Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Романтические произведения горького список. Тест Ранние романтические произведения А

Романтические произведения горького список. Тест Ранние романтические произведения А

В своих “хождениях по Руси” М. Горький вглядывался в темные углы жизни и потратил много писательских сил на то, чтобы показать какой каторгой могут стать для людей их трудовые будни. Он неустанно искал на “дне” жизни что-то светлое, доброе, человеческое, что можно противопоставить бытовому, бездушному миру. Но Горькому мало было сказать о том, как скверно живут люди. Горький начал искать тех, кто способен на подвиг. Он мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах, но не находил их в реальности. Серому существованию людей писатель противопоставил яркий, насыщенный мир героев своих рассказов.
Главной темой романтических рассказов Горького стала тема любви и свободы. Уже в одном из первых своих рассказов – “Макар Чудра” – Горький высказывает собственную точку зрения: свобода для человека – главное на свете. Гимном вольности и любви звучит рассказ о молодых цыганах Лойко Зобаре и Радде. Их любовь горела ярким пламенем и не могла ужиться с миром обычных, тускло живущих людей. В серой жизни, которую сотворили люди, возлюбленные должны были бы “подчиниться сжимавшей их тесноте”. Но Радда и Лойко предпочли смерть. Герои не хотят жертвовать волей даже ради друг друга. Для них свобода, воля – главное в жизни. “Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю. Волю то, Лойко я люблю больше, чем тебя”. Даже любовь оказалась бессильна перед стремлением человека к свободе, которая достигается ценой жизни.
В другом рассказе Горького – “Старуха Изергиль” – писатель объединяет легенду о Ларре, рассказ о жизни Изергиль и легенду о Данко. Повторяющаяся во всех трех частях основная мысль – мечта о людях готовых на подвиг – делает рассказ единым целым. Особое место занимает в рассказе образ Изергиль, которая через всю жизнь пронесла чувство собственного достоинства. История ее жизни – олицетворение свободы, красоты, нравственных ценностей человека. И упреком бескрылой, скучной жизни людей, упреком многим поколениям, без следа исчезнувшим с лица земли: “В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам… каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно”. Она знала, что такое подвиг, но не смогла прожить свою жизнь достойно. Героине остается только опираясь на свои ошибки, указать людям верный путь.
Старуху Изергиль пугает судьба Ларры, отбрасывающая тень на ее собственную жизнь. Сила характера, гордость и вольнолюбие в Ларре превращаются в свою противоположность, потому что он презирает людей, жестоко обращается с ними. В порыве к воле он ступил на путь преступления, за что люди наказывают его, обрекая на вечное одиночество. Протестуя против обыденности жизни, Ларра забыл о нравственных законах. Тем самым Горький говорит о том, что жизнь ради свободы в одиночестве теряет смысл. Писатель осуждает эгоизм и жестокость Ларры, его гордыню и презрение к людям.
По мнению Изергиль, отличительной чертой Данко была его красота, а “красивые – всегда смелы”. Данко был движим только любовью и состраданием к людям, и несмотря на все их злобные мысли, его сердце “вспыхнуло желанием спасти” их. Он берет на себя ответственность вывести людей из темного леса. Спасая людей, герой отдает самое дорогое, что имеет – свое сердце. Горький призывает к самопожертвованию во имя людей. Но поступок Данко не был оценен: “Люди. не заметили смерти его и не видали, что еще пылает. его смелое сердце. Только один осторожный человек. боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой.” Этим самым Горький говорит о том, что время таких героев еще не пришло.
Таким образом, в романтических произведениях Горького, автор четко выражает протест против скудной жизни, покорности, смирения, презрения, эгоизма, рабской психологии. Герои произведений разрушают привычное течение жизни, стремятся к любви, свету, свободе. Они отказываются от жалкой участи служения вещам и деньгам, их жизнь имеет смысл, главное – воля. Прославляя красоту и величие подвига во имя людей, они противостоят людям, утратившим свои идеалы. Яркие, страстные, вольнолюбивые – они прославляют активность, необходимость действовать. “Безумство храбрых – вот мудрость жизни”.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. К творчеству А. М. Горького можно относиться по-разному. Мнение о его творчестве всегда было не однозначным: одни критики “громили” в своих статьях Горького, другие называли его гениальным писателем. Но о чем бы ни писал Горький, делал он это со страстной Read More ......
  2. Для меня в Горьком вся Россия. Как я не могу представил, себе Россию без Волги, так не могу подумать, что в ней нет Горького. К. Паустовский Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Он является представителем бесконечно талантливого Read More ......
  3. Максим Горький известен нам как классик пролетарской литературы. В его творчестве нашли отражение реальные события начала XX века, которые потрясли Россию и весь мир. Певец революции, М. Горький вошел в историю литературы не только как реалист. На раннем этапе творчества Read More ......
  4. Гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие. Героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая дороже самой жизни. На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому, создал ряд Read More ......
  5. Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них тоже несколько романтичен. Для него превыше всего свободолюбие и гордость. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно с такими героями, только, кроме свободы и гордости, Горький дарует им необыкновенную красоту. Read More ......
  6. Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. Сюжет построен на Read More ......
  7. Первые произведения Горького “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш”, “Песня о Соколе” – сразу привлекли к себе внимание романтическим пафосом, изображением гордых и смелых людей, жизнеутверждающим гуманизмом. Почти одновременно с этими произведениями он пишет “Двадцать шесть и одна”, Read More ......
Романтические произведения М. Горького

