В мировой литературе исторически сформировались группы произведений с различными признаками. Они могут отличаться по форме и содержанию. Такие произведения относятся к определенным жанрам литературы. Одними из наиболее распространенных являются романы и повести.
В средние века в английской литературе появилось слово «роман», которым со временем стали именовать прозаические произведения любовной тематики. Такие работы получили распространение в последние три столетия.
Они были объемными, имели сложную структуру. Отличались широтой развития сюжета, глубиной раскрытия характеров многих персонажей. Этот жанр отличается разнообразием тем и приемов их раскрытия. В начале ХХ века уже с увлечением читались романы, освещающие различные стороны жизни людей.
Роман может иметь свои характерные признаки, к которым относятся:
Преобладание того или иного признака определяется стилем или творческой манерой автора и зависит от особенностей произведения. Нередко писатель использует своеобразное смешение различных признаков для полного раскрытия своего замысла.
Сюжетное развитие романа определяется способом его изложения . Ранние романы обычно предполагали логическое развитие событий, происходящих в определенной хронологической последовательности. Это может делаться по простой схеме, используя конкретные эпизоды. Роман может иметь сложный сюжет, события в котором развертываются по нескольким линиям.
Во многих современных романах классическое развитие сюжета, где доминирует причинная и временная последовательность, претерпевает изменения. Зачастую писатели идут на смешение логического и хронологического развития сюжета. Порой могут создаваться несколько романов, связанных одной идеей, персонажами и сюжетом. Они представляют собой циклы, дилогии, трилогии и пр.
В классических романах автор обычно жестко формирует придуманный им мир и образы в нем. Они действуют в четко определенных рамках. Интерпретация персонажей и их оценка становится понятной с первой и до последней страницы.
Для современного романа больше характерна полифоничность, где присутствуют независимые и равноправные мнения и оценки. Мнение автора не является непреложной истиной. Развитие сюжета часто не определенно. Изложение может предполагать несколько направлений. Истоки такого подхода в произведениях выдающихся романистов прошлого.
Романы могут выделяться в зависимости от:
Существует множество иных вариантов классификации романов.
Если понятие романа как литературного жанра, всемирно признано, то слово повесть имеет русское происхождение. Такие литературные произведения в русской литературе с древних времен широко распространены. Аналогом такого обозначения в западной литературе является понятие короткого романа.
Некоторыми литературоведами отмечается, что жанр повести также может брать свое начало от популярных в средневековье сборников рассказов и фантастики, созданных древними восточными авторами или вдохновленных ними.
Несмотря на общую схожесть жанров, по мнению литературоведов, повесть имеет определенные отличия от романа.
Они в первую очередь касаются:
Схожесть жанров романа и повести иногда подтверждается самими авторами. Известно, что даже великие русские писатели одно и то же произведение называли и повестью, и романом. Порой повесть смешивалась с романом или предшествовала ему. При этом принципиальные элементы этих произведений были схожими.
В этой статье мы поговорим о том, чем отличается роман от повести. Для начала дадим определение этим жанрам, а затем сравним их.
Романом называют довольно крупное художественное прозаическое произведение. Этот жанр относится к эпическим. Главных героев может быть несколько, и их жизнь напрямую связана с историческими событиями. Кроме того, в романе рассказывается обо всей жизни персонажей или о какой-то значительной ее части.
Повесть - это литературное произведение в прозе, которое обычно рассказывает о каком-то важном эпизоде в жизни героя. Действующих персонажей обычно немного, при этом главным является только один из них. Также объем повести ограничен и не должен превышать примерно 100 страниц.
И все-таки чем отличается роман от повести? Начнем с романной формы. Итак, этот жанр предполагает изображение масштабных событий, многоплановость сюжета, очень большие временные рамки, которые включают в себя всю хронологию повествования. Роман имеет одну основную сюжетную линию и несколько побочных, которые тесно сплетаются в композиционное целое.
