Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Волошин максимилиан александрович.

Волошин максимилиан александрович.

В. И. Кукенков

ДЕКОРАТИВНАЯ

ЖИВОПИСЬ

Екатеринбург

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-

педагогический университет» Уральское отделение Российской академии образования

Академия профессионального образования

В. И. Кукенков

ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ

Учебное пособие

Допущено Учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию в качестве

учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по специальности 050501.04 Профессиональное обучение (дизайн)

Екатеринбург

УДК 75.058 (075.8) ББК Щ120.8 я73-1 К 89

Кукенков В. И. Декоративная живопись [Текст]: учеб. пособие / В. И. Кукенков. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед.

ун-т», 2008. 106 с.

ISBN 978-5-8050-0302-9

Данное пособие является основой для углубленного изучения существующих вдекоративной живописи технологий, формирования знаний с учетом опыта художников прошлых времен. Вучебном пособии изложены применяемые вдекоративной живописи технологии, на прилагаемомкнемудискеCD-R представлениллюстративныйматериал.

Пособие предназначено для студентов специальности 050501.04 Профессиональное обучение (дизайн).

Рецензенты: заслуженный художник РФ, проф. Н. В. Костина (ГОУВПО«Уральская государственная архитектурно-художественная академия»); член Союза художников РФ, канд. пед. наук А. С. Максяшин (ГОУВПО«Российский государственный профессионально-педагоги- ческийуниверситет»)

ISBN 978-5-8050-0302-9 © ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2008

© В. И. Кукенков, 2008

Введение

Учебное пособие «Декоративная живопись» предназначено для обучения студентов специальности 050501.04 Профессиональное обучение (дизайн), специализации «Дизайн интерьера» (030502.04). Особое внимание отводится формированию новых знаний на основе изучения технологий использования живописных материалов иопыта художников разных времен. Представленные впособии технологии иматериалы, пластическая форма которых является выразительным средством при создании пространства интерьера, актуальны для современных условий при разработке новых изобразительных решений в его оформлении. Содержание данного пособия позволяет студентам по-новому взглянуть на предлагаемый материал, изучить художественные качества как известных, так и малоизученных технологий.

Учебное пособие необходимо для изучения таких технологий, как живопись восковыми красками и желтковая темпера, роспись по лепному левкасу, ткани и стеклу, аэрография и сграффито, используемых для оформления современного интерьера.

Цель учебного пособия– дать основные представления оприменении вдекоративной живописи наиболее используемых материалов итехнологий для оформления интерьеров. Для достижения этой цели предусмотренорешениеследующихзадач:

изучениеииспользованиеопытахудожниковпрошлыхэпох;

освоениеизучаемыхтехнологий;

применение выполненной декоративной живописи в пространстве интерьера.

Практическая значимость пособия определена самостоятельным поиском иисследованием студентами малоизвестных инедостаточно часто применяемыхвсовременныхусловияхтехнологий.

Содержание учебного пособия выстроено в соответствии с учебной программой курса «Декоративная живопись»: в нем учтены особенности изучаемого материала с использованием опыта художников прошлых времен для развития этих технологий в современных условиях и современном интерьере. Программа дисциплины «Декоративная живопись», которая является профилирующей, формирует компетентность будущего специалиста, удачно представляет междисциплинарный синтез живописи, формообразования и проектирования.

В первой главе пособия рассмотрены вопросы, связанные с предметом «Декоративная живопись», во второй главе – материалы, используемые в декоративной живописи, в третьей главе – технологии декоративной живописи. На прилагаемом к пособию диске представлен иллюстративный материал к главе 3.

ПРЕДМЕТ ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ

1.1. Особенности декоративной живописи

При подготовке специалиста в области дизайна возникает необходимость поиска новых методик и технологий. Основой для такого поиска является опыт художников прошлых веков. Название дисциплины и термин «декоративная живопись» следует рассматривать достаточно широко. Слово «декоративный» произошло от слова «декор» (лат. decus , род. п.decoris – украшение), что означает «совокупность декоративных элементов, применяемых в украшении интерьера и архитектуры в целом» .

В словарях декоративность истолковывается как форма выражения красоты. Изучив декоративное искусство, работы мастеров прошлых веков и нашего времени, можно охарактеризовать декоративность как свойство природной пластики, обладающей органической, целостной и конструктивной связью с красотой, где ничего нельзя ни прибавить ни убавить, не нарушив целого. Декоративность, обладая глубоко содержательным качеством, имеет методологическое значение при изучении как искусства прошлого, так и процессов, происходящих в современном искусстве, определяет творческое начало в преобразовании предметной и пространственной среды как определенная часть оформления интерьера, несет в себе поэтическое, идейное и образное содержание.

Понятие «декоративная живопись» можно определить как «процесс применения различных технологий и материалов, применяемых по определенным правилам на различных основах в интерьере».

В декоративной живописи используются такие изобразительные качества уплощенного пространства, как содержание, равновесие, ритм, доминанта, гармония контрастов и нюансов, пропорциональность.

Так, например, Д. И. Киплик рассматривает декоративную живопись, как «живопись, которая служит лишь украшением архитектуры, но мало или ничего не прибавляет к стилю ее» . Термин «декоративная живопись» трактуется как особые виды живописи – иконопись, миниатюра, декорационная живопись (декорация те-

атральная и кинодекорация), диорама и панорама. Декоративность определяется как особое качество произведений искусства, отличающихся изысканностью, орнаментальностью формы, украшением окружающей среды человека, тщательной обработкой деталей , как художественное свойство, которое дополняет художественный замысел произведения или ансамбля в целом.

