Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Речевые клише вступления для эссе примеры. Шаблоны сочинения по литературе в декабре

Речевые клише вступления для эссе примеры. Шаблоны сочинения по литературе в декабре

Клише к итоговому сочинению 2016-2017 по литературе.

Готовые решения для следующих элементов:

– Для вступления к сочинению;

– Примеры вступления;

– Переход к основной части;

– Адресация к литературному произведению;

– Выводы и заключение.

Рассуждения к вступлению и вопросы по теме.

Вступление Ключевые слова: Природа... Война... Дружба... и т.д.

Общие рассуждения по теме

1. Никто не станет отрицать важности... в жизни людей.

2. Каждый из нас сталкивался с...

3. С давних времен человек размышлял о...

4. Как часто мы слышим о...

5. Мы знаем о... из книг и фильмов, рассказов близких.

6. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о...

7. Приём «Цитата». «...,» - писал известный... . В этих словах звучит.... Действительно, ...

8. Приём «Ключевое слово», а) Определить тему текста, б) Выделить ключевое понятие, в) Раскрыть смысл этого понятия.

9. Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким-либо конкретным примером.

Вопросы по теме

1. Что же самое главное...?

2. Зададимся вопросом: почему....? В чем же причина...?

3. Невольно задаешься вопросом: зачем....?

4. Почему же нужно...?

5. Как мы должны относиться к...?

6. Задумаемся:должны ли мы...7

Примеры вступления.

1. Всем известно; что... Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди... Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст... тоже посвящен...

2. (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О... размышляет в своей статье... .

3. (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что... . Другие подчёркивают... . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас..... Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье...

4. «...»- в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста....

5. Люди часто размышляют о том, что.... (О том, что..., люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

6. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности... . Кто-то считает, что.... Кто-то....

7. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с.... (Риторические вопросы).

8. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») -так начинается статья... .Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О... много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают... (Определить проблему в виде вопроса).

9. (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье.... Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

Переход к основной части.

1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...

3. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к...

4. Обратимся к произведениям художественной литературы

5. За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

6. Размышляя о..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...

7. Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Обращение к произведению.

1. Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме...

2. Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе...(автор, название).

3. Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении... (автор, название).

4. Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и...(имя писателя) в...(название произведения).

5. Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении...(автор, название).

6. Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе... (автор, название).

Интерпретация произведения или его фрагмента.

4. Поэт показывает...

5. Писатель размышляет о...

6. Писатель обращает наше внимание на...

7. Он ставит нам в пример...

8. Он осуждает...

9. Он акцентирует внимание читателя на...

10. Он утверждает...

Выводы и заключение.

Промежуточный вывод

1. Писатель считает, что...

Заключение

1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод...

2. Невольно напрашивается вывод...

3. Обобщая сказанное, хочу сказать, что...

4. Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что... 5.

6. Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны...

7. (Цитата)«...,» - писал.... В этих словах выражена мысль о.... Автор текста тоже считает, что....

8. В заключение хочется выразить надежду на то, что...

9. Итак, можно сделать вывод, что...

10. В заключение хочется призвать людей к... Так давайте не забывать о...! Будем помнить о...!

11. К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо...

ЕГЭ по литературе, как правило, выбирают будущие филологи, лингвисты, учителя русского языка и литературы. Получить за него высокий балл довольно сложно. Основная трудность связана с подготовкой к экзамену. Нужно знать, как писать эссе, требования к его структуре и оформлению, а также критерии оценки текста.

Как писать эссе по литературе - особенности подготовки к ЕГЭ 2018

Экзамен по литературе состоит из двух частей. Первая часть содержит вопросы, на которые нужно дать краткий или развёрнутый ответ. Вторая часть содержит 4 задания. Нужно выбрать одно из них и написать на эту тему сочинение-эссе. Важно дать понятный и обоснованный ответ на вопрос. При этом не нужно пересказывать всё произведение или отвлекаться на посторонние вопросы.

Темы заранее не известны. Но они относятся к трём блокам:

  1. Древнерусская литература и литература XVIII - первой половины XIX веков.
  2. Литература второй половины XIX века.
  3. Литературные произведения конца XIX - начала XXI века.

Чтобы развёрнуто и уверенно ответить на все вопросы и написать эссе, нужно обладать хорошими знаниями

Желательный объём - от 200 слов (включая служебные). Если слов менее 150, сочинение не принимается (за него ставится 0 баллов). Но важен не только объём, но и содержание, а также структура эссе. Они оцениваются по определённым критериям, от которых зависит итоговая оценка.

