Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Вавилонская башня арт. Брейгель

Вавилонская башня арт. Брейгель


Среди всех произведений мирового изобразительного искусства картина Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская башня» занимает особое место. Политическая сатира, антикатолическая позиция - художник зашифровал немало символов в картине на популярную библейскую тематику.



Свою знаменитую картину Питер Брейгель Старший создал в 1563 году. Известно, что на эту же тематику художник написал как минимум еще одну картину. Правда, по размеру она гораздо меньше, первой, да и написана в более темной цветовой гамме.

В основу картины художник положил библейский сюжет о происхождении разных языков и народов. Согласно легенде, после Великого Потопа потомки Ноя поселились на земле Сеннар. Но не жилось им спокойно, и решили люди построить башню настолько высокую, чтобы она достала до небес к Богу. Всевышний был против того, чтобы люди посчитали себя ровней Ему, поэтому он заставил всех говорить на разных языках. В итоге, никто не мог друг друга понять, от этого строительство Вавилонской башни прекратилось.


В картине прописано множество мелких деталей. Если обратить внимание на нижний левый угол, то можно заметить там небольшую группу людей. Это приближается царь Нимрод и его свита, а остальные падают ниц. Согласно преданию, именно он возглавлял возведение Вавилонской башни.

Исследователи считают, что царь Нимрод – это олицетворение деспота короля Карла V из Габсбургов. Представители этой династии правили в Австрии, Чехии, Германии, Италии, Испании и т. д. Но после того, как Карл V отрекся от короны, вся империя медленно, но верно начала распадаться.


Так же и с башней. Сам художник не раз акцентировал внимание на том, что если бы асимметричную накренившуюся Вавилонскую башню строили бы по уму и не допускали ошибок, тогда здание было бы достроено, а не стало рушиться.


Любопытно, но берега на картине больше напоминают не Месопотамию, а родную художнику Голландию. Стремительная урбанизация Антверпена привела к тому, что город наводнили люди разного вероисповедания. Это были и католики, и протестанты, и лютеране и многие другие. Их уже не объединяла одна вера. Многие искусствоведы трактуют такой подход, как насмешку над католической церковью, которая уже не контролировала всех вокруг. По сути, города становились самыми настоящими разобщенными «Вавилонскими башнями».

Искусство Нидерландов 16-го века
«Вавилонская башня» – знаменитая картина художника Питера Брейгеля. Художник создал несколько картин на этот сюжет. В основе этой работы лежит библейское иносказание о человеческой гордыне. Картина Брейгеля вместе с тем в своей грандиозной и вместе поэтической форме напоена ощущением жизни. Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже (особенно в изображении расстилающегося по сторонам от башни моря крыш – небольших, стоящих порознь и вместе с тем тесно друг около друга, отливающих нежными тонами). Характерно, что в картине, написанной на тот же сюжет ранее («Малая Вавилонская башня»; Роттердам), башня совершенно подавляла человеческое начало. Здесь Брейгель не только избегает такого эффекта, но идет дальше – он, для которого природа была несравненно прекраснее человека, ищет теперь в ней человеческое начало.

В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено. Мораль сей картины – бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом. Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники.

Известно, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме. В картине «Вавилонская башня» Питера Брейгеля легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Вавилонская башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды. Изображённые на картине люди – рабочие, каменотёсы – кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв.

Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода – легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до нашей эры, по традиции считавшегося руководителем строительства вавилонской башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду – дань происхождению притчи. Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

Питер Брейгель-старший как верный последователь идей Иеронима Босха зашифровал в своем произведении, которое можно смело назвать хитом, антикатолические взгляды и политическую сатиру. Что изображено на полотне помимо библейской легенды, рассказывает Снежана Петрова.

