Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что не входит в структуру стандартной оратории. Возникновение жанра

Что не входит в структуру стандартной оратории. Возникновение жанра

Оратория

(итал. oratorio, от позднелат. Oratorium- молельня, от лат. оrо - говорю, молю; франц., англ. oratorio, нем. Oratorium) - крупное муз. произведение для хора, певцов-солистов и симф. оркестра, написанное, как правило, на драматич. сюжет и предназначенное для конц. исполнения. О. занимает промежуточное положение между оперой и кантатой, почти одноврем. с к-рыми, на рубеже 16-17 вв., она зародилась. Подобно опере, О. включает сольные арии, речитативы, ансамбли и хоры; как и в опере, действие в О. развивается на основе драматич. сюжета. Специфич. черта О. - преобладание повествования над драматич. действием, т. е. не столько показ событий, как в опере, сколько рассказ о них. Имея много общих черт с кантатой, О. отличается от последней более крупным размером, большим масштабом развития и более отчётливо намеченным сюжетом. Для О. характерны также драматизм и раскрытие темы в героико-эпич. плане.
Первоначально О. писались гл. обр. на библейские и евангельские тексты и нередко предназначались для исполнения непосредственно в храме в дни соответств. церк. праздников. Создавались спец. "рождественские", "пасхальные" и "страстные" О., т. н. "страсти" (Passionen). В процессе историч. развития О. приобретала всё более светский характер и полностью перешла на конц. эстраду.
Непосредств. предшественниками О. считаются ср.-век. литургич. представления, целью к-рых было разъяснять прихожанам малопонятный для них лат. текст богослужений. Литургич. представления сопровождались пением и всецело подчинялись церк. ритуалу. К кон. 15 в. в связи с общим упадком католич. церкви литургич. драмы начинают вырождаться. Новый подъём в духовной музыке связан с эпохой Реформации; католич. духовенство было вынуждено искать др. средства для утверждения своего пошатнувшегося влияния. Ок. 1551 церк. деятель Ф. Нери основал при рим. монастыре Сан-Джироламо "молитвенные собрания" (Соngregazione dell"Oratorio) с целью пропаганды католич. вероучения вне храма. Посетители собирались в особых помещениях при церкви, т. н. ораториях, т. е. молитвенных залах для чтения и толкования Библии, Священного писания и т. д. На "собраниях" разыгрывались духовные сцены, к-рые делились проповедью на два отделения. Повествование в виде псалмодии вёл рассказчик (евангелист), а во время "священного действия" (azione sacra) хор исполнял лауды - духовные песнопения типа мадригалов, к-рые первоначально писал Дж. Анимучча, впоследствии Палестрина. Позднее на таких собраниях стали исполняться особые аллегорич. драмы, мистерии нравоучит. содержания, в к-рых олицетворялись отвлечённые понятия (наслаждение, мир, время и т. д.). Подобные представления получили назв. rappresentazione, а также storia, misterio, dramma di musiche и т. д. Постепенно название места, где происходили эти представления, перешло на сами представления, и О. стали противопоставляться мессе. Термин "О." как обозначение крупной муз.-драматич. формы впервые встречается в муз. лит-ре в 1640.
Первая О. "Представление о душе и теле" ("Rappresentazione di anima e di corpo") Э. дель Кавальери, появившаяся в 1600, по существу была морально-аллегорич. драмой, ещё тесно связанной со сценич. эффектами (костюмы, декорации, актёрская игра, танцы). Гл. героями её были аллегории: il mondo - свет, la vita humana - человеческая жизнь, il corpo - тело, il piacere - удовольствие, intelletto - разум. Музыка состояла из хор. мадригалов и речитативов в стиле rappresentativo - "изобразительном", разработанном кружком (camerata) композиторов и поэтов во главе с Дж. Барди при дворе Медичи во Флоренции. Мелодия опиралась на basso continuo (см. Генерал-бас), оркестр состоял из небольшого количества инструментов (чембало, 3 флейты, 4 цинка, басовая виола и др.).
В 17 в. в Италии параллельно развиваются два типа О.-"вульгарная" (oratorio volgare), или (позднее) итальянская, основанная на свободно выбранном итал. поэтич. тексте, и латинская (oratorio latino), основанная на библейском лат. тексте. "Вульгарная", или "простонародная", О. более демократична, общедоступна, ведёт своё начало от драматизированных лауд. Уже к 16 в. сложились повествовательные, лирич., диалогизированные лауды. Важной вехой на пути драматизации лауд, связанной с формой их изложения, явилось собрание диалогов Дж. Ф. Анерио "Гармонический духовный театр" (1619). Собственно повествование Анерио отделяет от диалога и поручает хору вести его от лица Рассказчика (testo) или Музы. В самом диалоге голоса распределяются по количеству персонажей, каждый из к-рых имеет сольную партию в сопровождении органа. Созданная Анерио форма диалога постепенно развивалась и обогащалась в отношении сюжетной основы; к сер. 17 в. она превратилась в "историю", где партия Рассказчика приобретает речитативный характер. Такова О. "Иоанн Креститель" А. Страделлы.
