Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Цветовые иллюзии, обманывающие наш мозг (18 фото). Иллюзии цветового зрения

Цветовые иллюзии, обманывающие наш мозг (18 фото). Иллюзии цветового зрения

Помните ирландские сказки о леприконах, охраняющих горшочки с золотом там, где "кончается" радуга?

Оказывается, радуга существует только в нашем восприятии - на самом же деле ее не существует.
Поэтому и невозможно найти края радуги. А потому и золото леприконов:)
Почему так? Добро пожаловать под кат... Отдельный привет lora_in за любопытность:)

Ра́дуга — атмосферное, оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое при освещении Солнцем (иногда Луной) множества водяных капель (дождя или тумана). Радуга выглядит как разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра (от внешнего края: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Это те семь цветов, которые принято выделять в радуге в русской культуре, но следует иметь в виду, что на самом деле спектр непрерывен, и его цвета плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков.

Центр окружности, описываемой радугой, лежит на прямой, проходящей через наблюдателя и Солнце, притом при наблюдении радуги (в отличие от гало) Солнце всегда находится за спиной наблюдателя, и одновременно видеть Солнце и радугу без использования оптических приспособлений невозможно . Для наблюдателя на земле радуга обычно выглядит как дуга, часть окружности, и чем выше точка наблюдения — тем она полнее (с горы или самолёта можно увидеть и полную окружность). Когда Солнце поднимается выше 42 градусов над горизонтом, радуга с поверхности Земли не видна.

А теперь самое интересное...

Невероятно, но в окружающем нас мире красок нет. Цвет — это лишь иллюзия, созданная мозгом и в физической реальности не существующая.

Посмотрите вокруг себя. Вас с самого рождения окружает иллюзия, «дополнительная реальность», которая настолько привычна, что, подобно воздуху, для нас абсолютно незаметна.

Например, радугу человек показывает как бы только себе: ее существование связано с особенностями человеческого зрения и зависит от конических фоторецепторов в глазах — для других живых существ, не имеющих подобных конусов-колбочек, радуга вообще не существует. Таким образом, вы не просто смотрите на радугу — вы создаете ее.

Более подробно об устройстве сетчатки глаза можно прочитать .

Дадим слово Эрвину Шредингеру, нобелевскому лауреату по физике, одному из создателей квантовой механики, более известному широкой публике благодаря одному коту : «Если вы спросите у физика, что в его понимании есть желтый свет, он вам ответит, что это поперечные электромагнитные волны, длина которых примерно равна 590 нанометрам (нм). Если вы спросите его: „А где тут желтый?“, — то он ответит: „В моей картине его нет совсем, но, когда эти колебания попадают на сетчатку здорового глаза, у человека, которому принадлежит этот глаз, возникает ощущение желтого цвета“».

Однако ощущение цвета невозможно объяснить в рамках объективной картины волн света, имеющейся у физиков. Доказательством тому служат зрительные иллюзии, цветные сны с закрытыми глазами и люди, споcобные видеть цвет иными органами чувств.

Обман зрения

Зрительные иллюзии раскрывают некоторые аспекты того, как работает зрение. Если пристально смотреть на точку в центре черно-белого изображения в течение 15 секунд, то картинка обретает краски.

Давайте посмотрим на еще одну иллюзию. По-русски она называется «бегущий салатовый круг», на английском звучит как «сиреневый охотник». Основана она на эффекте Трокслера.

Что здесь необычного? Через мгновение на месте пропадающих фиолетовых пятен появляется зеленое пятно, движущееся по кругу. Но его ведь в реальности нет! Электромагнитные волны из диапазона спектра 500-565 нанометров физически не попадают на сетчатку человеческого глаза. Это так же необычно, как если бы мы слышали мелодию песни и при этом на барабанную перепонку не поступали бы звуковые колебания. А если сконцентрироваться на крестике, то фиолетовые пятна пропадают вовсе.


Вот статический кадр из гифки выше, который отображает реальность. Физически присутствуют только фиолетовые кружки. Зеленого нет ни на одном из кадров. Это еще одно подтверждение нефизической природы цвета. Более того, когда мы видим цветные сны, глаза вообще закрыты.


Сконцентрируйте взгляд на центре картинки. Через некоторое время расплывчатые цветные образы исчезнут и превратятся в сплошной белый фон. Картинка не gif. Здесь, напротив, электромагнитные волны, отвечающие за цвета, попадают к нам в глаза, но цвета мы перестаем видеть.

Если посмотреть на центральную плитку кубика на вершине и на стороне, повернутой к нам, то видно, что в первом случае она имеет коричневый цвет, а во втором — оранжевый. Это наше восприятие реальности. Но физическая реальность такова, что эти две плитки одного и того же цвета.


