Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что чувствовал мцыри на свободе. «Что же узнал о себе Мцыри совершив побег из монастыря

Что чувствовал мцыри на свободе. «Что же узнал о себе Мцыри совершив побег из монастыря

Опишите три дня, которые провел Мцыри на воле. Не пропустите упоминания о мире живой природы - о ветре, птицах, зверях. Как объяснить, что мир природы то друг, то враг отважному беглецу?

Мцыри бежит из монастыря ночью, во время грозы, «в ужасный час», когда монахи от страха «ниц лежали на земле». Юноша же полон восторга, его бурному сердцу, жаждущему свободы, близка гроза, раскаты грома, блеск молний. Он бежит, не зная пути, бежит долго, боясь погони и стараясь уйти подальше от мона­стыря. И хотя он слышал крик шакала, видел скользящую между камней змею - страха в его душе не было. Ночная мгла сменилась ранним утром, он внимательно наблюдает за всем, что окружает его: запели птички, озолотился восток, «дох­нули сонные цветы». Весь первый день пребывания на воле окрашен в светлые тона. Мцыри удивляется красоте окру­жающего мира: «Божьим садом» называ­ет то, что видит, а видит он и «радужный наряд» растений, и «кудри виноградных лоз», и летящих к ним птиц. Все восхи­щает юношу. Чтобы показать чувство вос­торга, удивления, охватившее Мцыри, Лермонтов часто использует слово так:

В то утро был небесный свод Так чист …

Он так прозрачно был глубок,

Так полон ровной синевой!

Слово так помогает выразить и восторг юноши при воспоминании о случайно увиденной им молодой грузинке у горного потока: ее голос «так безыскусственно живой, так сладко вольный», ее песню он будет помнить всю жизнь, как не забыть ему и ее облик («мрак очей был так глу­бок, так полон тайнами любви»). Любовь, готовая пробудиться в душе Мцыри, и умиротворение, которое возникло при виде девушки и сакли с голубым дымком, куда она скрылась, заставляют юношу вспомнить о главном - «пройти в роди­мую страну» - и силой воли он подавляет свое желание пойти за молодой грузин­кой. Поэтому воспоминания о встрече ок­рашены и радостью, и печалью.

Мцыри продолжает свой путь. Если раньше окружающая природа была другом, он чувствовал свое слияние с ней, понимал ее язык, красота окружающего мира вызывала в нем чувство радости, удовлетворения, то теперь ближе к ночи

второго дня скитаний природа становится его врагом и как бы предупреждает о тщетности его попыток пройти на роди­ну. Наступление ночи окрасило все в мрачные тона, он перестал видеть горы, повсюду был лес, «страшней и гуще каж­дый час». Мцыри смог превозмочь «стра­дания голода», но сознание, что он поте­рял дорогу, что заблудился, ощущение своего бессилия вызвали рыдания у ни­когда не плакавшего юноши. И все-таки ему удалось преодолеть минутную сла­бость и собрать все силы для поединка с барсом. В борьбе с барсом проявились его бесстрашие, его могучий дух, его воля к победе.

Потерявший много сил в борьбе с бар­сом, Мцыри снова заставляет себя продол­жать путь, хотя и понимает, что может и не выйти из леса. Но он вышел - и уви­дел вокруг себя знакомые места, вдалеке был монастырь, где столько дней он «тер­пел, томился и страдал», вынашивая за­мысел побега. Дальний звук колокола дал почувствовать Мцыри бесплодность сво­их попыток попасть на родину. «Огонь безжалостного дня», как и предыдущая ночь, вконец изматывают юношу, ли­шают его последних сил:

Его в степи без чувств нашли И вновь в обитель принесли.

И все-таки, несмотря на все препятст­вия, которые пришлось преодолеть это­му волевому, бесстрашному юноше, он утверждает, что без этих трех дней его жизнь «была б печальней и мрачней бессильной старости».