Структура и содержание

Структура должна быть понятной и простой. Эссе для ЕГЭ, как и другие виды сочинений, состоит из трёх частей:

  • введение;
  • основная часть;
  • заключение.

Во введении обозначается основная проблема или вопрос сочинения. Желательно написать об авторе или истории создания произведения, чтобы был более понятен контекст.

Можно привести цитату литературного критика, касающуюся произведения или темы эссе. Но делать это нужно только в том случае, если помните цитату дословно и не сделаете ошибок в фамилии, имени и отчестве критика. Если есть какие-то сомнения, от цитирования лучше отказаться. Важно и правильно оформить цитату.

Начинать мини-сочинение можно, например, такими словами:

  • «Полагаю, многих интересует эта тема…»;
  • «С… (проблемой) сталкивался, пожалуй, любой человек. Но… (основной вопрос сочинения)? Именно этот вопрос раскрывается в произведении…»;
  • «Проблема… волнует многих. И… (ФИО автора) не обошёл её своим».

Сочинение сначала лучше написать на черновике, внимательно проверить и перенести в чистовик

Вторая часть, как правило, самая объёмная. Её также необходимо строить по определённому плану. Сначала пишется тезис - это ответ на выбранный вопрос. Он может быть связан с проблемой поиска жизненной цели, важного выбора, проблему предательства или трусости и т. п. После него следует комментарий, из которого должно быть понятно, почему автор затрагивает данную тему. Ему не нужно уделять особого внимания, достаточно двух предложений.

Затем излагается позиция автора по этому вопросу. Её можно подкрепить цитатой из произведения. После этого выскажите собственное мнение. Оно должно быть выражено не расплывчато, а точно и конкретно. Свою позицию нужно аргументировать. Для этого подойдут:

  • анализ основной проблемы произведения;
  • цитаты с комментариями;
  • интерпретация содержания и т. п.

Необходимо привести два аргумента. Первый из них обязательно должен быть связан с примером из русской литературы. Во втором может затрагиваться жизненный опыт, зарубежная литература, художественный фильм, примеры из истории и т. п.

При описании и анализе необходимо использовать литературные и исторические термины. К литературной терминологии относятся такие слова как «сюжет», «конфликт», «развязка» и другие.

Здесь пригодятся такие шаблоны:

  • «Проблема, поднятая автором в этом произведении, очень важна (актуальна) … Точка зрения автора состоит в том, что… Эта позиция подтверждается такими словами: … (цитата из произведения)»;
  • «Не могу не согласиться с позицией автора. Действительно, …».
  • «В произведении показана мысль … Это подтверждается такими эпизодами … Герой сталкивается с …»;
  • «Мне близка позиция автора … Эта тема находит отражение и в других произведениях искусства. Например, …».

В последней части подводится общий итог, снова высказывается основная мысль эссе. В сочинении она высказывается трижды: во введении, основной части и заключении. Но их необходимо сформулировать разными словами. Кроме того, различается и характер формулировок. Первый раз проблема обозначается в вопросительном ключе, второй раз - подробно и утвердительно. А в завершение - тоже утвердительно, но более сжато.

Пригодятся, например, подобные формулировки:

  • «В заключение хотелось бы сказать …»;
  • «Таким образом, из этого можно сделать вывод …»;
  • «После знакомства с произведением понимаешь …».

Как оформить

Лучше сначала записать эссе на черновике, проверить и при необходимости исправить или дополнить. И только после этого переписать на чистовик, соблюдая требования по оформлению.

План сочинения в этом случае не пишется, начинать писать нужно сразу с введения. Если у мини-сочинения есть эпиграф, он пишется в правой части листа и без кавычек. Ниже подписывается фамилия и инициалы автора высказывания.

Текст должен быть разбит на абзацы, каждый из которых выражает отдельную мысль. Сплошной текст читается и воспринимается хуже, поэтому не получит высокую оценку. Естественно, каждая часть эссе также начинается с красной строки.

Одно из требований к работе - правильное оформление

Поскольку для аргументации приводятся цитаты, напомним основные правила их оформления.

Они такие же, как и у предложений с прямой речью. В зависимости от взаимного расположения самой цитаты и указания авторства, выделяется несколько вариантов.

