Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Архимандрит димитрий. Про отца дмитрия, народные храмы и телеканал союз

Архимандрит димитрий. Про отца дмитрия, народные храмы и телеканал союз

Звонит телефон, в трубке женский голос: - Батюшка, у меня брат умер некрещёным, 64 года. Нужно хоронить, а там, где он жил, священник «земличку» не даёт, ругается, что вовремя не позвали, родных из храма прогнал. А маме уже 86, очень скорбит, боюсь, как бы сама не померла. Ты уж выручи, родной, дай нам «землю», маму жалко. Она же не виновата, что так получилось. Его бы тогда, в детстве окрестить, да церкви рядом не было. А когда вырос, стал коммунистом. Бога не признавал, и креститься отказался. Но, батюшка, человек он был хороший, даже очень хороший. Вот, что бы его не отпеть? Ведь таких, бывает, негодных людей отпеваете, только потому, что когда-то в детстве их окрестили, а брата моего не соглашаетесь, так хоть, «земельку» дайте. Я не стал с ней спорить, чем бы я её переубедил? Её уверенность в то, что эта «земелька» поможет - пускай не брату, так хоть матери, - была непоколебима. Эх, если бы отпевание, совершаемое мною, спасало человеческую душу, то я бы, наверное, только бы и делал, что отпевал, отпевал. И некрещёных, и самоубийц, и всех подряд, лишь бы спасти их от страданий. Только спасает-то не батюшка, и не «земелька», спасает Христос. Ради этого спасения, человек и присоединяется к Церкви через крещение. Только что же, неужели для спасения души достаточно так вот, однажды в глубоком детстве - быть принесённым мамой в храм? Человека младенчиком крестили, а потом, после прожитой им жизни, точно так же принесли всё в тот же храм, но только уже для отпевания. А что между этими двумя событиями? Ну, может быть человек заходил в церковь и ставил Богу свечку, и может даже не одну, а много свечек: - Господи, дай мне то, что я прошу, а я Тебе за это буду ставить свечи, много свечей! Когда-то в детстве, и я точно так же торговался с Ним перед тем, как впервые войти в самолёт: - Господи, я тебе две свечки поставлю, Ты только дай мне благополучно долететь, - а когда стали взлетать, так готов был «раскошелиться» и на три... Словно наш Господь, как сластёна конфетами, «объедается» - реже восковыми, а так всё больше дешёвыми парафиновыми палочками. Смешно. Вот, если от того времени, как всё того же человека младенцем крестили, а потом взрослым отпели, больше ничего с Богом не связывало, то, честное слово, люди напрасно тратят - и силы, и нервы, и деньги. Даже, если человек был хорошим, но далёким от Христа, он не спасается, и никакая «земелька» здесь не поможет, хоть вёдрами её сыпь. Читая жития святых, обратил внимание: а ведь многие святые так никогда и не успели принять водного крещения. Когда бы они это сделали, если были казнены сразу же, как исповедали свою веру перед гонителями? Про таких людей говорят, что они крещены кровью. Вместо крещения водой и Духом они крестились кровью и Духом. Для древних христиан умереть за веру было так же естественно, как и жить в ней. Мы называем таких людей мучениками, или свидетелями, свидетелями веры. Их готовность вынести страдания и принять смерть, нежели отказаться от Христа и свидетельствовала о том, что без веры сама земная жизнь теряла для них всякий смысл... Интересно, а мы сегодняшние, понимаем что делаем, когда крестим своих детей или крестимся сами? Мы способны стоять за свою веру до конца, или для нас это только игра в традицию? Конечно, кто-то скажет: - Так извините, причём тут это? Мы, слава Богу, уже в 21 веке живём, и эта дикость осталась в прошлом. Но кто в начале девятисотых мог подумать, что всего-то через несколько лет, начнутся невиданные своими масштабами за всю историю человечества казни христиан, да ещё и с пытками, как в средневековье? В моём понимании, крещение для взрослого человека – это пересечение им некого духовного Рубикона, после которого нет возврата назад. После крещения многое из того, что делал раньше, должно быть забыто, и жить теперь нужно - по Христу! Во время крещения я всякий раз предлагаю крёстным «дунуть и плюнуть» на сатану. Это предложение почти неизменно вызывает у людей если не смех, то хотя бы улыбку. А ведь дуновение – это самый распространённый ещё в древности экзорцистский приём! Вспоминаю, как крестил в своё время одну молодую женщину. Мы были в храме втроём я, она и её друг. Так вот, когда я подул на неё, колени у той подкосились, и она стала терять сознание. После того, как мы привели её в чувство, я ещё дважды совершал дуновение, и она всякий раз падала в обморок... А как-то, прежде чем плюнуть на сатану, один студент, который длительное время готовился к крещению, вдруг на полном серьёзе и заявляет: - А может не нужно на него плевать? Зачем мне с ним отношения портить? Первый раз я тогда столкнулся с так мыслящим человеком. И сразу же вспомнился анекдот... Помните, как бабушка ставила свечку перед иконой Георгию Победоносцу? Георгию - свечу, а змею, старушка неизменно показывала фигу. И вот, во сне видит она змея, а тот и говорит: - Ничего, бабушка, я ещё подожду, а потом мы с тобой поквитаемся. С тех пор бабушка уже ставила две свечи перед иконой: перед святым, и перед змеем, на всякий случай... Во время крещения человек посвящает себя или своего ребёнка служению Добру, и навсегда отрекается от зла. Хотя, кто как... Однажды после службы, к амвону подходят две женщины, у одной на руках ребёнок: - Батюшка, покрестите нам малыша, нас «бабушка» без крещения не принимает. Я отвечаю: - Вы понимаете, о чём вы меня просите? Мы дитя окрестим, посвятим его Богу, и вы тут же его отнесёте к ворожее? Для колдуньи я ребёнка крестить не стану! - Какой ты злой, батюшка, - отвечает одна из женщин. - А «бабушка» добрая? Почему бы не «помочь» некрещёному ребёнку? Ей не ребёнок нужен, ей над святыней поглумиться нужно! Вот вам, и «плевок» в обратную сторону. Русская женщина обращается ко мне: - А не могли бы вы окрестить ребёнка из мусульманской семьи? Родители таджики, здесь у нас на заработках. Родилось дитя, и они хотят его крестить. Отвечаю: - Конечно, можно, но зачем? Мы девочку окрестим и отдадим на воспитание родителям нехристианам, и кто её будет потом вере учить? Пройдёт время, и никто и не вспомнит, что её крестили! Ведь мы должны крестить детей из верующих семей. А уже родители обязаны учить детей вере, воспитывать их на основе заповедей, и самое главное, причащать своих ребятишек. И чем чаще, тем лучше. Если ничего этого не делать, то и крестить детей незачем. Иногда в самих семьях между родителями нет согласия по вопросу крещения. Мне