Цветные цифры

«Я сказала моему отцу: я поняла, что, для того чтобы написать букву „R“, все, что я должна сделать, — это сначала написать „P“ и затем провести линию вниз от ее петли. И я была так удивлена, что могу превратить желтую букву в оранжевую букву, только добавив линию!» — писала Патриция Лин Даффи, писатель и синестетик .

У некоторых людей раздражение одних органов чувств вызывает как специфические для него ощущения, так и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Это явление называется синестезией, что с греческого переводится как «совместное чувство». То есть человек может смотреть на движущиеся картинки и при этом слышать звук. Или для него каждая цифра или буква может иметь собственный цвет, как на рисунке ниже. Цветные цифры — это самый распространенный вид синестезии. Кстати, интересно, что увидит Патриция, если оранжевая для нее «Р» будет написана салатовыми чернилами?

То есть совсем не обязательно, чтобы цвет был связан с определенной длиной электромагнитной волны. Цвет может порождаться звуковыми колебаниями, а звук, например, определенной анимацией.

Нобелевский лауреат по физике Ричард Фейнман говорил: «Когда я вижу уравнения, я вижу буквы в цвете — я не знаю почему». Он тоже был синестетиком.

Джеймс Ваннертон чувствует слова на вкус. Нью-Йорк для него по вкусу как вареное яйцо, а Лондон — как картофельное пюре. А другой человек, Макаллистер, видит музыку. У него на звук реагируют участки, отвечающие за слух и зрение. Поразительно, что он слеп с 12 лет: «Когда я слышу музыку, у меня перед глазами появляются разноцветные вспышки, мне кажется, что вижу даже больше прекрасных цветов, чем зрячие люди».

И, чтобы проверить, не врут ли люди и не сумасшедшие ли они, разработаны вот такие тесты, как на рисунке ниже. На листке напечатано много пятерок и двоек. Обычный человек сравнительно долго ищет двойки, для него все цифры на одно лицо. Синестетику же не нужно время на рассматривание каждой цифры. Он сразу видит образуемую двойками красную пирамиду.


Феномен цвета

Учеными проводились эксперименты на восприятие искусственными нейронными сетями (ИНС) иллюзий. Восприятие освещенности выбранной точки зависело от окружающей структуры, от контекста, в которой она находилась. Также на формирование иллюзии влиял предыдущий опыт, стереотипность восприятия. Например, люди видят лицо выпуклым, не только когда оно реально выпуклое, но и в случае если это оборотная часть маски, то есть вогнутая внутрь фигура.

Мы живем в своей информационной реальности. Цвет лишь иллюзия, созданная мозгом, в физической реальности не существующая. В зависимости от ожиданий, контекста, ментальных моделей мозг может произвольно изменять цвета объектов. Что трудно было бы себе представить, если бы цвет был реальным физическим феноменом.

Цвета — это определенная форма языка. Когда мы видим один цвет — мы видим нечто неопределенное, несамостоятельное, что-то вроде одного слова в языке. Интерпретация же этого «слова» происходит, если мы его помещаем в «предложение» и его контекст. А электромагнитные волны — это, по-видимому, сущности, представленные для нас в двух ипостасях: экзистенциональной, как часть физической реальности, и денотативной, как и чернильные пятна на бумаге, сформированные в осмысленные для нас конфигурации, слова, имеющие смыслы, как часть реальности информационной.

Кстати, даже если будет раскрыта природа цвета в нашем сознании, возникает вопрос, а почему цвета именно такие, какими мы их видим? Это обусловлено нашим строением или это, может быть, было как-то случайно выбрано в ходе эволюции, как случайно были выбраны именно такие, а не иные буквы для алфавита? Каково это видеть мир в ультрафиолете или в гамма?

Также из этого следует, что наш мир, видимо, не только некрасочен, но еще и беззвучен. И на вопрос, слышен ли звук падающего дерева в лесу, если рядом никого нет, можно дать ответ. Нет, не слышен. Физика сохраняется. Дерево падает, распространяются колебания воздуха. Но звук рождается в мозге наблюдателя.

Дзэнский коан о том, "Как звучит хлопок одной ладонью " теперь приобретает совсем интереснейший смысл:)


И еще - так жив ли или же мертв бедный котик Шредингера? :)

Немного магии и сейчас я обману ваш мозг

Фигуры лошадок имеют одинаковый цвет!

