Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Биографии. История жизни великих людей

Биографии. История жизни великих людей

Имя: Лопе де Вега (Lope de Vega)

Возраст: 72 года

Деятельность: драматург, поэт, новеллист

Семейное положение: вдовец

Лопе де Вега: биография

Жизнь писателя, поэта и драматурга, написавшего две тысячи пьес, Лопе де Вега была полна любовных приключений и отчасти напоминала его произведения, в которых комедия переплеталась с трагедией. В историю выдающийся представитель золотого века Испании вошел как основатель испанского национального театра.

Детство и юность

Феликс Лопе де Вега и Карпио (полное имя писателя) родился 25 ноября 1562 года, в крупнейшем городе Испании – Мадриде. Его отец и мать, крестьяне по происхождению, перебрались в Мадрид, в котором глава семейства освоил золотошвейное ремесло. Скопив необходимую сумму денег, он купил патент на дворянское звание и сделал все возможное, чтобы сын получил лучшее образование.


С ранних лет Лопе отличался феноменальной восприимчивостью к наукам: ему легко давалось изучение языков и литературных творений писателей прошлого. Так, прозаик в возрасте 10 лет перевел поэму Клавдия Клавдиана «Похищение Прозерпины», а в 13 сочинил свою первую комедию «Истинный любовник». Сначала Феликс обучался в иезуитском колледже, а затем - в университете в Алькала и Королевской академии.

За сатиру на семью отвергнувшей его возлюбленной Феликс был осужден на 10 лет изгнания из Мадрида. Несмотря на это, Лопе вернулся в столицу, чтобы похитить новую даму сердца и тайно жениться на ней. В 1588 году он принял участие в походе Непобедимой армады, после поражения которой поселился в Валенсии, где и создал ряд драматических произведений для поддержания семьи.


Лопе де Вега состоял секретарем у герцога Альбы (1590 год), маркиза Малвпика (1596 год) и герцога Лемосского (1598 год). К этому же периоду относится расцвет его драматического творчества. В 1609-ом драматург получил звание добровольного слуги инквизиции, а в 1614-ом принял сан священника.

Литература и театр

По признанию Лопе, он написал 1500 комедий, а его первый биограф довел это число до 1800. Стоит отметить, что на сегодняшний момент ученым известны названия только 800 пьес драматурга, поэтому многие считают, что число созданных писателем произведений завышено.


Недраматические произведения Френсиса, при первой публикации составившие 21 том, складываются из «Доротеи» (длинное прозаическое повествование в форме диалога), трех романов, нескольких новелл, пяти крупных и четырех малых эпических поэм, рассказа о христианских мучениках в Японии, двух религиозных произведений, а также огромного массива лирической поэзии и сочинений.

В творчестве Лопе традиционно выделяются две стилевые тенденции – усложненная, искусственная, старательно возводимая к гуманистической традиции Возрождения и более свободная, живая, естественная, своей непосредственностью близкая народному творчеству. Первая представлена эпическими поэмами, романами и стихотворениями, а вторая – пьесами, автобиографическими стихами, балладами и песнями.


В целом, различие определялось аудиторией: ученый стиль – для просвещенных знатоков, народный – для широкой публики. В теории Лопе признавал законность классических правил, составлявших для него понятие искусства. Так, в поэзии писатель обращался, прежде всего, к воображению и чувствам, а не к разуму.

Созидательная энергия Лопе дала ему силы, вопреки рассудочности века, утвердить новый тип пьесы, в которой трагедия переплетается с комедией, а граница между этими стилями размыта. Внешне она характеризуется делением на три акта и широким спектром стихотворных размеров в рамках одной пьесы. Внутренне этот тип драмы характеризуется преобладанием действия над характером.


Сюжеты пьес Лопе отражают ценности, общественные нормы и условности эпохи, в которой он жил. В одних его драмах главенствует исторический сюжет, а в других – вымышленный. В книгах создателя произведения «Овечий источник» любовь, в соответствии с традициями литературы XVI века, поначалу идеализировалась в романтическом и рыцарственном духе, а затем она предстала перед читателями в виде источника социального конфликта, рожденного противостоянием природы и цивилизации.


Также у де Веги есть развлекательные комедии, типичные для этого жанра, такие, как «Изобретательная влюбленная», в которой интрига построена на хитроумии, с каким молодая женщина обходит светские условности, чтобы завоевать избранника.

Более оригинальную комедию представляет собой «Собака на сене», в которой графиня обнаруживает, что влюбилась в собственного секретаря. Легкий финал не заглушает заложенной в пьесе социальной критики, касающейся классовых различий, которые теряют свою силу перед магией любви. Еще одна излюбленна тема Лопе – тема чести, которая является основополагающей в его широко известных пьесах «Овечий источник», «Лучший мэр – король» и «Перибаньес».


Лопе не только придал испанской драме мощное социальное звучание, но также расширил ее диапазон, выведя религиозную тематику на подмостки публичного театра, который до него был преимущественно светским. Религиозные пьесы поэта в большинстве своем либо носили библейский характер и иллюстрировали эпизоды Ветхого Завета, либо представляли собой «комедии о жизни святых».

Личная жизнь

В 1583 начинающий драматург вступил в любовную связь с актрисой Еленой Осорио (история их любви нашла отражение в вершинном творении прозаика - диалогическом романе «Доротея»).

Интрижка с замужней дамой длилась пять лет, но в итоге ветреная артистка нашла себе нового, более богатого поклонника. Покинутый Лопе отомстил бывшей возлюбленной весьма оригинально: он написал пару злобных эпиграмм в адрес актрисы, которые незамедлительно собственноручно распространил среди труппы.