кажется, что в таком случае не нужно другому родителю спешить и тайно крестить ребёнка. Нельзя с обмана начинать воспитание будущего христианина. Сегодня гонений нет, вырастет - сам решит. Всё будет зависеть от той же мамы христианки, сумеет ли она воспитать дитя так, чтобы ребёнок пошёл по её стопам... Перед крещением, раз в неделю, провожу встречу с теми, кто собирается крестить детей. Помню, приходит пара молодых родителей. Я им рассказываю об их обязанностях по христианскому воспитанию: - В храм, - говорю, - нужно чаще ходить. А те мне докладывают, что мамочка не может в храме стоять, в обмороки падает, а папа крест не носит, он его душит. Вот, такое повреждённое поколение... Или случай с крёстной. Перед крещением - смотрю, у крёстной мамы на шее висят множество подвесочек, а крестика нет. Интересуюсь: - А где же ваш крест? - Батюшка, не ношу, простите великодушно, но он меня душит. Вот так крёстная! Люди не понимают, какой тяжеленный крест кладут на свои плечи, становясь крёстными родителями. Ты ещё своего ребёнка в вере не вырастил, а уже за чужого отвечать берёшься. Осилишь? Если не будешь хотя бы молиться за крестника, то придёт время и ответишь за необдуманные слова. Тебя же никто насильно не заставляет крёстным становиться... Обещать Богу, а потом заведомо не исполнять обещанного - зачем? Иногда в качестве крёстных приглашают католиков, а то и мусульман. Спрашиваю: - Разве станет католик учить вашего сына православию, и уж тем более мусульманин? - Батюшка, это мой деловой партнёр, мне с ним для бизнеса хорошо бы породниться, - и копеечку пытается незаметно сунуть. А однажды, приводят на крещение крестного папу. Молодой человек в шортах, в несвежей майке и сандалетах на босу ногу. Правда, на шее соответствующая цепь и золотой крест - чуть меньше моего наперсного!Спрашиваю родителей: - Что же, для такого ответственного момент вы никого приличнее не нашли? Крёстный услышал и взорвался. Ругается, и блатной распальцовкой у меня перед носом размахивает. Снова обращаюсь к родителям: - И вам, действительно, подходит такой крёстный? Те мне тихонько: - Батюшка, крести, у него денег куры не клюют. Понятно. Надо - берите. Я в таких случаях с родителями не спорю, зачем? Разве мне их переделать? Только обозлятся. Пускай жизнь учит... Порой люди не могут преодолеть себя и причащаться с одной ложечки со всеми. - Стану я со всех ртов заразу всякую собирать, - нечего, обойдёмся, мол... Я сам человек - по природе брезгливый, и никогда не стану в кафе или столовой есть из использованной кем-то тарелки и облизанной кем-то ложкой. Ругаться не стану, просто пойду и помою... А в храме причащаю всех одной ложечкой. И мало того, потом за всеми, всё то, что остаётся в чаше, потребляю после службы. Омываю сосуды и ложечку кипятком, и, опять-таки, всю эту воду не выливаю, а - в себя. Ничто, даже самая малая капелька святыни, не должна пропасть! И если люди не представляют состояние здоровья тех, кто пришёл на причастие, то я его представляю очень хорошо. Сегодня путь человека в церковь всё больше лежит через болезни и страдания. Вот после всех больных и онкологией, и спидом, и гепатитами священник последним потребляет дары. И я не знаю ни одного случая, когда бы кто-нибудь из нас, священников и клириков - заболел. А если бы это было не так, всесильные СЭС (санитарно-эпидемиологические станции) «размазали» бы в советские годы и последние наши храмы, когда искали любую зацепочку, чтобы найти предлог. И всё потому, что Святые Дары, имея земную природу, по освящению начинают подчиняться небесным законам, и всё то недоброе, что попадает от нас в Чашу, немедленно прекращает существовать! Часто людей заботит: - А как нам нужно одеться, идя на крещение. Всегда отвечаю: - Одевайтесь прилично, а уж как, - ну как сможете. Никогда не прогоняю женщин в штанах. Помню, разговорился с одной девушкой. А у неё, оказывается, в гардеробе юбки уже и нет, как таковой! Ничего, кто решит в храме остаться, тот со временем и юбочку себе пошьёт, а заставлять никого не нужно, Христос никогда не действовал через насилие (за редким исключением). Почему-то у нас распространена мысль, что в храме самое главное для женщины - иметь на голове платочек. Посмотришь, по лету заходят дачники, а вместо косынки покрывают темечко носовым платком. Словно женская макушка для мужчины самое соблазнительное место. Встанет перед иконой такая красотка в миниюбке с платочком на головке, помолится, поклончик положит. А всем, сзади неё стоящим мужикам, куда глаза девать? Это только святые ничего не видят, а мы, грешные, всё замечаем... И вместо того, чтобы молиться, мужская половина начинает злиться... Покрыться для женщины - значит никак не обращать на себя внимания, тем более мужского, а не только головку чем-то прикрыть... Посмотрите, как на иконах изображаем Пресвятую Богоматерь. Так в Её время одевались женщины: просто, и в то же время величественно... Иногда слышу такой вопрос: - Батюшка, как часто нужно в церковь на службы ходить, и достаточно ли будет придти раз в месяц, или, всё-таки, почаще заглядывать? Не знаю, что и ответить. Верующего человека всегда тянет в храм, ему без дома Божия невмоготу... И, потом, день воскресный мы так и так должны начинать с молитвы в храме. Зачем? Да очень просто, ты после двух часов в храме уйдёшь в мир на целую неделю, и какой ты на самом деле христианин, проявится именно вне храмовых стен. В церкви мы все дружелюбны, радушны, улыбаемся и любим друг друга. А в миру мы такие, какие есть. Так вот, чтобы иметь силы быть христианином, нам и нужно надышаться святыней за эти два воскресных часа, иначе, где силёнок набраться? Женщина лет сорока плачет в храме: - С дочкой что-то происходит, как выписала себе паспорт на другое имя, так всё и началось. Дерзкая стала, непослушная, покуривает, домой вовремя не приходит. Батюшка, может, давай её перекрестим, может она вновь станет доброй и любящей девочкой? - Эх, мать, - думаю, - если бы всё было так просто, то мы бы наверно так и поступили... Только крестят человека один раз, а потом учат его быть Человеком, и начинают учёбу сразу же по рождению и без отрыва от маминой веры и маминой молитвы. Поговорили мы с ней, рассказал ей про то, что сейчас вам рассказываю. Посочувствовал матери: - Теперь мужества тебе, сил и любви к дочери, что бы преодолеть то, что сама же в ней и вырастила. - Батюшка, мне же никто об этом ничего никогда не рассказывал. Если бы я это тогда, сразу же по крещению знала, то и с дочкой у меня было бы сейчас всё по-другому! Вот я и рассказываю... Священник Александр Дьяченк

