Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Невозможное станет возможным, или Как фотографировать самолеты? Блог дмитрия евтифеева.

Невозможное станет возможным, или Как фотографировать самолеты? Блог дмитрия евтифеева.

Во вторник и среду я посетила интересное мероприятие под названием споттинг. Не то чтоб я болела самолетами, но если есть возможность попасть на режимный объект, грех от такого отказываться. Так я когда-то попала в недра Красноярской ГЭС, облазив ее почти всю.

Споттинг (Плейн Споттинг) (от английского слова «spot» — «увидеть», «опознать»); также — Авиационный споттинг) — особый вид хобби, ведение реестра самолетов, сопровождается фотографированием и видеосъемкой летательных аппаратов, чаще всего самолётов.
Главное для плейн-споттера определить что за самолет, его бортовой номер, серийный номер, все это конечно сопровождается фотографированием для наглядности. Местом съемки служит аэропорт или мелкий аэродром. При самом распространенном виде съемки — садящихся самолетов — обычно выбирается место под глиссадой взлетно-посадочной полосы. Для качественного фотографирования движущихся с большой скоростью (до 300 км/ч) объектов необходим большой опыт, поэтому споттеры занимаются любимым делом как можно чаще. Многие отправляются в другие города, чтобы снимать в местном аэропорту.
Некоторые вводят в заблуждение, говоря что плейн споттинг это фотографирование самолетов, это далеко не так. Фотографирование это часть современного споттинга, но не его основа. Часть споттеров, особенно на западе до сих пор ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели.

Как видно из вики-заметки, под понятие споттера я подхожу лишь косвенно. До сего дня я считала, что споттинг лишь съемка самолетов. Но полазив по споттерским форумам, я поняла, что для них главное собрать коллекцию самолетов, фото вторично. Я и мой давний велотоварищ Илья SIN узнали о споттинге с фото-форума и решили его посетить. И похоже, что были мы там одни такие непосвященные. В 5 утра у грузового терминала в Емельяново собрались убитые по самолетам люди с огромными пушками наперевес. Кеноновские бандуры 70-200, 100-400, и я с скромной темной Сигмой 70-300, взятой у друга. У Ильи не было телевика вообще, я отдала ему свою 105ку. Было несколько иногородних. Москвичи побоялись задымления от пожаров и сдали билеты. Вот это увлеченность, не жалеть денег, чтобы полететь зафотать какой-то самолет. Не поехали москвичи зря, понедельничный дождь смыл всю дымину, и воздух был чистый.

1. Все началось с перрона, здесь самолеты готовятся к полету


2. Стюардессы


3. Заправка


4. Погрузка багажа


5. Подкатывают трап


6. В моем детстве к самолету подвозили не на таких красивых автобусах


7. Пассажиры идут на посадку


8. Ушел на рулежку

Это уже 5й официальный споттинг в Емельяново, неофициальные там проводятся чуть ли не каждый день на приводе с торца взлетно-посадочной полосы за забором. Все серьезно, заявка за 5 дней, на проходной пропуск. Досмотр на металлоискателе, суровое объявление: «На досмотр сотовые телефоны предъявлять включенными». На поле нас ждет 2 газели и машина сопровождения Службы авиационной безопасности. САБовцы ездят с нами и следят, чтобы не нарушали режим порта, не лезли под самолеты, и т д.

Снимали мы взлеты и посадки, трафик был достаточно плотный. Споттеры лениво беседовали друг с другом, они завсегдатаи подобных тусовок. Но как только самолет приближался в кадр при самом длинном фокусном, все они подбирались, занимали свои точки и лупили серией, пока самолет не покидал поле кадра.


9. Посадка ATR-42


10. Охота


11. Споттеры


12. Взлет


13. Улетел


14. Посадка


15. Летит Нордавиа


16. S7 умчал в заоблачные дали


17.


18.


19. Королева зимнего споттинга - Люфтганза карго, успешно мною закосяченная


20. Посадка аэрофлота

Меня все приводило в восторг, каждый самолет, но они люди искушенные, ворчали, что в этот раз не везде пускают, и вообще охота самолет сфотать в торец, в этот раз споттинг по мнению ребят был скучный, мало точек, да и небо подкачало.

Пару раз приходилось действовать как десанту, выпрыгивали из машин и занимали места - незапланированная посадка. Часов в 10, когда свет стал невозможный для съемки, мы с Ильей поехали в город, все-таки на работу надо.

В среду споттинг был вечерний, собрались почти той же толпой, снова досмотр, машины, поехали провожать огромный Ил-76, который полетел тушить пожары. Огромный самолет оторвался от земли почти параллельно ей, в отличие от более мелких самолетов, поднимающихся носом вверх. Сегодня на поле устроили ремонт покрытия, самолетов значительно меньше чем вчера.


