Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Усадьба шереметевых в высоком - мир путешествий.

Усадьба шереметевых в высоком - мир путешествий.

Стремительным домкратом шагает юбилей города-героя по не менее героической Смоленской области. Каждые выходные в нашем регионе где-нибудь кто-нибудь, да празднует юбилей - такова воля нашего Губернатора, на этой неделе повезло Тёмкинскому и Новодугинскому районам. Исполняя свой профессиональный долг, я отправился в Новодугино и, чтобы совместить приятное с полезным, решил со съёмочной группой ГТРК, которая работает над документальными фильмами серии «Усадьбы и судьбы», посетить усадьбу Высокое (а точнее то, что от неё осталось). Результат превзошёл все мои ожидания!

Для начала немного истории…

Был у нас такой царь, который стал и первым императором, звали его Пётр I.В 1706 году он даровал графский титул Борису Петровичу Шереметьеву, и стал тот первым графом на Руси (до него подобный титул никто не получал). Внук Бориса Петровича Дмитрий Николаевич Шереметьев в 54 года женился на Александре Григорьевне Мельниковой, которая после этого тоже стала Шереметьевой. В селе Высокое Смоленской губернии на берегу реки Вазузы располагалось её родовое имение. В 1867 году по заказу Шереметьевой знаменитый архитектор Николай Леонтьевич Бенуа начинает работы по обустройству Высокого. Усадьба была распланирована заново, были построены господский дом, церковь "Во имя пресвятые Богородицы Тихвинской", конный завод и ряд вспомогательных построек, а также разбит сад с прудом. И всё бы хорошо, но в 1917 году случилась революция, Шереметьевы иммигрировали из страны, а усадьба была национализирована.



Высокое сегодня

Попасть в усадьбу Шереметьевых можно, проехав 10 км по грунтовой дороге от села Торбеево, в котором сохранились достаточно интересные руины церкви Вознесения Господня, через село Александрино, где сохранилась усадьба, принадлежавшая Лобановым-Ростовским. Дорога в Высокое достаточно живописная с настоящими русскими национальными пейзажами.
При въезде в Высокое в глаза бросается одна из амбарных построек усадьбы, которая весьма сильно отличается от хозпостроек советского времени, характерных для нашей области, и… учебно-тренировочный самолёт L-29 чехословацкого производства, стоящий на постаменте, половина которого бережно разобрана местными жителями на металлолом. Боюсь даже предположить, каким образом данный пепелац попал сюда.



Ещё через каких-то 300 метров взору открываются брошенные и заросшие травой и кустарниками постройки усадьбы. Интересное дело, но меня на протяжении всей поездки не покидало ощущение того, что все эти постройки, церковь и господский дом и современное село Высокое, а также его жители живут в каких-то параллельных мирах, эпохах, даже вселенных, а заросшие травой и потерянные во времени здания как будто с насмешкой и величественной иронией смотрят на всё происходящие и ждут своего часа, который непременно настанет.



Прогулка по усадьбе


Величественная Тихвинская церковь показалась из-за окружающих деревьев совершенно неожиданно, её масштабы и богатство архитектурных форм поражают. Куполов на церкви уже давно нет, нет и колоколов в колокольне, зато на фасаде красуются отличные надписи в стиле «Игорь и пацаны» и «Путин - вор». На входе в церковь вот такое интересное объявление:



Сразу же за церковью находится господский дом, оценить его масштабы и сделать общий план на фото не позволяет большое количество деревьев, растущих как снаружи, так и внутри здания. Парадное крыльцо и лестница полностью разрушены, лишился господский дом и большей части деревянных элементов, веранды и перекрытий. Всё это последствия пожара, произошедшего уже во времена советской эпохи.



Особого внимания заслуживает и здание бывшего конного завода, в котором сейчас расположились сельский ДК и общежитие сельскохозяйственного техникума. Форма завода очень интересна: здание представляет собой неширокие галереи, расположенные по прямоугольному периметру, внутри которого находится двор и строение с огромным куполом.

Один из интереснейших, сохранивший множество построек, усадебных комплексов Смоленской области
- это усадьба Шереметевых в селе Высокое.
На крутом берегу реки Вазузы расположился великолепный архитектурно-парковый ансамбль выполненный
по проектам известного архитектора Н.Л. Бенуа. Архитектурный ансамбль, включающий в себя 19 усадебных строений,
строился с 1867 по 1873 года под руководством, друга и помощника Бенуа, К.К. Мюллера.