Далеко не всех святых при жизни воспринимали как святых, далеко не все они при жизни были авторитетами для всех. Самый яркий пример: в келью Серафима Саровского ворвались разбойники и его избили. Казалось бы, Серафим Саровский! Разбойники должны были почувствовать его святость, – ан, не почувствовали…

Можно быть серьезным духовным авторитетом, – но есть люди, для которых просто нет авторитетов. Им ни отец Илий (Ноздрин), ни отец Ефрем Ватопедский, ни другие известные старцы ничего не дадут – у него к ним такое отношение: «ну-ка, ну-ка, скажи мне что-нибудь, посмотрю я на тебя, какой ты там старец». Но когда человек приходит, как вы сказали, к молоденькому иеромонаху или к батюшке, который вчера закончил семинарию, с верой и упованием, то через этого молоденького иеромонаха Господь откроет Свою волю, при таком отношении человек получает ответы на все свои вопросы, совершенно независимо от того, что этот батюшка вчера закончил (а, может, даже еще и не закончил семинарию – на заочном секторе учится), священник (я утрированно скажу) только проводник между человеком и Богом – не священник, старец или молодой иеромонах, отвечает на вопросы. Приходя к священнику, человек приходит на разговор с Богом, и через этого проводника, хорошего или не очень, хочет услышать ответ. Но проводимость не только от проводника зависит, но и того, кто воспринимает (простите, я, может быть, в каких-то примитивных категориях пытаюсь объяснить, чтобы было понятно). Результат зависит и от того, кто с вопросом пришел. Можно прийти с вопросом к старцу и уйти ни с чем – ты спрашивал, не доверяя этому человеку; а можно прийти к молодому иеромонаху, и если ты спросишь с верой и упованием, тебе ответ будет дан от Господа, и ты получишь все, что спрашиваешь.