В ответ Елена подала на Феликса в суд за клевету, и в 1588 году писателя изгнали из столицы Испании. Через три месяца после оглашения приговора драматург женился на дочери придворного герольда Изабель де Урбине, а затем отправился в поход на борту корабля, входящего в состав Непобедимой армады.

После поражения Непобедимой армады поэт поступил на службу к герцогу Альбе и вместе с женой поселился в Валенсии. Скромная должность секретаря позволяла ему и обеспечивать семью, и работать над пьесами. Именно в этот период из - под его пера вышла комедия «Учитель танцев».

В 1595 году Лопе возвращается в Мадрид, оставив в Валенсии три дорогих ему могилы - жены и двух маленьких дочек. В столице Испании он устраивается на новую должность и знакомится с новой музой, актрисой Микаэлой де Лухан (в стихах и прозе он называл ее Камила Лусинда). Эту связь не мог прервать даже новый брак писателя с дочерью богатого торговца мясом Хуаной де Гуардо.

Лопе нашел в себе силы прервать эту связь в период серьезного духовного кризиса (в 1609 году он стал доверенным лицом инквизиции, а в 1614 - священником). Душевное состояние писателя было усугублено последовавшими друг за другом смертями - любимого сына Карлоса Феликса, жены, а затем и любовницы Микаэлы. Свидетельство пережитой Лопе духовной драмы - сборник «Священные стихи», увидевший свет в 1614-ом.

Уже будучи пожилым человеком, писатель встретил свою последнюю любовь - двадцатилетнюю Марту де Неварес, которую воспевал в стихах и в прозе под разными именами (Амарилис, Марсия, Леонарда) и которой посвятил комедию «Валенсианская вдова», а также новеллы «Приключения Дианы», «Мученик чести», «Благоразумная месть» и «Гусман Смелый».

Последние годы жизни Лопе - череда личных катастроф: в 1632-ом умерла Марта, за два года до смерти ослепшая и потерявшая рассудок, в том же году похищают его дочь, а в морском походе погибает и сын. Стоит отметить, что, несмотря на трудности, творческая деятельность Лопе не прерывалась ни на один день.

Смерть

Лопе де Вега творил вплоть до своей смерти. Последнюю комедию автор написал за год до кончины, а последнюю поэму - за четыре дня. Пару последних лет прозаик старался искупить свои грехи и поэтому вел аскетичную жизнь, проводя большую часть времени в молитвах.


Поэт умер 27 августа 1635 года. На похороны драматурга-монаха пришли как коллеги по творческому цеху, так и поклонники его таланта.

В 2010 году режиссер Андруча Уэддингтон снял фильм «Лопе де Вега: Распутник и соблазнитель», в основе сюжета которого лежит история жизни Феликса. Кроме того, в разное время были экранизированы пьесы «Учитель танцев» (1952 год), «Собака на сене» (1977 год), «Дурочка» (2006 год).

Пьесы

  • 1594 – «Учитель танцев»
  • 1596 – «Командоры Кордовы»
  • 1598 – «Аркадия»
  • 1613 – «Дурочка»
  • 1612 – «Вифлеемские пастухи»
  • 1613 – «Овечий источник»
  • 1614 – «Периваньес и командор Оканьи»
  • 1618 – «Собака на сене»
  • 1619 – «Валенсианская вдова»
  • 1621 – «Приключения Дианы»
  • 1623 – «Звезда Севильи»
  • 1624 – «Девушка с кувшином»
  • 1631 – «Наказание – не мщение»

Феликс Лопе де Вега и Карпио [Félix Lope de Vega y Carpio , традиционно называют Лопе де Вега, Лопе; 25.11.1562, Мадрид — 27.08.1635, Мадрид] — испанский драматург, поэт, прозаик, крупнейший представитель гуманистического протореализма в Испании, современник У. Шекспира.

Он родился в Мадриде, в семье со скромным достатком (что приучило его к упорству в труде и способности выживать в трудных жизненных обстоятельствах). Лопе получил хорошее образование в университете Алкала де Энарес (в городе, где родился Сервантес ) и в Королевской академии математических наук. Очень рано Лопе проявил выдающиеся способности к поэзии и драме, с 11 лет он уже сочинял комедии. В конце 1580-х гг. он уже профессиональный драматург, о его творчестве с похвалой отозвался Сервантес, впоследствии пустивший в оборот определение Лопе де Вега как «чудо природы». Лопе провел довольно бурную молодость, у него уже были дети (всего их было 14), он имел проблемы с законом и, скрываясь от них, оказался участником военного похода «Непобедимой армады» (1588). Если вспомнить, что Сервантес участвовал в снаряжении этого испанского флота в его походе на Англию, Кристофер Марло , видимо, в качестве английского разведчика занимался сбором разведывательных данных об Армаде, а Уильям Шекспир , примерно в это время переехавший в Лондон, был свидетелем колоссального энтузиазма англичан, разгромивших этот флот и испытавших взлет национального самосознания, что отразилось в шекспировских исторических хрониках, можно утверждать, что величайшие драматурги того времени оказались исторически связанными друг с другом, хотя и принадлежали к враждующим государствам.