21. Начали как обычно с перрона, сегодня с нами две телекомпании


22. Проводили на север


23. Ил-76 взлетел, я как всегда упустила момент отрыва


24. А это уже другой Ил-76 вернулся


25. Так чистят полосу, сдувая с нее все лишнее

Позабавили некоторые моменты работы порта. Человеческий фактор. Прилетел пассажирский самолет и протянулся по всей полосе до разворота, едет себе неспешно. А в небе уже показался Ил-76, хочет посадку, а на полосе торчит еще бело-зеленый Боинг. Пришлось Илу уйти на второй круг, представляю, как пилоты ругались на рулевиков. Зато он пролетел низко у нас над головами, и мы нафотали вдоволь. Следующий самолет резко свернул на парковку, не доехав до нас. Потом наконец-то сел красавец Ил и проехал мимо нас очень медленно, чтобы мы успели заснять. Из грузового проводили только «каргу» - AirBridgeCargo.


26. Недокрашенный S7


27. Занято


28. Ушел на второй круг


29. В ожидании


30. Дождались


31. Встретятся или нет?


32. "Карга" полетела


33.

Забавно было наблюдать за ребятами. Народ там очень разный, от молоденьких абитурентов, до серьезных мужиков судмедэкспертов, девушки, мужчины, семейные пары. Всех их объединяет одно - любовь к авиации и полное отключение от всего, когда в небе появляется самолет. Чем ближе он, тем больше частота треска затвора серийной съемки. Мне до них далеко, я делала по 3-4 кадра на самолет. Организатор этого действа Татьяна тщетно взывала к дисциплине, с поворотом рычажка включения фотоаппарата, у всех мозг выключался, и народ потихоньку выползал из разрешенных зон поближе к полосе.


34.

Под вечер мы вернулись на перрон и полезли на ангар. Лестница 30 метров высоту, железная, раскачивалась под толпой споттеров, было страшновато, что оторвется вместе с нами.


35.

С высоты крыши мы наблюдали за жизнью аэропорта. На перроне готовились на взлет 2 самолета, грузили багаж, заправляли, заряжали, самолеты мерцали огоньками и ждали своих пассажиров. Рядом стояли самолеты без огоньков, которые сегодня не полетят, про них работники порта трогательно говорят «Он спит». Зеленый S7 вырулил на взлет, прокатился по полосе и продлил разгон как раз до места, где мы тусовались, взлетев специально для нас напротив ангара. Они все знают, что мы здесь, какие-то экипажи относятся хорошо, какие-то суеверничают и просят не снимать. Я думала, мне показалось, что они позируют, но работники порта подтвердили. Люфтганза бывает даже на взлете специально «машет» крыльями, немцы выпендриваются. Но при нас ее взлета к сожалению не было. Группе, что осталась внизу, повезло - командир пустил их в кабину.

Очень хотелось пофотаться «на аватарку вконтакте», но я видимо уже заразилась азартом споттеров, и все мое внимание было устремлено в небо, боялась пропустить что-нибудь интересное. А уж тем более сфотаться на фоне летящего самолета - нереально. Казалось бы, не должны меня интересовать самолеты, один можно было пропустить ради фотки на его фоне, но общий дух в этой компании не давал расслабиться.

Между тем уже стемнело, и несмотря на горящие прожекторы, снимать мне уже было сложно. Фото получались хуже, чем на мобильном телефоне, плюс я была без штатива. Поле уже горело сотнями цветных огоньков, обозначая полосу, но снять это мне не удалось. Зато наблюдали сверху, как из ангара махонькая машинка вытащила самолет и покатила его по полю на парковку.


36.


37. Зеленый собирается улетать


38. Спящие самолеты


39. Рулит на парковку


40. Погрузка еды


41. САБовцы бдят, чтобы споттеры в своем азарте не поубивались


42.


43. Еще один готовится к взлету


44. Тащат из ангара


45.


46. Жизнь кипит


47. Ждет пассажиров


48. Говнофотка взлета S7


49.

Проводив последний на сегодня взлет, мы спустились вниз. Там стояла пара самолетов, которые уже никуда не полетят. Инженеры рассказали, что стоит самолету приостановиться, его тут же начинают разбирать в пользу других самолетов. И когда приходит время запускать самолет, оказывается, что собирать его и не из чего. Так они и заканчивают свою небесную жизнь и стоят тихонько гниют:(Продать на металлолом рука не поднимается, и стоят они как память об уходящей авиационной эпохе. Очень грустно смотреть на уснувшие навсегда самолеты, которые больше не увидят небо. Некоторые «некрофилы» рвались на кладбище самолетов, но работники порта были категорически против, зрелище удручающее, и это показывать они не хотят.


50. Остановленные самолеты

А на перроне тем временем уже выставили самолеты, в которых будут проводить экскурсии на день авиации, их проветривают, потому что без воздуха самолет начинает гнить, и там появляется специфический запах, что я заметила, побывав на дне авиации в 10м году. Но инженеры скептически говорят - не проветрится он до 18го августа, полтора года стоял закрытый, а проветривать надо раз в месяц.