До наших дней сохранились практически все строения усадьбы: главный дом, дом управляющего, дом для детей, "старый дом" - дом графини, птичник, огромный конный завод, здание школы, молочная ферма и прочие. Над всеми этими разнообразными зданиями возвышается величественный двухэтажный храм в русском стиле, так же построенный по проекту Бенуа.
Когда-то в усадьбу попадали через "львиные ворота". Свое имя они получили от въездных пилонов с фигурами львов, держащих фамильный герб Шереметевых. На нем по латыни начертан девиз этой семьи: "Бог хранит всех". Эти львы тоже сохранились.

Усадьба встречает нас самым старым строением - "домом графини", построенный ещё в середине XIX века.
До 1860-х гг. в сельце Высоком находились небольшой деревянный усадебный дом и несколько служебных строений,
принадлежавших М.П. Мельниковой, представительнице старинного дворянского рода.
В 1858 году её дочь Александра стала женой графа Д.Н. Шереметева...

Дмитрий Николаевич Шереметев -
правнук петровского фельдмаршала и первого российского графа Б.П. Шереметева, сына известного театрала, основателя усадьбы "Останкино" графа Н.П. Шереметева и его жены крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой.

"Старый дом" - пример сравнительно скромной усадебной постройки в традициях позднего классицизма.
Одноэтажный прямоугольный объем дополнен двумя закрытыми крыльцами по уличному фасаду
в виде небольших ризалитов с актовыми портиками входов.

Следующим на нашем пути был дом для детей, 1869 года постройки.

В архитектуре здания ощутимы мотивы французского классицизма XVII века.

Вся поверхность стен и угловые лопатки покрыты рустом. Торцовый фасад низкого объема, обращенный к дороге, завершен щипцом
и имеет во втором этаже деревянный балкон с резными кронштейнами, балясинами и столбиками, несущими скатную кровлю.

Над большей частью второй этаж сделан мансардным, меньшая часть получает вид башенного объема с отдельной высокой крышей.

Напротив, через дорогу, находится дом управляющего.
Ризалиты образуют единый двухэтажный поперечный объем, на южном фасаде первый этаж имеет вид открытой аркады.
Одноэтажные крылья перекрыты высокими двускатными кровлями, в которых устроены мансарды.


Другое интересное по архитектуре строение - это здание птичника. К сожалению, находится в руинах.

Птичник (1872 г.) расположился на берегу небольшого пруда.
Кирпичная постройка в духе романской архитектуры напоминает короткую однонефную базилику
.

У южного угла находится высокая восьмигранная башня, подражающая средневековой крепостной архитектуре.
Стены башни завершены машикулями. Винтовая лестница внутри нее приводит на верхнюю площадку,
где возведена подобная маленькая башенка.

Мраморные львы на фоне школы. Прежде львы находились на пилонах при въезде в усадьбу.

Каждый лев держит фамильный герб Шереметевых.
На нем по латыни начертан девиз этой семьи: "Бог хранит всех".

Правда, он отличается от всем известного герба Шереметевых.

Посетли мы усадьбу поздней осенью, когда опала листва, что дало хоть какую-то возможность сделать общие кадры.
Однако, избежать в кадре огромного количетсва веток деревьев, не удалось.
Главный дом, сторительсво которого окончено в 1871 году, построен по заказу графини А.Г. Шереметевой.
Дворец - крупное здание с кирпичными стенами, побеленными по обмазке, и окрашенными в светлый тон декоративными деталями.

В 1901-1902 г.г. по проекту М.Ф. Мейшера в северной части дворец из-за понижения местности становится трехэтажным.

В фасадном декоре мотивы позднего классицизма соединены с подражанием западноевропейской средневековой архитектуре.

Его мансардная кровля, рустованные углы и наличники навеяны французским классицизмом XVII века.

Общую декоративность всего дворца усиливают эркеры и открытые балконы.

Северный фасад имеет вид башни под колпаком кровли.

На южном торцовом фасаде еще два входа: один - в угловом деревянном ризалите, перед другим -
сильно вынесенное крыльцо с металлическим навесом на столбиках.

