В развитии астрономии и астрологии особое место принадлежит шумерам и вавилонянам. О шумерах и их высокоразвитой культуре мир узнал в XIX в.- благодаря археологическим раскопкам, которые обнаружили в развалинах библиотеки Ашшурбанипала (668-626 гг. до н. э.) сотни тысяч глиняных «рукописей», состоявших как из новых записей, так и из копий текстов более ранних времен.
Все значительные храмы регулярно посылали царю отчеты с истолкованием того, что произошло на небе. Библиотека Ашшурбанипала служила своеобразным научным центром, где концентрировались эти отчеты.
В конце XIX в. французские археологи открыли огромный архив хозяйственных документов древнего шумерского города Лагаша с приходо-расходными записями, планами земельных участков с обозначением размеров и с подсчетом площадей. Этот архив очень интересен для изучения социальной истории шумеров.
Не меньшее значение для истории архитектуры, математики и астрономии имели клинописные таблички из библиотеки при храме Энлиля в Ниппуре. Библиотека занимала более 80 комнат. При храме были обнаружены и школьные помещения, где сохранились учебные пособия и тексты для упражнений учащихся в письме, грамматике, математике и астрономии.
Расшифровка и прочтение древних текстов стали сенсацией века и пролили свет на забытую эпоху человеческой культуры пяти тысячелетней давности. Стало известно, что Месопотамия была населена шумерами на юге и аккадцами на севере. В III тысячелетии до н. э. шумерские большие города на юге (у моря Эриду, на границе с пустыней Ур, Ниппур, Лагаш, Урук, Ларса) достигли наивысшего расцвета. Они не были изолированы от древних цивилизаций Мохенджо-Даро на востоке и Египта на западе, между ними существовали торгово-экономические контакты.
В северных городах Месопотамии (Вавилоне, Агаде, Ситаре, Борсиппе) аккадцы восприняли культуру шумеров. Около 2500 г. до н. э. аккадцы завладели территорией всей страны. В эту пору военные силы состояли из аккадцев, тогда как писцами, государственными чиновниками и жрецами храмов были шумеры. Господствующее положение в следующем столетии вернулось к югу: правители Ура и Лагаша себя называли «царями Шумера и Аккада». В дальнейшем Вавилон становится столицей и культурно-экономическим центром страны.
С. Н. Крамер на основании исследований клинописных рукописей в книге своей «В Шумере начинается история» осветил такие вопросы истории культуры древнего классового общества, как образование, международные отношения, политическая система, социальные реформы, своды законов, правосудие, медицина, сельское хозяйство, натурфилософия, этика, религиозные воззрения: рай, потоп, первая легенда о воскресении из мертвых, потусторонний мир, эпическая литература - сказания о Гильгамеше.
Простое перечисление поднятых Крамером вопросов истории культуры Шумера свидетельствует о широте и глубине исследований автора.
Велики заслуги шумеров перед человечеством и в области развития математики и астрономии. Шумерская математическая культура была многонациональной: она развилась в процессе культурного общения и международной заморской торговли с Египтом и Индией (Мохенджо-Даро), социальное и культурное развитие которых находилось на одном уровне с Шумером.
Астрономическая наука развивалась и плодородных долинах рек Инда, Нила, Тигра и Евфрата. В этих долинах разные природно-географические условия, по-разному ведут себя реки. Однако их объединяет весьма существенный фактор - отсутствие в продолжение многих месяцев в году атмосферных осадков. В силу этого на заре оседлой земледельческой культуры хлеборобы пользовались разливом рек, искусственным орошением почвы. Начало сельскохозяйственных работ зависело от времени таяния снегов в горах, времени разлива рек, от своевременной ежегодной очистки каналов и оросительной сети от наносов, исчисляемых многими тысячами кубометров ила, от устройства и ремонта дамб, от организации правильного и своевременного распределении воды в ирригационной сети.
Разнородные сельскохозяйственные работы должны были выполняться в определенной последовательности в течение круглого года, будучи взаимоувязаны во всей орошаемой долине. Такая работа не могла быть организована мелкими княжествами. В силу хозяйственной необходимости создавались централизованные государства, единые для всей орошаемой долины, с объединением богов отдельных племен в пантеоны; жрецы создавали календари, что было необходимо для координации сельскохозяйственного производства; ради этого осуществляются астрономические наблюдения. Календари нужны были также кочевым и оседлым скотоводам для регулирования выпаса скота в долинах и отгона на горные пастбища, стрижки овец с учетом времени окота и многого другого.
Религии народов Месопотамии в шумерскую эпоху до начала III тысячелетия до н. э. - это почитание богов Ану, Эа и Энлиль.
Происхождение Ану ученые связывают с олицетворением Неба (ан небо). Энлиль (лиль ветер) - с ветром, приносящим дожди с гор, а Эа - с водной стихией. В этом пантеоне богов шумеров прослеживается олицетворение сил природы и главного божества - Неба. В семитическую эпоху (с середины III тысячелетия до н. э.) древние шумерские боги были сохранены, но появились и новые.
Возвышение Вавилона как культурно-экономического, торгового и политического центра страны приводит к объявлению Мардука главным божеством. Впервые возникает идея монотеизма. Вавилонские жрецы пытаются создать учение о том, что существует только один бог Мардук, а все другие - это лишь разные его проявления. В этом сказалась политика централизации власти в стране.
В дальнейшем выдвигается идея обожествления царей Вавилона, правящих народами от имени небесного бога Солнца Шамаша, который вручает царю Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) свиток с законами. Вавилоняне строят храмы, посвященные Солнцу, возводятся и зиккураты - искусственные горы, предназначенные для моления на их вершине.
Жители долины Нила поклонялись местным номовым божествам-покровителям (священным животным). На этом культе сказалось приручение полезных животных в доисторическом прошлом - коровы (богиня Хатор), дававшей людям молоко, пахотного вола, облегчавшего труд земледельца, кошки (богиня Бастет), истреблявшей грызунов, крокодила (богиня Собек), очищавшего Нил от загрязнений отбросами и падалью, львицы (богиня Сохмет), царицы зверей, и т. п.
При первом объединении Египта в конце IV тысячелетия до н. э. под властью выходцев из области Эдфу племенное божество этой области превратилось в обще-египетского бога Солнца. В эпоху возвышения Мемфиса (около 3700 г. до н. э.) мемфисский бог Птах становится главным богом Египта. В связи с перемещением центра Египта в город Гелиополь местный бог Атум (Ра) превращается в верховное божество страны (около 2700 г. до н. э.). Политические перемены в стране приводят (около 2100 г. до н. э.) к созданию центра государства в Фивах. Культ местного божества Фив Амона сближается с культом прежнего бога Ра. В результате бог Амон-Ра становится верховным божеством нового объединения Египта.
