали видеть в том, чтобы добиться отмены статей Парижского мира, запрещавших России держать военный флот па Черном море и лишивших ее Южной Бессарабии с выхо­дом к Дунаю.

В итоге можно сказать, что Крымская война оказала большое влияние на последующее развитие колониальной политики капи­талистических держав и на международное положение в Европе.

Германские государства. Реконструированная Венским конгрессом политическая система Европы закрепила феодальную раз­дробленность Германии. Сохранилось 38 отдельных суверенных владений. Все они, включая Австрию и Пруссию, образовали конгломерат территорий, обозначенных как "Германский союз". В число его полноправных членов вошли коро­ли Англии, Дании и Нидерландов в качестве государей соответ­ственно Ганновера, Гольштейна и Люксембурга. Германский союз представлял собой рыхлую конфедерацию. Европейские государства, прежде всего Россия и Франция, ока­зались заинтересованными в функционировании столь аморфного объединения. Сепаратизм отдельных государств, противоречия меж­ду Севером и Югом, соперничество Австрии и Пруссии между собой и всех мелких государств с ними - все это гарантировало спокой­ствие и стабильность европейского мира.

Объединение Германии. Первым шагом к созданию Герман­ской империи стала война 1864 г. Пруссии и Австрии с Данией. В результате ее Пруссия получила в свое управление Шлезвиг, а Австрия - Гольштейн. Затем Пруссия развязала войну против сво­его конкурента в борьбе за лидерство среди немецких государств. Война 1866 г. Пруссии и Италии с Габсбургской монархией закон­чилась разгромом австрийцев при Садовой, что привело к важным последствиям. Пруссия получила Шлезвиг и Гольштейн, приобре­ла королевство Ганноверское, герцогство Нассауское, курфюршес­тво Гессенское и город Франкфурт-на-Майне. Саксония только но­минально оставалась самостоятельной. Вследствие этих присоеди­нений объединились рейнские и иные владения Пруссии. Успехом ее было также упразднение Германского союза и учреждение Севе­рогерманского союза из немецких государств, лежавших на север от реки Майн. Австрия из него была устранена, а Пруссия, наобо­рот, заняла главенствующее положение.

Еще одна война, франко-прусская 1870-1871 гг., привела к за­вершению объединения Германии и формирования ее территории. При первых же успехах Пруссия заключила с участвовавшими вмес­те с ней в военных действиях южногерманскими государствами Ба­варией, Баденом, Вюртембергом и Гессеном договоры об их присое­динении к Северогерманскому союзу. 18 января 1871 г. состоялось провозглашение Германской империи. Она по завершившему войну Франкфуртскому мирному договору отторгла от Франции ее про­винции Эльзас и Лотарингию.

Последнее из европейских приобретений Германии связано с англо-германским договором 1890 г. В обмен на признание протекто­рата Англии над островами Пемба и Занзибар (в Индийском океане у восточного побережья Африки) Германия получила взамен остров Гельголанд в Северном море. Эту сделку в Германии расценили как крайне невыгодную. И только в годы Первой мировой войны стало очевидным стратегическое значение Гельголанда.

Объединение Италии. В порядке компенсации за участие в Крымской войне Сардинское королевство получило возможность вступить в союз с Наполеоном III, и объединенные армии двух государств в 1859 г. выступили против Ав­стрии. Поражение австрийской армии привело к тому, что из Модены, Пармы и Тосканы изгнали правителей-герцогов, а сами эти герцогства путем плебисцита вошли в состав Сардинии. Кроме того, по мирному договору, подписанному в 1859 г. в Цюрихе, Австрия уступила Фран­ции Ломбардию, а Франция, в свою очередь, отдала эту область Сарди­нии, взамен чего получила от нее Савойю и Ниццу.

Следующий этап воссоединения Италии связан с борьбой Дж. Гарибальди, который в 1860 г. со своими добровольцами овла­дел Сицилией. Затем его действия развернулись на материке и при­вели к тому, что неаполитанский король бежал, а население королев­ства высказалось за присоединение к Сардинии. Ее король Виктор Эммануил овладел затем частью Папского государства и в 1851 г. провозгласил себя королем Италии. Остававшаяся вне ее Венеция вошла в состав Итальянского королевства после австро-прусской войны 1866 г., в которой приняла участие и Италия. Договор между Пруссией и Австрией предусмотрел, что побежденная Австрия усту­пает Венецию Франции, а последняя передает ее Италии.