В лат. О. соединяются черты литургич. драмы с многоголосием мотетов и мадригалов. Наивысшего расцвета она достигает в творчестве Дж. Кариссими, первого классика ораториальной музыки. Кариссими создал 15 ораторий на библ. сюжеты, из к-рых наиболее известны "Иевфай", "Суд Соломона", "Валтасар", "Иона". Полностью отказавшись от сценич. действия, Кариссими заменяет его введением партии Историка, к-рая исполняется разл. солистами порознь или вместе, в форме канонич. дуэта. Большое значение Кариссими придаёт хорам, к-рые активно участвуют в действии и заканчивают О. апофеозом.
В дальнейшем ученик Кариссими А. Скарлатти, глава неаполитанской оперной школы, применив форму арии da capo и речитатив secco, сблизил О. с оперой. К нач. 18 в. итал. О. приходит в упадок и почти полностью вытесняется оперой, однако мн. композиторы продолжают писать сочинения этого жанра (А. Лотти, А. Кальдара, Л. Лео, Н. Йоммелли). Хотя родиной О. была Италия, подлинного расцвета этот жанр достиг на почве иных нац. культур.
В 18 в., в эпоху Просвещения, зависимость ораториальных форм от церк. ритуала, сохранявшаяся ещё в О. нек-рых композиторов, всё более преодолевается и О. становится целостной по муз. концепции вок.-инстр. конц. драмой.
Классич. тип О. создал Г. Ф. Гендель в Англии в 30-40-е гг. 18 в. Ему принадлежат 32 оратории, из к-рых наиболее значительны "Саул" (1739), "Израиль в Египте" (1739), "Мессия" (1740), "Самсон" (1741) и "Иуда Маккавей" (1747) на библ. сюжеты. Гендель писал О. также на евангельские (пассионы), мифологические ("Геракл", 1745) и светские сюжеты ("Весёлость, задумчивость и умеренность", по поэме Дж. Мильтона, 1740). Оратории Генделя - монументальные героико-эпич. произв., яркие драматич. фрески, не связанные с церк. культом и сближающиеся с оперой. Их гл. действующее лицо - народ. Это обусловило огромную роль хоров - не только как формы передачи мыслей и чувств народа, но и как активно действующей силы, направляющей муз.-драм. развитие. Гендель использует в О. все типы арий, вводит арию с хором; он отказывается от партии Рассказчика, частично передавая его функции хору. Речитатив занимает в генделевских О. незначит. место.
В Германии ораториальная музыка под влиянием нек-рых итал. форм развивается из т. н. "страстей господних", предназначенных для исполнения в храме. К 16 в. сложились два типа "страстей" - хоральные (choral passion), основанные на традициях григорианского пения и псалмодии, и мотетные (motett passion), в к-рых все партии исполнялись хором. Постепенно черты хоральных и мотетных "страстей" смешиваются, и возникают "страсти" в форме О. Таковы "Духовные истории" Г. Шюца, основоположника О. в Германии,- пассионы по 4 Евангелиям и О. "Семь слов Христа на кресте", "История воскресения", "Рождественская история". От чисто драматич. концепции пассионов Шюц постепенно приходит к муз.-психологич. концепции "Рождественской истории". В пассионах представлены только псалмодич. речитация и хоры a cappella, в "Рождественской истории" повествование евангелиста прерывается "интермедиями", в к-рых даётся широкое выражение драматич. чувств устами разл. персонажей (ангел, волхвы, первосвященники, Ирод). Их партии обладают чертами индивидуализации, сопровождаются разл. составами инструментов. В нач. 18 в. гамбургские оперные комп. Р. Кайзер, И. Маттезон, Г. Телеман писали пассионы на свободные поэтич. нем. тексты Б. Г. Броккеса.
Непревзойдённых высот пассионы достигают в творчестве И. С. Баха. Из них сохранились "Страсти по Иоанну" (1722-23) и "Страсти по Матфею" (1728-29). "Страсти по Луке" приписывались Баху ошибочно, что доказано мн. исследователями. Поскольку гл. сфера баховского иск-ва - лирико-философская, тему пассионов он трактует как этич. тему самопожертвования. Пассионы Баха - это трагич. истории страдающего человека, в к-рых объединяются разл. психологич. планы - повествование евангелиста, рассказ о событиях от лица участников драмы, реакция на них народа, лирич. отступления автора. Такая многоплановость, полифоничность мышления, как в широком смысле (совмещение разл. "планов" повествования), так и в узком (использование полифонич. форм), - характерная черта творч. метода композитора. "Рождественская оратория" Баха (1734) по существу является не О., а циклом из шести духовных кантат.
В дальнейшем в связи с ростом влияния оперы в Германии мн. нем. композиторы отдают предпочтение итал. стилю ("Смерть Иисуса" Грауна, произв. А. Хассе, И. К. Баха и др.).