Знаете, я иногда могу даже задать какой-то вопрос уборщице: «Тетя Дуся, а как ты думаешь?». И тетя Дуся вдруг удивительно отвечает... А почему? А потому, что этот вопрос выстраданный, и я через тетю Дусю к Богу, так сказать, обращаюсь – и Он ее устами отвечает.

Да, безусловно, старцы – это люди, преисполненные великой мудрости, причем не книжной, не с чужого плеча на себя накинутой, но выстраданной, пропущенной человеком через свое сердце. Духовные люди даже иногда своим молчанием способны вдохновить и исправить жизнь того, кто к ним приходит.

Но, я еще раз повторюсь, что уповать на старцев (как сейчас все говорят: «Где взять старцев? Дайте нам старцев») совершенно не нужно. Поверьте, и молодой священник, и молодой иеромонах ответит на ваши вопросы, если вы в нем увидите служителя Божия, а не то, что он молодой, борода такая или другая, бреется или не бреется.

Мерить духовность бородой или возрастом, или толщиной или вышиной, это, мягко говоря, неправильно. Поэтому уповайте не на возраст, не на бороду и толщину, а уповайте, что это священносужитель.

Архимандриту Димитрию (Байбакову) поднимать сложные проекты не впервой. Он с нуля создал телеканал «Союз».

В столице Урала незаметно для екатеринбуржцев появилась первая православная школа.

Семиэтажное здание выросло в микрорайоне Лечебный - возле церкви целителя Пантелеимона. Несмотря на то, что учебное учреждение функционирует при храме, это будет светская общеобразовательная школа, обещает построивший его священник. Врачи психолечебницы, находящейся по соседству за забором, уже поставили ему диагноз.

Здоровенное семиэтажное здание из красного кирпича выглядит дорого и внушительно. На площади 7000 квадратных метров разместятся детский сад, школа, спортзал и бассейн. Все это построил священник - архимандрит Димитрий (Байбаков). По образованию он - врач-психиатр: в молодости был практикующим доктором - работал в расположенной по соседству областной психиатрической больнице, пока не нашел себя в служении. Созданный им храм целителя Пантелеимона первое время ютился в этой больнице, в небольшом помещении, которое приспособили под церковь.

Архимандрит Димитрий проводит экскурсию по школе Антону Шипулину и Олесе Красномовец

О том, как начиналась постройка нового, кирпичного храма, теперь ходит легенда. «Однажды отец Димитрий зашел в ординаторскую и сказал: „Мы решили строить храм“, - рассказала „URA.Ru“ редактор православного телеканала „Союз“ Светлана Ладина. - Врачи спросили его: „Ты что, нашел богатого спонсора?“, на что он ответил: „Нет, мы сделаем это силами прихожан“. После этого коллеги-психиатры быстренько поставили ему „диагноз“».

Однако, на удивление, дело пошло. «Там, где сейчас колокольня, была маленькая полянка, - рассказывает священник. - Мы нашли ее с администрацией больницы и начали обживать. И за 23 года так обжили, что построили храм, крестильное помещение и церковный домик, в котором - библиотека и воскресная школа» . Вместе со зданиями рос и приход, причем не только количественно, но и качественно - все больше становилось прихожан с детьми, многодетных.

«Из центра города мы с семьей ездили в Пантелеимоновский храм, на восьмой километр Сибирского тракта, с маленькими детьми на руках на общественном транспорте. Там была удивительная семейная атмосфера» , - вспоминает Светлана Ладина.

«По воскресеньям храм стал превращаться в детский сад: детей стало в разы больше, чем взрослых, - вспоминает отец Димитрий. - Я сам монах и к детям отношусь настороженно, потому что не умею с ними обращаться. Но делать же с ними что-то надо! И вот мы решили продолжить наш комплекс зданий и построить образовательный центр, который включал бы в себя детский сад и школу».

Центр cтроили семь лет. «Исключительно на пожертвования - никаких спонсоров и благодетелей у нас нет» , - говорит монах. И объясняет:

«Одно дело, когда ты берешь деньги из бюджета и их осваиваешь, другое - когда строишь себе: получаются совсем другие цены. Поэтому я не буду говорить, во сколько мне обошелся квадратный метр. Если кто-то узнает, то меня просто придут и расстреляют, потому что таких цен не бывает».