Сочинение


На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине. «Неясная тоска» о ней, испытываемая им в монастыре, превратилась в страстную мечту «пройти в родимую страну». Вид кавказских гор живо напомнил ему родной аул и тех, кто жил там. Интересно, что в воспоминаниях о родине у Мцыри неизбежно возникает образ вооруженного горца, готового к борьбе. Он помнит «блеск оправленных ножон кинжалов длинных», «кольчуги звон и блеск ружья». Любовь к родине слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре Мцыри лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Он говорит монаху:

* … за несколько минут
* Между крутых и темных скал,
* Где я в ребячестве играл,
* Я рай и вечность променял…

Эти слова Мцыри могут показаться обычными. Но какая смелость, какой вызов церковной морали с ее лицемерным «небесным счастьем» звучали в этих словах в те годы, когда поэма была написана! Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Гроза внушает ему не ужас, а наслаждение; страх не сжимает его души, когда он видит змею и слышит крик шакала; он не боится сорваться с обрыва, потому что -

* … юность вольная сильна,
* И смерть казалась не страшна!

Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней особенно ярко раскрываются в битве с барсом. В этой схватке Мцыри забывает обо всем, подчиняясь лишь одному стремлению - выжить, победить! Смертельная опасность рождает у него не страх, а мужество, и он «пламенеет», упивается борьбой. В описании боя Мцыри с барсом много условного, что отчасти можно объяснить связью эпизода с традициями хевсурского и грузинского фольклора, использованными Лермонтовым, отчасти - романтической природой поэмы. Условен, «романтичен» барс - «пустыни вечный гость». Все признаки, нарисованные в нем, могут быть общими и для любого другого хищника. Они не рождают представления о единичном образе, а вызывают в воображении яркий образ хищника вообще, с «кровавым взором», «бешеным скачком», «грозно» блестящими зрачками. Характерно, что все эпитеты, рисующие барса, носят эмоциональный характер. Битва с грозным хищником тоже «романтическая»: человек, вооруженный суком, побеждает кровавого зверя, - но в ней есть подлинная правда искусства, и читатель верит в победу Мцыри. Пламенный характер героя раскрывается здесь в действии, сжигавшая его жажда борьбы находит выход, и мы видим, что юноша не только в мечтах готов к жизни, «полной тревог». Бой с барсом дает Мцыри возможность убедиться, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Мцыри - смелый борец, побеждающий в открытой схватке, у него нет презрения к врагу или злорадства; напротив, мужество противника вызывает его уважение, рождающее прекрасные слова о барсе:

* Но с торжествующим врагом
* Он встретил смерть лицом к лицу,
* Как в битве следует бойцу!

«Пламенная страсть» Мцыри - любовь к родине - делает его целеустремленным и твердым. Он отказывается от возможного счастья любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается пробраться через лес ради цели - «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчаянии Мцыри оказывается не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.

* . . . верь мне, помощи людской
* Я не желал…
* Я был чужой
* Для них навек, как зверь степной;
* И если б хоть минутный крик
* Мне изменил - клянусь, старик,
* Я б вырвал слабый мой язык.

Мцыри вынослив. В монастыре, испытывая мучительный недуг, он не издавал ни единого стона. В скитаниях, где ему пришлось многое испытать, эта выносливость проявилась с новой силой. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, «собрав остаток сил», вновь пытается выйти из лесу.

Поэма помогает понять Мцыри как мужественного, бесстрашного, сильного и гордого героя. Созданию такого образа подчинена форма поэмы и стих ее. Она написана четырехстопным ямбом, своеобразно звучащим. Ритмический строй ее от начала и до конца (кроме «Песни рыбки») одинаково энергичен, чуть отрывист. Стих оказывается упругим, во-первых, из-за редких пропусков ударений в стихотворных; строчках и, во-вторых, из-за мужских рифм. Способ рифмовки в «Мцыри» не подчиняется строгой системе, количество стихотворных строк в строфах не стабильно, но тем не менее поэма кажется удивительно стройной и цельной именно благодаря одинаковому ритму и мужской рифмовке. Такое единство стихового строя хорошо передает сосредоточенность и страстность в характере героя, одушевленного одним стремлением. В. Г. Белинский в статье «Стихотворения М. Лермонтова» писал: «Этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями… звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы».