Венский конгресс восстановил почти в прежних границах унич­тоженное Наполеоном I Церковное (Папское) государство. Пока ве­ликие державы противодействовали объединению Италии, его сущес­твование можно было считать гарантированным. Рим снова превра­тился в столицу католического мира. Однако начавшаяся в 1870 г. франко-прусская война и поражение Франции окончательно лишили Папу поддержки французской империи. Из Рима ушел французский корпус, находившийся там со времен революции 1848 г. для защиты Папы, светская власть Папы пала, и территория Папского государства после плебисцита присоединилась в октябре 1870 г. к Итальянскому королевству. В 1871 г. столицу Италии перенесли в Рим. Объедине­ние итальянского национального государства завершилось.

Получив отказ Великобритании в участии в войне, российский царь Николай I решил совершить пока что дипломатическое нападение на Турцию, а если султан не согласится с его требованиями, начать войну. Успех России в российско-турецкой кампании казался царю как никогда вероятным. Монархи Австрии и Пруссии были его партнерами по Священному союзу; Франция, по его мнению, еще не окрепла после революционных потрясений, Великобритания отказалась участвовать в войне, и, кроме того, царю казалось, что Великобритания и Франция, являясь соперницами на Ближнем Востоке, не заключат между собой союза.

Поводом для начала войны на дипломатическом уров­не послужила очередная распря между католическим и греко-православным (ортодоксальным) духовенством, вспыхнувшая из-за обладания религиозными святынями христиан в Палестине. Российский император в феврале 1853 г. потребовал от Порты (турецкого правительства) поставить всех православных подданных Османской империи под его покровительство, одновременно приказав морскому министру князю А.Меншикову снарядить военный линейный корабль и плытъ в Константинополь с решительными требованиями к султану. В случае неполного удовлетворения российских требований Меншикову разрешалось предъявить ультиматум, т. е. официальное объявление войны.

Меншиков довольно бесцеремонно повел себя во время встречи с султаном Абдул-Меджидом, хотя тот соглашался на некоторые уступки. После нескольких дней переговоров Меншиков представил султану проект конвенции, которая делала российского царя фактически вторым турецким султаном. Разумеется, Абдул-Меджид не ожидал такой наглости и бестактности от российского посланника и отклонил домогательства царя. В ответ российские войска перешли в июне 1853 г. реку Прут и вторглись в находящиеся под сюзеренитетом султана Молдавию и Валахию.

Николай I был уверен, что Россия в военном отно­шении значительно сильнее Турции, а вмешательство других держав в российско-турецкий конфликт царь считал маловероятным. Вместе с тем российское правительство не видело тех сдвигов, которые произошли в международной обстановке к началу 50-х годов. В Турции, хоть и с трудом, но шли реформы танзимата, турецкие реформаторы направляли свои взоры на экономически развитые европейские страны, где находился основной рынок сбыта турецкой сельскохозяйственной продукции и источник получения промышленных изделий, вооружения и кредитов. Великобритания, Франция и другие европейские державы в это время взяли на вооружение принцип неприкосновенности владений Порты.

Точно такая же экономически отсталая аграрная Россия ни Турции, ни балканским народам ничего подобного не могла предоставить. Была только выдвинутая министром просвещения графом С. Уваровым идеологическая формула «самодержавие, православие, народность», выразившаяся в отсталом крепостническом строе, абсолютистском, чуть ли не азиатском правлении, нетерпении какой-либо оппозиции в духовной сфере, о чем говорили события запрета церковной унии в 1839 г. и отсутствие какого-либо народного представительства в руководстве захваченными территориями на Кавказе, в Азии, Польше и др. колониях.

Однако в войне оказалась заинтересована не только Россия. После революции, 1848 г. французский император Наполеон III желал укрепить свой трон с помощью победы в каком-нибудь значительном конфликте. Перед Великобританией открылась перспектива образования антироссийской коалиции, и она получила возможность добиться ослабления влияния России на Балканах. Турция волей-неволей вынуждена была использовать последний шанс, чтобы восстановить свои пошатнувшиеся позиции в разваливающейся Османской империи, тем более, что правительства Великобритании и Франции были не против участия в войне против России.