На этом наше официальное пребывание в порту закончилось, и неофициально споттеры поехали с томичом на ближний привод ВПП под глиссаду самолетов. Привод это место в торце взлетно-посадочной полосы. У них там набитое место за забором, где они караулят. Мы с Ильей тоже поехали за ними. Зрелище, которое предстало нашим глазам, вызвало неописуемый восторг. Ровные линии сигнальных огней, уходящие вдаль и мерцающие в дрожащем воздухе. Точка на горке, вид прекрасный. Но пока мы восторгались и готовили технику, вся иллюминация внезапно погасла. Прилетов на сегодня больше не ожидали, поэтому огни выключили. Разочарованию нашему не было предела. Вот так это выглядит, только мы застали огоньки уже в полной темноте.

Фото неизвестного мне красноярского споттера, взято из инета

Что можно сказать по итогу? Я стала чуть меньше бояться самолетов, может быть, когда-нибудь пересилю свою аэрофобию и приеду в аэропорт как пассажир. Когда на твоих глазах благополучно взлетает и садится пара десятков самолетов, начинаешь сомневаться в своих страхах. Сам формат интересный, но не для меня, тут надо всецело отдаваться этому увлечению, быть готовым в любой момент сорваться с работы с дома, чтобы поймать редкий самолет. Да и оптика тут нужна хорошая и недешевая

Текст статьи обновлён: 11.02.2019

На прошедшей неделе мой телеобъектив Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 имел возможность поработать по своему прямому назначению: принял участие в фотоохоте. Да не простой – в охоте на металлических птиц. Дело в том, что 16 и 17 июня 2014 года в аэропорту «Кольцово» при поддержке пресс-службы порта и авиакомпании «Уральские авиалинии» состоялся очередной официальный споттинг. Давайте расскажу всё по порядку.


Как и многие горожане, я пару раз выезжал на смотровую площадку перед взлётной полосой аэропорта, расположенную между посёлком и городом Арамиль. Большие металлические птицы садятся у вас прямо над головой. Дух захватывает от восторга! Правда, фотографии получаются однотипные – только брюхо воздушной машины. Поэтому, когда однажды в зале вылета аэровокзала «Кольцово» вывесили фотографии с предыдущего споттинга, я сразу же решил, что не упущу возможности поснимать самолёты, если такая представится. Так у меня появилась настоящая фотографическая мечта… И в июне 2014 ей суждено было сбыться…

Что такое споттинг?

Всё просто: термин происходит от английского «spot», означающего «распознать», «заметить». Увлечение, состоит в наблюдении за самолетами, их распознавании, ведении журнала учёта, ну и фотографировании. Настоящие споттеры отслеживают бортовой номер воздушного судна, следят за историей его полетов, в каких авиакомпаниях оно использовалось и т.п. Если вы почитаете форумы любителей наблюдать за самолетами, поймете, что есть люди, которые знают когда, какой и куда лайнер прилетит. Они вам скажут, когда какой-нибудь АН-225 «Мрия» отправится с грузом в аэропорт города Кукуево.

Вообще, данное увлечение зародилось во времена Великой Отечественной. Сидел себе подпольщик в кустах на опушке леса и наблюдал за фашистским аэродромом. Отмечал сколько истребителей у противника и куда вылетают бомбардировщики. Если его замечали немецкие солдаты, сразу включали сирену, орали: «Partizanen! Partizanen!» и бросались в погоню.

В наши дни фотографировать самолеты стало не так опасно. Но все же, правовой статус данного занятия четко не определен. Когда служба авиационной безопасности замечает человека с фотоаппаратом у взлетного поля, охранники начинают нервничать. Наверное, в генах у них что-то есть от тех, кто орал «Партизанен». Кстати, неофициальный споттинг профессионалы называют «подзаборинг».

Споттинг в Кольцово 17 июня 2014

На сайте аэропорта «Кольцово» пресс-служба выложила уведомление, что 16-го июня вечером состоится мастер-класс по споттингу, который проводит уважаемый в своих кругах профессионал — Марина Лысцова (работает внештатным фотографом ИТАР-ТАСС, ник в ЖЖ — Fotografersha). А с 21:30 будут проводиться съемки самолетов. На другой день вторая часть официального споттинга запланирована на период с 6:00 до 12:00.

Почитал репортажи в интернете и понял, что конкурс на право участия в данном мероприятии – не проще, чем при поступлении в МГУ им. Ломоносова. Быстренько заполнил заявку, указал паспортные данные и поклялся, что напишу большой обзор в блоге. И вот, через три дня – в почтовом ящике лежит уведомление, о том, что утром, 17 июня 2014, меня ждут на первом этаже международного терминала «B» в аэропорту «Кольцово» для участия в официальном споттинге.