Мужественный, смелый, гордый, воодушевленный одной мечтой Мцыри не кажется суровым человеком или фанатиком своей страсти. При всей пламенности и силе его мечты она глубоко человечна, а характер юноши овеян не суровостью или «дикостью», как писали в дореволюционных методических пособиях, а поэтичностью. Поэтично, прежде всего, восприятие героем мира как чего-то бесконечно прекрасного, дающего человеку ощущение счастья. Мцыри сродни окружающей его природе, он сливается с ней и тогда, когда любуется чистотой небесного свода («… Я в нем глазами и душой тонул»), и тогда, когда испытывает исступление борьбы («… как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков», - говорит юноша). Поэтичны переживаемые им чувства восторга, радости. Поэтично его отношение к грузинке. Это мечтательное, неясное предчувствие любви, рождающее сладкую тоску и печаль. Мцыри понимает неповторимость и прелесть этого чувства, не случайно он говорит:

* Воспоминанья тех минут
* Во мне, со мной пускай умрут.

Таким образом, в результате беседы и обобщений учителя все приходят к выводу, что Мцыри - это могучая, пламенная натура. Главное в нем - страстность и пламенность стремления к счастью, невозможному для него без свободы и родины, непримиримость к жизни в неволе, бесстрашие, смелость, отвага и мужество. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целен в своих устремлениях.

Другие сочинения по этому произведению

«Да, заслужил я жребий мой!» (трагический герой поэмы «Мцыри».) «Кругом меня цвел божий сад...» (по поэме «Мцыри») «Мцыри» как романтическая поэма «Мцыри» — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова В чем для Мцыри смысл жизни? В чем Мцыри видит счастье Духовный мир Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Единство человека и природы в поэме «Мцыри» Жанр и композиция поэмы Лермонтова «Мцыри» Значение эпиграфа к поэме «Мцыри» Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой М. Ю. Лермонтова Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Какие эпизоды 3-х дневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по одноименной поэме Лермонтова) Какие эпизоды трехдневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Какое сходство между героями произведений М. Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри. М. Ю. Лермонтов «Мцыри» Мои размышления над поэмой «Мцыри» Мцыри - главный герой Мцыри и ссыльный поэт Мцыри как романтический герой Мцыри – "любимый идеал" Лермонтова Мцыри — «любимый идеал» М. Ю. Лермонтова. Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова Мятежный герой М.Ю.Лермонтова Образ Мцыри (по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова) Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова (на примере поэмы «Мцыри») Особенности жанра поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова на примере одного произведения ("Мцыри"). Особенности языка поэмы «Мцыри» Побег Мцыри из монастыря Почему Мцыри бежал из монастыря Почему Мцыри бежал из монастыря? (по поэме Лермонтова «Мцыри») Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Поэма «Мцыри» Поэма «Мцыри» - одно из самых поразительных поэтических созданий М. Ю. Лермонтова Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри" как романтическое произведение Природа в понимании Мцыри Романтический герой Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри") Человек и природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тема одиночества в поэме Лермонтова «Мцыри» Анализ поемы Лермонтова «Мцыри» Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри" и "Песне про купца Калашникова" Мцыри - образ сильного человека (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю. Лермонтова («Мцыри») Связь человека и природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тема и идея поэмы Мцыри Поэма Демон. Сказка для детей. "Мцыри". – художественный анализ Мцыри - мой любимый литературный герой Художественное своеобразие поэмы «Мцыри» Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря Образ и характер Мцыри в поэме "Мцыри" В чем счастье и трагедия Мцыри Романтический герой мцыри Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (1) Поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри" и ее главный герой Главный герой в поэме Мцыри Поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон», «Мцыри», «Песнь про купца Калашникова» Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю. Лермонтова (на примере «Мцыри») «Душой - дитя, Судьбой - монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1) «Душой - дитя, Судьбой - монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Воплощение мечты Мцыри Пафос поэмы в произведениях «Мцыри» и «Беглец» Духовный мир Мцыри. Сочинение по поэме "Мцыри" Отражение мотивов лирики Лермонтова в поэме "Мцыри" Литературный анализ стихотворения «Мцыри» Лермонтова Независимость личного сознания героя в поэме «Мцыри» «Конфликт между душой и судьбой» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Воспевание воли и свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Сон Мцыри и его толкование в одноименной поэме Лермонтова М.Ю.

