Отшумели, отсверкали в Красноярске гастроли Норильского заполярного театра драмы. Три недели норильчане отработали на полных аншлагах — в зале театра им. Пушкина, где шли спектакли, мест свободных не было! И теперь остается только вспоминать об ушедшем празднике. Под занавес театр представил романтическую комедию Альберта Герни «Сильвия».
Режиссер-постановщик спектакля, народный артист России Александр Зыков как-то признался, что не любит ставить комедии в чистом виде. Ему интересно, когда на сцене все, как в жизни — смешное соседствует с грустным. Так и в «Сильвии» — в спектакле немало комичных моментов. Но и драматичного здесь тоже хватает: бесприютная дворняжка Сильвия, которую сердобольный Грэг привел в свой дом, вызывает конфликт между ним и его женой Кейт. И кто бы захотел оказаться перед проблемой выбора: любимая жена — или любимая собака? Главному герою можно только посочувствовать.
Кстати, в прошлом сезоне этот спектакль под названием «Сидеть! Лежать! Любить!» поставил в Красноярском Доме актера режиссер Андрей Максимов. В его постановке заняты артисты театра им. Пушкина, и было очень интересно сравнить обе версии.
Спектакль норильчан однозначно ярче по музыкальному оформлению. Музыку к нему Александр Зыков подбирал сам: ему показалась, что «Сильвия» должна быть именно джазовой. А как лихо его кобели отплясывают под традиционные джазовые ритмы! Зыков рассказывал, что год назад на фестивале имени Федора Волкова в Ярославле местные театралы, которые привыкли к спокойным, неторопливым разговорам на сцене, были просто ошарашены этим каскадом собачьих страстей — минут пятнадцать в зале стояла просто катастрофическая тишина! Но норильчанам удалось пробить лед, и театр был удостоен престижной волковской премии. Этот же спектакль пару лет назад был признан лучшим на краевом фестивале «Театральная весна» в Красноярске.
Также режиссер удачно ввел две сцены, которые отсутствуют в пьесе: сцена собачьей свадьбы и жесткая сцена стерилизации Сильвии. И обе они идут под одну мелодию — гершвиновскую «Summertime». Но если любовь сопровождает нежный дуэт Луи Армстронга и Эллы Фитцджеральд, то операция проходит под истерический надрыв Дженис Джоплин. Что еще сильнее подчеркивает трагичность перехода.
Я не большая поклонница собачьего племени, но в зыковской версии мои симпатии на стороне Грэга (заслуженный артист России Сергей Ребрий) и Сильвии (Анна Титова). Кейт в исполнении Людмилы Каевицер кажется мелочной и неумной стервой — и как страстный собачник Грэг мог терпеть ее так долго? Да еще и согласился отдать Сильвию?! В последнее верится с трудом.
В постановке Максимова Кейт вызывает гораздо большее сочувствие. И, думаю, главная причина здесь — в мастерской игре заслуженной артистки России Галины Саламатовой. В ее исполнении Кейт — женщина, которой непутевый муж (заслуженный артист России Виктор Лосьянов) насильно навязывает существо, абсолютно ей неблизкое и неприятное. Да, Грэг имеет право завести в доме любимое животное. Но ведь это не только его дом... Саламатова играет так, что нежелание ее героини терпеть в доме собаку не кажется пустым эгоизмом. А шаг навстречу мужу, когда Сильвия все же остается в семье — вызывает еще большее уважение. И именно такой должна быть Кейт, о которой Грэг говорит Сильвии, что ждал два года, пока она выйдет за него замуж: «Кейт того стоит».
Что же касается самой Сильвии, то здесь и обсуждать нечего — Мария Алексеева (красноярская Сильвия) не идет ни в какое сравнение с Анной Титовой. Ее роль — всего лишь слабое подражание игре Титовой. Она уступает ей во всем — и в пластике, и в эмоциональности, не говоря уже о костюмах: ход, когда джинсово-неряшливая бродяжка Сильвия предстает в ярком костюме ухоженной домашней собаки, изначально использовался в спектакле Александра Зыкова. И столь явный плагиат — однозначно не в пользу максимовской постановки.