Здание рассчитано на пять групп детского сада и 11 классов. Байбаков уверяет, что она будет обычной, общеобразовательной - с математикой, физикой, биологией, химией и так далее. При этом и в классе, и в коридоре висят иконы и лампады.

Сейчас набрана одна группа детского сада и первый класс, в котором пока только 15 человек (кабинет рассчитан на 25 учеников). «Документально обучение детей пока никак не оформлено, - признает священник, - поэтому и рекламы учебному заведению не делаем. Но все документы будем получать» . Батюшка уверен, что сможет лицензировать школу, ссылаясь на опыт получения лицензий для телевещания (это он запускал в Екатеринбурге телеканал «Союз»).

Во время экскурсии по школе отец Димитрий признается, что лично планировал здание. Оно состоит из трех блоков, стоящих «каскадом» - чтобы школа не «задавила» храм. «Я сам и архитектор, и проектант, и дизайнер, - говорит священник. - Даже шкафы в классе я сам проектировал, чтобы все было в цвет» . В первом блоке сейчас достраивается спортзал (его должны запустить в ноябре), в третьем со временем появится бассейн.

Обучать детей наняли хороших педагогов - с 30-летним стажем. «Бабушками их не назовешь, но это очень опытные учителя» , - говорит отец Димитрий. И школа, и детский, и группы развития - все услуги платные. Точную стоимость обучения помощники Байбакова назвать отказались, отметив лишь, что она невысока - в пределах нескольких тысяч рублей, чтобы «отбить» себестоимость обучения.

По словам людей из окружения священника, ни у храма, ни у школы действительно не было какого-то богатого спонсора - на все собирали «по копеечке». Секрет успеха его проектов коллеги видят в другом. «Это человек, которого окружают чудеса, - говорит Светлана Ладина. - Но я хочу, чтобы меня поняли правильно: он никогда не строил из себя чудотворца, просто Господь, видя, что он делает нужные дела, посылает ему свою помощь. Сначала создал православную газету, потом радиоканал „Воскресение“, затем телеканал „Союз“. Известно, что в разгар строительства отец Димитрий, чтобы расплатиться со строителями, продал свою квартиру».

В том, что частная школа архимандрита Димитрия Байбакова будет востребована, нет никаких сомнений - его храм давно стал неким культурным центром микрорайона. «Здесь очень много людей, которые приходят с поселков Тубсанаторий, Психбольница, Лечебный, из коттеджей в округе, - рассказывает преподаватель физкультуры Ольга Решеткина. - Все эти детки занимаются у нас, плюс приезжают дети из города. Здесь кругом лес, свежий воздух, своя скважина, отдельная территория. Мы думаем, что детей будет все больше и больше».

Вконтакте

Все, кто его знает: и друзья, и враги – сходятся в одном: он профессионал, и профессионал с большой буквы. За десять лет работы, буквально на ровном месте ему удалось создать один из крупнейших медиахолдингов на Урале. Это круглосуточный радиоканал, три газеты, журнал, два ежедневно обновляемых сайта и издательство, владеющее тремя типографиями. В эфир выходят три ежедневных и три еженедельных телепередачи. Сделано более семидесяти видеофильмов. Общий тираж отпечатанных книг перевалил за несколько миллионов, но ничего из этого лично ему не принадлежит и принадлежать не может. Потому что он монах, а отказ от собственности – это один из обетов, которые монахи дают во время пострижения. Все, что он сделал, принадлежит Церкви и людям.

Будущий игумен Димитрий родился в маленьком городке Талица, что в Свердловской области. Это глубинка, где дети до сих пор здороваются со всеми встречными, а двери домов до глубокой ночи остаются открытыми. Когда потом он будет поступать в медицинский институт, то на конкурсе ему добавят один балл за то, что он из сельской местности. Его родители – простые люди. Мама бухгалтер, папа столяр. Они с детства воспитали в сыне привычку к труду, терпение и настойчивость. Уже со второго класса маленький Дима неожиданно для всех окружающих начал проявлять серьезный (насколько это возможно для семилетнего мальчика) интерес к химии. Он очень быстро подружился с преподавательницей Тамарой Дмитриевной, и вскоре стал завсегдатаем в школьной лаборатории: здесь ему давали смотреть книжки с разными формулами и позволяли присутствовать во время опытов. Но к работе с реактивами все-таки не допускали. Поэтому практическую часть занятий Дима проводил в укромном месте с купленными в аптеке лекарствами. Лекарства он толок, смешивал, растворял в воде, внимательно наблюдая за изменениями. Результаты опытов аккуратно заносились в тетрадку.

В пятом классе он стал победителем химической олимпиады среди старшеклассников, после которой заслуженно получил прозвище Менделеев. Шло время. С годами аппетиты к открытиям только увеличивались. На почве интереса к непознанному и тайному у Димы появилось новое увлечение: микробиология. Теперь его можно было найти в бактериологической лаборатории местной санэпидстанции или инфекционном отделении районной больницы.