Идейная составляющая проявляется в поведении героев, раскрытии их мотивов. Действие романа происходит на историческом или бытоописательном фоне, затрагивая большой круг психологических, этических и мировоззренческих проблем.
Роман имеет несколько подвидов: психологический, социально-бытовой, приключенческий, детективный и пр.
Теперь подробнее рассмотрим повесть. В произведениях этого жанра развитие событий ограничивается конкретным местом и временем. Личность главного героя и судьба раскрывается в 1-2 эпизодах, которые являются поворотными для его жизни.
Сюжет в повести один, но в нем может быть несколько неожиданных поворотов, которые придают ему многоплановость и глубину. Все действия связаны с главным героем. В таких произведениях нет ярко выраженных привязок к истории или социально-культурным событиям.
Проблематика прозы намного уже, чем в романе. Обычно она связана с моралью, этикой, личностным становлением, проявлением личностных качеств в экстремальных и необычных условиях.
Повесть подразделяется на поджанры: детективные, фантастические, исторические, приключенческие и пр. Редко в литературе можно встретить психологическую повесть, зато большой популярностью пользуются сатирические и сказочные.
Подведем итоги:
Перечислим произведения, которые являются примерами повестей :
Среди романов можно назвать следующие:
Итак, мы выяснили, чем отличается роман от повести. Если говорить кратко, то различие сводится к масштабности литературного произведения.
Беря в руки то или иное литературное произведение, мы погружаемся в вымышленный мир, наполненный событиями и приключениями. Порой это фантастическое путешествие длится всего пару часов и заканчивается весьма стремительно. В других же случаях мы идем рука об руку с любимыми героями несколько недель, а то и месяцев, буквально живя с ними одной судьбой. Конечно же, объем и сюжетная линия произведения напрямую зависят от его жанра, которых существует немало. В данной статье мы рассмотрим, чем отличается роман от рассказа.
Роман – литературный жанр, распространенный вид эпоса. Представляет собой вымышленное обширное повествование с разветвленным сюжетом. Может носить как прозаический, так и поэтический характер. В XII веке под данным термином подразумевались лишь произведения, написанные живым романским языком. Подобные повести и рассказы, отличающиеся незамысловатым сюжетом, завоевали широкую популярность среди простых людей. Позже определение «романский» получило обособленный характер. В настоящее время под рассматриваемым литературным направлением понимается вымышленная или частично правдивая история с цельным сюжетом, подробно описывающая жизни и судьбы нескольких лиц. В целом роман является пограничным, многоплановым и многоракурсным жанром, зачастую в нем можно проследить элементы комедии, трагедии, драмы, фарса и т. д.
Рассказ – жанр малой эпической прозы, небольшое повествовательное произведение. Характеризуется реалистической окраской. Представляет собой законченное повествование об отдельном случае, событии, житейском эпизоде. Признанными мастерами рассказа в русской классической литературе были Чехов, Горький, Тургенев, Пушкин и т. д. Считается, что данный жанр восходит своими корнями к фольклору. Начало ему положили устные пересказы историй в форме притчи.
Рассмотрим характерные особенности каждого из произведений. Так, роман представляет собой большую форму эпического рода литературы. Зачастую он имеет внушительный объем, характеризуется продолжительностью описываемых событий и многолинейностью сюжета. В романе иллюстрируется не отдельный эпизод, а жизненный процесс, затрагивается широкий спектр общественно значимых проблем. В литературном произведении фигурирует множество действующих лиц, среди которых как главные, так и второстепенные. Причем у каждого персонажа есть собственная роль, свое место в композиции и сюжете. По мере развития событий повествование может вестись разными лицами. Нередко роману предшествует пролог, а завершается он эпилогом. Стоит также подчеркнуть, что произведение данного плана бывает не только прозаическим, но и стихотворным.
