Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » На каком инструменте играл и штраус. Иоганн штраус-сын

На каком инструменте играл и штраус. Иоганн штраус-сын


Александр Васильевич Александров (1883-1946) - советский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог. Народный артист СССР (1937), дважды лауреат Сталинской премии первой степени (1942, 1946), доктор искусствоведения (1940), профессор Московской консерватории (1922), генерал-майор (1943). Автор музыки Гимна СССР.
Родился в крестьянской семье. В 1891 году переехал в Санкт-Петербург и в 1901 поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, однако в 1902 году вследствие болезни и тяжёлого материального положения был вынужден прервать учебу и уехать в Бологое, где работал регентом соборного хора. В 1909 году продолжил учёбу в Московской консерватории, которую закончил в 1913 году по классу композиции, а в 1916 году - по классу пения.
В 1918 году был приглашён преподавателем в Московскую консерваторию (с 1922 года - профессор). С 1918 по 1922 годы работал регентом Храма Христа Спасителя.
Совместно с Ф. Н. Даниловичем и П. И. Ильиным в 1928 году организовал Ансамбль красноармейской песни и пляски, с которым объехал практически весь Советский Союз и ряд зарубежных стран, завоевал Гран-При на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Во время Великой Отечественной войны создал известные песни «Священная война», «В поход! В поход!», «Несокрушимая и легендарная» и др.
Умер Александр Васильевич 8 июля 1946 года в Берлине, во время европейского турне Краснознамённого ансамбля.
По образцу александровского коллектива в России и за рубежом создано и работает ряд военных музыкально-хореографических ансамблей.
Его сыновья (Борис, Владимир и Александр) тоже стали именитыми композиторами и дирижёрами.

Борис Александрович Александров (1905-1994) - советский российский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог. Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской (1978) и Сталинской премии первой степени (1950). Народный артист СССР (1958). Генерал-майор (1973) - сын композитора Александра Васильевича Александрова.
Родился в городе Бологое. С 1912 года Борис Александров пел в хоре отца, с 1918 года - в хоре Большого театра. С 1923 по 1929 годах руководил различными московскими музыкальными клубами. Окончил Пречистенские рабочие курсы по классу изобразительного искусства, Музыкальный техникум имени А. Н. Скрябина, а в 1929 году - МГК имени П. И. Чайковского по классу композиции Р. М. Глиэра.
С 1930 по 1937 годы Борис Александров работал дирижёром и заведующим музыкальной частью ЦТКА, а с 1933 по 1941 годы - одновременно работал преподавателем Московской консерватории имени П. И. Чайковского, в 1939 году, став доцентом консерватории, с 1937 года с небольшими перерывами - дирижёром и заместитель художественного руководителя АППКА.
В 1942 году Борис Александров сам организует и до 1946 года становится художественным руководителем Ансамбля советской песни Всесоюзного радио.
После смерти отца Борис Александров становится его преемником на посту начальника и художественного руководителя Академического дважды Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова. До 1987 года Б. А. Александров продолжал дело своего отца, успешно руководив ансамблем песни и пляски, получившим мировое признание.
В становлении Б. Александрова, как автора оперетт, большую роль сыграл Григорий Ярон. Ему, в то время одному из руководителей Московского Театра оперетты, в 1936 году украинский либреттист Л. А. Юхвид принёс первые наброски «Свадьбы в Малиновке». Григория Марковича поразила романтичность, красочность и весёлость будущей оперетты, возможность показать народные песни и танцы. Ярон привлёк к работе драматурга В. Я. Типота, и менее чем в 3 месяца работа была завершена. С этого времени Б. Александров - желанный гость в Театре оперетты. Всего композитором было создано 7 оперетт. Среди них: «Сотый тигр», «Девушка из Барселоны» (1942 год, либретто А. В. Софронова), «Моя Гузель» (1946 год) и других, двух балетов, в том числе - «Левша» (1955 год).
Борис Александров является также автором двух симфоний, трёх кантат, концертов для различных инструментов с оркестром, ряда статей о музыке, песни «Да здравствует наша держава», которая в 1943 году была представлена в качестве кандидата на гимн СССР.

25 октября 1825 года в семье скрипача и руководителя оркестра Штрауса родился мальчик, получивший имя отца – Иоганн. Прежде чем стать скрипачом, отец Иоганна перепробовал много профессий, но оказалось, что именно музыкальное поприще позволяет ему зарабатывать достаточно даже для содержания семьи. Когда Штраус-старший женился, он начал сочинять музыку самостоятельно, ведь спрос на увеселения среди богачей Вены был высок, а праздники сменяли один другой. Через некоторое время Штраус-старший стал не просто знаменит, а получил в народе заслуженный титул «король вальса». Со своим оркестром он много гастролировал по Европе, выступал в Париже, Берлине, Брюсселе и даже в Лондоне. По свидетельству современников вальсы Штрауса-отца буквально околдовывали публику, и даже такие выдающиеся композиторы, как Берлиоз и Лист, почитали за честь выразить ему восхищение.

Иоганна, своего старшего сына, Штраус-старший решил сделать коммерсантом. Второму же сыну, Йозефу, уготована была военная служба. Мальчики не возражали, и поначалу ничто не предвещало проблем, однако через какое-то время стало ясно, что сыновьям гораздо ближе не предопределенные отцом занятия, а музыка. Штраус-отец был буквально взбешен этим, и лишь матери мальчиков, Анне Штраус, удалось как-то успокоить его и добиться согласия разрешить сыновьям играть на рояле. Отец успокоил себя тем, что без этого умения нельзя считать законченным светское образование.

Тем временем старший сын, Иоганн, настолько овладел игрой, что буквально поражал знакомых и друзей своими смелыми импровизациями. А тут еще выяснилось, что он давно уже тайно занимается игрой на скрипке, к тому же учителем мальчика оказался Франц Амон, лучший скрипач-виртуоз оркестра Штрауса-отца, а оплачивал мальчик уроки, сам занимаясь репетиторством с соседскими детьми портного. Ничего удивительного в этом не было – все дети Штраусов росли в музыкальной атмосфере, ведь отец часто репетировал со своим оркестром дома.

Но по большому счету Штрауса-отца семейные неурядицы не волновали – он всерьез увлекся Эмилией Трампбуш, юной модисткой и своей поклонницей. Когда Иоганну исполнилось восемнадцать лет, его отец покинул семью, и перед Штраусом-младшим встала большая проблема – содержание многочисленных братьев и сестер. Несмотря на занятость – юноша давал частные уроки – он с увлечением совершенствовал игру на скрипке у Кельмана, репетировавшего балет оперного театра Вены, и у лучшего преподавателя консерватории Гофмада. Мать всячески поддерживала Иоганна. Ей казалось, что сын сможет превзойти отца на музыкальном поприще. Позже выяснилось, что Анна Штраус, словно реликвию, хранила первый написанный Иоганном вальс – тогда мальчику было всего шесть лет.

Еще одним строгим учителем Иоганна стал церковный капельмейстер, аббат Дрехслер, большой знаток гармонии и контрапункта. Он настаивал на том, чтобы начинающий композитор писал духовные произведения, и надо сказать, Иоганн столь преуспел в этом деле, что одна из его кантат была исполнена публично в одной из венских церквей. Для того чтобы стимулировать в Иоганне желание сочинять именно церковную музыку, Дрехслер разрешил ему репетировать свои произведения на органе и скрипке в церкви, где был регентом. Но однажды в пустой церкви аббат услышал, что его ученик играет на органе вальс…

Светская музыка, конечно же, была ближе Иоганну, и он давно уже твердо решил для себя возглавить танцевальную капеллу и исполнять музыку собственного сочинения. Дело встало лишь за тем, чтобы найти квалифицированных и достойных музыкантов – ведь оркестр Иоганна должен был вступить в конкуренцию с отцовским. И вот в октябре 1844 года на афишных тумбах и в газетах появились сообщения о концерте оркестра под управлением Иоганна Штрауса-младшего. Это буквально поразило Вену – еще один Штраус смело заявил о собственной музыке! Интрига была в том, что Штраусу-отцу едва исполнилось сорок лет, его творчество востребовано, а слава общеизвестна. Неужто девятнадцатилетний мальчик сможет превзойти успех отца?