Нас с самого рождения окружает иллюзия, так называемая дополнительная реальность, созданная нашим мозгом. Она настолько привычна для нас, что мы ее совсем не замечаем. Это иллюзия цвета. К примеру, радуга. Мы не смотрим на радугу, мы сами «создаем» ее. То, что мы видим, на самом деле связано с особенностями человеческого зрения — для других живых существ, не имеющих подобного строения глаза, радуга вообще не существует.

Вот несколько доказательств того, как легко обмануть наши глаза.

Сколько цветов на картинке?


Голубые и зеленые спирали на самом деле одного цвета — зеленого. Голубого цвета тут нет.

Не согласны - тогда смотрите далее!



Коричневый квадрат в центре верхней грани и «оранжевый» в центре передней грани — одного цвета.


Посмотрите внимательно на доску. Какого цвета клетки «А» и «В»? Кажется, что «А» — черного, а «В» белого? Правильный ответ ниже.


Клетки «B» и «A» — одного цвета. Серого.


Кажется, что нижняя часть фигуры светлее? Закройте пальцем горизонтальную границу между верхней и нижней частями фигуры.


Сколько здесь цветовых оттенков, если не считать белый? 3? 4? На самом деле всего два — розовый и зеленый.


А какого цвета квадраты здесь? Только зеленого и розового цвета.

Обман зрения


Смотрим на точку, и серая полоска на оранжевом фоне становится… голубой.


На месте пропадающих фиолетовых пятен появляется зеленое пятно, движущееся по кругу. Но его ведь в реальности нет! А если сконцентрироваться на крестике, то фиолетовые пятна пропадают.


Если пристально смотреть на точку в центре черно-белого изображения 15 секунд, то картинка обретает краски.


Смотрите в центр на черную точку в течении 15 секунд. Изображение станет цветным.


Смотрите 30 секунд на 4 точки в центре картинки, после чего переместите взгляд на потолок и поморгайте. Что вы увидели?


На пересечениях всех белых полос, за исключением того пересечения, на котором вы фиксируете взгляд в данный момент, видны маленькие черные пятна, которых на самом деле нет.

Исчезновение


Если пристально несколько секунд смотреть на точку в центре, серый фон исчезнет.

Сконцентрируйте взгляд на центре картинки. Через некоторое время расплывчатые цветные образы исчезнут и превратятся в сплошной белый фон.

Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета. Одним из свойств, относящихся к цветному зрению можно считать явление смещения максимума относительной видности при переходе от дневного зрения к сумеречному.

При сумеречном зрении (низких освещенностях) не только понижается чувствительность глаза к восприятию цветов вообще, но и в этих условиях глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красный, оранжевый) и повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синий, фиолетовый).

Можно указать на ряд случаев, когда мы при рассматривании цветных объектов также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями.

Во-первых, иногда о насыщенности цвета объекта мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету других, окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на светлом.
Великий художник и ученый Леонардо да Винчи писал: "Из цветов равной белизны тот кажется более светлым, который будет находится на более темном фоне, а черное будет казаться более мрачным на фоне большей белизны. И красное покажется более огненным на более темном фоне, а также все цвета, окруженные своими прямыми противоположностями."

Во-вторых существует понятие собственно цветовых или хроматических контрастов, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Можно привести множество примеров воздействия на глаз цветовых контрастов. Гете, например, пишет: "Трава, растущая во дворе, вымощенном серым известняком, кажется безконечно прекрасного зеленого цвета, когда вечерние облака бросают красноватый, едва заметный отсвет на камни." Дополнительный цвет зари - зеленый; этот контрастный зеленый цвет, смешиваясь с зеленым цветом травы и дает "безконечно прекрасный зеленый цвет".

Гете описывает также явление так называемых "цветных теней". "Один из самых красивых случаев цветных теней можно наблюдать в полнолуние. Свет свечи и лунное сияние можно вполне уравнять по интенсиности. Обе тени могут быть сделаны одинаковой силы и ясности, так, что оба цвета будут вполне уравновешиваться. Ставят экран так, чтобы свет полной луны падал прямо на него, свечу же помещают несколько сбоку на надлежащем расстоянии; перед экраном держат какое-нибудь прозрачное тело. Тогда возникает двойная тень, причем та, которую отбрасывает луна и которую в то же время освещает свеча, кажется резко выраженного красновато-темного цвета, и, наоборот, та, которую отбрасывает свеча, но освещает луна - прекраснейшего голубого цвета. Там, где обе тени встречаются и соединяются в одну, получается тень черного цвета."

Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза.

Посмотрите на картинку (ниже), приблизившись вплотную к правому краю монитора

Слепое пятно.