Главное отличие романа от рассказа заключается в том, что второй является малой формой эпоса. Помимо компактного объема, он характеризуется единством художественного события. Произведение посвящено конкретной судьбе и повествует об отдельном жизненном эпизоде. Изложение обычно ведется от одного лица, будь то герой или автор. Рассказ не может похвастаться многолинейностью сюжета и обилием персонажей. Изображаемые в нем события носят кратковременный характер. Произведение имеет вступление и заключение, которые являются его непосредственной частью, а не выносятся в отдельные главы. Также стоит добавить, что рассматриваемый жанр принято считать сугубо прозаическим.
Роман | Рассказ |
Большая форма эпического рода литературы | Малая форма эпоса |
Имеет внушительный объем | Зачастую умещается на нескольких страницах |
Характеризуется продолжительностью описываемых событий и многолинейностью сюжета | Повествует об отдельном жизненном эпизоде, изображаемые события носят кратковременный характер |
Фигурирует множество действующих лиц, у каждого из которых есть свое место в композиции | Не может похвастаться обилием персонажей |
Нередко начинается с пролога и заканчивается эпилогом | Вступление и заключение – неотъемлемая часть общего повествования |
Может быть написан в прозе или стихах | Является сугубо прозаическим произведением |
Повествование зачастую ведется разными лицами | Изложение – обычно от одного лица |
Литературные повествовательные жанры, к которым относятся повесть и роман, не всегда разделяет четко выраженная граница. Тем не менее, ошибочно считать, что повесть – это маленький роман. Такое определение имеет место в зарубежном литературоведении, но русская художественная проза, обладающая своими, особыми характерными чертами, требует более точной жанровой классификации.
Повесть – это прозаическое литературное произведение, жанровой особенностью которого считается сосредоточенность повествования на судьбе или значительном эпизоде из жизни одного героя.
Роман – крупное произведение художественной прозы, представленное в эпическом жанре. В романе драматические судьбы героев тесно связаны с исторически значимыми событиями. Идейное содержание романа затрагивает глубокие мировоззренческие проблемы или актуальные для своего времени социальные темы.
Роману свойственны масштабность изображения описываемых событий, многоплановость сюжета, широкие временные рамки, в которые входит хронология повествования. Сюжет романа строится на одной основной и нескольких дополнительных сюжетных линиях. Они тесно связаны между собой и представляют единое композиционное целое произведения.
Общее определение романа как жанра конкретизируется в таких его разновидностях, как социально-бытовой, психологический, исторический, приключенческий, фантастический и детективный роман.
В повести ряд последовательно развивающихся событий ограничен конкретным временем и сосредоточен в определенном месте. Судьба и личность героя раскрываются в пределах повествования об одном или нескольких эпизодах, которые становятся поворотными моментами в его жизни.
Сюжет повести не имеет параллелей, как в романе, но может быть осложнен неожиданными поворотами, придающими ему глубину и многоплановость. Сюжетное действие концентрируется вокруг главного героя, внутренний мир которого неизменно остается в центре внимания автора.
В повести отсутствует выраженная социокультурная или историческая проекция описываемых событий. Непосредственное участие в них главного героя создает в произведении напряженную сюжетную динамику, созвучную естественному ходу событий в обычной, реальной жизни.
Проблематика повести значительно уже, чем та, которая представлена в романе. Она, как правило, касается вопросов этики и морали, личностного становления и проявления качеств человеческого характера в необычных или даже экстремальных ситуациях.
Как и роман, повесть может быть исторической, приключенческой, фантастической, детективной, бытописательной. Такая жанровая разновидность, как психологическая повесть, в литературе явление редкое, зато хорошо известны жанры сатирической повести и повести-сказки.
Беря в руки то или иное литературное произведение, мы погружаемся в вымышленный мир, наполненный событиями и приключениями. Порой это фантастическое путешествие длится всего пару часов и заканчивается весьма стремительно. В других же случаях мы идем рука об руку с любимыми героями несколько недель, а то и месяцев, буквально живя с ними одной судьбой. Конечно же, объем и сюжетная линия произведения напрямую зависят от его жанра, которых существует немало. В данной статье мы рассмотрим, чем отличается роман от рассказа.
