Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сказка разговоры на елке евгений васильевич клюев. Клюев Евгений Васильевич: биография, творчество и лучшие произведения

Сказка разговоры на елке евгений васильевич клюев. Клюев Евгений Васильевич: биография, творчество и лучшие произведения

1.
Сегодня дочитала (с глубоким сожалением, что сказки кончились!) третью книгу Евгения Васильевича из серии "Сто и одна сказка". Она называется "От шнурков до сердечка" и вышла в прошлом году в Москве в издательстве "Время". В ней 176 с. и тираж 3000 экз. Это, конечно, очень мало для такой замечательной книги (и серии).
Надо скорее сдавать в библиотеку, чтобы дети и их родители скорее читали и радовались.

Сначала перепишу (для памяти) СОДЕРЖАНИЕ


7 Серьёзный договор между двумя шнурками
12 Цыплёнок для супа
17 Одуванчик на крыше
22 Кривая Короткая Улочка
27 Мечты сбываются
32 Огурчик из Подмосковья
37 Точка зрения Лампочки
42 Японский иероглиф
46 Бал на свалке
52 Жираф, у которого был миллион
57 Подзорная Труба
63 Ночное Окно без штор
68 Деловое Письмо
74 Бикфордов Шнур, который задумался
80 Свинка из марципана
86 Пруд маленькой величины
91 Блюдечко с золотой каёмочкой
95 Когда распустились все цветы
99 Ключик в связке ключей
104 Самый Высокий Дуб
108 Небольшой Дымок без всякой формы
113 Вагон и Маленькая Тележка
119 Белое море, Чёрное море, Красное море
124 Дирижёрская Палочка
130 Садовые Ножницы
134 Блестящая идея
139 мешочек со смехом
144 Две дождевые капли на одном листе Лопуха
149 Грёзы Балкончика
154 Как говаривал мистер Миксер
159 Легчайшее Пока
163 Сердечко, вырезанное из картона
169 Послесловие


А теперь об авторе.
Он живёт в Дании. Рукопись будущей книги принёс Наталье Васильевой, будущему (т.е. сегодняшному) редактору друг автора Виктор Васильевич Филатов, художник-реставратор в 1999 г., а книга вышла на русском языке только в 2004 г. (сначала вышла на английском). Это первый том / книга сказок.
Клюев о написании первой сказки - в журнале "Литературная учёба", кн. 4, 2004
Он по образованию лингвист и поэтому так чудесно играет словами! И ещё, конечно, потому, что он поэт. Как хочется прочесть его стихи!!! И ещё очень хочется найти в Публичке статью Клюева в журнале "Русский язык за рубежлм", № 4, 2008 г. И другие его статьи!


А ещё хочется подарить все его сказки - все три книги этой серии! - моему любимому поэту БЖ ко дню рождения... Виртуально, конечно! Ведь я взяла эти книги в библиотеке. Да и не так уж важно для подарка, материальный он или виртуальный, по-моему. Особенно, когда делаешь подарок Поэту. :-)


2.
Клюев Е.В.
От клубка до праздничного марша. М.: Время, 2013. - 160 с., илл. - (Серия "Сто и одна сказка").



Клубок, который катился (7
Открытка с морем (11
Дракон с китайского халата (17
Пирожок ни с чем (21
Кухонный кран (25
Утюг как утюг (29
Летающий дом (33
История одного рисунка (38
Майский жук, который изобрёл улыбку (42
Соловей без слуха (46
Исписанная тетрадь (50
Маленький порыв ветра (54
Ночной горшок с грустным васильком на боку (58
Башмак, который писал стихи (62
Закон бутерброда (67
Драгоценная минута (72
Вся такая воздушная блузка (76
Разговоры на ёлке (80
Самая важная вещь (84
Каменный лев (88
Совершенно разные яблоки (92
Турецкий ковёр (96
День рождения старого шмеля (100
Поводок от собаки (105
Танцы в золотом луче (110
Буквы на асфальте (114
Аквариум (118
Кофейная мельничка (122
Самая первая осень на свете (126
Карта, упавшая со стены (130
Про одну из двух перчаток (135
Весеннее пробуждение (140
Неправильные весы (144
Маленький голубчик (148
Праздничный марш (151


Всего во второй книге 35 сказок. Одна другой лучше. Хоть бы одна приснилась!


А в третьей части я напишу о своей любимой сказке Евгения Клюева - для взрослых! Или для старших подростков... Хотя и школьники среднего возраста могут, конечно, её прочесть не без удовольствия. Но чтобы понять всё богатство оттенков и чтобы тебя уносил в вихре вальса ветер ассоциаций... Нужен некий опыт и начитанность.



3.
Клюев Е.В. Между двух стульев. - М.: Педагогика, 1989. - 160 с.: ил. - (Познай себя: Психология - школьнику).



Об этой книге. . . 3 (М.В.Панов, доктор филологических наук)
Лирическое
выступление. . . . . 9
Глава 1. Пирог с миной. . . . . . .14
2. Засекреченный старик. . . . 22
3. Сон с препятствиями. . . . 30
Лирическое
наступление. . . . . .40
4. И да, и нет, и всё-что-угодно. . . 44
5. Головокружительный человек. . . . .55
6. Стократ смертен. . . . . . . . . . 61
7. Священный ужас по ничтожному поводу. . 71
Лирическое
преступление. . . . . 82
8. Лото на лету. . . 85
9. По ту сторону понимания. . . 97
10. Милое искусство, коварное искусство. . . 109
Лирическое
исступление. . . . . . 118
11. До и после бревна. . . .121
12. Мания двуличия. . . . . 136
13. Поцелуй, которого все ждали. . . 147
Лирическое
отступление. . . . . . . 156



Минувшая жизнь, имперфект и аорист, -
подумайте, что за дела!..
Я вдаль проводил мою Повесть, как поезд, -
И Повесть, как поезд, ушла.
Зелёный фонарик далёкой свободы
уже догорает - и вот
затеплился красный фонарик субботы
и прежних домашних забот:
убрать со стола, заварить себе кофе
и долго смотреть из окна
на двор в голубях, на качели в покое,
на облако в виде слона...
И вдруг отойти от окна - беспокоясь,
как с этого самого дня
невнятная совесть по имени Повесть
одна проживёт, без меня.


Какая необыкновенная, редкая удача - я купила эту маленькую книжицу! Автор сразу же стал моим другом (виртуальным, конечно). И когда более, чем через 20 лет мне повезло ещё раз... Я купила эту сказку для взрослых (детей) - и это была любимая книга моей самой личной библиотеки. И когда я, счастливая, ехала в гости к любимому Поэту, я, конечно, взяла её в подарок.


(продолжение, возможно, следует)

Инсценировка Т. Раздорожной

по произведениям Е. Клюева

СКАЗКИ НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ

Я старый сказочник, я знаю много сказок
Про злых волков, про зайцев косоглазых,
Про хитрых лис, про глупых попугаев...

Но не несу ни зла я и ни ласки,
Никто не будет плакать и смеяться:
Я сам себе рассказываю сказки
И жду, когда они начнут сбываться.
А сбывшимися сказки не бывают,
Несбывшиеся сказки - забываю.
И больно мне, но я не унываю -
Я старый сказочник, я много сказок знаю.

Соловей-Без-Слуха – 8 АКТРИСА
Соловей-Отец – 1 АКТЕР
Соловей-Мама – 5 АКТРИСА
Хормейстер – 3 АКТЕР
Соловьи – 4,6, 9, 10 АКТРИСЫ
Бобр – 7 АКТРИСА
Бог – 2 АКТЕР

ОТЕЦ: - Ты феномен!

Музыка «Фигаро», все персонажи срываются за своими нотными тетрадями, забирают их и превращаются в «соловьев», напыщенных и важных. СОЛОВЕЙ сидит в центре, окруженный сородичами.

ОТЕЦ: - Ты феномен!

СОЛОВЕЙ: - Нет, я соловей!

ВСЕ АКТЕРЫ (с издевкой): - Соловей!

ОТЕЦ: - Какой же ты соловей? У соловьев слух!

Папки вверх 1 рукой.

ОТЕЦ : - Соловьи с ним рождаются!

Папки вверх 1 рукой.

ОТЕЦ : - Соловей же без слуха - это просто такая же несуразность, как...

ОТЕЦ рыдает на груди у Хормейстера.

