Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Онегин и ленский. Онегин и Ленский: сравнительная характеристика образов

Онегин и ленский. Онегин и Ленский: сравнительная характеристика образов

Изучая произведения А.С.Пушкина, мы всё больше проникаемся уважением к его литературной деятельности. Постоянный интерес к его произведениям заставляет нас всё глубже и глубже погружаться в мир его творений. Всё то, что принадлежит перу Пушкина, ёмко, красиво, впечатляюще. Его бессмертные произведения будут изучаться ещё не одним поколением читателей.

«Евгений Онегин» — роман, которому Пушкин посвятил долгие восемь лет. Ценность этого романа для нашей культурной и духовной жизни неоспорима. Роман написан по новым канонам – это роман в стихах. Роман «Евгений Онегин» — роман философский, исторический.

Онегин и Ленский – две центральные фигуры романа. Для того, чтобы понять, что представляют собой эти герои, уяснить концепцию личности этих людей, глубже проникнуть в авторский замысел, дадим их сравнительную характеристику.

Сравнительная характеристика героев дана по следующим критериям:
воспитание,
образование,
характер,
идеалы,
отношение к поэзии,
отношение к любви,
отношение к жизни.

Воспитание

Евгений Онегин. Онегин, по праву рождения, принадлежит к дворянскому роду. Под началом гувернёра-француза Онегин, «забав и роскоши дитя», воспитывался в духе аристократизма, далёкого от истинно русских, национальных устоев.

«Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur её сменил…
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил»

Владимир Ленский. По-человечески привлекательный персонаж. Красавец, «кудри черные до плеч», богач, по-юношески восторженный и пылкий. На каких идеалах воспитывался Ленский, автор умалчивает.

Образование

Евгений Онегин
«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь», — мудро замечает А.С.Пушкин. Онегина учили таким образом, «чтоб не измучилось дитя».

Князь П.А.Вяземский, друг А.С.Пушкина, писал в своё время о том, что по канонам того времени допускалось недостаточно глубокое знание русского языка, но не допускалось незнание французского.

«Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал»

Какими ещё знаниями блистал Евгений? Он был немного знаком с классической литературой, римской, греческой. Интересовался историей («от Ромула до наших дней»). Он имел представление об общественных науках («умел судить о том, как государство богатеет, и чем живёт»), политэкономии («зато читал Адама Смита»).

«Учёный малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока».

В целом, Онегина можно охарактеризовать как человека умного, критически относящегося к действительности, умеющего взвесить все «за» и «против».

Владимир Ленский
«Полурусский» студент Геттингенского университета. Довольно умен, увлечен философией («поклонник Канта») и поэзией.

«Он из Германии туманной
Привез учёности плоды…»

Возможно, ему светило блестящее будущее, но, скорее всего,

«…поэта
Обыкновенный ждал удел».

Идеалы

Евгений Онегин. Для того, чтобы понять идеалы Онегина, надо разобраться с самим понятием «идеал». Идеал – это то, к чему мы стремимся. К чему стремился Онегин? К гармонии. Каким путём он шёл? Путь Онегина – борьба между вечным (национальным) и временным (тем, что поселилось в характере героя благодаря обществу и идеалов чужой, привнесённой философии).

Владимир Ленский. Идеал Ленского – вечная любовь и святая дружба до гроба.

Характер

Евгений Онегин . Характер Онегина противоречив, сложен, как сложно и противоречиво его время.

Каков он, Онегин?
Онегин ленив («что занимало целый день его тоскующую лень»), горд, равнодушен. Он лицемер и льстец, охотник позлословить и покритиковать. Любит привлечь к с себе внимание, пофилософствовать. На пиру жизни Онегин – лишний. Он явно выделяется из окружающей его толпы, стремится искать смысл жизни. Ему тошен упорный труд. Скука, хандра, потеря ориентиров в жизни, скептицизм – основные признаки «лишних людей», к коим относится Онегин.

Владимир Ленский. Ленский – полная противоположность Онегина. В характере Ленского нет ничего бунтарского.

Каков он, Ленский?
Восторженный, вольнолюбивый, мечтательный. Он – романтик, человек искренний, с чистой душой, не испорченной светом, прямой, честный. Но Ленский – не идеал. Смысл жизни для него – загадка.

«Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой…»

Ленский и Онегин — разные. Но вместе с тем, они схожи: у обоих нет стоящего дела, надёжных перспектив, им не хватает твёрдости духа.

Отношение к поэзии

Евгений Онегин. «Зевая, за перо взялся, хотел писать…» За какой литературный материал решил взяться Онегин? Вряд ли он собирался писать стихи. «Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить…». В то же время, нельзя сказать, что Онегин чуждался поэзии. Истинного предназначения поэзии он не понимал, но стихотворчеством занимался. Он писал эпиграммы. (Эпиграмма — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление).

«И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм»

Владимир Ленский. Отношение Ленского к поэзии самое благосклонное. Ленский – поэт, романтик, мечтатель. А кто не романтик в восемнадцать лет? Кто тайком не пишет стихов, не пробуждает лиру?

Отношение к любви

Евгений Онегин. «В любви считаясь инвалидом, Онегин слушал с важным видом…» Отношение Онегина к любви скептическое, с определённой долей иронии и прагматизма.

Владимир Ленский. Ленский – певец любви.
«Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна…»

Отношение к жизни

Евгений Онегин. Взгляды Онегина на жизнь: жизнь лишена смысла, пуста. Нет никакой достойной цели в жизни, к которой можно было бы стремиться.

Владимир Ленский. Романтику, с пылким духом и восторженными речами, чужд глубокий взгляд на жизнь.

Заключение

А.С.Пушкин – великий сын земли русской. Ему было дано открыть новую страницу в русской литературе.

Онегин и Ленский – антиподы. Онегин – человек, в котором дремлет доброе начало, но его наносные «идеалы» приводят к постоянным конфликтам, внутренней дисгармонии.

Ленский – вольнолюбив, мечтателен и восторжен, он свято верит в свои идеалы. Но он оторван от родной почвы, у него нет внутреннего стержня.

(411 слов)

Ленский и Онегин на протяжении всего романа противопоставляются друг другу, что намеренно и откровенно подчёркивается самим автором:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень

Ленский – романтик, идеалист. Он поэтизирует свою возлюбленную Ольгу, дружбу с Онегиным, да и вообще жизнь, которую видит только в идеальном свете. Он приятен в общении, услужлив с дамами и свободно держится с мужчинами. Учеба в Германии коренным образом повлияла на его мировоззрение. Его голова переполнена философскими догмами немецкого романтизма, в которых он не думает сомневаться. Своим призванием он видит поэзию, своей музой избрал возлюбленную. Однако он не обладает достаточной проницательностью, трезвостью и хоть каким-то жизненным опытом, поэтому не замечает легкого безрассудства, недалекого ума Ольги и своих слишком посредственных, подражательных стишков, воспринимая их как вполне серьезное литературное творчество.

У Ленского много жизненной энергии, пылкое воображение и восторженное отношение к миру, он весел и гармоничен. Ещё не до конца созревший, он по-детски вспыльчив, непосредствен и твёрдо убеждён в своей правоте касательно всякого вопроса и по-взрослому серьёзен в своих намерениях, смел в решениях.

Онегин, его полная противоположность, лишён всякого идеализма, его холодный ум, скорее, пессимистичен и саркастически отрицательно настроен. Он, в отличие от Ленского, пресытился окружающим миром, его мало что волнует и трогает, он с трудом находит источники удовольствий, а то и вовсе страдает от серости жизни. Получив в детстве отрывистые знания из разных областей, он продолжил обучение уже на балах и приемах, научился умелому искусству общения с дамами, искусству соблазнения, остроумной светской беседе и приобрёл тонкий вкус и умения распознавать новомодные тенденции.

Этот жизненный опыт, хоть и весьма специфический, сформировал его характер и мировоззрение. Он не способен восхищаться кокетками, видя их напускную серьезность и пустоту, не может восторгаться жизнью, зная, как вокруг много лживости и притворства. Все это привело к абсолютной лености тела и ума, к полному безразличию ко всему на свете, к жестокости и холодности сердца.
Казалось бы, как два столь разных молодых человека могли стать хорошими друзьями.