Два глухих окна в первом этаже южной части дома имеют цементные наличники,
подражающие обрамлениям Ренессанса.

Огромное состояние, доставшееся Шереметевым благодаря таланту и удачливости их предков,
позволяло последующим поколениям не заботиться о хлебе насущном, а заниматься тем,
что приносило удовольствие. Вот и последний из владельцев усадьбы в селе Высокое
граф Александр Дмитриевич Шереметев...

...вписал в историю своего рода довольно любопытную страницу. Граф увлекался пожарным делом.
В 1890 г. он создал первую в сельской России образцовую пожарную команду в 13 человек со всей необходимой экипировкой и инвентарем, а в 1891 г. в усадьбе построил пожарную каланчу "наподобие городских".
Через 2 года Шереметев создал пожарную дружину общей численностью более 1000 человек, которая состояла из 14 отделений (по числу окрестных деревень). Ездил граф по окрестным деревням, высматривал там полуразвалившиеся деревянные постройки, скупал их, а затем давал приказ поджечь новоприобретенную "собственность" и пожарная команда, обученная и обеспеченная необходимым инвентарем, выезжала на тушение "пожара". Сам граф принимал непосредственное участие в этом действе. А для придания таковому еще большей солидности был приобретен пожарный автомобиль, чем не мог похвастаться даже губернский город.

Перейдём к другой грандиозной постройки имения - конному заводу (1873 г.)

Конный завод - обширный прямоугольный в плане и занимает огромную площадь.

Основные объемы этого незаурядного сооружения в русском стиле одноэтажные,
посредине северной и южной сторон возведены двухэтажные корпуса.

Весь декор на главном фасаде южного корпуса подражает убранству фасадов Большого Кремлевского дворца и
кремлевских теремов 17 века в Москве. В разорванные треугольные фронтоны верхних окон вставлены
рельефные изображения лошадиных голов.

По завещанию А.Г. Шереметевой в последующем
он был приспособлен под больницу, под странноприимный дом и, лишь частично, под конюшни.

Высокими щипцами по оси западного и восточного фасадов отмечены арочные проезды в большой внутренний двор.

Молочная ферма. Кирпичная хозяйственная постройка в романтических формах в "швейцарском вкусе".
Сейчас уже сложно угадать какой-либо "вкус".

Амбар находится в юго-восточной части скотного двора. Первоначально несколько амбаров составляли замкнутое каре с внутренним двором. Сейчас сохранился лишь западный корпус.

В его центре находится въезд во двор, выделенный щипцом на фасаде. Небольшие боковые ризалиты также завершены
щипцами под скатами высокой кровли. Щелевидные проемы для сквозного проветривания на одной стороне сделаны одинарными,
а на другой - двойными. В поле щипцов сделаны проемы для засыпки зерна, к которым с земли подводили открытые лестницы.


Сохранились ещё кое-какие постройки (коровник, прачечная), но они уже не столь интересны.
А выдающийся Тихвинский храм, что расположен на возвышенности и является доминантой усадьбы,
заслуживает отдельного рассказа.

В марте 1917 года А.Д. Шереметев уехал в Париж, взяв с собой только семейную реликвию - икону Тихвинской Божьей Матери.

Использован материал с сайта

Сегодня мы посетим пожалуй самую крупную в области заброшенную усадьбу - Шереметьевых. Один из богатейших людей России, владелец усадеб "Ульянка", "Останкино", "Кусково", Фонтанного дворца, Голубого дворца, множества заводов и земель разных концах России.

1 В Высоком древность и современность соседствуют друг с другом на каждом шагу

2 Вся усадьба состояла их 19 строений, возводилась с 1867 по 1873 года под руководством известного архитектора Бенуа. Самое старое здание - так называемый "Домик графини"

3. Внутри он в ужасном состоянии, местами даже нету пола. Удивительно, что это деревянное сооружение не сгорело и не развалилось за 150 лет, половину из которых без присмотра.

4 Пройдя его, отправимся к жемчужине усадьбы - Тихвинской церкви. Недавно её начали восстанавливать и результат заметен невооруженным взглядом. Было

5 Стало. Расчистили, вставили окна, починили крышу, теперь неторопливо восстанавливают стены

6 Своды

7 Высота церкви 36 метров - примерно 12 этажей. Доски поскрипывают и прогибаются под ногами, тёплый ветерок и отличный вид дополняют картину.