А еще была большая любовь к Алле Борисовне Пугачевой и ее песням. Из-за которой он однажды ушел из дома. И конечно, божественный громоподобный Евтушенко. Тогда его поэтические сборники достать в Талице было просто невозможно. И Диме приходилось ходить в библиотеку, где он брал ксерокопии книг Евтушенко в читальном зале и старательно переписывал любимые стихи в большие 96-страничные тетради. Своими увлечениями он щедро делился с одноклассниками. Учился Дима хорошо, и как в те времена было принято, был октябренком, пионером и комсомольцем. В комсомол вступил по убеждениям, так как считал (читайте роман Островского «Как закалялась сталь») эту организацию объединением передовой советской молодежи, к которой не без основания причислял и себя. Став замом секретаря комсомольской организации школы по идеологической работе, стал изучать атеистическую литературу и труды В.И. Ленина. Искренняя убежденность в правоте учителей коммунизма и твердое желание через их труды разобраться в окружающей действительности (что было для Димы жизненно необходимо, так как ему уже шел пятнадцатый год) сыграли с ним злую шутку. Критика учителями Священного Писания оказалась совершенно не научной, поверхностной, а главное, непроходимо глупой. Как человек, знакомый с принципами марксизма-ленинизма, он, нимало не сомневаясь, решил обратиться к первоисточникам. Для этого Дима отправился в старейший в Талице храм Петра и Павла с тем, чтобы взять у батюшки Евангелие. Храм, несмотря ни на какие политические катаклизмы, никогда не закрывался, и в определенных малосознательных кругах общества пользовался популярностью. Шел он туда в большом страхе, так как твердо помнил, что в Советском Союзе Церковь отделена от государства. И переступив порог церковной ограды, вдруг ясно понял, что родное это государство осталось у него за спиной и он находится в каком-то чужом неизвестном месте. Осознание этого было таким сильным, что он развернулся и бросился назад. В этот раз советское государство победило. Но ненадолго.

Любовь к истине оказалась сильней. Через какое-то время Дима снова пришел в храм. И поговорил со священником, который, внимательно выслушав, вручил ему Библию, которую потом нашла мама и отнесла в райком партии. Где ее также внимательно выслушали и сразу же завели дело о церковной пропаганде среди молодежи. Поднялся скандал, после которого священник вынужден был уехать из их маленького города. Но это была уже совсем другая история. Главное произошло. Дима трогал, изучал, пробовал своими руками то, что не принадлежало советскому государству. То, что он трогал, принадлежало вечности.

К окончанию школы он твердо знал, кем будет и чего хочет. А хотел Дима стать врачом. Причем военным врачом. Для чего дважды поступал в военно-медицинскую академию. Каждый раз ему не хватало одного балла, и в конце концов он стал студентом Свердловского медицинского института. К тому времени Дима был верующим человеком, ходил в церковь и имел духовного отца. Христианство и коммунизм в его мировоззрении до поры мирно уживались. Ведь кто такие христиане? Соль земли, а значит, передовая часть общества. А кто такие коммунисты? (Снова читайте роман Островского). Он искренне думал, что коммунизм и христианство если не братья-близнецы, то уж родственники точно. В этом заблуждении Дима искренне пребывал, пока не попал в армию и не стал матросом на атомной подводной лодке Северного флота.

Здесь на глубине несколько сотен метров произошло расставание с детским наивным миром и иллюзиями, свойственными юным пылким натурам. Разбившись о реалии взрослой комсомольской и партийной жизни, они тихо утонули на дне Ледовитого океана. Здесь, на лодке, он впервые столкнулся с неискренностью и лицемерием близких людей. Самое обидное, что это были хорошие люди, которых он уважал. Но с идеалами коммунизма их связывали только партийные билеты. Потому что на атомной подводной лодке могут находиться только обладатели таких билетов. И этим хорошим, порядочным, честным и интеллигентным людям приходилось лицемерить. Это внесло в душу молодого матроса (электрика корабельного оборудования, заместителя секретаря корабельной комсомольской организации, награжденного грамотой за добросовестное изучение классиков марксизма-ленинизма) такую дисгармонию, что через год он подал заявление о своем выходе из рядов ВЛКСМ. Дело было на Рождество 87 года. До выступления М. Горбачева на XXVIII съезде КПСС времени оставалось не так уж много.

Старшие товарищи пытались Диму образумить. Говорили: «Ты верь в Бога, никто ничего не имеет против, но из комсомола-то зачем уходить? Зачем ломать карьеру и портить себе биографию? Зачем эта поза, зачем это самоопределение? Ведь никто из здравомыслящих людей ни в какой коммунизм уже давно не верит. И ничего – живут». Ну как он мог объяснить им, что так он жить не может, что жить по лжи просто нельзя?

Из комсомола его благополучно исключили. Вскоре с берега из политотдела пришла депеша, гласившая, что матроса Дмитрия Максимовича Байбакова как неблагонадежного необходимо в самое ближайшее время списать на сушу. Но неожиданно за Диму вступился весь экипаж, от кока до командира корабля. Был подан рапорт с просьбой оставить его на лодке. Экипаж взял мятежника на поруки. И его оставили служить.