Хотя он был крупным поэтом и прозаиком, мировую славу он снискал как драматург, основоположник испанской национальной драмы. Следует учесть, что хотя Сервантес в 1580-х гг., как он сам позже отмечал, написал «двадцать-тридцать драм, представленных в театрах Мадрида без свистков и скандалов», в том числе дошедшие драмы «Алжирские нравы» (El Trato de Argel ) и «Нумансия» (La Numancia ), а в 1615 г. опубликовал сборник «Новые восемь комедий и интермедий» (Ocho Comedias y ocho entremeses nuevos , 1615), и несомненно был выдающимся драматургом, но ему не довелось получить этот титул. Лопе, безусловно, превзошел и Сервантеса, и других своих современников, в превращении довольно скромных драматических опусов, каковыми были испанские пьесы до него (включая комедии наиболее успешного предшественника — Лопе де Руэда ), в подлинные шедевры мировой драматургии, какими стали его «Учитель танцев» (El maestro de danzar , 1593), «Фуэнте Овехуна» (Fuente Ovejuna , ок. 1612-1613, опубл. 1619), «Собака на сене» (El perro del hortelano , написана между 1613 и 1618, опубл. 1618), «Звезда Севильи» (La estrella de Sevilla , 1623), «Девушка с кувшином» (La moza de cántaro , написана до 1627, опубл. 1646) и др. Среди его произведений для нас особенно любопытна историческая драма «Великий князь московский и гонимый император» (El gran duque de Moscovia y emperador perseguido , 1617), которая посвящена событиям в России «Смутного времени». Его работе не мешало то, что в 1590-е годы он выполнял обременительные обязанности секретаря у аристократов — его нанимателями были Франсиско де Рибера Баррозо , позже второй маркиз Мальпика , а некоторое время спустя — дон Антонио де Толедо и Беамонте , пятый герцог Альба.

Манифестом национальной драмы стал поэтический трактат Лопе де Вега «Новое руководство к сочинению комедий» (El arte nuevo de hacer comedias en este tiempo , 1609). В нем, в отличие от трактатов по поэтике того времени, автор ориентируется не на некие абсолютные правила искусства, а на зрительское восприятие, «приказ черни». Исходным для концепции Лопе становится принцип правдоподобия: «Необходимо избегать всего // Невероятного: предмет искусства — // Правдоподобное». Особенностями зрительского восприятия объясняет Лопе и отказ от следования законам «ученой комедии», на которых настаивали представители испанского академизма: «Порой особенно бывает любо // То, что законы нарушает грубо». Писатель отрицает пресловутых три единства, предлагает свободно смешивать в одном произведении комическое и трагическое (слово «комедия» для него обозначает лишь пьесу со счастливым финалом). Лопе страстно отстаивал необходимость разделения пьес не на 5 (как требовали академисты), а на 3 акта (по-испански — хорнады): ведь испанские зрители привыкли именно к такой форме представления. Особое значение он придавал построению искусной интриги (т. е. действия с непредсказуемыми поворотами событий), так как только сюжет, основанный на интриге, может удержать внимание зрителей.

Чтобы удовлетворить запросы зрителя, Лопе, считавший, что пьеса интересна только при первом посещении спектакля, написал около 2000 пьес, из которых сохранилось около 500. В этом немыслимом изобилии трудно разобраться, и до сих пор приходится пользоваться весьма условной типологией произведений Лопе, согласно которой выделяются исторические комедии (например, «Фуэнте Овехуна»), комедии чести (например, «Звезда Севильи»), а также комедии плаща и шпаги, комедии интриги и некоторые другие.

Одно из изобретений Лопе — мнимо счастливые финалы, позволяющие ему, не нарушая правды жизни, вписываться в рамки жанра комедии (пример утраты жанром своего главенствующего положения в творчестве).

Одна из лучших пьес Лопе — «Фуэнте Овехуна» (ок. 1612-1613), которая только условно может быть отнесена к жанру комедии. Владеющий селением Фуэнте Овехуна (в переводе — Овечий источник) тиран Командор притесняет крестьян, пытается овладеть дочерью алькальда Эстебана Лауренсией накануне ее свадьбы с крестьянином Фрондосо. После страстной речи Лауренсии крестьяне поднимают восстание и убивают Командора. Король дон Фернандо (историческое лицо, правил в XV веке), под чью защиту отдали себя жители селения, отправляет туда судью, который даже пытками не может добиться, кто же был убийцей. Ответ у всех был один: «Фуэнте Овехуна!». Королю приходится простить жителей. Вот его слова, завершающие пьесу (мнимо счастливый финал): «…Село за мною остается, // Пока, быть может, не найдется, // Чтоб вами править, командор».

Такой же мнимо счастливый финал и в комедии чести «Звезда Севильи». Лопе де Вега — мастер интриги, но особым его достижением следует считать те моменты, когда механизм интриги связан не с внешней событийностью, а с противоречивостью внутреннего мира героев. Так, например, построена интрига в «Собаке на сене». Лопе де Вега внес выдающийся вклад в развитие принципа психологизма в драматургии.

«Персональная модель» Лопе оказалась очень плодотворной, и по его пути пошли многочисленные последователи еще при жизни драматурга. Однако это было не простое подражание. В творчестве представителей школы Лопе де Вега обнаруживается проникновение в испанскую национальную драму религиозных мотивов, принципов искусства барокко и одновременно формирование классицизма. Наиболее близок учителю Гильен де Кастро (1569-1631), автор многочисленных пьес, среди которых выделяется только двухчастная хроника «Юность Сида» (1618), давшая сюжет Пьеру Корнелю для «Сида» — первой великой классицистической трагедии. Сближение с классицизмом отмечается у Аларкона , с барокко — у Тирсо де Молина .

Лопе де Вега прославился и как поэт. Он написал более 20 поэм, среди которых есть поэма-памфлет «Песнь о драконе» (La dragontea , 1598), поэмы на мифологические сюжеты: «Андромеда» (De Andrómeda , 1621); «Цирцея» (La Circe , 1624); ироикомическая поэма «Война котов» (La gatomaquía , 1634) и множество других. Он был автором около 10 тысяч сонетов. В прозаических жанрах Лопе де Вега также оставил яркий след, написав пасторальный роман «Аркадия» (La Arcadia , 1598), любовно-авантюрный роман «Странник в своем отечестве» (El peregrino en su patria , 1604), роман в диалогах «Доротея» (La Dorotea , 1632) и др.