Сюжет

Вавилонская башня — один из самых популярных библейских образов в искусстве. Ее эксплуатируют кто во что горазд: в кино, театре, живописи, литературе. Но картина Брейгля является, пожалуй, самым известным визуальным воплощением.
Согласно библейскому сказанию, потомки Ноя — те самые, что выжили после всемирного потопа, — разбрелись по земле Сеннаар. И в какой-то момент пришла им идея возвести высоченную башню: объединив усилия, люди хотели вознестись до небес, то есть до уровня бога. Но не тут-то было. Бог явно не ждал людей в гости, поэтому, чтобы помешать построить башню, он наслал страшную кары — многообразие языков. Внезапно люди утратили возможность коммуницировать. Мало того, что бог устроил языковой хаос, он еще и рассеял людей по миру. Так библия объясняет мультикультурность нашего мира.

«Вавилонская башня». Питер Брейгель-старший, 1563 (изображение увеличивается по клику)

На переднем плане мы видим царя Нимрода, кто, собственно, и объявил тендер на строительство башни. Деньги выделены — надо проинспектировать (не было же тогда веб-камер и всех этих технологий, чтобы заказчик мог удаленно наблюдать за строителями и подрядчиками). И вот Нимрод приехал на стройку, простые люди, естественно, падают ниц.

Брейгель начал писать библейские сюжеты после знакомства с Босхом


Нимрод был жесток и горд. То, что на картине Брейгеля библейский персонаж похож на человека из XVI века, не случайно. Живописец намекает на Карла V, отличавшегося деспотизмом.

Обратите внимание на то, как композиционно расположены мастеровые: на переднем плане — ручной труд, далее — использование длинных жердей для перемещения каменных плит, на уровне первого этажа — применение блока, далее — все более мощные краны. По одной из версий, таким образом Брейгель показал развитие строительной техники.

Башня выглядит огромной до неприличия. А чтобы лучше это понять, напрягите немного зрение и вглядитесь в детали, которые выписаны меленько-меленько (кстати, каждый из элементов показан подробно). Сама башня уже достала облака — того и гляди заденет бога за пятку.

Сооружение выглядит как нагромождение уровней и элементов. Задумывалось оно, судя по всему, как объект, похожий на Колизей, но с каждым новым этажом сложнее проследить логику строителей. По задумке Брейгеля, кара господня настигла мастеров: люди перестали понимать друг друга и начали строить кто в лес кто по дрова. В итоге материал кладется неровно, очевидно, что кажущаяся прочной башня вот-вот рухнет и погребет под своими обломками возгордившихся людей.

Кстати, образ Колизея использован не случайно. Изначально он был символом гонений на христианство, ведь именно там казнили первых последователей Иисуса. Брейгель же Колизеем считал империю Габсбургов, где насаждалось католичество и жестоко преследовались протестанты, сторонником которым был сам художник.


Вавилонская башня у Брейгеля — аллегория Габсбургской монархии

Идея эта подкрепляется еще одним образом — замком Святого Ангела в Риме. Похожая на него постройка находится внутри Вавилонской башни. Замок в Средние века служил резиденцией римских пап и воспринимался как символ могущества католической веры

Заходящие в порт корабли изображены с убранными парусами — символом безысходности и обманутых надежд.

Контекст

Брейгель очень любил легенду о Вавилонской башне. Сохранилось две его картины на эту тему — малая (хранится в Роттердаме) и большая (о которой идет речь в этом тексте, хранится в Вене). Была еще миниатюра на слоновой кости, но она не сохранилась.


«Вавилонская башня», Питер Брейгель-старший. Малый вариант


До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Однако после 1500 года ситуация изменилась. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Одна из возможных причин — экономический расцвет Голландии и урбанизация. Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами. По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней. Людей уже не объединяла одна церковь: католики, протестанты, лютеране и анабаптисты жили вперемешку. Чувство суеты, незащищенности и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов. Как тут не вспомнить библейский сюжет.


В образе Нимрода Брейгель зашифровал Карла V

Брейгель же был не так прост. В образе Вавилонской башни он зашифровал свое представление о судьбе Габсбургов. При Карле V в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Однако в 1556 году Карл отрекся от короны, и это огромное государство под собственным весом начало распадаться.

Судьба художника

Довольно скудны сведения о жизни художника, который, между прочим, считается последней звездой угасающего Возрождения в Нидерландах. В зрелой юности его буквально огорошил Босх. После знакомства с его творчеством Брейгель начал писать на библейские сюжеты, причем выбирал темы, которые его современники в основном игнорировали.