Наличие слепого пятна на сетчатой оболочке глаза впервые открыл в 1668 г. известный французский физик Э. Мариотт. Свой опыт, позволяющий убедиться в наличии слепого пятна, Мариотт описывает следующим образом:

"Я прикрепил на темном фоне, приблизительно на уровне глаз, маленький кружочек белой бумаги и в то же время просил другой кружочек удерживать сбоку от первого, вправо на расстоянии около двух футов), но несколько пониже так, чтобы изображение его упало на оптический нерв моего правого глаза, тогда как левый я зажмурю. Я стал против первого кружка и постепенно удалялся, не спуская с него правого глаза. Когда я был в расстоянии 9 футов, второй кружок, имевший величину около 4 дюймов, совсем исчез из поля зрения. Я не мог приписать это его боковому положению, ибо различал другие предметы, находящиеся еще более сбоку, чем он; я подумал бы, что его сняли, если бы не находил его вновь при малейшем передвижении глаз".

Известно, что Мариотт забавлял английского короля Карла II и его придворных тем, что учил их видеть друг друга без головы. Сетчатая оболочка глаза в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон (палочек и колбочек). Следовательно, изображения предметов, приходящиеся на это место сетчатки, не передаются мозгу.

Вот еще интересный пример. На самом деле круг идеально ровный. Стоит прищуриться и мы это видим.

Оптическое воздействие цвета.

К этому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления цвета, все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синий, т.к. в основном цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этих групп. Исключение составляет зеленый цвет. Светлые цвета, например белый или желтый создают эффект иррадации, они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Для примера, если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель кажется шире, чем в действительности. Когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви эти кажутся более тонкими, чем обычно.

Это явление играет существенную роль при конструировании шрифтов. В то время, как, например, буквы E и F сохраняют свою полную высоту, высота таких букв как O и G, несколько уменьшаются, еще больше уменьшаются из-за острых окончаний буквы A и V. Эти буквы кажутся ниже общей высоты строки. Чтобы они казались одинаковой высоты с остальными буквами строки, их уже при разметке выносят несколько вверх или вниз за приделы строки. Эффектом иррадации объясняется и различное впечатление от поверхностей, покрытых поперечными или продольными полосками. Поле с поперечными полосками кажется более низким, чем полес продольными, так как белый цвет окружающий поля проникает наверху и внизу между полосками и визуально уменьшает высоту поля.

Основные оптические особенности групп красных и синих цветов.

Желтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхность. Она кажется к тому же более обширной из за эффекта иррадации. Красный цвет приближается к нам, голубой, наоборот удаляется. Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно уменьшаются и устремляются книзу.

Зеленый цвет - наиболее спокойный из всех цветов.

Так же нужно отметить центробежное движение желтого цвета и центростремительное синего.


Первый цвет колет глаза, во втором глаз утопает. Это воздействие увеличивается, если к нему добавить различие в светлоте и темноте, т.е. воздействие желтого увеличится при добавлении к нему белого цвета, синего - при утемнении его черным.

Академик С. И. Вавилов по поводу устройства глаза пишет: "Насколько проста оптическая часть глаза, настолько сложен его воспринимающий механизм. Мы не только не знаем физиологического смысла отдельных элементов сетчатки, но не в состоянии сказать, насколько целесообразно пространственное распределение светочувствительных клеток, к чему нужно слепое пятно и т. д. Перед нами не искусственный физический прибор, а живой орган, в котором достоинства перемешаны с недостатками, но все неразрывно связано в живое целое".

Слепое пятно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычных условиях мы этого не замечаем.

Во-первых, потому, что изображения предметов, приходящиеся на слепое пятно в одном глазу, в другом проектируются не на слепое пятно; во-вторых, потому, что выпадающие части предметов невольно заполняются образами соседних частей, находящихся в поле зрения. Если, например, при рассматривании черных горизонтальных линий некоторые участки изображения этих линий на сетчатке одного глаза придутся на слепое пятно, то мы не увидим разрыва этих линий, так как другой наш глаз восполнит недостатки первого. Даже при наблюдении одним глазом наш рассудок возмещает недостаток сетчатки и исчезновение некоторых деталей предметов из поля зрения не доходит до нашего сознания.
Слепое пятно достаточно велико (на расстоянии двух метров от наблюдателя из поля зрения может исчезнуть даже лицо человека), однако при обычных условиях видения подвижность наших глаз устраняет этот "недостаток" сетчатой оболочки.

