Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Зураб соткилава: "хочу петь. иначе это не жизнь"

Зураб соткилава: "хочу петь. иначе это не жизнь"

12 марта в 1937 году появился на свет в г. Сухуми будущий выдающийся оперный солист Зураб Соткилава. Но тогда еще никто не догадывался, кем вырастет этот мальчик и в какого известного громкого певца превратится. Зураб рос в музыкальной семье, где часто звучали грузинские песни под гитару. На ней играли его мама и бабушка. Мальчик всегда присутствовал, когда они исполняли свои протяжные мелодии для знакомых и просто прохожих, подпевая песням. Карьерой певца Соткилава никогда не грезил, он связывал свое будущее только с футболом. В младших классах играл в школьной команде, но параллельно занимался музыкой по классу скрипки и фортепиано.

К музыке сына подвела мать, женщина с абсолютным слухом и по профессии доктор. Мальчишка обожал только спорт и мечтал стать знаменитым футболистом. Благодаря своей целеустремленности, трудолюбию, усиленным тренировкам, в 16 лет он уже стал частью юношеской команды "Динамо", а в 19 лет капитаном грузинской сборной.

И в 21 год состоялся его дебют в первом составе "Динамо" в Тбилиси. Крайний полузащитник развивал хорошую скорость и легко мог перебегать в нападающего. Стометровка давалась Зурабу всего за 11 секунд. Это был его личный рекорд.

Однажды состоялся матч между грузинским и московским "Динамо". Где Соткилава сразился с самим Львом Яшиным. Тогда Грузия проиграла со счетом 1:3, но еще долго потом вспоминал этот день певец. Через год после этого матча Зурабу придется расстаться с карьерой футболиста из-за опасной травмы, полученной на матче в Чехословакии. До этого еще были повреждения, но последнее было несовместимо с участием в играх. И пришлось покинуть футбол.

Карьера

Неудачная спортивная биография косвенно подвела артиста к его будущему великому поприщу. В 21 год Зураб начал пробовать себя в вокале. На это его подвигла, случайно оказавшись свидетелем пения, одна пианистка, знавшая семью Соткилавы. Зайдя в гости и, услышав дуэт сына с матерью, разглядела в нем потенциал и показала профессору консерватории. Взамен на билеты, которые в то время очень сложно было достать на футбольные матчи, профессор начал давать уроки вокального искусства. Однажды чуткий преподаватель заявил, что Зураба ждет блестящее будущее. На что будущий певец ответил смехом, не поверив в громкое заявление.

В 1960 году, уже к тому времени бывший футболист, закончил Политехнический институт. И в этом же году подал документы в консерваторию в своем городе. Поступление состоялось, но мнения по этому поводу у отца и матери разошлись. Отец поддержал сына в его выборе, а мать была категорически против. Но дело было сделано, и Соткилава стал студентом консерватории. На первом курсе его голос звучал баритоном, точнее, так его определили. Но впоследствии поняли, что певец – обладатель редкого лирического тенора. После консерваторского образования, карьера начала идти в гору. Дебютировав в местном театре оперы и балета, Зурабу начали доверять ведущие партии в опере и сравнивали с известными тенорами тех времен. Еще через три года, в конкурсе молодых вокалистов в Болгарии, певец одержал триумф и взял первый приз. Год спустя – 2-е место в международном конкурсе И.П. Чайковского в Москве. И первое место в Барселоне.

В 1973 году настал тот звездный час, когда Соткилава выступил в Большом Театре, его сразу после выступления пригласили в труппу. После того, как ему доверили Отелло, он больше не снижал свой уровень и работал, в буквальном смысле, на износ.

Франция, Италия, Япония, Америка - гастроли по всему миру. Вклад в мировой оперный потенциал гениального оперного певца неоценим. Соткилава начал покорять мир и армия поклонников увеличивалась все стремительнее и стремительнее. Такой талант, востребованность, всеобщее признание – не могли не принести звание народного артиста СССР.

Личная жизнь

Свою будущую жену Зураб повстречал в консерватории. Вспоминает, что это была любовь с одного единственного взгляда и на всю жизнь. Элиса, узнав о неземном голосе Зураба, пришла к нему на репетицию. После нее они не расставались, проводили все время вместе и, вскоре, после окончания консерватории, они поженились в 1965 году.

У этой прекрасной пары, спустя время, родились две дочери Тея (1967) и Кети (1971). Семья была его вдохновением. Зураб и Элиса часто вместе выступали, он пел, а она играла на пианино. Жена была его музой, другом, помощником, критиком творчества, опорой и поддержкой. Это всего лишь малые слова, которые говорил про свою возлюбленную Зураб. Она была его всем.

Болезнь и смерть

Это произошло летом 2015 года. Певцу ставят неизлечимый диагноз - рак. Рак поджелудочной железы прозвучал, как приговор. Когда Зураб обратился к врачу из-за стремительной потери в весе, было уже поздно, рак прогрессировал. В Германии самые лучшие врачи прооперировали певца. Вернувшись в Россию, прошел еще курс химиотерапии. Вроде бы казалось, певец пошел на поправку и даже начал давать концерты.