Портрет Брейгеля работы Доминика Лампсония, 1572


Брейгель очевидно был политически заряженным художником. В своих полотнах он старался выразить критику и власти, и церкви. При этом писать портреты или обнаженку он отказывался, несмотря на заманчивые заказы. Его главными героями был безликие жители голландских провинций. По тем временам это был вызов трендам.

Последние годы жизни Брейгеля прошли в атмосфере религиозного террора

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель, где жил художник. Последние годы жизни художника прошли в атмосфере религиозного террора и в цветах крови.

5 сентября 1569 года, четыреста сорок четыре года назад, умер Питер Брейгель Старший. Великий художник прошлого, он стал нашим современником, мудрым собеседником людей 21 века.

Городов вавилонские башни,
Возгордясь, возносим снова,
А Бог города на пашни
Рушит, мешая слово.

В. Маяковский

Что такое Вавилонская башня - символ единства людей всей планеты или знак их разобщенности? Вспомним библейское сказание. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». И он положил конец дерзкому деянию: смешал языки, чтобы строители перестали понимать друг друга, и рассеял людей по свету.

Зиккурат Этеменанки. Реконструкция. 6 в. до н.э.

Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Глава 11 начинается с рассказа о башне, однако с 10-го стиха возобновляется прерванная тема родословной: «вот родословие Сима»



Мозаика в капелле Палатина. Палермо, Сицилия. 1140-70 гг.

Драматичная, полная концентрированной динамики легенда о вавилонском столпотворении словно разрывает спокойное эпическое повествование, кажется более современной, чем последующий и предшествующий ей текст. Однако это впечатление обманчиво: исследователи Библии считают, что сказание о башне возникло не позднее начала 2-го тысячелетия до н. э., т.е. почти за 1000 лет до того, как древнейшие пласты библейских текстов были оформлены письменно.

Так существовала ли в действительности Вавилонская башня? Да, и даже не одна! Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Его жители возводили в честь своих богов храмы-зиккураты - ступенчатые кирпичные пирамиды со святилищем на вершине. Построенный примерно в ХХI в. до н. э. трехъярусный зиккурат в Уре высотой 21 метр был для своего времени поистине грандиозной постройкой. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания.


Строительство Вавилонской башни.
Мозаика собора в Монреале, Сицилия. 1180-е гг.

Спустя много столетий после того как Фарра и его родичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкам Авраама суждено было не только увидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве. В 586 г. до н. э. царь Вавилонии Навуходоносор II покорил Иудею и угнал в свою державу пленников - почти все население иудейского царства. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий, и среди них - зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Семиярусный храм высотой 90 метров строили пленники вавилонского царя из разных стран, в том числе и иудеи.


Строительство Вавилонской башни.
Мозаика в соборе Сан-Марко, Венеция.
Кон.12-нач.13 вв.

Историки и археологи собрали достаточно доказательств, чтобы с уверенностью утверждать: зиккурат Этеменанки и другие подобные постройки вавилонян стали прообразами легендарной башни. Окончательная редакция библейского сказания о вавилонском столпотворении и смешении языков, которая оформилась после возвращения иудеев из плена на родину, отразила их недавние реальные впечатления: многолюдный город, разноязыкая толпа, строительство исполинских зиккуратов. Даже название «Вавилон» (Бавель), которое происходит от западносемитского «баб илу» и означает «врата божьи», иудеи переводили как «смешение», от сходно звучащего древнееврейского слова балал (смешивать): «Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли».


Мастер "Часослова Бедфорда". Франция.
Миниатюра "Вавилонская башня". 1423-30 гг.

В европейском искусстве Средневековья и Ренессанса мы не найдем значительных произведений на интересующий нас сюжет: в основном это мозаики и книжные миниатюры - жанровые сценки, интересные сегодняшнему зрителю как зарисовки средневекового быта. Тщательно, с милой наивностью изображают художники причудливую башню и старательных строителей.


Герард Хоренбоут. Нидерланды.
"Вавилонская башня" из Бревиария Гримани. 1510-е гг.