Ученые прослеживают создание нескольких пантеонов богов Египта: фиванской триады - Хонсу, Мут, Амон; мемфисской - Птах, Сохмет, Нефертум и эннеад (девятибожие), среди которых особенно популярна была гелиополисская, состоявшая из четырех пар богов во главе с Ра, это - Шу и Тефнут, Ге и Нут, Сет и Нефтида, Осирис и Исида.
Архитектура египетских храмов - это воплощение идеи вечности мироздания. Многоступенчатые месопотамские зиккураты выражали идею общения с Космосом человека, который, поднявшись над окружающим пространством, становился ближе к небу.
Архитектура индийских ступ символизировала сущность мироздания, основанного на его четырех сторонах покрытого сферой купола.
В соразмерностях и архитектурных пропорциях древности отразились достижения жреческой математики, зачастую одетой в мистическую оболочку, однако выросшей из практики хозяйственного управления государством, исчисления времени, землемерного искусства. Математические познания становились основой гармонизации в архитектуре и порядка в строительном производстве.
Зодчие Месопотамии и Египта были искусными геометрами и в установлении соразмерностей сооружения пользовались как арифметическими отношениями, так и геометрическими построениями. Это подтверждается целым рядом непреложных фактов.
Например, Геродот (V в. до н. э.), основываясь на рассказах египетских жрецов, сообщает, что «площадь грани Хеопсовой пирамиды равняется квадрату, построенному на высоте пирамиды». Это сообщение историка подтвердилось анализом натурных обмеров пирамиды Хеопса.
Сохранившиеся на стенах храмов эпохи Древнего царства рельефные изображения строителей-каменотесов, а также исследования соразмерностей памятников древнего Египта не оставляют сомнений в том, что для построения архитектурной формы жрецы-зодчие широко пользовались простыми отношениями малых величин, «священными» целочисленными треугольниками со сторонами 3: 4: 5; 5: 12: 13; 20: 21: 29, а также иррациональными величинами: диагональю квадрата, диагональю двух квадратов, его половиной и др.
Правителями, знатью и храмами требовало учета имущества. Для обозначения того, кому, сколько и что принадлежало, были придуманы специальные знаки-рисунки. Пиктография - древнейшее письмо с помощью рисунков.
Клинописью в Месопотамии пользовались почти 3 тысячи лет. Однако потом она была забыта. Десятки веков клинопись хранила свою тайну, пока в 1835 году Г. Роулинсон. английский офицер и любитель древностей. не расшифровал ее. На отвесной скале в Иране сохранилась одинаковая надпись на трех древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом известном ему языке, а потом сумел разобраться и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи.
Изобретение письменности было одним из величайших достижений человечества. Письменность дала возможность сохранять знания, сделала их доступными большому количеству людей. Хранить память о прошлом стало возможным в записях (на глиняных табличках, на папирусе), а не только в устном пересказе, передаваемом от поколения к поколению "из уст в уста". До настоящего времени письменность остается главным хранилищем информации для человечества.
2. Рождение литературы.
В Шумере были созданы первые поэмы, запечатлевшие древние предания и рассказы о героях. Письменность позволила донести их до нашего времени. Так родилась литература.
Шумерская поэма о Гильгамеше повествует о герое, который отважился бросить вызов богам. Гильгамеш был царем города Урук. Он похвалялся перед богами своим могуществом, и боги разгневались на гордеца. Они сотворили Энкидy - получеловека-полузверя, обладавшего огромной силой, и послали его сразиться с Гильгамешем. Однако боги просчитались. Силы Гильгамеша и Энкиду оказались равными. Недавние враги превратились в друзей. Они отправились в путешествие и пережили множество приключений. Вместе они победили страшного великана, охранявшего кедровый лес, и совершили немало других подвигов. Но разгневался на Энкиду бог солнца и обрек его на смерть. Гильгамеш безутешно оплакивал смерть друга. Понял Гильгамеш, что не сможет победить смерть.
Отправился Гильгамеш искать бессмертие. На дне моря он нашел траву вечной жизни. Но как только герой уснул на берегу, злая змея съела волшебную траву. Так и не смог осуществить Гильгамеш свою мечту. Но созданная людьми поэма о нем сделала его образ бессмертным.
В литературе шумеров мы встречаем изложение мифа о потопе. Люди перестали повиноваться богам и своим поведением вызвали их гнев. И боги решили погубить род человеческий. Но среди людей был человек по имени Утнапиштим, который во всем слушался богов и вел праведную жизнь. Бог воды Эа сжалился над ним и предупредил о надвигающемся потопе. Утнапиштим построил корабль, погрузил на него свое семейство, домашних животных и имущество. Шесть дней и ночей носился его корабль по бушевавшим волнам. На седьмой день буря утихла.
Тогда Утнапнштим выпустил ворона. И ворон не вернулся к нему. Понял Утнапиштим, что ворон увидел землю. То была вершина горы, к которой и пристал корабль Утнапиштима. Здесь он принес жертву богам. Боги простили людей. Утнапнштиму боги даровали бессмертие. Воды потопа отступили. С тех пор опять стал множиться род людской, осваивая новые земли.
Миф о потопе существовал у многих народов древности. Он вошел в Библию. Даже древние жители Центральной Америки, оторванные от цивилизаций Древнего Востока, тоже создали сказание о Всемирном потопе.
3. Знания шумеров.
Шумеры научились наблюдать за Солнцем, Луной, звездами. Они вычислили их путь по небу, определили многие созвездия и дали им имена. Шумерам казалось, что звезды, их движение и расположение определяют судьбы людей и государств. Они открыли пояс Зодиака - 12 созвездий, образующих большой круг, по которому Солнце совершает свой путь в течение года. Ученые жрецы составляли календари, вычисляли сроки лунных затмений. В Шумере было положено начало одной из древнейших наук - астрономии.
В математике шумеры умели считать по десяткам. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.
В городах Древнего Шумера были созданы первые школы. Учились в них только мальчики, девочкам давали домашнее воспитание. Мальчики отправлялись на занятия с восходом солнца. Школы были организованы при храмах. Учителями были жрецы.
Занятия продолжались целый день. Выучиться писать клинописью, считать, рассказывать сказания о богах и героях было нелегко. За плохие знания и нарушение дисциплины строго наказывали. Тот, кто успешно заканчивал школу, мог получить место писца, чиновника или стать жрецом. Это давало возможность жить не зная бедности.
Несмотря на суровость дисциплины, школу в Шумере уподобляли семье. Учителя называли "отцом", а учеников - "сыновьями школы". И в те далекие времена дети оставались детьми. Они любили поиграть и пошалить. Археологи нашли игры и игрушки, которыми забавлялись дети. Младшие играли так же, как и современные малыши. Они возили за собой игрушки на колесиках. Интересно, что величайшее изобретение - колесо - было тут же применено в игрушках.