Иррадиация

Явление иррадиации заключается в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Это явление известно с очень давних времен. Еще Витрувий (I в. до н. э.), архитектор и инженер Древнего Рима, в своих трудах указывал, что при сочетании темного и светлого "свет пожирает мрак". На нашей сетчатке свет отчасти захватывает место, занятое тенью. Первоначальное объяснение явления иррадиации было дано Р. Декартом, который утверждал, что увеличение размеров светлых предметов происходит вследствие распространения физиологического возбуждения на места, соседние с прямо раздраженным местом сетчатки.
Однако это объяснение в настоящее время заменяется новым, более строгим, сформулированным Гельмгольцем, согласно которому первопричиной иррадиации являются следующие обстоятельства. Каждая светящаяся точка изображается на сетчатой оболочке глаза в виде маленького кружка рассеяния из-за несовершенства хрусталика (аберрация, от латинского - отклонение), неточной аккомодации и пр. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на тем- ном фоне, вследствие аберрационного рассеяния как бы раздвигаются границы этой поверхности, и поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров; она как бы простирается через края окружающего ее темного фона.

Эффект иррадиации сказывается тем резче, чем хуже глаз аккомодирован. В силу наличия кругов светорассеяния на сетчатке иллюзорному преувеличению могут при известных условиях (например, очень тонкие черные нити) подвергаться и темные предметы на светлом фоне - это так называемая негативная иррадиация. Примеров, когда мы можем наблюдать явление иррадиации, существует очень много, здесь нет возможности привести их полностью.

Великий итальянский художник, ученый и инженер Леонардо да Винчи в своих записках говорит о явлении иррадиации следующее: "Когда Солнце видимо за безлиственными деревьями, все их ветви, находящиеся против солнечного тела, на- столько уменьшаются, что становятся невидимыми, то же самое произойдет и с древком, помещенным между глазом и солнечным телом. Я видел женщину, одетую в черное, с белой повязкой на голове, причем последняя казалась вдвое большей, чем ширина плеч женщины, которые были одеты в черное. Если с большого расстояния рассматривать зубцы крепостей, отделенные друг от друга промежутками, равными ширине этих зубцов, то промежутки кажутся много большими, чем зубцы...".

На целый ряд случаев наблюдений явления иррадиации в природе указывает в своем трактате "Учение о цветах" великий немецкий поэт Гёте. Он пишет об этом явлении так: "Темный предмет кажется меньше светлого той же величины. Если рассматривать одновременно белый круг на черном фоне и черный круг того же диаметра на белом фоне, то последний нам кажется примерно на "/, меньше первого. Если черный круг сделать соответственно больше, они покажутся равными. Молодой серп луны кажется принадлежащим кругу большего диаметра, чем остальная темная часть луны, которая иногда бывает при этом различима".

Явление иррадиации при астрономических наблюдениях мешает наблюдать тонкие черные линии на объектах наблюдения; в подобных случаях приходится диафрагмировать объектив телескопа. Физики из-за явления иррадиации не видят тонких периферических колец дифракционной картины. В темном платье люди кажутся тоньше, чем в светлом. Источники света, видные из-за края, производят в нем кажущийся вырез. Линейка, из-за которой появляется пламя свечи, представляется с зарубкой в этом месте. Восходящее и заходящее солнце делает словно выемку в горизонте.

Еще несколько примеров.

Черная нить, если ее держать перед ярким пламенем, кажется в этом месте прерванной; раскаленная нить лампы накаливания кажется толще, чем она есть в действительности; светлая проволока на темном фоне кажется более толстой, чем на светлом. Переплеты в оконных рамах кажутся меньше, чем они есть в действительности. Статуя, отлитая из бронзы, выглядит меньше, чем изготовленная из гипса или белого мрамора.

Архитекторы Древней Греции угловые колонны своих построек делали толще прочих, учитывая, что эти колонны со многих точек зрения будут видны на фоне яркого неба и, вследствие явления иррадиации, будут казаться тоньше. Своеобразной иллюзии подвергаемся мы по отношению к видимой величине Солнца. Художники, как правило, рисуют Солнце чересчур большим по сравнению с другими изображаемыми предметами. С другой стороны, на фотографических ландшафтных снимках, на которых изображено и Солнце, оно представляется нам неестественно малым, хотя объектив дает правильное его изображение.
Заметим, что явление негативной иррадиации можно наблюдать в таких случаях, когда черная нить или слегка блестящая металлическая проволока на белом фоне кажутся толще, чем на черном или сером. Если, например, кружевница хочет показать свое искусство, то ей лучше изготовить кружево из черных ни- ток и расстилать его на белую подкладку. Если мы наблюдаем провода на фоне параллельных темных линий, например, на фоне черепичной крыши или кирпичной кладки, то провода кажутся утолщенными и сломанными там, где они пересекают каждую из темных линий.