Ни дня не отчаиваясь, продолжал трудиться. Еще два года он преподавал в консерватории. Но в 2017 году 17 сентября случился рецидив и выдающегося певца не стало. Он покинул эту землю в возрасте 80 лет, так и не успев дать свой последний юбилейный концерт.

Совет 2: Зураб Матуа: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Зураб Матуа – участник знаменитого комедийного коллектива. Тройка Сорокин, Аверин, Матуа известна всем поклонникам Comedy Club. Их шутки быстро разлетаются на цитаты, позитивом артисты заряжают на долгое время.

Настоящее имя популярного резидента – Николай Никешин. Он грузин, однако, живет в Санкт-Петербурге практически всю жизнь. Родился будущий Зураб Матуа в Сухуми в 1980 году, 15 ноября.

На дороге к юмору

По рассказам мамы, рождение кроха ознаменовал не плачем, а исполнением непонятной мелодии. Семья после появления малыша на свет переехала в Санкт-Петербург. Там мальчик с семи лет пошел в гимназию.

Учеба никаких нареканий не взывала. Прилежный ученик стал поклонником сериала «Спрут». Мечтой мальчишки стало подражание комиссару Катани. Однако желание пойти в правоохранительные органы по мере взросления становилось все слабее.

После окончания школы выпускник решил получить образование в Высшей школе менеджмента. Он избрал направление муниципального и государственного управления. Студент давно подумывал открыть собственное дело.

Спустя пару лет он приступил к реализации мечты. На первые шаги парень смотрел вполне реально. Он прекрасно понимал, что моментально магнатом не станет. Накопленных средств хватило на открытие небольшой компании, торгующей мороженым.

Опробовав на себе роль поставщика сладкого лакомства, Зураб понял, что это ремесло совершенно его не увлекает, несмотря на то, что бизнес стремительно шел в гору. Матуа убедился, что дело не в выборе сферы. Ему не казался интересным никакой другой вариант бизнеса.

Оставив дело, Зураб предложил приятелям организацию команды веселых и находчивых в известном телеклубе. Идею поддержали. Очень скоро началось исполнение шуток и миниатюр, созданных Зурабом. Спустя недолгое время Матуа оставил коллектив.

Реализация дарования

Он выступал в нескольких составах. Среди них «Спорная», «Объединенная команда КВН Санкт-Петербурга», МЧС, «ТО». Полученный опыт дал возможность участвовать в команде «Балтика», попасть в Минскую Евролигу, стать финалистом Кубка губернатора. Миниатюры Матуа получались интересными. Зураб также вступил в амплуа вокалиста. Он понимал, что дарование у него есть, а потому отправился на конкурс «Народный артист» в 2003. Все отборочные туры молодой человек прошел успешно. Однако оказавшись в числе лучших ста певцов проект покинул. Жюри посоветовало ему заняться юмором серьезно.

Причиной стало то, что Матуа забыл текст песенного припева. Он решил вместо оригинальных слов поставить текст одного из творений для КВНа. Жюри посчитало шутку удачной и парня пропустили дальше. Повтор ситуации уже не казался гениальной идеей. Парню посоветовали шутить, а не хулиганить. Юморной припев не соответствовал формату конкурса. Зураб совершенно не расстроился и решил последовать рекомендации.

Несколько приятелей профессионально занимались вступлениями. Зураб посоветовался с ними. Было принято решение отправиться работать в один из клубов Санкт-Петербурга. Публику развлекали шутками. Вскоре компания стала желанной и в других заведениях. Стартовала успешная карьера в мире юмористического шоу-бизнеса.

Прошло немного времени, и Матуа превратился в одного из наиболее узнаваемых в Петербурге. Мечтал же парень о большем. Он не стал отказываться от предложения поучаствовать в создании финала популярного комедийного шоу от питерского филиала. На талантливых молодых людей обратил внимание исполнительный директор «Камеди Клаб Москоу Стайл».

Он решил задействовать компанию в популярном Comedy Club. Вскоре коллектив превратился в «Cjvedy Petersburg». Выступления проходили настолько успешно, парни были приглашены в основной столичный состав. Признание и слава Успех оказался феноменальным. Первый выступления начались соло. Зураб с новым амплуа справлялся прекрасно.

Однако более он запомнился по знаменитейшему тандему с Сорокиным, и Авериным. Именно такой состав шоуменов боле всего понравился зрителям. Сработались ребята прекрасно, потому приняли решение и дальше трудиться совместно. В итоге появилась одна из наиярчайших команд рейтингового проекта.

Семейная жизнь

Без искрометных шуток компании сложно представить современный Comedy Club. Команда отличается непосредственностью и легкостью восприятия от других. Поклонниц у Зураба немало. Супруга юмориста к такой популярность относится спокойно. Она прекрасно понимает, что деятельность мужа с постоянным общением связана непосредственно. В его число входит и общение с прекрасным полом.