Особое место в истории жанра занимают О. композиторов венской классич. школы. Ведущая роль симфонии и симфонизма как творч. метода венских классиков определила своеобразие использования ими ораториальных жанров. Оратория В. А. Моцарта "Кающийся Давид" (переделанная из "Большой мессы" c-moll, 1785) интересна как пример динамизации и симфонизации ораториальной формы.
Й. Гайдн наряду с Генделем явился создателем светской лирико-созерцательной О. Нар.-бытовая тематика, поэзия природы, мораль труда и добродетели, образы простых людей, их слияние с природой претворены в ораториях Гайдна "Сотворение мира" (1797), "Времена года" (1800); последняя написана после поездок Гайдна в Англию, где он ознакомился с ораториями Генделя.
Единств. оратория Л. Бетховена "Христос на Масличной горе" (1803) представляет собой образец конц. трактовки жанра.
Достигнув наивысшего расцвета в 17-18 вв., в 19 в., в эпоху романтизма, О. утрачивает монументальность и героич. содержание, становится лирической. Ф. Мендельсон- Бартольди в О. "Павел" (1836) и "Илия" (1846) следует баховско-генделевским традициям, однако трактует древние легенды в лирич. плане, что создаёт несоответствие между монументальностью замысла и камерностью образов. В основе светской О. (secular oratorio) "Рай и Пери" (1843) Шумана по романтич. поэме Т. Мура лежит не драматич. конфликт, а контрастная смена настроений. О. "Легенда о святой Елизавете" (1862) и в особенности "Христос" (1866) Листа написаны в традициях романтич. программно-симф. музыки. Франц. композиторы реже обращались к О., всегда отдавая предпочтение опере. Жанр О. во Франции первым применил в 17 в. ученик Кариссими М. А. Шарпантье. О. писал также Ж. Б. Люлли ("Давид и Ионафан", "Блудный сын"). Видное место занимает оратория Г. Берлиоза "Детство Христа" (1854); его драматич. легенда "Осуждение Фауста" (1846) также родственна О. Мн. оперы франц. композиторов приближаются к О. ("Самсон и Далила" Сен-Санса, 1868, была сочинена как библейская опера, но часто шла в конц. исполнении), и наоборот, их О. присущи черты оперной театральности ("Руфь", 1845, "Ревекка", 1881, Франка; "Смерть и жизнь", 1884, Гуно; "Ева", 1875, и "Мария Магдалина" Массне, 1873, позднее переработана в оперу).
Историч. события 20 в. послужили толчком к возрождению жанра; эпоха нар. движений требовала монументальных демократич. форм, способных воплотить темы общечеловеческого значения. В поисках ответа на животрепещущие вопросы современности прогрессивные зап.-европ. композиторы 20 в. часто обращаются к духовному и художеств. наследию прошлого, используя тематику и сюжеты Библии, Евангелий, мифологии и эпоса, но трактуя их с новых позиций. Развитие О. в 20 в. характеризуется сближением её с оперой и кантатой. Совр. О. наиболее традиц. плана - "Крики мира" Онеггера (1931), "Бесконечное" Хиндемита (1931). Сближение О. с кантатой наблюдается в "Пляске мертвецов" (1938) и "Рождественской кантате" Онеггера. В 20 в. складывается новый жанр оперы-оратории, к-рая может исполняться как в т-ре, так и в конц. зале. Таковы "Царь Давид" Онеггера (1921), "Царь Эдип" Стравинского (1927), "Христофор Колумб" Мийо (1930). Совр. О. сближается также с антич. драмой (К. Орф), "эпическим театром" Б. Брехта ("Назидательная пьеса" - "Lehrstьck" Брехта с музыкой П. Хиндемита, 1927). Особое место занимает О. "Жанна Д"Арк на костре" (1938) Онеггера, сочетающая ораториальные формы с элементами нар. действ - мистерий.
Рус. композиторы обращались к жанру О. редко. Известны О. "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" (1812) Дегтярёва, воплощающая патриотич. чувства эпохи Отечеств. войны 1812, а также "Потерянный рай" (1856) и "Вавилонское столпотворение" (1869) А. Г. Рубинштейна. Своеобразие развития рус. музыки в 19 в. определило ведущую роль оперы и кантаты в раскрытии больших тем героико-эпич. плана. В то же время ораториальные черты проявляются во мн. рус. классич. операх 19 в. (1-й акт "Руслана и Людмилы", пролог "Князя Игоря", 2-й и 4-й акты "Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии").
В сов. время О. получает широкое развитие как монументальная конц. вок.-симф. композиция, способная к воплощению тем большого обществ. значения. Один из первых опытов создания массовой сов. О.- коллективная работа ряда композиторов группы "Проколл" (А. А. Давиденко, В. А. Белый, М. В. Коваль, Б. С. Шехтер и др.) "Путь Октября", посв. 10-летию Окт. революции (тексты из произв. М. Горького, А. А. Блока, В. В. Маяковского, H. H. Асеева и др.). Несмотря на нек-рые недостатки (монтаж неровных по качеству и разных по стилю частей), это произв. явилось первой заявкой на решение большой историко-революц. темы в ораториальном жанре. Дальнейшие пути и роль О. в сов. музыке определились, однако, не сразу. Хотя в нач. 30-х гг. О. почти не писались, ораториальные формы постепенно кристаллизовались в хор. финалах симфоний (3-я, "Первомайская", симфония Шостаковича, симфония "Ленин" Шебалина, 3-я симфония Кабалевского). Наиболее значит. сов. произв. ораториального плана появляются в 1938- 1939. Это О. "Емельян Пугачёв" Коваля (1939), а также симфония-кантата "На поле Куликовом" Шапорина (1938) и кантата "Александр Невский" Прокофьева (1939), к-рые в связи с ясно выраженной сюжетной линией и контрастностью драматургии приближаются к О. Произв. Ю. А. Шапорина и С. С. Прокофьева роднит большая патриотич. тема освободит. борьбы народа. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 появляются патриотич. О. "Народная священная война" Коваля (1941), "Сказание о битве за русскую землю" Шапорина (1943). Осн. героем О. воен. лет выступает народ, поэтому в них заметно возрастает роль массовых хор. эпизодов.