Достойного интерпретатора сказание о Вавилонской башне получило лишь на исходе эпохи Возрождения, в середине XVI в., когда библейский сюжет привлек внимание Питера Брейгеля Старшего. О жизни великого нидерландского художника известно очень мало. Исследователи его творчества «вычисляют» биографию мастера, изучая косвенные свидетельства, вглядываясь в каждую деталь его картин.

Лукас ван Фалькенборх. Нидерланды.
Вавилонская башня. 1568 г.

Работы Брейгеля на библейские темы говорят о многом: он не раз обращался к сюжетам, которые редко выбирали художники того времени, и что самое примечательное, интерпретировал их, опираясь не на устоявшуюся традицию, а на собственное, оригинальное понимание текстов. Это дает основание предполагать, что Питер Брейгель, выходец из крестьянской семьи, достаточно хорошо знал латынь для того чтобы самостоятельно читать библейские истории, и среди них - сказание о Вавилонской башне.


Неизвестный немецкий художник.
Вавилонская башня. 1590 г.

Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Самая ранняя из них не сохранилась. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале!), принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Брейгель жил в Риме во время своего итальянского путешествия в конце 1552 - начале 1553 гг. Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио? Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше - малая (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена, или большая (114х155см), самая знаменитая, из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене. Одни искусствоведы весьма остроумно доказывают, что роттердамская картина предшествовала венской, другие не менее убедительно утверждают, что сначала была создана венская. Во всяком случае, Брейгель вновь обратился к теме Вавилонской башни примерно через десять лет после возвращения из Италии: большая картина написана в 1563 г., малая - несколько раньше или чуть позднее.


Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня. Ок. 1563 г.

В архитектуре башни роттердамской картины явственно отразились итальянские впечатления художника: сходство постройки с римским Колизеем очевидно. Брейгель, в отличие от своих предшественников, изображавших башню прямоугольной, делает грандиозную ступенчатую постройку круглой, подчеркивает мотив арок. Однако отнюдь не сходство брейгелевской башни с Колизеем поражает зрителя прежде всего.


Римский Колизей .

Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Слова Ортелиуса можно в полной мере отнести к картине из Роттердама: художник изобразил не просто высокую мощную башню - ее масштаб запределен, несопоставим с человеческим, он превосходит все мыслимые мерки. Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем - городом, гаванью, холмами - представляется какой-то кощунственно огромной. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию.

Но нет гармонии и в самой башне. Похоже, что строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд? Даже в нижних ярусах соседние ячейки отличаются друг от друга, и чем выше башня, тем заметнее разнобой. А на заоблачной вершине царит полный хаос. В трактовке Брейгеля, Господне наказание - смешение языков - настигло людей не в одночасье; непонимание с самого начала было присуще строителям, но все же не мешало работе, пока не достигло какого-то критического предела.


Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Вавилонская башня на этой картине Брейгеля никогда не будет завершена. При взгляде на нее вспоминается выразительное слово из религиозно-философских трактатов: богооставленность. Еще копошатся тут и там муравьишки-люди, еще пристают в гавани корабли, но ощущение бессмысленности всего начинания, обреченности усилий человеческих не покидает зрителя. От башни веет заброшенностью, от картины - безнадежностью: гордый замысел людей вознестись до небес не угоден Богу.


Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. 1563 г.

Обратимся теперь к большой «Вавилонской башне». В центре картины - все тот же ступенчатый конус со множеством входов. Облик башни существенно не изменился: мы снова видим разнокалиберные арки и окна, архитектурную несуразицу на вершине. Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа - порт. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. Ее громада вырастает из прибрежной скалы, она высится над равниной, словно гора, но ведь гора, какой бы высокой она ни была, остается частью привычного земного ландшафта.


Башня отнюдь не выглядит заброшенной - напротив, здесь кипит работа! Повсюду деловито снуют люди, подвозятся материалы, вращаются колеса строительных машин, тут и там расставлены лестницы, на уступах башни примостились сарайчики-времянки. С удивительной точностью и истинным знанием дела изображает Брейгель современную ему строительную технику.