На стоянку приехал в 5:30. Оставил машину и поспешил к месту сбора. Поначалу было не много фотографов, на за 10 минут до «часа Х», собралась довольно внушительная группа – около 40 человек: ребята из Москвы, Челябинска, Тюмени, Екатеринбурга и других городов. Среди фотографов были профессионалы с объективами типа Nikon 600mm f/4G ED VR AF-S стоимостью в полмиллиона рублей, так и любители с зеркалками Nikon D3100 KIT 18-55. У меня с собой был уже всем известный фоторюкзак Ainogirl A-2163 с всеми тремя линзами: репортажник Nikon 17-55mm f/2,8, телевик Nikon 70-300 и широкоугольник Samyang 14mm f/2.8. Камера, конечно, Nikon D5100. Несмотря на то, что фотоохота на самолеты подразумевает необходимость использования телеобъектива, мне пригодились все стёкла.

К слову, споттинг в Кольцово стал для меня первым случаем, когда я участвовал в настоящем репортаже. Поэтому заранее почистил карту памяти (у меня 32 Гб) и попросил у друга второй аккумулятор. В результате, за 6 часов снял более 1200 фотографий (дополнительное питание для фотоаппарата взял не зря). Из них, плача и ругаясь, выбрал только 124 штуки. И затем, для написания статьи – 60 фоток. Представляете, какой это подвиг?!! Обычно, что попало на карту памяти зеркалки, должно остаться на жестком диске навечно… 😉

Итак, мы прослушали инструкции, одели светоотражающие жилеты и шагнули в запретную зону.

Свой первый самолет я снял еще из окна автобуса.

Приехали к точке у взлётной полосы, откуда можно наблюдать за самолетами, отправляющимися в небеса. Все фотографы высыпали нетерпеливо наружу и застрочили затворами.

Фото 3. На споттинге желательно иметь телеобъектив

Вокруг барражировала машина САБ (служба авиационной безопасности). Как нас сразу предупредили: «Мы работаем группой. Уйдет или уведут одного – сворачивается вся команда».

Фото 4. «Большой брат» следит за тобой. Служба безопасности на споттинге в Кольцово

Раннее утро. Самолеты готовы к приему пассажиров.

Фото 5. Аэропорт «Кольцово» в Екатеринбурге. Жду пассажиров. Камера Nikon D5100

Стоит на приколе «Иркут».

Первый двинувшийся с места борт вызвал шквал щелчков фотоаппаратов всех мастей.

Фото 7. Кольцово. Самолет авиакомпании «Россия». Первая жертва фотографов

Ну и, конечно, особые эмоции испытываешь при съемке своего первого в жизни взлетающего самолета.

Боялся, что будет смаз, ведь лайнеры имеют очень большую скорость. Как видно, качество фотографии вполне приличное.

Использовались следующие настройки зеркальной камеры Nikon D5100 body с телевиком Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 для первого кадра на споттинге: режим съемки «Приоритет диафрагмы», ФР=280, ISO 320, апертура f/5.6 и выдержка – 1/640 секунды. На втором снимке, чтобы самолет уместился в кадр, снизил фокусное – автоматически увеличилось отверстие диафрагмы: f=4.8, В=1/1000 секунды.

В перерывах между отправлением рейсов споттеры снимают окружающие достопримечательности, коих не так-то много на поле.

Вот что, наверное, у них получается.

Фото 11. Официальный споттинг в аэропорту Кольцово в Екатеринбурге. Вот что у него, наверное, получилось…

Каждый борт, выруливающий к месту начала разгона, фотографы провожают голодным взглядом.

Вот он – «кузнечик» авиакомпании S7.

Как знает каждый профессиональный, и даже начинающий фотограф, картинка на поворотном экране фотоаппарата и на мониторе компьютера сильно отличается. Я боялся, что первые кадры могут оказаться нерезкими из-за малой ГРИП на открытой диафрагме. Поэтому, для съемки фото с зеленым самолетиком, зажал апертуру: f/8, ISO 320, выдержка 1/640 секунды.

Зеленая птичка упорхнула в небо. Ждем «Трансаэро».

14. Следующий самолет — борт «Трансаэро». Официальный споттинг в аэропорту Кольцово

На споттинге мы познакомились с профессиональным фотографом из Екатеринбурга Вячеславом Верхотурцевым. Пока мы снимали, он дал несколько рекомендаций и ценных советов. Например, как снимать самолет с проводкой? Вячеслав рекомендует переводить камеру в режим «Приоритет выдержки», а время экспозиции ставить немного меньше, чем фокусное расстояние. Например, если на объективе ФР = 120 мм, то выдержка должна быть около 1/100 секунды. Если она будет длиннее – трудно снять резкий кадр. Я попробовал разные настройки на своем телевике. Вот получился неплохой кадр при таких параметрах: диафрагма F=11, выдержка 1/80 секунды, ФР=70 мм, ИСО 100.

Фотография 15. Пример съемки взлетающего самолета «с проводкой» на зеркалку Nikon D5100 с телеобъективом Nikon 70-300

А кто-то уже улетел в синие дали.