Сочинение

Для меня в Горьком вся Россия. Как я не могу представил,

Себе Россию без Волги, так не могу подумать, что в ней нет Горького.

К. Паустовский

Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Он является представителем бесконечно талантливого русского народа. Он любил и хорошо знал Россию, язык своего народа. Постоянное общение с людьми разных профессий и мировоззрений развило в нем глубокое понимание проблем и исканий русского человека. Не оставалось ничего, чем бы писатель пренебрегал и что бы не замечал по-своему, по-горьковски. В своих произведениях Горький отразил эпоху, в которую жил.

Молодой Горький интересен ранними романтическими произведениями, где писатель выступает как автор и оригинальный рассказчик.

В рассказах «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Буревестнике» песни и легенды о смелости, силе духа, свободе представлены повествованиями умудренного жизненным опытом старого цыгана Макара Чудры, молдаванки Изергиль, крымского чабана Надыр-Рагим-оглы. И рядом с ними мы видим образ еще одного героя — «проходящего», слушателя, от лица которого ведется повествование. Назовем его условно автобиографическим героем, так как в его судьбе много общего с судьбой нижегородского цехового Алексея Пешкова. Этот герой занимает в рассказах не так уж много места, но для понимания авторской позиции, замысла и творческого метода значимость его велика.

Автобиографический герой — выходец из низов, прикоснувшийся к книжной мудрости. Он мечтатель, романтик, чувствующий красоту окружающего мира. Слившись с ней воедино, рассказчик умеет поразить нас красотой обыденного. Его видение мира вносит в рассказы романтическое начало, радость, смелую дерзость, обилие красок в описании природы: «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов; …окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море…»

Отношение к жизни автобиографического героя раскрывается в беседах с Макаром Чудрой и старухой Изергиль, в том, как он реагирует на услышанные легенды и песни. Рассказчик хо чет понять истинный смысл жизни, беседуя с этими мудрыми людьми, потому что главное для него «учиться и учить». Это хорошо понимает Макар Чудра, разговаривая со своим юным собеседником. Старуха Изергиль упрекает молодого и сильного парня в преждевременном старении души. «Мрачные все, как демоны… боятся тебя наши девушки».

О настроении героя нигде прямо не говорится. Напряженность повествования, необычность описания, восторженность и музыкальность идет от некоего «проходящего» героя. Не могут Макар и Изергиль передавать свои чувства таким мелодичным, литературным языком. Да, у них опыт, знание жизни, сказок и легенд, а у «проходящего» героя —литературный талант, природное чутье и бесконечная любовь к своему языку. Клочки неба — «темно-голубые», диск луны — «кроваво-красен». Глаза девушек и женщин — «темно-синие». Такие эпитеты и сравнения придают речи особую красочность и эмоциональность.

Манера повествования, выбор пейзажей, их описание дают читателю представление о рассказчике — человеке, который восхищен, взволнован богатством и красотой природы, мятеж-ностью души и свободолюбием встреченных им людей, щедростью народной фантазии.