Почему они подружились? Возможно, столь разные взгляды на жизнь давали огромное поле для обсуждений и споров, а они, как известно, собираясь вечерами, задерживались допоздна в разговорах. Способствовал наверняка и узкий деревенский круг общения. С кем ещё поговорить в глуши, чем же еще занять вечернее время. При этом оба молодых человека в силу своей молодости имели общую потребность – потребность рассуждать и размышлять, неважно романтические ли это мысли Ленского или высокомерно насмешливые взгляды Онегина. Найти собеседника, способного понять о чем ты говоришь, оспорить или согласиться с тобой, не менее важно, а то и важнее, чем найти своего единомышленника.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Разница в возрасте между героями составляет около восьми лет, поскольку на момент гибели Ленского Онегину двадцать шесть, а упоминаемый незадолго до этого возраст Ленского - восемнадцать.

Евгений представляет собой типичный образец «золотой молодежи» того времени: молодой мужчина, утомленный шумной жизнью большого города, чередой увеселительных мероприятий и светскими приемами. Ему наскучило его привычное окружение, он стремится найти спасение от повседневной суеты, но не очень получается.

Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.

И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он - с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку…

Владимир Ленский напротив, представляется юношей чрезвычайно пылким и полным жажды жизни.

Он сердцем милый был невежда,
Его лелеяла надежда,
И мира новый блеск и шум
Еще пленяли юный ум.
Он забавлял мечтою сладкой
Сомненья сердца своего;
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой…

На первый взгляд, между молодыми людьми мало общего. Но, как известно, притягиваются именно противоположности:

Они сошлись. Вода и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столько различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Так что, возможно, дуэль и не была роковой случайностью. Автор сразу подчеркивает, что какой-то глубокой искренней дружбы между героями изначально и не было.

И Онегин, и Ленский - новые жители деревни, в которой происходит действие. Отношения с окружающими у героев складываются по-разному. Евгений вызывает недоумение своими, как сейчас сказали бы, эпатажными поступками: он игнорирует принятые в том обществе устои, пытаясь жить сам по себе, ни на кого не оглядываясь. Владимир напротив вызывает симпатии, производя впечатление выгодной партии для многих девиц на выданье. Богат, хорош собою…

Открытость поэта миру проявляется не только в восторженных одах и пленительных мечтах. Преисполненный любви к Ольги (наивного, пылкого юношеского чувства…), он, грезя о ней денно и нощно, ничтоже сумняшеся делится своими любовными переживаниями с Евгением, которому это в какой-то момент просто надоедает.

Сцена в доме Лариных, в которой Онегин уделяет повышенное внимание невесте Ленского, показывает очевидную разницу в восприятии жизни. Евгений будто бы ставит себя выше всего происходящего и с легкостью вступает в своеобразную игру, не особенно задумываясь, насколько серьезными могут стать последствия. Он не склонен всерьез воспринимать терзания своего соседа, для него это скорее возможность немного поразвлечься, ведь Ольга сама по себе ему совершенно не интересна (как, впрочем, и автору, но речь сейчас не об этом). Владимир вспыхивает мгновенно.

Его романтический ум рисует какие-то чудовищные картины при относительно невинных исходных данных. В этом плане трудно не отметить, что в Онегине как-никак все же больше естественного здравомыслия: когда ему все на свете наскучило, и он вроде бы утратил смысл жизни, он все же не пытался с ней расстаться.

Юный поэт не настолько рассудителен… Он искренне верит в свои пламенные идеи и романтические идеалы, воспеваемые им в стихах… Настолько искренне, что возможное расставание с жизнью его особенно не страшит. Поэт полностью олицетворил самого себя с одним из романтических героев - за что, собственно, и поплатился…

Роковая дуэль, в сущности, стала досадным недоразумением. У Онегина не было желания убивать, у Ленского - тем более. Оба в какой-то мере стали заложниками своей романтической идеи о том, что по выбранным правилам надо играть до конца. Дуэль не была нужна никому. Онегин по здравом размышлении понимал, что погорячился, что не стоило так далеко заводить неловкую ситуацию… Ленский и вовсе накануне поединка увидел Ольгу, которую собрался было возненавидеть, но хватило одной ее улыбки, чтоб сердце поэта оттаяло и жажда жизни вернулась с новой силой. Но ни один, ни другой не смогли сделать шаг назад (или вперед…).