Анастасия по признанию Зураба, для него всегда остается самой прекрасной. Она не устраивает сцены ревности по любому удобному случаю. Сам юморист уверен, что жену не предаст никогда. Она стала для него идеалом, без которого немыслима счастливая личная жизнь.

Познакомилась пара во время работы Матуа в одном из питерских клубов. На девушку внимание он обратил сразу. Ухаживать за избранницей пришлось долго. Симпатия оказалась взаимной, однако Настя не торопилась с признанием. С момента начала романа разговоров на тему создания семьи не возникало.

После нескольких лет встреч было принято решение пожениться. Свадьбы играли в Тбилиси. Невеста станцевала национальный танец Грузии. Сюрприз удался. Зураб признается, что в жизни он счастлив. Есть любимая супруга, замечательная работа.

Самой же главной удачей он называет появление ребенка в семье. Юморист может похвастаться двойной удачей: у него растут сын Лука и дочка Мэри.

Источники:

  • Зураб Матуа: биография, личная жизнь, деятельность и интересные факты

Оперный певец, лирико драматический тенор, солист Большого театра России, Народный артист СССР и Грузинской ССР Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в городе Сухуми (Абхазия). Отец - Лаврентий Соткилава - был историком, мать - Ксения Карчава - работала врачом.

С детства Зураб увлекался футболом. В 16 лет он вошел в состав команды юниоров сборной Грузии , затем стал ее капитаном. В 1956 году команда одержала победу во Всесоюзных соревнованиях, и Соткилаву приняли в основной состав тбилисского "Динамо".

Пением Зураб начал заниматься в юношеском возрасте с профессором тбилисской консерватории Николаем Бокучава. Занятия проходили в промежутке между футбольными тренировками и играми. После травмы, Соткилава не мог уже продолжать играть в футбол, и тогда решил целиком посвятить себя пению.

В 1960 году, по окончании горного факультета Грузинского политехнического института, он был принят в Тбилисскую государственную консерваторию имени

В. Сараджишвили. Сначала его голос определили как баритон, но, учась на третьем курсе, Соткилава попал в класс Давида Андгуладзе, который открыл у студента лирико-драматический тенор, что обусловило дальнейшие достижения молодого певца.

В 1965 году Зураб Соткилава с успехом окончил Тбилисскую консерваторию, в 1972 году - аспирантуру при Тбилисской консерватории.

По окончании консерватории он был принят в Тбилисский театр оперы и балета имени З. Палиашвили. Здесь Соткилава успешно дебютировал, исполняя ведущие партии в различных операх, среди которых "Тоска" и "Богема" Джакомо Пуччини, "Риголетто" Джузеппе Верди, национальные оперы "Абесалом и Этери" Захария Палиашвили, "Миндия" Отара Тактакишвили и другие.

В 1966-1968 годах Зураб Соткилава, как подающий большие надежды исполнитель, стажировался в театре "Ла Скала" под руководством Дженнаро Барра и Энрико Пьяцца, где подготовил партии герцога в опере "Риголетто" Джузеппе Верди, Хозе в "Кармен" Жоржа Бизе, Турриду в "Сельской чести" Пьетро Масканьи. После этого в Италии его стали называть одним из лучших интерпретаторов итальянской оперной классики.

В 1973 году Соткилава дебютировал в Большом театре в партии Хозе в опере "Кармен".

В 1974 году певец был приглашен в оперную труппу Большого театра.

В Большом в разные годы он исполнял партии Манрико в опере "Трубадур", Радамеса в "Аиде", Ричарда в "Бале маскараде", Измаила в "Набукко" и Отелло в одноименной опере Джузеппе Верди, Марио Каварадосси в "Тоске" Джакомо Пуччини, Туридду в "Сельской чести" Пьетро Масканьи. В репертуаре певца есть и российские оперы: "Иоланта" Петра Чайковского, "Садко" Николая Римского Корсакова, "Борис Годунов" и "Хованщина" Модеста Мусоргского. Зураб Соткилава был первым исполнителем партий барона Каллоандро в "Прекрасной мельничихе" Джованни Паизиелло и Арзакана в "Похищении луны" Отара Тактакишвили.

В 1995 году он участвовал в премьере первой в истории Большого театра постановки оперы "Хованщина" в редакции Дмитрия Шостаковича, исполнив партию Голицына. Также исполнил эту партию в постановке "Хованщины" в Большом театре в 2002 году.

Соткилава неоднократно выступал на сценах лучших оперных театров мира - Ла Скала, Лондонской королевской оперы, Баварской Штатс оперы, Дрезденской оперы, Норвежской оперы, Болонского театра Коммунале, оперных театров Лисео в Барселоне и Ля Фениче в Венеции. В 1970-1990 годах тенор совершал большие концертные турне по городам Европы, Великобритании, США и Японии.