Иоганн Штраус-младший, наконец, оформил в магистрате Вены официальные документы на право зарабатывать дирижированием, и 15 октября 1844 года в казино, расположенном неподалеку от Вены зазвучала музыка молодого композитора. Это выступление стало для публики Вены настоящей сенсацией. С одной стороны младший Штраус выступал как конкурент отцу, но с другой его музыка разительно отличалась от выступлений Штрауса-старшего. Утренние газеты вышли с заголовками, которые отец Иоганна воспринял как издевательство: «Вечер добрый, Штраус-отец! Утро доброе, Штраус-сын!» Немудрено, что Штраус-старший пришел в ярость и, вместо того чтобы поддержать сына, начал активно отбивать у него «музыкальный хлеб». Говоря современным языком, отец захватил буквально весь концертный «рынок» Вены. Его сыну осталось лишь две лазейки, причем весьма непрезентабельные – кафе и казино. Для полноты картины старший Штраус затеял процесс по разводу с женой, и возмущенный Иоганн не смог удержаться от нападок в прессе на отца, что и вышло ему боком – папа задействовал все свои связи, выиграл процесс в суде и оставил первую семью (семерых детей) без наследства и средств к существованию. Выиграл он и бой на сценических подмостках – сын вместе со своим оркестром влачил жалкую жизнь, да еще и попал на заметку полиции, как человек легкомысленный, расточительный и безнравственный.

В 1848 году начались революционные выступления народа, и Иоганн-младший не угадал конъюнктуру, создав яркие, зовущие к борьбе музыкальные произведения и даже написав «Марш восставших». Люди называли эту музыку «венской Марсельезой». Но восстание в Вене было жестоко подавлено, а власть хорошо запомнила пристрастия Иоганна-младшего во время революции – долгое время его вальсы не звучали на балах у императора, да и приглашать его к себе многие просто опасались. В то же время Штраус-старший правильно определил сильную сторону, но зато потерял популярность своей музыки в народе. В 1849 году, осенью, он заболел страшным тогда заболеванием – скарлатиной – и 25 сентября умер. Похороны Штрауса-отца стали в Вене грандиозным событием, но его оркестр остался без руководителя. По настоянию Франца Амона, друга семьи Штраусов, на место руководителя пригласили Иоганна-младшего. Для того чтобы уговорить его, все музыканты пришли к Иоганну и торжественно вручили дирижерскую палочку его отца. В 1852 году оркестр Штрауса вновь пошел в гору, и его стали приглашать ко двору молодого императора.

Повседневная напряженная концертная и композиторская деятельность очень скоро сказалась на здоровье молодого музыканта. В двадцать восемь лет он начал чувствовать себя столь плохо, что местные светила медицины поставили ему понятный всем диагноз – крайнее переутомление. На период болезни брата управлением оркестра занялся его брат Йозеф, но очень быстро заболел и он. Пришло время младшего брата – Эдуарда Штрауса. Подобная смена руководителей оркестра сделала всю семью Штраусов кумирами Вены. Сатирические листки и фельетоны именовали семью не иначе как «фирмой» и утверждали, что Штраусы торгуют музыкой в розницу и оптом. Правда, все венцы признавали первенство Иоганна – как дирижер и композитор он был на голову выше своих братьев.

Первые сочинения Иоганна Штрауса-младшего очень сильно напоминали вальсы его отца в период расцвета творчества. Но в скором времени у Иоганна возникло ощущение, что рамки венского вальса изжили себя и буквально сдерживают полет музыкальной фантазии. И когда молодой композитор взялся за работу над новым венским вальсом, он создал мелодию совершенно иного, оригинального типа. Фактически Штраус удвоил объем, изменив саму форму танца. Классические восемь и шестнадцать тактов вальса он переконструировал в шестнадцать и тридцать два. Музыка в произведениях Штрауса начала звучать совершенно иначе, став более полнокровной и логически завершенной. Благодаря Штраусу танцевальная музыка выросла в самостоятельный жанр и стала достоянием не только бальных залов, но и концертной эстрады.

Летом в 1854 году Иоганн Штраус получил деловое предложение, от которого не смог отказаться – его пригласили исполнять свою музыку в зале роскошного Павловского вокзала и на территории дворцов императора и великого князя. Сделано это было для повышения имиджа железных дорог, особенно новой линии, связавшей Петербург с Павловском и Царским Селом. Предложенный гонорар – двадцать две тысячи за сезон – был столь высок, что Штраус дал свое согласие. 18 мая 1856 года оркестр Штрауса приступил к покорению России. Публика мгновенно оценила польки и вальсы Штрауса, а его концерты посещали император и члены его семьи.

Пять лет Штраус выступал в России и за это время даже пережил страстную любовь к русской барышне – Ольге Смирнитской. Он познакомился с ней летом 1858 года и был очарован внутренней красотой этой стройной и серьезной девушки. Однако родители Ольги высказались против подобного жениха, и Штраусу оставалось только посвящать любимой свою великолепную музыку. В 1862 году Иоганну стало известно из письма любимой, что она выходит замуж за русского офицера. В конце лета того же года Штраус женился и сам – на Генриетте Халупецкой, оперной певице, очень похожей внешне на Ольгу Смирнитскую. Жена Штрауса была на семь лет старше и уже имела весьма обширный опыт – семь детей, рожденных вне брака от разных мужчин. Правда, это не помешало Генриетте превратиться не только в возлюбленную Штрауса, но также стать его секретаршей, музой, деловой советчицей, импресарио, а когда нужно – и сиделкой. Брак стал счастливым.

Период конца шестидесятых и начала семидесятых годов XIX века стал исключительно плодотворным для творчества Штрауса. Он создал такие знаменитейшие вальсы, как «Сказки Венского леса», «Голубой Дунай», выразив в музыке саму душу Вены. Нежная и честолюбивая жена подвигла Штрауса на написание оперетт, о чем в 1870 году сообщили венские газеты. В том же году Штраус отказался от дирижерской должности, отдав ее младшему брату Эдуарду. Летом 1870 года скончался Йозеф Штраус. Незадолго до этого двое братьев Штраусов, Йозеф и Иоганн, с успехом выступали в России.

Первая оперетта Штрауса «Индиго и сорок разбойников» была с восторгом принята венской публикой. Немалый успех пришелся и на вторую – «Карнавал в Риме». Но истинный триумф подарила композитору его «Летучая мышь», исполненная на сцене в 1874 году. Эта работа вознесла Штрауса на музыкальный Олимп, дав ему признание по всему миру. Штраус продолжал лихорадочно писать музыку – его обуревал страх, что столь благосклонная сейчас муза может вдруг покинуть его, лишив возможности создавать новые прекрасные произведения. Он дает гастроли в разных странах и с огромным успехом выступает в Москве, Петербурге, Лондоне, Париже, Бостоне и Нью-Йорке. Жизнь в бедности наконец-то осталась позади, и Штраус строит в Вене собственный дом, купаясь в роскоши, но постоянно оставаясь недовольным самим собой в творческой жизни.

В конце семидесятых годов Штраус потерял свою жену и верного друга – Генриетта умерла. Всю свою жизнь Штраус ощущал непреодолимое отвращение и страх перед лицом смерти. Он упросил близких заняться хлопотами по поводу похорон, а сам уехал в Италию. Вернувшись из-за границы, Иоганн познакомился с Ангелиной Дитрих, немецкой певицей, и через короткое время женился. Ангелина была молода, эффектна, искушена в интригах и любовных утехах, но совершенно бездарна как актриса. Дело кончилось тем, что она сошлась с другом Штрауса, Штейнером, и уехала с ним.

Лишь упорная работа помогла Штраусу пережить это предательство любимой женщины. Следующая работа Штрауса, «Кружевной платок королевы», была поставлена в театре «Ан дер Вин» 1 октября 1880 года. Оперетта дала такие сборы, каких театр не знал многие годы. Очередным успехом в творчестве композитора стала в 1881 году оперетта «Веселая вдова». В это же время Штраус увлекся вдовой банкира Антона Штрауса, своего однофамильца и друга, – Аделью. Адель по национальности была еврейкой и католическое венчание не признавала, так же как и не видела причин переходить в христианскую веру. Пришлось самому Штраусу принять германское гражданство и стать протестантом-евангелистом, чтобы обвенчаться с любимой. Брак оформили только в 1887 году. На этот раз выбор композитора был удачным. Тем не менее, три его брака не принесли ему ни одного наследника.

Перед самым шестидесятилетием Штраус увидел на сцене свою оперетту «Цыганский барон». Произошло это 24 октября 1885 года и стало незабываемым событием для всех ценителей музыки. Возможно, что появилась бы и опера Штрауса, но от этого шага композитора отговорил близкий друг, Брамс. «Цыганский барон» стал вершиной творчества Штрауса, а вот новая оперетта композитора «Венская кровь» была принята публикой без восторга, выдержав всего несколько представлений. Однако популярности Штрауса это не умалило – в октябрьские дни 1894 года практически вся Вена танцевала, отмечая пятьдесят лет славной дирижерской деятельности своего кумира – короля вальсов Иоганна Штрауса, а год спустя праздновала семидесятилетие композитора.