Эти эффекты наблюдаются и тогда, когда провода накладываются в поле зрения на четкий контур строения. Вероятно, явление иррадиации связано не только с аберрационными свойствами хрусталика, но также и с рассеянием и преломлением света в средах глаза (слой жидкости между веком и роговой оболочкой, среды, заполняющие переднюю камеру и всю внутренность глаза). Поэтому иррадиационные свойства глаза, очевидно, связаны с его разрешающей силой и лучистым восприятием "точечных" источников света. С аберрационными свойствами, а значит, частично и с явлением иррадиации связана способность глаза переоценивать острые углы.


Астигматизм глаза.

Астигматизмом глаза называется его дефект, обусловленный обычно несферической - (торической) формой роговой оболочки и иногда несферической формой поверхностей хрусталика. Астигматизм человеческого глаза был впервые обнаружен в 1801 г. английским физиком Т. Юнгом. При наличии этого дефекта (кстати, не у всех людей проявляющегося в резкой форме) не происходит точечного фокусирования лучей, параллельно падающих на глаз, вследствие различного преломления света роговицей в различных сечениях. Астигматизм резко выраженный исправляется очками с цилиндрическими стеклами, которые преломляют световые лучи только в направлении, перпендикулярном к оси цилиндра.

Глаза, совершенно свободные от этого недостатка, у людей встречаются редко, в чем легко можно убедиться. Для испытания глаз на астигматизм врачи-окулисты часто применяют специальную таблицу, где двенадцать кружков имеют штриховку равной толщины через одинаковые интервалы. Глаз, обладающий астигматизмом, увидит линии одного или нескольких кружков более черными. Направление этих более черных линий позволяет сделать вывод о характере астигматизма глаза.

Если астигматизм обусловлен несферической формой поверхности хрусталика, то при переходе от ясного видения предметов горизонтальной протяженности к рассматриванию вертикальных предметов человек должен изменить аккомодацию глаз. Чаще всего расстояние ясного видения вертикальных предметов меньше, чем горизонтальных.

Этот кот спускается или поднимается по лестнице?

Лягушка-конь

Просто лист бумаги, сложенный нужным образом

Видите трех симпатичных девушек?
А теперь перевернем изображение:

В какую сторону открыто окно?

Симуляция контраста

Кажется, что квадраты с левой стороны темнее квадратов с правой. Однако на самом деле они одинакового цвета

Комната Эймса

Помещение неправильной формы, используемое для создания трехмерной оптической иллюзии, было спроектировано американским офтальмологом Альбертом Эймсом в 1934 году.

Динамическая яркость градиента

Медленно приближайте глаза к экрану и «свет» в середине будет становиться ярче. Двигайте обратно - и он снова станет слабым.

Иллюзия «Четыре круга»

На самом деле ни один из них не пересекается

Цветовая иллюзия. Сколько цветов на картинке?

Голубые и зеленые спирали на самом деле одного цвета - зеленого. Голубого цвета тут нет.

Иллюзия цветового восприятия

Коричневый квадрат в центре верхней грани и «оранжевый» в центре передней грани - одного цвета.

Иллюзия цветового восприятия. Какого цвета квадраты "А" и "B"?

Кажется, что «А» - черного, а «В» белого? На самом деле, оба квадрата одного цвета- серого.

Иллюзия цветового восприятия. Где здесь тёмная плашка, а где светлая?

Кажется, что верхняя плашка тёмная, а нижняя- светлая. Однако, если закроете пальцем горизонтальную границу между верхней и нижней частями фигуры- то увидите, что обе плашки- одного цвета

Иллюзия цветовосприятия. Картинка чёрно-белая, но...

Если пристально смотреть на точку в центре черно-белого изображения 15 секунд, то картинка обретает краски.

Иллюзия цветовосприятия. Изображение чёрно-белое, но...

Смотрите в центр на черную точку в течении 15 секунд. Изображение станет цветным

Иллюзия восприятия негатива. Что вы видите на картинке?

Если вы пристально посмотрите 15-20 секунд на точки в середине картинки, а потом переведёте взгляд на однотонную поверхность, например, потолок, то увидите Иисуса Христа

Иллюзии цвета и контраста

Для начала - проверка на дальтонизм

Нормальное зрение

Дальтонизм

Сколько здесь цветовых оттенков, не считая белого?

Четыре? На самом деле, всего два - розовый и зеленый. Несколько оттенков зеленого и красного только кажется.

Здесь всего три цвета: желтый, красный и синий.

А сколько цветных оттенков здесь?

Четыре? Неверно, всего три. На этой картинке розовый и оранжевый заменен черным:

Решетка Геринга

На пересечениях всех белых полос, за исключением того пересечения, на котором вы фиксируете взгляд в данный момент, видны маленькие серые пятна.

