СССР СССР
«Отчий дом» - художественный фильм режиссёра Льва Кулиджанова .
Таня, живущая в состоятельной московской семье и учащаяся в педагогическом институте, узнаёт, что она дочь пожилой деревенской женщины, которая потеряла её во время Великой Отечественной войны. Приехав в гости к своей родной матери Наталье Авдеевне, она открывает для себя совершенно новый, во многом чуждый ей мир. Далеко не сразу проникается она чувством внутреннего родства с этим миром, его людьми, такими непривычными для неё. Наталья Авдеевна знакомит Таню с деревенской девушкой Нюрой. Нюра показывает Тане местные достопримечательности. Также Таня знакомится с местным председателем Сергеем Ивановичем, бывшим фронтовиком, воевавшим в этой местности. С Натальей Авдеевной Таня бывает на сельскохозяйственных работах в поле, бывает также на ферме у Нюры, где та работает дояркой. Но однажды Таня становится свидетельницей следующей сцены. В совхоз приезжает инспектор, который беседует с Сергеем Ивановичем. Вдруг появляется местная деревенская женщина Степанида, которая приводит заплаканную Нюру и приносит мешок отрубей. «Сейчас сама видела: вытащила мешок из коровника - и к Макарихе (так звали тётку, с которой жила Нюра). И унесла бы, если бы не я!»- говорит Степанида про Нюру. Инспектор сразу начинает составлять акт, мотивируя это тем, что факт кражи имущества налицо. «А дальше пусть следователь разбирается»,- говорит инспектор. Но Сергей Иванович сразу рвёт этот акт, заявляя: «Сами разберёмся».
На следующий день приходит время Тане уезжать обратно. Перед отъездом она встречает Сергея Ивановича. Он ей говорит: «Звонил прокурор насчёт Нюры, но мы её в обиду не дадим». Появляется Степанида и рассказывает Сергею Ивановичу про Нюру: «Не сама она, Макариха её таскать заставляет». И бежит искать Нюру, которой нигде не видно. Таня тем временем сухо прощается с Натальей Авдеевной, впервые назвав её мамой, садится в кузов грузовика и едет на станцию. Вдруг грузовик останавливается, и в кузов залезает Нюра, которая тут же сообщает Тане, что собирается отсюда уехать. Таня немедленно приходит своей подружке на выручку. «Да ты с ума сошла! Нельзя же себе жизнь из-за этого ломать! Ведь Сергей Иванович уже всё знает!» - говорит она Нюре. Сначала Таня просит шофёра повернуть обратно, но когда тот отвечает, что ему надо за цементом ехать, она, выбросив из кузова вещи, вылезает вместе с Нюрой. Они вдвоём возвращаются в деревню, где Нюру продолжает ждать Степанида. Когда девушки возвращаются, Степанида уводит Нюру к председателю.
Таня успела увлечься Сергеем Ивановичем. Вечером того же дня они вместе гуляют, но он даёт ей понять, что для неё это всего лишь детское увлечение. «Приказать себе любить нельзя, а запретить - можно. Я был бы последним человеком, если бы позволил молодой девушке совершить пусть даже прекрасную, но ошибку», - говорит он. Таня очень переживает по этому поводу, хотя и старается это скрыть. Но Наталья Авдеевна и дедушка всё равно это видят.
Ближе к концу фильма Нюра выходит замуж, ей дают новый дом. Со свадьбы убегает Степанида, которую Сергей Иванович застаёт в слезах. Она рассказывает ему про свою жизнь. «Я ведь тоже не хуже их начинала», говорит она, имея в виду Нюру с новым мужем. «Для меня колхоз тоже отчим домом был, а потом…». Во время войны Степанида потеряла жениха, на него пришла «похоронка». Потом её, Степаниду выбрали председателем. А после войны стали возвращаться в деревню мужчины. Её, Стешу, сняли с должности председателя, назначили других. «Все побывали в председателях, а про меня - хоть бы одна собака вспомнила!» - говорит она. Сергей Иванович, ранее испытывая чувство любви к Степаниде, решается наконец открыться ей.