ХОРМЕЙСТЕР: - Да что тут скажешь: несуразность она несуразность и есть!

МАТЬ: - Может, еще разовьется слух?

Все поворачиваются по часовой стрелке.

ОТЕЦ: - Из чего же ему развиться? Развить можно то, что есть. А тут ничего нет!

Все поворачиваются против часовой стрелки.

МАТЬ: - И пусть! Станет музыкальным критиком: они почти все без слуха.

Обмен папками между актерами.

СОЛОВЕЙ: - Но я не хочу быть музыкальным критиком! Я хочу петь!

ВСЕ АКТЕРЫ (всеобщее непонимание): - Он хочет петь!

Музыка «Фигаро», все окружают, подхватывают СОЛОВЬЯ и сажают на верхние кубы.

СОЛОВЕЙ: - Мне, что же... не петь?

ОТЕЦ: - Ни в коем случае!

ВСЕ АКТЕРЫ: - Ни Боже упаси!

АКТЕРЫ выходят торжественно вперед, на авансцену на поклоны, от 1 до 7 АКТЕРА, важно проходят и встают вдоль задника. СОЛОВЕЙ выходит на авансцену. АКТЕРЫ подходят к СОЛОВЬЮ и отдают ему свои ноты. АКТЕРЫ играют «мысли».

4 АКТРИСА: - Лучше бы ты родился без глаза!

6 АКТРИСА: - Соловей-без-Глаза - это совсем неплохо звучит...

9 АКТРИСА: - Или бы без хвоста родился, или бы без крыла!

10 АКТРИСА: - Даже без двух крыльев!

7 АКТРИСА: - И не летал бы никуда - зачем?

2 АКТЕР: - Сидел бы просто на ветке как каменный…

ОТЕЦ, МАТЬ, ХОМЕЙСТЕР: - И пел!

СОЛОВЕЙ : - Ночами, я все равно прилетал в сад и прятался в кустах, недалеко от поляны, где у других соловьев были спевки.

Музыка. Перестановка. АКТЕРЫ встают на «спевки» во главе с Хормейстером.

7 АКТРИСА

Largo al factotum della citt... Largo!
(Ларго ал фактотум делла чита Ларго!)

6 АКТРИСА

Presto a bottega che l"alba gi.... Presto!
(Престо бутега ка лаллба зи. Престо!)

4 АКРИСА

Tutti mi chiedono,
(Тутто ми тедоно)
tutti mi vogliono,
(Тутто ми вайлино)
donne, ragazzi,
(Донне рагаци)
vecchi, fanciulle:
(Веччи фанчулле)

ВСЕ АКТЕРЫ
(парные диалоги)

Qua la parrucca
(Куа ля паррукка)
Presto la barba
(Престо ла барба)
Qua la sanguigna
(Куа ла сануинья)
Presto il biglietto
(престо ил билетто)
Tutti mi chiedono,
(Тутти ми тедоно)
tutti mi vogliono,
(Тутти ми вайлино)
Tutti mi chiedono,
(Тутти ми тедоно)
tutti mi vogliono,
(Тутти ми вайлино)
Qua la parrucca
(Куа ля паррукка)
Presto la barba
(Престо ла барба)
Qua la sanguigna
(Куа ла сануинья)
Presto il biglietto
(престо ил билетто)

Спевка резко обрывается, когда СОЛОВЕЙ открывает рот, чтобы подпеть. Всеобщее возмущение и негодование, приводят в чувство ХОРМЕЙСТЕРА.

МАТЬ : - Ты настолько разгневал хормейстера!

6 АКТРИСА: - Что он запретил тебе подлетать к поляне на пушечный выстрел!

АКТЕРЫ отворачиваются от СОЛОВЬЯ, в центре садится 7 АКТРИСА – БОБР.

СОЛОВЕЙ : - Надо мне с кем-нибудь посоветоваться, как жить! Хоть с кем попало!

БОБР : - Кем попало оказался Бобр.

СОЛОВЕЙ : - Бобр?

БОБР : - Бобр, Бобр! Знаете что... Вам дома надо строить! Вы начните - а там увидите, как получится...

СОЛОВЕЙ : - Никак не получится, потому что я музыку люблю. И это надо понимать, даже если... даже если Вы бобр!

ВСЕ АКТЕРЫ начинают советовать СОЛОВЬЮ, как жить дальше, что делать. СОЛОВЕЙ затыкает уши, шум замолкает.

ВСЕ (с презрением, отворачиваясь): - Соловей!

СОЛОВЕЙ : - Господи! Спасибо за то, что я не бобр!

БОГ (поворачивается на кубе) : - Пожалуйста!

СОЛОВЕЙ : - Здравствуйте!

БОГ : - И Вам здравствуйте, Соловей-без-Слуха.

СОЛОВЕЙ : - А Вы - кто?

БОГ : - Я Бог.

СОЛОВЕЙ : - Очень приятно! Как хорошо, что я встретил Вас... я, видите ли, хотел бы задать Вам вопрос, глубокоуважаемый Бог... Как Вы задумали себе мою жизнь, если создали меня соловьем без слуха? Что я должен был делать?

БОГ : - Ты должен был петь!

СОЛОВЕЙ : - Но отец просил меня не петь никогда. А Бобр посоветовал строить дома...

БОГ подходит к СОЛОВЬЮ, завязывает аккуратно его бант.

БОГ : - Ты любишь петь?

СОЛОВЕЙ : - Больше жизни!

БОГ : - Тогда пой.

СОЛОВЕЙ : - Но никто не хочет меня слушать!

БОГ : - А ты для себя пой. Это ведь совсем разные вещи - петь и заставлять себя слушать.

СОЛОВЕЙ : - Можно?

БОГ (подает ему папку): - Можно!

БОГ подходит поочередно к АКТЕРАМ, они объясняют, почему СОЛОВЕЙ их так раздражает.

5 АКТРИСА: - Слушать его не было никаких сил!

3 АКТЕР: - Ну, никаких просто сил не было!

4 АКТРИСА: - Но вот насчет слуха...

7 АКТРИСА: - Соловей-без-Слуха полетел через лес - дальше, дальше...

6 АКТРИСА: - Лес был и вправду огромен - и в нем действительно оказалось достаточно пустых полян и свободных веток.

9 АКТРИСА: - Пустых полян и свободных веток, на которых можно петь.

10 АКТРИСА: - Просто петь, никого не заставляя себя слушать.

ВСЕ АКТЕРЫ: - Потому что петь и заставлять себя слушать… (Вопросительно, зрителям) . Это совсем разные вещи?..

ВСЕ АКТЕРЫ начинают тихонько напевать «Оркестрик», подходят к СОЛОВЬЮ. Песня – 1 куплет, на 2 куплет перестановка.

Когда внезапно возникает
Ещё неясный голос труб,
Слова, как ястребы ночные,
Срываются с горячих губ.
Мелодия, как дождь случайный,
Гремит и бродит меж людьми,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.

СОЛОВЕЙ
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.

ПЕРЕХОД НА «ТЯЖЕЛЫЙ МАГНИТ»

Выход актеров «на замену». Передача платков. Поют 2 строчки припева, отыгравшие уходят, остальные рассаживаются на «Магнит».

Магнит – 1 АКТЕР
Кнопка – 9 АКТРИСА
Скрепки – 7,8,10 АКТРИСЫ
Линейка – 2 АКТЕР
Ножницы – 5 и 6 АКТРИСЫ
Увесистый Тюбик-с-клеем – 3 АКТЕР
Гордая Свечка – 4 АКТРИСА

ВСЕ АКТЕРЫ в центре на кубах.

5 АКТРИСА
Я думала, что главное в погоне за судьбой -
Малярно-ювелирная работа над собой:

7 АКТРИСА
Над всеми недостатками,
Которые видны,

9 АКТРИСА
Над скверными задатками,
Которые даны,

6 АКТРИСА
Волшебными заплатками,
Железною стеной
Должны стоять достоинства,
Воспитанные мной.

8 АКТРИСА
Когда-то я так думала
По молодости лет.
Казалось, это главное,
А оказалось - нет.

1 АКТЕР
Из всех доброжелателей никто не объяснил,
Что главное, чтоб кто-нибудь
Вот так тебя любил…

1 Актер отходит в сторону.

2 АКТЕР
Со всеми недостатками,
Слезами и припадками,
Скандалами и сдвигами
И склонностью ко лжи –

3 АКТЕР
Считая их глубинами, считая их загадками,
Неведомыми тайнами твоей большой души!