В 1614 г. под влиянием трагических событий (умерла вторая жена, утонул сын) — Лопе де Вега принимает сан священника. Но он продолжает жить полной страстей жизнью и писать. Даже когда накануне смерти Лопе пережил несколько катастроф (умер еще один сын, дочь Марсела ушла в монастырь, другая дочь, Антония-Клара, была похищена распутником-дворянином, умерла последняя его любовь — Марта де Неварес , ослепшая и обезумевшая), он пишет поэму «Золотой век» (El siglo de oro , 1635), отстаивающую идеалы гуманистов. Хотя еще в 1625 г. Совет Кастилии запретил печатать пьесы Лопе де Вега, он по-прежнему воспринимался испанскими и итальянскими литераторами как вождь самой авторитетной драматургической школы. Не случайно на смерть Лопе де Вега отозвались в стихах 153 испанских и 104 итальянских писателей.

Шекспир и Лопе де Вега сближались в пространстве в 1588 г. во время военного похода «Непобедимой Армады» к берегам Англии, но ничто не свидетельствует о том, что они читали или хотя бы слышали имена друг друга. Тем не менее типологическая близость их произведений может быть выявлена — прежде всего в том, что оба, живя в разных концах Европы, исповедовали принципы ренессансного гуманизма, причем воплощали его в принципах, в формах, определяемых как гуманистический протореализм.

Соч. : Obras. T. 1-13. Madrid: Tip. de la "Rev. de arch., bibl. y museos", 1916-1930; Obras escogidas. T. 1-3. Madrid: Aguilar, 1955-1958; Fuente Ovejuna. Madrid: Clasicos Castalia, 1985; в рус. пер. — Собр. соч. : В 2 т. М. : Искусство, 1954; Собр. соч. : В 6 т. М. : Искусство, 1962-1965.

Лит. : Плавскин З. И. Лопе де Вега, 1562-1635. М. ; Л. : Искусство, 1960; Лопе де Вега. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, 1735-1961. М. : Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1962; Плавскин З. И. Лопе де Вега и Шекспир. (Две пьесы о Ромео и Джульетте) // Шекспир в мировой литературе. М. ; Л. : Художественная литература, 1964. С. 42-61; Балашов Н. И. Испанская классическая драма в сравнительно-литературном и текстологическом аспектах. М., 1975; Штейн А. Л. Литература испанского барокко. М. : Наука, 1983; Завьялова А. А. Лопе де Вега // Зарубежные писатели: : Биобиблиогр. словарь: В 2 ч. / под ред. Н. П. Михальской . М. : Дрофа, 2003. Ч. 1: А-Л; Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / 6-е изд. М. : Издательский центр «Академия», 2009; Montesinos J. F. Estudios sobre Lope de Vega. Salamanca: Anaya, 1967; Alonso D. En torno a Lope. Madrid: Gredos, 1972; Lope de Vega y los origenes del teatro espaňol: Actas del I Congreso Internacional sobre Lope de Vega / dirección M. C. de Val. Madrid: EDI-6, 1981; "El castigo sin venganza" y el teatro de Lope de Vega. Madrid: Cátedra ; Teatro Español, 1987; Lope de Vega: el teatro / ed. de A. S. Romeralo. Madrid: Taurus, 1987; Rozas J. M. Estudios sobre Lope de Vega. Madrid: Cátedra, 1990; Huerta Calvo J. Historia del Teatro Español. Madrid: Gredos, 2003; Pedraza Jiménez F. B. El universo poético de Lope de Vega. Madrid: Laberinto, 2004.

Библиограф. описание : Луков Вл. А. Лопе де Вега, испанский современник Шекспира [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание». URL: (архивировано в WebCite) .

См. также :


Поэзия Лопе де Веги

Темами своего творчества Лопе де Вега любил брать сюжеты религиозного или патриотического содержания. Приведем несколько примеров: в 1598 году король был болен; его исцеление было приписано Исидору, покровителю Мадрида; Лопе де Вега по этому случаю написал эпопею «Исидор». Через двадцать лет этот подвижник был причислен к лику святых. На праздниках в Мадриде во славу нового святого Лопе де Вега был судьей поэтического состязания, на этих праздниках были даны две его пьесы. Кроме того он написал несколько стихотворений шутливого характера для развлечения народа от утомления праздничными церковными церемониями; эти стихотворения читались толпе.

«Красота Ангелики» – поэма, состоящая из 20 песен, написана в подражание «Неистовому Роланду » Ариосто. Лопе де Вега хотел превзойти Варагону де Сото, также написавшего поэму в подражание Ариосто . Эта эпопея Лопе де Веги не имела такого успеха, как он надеялся. И действительно, она далеко не имеет достоинств поэмы Ариосто.

Неудачна была и попытка Лопе де Веги стать соперником Торквато Тассо . Его эпопея «Завоеванный Иерусалим» (Jerusalem conquistada) воспевает не взятие Иерусалима воинами Первого крестового похода , а геройские подвиги Ричарда Львиное Сердце в Палестине. Но еще сильнее, чем Ричарда прославляет он кастильского короля Альфонса VIII, который вовсе и не был в Палестине. В этой поэме Лопе де Веги есть блестящие описания, стих постоянно легок и прекрасен, но рассказ многословен, единству поэмы вредит чрезмерное изобилие эпизодов. Гонгора написал сонет, в котором советует Лопе де Веге уничтожить эту поэму, «чтоб Иерусалим, достаточно страдающий под игом турок, не подвергался бедствию быть предметом его песнопения». Насмешка была справедлива, Лопе де Вега очень сердился на нее и долго мстил Гонгоре и его подражателям резкими сатирическими выходками.