Степанида, знавшая о прежнем увлечении Тани Сергеем Ивановичем, приходит к ней и говорит: «Председателя забудь». Затем Степанида объясняет, что они с Сергеем Ивановичем любят друг друга. Таня, едва сдерживая слёзы, желает ей счастья. «Ты молодая, у тебя вся жизнь впереди, а для меня ведь это в последний раз», - говорит Степанида. Когда она уходит, Таня спрашивает у Натальи Авдеевны: «Где мой чемодан?». Наталья Авдеевна отвечает, что вынесла чемодан в сени и спрашивает: «Ты что, уезжать надумала?». Таня, уже срывающимся голосом заявляет, что да, сегодня же уедет. И с этими словами она выбегает из избы и, прислонившись к изгороди, горько плачет. Наталья Авдеевна это замечает, подходит к ней и говорит такие слова: «Что с тобой, доченька? Хватит тебе таиться, думаешь, я не вижу, что с тобой происходит? Я всё понимаю, Танечка. Мать ведь я тебе, какая-никакая, под сердцем тебя носила…» И, обняв рыдающую Таню, прижимает её к себе.
Таня пишет письмо своей приёмной матери, где сообщает, что опять задерживается, и что домой она приедет, теперь, наверное, вместе с Натальей Авдеевной. «Она очень хочет с Вами познакомиться», - пишет Таня. Письмо она заканчивает словами: «Как странно: у меня теперь две мамы».
В конце фильма Таня, зайдя в класс местной школы, представляет, как вскоре, став учительницей, будет вести свой первый урок. Появляется Сергей Иванович и знакомит её с приехавшей по распределению новой учительницей Антониной Петровной, которая, как выясняется, тоже из Москвы. А потом Таня показывает Антонине Петровне местные достопримечательности, какие ей самой недавно показывала Нюра.
Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина.
В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно ыоказали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгснштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних чигиринских разговорах. Пьер задумался над этими афишами. Очевидно, та страшная грозовая туча, которую он призывал всеми силами своей души и которая вместе с тем возбуждала в нем невольный ужас, – очевидно, туча эта приближалась.
«Поступить в военную службу и ехать в армию или дожидаться? – в сотый раз задавал себе Пьер этот вопрос. Он взял колоду карт, лежавших у него на столе, и стал делать пасьянс.
– Ежели выйдет этот пасьянс, – говорил он сам себе, смешав колоду, держа ее в руке и глядя вверх, – ежели выйдет, то значит… что значит?.. – Он не успел решить, что значит, как за дверью кабинета послышался голос старшей княжны, спрашивающей, можно ли войти.
– Тогда будет значить, что я должен ехать в армию, – договорил себе Пьер. – Войдите, войдите, – прибавил он, обращаясь к княжие.
(Одна старшая княжна, с длинной талией и окаменелым лидом, продолжала жить в доме Пьера; две меньшие вышли замуж.)
– Простите, mon cousin, что я пришла к вам, – сказала она укоризненно взволнованным голосом. – Ведь надо наконец на что нибудь решиться! Что ж это будет такое? Все выехали из Москвы, и народ бунтует. Что ж мы остаемся?
– Напротив, все, кажется, благополучно, ma cousine, – сказал Пьер с тою привычкой шутливости, которую Пьер, всегда конфузно переносивший свою роль благодетеля перед княжною, усвоил себе в отношении к ней.
– Да, это благополучно… хорошо благополучие! Мне нынче Варвара Ивановна порассказала, как войска наши отличаются. Уж точно можно чести приписать. Да и народ совсем взбунтовался, слушать перестают; девка моя и та грубить стала. Этак скоро и нас бить станут. По улицам ходить нельзя. А главное, нынче завтра французы будут, что ж нам ждать! Я об одном прошу, mon cousin, – сказала княжна, – прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу.
Что за чувства и мысли просыпаются, какие струны человеческого сердца можно затронуть одним словом «отчий дом». Еще дороже воспоминание о «христианском отчем доме» для тех, которые имели преимущество воспитываться в таких семьях, в которых прославлялся и главой признавался Бог.
Семья предопределена Богом и это его воля для человечества. Когда Бог создал Адама и Еву и соединил их в святом брачном союзе, — дал им назначение плодиться и размножаться по всей земле. Так Он создал первую семью и первый домашний очаг (Быт.1:27-28).