Все АКТЕРЫ отходят в угол. МАГНИТ усаживается на кубах, сначала скромно, потом нахальнее.

ВСЕ АКТЕРЫ: - Тяжёлый Магнит Необычайной Притягательной Силы!

8 АКТРИСА: - Когда Тяжёлый Магнит Необычайной Притягательной Силы впервые появился на письменном столе...

КНОПКА : - Первой не выдержала Кнопка!

КНОПКА отбегает в противоположный угол.

7 АКТРИСА: - Она бросилась к нему так, словно всю жизнь только его и дожидалась!

6 АКТРИСА: - И тут же воткнулась ему в щёку своим острым носиком.

Кнопка присаживается к МАГНИТУ и оказывается у него на коленях. Во время их диалога – переход актеров.

МАГНИТ : - Добрый…вечер! Ваше имя… простите, запамятовал…

КНОПКА : - Кнопка! Кнопка мое имя! (Целует в щеку). Мы ещё не знакомы, но это неважно: я принадлежу Вам всем своим существом! (Целует в щеку).

МАГНИТ : - Спасибо, конечно. А зачем Вы это делаете?

КНОПКА : - Делаю – что?

МАГНИТ : - Ну… принадлежите мне всем своим существом?

КНОПКА смеется. 8 и 10 АКТРИСЫ (СКРЕПКИ) тоже смеются, и присаживаются к МАГНИТУ.

8 АКТРИСА: - Да Вам нельзя не принадлежать всем своим существом…

10 АКТРИСА: - У Вас ведь такая необычайная…

8,9,10 АКТРИСЫ: - Притягательная сила!

МАГНИТ : - Нельзя? Ну, нельзя так нельзя!

ВСЕ АКТЕРЫ проходят по авансцене полукруг, глядя на МАГНИТ. 7 АКТРИСА остается на авансцене.

3 АКТЕР: - Скрепка тоже чувствовала себя очень беспокойно.

2 АКТЕР: - Она просто вся извихлялась на месте!

7 АКТРИСА: - Ой, не могу больше!..

7 АКТРИСА садится в ногах у МАГНИТА.

7 АКТРИСА: - Скрепка!

10 АКТРИСА: - Скрепка!

8 АКТРИСА: - Скрепочка!

МАГНИТ : - Вы тоже ко мне?

7,8,9 и 10 АКТРИСЫ: - Мы же на Вашей шее сидим!

МАГНИТ : - На моей! А почему Вы выбрали именно мою шею?

8 АКТРИСА: - Можно подумать, у нас был выбор!

7 АКТРИСА: - Боюсь, что никто тут не сможет противостоять Вашей притягательной силе!

МАГНИТ : - Никто? Ну, никто так никто…

ВСЕ АКТЕРЫ проходят по авансцене полукруг, удерживают 2 АКТЕРА, тот рвется к МАГНИТУ.

2 АКТЕР (жмет руку): - Через некоторое время к нему практически прильнула металлическая Линейка!

5 и 6 АКТРИСЫ: - Осторожными шагами подошли Ножницы!

3 АКТЕР: - Подполз на брюхе довольно увесистый Тюбик‑с‑Клеем.

ВСЕ АКТЕРЫ устраиваются вокруг МАГНИТА. Перебивая друг друга, обращаются к Магниту.

5 АКТРИСА: - Вскоре свободного места…

2 АКТЕР: - На Тяжёлом Магните…

8 АКТРИСА: - Необычайной Притягательной Силы…

9 АКТРИСА: - Уже совсем не оставалось!

6 АКТРИСА: - Все просто лепились друг к другу!

7 АКТРИСА: - Даже не разбираясь!

3 АКТЕР: - Зачем и почему они это делают.

МАГНИТ (встает в центре): - Боже мой! Откуда ж она во мне, такая притягательная сила? Вот уж наградила природа – так наградила…

ВСЕ АКТЕРЫ: - Наградила!..

СВЕЧКА (выходит вперед): - Просто и света белого не видно!

9 АКТРИСА: - А однажды на письменном столе появилась Гордая Свеча!

10 АКТРИСА: - В Маленьком Каменном Подсвечнике.

5 АКТРИСА: - Тонкая!

6 АКТРИСА: - И ослепительно белая!

ВСЕ АКТЕРЫ активно возмущаются появлением СВЕЧКИ, МАГНИТ смотрит на нее не отрывая глаз. Наконец СВЕЧКА не выдерживает, встает в середине сцены. ВСЕ АКТЕРЫ замирают. В тишине МАГНИТ осторожно спускается к ней, пытается заговорить, МАГНИТ и СВЕЧКА смотрят друг на друга.

МАГНИТ : - Тем же вечером ее зажгли!

СВЕЧКА : - Лепесток пламени был таким чистым и трепетным…

МАГНИТ : - Что Магнит не мог оторвать от него глаз!

ВСЕ АКТЕРЫ подходят к СВЕЧКЕ и МАГНИТУ, смотрят на них, расходятся по сторонам, идут навстречу друг другу, сплетничают, затем отрывают МАГНИТ и СВЕЧКУ друг от друга, прокручивают, но они снова оказываются рядом. ВСЕ АКТЕРЫ проходят навстречу друг другу, сплетничая. МАГНИТ хватает СВЕЧКУ за руку, они встают на кубы.

МАГНИТ : – Дорогая Гордая Свеча в Маленьком Каменном Подсвечнике!

МАГНИТ : - Не согласитесь ли Вы пройти со мной по жизни рука об руку?

Все актеры делают шаг к ним, подслушивая.

СВЕЧКА : - Дорогой Тяжёлый Магнит Необычайной Притягательной Силы, я могу лишь отрицательно покачать пламенем.

Все актеры делают шаг к ним, подслушивая.

СВЕЧКА : - Тут и без меня довольно тех, кто не прочь пройти с Вами по жизни рука об руку…

Все актеры плотно встают вокруг них.

СВЕЧКА : - Да и видно Вас плохо… из‑за Вашего окружения.

На кубы встают 3 АКТЕР и 8 АКТРИСА

8 АКТРИСА (Магниту): - Скрепочка!

3 АКТЕР (Свечке) : – Тюбик!

МАГНИТ и СВЕЧКА начинают расходиться в стороны, все АКТЕРЫ поднимаются на кубы, бурно обсуждая их.

МАГНИТ : - Стало быть, я Вас совсем не притягиваю?

СВЕЧКА : - К сожалению, я совсем не из того материала, что другие!

МАГНИТ : - Вот мое сердце и разбито!

МАГНИТ с криком бросается в толпу, АКТЕРЫ встают вдоль задника, СВЕЧКА – на авансцене. АКТЕРЫ подходят к МАГНИТУ и СВЕЧКЕ: «Все это ерунда!»

6 АКТРИСА: - А на следующий вечер Гордую Свечу в Маленьком Каменном Подсвечнике снова зажгли!

5 АКТРИСА: - И Тяжёлый Магнит Необычайной Притягательной Силы опять не мог оторвать глаз от её чистого и трепетного пламени!

2 АКТЕР: - Пока это пламя не стало сходить на нет…

8 АКТРИСА: - И Магнит с ужасом не обнаружил, что Гордая Свеча исчезает.

МАГНИТ: - Не исчезайте! Мне будет пусто без Вас!

9 и 7 АКТРИСЫ: - Но, в последний раз качнув своим пламенем…

3 и 10 АКТЕРЫ: - Гордая Свеча еле слышно шепнула…

СВЕЧКА : - Какой Вы, однако, смешной!… Я ведь только для Вас и горела…

АКТЕРЫ смотрят на МАГНИТ уже не так заинтересовано, начинают расходиться. Встают у кулис спиной друг к другу.

СВЕЧКА
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.

МАГНИТ

каждый выбирает для себя.

ВМЕСТЕ
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.

Магнит и Свечка за руки убегают на кубы. Актеры сходятся в центр, встают парами.

Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

СВЕЧКА и МАГНИТ спускаются вниз, выход всех актеров, все поют в зал.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.

Каждый выбирает для себя.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

Шарфы поднимаются вверх.

