Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как был убит джон леннон. Убийца Джона Леннона — психопат одиночка или наёмник ЦРУ

Как был убит джон леннон. Убийца Джона Леннона — психопат одиночка или наёмник ЦРУ

8 декабря 1980 года в Нью-Йорке был убит кумир миллионов певец и автор-исполнитель Джон Леннон...
Его застрелил психически неуравновешенный фанат Марк Чэпмен. В день смерти Леннон дал своё последнее интервью американским журналистам...

Леннон подписывает копию Double Fantasy Чэпмену (справа) за несколько часов до смерти...

Чэпмен — 25-летний охранник из Гонолулу, Гавайи. Планировать убийство начал за три месяца до его совершения...

В этот вечер Чепмен попросил фотографа-любителя Пола Гореша, который также был фанатом экс-битла, помочь обратиться к Леннону за автографом и заплатил ему 50$, чтобы тот сфотографировал его с Джоном, так как, по его словам, на Гавайях ему никто бы не поверил.

В момент, когда Леннон, Оно и команда RKO проходили рядом, будущий убийца молча протянул Джону копию Double Fantasy и ручку. Тот улыбнулся и написал на экземпляре: «John Lennon, December 1980». Джон спросил: «Это всё, чего вы хотели?» — на что Чепмен ответил: «Да. Спасибо, Джон»

В 20 часов вечера фотограф Пол Гореш сообщил, что ему нужно ехать домой в Нью-Джерси, потому как было очевидно, что Ленноны вернутся примерно лишь к полуночи. Чепмен просил его остаться.

«Я буду ждать, — сказал он. — Ты никогда не знаешь, увидишь ли его опять». Пол не понял намёка...

В 22 часа 50 минут, когда Джон вместе с женой Йоко Оно, возвратившись из студии звукозаписи Hit Factory и вошли под арку своего дома... Джон шёл чуть позади Йоко. Он бросил короткий взгляд на Чепмена, когда проходил мимо него, и продолжил идти... а Чэпмен сделал пять выстрелов ему в спину.

Привратник вызвал полицейских, которые на своей машине доставили Леннона в госпиталь Рузвельта, однако все попытки врачей спасти легендарного артиста были тщетны. В 23 часа 15 минут Джон Леннон скончался из-за большой потери крови.

Первое сообщение о смерти Леннона широкой публике было сделано Говардом Коселломruen на канале ABC во время трансляции Monday Night Football.

Полицейский и Дэвид Геффен (справа) выводит Йоко Оно из больницы Рузьвельта 8 декабря 1980 года после смерти мужа.

Люди собрались на улице Централ Парк Вест и 72-ой Стрит у дома Дакота 14 декабря 1980 года после панихиды по Джону Леннону. Здесь собралось от 50 до 100 тысяч человек.

Нью-йоркская полиция не пускает поклонников к дому Леннона на следующий день после убийства.

Леннон был кремирован в Нью-Йорке, а его прах был передан Йоко Оно.

Кто такой Чэпмен писать не хочется. Это существо не заслужило изучения биографии. Напишу только что он получил пожизненное. Чэпмен уже пробыл в тюрьме уже коло 30 лет и постоянно подает прошения на досрочное освобождение, но пока тщетно, хотя Йоко Оно так же неоднократно просила его помиловать.

Люди отдают дань памяти Джону Леннону на мемориале «Strawberry Fields» в Центральном парке, недалеко от места, где был убит музыкант.

Чэпмен все пишет письма президентам с просьбой его отпустить на свободу. Но долго ли он проживет на свободе если выпустят?

Основа инфы Calend.ru и Википедия, фото (С) интернет.

Легенды мирового рока Сурков Павел

Кто убил Джона Леннона? (лекция-расследование)

Кто убил Джона Леннона?

(лекция-расследование )

Когда начинаешь цикл лекций о рок-н-ролле, поневоле приходится говорить о The Beatles. He только потому, что с них все началось. Не только потому, что они – главные. А просто потому, что именно эти четверо парней сделали в музыке то, что никто до них не делал. Они сотворили из музыки бизнес. Посмотрите на то, что сегодня называют «шоу-бизнесом», – все это в том или ином виде уже сделали Джон, Пол, Джордж и Ринго. Все верили в то, что рано или поздно они снова перевернут нашу жизнь, сотворив очередное невероятное волшебство, – но главный миф о том, что ливерпульская четверка рано или поздно соберется вновь, миф, просуществовавший целых десять лет после распада группы, был разрушен тридцать с лишним лет назад выстрелами рядом с домом «Дакота» в Нью-Йорке.

Фраза «кто убил Джона Леннона?» звучит, на первый взгляд, удивительно парадоксально, потому что ответ на этот вопрос известен ровно всем. 8 декабря 1980 года Марк Дэвил Чэпмен пять раз выстрелил в Джона. От полученных ранений музыкант скончался – по одной версии в машине «скорой помощи», по другой – уже в госпитале. Тем не менее, вопрос о том, кто же на самом деле убил Джона Леннона, продолжает активно обсуждаться и по сей день. И причина вот в чем: душевное состояние Марка Чэпмена, одного из самых известных преступников XX века, не позволяет судить о нем как о стопроцентно вменяемом человеке. Чэпмен – и это признают практически все исследователи жизни Леннона – оказался той самой роковой случайностью, которая была для Джона фактически предрешена, как бы ни прискорбно это прозвучало. Настоящего убийцу Джона Леннона – а вовсе не его слепое орудие, случайного маньяка, сумасшедшего фанатика – нам и предстоит отыскать.

Существует несколько версий о том, кто же все-таки был повинен в трагическом конце Леннона, и мы сегодня попытаемся охватить их все. Мне, кстати, кажется, что если бы Леннону, скажем, году в 63-м какая-нибудь провидица сообщила о том, каким именно образом он закончит свои дни, сам Джон ничуть не стал бы возражать против такого конца: 8 декабря 1980 года рок-музыка приобрела не просто своего главного героя – умирали и до Леннона, в сонме покойников уже пребывали такие персонажи, как Джими Хендрикс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон. Но все они умерли, скажем так, вполне обоснованной смертью – как говорил генерал Епанчин у Достоевского: «При вашем образе жизни и нравственном облике это вполне логично».

Смерть Джона была вопиюще нелогична. Она была чудовищна по своей нелепости: за несколько дней до гибели он выпускает Double Fantasy – отличную пластинку, «вылежавшуюся» за пять лет, все песни как на подбор, даже те, которые поет не Леннон (формально – это не сольник Джона, а совместный альбом с Йоко). И это – отличные песни, очень цельные, очень зрелые, очень взвешенные. Это был отличный камбэк, который в одночасье закончился. Утром 8 декабря Джон подписал Чэпмену пластинку, а вечером этого же дня Чэпмен Леннона застрелил. Так не бывает, так не должно было быть – но было именно так. Оттого смерть Леннона выглядела до ужаса глупой, деланной, пошлой. Отсюда и множество версий причин его смерти, исследований тех обстоятельств, которые заставили Марка Чэпмена взять в руки оружие – а самое главное, заставили его спустить курок.

Первая версия этой причины, пожалуй, самая шокирующая, претенциозная и пропитана здоровой долей черного юмора, который так любил сам Леннон. Это версия политическая, и лучше всего она оказалась изложена в советском журнале «Смена», вышедшем в марте 81-го года. Версия шокирующая еще и потому, что фактически в подготовке убийства Леннона обвинили человека, который вот уже три года был как мертв. Ну, или считался мертвым. Я говорю об Элвисе Пресли.

Обвинять Пресли в причастности к смерти Леннона – ничего бредовее быть не может, но тем не менее, эта версия при ближайшем рассмотрении оказывается достаточно стройной и – о ужас! – весьма убедительной. Конечно, Элвис здесь выступает не в качестве персонифицированного зла: он, естественно, не науськивал Чэпмена на Леннона, не учил его стрелять из собственных пистолетов (Элвис, кстати, фанатично обожал огнестрельное оружие, у него была огромная коллекция старинных ружей и револьверов, а пару своих «кольтов» он в свое время даже подарил Ринго Старру), но Элвис при этом оказался прямо замешан в «деле Леннона». У Пресли был один – довольно странный – фетиш: он жутко хотел стать государственным служащим, поступить на любую чиновничью должность, но желательно – в силовые ведомства. Собственно, погоны в армии Элвис уже носил – и главный красавчик американской сцены превратился в маскулинного идола: комиксовый герой, капитан Америка – если что, то и красотку околдует, и с оружием в руках родину защитит.

И в начале 70-х Элвис ведет себя чрезвычайно странно. Он начинает донимать президента США Ричарда Никсона откровенно истерическими, а порой – просто идиотскими посланиями. Он просит… принять его в штат ФБР в качестве агента. При этом просится он в очень любопытный отдел – в Бюро по наркотикам и опасным лекарствам. Он пишет прошения следующего содержания: «Я смогу принести и принесу больше пользы, если стану федеральным агентом с широкими полномочиями… Я серьезно изучил вопрос наркомании и методы промывания мозгов, которыми пользуются коммунисты, и я нахожусь в самом центре происходящего, где могу принести и принесу максимум пользы», – перед нами серьезная заявка на успех.

История заканчивается довольно забавно. Элвис пишет Никсону письмо, летит в Вашингтон и самолично относит послание в Белый дом. Дальше в резиденции президента начинается шок: Никсон не понимает ни черта, что от него хочет этот идиот, но помощники быстро разбираются, что к чему. Элвис на службе государства выгоден, его можно будет использовать как мощное пропагандистское оружие, например, заставить записать антинаркотический альбом (напоминаю, главные жертвы героина и кокаина уже ушли в мир иной – я имею в виду Хендрикса, Джоплин и Моррисона), пропаганда здорового образа жизни важна чрезвычайно. И тогда советник Никсона Эджил Кох (он потом станет одним из главных фигурантов Уотергейта) уговаривает Никсона принять Элвиса в Белом доме.

Встреча состоялась, и, надо сказать, Никсон ничего на этой встрече не понял. Элвис с первой минуты начал рассказывать о том, какие мерзавцы эти The Beatles, как они разжигают антиамериканские настроения, что надо их вообще запретить и все такое. Никсон вообще не понимает, что этот человек – Пресли – от него хочет, и единственная фраза, которую Никсон из себя выдавил, звучала приблизительно как «Ты диковато одеваешься», на что Элвис отвечает: «У вас свое шоу, господин президент, у меня – свое».

Но Пресли своего добился: Никсон дает поручение изготовить для Элвиса специальный значок федерального агента с широкими полномочиями, и Пресли получает вожделенную цацку.

Итак, у антиамериканской пропаганды – то есть у пропаганды советской – появляется свой мощный антигерой. Понятно, что пресса много пишет о Пресли, публикуют фотографии, как ему вручается значок, как он встречается с Никсоном. Но козырь этот пропаганда пока приберегает – до поры до времени, пока не приходит время эту карту разыграть.

И вот тут мы возвращаемся к тому самому журналу «Смена»: на дворе 1981 год, еще жив Брежнев – и в молодежном журнале выходит статья на два разворота с огромной фотографией Леннона: той самой, где он подписывает альбом Чэпмену (еще одна роковая случайность – фотографу удалось сделать снимок, как Джон дает автограф человеку, который через несколько часов его убьет). Конечно же, основной пафос статьи предсказуем – Джон Леннон был затравлен американской пропагандой! Его, борца за мир и свободу, травили продажные американские журналисты и все американское общество – а главное, во всем виноват негодник Пресли, приверженец, клеврет капитализма, и действующий агент ФБР! Именно он подготовил досье на Леннона, которое затем было использовано в пропагандистских целях, вокруг которого была развернута вся травля Джона, а дальше – дело техники: при столь сильном общественном накале рано или поздно найдется маньяк, который выпустит роковую пулю. И таким маньяком как раз и стал Чэпмен – пешка в чужой игре.

Доля истинности тут, конечно, присутствует: как ни прискорбно, если бы Чэпмен по какой-то причине не застрелил бы Леннона вечером 8 декабря, то его жертвой стал бы другой человек: в вещах Чэпмена нашли программку пьесы «Человек-слон», в которой играл Дэвид Боуи – имя Боуи было обведено Чэпменом в траурную рамку. Как оказалось, Чэпмен ходил на спектакль и даже фотографировал Боуи у дверей на сцену. Полиции Чэпмен признался, что если бы ему не удалось убить Леннона, то он бы вернулся в театр и застрелил Боуи.

Но вот история об Элвисе – зловещем агенте ФБР, конечно же, не выдерживает никакой критики: Пресли коллекционировал, помимо оружия, еще и значки государственных служб – а значка ФБР у него не было. Так что единственным способом заполучить заветный экземпляр к себе в коллекцию оказалось непосредственное поступление на работу в Бюро. Не более того – вот тут вся первая версия и рассыпается, как карточный домик.

Вторая версия смерти Леннона несколько более лирична, если можно так выразиться. Содержится она в интереснейшей книге Альберта Голдмана «Жизни Джона Леннона». Она издана у нас в серии «ЖЗЛ» и безусловно заслуживает того, чтобы ее прочесть. Голдман в этой работе предельно критичен – во всех невзгодах Леннона он винит ровно одного человека, и, надо признаться, небезосновательно. Это – Йоко Оно.

Все битломаны делятся ровно на две категории: одни горячо ненавидят Йоко Оно, другие относятся с ней с ровно пропорциональным уважением, или даже любовью, признавая, что она была единственной музой Джона и женщиной, предназначенной для него самой судьбой.

Ко встрече с Йоко Джон подошел женатым человеком: его брак с Синтией Леннон, урожденной Синтией Пауэлл, казался весьма и весьма крепким: пара растила малыша Джулиана, Синтия во многом потакала мужу и, признаемся честно, восхищалась им, да что уж – боготворила. Она прощала Леннону бесконечные гастрольные авантюры, она снисходительно относилась ко многим его чудачествам, позволяла ему все, чего Джон желал, – в доме царил абсолютный культ Леннона. Он мог сутками ни с кем не разговаривать, бродить по комнатам и огрызаться на жену и сына – так Синтия одергивала Джулиана и просила того не тревожить папу. Но Леннону вовсе не было нужно такое идолопоклонство. Леннону нужна была не жена. Леннону был нужен партнер, соратник. И Йоко Оно пришлась тут как нельзя кстати.

Между тем, у нее был серьезный шанс стать подругой совсем другого битла. Первым с ней познакомился Пол Маккартни (он же и рассказал Леннону о выставке новой экстравагантной японской художницы). Существует даже легенда о том, что Йоко, не отличавшаяся излишним пуританством, добавила Маккартни в список своих сердечных побед и лишь потом переключилась на Леннона. Явных подтверждений этому нет – ни Оно, ни Маккартни никогда не комментировали подобные слухи, но факт остается фактом – в конце 60-х именно Пол Маккартни был завсегдатаем разнообразных тусовок, где вращалась и Йоко.

История романа Леннона и Оно известна довольно подробно – в принципе, ничего экстраординарного тут нет, зависит от того, что вы думаете о Йоко Оно как об отдельно взятом культурном феномене. И, конечно, можно говорить о том, что она запудрила Джону мозги, воспользовавшись и без того не самым стабильным психологическим состоянием последнего.

С Голдманом нельзя не согласиться: Леннон действительно прожил не одну жизнь, и каждый новый этап своей жизни он начинал словно бы с чистого листа, кардинально разрушая все предыдущее, обрывая старые связи и выходя на новый этап жизни совершенно другим человеком. Эти моменты в жизни Леннона были так или иначе связаны с личными потерями – это была сперва мать Джона Джулия, затем – его лучший друг Стюарт Сатклифф, потом – менеджер «Битлз» Брайан Эпштейн, а затем Леннон потерял одного из самых важных людей в своей жизни.

Он потерял самого себя.

Когда в середине 60-х «Битлз» решили прекратить гастролировать и сосредоточиться на студийной работе, целиком и полностью посвятив себя творчеству, а не изнуряющему концертному марафону, Джон сперва воспринял это заявление с радостью, но потом – опомнился. Сперва отказ от концертов гарантировал битлам некую личную свободу: у них оставалось больше времени на саморазвитие, на музыкальные эксперименты, в конце концов – на написание песен. Но тандем Леннон-Маккартни окончательно распался: вся четверка отдалилась друг от друга, осев по собственным домам. Нет, иногда они, конечно же, устраивали образцово-показательные сборища – на несколько совместных сессий по написанию новых песен они даже приглашают журналиста Хантера Дэвиса, перед которым стоит задача по созданию авторизованной биографии «Битлз». Но волшебная магия тандема Леннон-Маккартни неизбежно уходит в прошлое. Теперь есть песни Леннона, а есть Маккартни, и единственное, для чего нужен тандем, – так это для взаимного стимулирования собственного творчества.

Если Джордж Харрисон находит успокоение в индийской культуре, то Джону все это кажется надуманным шарлатанством (когда позднее союз битлов с индийским гуру Махариши Махеш Йоги развалится – Леннон снова почувствует собственную правоту и увековечит ее в песне Sexy Sadie – изначально песня называлась Maharishi, но Леннона уговорили заменить слова). И здесь Йоко приходится как нельзя кстати: она тянет Джона в мир нового, абстрактного искусства. Только вот это – уже не тот Джон. Похоже, что это – вообще не Джон. Перед нами – потерявшийся в осознании собственного пути человек, странник, заблудившийся в лесной чаще. И Йоко пытается вывести его оттуда – но неизбежно выводит в собственный мир, в то время как даже не задается вопросом – а нужен ли Леннону этот чужой мир вообще?

Надо сказать, что сам Джон тоже ответа на этот вопрос не знает: он лишь движется по инерции. Надо снимать абстрактные фильмы и записывать абстрактную музыку – пожалуйста. Надо начинать собственное творчество? Не проблема. Тут, кстати, нельзя не оговориться о распаде «Битлз», в котором так часто обвиняют Йоко Оно – вовсе не она первой поставила вопрос о существовании группы. Первым был Ринго Старр, несколько раз порывавшийся уйти из команды, потом из обоймы выпадал Джордж – и только затем между собой выяснили отношения Леннон и Маккартни. Джон-то как раз хотел сохранить «Битлз», это Пол первым озвучил то, что давно срывалось у всех с языка – группа «Битлз» в том виде, в котором она существовала все эти годы, более не существует. Собственно, это была чистейшая правда.

И в этой ситуации Джон начинает десятилетний марафон по саморазрушению. Музыка становится для него чем-то факультативным, он все глубже и глубже увязает в политической и социальной борьбе, он эмигрирует в Америку из Англии, он даже пытается разойтись с Йоко – о «затянувшемся уик-энде» мы поговорим в одной из следующих лекций, – но пика суицидальные намерения Джона достигают в середине 70-x.

С одной стороны, у него все невероятно хорошо: наконец-то снова сошелся с любимой женщиной, у них родился долгожданный ребенок – на сына Шона Джон нарадоваться не может. Но музыкант Джон Леннон перестает существовать: Джон запирается дома, превращается в няньку-домохозяйку, не пишет новых песен, а самое главное – он совершенно сознательно себя изнуряет. Он мало ест, еще меньше двигается, его организм держится на мощнейших внутренних ресурсах (Джон чрезвычайно вынослив).

Просветление наступает в 1979-м, когда он таки решает вернуться в музыку, и они с Йоко начинают работать над Double Fantasy – лебединой песней, блестящей с музыкальной точки зрения пластинкой. Планируется мировое турне – Леннон собирается в 1981 году посетить Англию с концертами, ему надо вернуть былую публику. Он встречается с Полом, и, похоже, недалек тот день, когда «Битлз» смогут снова собраться вместе, но…

Выстрелы Чэпмена заканчивают эту историю.

И вот тут пришла пора остановиться на той самой третьей версии. В ней все очень похоже на две предыдущие: Чэпмен – лишь орудие. Но – орудие для ленноновского самоубийства. Сам Джон никогда бы не спустил курок – выстрелила в Джона сама судьба. А Леннон к этой встрече уже подготовился.

Медики, которые везли Джона в больницу, в один голос уверяли полицию, что, если бы организм мистера Леннона не был истощен до такой невероятной степени, то его можно было бы спасти, кровопотеря была не столь велика.

Джон сознательно изнурял себя. Джон сознательно гнал себя к неизбежному финалу. Правда, думаю, он успел-таки опомниться – Double Fantasy пропитана оптимизмом и жизнелюбием, но, увы, спохватился Джон слишком поздно. Это, конечно, не умаляет вины Чэпмена – маньяк получил свое по заслугам, вряд ли он когда-нибудь вообще выйдет из тюрьмы – власти не отпускают Чэпмена, боясь самосуда со стороны битломанов. Но я бы хотел вернуться к тому, с чего начал. Если бы к девятнадцатилетнему Джону, только-только выпившему пива со Стюартом Сатклиффом и поигравшему с Полом Маккартни на гитарах, пришел гонец из будущего и сообщил о том, какой конец ждет его через двадцать с небольшим лет – думаю, Джон был бы этому только рад.

Выстрелы Чэпмена подарили ему бессмертие. Мы никогда не увидим Джона Леннона старым, мы никогда не узнаем о том, как бы он отнесся к палестино-израильскому конфликту, к распаду СССР и к войне в Ираке. Скорее всего, осудил бы любое насилие и снова призывал бы к миру. Но при этом Джон Леннон-легенда оказался миру куда нужнее живого Джона Леннона.

И хочется надеяться, что там, где он сейчас, в лучшем из миров, ему хорошо.

В начале 2000-х, во время триумфального возвращения Пола Маккартни к мировой гастрольной деятельности, журнал Rolling Stone обратился к ведущим музыкантам 90-х, чтобы те сделали совместное интервью с Маккартни. Каждый из двадцати рокеров задавал Полу по одному вопросу. Мрачный шутник Шон Крэхан из группы Slipknot задал самый короткий – и самый важный вопрос: «Где Джон?», на что Маккартни так же лаконично ответил: «Я уверен – на небесах».

И я в этом тоже абсолютно уверен.

Из книги Джон Леннон автора Голдман Альберт

Из книги Один под парусами вокруг света [с иллюстрациями] автора Слокам Джошуа

Из книги The Beatles автора Хантер Дэвис

Из книги Секретные миссии автора Захариас Эллис Марк

Из книги Соловьев против Соловьева: Худеть или не худеть автора Соловьев Владимир Рудольфович

ПАМЯТИ ДЖОНА ЛЕННОНА: ДЕКАБРЬ 1980 Когда 8 декабря 1980 года скончался Джон Леннон, в мире не было уголка, куда бы не проникло это известие. Оно заняло первые полосы всей большой прессы. А ведь Джон всего лишь играл и пел. В это трудно было поверить. Кончина премьер-министра или

Из книги Подлинная судьба Николая II, или Кого убили в Ипатьевском доме? автора Сенин Юрий Иванович

Глава 16. ДОКТОР БЕРЕТСЯ ЗА РАССЛЕДОВАНИЕ ДЕЛА В то время как мы в силу необходимости стремились максимально усилить контрразведку, наша разведывательная работа продолжалась в направлении, разработанном в 1927 году. В том году, следя за учениями японского флота с пункта

Из книги Великие неудачники. Все напасти и промахи кумиров автора Век Александр

Часть третья. Дополнительное расследование Всем кроме меня стало ясно, что я совсем не худой парень Прошло почти шесть лет после моего памятного похудения, и правда открылась передо мной во всем своем неприглядном виде. Люди забыли, каким я был, и перестали меня

Из книги Вид с Лубянки автора Калугин Олег Данилович

Глава 3. Известное и неизвестное расследование Н.А. Соколова «Документы судебного следствия об убийстве русского государя и членов его семьи, собранные настоящим подвижником - судебным следователем по особо важным делам Омского Окружного суда Николаем Алексеевичем

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

После Джона Леннона Джон Леннон (при рождении Джон Уинстон Леннон, впоследствии изменено на Джон Уинстон Оно Леннон; англ. John Winston Ono Lennon, 9 октября 1940, Ливерпуль, Великобритания – 8 декабря 1980, Нью-Йорк, США) – британский рок-музыкант, певец, поэт, композитор, художник,

Из книги Джон Леннон навсегда автора Бенциен Руди

НЕОБХОДИМО РАССЛЕДОВАНИЕ ("Комсомольская правда", 3 июля 1990 г.)20 июня с.г. наша газета опубликовача беседу с генерал-.майором КГБ в отставке О. Калугиным. В ответ Центр общественных связей КГБ СССР перевел разговор на обсуждение личных качеств О.Калугина, а затем - по

Из книги Зазнобы августейшего маньяка. Мемуары Фанни Лир автора Азаров Михаил

Расследование Через полтора года после трагической гибели Нины еще трагичнее погибли Уманские. Что-то зловещее было в этой неожиданной для окружающих катастрофе. Как будто чья-то невидимая рука в дикой жажде мести подняла их и на глазах у всех бросила в пылающий

Из книги Быть Сергеем Довлатовым. Трагедия веселого человека автора Соловьев Владимир Исаакович

Первый день в жизни Джона Уинстона Леннона 9 октября 1940 года.Этот день сразу мог стать его последним днем. Регистратор рождений в госпитале на Оксфорд-стрит фиксирует время появления на свет - 6 часов 30 минут. В этот момент на Ливерпуль обрушилась одна из тяжелейших

Из книги автора

Расследование сенатора Трегубова Встревоженный арестами чинов РОВСа в Белграде, генерал Миллер назначил комиссию для расследования этого дела. В комиссию вошли: председателем сенатор С. М. Трегубов, членами генерального штаба генерал-майоры Черемисинов и Тараканов.

Марк Чепмен, убийца Джона Леннона, может выйти на свободу в следующем месяце. Ходатайство о его досрочном освобождении будет рассмотрено 4 октября. Поклонники Леннона обещают, что, если Чепмена выпустят из тюрьмы, он не проживет и дня.

"Я с удовольствием разделаюсь с ним"

В 1981 году Марк Чепмен был осужден к пожизненному заключению за убийство экс-участника легендарных The Beatles Джона Леннона, совершенное им годом ранее. Впрочем, согласно законам США, по истечении 20 лет с момента совершения преступления он получил право каждые два года подавать прошение о досрочном освобождении. Этой возможностью Чепмен воспользовался сразу, как только она ему представилась, - в 2000 году. Тогда он заявил комиссии по досрочному освобождению, что «преодолел свои психологические проблемы» и больше не опасен для общества. Однако вдова Леннона Йоко Оно заявила, что ни она, ни дети певца Джулиан и Шон не будут чувствовать себя в безопасности, если Чепмен выйдет из тюрьмы. К тому же убийца привел в ярость поклонников Леннона, заявив, что сам певец наверняка бы простил его: «Я думаю, он поступил бы великодушно, он бы позаботился обо мне». В итоге специальная комиссия приняла решение оставить Чепмена в тюрьме. Повторные слушания в 2002 году совпали с 62-м днем рождения Джона Леннона, и выйти на свободу Чепмену снова не удалось. Его третье ходатайство о помиловании будет рассмотрено комиссией по условно-досрочному освобождению штата Нью-Йорк 4 октября. Официальные лица пока отказываются делать прогнозы относительно предстоящего заседания, но поклонники Джона Леннона искренне надеются, что Чепмену будет вновь отказано. В связи с этим на одном из интернет-сайтов уже начат сбор подписей под петицией, призывающей комиссию отклонить прошение и вовсе лишить Чепмена права на помилование. В противном случае поклонники Джона Леннона угрожают убийце расправой. «Чепмена должны казнить. Если этого не сделают, я с удовольствием разделаюсь с ним сам», - написал фанат из Финляндии. «Марк Дэвид Чепмен - кровавый убийца. Он не заслуживает освобождения из тюрьмы не только за то, что он сделал с Джоном Ленноном, но и за то, что он сделал с Джулианом, Шоном, Йоко, Ринго, Джорджем, Полом и всеми нами. Пусть он сгниет в тюрьме! - пишет другой поклонник. - В случае если Чепмен выйдет из тюрьмы, он не проживет и дня. Слишком много людей хотят его смерти». Примечательно, что нью-йоркская полиция официально отказалась обеспечивать безопасность Чепмена, если он получит свободу. «Стеречь бывшего преступника - это не дело полицейских. При необходимости охрану Чепмену должна предоставить ком

иссия штата по условно-досрочному освобождению», - хладнокровно заявил пресс-атташе департамента полиции Нью-Йорка.

"В Ленноне я убил своего двойника"

Марк Чепмен родился в семье банковского служащего и домохозяйки, Дэвида и Дианы Чепмен, в штате Северная Каролина в октябре 1955 года. В 15 лет Чепмен, испытывавший острое желание самоутвердиться, отпустил длинные волосы, начал курить марихуану и постоянно носить с собой Библию, которую цитировал при каждом удобном случае. В 16 лет Чепмен вступил в ряды Young Men"s Christian Association (YMCA). В 1975 году в составе гуманитарной миссии он даже ездил в Ливан, где вербовал новых членов движения и проповедовал христианские ценности в трактовке YMCA. Кроме этого, Чепмен увлекался музыкой, сам неплохо играл на гитаре. Его кумирами были такие рок-звезды, как Джими Хендрикс, Боб Дилан и, конечно, Джон Леннон. Начиная с 1977 года Чепмена начали мучить приступы острейшей депрессии, поскольку его карьерная и личная жизнь оставалась неустроенной. В те же годы он разочаровался в Ленноне, поскольку тот, дескать, "изменил себе, променяв мечты на богатство". Чепмен не раз заводил разговоры о том, что лидер The Beatles - «предатель», и вместе с тем во всем старался походить на своего кумира, даже женился на американке японского происхождения Глории Абэ. 27 октября 1980 года Марк Чепмен приобрел короткоствольный пистолет и стал бродить по Нью-Йорку, тщательно обдумывая некий замысел. Позднее уже на суде он заявит, что убить Леннона его заставил «внутренний голос, которым говорили маленькие человечки». Весь день 8 декабря Чепмен провел неподалеку от дома музыканта в окружении его фанатов и даже взял автограф у самого Леннона - в 16.30 тот подписал ему свою последнюю пластинку "Double Fantasy". Спустя восемь часов, когда лимузин экс-битла остановился перед его домом и Леннон направился к парадной, его окликнули. Музыкант остановился и обернулся на возглас. Раздались пять выстрелов, все они достигли цели. Скрыться Марк Чепмен даже не пытался. Он был немедленно арестован и направлен на психиатрическую экспертизу. В результате судебного разбирательства, длившегося год, Чепмен получил пожизненный срок заключения. Выступая с последним словом на оглашении приговора, убийца заявил: «Господи, Леннон знает, что нас двое. Я должен уменьшить нас до одного. В нем я убил своего двойника».

5 выстрелов, 34 года в тюрьме и 8 прошений о помиловании. Это все о Марке Дэвиде Чепмене — том самом, который вечером 8 декабря около особняка «Дакота» на Манхэттене окликнул экс-битла «Мистер Леннон!», а затем расстрелял музыканта. Чэпмен даже не попытался скрыться. Полиция застала его на месте преступления за чтением любимой книги «Над пропастью во ржи».

Чепмен тогда заявил полицейским, что зашифрованный приказ убить Леннона он нашёл как раз на страницах романа. На суде молодой человек сразу признался в совершенном преступлении. 24 августа 1981 был вынесен приговор — убийцу Джона Леннона признали вменяемым, он был осужден на пожизненное заключение с правом подачи прошения о помиловании через 20 лет.

Марк Девид Чепмен родился 15 мая 1955 года в Техасе. Его отец, Дэвид Кёртис Чепмен, был старшим сержантом американских ВВС. Мать, Диана Элизабет Пис, — медсестрой. Когда Марку было 7, в семье родилась младшая сестра. Впоследствии он вспоминал, что все детство боялся отца. Дэвид Чепмен не стеснялся поднимать руку на супругу. Нередко доставалось и Марку.

Когда мальчику исполнилось 10, он буквально «заболел» музыкой «Битлз». К тому моменту, к 1965 году, под натиском ливерпульской четверки пала не только Британия, но и Соединенные штаты. Комната Чэпмена была обклеена плакатами с изображением Джона, Пола. Джорджа и Ринго. Да и сам Марк научился неплохо играть на гитаре.

Однако в 1969 «Битлз» распались. В это же время у Чепмена начался переходный возраст. Он отрастил длинные волосы, начал употреблять наркотики, а как-то даже на две недели сбежал из дома и жил на улице. В 16 он вступил в ряды YMCA (Юношеской христианской ассоциации ), после чего стал тщательно изучать Библию. В YMCA он также занимался развитием летних лагерей. При этом Марк пользовался большой любовью у детей, которые прозвали его Немо. Да и коллеги отзывались о нем, как о выдающемся профессионале своего дела.

Кстати, в это же время происходит очень важное событие в жизни Чепмена. Кто-то из друзей посоветовал Марку прочитать «Над пропастью во ржи » Джерома Сэлинджера. Книга произвела на молодого человека сильнейшее впечатление. Он стал буквально одержим этим романом, а в главном герое Холдене Колфилде увидел модель для подражания.

После окончания средней школы Марк Чепмен переезжает в Чикаго, где играет на гитаре в церквях и ночных клубах. В период с 1973 и вплоть до убийства Джона Леннона Чепмен очень много путешествует по миру в качестве «агента по делам азиатских беженцев ». География его поездок включала Южную Корею, Японию, Гонконг, Таиланд, Ливан и Англию.

Однако в 1977 Чепмена начинают мучить приступы депрессии. Он из причин называют то, что он стал быстро полнеть. Собственный внешний вид начинал все больше и больше раздражать молодого человека. У него также появилась склонность к суициду. В этом же году Чепмен пытался покончить с собой, отравившись оксидом углерода.

К этому же времени относится его жестокое разочарование в Джоне Ленноне. Молодой человек считал, что экс-битл изменил самому себе и променял мечты на богатство. И тем не менее, Чепмен стремился походить на кумира. 2 июня 1979 года он даже женится на американке японского происхождения Глории Абэ.

В декабре 1979 года Чепмен устроился работать сторожем в кооперативном доме на Гавайях. 23 октября 1980 Чепмен расписался в рабочем журнале как «Джон Леннон», купил пистолет, занял 2 тысячи долларов наличными и улетел в Нью-Йорк.

Сегодня Марку Чепмену уже 59, и он все еще продолжает отбывать наказание в тюрьме строгого режима Wende Correctional Facility в штате Нью-Йорк. Туда он был переведен относительно недавно — в мае 2012. До этого с 25 августа 1981 года Чепмен содержался в другом исправительном учреждении штата — Attica State. Официальный представитель системы исправительных учреждений штата Нью-Йорк Питер Катлер отказался сообщить причину, по которой Чемпена решили перевезти. Однако, по словам пресс-секретаря, подобный перевод является «необычным шагом для заключенного, который достиг середины срока».

До сих пор до конца не понятны до конца мотивы, что же сподвигло Чепмена застрелить Джона Леннона. Выступая с последним словом на оглашении приговора в 1981, Чепмен заявил: «Господи, Леннон знает. Что нас двое. Я должен был уменьшить нас на одного. В нем я убил своего двойника ».

Однако в 2004 мужчина рассказал, что решился на преступление, чтобы похитить славу музыканта. Чепмен признался тогда, что ему было очень тяжело чувствовать себя ничтожеством и без преувеличения пустым местом. По его словам, помимо Леннона он собирался убить и других знаменитостей, которых тоже считал фальшивыми. Однако именно Джон Леннон возглавлял этот список. Сам Чепмен объяснил это тем, что до Леннона было проще всего добраться.

В 2000 году Марк Чепмен, отсидев как раз 20 лет, получил право раз в два года подавать прошение о досрочном освобождении. Этой возможностью он регулярно пользуется. Чемпен уже подал восемь прошений. Восьмое было отклонено в августе этого года. На протяжении этих 14 лет мужчина заявляет, что преодолел свои психологические проблемы и больше не опасен для общества и что Леннон поддержал бы его освобождение.

Однако с этим не согласна комиссия по условно-досрочному освобождению. В этом году в ее заключении было сказано, что комиссия считает, что в случае освобождения Чепмен не сможет жить и оставаться на свободе без повторного нарушения закона. А 10 лет назад в мотивации отказа Чепмену в УДО говорилось, что освободить его сейчас означает не более и не менее, чем преступить закон, потому что убийство одного из основателей «Битлз» является исключительным по своей сути злым умыслом.

Против освобождения Марка Чепмена выступает и вдова Джона Леннона Йоко Оно. Каждое прошение о помиловании сопровождаются ее встречными письмами с требованием оставить Чепмена в тюрьме. Оно говорит, что переживает за себя и сыновей Леннона — Джулиана и Шона. Да к тому же, неизвестно, будет ли в безопасности на свободе сам Чепмен: поклонники Леннона не первый год обещают, что если убийца экс-битла выйдет из тюрьмы, то он не проживет ни дня. За это время он получил больше смертельных угроз, чем любой другой заключенный в США. Еще в 2004 полиция штата Нью-Йорк официально отказалась обеспечивать безопасность Чепмена в случае его освобождения.

Следующее прошение об освобождении Марк Чепмен сможет подать в августе 2016 года

Джон Леннон, знаменитый рок-музыкант, один из основателей легендарной группы «Битлз», на песнях которой выросло не одно поколение людей XX столетия, наверное, даже и не подозревал, что его музыка станет причиной чьей-либо смерти, тем более его собственной. Джон называл своими святынями мир, любовь и музыку. Он посвятил жизнь служению этим трем вещам. Святыням Леннона поклонялись и многомиллионные почитатели его таланта.

Эти люди долгое время не могли поверить, что их кумира больше нет в живых, что какой-то ненормальный осмелился поднять руку на святое.

Весть о смертельном ранении знаменитого рок-музыканта моментально облетела весь мир. Ранним утром 9 декабря 1980 года многотысячная толпа почитателей таланта Джона Леннона собралась перед его нью-йоркским домом. Люди пели песню знаменитого рок-музыканта «Все что тебе надо – это любовь», ставшую своеобразным реквиемом по кумиру. Так скорбящие оплакивали знаменитейшего певца, поэта, активного участника движения за мир Джона Леннона.

Поздним вечером 8 декабря после тяжелого трудового дня Джон вместе с женой Йоко Оно возвращался домой из студии звукозаписи. Супруги уже входили в подъезд, когда музыканта неожиданно окликнул какой-то мужчина. Леннон едва успел обернуться, как раздался выстрел, за ним второй, третий, четвертый…

Йоко, шокированная произошедшим, пронзительно закричала, а истекающий кровью Джон пополз к подъезду. Ему чудом удалось добраться до стойки охранника. Захлебываясь кровью, музыкант прохрипел: «В меня стреляли…»

Вскоре на место происшествия прибыла полиция. Ждать машину «скорой помощи» не было времени. Пристроив раненого на заднем сиденье автомобиля, полицейский на огромной скорости помчался к ближайшей больнице.

Джон Леннон

Через несколько минут Леннон уже был на операционном столе, однако ранения оказались настолько серьезными (кровопотеря составила около 80%), что спасти пострадавшего не удалось.

Убийца, двадцатипятилетний Марк Чэпмен, даже не предпринял попытки скрыться. Полиция застала его на месте преступления за чтением любимой книги «Над пропастью во ржи».

Убийство Джона Леннона вызвало волну возмущения во всем мире. На следующий день на всех радиостанциях крутили песни музыканта, в том числе и исполняемые им самим.

Мощным потоком на семью Леннона хлынули соболезнования, за короткий срок Йоко приняла около 250 тыс. писем с соболезнованиями, а сколько их еще было в телеграммах и телефонных звонках! Пластинки с записями «Битлз» пользовались невероятным спросом, в одной только Англии за последующие два месяца их было продано 2 млн.

Но не только возмущение и скорбь по поводу смерти великого певца и музыканта главенствовали в те дни в мире. Многие американцы со стыдом признавали неспособность своих служб безопасности организовать охрану знаменитостей.

Ведь уже в который раз в «непобедимых» Соединенных Штатах убийца легко расправлялся с известным всему миру человеком.

Убийство Леннона сравнимо разве что с гибелью президента Джона Кеннеди в 1963 году. Дело в том, что оба Джона, талантливый рок-музыкант и популярнейший американский президент, стали своеобразными иконами для современников, выразителями надежд и чаяний прогрессивно мыслящих представителей новых поколений.

Американская пресса, отдавая дань памяти Джона Леннона, неоднократно писала, что «Битлз» – это неотъемлемая часть жизни целого поколения, выросшего в 60-е годы XX столетия.

Общее горе заставило тинэйджеров по-новому взглянуть на свою жизнь.

Один из юных почитателей таланта Леннона, присутствовавший 9 января 1980 года на площади перед домом погибшего музыканта, сказал тогда: «Я чувствую, что взрослею, становлюсь совсем взрослым человеком».

Заслуги прославленного музыканта группы «Битлз» перед обществом отметил даже 39-й президент США Джеймс Картер. В своей речи, адресованной скорбящим родственникам и поклонникам Леннона, он сказал: «Этот человек помог создать музыку и настроение нашего времени. Он оставил после себя убедительное и нестареющее наследие. Особенно горько то, что Джон Леннон пал жертвой насилия, хотя сам всегда боролся за мир».

Знаменитый рок-музыкант, видимо, чувствовал какую-то угрозу своей жизни.

Он ушел из мира коммерческой музыки и долгое время жил как отшельник в доме неподалеку от Центрального нью-йоркского парка.

В этот период уединения Леннон не встречался даже с близкими друзьями.

Опасения за свою жизнь и жизнь близких людей появились у Джона после неприятного инцидента, произошедшего в 1964 году во Франции.

Во время выступления в одном из городов Леннон получил записку, в которой говорилось о смерти, уготованной ему в ближайшую ночь. Темное время суток музыкант провел в тревожном ожидании, но «шутник» не выполнил своего обещания.

В последующие годы письма с сообщениями о поджидающей Леннона смерти продолжали приходить, но угрозы всегда оставались лишь угрозами.

Музыкант расценивал эти послания как неудачные шутки поклонников над знаменитостью, он даже не мог предположить, что найдется человек, который осмелится на такое дерзкое преступление, как убийство.

Джон Леннон погиб как раз в тот момент, когда снова начал появляться на публике после длительного периода отшельничества. Он строил новые планы, писал песни. Велся даже разговор о возрождении практически распавшейся к тому времени группы «Битлз».

За несколько часов до смерти Джон дал свое первое за многие годы (и одновременно последнее) интервью, посвященное новому альбому под названием «Двойная фантазия».

Музыкант адресовал пластинку своим ровесникам, подтверждением чему являются его слова: «Людям, которые выросли вместе со мной, я говорю: „Вот он я, а как дела у вас? Как поживает ваша родня? Скажите, разве 70-е были скучными годами? Давайте же сделаем 80-е годы великими!“

Однако исполнить задуманное ему не удалось, убийца своим коварным выстрелом оборвал жизнь «звезды». А кто знает, быть может, песни Джона Леннона позволили бы достичь большего?

Знаменитый музыкант мало думал о смерти, у него еще было много дел на этом свете, прежде чем отправляться на тот. В одном из последних интервью, опубликованных в журнале «Ньюсуик», Джон говорил: «Я не чувствую себя сорокалетним. Я чувствую себя ребенком, и у меня еще впереди так много хороших лет жизни с Йоко и моим сыном, по крайней мере, мы на это надеемся».

Убийца Джона Леннона, Марк Чэпмен, был одержим манией величия. Возомнив себя легендарным музыкантом, он считал настоящего Леннона своим двойником, которого необходимо уничтожить.

Чэпмен стал горячим поклонником группы «Битлз» и Джона Леннона в частности с того самого момента, как услышал их первый песенный альбом, проникнутый глубоким философским смыслом. Леннон предстал перед будущим убийцей как проповедник вечной любви, доброты и мира.

Чэпмен стремился во всем быть похожим на своего кумира, он даже начал играть на гитаре. Однако до легендарного музыканта Марку было очень далеко. Осознание собственной заурядности стало причиной лютой ненависти к звезде. Именно эта ненависть толкнула Чэпмена на преступление.

В ходе расследования смерти Джона Леннона удалось установить, что его убийца был человеком психически неуравновешенным. Ему трудно было оставаться на одном месте, учиться он не мог из-за частых депрессий, а однажды даже предпринял попытку самоубийства.

В то же самое время ненавистный Леннон продолжал купаться в славе и роскоши. Чэпмен не мог больше мириться с подобной несправедливостью, вскоре он решился на преступление. Купив пистолет, убийца отправился в Нью-Йорк.

Ему понадобилось всего несколько дней для того, чтобы разведать обстановку. В толпе фанатов, днем и ночью бродивших возле дома Леннона с одной-единственной целью – взглянуть на своего кумира, Чэпмен был незаметен. За день до убийства ему даже удалось взять автограф у знаменитого рок-музыканта.

Чэпмен, арестованный на месте преступления, не отрицал своей вины. После прохождения теста на вменяемость, установившего психические отклонения, убийцу определили в тюрьму и установили строгий надзор, дабы предотвратить возможную попытку суицида.

Вскоре мания величия Марка Чэпмена достигла наивысшей точки. Убийца уверенно заявлял, что он – знаменитый певец и музыкант Джон Леннон. В подтверждение преступник предоставлял свой автограф, имитировавший роспись настоящей звезды.

Через 10 лет после громкого убийства, потрясшего весь мир, в интервью одной из американских газет Марк Чэпмен раскрыл «истинные» причины своего поступка.

Убийца утверждал, будто к преступлению его подталкивали демоны и Сатана, именно они главные инициаторы убийства Джона Леннона (естественно, это было похоже на бред психически неуравновешенного человека). Кроме того, преступник во всех подробностях рассказал о подготовке к убийству.

Что самое интересное, в словах Марка Чэпмена имеется капля здравого смысла: он надеется вымолить когда-нибудь прощение у Бога и у людей за совершенное им злодеяние. Но, вероятнее всего, ему этого не удастся сделать, поскольку такое не прощается…