Вся социальная структура человечества основана на семье, как единство. Дом и семья являются защитным валом для общества, независимо где они живут: в шалаше или дворце. Очень часто цитируется: «Семья — это оплот нации». Она является фундаментом всей цивилизации. Если фундамент хороший, то и нация процветает, так как нация состоит из единиц, которые спаяны семейными узами. Отсюда, ясно видно назначение домашнего очага и семейной жизни по плану Бога.
Мы живем в такое время, когда божественные основы отвержены человечеством и распространяются беспорядки и пороки. Это, кстати, тот случай, когда человек уклонился от указаний, данных Богом. Свободная любовь, супружеская неверность, разводы и всякого рода самовольности, ведут семью и домашний очаг к упадку.
Государство ранжируется первоочередно народом, через что и вытесняются единицы и семейное единство. Поэтому очень важно направлять наше внимание на божественные основоположения и взгляды, чтобы нас не увлекло течением и мы устояли в христианской истине .
Под словом «дом» подразумевается не место, где мы кушаем и спим. Это то, излюбленное место, которое нам дает домашнюю любовь, счастливую семейную жизнь, спокойствие, мир и охрану от злого мира. Не красивая архитектура или дорогая обстановка решает эту проблему. Это счастье, любовь и сердечное общение в святости, что БОГ подарил семейному кругу.
Это не стул и не стол, не предметы,
и не картины прекрасных идей,
не гарнитуры изящной работы,
и не изделье из ценных камней!
Дом — это члены семьи, где все дружные:
слышится смех в нем веселых детей;
где всем легко, где любовь не чуждая;
где нету места для грубых речей!
В мире греха, наш очаг является особо милосердным подарком Бога-Творца для человечества. Этим Он нам подарил пристань в будущем и опасном мире. Место родственных семейных уз — это покровительство Бога от бурь и ненастий в жизни: и защита от нападков дьявола.
Великое преимущество в этом мире то, когда сердце находит отзыв и расположение в семейном кругу и то, что Бог вложил в человеческое сердце. Обоюдное стремление служить друг другу в семье и ежедневное практическое самопожертвование вытесняют из сердца себялюбие и эгоизм. Семейные отношения требуют ежедневного послушания, любви и подчинения друг другу. Эти качества и противопоставлены корню человеческих несчастий — самоволию и непослушанию.
В христианской семье, где отец и мать принадлежат Господу, имеется пристань и защита от дьявола. Это святыня среди безбожного и нехристианского мира, которая защищает и охраняет бесценные детские сердца.
Христианский дом — это святая пристань, в которой Бог-Отец и Господь Иисус Христос чистосердечно признаются домашними, где живет Святой Дух, где его слово является светом и освящает весь дом, где евангелие постоянно указы-вает путь к небу.
Это можно выразить словами одного автора: «Это место сердечных отношений, где сердца упражняются в союзе, что Бог сам предопределит. Где забота о чистосердечных отношениях охраняет от самовластия и самоволия. Где сила этого благословенного влияния полностью себя раскрывает, там просыпается, несмотря на грех и беспорядок, совесть, завоевывая сердца и охраняет от злых сатанинских влияний».
Грех пришел в мир и все испортил. Но если взять Христа и наши семейные отношения, то это и составляет то милосердное поле деятельности, где в практической жизни раскрывается божественная жизнь, которую мы имеем во Христе. Кротость, нежность, готовность помочь и самопожертвование ощущаются в большой мере и полноте в семейном союзе, нежели в Едемском саду, где не было греха. В настоящем христианском доме Богу предоставлено особое место и каждый член семьи старается сохранить божественную гармонию согласно помыслам и предрасположениям Бога. Познанная любовь Бога, излитая в сердца, составляет доминирующий элемент в доме.
Слово Бога читается, хотя и в скудости, но используется практически, молитвы и благодарности поднимаются ввысь. Здесь чувствуется небесная атмосфера и такие семьи имеют, как и израильтяне в Египте, небесный «свет в жилищах их» (Исх.10:23), хотя вокруг царит тьма. Настоящий христианский дом — это отражение той небесной страны, к которой мы идем. Он отчетливо противопоставлен тем домам, которые освещаются не Христом, а «светом людей».
