Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Дагестан — Загадки самой романтической науки.

Дагестан — Загадки самой романтической науки.

УВИДЕТЬ АКУША И…

Поездку в Акушинский район Дагестана для журналистов республиканских СМИ организовал Дагестанский научный центр Российской академии наук во главе с его руководителем, членом-корреспондентом РАН, известным российским археологом Хизри Амирхановым . Поездка состоялась 14 августа, в преддверии Дня археолога, который отмечается ежегодно 15 августа. Группа из 10 человек рано утром собралась у здания ДНЦ на ул. Гаджиева и, усевшись поудобнее в салоне «Газели», направилась в сторону Акушинского района. Верный железный конь и ровная полоса асфальта под колесами – о чем еще может мечтать заядлый любитель путешествий? Впрочем, иногда можно даже закрыть глаза на отсутствие второго, когда красота расстилающейся вокруг природы перекрывает все неудобства от дорожных неровностей.

Наверно, не раз каждому из нас приходилось видеть подборку фотографий красивых пейзажей разных стран мира, где мысленно мы уже все побывали. Но мало кто догадывается, что по-настоящему живописная, таинственная и местами вовсе не тронутая человеком природа есть и у нас – в Дагестане. Некоторые мои попутчики, как и я, впервые ехали в этот край родной республики. Мы удивлялись, восхищались и недоумевали. Старались по дороге запечатлеть красоту на фотоаппарат. Но… способен ли объектив передать эмоции?

Нас сразу предупредили – до пункта назначения придется ехать около 3-х часов, но, оказавшись под впечатлением от увиденного, мы и не заметили, как прошло время. Беру на себя смелость и говорю за всех коллег, потому что уверена – равнодушных от этой поездки не осталось.

Проехав село Леваши, а потом и Акуша, мы очутились в местности Айникаб (Акушинский район). Здесь у местных жителей каждый год останавливаются археологи. Когда мы приехали, дома археологов не оказалось – они уже с раннего утра уходят в горы, где и расположены культурные памятники. Но во дворе и внутри дома мы увидели некоторые находки.

ИНСТРУМЕНТЫ КАМЕННОГО ВЕКА

Хизри Амирханов ознакомил нас с этими находками: – Давно это было… примерно 1,5-2,5 млн лет назад. Пока еще никто не знает, как их (древних обитателей) звали, потому как останки их пока не обнаружили, но уже многое можно сказать по тем признакам, открытым археологами. Добытые археологические находки состоят из многочисленных каменных орудий труда, следов кострища и костей животных. Основным орудием обитателей изучаемых стоянок был чоппер – массивное каменное рубящее орудие. Ну а различные кремниевые изделия использовались древними людьми в качестве ножей для разрезания туши животного, обработки шкуры животных и прочих целей.

Чтобы было ясно читателям «МИ», расскажу немного предысторию раскопок.

Археологические раскопки и исследования в Акушинском районе начались в 2006 году. Памятники относятся к эпохе палеолита – каменного века. Поводом для начала исследований послужили результаты работ, которые проводились в местности Айникаб в связи с возведением хозяйственного объекта – антенны для телефонной вышки в 2005 году.

Древний человек, как и человек современный, искал для своего обитания места, богатые ресурсами. Ресурсом жизни в те времена было наличие сырья для орудий, наличие воды, животных. А район богат кремнием, который в древности люди использовали для изготовления различных орудий. Наличие кремниевых выходов и побудило нас начать раскопки. Как оказалось, наше профессиональное чутье нас не подвело, – говорит Амирханов. (Еще в 50-х годах прошлого века дагестанский археолог Владимир Котович нашел в Акушинском районе целый ряд памятников каменного века, но эта эпоха была выделена и широко принята исследователями только в 60-х годах. – Прим. авт.).

От местности Айникаб до местности Шайхла-г I иниз тянется хребет, на котором выявлено несколько пунктов, насыщенных археологическими материалами. Это Айникаб – 1, 2, Мухкай –1, 2, а затем «Гегала шур» –1, 2, 3.

МУХКАЙСКИЕ ПАМЯТНИКИ

Чтобы попасть на Мухкай-1 и Мухкай-2, нам пришлось пересесть на машины повышенной проходимости, которые доставили нас на гору. Эти два памятника культуры находятся на возвышенности горы, но каждая в разных сторонах. Сейчас активные раскопки идут на Мухкай-2.