ПЕРЕХОД НА «СТРАШНЫЙ СОН»

Маленький Сон – 9 АКТРИСА
Сон-в-Голубом – 5 АКТЕР
Сон-в-Красном - Плаще – 1 АКТЕР
Другие Сны – 2,3,4,6,7,8,10 АКТЕРЫ
Прекрасное-Утро – 4 АКТРИСА

МАЛЕНЬКИЙ СОН (тихонько дергает 8 АКТРИСУ за рукав, по секрету): - К девяти часам вечера в одном старом доме на окраине города собрались сны!

Все СНЫ начинают баловаться как дети, готовиться к предстоящей ночи. МАЛЕНЬКИЙ СОН залезает на кубы, пытается их остановить, но бесполезно!

Нам с сестренкой каюк:
наша мама на юг
улетела недавно.
Это каждый поймет:
жизнь без мамы - не мед,
а с отцом - и подавно!
В доме трам-тарарам,
папа нас по утрам
кормит жженою кашей.
Он в делах как в дыму,
и ему потому
не до шалостей наших.
(рассаживаются)

А пошалить хочется очень,

каждый отец и даже отчим
это поймет!

МАЛЕНЬКИЙ СОН (старается успокоить): - Все они были очень нарядно одеты, потому что пора им уже было идти к людям и сниться.

1 СОН: - Сны внимательно разглядывали друг друга… (бросает в 8 Сон, попадает в 3).

8 СОН: - Всё ли в порядке с их костюмами!

3 СОН (бросает в 1): - Не оторвалась ли где пуговица!

6 СОН : - Нет ли пятна на самом видном месте...

СНЫ продолжают играть, закрываясь кубами, делают перестановку, прячутся за кубами. МАЛЕНЬКИЙ СОН стоит в центре. Ему под ноги бросают все платки.

10 СОН: - Почему ты не переодеваешься?

4 СОН: - Поторопись!

7 СОН: - Скоро люди начнут засыпать!

2 СОН: - Потому что уже почти ночь!

5 СОН: - И надо будет идти им сниться…

МАЛЕНЬКИЙ СОН: - Я не хочу снится! (бросает платок). Я очень страшный! (еще один платок).

6 СОН: - Не плачь!

4 СОН: - Что же плакать...

3 СОН: - Среди нас тоже есть страшные!

8 СОН: - Даже очень страшные!

2 СОН: - Тут уж ничего не поделаешь…

МАЛЕНЬКИЙ СОН (отчаянно ): – Вы не понимаете, я такой ужасно страшный, я просто кошмар! Я даже сам себя боюсь.

СНЫ собираются сзади, обсуждают, как же быть, перестановка – 2 и 10 СНЫ ставят кубы в центр, 1 СОН подсаживает МАЛЕНЬКОГО СНА наверх.

Вот вчера, например,
я такое имел!
Полетать захотелось,
и - была не была -
два бумажных крыла
мы приделали к телу.
И пошли на балкон -
пусть на нас из окон
поглядят домочадцы,
как с балкона мы - ах -
сиганем на крылах,
чтоб по воздуху мчаться!

СНЫ окружают МАЛЕНЬКИЙ СОН

А пошалить хочется очень,
мы ведь не так много и хочем,
каждый отец и даже отчим
это поймет!

СОН-ВО-ВСЕМ-ГОЛУБОМ (на кубах): - Видишь ли, сказал ему большой и красивый Сон-во-Всем-Голубом, – к сожалению, ты всё-таки должен пойти и присниться: работа есть работа, малыш.

МАЛЕНЬКИЙ СОН: – Но меня же испугаются, я кошмарный!

8 СОН (выбегая вперед, задиристо): - Ничего, зато ты маленький и недолго будешь сниться: кошмары длинными не бывают!

МАЛЕНЬКИЙ СОН: - А я нисколько не хочу сниться! Просто ни минуточки!

СОН-В-КРАСНОМ-ПЛАЩЕ: – Да не такой уж ты и страшный, как тебе кажется! Вот я, например, очень страшный, это точно. Но я всегда снюсь одному человеку, который вполне заслуживает того, чтобы ему снились страшные сны. Это не очень хороший человек. Пойдем, приснимся ему вместе?

Берет МАЛЕНЬКОГО на руки, хочет унести, МАЛЕНЬКИЙ вырывается.

МАЛЕНЬКИЙ СОН: - Не пойду-у-у! Мне человека этого жалко... (прячется от них перед кубиком).

4 СОН: - Ну и не ходи!

6 СОН: - У нас нету больше времени тебя утешать.

5 СОН: - Оставайся тут один, если хочешь!

3 СОН: - А мы пошли!

10 СОН: - И они отправились сниться!

ВСЕ СНЫ: - Потому что было уже совсем пора!

ВСЕ СНЫ
Я уже улетал,
но отец увидал -
представляете, жалость!
Он расширил глаза
и схватил меня за…

(поворачиваются к залу)

…то, что ближе лежало.
Папы страшен оскал,
я от папы скакал,
как лошадка в галопе,
и, как будто коня,
пап шлепал меня
по гарцующей попе.

(бьют по попе провинившегося)

А пошалить хочется очень,
мы ведь не так много и хочем,
каждый отец и даже отчим
это поймет!

МАЛЕНЬКИЙ СОН: - А Маленький-Сон-в-Полосатой-Пижаме очень боялся. Он боялся себя!

СНЫ залезают на кубы, «Страшный лес». Звуки, платки-паутина в руках. МАЛЕНЬКИЙ СОН пытается пройти через них, они его пугают, он возвращается, садится перед кубом, СНЫ нависают над ним с «паутиной».

МАЛЕНЬКИЙ СОН: - Может быть, правда, пойти и присниться кому-нибудь ненадолго? Присниться и – убежать! Всё равно ведь не догонят: как же догонишь сон?

Маленький сон начинает срывать паутину, сны отлетают, рассаживаются на кубы. 1 Актер снимает верхний куб, садится на него. Начинается зловредная «сплетня».

4 СОН: - Ну и ничего!

10 СОН: - Ведь осталось совсем немножко так посидеть!

3 СОН : - А потом станет светло…

2 СОН: - И можно будет исчезнуть.

1 СОН: - А когда завтра придёт ночь…

5 СОН: - Я опять сяду здесь на табуреточку…

7 СОН: - И не пойду никуда.

8 СОН: - И через неделю не пойду.

6 СОН: - И вообще не пойду – ни-ког-да!

МАЛЕНЬКИЙ СОН: - Раз я такой страшный!.. (пауза, резко). Стало светать!

ВСЕ СНЫ: - Другие Сны возвращались с работы!

СНЫ пересказывают друг другу свои похождения, не замечая, как МАЛЕНЬКИЙ СОН в панике ищет, куда бы от них спрятаться 4 АКТРСА (УТРО) встает на центральный куб, МАЛЕНЬКИЙ СОН прячется в центре.

УТРО : - И в это самое время дверь распахнуло Прекрасное Утро!

Музыка останавливается, СНЫ замирают.

УТРО : - А где же тут у вас Маленький-Сон-в-Полосатой-Пижаме?

СОН В КРАСНОМ ПЛАЩЕ: - Это который страшный? (все смеются, он вытаскивает Маленький Сон из укрытия, ставит на куб как к позорному столбу). Наверное, снится кому-нибудь. (Все снова смеются).

УТРО (завязывает Сну его плащик как орденскую ленту): – Ты молодчина и этой ночью вел себя как герой!

Маленький сон недоверчиво смотрит на пристыженные взрослые сны. СНЫ оценивают «подвиг» маленького и сами отказываются от своей дурашливости. Свои платки убирают – сжимают в кулаке за спиной. Серьезно, ответственно и обдуманно они поют на авансцене.

А пошалить хочется очень,
мы ведь не так много и хочем,
каждый отец и даже отчим
это поймет!

И вот когда уже всем ясно, что сны «изменились и осознали», они разворачиваются спиной к залу – и сзади у каждого смешно болтается платок как хвостик…

ПЕРЕХОД НА «БАЛ НА СВАЛКЕ»

7 АКТРИСА: - В одну темную ночь что-то произошло со звездами на небе.

5 АКТРИСА: - Они сложились в надпись: «Кто вы?»

9 АКТРИСА: - Люди на разных континентах связались друг с другом.

8 АКТРИСА: - Подумали как ответить…

6 АКТРИСА: - И сложили гигантские буквы из огней и костров.

4 АКТРИСА: - Через материки и океаны раскинулся ответ: «Мы – люди!»

1 АКТЕР: - Все замерли, затаив дыхание, устремив глаза в небо.