И все-таки, что мне больше понравилось именно в спектакле Андрея Максимова — отсутствие двух персонажей, которые, хоть и добавляют пьесе комизма, но без которых можно прекрасно обойтись. Что и продемонстрировал Максимов. Говорят, у Герни в тексте пьесы оговорено, что роли собачника Тома, подружки Кейт Филис и психиатра Лесли должен исполнять один актер. Не знаю, возможно, это и так. Во всяком случае, в зыковской версии все эти роли играет Александр Глушков — и его герои получились откровенно утрированными, особенно Лесли и Филис. Впрочем, в заводном норильском спектакле комикование актера только усиливает комедийный план (но Кейт в сцене с Филис за счет этого выглядит дура дурой!). У Максимова же из трех героев остался только Том (заслуженный артист Татарстана Николай Козак) — и Том не гротескно-пародийный, а искренний собачник, который пытается объяснить себе и Грэгу, откуда в них столь безудержная любовь к этим существам: «Мы с тобой биофилы — любители всего живого. Все дело в генах». Такое решение этой роли, на мой взгляд, делает спектакль более глубоким и проникновенным. А Николай Козак настолько органичен в роли Тома, что сейчас, после его отъезда из Красноярска, с трудом представляется, кто заменит актера в данном спектакле. Равно как и в остальных его ролях в театре им. Пушкина. Но это уже другая история.
Елена Коновалова
«Сильвия» повествует о супружеской паре, в которой муж взял в дом бездомную собаку при резком противодействии супруги. Автор пьесы - американский писатель и драматург Альберт Гёрни . Впервые пьеса была поставлена в 1995 году Джоном Тиллинджером.
Город Нью-Йорк , 1990-е годы. Грег, представитель среднего класса, находит на улице собаку по кличке Сильвия (указана на ошейнике) и проникается симпатией к ней. Собака представлена в пьесе женщиной. Он берет собаку в дом, где он и его жена Кейт живут вдвоем, тогда как их дети учатся вдали от дома. Жене активно не нравится находка мужа, но она соглашается оставить Сильвию на несколько дней, пока не удастся её куда-нибудь пристроить. В дальнейшем Грег проводит много времени с собакой в ущерб рабочим обязанностям. По совету незнакомца, встреченного на собачьей площадке, Грег стерилизует Сильвию, однако она по-прежнему обожает нового хозяина.
Тем временем отношения между супругами ухудшаются. Сильвия и Кейт ревнуют друг к другу, и Кейт обращается к психологу. Психолог в отчаянии от такой ситуации, и его единственный совет - купить ружьё и пристрелить собаку.
Кейт получает приглашение работать в Лондоне и приехать туда вместе с мужем. Разумеется, Грег хотел бы взять и Сильвию, но для собак в Англии предусмотрен шестимесячный карантин. Скрепя сердце, Грег говорит Сильвии, что ей придется переселиться в деревенскую семью. В последний момент Кейт хочет попрощаться с Сильвией, и тут после трогательной сцены её отношение к собаке резко меняется.
В заключительной сцене актеры рассказывают залу о последующих событиях. Сильвию через много лет усыпляют после тяжелой болезни, а Кейт и Грег хранят о ней память.
В России пьеса поставлена под названием «Чего же хотят мужчины?», режиссёр Ольга Шведова .
Также спектакль «Сильвия» есть в репертуаре Ярославского камерного театра.
Спектакль "Ты мой Бог!" в Санкт-Петербургском театре "Буфф". Режиссёр - Мария Немировская (Израиль). В главных ролях: З.А. России Мурад Султаниязов (Грег), Анна Коршук (Кейт), З.А. России Елена Воробей и Ксения Андреева (Сильвия).
Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?
Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.
Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».