Значение этих памятников состоит в первую очередь в том, что они являются древнейшими не только для центральной части Дагестана, Северного Кавказа, России, но и всей Евразии. Уникальность состоит также и в том, что мощность геологических отложений, в которых и заключены археологические находки, превышает 70 метров. На всю эту толщину приходится 34 культурных слоя (сосредоточение остатков деятельности древних людей).

Эти памятники представляют историческую, геологическую летопись жизни человека и данной территории на протяжении 1,5-2,5 млн лет. Просто невозможно найти еще такие памятники, которые бы позволяли рассматривать развитие культуры на протяжении столь длительного периода в одном и том же месте, – говорит Амирханов.

Наряду с дагестанскими и московскими археологами, на памятниках Мухкай-1 и Мухкай-2 трудятся геологи, палеоботаники, палеобиологи, палеонтологи, палеозоологи и другие специалисты. Например, палеобиологи занимаются восстановлением растительности по остаткам пыльцы. Ими было установлено, что на этой территории Дагестана когда-то росли 60-метровые деревья и растительность, которые на сегодняшний день нехарактерны для Дагестана.

По результатам исследовательских работ на мухкайских памятниках написано множество статей, научных публикаций. Результаты работ вошли и в школьные учебники. И, как говорят сами ученые, благодаря этим находкам, история России удлинена примерно на 1 млн лет.

КРЕМНИЕВЫЕ ДОЛИНЫ ДАГЕСТАНА

Нам посчастливилось познакомиться и с руководителем раскопок на Мухкай-1 – научным сотрудником, кандидатом исторических наук Института археологии РАН города Москвы Алексеем Селезневым . Он рассказал, что исследование Мухкай-1 началось в 2007 году. Сначала раскапывали траншею вдоль всего памятника, на это ушло 4 года, а потом начали выборочно исследовать культурные слои. Селезнев объяснил, что памятники в основном носят названия ближайшего населенного пункта, как, например, Айникаб. А Мухкай – это такое урочье (древнее место проживания людей), которое появилось несколько тысяч лет назад. Дословного перевода слово Мухкай не знают и сами местные жители. А до памятника «Гегала–шур» 1, 2, 3 археологи еще не добрались. Московский археолог рассказал, что мухкайские памятники по культуре и возрасту идентичны. Но вот только на Мухкай-2 обнаружены кости фауны, чего не было найдено на Мухкай-1. Ученые это объясняют тем, что природные условия для этих местностей были разные. Вследствие этого на одном памятнике сохранились кости животных, а на другом – нет. А кремниевые находки находили как в первом, так и во втором памятнике.

Кремниевые желваки (необработанный кремень в известковой корке) залегают как раз в верхней части этого хребта, полтора млн лет назад эти горы были ниже. Древний человек был свидетелем формирования Кавказских гор. Сейчас мы находимся на высоте 1,5 км над уровнем моря, тогда горы были намного ниже, – рассказал Селезнев.

ДВА МЛН ЛЕТ НАЗАД ПО ДАГЕСТАНУ «БРОДИЛИ» ХОМО ЭРЕКТУСЫ…

Ученый рассказал одну историю, услышанную им от местных жителей.

За хребтом расположен населенный пункт Цуликана, что в переводе с лакского языка означает «огненный камень». Во время Кавказской войны там изготовляли для ружей порох и высекали из кремня огонь. Этот факт еще раз доказывает, насколько эти местности богаты залежами кремния.

О том, что эта территория когда-то была населена людьми, а именно прямоходящими (хомо эректусами – так их называют ученые), свидетельствует и наличие поблизости реки. По словам Селезнева, люди этого периода занимались в основном охотой, умели изготовлять орудия из кремния. А в местности Айникаб также был обнаружен очаг древнего костра, то есть люди уже тогда имели дело с огнем.

Судя по костям животных, обнаруженным на памятнике Мухкай-2, можно сделать выводы, что эта территория Дагестана носила когда-то саванный характер – здесь обитали древние слоны, жирафы, зебровидные лошади, гиены, антилопы, олени. Как говорит Селезнев, большой интерес для ученых представляют мелкие грызуны, нежели крупные животные. По скелетам мелких грызунов можно определить точный возраст периода, потому что они постоянно эволюционировали.