Декоративность можно определить как проявление изысканных, тщательно проработанных форм, деталей и узоров с целью украшения пространства интерьера как ансамбля, имеющего единство и неразрывность декоративных элементов.

Декоративная живопись, являясь украшающей живописью, существует в двух видах: это монументальная и станковая живопись.

Декоративная живопись, являясь частью архитектурного ансамбля или произведения декоративного искусства, имеет специальное назначение – украшать внутреннее пространство архитектуры, а также служит для выявления и подчеркивания архитектурных конструкций и деталей в интерьере. К декоративной живописи относятся орнаментальные росписи и изобразительные композиции, рассчитанные на декоративный эффект. Декоративная живопись, украшающая архитектуру (мозаика, витраж, фреска, энкаустика и т. д.), имеет много общего с монументальной живописью.

Декоративная стенная живопись, назначение которой состоит лишь вукрашении интерьера, также подчиняется особым законам по отношению ктрактовке форм, красок, так как иона должна быть вгармонии со своей архитектурой. Во всякой стенной декоративной живописи, таким образом, подход кразрешению живописной задачи всегда отличен от подхода станковой живописи, так как вданном случае разрешается не толькоживописнаязадача, ноиархитектурная.

Составной частью декоративной живописи является роспись. Роспись – это орнаментальная или сюжетная живопись, украшающая архитектурные сооружения, предметы и изделия народного творчества, фасады и интерьеры зданий, являющаяся частью монументальнодекоративного искусства и выполняющаяся на штукатурке стен, потолков, сводов и столбов либо на холсте, который затем укрепляется на стене (панно), на перекрытиях (плафон). Роспись может быть выполнена темперными, клеевыми, масляными или восковыми красками.

Понимание изображений, имеющих декоративную направленность, изменялось с течением времени. Сравнивая росписи Древнего Египта, Древней Греции и Византии, выполненные восковыми красками или темперой, можно обнаружить различие не только в технике исполнения, но также в содержании и понимании изображения.

Практические возможности декоративной живописи имеют достаточно широкий диапазон использования в композиции цвета, колорита, форы и уплощенного пространства.

В современной декоративной живописи кроме изучения природных форм и их дальнейшей стилизации возможно применение различных технологий (роспись темперой по сырой и сухой штукатурке, живопись желтковой темперой, восковыми красками, сграффито, и др.). Создаваемые с их помощью изображения проявляют черты символизма, условности и декоративности, изощренной тонкости цветового решения, изысканности и локальности.

Для выявления целостности художественного образа, достижения выразительности изображения в условной пространственной среде в декоративной живописи используется прием уплощения объекта с передачей минимальной глубины пространства.

Обратная перспектива в декоративной живописи

Условные декоративные приемы, применяемые в произведениях художников Древнего Египта, Древней Греции, Вавилона, Индии, Японии, Китая и России, позволяют развивать и использовать эти приемы в современной декоративной живописи. В отличие от произведений художников-реалистов, в работах древних мастеров прослеживается стремление изобразить пространство уплощенным и условным: условность позволяет зрителю сосредоточить все свое внимание на духовном содержании и символичности изображения.

Огромное значение при изображении уплощенного пространства имеет применение обратной (развернутой) перспективы в современной декоративной живописи. Ренессансная линейная перспектива возникла и развилась в науку для изображения художником трехмерного объекта в пространстве. Перспектива (фр. perspective – видеть насквозь) – это методика фиксации изменения объекта и формы в пространстве, а также изображение этого пространственного изменения на картинной плоскости.

Можно утверждать, что естественное видение отдельного небольшого предмета, созерцаемого с близкого расстояния, соответствует одному из двух родственных способов изображения: параллельной или легкой обратной перспективе. Их близость видна, в частности, из того, что они способны постепенно переходить друг в друга. Один и тот же предмет может в зависимости от ракурса восприниматься то в параллельной, то в легкой обратной перспективе . Вопрос применения развернутой перспективы в изобразительном искусстве возник сравнительно недавно, но фактическое применение этого метода относится к глубокой древности. Элементы обратной перспективы наблюдаются

в работах народных мастеров и детей, не обученных правилам изображения геометрических форм в пространстве. Обратная перспектива – это феномен человеческого зрения и мозга. Она частично связана с искусством иконописи, искусством Ирана, Индии, Китая, Кореи, Японии, детского рисунка. Способность человеческого мозга сохранять понятность знакомой формы предмета при взгляде на него позволяет художнику изображать предмет правильной формы, без искажений.

Если вспомнить, что в средневековом искусстве предметы изображались по памяти, то совершенно очевидно, что, поскольку запасы зрительной памяти художников хранили в себе оба облика как равноценные и одинаково справедливые, оба эти способа изображения могли применяться на равных основаниях. Вывод о том, что человек в известных условиях видит по законам обратной перспективы, важен

в том отношении, что снимает всякую мистику с этого способа изображения .

В процессе изучения таких базовых дисциплин, как «Живопись» и «Рисунок», когда студенты обучаются изображению предметного мира и человека, аналитическое изучение объекта подменяется подражанием и копированием формы и объема объекта. Полученное изображение не раскрывает природу изучаемого объекта, а лишь передает его внешнюю оболочку. Такой подход к изображению объекта приводит к нарушению этапов работы над изображением и имеет результатом неверное понимание конструкции, цвета и светлоты объекта.

