Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Темы лирических отступлений в онегине. Виды лирических отступлений

Темы лирических отступлений в онегине. Виды лирических отступлений

Лирические отступления - это один из стилистических приемов, выражающийся отступлением автора от сюжета произведения. Это авторское размышление, имеющее отношение к написанному, прямое или косвенное. Отступлениями могут быть воспоминания, обращениями писателя к читателям. Чаще всего можно встретить в лирических произведениях.

Для чего нужны?

Роль лирических отступлений важна, т.к. они позволяют посмотреть на произведение под другим углом, увидеть идейный замысел. При помощи них автор как бы "замедляет" развитие событий в повествовании, что дает возможность читателю задуматься о важных жизненных ценностях.

Лирические отступления - это и возможность автора непосредственно общаться с читателями, как бы приоткрывая свои мысли. Так у людей возникает ощущение того, что смогли понять по-настоящему произведение; ощущение того, что писатель поделился с ними чем-то важным.

Лирические отступления - это мысли, наполненные философским смыслом, которые помогают настроить читателей на более серьезное восприятие произведения. Или же они могут отражать гражданскую позицию автора, звучать как призыв к действиям. Эти размышления могут быть и органично вплетены в канву произведения, т.к. связаны непосредственно с самим сюжетом произведения.

Виды лирических отступлений

Они подразделяются на несколько групп:

  • авторские - они могут быть написаны в виде воспоминаний или рассуждений о ценностях;
  • критико-публицистические - писатель ими "комментирует" произведение, рассуждая о том, как можно было бы лучше написать свое творение;
  • разговоры на житейские темы - писатель может выступать в различных ролях, которые могут отличаться в зависимости от его точки зрения;
  • пейзажные - красивые отвлеченные описания природы помогают читателю лучше представить картину описываемого;
  • на гражданскую тему - авторские высказывания о важных исторических событиях.

Отступления в "Евгении Онегине"

Лирическое отступление в романе - это не просто размышления о жизни, писатель при помощи данного приема создает впечатление, что он является непосредственным участником событий. Такие размышления стали отличительным признаком романа "Евгений Онегин". Темы лирических отступлений в данном произведении обширны:

  • Любовная тема - это одна из важных основ самого романа, а для автора - животрепещущая. Для поэта жизнь и любовь - неразделимы.
  • Рассуждения о свободе - отношение к ней у автора менялось на протяжении всего романа: в начале это лишь внешняя сторона жизни, а к окончанию - свобода как состояние души, независимость от общественного мнения.
  • О творчестве - благодаря размышлениям поэта о творческой составляющей романа, у читателя возникает ощущение, что он для Пушкина - друг, который сможет оценить его шутки, который может поддержать любую светскую беседу.
  • Размышления о жизни - это рассуждения о смысле, назначении ее, как она меняется.
  • Природа - простота слога отражает простоту природы России. Большая часть таких описаний дана в восприятии Татьяны и самого поэта.
  • Духовная жизнь русского общества - театральные представления, литература, искусство - это все неотъемлемая часть светских людей, к которым относился Евгений Онегин. Поэтому рассуждения поэта на эту тему органично вплетаются в роман.

Лирические отступления в "Мертвых душах"

Еще одним известным произведением, в котором используется этот стилистический прием, является поэма "Мертвые души". В этих отступлениях писатель размышляет о России, о том, что ее ждет в будущем, об отличительных особенностях русского народа. В "Мертвых душах" их можно разделить на две группы:

  • лирические отступления развернутого плана, в которых автор рассуждает о России и ее будущем;
  • характеристика отдельных особенностей русского народа или черт характера.

Развернутые отступления

  1. О силе русского слова и о том, как талантлив русский народ.
  2. Лирическое отступление о юности и о том, каким было восприятие автора в юношеские годы, которое открывает шестую главу.
  3. Рассуждения о творческой судьбе писателя. В этих отступлениях автор высказывает свои взгляды на творчество.
  4. О любви автора к Руси и о ее будущем - это отступление в 11 главе является, пожалуй, самым известным из всей поэмы. С помощью описания дороги и летящей тройки рисуются картины русской природы. Но самый главный для Гоголя вопрос о том, что будет в будущем с Россией, остается без ответа. И такой открытый финал заставляет читателя самого поразмыслить на тему будущего русского народа.

Другие отступления в поэме

Более короткие размышления позволяют читателю лучше представить образ героев поэмы, в которых можно увидеть слабости человеческого характера. В "Мертвых душах" короткие лирические отступления - это размышления автора о человеческой природе, о причинах каких-либо поступках людей. Они органично вплетаются в поэму, делая ее еще более выразительной, и погружают читателя в мир Чичикова и помещиков. Эти небольшие отступления не философского характера, а больше рассуждения на жизненные темы и о творчестве.

Анализ лирического отступления позволит понять, для чего автор ввел его в том или ином месте произведения. Читатель может порассуждать о том, насколько естественным и уместным оно является. Также во время подробного разбора отступления нужно определить, к какой теме оно относится. Лирическое отступление - это возможность автора стать настоящим участником повествования и общаться с читателем. Такой прием позволяет понять всю глубину творения, расширить границы повествования, чтобы читатель смог увидеть, каким многогранным может быть литературное творение.