В последние годы жизни Штраус отказался от концертов и почти не покидал своего дома. Лишь один раз, в день празднования двадцать пятой годовщины выхода на сцену «Летучей мыши», он согласился дирижировать во время исполнения увертюры. По пути домой из театра Штраус простудился и заболел пневмонией. Злую шутку сыграл и возраст композитора – справиться с болезнью Штраус не сумел. Семидесятитрехлетний музыкальный гений умер 3 июня 1899 года в своем венском доме, не успев завершить музыку к балету «Золушка».

Иоганна Штрауса хоронила вся Вена. Люди оплакивали великого человека, создавшего потрясающую музыку, и еще не знали, что его имя переживет века.

НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ КОРОЛЬ ВАЛЬСА ИОГАНН ШТРАУС

К танцевальным мелодиям, которые называли музыкой для ног, в любую эпоху относились снисходительно. Оперы, оратории и симфонии всегда считали благородными жанрами, а вот всяческие кадрили, вальсы и польки относили к второсортным творениям в силу их развлекательного характера. И только одному австрийскому композитору удалось изменить эту музыкальную иерархию, подняв мелодии для танцев на недосягаемые ранее симфонические высоты. Имя его – Иоганн Штраус . Он написал почти полтысячи произведений. Сочинения талантливого Штрауса-младшего звучали во всех уголках мира и продолжают занимать лидирующее место в репертуаре многих театров.

Сын-конкурент

Основателями «вальсовой династии» принято считать Йозефа Ланнера и Иоганна Штрауса-старшего. Их искусство многим казалось недосягаемым. Но так было до тех пор, пока на горизонте не появился их главный соперник. По иронии судьбы им стал сын Штрауса – Иоганн Штраус-младший , который появился на свет в Вене 1825 года.

Старшему сыну Иоганну отец прочил будущее в коммерческой сфере, второго же – Йозефа – определил на военную службу. Все шло по плану, пока отец не обнаружил крамольную (по его мнению) страсть отпрысков к музыке. Жене стоило больших трудов уговорить его разрешить сыновьям заниматься игрой на рояле.

Иоганн завораживал друзей своим умением импровизировать на музыкальном инструменте. А позже отец выяснил, что старший сын втайне от всех учится играть и на скрипке. Да к тому же уроки ему давал сам Франц Амон, который был одним из лучших музыкантов оркестра Штрауса-старшего. Иоганн обучал соседских детей игре на фортепиано и тем самым зарабатывал себе на уроки Амона.

Лучшие учителя

Вскоре семью Штраусов настигло серьезное испытание – отец ушел к одной из своих молодых поклонниц, и содержание родных пришлось взвалить на себя Иоганну-младшему. Вот так он оказался главой семьи в 18 лет. К счастью, мать во всем поддерживала сына и самое главное – заботилась о его музыкальном образовании, несмотря на финансовые трудности. Мать бережно хранила ноты первого вальса Штрауса, который тот написал в 6 лет. Благодаря стараниям Анны Иоганн учился у репетитора балета венского оперного театра и ведущего преподавателя консерватории по классу композиции. Но своим главным учителем Иоганн считал капельмейстера одной из венских церквей – аббата Йозефа Дрекслера, который был знатоком контрапункта и гармонии. Это он заставлял молодого композитора сочинять духовные произведения. Штраус-младший в то время мечтал о «земной» музыке, но учителя не ослушался, и вскоре его кантата была публично исполнена в одном из храмов Вены.

Мудрый Дрекслер нашел для Иоганна стимул, чтобы тот занимался церковной музыкой. Он разрешил ему играть на органе и скрипке в той церкви, где был регентом.

Доброго утра, Штраус-сын

Как-то раз аббат услышал вальс на органе в исполнении Штрауса, когда зашел в пустой храм. Иоганн твердо стоял на своем – он хотел руководить танцевальной капеллой и сочинять танцевальную музыку. Дело было за «малым» – молодому человеку оставалось подыскать квалифицированных музыкантов. Он не мог допустить, чтобы его коллектив был хуже отцовского. И вот в один из воскресных дней октября 1844 года афиши и пресса города возвестили о предстоящем концерте молодого Иоганна Штрауса . Публика была заинтригована, ведь Штраусу-старшему едва исполнилось 40 лет, он еще был полон творческой энергии, а тут сын уже наступает на пятки. После концерта газеты запестрели восторженными отзывами. Критики писали: «Доброй ночи, Ланнер, доброго вечера, Штраус-отец, доброго утра, Штраус-сын !».

Революционные симпатии

Молодой композитор не просто взял, а выхватил эстафетную палочку из рук своих предшественников. И хоть его первые произведения мало отличались по форме от мелодий отца и Ланнера, но в них уже чувствовалась мощь таланта.

Когда наступил революционный 1848 год, Иоганн горячо откликнулся на политические события и поддержал народ. Он создал «Марш революции», который звучал словно призыв к борьбе. Эта музыка быстро стала самым популярным произведением восставших, получив второе название – «Венская Марсельеза». Однако Венское восстание подавили, и новая власть не забыла Штраусу-младшему его революционных симпатий. Иоганна долго не приглашали ко двору, а его вальсы не звучали на балах императора.

Семейный подряд

В 1849 году от скарлатины умер Иоганн Штраус-старший. В последнее время ему нелегко давалась популярность сына, потерю былой славы он переживал очень тяжело. Умер он в одиночестве, но похороны композитора прошли со всеми почестями.

Оркестр отца лишился руководителя и все тот же друг семьи скрипач Франц Амон настоял, чтобы место Штрауса-старшего занял его сын. Все артисты оркестра пришли к Иоганну и торжественно передали ему дирижерскую палочку отца. С тех пор у Штрауса-младшего началась повседневная напряженная концертная и композиторская деятельность.

Такая интенсивная работа быстро подорвала здоровье молодого музыканта. От переутомления он серьезно заболел. Коллеги знали, какой это изнурительный труд – руководить капеллой. Иоганн передал управление коллективом своему брату Йозефу, а когда и тот занемог, на помощь пришел еще один брат – Эдуард. Семейство Штраусов стало кумиром всей Вены. Сатирики того времени прозвали их торговцами музыки оптом и в розницу.

Новый венский вальс

Вальсы раннего периода творчества Штрауса напоминали произведения его отца на пике карьеры. Но очень быстро сын почувствовал себя скованным формой традиционного венского вальса и направил свою энергию на создание мелодии нового типа, показав весь свой талант. Он решился на смелый шаг и удвоил объем вальса с 8 и 16 тактов до 16 и 32, превратив его с обычной танцевальной музыки в самостоятельный жанр, который зазвучал теперь и на концертах.

Гастроли Штрауса закрепили его международную известность и способствовали распространению венского вальса. В Петербурге ему предложили ангажемент на все лето 1856 года, от которого он не смог отказаться. Штраус провел в Российской империи с небольшими перерывами целое десятилетие.

Во время одной из прогулок по городу в 1858 году Иоганну представили 21-летнюю Ольгу Смирнитскую, которая завладела сердцем композитора. Но мать девушки противилась их отношениям. Штраус посвятил любимой несколько произведений, писал трогательные послания, однако разлука оказалась неизбежной. В 1862 году Ольга вышла замуж за военного, а Иоганн решил связать свою жизнь с оперной певицей Генриеттой Халупецкой, которая была старше его и имела семерых детей от предыдущих браков.

Голубой Дунай Иоганна Штрауса

Середина 1860-х годов считается периодом расцвета творчества Штрауса-младшего . Он написал вальсы «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Жизнь артиста», «Новая Вена». Любое из этих произведений могло бы сделать его имя бессмертным. Благодаря этим вальсам танцевальная музыка взобралась на высшую ступень поэтизации. Новый танец Иоганна Штрауса напоминает симфоническую миниатюру, которая сочетается с предельной романтизацией танцевального жанра. Вальсам композитора свойственно возвышенное настроение, им чужда высокопарность, они сердечны и просты.

Когда «На прекрасном голубом Дунае», к большому удивлению автора, стал самым популярным из его вальсов, Штраус решил отблагодарить дирижера Иоганна Гербека. Ему он был обязан успехом этого произведения. Композитор посвятил Гербеку вальс «Вино, любовь и песня», а «Венская кровь» и «Новая Вена» лишь закрепили за Иоганном Штраусом-младшим знание «короля вальса».