Так, при рассмотрении принципов изображения различных объектов возникает вопрос влияния константности формы на зрительное восприятие небольших и близко расположенных предметов. Этот механизм позволяет художнику, выделив удаленный объект, создать

возможность рассмотреть предмет или фигуру, приблизив его, изобразить более крупно, в отличие от изображения, полученного с помощью фотоаппарата.

Так, изображая круг в ракурсе, художник рисует его овалом, очень похожим на фотографическое его изображение. На рисунке ребенка или иконописца овал будет изображен в виде деформированной формы (ближний край овала будет выпрямлен, а дальний поднят из-за накладывания двух плоскостей, видимых левым и правым глазом в одной плоскости).

В обратной перспективе изображения, отраженные на сетчатке левого и правого глаза, объединяются, в результате чего человек видит предмет деформированным с позиции прямой перспективы.

Наложение или слияние возбуждений, поступающих с сетчаток обоих глаз на зрительную область коры головного мозга, является проекцией, первично построенной на сетчатой оболочке и создающей ощущение света, цвета и светлоты освещенного предмета всей оптической системой глаза.

Человек с нормальным зрением имеет поле зрения, складывающееся из раздельных полей каждого глаза, позволяющих обозревать окружающую нас среду. Поле зрения имеет ограниченное пространство при неподвижном глазе. При перемещении взгляда происходит суммирование ряда полей зрения. Бинокулярное поле зрения обоих глаз совершеннее монокулярного поля одного глаза, так как взор левого или правого глаза в отдельности ограничен боковой стенкой носа, которая обрезает часть изображения. Бинокулярное изображение исключает из поля зрения эту помеху.

Поле зрения взрослого человека расширяется во всех направлениях. Один из глаз обладает бо´льшим полем зрения, являясь ведущим, при взаимодействии полей зрения обоих глаз. Ведущий глаз корректирует поле зрения другого глаза (взгляд внутрь и кверху). Поле зрения создает условия для зрительных ощущений и восприятий, которые влияют на угол зрения. Угол зрения зависит от расстояния между наблюдателем и объектом, а также от величины объекта при данном расстоянии. Чем меньше величина предмета и меньше расстояние от наблюдателя до предмета, тем больше угол зрения, позволяющий рассматривать предмет как развернутый. Большой угол зрения позволяет получить информацию за короткий отрезок времени.

Малый угол зрения требует больших затрат времени для полного зрительного восприятия изображаемого объекта.

Нормальное видение осуществляется при одновременном движении глаз, имеющем большое значение для определения глубины пространства.

При наложении изображений происходит «разворачивание» плоскостей как по горизонтали, так и по вертикали, создавая деформацию перспективного изображения. Такие деформации возникают не только упредметов, имеющих горизонталь ивертикаль, но иупредметов круглыхформ.

В результате деформации происходит разворачивание на зрителя удаленной части плоскости. Эта удаленная часть плоскости как бы поднимается над передней частью, создавая для современного человека ощущение неправильно изображенного предмета или пространства.

Обратная перспектива связана с динамикой зрительной позиции: зрительное впечатление объединяется с многих точек зрения – как «расщепленная зрительная позиция». Боковые грани предмета разворачиваются при суммировании зрительных ощущений, в результате происходит уплощение объемных форм граней, плоская форма становится вогнутой. Развернутость формы обусловлена динамикой зрительной позиции и искривлением зрительно-светового луча. Суммирование объема различных плоскостей видимого предмета позволяет создавать изображение в развернутом виде.

В системе обратной перспективы изображение выгибается, прямая линия горизонта становится дугообразной. Чем ближе объект

к зрителю, тем больше изгиб. Предметам прямоугольной формы придается вогнутость, образуются надломы формы в центре выгиба. Например, в изображениях как спинок кресел на иконах, так и лба ликов полукруглые мазки являются границей надлома формы. В «бочкообразной» форме при разделении зрительной позиции изображение по вертикали вытягивается, а по горизонтали сплющивается. При этом уменьшается глубина пространства, а масштаб всей тыльной части изображения увеличивается: предмет воспринимается расширенным вправо, влево и в направлении от зрителя – в глубину пространства. Вследствие этого центр предмета сдвигается вглубь от зрителя. В иконе часто встречается сдвиг на зрителя – очень резкий, такой, при котором предмет, стоящий на столе, бывает сдвинут к са-

Является частью архитектурного ансамбля или произведения декоративно-прикладного искусства , предназначена для украшения или подчеркивания конструкции и функции здания или предмета. Декоративность - качественная особенность произведения искусства , определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем, форма выражения . Декоративная живопись тесно связана с архитектурными сооружениями или произведениями прикладного искусства . В первом случае такую живопись называют также монументальной живописью как вследствие ее размеров, так и в силу тесной ее связи с архитектурой, носящей в большинстве случаев монументальный характер. Отличие монументальной живописи от станковой заключается в том, что она и по содержанию и физически неотъемлема от того объекта, для которого она исполняется. Связь эта обусловливает и содержание (сюжет ) декоративно-живописного произведения, и его форму, и его технику, т.е. способы выполнения.