10 АКТРИСА: - Ответ появился быстро.

3 АКТЕР : - Звезды сложились в надпись…

ВСЕ : - «Мы не вам»!

Перестановка декораций. Все рассаживаются.

Проржавевший Подсвечник – 2 АКТЕР
Рукав-от-Пиджака – 3 АКТЕР
Прохудившаяся Бархатная Шляпка – 5 АКТЕР
Дудочка-Забитая-Песком – 9 АКТЕР
Штопальная Игла – 6 АКТЕР
Сломанный Консервный Нож – 1 АКТЕР
Обгоревшая-Страница-из-Прекрасной-Книги-на-никому-не-известном-языке – 8 АКТЕР
Перекореженная-Коробка-из-под-давно-изношенной-обуви - 7 АКТЕР
Сильно Облысевший Плюшевый Коврик – 10 АКТЕР
Матерчатый Цветок – 4 АКТЕР

Городская свалка. Персонажи на сцене, каждый на своем «участке» свалки. Ничего человеческого здесь нет: взаимная неприязнь, теснота, неустроенность, внутреннее одиночество и отчаяние.
8 АКТЕР начинает барабанить пальцами. 9 АКТЕР не выдерживает первым, стучит. 10 АКТЕР демонстративно отворачивает свой «дом» от других, постепенно добавляются другие звуки – стук, щелканье, вздохи.

9 АКТЕР (вскакивает, требует всех заткнуться): - На городской свалке был бал!

5 АКТЕР (с сарказмом): - Конечно, это звучит странновато: на городской свалке был бал.

2 АКТЕР (скидывает 1 АКТЕРА): - Но на городской свалке был бал.

1 АКТЕР падает на 3 АКТЕРА, тот хватает его, отбрасывает в сторону, назревает драка.

3 АКТЕР: - Но мало ли что говорили... а на городской свалке был бал!

2 АКТЕР (хватает за руку 9 АКТРИСУ, пересаживает ее на куб, сгоняет 10 АКТЕРА): - Моя жена, в прошлом Дудочка!

5 АКТРИСА (укоряет 3 АКТЕРА, поднимает 1 АКТЕРА): - Мой муж, в прошлом Пиджак.

6 АКТРИСА в углу пытается унять икоту.

8 АКТРИСА (объясняет, ее не понимают): - Моя племянница, в прошлом Штопальная игла! (3 раза).

4 АКТРИСА (переводит и бьет 6 АКТРИСУ по спине): - Моя племянница, в прошлом Штопальная Игла!

1 АКТЕР (с издевкой): - Сказала Обгоревшая-Страница-из-Прекрасной-Книги-на-никому-не-известном-языке!

10 АКТРИСА (отходит от 7 АКТЕРА): - Была тут перекореженная-Коробка-из-под-давно-изношенной-обуви!

7 АКТРИСА: - И сильно облысевший Плюшевый Коврик - старый как мир!

6 АКТРИСА (пританцовывает): - И Матерчатый Цветок, полинявший от времени.

5 АКТРИСА: - В прошлом такие нужные…

9 АКТРИСА: - Такие просто необходимые вещи…

8 АКТРИСА (пытается быть понятной): - Но в прошлом… В прошлом… В прошлом!

4 АКТРИСА (переводит): - Но в прошлом…

1 АКТЕР: - В прошлом!

6 АКТРИСА выходит на авансцену и в полной тишине пробует начать танец. Ей не нравится, она пытается еще раз и еще. Она поняла, как надо танцевать, когда начинает звучать музыка. АКТЕРЫ на припеве присоединяются к ней. Но танец у них не получается…

9 АКТРИСА: - Какая невыразимо прекрасная музыка!

5 АКТРИСА: - Вы правы! Такая музыка может родиться только в разбитом сердце...

7 АКТРИСА: - И только на свалке.

8 АКТРИСА (пытается быть понятой): - Не будем говорить о грустном.

4 АКТРИСА: - Она хотела сказать…

3 АКТЕР: - Не надо…

Все начинают расходиться по своим привычным местам. 1 АКТЕР в центре.

1 АКТЕР: - Предлагаю выбрать Королеву Бала!

5 АКТРИСА: - Вы немножко опоздали с Вашим предложением. Лет эдак на пятьдесят. Тогда любая из нас была достойна этого высокого звания, я не сомневаюсь. А теперь - из кого же выбирать? Кто согласится быть Королевой Бала?

1 АКТЕР: - Да хоть Вы!

5 АКТРИСА: - Я?! Пятьдесят лет назад, когда я была фиолетовой и носила на боку тонкую белую ленту, заколотую алмазной булавкой, может быть, и был смысл претендовать на звание Королевы. Но сегодня - увольте... иначе мне станет слишком грустно на веселом нашем балу. Лучше предложить эту роль Дудочке, которая...

9 АКТРИСА: - Которая не может издать ни одного звука! И все отверстия которой забиты песком! Да Бог с Вами, я никогда не соглашусь быть Королевой. Вот попросить разве Штопальную Иглу...

6 АКТРИСА: - Какая уж из меня Королева - ни блеска, ни тонкости! Обратитесь лучше к Коробке-из-под-обуви.

7 АКТРИСА: - Я давно ни на что не гожусь: это раньше я была очень, очень даже компактной - тогда за одну мою аккуратность меня следовало бы выбрать Королевой. Теперь же я просто картон! Попросите Страницу-из-Прекрасной-Книги - может быть, хоть книги не стареют?

8 АКТРИСА: - Не будем говорить об этом... Книги стареют так же, как и все вокруг!

4 АКТРИСА (переводит): - Она говорит…

Начинает звучать музыка песни «Мне звезда упала на ладошку».

3 АКТЕР: - Вот кто будет у нас Королевой!

3 АКТЕР
Мне звезда упала на ладошку,

+ 5 АКТЕР
Я ее спросил: - Откуда ты?

+ 1 и 9 АКТЕРЫ
- Дайте мне передохнуть немножко,

+ 4 АКТЕР
Я с такой летела высоты.

+ 7 и 10 АКТЕРЫ
Словно колокольчик прозвенел:

ВСЕ АКТЕРЫ
Не смотрите, что невелика я,
Я умею делать много дел.

10 АКТРИСА: - Высокородная госпожа звезда…

8 АКТРИСА: - Не соблаговолите ли Вы стать у нас Королевой Бала? Все наше общество…

4 АКТРИСА: - Все наше общество, как его прекрасная, так и ужасная половина, пришло к единодушному мнению, что, кроме Вас…

ВСЕ АКТЕРЫ: - Нам некого просить о такой чести.

ВСЕ АКТЕРЫ
(просят)
Вам необходимо только вспомнить,
Что для Вас важней всего на свете.
Я могу желание исполнить,
Я все время занимаюсь этим.

4 АКТРИСА : - Большая Светлая Звезда вздрогнула и с ужасом вгляделась вниз.

1 АКТЕР: - Все, что было на свалке, выглядело безобразно.

8 АКТРИСА: - Она хотела возмутиться она, но почему-то произнесла…

6 АКТРИСА: - Благодарю за честь.

9 АКТРИСА: - Мне в высшей степени лестно принять это предложение.

ВСЕ АКТЕРЫ: - И начала падать!

Знаю я, что мне необходимо:
Мне не нужно долго вспоминать.
Я хочу любить и быть любимым
Я хочу смеяться и мечтать,
Чтобы дружба не была обузой,
Чтобы верность в тягость не была,
Чтобы старость не тяжелым грузом -
Мудростью бы на сердце легла…

ВСЕ АКТЕРЫ (закрываются, с разных концов неба на них нападают звезды): - Куда ты, в панике закричали ей вслед Огромные, Большие, Средние, Малые и Совсем Крохотные Звезды. (Прячутся, движение) Остановись! (Движение, перестановка задних кубов) Не приближайся к этим отбросам! (Движение, снимают платки) Ты погаснешь!

АКТЕРЫ сидят за кубами, руки с белыми платками - как белый флаг капитуляции. Начинает звучать песня, АКТЕРЫ выходят, превращаются в тех, кем были когда-то с помощью платков. АКТЕРЫ в своих «прежних» образах.

3 АКТЕР: - Но она опускалась все ниже и ниже!

1 АКТЕР: - Неизвестно зачем блистая все ярче и ярче на пути к этим несчастным!