Алексей Селезнев поделился и своими впечатлениями о Дагестане. Впервые он приехал в республику в 2003 году с экспедицией, возглавляемой Хизри Амирхановым. До приезда в Дагестан экспедиция побывала в Калмыкии, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии и только потом приехала в Дагестан. По итогам этой экспедиции, как рассказывает Селезнев, самые интересные памятники были обнаружены как раз в Дагестане.

В 2006 году он уже вторично приехал в Дагестан, чтобы уже основательно заниматься раскопками. На протяжении уже 10 лет каждый год летом он приезжает на раскопки, а в остальное время занимается исследованиями находок в лабораторных условиях.

Дагестан – это великолепный край и с точки зрения культуры, и природы. История археологии самого Дагестана очень интересна. Мы практически попали на курорт. В прошлом году мне лично посчастливилось участвовать и в раскопках Дербента, где были сделаны сенсационные открытия. А в основном мы бываем в Акушинском районе, чувствуем себя уже частью этой местности. И еще раз убедились, насколько трудолюбивы, добры и гостеприимны дагестанцы, – поделился впечатлениями Селезнев.

P . S . Ничто в истории не исчезает бесследно. Первобытные орудия труда терялись в пещерах и покрывались землей. Пески пустынь заносили разгромленные завоевателями или разрушенные землетрясениями города. C о временем менялись очертания берегов, уходили под воду прибрежные участки земли, а где-то появлялись горы… Археологические раскопки помогают раскрыть тайну мироздания – как жили наши предки в далекой древности, когда еще не было письменности и не осталось никаких свидетельств тех времен, кроме материальных предметов. Пример тому – раскопки мирового значения в Акушинском районе, где археологи с каждым годом разгадывают все новые и новые тайны истории.

Рабочий стол доктора исторических наук, профессора, зам. Председателя Дагестанского научного центра РАН, зав. отделом археологии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Муртазали Гаджиева прямо-таки музей археологических артефактов. За каждой вещицей кроется целая эпоха, история. Я разглядываю монету, найденную в «домике» Петра I, а он достает из сейфа уникальную находку – рукоять ножа из слоновой кости с персидской надписью, аж XI-XII вв. И как тут не залюбуешься? После изучения эти ценности пополнят коллекцию Дербентского музея-заповедника. Интересуюсь, каким выдался уходящий год для дагестанских археологов?

— Напряженным. Экспедиционные исследования велись почти целый год. На днях завершились работы в Дербенте, начатые в марте. С февраля были продолжены раскопки на территории будущего водохранилища Гоцатлинской ГЭС, которые ведутся уже около двух лет. Работали экспедиции в Акушинском районе на памятниках раннего каменного века, в бассейне реки Рубас на Паласа-сыртском курганном могильнике эпохи Великого переселения народов. Наиболее масштабные работы в этом году велись в Дербенте, на нескольких объектах. За 45 лет стационарных исследований впервые в городе были проведены охранно-спасательные археологические раскопки, и они превзошли по своим результатам все наши ожидания, показали чрезвычайную научную и общественную важность таких работ. Негативная ситуация в условиях, когда город особенно бурно стал застраиваться и архитектурно изменяться в последние два десятилетия, в том числе в охранной зоне, сложилась из-за ненадлежащего отношения администрации города к памятникам Дербента и бездействия Дагестанского комитета Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, который возглавляет руководство города.

Работали экспедиции в Акушинском районе на памятниках раннего каменного века, в бассейне реки Рубас на Паласа-сыртском курганном могильнике эпохи Великого переселения народов.