Автобиографический герой —романтик, идущий собственной дорогой жизни. В пути он встречает интересных людей, учится у них жизни, проверяет свои идеалы, иногда разочаровывается. Его заинтересованный взгляд выдвигает в центр рассказа фигуры из народа — это Макар Чудра, это старуха Изергиль, это Надыр-Рагим-оглы.

Легенды, песни, рассуждения героев о жизни, рассказы о себе и своих идеалах помогают в раскрытии их образов: сказание о Данко, о Раде и Зобаре. Это образы прекрасных, мужественных и свободных людей. Для таких героев важны их убеждения, ради которых они готовы пойти на смерть.

В песнях же даны образы иного типа — символические и аллегорические. Сокол — это символ бесстрашного бойца: «Безумству храбрых поем мы славу». А уж — символ осторожного и здравомыслящего обывателя представлен аллегорическими образами трусливых гагар, пингвина и чаек, которые судорожно мечутся, стараясь спрятаться от реальности и жизненных перемен.

Легенды и песни значительны сами по себе, но Горькому они нужны для раскрытия идеалов реального человека. Эти люди рассматривают мир как соотношение двух категорий: возвышенного и низменного. Они защищают то, что представляется им прекрасным.

О внутренней близости автобиографического героя и рассказчиков свидетельствует совпадение их взглядов, родственная манера повествования.

Авторское повествование, само по себе романтичное, соприкоснувшись с героическими образами легенд и песен, становится еще ярче. Ранние романтические рассказы Горького открывают не только автора-лирика, но и возвышенных героев, стремящихся к высокой цели.

Ранние романтические рассказы М.Горького

«Я в мир пришел, чтобы не соглашаться», - эти слова Горького можно отнести к любому из героев его романтических произведений. Лойко Зобар, Радда, Макар Чудра, Данко, Ларра, Изергиль – все они горды и независимы, их отличает личностная незаурядность, яркость натуры, исключительность страстей. Горьковский романтизм формируется в эпоху, казалось бы, для романтизма не предназначенную, - девяностые годы 19 века, однако именно яростный бунт писателя против «свинцовых мерзостей жизни» и рождает концепцию человека-деятеля, творца своей судьбы: романтические герои Горького не склоняются перед обстоятельствами, а преодолевают их. «Нужны подвиги, подвиги!» - написал Горький за несколько месяцев до создания рассказа «Старуха Изергиль» и воплотил в своих романтических произведениях героев, способных эти подвиги совершить, поэтому произведения с драматическим, а то и трагическим финалом выявляют смелый, радостный взгляд на мир молодого писателя.

«Макар Чудра» (1892)

«Макар Чудра» - первое произведение, сделавшее Горького известным. Герои этого рассказа – молодые цыгане Лойко Зобар и Радда – исключительны во всем: во внешности, чувствах, судьбе. Красоту Радды невозможно передать словами, ее «можно было бы на скрипке сыграть, да и тому, кто эту скрипку. Как свою душу, знает». У Зобара «очи, как ясные звезды, горят», «улыбка – целое солнце, усы легли на плечи и смешались с кудрями». Макар Чудра не может скрыть своего восхищения удалью, душевной щедростью, внутренней силой Зобара: «Будь я проклят, коли я его не любил уже, раньше, чем он мне слово сказал. Удалой был малый! Разве он кого боялся! Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было. С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей!» Красота в романтических произведениях Горького становится нравственным критерием: прав и достоин восхищения уже потому, что красив.

Под стать Зобару и Радда – и в ней та же царственная гордость, презрение к человеческой слабости, в чем бы она ни выражалась. Большой кошель моравского магната, которым он хотел прельстить гордую цыганку, удостоился лишь быть небрежно отброшенным Раддой в грязь. Не случайно Радда сравнивает себя с орлицей – независимой, высокой парящей, одинокой, потому что мало кто ей под стать. «Голубок ищи – те податливей», - советует ее отец Данила магнату.

Основой романтического произведения становится конфликт романтического героя с общепринятыми ценностями, в данном случае в душе Зобара и Радды сталкиваются две страсти - свобода и любовь как привязанность, ответственность, подчинение. «А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня… Никогда я никого не любила, Лойко, я тебя люблю. А еще я люблю волю. Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Герои Горького встали перед выбором, который можно назвать трагическим, поскольку его невозможно совершить, - остается лишь отрицание самой необходимости выбора, то есть жизни. «Коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя – изувечат». Гордость и любовь не могут примириться, так как компромисс немыслим для романтического сознания.