В последние годы сольные выступления певца проходят в концертных залах Москвы и Санкт Петербурга, почти всех крупных городов России и ближнего зарубежья. В репертуаре концертов не только оперные арии, но и романсы Чайковского, Рахманинова, циклы немецких композиторов Штрауса и Вольфа, грузинские и русские народные песни, итальянские и испанские песни.

Зураб Соткилава ведет преподавательскую деятельность. В 1976-1988 годах он работал в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского на кафедре сольного пения, с 1987 года - профессор кафедры. С 2002 года Соткилава возобновил преподавательскую деятельность в консерватории. Среди учеников мастера - Владимир Богачев, Владимир Редькин, Александр Федин и многие другие.

Соткилава был создателем и ведущим циклов передач на телевидении "Мастера оперной сцены" и "Клуб любителей оперы".

Зураб Соткилава удостоен многих премий и наград. В 1973 году певец был удостоен звания Народный артист Грузинской ССР, в 1983 году ему было присвоено звание Народный артист СССР.

В 1968 году ему была присуждена первая премия и приз "Золотой Орфей" на IX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии. В 1970 году он получил II премию и серебряную медаль на IV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве, Гран при и первую премию Международного конкурса вокалистов имени Франсиско Виньяса в Барселоне.

За блестящую трактовку произведений Верди Болонская музыкальная академия избрала Зураба Соткилаву своим почетным членом.

В 1983 году он стал лауреатом Государственной премии Грузинской ССР имени З. Палиашвили, в 1998 году получил Государственную премию Республики Грузия имени Ш. Руставели.

Соткилава в области музыкального искусства за 2007 год в номинации "Классическая музыка".

Зураб Соткилава награжден орденами Знак почета (1971), Трудового Красного знамени (1976). Певец удостоен орденов России - "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2001), III степени (2007); двух орденов Чести Республики Грузия (1997, 2007).

Со своей супругой, Элисо Турманидзе, Зураб Соткилава познакомился в Тбилисской консерватории , которую она окончила по классу фортепиано с красным дипломом. В семье тенора родились две дочери - Теа (1967 года рождения) и Кетино (1971 года рождения). Обе дочери окончили МГУ имени М.В. Ломоносова. Младшая дочь Кетино была соавтором некоторых музыкальных передач отца на телевидении.

В свободное время певец , а также другие игровые виды спорта.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми. «Вначале, наверное, следует сказать о генах: мои бабушка и мама здорово играли на гитаре и пели, - говорит Соткилава. - Помню, они садились на улице возле дома, исполняли старые грузинские песни, а я им подпевал. Ни о какой певческой карьере ни тогда, ни позже не думал. Интересно, что много лет спустя отец, у которого слуха нет вообще, поддержал мои оперные начинания, а мама, обладающая абсолютным слухом, была категорически против».

И все же в детстве главной любовью Зураба было не пение, а футбол. Со временем у него обнаружились неплохие способности. Он попал в сухумское «Динамо», где в 16 лет считался восходящей звездой. Соткилава играл на месте крайнего защитника, много и удачно подключался к атакам, бегая стометровку за 11,1 секунды!

В 1956 году Зураб стал капитаном сборной Грузии в возрасте до 20 лет. Через два года попал в основной состав тбилисского «Динамо». Самой памятной для Соткилавы стала игра с московским «Динамо».

«Я горжусь тем, что выходил на поле против самого Льва Яшина, - вспоминает Соткилава. - Мы познакомились с Львом Ивановичем поближе, уже когда я был певцом и дружил с Николаем Николаевичем Озеровым. Мы вместе ездили к Яшину в больницу после операции... На примере великого вратаря я лишний раз убедился в том, что чем большего человек достиг в жизни, тем он скромнее. А матч тот мы проиграли со счетом 1:3.

Это, кстати, была моя последняя игра за «Динамо». В одном из интервью я сказал, что певцом меня сделал нападающий москвичей Урин, и многие решили, будто он меня покалечил. Ни в коем случае! Он меня просто вчистую переиграл. Но это было полбеды. Вскоре мы полетели в Югославию, где я получил перелом и вылетел из состава. В 1959 году попытался вернуться. Но окончательно поставила точку в моей футбольной карьере поездка в Чехословакию. Там я получил очередную серьезную травму, и через какое-то время меня отчислили...

В 58 м, когда я играл в тбилисском «Динамо», на неделю приехал домой в Сухуми. Однажды к родителям заглянула пианистка Валерия Разумовская, которая всегда восхищалась моим голосом и говорила, кем я в конце концов стану. Я тогда никакого значения ее словам не придавал, но все-таки согласился прийти к какому-то заезжему профессору консерватории из Тбилиси на прослушивание. Особого впечатления мой голос на него не произвел. И тут, представляете, опять решающую роль сыграл футбол! В «Динамо» в ту пору уже блистали Месхи, Метревели, Баркая и достать билет на стадион было невозможно. Так вот, на первых порах я стал для профессора поставщиком билетов: он приезжал за ними на базу «Динамо» в Дигоми. В благодарность профессор приглашал меня к себе домой, мы начали заниматься. И вдруг он говорит мне, что всего за несколько уроков я сделал большие успехи и у меня есть оперное будущее!