В послевоен. годы О. посвящаются теме мирного строительства - "Песнь о лесах" Шостаковича (1949), "На страже мира" Прокофьева (1951). Разнообразием тематики и философской углублённостью отмечены О. 50-60-х гг. Новое осмысление получает воен. тематика в Реквиеме Кабалевского (1963), в О. "Нагасаки" Шнитке (1958), "Доколе коршуну кружить" Шапорина (1963, на стихи А. А. Блока, К. Ф. Рылеева, К. М. Симонова, М. В. Исаковского). Жанровой новизной и плакатностью мелодич. языка отличается "Патетическая оратория" Свиридова (1960, на сл. В. В. Маяковского). Революц. тематика находит воплощение в О.-поэме "Двенадцать" Салманова (1957, на текст Блока), в О. "Сны революции" Рубина (1963, на сл. В. А. Луговского). Представляют интерес в смысле жанрового решения "Поэтория" Щедрина (1968, на сл. А. А. Вознесенского; назв. образовано от слов "поэт" и "оратория") и О. "По следам Руставели" Тактакишвили (1964), в основе к-рой лежит исключительно аккордово-хоральный склад.
Сов. О. отличают демократизм и подлинная народность, общественно-значимое содержание и усиление роли нар. массы, хора, к-рый нередко выполняет осн. драматургич. функцию. Достижением сов. композиторов является насыщение О. симф. развитием, что способствует более действенному раскрытию драматич. содержания ("Сказание о битве за русскую землю" Шапорина). Вместе с симфонизацией О. складываются нек-рые новые принципы муз. драматургии, напр. столкновение разл. интонац. сфер (Прокофьев, Шапорин). Для усиления драматич. динамики муз. повествования, для подчёркивания драматич. ситуации или выявления разл. планов муз. драматургии в сов. О. часто вводится партия солиста-чтеца. В совр. О. активизируется процесс синтеза жанров, О. сближается с кантатой ("Песнь о лесах" Шостаковича), оперой, симфонией, чёткие грани между ними стираются.
Литература : Розенов Э. К., Очерк истории оратории, М., 1910; Ливанова Т., Музыкальная классика XVIII века, М.-Л., 1939; её же, История западноевропейской музыки до 1789 г., М.-Л., 1940; Грубер Р., Гендель, Л., 1935; Келдыш Ю. В., Оратория, кантата, в сб.: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М.-Л., 1947; Данилевич Л., Музыкальная драматургия в советских кантатах и ораториях, в сб.: Советская музыка, М., 1954; Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955; История русской советской музыки, т. 2-4, М., 1959-63; Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960; Раппопорт Л., Взаимодействие жанров в западноевропейской оратории и кантате XX в., в сб.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров, М., 1971; Друскин М. С., Пассионы И. С. Баха, Л., 1972, доп. под загл. - Пассионы и мессы И. С. Баха, Л., 1976; История музыки народов СССР, т. 2-5, М., 1970-74; Браиловский M. M., Оратория в творчестве зарубежных композиторов (XVII - XIX вв.), Л., 1973; Wangemann О., Geschichte des Oratoriums von den ersten Anfдngen bis zur Gegenwart, Heilbronn, 1881; Brenet M., Les "oratorios" de Carissimi, "RMI", 1897, v. 4; Schwartz B... Das erste deutsche Oratorium, "Jb. P.", 1898. Bd 5; Rolland R., Haendel, P., 1910, (Nouw ed.), P., (1951) (рус. пер. - Г. Гендель, M., 1931); Pasquetti G., L"Oratorio musicale in Italia, Florenz, 1906, 1914; Schering A., Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911; Pratella Fr. В.. G. Carissimi ed i suoi oratori, "RMI", 1920, v. 27; Spitta Ph., J. S. Bach, Bd 1-2, Lpz., 1921; Alaleona D., Storia dell"oratorio musicale in Italia, Mil., 1945; Young P. M., The oratorios of Handel, L., (1949); Walker E., A history of music in England, Oxf., 1952; Massenkeil G., Die oratorische Kunst in den lateinischen Historien und Oratorien Giacomo Carissimis, Mainz, 1952 (Diss.); Dean W., Handel"s dramatic oratorios and mascfues, L.-N.Y.-Toronto, 1959; Blanchi L., I grandi dell"oratoria. Mil., 1964; Riedel-Martiny A., Die Oratorien Joseph Haydns. Ein Beitrag zum Problem der Textvertonung, Gott., 1965 (Diss.); Werner J., Mendelssohn"s "Elijah". A historical and analytical guide to the oratorio, (L., 1965). И. Э. Манукян.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Оратория" в других словарях:

    - (лат. oratorium храм, молельня). Род религиозной драмы или эпоса, положенных на музыку и исполняемых оркестром с разнородным пением. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРАТОРИЯ в тесном смысле слова… … Словарь иностранных слов русского языка

    Оратория - (итальянское oratorio, от латинского oro говорю, молю), многочастное произведение для солистов, хора и оркестра; жанр вокально инструментальной музыки. В отличие от кантаты имеет сюжетную основу, большие размеры и эпически монументальный характер … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (итл. oratorio от лат. oro говорю, молю), музыкальное произведение для певцов солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико драматическим… … Большой Энциклопедический словарь

    ОРАТОРИЯ, оратории, жен. (лат. oratorium от oro говорю, молю). 1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратория Баха. 2. В… … Толковый словарь Ушакова

    ОРАТОРИЯ, и, жен. Монументальное эпико драматическое музыкальное произведение для хора, певцов солистов и оркестра. | прил. ораторный, ая, ое и ораториальный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Жен., лат. наука красноречия, витийство; | музыкальное сочиненье, большей частью библейского содержанья в лицах. Оратор муж. ша, вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник; говорила, говорщик, если ои говорит в суде … Толковый словарь Даля

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова оратория

оратория в словаре кроссвордиста

оратория

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

оратория

ж. лат. наука красноречия, витийство;

музыкальное сочиненье, большей частью библейского содержанья в лицах. Оратор м. -ша, вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник; говорила, говорщик, если ои говорит в суде, на сходках, в выборных и пр. У него все приемы самые ораторские.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

оратория

оратории, ж. (латин. oratorium от oro - говорю, молю).

    Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратория Баха.

    В католическом храме - часть, предназначенная для молящихся (архит.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

оратория

И, ж. Монументальное эпико-драматическое музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра.

прил. ораторный, -ая, -ое и орато-риальный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

оратория

    ж. Музыкальное произведение для хора, оркестра и солистов, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.

    ж. Часть, предназначенная для молящихся (в католическом храме).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

оратория

ОРАТОРИЯ (итл. oratorio, от лат. oro - говорю, молю) музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико-драматическим характером и ясной сюжетностью. Сложилась к кон. 16 в. как жанр духовной музыки, позднее появились и светские оратории. Классические образцы принадлежат Г. Ф. Генделю, Й. Гайдну. Первые образцы русской оратории относятся к нач. 19 в. Оратория занимает важное место в творчестве русских композиторов 20 в. (Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин и др.).

Оратория

(итал. oratorio, от позднелат. oratorium ≈ молельня, лат. oro ≈ говорю, молю), крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения. О. близка к кантате, от которой отличается большими масштабами и наличием определённого сюжета. Возникла в Италии на рубеже 16≈17 вв.; на формирование О. оказали влияние жанры оперы и мадригала. О. с текстом на латинском языке сложилась как объединение нескольких литургических мотетов, О. с текстом на итальянском языке развилась из драматизированных диалогических лауд. Исполнения литургических мотетов и лауд первоначально проходили в особых помещениях, предназначавшихся для молитв, слушания и обсуждения проповедей, пения духовных песен. Эти помещения назывались О., откуда произошло и наименование нового жанра. Библейское повествование, исполняемое солистом, сочеталось в духовной О. с диалогическими и хоровыми разделами. Итальянская О. с текстом на латинском языке достигла вершины развития в 17 в.; к началу 18 в. она была почти вытеснена О. с текстом на итальянском языке. Крупнейшими мастерами латинской О. были Дж. Кариссими, А. Скарлатти, О. с текстом на итальянском языке ≈ Б. Паскуини, Ф. М. и А. Верачини, Дж. Аррести, Дж. Габриели, Дж. Легренци, Дж. Бонончини, А. Страделла. В 18 в. в итальянской О. всё большее значение приобретают сольные разделы ≈ речитативы и арии да капо; О. сближается с оперой, порой исполняется на сцене. В 18 в. О. писали многие итальянские оперные композиторы ≈ А. Скарлатти, Дж. Перголези, Д. Чимароза, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, А. Сальери и др. Зарождаются и развиваются также немецкая, австрийская, французская О., возникает особая форма О. ≈ т. н. «страсти» .