Восточный вопрос - это так называемое устное обозначение ряда международных противоречий, возникшее в конце XVIII - начале XX веков. Оно было непосредственно связано с попытками балканских народов освободиться от османского ига. Ситуация усугублялась в связи с грядущим распадом Османской империи. Многие великие державы, в числе которых оказались Россия, Великобритания, Пруссия, Австро-Венгрия, стремились бороться за разделение турецких владений.

Предыстория

Восточный вопрос изначально возник из-за того, что турки-османы, которые обосновались в Европе, образовали достаточно могущественное европейское государство. В результате ситуация на Балканском полуострове кардинальным образом изменилась, между христианами и мусульманами наметилось противостояние.

В результате именно Османское государство стало одним из ключевых факторов международной европейской политической жизни. С одной стороны, ее боялись, с другой - искали в ее лице союзника.

Одной из первых завязывать дипломатические отношения с Османской империей стала Франция.

В 1528 году был заключен первый союз между Францией и Османской империей, который был основан на взаимной враждебности к Австрийской империи, которую в то время олицетворял Карл V.

Со временем к политическим добавились и религиозные составляющие. Король Франции Франциск I захотел, чтобы одну из церквей в Иерусалиме вернули христианам. Султан был против, но пообещал оказывать поддержку всем христианским храмам, которые будут основаны на территории Турции.

С 1535 года свободное посещение Святых мест было разрешено французам и всем прочим иностранцам под покровительством Франции. Таким образом, на протяжении долгого времени Франция оставалась единственной западноевропейской страной в турецком мире.

Упадок Османской империи


Упадок в Османской империи наметился в XVII веке. Турецкая армия была разгромлена поляками и австрийцами под Веной в 1683 году. Так, продвижение турков в Европу удалось остановить.

Ослабленной империей воспользовались лидеры национально-освободительного движения на Балканах. Это были болгары, греки, сербы, черногорцы, валахи, преимущественно православные.

В то же время в XVII веке в Османской империи все больше укреплялись экономические и политические позиции Великобритании и Франции, которые мечтали о сохранении собственного влияния, при этом стараясь мешать территориальным притязаниям других держав. В первую очередь России и Австро-Венгрии.

Главный противник Османской империи


В середине XVIII столетия у Османской империи меняется главный противник. На смену Австро-Венгрии приходит Россия. Кардинальным образом ситуация в Причерноморье изменилась после победы в войне 1768-1774 годов.

По ее результатам был заключен Кучук-Кайнарджийский договор, который официально закрепил первое вмешательство России в дела Турции.

В то время как раз у Екатерины II существовал план окончательного изгнания всех турок из Европы и восстановления Греческой империи, на трон которой она прочила своего внука Константина Павловича. При этом Османское правительство рассчитывало взять реванш за поражение в Русско-турецкой войне. В Восточном вопросе по-прежнему важную роль играли Великобритания и Франция, именно на их поддержку рассчитывали турки.

В результате в 1787 году Турция начала очередную войну против России. В 1788 году англичане и французы путем дипломатических уловок вынудили вступить в войну на их стороне и Швецию, которая напала на Россию. Но внутри коалиции все закончилось неудачей. Сначала из войны вышла Швеция, а затем Турция согласилась на еще один мирный договор, который отодвинул ее границу до Днестра. Правительство Османской империи отказалось от притязаний на Грузию.

Обострение ситуации


В результате было решено, что существование Турецкой империи в конечном счете окажется более выгодным для России. При этом единоличный протекторат России над турецкими христианами не был поддержан другими европейскими государствами. Например, в 1815 году на конгрессе в Вене император Александр I считал, что Восточный вопрос заслуживает внимания всех мировых держав. Вскоре после этого вспыхнуло восстание греков, за ним последовали страшные варварства турок, все это вынудило Россию вместе с другими державами вмешаться в эту войну.

После этого отношения между Россией и Турцией по-прежнему оставались напряженными. Отмечая, в чем причины обострения Восточного вопроса, нужно сделать акцент на том, что российские правители регулярно исследовали вероятность распадения Османской империи. Так, в 1829 году Николай I приказал изучить положение Турции в случае распада.