Так что, на мой взгляд, герои, при всем своем внешнем различии, оба - безнадежные романтики. Просто один из них безуспешно пытается прикрываться за циничной маской старого скептика, которая, кроме всего прочего, ему еще и не по годам…

Друзья мои, вам жаль поэта…
Вам. Не мне.

Судьба обоих героев незавидна. Наверное, можно даже предположить, что речь идет о крахе романтического героя как такового, о его несостоятельности в реальной жизни. Ленскому автор изначально не особенно благоволил: приводится рассуждение о возможном развитии дальнейшей его жизни, если б не дуэль. Либо поэта ждала бы слава на литературном поприще, либо, что даже более вероятно, с годами весь романтический ореол снизошел бы на нет, и юный влюбленный пополнил бы собою бесчисленное множество сытых и спокойных русских помещиков.

Как мне кажется, Онегин вызывает большую симпатию автора, но и его жизнь пошла под откос с того самого поединка. Становится ясно, что все то скептическое пренебрежение жизнью, что объяснялось «русской хандрой», ничего не значит в сравнении с тем чудовищным душевным опустошением, которое охватывает Евгения после убийства Ленского. «Игра» зашла слишком далеко…А затем еще такое жестокое в своей простоте разочарование в собственной былой недальновидности и легкомыслии при встрече с Татьяной…

А в реальной (не романной) жизни потом… Злой рок? Ирония судьбы? Нестыковка благородного романтизма и суровой действительности? Спустя несколько лет сам Александр Сергеевич повторил путь своего возвышенного поэта едва ли не в точности… Что было впервые подмечено следующей жертвой коварной дуэли - юным М.Ю. Лермонтовым.

Многое мы узнаем о герое по его мыслям и поступкам. Так перед нами постепенно раскрывается литературный персонаж. Но многое становится еще более очевидным благодаря сопоставлению. Потому-то рядом с Гриневым появляется Швабрин, с Чацким – Молчалин. Образ Ленского в романе помогает лучше разобраться в характере главного пушкинского героя.

Пушкин, знакомя нас с Ленским, подчеркивает, что перед нами очень молодой человек. Онегин, пожалуй, не намного старше своего товарища, но за его плечами опыт светской жизни, который позволил узнать цену любви и дружбы.

Онегин, воспитанный гувернерами-французами, осознавший, как мало требует от человека свет, очень рано разочаровывается в жизни, полной развлечений, блеска, ничто не может разогнать его хандру. «Наука страсти нежной», которую он постиг в совершенстве, не может заполнить его внутреннюю пустоту, книги не дают ответа на волнующие его вопросы. Угрюмый, разочарованный, не верящий ни во что – таким предстает герой в начале романа.

Ленский – полная противоположность своего старшего друга. Он недавно вернулся из Германии, где жил долгое время «под небом Шиллера и Гете». Пушкин подчеркивает, что перед нами романтическая личность, поэтическая натура. Герой полон надежд на будущее, он верит «в мира совершенство», верит в существование подлинной дружбы, надеется на встречу с настоящей любовью. Ему кажется, что впереди его ждет блестящее будущее поэта или великого деятеля. Жажда славы, любви, признания движет им. Вот таким восторженным юношей предстает Ленский при встрече с Онегиным.

Разница между героями очевидна. Сам Пушкин подчеркивает ее: «…Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой». Примечательны сравнения, выбранные Пушкиным. «Волна», «стихи», «пламень» – это о Ленском, в котором жизнь кипит, который полон чувств, страстей, надежд. В Онегине подчеркивается его спокойствие, холодность, скептицизм, равнодушие к жизни: «камень», «проза», «лед».

Однако молодые люди сходятся. «От делать нечего друзья» – так Пушкин объясняет эту дружбу. Действительно, окруженные глупыми, ограниченными помещиками, чьи разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне» были им вовсе не интересны, они нашли собеседников друг в друге. Их споры о жизни и смерти, о смысле человеческого бытия, о прошлом и будущем, конечно, весьма отличаются от тех бесед, что ведутся у соседей.