В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Скачать рефераты по истории , календарно-тематическое планирование, онлайн уроки истории 5 класс , бесплатные электронные издания , домашняя работа
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные урокирозлив вина
шумерская керамика
Первые школы.
Шумерийская школа возникла и развилась до появления письменности, той самой клинописи, изобретение и усовершенствование которой явилось самым значительным вкладом Шумера в историю цивилизации.
Первые письменные памятники были обнаружены среди развалин древнего шумерского города Урука (библейский Эрех). Здесь нашли более тысячи маленьких глиняных табличек, покрытых пиктографическим письмом. В основном это были хозяйственные и административные записи, однако среди них оказалось несколько учебных текстов: списки слов для заучивания наизусть. Это свидетельствует о том, что по меньшей мере за 3000 лет до и. э. шумерские писцы уже занимались вопросами обучения. В течение последующих веков Эрех дело развивалось медленно, однако к середине III тысячелетия до и. с), на территории Шумера). ПО-ВИДИМОМУ, существовала сеть школ для систематического Обучения чтению и письму. В древнем Шуруппаке-па родине шумерского … во время раскопок 1902--1903 гг. было найдено значительное количество табличек со школьными текстами.
Из них же мы узнаём, что количество профессиональных писцов в тот период достигало нескольких тысяч. Писцы делились на младших и старших: были писцы царские и храмовые, писцы с узкой специализацией в какой-либо одной области и писцы высокой квалификации, которые занимали важные государственные должности. Все это дает основания предполагать, что по всему Шумеру было разбросано множество довольно крупных школ для писцов и что этим школам придавалось Немалое значение. Однако ни одна из табличек той эпохи еще не дает нам ясного представления о шумерских школах, о системе и методах обучения в них. Чтобы получить такого рода сведения, необходимо обратиться к табличкам первой половины II тысячелетия до н. э. Из археологического слоя, соответствующего этой эпохе, были извлечены сотни учебных табличек со всевозможными заданиями, выполненными самими учениками во время уроков. Здесь представлены все стадии обучения. Такие глиняные "тетрадки" позволяют сделать немало интересных выводов о системе обучения, принятой в шумерских школах, и о программе, которая там изучалась. К счастью, и сами преподаватели любили писать о школьной жизни. Многие из этих записей также сохранились, хотя и в отрывках. Эти записи и учебные таблички дают достаточно полное представление о шумерской школе, о ее задачах и целях, об учениках и учителях, о программе и методах обучения. В истории человечества это единственный случай, когда мы можем узнать так много о школах столь отдаленном эпохи.
Первоначально цели обучения в шумерской школе были, так сказать, чисто профессиональными, то есть школа должна была готовить писцов, необходимых в хозяйственной и административной жизни страны, главным образом для дворцов и храмов. Эта задача оставалась центральной на протяжении всего существования Шумера. По мере развития сети школ. а также по мере расширения учебных программ школы постепенно становятся очагами шумерской культуры и знания. Формально тип универсального "ученого" - специалиста по всем существовавшим в ту эпоху разделам знания: по ботанике, зоологии, минералогии, географии, математике, грамматике и лингвистике редко учет. поог^шахи знания своей этике. причем не эпохи.
Наконец, в отличие от современных учебных заведений шумерские школы были своеобразными литературными центрами. Здесь не только изучали и переписывали литературные памятники прошлого, но и создавали новые произведения.
Большинство учеников, оканчивавших эти школы, как правило, становились писцами при дворцах и храмах или в хозяйствах богатых и знатных людей, однако определенная их часть посвящала свою жизнь науке и преподаванию.
Подобно университетским профессорам наших дней, многие из этих древних ученых зарабатывали себе на жизнь преподавательской деятельностью, посвящая свое свободное время исследованиям и литературному труду.
Шумерская школа, первоначально возникшая, по-видимому, как придаток храма, со временем отделилась от него, и ее программа приобрела в основном чисто светский характер. Поэтому труд учителя вероятнее всего оплачивался за счет взносов учеников.
Разумеется, в Шумере не было ни всеобщего, ни обязательного обучения. Большинство учеников происходили из богатых или зажиточных семей - ведь беднякам было нелегко найти время и деньги для продолжительной учебы. Хотя ассириологи уже давно пришли к такому выводу, это была только гипотеза, и лишь в 1946 г. немецкий ассириолог Николаус Шнейдер сумел подкрепить ее остроумными доказательствами, основанными на документах той эпохи. На тысячах опубликованных хозяйственных и административных табличек, относящихся примерно к 2000 г. до н. э.. упоминается примерно пятьсот имен писцов. Многие из них. Во избежание ошибки, рядом со своим именем ставили имя своего отца и указывали его профессию. Тщательно рассортировав все таблички, Н. Шнейдер установил, что отцами этих писцов, -а все они, разумеется, обучались в школах,- были правители, "отцы города", посланники, управляющие храмами, военачальники, капитаны судов, высшие налоговые чиновники, жрецы различных рангов, подрядчики, надсмотрщики, писцы, хранители архивов, счетоводы.
Иными словами, отцами писцов были наиболее зажиточные горожане. Интересно. что ни в одном из фрагментов не встречается имени писца- женщины; по-видимому. и шумерских школах обучались только мальчики.
Во главе школы стоял уммиа (знающий человек. учитель), который именовался также отец школы. Ученики назывались "сыновьями школы", а помощник учителя --«старшим братом». В его обязанности, в частности, входило изготовление каллиграфических табличек-образцов, которые потом переписывали ученики. Он же проверял письменные задания и заставлял учеников рассказывать выученные ими уроки.
В числе преподавателей были также учитель рисования и учитель шумерского языка, наставник, следивший за посещаемостью, и так называемый ^владеют ни \лыстом"> (очевидно, надзиратель, отвечавший за дисциплину в школе). Трудно сказать, кто из них считался выше по рангу; мы знаем только, что "отец школы" был ее фактическим директором. Нам ничего не известно и об источниках существования школьного персонала. Вероятно, "отец школы" выплачивал каждому его долю из обшей суммы, поступавшей в уплату за обучение.
Что касается школьных программ, то здесь к нашим услугам богатейшие сведения, почерпнутые из самих школьных табличек - факт поистине уникальный в истории древности. Поэтому нам нет нужды прибегать к косвенным свидетельствам или к сочинениям древних авторов: мы располагаем первоисточниками-табличками учеников, начиная от каракулей "первоклассников" и кончая работами "выпускников", настолько совершенными, что их с трудом можно отличить от табличек, написанных преподавателями.
Эти работы позволяют установить, что курс обучения шел по двум основным программам. Первая тяготела к науке и технике, вторая была литературной, развивала творческие особенности.