Путь развития декоративной живописи насчитывает многие тысячелетия. Наиболее древними ее образцами являются изображения животных, нанесенные на стены и потолки пещер, в которых жили люди. Время исполнения этих изображений точно определить пока невозможно, но ученые относят их к самому раннему периоду развития человеческого общества, к так называемому древнекаменному периоду (палеолиту). Эти изображения иногда исполнялись в виде рельефа или выцарапывались острым орудием на камнях, а то наносились красной глиной, черной копотью и коричневой, состоящей из смеси первых двух красок , смешанных с жиром или костным мозгом. Эти довольно реалистические изображения травоядных и хищных животных уже в полной мере могут быть названы живописью.

Более разработанный и законченный вид имеют декоративные росписи Египта. Уже в третьем тысячелетии до н.э. погребальные сооружения украшались изображениями сцен охоты, рыбной ловли, трудовой жизни земледельцев, ремесленников, военными сценами. Эти изображения тоже не имели значения украшения: после погребения входы в гробницы замуровывались наглухо, и никто не мог их созерцать. Изображения египтян носили условный характер: лицо рисовалось в профиль с глазом в фас , плечи разворачивались в фас , но ноги показывались в профиль. Несмотря на эти условности, изображения египтян не лишены были реализма в передаче движений различных фигур и характеристике типов лица, в обликах животных и птиц, с присущими им повадками, характерными позами.

В античной Греции, древнем Риме также широко пользовались декоративной живописью для украшения жилых и общественных зданий. Декоративная живопись античного периода служила уже определенно целям украшения и в то же время имела и религиозно-политическое значение. Тогда получили большое развитие живописный орнамент и декоративные композиции , покрывающие стены и своды. В этой новой технике мозаика с пола переходит на стены и своды зданий и дает возможность создавать подлинную декоративную живопись . Вскоре к цветным камням мозаики стали добавлять кусочки стекла, специально изготовленного в большом разнообразии расцветок - до золотых и серебряных цветов включительно.

В период раннего средневековья в Западной Европе декоративная живопись в виде стенных росписей встречается сравнительно редко, ее сменяют расписные стекла - так называемые витражи . Это объясняется тем, что в храмах, где преимущественно находились росписи, до XII века оконные проемы имели очень малые размеры. Поэтому живопись на стенах плохо освещалась и не производила должного впечатления . Расписные же стекла, среди общей мрачности храмов, горели и светились яркими красками. В гражданских сооружениях, где освещение было лучше, но где холод каменных стен лишал залы и комнаты уюта, росписи заменялись коврами, покрывавшими сплошь все стены. Ковры сначала привозились с Востока, а затем выделывались и в самой Европе. Здесь воспроизводились те же религиозные сюжеты , что на витражах, но появляются и сюжеты , иллюстрирующие рыцарские подвиги, символические изображения добродетелей, пороков, ремесел и искусств . Условные приемы изображений становятся все более и более реалистическими.

На Руси фресковая живопись начала развиваться еще ранее, чем в Западной Европе, продолжая практику декоративной живописи Византии. Но русские росписи сразу же внесли в византийские приемы много своего, нового. Условный, отвлеченный характер византийских фресок и мозаик был чужд русскому народу. Русские мастера сразу внесли в живопись реальное направление, простоту и ясность выражения своих идей . В религиозных изображениях воспроизводимые типы индивидуализируются, их прообразами являются окружающие мастера русские люди. Их жесты, движения , вначале еще несколько условные и связанные, вскоре становятся более свободными.

-- [ Страница 1 ] --

В. И. Кукенков

ДЕКОРАТИВНАЯ

ЖИВОПИСЬ

Екатеринбург

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет»

Уральское отделение Российской академии образования

Академия профессионального образования

В. И. Кукенков

ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ

Учебное пособие Допущено Учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050501.04 Профессиональное обучение (дизайн) Екатеринбург УДК 75.058 (075.8) ББК Щ120.8 я73- К Кукенков В. И. Декоративная живопись [Текст]: учеб. пособие / В. И. Кукенков. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед.

ун-т», 2008. 106 с.

ISBN 978-5-8050-0302- Данное пособие является основой для углубленного изучения существующих в декоративной живописи технологий, формирования знаний с учетом опыта художников прошлых времен. В учебном пособии изложены применяемые в декоративной живописи технологии, на прилагаемом к нему диске CD-R представлен иллюстративный материал.

Пособие предназначено для студентов специальности 050501.04 Профессиональное обучение (дизайн).

Рецензенты: заслуженный художник РФ, проф. Н. В. Костина (ГОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная академия»); член Союза художников РФ, канд. пед. наук А. С. Максяшин (ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет») ISBN 978-5-8050-0302-9 © ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», © В. И. Кукенков, Введение Учебное пособие «Декоративная живопись» предназначено для обучения студентов специальности 050501.04 Профессиональное обучение (дизайн), специализации «Дизайн интерьера» (030502.04). Особое внимание отводится формированию новых знаний на основе изучения технологий использования живописных материалов и опыта художников разных времен. Представленные в пособии технологии и материалы, пластическая форма которых является выразительным средством при создании пространства интерьера, актуальны для современных условий при разработке новых изобразительных решений в его оформлении. Содержание данного пособия позволяет студентам по-новому взглянуть на предлагаемый материал, изучить художественные качества как известных, так и малоизученных технологий.

Учебное пособие необходимо для изучения таких технологий, как живопись восковыми красками и желтковая темпера, роспись по лепному левкасу, ткани и стеклу, аэрография и сграффито, используемых для оформления современного интерьера.