Но и тогда подобная перспектива вызывала у меня смех. Всерьез я задумался о пении только после того, как был отчислен из «Динамо». Профессор выслушал меня и сказал: «Ну что ж, кончай в грязи пачкаться, давай чистым делом заниматься». И через год, в июле 60 го, я сначала защитил диплом на горном факультете Тбилисского политехнического института, а день спустя уже сдавал экзамены в консерваторию. И был принят. Учились мы, кстати, в одно время с Надаром Ахалкаци, который предпочел Институт железнодорожного транспорта. У нас были такие битвы в межинститутских футбольных турнирах, что стадион на 25 тысяч зрителей был битком!»

В Тбилисскую консерваторию Соткилава пришел как баритон, но вскоре профессор Д.Я. Андгуладзе исправил ошибку: конечно, у нового студента великолепный лирико-драматический тенор. В 1965 году молодой певец дебютирует на тбилисской сцене партией Каварадосси в пуччиниевской «Тоске». Успех превзошел все ожидания. В Грузинском государственном театре оперы и балета Зураб выступал с 1965 по 1974 год. Талант перспективного певца на родине стремились поддерживать и развивать, и в 1966 году Соткилаву отправили на стажировку в знаменитый миланский театр «Ла Скала».

Лучшие дня

Там он стажировался у лучших специалистов бельканто. Работал без устали, а ведь могла и голова закружиться после слов маэстро Дженарро Барра, который писал тогда: «Молодой голос Зураба напомнил мне теноров былых времен». Речь шла о временах Э. Карузо, Б. Джильи и других чародеев итальянской сцены.

В Италии певец совершенствовался два года, после чего принял участие в фестивале молодых вокалистов «Золотой Орфей». Его выступление было триумфальным: Соткилава завоевал главный приз болгарского фестиваля. Через два года - новый успех, на этот раз на одном из самых ответственных Международных конкурсов - имени П.И. Чайковского в Москве: Соткилава удостоен второй премии.

После нового триумфа, в 1970 году, - Первая премия и «Гран-при» на Международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне - Давид Андгуладзе сказал: «Зураб Соткилава - одаренный певец, очень музыкален, его голос, необычайно красивого тембра, не оставляет слушателя равнодушным. Вокалист эмоционально и ярко передает характер исполняемых произведений, полно раскрывает замысел композитора. И самая замечательная черта его характера - это трудолюбие, желание постичь все тайны искусства. Он занимается каждый день, у нас почти такое же «расписание уроков», как и в студенческие годы».

«На первый взгляд, - вспоминает он, - может показаться, что я быстро привык к Москве и легко вошел в оперный коллектив Большого театра. Но это не так. Поначалу мне было трудно, и огромное спасибо людям, которые в то время были рядом со мной». И Соткилава называет режиссера Г. Панкова, концертмейстера Л. Могилевскую и, конечно, своих партнеров по спектаклям.

Премьера «Отелло» Верди в Большом театре стала заметным событием, Отелло в исполнении Соткилавы - откровением.

«Работа над партией Отелло, - рассказывал Соткилава, - открыла мне новые горизонты, заставила пересмотреть многое из сделанного, родила иные творческие критерии. Роль Отелло - это та вершина, с которой хорошо видно, хоть до нее и трудно дотянуться. Теперь, когда в том или ином предлагаемом партитурой образе нет человеческой глубины, психологической сложности, мне он не так интересен. В чем счастье артиста? Тратить себя, свои нервы, тратить на износ, не думая о следующем спектакле. Но работа должна вызывать желание так себя тратить, для этого нужны большие задачи, которые интересно решать...»

Другим выдающимся достижением артиста стала партия Туридду в «Сельской чести» Масканьи. Сначала на концертной эстраде, потом в Большом театре Соткилава добился огромной силы образной выразительности. Комментируя эту свою работу, певец подчеркивает: «Сельская честь» - веристская опера, опера высокого накала страстей. Это возможно передать в концертном исполнении, которое, разумеется, не должно сводиться к отвлеченному музицированию по книжечке с нотным текстом. Главное - позаботиться об обретении внутренней свободы, которая так необходима артисту и на оперной сцене, и на концертной эстраде. В музыке Масканьи, в его оперных ансамблях присутствуют многократные повторы одних и тех же интонаций. И здесь исполнителю очень важно помнить об опасности однообразия. Повторяя, например, одно и то же слово, нужно найти подводное течение музыкальной мысли, окрашивающее, оттеняющее различные смысловые значения этого слова. Нет надобности искусственно себя взвинчивать и неизвестно что наигрывать. Патетический накал страсти в «Сельской чести» должен быть чистым, искренним».

Сила искусства Зураба Соткилавы в том, что оно всегда несет людям искреннюю чистоту чувства. В этом секрет его неизменного успеха. Не стали исключением и зарубежные гастроли певца.