В марте-мае, а затем в августе-декабре Дербентская экспедиция Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН провела раскопки в нижней, приморской части города, которая в позднем средневековье именовалась дербентцами перс. Шехер-Юнан («Греческий город»), а в XVIII-XX вв. – перс. Дубара («Две стены»). Эта территория города была заселена в IX — нач. XIII в. и после монгольского нашествия почти не обживалась вплоть XIX в., т.е. на протяжении 500 лет. В ходе проведенных раскопок были выявлены мощные культурные напластования IX — нач. XIII в., связанные с ними архитектурные и хозяйственные остатки — мечети и площадки для омовения, жилых и бытовых помещений, виноградные давильни, установленные в грунт крупные хозяйственные сосуды, хлебные печи-тендиры, многочисленные находки. Это, прежде всего, великолепные образцы местной глазурованной и неполивной керамической посуды, фрагменты импортной иранской керамики, стеклянные браслеты, медные монеты… В июне-августе во исполнение поручения Президента РФ В.В. Путина, данного Правительству РФ, Правительству РД и РАН, велись крупные работы на культовом мусульманском памятнике X- начала XIII в., выявленном на ул. Мамедбекова в Дербенте.

— Есть ли артефакт, который вызвал у Вас наибольший интерес?

— Да! Среди находок этого года особо выделю уникальный, не имеющий аналогов нож из слоновой кости с изящной орнаментальной резьбой и 4-строчной персидской надписью XI-XII вв., представляющей неизвестное любовное рубаи. Часть текста уже переведена нашим иранистом Патимат Алибековой. Там есть и такая строка: «Пусть я буду объят пламенем из-за разлуки [с тобой]».

— Муртазали Серажутдинович, в нижней части города была обнаружена землянка Петра I, какова ее дальнейшая судьба?

— Вернее, сказать, то, что осталось от землянки. Раскопки велись в сентябре-ноябре на территории колонного павильона, который в XIX веке был возведен над землянкой Петра I. В период Гражданской войны она была разрушена, в советский период само колонное здание использовалось под хозяйственные нужды, затем было превращено в жилой дом. В результате работ мы обнаружили впечатляющие остатки полуземлянки с двумя комнатами и серию интересных находок. Среди них выделю две медные монеты –полушки или четверть копейки, которые чеканили в 1718-1722 годах в период правления Петра I. И эти находки документируют ее существование в период Персидского похода 1722 г., когда Петр I в течение нескольких дней пребывал в Дербенте. Раcкопки и работы по созданию музея Петра I в Дербенте финансирует группа «Сумма» и Благотворительный фонд «Пери». Выявленная землянка займет центральное место в экспозиции, будет накрыта стеклянным перекрытием. Кстати при раскопках в нижней части города, были выявлены и погребения солдат Дербентского гарнизона, датируемые 1722-1735 гг. Костные остатки их уже изучены антропологами и скоро они будут торжественно перезахоронены на территории военной части ФПС ФСБ РФ.

— По словам моей знакомой, в с. Джаба, где никогда не проводились археологические исследования, буквально на поверхности можно обнаружить битую керамику, кости… По какому принципу выбирается объект для археологического исследования?

— На территории практически каждого селения в Дагестане или рядом с ним находятся археологически памятники. Дагестан очень богат объектами археологического наследия. Сейчас зарегистрировано свыше 2 тысяч памятников археологии и каждый год их число увеличивается. В этом деле археологами института проводится большая работа вместе с Управлением по охране памятников культурного наследия Министерства культуры РД. Выявлены далеко не все памятники. Можно представить, сколько их может быть, если хронологический диапазон, охватывающий историю Дагестана, насчитывает почти 2 млн. лет. Здесь стоит вопрос о сохранении объектов археологического наследия. И археологические раскопки ведутся в двух направлениях. Это работы по грантам Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований на нескольких базовых, первостепенных памятниках. И второе направление – это охранно-спасательные работы на новостройках, в местах, где планируются строительство, земельные работы, которые могут повредить или уничтожить памятники. Эти работы порой носят масштабный характер. Так для исследования памятников в Дербенте и в зоне Гоцатлинской ГЭС мы пригласили археологов, антропологов, почвоведов и других специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Владикавказа.

— Работы, запланированные на 2014 год, выполнены в полном объеме. Касательно полевых работ, в следующем году дагестанские археологи продолжат исследования по грантам в Акушинском районе, Дербенте и на Паласа-сыртском курганном могильнике. Очевидно, будут проведены охранно-спасательные работы на ряде объектов. Кроме этого, каждым археологом проводится кабинетная аналитическая работа, выполняются плановые научно-исследовательские темы, пишутся статьи, книги. В итоге – реконструируемая буквально по крупицам история «Страны гор».