Мы же погрузились в автобус и поехали ко второй смотровой площадке. Здесь удобнее фотографировать посадку воздушных судов.

Не сказал в начале, что споттинг – это не только съемка авиалайнеров, но и поездов, подводных лодок и автомобильной техники. Вот мы и снимали всё движущееся.

Много фотографий в данном отчете – страница будет медленно грузиться. Поэтому давайте продолжу отчет о споттинге в Кольцово в июне 2014 в следующей части.

Решил написать о интереснейшем, на мой взгляд, увлечении - о споттинге. (Не путать с Поттеризмом и Поттероманией).

Споттинг (от англ. spot - «увидеть», «опознать») - вид увлечения, заключающийся в наблюдении за самолётами и ведении их учёта. Часто сопровождается съёмкой. В узком значении разведка и выслеживание крупных средств передвижения.

Также споттингом может называться наблюдение за другими крупными видами средств передвижения - грузовыми машинами, железнодорожными поездами, автобусами, кораблями и т.п.

Итак, кто же такие споттеры? Для России само название достаточно новое, оно у нас пока не прижилось. Даже в поисковиках по запросу "споттер" чаще выдаёт модель сварочного аппарата. Однако, само движение достаточно масштабное. Споттеры - это фотографы с поправкою на маниакальную съёмку всего военного и просто эпически масштабного, порождённого человеческой инженерной и научно-технической мыслью.


Сппоттинг зародился в России сразу после распада СССР. На Западе были и сейчас достаточно популярны фотографии советской военной техники. Официальные съёмки для интересующихся стали проводить именно тогда. Хотя отечественных фотографов пускали далеко не везде, что нельзя сказать о более привилегированных иностранцах, но потом эта ситуация медленно начала меняться.

Первый официальный "споттинг" для наших отечественных любителей техники состоялся в 2006 году в аэропорту "Внуково". С тех пор такие мероприятия проводятся регулярно. Это поспособствовала изменившаяся политика государства в области информации.

Споттеры делятся на несколько категорий: условно легальные и нелегальные. К нелегальным относят экстремалов-любителей залезть в какую-нибудь запретную зону (что роднит их со всякого рода сталкерами) и наделать кавайных фоток, дабы потом хвастаться в соц. сетях и на форумах. Однако, это дело не просто опасное, а уголовно наказуемое. К тому же совершенно не стоит свеч. В последнее время Министерство Обороны РФ заинтересовано в демонстрации военного потенциала российской армии, поэтому сегодня споттерам официально дозволяют многое. Иностранных журналистов и фотографов даже допускают на наши суда, где установлено современное военное оборудование, имеющее степень секретности, их пускают на военные базы и аэродромы, а военная операции в Сирии является беспрецедентной по масштабам информационной открытости.


Иностранные журналисты на крейсере "Москва" в Сирии. Фото topwar.ru

Также ажиотажа добавляют традиционные военные парады на День Победы и приуроченные к другим событиям, в том числе военные реконструкции. Всё это делает споттинг популярным среди россиян. Движение споттеров в России сегодня стало настолько масштабным, что не замечать его не возможно.

Люди с разных городов объединяются по интересам и вместе едут на фотосъёмки. Недавнее эпичное мероприятие - "МАКС - 2017". Фотографии с него сегодня на вершине ТОПа.


Al Fursan. Роспуск. Фото Maxo Davion


Наш БЕ-200ЧС. Фото Maxo Davion

Кстати, именно там мой друг Maxo Davion недавно вывел свою классификацию споттеров:

Окромя официальных мероприятий и съёмок летательных аппаратов также популярностью пользуются фотографии военный корреспондентов из различных горячих точек. Это самый смак. Работы Семёна Пегова или погибшего теперь уже на Донбассе Андрея Стенина в кругах увлечённых товарищей знают и ценят. Можно сказать, это культовые фигуры.

Почему людям нравится заниматься споттингом? Чаще всего, это порыв души, волонтёрство. Когда человек увлекается военной техникой, самолётами и любит их фотографировать. Хотя ходят легенды, что некоторые споттеры уже вполне сделали из своего хобби прибыльную профессию. (Правда, большинство споттеров часто все друг у друга спрашивают, а кто, а где, а вы таких видели?) Известно, что некоторые фотографы получают аккредитацию у Министерства Обороны РФ. И это заветное желание многих начинающих любителей.

Напоследок, кого заинтересовало, скидываю ссылку на группу Вконтакте, где есть туча тучная крутейших фоток, в том числе с прошедшего "МАКС-2107"

Сегодня мы поговорим о том, как фотографировать самолёты, а не только наблюдать за ними (о наблюдении-споттинге мы уже писали ). Для этого порой достаточно просто поднять голову вверх и посмотреть на небо. Или отправиться в отпуск на борту авиалайнера, предварительно поснимав его с самых выгодных ракурсов на перроне. Или посетить авиасалон МАКС, где будет прорва разных самолётов - боевых, грузовых и гражданских - рай для авиагурмана.

