Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Картины для детского сада по развитию речи. Организация работы по развитию связной речи с использованием картин и картинок

Картины для детского сада по развитию речи. Организация работы по развитию связной речи с использованием картин и картинок

Картина имеет большое значение в развитии речи, прежде всего благодаря своей конкретности, наглядности.

Картина создаёт основу для сознательного овладения словом, подкрепляет и уточняет слово, употреблённое детьми для выражения своей мысли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картина как средство развития речи дошкольников.

Картина имеет большое значение в развитии речи, прежде всего благодаря своей конкретности, наглядности.

Картина создаёт основу для сознательного овладения словом, подкрепляет и уточняет слово, употреблённое детьми для выражения своей мысли.

Рассказы по картине способствуют развитию образного мышления и образной речи.

Перед детьми встает задача склонять существительные, спрягать глаголы, согласовывать прилагательные с существительными. По словам Ушинского картина приводит в порядок нестройную фразу. Картина – одно из эффективных средств развития наблюдательности, внимания.

При рассматривании и обсуждении картин педагог решает и воспитательные задачи.

Готовить детей к жизни - это не только дать им определённые знания, выработать навыки, научить трудиться, закалить физически и нравственно, но и привить любовь к искусству. Это возможно лишь тогда, когда дети научатся самостоятельно и верно разбираться в живописном полотне, смогут определить своё отношение к художественным образам. На занятиях по ознакомлению с картиной педагог развивает активное отношение к жизни, учит детей видеть и правильно понимать прекрасное не только в искусстве, природе, но и в общественной жизни, учит самих создавать прекрасное.

Вот почему картина занимает все большее место в учебно-воспитательном процессе.

Картина вполне заслуженно завоевала себе прочное место в дошкольной практике как средство развития речи детей.

Интересная картина воздействует на чувства дошкольников, развивает не только наблюдательность, но и воображение.

Но всякая работа с картиной принесет пользу лишь при условии тщательной подготовки к ней.

Картина должна быть доступна дошкольникам по содержанию и настолько эмоциональна, чтобы вызвать желание высказаться. Эмоциональное восприятие детьми картины является стимулом их творческой активности.

Для описания педагог должен подбирать картины, простые по композиции с ограниченным числом, изображённых на ней людей, предметов, преимущественно с сюжетом, содержащим конфликтную ситуацию.

Больше волнует детей тот живописный образ, который оживляет в их воображении жизненные ситуации. Вот почему особенно близки дошкольникам, прежде всего, произведения художников, посвященные маленьким детям, близким людям, животным, природе.

Реалистический пейзаж всегда проникнут живым чувством, несёт в себе своеобразную и глубокую мысль и потому возбуждает разнообразные эмоции. Как показывает практика целесообразно использовать такие пейзажи «Мартовское солнце» Юона, «Ранняя весна» Остроухова, «Золотая осень» Левитана. Организуя работу над картиной, воспитатель основывается на детских впечатлениях, полученных в результате наблюдений за природой.

Жизненный опыт детей - это не только увиденное и пережитое ими, но и изученное, услышанное. Одним из принципов отбора картин является близость содержания произведения живописи и литературного произведения, прочитанного детям.

Работа по картинам Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье» связывается со слушанием былин. Работа по пейзажным картинам связывается со слушанием поэтических и музыкальных произведений. Такая работа способствует более глубокому восприятию и осмыслению произведений живописи и искусства.

Методы и приемы работы с картиной.

В работе с картиной педагог придерживается примерно следующей последовательности.

1.Подготовка детей к восприятию картины

2.Молчаливое рассматривание картины.

3.Свободное высказывание детей

4.Анализ живописного полотна.

5.Словарно-стилистическая работа.

6.Коллективное составление плана.

7.Устный рассказ по картине.

Перед тем как показать детям картину, необходимо подготовить их к активному восприятию произведения живописи. Картину сразу вывешивать не следует, т.к. дети будут её рассматривать, отвлекутся и потеряют интерес к предложенной воспитателем работе. Во вступительной беседе полезно кратко познакомить дошкольников с автором картины или с историей ее создания.

Формы сообщения сведений о жизни и творчестве художника разнообразны: рассказ, диск, отрывок из какой-либо художественной книги. Чтобы лучше донести до детей содержание картины, особенно пейзажа, необходимо опираться на личные наблюдения детей за природой.

Готовя детей к составлению описательного рассказа можно провести экскурсию с детьми в лес или парк. Объектами наблюдения детей могут быть: земля, воздух, небо, снег, деревья, птицы. Еще до рассматривания картины дети мысленно перенесутся в обстановку, схожую с изображенной на картине.

Во время беседы педагог помогает найти яркие слова, образные выражения, чтобы передать все, что они видели во время экскурсии.

Во вступительной беседе часто воспитатель обращается и к литературным произведениям, тематика которых близка содержанию анализируемой картины. Например, рассмотрению картины Остроухова «Ранняя весна» предшествует беседа, во время которой дошкольники вспоминали произведения о весне (Тютчев «Весенние воды» и др.).

Прежде чем перейти к рассматриванию картины Шишкина «Зима», можно прочитать детям, как поэты и писатели описывают красоту зимней природы (Пушкин «Зимний вечер», «Зимнее утро», Никитин «Встреча зимы»). Можно привлечь и музыкальное произведение, вспомнить пословицы, поговорки, загадки.

Берем «Март» Левитана. Отмечаем изменения в природе, слушаем Пушкина «Гонимы вешними лучами». А затем слушаем Чайковского «Времена года», «Подснежник». Затем беседа.

Что представляете, когда слушаете?

Как звучит мелодия в музыке Чайковского? (робко, нежно)

Затем после беседы предлагается картина «Март». Всё это должно настроить ребят на более полное и глубокое восприятие картины.

Анализ картины - четвертый этап работы. Проблема анализа живописного полотна является одной из основных в решении задач воспитания мышления, культуры устной и письменной речи, эстетического вкуса детей. Умелый анализ картины, направляемый педагогом - одно из активных средств, помогающих овладеть умением образно мыслить и говорить. Анализ полотна проводится в процессе беседы или рассказа воспитателя. Беседа помогает детям тоньше, глубже увидеть, почувствовать и осмыслить произведение искусства.

Ставя вопросы, педагог раскрывает связь между предметами, изображенными на картине. Помимо вопросов, относящихся к конкретному содержанию картины, следует задавать вопросы, побуждающие детей к высказыванию своих впечатлений. Какое впечатление навевает картина на вас? Какое настроение навевает картина на вас? Какое впечатление производит на вас изображенный на картине пейзаж? А дальше нужно выяснить, почему создается такое настроение? Выясняется тема картины. Не всегда дошкольники могут определить самостоятельно тему картины. Помочь в этом может задание. Озаглавить картину, т.к. в названии большей частью выражается мысль. По тем названиям, которые предлагают дети, можно сделать вывод, как они поняли основное содержание картины, как сумели обобщить увиденное. Полезно проводить такую работу дважды: до и после анализа картины. Сравнение этих двух названий между собой покажет, насколько глубоко и правильно дошкольники поняли содержание.

Иногда можно поступить по-иному: сообщить детям название, и спросить, почему художник именно так назвал картину. Часто название говорит не только о содержании картины, но и о замысле художника, о том, что он считал самым главным. Можно спросить, почему Шишкин И.И. назвал свою картину «На севере диком», а не просто «Сосна»? Нужно вспомнить первую строку из стихотворения Лермонтова «на севере диком стоит одиноко сосна. Это – Лермонтовская сосна, которая мечтает о далеком солнечном крае, изображена на полотне Шишкина. Название картины помогает понять выраженное чувство тоски и одиночества.

Картине присущи особые образные средства, как и любому другому искусству. Дети должны воспринимать ее эстетически. Воспитатель, работая с картиной, должен использовать знания детей по изобразительному искусству. (-Как построена картина? Какой цвет преобладает? Какие цвета холодные, а какие теплые? Где в картине главное действующее лицо? Кто главный? Как художник показал? Кого выделяет?)

Вопросы должны быть посильны для дошкольников. Задача вопросов - помогать умственному развитию детей, продвигать и укреплять их знания, формировать их грамматическое мышление и совершенствовать их речь. Эта задача обязывает педагога приводить в систему свои вопросы на занятиях, но и ограничивать их количества. Главное не количество, а точность и последовательность.

Одним из эффективных приемов работы с картиной является сравнение, в процессе которого у ребят начинает вырабатываться собственное отношение к произведению. Сравнения могут проводиться разные: двух или нескольких картин, сравнение картин и художественного произведения, картины и музыки. Сравнение может проводиться с целью выявления различия или установления сходства в рассматриваемых картинах. Иногда сравнение используется, чтобы облегчить понимание идейной направленности. Прием сравнения удачен при работе с картиной Грабаря «Февральская лазурь», «Март» Левитана.

Вначале ведется работа только по картине Грабаря. (Левитановский «Март» не вывешивается). Название картины Грабаря не сообщается. Выслушав первые высказывания дошкольников о картине, учитель задает вопросы:

Какое время года изобразил художник?

Какое время суток?

Как написаны стволы берез?

На каком фоне изобразил их художник?

Сообщается название картины. Выясняется значение слова «лазурь», подбираются однокоренные слова (лазурный) и синонимы (голубое, светло-синее). Здесь можно рассказать и об истории создания картины.

Затем звучит вопрос:

Оправдывает ли картина свое название?

Затем вывешивается репродукция картины «Март».

А какие изменения вы заметили на этой картине?

По каким признакам можно определить, что это весна?

Как передал Левитан пробуждение природы?

Какие цвета использовал?

Нужно сравнить цвета у Грабаря и Левитана.

Разбор картины в процессе беседы - наиболее распространенный, почти единственный прием работы над картиной. Однако необходимо разнообразить приемы и методы, и не забывать о силе устного слова. Живой рассказ воспитателя о картине обогащает восприятие, пробуждает дошкольников к активному словесному действию. Речь педагога служит образцом высказывания о картине.

Ознакомление с планом рассказа - пятый этап работы.

Устный рассказ по картине – шестой этап работы. К устному рассказу необходимо привлекать возможно большее число ребят. На этом этапе проводится словарная работа, работа по конструированию предложений. Нужно учитывать возможности слабых детей. Они должны принимать участие в устной работе со всеми детьми, а затем им нужно дать облегченное индивидуальное задание.

Анализ – восьмой этап работы.

Речевому развитию учащихся способствуют упражнения разного типа.

I группа упражнений – формирование умения определить тему.

  1. Молчаливое рассматривание
  2. Рассматривание под музыку
  3. Мысленное воспроизведение ранее рассмотренной картины (закройте глаза и представьте)
  4. Какие звуки можно услышать при рассматривании.
  5. Чтобы вам захотелось сделать, если бы вы попали в эту картину?
  6. Определение темы (что видите?)

II группа – формирование умения сравнивать, обобщать.

  1. Сравнение темы стихотворения, сказки, рассказа и картины
  2. Сравнение настроения картины и музыкального произведения
  3. Сопоставление основной мысли картины с пословицами
  4. Сравнение картин и различных по настроению
  5. Сопоставление образов, созданных одним художником, но в разных картинах

III группа – формирование умения выполнять анализ картины

  1. Объяснение названия
  2. Придумывание своего названия, сравнение с автором
  3. Выбор заголовка из нескольких
  4. Определение по заголовку содержания
  5. Анализ цветовой гаммы
  6. Выявление характера персонажа на основе его внешнего облика (позы, выражения лица, одежды)

IV группа – упражнения по обогащению словаря

  1. Игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
  2. Подбор синонимов для определения цвета
  3. Подбор слов по микротемам
  4. Подбор прилагательных или глаголов для характеристики объекта.

Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.

Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

Рассказ по последовательной сюжетной серии картин.

По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов.

В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.

К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно, через другие занятия, на которых учатся воспринимать содержание картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью составлять описание. Этой цели служат дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.

«Игра в прятки» – картинки прячут (расставляют по разным легко доступным местам), дети находят их, приносят и называют.


В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине в младшей группе – беседа. Перед показом картины выясняют опыт детей, вызывают интерес к ней. В беседе можно выделить такие части: рассматривание картины (о методике его проведения см. выше) и рассказ воспитателя о ней.

У детей постепенно формируют умение связно, последовательно рассказывать о содержании картины с помощью вопросов воспитателя, его дополнений, вместе с ним по логической схеме: «Кошка Мурка лежит на... (коврике). У нее маленькие... (котята). Один… (котенок)» и т.д. В процессе такого рассказывания активизируется словарь детей (котята, лакать, мурлыкать, корзинка с клубками). Занятие заканчивается небольшим обобщающим рассказом воспитателя, который объединяет детские высказывания. Можно прочитать какой-либо авторский рассказ. Так, картине «Куры» по содержанию соответствует рассказ К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Потешки, загадки, короткие стихи могут быть использованы в самом начале, в ходе беседы, при ее завершении.

Важно мотивировать речевую деятельность: показать картину и рассказать о ней новенькой девочке, кукле, своей любимой игрушке, маме. Можно предложить еще раз внимательно посмотреть на картину, запомнить ее и дома сделать рисунок. В свободное время надо рассмотреть рисунок и предложить ребенку рассказать о нем. В конце четвертого года жизни становится возможным переходить к самостоятельным высказываниям детей. Как правило, они почти полностью воспроизводят образец рассказа воспитателя с небольшими отступлениями.

Средний дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Процесс обучения и здесь идет последовательно. Рассматриваются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и животных, взрослых животных и их детенышей (корова и лошадь, корова и теленок, свинья и поросенок).

Примеры сравнений, сделанных детьми: «У свиньи хвост большой, как веревка, закорючкой, а у поросеночка хвостик маленький, закорючечкой, как тонюсенькая веревочка». «У свиньи на носу пятачок большой, а у поросеночка маленький пятачочек».

Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному последовательному описанию сюжетной картины, в основе которого первоначально лежит подражание речевому образцу.

Для рассказывания даются картины, которые рассматривались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «В гости к бабушке»).

Структура занятий проста. Вначале дети молча рассматривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и предлагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть достаточно коротким, преподноситься живо, эмоционально.

Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.

Приведем пример образца рассказа по картине «Кошка с котятами». «У одной маленькой девочки была кошка Мурка с котятами. Однажды девочка забыла убрать корзинку с клубками пряжи. Пришла Мурка с котятами и улеглась на коврике. Один из котят, белый с черными пятнышками, тоже лег возле своей мамы-кошки и уснул. Серенький котеночек проголодался и стал жадно лакать молоко. А рыженький котенок-шалунишка прыгнул на скамеечку, увидел корзинку с клубками, толкнул ее лапкой и уронил. Покатились клубочки из корзины. Увидел котенок, как катится синий клубок, и стал с ним играть».

Для начала можно предложить одному ребенку описать понравившегося ему котенка, другому ребенку – описать кошку, а затем рассказать про всю картину.

В порядке усложнения по картине «Собака со щенятами» можно дать образец описания одного щенка, а другого пусть дети описывают самостоятельно по аналогии. Педагог помогает пояснениями, которые касаются последовательности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия.

Следующий этап работы – рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех) – возможен при наличии у детей умения описывать картины. Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. Причем уже в процессе рассматривания выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета. Для этой цели наиболее подходит серия «Как Миша потерял варежку» /

В старшем дошкольном возрасте задачи обучения монологической речи на занятиях с картинами усложняются. Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.

· описанию и сравнению предметных картин;

· описанию сюжетных картин;

· повествованию по серии сюжетных картин.

Занятие начинается с рассматривания или повторного просмотра картин, уточняющего основные моменты сюжета. В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.

Основным приемом обучения по-прежнему остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается – дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.

Например, план в виде вопросов и указаний. Так, по картине «Зимние развлечения» (автор О. И. Соловьева) детям предлагается рассказать сначала о том, как дети лепят снежную бабу, затем о тех, кто заботится о птицах, далее как катаются с горки и, наконец, что делают другие дети.

В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин. Такой вид рассказывания способствует развитию умения выстраивать сюжетную линию высказывания, формирует представления о его композиции, активизирует поиск образных средств выражения и способов внутритекстовой связи.

Разработаны различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии: на доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам; вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета; дети размещают в нужной последовательности не правильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать (закрепляется представление о композиции рассказа).

Методику предъявления картин можно варьировать и дальше. Каждый вариант решает ряд задач: формирования представлений о композиции, развития умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец, и др.

Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.

В подготовительной к школе группе дети должны уметь самостоятельно составлять описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.

Для обучения используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Чарушина, В. Бианки.

В этой группе продолжается обучение рассказыванию по серии картин, проводится рассказывание по многоэпизодным картинам («Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города»). Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры).

Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.

Э. П. Короткова рекомендует организовывать составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам. Она советует так проводить рассматривание, чтобы было обеспечено содержание для рассказов. Начало беседы должно быть не традиционным, а несколько необычным («Почему на картину весело смотреть?» или «Чем вас развеселила картина?»).

Для придумывания творческого рассказа-повествования (последовательного во времени) берется знакомая детям картина («Шар улетел», «Новенькая», «Подарки маме к 8 Марта»), уточняется ее содержание, составляется описание. Затем детям предлагают придумать, что могло быть до того, например, как девочка Таня пришла в детский сад (по картине «Новенькая»).

Пока дети не овладеют умением придумывать начало и конец к картине, можно подсказывать завязку для развития сюжетной линии («Может быть, Таня часто видела, как дети играют на участке детского сада, как им весело, и ей тоже захотелось быть с ними. А может быть, однажды пришла мама с работы и сказала: «Завтра, Танюша, пойдешь в детский сад». Таня обрадовалась или огорчилась? Как она собиралась?»).

Сразу после этого можно придумать и концовку. Воспитатель или дети обобщают детские рассказы в одно повествование. Возможно составление коллективного рассказа. Задача воспитателя – давать четкие указания. Задание рассказать про то, что нарисовано, ведет к описанию сюжета, задание придумать начало и конец к сюжету обязывает ребенка сочинить что-то новое.

Для поддержания интереса детей к описанию картин М. М. Конина советовала использовать составление и отгадывание загадок.

Особый интерес представляют занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кисти мастеров искусства. Методику их рассматривания и описания разработала Н. М. Зубарева Остановимся кратко на особенностях этой методики.

Воспринимая пейзаж или натюрморт, дети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.

Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы (осенний и зимний лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освещении и т.д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюдений над явлениями природы помогает детям воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.

Н. М. Зубарева рекомендует оригинальные приемы рассматривания пейзажных картин. Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении музыки («Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма занятия вызывает у детей радость, удовлетворение.

Одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему («Березовая роща» И. Левитана и А. Куинджи) помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла. Предложение мысленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Далее организуется описание картин детьми.

Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта. Эстетическому восприятию его способствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фруктов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана).

  1. Обучение дошкольников умению связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли является одной из основных задач логопедического воздействия на детей с ОНР.
  2. Обучение рассказыванию по картине или по серии сюжетных картинок играют важную роль для развития связной речи дошкольников с ОНР.
  3. Картина является один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства.
  4. Картины для работы с детьми различают по формату, тематике, содержанию, по характеру изображения и по функциональному способу применения.
  5. При выборе картин следует учитывать постепенность (переход от более доступных до сложных сюжетов). Их содержание должно быть связано с окружающей действительностью ребенка.
  6. Картина в различных её видах при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.

Одна из основных задач логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Обучение рассказыванию по серии сюжетных картинок играют важную роль для развития связной речи дошкольников. Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит».

Известно, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но, во всяком случае, они несравненно более ярки и определенны, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому-то картины так ценны и значение их так велико.

Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. С её помощью дети развивают наблюдательность, совершенствуют мышление, воображение, внимание, память, восприятие, пополняют запас знаний и сведения, развивают речь, способствует формированию конкретных понятий, представлений (С.Ф.Руссова), способствует развитию умственных процессов, обогащает чувственный опыт.

В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О.И. Соловьёвой, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, использованию картин принадлежит ведущая роль.

Занятиям с детьми по сюжетным картинкам принадлежит в методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка. Рассматривая сюжетную картину, ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком

Остановимся подробнее на видах картин, которые используются в образовательном процессе в дошкольном учреждении.

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:

  • по формату: демонстрационные и раздаточные;
  • по тематике: мир природный или предметный, мир отношений и искусства;
  • по содержанию: художественные, дидактические; предметные, сюжетные;
  • по характеру изображение: реальные, символические, фантастические, проблемно-загадочные, юмористические;
  • по функциональному способу применения: атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды.

При выборе сюжетных картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным. Их содержание должно быть доступным детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью ребенка. Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета.
Рассматривая последовательно демонстрируемые картины, дети учатся строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге складывается целостное повествование. На занятиях также используется и раздаточный материал, например, предметные картинки, которые получает каждый ребенок.

Детский сад должен стремиться к тому, чтобы у него был подбор картин, могущий удовлетворить все запросы текущей работы. Помимо картин, назначаемых для вывешивания на стене, должен быть подбор сюжетных картин, классифицированных по темам, назначение которых – служить материалом для проведения определенных методических занятий. Для этих целей могут служить открытки, картинки, вырезанные из пришедших в негодность книжек, журналов, даже газет, и наклеенные на картон, монтированные из частей плакатов. Педагоги, владеющие графической грамотностью, могут простенькие, несложные картинки рисовать сами.

Итак, картина в различных её видах при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.

Занятия по картине или по серии сюжетных картин имеют важное значение в системе обучения рассказыванию.

Главная цель, которую преследуют сюжетные картинки для составления короткого рассказа, – стремление к развитию речи и мышления детей. Глядя на картинку, ребята стараются описать изображенное на ней, стремясь к составлению единого, логически связного рассказа. К сожалению, речь сегодняшних молодых людей далека от совершенства. Дети, подростки мало читают, общаются. Поэтому развитию правильной литературной речи должны уделять внимание семья, учителя, все взрослые, окружающие ребенка. Для этого существует огромное количество способов.

Как их можно использовать?

Один из них, уже упомянутый, – картинки для составления короткого рассказа. На нашем сайте вы найдете сюжетные картинки для ребят. Чрезвычайно важно, что изображения подчинены единой тематике, а значит ребенок, рассматривая их, сможет составить связное сообщение или играть в ролевые игры для дошкольников. Не зря при обучении иностранному языку изучающих просят описать картинку, придумать диалог согласно представленной ситуации, составить ролевые игры. Эта методика применима и при обучении родному языку в рамках детского сада или эстетического центра. Вы можете скачать иллюстрации для составления короткого рассказа и распечатать их для работы.

Методика по развитию речи на основе картинок для составления короткого рассказа несложная. Родителям советуем поиграть с малышом в ролевые игры, разложить перед ним иллюстрации, придумать совместно какую-нибудь историю, рассказ, в котором будут задействованы семья или друзья малыша. Следите за тем, чтобы при описании ребенок не перескакивал с одного действия, предмета на другой, а излагал мысли последовательно, логично. Проведя такой урок один раз, вернитесь к проработанной картинке через некоторое время: спросите у малыша, помнит ли он составленный им рассказ, какие детали он не учел, что мог бы добавить. Серии сюжетных картинок для составления короткого рассказа хороши для уроков по развитию речи в начальных классах, на уроках родного или иностранного языка. Описание иллюстрации, ролевые игры, рассказ на ее основе могут стать хорошей основой для творческой работы. Обычно дети с удовольствием откликаются на подобные задания, поскольку детская фантазия еще не закоренела, ее полет свободен и беспрепятственен.

Методика работы с картинками для детей потребует от родителей внимания и регулярности занятий. Именно семья должна быть заинтересована в развитии малыша. Они должны помочь ему составить рассказ, ролевые игры для дошкольников, а затем вместе их обсудить.

Серии картинок для детского сада или домашнего использования для детей ориентированы на разную тематику. Например, можно составить рассказ на тему «Семья», «Времена года», «Лес», «Дом» и т.д. Методика по развитию речи для детей предполагает всесторонний охват тем, по которым может быть составлен рассказ. Также методика предполагает использование игры для детского сада, в которых будут присутствовать иллюстрации или рассказ на выбранную тематику. В результате серии таких занятий малыши начинают говорить гораздо более связно, логично, прослеживается единая нить в их речи.

Развивающие материалы по теме

Детский сад

Картинки по разным темам











Одним из средств развития связной речи является рассказывание по картине, об этом говорили многие педагоги и психологи: Е. И.Тихеева, Е. А.Флерина, В. С.Мухина, С. Л.Рубинштейн, А. А.Люблинская. Темой рассказывания по серии сюжетных картин в разное время занимались такие ученые как Н. Н.Поддъяков, В. В.Гербова и другие.


Актуальность и значение В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.


Объект: обучение дошкольников рассказыванию с использованием картин. Предмет: процесс развития связной речи дошкольников на занятиях с использованием картин. Цель: изучить и проанализировать влияние занятий с использованием картин на развитие связной речи дошкольников. Методы: теоретический анализ психолого- педагогической литературы, наблюдение, беседа.


СЕРИИ КАРТИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ САДУ: предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А Веретенникова, художник А. Комаров). сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.


Репродукции картин мастеров искусства: - пейзажные картины: А Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Март»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Золотая осень» и др.; - натюрморт: И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане»; П.Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».


Требования к отбору картин - содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; - картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; - картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.


Общие требования к организации работы с картиной: 1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада. 2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине. 3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей. 4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной. 5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. 6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.


Виды рассказывания по картине: 1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.


4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта.


Обучение детей рассматриванию картин Структура занятия Методические приемы Мл., ср. группы Ст., подгот. группы I часть. Вызвать у детей интерес и желание рассмотреть картину. Подготовить их к ее восприятию. II часть. Рассматривание картины состоит из двух частей. Цель 1 части: создать целостное представление по всей картине. Цель 2 части: установить связи и отношения. III часть. Обобщить в связном монологе представления детей об увиденном на картине. Вызвать желание рассказывать самому и слушать рассказы других детей. Вопросы, загадки, дидактические игры до внесения картины. Художественное слово. Внесение картины. Вопросы от внесенного персонажа. Образец рассказа воспитателя. Вводная беседа, вопросы детей (ответ находят по картине). Загадки, художественное слово и т.д. Вопросы по содержанию картины. Образец воспитателя, частичный образец, план рассказа, литературный образец, коллективное рассказывание.


Цель: упражнять в отгадывании загадок, формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием, составлять развернутый рассказ по картине, опираясь на план; развивать умение подбирать слова, близкие по значению, обозначающие действия предметов; развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество. Занятие (приложение Д) Тема: «Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».



Занятие (приложение Е) Тема: Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как щенок нашел друзей». Цель: Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу). Упражнять в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие. Развивать память, внимание.


1 234