Жемчужины в короне композитора

Творческий расцвет Штрауса продолжился опереттами , «Принц Мафусаил», «Карнавал в Риме», «Ночь в Венеции», «Цыганский барон» и другими произведениями, которые стали жемчужинами в короне композитора. Кстати, к оперетте Штраус обратился после знакомства с родоначальником жанра – Жаком Оффенбахом. Однако Иоганн не пошел путем своего французского коллеги. Первые шаги Штрауса на этом поприще подчеркнули его новаторский подход ко всему, за что он берется. Иоганн создал новый тип танцевальной оперетты. Этот жанр был целиком подвластен стихии танца, конечно же, венского вальса. Классикой этого жанра стала «Летучая мышь» (впервые поставленная весной 1874 года), которая до сих пор не сходит с театральных сцен и популярна среди самой разной публики.

От танцев к опере

В 1878 году Штраус овдовел. Потрясенный композитор, который всю жизнь панически боялся смерти, покинул дом, поручив брату заняться похоронами супруги. Иоганн уехал в Италию. Вскоре он познакомился с молодой певицей из Германии Анжеликой Дитрих и женился на ней, но этот брак оказался крайне неудачным. Пережить разрыв с предавшей его женщиной Штраусу помогла любимая работа.

Его новую оперетту «Кружевной платок королевы» ждал успех. Прошедшая 1 октября 1880 года премьера сделала театру Ан дер Вин такой кассовый сбор, какого он не видел многие годы.

Во время создания оперетты «Ночь в Венеции» Иоганн увлекся вдовой своего давнего приятеля-однофамильца. Адель ответила на его чувство взаимностью. На этот раз король вальса не ошибся в выборе, Адель стала заботливой и преданной женой, которую ценили все его друзья.

Со временем сбылась еще одна мечта Иоганна Штрауса – он доказал миру, что наряду с танцевальной может писать и серьезную музыку. В 1892 году он представил публике оперу «Рыцарь Пасман». А еще через 6 лет завершил предварительную версию балета «Золушка», до премьеры которого композитор, к сожалению, не дожил. 1899 года он умер от воспаления легких. Его похоронили вблизи могил , Брамса и .

ФАКТЫ

Оперетта «Цыганский барон» поразила почитателей Иоганна Штрауса . Немецкий композитор Иоганнес Брамс сказал, что после «Волшебной флейты» ни один музыкант не достиг в комической опере тех высот, на которые взлетел Штраус.

Ради единственной поездки в Соединенные Штаты Америки Иоганн Штраус разорвал контракт с российскими Царскосельскими железными дорогами. Предполагалось, что композитор проведет и одиннадцатый летний сезон в Павловске. Однако Штраус направился в Бостон для участия в грандиозном концерте. Там ему предоставили возможность дирижировать оркестром из тысячи музыкантов!

Обновлено: Апрель 7, 2019 автором: Елена

На скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром и устраивал скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках. Вскоре отец отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом.

Дирижерский дебют Иоганна с новой Капеллой Штрауса состоялся в ресторане Доммайера в Хитцинге 15 октября 1844 года и принес ему репутацию будущего короля вальсов.

Репертуар оркестра Штрауса-сына в значительной степени состоял из его собственных произведений. Первое время отец заносил в черный список те заведения, где выступал сын, не допускал его на придворные балы и на другие престижные мероприятия, которые считал своей вотчиной.

В 1848 году Штраус-младший в дни Французской революции играл "Марсельезу" и сам написал ряд революционных маршей и вальсов. После подавления революции его привлекли к суду, но затем оправдали.

После смерти отца в 1949 году Штраус-младший посвятил его памяти вальс "Эолова арфа" и издал за свой счет полное собрание сочинений Штрауса-старшего.

Штраус-сын перенял его оркестр, но отцовский титул "придворного капельмейстера" он получил лишь в 1863 году — императорский двор припомнил ему симпатию к революции. Этот почетный пост Штраус занимал до 1871 года.

Композитор был приглашен в Россию продирижировать концерты и балы в здании Павловского вокзала. Успех был настолько велик, что последующие десять лет, вплоть до 1865 года, Штраус каждое лето проводил с концертами в Павловске.

Огромное мелодическое дарование Штрауса, его новаторство в ритмике и оркестровке, его выдающийся театрально-драматический талант запечатлены в почти 500 сочинениях . Среди них — вальсы "Ускорение" (1860), "Утренние газеты" (1864), "Жизнь артиста" (1867), "Сказки венского леса" (1869), "Вино, женщины и песни" (1869), "Венская кровь" (1872), "Весенние голоса" (1882) и "Императорский вальс" (1888). Особой популярностью пользуются польки "Анна", "Трич-трач" и написанная вместе с братом Йозефом полька "Пиццикато", а также "Персидский марш" и полька "Вечное движение".

Широкую известность получил его вальс "Голубой Дунай" — неофициальный гимн Австрии. Изначально мелодия была написана как хоровое произведение для Венского хорового общества. 15 февраля 1867 года состоялась его премьера, которая вызвала невообразимый восторг у публики. Вскоре после премьеры Иоганном Штраусом была написана оркестровая версия, считающаяся по сей день синонимом вальса.

В 1870-е годах Штраус по совету композитора Жака Оффенбаха обратился к жанру оперетты. В 1871 году в "Театре ан-дер-Вин" состоялась премьера его первой оперетты "Индиго и сорок разбойников". Самой исполняемой опереттой в мире стала "Летучая мышь", премьера которой в 1874 году была приурочена к 30-летию со дня первого открытого выступления Штрауса.

Также перу Иоганна Штрауса принадлежат такие полюбившиеся оперетты как "Ночь в Венеции" (1883) и "Цыганский барон" (1885).

Подобно отцу, Штраус объездил со своим оркестром всю Европу, в 1872 году он дирижировал четырьмя концертами в Нью-Йорке и 14-ю в Бостоне, а также при поддержке 100 дирижеров-ассистентов исполнил "Голубой Дунай" с 20-тысячным оркестром и хором.

В конце жизни композитор написал свою единственную комическую оперу "Рыцарь Пасман" (1892). Предварительная версия его балета "Золушка" была завершена поздней осенью 1898 года, до премьеры он уже не дожил.

Всего Иоганном Штраусом было создано 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурка, 15 оперетт, комическая опера и балет.

3 июня 1899 года Иоганн Штраус скончался от пневмонии. Он был похоронен на венском Центральном кладбище.

Композитор был трижды женат. В 1862 году Штраус женился на оперной певице Йетти Халупецкой, выступавшей под псевдонимом "Трефц". В 1878 году, после смерти Йеттти, Штраус сочетался браком с молодой немецкой певицей Ангелиной Дитрих, но вскоре этот брак распался.

В 1882 году Штраус женился на Адели Дойч (1856-1930), вдове сына банкира. Штраус посвятил жене вальс "Адель". Несмотря на три брака, своих детей у Штрауса не было.

У Иоганна Штрауса-младшего было четыре брата, двое из них (Йозеф и Эдуард) тоже стали известными композиторами.

В Вене в доме, где Иоганн Штраус написал неофициальный гимн Австрии вальс "Голубой Дунай", открыт Мемориальный музей-квартира композитора.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Мирнова Надежда

Данная работа содержит биогафические сведения о семье Штраус, обзор творчества и его значение для мировой музыкальной культуры.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Управление образования
Кизеловского муниципального района

МБОУ ДОД Детская музыкальная школа
города Кизела Пермского края

Реферат

«СЕМЬЯ ШТРАУС»

Работу выполнила

учащаяся 7 класса фортепиано

Мирнова Надежда

преподаватель Овчинникова Марина Ивановна

г. Кизел, 2014 год

Введение………………………………………………………………………….2

Иоганн Штраус-отец……………………………………………………………3 Иоганн Штраус - старший сын Иоганна Штрауса…………………………..7

«Фирма Штраус. Торговцы музыкой оптом и в розницу»……………….…..9

Творчество Штрауса - создателя классического венского вальса. ….……...12

Штраус - родоначальник венской классической оперетты…………………..16

Значение творчества Штрауса………………………………………………….17

Список литературы……………………………………………………………..20

Семья Штраус.

Введение

Вклад каждой нации в развитие культуры человечества оценивается не по искусственно зажженным и раскручиваемым «звездам» и «звездочкам», память о которых недолговечна даже в одном поколении. А по количеству гениев, имена которых столетия вызывают у людей ассоциации с целыми направлениями в искусстве. И если в отношении живописи и скульптуры своими достижениями прославилась Италия, то в области музыки несомненное первенство принадлежит «миниатюрной» по площади и населению Австрии . Сам список талантливейших австрийских композиторов и музыкантов не просто впечатляет, а поражает количеством имен мирового масштаба. А перед десятком фамилий снимают с благоговением «шляпу» самые искусные мастера современности.