7 АКТРИСА: - Устроившим, может быть, последний в их жизни бал.

2 АКТЕР: - И падая уже безвозвратно, почти у самой земли…

4 АКТРИСА: - Вспыхнула она так ярко, как никогда…

9 АКТРИСА: - И в чудесном этом свете обитатели свалки…

5 АКТРИСА: - На миг показались друг другу невозможно прекрасными…

6 АКТРИСА: - В маленьком прощальном танце пред светлыми очами…

ВСЕ АКТЕРЫ: - Ее Высочества Королевы Бала!

Звучит финальная песня. АКТЕРЫ уходят в небытие, на финальных аккордах оборачиваются и смотрят в зал. Выход всех игравших актеров. Поклоны. В конце поклонов точка – переход на песню «Надежды маленький оркестрик».

М ожете не сомневаться: эта срубленная где-то далеко в лесу и немолодая уже Ель знала, что такое жизнь, и знала, что жизнь прекрасна. А потому ей нисколько не льстила роль избранницы, которой полагалось блистать на самом великолепном из праздников в году. Она спокойно слушала перезвон стеклянных и перешёптывание картонных игрушек, висевших на её ветвях: их непрерывная похвальба не вызывала у неё ничего, кроме улыбки.

Огромный Сиреневый Шар медленно и церемонно поворачивался на шнурке – в нём отражались комната и дети, танцующие свой простой танец.

– Вот сколько во мне детей! – поминутно восклицал Сиреневый Шар. – В прошлом году их было не в пример меньше – и они, помнится, не были так красиво одеты, как теперь. В прошлом году вообще всё было гораздо хуже. Меня тогда довольно плохо укрепили на ветке, и я просто запретил себе вращаться: ужасно боялся упасть! Расстаться с такой жизнью, как у меня, было бы непростительной глупостью: поверьте, мне совсем не хочется походить на воздушные шары-однодневки! Они хоть и гораздо больше, и летать умеют, да всё равно лопаются каждую минуту… А я уже который год занимаю на ёлках самый высокий пост и должен беречь себя: без меня никакого праздника не будет!

– И без меня не будет! – подхватывала Картонная Хлопушка. – Во мне все семь цветов радуги – и я, конечно, очень украшаю праздник. Может быть, у моих родственниц, хлопушек с конфетти, более шумная жизнь, но век их так недолог! Бедняги: вот одна хлопнула, вот другая… бух, бух – и кончено. А потом дети выбрасывают пустые гильзы в мусорное ведро и забывают о том, как цветные кружочки осыпали гостей. Меня же вешают на ёлку каждый Божий год – и я уже столько празд-ников на своем веку перевидала, что просто тошно!

– А я и вспомнить не могу, сколько их всего было – празд-ников этих! Меня с незапамятных времен вешают и вешают на ёлку. – Стеклянная Сосулька потупилась – как бы в смущении. – Вчера, когда меняли шнурочек, на меня просто не могли наглядеться: какая я тонкая, длинная и серебристая! Мне очень жаль настоящие сосульки на улице: они, конечно, покрупнее и висят на более видных местах… но они тают! Представляете себе, какой ужас! Растаешь – и никто о тебе не вспомнит… Всё-таки быть стеклянной гораздо, гораздо надёжнее.

– Конечно, надёжнее! – откликнулась Слюдяная Бабочка. – Я хоть и не из стекла, а всего-навсего из слюды, но тоже не нарадуюсь, что мне не надо порхать с цветка на цветок в поисках пищи. Может быть, оно и увлекательно – порхать, но ведь сколько опасностей! Того и гляди поймают сачком… В прошлом году, когда меня повесили рядом со свечой, я и то чуть не умерла от страха: всё боялась вспыхнуть – а на лугу… там смотри в оба! И потом, настоящих бабочек – их на сколько хватает? На одно лето. Я же помню ещё те времена, когда родители, чьи дети сегодня отплясывают внизу, сами вовсю отплясывали… слюда – тоже прочный материал.

Слушая эту стеклянную, картонную и слюдяную похвальбу, Ель только тихонько покачивала ветвями. Она-то знала, что такое жизнь, и знала, что жизнь прекрасна.

– Да-а-а, – с ленцой протянула Стеклянная Сосулька, ловя какой-то случайный отблеск свечи, – а вспомните, сколько ёлок было на нашем веку, друзья мои! И все осыпались, все исчезли, все пропали.

– Между прочим, – в никуда сказала Картонная Хлопушка, – давно уже изобрели нейлоновые ёлки: вот они служат долго! Каждый год такую ёлку разбирают и складывают в коробку. А к следующему празднику достают опять – и тогда она снова появляется в доме на самом почётном месте.

– Дорогая Ель! – участливо обратился к Ели Сиреневый Шар. – Скажите, Вы очень несчастны?

Ель сначала хотела только качнуть ветками, но неожиданно для себя произнесла:

– Почему же несчастна? Я счастлива!

Игрушки с недоумением переглянулись, а она продолжала:

– Видите ли, я знаю, что такое жизнь, и знаю, что жизнь прекрасна. Она прекрасна именно потому, что так хрупка, так недолговечна… Скоро, например, кончится этот праздник, самый великолепный из праздников в году, а вместе с ним кончится и моя история. Но то, что моя история имеет конец, как раз и делает меня счастливой. И я говорю себе: запомни этот праздник, он единственный в твоей жизни – такого никогда прежде не было и никогда больше не будет. Запомни каждую мелочь: она неповторима…

Игрушки переглянулись снова: им всё-таки казалось, что Ель очень несчастна.

– А сейчас, – вздохнула она, – простите меня. Я, к сожалению, не могу больше разговаривать: дорога каждая секунда – я ни одной из них не хочу пропустить даже за приятной беседой. Желаю вам… желаю вам, чтобы с вами аккуратно обращались. – И Ель улыбнулась, расправив ветви.

Праздник, между тем, на сегодня заканчивался. Детей отправили спать, да и взрослые уже поклёвывали носами.

А ночью из большой комнаты, где стояла Ель, вдруг раздался лёгкий звон, которого не услышал никто из спящих. Это Сиреневый Шар, собрав все свои силы, прянул к потолку, но не долетел и, сорвавшись, с хохотом раскололся о паркет. Картонная Хлопушка, улыбаясь, как дура, напыжилась и оглушительно хлопнула, оставив в воздухе еле ощутимый запах пороха. А Стеклянная Сосулька начала таять и истаяла вся, образовав внизу на паркете крохотную прозрачную лужицу.

Вот и Слюдяная Бабочка со счастливым смехом выпорхнула в открытую форточку – и её закружила и унесла куда-то пурга…

Самая нужная вещь

Д авай купим ещё и клей, – сказал Дедушка Внуку. – Клей – самая нужная вещь.

Так Тюбик-с-Клеем узнал, что он самая нужная вещь. А когда кто-нибудь узнаёт о себе такое, ужасно трудно не возгордиться.

И Тюбик-с-Клеем возгордился.

– Я – самая нужная вещь! – заявил он, едва появившись на письменном столе.

– Очень приятно, – послышалось в ответ. – А мы – Карандаши.

– Надеюсь, вы – нужные вещи? – подозрительно посмотрел на соседей Тюбик-с-Клеем. – Чем вы занимаетесь?

– Мы пишем и рисуем, – хором ответили Карандаши.

– А я стираю написанное и нарисованное, – отозвался Ластик.

Тюбик-с-Клеем немножко подумал и заключил:

– Вы совершенно ненужные вещи. Если сначала что-то написать или нарисовать, а потом это взять и стереть, – что же получается? Пустое место получается, – и, отвернувшись от карандашей с Ластиком, он перестал разговаривать с ними.

– Идите к нам! – крикнули ему с дальнего конца стола. – У нас весело!

– А вы – нужные вещи? – поинтересовался Тюбик-с-Клеем. – Каковы ваши занятия?

– Я даю свет! – не без гордости ответила Лампа-на-Одной-Ножке.

– А я выключаю свет! – отозвался её лучший друг, Чёрный Выключатель.

– М-да… – озадачился Тюбик-с-Клеем. – Сдаётся мне, что и вы совершенно ненужные вещи. Ведь если сначала включить свет, а потом его взять и выключить – что же остаётся? Пустое место остаётся. – И, сказав это, Тюбик-с-Клеем отвернулся от растерявшихся соседей.