Говоря о первой программе, необходимо подчеркнуть, что она отнюдь не была подсказана жаждой знания, стремлением разыскать истину. Эта программа постепенно сложилась в процессе преподавания, основная цель которого заключалась в обучении шумерскому письму. Исходя из этой Основной задачи шумерские учителя создали систему обучения. основанную на принципе лингвистической классификации. Лексика шумерского языка разделялась ими на группы, в опоры слова и выражения были связаны общим. Эти грунте слов заучивались и иеренисыровались до тех пор, пока ученики не привыкали воспроизводить самостоятельно. Но к III тысячелетию до н, э. школьные учебные тексты начали заметно расширяться и постепенно превратились в более или менее стабильные учебные пособия, принятые во всех школах Шумера.
В одних текстах приводятся длинные списки названий деревьев и тростников; в других -названия всевозможных пкивых существ (животных, насекомых и птиц): в третьих- названия стран, городов и селений; в четвертых -названия камней и минералов. Подобные списки свидетельствуют о значительной осведомленности шумеров в области "ботаники", "зоологии", "географии" и "минералогии" - весьма любопытный и малоизвестный факт. который лишь недавно привлек внимание ученых, занимающихся историей науки.
Шумерские педагоги также создавали всевозможные математические таблицы и составляли сборники задач, сопровождая каждую соответствующим решением и ответом.
Говоря о лингвистике, следует прежде всего отметить, что особое внимание, судя по многочисленным школьным табличкам, уделялось грамматике. Большинство таких табличек представляет собой длинные списки сложных существительных, глагольных форм н т. п. Это говорит о том, что грамматика шумеров была хорошо разработана. Позднее, в последней четверти III тысячелетия до н. э., когда семиты Аккада постепенно завоевали Шумер, шумерские педагоги создали первые известные нам "словари". Дело в том, что завоеватели-семиты переняли не только шумерскую письменность: они также высоко ценили литературу древнего Шумера, сохраняли и изучали ее памятники и подражали им даже тогда, когда шумерский стал мертвым языком. Этим и была вызвана необходимость в "словарях". где давался перевод шумерских слов и выражений на язык Аккада.
Обратимся теперь ко второй учебной программе, которая имела литературный уклон. Обучение по этой программе заключалось в основном в заучивании и переписывании литературных произведений второй половши Ш тысячелетия до н. э.. когда литература была особенно богата, а также в подражании им. Таких текстов были сотни и почти все они представляли собой стихотворные произведения размером от 30 (или менее) до 1000 строк. Судя по тем из них. которые удалось составить и расшифровать. эти произведения припадали к различным канонам: мифы и эпические сказания в стихах, прославляющие песни; Шумерских богов и героев; хвалебные гимны богам;царям. плач; разрушенных, библейских городах.
Среди Литературных табличек и их ииломкоп. извлеченных из развалин Шумера, многие представляют собой школьные копии, переписанные руками учеников.
О методах и технике преподавания в школах Шумера мы пока знаем совсем немного. С утра, придя в школу, ученики разбирали табличку, которую написали накануне.
Затем - старший брат, то есть помощник учителя, подготавливал НОВУЮ табличку, которую ученики начинали разбирать и переписывать. Старший брат. а также отец школы, видимо, еле/шли за работой учеников, проверяя, правильно ли они переписывают текст. несомненно, что успехи шумерских учеников в значительной мере зависели от их памяти, учителя и их помошники должны были сопровождать подробными объяснениями слишком сухие списки слов. таблицы и литературные тексты, переписываемые учениками. Но эти лекции, которые могли бы оказать нам неоценимую помощь при изучении шумерской научной и религиозной мысли и литературы, по-видимому, никогда не записывались, а потому навсегда утрачены.
Несомненно одно: преподавание в школах Шумера не имело ничего общего с современной системой обучения, при которой усвоение знаний в значительной степени зависит от инициативы и самостоятельной работы; самого ученика.
Что касается дисциплины. то без палки дело не обходилось. Вполне возможно, что. не отказываясь от поощрения учеников за успехи, шумерские педагоги все же больше полагались на Устрашающее действие палки, мгновенно каравшей отнюдь не райской. Он ходил в школу каждый день и просто там с утра до вечера. Наверное, в течение года устраивались какие-то каникулы, то мы об этом не имеем никаких сведений. Обучение длилось годами, ребенок успевал превратиться в юношу. интересно было бы посмотреть. имели ли шумерские ученики возможность выбирать работу или ИНУЮ специализацию. и если да. то в какой мере и на каком этапе обучения. Однако об этом, как и о многих других подробностях. источники умалчивают.
Одно в Сиппаре. а другое - в Уре. Но кроме того. что в каждом из этих зданий найдено большое количество табличек, они почти ничем не отличаются от обыкновенных жилых домов, а потому наша догадка может быть и ошибочной. Только зимой 1934.35 г. французские археологи обнаружили в городе Мари на Евфрате (на северо-запад от Ниппура) две комнаты, которые по своему расположению и особенностям явно представляют собой школьные классы. В них сохранились ряды скамеек из обожженного кирпича, рассчитанные на одного, двух или четырех учеников.
Но что думали сами ученики о тогдашней школе? Что бы дать на этот вопрос хотя бы неполный ответ. Обратимся к следующей главе, в которой приводится весьма любопытный текст о школьной жизни в Шумере, написанный почти четыре тысячи лет назад, но лишь недавно собранный из многочисленных отрывков и наконец-то переведенный. Этот текст дает, в частности, ясное представление об отношениях между учениками и учителями и является уникальным первым документом в истории педагогики.
школы у шумер
реконструкция шумерской печи
Вавилрнские печати-2000-1800гг.
о
Серебряная модель лодки,шашечная игра
Древний Нимруд
Зеркало
Быт шумер,писцы
Доски для письма
Классная комната в школе
Плуг-сеялка,1тыс.до н.э.
Винный погреб
Литература шумерская
Эпос о Гильгамеше
Шумерская керамика
Ур
Ур
Ур
Ур
Ур
ур
Ур
Ур
Ур
Ур
Ур
Ур
Ур
Ур
Ур
Ур
Урук
Урук
Убейдская культура
Медный рельеф с изображением птицы Имдугуд из храма в Эль-Убейде. Шумер
Фрагменты фресковых росписей во дворце Зимрилима.
Мари. XVIII в. до н. э.
Скульптура профессионального певца Ур-Нина. Мари.
Сер. III тыс. до н. э
Чудовище с головой льва, один из семи злых демонов, родившийся в Горе Востока и обитающий в ямах и развалинах. Он вызывает раздор и болезни среди людей. Гении, как злые, так и добрые, играли большую роль в жизни вавилонян. I тыс. до н. э.
Каменная резная чаша из Ура.
III тыс. до н. э.
Серебряные кольца для упряжи осла. Гробница царицы Пу-аби.
Ур. III тыс. до н. э.
Голова богини Нинлиль – жены бога Луны Нанна, покровителя Ура
Терракотовая фигура шумерского божества. Телло (Лагаш).