С воеобразие австрийской музыкальной культуры обусловлено тем, что в ней сочетаются немецкая музыкальная традиция и музыка множество других народов, в частности славянских (особенно чешская), в течение многих веков проживавших на территории Австрии. Австрия всегда была прославленным мировым музыкальным центром. Музыка в Вене звучала повсюду: в концертных залах, дворцах, театрах и просто на улицах. Самые знаменитые виртуозы стремились приехать в Вену, чтобы обрести европейскую славу.

Музыкальная жизнь современной Австрии тесно связана с немецкой музыкальной культурой. Композиторы старой венской школы способствовали расцвету венского классического стиля (Георг Кристоф Вагензейль - Wagenseil, (1715-1777). Главенствующее положение среди «подаренных» Австрией человечеству гениев, безусловно занимают представители Венской классической школы композиции Франц Йозеф Гайдн, Во́льфганг Амаде́й Мо́царт и немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. Их сочинения являлись образцом для подражания для таких известных композиторов 19 века, как Франц Шуберт, Ференц Лист, Иоганесс Брамс, Карл Черни, Иоганн Штраус и другие.

Иоганн Штраус-отец.

В 19 веке в Вене, столице Австрии, появилась удивительная семья по фамилии Штраус. Отец Иоганн Штраус, и его три сына прославились как авторы танцев, главным образом – вальсов.

Родоначальник известной семьи музыкантов родился в Вене. Систематического музыкального образования не получил, брал уроки игры на скрипке. С 1817 года альтист танцевального оркестра в Вене. В 1825 году организовал собственный танцевальный оркестр, с которым в 1833 году совершил первую гастрольную поездку по Австро-Венгрии; в 1837-1838 гастролировал в Париже и Лондоне, где пользовался большим успехом. С 1835 года дирижёр придворного бального оркестра в Вене. Штраус был создателем нового типа вальса, так называемого венского вальса, получившего, благодаря ритмической гибкости и мелодической выразительности, широкое распространение и большую популярность. В музыке вальсов Штрауса заметна связь с австрийским городским фольклором, традициями бытового музицирования.

Иоганн Штраус (отец) - первый рано осиротел: мать он потерял в семь лет, отца - в двенадцать (тот утонул в Дунае, по-видимому, это было самоубийство из-за долгов). Опекун отдал его учиться переплетному делу, хотя Иоганн умолял отдать его учиться музыке. Он, впрочем, сам стал брать уроки игры на скрипке и при первой возможности забросил переплетную мастерскую, стал играть по трактирам. В 23 года он набрал свой первый оркестр. К 28 годам сделался так знаменит, что даже холера, гулявшая по Австрии в 1832 году и заставлявшая венцев сидеть по домам, чтобы не заразиться, не убавляла ему зал. «Сегодня играет Штраус!» - эти слова заставляли чрезвычайно музыкальных жителей Вены забыть даже о холере. Штраус играл виртуозно, в бешеном темпе и с африканским темпераментом, его сравнивали с Паганини - с той только разницей, что играл он вальсы и прочую танцевальную музыку, которую сам же и сочинял.
Он работал до изнеможения. Гастролировал по Европе, много сочинял - за старшим Штраусом числится больше 250 пьес, в том числе 152 вальса. Неудивительно, что ему было не до семьи. Единственное, за чем он следил и что он требовал от своей жены Анны, - это чтобы ни один из его пятерых детей не вздумал сочинять музыку и не брал в руки скрипку (для фортепьяно делалось исключение, ведь этим инструментом владел каждый уважающий себя венец). Что это было: ревность к возможным конкурентам? Или своеобразная инерция? (Раз уж ему самому в детстве чинили препятствия в занятии музыкой, так же должен поступать и он сам). Ясно только, что это меньше всего было заботой о будущем детей - до них Иоганну почти не было дела. Он давно уже имел вторую, неофициальную, но более любимую семью с модисткой Эмилией Трамбуш, родившей ему семерых детей (старшая из которых была ровесницей младшего законного), и дома появлялся лишь урывками. Вот в один из таких визитов домой Иоганн вдруг услышал из детской звуки скрипки. Играл - и очень неплохо играл - его старший сын Иоганн. Стоя перед зеркалом, в нарядном костюме, с бантом на шее, мальчишка явно подражал отцовской манере, и подражал хорошо. Выяснилось, что Иоганн-второй давно уже берет уроки скрипки у Франца Амона - одного из музыкантов отцовского оркестра. Гнев короля вальсов был велик. Он отобрал у мальчика скрипку и запер в сундук. Впрочем, Анна потихоньку купила сыну новую. И тот не только продолжил свои упражнения, но еще и пристрастил к скрипке своих младших братьев - Йозефа и Эдуарда, и теперь все трое азартно нарушали отцовский запрет, но уже старались не попадаться. Вскоре отец попытался пристроить Иоганна к делу: отдал в Высшее коммерческое училище, а по вечерам - подрабатывать счетоводом. Он вовсе не возражал и против того, что все свободные часы сын теперь проводил в церкви, в обществе аббата Йозефа Дрехслера. Если б отец знал, чем именно его первенец там занимается... Юный Иоганн брал у аббата уроки композиции и в результате узнал о гармонии и контрапункте куда больше, чем самоучка-отец. Правда, аббат заставлял юношу писать кантаты, а тот все норовил свернуть на вальсы. И даже однажды попробовал сыграть вальс на органе. «Опомнись, ты - в храме Господнем!» - возмутился аббат. «Я славлю Господа на том языке, которым одарен Его волею»,-возразил Иоганн. И вот он решился! Обратился в магистрат за лицензией на право дирижировать оркестром (делу весьма способствовала представленная кантата его сочинения). Мать во всем поддерживала его, и даже, опасаясь, как бы отец не наложил вето на выдачу лицензии, спешно подала на развод по причине многолетних измен мужа. Отец отомстил, лишив детей Анны наследства (он отписал все детям Эмилии, на которой вскоре женился). Теперь уж Иоганну-младшему не оставалось ничего, кроме как сделаться знаменитым музыкантом, оправдав, таким образом, надежды своей матери. И вот он набрал оркестр... Наутро после дебюта в казино Доммайера он послал отцу объяснительное письмо: «Дорогой отец, я полностью отдаю себе отчет в том, что в качестве преданного сына, искренне почитающего как отца, так и мать, мне невозможно принять участие в ваших так печально сложившихся взаимоотношениях. Вот почему я решил воспользоваться талантом, развитию которого я обязан моей матери, находящейся в данное время без поддержки и средств к существованию». Ответа не последовало. Выжить со сцены ненавистного сына сделалось для Штрауса-старшего навязчивой идеей. Он подсылал Иоганну клакеров - профессиональных «убийц» конкурентов, срывавших концерты свистом, шиканьем, а то и метанием гнилых помидоров. Это не помогло - публика выдворила хулиганов, мешавших слушать виртуозную игру Штрауса-сына. Тогда отец зашел через антрепренеров, которые не осмеливались ему перечить. И очень скоро Штраус-сын обнаружил, что, как бы горячо ни принимала его публика, никто не хочет заключать с ним контракт. Для выступлений ему оставались только казино Доммайера и еще одно небольшое кафе. Отец же играл на светских балах и при дворе. Все шло к тому, что Иоганну-младшему в скорости предстояло разориться и вернуться к будням счетовода, чтобы прокормить мать и братьев с сестрами. Но тут ему помогли. Видимо, кто-то из влиятельных людей, втайне сочувствовавший молодому музыканту… Словом, Иоганну пришло приглашение в капельмейстеры военного оркестра второго полка гражданской милиции. А ведь Штраус-отец уже много лет был бессменным руководителем оркестра первого полка. Теперь на военных парадах их оркестры стояли друг подле друга и играли по очереди - как бы это ни бесило всевластного короля вальсов… Пять лет отец и сын Штраусы с переменным успехом вели войну. В 1848 году, когда по Европе прокатилась революция, они в буквальном смысле оказались по разные стороны баррикад. Штраус-сын играл «Марсельезу» для повстанцев. Штраус-отец поддержал монархию Габсбургов, а в честь усмирителя венских беспорядков графа Радецкого сочинил «Марш Радецкого», сделавшийся со временем одним из двух неофициальных гимнов Австрии - так мастерски он передавал атмосферу венских военных парадов: гарцевание кавалерии, звуки духового оркестра, ликование толпы. (Вторым неофициальным гимном страны считается прелестнейший вальс «Голубой Дунай» Иоганна Штрауса-сына.) Но в те революционные дни венцы не пожелали оценить мастерство и осыпали короля вальсов упреками. Его концерты теперь игнорировались - он растерялся, сник. Однажды в порыве гнева сломал смычок, который, как ему показалось, перестал повиноваться. И на другой день слег в горячке. Опасаясь, что болезнь заразна, Эмилия сбежала из дому, увезя с собой всех семерых наследников состояния и оставив короля вальсов умирать в одиночестве. Узнав об этом, прежняя жена вместе с сыном Иоганном поехали к больному, но в живых его уже не застали. Похороны старшего Штрауса были грандиозны: собралось 30 тысяч человек. У могилы Штраус-сын играл «Реквием» Моцарта… А вскоре издал полное собрание сочинений отца - за свой счет, ведь по завещанию ему так ничего и не досталось. Впрочем, он получил кое-что поважнее денег, а именно оркестр Штрауса-отца. Лишившись своего главы, оркестранты избрали Иоганна своим новым дирижером. «Король вальса умер, да здравствует король!» - гласили газетные заголовки…

Иоганн Штраус - старший сын Иоганна Штрауса.