В частности, предлагалось обосновать пять второстепенных государств вместо Турции. Королевство Македония, Сербия, Эпир, Греческое королевство и княжество Дакия. Теперь вам должно быть понятно, в чем причины обострения Восточного вопроса.

Изгнание турок из Европы

План изгнания турок из Европы, задуманный еще Екатериной II, пытался реализовать и Николай I. Но в результате он отказался от этой идеи, решив наоборот поддерживать и охранять ее существование.

Например, после удачного восстания египетского паши Мегмета-Али, после которого Турция едва не была полностью сокрушена, Россия в 1833 году заключила оборонительный союз, отправив султану на помощь свой флот.

Вражда на Востоке


Вражда продолжалось не только с Османской империей, но и между самими христианами. На востоке соперничали римско-католическая и православная церкви. Они соперничали за различные льготы, преимущества для посещения Святых мест.

К 1740 году Франции удалось добиться определенных привилегий для Латинской церкви в ущерб православной. Последователи греческого вероисповедания добились от султана восстановления древних прав.

Разбираясь, в чем причины Восточного вопроса, нужно обратиться к 1850 году, когда французские посланники добивались возвращения отдельных Святых мест, расположенных в Иерусалиме, французскому правительству. Россия была категорически против. В результате в Восточном вопросе против России выступила целая коалиция европейских государств.

Крымская война

Благоприятный для России указ Турция не спешила принимать. В результате в 1853 году отношения снова ухудшились, решение Восточного вопроса вновь было отложено. Вскоре после этого разладились отношения с европейскими государствами, все это привело к Крымской войне, которая окончилась только в 1856 году.

Суть Восточного вопроса заключалась в борьбе за влияние на Ближнем Востоке и Балканском полуострове. На протяжении нескольких десятилетий он оставался одним из ключевых во внешней политике России, она это подтверждала раз за разом. Политика России в Восточном вопросе заключалась в необходимости установить свое влияние в этом регионе, против него выступали многие европейские державы. Все это вылилось в Крымскую войну, в которой каждый из участников преследовал собственные корыстные интересы. Теперь вы разобрались, в чем заключался Восточный вопрос.

Резня в Сирии


В 1860 году европейским державам вновь пришлось вмешиваться в ситуацию в Османской империи, после страшной резни, устроенной для христиан в Сирии. На восток отправилось французское войско.

Вскоре начались регулярные восстания. Сначала в Герцеговине в 1875 году, а затем в Сербии в 1876. Россия в Герцеговине сразу заявила о необходимости облегчить страдания христиан и окончательно положить конец кровопролитию.

В 1877 году вспыхнула новая война, русские войска дошли до Константинополя, независимость получили Румыния, Черногория, Сербия и Болгария. Турецкое правительство при этом настаивало на соблюдении принципов религиозной свободы. В то же время российское военно-политическое руководство и в конце XIX продолжало разрабатывать планы по высадке на Босфоре.

Ситуация в начале XX века


К началу XX столетия разложение Турции продолжало прогрессировать. Во многом этому способствовало правление реакционного Абдул-Гамида. Италия, Австрия и балканские государства пользовались кризисом в Турции, чтобы отторгать от нее свои территории.

В итоге в 1908 году Босния и Герцеговина отошли Австрии, к Италии была присоединена область Триполи, в 1912 году четыре второстепенные балканские страны начали войну с Турцией.

Ситуация усугублялась из-за геноцида греческого и армянского народа в 1915-1917 годах. При этом союзники по Антанте дали понять России, что в случае триумфа черноморские проливы и Константинополь могут отойти России. В 1918 году Турция капитулировала в Первой мировой войне. Но ситуация в регионе кардинально изменилась еще раз, чему способствовало падение монархии в России, национально-буржуазная революция в Турции.

В войне 1919-1922 годов победили кемалисты под предводительством Ататюрка, на Лозанской конференции были утверждены новые границы Турции, а также стран бывшей Антанты. Сам Ататюрк стал первым президентом Турецкой республики, основателем современного турецкого государства в знакомом нам виде.

Итогами Восточного вопроса стало установление границ в Европе приближенных к современным. Также удалось урегулировать многие вопросы, связанные, например, с обменом населением. В конечном счете это привело к окончательной юридической ликвидации самого понятия Восточного вопроса в современных международных отношениях.