Особую роль в рассказе Горького имеет композиционное обрамление. Романтический рассказ, в центре которого исключительные герои и ситуации, утверждает особую систему ценностей, в которую не укладывается обычная, будничная человеческая жизнь. Антитеза повествователя и Макара Чудры, рассказавшего легенду о любви и смерти гордых красавцев цыган, выявляет характерное для романтического произведения двоемирие - несоотнесенность, противостояние обыденного взгляда на мир и жизненной философии романтического героя. Свобода, не скованная никакими привязанностями – ни к человеку, ни к месту, ни к труду, - это в глазах Макара Чудры есть высшая ценность. «Так нужно жить: иди, иди – и всё тут. Долго не стой на одном месте – чего в нем? Вон как день и ночь бегают, гонясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить её. А задумаешься – разлюбишь жизнь, это всегда так бывает».

«Старуха Изергиль» (1895)

Система образов рассказа «Старуха Изергиль» построена по принципу антитезы, что характерно для романтического произведения. Ларра и Данко горды, красивы, однако уже в описании их внешности есть деталь, резко их различающая: у Данко глаза, в которых «светилось много силы и живого огня», а глаза Ларры были «холодны и горды». Свет и тьма, огонь и тень – это будет отличать не только внешность Ларры и Данко, но также их отношение к людям, их судьбы, память о них. В груди у Данко – огненное сердце, у Ларры каменное, Данко и после смерти будет жить в голубых степных искрах, а вечно живущий Ларра превратится в тень. Ларра, кроме себя, не видит ничего. Сын Орла, одинокого хищника, он презирает законы людей, живет по собственным законам, подчиняется лишь своим сиюминутным желаниям. «Наказание человека в нем самом» - именно поэтому вечная одинокая жизнь стала для Ларры наказанием страшнее смерти.

Горение – идеал жизни другого героя этого рассказа – Данко. Данко спасает тех людей, которые от слабости, изнеможения и страха готовы были убить его, тех, среди которых нашелся один, наступивший на гордое сердце ногой. Горький не случайно вводит в художественную ткань рассказа этот эпизод: люди были отравлены не только ядовитыми испарениями болота, но и страхом, они привыкли быть рабами, от этого «внутреннего рабства» очень трудно освободиться, и даже подвиг Данко в одно мгновение не способен вырвать страх из людских душ. Людей пугало всё: и дорога назад, и дорога вперед, в своей слабости они обвиняли Данко – человека, наделенного «мужеством вести », то есть мужеством быть первым. «Люди стали упрекать его в неумении управлять ими, они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди них». Данко отдает жизнь людям, мечтая пробудить свет в их душах.

Жизнь Изергиль, третьей героини рассказа, Горький назвал «мятежной». Эта жизнь была наполнена стремительным движением и яркими чувствами, рядом с ней часто оказывались незаурядные, смелые, сильные люди – особенно рыжий гуцул и «пан с изрубленным лицом». От слабых и подлых она без сожаления уходила, даже если любила их: " Я смотрела на него сверху, а он барахтался там, в воде. Я ушла тогда. И больше не встречалась с ним» (о монашке), «Тогда я дала ему пинка ногой и ударила бы его в лицо, да он отшатнулся и вскочил… Тогда и я пошла» (об Аркадэке).

Изергиль не боялась жертвовать собой во имя любви, однако в конце жизни осталась одна, «без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня – тоже почти тень». Изергиль была абсолютно свободна, она оставалась с человеком, пока любила его, всегда расставалась без сожаления и даже мало помнила того, с кем прошла часть ее жизни: «А рыбак куда девался? – Рыбак? А он…тут… - Погоди, а где маленький турок? – Мальчик? Он умер…» Свою свободу Изергиль поставила выше привязанности к человеку, назвав это рабством: «Я не была никогда рабой, ничьей».