Спустя некоторое время в комнате не осталось ни одного предмета, о котором Тюбик-с-Клеем не сообщил бы всем присутствовавшим: "Это совершенно ненужная вещь". И комната погрузилась в молчание, потому что каждый осознал полную свою ненадобность. А Тюбик-с-Клеем поглядывал на всех с высоты письменного стола, чувствуя себя единственной нужной вещью среди всего этого бесполезного хлама.

– Скоро вы узнаете, что такое по-настоящему нужная вещь, – пообещал Тюбик-с-Клеем. – Это когда я начну склеивать разные разности. Предположим, у книги, которую читает Дедушка, оторвётся обложка или у тапочка, который носит Бабушка, оторвётся подошва, – вот тогда-то сразу же и обратятся ко мне. Я могу соединить всё, что распалось, – представляете, как это важно!

А ещё некоторое время спустя у книги, которую читал Дедушка, и в самом деле оторвалась обложка. Её смазали клеем – и обложка приклеилась. На другой день у тапочка, который носила Бабушка, как назло, оторвалась подошва. Подошву быстро поставили на место – и опять с помощью клея. Конечно же, после этого все убедились, что Тюбик-с-Клеем – по-настоящему нужная вещь. Тогда к нему стали обращаться "Ваше Величество" и умолкать, когда Тюбик-с-Клеем начинал говорить.

Однажды через открытую форточку в комнату залетела Музыка. Она была такой прекрасной, что все заслушались и заулыбались. Только Музыка погостила совсем недолго – и скоро начала собираться в путь.

– Куда же Вы? Побудьте с нами, дорогая Музыка! – обратился к Музыке Дедушка. – Вы так прекрасны!

– Да, останьтесь, милая Музыка! – подхватила Бабушка.

Но Музыка только грустно улыбнулась и улетела в другое место, где у неё, наверное, тоже были важные дела. Больше она не прилетала – и как-то раз, сидя вечером в кресле, Бабушка пожаловалась Дедушке:

– С тех пор, как улетела Музыка, всё в нашем доме расклеилось.

– Расклеилось, – согласился Дедушка.

У Отрывного Календаря всё было рассчитано: по одному листку на каждый день. А всего, стало быть, триста шестьдесят пять листков - ровно столько же, сколько дней в году. И повесили его тоже с расчётом: строго посередине стены.

«Почётное место…» - подумал Отрывной Календарь и даже немножко засмущался.

Да и любой на его месте засмущался бы: шуточное ли дело - висеть у всех на виду! Тут хочешь не хочешь, а будешь следить за собой.

Уже через несколько минут Отрывной Календарь перезнакомился с обитателями квартиры: их было много - и они были такие разные! Каждый радушно поприветствовал его и представился. Отрывной Календарь всякий раз говорил: «Очень приятно!» - и тоже представлялся в ответ. С ними ему предстояло прожить долгую и интересную жизнь, что Отрывной Календарь, конечно, ужасно радовало - и радость эта была прямо написана у него на лице.

Дайте‑ка я прочту, что у Вас на лице написано, - присмотрелась к нему Картина‑с‑Противоположной‑Стены и прочла: - «Радость». А по какому поводу радость? - спросила она.

По поводу жизни, - охотно ответил Отрывной Календарь. - Долгой и интересной жизни.

Долгой и интересной? - расхохоталась Картина‑с‑Противоположной‑Стены. - Жизнь коротка и скучна!

Отрывной Календарь хотел было возразить, что если жизнь действительно коротка и скучна, то зачем же, дескать, её жить… но смолчал: он пока ещё знал про жизнь не так много, чтобы настаивать.

А утром следующего дня с него сорвали первый листок - первого января как не бывало! Так и пошла вперёд его жизнь - день за днём: второе января, третье, четвёртое… февраль, март. И каждый день был полон событий, о которых ему надо было успеть напомнить всем в доме. Два дня назад, например, был первый день весны - самое важное событие в году!

Простите, если это слишком личный вопрос, - обратилась к нему однажды в апреле Толстенная Поваренная Книга, - но какая у Вас диета.

Какая у меня… что? - удивился Отрывной Календарь. Отрывной Календарь не замечал, что худеет на глазах. Да и когда было замечать? Жизнь так нравилась ему и казалась такой долгой и интересной, что дни пролетали совсем незаметно!

Он просто ведёт неправильный образ жизни! - вмешалось Ленивое Кресло.

Это как же? - озадачился Отрывной Календарь.

Да так… растрачиваете свою жизнь направо и налево - вот и худеете! Между тем жизнь коротка и скучна - её надо беречь.

Отрывной Календарь хотел было возразить, что если жизнь действительно коротка и скучна, то чего ж её тогда, дескать, беречь… но смолчал: он пока ещё знал про жизнь не так много, чтобы настаивать.

А она, между тем, шла и шла - дел было хоть отбавляй! Да и дни становились всё короче: вот одна минута убыла от светлого времени суток, вот две, вот три… и об этом тоже надо было неустанно напоминать - чтобы все успевали использовать отпуска и каникулы до последней минуты. А первого сентября дети должны были ещё не забыть пойти в школу… Ах, какая же всё‑таки разнообразная она, эта жизнь, какая долгая и интересная!

Вы, дорогой мой, работаете на износ, - в середине октября обратилась к Отрывному Календарю очень щадившая себя Хрустальная Люстра, которую зажигали только по большим праздникам. - Так нельзя. От Вас уже практически ничего не осталось.

Вы всё о том же! - усмехнулась Хрустальная Люстра. - Так и не поняли ничего за целый год… Говорят же Вам все вокруг: жизнь коротка и скучна!

Отрывной Календарь хотел было возразить, что если жизнь действительно коротка и скучна, то чего ж тогда, дескать, себя щадить… но смолчал: он пока ещё знал про жизнь не так много, чтобы настаивать.

И вот наступил самый хлопотливый месяц в году, декабрь. Дни убывали теперь уже со страшной скоростью - и темно становилось чуть ли не сразу после полудня. А приблизительно с середины месяца все просто сбились с ног: пришло время подарков. Листки с Отрывного Календаря слетали так быстро, что он даже не успевал провожать их взглядом, - до тех пор, пока не остался последний, 31 декабря.

Ну, вот и всё, - подвело за Отрывной Календарь итог его жизни Ленивое Кресло. - Так бывает с каждым, кто возлагает на себя неподъёмные задачи. Жизнь слишком коротка и скучна - и никогда не следует торопиться.

Отрывной Календарь хотел было возразить, что если жизнь действительно коротка и скучна, то чего ж тогда, дескать, медлить… но смолчал: он пока ещё знал про жизнь не так много, чтобы настаивать.

Вы бы хоть простились с нами, - сказала Хрустальная Люстра, в первый раз за всю свою короткую и скучную жизнь роняя хрустальную слезинку: ей было больно смотреть на совсем отощавший Отрывной Календарь.

Проститься? - рассмеялся тот. - А не рано ли? Передо мной ещё целый день жизни… такой долгой и такой интересной жизни!

МАЛЕНЬКИЙ СТАРАТЕЛЬНЫЙ ВЕЕР

Когда Маленький Старательный Веер, который до этого просто валялся на дне ящика в платяном шкафу, положили в пляжную сумку и принесли в ней на берег моря, он понял: его ждут великие дела. «Ну, теперь все точно узнают, на что я способен!» - ликовал Маленький Старательный Веер.

Но, поликовав немножко, он призадумался. А призадумавшись, понял, что работа, предстоящая ему, скорее всего, непосильна для такого маленького, пусть даже и старательного, веера. Повсюду, куда хватало глаз, простирался горячий белый песок, чуть ли не дымившийся под нещадно палящим солнцем. И ни единого дуновения ветерка не доносилось с моря.

Ох, не справиться мне, - сразу же и отчаялся Маленький Старательный Веер. - У меня же никаких сил не хватит на то, чтобы побороть эту жару… Даже если мною будут махать без остановки.

Впрочем, им уже давно махали, так что пора было прекращать отчаиваться и как следует браться за работу. Маленький Старательный Веер так и сделал: распластал крылышки и замахал ими с немыслимой скоростью - пляж просто поплыл у него перед глазами.

Сначала, конечно, никто долго ничего не замечал, и Маленький Старательный Веер уже начал терять веру в себя. Оно и понятно: кому же нравится зря тратить силы! А тем более - если ты всего‑навсего Маленький Старательный Веер и тебя заведомо недостаточно для того, чтобы охладить такой огромный пляж с несколькими тысячами отдыхающих.