Большой вклад в развитие жанра внесли О., написанные в Англии в 30≈40-е гг. 18 в. Г. Ф. Генделем; в них соединились немецкие, английские и отчасти итальянские традиции. Ведущее место в творчестве Генделя занимают героические О. на библейские тексты, в которых основной действующей силой является народ («Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей»); Генделю принадлежат и О. на тексты из античной мифологии. В числе произведений И. С. Баха ≈ т. н. «Рождественская оратория». Важный этап в развитии О. связан с творчеством И. Гайдна; его О., написанные в конце 18 в. («Сотворение мира» и «Времена года»), обогащены средствами инструментально-симфонического мышления и предназначены уже не для церкви, а для концертного исполнения. В 19 в. О. создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Шуман («Рай и пери»), К. Сен-Санс, Ж. Массне, С. Франк, К. Дебюсси, Э. Элгар, Р. Воан-Уильямс, в 20 в. ≈ А. Онеггер («Жанна д"Арк на костре»), Э. Г. Мейер («Мансфельдская оратория»).

1-я русская О. относится к 1811 («Минин и Пожарский, или Освобожденная Москва» Дегтярева). Большое развитие ораториальное творчество получило в советское время. О. стала излюбленным жанром для раскрытия в доходчивой и действенной форме значительных тем, художественного отображения больших общественно-исторических событий. В числе советских О. ≈ «Емельян Пугачёв» Коваля, «Сказание о битве за русскую землю» Шапорина, «На страже мира» Прокофьева, «Патетическая оратория» Свиридова, «Девушка и смерть» Галынина.

Лит.: Розенов Э. К., Очерк истории оратории, М., 1910; Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955; Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960; Schering A., Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911; Blanchi L., I grandi dell" oratoria, Mil., 1964.

Википедия

Оратория

"""Орато́рия """ - крупное музыкальное произведение для хора , солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты - бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Примеры употребления слова оратория в литературе.

Гайд-Парке, в кофейнях и в придворной Сент-Джеймской церкви, в дешевых меблированных комнатах и домах знати, в театре во время исполнения оратории Генделя и на аллеях популярных увеселительных садов Воксхолла, в камере Ньюгейта и арестных домах, в лавке ростовщика и на маскараде в Хеймаркете - это далеко не весь Лондон, а лишь очень небольшая его часть, соседствующая с королевским дворцом, то пространство, на которое распространяется юрисдикция двора или, как тогда говорили, в пределах вольностей королевской конторы, ибо, напомним, именно там Бут может передвигаться, не рискуя быть схваченным и арестованным за долги.

Кроме этого Галуппи создал множество произведений для церкви: месс, реквиемов, ораторий и кантат.

Ходили не только на гастролеров, иностранных звезд - огромным спросом пользовались абонементные концерты, с выдержанными программами: скажем, фортепьянные концерты Бетховена в исполнении Гилельса, или симфонии Брамса под управлением Зандерлинга, или оратории Гайдна, Генделя.

Как реакция против устаревшего хорального искусства, покоившегося на диатонике, начинается большое брожение, из которого в свою очередь возникнут опера и оратория .

Помимо опер, перу Доницетти принадлежат оратории , кантаты, симфонии, квартеты, квинтеты, духовные и вокальные сочинения.

Прекрасные образцы кантилены есть в операх Глинки, Чайковского, в операх и ораториях Прокофьева и Шостаковича, в произведениях итальянских композиторов.

Якопо Пери по либретто Ринуччини было положено начало опере, смеси оратории и маскарада, а вместе с ней и культивированию хороших голосов.

С этого времени в творчестве Тактакишвили намечается поворот к крупным жанрам - операм и ораториям , а в области инструментальной музыки - к концертам.

Родная природа и народное искусство, образы грузинской истории и литературы - это темы и крупных вокально-симфонических произведений Тактакишвили - ораторий и кантат.

Литературной основой этой оратории , написанной для смешанного хора, хора мальчиков, тенора, меццо-сопрано, чтеца и симфонического оркестра, послужили произведения Гееиода, Лукреция, Джордано Бруно, М.

Здесь сочетаются признаки оратории , оперы, балета, симфонии, вокального цикла, драматического спектакля.

Прогрессивная интеграция может быть отмечена в том значительном различии, которое существует между маленькими комбинациями тонов, составляющих фразу, выражающую горе, гнев или триумф, и обширными комбинациями тонов, последовательными и одновременными, составляющими ораторию .

Дехтярев своею ораториею доказал, что он может поставить имя свое наряду с первейшими композиторами в Европе.

Либо оратория - с многозначительными паузами, внезапными нарастаниями темпа, богатой звуковой нюансировкой и душераздирающими голосовыми фиоритурами.

Да и сама опера Генделя является по отношению к его оратории фундаментом, источником драматургических идей, музыкальных образов, стиля.