Цель учебного пособия – дать основные представления о применении в декоративной живописи наиболее используемых материалов и технологий для оформления интерьеров. Для достижения этой цели предусмотрено решение следующих задач:

изучение и использование опыта художников прошлых эпох;

освоение изучаемых технологий;

применение выполненной декоративной живописи в пространстве интерьера.

Практическая значимость пособия определена самостоятельным поиском и исследованием студентами малоизвестных и недостаточно часто применяемых в современных условиях технологий.

Содержание учебного пособия выстроено в соответствии с учебной программой курса «Декоративная живопись»: в нем учтены особенности изучаемого материала с использованием опыта художников прошлых времен для развития этих технологий в современных условиях и современном интерьере. Программа дисциплины «Декоративная живопись», которая является профилирующей, формирует компетентность будущего специалиста, удачно представляет междисциплинарный синтез живописи, формообразования и проектирования.

В первой главе пособия рассмотрены вопросы, связанные с предметом «Декоративная живопись», во второй главе – материалы, используемые в декоративной живописи, в третьей главе – технологии декоративной живописи. На прилагаемом к пособию диске представлен иллюстративный материал к главе 3.

ПРЕДМЕТ ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ

1.1. Особенности декоративной живописи При подготовке специалиста в области дизайна возникает необходимость поиска новых методик и технологий. Основой для такого поиска является опыт художников прошлых веков. Название дисциплины и термин «декоративная живопись» следует рассматривать достаточно широко. Слово «декоративный» произошло от слова «декор»

(лат. decus, род. п. decoris – украшение), что означает «совокупность декоративных элементов, применяемых в украшении интерьера и архитектуры в целом» .

В словарях декоративность истолковывается как форма выражения красоты. Изучив декоративное искусство, работы мастеров прошлых веков и нашего времени, можно охарактеризовать декоративность как свойство природной пластики, обладающей органической, целостной и конструктивной связью с красотой, где ничего нельзя ни прибавить ни убавить, не нарушив целого. Декоративность, обладая глубоко содержательным качеством, имеет методологическое значение при изучении как искусства прошлого, так и процессов, происходящих в современном искусстве, определяет творческое начало в преобразовании предметной и пространственной среды как определенная часть оформления интерьера, несет в себе поэтическое, идейное и образное содержание.



Понятие «декоративная живопись» можно определить как «процесс применения различных технологий и материалов, применяемых по определенным правилам на различных основах в интерьере».

В декоративной живописи используются такие изобразительные качества уплощенного пространства, как содержание, равновесие, ритм, доминанта, гармония контрастов и нюансов, пропорциональность.

Так, например, Д. И. Киплик рассматривает декоративную живопись, как «живопись, которая служит лишь украшением архитектуры, но мало или ничего не прибавляет к стилю ее» . Термин «декоративная живопись» трактуется как особые виды живописи – иконопись, миниатюра, декорационная живопись (декорация театральная и кинодекорация), диорама и панорама. Декоративность определяется как особое качество произведений искусства, отличающихся изысканностью, орнаментальностью формы, украшением окружающей среды человека, тщательной обработкой деталей , как художественное свойство, которое дополняет художественный замысел произведения или ансамбля в целом.

Декоративность можно определить как проявление изысканных, тщательно проработанных форм, деталей и узоров с целью украшения пространства интерьера как ансамбля, имеющего единство и неразрывность декоративных элементов.

Декоративная живопись, являясь украшающей живописью, существует в двух видах: это монументальная и станковая живопись.

Декоративная живопись, являясь частью архитектурного ансамбля или произведения декоративного искусства, имеет специальное назначение – украшать внутреннее пространство архитектуры, а также служит для выявления и подчеркивания архитектурных конструкций и деталей в интерьере. К декоративной живописи относятся орнаментальные росписи и изобразительные композиции, рассчитанные на декоративный эффект. Декоративная живопись, украшающая архитектуру (мозаика, витраж, фреска, энкаустика и т. д.), имеет много общего с монументальной живописью.

Декоративная стенная живопись, назначение которой состоит лишь в украшении интерьера, также подчиняется особым законам по отношению к трактовке форм, красок, так как и она должна быть в гармонии со своей архитектурой. Во всякой стенной декоративной живописи, таким образом, подход к разрешению живописной задачи всегда отличен от подхода станковой живописи, так как в данном случае разрешается не только живописная задача, но и архитектурная .

Составной частью декоративной живописи является роспись.

Роспись – это орнаментальная или сюжетная живопись, украшающая архитектурные сооружения, предметы и изделия народного творчества, фасады и интерьеры зданий, являющаяся частью монументальнодекоративного искусства и выполняющаяся на штукатурке стен, потолков, сводов и столбов либо на холсте, который затем укрепляется на стене (панно), на перекрытиях (плафон). Роспись может быть выполнена темперными, клеевыми, масляными или восковыми красками.

Понимание изображений, имеющих декоративную направленность, изменялось с течением времени. Сравнивая росписи Древнего Египта, Древней Греции и Византии, выполненные восковыми красками или темперой, можно обнаружить различие не только в технике исполнения, но также в содержании и понимании изображения.

Практические возможности декоративной живописи имеют достаточно широкий диапазон использования в композиции цвета, колорита, форы и уплощенного пространства.