В первом из них сначала указывается, кем сказаны эти слова. Затем ставятся двоеточие и кавычки. С большой буквы пишется высказывание. После этого закрываются кавычки, и только после них ставится точка. Если авторский текст завершается вопросительным или восклицательным знаком, они ставятся внутри кавычек.

Иногда указание на авторство размещается после или в середине цитаты. Тогда она пишется в кавычках и с большой буквы. После кавычек ставится запятая и тире. Затем с маленькой буквы пишутся слова о том, кому принадлежит высказывание. Если оно продолжается, ставится запятая и цитата дописывается, а кавычки ставятся после всего текста.

Если цитата большая, её можно сократить. Тогда вместо пропущенных слов ставится многоточие. Если с него начинается предложение, первое слово пишется с маленькой буквы.

Эти правила относятся к прозе, а стихотворный текст цитируется иначе. Каждая строка, включая первую, пишется с нового абзаца. Старайтесь размещать стихотворение в центральной части страницы. Кавычки в этом случае не нужны.

Фразы-клише

Стандартные формулировки довольно полезны при работе над сочинением. Они остаются в памяти даже при волнении на экзамене. Фразы-клише помогают правильно структурировать текст, задают тон общему стилю повествования. Кроме того, они хорошо воспринимаются проверяющими.

Также подойдут афоризмы, известные пословицы и небольшие по объёму цитаты. Но их нужно использовать умеренно и гармонично вписывать в текст эссе.

Некоторые из клише приведены в качестве примеров при описании структуры эссе. Рассмотрим и другие, для удобства они разбиты на группы.

Формулировка проблемы

  • Что такое … ? В чём заключается … ? Эти вопросы рассматривает в … (произведении) автор;
  • Автора глубоко волнует тема (вопрос) …;
  • Автор затрагивает важную тему: …;
  • Произведение посвящено одной из важнейших проблем: …;
  • Что значит … ? Как поступить, если … ? Зачем … ? Подобными вопросами хотя бы раз в жизни задаётся любой человек. Автор рассмотрел этот вопрос в произведении …;
  • Эта тема волнует многих …;
  • Для большинства актуален вопрос …;
  • Во все времена актуальна проблема …

Выражение позиции автора

  • Авторская позиция по данному вопросу такова: …;
  • Позиция автора выражена им довольно ясно. Основная идея заключается в том, что …;
  • Автор полагает (считает), что …;
  • Суть позиции автора заключается в следующем: …;
  • Автор обращает наше внимание на то, что …;
  • Автор выражает мысль, что …;
  • Автор раскрывает проблему, связанную с …

Выражение собственной позиции

  • Трудно не согласиться с автором...;
  • Моя точка зрения по этом вопросу сходна с авторской...;
  • Не могу полностью согласиться с автором...;
  • Придерживаюсь того же мнения, что и автор...;
  • Я (не) согласен с автором в том, что …;
  • Невозможно не согласиться с доводами автора о том, что …;
  • Мне близка позиция …;
  • Бесспорно, автор прав в том, что …

Аргументация

  • Обратимся к произведению …;
  • Именно об этом идёт речь в произведении …;
  • В произведении рассматривается вопрос …;
  • Это подтверждается таким эпизодом …;
  • В жизни приходится сталкиваться с …;
  • Данная проблема рассматривается и в других произведениях, например, …;
  • Например, в произведении … герой … (произносит слова, совершает поступок);
  • На примере жизни героя можно увидеть, что …

Выводы

  • После прочтения становится понятно, что …;
  • Автор стремился показать, что …;
  • После знакомства с героями понимаешь, что …;
  • Автор считает важной проблему …;
  • После прочтения этого произведения становится понятно …;
  • Автор подводит читателей к мысли о том, что …;
  • Таким образом, приходим к выводу, что …;
  • Полагаю, мне удалось доказать, что …

В качестве клише можно использовать цитаты из книг

Критерии оценки эссе по литературе

Для того чтобы сочинение оценивалось более объективно, разработаны определённые критерии. В 2018 году они несколько изменились и сейчас они таковы:

  • соответствие теме;
  • использование текста для аргументации точки зрения;
  • присутствие теоретико-литературных понятий;
  • композиционная цельность и логичность;
  • соответствие речевым нормам.

По каждому из критериев (кроме второго) начисляется от 0 до 3 баллов. По второму параметру наибольший возможный балл - 2.