ОРАТОРИЯ (от латинского oratio - ораторское изложение, красноречие) - в XVII-XVIII вв. многочастная композиция для хора, солистов и оркестра, созданная на основе библейского сюжета. Зарождение этого жанра связано с драматизированными культовыми песнопениями. Еще в конце XVI в. в молитвенных залах итальянских монастырей (так называемых «ораториях») в свободное от богослужения время проводились религиозно-нравоучительные беседы, нередко сопровождавшиеся пением старинных гимнов и лауд. С введением диалога эти «ораториальные беседы» приобрели драматически повествовательную форму, рассчитанную на более или менее широкую демократическую аудиторию. Своеобразной религиозной драмой с развитым сценическим действием была первая известная нам оратория «Представление души и тела» Эмилио Кавальери (1550-1602), одного из основателей итальянской музыкальной драмы. Исполнение ее состоялось в Риме в 1600 г. В первые 10-летия XVII в. элемент сценической игры в ораториях постепенно исчезает и все большую роль начинает приобретать речитативная партия повествователя-рассказчика (именно она и вбирает в себя основные перипетии сюжета). Впитав многие элементы оперы, оратория вскоре становится монументальным концертным произведением, где чередуются развитые хоровые эпизоды, чисто инструментальные фрагменты (типа оперных «синфоний») и законченные вокальные номера (арии, ансамбли, речитативы). Значительная роль в развитии жанра оратории середины XVII в. принадлежит итальянскому композитору Джакомо Кариссими (1605- 1674). До нас дошло 12 его ораторий («Иевфай», «Суд Соломона» и др.), написанных на латинский текст. Параллельно развивалась оратория с итальянским текстом, причем содержанием ее служили нередко исторические эпизоды, а также вольно трактованные духовные темы. Во 2-й половине XVII в. к жанру оратории постоянно обращались Бенедетто Феррари (1597-1681) и Алессандро Страделла , а на рубеже XVIII в. - Алессандро Скарлатти .

Новую эпоху в развитии жанра открыли монументальные оратории Г. Ф. Генделя , созданные в 30-40-х гг. XVIII в. Основой их послужили главным образом исторические и библейские сюжеты. Главное действующее лицо в них - народ; отсюда вытекает главенствующая роль хора, которая является одной из наиболее новаторских черт генделевских ораторий (лучшие из них «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей»). В творчестве Генделя выкристаллизировался классический тип оратории как героико-драматического музыкального произведения, где центральное место принадлежит народным хоровым сценам, захватывающим глубиной мыслей и чувств, мощью, величием образов.

По структуре к жанру оратории близки месса, реквием, Страсти (Passionen), а также некоторые вокально-хоровые композиции на религиозный сюжет (Stabat Mater, Те Deum и др.). Выдающиеся образцы произведений такого типа (мессы, passionen) создал И. С. Бах .

В XIX в. все эти жанры, так же как и собственно оратория, все более отходят от узко религиозной тематики.

Возникновение вокально-симфонических жанров относится к рубежу XVI – XVII столетий. Именно в этот период широкий процесс отделения искусства от церкви (секуляризация), проявивший своё благотворное влияние на поэзию и изобразительное искусство эпохи Возрождения, охватил и музыку. Освободившись от тысячелетних церковных оков, она начала развиваться на основе нового гомофонного стиля. На смену мессе, бывшей единственным циклическим вокально-хоровым жанром, пришла опера, оратория и кантата.

Все эти жанры возникли не вдруг, их появление было лишь логическим завершением целой цепи преобразований, накапливавшихся постепенно в поэзии, музыкальном и театральном искусстве XVI века. Поворот от многоголосной полифонии хора без сопровождения к одноголосному пению с инструментальным сопровождением произошёл на основе новой эстетики, питавшейся гуманистическими идеями Ренессанса. Идеалом прекрасного в этой эстетике был не Бог, как в средневековье, а человек, поэтому композиторы стремились в единении художественных средств поэзии, музыки и театра достигнуть правдивой передачи человеческих чувств.

Новый смысл драматической выразительности музыки предполагал обязательное донесение до слушателя смысла поэтического текста. А это невозможно при использовании полифонии, так как голоса, вступая в разное время с одним и тем же текстом, затрудняли его восприятие. Гомофонный склад, исподволь развивавшийся внутри контрапунктического, занял в музыкальной драме господствующее положение. К началу XVII века в музыкальной практике уже сложился принцип basso continuo – прообраз современной гармонии. Дальнейшее развитие его в вокальной музыке, особенно в зарождающейся опере, способствовало появлению оратории и кантаты.

Слово «оратория» имело в давние времена два значения. Первоначально, оно обозначало название молитвенного зала при монастырях и лишь впоследствии стало названием нового музыкально-драматического жанра. В 1645 году название «ораториум» впервые встречается в литературе о музыке как обозначение формы. Сами композиторы называют этого рода сочинения ораториями уже в позднейшую эпоху, эпоху А.Скарлатти и Г.Генделя. Раньше господствовали иные названия, например представление, драма с музыкой, духовная кантата и др.

Одним из первых предшественников жанра оратории принято считать средневековые литургические представления, целью которых было разъяснить прихожанам малопонятный латинский текст богослужения. Литургические представления сопровождались пением и подчинялись церковному ритуалу, установленному в конце VI века папой Григорием Великим. К концу XV века в связи с общим указом католической церкви литургические драмы начинают вырождаться.