«Один из самых сверкающе-прекрасных голосов, которые существуют где-либо сегодня». Так отозвался рецензент о выступлении Зураба Соткилавы в парижском Театре Елисейских Полей. Это было начало зарубежных гастролей замечательного советского певца. Вслед за «шоком открытия» последовали новые триумфы - блистательный успех в США и затем в Италии, в Милане. Оценки американской прессы также были восторженны: «Большой по объему голос превосходной ровности и красоты во всех регистрах. Артистизм Соткилавы исходит непосредственно из сердца».

Гастроли 1978 года сделали певца знаменитостью мирового масштаба - последовали многочисленные приглашения участвовать в спектаклях, в концертах, в грамзаписях...

В 1979 году его художественные заслуги были отмечены высшей наградой - званием народного артиста СССР.

«Зураб Соткилава - обладатель редкого по красоте тенора, яркого, звонкого, с блестящими верхними нотами и крепким средним регистром, - пишет С. Саванко. - Голоса такого масштаба встречаются нечасто. Прекрасные природные данные были развиты и усилены профессиональной школой, которую певец прошел на родине и в Милане. В исполнительской манере Соткилавы преобладают признаки классического итальянского bel canto, что особенно ощущается в оперной деятельности певца. Ядро его сценического репертуара составляют лирико-драматические партии: Отелло, Радамес («Аида»), Манрико («Трубадур»), Ричард («Бал-маскарад»), Хозе («Кармен»), Каварадосси («Тоска»). Поет он и Водемона в «Иоланте» Чайковского, а также в грузинских операх - Абесалома в спектакле Тбилисского оперного театра «Абесалом и Этери» З. Палиашвили и Арзакана в «Похищении луны» О. Тактакишвили. Соткилава тонко ощущает специфику каждой партии, не случайно в критических откликах отмечалась широта стилистического диапазона, присущая искусству певца.

«Соткилава - классический герой-любовник итальянской оперы, - считает Э. Дорожкин. - Все «Дж.» - заведомо его: Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини. Однако есть одно существенное «но». Из всего набора, необходимого для образа ловеласа, в полной мере Соткилава обладает, как справедливо заметил в своем послании юбиляру восторженный российский президент, лишь «удивительной красоты голосом» и «природным артистизмом». Для того чтобы пользоваться такой же любовью публики, как жоржсандовский Андзолетто (а именно такого рода любовь окружает сейчас певца), этих качеств маловато. Мудрый Соткилава других, однако, и не стремился приобрести. Он взял не числом, а умением. Совершенно не обращая внимания на легкий неодобрительный шепоток зала, он пел Манрико, Герцога и Радамеса. Это, пожалуй, единственное, в чем он был и остается грузином, - делать свое дело, несмотря ни на что, ни секунды не сомневаясь в собственных достоинствах.

Последним этапным бастионом, который взял Соткилава, стал «Борис Годунов» Мусоргского. Самозванца - самого русского из всех русских персонажей русской оперы - Соткилава спел так, как голубоглазым белокурым певцам, ожесточенно следившим за происходившим из пыльных кулис, спеть и не снилось. Вышел абсолютный Тимошка, - а собственно, Тимошкой Гришка Отрепьев и был.

Соткилава - человек светский. Причем светский в лучшем смысле слова. В отличие от многих своих коллег по артистическому цеху певец удостаивает присутствием не только те мероприятия, за которыми неизбежно следует обильный фуршет, но и те, которые предназначены для настоящих ценителей прекрасного. На банку оливок с анчоусами Соткилава зарабатывает и сам. А жена певца к тому же замечательно готовит.

Соткилава выступает, хотя и не часто, и на концертной эстраде. Здесь его репертуар составляет в основном русская и итальянская музыка. При этом певец стремится сосредоточиться именно на камерном репертуаре, на романсовой лирике, сравнительно редко обращаясь к концертному исполнению оперных отрывков, что довольно распространено в вокальных программах. Пластическая рельефность, выпуклость драматургических решений сочетаются в интерпретации Соткилавы с особой интимностью, лирической теплотой и мягкостью, нечастыми у певца с таким масштабным голосом».

С 1987 года Соткилава ведет класс сольного пения в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Но, несомненно, и сам певец еще подарит слушателям много приятных минут.

Позор Вам, г-н Соткилава!
Анатолий 15.08.2008 08:51:43

Для всех читатаелей копирую заявление Солиста Большого театра:
Народный артист СССР Зураб Соткилава делает спеиальное заявление в связи с событиями в Грузии.

«Возмущен действиями Российской Федерации в отношении Грузии. Сейчас не врем определять, чья это земля и кто виноват. Россия должна прекратить бомбардировку мирных городов», - заявляет он.

По его заявлению, разрушение столицы Грузии является мечтой не такой уж малой части российских политиков.

«Почему бомбят Зугдиди и Кодорское ущелье?! Линия фронта расширяется. Разрушается и наносится урон грузинским городам, которые никакого отношения не имеют к Цхинвалському региону», - заявляет он.