Роман
Рассказ – жанр малой эпической прозы, небольшое повествовательное произведение. Характеризуется реалистической окраской. Представляет собой законченное повествование об отдельном случае, событии, житейском эпизоде. Признанными мастерами рассказа в русской классической литературе были Чехов, Горький, Тургенев, Пушкин и т. д.
Считается, что данный жанр восходит своими корнями к фольклору. Начало ему положили устные пересказы историй в форме притчи.
Роман | Рассказ |
Малая форма эпоса | |
Имеет внушительный объем | |
Фантастическая повесть
В фантастической повести «Понедельник начинается в субботу» присутствует мотив русских сказок и очевидна аналогия межу сказочными персонажами и героями произведения. Это свидетельствует об общей основе жанров – литературном творчестве, в котором жизненная реальность трансформируется в художественную, принимая необычную форму.
Беря в руки то или иное литературное произведение, мы погружаемся в вымышленный мир, наполненный событиями и приключениями. Порой это фантастическое путешествие длится всего пару часов и заканчивается весьма стремительно. В других же случаях мы идем рука об руку с любимыми героями несколько недель, а то и месяцев, буквально живя с ними одной судьбой.
Конечно же, объем и сюжетная линия произведения напрямую зависят от его жанра, которых существует немало. В данной статье мы рассмотрим, чем отличается роман от рассказа.
Роман – литературный жанр, распространенный вид эпоса. Представляет собой вымышленное обширное повествование с разветвленным сюжетом. Может носить как прозаический, так и поэтический характер. В XII веке под данным термином подразумевались лишь произведения, написанные живым романским языком. Подобные повести и рассказы, отличающиеся незамысловатым сюжетом, завоевали широкую популярность среди простых людей. Позже определение «романский» получило обособленный характер. В настоящее время под рассматриваемым литературным направлением понимается вымышленная или частично правдивая история с цельным сюжетом, подробно описывающая жизни и судьбы нескольких лиц. В целом роман является пограничным, многоплановым и многоракурсным жанром, зачастую в нем можно проследить элементы комедии, трагедии, драмы, фарса и т. д.
Рассказ – жанр малой эпической прозы, небольшое повествовательное произведение. Характеризуется реалистической окраской. Представляет собой законченное повествование об отдельном случае, событии, житейском эпизоде. Признанными мастерами рассказа в русской классической литературе были Чехов, Горький, Тургенев, Пушкин и т. д. Считается, что данный жанр восходит своими корнями к фольклору. Начало ему положили устные пересказы историй в форме притчи.
Рассмотрим характерные особенности каждого из произведений. Так, роман представляет собой большую форму эпического рода литературы. Зачастую он имеет внушительный объем, характеризуется продолжительностью описываемых событий и многолинейностью сюжета. В романе иллюстрируется не отдельный эпизод, а жизненный процесс, затрагивается широкий спектр общественно значимых проблем. В литературном произведении фигурирует множество действующих лиц, среди которых как главные, так и второстепенные. Причем у каждого персонажа есть собственная роль, свое место в композиции и сюжете. По мере развития событий повествование может вестись разными лицами. Нередко роману предшествует пролог, а завершается он эпилогом. Стоит также подчеркнуть, что произведение данного плана бывает не только прозаическим, но и стихотворным.
Главное отличие романа от рассказа заключается в том, что второй является малой формой эпоса. Помимо компактного объема, он характеризуется единством художественного события. Произведение посвящено конкретной судьбе и повествует об отдельном жизненном эпизоде. Изложение обычно ведется от одного лица, будь то герой или автор. Рассказ не может похвастаться многолинейностью сюжета и обилием персонажей. Изображаемые в нем события носят кратковременный характер. Произведение имеет вступление и заключение, которые являются его непосредственной частью, а не выносятся в отдельные главы. Также стоит добавить, что рассматриваемый жанр принято считать сугубо прозаическим.