В эпоху Реформации католическая церковь перестраивалась, искала новые способы воздействия на массы. В 1551 году католический деятель Филиппе Нери основал при римском монастыре «Молитвенное собрание» («Congregazione dell"oratorio»). Целью этой «Конгрегации ораториума» являлось распространение католического вероучения вне храма. «Молитвенные собрания» пропагандировали духовные истины и священную историю при помощи молитвы, проповеди, духовного пения и драматического изображения. «Собрание» развёртывалось в двух отделениях, которые разделялись проповедью. Повествование вёл рассказчик виде псалмодии, а хор – все присутствующие – исполнял духовные песнопения, именуемые лаудами. Лауды в воскресных собраниях Ф.Нери выполняли функцию художественного толкования проповеди, основной чертой которой было повествование библейских сюжетов.

«Молитвенные собрания» Ф.Нери – следующий за литургическими представлениями этап в развитии оратории. Учреждение это имело большой успех. Выражение «ходить в ораторию» стало употребляться наравне с выражением «ходить в церковь». Поэтому не удивительно, что название места, где проходили эти представления, скоро перешло на сами представления. Оратория стала противопоставляться мессе, постепенно связываясь в представлении публики с возникшей вскоре после этого крупной художественно-музыкальной формой, и со временем стала обозначать саму эту форму.

Настоящая оратория, как отмечает Э.К. Розенов, зарождалась лишь в начале XVII столетия одновременно с оперой, в знаменитую эпоху Возрождения, в самом центре этого движения, во Флоренции, при дворе Медичи. В 1600 году появляется первая оратория под названием «Представление о душе и теле» Э.Кавальери. Это была попытка совместить духовное содержание с зарождавшимся светским жанром оперы. Тема «О мирской суете и вечном блаженстве» излагалась в монологах, диалогах и хорах. Музыка представляла собой соединение хоровых мадригалов и речитатива. Полифоническое многоголосие уступило место мелодии, опирающейся на цифрованный бас. Функция оркестра сводилась к простому дублированию голосов. Позднее оркестр стал исполнять различные вступительные, заключительные и промежуточные ритурнели обычно танцевального характера: гальярды, куранты, пассакальи и симфонии – инструментальные пьесы мадригального типа.

ОРАТОРИЯ, крупное музыкальное произведение на тексты драматического, эпического или созерцательного характера, часто на религиозные темы. Нередко оратория напоминает оперу, так как в оратории используются оперные средства выразительности и такие оперные формы, как ария, речитатив, вокальный ансамбль, хор, оркестровая интерлюдия, однако в оратории исключено сценическое оформление и сценическое действие. В оратории обычно преобладает хоровое, а не сольное вокальное начало, что является одним из основных различий между ораторией и оперой. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА.

Считается, что жанр оратории возник ок. 1550, когда Филиппо Нери, выдающийся итальянский церковный деятель (позже канонизированный), начал проводить в Риме особые молитвенные собрания в оратории (молельне) капеллы Сан-Джироламо делла Карита; после чтения Писания верующие пели духовные гимны, исполнялись мистерии. Крупнейшие итальянские композиторы того времени сотрудничали с Нери и писали музыку для его собраний. Это начинание получило признание и распространилось по другим областям Италии.

Связанные поначалу только с латинскими текстами, оратории вскоре стали использовать и живой язык (oratorio volgare). Одна из первых дошедших до нас ораторий – Представление о душе и теле (1600) Эмилио Кавальери (ок. 1550–1602). Первым выдающимся мастером этого жанра стал Джакомо Кариссими (1605–1674), автор знаменитых ораторий Иевфай и Суд Соломона .

Проникновение жанра оратории в музыку лютеранской церкви породило обширную литературу начиная с ранних кантат Генриха Шютца (1585–1672), которые имели обозначение «в стиле оратории»; ораториальные сочинения Шютца на тексты рождественской, страстной и пасхальной служб непосредственно повлияли на монументальные церковные вокально-инструментальные циклы И.С.Баха (1685–1750). Часто различия между кантатой и ораторией стираются, как, например, в кантате Баха № 11, которая носит авторское название Оратория на Вознесение . Одно из главных мест в истории духовной оратории занимают пассионы («страсти»), музыкально-драматические произведения на евангельские тексты.

Внецерковный вид традиционной оратории достиг наивысшего развития в творчестве Г.Ф.Генделя (1685–1759); его Мессия , Израиль в Египте , Саул , Иуда Маккавей , Соломон и Семела – это вершины мировой музыки. Оратории Генделя послужили толчком к настоящему возрождению хорового искусства в Англии; вслед за ними были созданы такие выдающиеся образцы жанра, как Сотворение мира и Времена года Й.Гайдна, Св. Павел и Илия Ф.Мендельсона. К жанру оратории обращались Р.Шуман (Рай и Пери ; Фауст ), Ф.Лист (Христос ), Г.Берлиоз (Детство Христа ; Осуждение Фауста ), Э.Элгар (Сон Геронтия ), И.Ф.Стравинский (Царь Эдип ), А.Онеггер (Царь Давид ).