О том, где и как снимать самолёты нам расскажет Артём Каширин - создатель инстаграм-аккаунта @artemairplane .

Всем привет, зовут меня Артём, можно просто Тёма. Я работаю в месте, никак не связанном с авиацией, а увлёкся споттингом только в 30 лет. До этого я лишь заворожённо смотрел на небо, на самолёты, на пилотов и бортпроводниц, на всю эту, любимую мной, суету аэропорта. Сегодня же, спустя несколько лет, моё хобби сделало меня, без ложной скромности, одним из самых популярных споттеров в нашей стране. А это значит, что места в бизнес-классе мне заказаны, а улыбки и обнимашки от стюардесс входят в мой обязательный райдер. Шучу, конечно. Я просто стал чаще летать, кататься на официальные споттинги, авиашоу и особые показы, куда попадают только избранные журналисты и блогеры.

Вообще, слово «споттинг» произошло от английского spot - «опознать», «увидеть». Это вид увлечения, заключающийся в наблюдении за самолётами и ведении их учёта. Сначала за стальными птицами наблюдали с помощью биноклей и подзорных труб, затем пришло время фотоаппаратов. И сегодня споттинг - это ещё и съёмка самолётов.

Итак, чуть больше четырёх лет назад я был просто человеком, влюблённым в небо, путешествия и авиацию, видевшим самолёты два-три раза в год. Но однажды я купил себе фотоаппарат. Выбирая между разными фотобрендами, я остановился на Canon 600D в комплекте с объективом Canon 18-135mm. При этом я просто собирался фотографировать на отдыхе, в отпуске, в семейных путешествиях. Потом я установил на смартфон набиравшее популярность приложение FlightRadar24. Оно позволяет увидеть, что летает вокруг тебя в небе на разных эшелонах. Пользоваться им крайне просто: увидел самолёт, включил приложение и через несколько секунд ты знаешь, что это за модель авиалайнера, в какой он ливрее, откуда и куда летит, на какой высоте.

Ливрея - цветовая схема покраски воздушных судов, призванная выделить гражданское судно или сделать военный самолёт менее заметным. Ливреи бывают уникальными, иногда самолёт перекрашивается к определённой знаменательной дате или событию.

Вот тогда я осознал, что можно не только наблюдать за самолётами из терминала во время путешествий, но и самому ездить туда, где стальные птицы очень близко, где можно их видеть хоть целый день, да ещё и фотографировать.

Я хорошо помню, что 22 августа 2013 года я впервые собрался на свой личный споттинг в аэропорт Домодедово. Я ещё не знал ни точек, ни что такое глиссада, я ничего не знал, у меня было только одно желание - увидеть самолёты ближе. Кое-как я припарковался в окрестностях аэропорта, взял фотоаппарат в руки, посмотрел во Flightradar 24, убедился, что именно в этом месте взлетает самолёт и застыл…

И вот он! Эти эмоции я не забуду никогда. Красивый белый самолёт Boeing 777-200 Transaero Airlines с большой скоростью словно вынырнул из-за забора, и я его сфотографировал. Да, в режиме «автомат», но я это сделал! Кстати, самое первое в моей жизни фото самолёта, сделанное на зеркальный фотоаппарат Canon 600D, я выложил в Instagram и до сих пор не стирал его и не сотру.

После этого я влюбился в споттинг, в наблюдение за самолетами, в романтичный мир авиации.

Вернувшись счастливым домой, я понял, что хочу ещё! Но теперь к этому вопросу я подошёл более разумно. В социальной сети начали появляться знакомые по «небесному» хобби. Они рассказали, где, как и куда можно проехать или пройти для наблюдения за самолётами с близкого расстояния, под глиссадой или около.

Глиссада - траектория взлёта или снижения самолёта, в том числе непосредственно перед посадкой.

Вот на этой-то глиссаде я и начал учиться фотографировать. Сначала выходило коряво, а потом всё лучше и лучше.

Для споттинга под глиссадой или около неё на начальном этапе вполне достаточно любительской зеркалки с китовым объективом 18-135 мм. Такой комплект позволяет приобрести первые навыки фотографирования самолётов, при этом фото выходят резкими, красивыми, достаточно яркими. Да, учиться фотографировать самолёты с бюджетной техникой чуть тяжелее, но потом, при необходимости, это помогает быстро освоить технику более высокого класса.

Итак, для начала наблюдений за самолётами я советую иметь программу Flightradar24, фотоаппарат класса Canon EOS 800D, продвинутый китовый объектив типа EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS STM (если есть возможность - зум с фокусным расстоянием 70-300мм) и бинокль уровня Canon 10х30 IS II . Многие берут и рацию, но мне её заменяет приложение Live ATC. Плюс терпение и желание учиться - вот прекрасный набор споттера, который не один год будет Вас радовать и долго не заставит тратить деньги на что-то большее.

Здравствуйте, друзья!

Сегодня речь пойдет о споттинге.