Картина полна движения: живет город у подножия башни, бурлит порт. На переднем плане мы видим волне актуальную, истинно брейгелевскую жанровую сценку: ударную стройку всех времен и народов посещает начальство - библейский царь Нимрод, по заказу которого, по преданию, возводилась башня. Ему спешат освободить дорогу, каменотесы падают ниц, свита трепетно ловит выражение лица чванливого владыки...


Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня.
Фрагмент. Царь Нимрод со свитой.

Впрочем, это единственная сцена, проникнутая иронией, тонким мастером которой был Брейгель. Работу строителей художник изображает с большой симпатией и уважением. Да и как может быть иначе: ведь он - сын Нидерландов, страны, где, по выражению французского историка Ипполита Тэна, люди умели «без скуки делать самые скучные вещи», где обыденный прозаический труд чтили не менее, а может быть даже более, чем возвышенный героический порыв.


Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Однако каков же смысл этого труда? Ведь если посмотреть на вершину башни, становится очевидным, что работа явно зашла в тупик. Но заметим - стройка охватывает нижние ярусы, которые, по логике вещей, должны были быть уже завершены. Кажется, что отчаявшись возвести "башню высотою до небес", люди занялись более конкретным и посильным делом - решили получше обустроить ту ее часть, что ближе к земле, к реальности, к повседневности.

А может быть, одни «участники совместного проекта» отступились от строительства, а другие продолжают работу, и смешение языков им не помеха. Так или иначе, возникает ощущение, что Вавилонской башне на венской картине суждено строиться вечно. Так испокон веков, преодолевая взаимное непонимание и вражду, возводят люди Земли башню человеческой цивилизации. И не перестанут возводить, пока стоит этот мир, «и не будет для них ничего невозможного».

5 сентября 1569 года, четыреста сорок четыре
года назад, умер Питер Брейгель Старший.
Великий художник прошлого, он стал
нашим современником, мудрым
собеседником
людей 21 века.

Городов вавилонские башни,
Возгордясь, возносим снова,
А Бог города на пашни
Рушит, мешая слово.

В. Маяковский

Что такое Вавилонская башня - символ единства людей всей планеты или знак их разобщенности? Вспомним библейское сказание. Потомки Ноя, которыеговорилина одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) ирешили построить город и башню высотою до небес. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». И он положил конец дерзкомудеянию:смешал языки, чтобы строители перестали понимать друг друга, и рассеял людей посвету.

{C}{C}
Зиккурат Этеменанки. Реконструкция. 6 в. до н.э.

Эта историявыглядит в библейском тексте, каквставная новелла. В 10-й главе книги «Бытие» подробноизлагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Глава 11 начинается с рассказа обашне, однако с 10-го стиха возобновляетсяпрерванная тема родословной: «вот родословие Сима».



Мозаика в капелле Палатина. Палермо, Сицилия. 1140-70 гг.

Драматичная, полная концентрированной динамики легенда о вавилонском столпотворении словно разрывает спокойное эпическое повествование, кажется более современной, чем последующий и предшествующий ей текст. Однакоэто впечатление обманчиво:исследователи Библии считают, что сказаниео башне возниклоне позднее начала 2-го тысячелетия до н. э., т.е. почти за 1000 лет до того, как древнейшие пласты библейских текстов были оформлены письменно.

Так существовала ли в действительности Вавилонская башня? Да, и даже не одна! Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре,крупнейшем городе Месопотамии. Здесь, вплодороднойдолине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существоваломощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Его жители возводили в честь своих богов храмы-зиккураты - ступенчатые кирпичные пирамиды со святилищем на вершине. Построенный примерно в ХХI в. до н. э.трехъярусный зиккурат в Уревысотой 21метр был для своего времени поистине грандиозной постройкой. Возможно, воспоминанияоб этой«лестнице в небо» надолго сохранились в памятиевреев-кочевников и легли в основу древнего сказания.

Строительство Вавилонской башни.
Мозаика собора в Монреале, Сицилия. 1180-е гг.