1. В. Г. Белинский о романе Пушкина “Евгений Онегин*.

2. Историзм произведения.

3. Лирические отступления в романе.

Роль лирических отступлений в создании «энциклопедии русской жизни». Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - это реалистическое произведение. В. Г. Белинский писал, что «“Онегин” есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху». Критик отмечал: «мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения “Евгений Онегин”есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица».

Мнение Белинского нам, современным читателям, не может не казаться интересным. Но, с другой стороны, в чем же проявляется историзм произведения? Ведь автор не говорит ни о каком историческом событии. А история жизни молодого дворянина на самом деле не так уж связана с исторической эпохой… Но на самом деле роман блестяще воссоздает картину реальной жизни того времени воссоздается во многом благодаря лирическим отступлениям. Их в произведении более чем достаточно. Несомненное достоинство лирических отступлений в том, что роман не читается как рассказ о частной жизни главного героя. Они позволяют воспринимать роман как настоящую «энциклопедию русской жизни», именно так назвал произведение В. Г. Белинский.

В романе есть отступления автобиографического характера. В них поэт обращается к своему прошлому, рассказывает о себе и собственной жизни. Элегическая тональность, свойственная отступлениям подобного характера, дает нам возможность беспристрастно наблюдать за идейной эволюцией самого поэта, осознать, как он сам меняется по мере написания романа. Создание «Евгения Онегина» заняло у Пушкина около восьми лет. Это весьма значительный срок в рамках человеческой жизни. А если учесть, что поэт погиб на дуэли сравнительно в молодом возрасте (тридцать семь лет), то для его короткой жизни восемь лет - огромный срок. Большое значение имеют лирические отступления, в которых поэт говорит о культуре того времени. Он обращается к театру и литературе, называет имена наиболее известных деятелей искусства и культуры:

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И предприимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рой,

Там и Дидро венчался славой,

Там, там под сению кулис

Младые дни мои неслись.

Можно понять, что Пушкин гордится ими. Он прекрасно разбирается в настоящем и прошлом, чувствует свою сопричастность с миром прекрасного. Не менее интересными являются лирические отступления, в которых поэт рассуждает о Москве:

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Москва в представлении самого Пушкина тесно связана с судьбой русского народа. Поэт не случайно вспоминает Наполеона, желающего покорить Россию. То, что родная страна выстояла, по мнению автора, закономерность, потому что русские люди до последней капли крови готовы защищать свое государство.

Благодаря отступлениям автора перед читателем раскрываются яркие картины. Из них можно подробнее узнать об особенностях быта провинциальных помещиков, о жизни крестьян. Много сказано о народных обычаях. Жизнь семьи Лариных, провинциальных помещиков, тесно связана с жизнью простого народа. Мы узнаем о том, что «привычки милой старины» обязательно соблюдаются в их семье, так же наблюдаем, как они проводят время, как развлекаются:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ Зевая слушает молебен,

Умильно на пучок зари Они роняли слезки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям Носили блюда по чинам.

У нас складывается впечатление, что жизнь сельских помещиков более гармонична, чем жизнь блистательного светского общества. Слишком явны противоречия, фальшь и лицемерие, свойственные знатным людям:

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор;

Все в них так бледно равнодушно;

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Хоть невзначай, хоть наобум;

Не улыбнется томный ум,

Не дрогнет сердце, хоть для шутки.

И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет пустой.

О том, насколько велика роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин», блестяще писал Белинский: «Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества!» Эта связь произведения с реальной жизнью русского общества XIX века ощущается даже теперь, несмотря на то, что нас, современных читателей, отделяет от пушкинского времени огромный временной промежуток. Мы с упоением читаем пушкинские строки, дающие возможность лучше узнать и понять историю родной страны, ее прошлое. Не случайно роман «Евгений Онегин» считается одним из лучших произведений русской классической литературы.

В отечественной классике с трудом найдется произведение настолько же тематически богатое, как шедевр литературы «Евгений Онегин».

Многообразие тем отступлений

В каждой главе своего творения Александр Сергеевич рассказывает о жизни героев, а также раскрывает свои творческие планы, рассуждает на тему литературы, музыки, театрального искусства, говорит об идеалах и предпочтениях современников.

Поэт начинает мнимую дискуссию с критиками, повествует о красоте родной природы, с иронией высказывается относительно моральных устоев дворянства. Благодаря наличию многочисленных отступлений сюжет о дружбе и любви разрастается до подробного описания эпохи, создавая тем самым единый образ нашей страны начала XIX века. Через призму авторского взгляда читатель знакомится с русской культурой.

В начале произведения поэт пишет об успехах отечественного театра, предается воспоминаниям прошедшей любви («Я помню море пред грозою...»), кратко описывает уклад жизни общества тех времен, дает оценку привычкам господ из высшего света («К чему бесплодно спорить с веком...»).

