Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Вампилов старший сын анализ произведения. Анализ на уроках литературы

Вампилов старший сын анализ произведения. Анализ на уроках литературы

Взаимоотношения «отцов и детей» - это особая страница в истории человечества. И эти отношения зачастую трудны, драматичны. Они требуют от обоих поколений мудрости, терпения, душевной щедрости, великодушия, любви. И отцовские чувства распространяются порой не только на собственных детей, но и на других людей, близких по духу, по судьбе. Этот мотив звучит в пьесе А. Вампилова «Старший сын».

Это произведение критики сопоставляли с философской притчей. Основная тема пьесы - тема дома, семьи, духовной близости людей. Главный герой - студент Бусыгин. Это неглупый, тонкий человек, хороший психолог. Случайное происшествие становится своеобразной проверкой порядочности героя, чуткости, его нравственных ориентиров. Сюжет у Вампилова вырастает из обыденной ситуации: в кафе Бусыгин знакомится с Семеном Савостьяновым по кличке Сильва. Погуляв с девушками, они пошли их провожать и поздним вечером оказались за городом. Последняя электричка уже ушла, ночевать им было негде. И приятели решаются на авантюру. Попав в квартиру музыканта Сарафанова, Бусыгин выдает себя за старшего сына хозяина. Он намекает на случайную связь Сарафанова во время войны. И простодушный музыкант принимает его в собственную семью, не требуя никаких документальных подтверждений этого родства. Эта ситуация очень важна для прояснения характеров героев, обозначения сложности взаимоотношений в семье Сарафановых, представления их жизненных ценностей. Как отмечали исследователи, «само по себе вторжение Бусыгина и Сильвы в незнакомый им мир интимных семейных отношений не ведет к возникновению конфликта - оно важно для драматурга скорее в качестве условного приема, позволяющего этим двум героям стать свидетелями сложных внутрисемейных коллизий».

В процессе развития действия выясняется, что жена ушла от Сарафанова, дети его повзрослели, у каждого из них своя жизнь: дочь Нина собирается замуж, мечтает уехать с мужем на Сахалин, а младший, Васенька, испытывает несчастную любовь. Из филармонии герой давно уволен, карьера его не состоялась. Фактически Сарафанов изображен в ситуации жизненного тупика. Здесь возникает мотив одиночества героя. При этом он тонкий, чуткий человек: он пишет музыку, пытается помочь своим детям, дарит «старшему сыну» семейную реликвию - серебряную табакерку.

По ходу действия раскрываются характеры Бусыгина и Сильвы. Савостьянов с первых же сцен предстает законченным циником. Сильва и Кудимов противопоставлены всем остальным героям пьесы. Быстро освоившись в новой ситуации, Сильва начинает ухаживать за Ниной. Поначалу к позиции нового приятеля приближается и Бусыгин. «У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют». И уже эта реплика обнажает душевную противоречивость, неоднозначность героя - определенный цинизм сочетается в нем с разочарованием в людях, с тоской по сочувствию и состраданию. Представив Сарафанову «легенду о старшем сыне», Бусыгин поначалу не задумывается о возможных драматических последствиях своего поступка. Однако он вдруг осознает всю жестокость происходящего, начинает испытывать душевный дискомфорт.

Узнав всех поближе, Бусыгин проникается симпатией к этой семье. И он органично «входит» в нее. Духовное родство героев обозначается в сцене с женихом Нины, Кудимовым. Этот герой воплощает в пьесе солдафонскую прямолинейность, механистичность, примитивное восприятие жизни. Уволенный из филармонии, Сарафанов играет на танцах и похоронах. Дети, щадя самолюбие отца, скрывают эту ситуацию от окружающих, умалчивают об этом.

Кудимов же замечает, что видел Сарафанова в похоронном оркестре, лишний раз напоминая герою о его профессиональной несостоятельности. Так «правдолюбие» оборачивается у Вампилова не только бестактностью, но и жестокостью. В этой же сцене звучат слова, раскрывающие душевную сущность Сарафанова: «…Жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто делал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит».

Основная идея пьесы - утверждение подлинного, духовного родства людей, не зависящего от родственных связей и основанного на единстве их нравственных принципов, единстве их жизненной философии. Как отмечали исследователи, «Вампилов последовательно доводит движение комически заостренной ситуации «Старшего сына» до того предела, когда она должна перейти в драматическую, но затем уверенно и легко снимает драматизм, исходя при этом не только из требований избранного жанра». В финале Бусыгин признается в собственной лжи. Однако для Сарафанова-старшего этот обман не имеет большого значения, поэтому разоблачение героя ведет не к трагическому, а к счастливому финалу, который закономерен в пределах лирической комедии. Легкомыслие Бусыгина, его ложь являются не результатом безнравственности героя, а скорее следствием его молодости и, возможно, тоски по настоящей семье. И он обретает эту семью, о которой мечтал.