По заявлению Соткилава, Россия нарушает международное право. Российские каналы же эти события освещают односторонне.

«Почему волнует Россию гибель только мирного осетинского населения, а про погибшее грузинское мирное население никто ничего не говорит?! Почему обманывает нас такая большая медиамашина?! Это недопустимо!, - заявляет он.

Г-н Соткилава! Любовь к Родин и своему народу, и поддержка фашиста Саакашвили - не одно и то же! Не следует ли Вам покинуть Россию? После таких мерзких заявлений, думаю тяжело Вам будет здесь!

В Москве в возрасте 80 лет скончался знаменитый оперный певец Зураб Соткилава. Ранее певец сообщал, что болен раком поджелудочной железы.

В Москве на 81-м году жизни скончался знаменитый оперный певец, Народный артист СССР Зураб Соткилава.

О смерти великого тенора сообщил генеральный директор Большого театра Владимир Урин.

"Умер Зураб Лаврентьевич Соткилава, замечательный артист Большого театра. У него была тяжелая болезнь, с которой он боролся до конца", - поведал Урин.

Супруга певца Элисо Турманидзе сообщила, что Соткилава скончался сегодня ночью в московской клинике. Последние три недели он находился в реанимации.

Прощание и похороны тенора пройдут в Грузии.

В 2015 году Зураб Соткилава сообщал, что болен раком поджелудочной железы.

Зураб Соткилава с 1974 года работал в Большом театре, неоднократно выступал в лучших театрах мира, был педагогом, профессором Московской консерватории. Являлся почетным академиком Болонской академии искусств "за тонкую и глубокую интерпретацию произведений Верди". За многолетнюю деятельность Зураб Соткилава отмечен многими высокими наградами. Он удостоен Государственной премии Грузии им. Шота Руставели, является кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством" IV, III и II степеней.

Зураб Лаврентьевич Соткилава (груз. ზურაბ სოტკილავა) родился 12 марта 1937 года в Сухуми.

В ранние годы музыкантом становиться не собирался. С раннего детства играл в футбол, в 16 лет попал в сухумское «Динамо», где играл на месте крайнего защитника, много подключаясь к атакам.

В 1956 году стал капитаном сборной Грузии в возрасте до 20 лет, в составе которой выиграл первенство СССР.

«Я ни секунды не сомневался: заниматься всегда буду только одним делом - играть в футбол. И до сих пор из всех достижений своей жизни больше всего горжусь тем, что, когда я был капитаном молодежной сборной Грузии, мы стали чемпионами Советского Союза», - говорил он.

В 1955 году попал в основной состав тбилисского «Динамо», дебютировал в матче с «Шахтёром». Тяжёлые травмы, полученные в 1958 году в Югославии и в 1959 году в Чехословакии, привели к завершению спортивной карьеры.

Музыкой занялся в 13 лет по требованию мамы. «Заниматься музыкой меня заставила мама. Причем очень жестоким способом. Можно сказать, насильно. Классическую музыку она обожала, сама так же, как и бабушка, великолепно пела и играла на гитаре, мечтала приобщить и меня к этому искусству», - вспоминал артист.

В 1960 году окончил Тбилисский политехнический институт (горно-геологический факультет), затем по настоянию профессора Н. В. Бокучавы поступил в Тбилисскую консерваторию (класс Давида Андгуладзе).

В 1965 году окончил консерваторию, а в 1972 году - аспирантуру консерватории.

В 1965-1974 годах - солист Грузинского театра оперы и балета имени З. Палиашвили.

С 1966 по 1968 год стажировался в миланском театре Ла Скала у Динаро Барра.

В 1973 году дебютировал в Большом театре в Москве в партии Хозе («Кармен» Ж. Бизе), в 1974 году вошёл в оперную труппу театра.

В 1976-1988 годах преподавал в Московской консерватории, с 1987 года - профессор кафедры сольного пения.

В 2002 году вернулся к преподавательской работе в Московской консерватории. Среди учеников - В. Богачёв, В. Редькин, А. Федин и другие.

Болезнь Зураба Соткилавы

В июле 2015 года сообщил о том, что тяжело болен онкологическим заболеванием. Врачи поставили диагноз - злокачественная опухоль поджелудочной железы.

Как рассказывал певец, он стал стремительно терять вес, появились боли в области сердца и желудка.

Зураб Соткилава был прооперирован в одной из клиник Германии. "Когда я и моя семья узнали о том, что у меня рак, решили, что не будем никому говорить об этом. Мне удалось очень быстро попасть в Германию на операцию, в клинике рядом со мной все время была жена. Дочери бросили все и прилетели из Мадрида. Я готовился к худшему, рассказал им, как они будут жить без меня. Когда меня привезли на операцию, хирурги начали петь одну из песен из моего репертуара, я рассмеялся и в этот момент на меня надели маску", - рассказывал он.

Затем прошел курс химиотерапии в московском онкоцентре им. Блохина.