Любовь и дружба в отступлениях поэта

Любовная тема, затронутая в начале романа, а именно строки о Марии Волконской, в последующем не единожды является поводом для лирических отступлений.

Оставляя комментарии к «отповеди» Евгения Онегина со словами отвержения чувства Татьяны Лариной, Александр Сергеевич встает на сторону героя, тем самым выступая в качестве защитника Онегина, указывая, что тот «явил души прямое благородство».

Строки, описывающие любовь Владимира к младшей из сестер Лариных, содержат нотки сарказма («Он был любим... по крайней мере так думал...»).

Поэт не обходит вниманием тему дружеских отношений. В последних строфах четвертой главы Александр Сергеевич пишет о приятной атмосфере посиделок в кругу друзей и сочиняет шуточный гимн дружбе. Автор проводит параллели: верный друг и кокетка, Бордо и Аи («Но ты, Бордо, подобен другу...»).

Повествуя о приятельских взаимоотношениях Онегина и Ленского, автор поднимает проблему эгоизма. «Мы все глядим в Наполеоны...» - отмечает Пушкин, акцентируя внимание на том, что нарциссизм - характерная особенность молодого поколения.

Описание русской природы

Художественным открытием поэта явились непревзойденные отступления о величии родной природы, коим отводится несколько страниц произведения. Александр Сергеевич делает описания всех сезонов, грамотно сопровождает события в жизни персонажей пейзажными зарисовками.

Вот и момент, где главная героиня пишет любовное послание, начинается изображением ночного сада и заканчивается описанием деревенского утра. Также поэт рассказывает о собственном ощущении окружающего мира.

Литературно-полемические отступления

Большинство непринужденных бесед освещает проблемы родного языка, словесности, затрагивает творческую составляющую. К примеру, автор вступает в дебаты с критиками, требующими от лирики одической праздности, призывающими поэтов скинуть «элегии венок». Для Александра Сергеевича ода - устаревший жанр, однако Пушкин ставит в сравнение себя и других творцов, чьи посылы направлены на покорение мечтательных барышень.

В тексте встречаются рассуждения о процессе написания произведения. Читатель слышит жалобы на сложности, вызванные применением иностранных слов. В окончании третьей главы автор с легкостью сообщает о том, что прерывает написание, потому что ему требуется отдых, а через главу решает, что в литературном творении переизбыток его мыслей. Заканчивая произведение, говорит прощальные слова.

В предпоследней главе предметом обсуждения является патриотизм. Автор предстает перед читателями как истинный патриот: «Москва... как много в этом звуке...».

В завершение рассуждений стоит упомянуть слова В. Г. Белинского. По его мнению, в литературном творении отражены чувства, взгляды и идеалы Александра Сергеевича Пушкина.

Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе, в котором

«отразился век и современный человек изображен довольно верно». А.С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 годы.

В этом произведении автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход «свободного романа». В лирических отступлениях автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого поэта.

С первыми лирическими отступлениями мы встречаемся уже в первой главе романа А.С. Пушкина. Автор описывает Евгения Онегина и показывает свое отношение к немую

«Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты.»

Пушкин и себя причисляет к поколению Евгения Онегина. В начале романа Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его с автором: «я был озлоблен, он угрюм», - и заставляет читателей испытывать к нему симпатию: «мне нравились его черты». Пушкин подмечает те черты, которые роднят его с героем: внимание к внешности: «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»,-и дамам на балах, но в тоже время он всегда «рад заметить разность» между ними и просит читателя не отождествлять их. Но в отношении к природе Пушкин и Онегин не похожи друг на друга. Пушкин видит в природе источник вдохновения и положительных эмоций:

«Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины»

И тут же Пушкин отмечает:

«Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душою

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.»

Все истинно русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природным началом, находится в полной с ним гармонии.

Столь же трепетное отношение к красотам природы мы видим и у духовно близкой поэту героини Татьяны Лариной. Именно в природе она находит душевное успокоение. Так, уезжая в Петербург,

«Она, как с давними друзьями,

С своими рощами, лугами

Еще беседовать спешит.»

И попав в «шум блистательных сует», более всего тоскует о «жизни полевой». Так, автор рисует свою героиню «русскою душою», несмотря на то, что та «выражается с трудом на языке своем родном». Татьяна «верила преданьям старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаньям луны».

Лирические отступления обычно связаны с сюжетом романа, но есть и такие, в которых Пушкин размышляет в своей судьбе:

«Весна моих промчалась дней

(Что шутя твердил доселе)?

И ей ужель возраста нет?

Ужель мне скоро тридцать лет?»,- об образе жизни поэта:

«Я с вами знал

Все, что завидно для поэта:

Забвенье жизни в бурях света,

Беседу сладкую друзей»

Пушкин рассказывает в лирических отступлениях о замысле романа:

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне-

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал».

В лирических отступлениях А.С. Пушкина мы узнаем многое о самом поэте, его отношении к героям романа, к жизненному укладу того времени. Эти отступления позволяют ярче, понятнее представить образ поэта.