Онегин слушал Ленского не без улыбки, но, понимая, что рано или поздно иллюзии молодости развеются, относился к юному другу снисходительно. Особенно разница в героях подчеркивается их отношением к любви. Онегин давно разочаровался в женщинах, он не верит в подлинность чувств. Ему, воспитанному в светском обществе, кажется, что это не более, чем флирт, игра, в которой нужно только соблюдать определенные правила. Отношения Онегина с женщинами можно назвать поверхностными увлечениями, не затрагивающими душу:

В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь;

Откажут – мигом утешался;

Изменят – рад был отдохнуть.

Он их искал без упоенья,

А оставлял без сожаленья.

Ленский, напротив, предстает пылким влюбленным. Он верит, что его возлюбленная предназначена ему свыше. Любовь к Ольге порождает в его душе сладостный восторг, дарит ему минуты блаженства, вдохновляет на творчество:

Ах, он любил, как в наши лета

Уже не любят, как одна

Безумная душа поэта

Еще любить осуждена…

Герой счастлив, полон надежд на будущее. Семейная жизнь представляется ему сплошным праздником, таящим наслаждения. Наивный Ленский не видит заурядности своей возлюбленной, не думает о невзгодах, которые подстерегают его в будущем:

Гимена хлопоты, печали,

Зевоты хладная чреда

Ему не снились никогда.

«Он был любим… по крайней мере так думал он и был счастлив…» – это ироничное замечание Пушкина показывает, как далек был его герой от истины, как поверхностно его понимание жизни и людей.

В то же время Онегин, едва познакомившись с Лариными, тотчас понимает, что Ольга – легкомысленное создание, что в ней ничего нет особенного:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне

Онегин удивлен, что выбор его пал на Ольгу: «Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт». Оценив достоинства Татьяны, герой все же не решается ответить на ее чувства. Письмо девушки всколыхнуло его воспоминания, затронуло душу, но отдаться этой любви он не решился. В ответ на пылкое признание Татьяны Онегин объясняет, что не создан для семейной жизни. В отличие от Ленского, он понимает, какие обязательства накладывает брак, представляет будни семейной жизни. Не желая расстаться со свободой, он отказывается от любви Татьяны. Кроме того, он не верит в глубину и постоянство чувств девушки:

Так, видно, небом суждено

Полюбите вы снова…

Позднее Онегин признается в этом:

В вас искру нежности заметив,

Я ей поверить не посмел:

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел.

Онегин отказывается от любви Татьяны, чьей благосклонности он с таким пылом будет добиваться через несколько лет.

Не суждено будет осуществиться и мечтам Ленского, и виной тому – Онегин. Ссора, которая произошла между друзьями, кажется совершенно нелепой, но она привела к трагической развязке. Именно дуэль между Ленским и Онегиным полнее всего раскрывает эти характеры.

Онегин, оказавшись на именинах Татьяны, уже не рад, что согласился на уговоры друга. Толпа гостей, их шумная беседа, хохот раздражают Евгения. К тому же его сажают напротив Татьяны, которая близка к обмороку. И герой находит «виновника» этой неприятной ситуации – Ленского. Его ухаживания за Ольгой – месть за то, что он оказался здесь. Глупость и нелепость своего поведения герой осознает позже, а пока он танцует с Ольгой, шепчет ей комплименты. Но как только Ленский покидает дом Лариных, все это теряет для Онегина интерес.

Возникшее недоразумение легко было бы уладить, если бы друзья повели бы себя чуть мудрее, но каждый из них в полной мере проявил свой характер. Ленский, натура поэтическая, сразу представил эту ситуацию в романтическом ключе: Ольга – наивное, прекрасное создание – «двухутренний цветок», попавший в руки «развратителя». А он – благородный спаситель. Здесь Пушкин еще раз подчеркивает, как далек его герой от подлинной реальности. Окружающий мир и сами люди предстают в его сознании иными, он обманывается и заблуждается.

Но что же Онегин? Он ведь смотрит на жизнь трезво и должен понимать нелепость происходящего. Он и понимает. Наедине с собой пушкинский герой признается, что был не прав, когда так подшутил над Ленским, что должен был все разъяснить. Осуждает он себя и за то, что согласился на дуэль. Но тут выясняется, что этот высокомерный, равнодушный, презрительно взирающий на мир и людей и человек оказывается в плену общественного мнения. Ему, оказывается, небезразлично мнение тех, с кем он и знаться не хотел. Независимый Онегин – пленник общественных условностей и предрассудков. И это открытие читатель делает благодаря столкновению двух характеров в романе – Ленского и Онегина.