Таким образом, духовное родство людей определяется не кровным родством, а общностью мировосприятия, взглядов на жизнь, отношения к людям.

Произведение по жанровой направленности относится к комедийному стилю с включением в содержание трагических мотивов, создающих впечатление своеобразной философской притчи.

Сюжетная линия пьесы основывается на странном стечении обстоятельств, драматических моментов, являющихся движимой силой в развитии повествовательного действия, выстроенного вокруг семейства Сарафановых.

Все персонажи произведения представляются писателем в качестве ключевых образов, начиная с двух молодых друзей Сильвы (Семена Севостьянова) и Владимира Бусыгина, по волею случая оказавшихся на городской окраине и нашедших ночлег в квартире Сарафанова, главы небольшой семьи в составе заканчивающего школу Васеньки и дочери Нины, недавно вышедшей замуж за курсанта Кудимова.

События пьесы, начавшись с незатейливого обмана юношей, искавших ночлег, разворачивается в серьезном направлении, поскольку старший Сарафанов неожиданно узнает в Бусыгине своего старшего, незаконнорожденного двадцать лет назад сына, а остальные члены семейства впоследствии видят их внешнее сходство. Таким образом, Бусыгин оказывается принят в семейные взаимоотношения Сарафановых, не являющиеся благополучными.

Старший Сарафанов является пожилым интеллигентным мужчиной с несостоявшейся карьерой, давно брошенным женой, в одиночку воспитывавшим детей, которые не планируют связывать свою дальнейшую жизнь со стареющим отцом, мечтая уехать на Сахалин и в тайгу. В Бусыгине же Сарафанов надеется обрести потерянную сыновью любовь, не чувствуя обмана и лжи, а впоследствии и не желая их замечать.

Владимир постепенно свыкается с придуманной ролью сына и начинает принимать активное участие в жизни семейства, давая советы младшим детям в их обустройстве личной жизни, порой грубо вмешиваясь в частные отношения.

Смысловая нагрузка пьесы заключается в изображении писателем острой человеческой необходимости в постоянном ощущении душевного родства и стремлении к обретению родного крова.

Бусыгин, являясь совершенно посторонним для Сарафановых, неожиданно для себя начинает ощущать между ними родственную связи и чувствует свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Несмотря на юношескую браваду и цинизм, в молодом человеке рождается способность на проявление истинных чувств в виде любви, прощения, сострадания.

Повествовательное содержание пьесы «Старший сын» на всем протяжении развития действия демонстрирует на примере простой бытовой истории общечеловеческие гуманистические проблемы в виде острого дефицита людской доброты, доверия, взаимопонимания и ответственности, а также изображает возможность обретения духовного родства людей, несвязанных между собой формальными близкими отношениями, познакомившимися лишь благодаря счастливой случайности.

Писатель поднимает в пьесе глубоко нравственную проблематику, заключающуюся в мечте каждого человека на обретение общей семейной благостной гармонии.

Анализ 2

Произведение А.В. Вампилова «Старший сын» можно отнести к комедийному жанру. Но, несмотря на это в сюжете прослеживаются трагические моменты. Поэтому пьеса больше напоминает философскую притчу. В произведении события происходят будто случайно. Все действия крутятся вокруг семьи Сарафановых.

Абсолютно все персонажи являются главными героями. Можно сказать, что писатель никого не обделил вниманием. Даже, казалось бы, случайные герои (несколько парней попросили ночлег в квартире семьи Сарафановых) играют весомую роль в произведении. Семья Сарафоновых небольшая в ней воспитывается школьник Васенька и проживает дочь Нина с мужем курсантом Кудимовым.

Начинается произведение с истории о том, как ребята искали ночлег, и нашли его в квартире, где проживали Сарафоновы. С этого момента начались разворачиваться события в серьёзном направлении. Глава семейства узнает в одном парне (Владимире Бусыгине) своего незаконнорождённого старшего сына. Ему должно было бы быть двадцать лет. Но через некоторое время все члены семьи стали отмечать внешнюю схожесть старшего Сарафанова и Бусыгина. Бедного парня буквально втянули в семейные отношения, которые не были благополучными.