Первый критерий показывает, содержится ли в эссе ответ на заданный вопрос или мнение по теме. Должен быть назван автор и произведение. Авторскую позицию необходимо передать правильно.

Баллы не начисляются, если тема не раскрыта или сочинение написано о другом (содержание не соответствует названию). Этот пункт - самый важный. Если тема не раскрыта, на соответствие другим параметрам эссе не проверяется. По всем остальным пунктам тоже проставляется 0 баллов.

По второму критерию оценивается аргументированность сочинения. Имеет значение, как именно обосновывается мысль. Желательно, чтобы были отсылки к конкретным эпизодам, анализ элементов текста и т. п. Если в эссе присутствуют фактологические ошибки, оценка снижается. К ним относятся, например, ошибка в имени персонажа или сюжете. 0 баллов ставится, если рассуждения не подтверждаются обращением к тексту. Ещё один возможный вариант - три и больше фактических ошибок.

Следующий критерий показывает, включены ли в текст эссе описания художественных приёмов или средств. Желательно использовать их при анализе текста произведения и ответа на общий вопрос.

Композиционная целостность оценивается по таким параметрам:

  • есть ли общий композиционный замысел;
  • соблюдены ли пропорции между частями;
  • соблюдается ли последовательность изложения.

Последний критерий - соблюдение речевых норм. Эссе должно быть написано литературным русским языком, без жаргонизмов и речевых ошибок. За одну ошибку или их отсутствие ставится 3 балла. Две-три ошибки дадут 2 балла, четыре - только 1. А если речевых ошибок пять и более, баллы не начислят.

Максимальное количество баллов за эссе - 14, минимальное - 0. Они суммируются с полученными за первую часть (ответы на вопросы). Баллы затем переводятся в оценку за эссе.

Готовитесь к ЕГЭ по истории? Тогда вам будет полезен материал о том, как написать эссе по этому предмету: .

Видео: задание №17 ЕГЭ по литературе - как правильно написать сочинение по литературе

Чтобы сдать экзамен по литературе, недостаточно только читать произведения из школьной программы. Нужно и тренироваться писать сочинение. В хорошем эссе для ЕГЭ важно и содержание, и оформление. Но если знать критерии, по которым оценивается текст, то подготовиться будет значительно проще.

Композиционная часть сочинения Примеры речевых клише и скрепы
1. Скрепа, соединяющая вступление, в котором высказан тезис , и основную часть В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема сочинения и доказывается высказанный мною тезис.
Могу доказать свою точку зрения, обратившись к произведениям (произведению) художественной (публицистической) литературы.
За доказательствами обратимся (обращусь) к произведениям художественной литературы
Размышляя над тем, что …, не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести пример из художественной литературы.
В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе
В произведении (назвать) я нашла (нашёл) отражение (подтверждение) своим мыслям...
В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
Если тезис формулируется в основной части, то «мостики» должны быть другими. 1. Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести пример из художественной литературы (пишется в первом абзаце, то есть во вступлении). 2. Каждый тезис начинается: Во-первых, (тезис + аргумент) Во-вторых, (тезис + аргумент)
1. Пишется в первом абзаце, то есть во вступлении: В этом легко убедиться, обратившись к художественной (публицистической) литературе 2. Каждый тезис начинается: Например , (тезис + аргумент) Кроме того , (тезис + аргумент)
2. Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому) Давайте вспомним и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
Можно привести и другой пример.
Приведу еще один пример, доказывающий мою точку зрения, - это произведение (ФИО, название)...
В качестве первого аргумента, подтверждающего мою мысль о..., возьму произведение... В качестве второго аргумента, доказывающего выдвинутый мною тезис, приведу рассказ...
Эта же тема рассматривается и в произведении…
3. Скрепа, соединяющая основную часть и заключение К какому же выводу я пришёл (пришла), размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
И в заключение мне бы хотелось сказать, что...
Завершая своё сочинение, хочу обратиться к словам известного русского писателя, который сказал: «...»
В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит современно, потому что...
В заключение хочется призвать людей...
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что