Другой вариант решетки Геринга

Видите на пересечении черных линий маленькие красные пятна?

Эффект решетки Геринга в душевой

Расфокусированная сетка Геринга

Если сетку Геринга расфокусировать, то черный точки на пересечениях (которые на самом деле отсутствуют и являются больным воображением нашего мозга) начинают хаотично появляться и исчезать. Поводите взглядом по рисунку и мигания будут чаще.

Сколько здесь оттенков красного?

Всего один.

Прыгающие цвета

При длительном рассматривании бирюзовые крестики начинают менять цвет на желтый, а черные квадратики краснеть.

Сколько цветов?

Зеленая каемка серых кружков - это ваше восприятие сильного контраста. Ее там нет. На рисунке всего 3 цвета.

Следящие за взглядом

Удивительным образом желтые точки появляются только в том месте, куда вы смотрите.

Пурпурные точки

Видите пурпурные точки в центре цветочков? Если некоторое время смотреть только на одну из этих точек, то все остальные постепенно исчезают.

Парящие лепестки

Лепестки цветков как бы парят над зеленой подложкой.

Смещенные квадраты

Синие квадраты в местах пересечения красных и зеленых клеток выглядят смещенными, хотя сторона квадрата совершенно прямая. Кстати эту иллюзию смещения видят далеко не все люди. Дальтоники, например, видят прямые стороны квадратов! Иллюзия объясняется контрастным переходом цветов.

Сдвиг строки

При рассмотрении этой картинки создается иллюзия горизонтального смещения каждой строки по отношению к окружающим строкам.

Синие кружки

Если смотреть некоторое время в центр изображения, то синие кружки начнут менять насыщенность цветового оттенка.

Хроматизм

Если смотреть на пересечение квадратов, то в какой то момент времени пересечение окрасится в красный оттенок.

Окружности мерцаний

Сосчитайте белые и черные точки на окружностях.

Спираль

Промежутки между желтым цветом в спирали имеют голубоватый оттенок (на самом деле оттенок чисто серого цвета). При этом, плотность оттенка к центру увеличивается (на самом деле плотность цвета везде одинакова).

Серые на цветном

В зависимости от фона, серые квадратики кажутся ярче или темнее окрашенными, хотя, на самом деле, все квадраты имеют один цвет и оттенок, как на квадратике справа от картинки.

Неоновая иллюзия

Видите желтый цвет в центре квадратов? На самом деле его там нет, там все чисто белого цвета.

Сетка

Видите серые полоски по диагоналям? На самом деле никаких полосок на рисунке нет.

Яркие точки

Смотрите некоторое время на один из рисунков и вы увидите, что перекрестки с отсутствующими точками светятся белым (левый рисунок) или наоборот, очень темные (правый рисунок).

Розовая точка

Вы думаете точка посередине розовая? На самом деле она серая!

Мигающие точки

Передвигайте взгляд вдоль картинки и вы увидите, как синие точки начнут мигать как лампочки. Иллюзия основана на классической сетке Геринга.

Сколько муравьев?

Беглым взглядом посмотрите на картинку не считая муравьев. Каких муравьев больше? Красных или белых? Теперь сосчитайте...

Ахроматический контраст

Круги имеют один и тот же оттенок серого.

Хроматический контраст

В окружении зеленого цвета серый цвет кажется сиренево-розовым, а в окружении красного - сине-зеленоватым.

Полосы Маха (краевой контраст)

Плавный переход цвета воспринимается как полосы. На границе белого видна еще более белая полоса, а на границе черного - еще более черная. Причиной возникновения данной иллюзии является латеральное торможение в сетчатке.

Иллюзия Вертгеймера-Коффки

Часть кольца на белом фоне кажется более темной. Если же убрать карандаш, то иллюзия исчезает.

Сравнение яркости

Левый и правый внутренние квадратики имеют одинаковую яркость, хотя кажется, что левый квадратик светлее.

Иллюзия T-слияния

Серые вертикальные прямоугольники одного цвета и оттенка.

Змейка

На рисунке А все ромбики имеют разный оттенок, хотя на самом деле, они одного оттенка. Это хорошо видно, если убрать часть фона, который вводит вас в заблуждение - см. рис.B.

Видите шахматную доску с черными и белыми клетками?

Серые половины черных и белых клеток одного оттенка.

Серый цвет воспринимается, то как черный, то как белый.

Константность цвета

Посмотрите внимательно на доску. С ней все в порядке?

Белые клетки в тени и черные на свету - одного цвета!

Однако глаза этого не замечают. Мозг видит черные и белые клетки независимо от освещенности!