Спустя много столетий после того какФарраи егородичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкамАвраамасуждено было не толькоувидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве. В 586 г. до н. э. царь Вавилонии Навуходоносор II покорил Иудею и угналв свою державу пленников - почти все население иудейского царства.Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при немв столице страны Вавилоне быловозведено много замечательных зданий, и среди них -зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Семиярусный храм высотой 90 метров строилипленники вавилонского царя из разных стран,в том числе и иудеи.

Строительство Вавилонской башни.
Мозаика в соборе Сан-Марко, Венеция.
Кон.12-нач.13 вв.


Историки и археологи собрали достаточнодоказательств, чтобы с уверенностью утверждать: зиккурат Этеменанки и другие подобные постройкивавилонянсталипрообразами легендарной башни. Окончательная редакция библейскогосказания овавилонском столпотворении и смешении языков, которая оформилась после возвращения иудеев из плена на родину, отразила их недавние реальныевпечатления:многолюдный город,разноязыкая толпа, строительство исполинских зиккуратов. Даже название «Вавилон» (Бавель), которое происходит отзападносемитского «баб илу» и означает«врата божьи», иудеи переводили как «смешение», от сходно звучащегодревнееврейскогослова балал(смешивать): «Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли».

Мастер "Часослова Бедфорда". Франция.
Миниатюра "Вавилонская башня". 1423-30 гг.

В европейском искусстве Средневековья и Ренессансамы не найдем значительных произведений наинтересующий нас сюжет: в основном это мозаики и книжные миниатюры - жанровые сценки, интересные сегодняшнему зрителю как зарисовки средневекового быта. Тщательно, с милой наивностью изображают художники причудливую башнюи старательных строителей.


Герард Хоренбоут. Нидерланды.
"Вавилонская башня" из Бревиария Гримани. 1510-е гг.

Достойного интерпретатора сказание о Вавилонской башне получило лишь на исходе эпохи Возрождения,в серединеXVI в., когда библейскийсюжет привлек вниманиеПитера Брейгеля Старшего. О жизни великогонидерландского художникаизвестно очень мало.Исследователи его творчества «вычисляют» биографию мастера, изучая косвенные свидетельства, вглядываясь в каждую деталь его картин.

Лукас ван Фалькенборх. Нидерланды.
Вавилонская башня. 1568 г.

Работы Брейгеля на библейские темы говорят о многом: он не раз обращался к сюжетам, которые редко выбирали художники того времени, и что самое примечательное, интерпретировал их, опираясь не на устоявшуюсятрадицию, а на собственное, оригинальное понимание текстов. Это дает основание предполагать, чтоПитер Брейгель, выходец из крестьянской семьи,достаточно хорошо знал латынь для того чтобы самостоятельно читатьбиблейские истории, и среди них - сказание о Вавилонской башне.

Неизвестный немецкий художник.Вавилонская башня. 1590 г.

Легенда обашне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Самая ранняя из них не сохранилась. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале!),принадлежавшаяпрославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Брейгель жил в Риме во время своего итальянского путешествияв конце 1552 - начале 1553 гг. Но была ли миниатюра создана именно в этот периодпо заказу Кловио? Возможно, художник написал еееще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше - малая(60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена, или большая(114х155см), самая знаменитая, из Картинной галереиХудожественно-исторического музея в Вене. Одни искусствоведы весьма остроумно доказывают, что роттердамская картина предшествовала венской, другие не менее убедительно утверждают, что сначала была создана венская. Во всяком случае, Брейгель вновь обратился ктеме Вавилонской башнипримерно черездесять лет послевозвращения из Италии: большая картина написана в 1563 г., малая - несколько раньше или чуть позднее.


Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня. Ок. 1563 г.

В архитектуребашнироттердамскойкартины явственно отразилисьитальянские впечатления художника:сходство постройки с римским Колизеем очевидно. Брейгель, в отличие от своих предшественников, изображавших башню прямоугольной,делает грандиозную ступенчатую постройку круглой, подчеркивает мотив арок. Однако отнюдь не сходство брейгелевской башнис Колизеем поражает зрителя прежде всего.


Римский Колизей .

Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого,о чем считалось, что это невозможно передать». Слова Ортелиуса можно в полной мере отнести к картине из Роттердама: художник изобразил не просто высокую мощную башню - ее масштаб запределен,несопоставим с человеческим, он превосходит все мыслимые мерки. Башня «главою до небес» возносится выше облаков ив сравнениис окружающим пейзажем - городом,гаванью,холмами -представляется какой-то кощунственно огромной. Онапопирает своимиобъемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию.

Но нет гармонии и в самой башне. Похоже, что строителиговорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почемуонивозводили арки и окна над нимикто во что горазд? Дажев нижних ярусах соседние ячейки отличаются друг от друга, ичемвыше башня, тем заметнее разнобой. А на заоблачной вершине царит полныйхаос.В трактовке Брейгеля, Господне наказание - смешение языков - настигло людей не в одночасье; непониманиес самого начала былоприсуще строителям, но все же не мешало работе, покане достигло какого-то критического предела.

Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня. Фрагмент..

Вавилонская башня на этой картине Брейгеля никогда не будет завершена. При взгляде на нее вспоминается выразительное слово изрелигиозно-философских трактатов: богооставленность. Еще копошатся тут и там муравьишки-люди,еще пристают в гавани корабли, но ощущение бессмысленности всего начинания, обреченностиусилий человеческих не покидает зрителя. От башни веет заброшенностью, от картины - безнадежностью:гордый замысел людей вознестисьдо небесне угоден Богу.


Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. 1563 г.

Обратимся теперь кбольшой«Вавилонской башне». В центре картины - всетот же ступенчатый конус со множеством входов. Обликбашни существенно не изменился:мы сновавидим разнокалиберные арки и окна, архитектурную несуразицу на вершине. Как и на малой картине, слеваот башни раскинулся город, справа - порт. Однако эта башнявполне соразмерна пейзажу. Ее громада вырастает из прибрежной скалы, онавысится над равниной,словно гора, но ведь гора, какой бы высокой она ни была,остаетсячастью привычного земного ландшафта.

Башня отнюдь не выглядит заброшенной - напротив, здесь кипит работа! Повсюду деловито снуют люди, подвозятся материалы,вращаются колеса строительныхмашин, тут и там расставлены лестницы, на уступах башни примостилисьсарайчики-времянки. С удивительной точностью и истинным знанием дела изображает Брейгель современную ему строительную технику.

Картина полна движения: живет город у подножия башни,бурлит порт. На переднем плане мы видимволне актуальную, истиннобрейгелевскую жанровую сценку: ударную стройку всех времен и народовпосещаетначальство - библейский царь Нимрод, по заказу которого, по преданию, возводилась башня.Ему спешат освободить дорогу, каменотесы падаютниц, свита трепетно ловит выражение лица чванливого владыки...

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня.
Фрагмент. Царь Нимрод со свитой.

Впрочем, это единственнаясцена, проникнутая иронией, тонким мастером которой был Брейгель. Работу строителей художник изображает с большой симпатией и уважением. Да и как может быть иначе:ведь он - сын Нидерландов,страны, где, по выражению французского историка Ипполита Тэна, люди умели«без скуки делать самые скучные вещи», гдеобыденныйпрозаический труд чтили не менее,а может быть даже более, чем возвышенный героический порыв.

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Однако каков же смысл этого труда? Ведь если посмотреть на вершину башни, становится очевидным,что работа
явно зашла в тупик. Но заметим - стройкаохватывает нижние ярусы,которые, по логике вещей,должны были
быть уже завершены. Кажется, что отчаявшись возвести "башню высотою до небес", люди занялись более
конкретным и посильным делом - решили получшеобустроить ту ее часть, чтоближе к земле, к реальности,
кповседневности.

А может быть,одни «участники совместного проекта» отступились от строительства, адругие продолжают работу,
и смешение языков им не помеха. Так или иначе,возникаетощущение, что Вавилонской башне на венской картине суждено строиться вечно. Так испокон веков, преодолевая взаимноенепонимание и вражду, возводятлюди Землибашнючеловеческой цивилизации. И не перестанут возводить,пока стоит этот мир,«и не будет для них ничего невозможного».