Еще одним романтическим героев рассказов Горького можно назвать природу, которая по своей исключительности сродни Зобару, Радде, Данко, Изергиль. Только там, где степной простор и вольный ветер, могли жить романтические герои Горького. Природа в рассказе «Старуха Изергиль» становится одним из действующих лиц: это живое существо, принимающее участие в жизни людей. И так же, как среди людей, в природе есть добро и зло. Молдавская ночь, описание которой предваряет события первой легенды, создает атмосферу тайны. Перед появлением Ларры природа одевается в кровавые тона, становится тревожной. В легенде о Данко природа враждебна людям, однако ее злая энергия была побеждена любовью Данко: своим подвигом он преодолел тьму не только в душах людей, но и в природе: «Тут сияло солнце; вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река».

Исключительность и колоритность характеров, стремление к свободе и способность к решительным поступкам отличают всех героев романтических произведений Горького. Стали уже афоризмом слова, отданные писателем старухе Изергиль: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». В этом сказывается концепция человека-деятеля, способного преобразить мир. В эпоху рубежа веков эта концепция оказалась созвучна времени, когда многие уже чувствовали приближение глобальных исторических изменений.

Традиции русской литературы в творчестве раннего Максима Горького

контрольная работа

§2. Ранние романтические произведения Горького

Раннее творчество Горького поражает, прежде всего, необычным для молодого писателя художественным разнообразием, смелой уверенностью, с которой он создает различные по краскам и поэтической интонации произведения. Огромный талант художника восходящего класса - пролетариата, черпающий могучую силу в «движении самих масс», выявился уже на первых порах литературной работы Максима Горького.

Выступив как глашатай грядущей бури, Горький попал в тон общественному настро-ению. В 1920 г. он писал: «Я начал свою рабо-ту возбудителем революционного настроения славой безумству храбрых». Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9 и 11 выпускные классы. Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - С.214. Это относится прежде всего к ранним романтическим про-изведениям Горького. В 1890-х гг. он написал рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изер-гиль», «Хан и его сын», «Немой», «Возвраще-ние норманнов из Англии », « Слепота любви», сказки «Девушка и Смерть», «О маленькой фее и молодом чабане», «Песню о Соколе», «Песню о Буревестнике», «Легенду о Марко» и др. Все они отличаются одной особеннос-тью, которую можно определить словами Л.Андреева: «вкус свободы, чего-то вольного, широкого, смелого». Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика. - М.: Олимп; ООО «Фирма «издательство АСТ», 1999. - С.614. Во всех звучит мотив не-приятия действительности, противоборства с судьбой, дерзкого вызова стихиям. В центре этих произведений - фигура сильного, гордого, смелого человека, не по-коряющегося никому, не-сгибаемого. И все эти произведения, как живые самоцветы, переливают-ся небывалыми красками, распространяя вокруг романтический отблеск.

2.1. Рассказ «Макар Чудра» -

утверждение идеала личной свободы

В центре ранних произведений Максима Горького - исключительные характеры, сильные духом и гордые люди, у которых, по словам автора, «солнце в крови». Эта метафора порождает ряд близких ей образов, связанных с мотивом огня, искр, пламени, факела. У этих героев - горящие сердца. Эта особенность свойственна не только Данко, но и персонажам первого рассказа Горького - «Макар Чудра». Роговер Е.С. Русская литература ХХ века. В помощь выпускнику школы и абитуриенту: Учебное пособие. - СПб.: «Паритет», 2002. - С.131.

Под задумчивую мелодию плеска набегающих волн начинает свой рассказ старый цыган Макар Чудра. С первых же строк читателя охватыва-ет чувство необычного: безграничная степь слева и бесконечное море справа, старый цы-ган, лежащий в красивой сильной позе, шелест прибрежных кустов - все это настраивает на разговор о чем-то сокровенном, самом главном. Макар Чудра неторопливо ведет речь о призва-нии человека и его роли на земле. «Человек -- раб, как только родился, всю жизнь раб и все тут», - рассуждает Макар. Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика. - М.: Олимп; ООО «Фирма «издательство АСТ», 1999. - С.18. И противопостав-ляет этому свое: «Человек родится, чтобы уз-нать, что такое воля, ширь степная, слышать говор морской волны»; «Коли жить - так ца-рями над всей землей».

Эту мысль иллюстрирует легенда о любви Лойко Зобара и Радды, которые не стали ра-бами своего чувства. Их образы исключитель-ны и романтизированы. У Лойко Зобара «очи, как ясные звезды горят, а улыбка - целое сол-нце». Там же, с.21. Когда он сидит на коне, кажется, будто выкован из одного куска железа вместе с ко-нем. Сила и красота Зобара не уступают его доброте. «Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от этого хорошо было». Там же, с.20. Подстать и красавица Радда. Макар Чудра называет ее орлицей. «О ней словами не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было на скрипке сыграть, да и тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает». Там же, с.20.