КОМПОЗИЦИЯ АЛГОРИТМ КОММЕНТАРИЙ
1. Аналитическое вступление Задача: ввести в тему, дать общие сведения по проблеме, обозначенной в теме; дать объяснение ключевых слов темы и выразить собственные размышления, мнения, связанные с темой или ключевыми словами Как написать вступление? здесь Как выразить личную позицию? здесь · Анализ темы. Формулирование определений ключевых слов · Формулирование вопроса к теме · Формулирование одного конкретного ответа, который и будет являться ТЕЗИСОМ – ИДЕЕЙ (ГЛАВНОЙ МЫСЛЬЮ) сочинения, т.е. выражать точку зрения пишущего. · Размышления, связанные с темой, ключевыми словами и тремя аспектами доказательства главной мысли Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем его спрашивают
2. Основная часть. Аргументация Задача: ответить на главный вопрос темы или последовательно доказать главную мысль сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении Как переходить от одной части к другой части сочинения? здесь Аргумент № 1. · Название конкретного произведения и автора · Подтезис (аспект доказательства) · Размышления о произведении (тема-идея – проблема – главные герои как носители идеи, представители темы) · Анализ эпизода · Промежуточный вывод Аргумент № 2. · Название конкретного произведения и автора · Подтезис (аспект доказательства) · Размышления о произведении (тема-идея – проблема – главные герои как носители идеи, представители темы) · Анализ эпизода · Промежуточный вывод В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении. Произведения одной эпохи или периода в хронологическом порядке Прозаические произведения - не менее одного Лирические произведения - не менее двух Использовано не менее пяти литературоведческих понятий: тема, идея, проблема, конфликт-сюжет, главный герой, персонаж и т.д.
3. Заключение. Итоговое обобщение Задача: дать краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить) Как написать заключение? здесь · Вывод - обобщенное высказывание, соединяющее промежуточные выводы с тезисом может быть выражено при помощи афоризмов и должно являться кратким ответом на вопрос. · Личное отношение к теме, проблеме · Вопрос превращается в утверждение Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении

Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):

1. «Разум и чувство»,

2. «Честь и бесчестие»,

3. «Победа и поражение»,

4. «Опыт и ошибки»,

5. «Дружба и вражда».

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

Вступление к сочинению

В книге Е.Н. Ильина «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995) предлагается пять вариантов зачинов.

Варианты зачинов Примеры Плюсы и минусы названного варианта
1.Академический «Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…» Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости
2. От «я» «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…» Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции
3. «Киношный» «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…» Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания, надо владеть искусством композиции
4. Дневниковый «Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…» Для тех, кто может открыть перед чужими людьми свою душу
5. Цитатный «Что вы, что вы над собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… - все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…» Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные) даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение

Н.П. Морозова в пособии «Учимся писать сочинение» (М., 1987) придерживается следующих названий вступлений:

1. историческое (о времени, когда было написано произведение, или о времени, изображённом в повести, рассказе…);

2. аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темя, раздумья над тем или иным словом);

3. биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме);

4. сравнительное (проведение литературных параллелей);

5. обществоведческое (привлекающее марксистско-ленинское учение.

Упоминает Н.П.Морозова и такое вступление, когда ученик сразу отвечает на вопрос, поставленный темой, он «берёт быка за рога».

И, конечно же, «бывают начала, построенные на сугубо личном материале».

В 2004 году вышла в свет работа В.Н. Мещерякова «Учимся начинать и заканчивать текст», в которой делается попытка обобщить и классифицировать варианты зачинов, рассмотреть их функции. Вот какую схему вариантов зачинов предлагает использовать автор.

Называет В.Н.Мещеряков и способы начинать текст. Самые интересные из них

· мемуарный приём,

· монтаж информации по контрасту: должное и сущее, ожидаемое и свершившееся, возможное и реальное,

· монтаж фактуальной информации,

· обращение к информационному запасу коммуниканта,

· обзор аспекта деятельности героя,

· обзорная характеристика предмета обсуждения,

· призыв к совоспоминаниям

· приглашение к диалогу,

· призыв к сопредставлению,

· призыв к сопереживанию,

· противопоставление,

· зачин-парадокс,

· подведение к теме,

· самохарактеристика,

· сопряжение фактов по контрасту,

· характеристика через впечатления современников,

· исторический (введение факта с отложенным объяснением; информация о предыстории события; констатация неожиданного, странного; лирический эпизод…).