Когда он вернулся в институт, то стал работать под началом будущего профессора Александра Сергеевича Григорьева на кафедре микробиологии. Помогая своему учителю в его научных трудах, свою студенческую работу он посвятил теме, которой тот занимался. На кафедре ему нравилось абсолютно все. Дима долго засиживался за работой и в конце концов ему разрешили ночевать в холле на диванчике. Он принес из дома подушку и теперь мог не выходить из лаборатории сутками. А когда все-таки выходил, то шел в храм. Вознесенскую церковь. Там Дима Байбаков стал алтарником. Это такие молодые ребята, которые помогают священнику во время богослужения. Через какое-то время возникла ситуация, когда работу на кафедре микробиологии и работу в храме совмещать стало просто физически невозможно. И нужно было выбирать. Он выбрал алтарь. Потому что там великое таинство, и там Бог. И там каждый раз во время Литургии сердце уносится в неведомую, надмирную реальность. Которая правда!

Через два года священники Вознесенки предложили ему принять священный сан. Безусловно, он думал об этом, как думает всякий трудящийся в церкви. Но планов по этому поводу не строил. Скорее допускал, что может быть, когда-нибудь, в какие-то годы, в солидном, зрелом возрасте. Вскоре после приема у Правящего Архиерея архиепископа Мелхиседека состоялось его рукоположение. Он стал священником. Внешне жизнь студента Дмитрия Байбакова нисколько не изменилась. Рабочую неделю он проводил в институте и только на субботу-воскресенье уезжал в село Рудянское Сухоложского района, где был назначен настоятелем местного прихода. Во время практики по психиатрии студенты работали в областной психиатрической больнице. Вскоре доктора узнали, что среди них один священник. Они привели этого священника к главврачу и поинтересовались, можно ли открыть в больнице храм или хотя бы молитвенную комнату. Вскоре там был открыт первый в Екатеринбурге больничный храм, а о. Димитрий назначен его настоятелем. Шел сентябрь 93 года. С этого времени и до сих пор там он и служит.

(Окончание следует)

Исследуйте писания

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Об отношении к власти Продолжаем беседы по Посланию апостола Павла к Римлянам. Обратимся к 13-й главе. В ее первой части апостол дает обоснование отношению Церкви к государственной власти. Отрывок этот вне контекста очень хорошо известен, постоянно к нему обращаются – взаимоотношения Церкви и государства

Телеканал «Союз»

Начало в №4 (757) 31 января 2014 года исполнится 9 лет с момента выхода в эфир первого в России православного телеканала «Союз». Слово – его зрителям. Поздравляю телеканал «Союз» с днем рождения! Мой любимый канал, смотрю вас с величайшим желанием. Познавательные и поучительные программы. Многое узнаю о радости жизни и Православии. С удовольствием смотрю «Беседы с батюшкой». Вы очень нужны людям

Читайте «Православную газету»


Подписной индекс: 32475

Дмитрий Максимович Байбаков родился в многодетной семье в городе Талица . Крестила его бабушка (в честь святого Димитрия Прилуцкого ), родители были неверующими.

«Для меня путь к Богу был поиском Истины. Читая атеистическую литературу, я видел огрехи в критике Евангелия, но моих знаний было недостаточно. Я пошел к батюшке в храм попросить почитать первоисточник — Евангелие. Но первый раз я побоялся зайти в церковь. Подойдя к церковной ограде, я вспомнил, что по Конституции церковь отделена от государства, и я не мог понять, куда я попаду, выйдя из пределов государства. В советское время, по моему мнению, к Богу было прийти гораздо проще, чем сейчас.

В Советском Союзе с детского сада учили быть трудолюбивым, честным, добрым, любить Родину, а это все христианские ценности, власть воспитывала христианина, христианина без Христа. Не секрет, что заповеди строителя коммунизма – списаны с 10 заповедей Христа. Та система воспитывала гармоничную личность. У меня в голове комсомол и Бог очень гармонично сочетались в то время. В «Уставе комсомола» – борьба с религиозными предрассудками, но и Церковь всегда борется с религиозными предрассудками.

Комсомол – передовой отряд молодежи, но и христиане – передовой отряд человечества. К сожалению, сегодня в России нет единой системы воспитания – в школе одно, в семье другое, на улице третье… Вместо цельного мировоззрения получается окрошка, душу раздирает на части. Сегодня в обществе, по моему мнению, у нас осталось две здоровые системы воспитания: церковь и армия».

Окончив школу и отслужив в армии, Дмитрий Байбаков продолжил учёбу, параллельно служа алтарником в открывшемся храме Вознесения Господня . В священный сан был рукоположен в 1992 году, будучи ещё студентом. А в сентябре 1993 г. началась история храма Целителя Пантелеимона «храма, который построил отец Димитрий » .