Эффект Блока-Гафтера

Слева ромбы, справа их соединили в большой ромб, при этом, цвета не меняли.

Иллюзия Морон-Бур-Росса

В каждом прямоугольнике правая часть (в треугольнике) кажется темнее, чем левая, хотя на самом деле, яркость одинаковая

Цветные окружности

Все желтые окружности имеют одинаковый размер.

Цветовое искажение

Иллюзия Манкера. Красные полоски на верхнем левом и правом рисунке одного цвета. На нижних рисунках зеленые полоски одного цвета.

Звезды

Цвет звезды А равен цвету темной части звезды B.

Каратисты

Взгляните на верхний рисунок. Оттенок тени каратистов разный. На самом деле цвет тени одинаков, что хорошо видно на нижней картинке.

Красные кубики

Красные кубики вверху выглядят более темными, чем нижние. На самом деле цвет и оттенок одинаков. Иллюзия вызвана контрастом кубиков и фона.

Цвет фигур кажется более ярким и насыщенным, если фигуры окантованы черными рамками

Цвет фона в той части рисунка, где иероглифы не обведены белым, кажется более насыщенным

Центр рисунка ярче?

Цвет по краям и в центре рисунка одинаковый.

Какая клетка ярче?

Клетки А и В одинакового цвета.

Искажение цветов

На верхнем рисунке области 1 и 2 имеют одинаковый фон. Наложим поверх рисунка круги с градиентами, и как можете видеть на двух нижних рисунках, области 1 и 2 стали иметь различный оттенок. На самом деле области 1 и 2 на всех трех рисунках имеют одинаковый цвет.

Иллюзия Knill и Kersten

На рис.1 квадраты кажутся одинаковыми. Сдвинем их вместе (рис.2) - оказывается они были разными. Для усиления эффекта преобразуем квадраты в кубы, сохраняя оттенок фронтальной стороны (рис.3). А потом, преобразуем кубы в цилиндры (рис.4), как видите, эффект "отличия" уменьшился.

Плетенка

Градиент цвета создает иллюзию объемности изображение. "Плетенки" будто повисли над оливковым фоном.

Павлин

Расцветка обоих павлинов одинаковая.

Одинаковые цвета

Зеленый, красный и синий цвета - одни на весь рисунок, хотя выглядят по разному.

День и ночь

Правая девочка выглядит темнее, чем левая, хотя на самом деле, они одинаковые.

Изменение цвета

Смотрите на квадрат в центре, цвет фона которого отличен от остального фона. Через некоторое время вы увидите, что цвет фона смежных квадратов изменился на более светлый, хотя он одинаков, по отношению к периферийным квадратам.

Яркое на темном

Серый фон под красной точкой выглядит светлее, чем под синей. На самом деле, светлее серый фон под синей точкой!

Золотые квадратики

Квадраты выглядят разного оттенка. Каждый квадрат залит градиентом оливковым цветом. Левая сторона более темная, правая - более светлая. Один большой квадрат, в котором находятся маленькие, также залит градиентом, только более расширенной гаммой цветов. Но все маленькие квадраты одинакового цвета.

Оттенки красного

Здесь четыре оттенка красного.

А здесь - три.

Двойственный зеленый

Зеленый фон везде одинаков, хотя кажется, что в центральном квадрате цвет более насыщенный.

Восприятие глубины

Посмотрите на картинку. Не кажется ли вам, что переход градиентов создает иллюзию объема (глубины)?

Чужие

Все ромбики состоят из четырех маленьких ромбиков с одинаковым градиентом. Но при взгляде на картинку, создается иллюзия, что часть ромбиков оранжевая, часть фиолетовая.

Цвет лошадей

Возможно, вам покажется странным, но лошади совершенно идентичны как по цвету, так и по оттенку. Можете смело проверить! А выглядят разными из-за иллюзии, возникающей за счет контраста фона.

Желтый и еще желтее

Посмотрите на анимированную картинку. Квадраты появляются с периодичностью 1 раз в секунду. Каждый новый квадрат выглядит более желтым, чем предыдущий. На самом деле цвет квадратов идентичный. Они совершенно одинаковые. А вот переход градиента с желтого на красный и создает этот эффект.

Серо-зеленые кружочки

Все кружки одинакового цвета - серые. Хотя в левой области рисунка из-за контрастного фона выглядят зеленоватыми.

Сетки

Черные точки в сетках мерцают разными цветами.

Три цвета

На этой картинке использовано всего 3 цвета: салатовый, лиловый и желтый.

Цветовое восприятие

Рамки вокруг синих квадратов кажутся оранжевыми, вокруг желтых - сиренево-фиолетовыми. На самом деле цвет рамок одинаков.