Что такое споттинг

Споттинг (от англ. spot - «увидеть», «опознать») - вид увлечения, заключающийся в наблюдении за самолётами и ведении их учёта. Часто сопровождается съёмкой. В русском значении разведка и выслеживание крупных средств передвижения.
Также споттингом может называться наблюдение за другими крупными видами средств передвижения - грузовыми машинами, железнодорожными поездами, автобусами, кораблями и т.п.

В данном случае я хочу поговорить о традиционном виде споттинга — наблюдении за самолётами и их фотосъемке.

С этим жанром фотосъемки я познакомился благодаря Максиму Иванову , за что премного ему благодарен! Настоящий фанат самолётной темы:)
Я решил посветить в это сакральное знание и вас, чтобы вы тоже могли провести время интересно.

Итак, если вы хотите заняться фотосъемкой самолётов, вам сначала нужно выяснить какие в окрестностях есть аэропорты .
Синие — действующие, серые не действующие, а красные вроде как военные.
Как правило, аэропорт не один, но они могут отличаться по типу самолетов и размеру аэропорта. В Санкт-Петербурге самый крупный аэропорт это Пулково.

Для Пулково все основные точки в принципе известны. В зависимости от погоды могут быть доступны одни или другие, нужно соответственно подбирать оптику и одежду.

Необходимое оборудование

Объектив и фотокамера

Например, с той точки где были мы в последний раз можно было снимать самолет спереди на мощный телеобъектив или немного сбоку на объектив примерно 400 мм.
Фотокамеру оптимально использовать с высокой плотностью пикселей т.к. масштаб часто получается довольно маленький и потому детализация снимка не повредит. Такой камерой может быть и камера с кроп-фактором, где при кропе 1.6 на матрице около 24 Мпикс или полнокадровая камера как у меня с разрешением 50 Мпикс.
Для камер с меньшей плотностью пикселей лучше брать более длиннофокусный объектив. Но тут мы упираемся в его цену т.к. хороший телеобъектив стоит приличных денег.

Кто-то снимает на Canon 70-200/2.8L II или Canon 70-200/4L с телеконвертером. Качество получается довольно плохое, если телеконвертер двухкратный (Canon Extender EF 2x III). Намного лучше использовать конвертер в 1.4х, тогда, на мой взгляд, выигрыш в детализации более существенный. Иначе зачем увеличивать масштаб самолета в кадре без существенного роста детализации?

В этом плане лучше смотрится родной зум . Хотелось бы рассказать про вторую версию этого объектива, но увы, вторую я не пробовал.
Тем не менее /4.5-5.6L IS USM даёт вполне приличную картинку на длинном конце (400 мм) и вполне может быть использован для споттинга.

Также мы использовали старый объектив МТО-1000 1000/10.5 . Я ожидал, что всё будет плохо, но он показал неплохие результаты и дал существенный выигрыш в масштабе съемки (и небольшой по детализации). Минусы этого объектива в том, что он тяжелый и очень неудобно фокусироваться.

МТО-1000 1000/10.5 я покупал жене для наблюдения за Луной, а штатив мой студийный и весьма удобный.

Штатив

При использовании тяжелых объективов бывает крайне полезен устойчивый штатив. Я использовал Gitzo GT3532 Mountaineer со штативной головкой Gitzo GH3382QD для фиксации тяжелого объектива МТО-1000.

Gitzo лёгкий, очень устойчивый и относительно дорогой.

И также использовал Manfrotto 058b с 3D головой Manfrotto 229 .

Manfrotto 058b тяжелый, устойчивый и средний по цене (дешевым тоже не назовёшь).

Бинокль

Бинокль удобен для наблюдения за самолётами, особенно когда они на большой дистанции или при приземлении, чтобы рассматривать пассажиров глядящих в иллюминатор:)

Смартфон или планшет — отследить прибывающие самолёты

Это проще простого, если вы поставите небольшую и полезную программу Flightradar. Она вам пригодится также и в путешествии, чтобы видеть как самолёты прибывают в аэропорт вылета.

Общая карта, видно приближение самолета. Нажимаем на иконку самолёта, чтобы увидеть более подробную информацию.

Видно, что садится китайский самолёт Хайнаньских авиалиний, летящий из Пекина. И вот он...

Автомобиль

Необязательно, но желательно. Так гораздо быстрее менять точку съемки и хорошо иметь базу с едой и питьем. До самих точек съемки всё равно пешком добираться, но это обычно недалеко от проселочных дорожек.

Знакомство с командой

В последний раз (без суеверий, пожалуйста) нас было трое и два других моих соратника, Ростислав Бычков и Павел Гурьев принесли своё оборудование.

Павел использует свой на камере Canon 5D mark IV . Для обычного телевика Canon EF 400mm f/4 DO IS II USM кажется весьма большим и дорогим, но из телеобъективов с фиксированным фокусным он скорее начальный. Далее уже идут совсем большие и тяжелые «пушки».