Это был первый в Екатеринбурге храм, построенный при больнице. При Областной психиатрической больнице, в которой отец Димитрий успел поработать врачом-психиатром. Храм строился с нуля – расчистили в лесу площадку, заложили фундамент, начали класть кирпичные стены. Храм Целителя Пантелеимона уникален многим, в том числе и тем, что это единственный в истории Екатеринбурга случай, когда деньги на храм собирали с помощью телемарафона.


«Я учился в медицинском институте, потому что врач – это самая гуманная профессия, самая наихристианийшая из профессий. Я хотел лечить особо опасные болезни, быть микробиологом, эпидемиалогом. Но к окончанию института я уже служил в храме, и предо мной стал выбор: либо Храм, либо кафедра в институте. Я выбрал Храм и, специализацию психиатра, полтора года проработав после учебы в областной психиатрической больнице.

Работа врача – это служение, ему надо отдаваться полностью, нельзя служить двум господам. Я снова выбрал Храм. Господь каждому человеку, верит человек в него или нет, все время посылает знаки, надо уметь их слышать. Огромный храмовый комплекс в лесу на поляне – это была воля Божья. Если какое-то дело не идет, то я прошу у Бога не чего-нибудь конкретного. Я прошу ни того, чего я хочу, а умения понять, что хочет Господь».


Храм Целителя Пантелеимона
— одно из важных мест социального служения Екатеринбургской епархии . При храме — первый в области православный кабинет по лечению и реабилитации наркоманов, сегодня таких кабинетов по области более десяти, здесь проводятся занятия по профилактике абортов. Ежедневно открыта благотворительная столовая. Но у отца Димитрия есть еще одно послушание: под его руководством в Екатеринбурге создан уникальный для России церковный медиахолдинг, в котором — 3 газеты, типография, информационное агентство, книжное издательство, круглосуточная радиостанция «Воскресение» и первый в России православный телеканал «Союз», с круглосуточным вещанием на все Северное полушарие.


«После запуска телеканала, нас сильно критиковали: «Так нельзя делать, все сделано не по правилам». Хотя у нас уже были газета, радио, мы не знали, как делать телевидение. Но нельзя ждать «завтра» всю жизнь, надо сегодня делать, то, что ты можешь сделать сегодня. Развитие будет продолжаться всегда. Использование технических средств для просвещения человека – благое дело, я был и буду проводником воли Божьей. Такого церковного медиахолдинга нет нигде, дело не в личности, талантливых людей очень много в городе. Большевики решили, чтобы Россия в Екатеринбурге закончилась, но Господь повелел, что бы здесь появился телеканал».

В эфире телеканала «Союз» религиозные программы не составляют большинства, но все программы делаются на основе православного мировоззрения. В Екатеринбурге удалось создать новое телевидение: нравственное, воспитывающее, образовывающее. Под руководством отца Димитрия совершили невозможное: в полуторамиллионном городе нашли частоту для вещания, запустили круглосуточное вещание на все Северное полушарие Земли.

«Теперь, спустя время, можно признаться: не имея ни средств, ни опыта, ни знаний, создать практически на пустом месте то, чего никогда не было, – православное телевидение – можно было только верой и молитвами, ощущая поддержку православных. Каждую передачу телеканала «Союз» сопровождает бегущая строка – пожертвуйте 100 рублей на наш телеканал. Это народное телевидение. Наш канал так нравится зрителям и количество наших зрителей такого, что нам хватает денег вещать на полмира. Мы поддерживаем тесную связь со зрителями, спрашиваем, что им нравится, что не нравится. Связь со зрителем разнообразная – телефонные звонки, электронная почта, форум, странички в Контакте, обычные письма, которые мне надо прочитать, я должен понять, что люди думают».

Со стороны может показаться, что в Екатеринбурге достаточно храмов, но бесстрастная статистика говорит о другом.

«В Екатеринбурге сейчас чуть больше 50 храмов, но 30 храмов существуют в приспособленных помещениях: в гаражах, в холле больницы… 50 тыс. человек – максимальная вместимость всех христианских Храмов в 1,5 млн. Екатеринбурге . Если мы говорим о необходимости нравственного воспитания людей, то такого количества Храмом недостаточно. Норма в идеале: один Храм на 2000 — 5000 жителей, чтобы священник – пастырь, мог воспитывать, наставлять прихожан.

На строительство храмов нам не нужны деньги от государства: мы сами все прекрасно организуем. Сегодня главная проблема землеотводы – чиновники не дают земли под Храмы. На окраине, на пустыре мы землеотвод получали 8 лет, чтобы построить Храм в честь святителя Луки. Еще на один храм мы собираем бумаги 12 лет! Нам никогда не говорят: «Нет», нам говорят: «Принесите еще одну справочку». Но на все воля Божья, храмы на Урале будут строиться».

В 1998 году отец Димитрий принял монашеский постриг. Это важное событие произошло у известной уральской святыни — чудотворной Чимеевской иконы Пресвятой Богородицы в Курганской области .

«Если я получил благословление, я иду работать. Без хочу – не хочу, могу – не могу, есть настроение – нет настроения. Потому что мне по-другому нельзя. Я – монах».