1. Идея свободы в более ранних поэмах.
2. Исповедь Мцыри.
3. Бой с барсом — кульминация поэмы.
4. Тщетность попыток вырваться на свободу.

Увы! — за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял.
М. Ю. Лермонтов

Поэма «Мцыри» — это последняя романтическая поэма, написанная М. Ю. Лермонтовым. Ее замысел («написать записки молодого монаха 17-ти лет»), поэт вынашивал десять лет. Но попытки воплотить идею личности, рвущейся к свободе из «душных келий» были предприняты писателем в более ранних поэмах.

Еще в 1830 году шестнадцатилетний он пишет небольшую поэму «Исповедь». Юный монах, осужденный на смерть за «преступную» любовь, поверяет старику свои мечты о несбывшемся счастье и жизни на свободе. Герой более поздней поэмы «Боярин Орша — раб, который также страстно мечтает о свободе. Более того, он осмеливается полюбить дочь своего господина, за что также предстает перед судом монахов. Строчки из этих двух поэм Лермонтов впоследствии включил в поэму «Мцыри».

Весной 1837 года, сосланный на Кавказ, поэт проезжал мимо станции Мцхеты, под Тифлисом. Там когда-то существовал монастырь, от которого остались лишь развалины. Среди этих развалин поэт встретил старого монаха-горца. Тот рассказал ему, как в юности был послушником в этом монастыре и страшно тосковал по родине, мечтая о возвращении домой. Но постепенно привык, втянулся в монастырские будни и принял постриг. Рассказ старого монаха наложился на собственные размышления писателя. Возможно, эта встреча подсказала Лермонтову и название поэмы — «Мцыри», что по-грузински означает «послушник», «чужеземец», «пришелец». Известно, что первоначально он хотел назвать поэму «Бэри» — по-грузински значит монах. Но, видимо, название «Мцыри» показалось автору более соответствующим замыслу.

Лишь в двух первых главах поэмы рассказывается о жизни героя с того момента, как он был привезен в монастырь ребенком, до того, как вновь оказался там после неудачного побега. Вся остальная поэма — это исповедь Мцыри, которая раскрывает нам его внутренний мир, его переживания за те три дня, что он прожил на воле. Именно эти три дня он считает настоящей жизнью, за которую он с радостью отдал бы две жизни, проведенных в плену:

Я мало жил и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог...
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Выросший «в сумрачных стенах», юноша сохранил воспоминания о своей прежней жизни на родине. Как сон проносятся перед ним воспоминания: перед его мысленным взором предстает отец — отважный и гордый воин. Ему слышится звон отцовской кольчуги, голоса и песни его юных сестер. Юноша признается, что замысел побегу созрел у него давно:

Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.

И вот ночью в грозу, «в ужасный час», когда трепещущие от страха монахи лежат ниц перед алтарем и молят бога о защите, юноша убегает. Его не страшит гроза. Он опьянен свободой и чувствует свое родство с силами природы. Он долго бежал, не зная куда, пока не выбилcя из сил. Тогда он прилег в высокую траву и молча лежал, слушая голоса зверей. Но их крики не вызвали в нем страха. Он и сам чувствует себя зверем, который прячется от людей.

Утром герой проснулся на краю бурлящей пропасти и на мгновение испытал страх. Но это лишь минутное чувство. Он поражен красотой природы, которую увидел словно впервые:

Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев...

Томясь жаждой, юноша спускается к потоку. И здесь происходит его встреча с грузинкой — одна из кульминационных сцен поэмы. Откинув чадру, уверенная, что среди гор никто ее не увидит, девушка скользит по горной тропе. Эта встреча так взволновала и смутила юношу, что он опомнился лишь тогда, когда девушка уже ушла далеко. Пока она идет к сакле, он смотрит ей вслед и любуется стройностью ее стана и легкостью шага:

Она была уж далеко;
И шла хоть тише, — но легко,
Стройна под ношею своей,
Как тополь, царь ее полей!