Глава семьи Сарафанов – это пожилой мужчина, интеллигентный, но у которого не сложилась карьера. От него ушла жена, оставив ему двоих детей. Дети не хотят жить и в дальнейшем досматривать старика. Они планируют уехать из города на Сахалин. Сарафанов увидел в Бусыгине своего сына. Старик понадеялся, что парень останется с ним. Сарафанов верил, что он нужен своему вновь обретенному сыну. Поэтому он не заметил обмана, который происходил у него на глазах.

Владимир был не против подыгрывать старику и поизображать его сына. Он активно вошел в образ. Парень быстро вошел в доверие. Владимир относился к младшим детям, будто к родным братьям. Он давал им советы и наставления. Он пытался научить их жизни. Иногда он перегибал палку и вмешивался туда, куда ему не следует.

На самом деле Бусыгин не являлся родным ребенком Сарафанова. Но, несмотря на это между ними возникли чувства сострадания, отцовской любви и понимания.

Основная идея произведения – это то, что каждый человек хочет чувствовать себя нужным, любимым и незаменимым. Автор пытался донести до читателя мысль о том, как важны семейные отношения и взаимоотношения. В пьесе «Старший сын» демонстрируется проблема дефицита добра, ласки заботы доверия и любви в семейных отношениях.

  • Критика о романе Капитанская дочка Пушкина и отзывы современников

    Сама публикация романа в журнале «Современник» не вызвала интереса со стороны критиков. Ни один журнал или газета, издаваемые в Санкт-Петербурге и Москве, никак не прокомментировали новое произведение Пушкина.

  • Пьеса «Старший сын» заявлена А.В. Вампиловым по жанру как комедия. Однако комедийной в нем выглядит только первая картина, в которой два молодых человека, опоздавших на электричку, решают найти способ переноче­вать у кого-нибудь из жителей и приходят в квартиру Сарафановых.

    Неожиданно дело приобретает серьезный оборот. Глава семейства простодушно признает в Бусыгине старшего сына, так как двадцать лет назад у него действительно был роман с одной женщиной. Сын Сарафанова Васенька даже видит внешнее сходство героя с отцом. Так, Бусыгин с приятелем входят в круг семейных проблем Сарафановых. Выясняется, что жена давно ушла от музыканта. А дети, едва повзрослев, мечтают выпорхнуть из гнезда: дочь Нина выходит замуж и уезжает на Сахалин, а Васенька, не успев окончить школу, говорит, что едет в тайгу на стройку. У одной - счастливая любовь, у другого - несчастная. Дело не в этом. Главная мысль состоит в том, что в планы выросших детей не вписы­вается забота о пожилом отце, человеке чувствительном и доверчивом.

    Бусыгина Сарафанов-старший признает сыном, практи­чески не требуя весомых доказательств и документов. Он дарит ему серебряную табакерку - семейную реликвию, которая переходила от поколения к поколению в руки старшего сына.

    Постепенно лжецы свыкаются со своими ролями сына и его друга и начинают вести себя по-домашнему: Бусыгин уже на правах брата вмешивается в обсуждение личной жизни Ва­сеньки, а Сильва начинает ухаживать за Ниной.

    Причина излишней доверчивости Сарафановых-младших заключается не только в их природной душевной открытости: они убеждены в том, что взрослому человеку не нужны роди­тели. Эту мысль в пьесе озвучивает Васенька, который потом все-таки оговаривается и, чтобы не обидеть отца, поправляет фразу: «Чужие родители».

    Видя, с какой легкостью выращенные им дети спешат по­кинуть родной дом, Сарафанов не очень удивляется, застав утром собирающихся уйти тайком Бусыгина и Сильву. Он продолжает верить в историю про старшего сына.

    Глядя на ситуацию со стороны, Бусыгин начинает жалеть Сарафанова и пытается уговорить Нину не бросать отца. В разговоре выясняется, что жених девушки - надежный па­рень, который никогда не врет. Бусыгину становится инте­ресно посмотреть на него. Вскоре он узнает о том, что Сара- фанов-старший уже полгода не работает в филармонии, а играет в клубе железнодорожников на танцах. «Он неплохой музыкант, но никогда не умел за себя постоять. К тому же он попивает, ну и вот, осенью в оркестре было сокращение...» - рассказывает Нина. Щадя самолюбие отца, дети скрывают от него, что знают об увольнении. Оказывается, Сарафанов и сам сочиняет музыку (кантату или ораторию «Все люди - братья»), но делает это очень медленно (застрял на первой странице). Однако Бусыгин относится к тому с пониманием и говорит, что, может быть, так и нужно сочинять серьезную музыку. Назвавшись старшим сыном, Бусыгин взваливает на себя груз чужих забот и проблем. Его приятель Сильва, ко­торый и заварил кашу, представив Бусыгина сыном Сарафа­нова, лишь развлекается участием во всей этой запутанной истории.