III тыс. до н. э.
Статуя Курлиля – начальника житниц Урука.Урук. Раннединастический период, III тыс. до н. э.
Сосуд с изображением животных. Сузы. Кон. IV тыс. до н. э.
Каменный сосуд с цветными инкрустациями. Урук (Варка).Кон. IV тыс. до н. э.
«Белый храм» в Уруке (Варке).
Тростниковый жилой дом убейдского периода. Современная реконструкция. Национальный парк г. Ктесифона
Реконструкция частного дома (внутренний дворик)Ур
Ур-царская могила
Быт
Быт
Шумер несет ягненка для жертвоприношения
Введение
Культура Вавилона мало изучена
из-за частых разрушений.
Центральная часть Вавилонии располагалась
вниз по течению Евфрата от того
места, где Евфрат и Тигр сближаются.
Развалины Вавилона находятся в 90 км от
столицы Ирака Багдада. О Вавилоне в Библии
сказано: «Город великий... город крепкий».
В VII в. до н.э. Вавилон был самым большим
и богатым городом Древнего Востока. Его
площадь равнялась 450 га, прямые улицы
с двухэтажными домами, системой водопровода
и канализации, каменным мостом через
Евфрат. Город окружало двойное кольцо
крепостных стен толщиной до 6,5 м, через
которые в город вели восемь ворот. Самыми
важными были двенадцатиметровые ворота
богини Иштар, напоминавшие по форме триумфальную
арку, сложенные из бирюзового глазурованного
кирпича с орнаментом из 575 львов, драконов
и быков. Весь город пересекала дорога
процессий, идущая через северные ворота,
посвященные богине Иштар. Она шла вдоль
стен цитадели к стенам храма Мардука.
Посреди ограды высилась 90-метровая ступенчатая
башня, которая вошла в историю под названием
«Вавилонской башни». Она состояла из
семи разноцветных этажей. В ней находилась
золотая статуя Мардука.
По приказу Навуходоносора для
его жены Амлтис были разбиты «висячие
сады». Дворец Навуходоносора был воздвигнут
на искусственной платформе, на насыпных
террасах разбиты висячие сады. Этажи
садов поднимались уступами и соединялись
пологими лестницами.
Величие Вавилона было настолько
велико, что даже после окончательной
утраты независимости Нововавилонским
государством в октябре 539 г. до н.э. после
захвата его персами, он сохранял положение
культурного центра и оставался одним
из значительных городов мира. Даже Александр
Македонский, видевший не одну столицу,
решил, что Вавилон в Месопотамии, наряду
с Александрией в Египте, достоин стать
столицей его огромной империи. Здесь
он принес жертвы Мардуку, короновался
и дал приказ восстановить древние храмы.
Именно здесь, в Вавилоне, этот завоеватель
и умер 13 июня 323 г. до н.э. Впрочем, красота,
этого месопотамского города, не помешала
Александру Великому разрушить один из
самых примечательных вавилонских архитектурных
ансамблей – семиярусный зиккурат Этеменанки
(«Вавилонскую башню»), которая столь поразила
создателей Ветхого Завета и вдохновила
их на создание одного из самых красивых
рассказов о происхождении языков. «Комментаторы,
вероятно, правы, приписывая происхождение
сказания тому глубокому впечатлению,
которое великий город произвел на простодушных
кочевников-семитов, попавших сюда прямо
из уединенной и безмолвной пустыни. Они
были поражены неумолчным шумом улиц и
базаров, ослеплены калейдоскопом красок
в суетливой толпе, оглушены трескотней
людского говора на непонятных для них
языках. Их пугали высокие здания, в особенности
огромные террасообразные храмы с крышами,
сверкавшими глазурованным кирпичом и
упиравшимися, как им казалось, в самое
небо. Неудивительно, если эти простодушные
жители шалашей представляли себе, что
люди, взобравшиеся по длинной лестнице
на вершину огромного столба, откуда они
казались движущимися точками, действительно
соседствовали с богами».
Вавилон прославился в древнем
мире еще и своей наукой, и в
особенности – математической астрономией,
расцвет которой пришелся на V в. до
н.э., когда работали школы в Уруке, Сиппаре,
Вавилоне, Борсиппе. Вавилонскому астроному
Набуриану удалось создать систему определения
лунных фаз, а Киден открыл солнечные прецессии.
Большинство из того, что можно увидеть
без телескопа, было нанесено на звездную
карту именно в Вавилоне, и уже оттуда
попало в Средиземноморье. Существует
версия о том, что Пифагор заимствовал
свою теорему у вавилонских математиков.
Тема, выбранная мною, очень актуальна и по сей день. Изучением истории Древнего Вавилона ученые занимаются до настоящего времени, так как многое еще нераскрыто, неосознанно, неразгаданно. Достичь нужного результата, мне помогли работы следующих авторов: Клочков И.Г. 1 , который показал культуру и жизнь Вавилона; Крамер С.Н. 2 , который подробно раскрыл тему про жрецов и надзирателей в Шумере; Оганесян А.А. 3 , благодаря работе которого я узнал про возникновения письменности; Мириманов В.Б. 4 , отразивший общий центральный образ картины мира; Петрашевский А.И. 5 , глубоко раскрывший тематику Шумерского пантеона; Тураев Б.А. 6 , Хук С.Г. 7 , работы, которых, предоставили полное восприятие и сформирование всей картины, царившей в Древнем Вавилоне, их культуре, мифологии и повседневной жизни.
Искусство шумеров
Деятельная, производительная натура шумерского народа, выросшего в постоянной борьбе с тяжелыми природными условиями, оставила человечеству множество замечательных достижений в сфере искусства. Однако у самих шумеров, как и у других народов догреческой древности, понятие «искусство» не возникло по причине строгой функциональности любого изделия. Все произведения шумерской архитектуры, скульптуры и глиптики имели три основные функции: культовую, прагматическую и мемориальную. Культовая функция включала участие изделия в храмовом или царском ритуале, его знаковую соотнесенность с миром мертвых предков и бессмертных богов. Прагматическая функция позволяла изделию (например, печати) участвовать в текущей социальной жизни, показывая высокий общественный статус его обладателя. Мемориальная функция изделия заключалась в обращении к потомству с призывом вечно помнить своих предков, приносить им жертвы, произносить их имена и чтить их деяния. Таким образом, любое произведение шумерского искусства было призвано функционировать во всех известных обществу пространствах и временах, осуществляя знаковое сообщение между ними. Собственно же эстетическая функция искусства в то время еще не выделилась, и известная из текстов эстетическая терминология никоим образом не связана с пониманием красоты как таковой.