Гордая Радда долго отвергала чувства Лойко Зобара, ибо воля была ей дороже любви. Когда же решила стать его женой, то поставила условие, которое Лойко не мог выполнить, не унизив себя. Неразрешимый конфликт приводит к трагическому финалу: герои погибают, но остаются свободными, любовь и даже жизнь принесены в жертву воле. В этом рассказе впервые возникаем романтический образ любящего человеческого сердца: Лойко Зобар, который мог бы вырвать сердце из груди для счастья ближнего, проверяет, крепкое ли сердце у его любимой, и вонзает в него нож. И тот же нож, но уже в руках солдата Данилы поражает сердце Зобара. Любовь и жажда свободы оказываются злыми демонами, разрушающими счастье людей. Вместе с Макаром Чудрой рассказчик восхищается силой характера героев. И вместе с ним не может ответить на вопрос, проходящий лейтмотивом через весь рассказ: как сделать людей счастливыми и что такое счастье.

В рассказе «Макар Чудра» сформулирова-но два разных понимания счастья. Первое - в словах «строгого человека»: «Богу покоряй-ся, и он даст тебе все, что попросишь». Там же, с.18. Этот тезис тут же развенчивается: оказывается бог не дал «строгому человеку» даже одежды, чтобы прикрыть голое тело. Второй тезис до-казан судьбой Лойко Зобара и Радды: воля до-роже жизни, счастье - в свободе. Романти-ческое мировосприятие молодого Горького восходит к известным пушкинским словам: «На свете счастья нет, а есть покой и воля...»

2.2. Сказка «О маленькой фее и молодом чабане» -

гимн свободе и упоение бурей

Проблема любви развивается в романти-ческих сказках Горького «О маленькой фее и молодом чабане» и «Девушка и Смерть». Тему одной из них Горький определил так: «Новая сказка на старую тему: о любви, ко-торая сильнее жизни». Сказка «О маленькой фее и молодом чабане» построена на антите-зе: противопоставлении леса и степи. Старый тенистый с могучими буками и бархатной листвой лес - мир покоя и мещанского уюта. Здесь в довольстве и неге живет царица леса со своими дочерями, здесь сочувственно вни-мают речам важного и глупого крота, уверен-ного, что счастье - в богатстве.

В степи нет ни пышных чертогов, ни бо-гатых подземных кладовых. Лишь вольный ветер играет седым ковылем, да голубеет бес-крайнее небо, да играет разноцветными крас-ками степная ширь. Горький изображает пейзаж в романтическом ключе: степь на закате дня окрашена в яркий пурпур, точно там был развешан громадный бархатный занавес, и в складках его горело золото.

Царство силы и свободы -

Степь могучая моя, -

поет чабан. В отличие от важного крота ча-бан не имеет никакой собственности. Но у него черные кудри, смуглые щеки, огненные глаза и смелое сердце. Звуки его песни как клекот орла. И маленькая фея, которой так счастливо и спокойно жилось в чертогах ца-рицы-матери, уходит к чабану и погибает. Майя, - пишет Горький, - «как одинокая береза, которая, любя свободу, выдвинулась из леса далеко в степь и стояла под ветром». Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика. - М.: Олимп; ООО «Фирма «издательство АСТ», 1999. - С.35. Ветер и гроза убили ее. Гибель феи символична: «не ладится песня свободы с песней люб-ви», любовь - тоже рабство, она сковывает волю человека. Умирая, Майя говорит чаба-ну: «Ты снова свободен, как орел».

Любовь Майи и чабана так же сильна, как любовь Лойко Зобара и Радды. Во имя нее Майя отказывается от дворца, от леса, от ма-тери, которая умирает с горя. Она пытается побороть даже безумный непереносимый страх, охватывающий ее во время грозы: ведь после грозы Майя все-таки остается с чаба-ном. Исключительность чувств роднит геро-ев Горького с романтическими образами Бай-рона и Шиллера, Пушкина и Лермонтова. В сказке о маленькой фее тоже возникает об-раз благородного человеческого сердца, от-вергающего установленные веками мещанс-кие каноны. Страх перед Судьбой и Смертью побеждает чувство Любви. Майя пытается объяснить это чабану и добавляет: «Может быть, больше бы сказала, кабы могла вынуть из груди сердце и поднести его на руке к тво-им очам».