Учащиеся важно показать достоинства и недостатки предложенных вариантов, продемонстрировать примеры зачинов. Необходимо, чтобы к экзамену ученики определили те варианты зачинов, которые им удаются, не требуют больших затрат сил и времени

Выражение личной позиции

Одно из условий хорошего сочинения – самостоятельность. В каждой работе, помимо героев того или иного произведения, есть ещё один – автор сочинения. О нём можно узнать многое: что любит, презирает, что считает справедливым, к чему стремится его душа…

Личностная позиция проявляется не в присутствии фраз: «я считаю», «по моему мнению», «мне кажется». Правда, и эти обороты могут быть употреблены вполне удачно. Личность ученика должна проявляться во всём: в выборе темы, её раскрытии, подборе аргументов и примеров. Вот тогда можно увидеть пристрастия ученика, его отрицательное отношение к чему-либо, можно увидеть личность.

Интересно читать такие работы, в которых ученик словно бы беседует с читателем, предугадывает ход его мыслей, предостерегает от неверного истолкования тех или иных положений, указывает на продвижение от одного этапа обсуждения к другому. Примеры таких фраз приводит В.Н.Мещеряков. Данные фразы, указывает автор, свойственны научно-популярному жанру. Многие из них можно использовать и в школьном сочинении по литературе.

Предвосхищение
непонимания неправильного хода мысли вопроса опережения в ходе мысли
- Вряд ли следует удивляться тому, что… - Почему, однако, нельзя воспользоваться - Даже если считать... одним из…, то и в этом случае.. - Было бы в высшей степени неправильным сопоставление… - В литературе уже было обращено внимание на …но... - Может возникнуть вопрос... - Возникает вопрос:… - Вопрос этот может возникнуть у многих, поэтому… - Конечно, не следует закрывать глаза на то, что… - Разумеется, необходимы предварительные исследования и на таком уровне… - Конечно, приведённые примеры достаточно просты, но…
- Было бы, однако, другой, не менее вредной крайностью утверждать, будто... - Оговоримся сразу: ошибки здесь нет… - Было бы неверно, с одной стороны, преувеличивать расхождения между… с другой стороны, было бы не меньшей ошибкой… - Читатель, пожалуй, уже решил, что я ещё более решительный противник… - Но здесь всё гораздо сложнее - Логично ли…? - Это не самое лучшее решение было всё же объективно полезным… - Разумеется, такой подход вполне допускает… - Конечно, можно намного интенсивнее, чем это делается сейчас… - Об экономии и говорить не приходится… - Конечно… претерпят изменения. - Разумеется, предварительно потребуется…

Одним из способов придания работе индивидуального, неповторимого характера является введение ассоциативности: увидеть, объяснить сходство сюжетных эпизодов, образов, мыслей, переживаний, поступков или рассмотреть их контрастное изображение.

Теперь о полемике. Всегда интересно читаются сочинения, в которых поднимаются спорные вопросы, и автор отстаивает свою точку зрения. Можно ввести в работу воображаемого оппонента. Справедливость того или иного суждения тогда доказывается живее, эмоциональнее.

Неповторимость работе придают и лирические отступления. Они, сюжетно выпадая из текста, могут включать в себя раздумья ученика над, казалось бы, посторонними темами, выражают его идеалы, нравственную позицию, таким образом, помогают понять самого автора сочинения. Но смысловая связь между текстом и лирическим отступлением, конечно же, должна присутствовать.

Варианты «мостиков»

(переходов от одной части к другой)

От выделения в сочинении только трёх абзацев (вступление, основная часть, заключение) надо отказываться ещё в среднем звене. Учащиеся должны понимать, что в абзаце раскрывается одна тема. Каждое предложение как бы готовит читателя к следующему. То, что является самым главным, мы помещаем в начале абзаца или в конце. Высказанная в абзаце мысль может детализироваться, объясняться, поясняться примерами, сопоставляться с другой.

Но и абзацы необходимо связывать между собой. «Закон сцепления» может действовать по-разному.

Тип мостика Его характеристика Примеры
1. Риторический вопрос Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора «Чему же посвящён рассказ А.М.Горького?» «Как поступает наш герой?» «Может писатель не прав?»
2. Прямая связь Автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях «Рассмотрим теперь…» «Проанализируем этот рассказ…» «Ещё хочу сказать, что…»
3. Переход- соединение Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий… «Это качество проявляется также в том…» «Следующая черта, которую необходимо отметить…» «Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..»
4. Переход- противопоставление Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но… «Совсем иные взгляды свойственны…» «Для Булгакова же эта мысль неприемлема» «Другие методы использует Толстой»
5. Внутренняя связь Отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла «Сколько препятствий может преодолеть на своём жизненном пути человек? Наверно, очень много, если есть цель, - если он понимает, ради чего живёт. А если цели нет, если человек ощущает, что он никому не нужен, тогда смерть. Герою романа Н.Островского пришлось побывать под пулями бандитов, он строил, стоя по колена в студёной воде, узкоколейку, выдержал тюрьмы, голод, насмешки врагов, сражался с болезнями. Павка Корчагин ещё в детстве узнал, ради чего стоит жить…»

Однообразие переходов лишает работу живости, энергичности, разнообразие свидетельствует о естественном течении мыслей, о том, что ученик хорошо владеет письменной речью.