8 Руины господского дома.

9 Отправимся выше, посмотрим что там. Сейчас мы на уровне боковых куполов

10

11

12 Мы в центральном куполе.

13 Здесь желающие могут быстро спуститься вниз

14 Под центральным куполом. Своды кирпичные, даже видны остатки росписей

15 Крыша центрального купола - отверстие под установку креста.

16 Спускаемся

17 Колокольня тоже в лесах. Говорят на ней даже были часы

18 Храм стоит на холме - пасторальные виды с него обеспечены.

19 Вот мы на уровне земли

20 Общий вид

21 Каким он был раньше (по клику большой размер)

22 Руины господского дома заросли деревьями

23 Луч света выхватывает крест на стене

24 Чтобы попасть на второй этаж надо пройти по лестнице, где осталась лишь небольшая часть ступенек у стены

25 Под крышей. Говорят дом сожгли в восьмидесятые, когда школьники, курившие на чердаке вызвали пожар по неосторожности

26 Походив немного по сгоревшим балкам спускаюсь вниз

27 Заросший пруд. О нём писал Булгаков в "Роковых яйцах"

28 Прогулявшись тенистыми аллеями

29 Выходим к домику управляющего. Люди тоньше меня даже могут попасть внутрь

30 Амбар

31 Из за отсутствия времени не удалось посетить другие сооружения, конный завод, птичник, пожарная часть будут ждать нас в следующем путешествии. Покидаем усадьбу

После революции владелец усадьбы А.Д. Шереметев уехал в Париж, взяв с собой только семейную реликвию - икону Тихвинской Божьей Матери.

Сегодня побывал в усадьбе Шереметьевых (или Шереметевых, как указано в ряде источников) в Высоком Новодугинского района. Экскурсию в это замечательное место мне организовал мой вяземский читатель, за что ему большое спасибо;) Не скажу, что я большой ценитель архитектуры, но на мой дилетантский взгляд усадьба в Высоком по своему масштабу не уступает . По-видимому, это одно из крупнейших дворянских гнезд, расположенных на Смоленщине. Особенно хочется отметить, что автором этого памятника зодчества являлся Николай Леонтьевич Бенуа. Тот самый мастер, который создал Петергоф. Т.е. разрушенная и разграбленная усадьба в смоленской глубинке и прославленные дворцы Петергофа - дело рук одного всемирно известного мастера. Печально, что не сберегли. Такой бы мог получиться центр притяжения туристов…

Итак, чтобы попасть в Высокое нужно доехать до Вязьмы, затем повернуть на Сычевку и ехать до Торбеево. Там будет поворот налево и указатель на Высокое. Следующие 10 км пройдут в борьбе за сохранность колес и подвески автомобиля. Местами дорога грунтовая, местами - древний асфальт, который не приводили в порядок уже много лет. Мимо Высокого не проедете, вы упретесь в этот населенный пункт. В целом, возникло ощущение, что это вполне себе живое местечко. А жизнь в нем поддерживает Высоковский сельскохозяйственный техникум. Здесь имеются учебный корпус и общежитие.

На въезде в Высокое вас встретит постройка XIX века и раскуроченный реактивный самолет. (все фотки кликабельны!)

Когда-то здесь находился птичник.

Похоже, здание бывшей школы.

Дом для детей Шереметьевых, как утверждают источники.

Единственный объект архитектурного ансамбля, который пытаются привести в порядок - Тихвинская церковь.

В храме проводятся богослужения, зарегистрирован православный приход. Храм строился в 1867-1871 годах.

Тихвинская церковь создана по подобию Троицкой церкви в подмосковном имении Шереметьевых в Останкине.

Рядом с церковью расположен дворец Шереметьвых.

Кстати, усадьба в Высоком имела все шансы возродиться. Об этом подробно рассказывалось пару лет назад: в 2014 году миллиардер Алексей Семин выразил готовность возродить четыре усадьбы на Смоленщине. В их число вошла и усадьба Шереметьевых в Высоком. Для этого государство должно было сдать усадьбы предпринимателю в аренду на 49 лет за символические деньги. Но, увы, эта история, похоже, так и окончилась ничем. В марте 2015 года в Казани произошел крупный пожар в ТЦ «Адмирал» , который принадлежал Семину. Погибли люди, Семин уехал во Францию, скрывшись от следственных органов. Вместе с Семиным уехала и надежда на возрождение усадеб.