Самым талантливым из трех братьев оказался старший, названный в честь отца Иоганном. Он превзошел своего отца, братьев, современников, сочинявших этот модный танец. Его прозвали – «королем вальсов».

Иоганн Штраус (сын)- австрийский композитор, дирижёр и скрипач. Родился в Вене в 1825 г. Дети в этой семье все были музыкальны. Иоганн уже в шесть лет наигрывал на фортепиано мелодии собственного сочинения.

Отец хотел, чтобы его сын стал коммерсантом, но Иоганн решил идти по стопам отца; тайно от него он обучался игре на скрипке и композиции.

Вена издавна славилась своей любовью к музыке и танцам. В одном из венских ресторанов в октябре 1844 впервые выступил и Штраус, организовавший из 15 своих сверстников концертный ансамбль. Это был риск… Готовясь к своему первому публичному выступлению, 19-летний Иоганн доводил себя до изнеможения: как его примет публика? Да и вообще, придет ли кто-то его слушать? Заказывая афиши («15 октября 1844 года в казино Доммайера в 6 часов пополудни Иоганн Штраус (сын) представит музыку собственного сочинения. Иоганн Штраус (сын) рассчитывает на доброжелательность и покровительство уважаемой публики»), он в последний момент велел напечатать слово «сын» мелким шрифтом. В конце концов, послушать его отца, знаменитого и до сей поры единственного Иоганна Штрауса, короля вальсов, неизменно собирались полные залы… А уж когда молодой музыкант узнал, что на день его долгожданного дебюта назначен праздник по поводу открытия железной дороги, связавшей Вену с Грацем, он чуть было совсем не пал духом… Но его опасения были напрасны! Зал казино Доммайера оказался полон. Те, кому не досталось столиков, покупали билеты без мест, чтобы слушать концерт стоя. Причем вовсе не потому, что кто-то, не разглядев мелкий шрифт на афишах, пришел по ошибке. Напротив! Жители Вены ломились в тот вечер в казино, чтобы посмотреть, выдержит ли Иоганн Штраус-младший сравнение со знаменитым Иоганном Штраусом-старшим…И он выдержал! Вальс, первоначально называвшийся «Сердце матери» и посвященный Анне Штраус, но по ее же совету переименованный в «Надеющийся на благосклонность» (это должно было подчеркнуть скромность дебютанта и задобрить публику), вызвал шквал аплодисментов и был повторен на бис четыре раза. А другой, «Аллегорический вальс», зал бисировал… 19 раз! Это был триумф, равного которому Штраус-отец не видел за всю свою карьеру… Юный Иоганн, уставший, измочаленный, обводил счастливым взглядом бешено аплодирующую публику… На следующее утро венские газеты вышли с заголовками: «Добрый вечер, Штраус-отец. Доброе утро, Штраус-сын!» Отец, не чаявший становиться основателем династии музыкантов и вовсе не желавший делить славу с сыном, был взбешен! Ему самому только 40 лет, он в самом расцвете своего таланта - какой еще, к шуту, «добрый вечер»! КОРОЛЬ УМЕР, ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ!

Иоганн-младший добросовестно исполнял свои королевские обязанности и в Вене (где играл при дворе, на светских балах, в общедоступных танцевальных залах - буквально повсюду), и на бесконечных гастролях. Через семь лет такой жизни он почувствовал себя настолько измотанным, что вынужден был бросить все и сбежать в Гаштейн, на воды. Там его посетил русский господин в расшитом золотом мундире, представился директором Царскосельской железной дороги и сказал, что давно гоняется за Штраусом по городам и весям, да все никак не может его застать. А между тем у него к Иоганну деловое предложение: место постоянного дирижера летних концертов в Павловском вокзале с окладом 22 тысячи рублей за сезон. Это была огромная сумма! К тому же эти деньги предлагались за работу в одном месте, что измотавшемуся Штраусу представлялось особенно привлекательным. Концертно-танцевальный зал при Павловском вокзале был устроен для завлечения публики в Павловск: бывшую резиденцию Павла I его сын, император Николай, задумал превратить в место загородных прогулок петербуржцев. Правда, до того, как там водворился Штраус, затея с вокзальными концертами шла не слишком успешно. Но теперь… Публика наводняла концертную площадку с утра до вечера и готова была прихватить еще и ночь. Иной раз Штраус прерывал игру на середине музыкальной фразы, заслышав звонок на последний вечерний поезд из Павловска. Но
бывало, и это не помогало: последний поезд уходил пустым, а публика несмолкающими аплодисментами вынуждала маэстро продолжить концерт. Так продолжалось десять лет подряд, сезон за сезоном. Со временем он стал легко откликаться на Ивана Страуса (павловские мужички поступили с ним так же, как поступали со всеми обрусевшими немцами: переименовали на русский манер). Русской публике Штраус не надоедал, напротив: поклонников от сезона к сезону у него только прибавлялось. Да и поклонниц тоже (в газетах не без оснований появилась карикатура: Штраус в окружении сердечек в кринолинах). Случались и интрижки. Но воображение сентиментального австрийца неизменно волновала таинственная поклонница, присылавшая ему после каждого концерта по букету белых роз с запиской «Мэтру Жану в знак восхищения от незнакомки». Он не мог узнать, кто она, два года. И вот, наконец, ему представили Ольгу Васильевну Смирницкую, дочь отставного подполковника, помещика средней руки, снимавшего в Павловске дачу.

«Фирма Штраус. Торговцы музыкой оптом и в розницу».

В середине XIX века по Европе колесили с концертами одновременно трое Штраусов. Все они сочиняли вальсы, подписывая их одинаково - только фамилией. Имели схожую манеру исполнения. Многие считали троих братьев одним человеком, а то и путали их с четвертым Штраусом - отцом. В венских газетах острили: «Фирма Штраус. Торговцы музыкой оптом и в розницу».

Еще в 1853 году на семейном совете было решено, что Иоганн не может разорваться между гастролями, сочинительством и выступлениями в Вене. А поскольку без волшебного слова «Штраус» оркестр, доставшийся ему после отца, терял для публики всю свою ценность и очарование, то Иоганна должен время от времени подменять брат Йозеф. Тот совершенно не собирался делаться музыкантом - но выбора не оставалось. С тех пор на афишах писали просто «Штраус», без имени, и публика зачастую не знала, кого именно из братьев она будет слушать этим вечером. Да и не слишком интересовалась узнать: Йозеф был тоже очень талантливым скрипачом и дирижером и тоже писал вальсы, по стилю похожие на те, что сочинял брат. С тех пор как Иоганн стал по полгода проводить в России, работы у Йозефа поприбавилось. Он был слаб здоровьем и в конце концов переутомился. И тогда на помощь пришел еще и младший брат, Эдуард. Он тоже дирижировал, играл на скрипке и сочинял вальсы. Эдуард нравился публике еще и потому, что был чрезвычайно красив, и Иоганн теперь иной раз шутил, представляясь «старшим братом того самого красавца Штрауса».
Со временем, когда личный интерес к Павловску был утерян, Иоганн стал отправлять туда Йозефа. В одну из таких поездок музыканты по дороге взбунтовались, Йозеф наспех набрал новых. Дело кончилось трагически. На репетиции оркестр сбился с ритма, и с Йозефом случился обморок. Он упал с эстрады в зал, очень неудачно. Его едва довезли до Вены, где он и умер от сотрясения мозга. Вскоре и Эдуард покинул «семейную фирму Штраусов, торговцев музыкой оптом и в розницу» - ему показалось, что Иоганн приписал себе кое-что из произведений покойного брата...
С досады Иоганн на время забросил вальсы и взялся за сочинение оперетт. Его натолкнула на эту мысль жена, отлично знавшая мир венских музыкальных театров. Ведь к этому времени Иоганн был женат, причем счастливо.