В сказке «О маленькой фее и молодом ча-бане» впервые появляется мотив, который, нарастая, будет все настойчивее звучать в других романтических произведениях Горь-кого. Это гимн свободе и упоение бурей. Во время грозы чабан стоит в почерневшей сте-пи твердо, как скала, подставляя грудь стре-лам молний. Спиридонова Л.А. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться». Ранние романтические произведения М. Горького // Русская словесность. - 1999. - №3. - С.51.

Описание грозы сделано ритмизированной прозой и напоминает написан-ную позже «Песню о Буревестнике»: «Стре-лы молний рвали тучи, но они опять слива-лись и неслись над степью мрачной наводя-щей ужас стаей. И порой с ударом грома что-то круглое, как солнце, ослепляя синим све-том, с неба падало на землю...» Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика. - М.: Олимп; ООО «Фирма «издательство АСТ», 1999. С.84.

Но как же быть с коллизией Любовь - Свобода? На этот вопрос Горький отвечает рассказом «Старуха Изергиль».

А.М. Горький - детям

Особенности композиции в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

«Герой нашего времени» -- цикл повестей, объединенных одним главным героем. Это реалистическое произведение с очень значительным влиянием романтизма. Творческий принцип этого романа сложен и до сих пор вызывает споры...

Поэтическое творчество Максима Горького

Интерес Горького к театру проявился еще в середине 90-х годов. К написанию пьес он обратился по совету Чехова и настоятельной просьбе основателей МХАТА К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко...

Пространственные характеристики героев в ранних произведениях М. Горького

Тема детства глубоко и органически вошла в художественное наследие А.М. Горького. Рассматривая проблему воспитания в теснейшей связи с общественно-политическими вопросами своего времени, писатель не случайно большинство своих произведений...

Художественная концепция детства в творчестве А.М. Горького

"Детство" (1913-1914) А.М. Горького - это не только исповедь собственной души писателя, но и первые впечатления о нелёгкой жизни, воспоминания о тех, кто находится рядом в период формирования его характера...

Художественное изображение обездоленных людей в пьесе М. Горького "На дне"

Максим Горький (1868 -1936), (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) - русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа XIX-XX столетийсеребряного века») и советской литературы. Отец...

Элементы фантастики в русской романтической поэзии XIX века (В. Жуковский, А. Пушкин, В. Кюхельбекер)

Пыстина Лидия Митрофановна

учитель русского языка и литературы

школа-гимназия № 9

Творчество А. М. Горького в выпускном 11 классе начинается с изучения ранних романтических произведений писателя. Целесообразнее начать учебный процесс с проверки знания текста рассказов, входящих в этот цикл. В этом поможет данный тест.

Тест

Ранние романтические произведения А. М. Горького

    Указать произведение, которое начинается так

А. «Старуха Изергиль»

В. «Макар Чудра»

С. «Песня О соколе»

Д. «Песня о Буревестнике» -

1. «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны… »

2. «Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу».

3. «Море – огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны»

4. «Над седой равниной моря ветер тучи собирает».

II . Распределить героев по произведениям

    Гаврила

    Данко

    Радда

    Лойко Зобар

    Ларра

    Глупый пингвин

А. «Челкаш»

В. «Макар Чудра»

С. «Песня о Соколе»

Д. «Старуха Изергиль»

Е. «Песня о Буревестнике»

III . Узнать героя по его портрету

1. «Глаза его были холодны и горды… он отвечал, если хотел, или молчал…»

2. «Удалой был малый! Эге! Разве он кого боялся?»

3. «Гордо реет… чёрной молнии подобный»

4. «Один из тех людей, молодой красавец»

5. «Он – этот человек с ясными глазами ребёнка…»

6. «… старый крымский чабан, высокий, седой, сожжённый солнцем, сухой и мудрый …»

А. «Коновалов»

В. «Макар Чудра»

С. «Песня о Соколе»

Д. «Старуха Изергиль»

Е. «Песня о Буревестнике»

IV . Определить, какому герою принадлежат слова

1. «Идёшь ты, ну и иди своим путём, не сворачивая в сторону. Прямо и иди».