Шумерское искусство начинается с росписи керамических изделий. Уже на примере керамики из Урука и Суз (Элам), дошедшей от конца IV тысячелетия, можно увидеть основные черты переднеазиатского искусства, для которого характерен геометризм, строго выдержанная орнаментальность, ритмическая организация произведения и тонкое чувство формы. Иногда сосуд украшен геометрическим или растительным орнаментом, в некоторых же случаях мы видим стилизованные изображения козлов, собак, птиц, даже алтаря в святилище. Вся керамика этого времени расписана красным, черным, коричневым и фиолетовым узором по светлому фону. Синего цвета еще нет (он появится только в Финикии II тысячелетия, когда научатся получать краску индиго из морских водорослей), известен лишь цвет камня лазурита. Зеленый в чистом виде тоже не был получен - шумерский язык знает «желто-зеленый» (салатный), цвет молодой весенней травы.
Что означают изображения на ранней керамике? Прежде всего, желание человека овладеть образом внешнего мира, подчинить его себе и приноровить к своей земной цели. Человек хочет вместить в себя, как бы «въесть» посредством памяти и навыка то, чем он не является и что не является им. Отображая, древний художник не допускает и мысли о механическом отражении объекта; напротив, он сразу включает его в мир собственных эмоций и раздумий по поводу жизни. Это не просто овладение и учет, это практически сразу системный учет, помещение внутрь «нашего» представления о мире. Объект будет симметрично и ритмично размещен на сосуде, ему укажут место в порядке расположения вещей и линий. При этом собственная личность объекта, за исключением фактуры и пластики, никогда не принимается во внимание.
Переход от орнаментальной росписи сосудов к керамическому рельефу совершается в начале III тысячелетия в произведении, известном как «алебастровый сосуд Инанны из Урука». Здесь мы видим первую попытку перейти от ритмичного и бессистемного расположения предметов к некоему прообразу рассказа. Сосуд разделен поперечными полосами на три регистра, и «рассказ», представленный на нем, нужно читать по регистрам, снизу вверх. В самом нижнем регистре - некое обозначение места действия: река, изображенная условными волнистыми линиями, и чередующиеся колосья, листья и пальмы. Следующий ряд - шествие домашних животных (длинношерстных баранов и овец) и затем ряд обнаженных мужских фигур с сосудами, чашами, блюдами, полными фруктов. Верхний регистр изображает заключительную фазу шествия: дары сложены перед алтарем, рядом с ними - символы богини Инанны, жрица в длинном одеянии в роли Инанны встречает процессию, и к ней направляется жрец в одежде с длинным шлейфом, который поддерживает следующий за ним человек в короткой юбочке.
В области архитектуры шумеры известны, главным образом, как активные храмостроители. Надо сказать, что в шумерском языке дом и храм называются одинаково, и для шумерского архитектора «построить храм» звучало так же, как «построить дом». Бог-хозяин города нуждался в жилище, соответствовавшем представлению людей о его неиссякающем могуществе, большой семье, воинской и трудовой доблести и богатстве. Поэтому строился большой храм на высокой платформе (в какой-то мере это могло защитить от разрушений, причиняемых наводнениями), к которой с двух сторон вели лестницы или пандусы. В ранней архитектуре святилище храма было сдвинуто к краю платформы и имело открытый внутренний дворик. В глубине святилища находилась статуя божества, которому был посвящен храм. Из текстов известно, что сакральным центром храма был престол бога (бара), который нужно было ремонтировать и всячески оберегать от разрушения. К сожалению, сами престолы не сохранились. До начала III тысячелетия был свободный доступ во все части храма, но позднее в святилище и во дворик перестали впускать непосвященных. Вполне возможно, что изнутри храмы расписывались, но во влажном климате Двуречья росписи не могли сохраниться. Кроме того, в Месопотамии основными строительными материалами были глина и формованный из нее сырцовый кирпич (с примесью тростника и соломы), а век сырцовой постройки недолог, поэтому от самых древних шумерских храмов до наших дней дошли лишь развалины, по которым мы пытаемся реконструировать устройство и убранство храма.
К концу III тысячелетия в Двуречье засвидетельствован еще один тип храма - зиккурат, возводившийся на нескольких платформах. Причина возникновения такого сооружения доподлинно неизвестна, но можно предположить, что здесь сыграла свою роль привязанность шумеров к священному месту, следствием которой было постоянное обновление недолговечных сырцовых храмов. Обновленный храм должен был возводиться на месте старого с сохранением прежнего престола, так что новая платформа возвышалась над старой, и в течение жизни храма такое обновление происходило неоднократно, в результате чего число храмовых платформ увеличивалось до семи. Есть, однако, еще одна причина для строительства высоких многоплатформных храмов - это астральная ориентация шумерского интеллекта, любовь шумера к верхнему миру как носителю свойств высшего и неизменного порядка. Количество платформ (не более семи) могло символизировать число известных шумерам небес - от первого неба Инанны до седьмого неба Ана. Лучшим примером зиккурата является храм царя III династии Ура Ур-Намму, прекрасно сохранившийся до наших дней. Огромный холм его до сих пор возвышается на 20 метров. Верхние, сравнительно невысокие ярусы опираются на громадную усеченную пирамиду высотой около 15 метров. Плоские ниши расчленяли наклонные поверхности и смягчали впечатление массивности здания. Процессии двигались по широким и длинным сходящимся лестницам. Сплошные сырцовые террасы были разного цвета: низ - черный (обмазка битумом), средний ярус - красный (облицовка обожженным кирпичом) и верхний - выбеленный. В более позднее время, когда стали строить семиэтажные зиккураты, вводились желтые и голубые («лазуритовые») цвета.
Из шумерских текстов, посвященных строительству и освящению храмов, мы узнаём о существовании внутри храма покоев бога, богини, их детей и слуг, о «бассейне Абзу», в котором хранилась освященная вода, о дворике для принесения жертв, о строго продуманном декоре ворот храма, которые охранялись изображениями львиноголового орла, змей и драконообразных чудовищ. Увы, за редким исключением, ничего из этого сейчас уже не увидеть.
Жилье для людей строилось не столь тщательно и продуманно. Застройка производилась стихийно, между домами были немощенные кривые и узкие переулки и тупики. Дома в основном были прямоугольными в плане, без окон, освещались через дверные проемы. Обязателен был внутренний дворик. Снаружи дом окружался глинобитной стеной. Во многих зданиях была канализация. Поселение обычно обносилось снаружи крепостной стеной, достигавшей значительной толщины. Первым, по преданию, поселением, обнесенном стеной (то есть собственно «городом»), был древний Урук, получивший в аккадском эпосе постоянный эпитет «Урук огражденный».