Все-таки у Штрауса в характере была поразительная черта: он очень быстро отходил от потрясений и переключался на что-то новое. Казалось, он не переживет смерти Генриетты. А через два месяца снова женился. Причем по страстной любви - на молодой немецкой певице Ангелике Диттрих. Впрочем, до этого не дошло - Ангелика сбежала от Иоганна с его другом, директором театра, где шли оперетты Штрауса. И снова его одиночество не затянулось. Штраус получил развод и женился в третий раз - на своей однофамилице, Адели Штраус. Она была еврейкой и не собиралась переходить в христианскую веру. В католической церкви их бы никто, разумеется, не обвенчал. И тогда Штраус легко отказался и от австрийского гражданства, и от католицизма, сделавшись на старости лет протестантом-евангелистом и записавшись в подданные немецкого
герцога Саксен-Кобург-Готского, обещавшего договориться с пастором и, надо сказать, выполнившего свое обещание… «Чего не сделаешь ради женщины!» - смеялся неунывающий Штраус. Впрочем, с Аделью ему повезло - она была ему так же преданна, как и Генриетта, и последнее десятилетие Иоганна было безоблачно. Он по-прежнему много писал, давно превзойдя своего плодовитого отца по количеству произведений (всего за Иоганном-младшим числится 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурка, 16 оперетт, 1 комическая опера и 1 балет). Но уже не концертировал, и вообще редко выходил из дому. И все же по случаю 25-летия оперетты «Летучая мышь» его уговорили дирижировать увертюрой. Штраус слишком разгорячился, а по дороге домой его продуло - дело кончилось воспалением легких, в считаные дни сведшим композитора в могилу. Он умер 3 июня 1899 года в возрасте 74 лет.
В тот день в Народном саду, где некогда частенько играл и он сам, и его отец, и братья, давали концерт. Кто-то шепнул на ухо дирижеру печальную новость. И оркестр очень тихо, печально заиграл самый знаменитый вальс Иоганна - «Голубой Дунай». Зал мгновенно понял, что случилось, и встал. Многие плакали. Даже уличные фонари были повязаны черным крепом. Похоронами распоряжался секретариат музыкального общества, которому Иоганн завещал свое состояние - вдове досталась только рента. Ей, впрочем, хватало. Адель пережила мужа на 31 год, но весь смысл ее жизни состоял в устройстве музея Штрауса, публикации его произведений. Поразительно, но она даже разыскала письма мужа к Ольге Смирницкой и бережнейшим образом сохранила их, ничуть не смущаясь, что эти письма, полные нежности и страсти, были адресованы не ей… Единственное, что ей не удалось спасти, - те рукописи, что остались у Эдуарда Штрауса. Эдуард концертировал до глубокой старости, но писать у него выходило все хуже и хуже. И тогда, объявив, что эпоха венского вальса закончена, он сжег целый сундук рукописей отца и братьев в печах для обжига кирпича. Владелец кирпичной мастерской, увидев на пожелтевших нотных листах подписи двух Иоганнов и Йозефа Штраусов, умолял отменить этот варварский замысел. Но Эдуард был непреклонен, а заказ на «утилизацию макулатуры» заранее оплачен. Что для аккуратных в делах австрийцев - святое.

Творчество Штрауса

Иоганн Штраус вошел в историю музыки как «король вальсов», создатель классического венского вальса. Сочинять он начал очень рано; его первый вальс был написан в 6-летнем возрасте (впоследствии опубликован под названием «Первая мысль»). Всего Штраус написал около 500 танцевальных пьес, большинство которых составляют вальсы. В отличие от распространенных тогда сочинений этого жанра, которые представляли собой лишь музыку для сопровождения танцев, вальсы Штрауса имеют и самостоятельное художественное значение. Большей частью это сюиты вальсов, состоящие из интродукции, 5-частного цикла вальсов и развернутой коды. Исключительная мелодичность и певучесть, жизнерадостность, бодрящие ритмы, тонкая и изящная оркестровка, а главное, неразрывная связь с венской бытовой песенной и танцевальной музыкой - таковы наиболее характерные черты вальсов Штрауса.

Исключительную популярность во всем мире приобрел вальс «На прекрасном голубом Дунае»(1867). Интересна история создания «Голубого Дуная». Он был написан по заказу венского Хорового общества. В отличие от Германии, где любительские хоровые кружки были широко распространены, в Вене нормальная деятельность Хорового общества стала возможной лишь после революции 1848 года. Репертуар хора был самым примитивным, однообразным, почти целиком состоящим из народных песен или самых простых песенных обработок. Новый руководитель общества, приятель Штрауса Иоганн Гербек, всячески старался оживить его программы, сделать их разнообразными, интересными. Под его руководством хор исполнял произведения Генделя, Баха, Гайдна, Шуберта, Шумана, Мендельсона. Особенно велика его заслуга в популяризации песенного творчества Шуберта. Однажды Гербек обратился к Штраусу с неожиданной просьбой написать вальс для очередного концерта хора. Для Штрауса это был необычный заказ, и он даже хотел отказаться. Иоганн считал, что вальсы, прекрасно звучавшие в исполнении инструментальных ансамблей, много потеряют, когда их запоет хор, тем более, такой как хор Гербека, насчитывавший более 100 певцов. Кроме того, композитор никогда не писал музыку по готовому тексту. Его вальсы исполнялись, конечно, и голосом, но во всех случаях подтекстовывалась уже готовая музыка. Гербек с трудом уговорил друга, обещая, что текст будет тщательно подобран им и его сотрудниками. Самым убедительным доводом явился недавний аналогичный случай. Композитор Лорцинг в бытность капельмейстером театра «Ан дер Вин» переложил для хора вальс «Елизавета» Штрауса-старшего. Исполнение прошло очень удачно. Иоганн решил попытаться. Композитор жил тогда неподалеку от Дуная и быть может частые прогулки по набережным воспламенили его фантазию. Недавно он перечитал стихи венского поэта Карла Века; они понравились ему богатством образов, изящным стилем, мелодичностью. Особенное впечатление произвела поэма «На берегу голубого Дуная», изобилующая яркими живописными картинками, правда, переданными не без налета сентиментальности. Решив написать вальс о Дунае, Штраус использовал мелодию вальса «Волны и водовороты», написанного им 14 лет назад. Этот вальс по праву можно считать первым наброском к бессмертному «Голубому Дунаю». Мелодия вальса «Голубой Дунай» (его полное название - «У красивого голубого Дуная») действительно напоминает течение великой реки. Элементы музыкальной изобразительности появляются уже во вступлении, музыка которого рисует картину утреннего пробуждения природы под лучами восходящего солнца, льётся Дунай, вначале - небольшая река, которая на пути с запада на восток постепенно ширится, делается полноводной, принимая бесчисленные притоки. Она течет все дальше и дальше, в ней отражаются леса и горы, поля и села, жизнь которых без Дуная кажется немыслимой. Здесь люди рождаются, трудятся, любят под мерный шум вечно текущих вод. На пути встречаются пороги. Исчезает плавное размеренное течение. Дунай шумит и пенится. Его воды устремляются вниз, покрываясь серебристой пылью в веренице небольших водопадов. Вдали виднеется красавица Вена, окруженная садами, виноградниками, лесами. В столицу Дунай входит чинно, спокойно. Легкая зыбь колышет притихшие, согретые солнцем воды. Иногда небольшие волны весело гонятся друг за другом и плещутся у берегов, словно приветствуя венцев. Дунай покидает столицу, он течет все быстрее и быстрее, бурлит и рокочет могучим потоком. В ответ ему раздаются мелодии вальсов. Вначале плавные и спокойные, они все убыстряются, словно спеша за рекой. Вот они уже догнали дунайские волны, слились с ними в едином всплеске, они кружатся вместе, в быстром, нескончаемом водовороте.

В «Голубом Дунае» особенно поражает неожиданность и в то же время органичность перехода от одного раздела к другому. Каждый из вальсов этого цикла, казалось бы, решен самостоятельно, но вместе они создают стройный, законченный образ произведения. «Голубой Дунай» привел Иоганна Гербека в восторг. Он не уставал восхищаться новым вальсом, его мелодичностью, пластикой, изумительной легкостью и непередаваемым словами чисто венским очарованием. «Я не знаю,- говорил он,- слышу ли я Дунай или вальс о Дунае. То ли река течет бесконечно, то ли вальс кружится безостановочно». К сожалению, опасения Штрауса относительно текста оказались не напрасными. Стихи к уже сочиненной музыке, написанные Йозефом Вейлем, постоянным поэтом Хорового общества, были крайне неудачны. Тяжеловесные, статичные, они не гармонировали с легким полетом мелодии. Хористы сразу почувствовали несоответствие между музыкой и текстом. Более того, трудно произносимые слова мешали хоровому исполнению вальса. Это и явилось главной причиной сравнительно прохладного приема, который слушатели оказали первому исполнению вальса 14 февраля 1867 года.