Ростислав на фото использует Canon 70-200/2.8L IS USM II Павла с конвертером Canon extender ef 1.4x iii , насколько помню. Обычно он использует Canon 70-200/4L , но тут мы хотели сравнить будет ли какой выигрыш.
Камера в данном случае моя, Canon 5DsR , благо объектив разрешает матрицу этой камеры.

Я использовал МТО-1000 1000/10.5 с камерой Ростислава, Canon 5D mark III т.к. было бессмысленно ставить МТО-1000 1000/10.5 на камеру с более высоким разрешением — он всё равно не потянет.

Точки для споттинга

Точки для споттинга в аэропорту Пулково любезно предоставлены Максимом Ивановым

Что можно снять со стандартной точки?

«Стандартной» точкой я назвал ту точку, которая на карте обозначена как «Съёмка посадок с захватом надписи Аэропорт».

800-1000 мм

Со стандартной точки можно снять вид спереди на объектив 800-1000 мм и будет вполне красиво. Чем ваш объектив более резкий, тем лучше т.к. можно и пилотов рассмотреть и людей, которые смотрят в иллюминатор на приземлении.



560 мм (400 х 1.4)

Canon EF 400mm f/4 DO IS II USM очень неплохой объектив и он существенно лучше того же IS USM , который многие споттеры используют до сих пор. Тем не менее дифракционная оптика у Canon внедрена всего на нескольких объективах (все они с зеленой полосой, а не с красной как у L серии объективов Canon) и нельзя сказать, что разрешение оптики тут ставится во главу угла. Из объективов с дифракционной оптикой я пробовал еще

400 мм (70-200 х 2)

Выше я писал, что сочетание с конвертером 2х вовсе не оптимальное, но что поделать, немного детализации оно все-таки прибавляет. Хотя я бы лучше нашел место поближе или использовал Canon 100-400/4.5-5.6L IS USM хотя бы первой версии, который стоит сейчас недорого и даст более детализированную картинку (в доказательство тест , который мы провели вместе с Максимом Ивановым на его же объективах и моей камере Canon 5DsR ).

Canon EF 400mm f/4 DO IS II USM vs Canon 70-200/2.8L IS USM II + 2x III vs МТО-1000 1000/10.5

Напротив нашей точки съемки была стена аэропорта с надписью «Pulkovo Sky» и значком «Деловых линий». Вот по ним мы и делали фокусировку.

Я снимал на наиболее скромную камеру Canon 5D mark III с объективом МТО-1000 (фокусное 1000 мм, произведён еще в СССР). Более высокое разрешение камеры я не посчитал нужным использовать т.к. объектив едва тянет и это разрешение.

Вторая связка камера + объектив: Canon 5D mark IV + Canon EF 400mm f/4 DO IS II USM . Самый дорогой вариант и, очевидно, самое высокое разрешение.

Третий вариант: Canon 5DsR + + 2x III.

Но вопрос состоял не в том, какой объектив лучше (это было очевидно до теста), а какая связка камера + объектив даст бОльшую детализацию картинки, ведь масштаб был у всех трех вариантов разный. Тест исключительно из «спортивного» интереса т.к. цены на эти объективы совсем разные и исходное предназначение их тоже разное. Но что было, то и попробовали.

Canon EF 70-200/2.8L IS II USM вместе с двухкратным конвертером третьей серии себя полностью дискредитировал. Качество убивает конвертер, более 1.4х III ставить на данный объектив не стоит.

Первое место займет Canon EF 400mm f/4 DO IS II USM т.к. даёт чёткую и чистую картинку. Добавить к нему конвертер x1.4 III и он победитель.

МТО-1000 1000/10.5 на удивление показывает себя очень хорошо. Детализация могла бы быть лучше, но благодаря масштабу результат сравним с Canon EF 400mm f/4 DO IS II USM . «ложку дёгтя» добавляет неудобство фокусировки и вообще отсутствие автофокуса. Если снимать статические объекты, но однозначно выгоднее использовать МТО-1000 1000/10.5 , учитывая его мизерную цену и приличный очень масштаб. Если же снимать подвижные объекты, то МТО-1000 1000/10.5 окажется весьма неудобен.

Вывод

Споттингом с некоторым неудобством можно заниматься с минимальными вложениями в оборудование. Достаточно даже советских зеркально-линзовых телеобъективов, чтобы получить интересную картинку.

Большие файлы из теста


Тестовые три файла:
Картинки самолётов в большом размере:

Итоги и выводы

Автомобили, поезда и самолёты уже прочно вошли в нашу жизнь и обыватель может сказать «Зачем за ними наблюдать? Что в них особенного?» Но если спросить того же человека хотя бы за счёт чего самолёт взлетает, то, я уверен, он объяснит неправильно.
В глубоко внутри нас скрыт животный страх и уважение к «магии» полёта. Сложно передать словами впечатление от того что над тобой пролетает 250 тонн металла! А ведь когда-то считали, что летать может только аппарат легче воздуха...