Другая поэма Лопе де Веги, «Драконтея», проникнута ненавистью испанца и католика к еретической Англии; её заглавие, означающее «Поэма о Драконе», содержитв себе злобный намек на английского адмирала Дрейка , чьи отважные нападения на Непобедимую Армаду были главной причиной гибели этого флота. Поэма начинается молитвами прекрасной женщины, олицетворяющей собою христианство; она молит Бога защитить Испанию, Италию и Америку от протестантского шотландского пирата. Дракон погибает, отравленный своими помощниками; поэма кончается праздником в Панаме по поводу его смерти и благодарственною молитвой прекрасной женщины, олицетворяющей христианство. Молитва прославляет Бога за то «что просьба христианства услышана им и что побеждена «кровавая вавилонская блудница», то есть Елизавета, королева английская .

В том же фанатическом духе написана Лопе де Вегой эпопея «Трагическая корона»; в ней рассказывается трагическая судьба мученицы Марии Стюарт , которую убила английская «Иезавель». Эта поэма посвящена папе Урбану VIII; он наградил за нее автора титулом доктора богословия и саном рыцаря Иоаннитского ордена .

Комическая поэма «Готомахия» («Война котов»), разделенная на шесть «лесов» (то есть песен), описывает войну двух котов, влюбленных в одну кошку; рассказ очень жив и лёгок, поэтому поэма имела большой успех.

Кроме эпических поэм Лопе де Вега написал «Книгу духовных романсов», собрание духовных песен, многие из которых еще поются испанским народом; мифологические поэмы «Филомена» и «Андромеда »; «Аполлонов лавр», подражание «Путешествию на Парнас» Сервантеса , поэму в десяти лесах (песнях). Лопе де Вега перечисляет здесь более 300 испанских поэтов, являющихся на Геликон к богу искусств Аполлону просить себе лаврового венка.

В состав творчества Лопе де Веги входит также очень много лирических стихотворений, в которых вполне проявляется богатство его фантазии. Те из них, что написаны в старом кастильском вкусе, очень грациозны и далеко превосходят свежестью сонеты, кансоны и другие стихотворения в итальянском тоне, написанные в угождение вкусу высших сословий.

Проза Лопе де Веги

Из прозаических произведений Лопе де Веги замечательны «Вифлеемские пастухи», пасторальный роман с песнями. Он написал также несколько новелл, далеко уступающих достоинствами новеллам Сервантеса . «Пилигрим в отечестве» – прозаический роман, в который вставлено много стихотворений и несколько драматических пьес, рассказывает историю любящей четы, подвергающейся множеству приключений, разлуке, плену и наконец соединяющейся в Толедо.

Пьесы Лопе де Веги

Но наиболее знаменит Лопе де Вега как драматург. Число написанных им комедий было больше 1500, из них напечатано больше 300. Сколько пьес называвшихся Auto, Loa и Entremese , он написал, мы не знаем с точностью. В 1609 он написал маленькую дидактическую поэму «О новом искусстве сочинять драмы», шутливым тоном опровергающую упреки, какие делались ему за то, что он не следует правилам Аристотеля . Он говорит, что пишет так не по незнанию, а потому, что испанцам не нравятся драмы, написанные по классическим правилам; он сообразуется с волей публики. «Цель комедии», говорит он, «изображать действия людей и современные нравы». Теория драмы, излагаемая им, очень скудна ясными понятиями, и сам он мало соображался с ней в своих произведениях, руководясь вдохновением. Но уже приведенные нами немногие слова показывают, что он очень верно понимал сущность драматической поэзии. Он был истинным основателем испанской драмы. Пьесы Лопе де Веги охватывают все стороны жизни; он брал содержание для них из всяческих материалов: из истории, преданий, верований, современных нравов; изображал все оттенки чувств, от мрачных трагических до самых веселых. В комедиях его перемешаны серьезные и смешные сцены, как в действительности. Он выводит людей всех сословий; есть у него и аллегорические фигуры и типические лица простонародных фарсов; разговор прерывается романсами в старом кастильском вкусе и песнями в новом итальянском стиле. Часто заметны у Лопе де Веги следы торопливости, с какой писал он свои пьесы; но сила таланта видна неизменно.

Все историки литературы согласны в том, что Лопе де Вега был гениальный драматург. Все пьесы его очень живы; он глубоко изучил быт людей всех сословий, превосходно понимает человеческое сердце, умеет обрисовывать игру страстей, богатство его фантазии неистощимо; у него бывает иногда слишком много метафор и сравнений, но это соответствует тогдашнему испанскому вкусу, стих его легок. Характеры у него не всегда очерчены определённо, но во многих пьесах они обрисованы превосходно; в особенности надо сказать это о женских характерах. Но больше всего нравилось современникам искусство Лопе де Веги изображать быт простолюдинов; он действительно великий мастер в этом. Сцен из простонародной жизни у него очень много; он пользуется всяким случаем вставлять их в свои драмы. Прелестны у него изображения сельских праздников с играми и песнями. Богатство его фантазии удивительно, но, разумеется, при чрезвычайной многочисленности его драм неизбежны были случаи повторений. Часто рядом с главной интригой идет у него второстепенная, служащая пародией на нее.