После дневного отдыха юноша устремляется к заветной цели — «пройти в родимую страну» и ради этого превозмогает трудность дороги и муки голода. Но, казалось, сама природа, частью которой ощущает себя путник, становится на его пути. Зайдя в лес, он теряет из виду горы и сбивается с пути. И вот этот юноша, из глаз которого даже в детстве ни отчаянье, ни телесные страдания не могли выдавить ни слезинки, падает на землю и иступленно рыдает.

И тут неожиданно у героя появляется враг — на поляну выходит могучий барс. И в его сердце зажигается жажда борьбы. Сжав рогатый сук, он ждет нападения, и хотя бешеный скачок зверя грозит ему страшной смертью, он предупреждает его верным ударом, рассекая зверю лоб:

И первый бешеный скачок
Мне страшной смертию грозил...
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек...

Но раненый зверь еще опаснее, и бой закипает снова. Барс кидается на героя:

И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом и во мгле
Бой продолжался на земле.

И юноша сам чувствует себя зверем, таким же злым и диким, казалось, забывшим человеческую речь.

Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.

И герой выходит победителем из этой схватки. Но, как и положено воину, он отдает дань уважения поверженному врагу:

Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!

Но эта победа — последние минуты его торжества. Выйдя из леса, юноша вскоре понимает, что вернулся снова к своей тюрьме, понимает тщетность всех своих надежд и мечтаний. Он еще не хочет верить этому, не соглашается признать, что все его стремления оказались напрасны:

Я думал — это страшный сон...

Вдруг дальний колокола звон
Раздался снова в тишине —
И тут все ясно стало мне...
И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда.

Таким образом, мы видим эволюцию переживаний героя — от радужных надежд и упоения свободой до осознания невозможности отыскать путь на родину. Он понимает, что «в тюрьме воспитанный цветок», не способен жить в цветущем саду. Его сожжет первый же луч солнца. Это осознание окончательно лишает героя сил. Он падает и томится в бреду. В таком состоянии его находят и приносят в обитель. Приносят умирать. И дело не в том, что он изможден физически. Когти барса нанесли ему глубокие раны. Он умирает, потому что не хочет и не может жить дальше, после крушения всех его надежд. Не хочет снова жить в неволе. Он просит своего воспитателя перенести его в сад, где он надеется получить прощальный привет с далекой родины.

Образ Мцыри противоречив и трагичен. Герой неудержимо стремится на волю, но, выросший в тюрьме, он не приспособлен к жизни на свободе и никогда не найдет пути на родину.

«Ты хочешь знать, что видел я / На воле?» - так начинает свою исповедь Мцыри, герой одноименной поэмы М. Лермонтова. Еще совсем маленьким ребенком его заперли в монастырь, где он и провел все свои сознательные годы жизни, никогда не видя большого мира и настоящей жизни. Но вот перед постригом юноша решается на побег, и перед ним открывается огромный мир. Три дня на воле Мцыри познает этот мир, стараясь наверстать все ранее упущенное, и правда узнает за это время больше, чем иные за всю жизнь.

Что же видит Мцыри на воле? Первое, что он ощущает - это радость и восхищение от увиденной природы, которая кажется юноше невероятно прекрасной. И правда, ему есть на что полюбоваться, ведь перед ним роскошные кавказские пейзажи. «Пышные поля», «свежая толпа» деревьев, «причудливые, как мечты» хребты гор, «белый караван» птиц-облаков - все привлекает любопытный взгляд Мцыри. Сердцу его становится «легко, не знаю, почему», и в нем пробуждаются самые дорогие воспоминания, которых он был лишен в неволе. Картины детства и родного аула, близкие и знакомые люди проходят перед внутренним взором героя. Здесь раскрывается чуткая и поэтичная натура Мцыри, который искренне отзывается на зов природы, раскрывается ей навстречу. Читателю, наблюдающему за героем, становится понятно, что он принадлежит к тем естественным людям, которые предпочитают общение с природой вращению в обществе, и душа их еще не испорчена фальшью этого общества. Изображение Мцыри именно таким было особенно важно для Лермонтова по двум причинам. Во-первых, классический романтический герой как раз таки и должен был характеризоваться подобным образом, как человек, близкий дикой природе. А, во-вторых, поэт противопоставляет своего героя своему окружению, так называемому поколению 1830-х, большинство которых было пустыми и безыдейными молодыми людьми. Для Мцыри три дня свободы стали целой жизнью, насыщенной событиями и внутренними переживаниями, - знакомые же Лермонтова жаловались на скуку и прожигали жизнь в салонах и на балах.