После операции в Германии и курса лечения в России певец вернулся к творческой деятельности.

Личная жизнь Зураба Соткилавы:

Был женат на Элисо Турманидзе. О том, как они познакомились, певец вспоминал: "Я пел на экзамене - тогда еще не тенором, а баритоном. А до Элисо докатились слухи, что молодой футболист из тбилисского «Динамо» неплохо поет, и она решила лично в этом убедиться. Пришла на концерт. После окончания подошла ко мне и похвалила: «Вы очень хорошо выступали». И вручила конфетку. После этого случая мы начали встречаться - ходили вместе в кафе, театры, на выставки, просто гуляли. Когда моя будущая жена впервые привела меня к себе домой, произошел конфуз. Дело в том, что Элисо княжеских кровей, из древнего рода. Фамилия ее тети - Багратиони". Поженились в Тбилиси 17 июля 1965 года.

В браке родились две дочери: Тея Соткилава и Кети Соткилава.

У певца остались внучка Кети и внук Леван.

Репертуар Зураба Соткилавы:

Ричард («Бал-маскарад» Джузеппе Верди);
Манрико («Трубадур» Дж. Верди);
Марио Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини);
Водемон («Иоланта» П. Чайковского);
Радамес («Аида» Дж. Верди);
Индийский гость («Садко» Н. Римского-Корсакова);
Арзакан («Похищение луны» О. Тактакишвили) - первый исполнитель;
Отелло («Отелло» Дж. Верди);
Ричард («Бал-маскарад» Дж. Верди);
Туридду («Сельская честь» П. Масканьи);
Барон Каллоандро («Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло) - первый исполнитель в Большом театре;
Самозванец («Борис Годунов» М. Мусоргского);
Голицын («Хованщина» М. Мусоргского);
Измаил («Набукко» Дж. Верди)

    СОТКИЛАВА Зураб Лаврентьевич - (р. 1937) певец (лирико драматический тенор), народный артист СССР (1979). В 1965 74 в Грузинском театре оперы и балета, с 1974 в Большом театре. 1 я премия на Международном конкурсе вокалистов им. Ф. Виньяса (Барселона), 2 я премия на… … Большой Энциклопедический словарь

    Соткилава, Зураб Лаврентьевич - СОТКИЛАВА Зураб Лаврентьевич (родился в 1937), грузинский певец (лирико–драматический тенор). С 1965 в грузинском театре оперы и балета, с 1974 в Большом театре. Исполнение Соткилавы отличается темпераментом и задушевностью. Лучшие партии Отелло… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Соткилава Зураб Лаврентьевич - (р. 1937), певец (лирико драматический тенор), народный артист СССР (1979). Ученик Д. Я. Андгуладзе. В 1965 74 в Грузинском театре оперы и балета, с 1974 в Большом театре. 2 я премия на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского (1970, Москва) … Энциклопедический словарь

    Соткилава, Зураб Лаврентьевич - Оперный певец, народный артист СССР; родился 12 марта 1937 г. в г. Сухуми Абхазской АССР; окончил Тбилисский политехнический институт и Тбилисскую консерваторию, профессор; 1965 1974 работал в Грузинском театре оперы и балета (г. Тбилиси); с 1974 … Большая биографическая энциклопедия

    Зураб Лаврентьевич Соткилава - Оперный певец, лирико драматический тенор, солист Большого театра России, Народный артист СССР и Грузинской ССР Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в городе Сухуми (Абхазия). Отец - Лаврентий Соткилава был историком,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Зураб Лаврентьевич Соткилава - (груз. ზურაბ სოტკილავა; род. 1937) советский и российский оперный певец (лирико драматический тенор), педагог, народный артист СССР (1979).. Содержание 1 Биография 2 Признание и награды … Википедия

    Соткилава - Соткилава, Зураб Лаврентьевич Зураб Соткилава Полное имя Зураб Лаврентьевич Соткилава Дата рождения 12 марта 1937(1937 03 12) (73 года) Место рождения Сухуми … Википедия

    СОТКИЛАВА - Зураб Лаврентьевич (родился в 1937), грузинский певец (лирико драматический тенор). С 1965 в грузинском театре оперы и балета, с 1974 в Большом театре. Исполнение Соткилавы отличается темпераментом и задушевностью. Лучшие партии Отелло (Отелло… … Современная энциклопедия

    СОТКИЛАВА - Зураб Лаврентьевич (род. 1937), певец (лирико драматический тенор), народный артист СССР (1979). Ученик Д. Я. Андгуладзе, стажировался в Италии. В 1965 74 в Грузинском театре оперы и балета, с 1974 в Большом театре. 2 я премия на Международном… … Русская история

    Зураб Соткилава - Зураб Лаврентьевич Соткилава (груз. ზურაბ სოტკილავა; род. 1937) советский и российский оперный певец (лирико драматический тенор), педагог, народный артист СССР (1979).. Содержание 1 Биография 2 Признание и награды … Википедия