2. «Во мне есть мужество вести, вот потому я повёл вас»

3. «Брат! Прости!.. дьявол это меня…»

4. «Каждый человек сам себе хозяин, и никто в этом не повинен, ежели я подлец»

5. «Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землёй…»

6. «Я не была никогда рабой, ничьей»

7. «Чего тебе ещё? Сделал своё дело… иди!»

8. «А ещё я люблю волю! Волю-то … я люблю… больше…»

А. Радда

В. Данко

С. Челкаш

Д. Макар Чудра

Е. Гаврила

И. Коновалов

К. Старуха Изергиль

Н. Ларра

V . Указать героя, который в «Песне о Буревестнике» произносит эти слова: «Пусть сильнее грянет буря!»

А. Чайки

В. Гагары

С. Пророк победы

Д. Пингвин

VI . Указать, героем какого произведения является Надыр – Рагим – оглы

А. «Песня о Буревестнике»

В. «Челкаш»

С. «Коновалов»

Д. «Песня о Соколе».

VII . Распределить цитаты, характеризующие жизненную философию

А. Ужа

В. Сокола

1. «Рождённый ползать – летать не можент!..»

2. «Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!...»

3. «О счастье битвы!..»

4. «Земли творенье – землёй живу я»

5. «… в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером»

6. «Летай иль ползай, конец известен: всё в землю лягут, всё прахом будет…»

VIII . Указать, какого героя нет в «Песне о Буревестнике»

А. Глупый пингвин

В. Гордая ласточка

С. Мечущиеся чайки

Д. Гордый Буревестник

IX . Указать произведение, которое заканчивается так.

А. «И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминании о маленькой драме, разыгравшейся между людьми»

В. «… и увлекут собой душу высоко в тёмно-синюю бездну, откуда навстречу ей трепетные узоры звёзд тоже зазвучат дивной музыкой откровения…»

С. «А они оба кружились во тьме ночной плавно и безмолвно, никак не мог красавец… поравняться с гордой…»

Д. «Пусть сильнее грянет буря!»

Е. «Но мы оба расстались с уверенностью, что встретимся. Не пришлось…»

К. «В степи было тихо и темно. По небу всё ползли тучи, медленно, скучно… Море шумело глухо и печально».

1 . «Макар Чудра»

2 . «Песня о Соколе»

3 . «Старуха Изергиль»

4 . «Песня о Буревестнике»

5 . «Челкаш»

6 . «Коновалов»

X . Соотнести героев по принципу антитезы

А. Челкаш 1. Уж

В. Данко 2. Пингвин

С. Сокол 3. Ларра

Д. Буревестник 4. Гаврила

XI . Указать, какого героя в «Песне о Буревестнике» А. Горький называет «чёрным демоном»

А. Чайки

В. Гагары

С. Буревестник

XII . Назвать героя, который был «сыном орла и женщины»

А. Челкаш

В. Гаврила

С. Данко

Д. Ларра

XIII . Назвать произведение, в котором герои читают «Бунт Стеньки»

А. «Супруги Орловы»

В. «Челкаш»

С. «Коновалов»

Д. «Дед Архип и Лёнька»

XIV . Указать героя, о котором сказано: «Вот как был поражён человек за гордость!»

А. Коновалов

В. Челкаш

С. Лойко Зобар

Д. Ларра

Е. Данко

XV . Указать произведение, корое А. М. Горький отнёс к жанру поэмы

А. «Коновалов»

В. «Макар Чудра»

С. «Песня о Соколе»

Д. « Двадцать шесть и одна»

Е. «Старуха Изергиль».

Ключи

    А – 2

В - 1

С – 3

Д - 4

    1 - А

2 - Д

3 - В

4 - В

5 - Д

6 - С

7 - Е

    1 – Д

2 – В

3 – Е

4 – Д

5 – А

6 - В

    1 – Д

2 – В

3 – Е

4 – И

5 – Н

6 – К

7 – С

8 - А

    А – 1 4 6

В – 2 3 5

    А – 5

В – 2

С – 1

Д – 4

Е – 6

К - 3

    А – 4

В – 3

С – 1

Д - 2

Список использованной литературы

  1. Горький М. Рассказы. Москва: «Художественная литература». 1983 – 448с.