Мцыри продолжает свой путь, и перед ним открываются иные картины. Природа раскрывается во всей своей грозной мощи: молнии, ливень, «грозящая бездна» ущелья и шум потока, похожий на «сердитых сотни голосов». Но в сердце беглеца нет страха, такая природа для Мцыри даже ближе: «Я, как брат, обняться с бурей был бы рад!». За это его ждет награда: голоса неба и земли, «пугливых птиц», травы и камней - всего, окружающего героя, становится ему понятны. Потрясающие минуты общения с живой природой, мечтаний и надежд в полуденную жару под несказанно чистым - таким, что можно бы было и ангела разглядеть - небосклоном Мцыри готов переживать снова и снова. Так он снова ощущает в себе жизнь и ее радость.

На фоне прекрасных горных пейзажей перед Мцыри предстает и его любовь, юная девушка-грузинка. Красота ее гармонична и сочетает в себе все лучшие природные краски: загадочную черноту ночей и золото дня. Мцыри, живя в монастыре, мечтал о родине, и оттого он не поддается на искушение любви. Герой идет вперед, и тут природа поворачивается к нему своим вторым ликом.

Наступает ночь, холодная и беспроглядная ночь Кавказа. Лишь слабо светится где-то вдали огонек одинокой сакли. Мцыри узнает голод и ощущает одиночество, то самое, которое томило его и в монастыре. А лес все тянется и тянется, окружает Мцыри «непроницаемой стеной», и тот осознает, что он заблудился. Природа, такая дружественная к нему днем, внезапно оборачивается страшным врагом, готовым сбить беглеца с пути и жестоко над ним посмеяться. Более того, она, в облике барса, напрямую встает на пути Мцыри, и ему приходиться биться с равным себе существом за право продолжать путь. Но благодаря этому герой познает неведомую доселе радость, радость честного соперничества и и счастье достойной победы.

Нетрудно догадаться, отчего происходят такие метаморфозы, и Лермонтов вкладывает объяснение в уста самого Мцыри. «То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума» – так отзывается герой о своей мечте вернуться домой, на Кавказ. Да, для Мцыри родина значит все, но он, выросший в тюрьме, уже не сможет найти путь на нее. Даже конь, сбросивший седока, возвращается домой, - с горечью восклицает Мцыри. А вот он сам, выращенный в неволе, подобно слабому цветку, утратил то природное чутье, безошибочно подсказывающее путь, и заблудился. Мцыри восхищен природой, но он уже не ее дитя, и она отторгает его, как отторгает стая слабых и больных животных. Зной палит умирающего Мцыри, мимо него шелестит змея, символ греха и гибели, она мечется и прыгает, «как клинок», а герой может лишь наблюдать за этой игрой…

Всего несколько дней был на свободе Мцыри, а заплатить за них ему пришлось смертью. И все же они не прошли бесплодно, герой познал красоту мира, любовь, и радость битвы. Оттого этм три дня для Мцыри ценнее всего остального существования:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней…

Тест по произведению

Герой одноименной поэмы М. Лермонтова . Еще совсем маленьким ребенком его заперли в монастырь, где он и провел все свои сознательные годы жизни, никогда не видя большого мира и настоящей жизни. Но вот перед постригом юноша решается на побег, и перед ним открывается огромный мир. Три дня на воле Мцыри познает этот мир, стараясь наверстать все ранее упущенное, и правда узнает за это время больше, чем иные за всю жизнь.