В современной декоративной живописи кроме изучения природных форм и их дальнейшей стилизации возможно применение различных технологий (роспись темперой по сырой и сухой штукатурке, живопись желтковой темперой, восковыми красками, сграффито, и др.). Создаваемые с их помощью изображения проявляют черты символизма, условности и декоративности, изощренной тонкости цветового решения, изысканности и локальности.

Для выявления целостности художественного образа, достижения выразительности изображения в условной пространственной среде в декоративной живописи используется прием уплощения объекта с передачей минимальной глубины пространства.

Обратная перспектива в декоративной живописи Условные декоративные приемы, применяемые в произведениях художников Древнего Египта, Древней Греции, Вавилона, Индии, Японии, Китая и России, позволяют развивать и использовать эти приемы в современной декоративной живописи. В отличие от произведений художников-реалистов, в работах древних мастеров прослеживается стремление изобразить пространство уплощенным и условным: условность позволяет зрителю сосредоточить все свое внимание на духовном содержании и символичности изображения.

Огромное значение при изображении уплощенного пространства имеет применение обратной (развернутой) перспективы в современной декоративной живописи. Ренессансная линейная перспектива возникла и развилась в науку для изображения художником трехмерного объекта в пространстве. Перспектива (фр. perspective – видеть насквозь) – это методика фиксации изменения объекта и формы в пространстве, а также изображение этого пространственного изменения на картинной плоскости.

Можно утверждать, что естественное видение отдельного небольшого предмета, созерцаемого с близкого расстояния, соответствует одному из двух родственных способов изображения: параллельной или легкой обратной перспективе. Их близость видна, в частности, из того, что они способны постепенно переходить друг в друга. Один и тот же предмет может в зависимости от ракурса восприниматься то в параллельной, то в легкой обратной перспективе . Вопрос применения развернутой перспективы в изобразительном искусстве возник сравнительно недавно, но фактическое применение этого метода относится к глубокой древности. Элементы обратной перспективы наблюдаются в работах народных мастеров и детей, не обученных правилам изображения геометрических форм в пространстве. Обратная перспектива – это феномен человеческого зрения и мозга. Она частично связана с искусством иконописи, искусством Ирана, Индии, Китая, Кореи, Японии, детского рисунка. Способность человеческого мозга сохранять понятность знакомой формы предмета при взгляде на него позволяет художнику изображать предмет правильной формы, без искажений.


Похожие работы:

« НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОРНЫЙ УТВЕРЖДАЮ Проректор по научной работе профессор В.Л. ТРУШКО ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, соответствующей направленности (профилю) направления подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ...»

«Р ЕЦ ЕН З И И УДК 631.423.6; 631.425.3; 631.433.3; 631.445.12 ОТ КЕРОГЕНА ДО КРИСТАЛЛА (РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛАКТИОНОВОЙ С СОАВТ. ФИЗИКОХИМИЯ И БИОЛОГИЯ ТОРФА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ (CO2, CH4, N2O) В ТОРФАХ МЕТОДОМ ГАЗОВОЙ ХРОМАТОГРАФИИ) Глаголев М.В. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск Томский государственный педагогический университет Институт экологического почвоведения, Москва...»

« Амурский государственный университет Кафедра Психологии и педагогики УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ Основной образовательной программы по специальности: По направлению подготовки: 03030.62 Психология Благовещенск 2011 УМКд разработан Рассмотрен и рекомендован на заседании кафедры Психологии и педагогики Протокол...»

«Г. А. Мерзон, И. В. Ященко Длина Площадь Объём Издательство МЦНМО Москва, 2011 УДК 51(07) ББК 22.1 Мерзон Г. А., Ященко И. В. М52 Длина, площадь, объём. М.: МЦНМО, 2011. 48 с.: ил. ISBN 978-5-94057-740-9 Шестая книжка серии Школьные математические кружки посвящена различным подходам к сравнению и вычислению площадей и объёмов и предназначена для занятий со школьниками 6–11 классов. В неё вошли разработки четырёх занятий математического кружка, в каждом из которых подробно разобраны задачи...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОРНЫЙ УТВЕРЖДАЮ Проректор по научной работе профессор В.Л. ТРУШКО ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ГЕОЭКОЛОГИЯ, соответствующей направленности (профилю) направления подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ - 05.06.01 НАУКИ О ЗЕМЛЕ...»

«УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ И.А. ШАМИЛЕВА ЭКОЛОГИЯ Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования Москва 2004 УДК 574(075.8) ББК 20.1я73 Ш19 Шамилева И.А. Экология: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Ш19 Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 144 с.: ил. ISBN 5–691–01239–8. Агентство CIP...»

«Методические рекомендации к учебнику Обществоведение. 10-11 под редакцией Л.Н. Боголюбова. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 - 11 классов при организации изучения предмета на профильном уровне Москва Просвещение 2004 Методические рекомендации подготовлены в лаборатории обществоведения Института общего среднего образования РАО (научный руководитель Л. Н. Боголюбов) Авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО -...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОРНЫЙ УТВЕРЖДАЮ Проректор по научной работе профессор В.Л. ТРУШКО ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ АВТОМАТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ И ПРОИЗВОДСТВАМИ, соответствующей направленности (профилю) направления подготовки научно-педагогических кадров в...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА Кафедра Информационных технологий обучения и математики Аудиовизуальные технологии обучения УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ 050714.65 Олигофренопедагогика Специализация учитель-олигофренопедагог КРАСНОЯРСК 2012 Содержание Выдержка из стандарта Рабочая программа дисциплины...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Амурский государственный университет Кафедра Психологии и педагогики УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Невропатология детского возраста Основной образовательной программы По специальности: 050711.65 Социальная педагогика Благовещенск 2012 УМКд разработан Рассмотрен и рекомендован на заседании кафедры Психологии и педагогики Протокол...»