На дуэли обрывается жизнь молодого поэта. Но Пушкин позволяет нам заглянуть в его будущее, которое так и не состоится. Читателю предлагается два возможных пути для героя, останься он жив. Возможно, мечты Ленского, действительно, осуществились бы, он стал бы великим человеком, увенчанным славой и признанием мира. Но скорее всего, «поэта обыкновенный ждал удел»: мечты и поэзия остались бы в прошлом, а жизнь его была бы жизнью заурядного провинциального помещика. Я думаю, что именно к этой мысли склоняется Пушкин. Он, безусловно, с симпатией относится к своему герою, но не скрывает и иронии над его стихами, его суждениями о людях и мире, его поступками. Автор показывает нам милого, добродушного, но обыкновенного человека.

Тем более очевидной на его фоне становится незаурядность Онегина. Пушкин немногословен в рассказе о дальнейшей жизни героя. Мы узнаем, что угрызения совести заставили его покинуть деревню, отправиться в странствия. Он вновь появляется в Петербурге, но это уже другой человек. В нем нет ни притворства, ни позы, ни стремления продемонстрировать перед светом свою хандру. Онегин восьмой главы – одинокий угрюмый человек, остро сознающий бесполезность прожитой жизни, бессмысленность своего существования, гнетущую пустоту вокруг себя, «постылая свобода» обернулась одиночеством. Может быть, потому-то он с пылкостью влюбленного мальчишки преследует Татьяну. Любовь становится единственным, что способно заполнить пустоту в его душе и жизни. И вновь что-то раскрывается в характере этого героя. Оказывается, он способен любить страстно, самозабвенно, безрассудно. Забыта «наука страсти нежной», он, не рассуждая, отдается своему чувству. Значит, не все еще потеряно для этого героя. И будущее для него возможно. Вряд ли это будет жизнь рядового человека, слишком уж Онегин незауряден.

Финал романа открытый, автор оставляет своего героя «в минуту злую для него». Читатель может лишь гадать, что ждет его впереди. Я думаю, путь Онегина будет сложный, не раз ему еще придется разочаровываться, наталкиваться на непонимание. Но такова участь ярких людей, не оцененных современниками, не востребованных эпохой. Именно судьбу такого «героя времени» и показал Александр Сергеевич Пушкин, дав ему «в пару» человека вполне заурядного.

Выберите толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (2.1–2.4). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский замысел), фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух стихотворений). Ис­поль­зуй­те теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию сочинения. Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

2.1. Какую роль в поэме «Василий Тёркин» А. Т. Твар­дов­ско­го иг­ра­ет изоб­ра­же­ние во­ен­ных будней?

2.2. Как в «Оде на день вос­ше­ствия на Все­рос­сий­ский пре­стол Её Ве­ли­че­ства го­су­да­ры­ни им­пе­ра­три­цы Ели­са­ве­ты Петровны, 1747 года» во­пло­ще­но пред­став­ле­ние М. В. Ло­мо­но­со­ва об иде­аль­ном ис­то­ри­че­ском деятеле?

2.3. В чем про­яв­ля­ет­ся про­ти­во­по­лож­ность натур Оне­ги­на и Ленского? (По ро­ма­ну А. С. Пуш­ки­на «Евгений Онегин».)

2.4. Какие об­ще­ствен­ные и нрав­ствен­ные по­ро­ки об­ли­ча­ет Н. В. Го­голь в ко­ме­дии «Ревизор»?

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Какую роль в поэме «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского играет изображение военных будней?

Писатель Фёдор Абрамов сказал о поэме «Василий Теркин» так: «Россия в живых народных лицах, интонациях, слове». «Книга про бойца», рожденная в атмосфере военных лет - это глубокое исследование русского национального характера, взволнованное повествование о солдате и его солдатском окружении. Глазами Теркина, «обыкновенного парня», рисуются не только картины боёв, но и сцены фронтового быта. Удивительно органично сливаются в поэме рассказ о солдатских буднях и шутка, такая необходимая в смертельной опасности: непринуждённо звучит рассказ о гармонисте Теркине:

…Обогреться, потолкаться

К гармонисту все идут.