Другой шедевр этого же периода – «Сказки Венского леса» (1868).

«Сказки венского леса»- прообраз венской весны, властно вступающей в свои права; это сотни журчащих ручейков, стаи ласточек, возвращающихся из дальних стран строить гнезда под обжитыми старыми крышами; это радость пробуждающейся природы и человек, жадно вдыхающий весенние запахи; это веселые толпы горожан, направляющиеся после зимних холодов на первую загородную прогулку; это их танцы и песни, в которые вплетаются и пение птиц, и шелест молодой листвы, и теплый весенний ветер. На зеленой поляне под сенью вековых дубов весело танцуют влюбленные пары. Звенит радостный смех, острая шутка, льется молодое искрящееся вино. Из старого кабачка доносятся негромкие танцевальные наигрыши. Наступает вечер. Пора возвращаться в город. Вечер такой теплый, благоухающий, хочется его продлить хотя бы на несколько мгновений. То тут, то там опять звучит музыка, опять возникают танцы, но наступающая темнота прекращает их. Ночь входит в свои права.

Большое распространение получили и такие его вальсы, как «Жизнь артиста», «Вино, женщина, песня», «Венская кровь», «1001 ночь» (из оперетты «Индиго»), «Розы юга» (из оперетты «Кружевной платок королевы»), «Императорский вальс» и многое другое. Популярны и другие танцы Штрауса - польки («Тик так», «Пиццикато» - вместе с братом Йозефом), кадрили, галопы, а также «Вечное движение», «Персидский марш» и другие. Во время революции 1848 Штраус отразил свои настроения в вальсах «Песни свободы», «Песня баррикад», «Звуки единства», в «Революционном марше» и других. Свои впечатления от пребывания в России Штраус выразил в вальсе «Прощание с Петербургом», вальсе-фантазии «Русская деревня», польках «Воспоминание о Павловске» и «Нева», «Петербургской кадрили» и других танцах.

Штраус - родоначальник венской классической оперетты.

В 1870 начинается новый период творческой деятельности Штрауса: он обращается к жанру оперетты . Его первая оперетта «Веселые венские женщины» не увидела света, а третья оперетта Штрауса - одно из его самых блестящих произведений «Летучая мышь» - была холодно принята той самой венской публикой, которая боготворила Штрауса за вальсы. Неуспех оперетты один из критиков объяснял тем, что в «Летучей мыши», написанной по французской бытовой комедии А. Мельяка и Л. Галеви, либреттистов оперетт Ж. Оффенбаха и оперы «Кармен» Ж. Бизе, не было никаких экзотических принцев, венгерских магнатов, парижской богемы, то есть всего того, к чему привыкли зрители. Лишь после сенсационного успеха «Летучей мыши» в других странах эта оперетта, снова поставленная в Вене, была достойно оценена зрителями.

К лучшим образцам венской классической оперетты относится также и «Цыганский барон» (пост. 1885), написанный по повести знаменитого венгерского писателя М. Иокая «Саффи». Эти оперетты совершенно затмили произведения царствовавшего на венской сцене Оффенбаха. Среди других оперетт Штрауса выделяются «Веселая война» (пост. 1881) и «Ночь в Венеции» (пост. 1883; в 1925 переработана Э. Кшенеком). Другие же его оперетты не удержались на сцене; не помогли и многочисленные переделки и новые тексты. Неудача их объясняется в основном слабостью либретто и тем, что сам композитор недооценивал значение драматургии спектакля.

Наряду с Ф. 3уппе и К. Миллекером Штраус является родоначальником венской классической оперетты. (Лучшие произведения Зуппе и Миллекера «Боккаччо» и «Нищий студент» написаны после «Летучей мыши».) Но произведения Штрауса дали новое направление этому жанру - танцевальной оперетте. Подобно тому, как все оркестровые пьесы Штрауса написаны в танцевальных ритмах, так и его оперетты основаны на танцевальной ритмике. Вальс, полька, чардаш, галоп господствуют в его опереттах. Но зато в опереттах Штрауса полностью отсутствуют элементы сатиры, чем так блистал Оффенбах. Дальнейшее развитие венской танцевальной оперетты связано с именами выдающихся композиторов этого жанра Ф. Легара и И. Кальмана. «Благодаря Штраусу, - писал Кальман, - оперетта стала легкой, жизнерадостной, остроумной, нарядно приодетой и ярко звучащей музыкальной комедией».

Лучшим произведениям Штрауса свойственны сочность и простота образов, неисчерпаемое мелодическое богатство, искренность и естественность музыкального языка. Все это способствовало их огромной популярности среди самых широких масс слушателей.

Значение творчества Штрауса.

В 1827 г была основана Wiener Capelle Strauss Иоганном Штраусом в Вене и служила семье Штраусов до конца легендарной династии. После смерти последнего Эдварда Штрауса оркестр временно прекратил существование, но в 1977 был повторно воссоздан в Вене, как один из величайших культурных символов Австрии. Гастроли оркестра триумфально проходили во всех крупнейших залах того времени. Оркестр не раз давал концерты в Австрии, Германии, Англии, Великобритании, Франции, Польше, России и США. Wiener Capelle Strauss была первым всемирно-известным венским и европейским оркестром, объездившим весь цивилизованный мир того времени под управлением легендарного композитора, скрипача и дирижера Иоганна Штрауса- младшего - он сделал с танцевальной музыкой то, что позднее Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин.
Именно в исполнении этого оркестра мир впервые услышал множество шедевров Штрауса. Дирижируют оркестром традиционно лучшие дирижеры Венской государственной Оперы «Wiener Staatsoper» и Венской государственной Оперетты «Wiener Volksoper».

Жизнеутверждающую, оптимистическую музыку Штрауса высоко ценили Вагнер, Брамс, Берлиоз, Лист и другие выдающиеся музыканты. Р. Шуман писал: «Две вещи на земле очень трудны: во-первых, добиться славы, во-вторых, ее удержать. Только подлинным мастерам это удается: от Бетховена до Штрауса, каждому в своем роде». Многие мотивы вальсов Штрауса, песен из его оперетт превратились в австрийские народные мелодии. В 1880-х гг. «Летучая мышь» и «Цыганский барон» были поставлены на русской сцене, и в конце 19 в «Цыганский барон» стал самой популярной опереттой в России после «Прекрасной Елены» На советской сцене и эстраде музыка Штрауса получила особое распространение с конца 30 х гг. после появления на экранах фильма «Большой вальс». По мотивам Штрауса написана оперетта А. Мюллера «Венская кровь». На русской сцене идут балеты «Штраусиана» и «Голубой Дунай», построенные на мелодиях Штрауса. Обработки его вальсов для фортепиано делали Брамс, Годовский, Таузиг, Грюнфельд и другие. Мажорность и жизнеутверждающая сила чарующей музыки сделали вальсы Штрауса бессмертными.

Трудно сказать, какой из только что перечисленных вальсов лучше. Штраус, как и его предшественники, мало заботился о правильном и точном названии своих детищ. В подавляющем большинстве случаев трудно заметить какую-либо связь между музыкой того или иного танца и его названием. Но в ряде новых произведений музыкальные образы настолько рельефны, конкретны, что в сознании слушателя они связываются с определенным заглавием, данным вальсу композитором. Сменилось не одно поколение, но и сейчас мелодии «Голубого Дуная» или «Сказок венского леса» вызывают в нас совершенно точные художественно-образные ассоциации.

Каждый год в Европе проходит знаменитый «Штраус-фестиваль», посвященный творчеству Штраусов. Испания, Италия, Австрия, Португалия, Франция, Германия - наслаждаются великолепными вальсами, польками, маршами ариями из оперетт известнейшей династии композиторов и дирижеров 19 века - Штраусов.

Штраусы вошли в историю музыки как мастера танцевальной музыки и оперетты, а И. Штраус, поднявшем вместе со своим отцом и братьями танцевальную музыку на уровень симфонической. В творчестве И. Штрауса венский вальс достиг вершины своего развития. Важнейшая заслуга И. Штрауса состояла в возведении жанров так называемой лёгкой музыки на высокий художественный уровень. Современники называли вальсы Штрауса «патриотическими песнями без слов».

Список литературы

  1. Друскин М. История зарубежной музыки,- М: «Музыка» 1980

Источники

  1. http://referat.day.az/dva-shtrausa-v21416
  2. http://www.libonline.ru/index.php?id=6618
  3. http://www.parta.com.ua/referats/view/4930/