Что же видит Мцыри на воле? Первое, что он ощущает - это радость и восхищение от увиденной природы, которая кажется юноше невероятно прекрасной. И правда, ему есть на что полюбоваться, ведь перед ним роскошные кавказские пейзажи. «Пышные поля», «свежая толпа» деревьев, «причудливые, как мечты» хребты гор, «белый караван» птиц-облаков - все привлекает любопытный взгляд Мцыри. Сердцу его становится «легко, не знаю, почему», и в нем пробуждаются самые дорогие воспоминания, которых он был лишен в неволе. Картины детства и родного аула, близкие и знакомые люди проходят перед внутренним взором героя.
Здесь раскрывается чуткая и поэтичная натура Мцыри, который искренне отзывается на зов природы, раскрывается ей навстречу. Читателю, наблюдающему за героем, становится понятно, что он принадлежит к тем естественным людям, которые предпочитают общение с природой вращению в обществе, и душа их еще не испорчена фальшью этого общества. Изображение Мцыри именно таким было особенно важно для Лермонтова по двум причинам. Во-первых, классический романтический герой как раз таки и должен был характеризоваться подобным образом, как человек, близкий дикой природе. А, во-вторых, поэт противопоставляет своего героя своему окружению, так называемому поколению 1830-х, большинство которых было пустыми и безыдейными молодыми людьми. Для Мцыри три дня свободы стали целой жизнью, насыщенной событиями и внутренними переживаниями, - знакомые же Лермонтова жаловались на скуку и прожигали жизнь в салонах и на балах.

Мцыри продолжает свой путь, и перед ним открываются иные картины. Природа раскрывается во всей своей грозной мощи: молнии, ливень, «грозящая бездна» ущелья и шум потока, похожий на «сердитых сотни голосов». Но в сердце беглеца нет страха, такая природа для Мцыри даже ближе: «Я, как брат, обняться с бурей был бы рад!». За это его ждет награда: голоса неба и земли, «пугливых птиц», травы и камней - всего, окружающего героя, становится ему понятны. Потрясающие минуты общения с живой природой, мечтаний и надежд в полуденную жару под несказанно чистым - таким, что можно бы было и ангела разглядеть - небосклоном Мцыри готов переживать снова и снова. Так он снова ощущает в себе жизнь и ее радость.

На фоне прекрасных горных пейзажей перед Мцыри предстает и его любовь, юная девушка-грузинка.
Красота ее гармонична и сочетает в себе все лучшие природные краски: загадочную черноту ночей и золото дня. Мцыри, живя в монастыре, мечтал о родине, и оттого он не поддается на искушение любви. Герой идет вперед, и тут природа поворачивается к нему своим вторым ликом.

Наступает ночь, холодная и беспроглядная ночь Кавказа. Лишь слабо светится где-то вдали огонек одинокой сакли. Мцыри узнает голод и ощущает одиночество, то самое, которое томило его и в монастыре. А лес все тянется и тянется, окружает Мцыри «непроницаемой стеной», и тот осознает, что он заблудился. Природа, такая дружественная к нему днем, внезапно оборачивается страшным врагом, готовым сбить беглеца с пути и жестоко над ним посмеяться. Более того, она, в облике барса, напрямую встает на пути Мцыри, и ему приходиться биться с равным себе существом за право продолжать путь. Но благодаря этому герой познает неведомую доселе радость, радость честного соперничества и и счастье достойной победы.

Нетрудно догадаться, отчего происходят такие метаморфозы, и Лермонтов вкладывает объяснение в уста самого Мцыри. «То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума» – так отзывается герой о своей мечте вернуться домой, на Кавказ. Да, для Мцыри родина значит все, но он, выросший в тюрьме, уже не сможет найти путь на нее. Даже конь, сбросивший седока, возвращается домой, - с горечью восклицает Мцыри. А вот он сам, выращенный в неволе, подобно слабому цветку, утратил то природное чутье, безошибочно подсказывающее путь, и заблудился. Мцыри восхищен природой, но он уже не ее дитя, и она отторгает его, как отторгает стая слабых и больных животных. Зной палит умирающего Мцыри, мимо него шелестит змея, символ греха и гибели, она мечется и прыгает, «как клинок», а герой может лишь наблюдать за этой игрой…