СОДЕРЖАНИЕ Введение Часть 1 Теоретические основы колористической живописи и цветовых гармоний. Колорит Раздел 1. Цветовые гармонии и колорит Раздел 2. Становление представлений о пространственности в живописи Часть 2 Практические основы декоративной живописи и цветографических преобразований Раздел 3. Основные материалы и техника декоративной живописи Раздел 4. Практика декоративной живописи колерами и использование компьютерной техники в применении к цветографическим интерпретациям Раздел 5. Основные темы заданий по декоративным преобразованиям в рамках программы по живописи Заключение Литература Глоссарий Сведения об авторах
Задачи учебного пособия
1. На основе ретроспективного обзора опыта мировой художественно-живописной культуры зафиксировать ценностные начала в стандарте второго поколения цикла дисциплин «Рисунок - Живопись - Скульптура» (дисциплина «Живопись»).
2. Определить роль дисциплины «Живопись» в контексте цикла дисциплин «Рисунок - Живопись - Скульптура» в подготовке архитектора и дизайнера в свете нового ФГОС ВПО по направлению «Архитектура».
3. Разработать методические рекомендации по ведению дисциплины «Живопись» при подготовке архитектора и дизайнера с учетом необходимости формирования следующей компетенции:
- способность демонстрировать пространственное воображение, развитый художественный вкус, владение методами моделирования и гармонизации искусственной среды обитания при разработке проектов;
- способность художественными средствами представлять архитектурный/дизайнерский замысел, передавать идеи и проектные предложения, разрабатывать, формализовать и транслировать их в ходе профессиональной творческой деятельности.

Теоретическая и методологическая база
Используются общенаучные методы анализа, в том числе комплексный анализ; искусствоведческие сравнительно-аналитические методы; психологический и социо-культурологический подходы; теоретической базой выступают труды по теории искусства, архитектуре и дизайну.
Все в целом способствует выявлению специфики художественной подготовки архитектора и дизайнера.

Выходные данные сборника:

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КОМПОЗИЦИИ

Ременникова Юлия Сергеевна

старший преподаватель кафедры изобразительного искусства Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск

Заярнюк Александр Николаевич

доцент кафедры изобразительного искусства Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск

KEY FEATURES OF DECORATIVE PAINTING IN THE TEACHING OF COMPOSITION

Remennikov Juliya

senior Lecturer, Department of Fine Arts Birsk

Zayarnyuk Alexander

associate Professor of Fine Arts Birsk branch of the Bashkir State University, g. Birsk

АННОТАЦИЯ

В статье сделана попытка обобщить опыт педагогов-художников в области композиции и выделить существенные признаки и особенности декоративности в живописи.

ABSTRACT

The article is an attempt to summarize the experience of teachers-artists in the field of composition and highlight the essential features and characteristics of decorative painting.

Ключевые слова: декоративная живопись, композиция, изобразительное искусство.

Keywords: decorative painting, composition, visual art.

В системе изобразительного искусства полноценной считается такая жи­вописная композиция, в которой объединяются содержатель­ное и декоративное начало. Ярким примером декоративности в живописи являются росписи крит­ских дворцов, храмов. Древняя декоративная жи­вопись напоминает орнамент, ее формы стилизованы и канонизированы, она расположена в ряд и подчинена ритмам и структурным направлениям - вертикали, диагонали и горизонтали.

Родственно декоративной живописи искусство примитивистов. Красота картин примитивистов до­стигнута ценой отказа от подражания на­туре. Природные формы отража­ются в этой живописи в преобразо­ванном виде, средствами условно-плоского пространства.

Классическим примером декоративной живописи являются приемы, используемые в иконе, фреске, мозаике и витраже выраженные конструктивной организацией цвета, формы и пространства .

Декоративная живопись - способ изображения реальной действительности путем выявления выразительности средствами колорита и пластическими приемами, свя­занными с обобщенностью, стилизацией, орна­ментацией, с соблю­дением меры ус­ловности изображения, отказом от второ­степенных подробностей, превращая поверхность картины в цветовое пятно - символ или знак.

Композиция декоративной живописи может строиться, следуя разнообразным закономерностям, над ко­торыми работали художники-педагоги Ю. Герчук, К. Даглдиян, Ю. Жегин, Л. Молчанов, Р. Па­ранюшкин, Н. Ростовцев, Е. Шорохов и др. Каждый автор относит к композиции различные правила, приемы и признаки на которых строится художественная смысловая идея. Г. Панксенов в своей книге «Живопись форма, цвет, изобра­жение» выделяет формальные средства композиции: пропор­ции и формат, композиционный масштаб, метрометрические построения, контраст, нюанс и феномен цвета, которые в свою очередь основываются на психологии зрительного восприятия. Р. Паранюшкин к приемам и средствам композиции относит группировку, членение, формат, масштаб и пропорции, ритм и метр, композиционные оси, цвет, фактуру. Ю. Герчук добавил бы ко всему этому вертикаль, горизонталь, симметрию, покой, движение.