Но тут - совершенно внезапно, когда Маленький Старательный Веер уже решил сдаться, - кто‑то поблизости от него спросил:

Откуда это идет такая приятная прохлада?

От моего веера! - послышалось в ответ, и тогда Маленький Старательный Веер сдаваться не стал, а, наоборот, приободрился и ещё приналёг на крылышки: кажется, у него всё‑таки что‑то получалось! Ему самому было невыносимо жарко, но он постарался не думать об этом, а принялся, наоборот, думать о Северном полюсе… о ледяном безмолвии, бескрайних снегах и прекрасном северном сиянии.

…когда Маленький Старательный Веер опомнился, то увидел, что вокруг собираются отдыхающие. Нежась под легкими струями ветерка, который он сотворял, люди с благодарностью смотрели на него, удивляясь тому, как такой малыш мог давать столько прохлады.

А малыш поднажал ещё немножко и опять унёсся мыслями на Крайний Север. По Крайнему Северу разгуливали олени, бегали песцы и сновали из юрты в юрту одетые в меха эскимосы.

В следующий раз он очнулся оттого, что неподалёку кто‑то чихнул. Бросив взгляд в сторону чихнувшего, Маленький Старательный Веер услышал:

Тут совершенно невыносимый сквозняк. Давай‑ка поменяем место.

Маленькому Старательному Вееру было недосуг думать о таких пустяках, как сквозняк, - и, изнемогая от усталости, он постарался, по крайней мере, сохранить ту скорость, которой достиг, но неожиданно у него открылось второе дыхание. А когда у нас открывается второе дыхание, нас подчас просто не удержать.

Клюев Евгений Васильевич - самобытный писатель, обладающий характерным, неподражаемым стилем, и просто яркий, разносторонне развитый человек.

Давайте познакомимся с ним поближе и лучше узнаем о его творческой биографии, личной жизни и колоритных произведениях.

Детство

Евгений Клюев, книги которого пользуются ошеломляющей популярностью уже второе десятилетие, родился в январе 1954 года в городе Твери (раньше - Калинин).

О детстве известного писателя нам известно мало. Сам он говорит, что родился в неблагополучной семье с удивительным дисбалансом. Почему? Возможно, это мы узнаем от автора немного позднее.

С раннего детства мальчик отличался тягой к литературной деятельности, сочинял стишки и рассказы, которые уже тогда отличались от классического жанра характерным индивидуальным стилем и неординарным, специфическим слогом.

Образование

Высшее образование Клюев Евгений получил в местном государственном университете на факультете русского языка и литературы. Далее поступил в аспирантуру Московского государственного университета имени Ломоносова на кафедре журналистики.

Клюев Евгений - человек деятельный и активный. Он любит много путешествовать, посещая вузы разных стран и обмениваясь опытом с заграничными коллегами. Благодаря этому обладает ученой степенью доктора философии по специальности "Лингвистическая прагматика".

Виды деятельности

Печататься Евгений Васильевич начал довольно поздно, большую часть времени посвящал науке, достаточно продуктивно пробовал себя в различных сферах деятельности - филологии, драматургии, журналистике, живописи, переводческой работе. Сотрудничал со многими отечественными вузами и периодическими изданиями.

Например, в начале 1990-х годов занимал должность главного редактора в газетах “Первое сентября” и “Миссия”, а также преподавал журналистское дело в Университете российского инновационного образования.

Заграница

В возрасте сорока двух лет Евгению Клюеву предложили принять участие в трехлетнем лингвистическом проекте, ради которого ученый решился кардинально изменить свой образ жизни и отправиться в Данию.

Там российский научный деятель пришелся по душе многим коллегам, его труды и исследования были оценены по заслугам.

С тех пор Клюев Евгений регулярно проживает в Дании, где уже получил гражданство и постоянное место работы. Должность у него ответственная и интересная, связанная не только с научной деятельностью, но и с общественно-политической работой.

Любовь к родине

Невзирая на то что писатель нашел себя за границей, он очень привязан к своей родной стране и регулярно посещает ее, стараясь внести посильный вклад в культурную и литературную жизнь России.

Два раза в год на протяжении нескольких недель датский магистр посещает столицу Российской Федерации, где ведет активный образ жизни - издает свои книги в художественном, научном и публицистическом жанре (все сочинения он пишет преимущественно на русском), выступает с собственными поэтическими произведениями в Доме Булгакова, проводит встречи с читателями (как в больших библиотеках, так и в крупных книжных магазинах).

Награды

За свой необычайный талант и мастерство Клюев Евгений был удостоен нескольких отечественных и зарубежных премий. Среди них обязательно необходимо упомянуть о поощрении “Серебряная литера” (за книгу для детей “Сказки на всякий случай”), о вознаграждении “Большая книга” (за роман “Андерманир штук”), о награждении “Русской премией” (за книгу поэзии “Музыка на Титанике”).

Творчество

По профессии Евгений Васильевич - лингвист, знающий все о буквах и символах, словах и предложениях. Несмотря на свою, казалось бы, монотонную деятельность, он не потерял искристого, горячего интереса к писательству. Он все так же ярко и экстравагантно пишет, создавая неординарные запоминающиеся образы и придумывая незабываемые закрученные сюжеты.

В своих книгах Клюев словно играет вместе с читателями и персонажами, причем делает это мягко и ненавязчиво, в легкой шутливой форме, заставляя переживать и волноваться.

В своих произведениях, написанных в жанре были или сказки, Евгений Васильевич поднимает серьезные, обстоятельные темы и вопросы, посвященные логике, философии и языкознанию. И опять-таки делается это в простой свободной манере, с мягкой иронией или искристой шуткой.

Однако есть что-то такое, к чему доктор философии не может притрагиваться с радостной улыбкой на устах. Это его собственная поэзия.

Стихи Евгения Клюева наполнены тихой грустью и всепоглощающей тоской, даже горечью, которая сквозит в каждой строчке, в каждой рифме, в каждом слове.

В своих стихотворениях поэт поднимает сложные жизненные вопросы, вопросы неравенства и бедности, тяжелого труда и сложных человеческих взаимоотношений.

Книги для детей

В своем творчестве Клюев Евгений Васильевич отводит важное, первоочередное место произведениям для детей. Дети для писателя - те же взрослые люди, с такими же проблемами и эмоциями, только воспринимают они все по-своему, как-то иначе.

Поэтому и сказки у Клюева особенные, понятные только маленьким читателям, захватывающие и поучительные.

Это, конечно же, и история о Клубке из зеленых шерстяных ниток, который покатился, когда ему это обидно предложили, и о Мыльном Пузыре, и о серьезном разговоре двух Шнурков, и о многом другом, что научит ребенка смотреть на повседневные предметы с другой, необычной стороны.

Евгений Клюев, сказки которого побуждают смеяться и плакать, побеждать и ошибаться, мечтать и планировать, откроет как взрослым, так и детям важные философские истины и покажет, что самая счастливая и драгоценная пора - это детство.

Произведения для взрослых

Сочинения Клюева для взрослой аудитории также колоритны и необычны по построенному сюжету и поднятой тематике.

Например, его экстраординарная, интригующая и завораживающая “Книга теней”. Она с самых первых страниц побуждает читателя сочувствовать и переживать за главного героя, а также представлять себя на месте интересных персонажей.

Говорят, что своей загадочностью и непредсказуемостью роман очень похож на Булгаковского “Мастера и Маргариту”. Как бы там ни было, Евгений Клюев, “Книга теней” которого до сих пор порождает много противоречивых споров и толков, не стремился мистифицировать своего читателя. Своим романом он просто предложил ему выйти за рамки условностей и посмотреть на мир с другой стороны.

Интересна и занимательна и другая книга Клюева - “Между двух стульев”, в которой автор ставит своего читателя в логический тупик и заставляет отвергнуть шаблоны и устоявшиеся понятия.

И только тогда перед ним откроется вся простота и незамысловатость предметов, только тогда он сможет постичь новое и интересное.

Влияние

Среди философско-художественных творений Клюева можно найти много полезного и увлекательного лично для себя, расширить свой кругозор, научиться мыслить нестандартно, взглянуть на привычные вещи по-иному.

Так что отвергаем стереотипы и окунаемся в литературный мир, мир ощущений и теорий Евгения Клюева.