Следующим по значению и развитию видом шумерского искусства была глиптика - резьба на печатях цилиндрической формы. Форма цилиндра, просверленного насквозь, изобретена в Южном Двуречье. К началу III тысячелетия она становится распространенной, и резчики, совершенствуя свое искусство, размещают на малой плоскости печати довольно сложные композиции. Уже на первых шумерских печатях мы видим, помимо традиционных геометрических орнаментов, попытку рассказать об окружающей жизни, будь то избиение группы связанных обнаженных людей (возможно, пленных), или постройка храма, или пастух перед священным стадом богини. Кроме сцен повседневной жизни встречаются изображения луны, звезд, солярные розетки и даже двухуровневые изображения: в верхнем уровне помещены символы астральных божеств, а в нижнем - фигурки животных. Позднее возникают сюжеты, имеющие отношение к ритуалу и мифологии. Прежде всего это «фриз сражающихся» - композиция, изображающая сцену битвы двух героев с неким чудовищем. Один из героев имеет человеческий облик, другой представляет собой смесь животного и дикаря. Вполне возможно, что перед нами одна из иллюстраций к эпическим песням о подвигах Гильгамеша и его слуги Энкиду. Широко известно также изображение некоего божества, сидящего на троне в ладье. Круг интерпретаций этого сюжета довольно широк - от гипотезы путешествия лунного бога по небосводу до гипотезы традиционного для шумерских богов ритуального путешествия к отцу. Большой загадкой для исследователей до сих пор остается образ бородатого длинноволосого великана, держащего в руках сосуд, из которого низвергаются два водных потока. Именно это изображение впоследствии трансформировалось в образ созвездия Водолея.
В глиптическом сюжете мастер избегал случайных поз, поворотов и жестов, но передавал наиболее полную, общую характеристику образа. Такой характеристикой фигуры человека оказался полный или в три четверти поворот плеч, изображение ног и лица в профиль, глаз анфас. При таком видении речной ландшафт вполне логично передавался волнистыми линиями, птица - в профиль, но с двумя крыльями, животные - также в профиль, но с какими-то деталями фаса (глаз, рога).
Цилиндрические печати Древнего Двуречья способны о многом рассказать не только искусствоведу, но и историку общества. На некоторых из них, помимо изображений, есть надписи, состоящие из трех-четырех строк, где сообщается о принадлежности печати определенному лицу (названо имя), являющемуся «рабом» такого-то бога (следует имя бога). Цилиндрическая печать с именем владельца прикладывалась к любому правовому или административному документу, выполняя функцию личной подписи и свидетельствуя о высоком социальном статусе владельца. Люди бедные и нечиновные ограничивались приложением бахромчатого края своей одежды или оттиском ногтя.
Шумерская скульптура начинается для нас со статуэток из Джемдет-Насра - изображений странных существ с фаллообразными головами и большими глазами, чем-то похожих на земноводных. Назначение этих статуэток до сих пор неизвестно, и самая распространенная из гипотез - их связь с культом плодородия и воспроизводства. Кроме того, можно вспомнить маленькие скульптурные фигурки животных этого же времени, очень выразительные и точно повторяющие натуру. Гораздо характернее для раннего шумерского искусства глубокий рельеф, почти горельеф. Из произведений этого рода самым ранним является, пожалуй, голова Инанны Урукской. Размером эта голова была немного меньше человеческой, плоско срезана сзади и имела отверстия для крепления на стену. Вполне возможно, что фигура богини была изображена на плоскости внутри храма, а голова выступала в направлении молящегося, создавая эффект устрашения, вызванный выходом богини из своего изображения в мир людей. Рассматривая голову Инанны, мы видим крупный нос, большой рот с тонкими губами, маленький подбородок и глазницы, в которых некогда были инкрустированы огромные глаза - символ всевидения, проницательности и мудрости. Мягкой, едва уловимой моделировкой подчеркнуты носогубные линии, придающие всему облику богини выражение надменное и несколько мрачное.
Шумерский рельеф середины III тысячелетия представлял собой небольшого размера палетку или плакетку из мягкого камня, сооруженную в честь какого-либо торжественного события: победы над врагом, закладки храма. Иногда такой рельеф сопровождался надписью. Для него, как и в ранний шумерский период, характерно горизонтальное членение плоскости, порегистровое повествование, выделение центральных фигур правителей или должностных лиц, причем размер их зависел от степени общественной значимости персонажа. Типичным примером такого рельефа является стела царя города Лагаша Эанатума (XXV в.), сооруженная в честь победы над враждебной Уммой. Одну сторону стелы занимает крупное изображение бога Нингирсу, который держит в руках сеть с барахтающимися в ней маленькими фигурками пленных врагов. На другой стороне - четырехрегистровый рассказ о походе Эанатума. Повествование начинается с печального события - оплакивания погибших. Два последующих регистра изображают царя во главе легковооруженного, а затем тяжеловооруженного войска (возможно, это связано с порядком действия родов войск в битве). Верхняя сцена (хуже всего сохранившаяся) - коршуны над опустелым полем битвы, растаскивающие трупы врагов. Все фигуры рельефа, возможно, выполнены по одному трафарету: одинаковые треугольники лиц, горизонтальные ряды копий, сжимаемых в кулаках. По наблюдению В. К. Афанасьевой, кулаков гораздо больше, чем лиц, - этим приемом достигается впечатление многочисленности войска.
Но вернемся к шумерской скульптуре. Свой подлинный расцвет она переживает только после Аккадской династии. От времени лагашского правителя Гудеа (умер ок. 2123 г.), вставшего во главе города через три столетия после Эанатума, дошло множество его монументальных статуй, выполненных из диорита. Статуи эти иногда достигают размеров человеческого роста. Они изображают человека в круглой шапочке, сидящего со сложенными в молитвенной позе руками. На коленях он держит план какого-то сооружения, а внизу и по бокам статуи идет клинописный текст. Из надписей на статуях мы узнаем, что Гудеа обновляет главный городской храм по заданию лагашского бога Нингирсу и что статуи эти ставятся в храмах Шумера в месте поминовения усопших предков - за свои деяния Гудеа достоин вечного загробного кормления и поминовения.
Можно выделить два типа статуй правителя: одни более приземистые, с несколько укороченными пропорциями, другие - более стройные и изящные. Некоторые искусствоведы полагают, что различие типов связано с различием ремесленных технологий у шумеров и аккадцев. По их мнению, аккадцы более умело обрабатывали камень, более точно воспроизводили пропорции тела; шумеры же стремились к стилизации и условности из-за неумения хорошо работать по привозному камню и точно передавать натуру. Признавая разницу между типами статуй, вряд ли можно согласиться с этими доводами. Шумерское изображение стилизовано и условно по самой своей функции: статуя ставилась в храме для того, чтобы молиться за поставившего ее человека, для этого же предназначена и стела. Нет фигуры как таковой - есть воздействие фигуры, молитвенное преклонение. Нет лица как такового - есть выражение: большие уши - символ неустанного внимания к советам старших, большие глаза - символ пристального созерцания невидимых тайн. Магических требований сходства скульптурных изображений с оригиналом не было; передача внутреннего содержания была важнее передачи формы, и форма разрабатывалась лишь в той мере, в какой отвечала этой внутренней задаче («думай о смысле, а слова придут сами»). Аккадское же искусство с самого начала было посвящено разработке формы и в соответствии с этим способно было исполнить в камне и глине любой заимствованный сюжет. Именно так и можно объяснить разницу между шумерским и аккадским типами статуй Гудеа.