Роман | Рассказ |
Большая форма эпического рода литературы | Малая форма эпоса |
Имеет внушительный объем | Зачастую умещается на нескольких страницах |
Характеризуется продолжительностью описываемых событий и многолинейностью сюжета | Повествует об отдельном жизненном эпизоде, изображаемые события носят кратковременный характер |
Фигурирует множество действующих лиц, у каждого из которых есть свое место в композиции | Не может похвастаться обилием персонажей |
Нередко начинается с пролога и заканчивается эпилогом | Вступление и заключение – неотъемлемая часть общего повествования |
Может быть написан в прозе или стихах | Является сугубо прозаическим произведением |
Повествование зачастую ведется разными лицами | Изложение – обычно от одного лица |
Главная / Итоговое сочинение 2018-2019 / «Мечта и реальность» / Чем отличается мечта от цели?
Каждый из нас лелеет в душе какую-то мечту, ставит перед собой цели. Эти понятия часто спутывают, воспринимают как синонимы. На самом деле, мечта и цель – понятия близкие, но не тождественные. Чем они отличаются?
Мечта – идеальный образ чего-либо, который существует в воображении человека. Этот образ является вожделением, притягивает к себе как магнит, но не всегда воплощается в реальность. Цель – то, что человек хочет осуществить. Это результат, для достижения которого необходим план. Часто, ставя цель, определяют сроки ее достижения. Время же осуществления мечты предопределить невозможно.
И мечта, и цель – нечто, обращенное в будущее. Однако достижение цели более вероятно, чем осуществление мечты. Все дело в том, что цель гораздо ближе к реальности. Строя план ее достижения человек учитывает трудности, которые могут возникнуть на пути к ней. Я считаю, что мечта может превратиться в цель.
Случается это тогда, когда человек понимает, какие задания нужно выполнить, чтобы воплотить свои грезы в реальность. Отличия между указанными понятиями можно проследить на примерах литературных героев.
Герой рассказа И. Куприна «Гранатовый браслет» Желтков мечтает об отношениях с Верой Николаевной. Сладкие грезы пленят его сердце. Герой пытается воплотить их в реальность. Чтобы это сделать он следит за возлюбленной, дарит ей подарки. Он не берет во внимание то, что возлюбленная состоит в браке. Однако образы идеальной женщины и идеальных отношений с ней не придают Г.С. Желткову уверенности, что когда-то они будут вместе. Действительно, этим грезам не суждено было сбыться. Разрушившись, они погубили и самого героя.
Любовь – мечта Г.С. Желткова, так как мужчина перекрутил в своем воображении реальность, избавив ее от неприятных «мелочей». Мечтая, он забывал и о недостатках возлюбленной, и о ее муже, и о возможном негодовании ее родственников.
Главный герой рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» чиновник Николай мечтает о собственной загородной усадьбе. Сначала в его воображении создается образ идеального дома с садами, прудом, балконом. Он перечитывает объявления в газетах и грезит-грезит. Но мужчина прекрасно понимает, что никогда не получит то, о чем мечтает, если не начнет действовать. Так мечта превращается в цель. В голове Николая созревает своеобразный план для ее достижения: герой много работает, женится на богатой девушке. Теперь результат зависит только от него. Скоро Николай достигает своей цели, а вместе с тем воплощает свою мечту, хоть дом, купленный им, далек от того, который рисовало воображение.
Этот пример доказывает, что мечта – идеальная картинка, путь к которой кажется затуманенным. Когда же человек точно знает, что ему делать и, главное, делает это, мечта превращается в цель.
Таким образом, мечта и цель – разные понятия, но грань между ними достаточно тонка.
Вопрос о жанровых отличиях рассказа и повести не имеет однозначного ответа.
Это связано с тем, что до середины XIX века повестью назвали все прозаические произведения, в которых описывались исторические события или отдельные эпизоды из жизни реальных или вымышленных героев. Примером могут служить «Повесть временных лет», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Петербургские повести» Н.В. Гоголя.