Варианты заключений

Вариантов заключений в большинстве методических работ предлагается два:

заключение-вывод

заключение-следствие.

Вывод – это не повторение аргументов, как часто бывает в детских работах. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер. Нельзя заключительную мысль путать с идеей. Вот какой вариант заключения-вывода предлагает Н.П. Морозова например, к теме: «В мой жестокий век восславил я свободу»:

«Итак, мы убедились, что лирика Пушкина выражала свободолюбивые идеи декабристов, она выступала против крепостной системы, против деспотизма неограниченной монархии… Рассмотренные нами стихотворения охватывают практически весь творческий путь Пушкина, от 1817 года («Вольность») до 1836 года, когда поэтом был написан «Памятник», строки из которого послужили заглавием всей темы сочинения. За год до смерти поэт главной заслугой своего творчества считал то, что в тот «жестокий век» он пробуждал в людях «чувства добрые» и восславлял свободу… Свободолюбие – это не временное увлечение молодого поэта, а органическая черта всего его творчества».

Вывод-следствие характеризуется желанием сказать то, что выходит за рамки уже сказанного (влияние произведения на читателя, литературный процесс, актуальность темы, проблемы…).

А.А. Муратов (Муратов А.А. Как сердцу высказать себя? М., 1994) предлагает использовать концовку-пуант, «покоряющую своей внезапностью, новизной поставленного вопроса или внезапно пришедшей мысли… «Катерина видела в смерти освобождение от жизни, от мысли о грехе, от «тёмного царства…». Конечно, всё могло обернуться именно так – иного выхода она не видела… А может, она просто хотела в единственный – последний – миг своей жизни ощутить себя птицей?!» Такая концовка звучит всегда эмоционально, указывая на неисчерпаемость темы.

Удачными являются концовки, перекликающиеся с зачинами (при кольцевой композиции). Слова почти те же, а мысль должна звучать обязательно новая.

Заканчивая разговор о вступлении и заключении, напомним ученикам о том, что объём этих частей должен составлять примерно четвёртую часть от всего сочинения.

1. «Разум и чувство».
Презентация
скачать по ссылке

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

1. Почему сложные решения рекомендуют принимать “с холодной головой”?
2. Когда “ум с сердцем не в ладу”? (Грибоедов)
3. Есть совесть – есть и стыд.
4. Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей. (Аристотель)
5. Эмоции могут вспыхнуть в любом человеке, но будут ли они управлять разумом – решать ему самому.

Напомним направления:

  1. «Верность и измена»
  2. «Равнодушие и отзывчивость»
  3. «Цели и средства»
  4. «Смелость и трусость»
  5. «Человек и общество»

А теперь сами клише.

1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

  1. Автор NN коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме.
  2. над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему
  3. Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет автор цитаты.
  4. Честь... Человеческое достоинство... Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в...
  5. Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем:
  6. Проблема сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, политическая, нравственная и т. д.

2. КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ

  1. «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды великий русский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта проблема в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте».
  2. «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) …
  3. Таким образом, позиция автора заключается в том, что...

3. АРГУМЕНТАЦИЯ

  1. Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали
  2. Вспомним хотя бы …
  3. известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п.
    Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...; Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...; Еще Петр 1 говорил, что...; Любой историк скажет вам, что...; Большинство врачей считают, что...; Как установлено японскими учеными... и т. п.
  4. Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремиться к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа»Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова... Все они стремились стать лучше, добрее, чище...

4. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ

  1. на мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении;, возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственноё видение проблемы и др.
  2. NN открыл для меня новый взгляд на проблему..., помог мне по-новому взглянуть на.... Словно повторил мои мысли о..., выразил близкие мне чувства о... и т.д.
  3. Следовательно, таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о и др
Сохранить ссылку: