Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » К исследованию понятия "музыкальная культура". Музыка Понятие музыкальная культура личности

К исследованию понятия "музыкальная культура". Музыка Понятие музыкальная культура личности

Понятие музыкальная культура общества, первосте­пенное по своему значению для музыкальной социоло­гии, мало разработано. До сих пор оно нередко смеши­вается с понятием музыка - хотя их различие четко обрисовал еще Р. Грубер, отметивший, что музыкальная культура гораздо шире собственно музыки, то есть му­зыкальных произведений, ибо «в нее входят многораз­личные проявления как самой музыки в ее социальном обнаружении, так и область ее воздействия, словом - вся сфера музицирования, вся сфера музыкальной прак­тики» ".

Музыкальная культура общества есть единство музы­ки и ее социального функционирования. Это - сложная система, в которую входят: 1) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе, 2) все виды деятельности по созданию, хранению, вос­произведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей, 3) все субъекты та­кого рода деятельности вместе с их знаниями, навыка­ми и другими качествами, обеспечивающими ее успех, 4) все учреждения и социальные институты, а также ин­струменты и оборудование, обслуживающие эту деятель­ность. В свою очередь музыкальная культура выступает как подсистема по отношению к системам более высо­ких уровней: художественной культуре общества, его духовной культуре и, наконец, культуре в целом.

Музыкальная культура духовно-материальна по сво­ей природе. Основное ее содержание составляют музы­кальные образы и другие явления общественного музы­кального сознания (интересы, идеалы, нормы, взгляды, вкусы и т. д.). Но все они, для того чтобы функциониро­вать в обществе, должны быть «овеществлены» в раз­личных формах фиксации как самой музыки (ноты, зву­козапись), так и отношения к ней, ее отражения и осмысления (устные и письменные высказывания о му­зыке, «музыкальное поведение» людей). К материаль­ным носителям этой культуры принадлежат, кроме того, музыкальные инструменты, всевозможные техниче­ские средства распространения музыки, помещения, в ко­торых она исполняется, и тому подобное. С известной долей условности в музыкальной куль­туре можно различать объективную и субъективную сто­роны. Объективны потребности общества в музыке, средства и способы их удовлетворения. Остальные же явления и прежде всего интересы, взгляды и вкусы, управляющие деятельностью музыкантов и слушателей, образуют субъективную сторону. Обе эти стороны тес­но взаимодействуют и переплетаются между собой.

История знает несколько типов музыкальных куль­тур, различных по уровню развития. О них будет ска­зано позднее, когда выяснятся общие закономерности строения и функционирования этой системы.

Будучи частью всей духовной культуры общества, музыкальная культура социальна по своему происхож­дению, идеологической сущности, структуре, способам и формам функционирования. Она возникает в качестве самостоятельного явления лишь на определенном этапе развития общества - в эпоху разложения первобытно­общинного строя на базе практической общественно-звуковой деятельности людей (см. об этом в данной гла­ве ниже). В классовом обществе она носит классовый характер. В антагонистических формациях она прониза­на острейшими непримиримыми противоречиями.

Для понимания социальной сущности музыкальной культуры в антагонистическом обществе основополагаю­щее значение имеет ленинское учение о двух культурах в буржуазной нации. Как указывает В. И. Ленин, го­воря о буржуазном обществе, «в каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демокра­тической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, усло­вия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую. Но в каждой на­ции есть также культура буржуазная (а в большинстве еще черносотенная и клерикальная) - притом не в ви­де только «элементов», а в виде господствующей куль­туры». И далее: «Есть две нации в каждой современной нации - скажем мы всем национал-социалам. Есть две национальные культуры в каждой национальной культу­ре. Есть великорусская культура Пуришкевичей, Гучко­вых и Струве, - но есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова. Есть такие же две культуры в украинстве, как и в Гер­мании, Франции, Англии, у евреев и т. д.» ". Из ленинских высказываний следует, что социальная сущность культуры состоит прежде всего и главным образом в выражаемой гю классовой идеологии. Данное положение полностью относится и к художественной культуре, включая музыкальную (чем отнюдь не за­черкивается специфика художественной культуры и собственно искусства, в содержании которого, наряду с общественной идеологией, важнейшее место занимает общественная психология, а классовые моменты диа­лектически сочетаются с общечеловеческими).

В этом смысле во всех досоциалистических форма­циях (кроме первобытной) музыкальная культура может быть разделена более или менее отчетливо (в за­висимости от степени проявления идеологического анта­гонизма противостоящих классов) на культуру прогрес­сивную, народную (демократическую), с одной стороны, и реакционную, антинародную (а также псевдонарод­ную) - с другой. При этом все лучшее, объективно ценное в музыкальной культуре каждой формации, вы­ражая прогрессивные гуманистические идеи своего вре­мени, тем самым по праву принадлежит к демократи­ческой культуре (независимо от социального происхож­дения и положения авторов). Именно здесь, в этой культуре, история отвела место Монтеверди и Баху, Бетховену и Брамсу, Глинке и Чайковскому, Малеру и Бартоку, всем классикам мировой музыки (хотя иссле­дователи несомненно обязаны учитывать и то, что в каждом случае мера идейно-эстетической прогрессивно­сти и демократичности того или иного композитора мо­жет быть различной).

Страница 1

Понятие «культура» не имеет однозначного толкования. В самом широком смысле под культурой понимается то, что создано людьми в процессе деятельности. Выделяют материальную, духовную и художественную области культуры (некоторые исследователи относят последнюю к области духовной культуры).

В богатствах культуры, накопленных человечеством, передается опыт, который каждое последующее поколение должно «освоить и усвоить, подключаясь, таким образом, к уровню, достигнутому развитием социума».

Уровень овладения человеком опытом культурного наследия определяется его природными задатками, воспитанием и образованием, поэтому многие современные педагогические концепции строятся на формировании личности через культуру - воспитание человека, который способен ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.

Музыкальная культура является частью художественной культуры. Формирование индивидуальной музыкальной культуры, а через нее - воздействие на формирование личности в целом является ядром педагогической концепции Д.В. Кабалевского.

Педагоги Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, О.П. Ригина - пытались раскрыть содержание понятия «музыкальная культура». Школяр - диагностировала наличие музыкальной культуры у детей младшего возраста и подробно описала результаты своей опытной работы.

Изучение литературы показало, что однозначного мнения по поводу определения понятия музыкальной культуры не существует. Каждый педагог имеет свою субъективную точку зрения.

Дм. Кабалевский отождествляет музыкальную культуру с музыкальной грамотностью. В своих трудах он говорит: «Музыкальная культура – это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и непрерывно жизнью связанное, это особое «чувство музыки», заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы. Введение учащихся в эту тонкую сферу музыкальной культуры требует осторожности, последовательности и большой точности в выборе композиторов и их произведений». По мнению Д.Б. Кабалевского в основе слушания музыки лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Однако данное понятие не сводится ни к одному из «видов деятельности учащихся». Активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев. Музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль только тогда, когда дети научатся по настоящему слышать и размышлять о ней. «Не умеющий слышать музыку никогда не научится по настоящему хорошо ее исполнять».

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому, что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства их мысли. Вне слышания музыка как искусство вообще не существует. Следовательно, музыкальное искусство, не несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы - не воздействует на духовный мир ребенка. Д.Б. Кабалевский указывает на то, что умение слышать музыку необходимо начинать воспитывать с самого начала школьных занятий. Этому способствует привитие правил поведения способствующих воцарению в классе атмосферы, близкой к атмосфере концертного зала и появлению навыка внимательного слушания. В несколько ином ключе рассматривает понятие «музыкальная культура» известный педагог, профессор, доктор педагогических наук, член Академии педагогических и социальных наук Ю.Б. Алиев.

Нюансы образования:

Понятие процесса обучения, его цели и функции
Под обучением понимают активную целенаправленную познавательную деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у...

Воспитание мальчиков - неженское занятие
Так считали в древней Спарте и потому рано отделяли сыновей от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем...

Екатеринбург (энциклопедия)

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

многоуровневая система, включающая разл. виды и жанры муз. иск-ва, композиторское и исполнительское творчество, концертные, театральные и муз.-образовательные учреждения, муз. об-ва, клубы, кружки, быт. и домашнее музицирование.

В становлении муз. жизни Екат. отразились процессы слияния нар. традиций рус. нас., предст. др. национальностей и проф. муз. к-ры европ. типа. В сфере быт. музыки утверждались формы и жанры, типичные для гор. к-ры. Один из ее признаков - гор. орк., присутствие к-рых было обязательно на всех праздничных вечерах местной знати. С 1843 большую популярность приобрели муз. спектакли, чему способствовало прибытие в г. по приглашению В.Глинки театр. труппы П.Соколова. Водевили и оп., представленные гастролерами, имели шумный успех, что послужило импульсом для претворения в жизнь идеи создания собственного гор. т-ра. Ч. актеров труппы, в т.ч. примадонна Е.Иванова, а также небольшой инструментальный ансамбль, сопровождавший спектакли, остались в Екат. В 1847 на Гл. просп. для т-ра выстроили кам. здание (ныне к/т «Колизей»).

В 70-е XIX в. начинает активно развиваться оп. иск-во. В 1874 на подмостках гор. т-ра гастролировавшей в г. солисткой имп. т-ров Д.Леоновой поставлена оп. Дж.Верди «Трубадур». Ее успех обусловил возникновение Екат. муз. кружка (1880), где по инициативе П.Давыдова и Г.Свечина ставились оп. постановки.

В 1880-е в г. происходит заметный сдвиг в развитии хорового иск-ва. Наряду с хоровыми исполнениями нар. песен и церк. песнопений становятся популярны выступления хоров муз. кружка и капеллы С.Гилева, включавших в свой репертуар произв. классической музыки. Успешно проходят концерты духовной музыки объединенных хоров любителей и церк. певчих. Наивысш. подъема хоровое иск-во достигло в нач. ХХ в. благодаря деятельности А.Городцова и Ф.Узких, руководивших бесплатными хоровыми регентскими курсами губ. к-та попечительства о нар. трезвости.

На рубеже ХIХ–ХХ вв. в Екат. наблюдается повышение уровня инструментального исполнительства. По инициативе В.Цветикова, П.Баснина и др. в г. организуются камерные собр., проводятся ист. концерты. В летнем саду Обществ. собр. под рук-вом дир. О.Кассау, С.Герца и др. регулярно проходят симф. концерты, в Харитоновском саду - концерты легкой музыки (см. Орк. Екат.)

В нач. ХХ в. в Екат. появляются новые концертно-театральные здания: Верх-Исетский нар. т-р (1900, см. Народный дом), концертный зал И.Маклецкого (1900), концертный зал Коммерческого собр. (1910). Это способствовало значительному увеличению кол-ва концертов и оп. постановок. Важнейшие события в муз. жизни Екат. произошли в 1912: открылся Новый гор. т-р (см. Екат. гос. акад. т-р оп. и балета), заявивший в репертуаре сразу 50 оп., заработало Екат. отд-ние Имп. Рус. муз. об-ва, положившее нач. развитию проф. муз. образования в г. В 1916 муз. кл. ИРМО при меценатской помощи Д.Соломирского преобразуются в муз. уч-ще, где работают В.Бернгард и Н Иванова-Кулибина, ставшие впоследствии авторитетными муз. пед.

После 1917 мн. сложившиеся муз. структуры г. прекращают свое существование. Помещения оп. т-ра и концертно-театральных зданий используются для проведения полит. собр. и митингов, часто сопровождающихся массовым пением рев. песен и исполнением муз. произв., созвучных рев. событиям. В 1920-е массовый х-р приобретает деятельность хоровых кружков раб. и красноармейских клубов.

В 1920–1930-е Ц. муз. жизни Екат.–Свердл. становится оп. т-р. На его сцене пели А.Ульянов, Ф.Мухтарова, С.Лемешев, И.Козловский, Д.Аграновский, В.Ухов, Г.Пирогов, дирижировали И.Палиев, И.Палицын, А.Пазовский, А.Маргулян. Летом, когда заканчивался театральный сезон, орк. т-ра давал традиционные симф. концерты в саду им. Вайнера (быв. Клубном).

С 1925 новым средством пропаганды муз. иск-ва становится Свердл. радио. Муз. ред. радиовещания работали В.Трамбицкий и Б.Певзнер. Радиок-т имел своих солистов и орк., к-рый в 1934 расширен и преобр. в симф. орк. Свердл. гос. филармонии (см. Урал. гос. акад. филармонический орк.) под управлением М.Павермана.

1930-е ознаменовались созданием в Свердл. учреждений, значительно обогативших муз. к-ру г. В 1933 началась деятельность т-ра муз. комедии (см. Екат. гос. акад. т-р муз. комедии). Труппу возглавил приглашенный из Ленинграда опытный реж. А.Феона, основу актерского коллектива составили С.Дыбчо, М.Викс, А.Маренич, П.Емельянова. Уже через 10 лет т-р признан «лаб. сов. оперетты». В 1934 начала первый уч. г. Урал. гос. консерватория, в 1939 утверждено Свердл. отд-ние СК СССР (см. Урал. отд-ние Союза композитиров России).

В гг. Вел. Отеч. войны муз. к-ра Свердл. продолжала активно развиваться. В г. жили и плодотворно работали 40 чл. СК, в т.ч. эвакуированные Р.Глиэр, Т.Хренников, А.Хачатурян, В.Шебалин, Д.Кабалевский и др. изв. музыканты. В Свердл. долгое время находился Гос. орк. Всесоюз. радио, Киевская консерватория, успешно концертировали Г.Нейгауз, Д.Ойстрах, Э.Гилельс, Л.Оборин. В это время созд. Урал. нар. хор (см. Урал. гос. акад. рус. нар. хор), хоровая капелла филармонии, хор обл. радиок-та. За гг. войны только Свердл. гос. филармонией организовано более 20 тыс. концертов.

В послевоен. период на состояние муз. к-ры серьезное воздействие оказало пост. ЦК ВКП(б) от 10 февр. 1948. Обвинения в «антинародности» и «формализме» коснулись также урал. композиторов. Политика «холодной войны» и закрепившийся за Свердл. статус закрытого г. способствовали искусственной изоляции свердловчан от мир. муз. к-ры. И все же муз. жизнь столицы Ср. У. не стояла на месте. Интенсивно развивался песенный жанр. Творческие удачи сопутствовали в этом направлении Б.Гибалину, Е.Родыгину, Л.Лядовой. Огромной популярностью пользовались праздники песни, организуемые Хоровым об-вом, руководимым Г.Рогожниковой. Песенный мат-л, осн. на урал. фольклоре, лег в основу симф. Г.Топоркова и Н.Пузея, оп. Г.Белоглазова «Охоня», муз. комедии К.Кацман «Марк Береговик».

Высокого уровня достигло исполнительское мастерство. В 1950–1960-е выступают пианист И.Рензин, скрипачи М.Затуловский и Н.Шварц, виолончелист Г.Цомык, певцы Я.Вутирас, Н.Даутов, В.Китаева, М.Глазунова, А.Новиков, И.Семенов. Мир. изв. приобрели выпускники Урал. гос. консерватории нар. арт. СССР Б.Штоколов и Ю.Гуляев. При филармонии образовались высокопроф. инструментальные ансамбли: Урал. струнный квартет им. Н.Мясковского и Урал. трио баянистов.

Активно развивалась художеств. самодеятельность. В Домах к-ры под рук-вом опытных музыкантов работали муз. кружки и даже оп. студии. Более десяти оп. поставлено любительской студией в ДК Верх-Исетского з-да (рук. П.Лантратов). Муж. хор Свердл. горн. ин-та (рук. В.Глаголев) стал лауреатом всесоюз. муз. фестиваля (1957), хор Урал. гос. ун-та (рук. В.Серебровский) - лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959), эстрадно-симфонический орк. ДК железнодорожников (рук. В.Турченко) - лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии (1968).

В 1960-е широкое развитие в кругах студенчества и гор. интеллигенции получает жанр авторской песни. Организуются клубы самодеятельной песни, из среды к-рых вышли мн. изв. барды (А.Дольский и др.).

Новый подъем урал. шк. игры на нар. инструментах произошел в 1960-е. В Урал. гос. консерватории создается спец. каф., которую возглавил изв. в стране и за рубежом исполнитель-балалаечник Е.Блинов (1963). Пед. и воспитанники этой каф. неоднократно побеждали на всесоюз. и междунар. конкурсах. Организуются орк. нар. инструментов, оригинальную музыку для к-рых пишет В.Биберган («Урал. потешки») и др. урал. композиторы.

В 1970–1980-е в муз. жизни Свердл. появились новые имена талантливых музыкантов. Победу на междунар. конкурсе им. Бетховена в Вене (1977) одержала пианистка Н.Панкова, ярко проявили себя дир. Е.Колобов (Свердл. т-р оп. и балета), В.Кожин (симфонический орк. Свердл. гос. филармонии). За постановку оп. «Пророк» в Свердл. т-ре оп. и балета композитор В.Кобекин, дир. Е.Бражник и реж. А.Титель удостоены Гос. пр. (1987). В 1987 в г. организовано Муз. об-во Свердл. обл., которое возглавила нар. арт. СССР В.Баева.

В 1980–1990-е открыто заявило о себе молодежное движение. В г. возник рок-клуб (1986), а лучшие гр. - «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Чайф», «Смысловые галюцинации», «Чичерина» - заняли в России лидирующие позиции в этом муз. направлении. Активно работает «дедушка урал. рока» композитор А.Пантыкин (см. Рок-музыка). Оживилась деятельность мастеров и любителей джаза. Созд. Урал. гос. орк. джазовой музыки (рук. Н.Баранов), регулярно проводятся джазовые фестивали. Мир. изв. получил воспитанник Урал. консерватории джазовый музыкант В.Чекасин. Получают развитие поп-музыка (В.Пресняков-мл., А.Малинин) и авторская песня (А.Новиков).

Примечательное явление муз. жизни Екат. посл. десятилетия ХХ в. - появление множества самостоятельных концертных, муз.-театральных структур и усиление заруб. связей. Успешно гастролируют за рубежом и участвуют в междунар. конкурсах филармонический орк. под рук-вом Д.Лисса, орк. нар. инструментов под рук. Л.Шкарупы, камерные орк. В-А-С-Н (осн. в 1990 С.Дьяченко), «Лицей», «Camerata» (рук. Засл. арт. РФ В.Усминский), ансамбли нар. инструментов «Аюшка» (рук. В.Зыкин) и «Урал» (рук. М.Уляшкин), хор «Доместик» (рук. В.Копанев, Губ. пр. 1998) и др. Окрепли творческие контакты Урал. консерватории с муз. вузами Франции и Италии, в чем большая заслуга ректора УГК пианиста М.Андрианова. Особую значимость имеют победы на междунар. конкурсах юных екатеринбуржцев: дет. хора «Аврора» (рук. В. и Н.Булановы), хора мальчиков муж. хорового лицея (рук. С.Пименов), хоровой капеллы и ансамбля танца «Улыбка» Дет. филармонии (рук. Ю.Бондарь, О.Журавлева) и др.

Лит.: Из музыкального прошлого: Сборник очерков. Вып. 1. М., 1960; Вып. 2. М., 1965; О музыке и музыкантах Урала // Научно-методические записки УГК. Вып. 3. Свердловск, 1959; Беляев С. История музыкальной культуры Урала: Курс лекций. Екатеринбург, 1996.

"МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА" в книгах

Музыкальная школа

Из книги Аплодисменты автора Гурченко Людмила Марковна

Музыкальная школа Осенью 1944 года в моей жизни произошло знаменательное событие - я поступила в музыкальную школу имени Бетховена.Папа прислал посылку, в ней «для дочурки» юбочка в складку со шлейками, блестящая крепсатиновая кофточка, рукава фонариком. Мама на меня все

МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

Из книги Мое взрослое детство автора Гурченко Людмила Марковна

Музыкальная интонация

Из книги Воспоминания. От крепостного права до большевиков автора Врангель Николай Егорович

Музыкальная интонация За несколько дней до отъезда Миши у нас обедали наши кузины, одна из которых, ровесница Зайки, мне особенно нравилась. Она не знала или не хотела знать, что я был противный мальчик, обращалась со мной по-доброму и разговаривала без всякой тайной мысли

Библеизмы и музыкальная культура

Из книги Библейские фразеологизмы в русской и европейской культуре автора Дубровина Кира Николаевна

Библеизмы и музыкальная культура Эта тема в нашей книге, пожалуй, наиболее сложная по ряду причин. Во-первых, я не специалист в области музыкальной культуры; во-вторых, музыка – это наиболее абстрактный вид искусства; поэтому музыкальное произведение очень сложно, если

1.2. Прикладное музыковедение. музыкальная журналистика и музыкальная критика в системе прикладного музыковедения

автора

1.2. Прикладное музыковедение. музыкальная журналистика и музыкальная критика в системе прикладного музыковедения Понятие «музыковедение», как и обозначение специалистов в этой области словом «музыковед» (или, в западном варианте, «музыколог»), обычно ассоциируется с

Музыкальная критика и музыкальная наука

Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна

Музыкальная критика и музыкальная наука Изучением феномена музыки занимаются многие научные сферы: помимо собственно музыковедения, оно привлекает внимание искусствоведения разных направлений, эстетики, философии, истории, психологии, культурологии, семиотики, а

7. Массовая музыкальная культура как объект рецензирования

Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна

7. Массовая музыкальная культура как объект рецензирования Культуру высокую в массы двигай! В.

Музыкальная культура античности, средневековья и эпохи возрождения Музыка античности

автора

Музыкальная культура античности, средневековья и эпохи возрождения Музыка античности Наиболее ранним историческим этапом развития европейской музыкальной культуры принято считать античную музыку, традиции которой берут свое начало в более древних культурах Ближнего

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Музыкальная культура нового и новейшего времени

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Музыкальная культура современности

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Культура См. также «Искусство и художник», «Массовая культура», «Политика и культура» Культура – это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны. Лорд Раглан* Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто. Эдуар Эррио* Культура есть

Музыкальная культура скинхедов

Из книги Бритоголовые автора Беликов С В

Музыкальная культура скинхедов Музыкальная культура скинхедов составляет значительную часть их неформальной субкультуры. В музыкальной культуре находит свое выражение сам «дух движения».В музыкальной культуре бритоголовых существует нескольких музыкальных стилей.

Штабная культура / Искусство и культура / Культура

Из книги Итоги № 36 (2013) автора Итоги Журнал

Штабная культура / Искусство и культура / Культура Штабная культура / Искусство и культура / Культура В Восточном крыле Главного штаба, переданном в 1993 году Государственному Эрмитажу, завершилась реставрация Интерьерам Восточного крыла

Язык и музыкальная культура Православия

Из книги Язык и музыкальная культура православия автора Мельников Илья

Язык и музыкальная культура Православия Православие создало особый язык для изложения вероучительных истин. В основу богословского языка был положен греческий разговорный, общеупотребительный язык, койне. В I–V веках на этом языке говорило все население Римской

11. Язык и музыкальная культура Православия

Из книги Православие автора Иванов Юрий Николаевич (2)

11. Язык и музыкальная культура Православия Православие создало особый язык для изложения вероучительных истин. В основу богословского языка был положен греческий разговорный, общеупотребительный язык, койне. В I–V веках на этом языке говорило все население Римской

Следует отметить, что в выборе аксиологических ориентиров в рамках общечеловеческих ценностей могут служить и ценности музыкального искусства. В реализации данного подхода важное место отводится формированию музыкальной культуры личности.

В данном исследовании под музыкальной культурой понимается сложная интегративная образовательно-просветительская деятельность, включающая в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений.

Если исходить из того, что культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что музыкальная культура - это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой - показатель уровня этой общей культуры.

Мы говорим о музыкальной культуре того или иного общества, независимо от степени его цивилизованности. Собственную музыкальную культуру имеют народности, и даже племена, очень далекие от общего стиля жизни современного мира. Если у них есть песни и танцы, пусть даже самые примитивные музыкальные инструменты - все это вместе и будет их музыкальной культурой.

Процесс обновления стратегии и тактики музыкального воспитания направлен на активизацию и развитие духовных сил ребенка, постигающего богатейший опыт музыкального искусства. В связи с этим главным критерием развития музыкальной культуры школьников выдвигается не точность познания, а глубина проникновения в музыку, содержанием которой является единство образов мира и звука.

Процесс формирования музыкальной культуры младших школьников можно охарактеризовать как процесс возникновения, углубления и выражения в музыке личностно-значимого для ребенка жизненного смысла. Этот смысл определен нами как магистральный путь постижения музыки и жизни в их единстве. Этот путь позволяет также объединить разнообразие подходов в классных и внеклассных формах музыкального воспитания детей на единой концептуальной основе.

В широком смысле формирование музыкальной культуры - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, эстетической оценки жизненных явлений.

В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание ее содержания. В таком понимании музыкальное воспитание - формирование музыкальной культуры человека.

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо, прежде всего, воспитывать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость - два важнейших компонента музыкальности. музыкальная культура личность ребенок

Главнейший показатель музыкальности - эмоциональная отзывчивость на музыку. Музыкальность предполагает также наличие запросов, интересов, связанных с художественными многообразными произведениями, разными видами музыкальной практики.

Формирование музыкальной культуры предполагает соотношение объективного, социального, общественной музыкальной среды с субъективным переживанием ребенка, приобщенного к музыке.

Именно музыкальные дарования проявляются ранее других, в яркой и якобы независимой форме у одних детей, в то время как у других - эти проявления очень скромны, робки и несовершенны. Поэтому возникают подчас сомнения в целесообразности музыкального воспитания всех детей». Отстранив менее способного ребенка от активного общения с музыкой, лишают его источника одного из самых ярких переживаний, обогащающих жизнь.

Формирование музыкальной культуры понимается как процесс передачи общественно-политического опыта музыкальной деятельности новому поколению с целью подготовки его к работе не только в данной области, но и других областях. Это объясняется тем, что усвоение способов музыкально-эстетической деятельности всесторонне обогащает личность ребенка.

В процессе передачи музыкального опыта применяется система целенаправленных и организованных воздействий. Их назначение двусторонне: обучение знаниям, способам действий и влияние на формирование личности ребенка, его музыкальных способностей.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания.

Музыка отражает действительность в движении, в динамике развития. Как и в других видах искусств, центром этого движения является человек с его мышлением, субъективным восприятием объективно существующей реальности.

«Музыкальная культура, писал В.А. Сухомлинский, - нуждается в слушателе, способном критически разобраться в художественных музыкальных явлениях, а не в пассивном созерцателе»[i] .

В наше время, характеризующееся развитием многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку, поток музыкальной информации практически неограничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствии с уровнем воспитанного художественного вкуса.

Слушание музыки теснейшим образом связано с музыкально-познавательной деятельностью.

В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, усваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к ценностях искусства. Все это расширяет кругозор учащихся, дает возможность значительно развить музыкальные способности детей.

Таким образом, влияние музыки на воспитание личности проявляется и осуществляется в различных формах музыкальной деятельности:

  • а)слушание музыки;
  • б)творческой деятельности, исполнительстве;
  • в) познавательной деятельности.

Все формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.

Формирование музыкальной культуры не ограничивается лишь развитием отдельных способностей детей, оно предусматривает как комплексное развитие общей музыкальности, так и формирование личности ребенка в целом.

Для формирования музыкальной культуры ребенка необходима самая широкая питательная среда. В первую очередь существенно приобретение самого музыкального опыта, ведь встреча с музыкой - это всегда встреча с новыми чувствами, эмоциями, мыслями, рожденными жизнью. Вместе с тем ознакомление с другими видами искусства, с самой жизнью в ее разнообразных проявлениях обогащает эмоциональное и музыкальное переживание ребенка.

Музыкальное развитие происходит также в процессе усвоения ребенком общественно-выработанных способов и действий. Это свидетельствует о той тесной связи, которая устанавливается между воспитанием, обучением и развитием.

В процессе приобретения ребенком социального музыкального опыта выявляются и развиваются его способности на основе природных задатков; формируются интересы, склонности к музыке; возникает эмоциональная отзывчивость, стремление к активной творческой деятельности, оценочное отношение к музыкальным произведениям.

Музыкальные образы, во всей совокупности их мелодических, гармонических, ладовых средств, оказывают на ребенка, прежде всего эстетическое воздействие. Однако совершенно очевидно, что, учитывая их разностороннее влияние на организм ребенка, можно содействовать укреплению его нервной системы, вызвать радостные переживания и тем способствовать физическому развитию. Известно также, что предметом эстетических чувств, вызванных музыкой, могут быть различные явления жизни. Отсюда больше возможности формирования средствами музыки нравственного облика ребенка. В процессе музыкального восприятия ребенок делает первые обобщения, у него возникают сравнения, ассоциации.

Прекрасная музыка пробуждает в ребенке стремление к красоте, воспитывает в нем художника, делает егосоучастником творческого процесса.

Формирование музыкальной культуры понимается и как процесс передачи общественно-исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению с целью подготовки его к предстоящей работе не только в данной области, но и в других областях. Это объясняется тем, что усвоение способов музыкально-эстетической деятельности всесторонне обогащает личность ребенка.

В процессе передачи музыкального опыта применяется система целенаправленных и организованных воздействий.

Музыкальное развитие сложное, многосоставное явление. Между его компонентами устанавливаются различные взаимосвязи: между природными задатками и, сформированными на их основе, музыкальными способностями; внутренними процессами развития и опытом, который передается ребенку из вне; усвоением опыта и, свершающимся при этом, развитием и т.д. Таким образом, происходит сочетание разнообразных внутренних процессов и внешних влияний на них.

Формирование музыкальной культуры школьника понимается и как переход от проявления простых, низших форм эстетических отношений и способностей к более сложным и высшим. Если получаются новые качества в этих отношениях и способностях, то можно говорить о состоявшемся музыкальном развитии.

Подчас возникает разрыв между первыми реакциями на музыку и сроками начала организованного воспитания. Так, иногда эти реакции появляются очень рано, а воздействие запаздывает, и некоторое время ребенок остается предоставленным сам себе, что или задерживает развитие, или придает ему неверное направление. Но бывает, что внешнее воздействие очень обильно и преждевременно и не учитывает степень готовности ребенка. Эти противоречия говорят о том, что необходимо провести исследования уровня музыкальной образованности детей и на основе полученных результатов разработать программу по формированию музыкальной культуры школьников.

Иногда устанавливаются неверные связи между формами музыкальной деятельности и запросами детей. Так, складываются один и тот же характер деятельности, одна и та же последовательность заданий. Жизнь же ребенка богаче музыкальными впечатлениями. У него возникают новые запросы и интересы, ему хочется проявить себя в иных ситуациях.

Возникают также противоречия между личностью ребенка со свойственным ему своеобразием музыкальных проявлений и участием его в коллективной деятельности. Возникает проблема формирования музыкальных способностей детей с различными данными, а подчас и различной подготовкой в условиях коллективных музыкальных мероприятий. В этой ситуации как раз и необходимы (концертные) музыкальные мероприятия учреждений культуры, так как здесь дети попадают в равные условия.

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - условие для формирования целостной личности. Правильно осуществленное музыкальное развитие всегда связано с совершенствованием многих качеств и свойств ребенка.

Если дети воспитываются в духе отзывчивости на все прекрасное в жизни, если они получают разнообразные впечатления, соприкасаются с различными видами музыкальной деятельности, то формирование музыкальной культуры будет плодотворным и успешным.

Музыка всегда воздействует в единстве своего содержания и формы. Она выступает в своей непосредственной целостности. Изменение музыкального звучания вызывает новое переживание у слушающего. Оно создается в результате восприятия музыкальных образов, выраженных своеобразными сочетаниями средств выразительности. Некоторые из них выражены ярче и доминируют. Но эти выразительные средства, всегда находясь в разнообразных гармонических сочетаниях, воздействуют именно в своем комплексе. Таким образом, восприятие даже самых простейших произведений сложный процесс для ребенка. Поэтому формирование музыкальной культуры, развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям школьного возраста путем подбора произведений возможно вызвать у детей и различные эмоции. Кроме того, им прививаются простейшие навыки, закладываются первые основы слушательской культуры: умение выслушать до конца произведение, следить за егорасположением, запоминать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

Музыка - искусство, которое основывается, прежде всего, на слуховом опыте человека, использует музыкальный звук для воплощения идейно-эстетического смысла произведения, духовного развития на слушателя, общество в целом. Она усиливает влияние театра, других искусств, входя с ними в контакт, сопутствует многим сферам деятельности людей.

Само переживание прекрасного в искусстве выступает мерой более широкого отношения человека к миру - и познания, и оценки, и наслаждения, и коммуникации. В первую очередь выделяется здесь чувство красоты, которое интенсивно захватывает воображение, разум и эмоциональную сферу.

Особенности воздействия музыки проявляются и в интонации, и в ритме, и в других ее сторонах; на основании множества воспринятых музыкальных произведений постигаются типы интонаций, жанров, стилей и т.п.

Музыкальное произведение направленно к слушателю, рассчитано на возможности его восприятия, его способности. В свою очередь, восприятие музыки не является пассивным процессом, обладает творческой активностью,

Для полноценного восприятия сложных форм музыкального искусства нужна определенная внутренняя подготовка, нужен хотя бы минимальный слушательский опыт. Однако, чтобы должным образом воспринять смысл музыки, следует ясно отдавать себе отчет в том, какова специфика этого искусства.

Музыка во многом отличается от других видов искусств - ее выразительные средства и образы не столь наглядны. Музыка оперирует средствами чисто эмоционального воздействия, обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей. Ей свойственно передавать настроения людей в очень обобщенных и специфически условных звуковых образах. Путем ассоциативных сравнений, особых художественных намеков музыка создает живое представление о пространстве и движении, о темных и светлых тонах, о грандиозности или фантастической миниатюрности. Музыкальные образы, интонации и сочетания звуков нельзя перевести на язык понятий, они всегда допускают известную свободу восприятия и толкования. Вот почему в музыке часто получают звуковое выражение те же образы, что и в других искусствах.

Понимание музыкальных произведений детьми младшего школьного возраста будет способствовать формированию мировоззрения и нравственных идеалов, потребности в систематическом общении с музыкальным искусством, развитию художественного вкуса.

Культура вкуса строится на совокупности культурных факторов и выступает условием для более широкой, охватывающей всю культуру личности - культуру мышления и деятельности, когда возникает такое важнейшее качество личности, как целостность. Лишь тогда для слушателя наиболее полно раскрываются смыслы произведения. Таким образом, мы можем сказать, что формирование музыкальной культуры школьника включает в себя и развитие вкуса.

Каждый этап формирования музыкальной культуры отмечен стремлением к единству художественного мира, целостности ребенка. Но эта целостность может быть достигнута в полной мере лишь на основе гармонично развитой личности.

Каждому искусству присущи свои, особые законы отражения окружающего мира, свой выразительный язык. Присущ он и музыке, Чтобы научиться понимать этот язык, надо, прежде всего, различать элементы, из которых он состоит, ощущать их выразительные свойства.

Формирование музыкальной культуры начинается с приобретения опыта, составными частями которого является слушание музыки и творчество самих детей.

Творчество располагает детей к свободе и открытиям, к приключениям и оригинальному выражению, Музыкальная деятельность может быть тогда творческой, если в ней активно участвовать. Дети могут или импровизировать песни, или же сочинять на близкие и знакомые сюжеты.

Детская деятельность расценивается как творческая в том случае, если создается новое, раннее неизвестное индивидууму или детскому коллективу. Детское творчество оценивается не по его объективным высоким качествам, а в силу его воспитательного значения для самих «творцов».

Вторая особенность детского музыкального творчества сказывается в стремлении подчеркнуть роль эмоционального желания детей выразить свои чувства.

Теоретическая основа толкования понятия детского творчества строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей. В раннем детстве уже складывается так называемое свободное творчество, которому впоследствии суждено стать деятельностью. При этом подчеркивается значение врожденных инстинктов, преувеличивается роль бессознательных влечений и стремлений. Детское творчество понимается как самостоятельная художественная деятельность.

Источниками творчества во многих случаях считаются жизненные явления, сама музыка, музыкальный опыт, которым овладел ребенок.

Итак, говоря о сущности музыкальной культуры, важно подчеркнуть, что она помогает формировать духовные потребности ребенка, расширяет его нравственные представления, развивает интеллект, умение дать эстетическую оценку жизненным явлениям.

На основании вышеизложенного, мы можем сделать заключение, что процесс воспитания и формирования музыкальной культуры у младших школьников предполагает широкое знакомство с музыкальными явлениями, пониманием их смысла, проблем, связанных с приобщением личности к культуре, процессом включения личности в музыкальную культуру общества и усвоения ею норм, ценностей, идеалов общества через призму музыкального искусства.

Таким образом, в реализации данного подхода важное место отводится формированию музыкальной культуры личности.

«Культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» мыслитель и музыковед А.Швейцар

Культура

Культура общества деятельность Культура личности нормы законы правила

Художественная культура -

Художественная культура рассматривается как самый специфический пласт общей культуры, она охватывает определенную часть материальной и духовной культуры общества. Ценностями художественной культуры, или художественными ценностями являются произведения искусства

Художественная культура художественная художественная культура культура Общества личности художественная деятельность

Через что можно увидеть художественную культуру?

  1. Шедевры: уникальность, долговечность, коммуникативность
  2. Общественное сознание (эстетическое сознание)
  3. Главный показатель культуры личности:
  4. Эстетическое сознание личности: интеллект, чувства, духовность

Музыкальная культура

  • музыкальная культура виды музыкальной музыкальная культура
  • общества деятельности личности
  • Музык. Сознание музыкально-эстетическое
  • общества(вкусы) сознание личности
  • Музык.произведения
  • (отвечают требованиям
  • шедевра)
  • Социальные институты и
  • учреждения, связанные с
  • хранением, исполнением и т.д

Музыкально-эстетическое сознание личности – внутренний идеальный план музыкальной деятельности, образующий второй, повторяющий по содержанию музыкальной деятельности, но отличающийся по форме компонент музыкальной культуры личности

Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, выделяют несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка

Музыкальная культура ребенка Музыкальная деятельность Восприятие Исполнительство Творчество Музыкально - музыки образовательная деятельность Знания, умения и навыки Опыт Исполнительские: Творческие: Общие восприятия пение, ритмика, восприятие, знания игра на муз.инструментах выразительное о музыке, исполнение и т.д культурные навыки

Музыкально-эстетическое сознание Эстетическая Эстетические эмоции Эстетическая потребность, переживания, оценка, вкус установка, чувства интерес к музыке

С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения к миру) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение

Структура музыкально-эстетического сознания:

  • Эстетические установки
  • Эстетические потребности
  • Эстетические интересы
  • Эстетические эмоции
  • Эстетические переживания
  • Эстетические чувства
  • Эстетические оценки
  • Эстетические вкусы
  • Эстетические идеалы
  • Эстетические теории

Только для взрослого сознания

Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания выявляются довольно рано

  • До 3 лет: формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке, появляются простейшие суждения
  • С 4 года: интерес к музыке, к определенным видам музыкальной деятельности
  • С 6 года: способность мотивированной оценки, начало музыкального вкуса

Качество музыкально-эстетического сознания обуславливают:

  • Уровень развития музыкальности индивида
  • Музыкальная эрудиция
  • Знание элементарных средств выразительности и умение их опознавать и интегрировать

Основное средство, при помощи которого формируются музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом, - это сама музыка

Только музыка может вызвать (или не вызвать) эмоциональные реакции ребенка, являющиеся основой музыкально-эстетического сознания

Важно, чтобы содержание музыки (чувства, эмоции) было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик

Условия воспитания эстетического отношения детей к музыке:

  • Проблемные ситуации – приобретение музыкального опыта, освоение его творчески, самостоятельно
  • Развитие специальных художественных способностей, а также оценки, вкуса как показателей уровня музыкально-эстетического сознания детей

Культура Философский Энциклопедический словарь под ред. С.С. Аверинцева, М.: Совецкая энциклопедия – 1989 г. – стр.293. специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии «Культура» фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития в рамках определённых эпох, общественно-экономических формаций, этнических и национальных общностей. Культура характеризует также особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (Например, культура класса) или всего общества в целом.

Культура Словарь Эстетика, под ред. Беляева А. А., Политиздат, М.: 1989г., стр.167

исторически определённая ступень развития общества и человека, выраженная в результатах материальной и духовной деятельности людей, в создаваемой ими «второй природе». Понятие К. характеризует как уровень развития определённых исторических эпох, общественно – исторических формаций, конкретных обществ, наций и народностей, так и степень совершенствования различных сфер человеческой жизни. В самом широком смысле термин «К.»охватывает всё то, что определяет специфику человеческого существования в мире, в более узком – им обозначают только сферу духовной жизни людей.

Личность Философский словарь под ред. И.Т.Фролова, М.:политическая литература – 1987г., стр.238

человеческий индивид в аспекте его, социальных качеств, формирующийся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений

Шедевр Словарь Эстетика, под ред. Беляева А. А., Политиздат, М.: 1989г., стр.399

Совершенное произведение искусства, достигаемое в том случае, когда