1. К этой еде у многих любовь,
Рис, много мяса, лук, морковь.
Кушать его каждый день я готов.
Называется блюдо «Узбекский …….» (Плов)

2. У пророка на лице росла,
Примером внешности была.
Мужчину украшает,
От женщин отличает. (Борода)

3. С неба капает вода
Освежает города,
Повышает урожай,
Стал зеленым, ярким край! (Дождик)

4. Пророк их любил,
С другими делил.
На пальмах растут,
На ифтар их жуют. (Финики)

5. В них должен верить каждый из нас,
Они выполняют Аллаха приказ!
Их не можем видеть мы,
Из света созданы они. (Ангелы)

6. «Ночным светилом» его называют,
Он путникам дорогу освещает,
Определить начало Рамадана помогает,
И просто наше небо украшает! (Луна, полумесяц)

7. Сердцем суры «Бакара» является,
После каждой молитвы читается. (Аят аль-Курси)

8. Это животное как грузовик,
Людей и поклажу таскать он привык.
Летний зной и жару совсем не боится,
Без воды он может долго обходиться. (Верблюд)

9. Пушистый, рыжий хвостик
По веткам прыг да скок,
Кедровые орешки собирает впрок! (Белка)

10. В синем море великан
Волны сильные гонял.
Приказ Аллаха получил
И Юнуса проглотил. (Кит, большая рыба)

11. Этот пророк не умер, он жив.
На землю он спустится снова.
И христианам всю правду открыв,
Даджаля убьёт он сурово! (Иса ибн Марьям)

12. Он был дядя пророка,
Отважный и храбрый!
На защиту ислама встал он однажды.
Он часто ездил на верблюде.
Погиб же в битве при Ухуде. (Хамза)

13. Его называли «Меч Аллаха»
Он не знал поражений
И не чувствовал страха! (Халид ибн Валид)

14. Этот овощ очень любим в России,
Его жарят, парят и варят в мундире! (Картофель)

15. Дочка Пророка,
Жена Али.
Имя скорее её назови! (Фатыма)

16. В море волны гоняет,
В небе тучи сдвигает,
А в лесу он деревья качает. (Ветер)

17. Этот намаз по счету третий,
В Судный день за него мы все ответим. (Аср намаз)

18. Этот намаз перед сном мы читаем,
Потом со спокойной душой засыпаем. (Иша - Ночной намаз)

19. Без него наш намаз недействителен,
И эффект у него освежительный! (Тахарат)

20. На том языке наш пророк общался,
Его изучать мы должны стараться.
На нём говорят много стран,
А также ниспослан Кур’ан! (Арабский язык)

21. Внешне муслим,
Внутри неверный.
Как называют таких? …….. (Лицемеры)

22. Этот продукт в Коране встречается,
Вкусный суп из него получается.
Мусы народ её очень любил,
И забывать совсем не спешил. (Чечевица)

23. Когда слова эти читаются
Шайтаны сразу разбегаются.
Слышим мы их в день пять раз,
Они зовут нас на намаз. (Азан)

24. Этот напиток всемирно известный,
Вкусный, душистый и очень полезный.
В общем в любую страну поезжай,
Встретишь повсюду горяченький ……. (Чай)

25. Для религии спасенье —
Великое переселенье!
Пророк Мухаммад совершил,
Из Мекки в Ясриб поспешил. (Хиджра)

26. Это пятый столп в Исламе,
Его совершить я мечтаю давно.
Отправиться в путь к Священной Каабе
Лишь у Аллаха прошу Одного! (Хадж)

27. У меня есть конь железный,
Он большой и очень резвый!
Скорости на нем меняю,
И отлично управляю! (Спортивный велосипед, мотоцикл)

28. Пользовался им пророк,
Преподнёс и нам урок:
Чем нам зубы очищать,
От болезней защищать! (Мисвак)

29. Время, когда солнце появляется
И вокруг всё сразу оживляется! (Утро, восход)

30. Ползет по земле, миллионами в ряд,
Отряд насекомых — рабочих ребят. (Муравьи)

Юлия Александрова
Сценарий фольклорного праздника «Дагестан мой былинный» в подготовительной группе

Цели : развивать познавательную активность детей, закреплять представление детей о декоративно-прикладном искусстве народов Дагестана .

Участники : дети старшего дошкольного возраста.

Оформление : панно с изображением села на фоне горного ландшафта. В центре сцены реконструкция горной сакли с использованием предметов быта горцев : посуда, ковры, мебель и т. д. На стенах вывешены рисунки с изображением героев из дагестанских народных сказок .

Предварительная работа : Рассматривание карты Дагестана-страны гор . Беседы о людях разных национальностях, населяющих Дагестан , о декоративно-прикладном искусстве, разучивание малых форм фольклора народов Дагестана . Экскурсии в Дагестанский музей изобразительных искусствДагестанский государственный краеведческий музей. Чтение произведений дагестанских поэтов Н . Юсупова, Р. Гамзатова, Р. Рашидова и др. Рисование, лепка по замыслу детей по мотивам дагестанских сказок , по впечатлениям об увиденном во время экскурсий в музеях.

Ход праздника:

Ведущая : Добрый день, дорогие ребята! Недавно мы с вами посетили Дагестанский музей изобразительных искусств и Дагестанский государственный музей истории и архитектуры. Мы побывали в гостях у мастера по декоративной обработке металла. Мы узнали много нового и интересного о Дагестане , о бытовой культуре разных народов, о предметах быта, национальных костюмах, различных украшениях, которыми пользовались и носили наши предки. Мы любовались работами лучших мастеров декоративно - прикладного искусства. Мы познакомились с работами художников, в которых нашли отражение исторические события, происходившие в Дагестане в далеком прошлом . Все, что мы увидели, о чем нам рассказали экскурсоводы - это наше материальное наследие, оставленное нам нашими предками. Сегодня мы продолжим наше знакомство с традициями Дагестана , но уже с его духовным наследием.

Наш народный поэт Расул Гамзатов назвал Дагестан былинным . Поэтому сегодняшнее праздничное мероприятие мы так и нашали - «Дагестан наш былинный » .

Сказки, сказания, присказки, потешки, загадки, пословицы и поговорки слагали народы Дагестана веками . В них людская мудрость, в них любовь к детям, к своему краю, к его людям.

Ребята, давайте вспомним потешки, колыбельные песни, заклички, прибаутки, которые читали и пели вам ваши мамы и бабушки

Первый ребенок.

Первый дождь весенний,

Заячий, олений!

Солнце светит,

Ливень льет,

Лис в лесу Лису зовет. Кукареку! (табас.) .

Второй ребенок :

Лейся, дождик по лесу-

Подарю тебе овцу!

Если хлынешь, как река,

Подарю тебе быка! (авар.) .

Третий ребенок :

Кисонька- умница,

Смотрит в окно :

Сонная улица, Сыро, темно.

Кисонька - умница Дай нам ответ :

Солнце сегодня Проглянет иль нет? (лезг.) .

Четвертый ребенок :

(Девочка исполняет колыбельную песню, качая люльку) ;

Месяц по небу плывет Песню соколу поет,

Илай-лай, лай-лай, лай-лай,

Спи, мой сокол, засыпай!

Снитесь, сладостные сны,

Ждать недолго до весны,

Илай-лай, лай-лай, лай-лай,

Спи, мой сокол, засыпай!

Вырастает мой сынок,

Расцветает, как цветок,

Илай-лай, лай-лай, лай-лай,

Спи, мой сокол, засыпай! (дарг.) .

Ведущая : Ребята, а сейчас я хочу удивить вас хитроумными загадками. Ими славятся народы горного Дагестана . Попробуйте отгадать их.

Загадки :

Не игла, да уколю,

Не огонь, да опалю! (авар.) (Крапива)

До утра глядели в потолок,

Утром уходили за порог (лаке.) (Обувь)

Плавал и плескался А сухой остался (кум.) (Гусь)

Что за чудище ползет, Солнце светлое крадет? (лезг.) (Туча)

Живая плеть

Блестит как медь (лезг.) (Змея)

Посмотрите, синий пруд.

Гуси белые плывут (таб.) (Облака)

Белый камушек катается,

А уронишь - разбивается (кум. (Яйцо)

Длинная-предлинная была,

А достать до крыши не могла. (Дорога)

К реке спустился налегке,

А стал тяжел- Домой пошел (авар.) .(Кувшин)

Мост построит в высоту,

Сам же ходит по мосту (лак.) (Паук)

Ведущая : Наступило время спеть и поиграть. Я предлагаю вам принять участие в игре - попевке «Зулейха» .

(Исполняется игра-попевка «Зулейха» на слова кумыкские народные, обработка 3. Кабыдовой).

Ведущая : У каждого дагестанского народа свои самобытные игры, переходящие из поколения в поколения. И сегодня мы с вами сыграем в некоторые из них.

«Подними платок» .

Игроки становятся в круг, в центр которого кладут головной платок. Звучит национальная мелодия и все танцуют дагестанскую лезгинку . С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок,

Правила игры. Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратит играть музыка.

Следующая игра называется «Надень папаху»

Мальчик-джигит сидит на стуле. На восемь - десять шагов от него отводят водящего и поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему завязывают глаза поворачивают кругом, дают в руку папаху, Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на голову джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети.

Правила игры : Водящий не должен подсматривать; играющие не должны помогать водящему и подсказывать.

Ведущая : Какие молодцы, ребята! Как много вы знаете интересных игр! А сейчас я вам напомню мудрые народные изречения, а вы объясните их значение.

Схватился за рули на двух лодках - упадешь в воду. (дарг.)

Хорошее дело не имеет поражения,

А дрянному - нет победы, (авар.)

Кто с оленем дружит, тот,

Как олень благородным будет, (лезг.)

У лжи хвост короткий, (лезг., авар., дарг.)

Ведущая : Дагестанцы , очень дружный, гостеприимный народ. Дружба дагестанцев скрепляется добром , заботой, умением жить с соседом.

Инсценировка о дружбе и гостеприимстве

1 ребенок - Ассалам - аллейкум, сосед!

2 ребенок - Ассалам - аллейкум!

1 ребенок - Печка топится сосед?

2 ребенок - Топится, сосед!

1 ребенок - Видно, варится обед?

2 ребенок - Варится обед!

1 ребенок - Чую, каша варится?

2 ребенок - Как же, каша варится!

1 ребенок - Каша чем заправится?

2 ребенок - Маслицем заправится! Заходи, сосед, садись, Кашей нашей угостись!

В заключение инсценировки дети танцуют «Лезгинку»

Ведущая : Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. В нем необыкновенные письма и телеграммы - загадки. Эти письма и телеграммы - загадки прислали дети из горных районов Дагестана . Вам предстоит отгадать из каких произведений данные отрывки. Кто начнет первым? Выберем первого с помощью считатки :

На льду барашек танцевал

Барашек рожки потерял

Шел мимо старый хитрый волк

Барашка он зубами щелк. (авар.) .

Выходит ребенок, достает конверт, протягивает его ведущему.

Ведущая : Это письмо пришло из горного селения Акуша от девочки по имени Патимат.

Патимат спрашивает :

Рано утром серый волк

Повстречал козленка

И козленка серый волк

Спрашивает громко :

Отвечай мне, козлик серенький,

Отвечай мне, козлик маленький.

Что у тебя на ножках?

Носочки пухов-в-в-вые.

Из какого это произведения?

Ответ : Н. Юсупов «Серый волк и три сереньких козленка»

(следующий ребенок выбирается с помощью считалки)

Считалка :

Я с тобою - двое нас,

Телка под горою -трое,

Вот осел бредет устало-

Раз, два, три -четыре стало.

Вон корова-пять иль шесть?

Надо снова перечесть! (авар.)

Ведущая : Это письмо пришло из Ахтынского района. Пишет нам девочка по имени Фатима. Послушайте ее задание :

Рано утром голубок прилетел на бугорок.

Видит, чудо целое- маленькое, белое.

Из земли глядит росток- просит он воды глоток;

Голубь, голубь, без воды

Пропадут твои труды.

Ответ : Н. Юсупов «Голубь и пшеничное зерно» .

Следующий ребенок выбирается с помощью новой считалки.

Считалка :

Ой-pa, ой-pa,

Не догнать нас никогда,

Мы быстрее козлика,

Верблюжонка, ослика, (лезг.)