Ювелирное искусство Шумера известно в основном по богатейшим материалам раскопок гробниц города Ура (I династия Ура, ок. XXVI в.). Создавая декоративные венки, короны-повязки, ожерелья, браслеты, разнообразные заколки и подвески, мастера использовали комбинацию трех цветов: синего (лазурит), красного (сердолик) и желтого (золото). При выполнении своей задачи они достигли такой изысканности и тонкости форм, такого абсолютного выражения функционального назначения предмета и такой виртуозности в технических приемах, что эти изделия по праву могут быть отнесены к шедеврам ювелирного искусства. Там же, в гробницах Ура, найдена прекрасная скульптурная голова бычка с инкрустированными глазами и лазуритовой бородой - украшение одного из музыкальных инструментов. Полагают, что в ювелирном искусстве и инкрустациях музыкальных инструментов мастера были свободны от идеологической сверхзадачи, и эти памятники можно отнести к проявлениям свободного творчества. Вероятно, это все же не так. Ведь невинный бычок, украшавший урскую арфу, был символом потрясающей, устрашающей мощи и долготы звука, что вполне соответствует общешумерским представлениям о быке как символе могущества и непрерывного воспроизводства.
Шумерские представления о прекрасном, как уже сказано выше, совершенно не соответствовали нашим. Шумеры могли наделить эпитетом «прекрасный» (шаг) овцу, годную для жертвы, или божество, обладавшее необходимыми тотемно-ритуальными атрибутами (одеяние, убор, макияж, символы власти), или изделие, выполненное в соответствии с древним каноном, или слово, сказанное для услаждения царского слуха. Прекрасное у шумеров то, что наилучшим образом пригодно для выполнения определенной задачи, что соответствует своей сущности (ме) и своему предначертанию (гиш-хур). Если просмотреть большое число памятников шумерского искусства, окажется, что все они изготовлены в соответствии именно с таким пониманием прекрасного.
Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора1. 3. Пример: хронология шумеров Еще более сложная ситуация сложилась вокруг списка царей, составленного шумерийскими жрецами. «Это был своего рода костяк истории, похожий на наши хронологические таблицы… Но, к сожалению, толку от такого списка было немного… Хронология
Из книги 100 великих загадок истории автора автораВнешний облик и быт шумеров Об антропологическом типе шумеров можно в известной степени судить по костным остаткам: они принадлежали к средиземноморской малой расе европеоидной большой расы. Шумерский тип и по сию пору встречается в Ираке: это смуглые люди невысокого
Из книги Древний Шумер. Очерки культуры автора Емельянов Владимир ВладимировичМир и человек в представлениях шумеров Шумерские космогонические представления распылены по множеству текстов самых разных жанров, но в целом можно нарисовать следующую картину. Понятий «вселенная», «космос» в шумерских текстах не существует. Когда есть необходимость
Из книги Математическая хронология библейских событий автора Носовский Глеб Владимирович2.3. Хронология шумеров Одним из древнейших очагов цивилизации считается Месопотамия (Междуречье). Однако вокруг списка царей, составленного шумерийскими жрецами, сложилась ещё более сложная ситуация, чем с римской хронологией. «Это был своего рода костяк истории,
Из книги Шумеры. Забытый мир [ёфицировано] автора Белицкий МарианЗагадка происхождения шумеров Трудности по дешифровке двух первых типов клинописи оказались всё же сущим пустяком по сравнению с теми осложнениями, которые возникли при чтении третьей части надписи, заполненной, как выяснилось, вавилонским идеографически–слоговым
Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан автора Ляпустин Борис СергеевичМир шумеров. Лугальаннемунду Шумеро-аккадская цивилизация Нижней Месопотамии не была изолированным островком высокой культуры, окруженным периферийными варварскими племенами. Напротив, многочисленными нитями торговых, дипломатических и культурных контактов она была
Из книги Шумеры. Забытый мир автора Белицкий МарианЗАГАДКА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ШУМЕРОВ Трудности по дешифровке двух первых типов клинописи оказались все же сущим пустяком по сравнению с теми осложнениями, которые возникли при чтении третьей части надписи, заполненной, как выяснилось, вавилонским идеографически-слоговым
Из книги Величайшие загадки истории автора Непомнящий Николай НиколаевичГДЕ РОДИНА ШУМЕРОВ? В 1837 г. во время одной из служебных командировок английский дипломат и лингвист Генри Роулинсон увидел на отвесной скале Бехистун, у древней дороги на Вавилон, какой?то странный рельеф, окруженный клинописными знаками. Роулинсон срисовал и рельефы, и
Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай НиколаевичКосмическая родина шумеров? О шумерах – пожалуй, самом загадочном народе Древнего мира – известно лишь то, что пришли они на свое историческое место обитания неизвестно откуда и превосходили по уровню развития аборигенные народы. А главное – до сих пор неясно, откуда
Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий ИвановичОткрытие шумеров Опираясь на результаты анализа ассиро-вавилонской клинописи, филологи все больше убеждались в том, что за спиной могущественных царств Вавилонии и Ассирии существовал когда-то более древний и высоко развитый народ, который и создал клинописное письмо,
Из книги Адрес - Лемурия? автора Кондратов Александр МихайловичОт Колумба до шумеров Итак, представление о земном рае, находящемся на востоке, разделял Христофор Колумб, и оно сыграло свою роль в открытии Америки. Как отмечает академик Крачковский, гениальный Данте, «многим обязанный мусульманской традиции, как выяснилось в XX в.,
Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич«Вселенная» шумеров Шумеро-аккадская цивилизация Нижней Месопотамии существовала в далеко не «безвоздушном пространстве», заполненном периферийными варварскими племенами. Напротив, плотной сетью торговых, дипломатических и культурных контактов она была связана с
Из книги История Древнего Востока автора Деопик Дега ВитальевичГОРОДА-ГОСУДАРСТВА ШУМЕРОВ В III ТЫС. ДО Р. Х. 1а. Население Южной Месопотамии; общий облик. 2. Протописьменный период (2900-2750). 2а. Письменность. 2б. Социальная структура. 2в. Экономические отношения. 2г. Религия и культура. 3. Раннединастический период I (2750-2600).
Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар ДаниловичРелигия древних шумеров Наряду с Египтом, родиной еще одной древнейшей цивилизации стало нижнее течение двух больших рек – Тигра и Евфрата. Эту область назвали Междуречье (по-гречески Месопотамия), или Двуречье. Условия исторического развития народов Месопотамии были