Обступают - Стойте, братцы,

Дайте на руки подуть…

Всякие случайные встречи происходят на войне, и всегда Василий Теркин проявляет смекалку, сноровку и деловитость: может легко найти припрятанный хозяйкой шкалик, пожарить сало, исправить часы.

Честный, отважный и добросовестный художник, А. Т. Твардовский прошел военным корреспондентом трудные фронтовые дороги, не раз побывал под обстрелами и бомбежками, и не только этот опыт, но и огромный талант помог автору создать народную поэму, близкую миллионам читателей.

2.2. Как в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» воплощено представление М. В. Ломоносова об идеальном историческом деятеле?

В оде Ломоносова царица Елизавета Петровна предстает возвышенным существом. Поэт возлагает на нее огромные надежды на мир и процветание России. В первую очередь Ломоносов говорит о мире, который явля-ется залогом процветания и счастья любой страны.

Ломоносов восхваляет щедрость Елизаветы, выражает свою надежду на ее милости и внимание к родной стране. Ломоносов говорит о счастье всех людей. И царица Елизавета выступает залогом их спокойствия и счастья:

Когда на трон она вступила,

Как вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец.

Ломоносов идеализирует царицу. Он рисует ее как воплощение всех добродетелей. И у читателя может сложиться впечатление, будто Ломоносов не видел в ней каких-либо недостатков. Но не стоит забывать, что поэт-классицист, которым является Ломоносов, в своем творчестве должен прославлять действительность, лишенную каких-либо пороков. Тем более хвалебная ода - это совершенно особый жанр. И ода Ломоносова по-строена таким образом, что он говорит о царице только хорошее.

Ломоносов говорит о красоте и величии России, о неисчерпаемых богатствах, которыми владеет эта страна. И поэтому считает, что великая страна достойна великого правителя, коим, безусловно, является Елизавета.

2.3. В чем проявляется противоположность натур Онегина и Ленского? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)

Герои романа «Евгений Онегин» - это сложные, живые, порой противоречивые характеры. Онегин и Ленский близки по своему социальному и географическому положению: они помещики - соседи. Оба имеют обра-зование, их духовные запросы не ограничиваются сельским бытом, как у большинства соседей. Онегин родился и вырос в Петербурге. Ленский учился в Германии, в Геттингенском университете, так что в деревенской глуши ему трудно было найти собеседника. Пушкин отмечает, что оба героя хороши собой. Онегин «очень мил», жизнь в петербургском свете приучила его следить за внешностью.

Различие между героями отчетливо видно и в их отношении к любви. Ленский «пел любовь, любви послушный», он собирается жениться на сво-ей избраннице - Ольге Лариной.

Онегин давно уже забыл, что такое любовь: за восемь лет светской жизни в Петербурге он привык заменять серьезное чувство «наукой страсти нежной», а в деревне откровенно скучал. Пушкин приводит ряд антонимов, подчеркивая противоположность характеров героев: «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень».

В образах Онегина и Ленского Пушкин воплотил типичные черты современной ему молодежи. Герои различаются по характерам и мировоззрению. Онегин погубил лучшие годы на пустые светские забавы и превратился в скучающего эгоиста. Ленский еще слишком молод, наивен, романтичен, но он мог бы превратиться в заурядного помещика.

2.4. Какие общественные и нравственные пороки обличает Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор»?

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь обнажает пороки общества времен царской России. В центре его внимания находятся представители чиновничества, причем их образы автор воплощает в характерных персонажах небольшого уездного городка, где и происходят главные события. Автор наглядно показывает, что местное чиновничество погрязло во взяточничестве и произволе. Мораль этих людей такова: «Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим Богом устроено...» Умение не пропускать то, что само плывет в руки, является, по их мнению, проявлением ума и предприимчивости. Чиновники уездного города глупы, безнравственны.

Произведение Н. В. Гоголя не столько комично, сколько исполнено трагизма, поскольку, читая его, начинаешь понимать: общество, в котором существует столько опустившихся, развращенных бездельем и безнаказанностью начальников, не имеет будущего.