    Вечером, когда в дом приходит жених Нины Кудимов, Са­рафанов поднимает тост за своих детей и произносит мудрую фразу, раскрывающую его жизненную философию: «...Жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит».

    Правдолюбивый Кудимов выясняет, что видел Сарафанова в похоронном оркестре. Нина и Бусыгин, стараясь сгладить ситуацию, утверждают, что он обознался. Тот не унимается, продолжая спорить. В конце концов Сарафанов сознается, что давно не играет в театре. «Серьезного музыканта из меня не получилось», - с грустью произносит он. Таким образом, в пьесе поднимается важная нравственная проблема. Что лучше: горькая правда или спасительная ложь?

    Автор показывает Сарафанова в глубоком жизненном ту­пике: жена ушла, карьера не состоялась, детям он тоже не 248 нужен. Автор оратории «Все люди - братья» в реальной жизни чувствует себя совершенно одиноким человеком. «Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, не­благодарных», - восклицает он, сравнивая себя со старым диваном, который давно мечтают выбросить. Сарафанов уже собирается ехать в Чернигов к матери Бусыгина. Но внезапно обман раскрывается: поссорившись с другом, Сильва выдает его мнимым родственникам. Однако добродушный Сарафа­нов на этот раз отказывается ему верить. «Что бы там ни бы­ло, а я считаю тебя своим сыном», - говорит он Бусыгину. Даже узнав правду, Сарафанов приглашает его остаться жить в своем доме. Передумывает уезжать на Сахалин и Нина, по­нимая, что солгавший Бусыгин в душе является хорошим, добрым человеком, а Кудимов, который готов умереть за правду, жестокий и упрямый. Сначала Нине даже нравилась его честность и пунктуальность, умение держать слово. Но на деле эти качества не оправдывают себя. Прямолинейность Кудимова становится в жизни не такой уж нужной, так как заставляет отца девушки тяжело переживать свои творческие неудачи, обнажает его душевную рану. Желание летчика до­казать свою правоту оборачивается никому не нужной про­блемой. Ведь о том, что Сарафанов не работает в филармо­нии, дети уже давно знали.

    Вкладывая особый смысл в понятие «брат», А.В. Вампи- лов подчеркивает, что людям следует бережнее относиться друг к другу, а главное - не пытаться играть чужими чувст­вами.

    Счастливый финал пьесы примиряет ее центральных геро­ев. Символично, что и главный обманщик и авантюрист Силь­ва, и правдолюбивый до мозга костей Кудимов покидают дом Сарафанова. Это наводит на мысль о том, что в жизни не нуж­ны подобные крайности. А.В. Вампилов показывает, что ложь все равно рано или поздно вытесняется правдой, но иногда надо дать возможность человеку самому осознать это, а не выводить его на чистую воду.

    Однако у этой проблемы есть и другая сторона. Питая себя лживыми иллюзиями, человек всегда осложняет себе жизнь. Боясь быть откровенным с детьми, Сарафанов едва не утратил душевную связь с ними. Нина, желая поскорее уст­роить свою жизнь, чуть не уехала на Сахалин с человеком, которого не любит. Васенька потратил столько сил на то, чтобы добиться расположения Наташи, не желая послушать здравые рассуждения своей сестры о том, что Макарская ему не пара.

    Сарафанова-старшего многие считают блаженным, но его бесконечная вера в людей заставляет их думать и забо­титься о нем, становится мощной объединяющей силой, помогающей ему удержать своих детей. Недаром в ходе развития сюжета Нина подчеркивает, что она папина дочка. А у Васеньки такая же «тонкая душевная организация», как у отца.

    Как и в начале пьесы, Бусыгин в финале ее снова опазды­вает на последнюю электричку. Но прожитый день в доме Сарафановых преподносит герою хороший нравственный урок. Однако включаясь в борьбу за судьбу Сарафанова-старшего, Бусыгин получает награду. Он обретает семью, о которой мечтал. В короткий срок еще недавно совсем чужие ему люди становятся близкими и дорогими. Он порывает с пустым и никчемным Сильвой, который становится ему уже не интере­сен, и находит новых настоящих друзей.

    Цели:

    1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством драматурга;

    2) разобраться в нравственной проблематике пьесы;

    3) составить план характеристики главных героев.

    Оборудование: портрет А.Вампилова, художественный фильм “Старший сын”.

    Методические приемы: частичная лекция, доклад учащихся, просмотр эпизодов фильма, их анализ, аналитическая характеристика героев (метод беседы).

    Ход урока

    I. Постановка целей и задач урока.

    II. Вступительное слово учителя.

    Александр Вампилов - человек, жизнь которого короткая, но яркая. Драматург, сыгравший значительную роль в современном театре.

    III. Сообщение учащегося о жизненном пути А.Вампилова.

    IV. Слово учителя о творчестве А.Вампилова.

    Главной страстью А.Вампилова был театр, а в литературе – драматургия. Он погиб в 35 лет, так и не увидев ни одной своей пьесы на столичной сцене, при жизни издал лишь небольшой сборник рассказов. Валентин Распутин, друживший с ним со студенческих лет, говорил: “В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов… - кажется, самую душу и самую надежду почти единовременно потеряла с этими именами российская литература…”.

    Драматургия Александра Вампилова делится на 2 этапа.

    Конфликт имеет двуплановость:

    1) молодость отцов с одной стороны;

    2) мудрость отцов с другой стороны.

    Юмор служит задаче: воскрешение человека, за несерьезным взглядом на вещи обнаруживается глубокая форма познания реальной действительности.

    Герои способны делать выводы, основанные на внутренних душевных ценностях, поэтому автор легко и естественно приводит героев к должным поступкам, отвечающим высшим человеческим интересам.

    Второй этап: новый герой, сопротивляющийся автору, идеальной обстановке противопоставляет свою, реальную, в которой нет места бескорыстной любви к ближнему, добра ради добра. Следовательно, позиция автора – честный художник, поэтому основное настроение произведения – грусть, которая пронизывает все пьесы II этапа.

    V. Просмотр фрагментов художественного фильма “Старший сын” и аналитическая характеристика героев пьесы.

    Беседа с учащимися:

    Эта комедия светлая и печальная; каковы отличительные черты жанра пьесы “Старший сын”?

    В чем особенность системы характеров пьесы? (Это драматическое произведение, конфликт между двумя группами героев: нормальных и ненормальных*).

    * Вампилов А.В. Дом окнами в поле – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981 – 690 с., с.130.

    Каких героев пьесы вы можете отнести к группе нормальных и ненормальных? Подтвердите свой ответ строками из текста.

    Аналитическая беседа о каждом герое.

    Сарафанов.

    К какой возрастной группе принадлежит этот герой, почему?

    Как относится к детям? (Просмотр фрагмента, подтверждение увиденного строками из текста).

    Как принимает известие о существовании старшего сына?

    Кто этот молодой человек?

    Как относится к своей лжи о том, что он является сыном?

    Почему он не может быть равнодушным к семье Сарафановых? (Бусыгин взвалил на себя проблему чужой семьи и с точки зрения нравственности помогает возродить семью)

    Что общего и в чем разница с Сильвой? (Просмотр отдельных эпизодов фильма). (У этих героев судьбы одинаковые, а духовный мир разный).

    Нина и Вася.

    Как эти герои пьесы относятся к отцу, почему?

    Как они принимают “старшего брата”?

    Кудимов, Макарская, Сильва.

    Что можно сказать об этих людях?

    Что их объединяет?

    Что происходит в финале с этими людьми? Изменились ли они?

    Понимание темы, идеи, конфликта.

    Первое название “Предместье” указывает на место, где происходит действие. Почему автор изменил название? (Очень важно понимание того, что происходит в пьесе).

    Какие проблемы решаются? (Проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, ответственности).

    Какова двуплановость пьесы?

    Как рассматривается в пьесе вопрос о правде? Сопоставьте с вопросом о правде в пьесе М.Горького “На дне”. Зачем герои пьесы “Старший сын” врут? Есть ли у этого вранья оправдание? Всегда ли нужна правда?

    Какова тема, идея произведения?

    Как вы думаете, почему так называется пьеса?

    Финал пьесы оптимистичен. Как вы думаете, могло ли такое случиться в жизни?

    Как, по-вашему, сложатся судьбы героев в дальнейшем?

    VI. Слово учителя.

    Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных отношений. За внешней бравадой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию. Так от частной бытовой, истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем. А парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности. Показана нравственная сущность старшего сына – на его плечах все: надежда, будущее семьи, и Бусыгин – старший сын, достоин чести, нравственной основы “отца”, следовательно, он возродил семью.

    VII. Домашнее задание.

    Составить характеристику понравившегося героя.