Очень многие пьесы Лопе де Веги изображают события или предания из испанской истории. У него выведены на сцену все герои национальных песен от вестготского короля Вамбы, от изменника Юлиана, призывающего мавров , и от погибающего в битве с ними короля Родриго до графа Фернандо Гонсалеса, ставшего первым королем кастильским, до Сида , Бернардо дель Карпио и детей Лары. Лопе де Вега изобразил все великие события позднейшей испанской истории: борьбу Педро Жестокого с Генрихом Трастамарой, легендарный героизм симанкасских девушек, освободивших родину от постыдной дани неверным, падение Альваро де Луны, трагическую судьбу принца Вианского, обручение Фердинанда и Изабеллы , осаду Гранады , открытие Америки , победы Гонсальво Кордовского и множество других важных фактов испанской истории. Во многих патриотических пьесах Лопе де Веги исторические события представлены с примесью романтических элементов; таковы например: «Звезда Севильи» (написанная в прославление преданности королю), «Карбонера» (сестра Педро Жестокого, скрывающаяся у угольщиков в лесу), «Нинья де Плата». Для многих драм Лопе де Вега брал содержание из легенд или истории других народов. Например, из португальской истории взята драма «Совершенный государь» (Иоанн II), из римской – «Сожжение Рима » (Нерону даны Лопе де Вегой черты испанского рыцаря). Из средневековой итальянской истории взята драма «Наказание без мщения» (это история любви герцогини Феррарской к её пасынку, рассказанная и Байроном в поэме «Паризина»; из немецкой истории взята драма «Оттокар Богемский», из русской «Великий князь Московский» (Лжедмитрий , чью историю Лопе де Вега знал по ошибочным рассказам). Всем лицам, действующим в этих драмах, приданы испанские черты.

Менее интересны мифологические драмы, написанные большей частью для праздничных спектаклей, в которых важнее содержания пьесы была её великолепная постановка; таковы «Персей », «Критский лабиринт », «Адонис и Венера»; то же самое должно сказать о драмах, заимствованных из поэмы Ариосто и средневековых преданий, в которых действуют Карл Великий , Роланд , другие паладины Карла, прекрасная Магелона. Из сборника новелл Банделло (откуда взял Шекспир драму «Ромео и Джульетта ») Лопе де Вега заимствовал драмы «Герцогиня Амальфийская», «Кастельрины и Монтезе», «Кинта Флорентийская».

Некоторые пьесы Лопе де Веги могут быть названы простыми переложениями новелл в разговорную форму; сцены в них следуют одна за другой без связи; в них много удивительных приключений; действие происходит в далеких странах, географический и исторический элементы не определены; содержание обыкновенно заимствовано из рыцарских романов. Таковы «Новый Пифагор » (пьеса совершенно фантастическая) «La Octava maravilla» (место действия переносится из Бенгалии на Канарские острова и в Испанию); «La donzella Teodor» (ученая девушка, находящаяся в рабстве); «El Animal de Ungria» («Венгерский зверь», венгерская королева, прогнанная мужем, надевающая на себя звериную шкуру и похищающая детей изменившего ей короля). Гораздо лучше этих драм «La fuerza lastimosa», содержание которой взято из романа о графе Аларкосе, «Дон Лопе де Кардона» (изображение удивительных любовных и других приключений этого рыцаря); «Прекрасная Альфреда», «Преследуемая Лаура». Одна из знаменитейших драм этого класса – «Невольница возлюбленного»; она действительно превосходна; главное лицо в ней великодушная женщина, жертвующая собою для спасения любимого человека.

С наибольшей силой раскрывается богатство фантазии и могущество таланта Лопе де Веги в тех драмах, которые называются комедиями интриги или плаща и шпаги . Почти все они превосходны по легкости разговора, по тонкому анализу игры страстей, по занимательности интриги. Лопе де Вега писал их очень быстро, но все-таки форма их прекрасна; в них очень много веселости, остроумия. Любовные приключения занимают в них много места; Грасиосо (типичный драматический персонаж) действует в каждой из них. До нас дошло больше 100 этих веселых драм; многим из них подражали другие поэты. К числу знаменитейших принадлежат: «Валенсийская вдова», очень веселая драма, в которой много комических положений, возникающих из того, что молодую вдову сватают несколько женихов; «Мадридская сталь», также очень веселая пьеса, интрига которой основана на употреблении новоизобретенного лекарства, помогающего любовным делам; некоторыми чертами этой комедии воспользовался Мольер в своем «Лекаре поневоле»; «Ивановская ночь в Мадриде» (La noche de San Juan en Madrid) – превосходная пьеса, основанная на запутанности отношении, возникающих из двойной любовной связи; в ней много намеков на людей высокого общественного положения; она написана Лопе де Вегой, в то время уже стариком, для великолепного праздника, данного графом Оливаресом Филиппу IV в Ивановскую ночь 1631 года в одном из мадридских садов. «Глупая для других, умная для себя», тоже превосходная комедия; главное действующее лицо её герцогиня Урбинская, притворяющаяся глупой и благодаря тому возвращающая себе отцовское государство и достигающая возможности сделать любимого человека своим мужем. В «Награде за хорошую репутацию», комедии с множеством любовных приключений, роль главного лица представляет, по мнению историков литературы, некоторые черты из жизни самого Лопе де Веги. Многие комедии его исключительно изображают простонародный быт, как например «Пошедшая за водой», «Умный у себя дома» (El cuerdo en su casa); «Алжирские пленники», драма, заимствованная из Сервантеса, в ней много патетических сцен. Прекрасные пасторальные драмы «La pastoral de lacinto» и «La Arcadia» написаны Лопе де Вегой в молодости.

Чтоб успокоить духовенство, порицавшее светские пьесы с их любовными интригами и иногда выпрашивавшее у короля запрещения спектаклей, Лопе де Вега писал много духовных драм для представления на церковных праздниках. Они были рассчитаны на вкус простолюдинов и потому имеют мало поэтического достоинства. Во многих из тех, которые изображают жизнь святых, даже нет единства действия, почти во всех религиозные элементы перемешиваются безвкусным образом с житейскими, реальные лица с аллегорическими, схоластические рассуждения с любовными сценами, ангелы, черти, символические фигуры действуют рядом с королями, поселянами, студентами, шутами.

Но от этих плохих пьес, написанных для грубой толпы, надо отличать драмы, предназначенные для спектаклей на празднике тела Господня и называющиеся Autos sacramentales. Основная мысль их – прославление католического догмата пресуществления; казалось бы, что такое абстрактное содержание не могло допускать драматического изображения; но эти драмы Лопе де Веги имеют большое поэтическое достоинство. Действующие в них аллегорические фигуры обрисованы такими живыми чертами, что перестают быть только олицетворениями абстрактных понятий, кажутся лицами, взятыми из действительности. Лопе де Вега ставит их в положения живых людей, печалящихся и радующихся подобно действительным людям, так что они становятся интересны. Он олицетворял по старинному обычаю добродетели, пороки, церковные символы, божественные качества, стихии, отдельные предметы неодушевленной природы, разные страны, народы, религии. В «Путешествии души» является у него душа, под формой девушки в белой одежде, воспоминание под формою стройного сильного юноши, воля в одежде поселянина, чёрт в виде корабельщика, страсти являются его матросами. В «Приключениях человека» изображается история рода человеческого от грехопадения до искупления. В драме «Мост вселенной» изображается сила божественной любви, побеждающая Левиафана, князя тьмы.

Лоа (прологи) и энтремесе (интермедии), которых дошло до нас тоже много, получают занимательность, благодаря своей веселости и остроумию. Это маленькие шутливые сцены из обыденной жизни или пародии на романы (как например «Мелисендра») или фарсы (как например «Обманутый отец», который, думая, что запер свою дочь от любовника, сам приводит ее переодетую к нему). Подобно духовным драмам, лоа и энтремесе были принадлежностью народных спектаклей, сохранявшихся в Испании из средневекового театра.

25 ноября родился Лопе де Вега, испанский драматург, представитель "золотого века" испанской литературы.

Испанский драматург, поэт и прозаик Феликс Лопе де Вега и Карпьо (Felix Lope de Vega y Carpio) родился 25 ноября 1562 года в Мадриде в семье небогатого ремесленника.

С юных лет он проявлял феноменальные способности: в пять лет бегло читал на испанском и латыни, в десятилетнем возрасте начал переводить и самостоятельно писать стихи. Лопе де Вега учился в школе ордена иезуитов, затем, с 1577 по 1581 год обучался в университете в Алькала де Энарес, который не окончил.

В 1604 году он женился во второй раз. С 1605 года Лопе де Вега служил секретарем у герцога де Сесса, много писал для театра. В 1610 году, после отмены приговора суда , он окончательно переехал в Мадрид.

В 1609 году, благодаря участию герцога де Сесса, Лопе де Вега получил звание, которое оградило его от церковных нападок, - "приближенный инквизиции", то есть находящийся вне подозрения. В 1614 году после гибели сына и смерти второй жены Лопе принял сан священника. В 1616 году де Вега влюбился в Марту Неварес, которая развелась с мужем и переехала в дом поэта священника. За четыре года до смерти Марта ослепла, а позднее впала в безумие. Эта любовь длилась 16 лет, до самой ее смерти.

В 1627 Лопе де Вега был удостоен звания доктора богословия за стихотворную трагедию "La corona tragica" , посвященную папе Урбану VIII; звание было присуждено Мальтийским орденом.

Последнюю комедию "Подвиг Белисы" Лопе де Вега написал за год до смерти, а за четыре дня до смерти последнюю поэму "Золотой век". Умер Лопе де Вега 27 августа 1635 в Мадриде . После пышных похорон 150 испанских поэтов написали в его память стихотворения

Среди произведений Лопе де Вега более 2000 пьес (до нас дошло около 500), комедии, романы, новеллы, 400 autos sacramentales (испанская короткая драма на религиозный сюжет), около 20-ти поэм, тысячи лирических и сатирических стихотворений (оды, послания, элегии, романсы, сонеты, песни), литературно критические трактаты. Пьесы Лопе де Вега затрагивают различные темы: социально политические драмы из отечественной и иностранной истории (например, пьеса о Лжедмитрии "Великий герцог Московский"), исторические хроники ("Доблестный кордовец Педро Карбонеро"), любовные истории ("Девушка с кувшином", "Учитель танцев").

Особое место в творчестве Лопе де Вега занимают комедии. Одна из лучших среди них - "придворная комедия" "Собака на сене" (1604 год). Творчество Лопе де Вега оказало огромное влияние на следующее поколение не только испанских, но и французских и итальянских драматургов.

В России пьесы Лопе де Вега начали переводить со второй половины XIX века. Современному российскому читателю и театральному зрителю Лопе де Вега известен в первую очередь как автор таких не сходящих со сцены комедийных пьес, как "Собака на сене" и "Учитель танцев".

16 февраля 2010 года были выкуплены министерством культуры Испании у частного коллекционера за 700 тысяч евро. Среди приобретенных министерством рукописей оказался манускрипт "Кодекс Даса" (Codice Daza). На 532 страницах "Кодекса" содержатся стихотворные произведения, созданные Лопе де Вегой между 1631 и 1634 годами, многие из которых до сих пор не были опубликованы.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Феликс Лопе де Вега и Карпио
Félix Lope de Vega y Carpio
Имя при рождении исп. Lope de Vega
Дата рождения 25 ноября (1562-11-25 )
Место рождения
Дата смерти 27 августа (1635-08-27 ) (72 года)
Место смерти Мадрид , Испания
Гражданство (подданство)
Род деятельности драматург , поэт , новеллист
Годы творчества 1572-1635
Направление возрождение , маньеризм
Жанр комедия, драма, новелла
Язык произведений испанский
Награды
Произведения на сайте Lib.ru
Файлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике

Биография

Родился в семье ремесленника-золотошвея. С ранних лет обнаружил творческие способности (в 10-летнем возрасте перевёл в стихах «Похищение Прозерпины » Клавдиана). Учился в университете в Алькале . Сразу получили известность его романсы: в них, как и в других жанрах Лопе видел воплощение своего эстетического идеала, согласно которому Природа всегда должна стоять выше Искусства.

Однако университет закончить ему не удалось. За сатиру на семью отвергнувшей его возлюбленной он был осуждён на 10 лет изгнания из Мадрида. Несмотря на это Лопе возвращается в столицу, чтобы похитить новую даму сердца и тайно жениться на ней. Эта история отразилась в вершинном творении Лопе де Вега - диалогическом романе «Доротея» (1634).

В 1588 году принял участие в походе «Непобедимой армады », после поражения которой поселился в Валенсии , где и создал ряд драматических произведений для поддержания семьи.

Был секретарём герцога Альбы (1590), маркиза Малвпика (1596) и герцога Лемосского (1598). К этому периоду относится расцвет его драматического творчества. Лопе де Вега принимает активное участие в организации пышных театрализованных праздников. Придворный стиль жизни, намёки на любовные связи и чувства самого Лопе и известных ему людей, переживания писателя, связанные со смертью его первой жены Исабель де Урбина (1594), легли в основу сюжета его пасторального романа «Аркадия» (1598).

В 1598 году он женился на дочери богатого торговца Хуане де Гуардо. Но главное место в жизни Лопе на протяжении 1599-1608 годов занимала актриса Микаэла де Лухан (в стихах и прозе Лопе - Камила Лусинда). В период серьезного духовного кризиса Лопе разорвал эту связь.

В 1609 году он становится добровольным слугой инквизиции и получает звание familiar del Santo oficio de la Inquisición . Душевное состояние писателя было усугублено последовавшими друг за другом смертями, любимого сына Карлоса Феликса (1612), жены (1613), а затем - и Микаэлы. Свидетельство пережитой духовной драмы - сборник «Священные стихи», опубликованный в 1614 году.

В 1616 году Лопе встретил свою последнюю любовь - двадцатилетнюю Марту де Неварес, которую воспел в стихах и в прозе под разными именами (Амарилис, Марсия Леонарда) и которой посвятил одну из лучших своих комедий - «Валенсианскую вдову» (1604, перераб. в 1616-1618?), а также новеллы: «Приключения Дианы» (1621), «Мученик чести», «Благоразумная месть», «Гусман Смелый». Последние годы жизни Лопе - целая череда личных катастроф: в 1632 году умерла Марта, за два года до смерти ослепшая и потерявшая рассудок, в том же году в морском походе погиб сын Лопе, а его дочь была похищена любовником. Но творческая деятельность Лопе не прерывалась ни на один день.

Творчество

Лопе де Вега создал более 2000 пьес, до наших дней сохранилось 426. Дерзкий в жизни, Лопе поднял руку и на традиции испанской драматургии - отказался от принятого тогда принципа единства места, времени и действия, сохранив лишь последнее, и смело объединял в своих пьесах элементы комического и трагического, создав классический тип испанской драмы.

Пьесы Лопе де Вега затрагивают различные темы: социально-политические драмы из отечественной и иностранной истории (например, пьеса о Лжедмитрии «Великий герцог Московский»), исторические хроники («Доблестный кордовец Педро Карбонеро»), любовные истории («Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Учитель танцев»).

В драмах Лопе велик исторический пласт. Среди них «Последний готский король», «Граф Фернан Гонсалес», «Зубцы стен Торо», «Юность Бернарда дель Карпио», «Незаконный сын Мударра» и др., - пьесы, в основе которых народные романсы и «Песнь о моём Сиде ». Трактовка исторических событий у Лопе близка или совпадает с той, которую столетиями давали романсеро . Театр Лопе де Вега на более высоком уровне разыгрывал знакомые любому жителю Пиренеев сюжеты.

Внешние видеофайлы
Видео песни на стихи Лопе де Веги
Песня на стихотворение "Одиночеством к людям гонимый..." (Тимур Миргалимов)

Пьесы Феликса Лопе де Веги построены таким образом, что случай, вмешивающийся в поток явлений, опрокидывает спокойный ход действия, доводя напряжение драматических переживаний до степени трагизма, чтобы затем ввести это взволнованное море страстей и своеволия в русло законности и строгой католической морали. Любовная интрига, развитие и разрешение которой составляет стержень его драматической фабулы, именно в силу того, что она в состоянии раскрыть всё могущество человеческих инстинктов и своеволия, служит у Лопе де Вега, с одной стороны, для показа всей полноты и многообразия человеческого поведения в семье и обществе, с другой - даёт возможность наглядно продемонстрировать значимость политических и религиозных идей, господствовавших в современном писателю обществе.

Лопе де Вега в своих многочисленных комедиях (комедия «плаща и шпаги» «Учитель танцев», «Собака на сене » и др.) обнаруживает талант комического писателя. Его комедии, которых «и сейчас нельзя читать и видеть без смеха » (Луначарский), насыщены яркой, часто несколько плакатной весёлостью. Особая роль в них отводится слугам, история которых образует параллельную интригу пьес. Остроумные, лукавые, сыплющие меткими пословицами и поговорками, слуги большей частью являются средоточием комической стихии произведения, в чём Лопе де Вега предвосхищает