Во Второзаконии 11:18-21 Бог говорит, что Он хотел бы видеть в каждом доме. Это его желание: «положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими; и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоём, и когда идёшь дорогою, и когда ложишься, и когда встаёшь; и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих, дабы столько же много было дней ваших и дней детей ваших на той земле, которую Господь клялся дать отцам вашим, сколько дней небо будет над землёю». Это благословения христианского дома, где любят слово Бога, сохраняют и воздают ему должное.Такой дом, где стремятся жить по слову Бога и для его славы — это кусочек неба на земле.
Дорогой читатель, исполняется это все в твоем доме? Если нет, то почему?
Это счастливое состояние только там возможно, где драгоценное слово Бога ставится родителями превыше всего и все ведется по его предписаниям. Тогда слово Бога практически будет «на косяках дома твоего и на воротах твоих» видно, и дети, воспитанные в свете писания, будут идти путями истины. Если родители не живут по слову Бога и его не любят, то как можно ожидать от детей, чтобы они любили это слово и были послушными ему?
Богобоязненные израильтяне приделывали к косякам и воротам и вязали себе на руки части от слова Бога. Это благословение — увидеть библейские слова на стенах дома у христиан. Это еще одна возможность засвидетельствовать о небесном свете тем, кто переступает порог такого дома.
Сын пожилого христианина, переехав в новый дом, устраивал свое жилье. И когда закончил, позвал своего отца и показал ему весь дом. После того, как отец все посмотрел, он сказал: «Дорогой, у тебя весь дом устроен очень комфортабельно, но никто не сможет сказать, живет ли здесь дитя Бога или светский человек». Эти слова сильно повлияли на сына. Вскоре на стенах его дома висели слова из священных писа-ний и слово Бога в доме стало почитаемо.
Как печально, если христианские дома устроены по последней моде, роскошны и наполнены литературой, где слушаются развлекательные программные передачи, а слово Бога не практикуется. Такие дома, в практическом смысле слова, не христианские. Если наши дома не отличаются от мирских домов, то нельзя с уверенностью сказать, что мы «имеем свет в наших жилищах» и должное место отдаем Господу. Это самое относится и к дому, где господствует ссора и вражда вместо любви и благодати Духа Бога.
Будимир Метальников
Юрий Бирюков
«Отчий дом» - художественный фильм режиссёра Льва Кулиджанова .
Очень красивая девушка Таня, живущая в состоятельной московской семье и учащаяся в педагогическом институте, узнает, что на самом деле она дочь пожилой деревенской женщины, потерявшей её во время войны. Приехав в гости к своей родной матери Наталье Авдеевне, она открывает для себя совершенно новый, во многом чуждый ей мир. Далеко не сразу проникается она чувством внутреннего родства с этим миром, его людьми, такими непривычными для неё. Наталья Авдеевна знакомит Таню с деревенской девушкой Нюрой. Нюра показывает Тане местные достопримечательности. А потом Таня знакомится с местным председателем Сергеем Ивановичем, бывшим фронтовиком. Они много времени проводят вместе, но потом Сергей Иванович даёт Тане понять, что для неё это всего лишь детское увлечение. "Я был бы последним человеком, если бы позволил молодой девушке совершить пусть даже прекрасную, но ошибку",- говорит он. Таня очень переживает по этому поводу, хотя и старается это скрыть. Но Наталья Авдеевна и дедушка всё равно это видят. "Ну просто сохнет девка!"- говорит дедушка.
Ближе к концу фильма Нюра выходит замуж, ей дают новый дом. Со свадьбы убегает местная деревенская женщина Степанида, которую Сергей Иванович застаёт в слезах. Она рассказывает ему, как всю жизнь провела одна, потеряв жениха во время войны. Сергей Иванович решает взять её к себе.
Степанида, знавшая о прежнем увлечении Тани Сергеем Ивановичем,приходит к ней и говорит: "Председателя забудь". Затем Степанида объясняет, что они с Сергеем Ивиновичем любят друг друга и она собирается выходить за него замуж. Таня, едва сдерживая слёзы, желает ей счастья. "Ты молодая, у тебя вся жизнь впереди, а для меня ведь это в последний раз",- говорит Степанида. Когда она уходит, Таня спрашивает у Натальи Авдеевны: "Где мой чемодан?". Наталья Авдеевна отвечает, что вынесла чемодан в сени и спрашивает: "Ты что, уезжать надумала?". Таня, уже срывающимся голосом заявляет, что да, сегодня же уедет. И с этими словами она выбегает в сени и, прислонившись к изгороди, горько плачет. Наталья Авдеевна это замечает, подходит к ней и говорит такие слова: "Что с тобой, доченька? Хватит тебе таиться, думаешь, я не вижу, что с тобой происходит? Я все понимаю, Танечка. Мать ведь я тебе, какая-никакая, под сердцем тебя носила..." И прижимает рыдающую Таню к себе.