Ребенок достает конверт из «волшебного сундучка» , протягивает его ведущему.

Ведущая : (читает телеграмму) «Всем! Всем! Всем! Продается хвост удивительной красоты. Прилетайте! Плывите! Бегите! Выбирайте какие хотите!».

Ответ : Н. Юсупов «Почему у лягушки нет хвоста» .

Следующий ребенок выбирается с помощью табасаранской считалки.

Считалка :

Размотала я клубок,

Завязала узелок,

Завязала два узла,

Три ковра я соткала.

Красный, синий, голубой - Выбирай себе любой!

Ребенок достает следующий конверт из «Волшебного сундучка» , протягивает его ведущему.

Ведущий (читает письмо) : А это письмо пришло к нам из селения Гуниб. Пишет нам мальчик по имени Магомедгаджи. Слушайте внимательно и постарайтесь угадать.

Однажды балхарец - гончар.

Повез на продажу товар

Ходил он с товаром повсюду,

Но люди не брали посуду.

Богатым - подай серебро-

К чему им из глины добро?

Купили бы бедные люди,

Но, что им держать в той посуде..

Ответ : Р. Рашидов «Умный Балхарец» ,

Ведущая : И последнее письмо пришло к нам из селения Хучни табасаранского района от мальчика по имени Рамазан. Выбирается ребенок с помощью следующей считалки :

Эбел-бебел, Чина,зара,

Мы ходили по базару,

Две дубинки покупали.

Без заминки испытали.

Почему в глазу рябит?

Эбел,бебел,

Глаз подбит, (с цахур.)

Ведущий зачитывает письмо :

Жила-была в одном ауле женщина по имени Хала - Ава. Злая- презлая. Никого она не любила, всех только обижала и бранила. Соседи даже во двор к ней заходить боялись. Собирала однажды она у себя в саду орехи.». Ответ : «Хала - Ава и петушок» .

Ведущий : Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете произведения

дагестанских писателей и устного народного творчества народов Дагестана .

Дагестан - это страна гор . На склонах гор лепятся аулы. В каждом из них мерилом человеческого достоинства считались мужество и честь. Каждый аул Дагестана чем-нибудь да славен!

Например, аул Балхар славится гончарным ремеслом.

Первый ребенок :

Самые прекрасные кувшины Делают из обычной глины,

Так же как прекрасный стих Создают из слов простых.

Ребенок демонстрирует произведения мастеров селения Балхар.

Ведущий : Аул Кубачи славится искусной гравировкой по золоту и серебру.

Второй ребенок :

Тайну кубачинского искусства

Не ищите в нитках серебра,

Носят тайну этого искусства В сердце кубачинцы - мастера.

Ребенок демонстрирует изделия кубачинских мастеров.

Ведущий : Аул Унцукуль известен мастерством насечки и резьбы по дереву.

Третий ребенок :

Хоть и веселый на ней узор,

У тех, кто с нею - печален взор.

(Ребенок демонстрирует изделия унцукульских мастеров) .

Ведущий : Аул Цумада славен выделкой бурок из белой и черной овечьей шерсти. Четвертый ребенок :

Она хоть черна, не дает тепла тем людям,

Чья душа черна, а не бела.

Ведущий : Дагестанцы очень веселый народ . Любят меткое слово, смех, юмор, но больше всего ценят дружбу. Дружба между народами - самое дорогое и великое богатство Дагестана . Она построена и веками держится на прочной основе. И мы должны дорожить этим богатством, если мы хотим мира и процветания нашего края.

Звучит песня «Приезжайте в Дагестан » . Музыка и слова К. Касумова.

Ребенок (обращаясь ко всем присутствующим в зале) :

Давайте будем дружить друг с другом!

Как птица с небом, как ветер с лугом,

Как парус с морем, трава с дождями,

Как дружит небо со всеми нами!

Звучит композиция «Дагестан » в исполнении Д. Гамзатовой. Дети и взрослые запускают воздушные шары.

Ведущий :

Пусть тропинки и дорожки не заканчиваются,

Пусть улыбки, смех и юмор продолжаются!

Потому что радость и веселье с нами не прощаются. Люди добрые пусть на пути встречаются!

До новых встреч!