    Написать рецензию на фильм “Старший сын”, сопоставив его с пьесой А.Вампилова.

    Всегда так: трагедия с элементами комедии и комедия с элементами трагедии. Создатель «Утиной охоты» не делал ничего особенного, он просто пытался воспроизвести в своих произведениях жизнь такой, какая она есть. В ней же не бывает только черного и белого, существование человека наполнено полутонами. Наша задача - рассказать об этом в статье, в которой будет произведен анализ. Вампилов, «Старший сын» - в фокусе внимания.

    Сразу следует оговориться, что необходим и краткий пересказ (он будет содержать некоторые аналитические наблюдения) вампиловского шедевра. К нему мы и приступаем.

    Неудавшаяся вечеринка на четверых

    Начинается все с того, что два молодых парня (Владимир Бусыгин и Семён Севостьянов) чуть за 20 провожали девушек и рассчитывали на приятный вечер, но девушки оказались «не такие», о чем они и сообщили ухажерам. Конечно, ребята для вида поспорили немного, но делать нечего, на стороне девушек всегда ключевое слово в романтическом вопросе. Они остались на окраине города, без приюта, а на улице холодно, последняя электричка ушла.

    В этой местности есть две зоны: частный сектор (там стоят домики деревенского типа) и прямо напротив - небольшой каменный дом (этажа в три вышиной) с аркой.

    Друзья решают разделиться: один идет высматривать ночлег в каменном пристанище, а другой обрабатывает частный сектор. Бусыгин стучится в дом к 25-летней работнице местного суда Наталье Макарской. Она некоторое время назад повздорила с 10-классником Васенькой, который, видимо, давно и безнадежно в нее влюблен. Она думала, что это снова пришел юноша, но нет. Макарская с Бусыгиным какое-то время пререкаются, но ночлега у девушки молодой человек, естественно, не получает.

    Севостьянову Семену (Сильве) отказывает житель дома напротив. Молодые люди оказываются там, где и были - на улице.

    И вдруг они наблюдают, как пожилой человек - Сарафанов Андрей Григорьевич - кларнетист, служащий в оркестре, по официальной версии, а на самом деле играющий на похоронах и танцах, стучится к Наташе и просит уделить ему несколько минут. Молодые люди думают, что это свидание, и решают прорваться в квартиру Сарафанова под любым предлогом, мерзнуть на улице им не хочется.

    Наша задача - анализ: Вампилов («Старший сын», его пьеса) - его объект, поэтому следует отметить, что персонажи Бусыгин и Сильва сначала кажутся людьми совершенно поверхностными, легкомысленными, но в процессе развития сюжета один из них меняется на глазах читателя: приобретает глубину характера и даже некоторую привлекательность. Кто, узнаем далее.

    Помня о цели, также надо сказать, что Бусыгин - безотцовщина и студент-медик, мама его живет в Челябинске со старшим братом. Чем занимается Сильва, совершенно не важно в контексте нашего замысла.

    Неожиданное пополнение семейства

    Молодые люди не ошибаются: действительно дверь в квартиру Сарафановых остается открытой, а расстроенный недавней любовной неудачей Васенька собирается бежать из дома, как выясняется чуть позже, его цель - тайга. Дочь Сарафанова (Нина) не сегодня-завтра уедет на Сахалин, на днях она выходит замуж за летчика. Другими словами, дома царит раздрай, и его жителям не до гостей, хоть ожидаемых, а хоть и нет, поэтому пришельцы удачно выбрали момент. Нам это тоже пригодится, чтобы провести анализ. Вампилов («Старший сын») пьесу свою написал филигранно, все персонажи исполняют свои партии безупречно и реалистично.

    Бусыгин делает вид, что знаком с отцом Васеньки и говорит такую фразу: «Все мы, люди, - братья». Сильва начинает раскручивать эту идею и доводит ее до того, что Владимир - это неожиданно обретенный сводный брат Васеньки. Юноша в шоке, Бусыгин тоже от прыти товарища слегка ошалел, ну что делать, на улице-то не хочется ночевать. Они разыгрывают этот спектакль перед Сарафановыми. Как показывает анализ, Вампилов («Старший сын») пьесу начал с розыгрыша. В основании драмы у него лежит шутка, а вся пьеса, кажется, что-то вроде комедии, но это только на первый взгляд.

    Вася ищет, что бы выпить. Молодые люди, включая 10-классника, употребляют. Потом появляется Сарафанов, а неудачливые провожающие скрываются на кухне. Вася рассказывает отцу всю историю его старшего сына. Старик начинает вслух вспоминать подробности встречи с возможной матерью Владимира и невольно выдает прохиндеям всю нужную информацию, а они жадно ловят каждое слово: имя женщины, город (Чернигов), нужный возраст старшего сына, если бы он был.

    Затем Владимир появляется, отвечает на все вопросы отца правильно. Дом захлестывает всеобщее ликование, и продолжается пьянка, но теперь уже к ней присоединился Сарафанов старший.

    На шум выходит Нина и требует объяснений. Сначала девушка не верит старшему брату, затем и она проникается к нему доверием.

    Бусыгин начинает верить в собственную игру. Точка перерождения персонажа

    Между Бусыгиным и пожилым человеком моментально налаживается контакт, и отец открывает всю душу перед блудным сыном. Они проговорили всю ночь. Из ночного общения Владимир узнает подробности жизни Сарафановых, например, то, что Нина скоро выходит замуж за летчика, а также душевные муки самого отца. Как тяжело жилось семье. Под впечатлением от ночного разговора, после того как отец ушел спать, Владимир будит Семена и упрашивает его быстро уйти, но в дверях их застает Андрей Григорьевич. Он просит старшего сына принять фамильную реликвию - серебряную табакерку. И тут с Владимиром случается духовный переворот. То ли ему стало очень жалко старика, то ли себя, ведь он своего отца не знал. Бусыгин вообразил, что он перед всеми этими людьми в долгу. Он поверил, что он им родня. Это очень важный момент в исследовании, а анализ пьесы Вампилова «Старший сын» двигается дальше.

    Любовь как объединяющая сила

    Когда отшумел праздник, надо было убирать со стола и вообще приводить в порядок кухню. Это вызвались делать двое - Бусыгин и Нина. Во время совместного труда, который, как известно, объединяет, любовь вынула свой и пронзила сердце каждого из молодых людей. Дальнейшее повествование лишь вытекает из такого знакового события. К такому выводу подводит нас анализ пьесы Вампилова «Старший сын»

    К концу уборки Бусыгин, например, позволяет себе очень едкие и колкие замечания в адрес без пяти минут мужа Нины. Она же их не то чтобы отвергает, но и не слишком противится яду брата. Это говорит о том, что "родственники" уже на дружеской ноге друг с другом, а за быстрое развитие доверительных отношений в короткий срок может отвечать только сильная взаимная симпатия.

    Спонтанно возникающая любовь между Владимиром и Ниной выстраивает весь дальнейший сюжет и является той силой, которая сплачивает вновь семью Сарафановых в единое целое.

    Расхождение по разным сферам Бусыгина и Севостьянова

    Таким образом, памятуя о недавно зародившейся любви, читатель понимает, что Владимир теперь не иллюзорно, а действительно становится своим в семье Сарафановых. Неожиданный гость становится тем гвоздем, который не дает родным людям утратить связи между собой, он их соединяет, становится центром. Сильва же, наоборот, оказывается все более чужим Бусыгину и тому дому, куда их по случайности занесло, поэтому Семен старается хоть что-то извлечь из сложившейся ситуации и пытается закрутить роман с Наташей Макарской. Замечательную пьесу написал Вампилов - «Старший сын» (анализ и краткое содержание продолжаются).

    Явление жениха

    В день уборки кухни должно произойти знаменательное событие: Нина планирует познакомить отца со своим женихом - курсантом летного училища Михаилом Кудимовым.

    Между утром и вечером происходит целая цепь событий, о которой стоит упомянуть хотя бы кратко: Макарская меняет свое отношение к Васеньке с гнева на милость и приглашает его в кино. Тот мчится покупать билеты, не подозревая, что Сильва уже плетет свою паутину соблазна. В нее он рассчитывает поймать Наташу. Та с готовностью, естественно, уступает любителю женщин, ведь Семен ей более подходит по возрасту. Сильва и Наташа должны встретиться ровно в 22:00. На это же время воодушевленный паренек берет билеты на киносеанс. Наташа с ним идти отказывается и раскрывает тайну, что к ней ночью приходил Андрей Григорьевич сватать за Васятку.

    Пламенный юноша в отчаянии, он снова бежит собирать рюкзак, чтобы прочь уйти из дома в объятья тайги. Кое-как персонажи в предельном нервном напряжении дожидаются вечера и прибытия жениха.

    Представление сторон как-то сразу идет вкривь и вкось. Новоиспеченный старший брат и Сильва подшучивают над курсантом, тот не обижается, так как «любит веселых ребят». Сам Кудимов все время боится опоздать в военное общежитие, и вообще, смотрины ему в тягость.

    Вот появляется отец семейства. Познакомившись с Сарафановым, жених начинает мучиться от того, что он не может припомнить, где же он видел лицо будущего тестя. Пожилой человек, в свою очередь, говорит, что он - артист, поэтому, наверное, лицо его видел летчик либо в филармонии, либо в театре, но тот все это отметает. И вдруг, как гром среди ясного неба, курсант говорит: «Вспомнил, я видел вас на похоронах!» Сарафанов вынужден сознаться, что да, действительно, он уже 6 месяцев не работает в оркестре.

    После раскрытия тайны, которая уже не являлась ни для кого секретом, так как дети давно были в курсе, разыгрывается еще один скандал: с криками и стонами уходит из дома Вася, полный решимости добраться-таки до тайги. Жених также, увидев достаточно, спешит вернуться в военное общежитие до его закрытия. Сильва уходит в кино. У отца семейства случается истерика: он тоже хочет куда-то уйти. Его успокаивают Бусыгин и Нина, музыкант поддается. Все это очень важно, так как имеет прямое отношение к кульминации. Мастерски все сделал Вампилов. «Старший сын» (анализ произведения мы приводим) продолжается.

    Катарсис

    Затем Владимир признается Нине, что он ей не брат и, что еще хуже, он ее любит. В данный момент, наверное, по замыслу автора с читателем должен произойти катарсис, но это еще не совсем развязка. Ко всему прочему в квартиру вбегает Васятка и признается, что он поджег квартирку Макарской как раз в то время, когда она там была с Сильвой. У последнего пришли в негодность брюки из-за хулиганской выходки юноши. Для полноты картины из своей комнаты вышел несчастный отец с чемоданом, готовый ехать в Чернигов к матери Владимира.

    Сытый по горло спектаклем на волне разочарования от испорченной одежды, Семен закладывает Бусыгина и говорит, что Владимир такой же сын Сарафанову, как он ему племянница, и уходит.

    Сарафанов не желает верить и утверждает обратное. Более того, даже предлагает Володе переехать из студенческого общежития к ним. В хитросплетении всех этих событий Бусыгин обнаруживает, что он снова опоздал на электричку. Все смеются. Все довольны. Так заканчивается пьеса, которую написал Александр Вампилов. «Старший сын» (анализ также это показывает) - чрезвычайно трудное и неоднозначное произведение для оценки. Нам остается подвести некоторые итоги.

    Семья, попавшая в тупик

    Теперь, когда мы всю историю знаем, можно поразмышлять над тем, кем выступил во всей это истории «старший сын».

    Очевидно, что семья разваливалась на части: отец потерял работу, стал пить. Стены одиночества стали сходиться, он был в отчаянии. Дочери надоело тянуть всю семью (она вынуждена была работать, поэтому и выглядела старше своих 19 лет), ей казалось, что отбытие на Сахалин в качестве жены военного летчика - это замечательный выход. Все же лучше, чем такая жизнь. Васенька тоже искал выхода и не находил, поэтому решил уйти в тайгу, раз прибиться к более опытной женщине (Наташе Макарской) у него не получилось.

    Во время ночного разговора, когда отец посвящал сына в подробности своей жизни и деталей быта своей семьи, он очень точно описал ситуацию, ее можно было уместить в одну фразу: «Все бегут, предчувствуя огромную трагедию, нависшую над ними». Только Андрею Григорьевичу бежать некуда.

    Бусыгин как спаситель

    Старший брат пришел именно тогда, когда он нужен был всем. Владимир восстановил баланс и гармонию семьи. Их любовь с Ниной наполнила опустевшие резервуары семейной благодати, и никому никуда уже бежать не хотелось.

    Отец почувствовал, что у него есть сын, старший сын, на которого можно опереться. Нина поняла, что на остров не обязательно ехать, а брат смог победить свою болезненную привязанность к девушке намного старше себя. Естественно, под любовью Васи к Наташе скрывалась глобальная тоска по матери, чувству защищенности и комфорту.

    Единственный персонаж пьесы, который остался в абсолютном проигрыше, - Сильва, так как все другие основные персонажи образовали некоторый внутренний круг. Из него был исключен только Семен.

    Разумеется, выиграл в итоге и Владимир Бусыгин: у него появился отец, о котором он так мечтал с самого детства. Другими словами, пьеса заканчивается сценой общей семейной гармонии. На этом хочется закончить краткий анализ. «Старший сын» Вампиловым написан блестяще, и это не только замечательное, но и глубокое произведение, ставящее серьезные вопросы перед читателем.