Потом, уже успокоившись, Таня пишет письмо своей приёмной матери, где сообщает, что опять задерживается и что домой она приедет,теперь, наверное, вместе с Натальей Авдеевной. "Она очень хочет с Вами познакомиться", - пишет Таня. Письмо она заканчивает словами: "Как странно: у меня теперь две мамы".
В конце фильма Таня, зайдя в класс местной школы, представляет, как через несколько лет, став учительницей, будет вести свой первый урок. Появляется Сергей Иванович и знакомит её с приехавшей по распределению новой учительницей, которая, как выясняется, тоже из Москвы. А потом Таня показывает этой новой учительнице местные достопримечательности, какие ей самой недавно показывала Нюра.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Отчий дом - (Смолян,Болгария) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: деревня Могилица, 4761 Смолян, Болгария … Каталог отелей
ОТЧИЙ ДОМ - «ОТЧИЙ ДОМ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1959, ч/б, 100 мин. Мелодрама. Приемная дочь доктора Скворцова, узнав, что ее мать жива, поехала к ней в деревню на каникулы. Женщина не знала, как приблизить к себе дочь. Встречи в колхозе с… … Энциклопедия кино
Отчий дом (фильм) - Отчий дом Жанр драма Режиссёр Лев Кулиджанов Автор сценария … Википедия
ОТЧИЙ - ОТЧИЙ, отчая, отчее (книжн. поэт. устар.). Отцовский, родительский. «Соблазном постланное ложе ты отчей сени предпочла.» Пушкин. Отчий дом. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Дом, в котором я живу - Дом, в котором я живу … Википедия
Дом, в котором я живу (фильм) - Дом, в котором я живу Жанр Кинороман Режиссёр Лев Кулиджанов Яков Сегель Автор сценария Иосиф Ольшанский Нина Руднева В главных ролях Оператор Вячес … Википедия
Родительский дом – это то, что объединяет всех людей в этом мире, то, что мы называем общим, и в чем находим различия. Общее в этом понятии то, что каждому оно знакомо, а разное – то, что каждый вкладывает в это слово свои ассоциации.
Первое, что возникает в голове, когда мы слышим «отчий дом» - родители. Самые главные люди в жизни каждого человека. Эти люди вкладывает все в своих детей, и желают им только добра. Вот только дети это не всегда понимают, и видят все в другом свете. Советы воспринимают, как нравоучения и часто не хотят к ним прислушиваться. Замечания им кажутся упреками, ведь очень редко дети пытаются вникать в смысл сказанного. Начинается такой период, когда каждый ребенок хочет как можно скорее уйти от родителей и начать жить самостоятельно.
Детям кажется, что здесь их не хотят понять, поэтому они чувствуют силы и готовность жить отдельно. Но, только вырвавшись из родительского гнезда и хлебнув самостоятельной жизни, детки начинают понимать всю ценность того беззаботного времени в родном доме. Ведь отчий дом это:
Впрочем, каждый может дополнять этот список бесконечно, ведь отчий дом это совсем не универсальное понятие. Каждый вкладывает в это словосочетание свой смысл и свои воспоминания.
Вероятнее всего, каждый ответит, что это семья и родители в особенности. Вот только осознание этого приходит не всем, и не сразу. Мы куда-то вечно бежим, к чему-то стремимся и в принципе это правильно и так должно быть. Вот только важно в погоне за своими целями не забывать о тех, кто дал нам жизнь. Ведь как только что-нибудь случается на нашем пути, мы вмиг бежим к родителям. Очень жаль, что мы часто начинам ценить что-то, после того, как потеряем. Только тогда отчий дом уже не вызывает тех приятных чувств, а лишь воспоминания. Ведь пустой родительский дом – это момент, который хочется оттянуть как можно дальше. Так, давайте же наслаждаться каждой минутой в отчем доме рядом с родителями!