Опираясь на весь предыдущий опыт, выде­лим основные признаки декоративности в живописной композиции: узорчатость (цвето­вые и тоновые соотношения), условное построение простран­ства (взаимодействие ритмов, контрастов), орнаментальность, стилизация.

Узорчатость в декоративной живописи композиции воспринимается как соотношение форм светлых и темных пятен. Особую роль здесь при­обретает выразительность силуэта, графическая красота контуров и линий фигур. Важным элементом красочной поверхности чистого цвета в декоративной живописи является фактура, которая может передавать бесконечное разнообразие выразительных качеств визуального мира, проецируемого в плоскость картины. Важно грамотно определить цветовой строй живописного изображения, так как коло­ристические решения художественных произведений часто связаны с тради­циями, с сохранением национальных архетипов.

Следующий признак декоративности - условность, способ художественного обобщения, предпола­гающий повышенную эмоциональность образа и рассчитанный на такой же эмоционально-экспрессивный зрительный отклик. Цель художественной условности – передать в выразительных формах существенное, выявить смысл, передав ему наиболее экспрессивное звучание.

Ни одна композиция не обходится без художественного пространства. Восприятие пространственной глубины изображения - многогранный психический процесс, поэтому различен язык «пространственности». Художники, стремясь к смысловой ясности работы, вспоминают о выразительной силе обратной перспективы, о выразительности пространства у мастеров народного искусства. В декоративной живописи приоритетным является условно-«плоское» пространство византийского, древнерусского и восточного искусства - это сфера «малой глубины» пространства картины. Подобный способ пространства в декоративной живописи рассматривается не как оптическая иллюзия трехмерности, а как выразительное соотношение цветовых масс на плоскости. Такое пространство может быть выражено условными способа­ми. Пространственные со­отношения реальной натуры могут полно­стью отсутствовать. Изображение натюрморта, например, может разворачиваться не в глубину, а вверх, в этом случае дальние планы помещают над ближними.

В основе декоративной живописи лежит конструкция. Конструкция - художественная организация построения формы произведения, её каркас. Конструкция создается с помощью диагональных, вертикальных, горизонтальных, дугообразных структур, определяя только композиционную схему произведения, которая должна обрести содержательность.

Достижение выразительности, узорчатости в декоратив­ной живописной работе связано: с тоновым и цветовым контра­стами, контрастами величин, (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема и плоскости; ритмической организацией форм, ли­ний, темных и светлых пятен; с деформацией - изменением пространства предметов и окружения в изобразительном искусстве живописи.

Декора­тивную живопись можно сравнить с орнаментом, где необ­ходимость свя­зи элементов очевидна, не только там, где есть по­втор мотивов, но и в пятновом узоре свободно заполняющем плоскость.

Стилизация - процесс подчинения изобразительной формы внешним условиям, обобщение цветового пятна, формы, пространства. Максимальное обобщение формы и её окружения способны превратить предметы в символы. Стилизация позволяет менять форму разлагая ее на отдельные составляющие, а затем конструируя из них новые образования. Важно найти правильное цветовое и тоно­вое соотношение фигур и фона композиции, так как именно они важны при стилизации.

Каждое из перечисленных выразительных элементов в деко­ративной композиции имеет своеобразие.

Декоративное живописное изображение в процессе построения выразительной композиции может иметь следующие особенности:

1. Изменение пропорций между предметами или внутри одного предмета, нарушение пространственной перспективы, или полное её отсутствие.

2. Преобразование формы через усиление наиболее характерного (переработка, преломление), совмещение обобщенных и детализированных образов, потому что один объект лучше выделяется, контрастируя с другим.

3. Частично или полностью отказ от объемной формы предметов (сочетание объема и плоскости, или плоское силуэтное изображение). Один и тот же объект может изображаться под разным ракурсом.

4. Поиск новых колористических гамм: выявление декоративно-экспрессионистических возможностей цвета, использование активных сочетаний основных цветов, выявление фактур, локальных цветовых пятен, присутствие черного или цветного контура.

5. Орнаментация плоскости, приближение к плоскостному решению пространства, все части, детали, линии объекта сплетаются в единый орнаментальный узор.

6. Аналитический подход или творческая интерпретация натуры, т. е. способ изображения предметов, разложением его на простейшие объемы, показывая внутреннюю структуру предмета .

Чувство декоративного в практической работе по живописи определяется грамотным распределением по поверхности живописного изображения больших и малых пятен, их светотеневой и цветовой завязкой, умелым использованием орнаментальных мотивов и ритмов, украшающих изображение плоскости. Так с помощью выразительных средств живописи появляется эстетический знак закодированного человеческого чувства и реального объекта изображения, несмотря на условность, декоративная живопись повествует о природе, о людях, об истории, в ней зашифрован смысл, и живые образы.

Список литературы:

1.Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. М.: Учебная литература, 1998. - 208 с.

2.Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. - 2-е изд. / Л.Н. Миронова. Мн.: Беларусь, 2003. - 151 с.

3.Новиков А.М. Методология художественной деятельности. М.: «Эгвес», 2008. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://bib.convdocs.org/v6585/?download=1 . (дата обращения: 23. 04. 2012).

4.Ременникова Ю.С. Декоративная композиция на примере живописи Республики Башкортостан: Учебно-методическое пособие по спецкурсу / Ю.С. Ременникова. Уфа: Вагант, 2010. - 118 с.: ил.