Бурьян, бытовой мусор и настенная живопись - вот и все, что встречает здесь путника.

Внутри здания также все плачевно. Протекающие своды оголили кафельную плитку.

Назначение сей ямы мы так и не уловили. Явно не для хранения старых телевизоров.

А вот и Вазуза. Место красивое, тихое, романтичное.

К сожалению, на территории усадьбы попадалось множество построек, назначение которых нам не известно. Даже в Сети при беглом анализе никакой информации на сей счет нет. Вот, к примеру, здание на берегу Вазузы. Что здесь было?

На мельницу или электростанцию не похоже.

Исток Вазузы находится примерно в 15 км от этого места, в деревне Марьино Вяземского района.

Ну а мы возвращаемся в усадьбу. Проходим заросший пруд, на берегу которого 150 лет назад, по-видимому, Шереметьевы коротали время.

Это здание бывшего конного завода. Сейчас здесь расположен ДК и общежитие сельскохозяйственного техникума.

В своей книге «Подмосковные», вышедшей в 1914 году, Ю. Шамурин писал: «Когда искусство эпохи классицизма займет подобающее ему место в общественном мнении, дом Найденовых станет такой же гордостью, таким же художественным украшением Москвы, как Кремль, здание Румянцевского музея, Третьяковская галерея и т. п.». В отношении архитектуры и общего художественного облика дом Найденовых превосходит Останкино и Кузьминки.

По типу домов усадебный дом близок к более популярному Опекунскому совету на Солянке, построенному тем же Жилярди на несколько лет позднее. Та же ионическая колоннада в один второй этаж, поставленная на массивных арках, тот же купол с многочисленными круглыми окнами, та же рустовка нижнего этажа. В зале дома Найденовой по эскизам Жилярди расписаны потолки. Главный дом поставлен вдоль улицы, оформляя вместе с подпорной стеной пандуса значительный отрезок проезда вдоль срытого Земляного Вала. Своим внушительным видом он фиксирует наиболее высокое место прибрежного рельефа.

От проезжей части улицы дом отделял небольшой палисадник, как это было предписано Комиссией для строений. Как всякое классическое здание, оно имеет центрально-осевую композицию и главную точку зрения: дом Усачевых поставлен так, что его поперечная ось совпадает с осью расположенного напротив Грузинского переулка. Поднятый на уровень второго этажа портик замыкает таким образом открывающуюся с переулка перспективу.

Вход в дом, как это было принято с конца 18 в., расположен со двора, не нарушая строгости композиции главного фасада и цельности идущей вдоль него анфилады. Выходящее во двор парадное крыльцо дома, перекрытое великолепным зонтом кузнечной работы, украшено фигурами грифонов и сфинксов. От дома в парк ведет великолепный сход: опускающаяся террасами дорожка, окаймленная мраморными вазами (пандус), законченная широкой каменной плитой со стерегущими львами.

Под парк была использована южная часть усадьбы, спускающаяся к Яузе, а под хозяйственный двор и огороды отведены северная и северо-восточная зоны участка. В парке еще при Усачевых были построены Музыкальный павильон и Чайный домик, строения изящные и изумительные по красоте. До нашего времени не дошли. Зато сохранились две беседки, возведенные в 1835. Парк украшали скульптуры, часть из которых дошла до наших дней. Интересны построенные Д. Жилярди по указу Василия Усачева каретная и конюшня, образующие вместе с главным домом внутренний двор. Усадьбу Усачевых-Найденовой И. Грабарь отнес к «жемчужинам русского искусства».

В парке усадьбы Усачевых-Найденовых - грот, фонтан, беседки-ротонды, привезенные из Парижа скульптуры времен года, «Чайный» (или «Музыкальный») домик, чугунные скамейки, фонарь в стиле «модерн». Сохранились чугунные вазы, львы и грифоны на пандусе, статуи четырех времен года в парке, кованый козырек над парадным крыльцом.