В современной литературе жанр рассказа определяется по критериям, отражающим объем повествования, его фактичность, подчеркнуто напряженную кульминацию, отсутствие дополнительных сюжетных линий и выразительность художественных деталей. Это значит, что рассказ представляет собой сравнительно небольшое, отличающееся композиционной строгостью прозаическое произведение, в котором вымышленное событие раскрывает характер героя или служит своеобразным фокусом, проявляющим мотивы его поступков. Эффект достоверности достигается благодаря ограниченному по времени, но подчеркнуто важному развитию действия и весомости каждого фрагмента повествования. В рассказе не бывает большого количества действующих лиц: в центре внимания находится только один, главный персонаж, остальным отводится эпизодическая роль.
Повесть относится к средним эпическим жанрам, в которых отображается не одно, а несколько важных эпизодов из жизни героя, свидетельствующих о его причастности к жизни общества, судьбам других людей, значимым историческим событиям. В отличие от рассказа, повесть может иметь разветвленный сюжет с развитием действия в разных временных срезах. В композицию повести часто входят авторские отступления, пейзажные зарисовки, портретные характеристики персонажей: их использование в тексте произведения помогает достичь глубины содержания и в полной мере отразить идею произведения.
Жанру рассказа такое разнообразие не свойственно. По стилю он бывает близок к новелле или очерку – в зависимости от динамики повествования: описательного или построенного на остром конфликте.
Повесть как жанр имеет свои разновидности. Их отличия – в тематике, композиционных особенностях произведений и выборе художественных средств изображения. Историческую повесть не спутаешь с социально-бытовой, психологическую легко отличить от детективной. Гораздо сложнее найти разницу между фантастической и сказочной повестью.
Эта разница, прежде всего, заключается в выборе объекта художественного изображения. Сказочная повесть продолжает традиции народной и литературной сказки. В ней отображается вымышленный мир, в котором добро противостоит злу, а герои подвергаются многократным испытаниям, прежде чем достигают благородной цели. Динамика повествования строится на неожиданных поворотах сюжета, развивающегося как цепь событий, связанных с волшебством, превращениями, возникновением непреодолимых препятствий, справиться с которыми героям помогают отвага, честность, бескорыстие или магические знания. Сюжет сказочной повести имеет несколько планов и является более сложным по сравнению с линейным сюжетом литературной сказки. Примером могут служить известные произведения Памелы Треверс «Мэри Поппинс», Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Кира Булычева «Приключения Алисы».
Выбор персонажей для сказочной повести неограничен. Люди, животные, растения, вымышленные существа и сущности составляют пестрый образный строй, в котором роли распределяются исключительно по воле автора. Стереотип сохраняется только в одном: четком делении героев на положительных и отрицательных.
Фантастическая повесть строится по другому принципу. Фантастика отличается от сказочного вымысла тем, что в центре внимания оказывается срытое, трудно поддающееся объяснению, но потенциально возможное явление или событие. Свойственное этому жанру обобщение позволяет развивать актуальные для конкретного исторического времени темы: состояние духовного мира современных людей, прогресс и его последствия для человечества, проблемы адаптации личности в социуме, будущее планеты в условиях активного вмешательства человека в законы природы.
В сюжете фантастической повести часто используются парадоксальные гипотезы и версии, представляющие сверхъестественное как реальность. Отсюда многоплановость сюжетных линий, смещение времени, перенос действия в пространство, открывающееся за пределами земных измерений. Содержание фантастической повести является не просто увлекательным повествованием о неизведанном, а попыткой определить место человека в мире, о котором он знает еще меньше, чем о себе самом. Подтверждение этой мысли можно найти в повестях Аркадия и Бориса Стругацких «Обитаемый остров», «Волны гасят ветер».
В фантастической повести «Понедельник начинается в субботу» присутствует мотив русских сказок и очевидна аналогия межу сказочными персонажами и героями произведения.
Это свидетельствует об общей основе жанров – литературном творчестве, в котором жизненная реальность трансформируется в художественную, принимая необычную форму.