Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » «Черты сентиментализма в повести Н. М

«Черты сентиментализма в повести Н. М

Мы поговорим о следующей эпохе после Просвещения и о том, как она проявила себя в русском культурном пространстве.

Эпоха Просвещения строилась на воспитании чувств. Если мы полагаем, что чувства можно воспитывать, то в какой-то момент мы должны допустить, что воспитывать их необязательно. Нужно проявить внимание и довериться им. То, что считали раньше опасным, вдруг окажется важным, способным дать нам импульс к развитию. Так произошло во время перехода от эпохи Просвещения к сентиментализму.

Сентиментализм – в переводе с французского «чувство».

Сентиментализм предложил не просто воспитывать чувства, а считаться с ними, доверять им.

Сквозная тема классицизма в европейской культуре – борьба долга и чувства.

Сквозная тема сентиментализма – разум не всесилен. И мало воспитывать чувства, нужно им довериться, даже если кажется, что это разрушает наш мир.

Сентиментализм в первую очередь проявил себя в литературе как классицизм в архитектуре и театре. Это не случайно, ведь слово «сентиментализм» связано с передачей оттенков чувств. Архитектура оттенки чувств не передает, в театре они не так важны, как представление в целом. Театр – «быстрое» искусство. Литература может быть медленной и передавать оттенки, именно поэтому идеи сентиментализма реализовались с большей силой.

В романе Жан-Жака Руссо «Новая Элоиза» описаны ситуации, немыслимые в предшествующие эпохи, – дружба мужчины и женщины. Эта тема обсуждается всего пару столетий. Для эпохи Руссо вопрос колоссальный, но ответа тогда не было. Эпоха сентиментализма сосредоточена на тех чувствах, которые не вписываются в теорию и противоречат идеям классицизма.

В истории русской литературы первым ярким писателем сентименталистом стал Николай Михайлович Карамзин (см. рис. 1).

Рис. 1. Николай Михайлович Карамзин

Мы с вами говорили о его «Письмах русского путешественника». Попробуйте сравнить это произведение с «Путешествием из Петербурга в Москву» Александра Николаевича Радищева. Найдите общее и различное.

Обратите внимание на слова с «со»: сочувствие, сострадание, собеседник. Что общего между революционным Радищевым и сентиментальным Карамзиным?

Вернувшись из своего путешествия и написав «Письма русского путешественника», которые вышли в 1791 г., Карамзин приступает к изданию «Московского журнала», где в 1792 г. появляется небольшая повесть «Бедная Лиза». Произведение перевернуло всю русскую литературу, определило ее ход на долгие годы. Рассказ в несколько страниц отозвался во множестве классических русских книг, от «Пиковой дамы» до романа Достоевского «Преступление и наказание» (образ Лизаветы Ивановны, сестры старухи-процентщицы).

Карамзин, написав «Бедную Лизу», вошел в историю русской литературы (см. рис. 2).

Рис. 2. Г.Д. Епифанов. Иллюстрации к повести «Бедная Лиза»

Это история о том, как дворянин Эраст обманул бедную крестьянку Лизу. Он обещал на ней жениться и не женился, пытался от нее окупиться. Девушка покончила с собой, а Эраст, сказав, что ушел на войну, связал узы с богатой вдовой.

Таких историй еще не было. Карамзин многое меняет.

В литература XVIII века все герои делятся на хороших и плохих. Карамзин начинает повесть с того, что все неоднозначно.

Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели - куда глаза глядят - по лугам и рощам, по холмам и равнинам.

Николай Карамзин

Мы встречаемся с сердцем рассказчика до того, как увидели героев. Прежде в литературе была привязка персонажей к месту. Если это идиллия, события разворачивались на лоне природы, а если нравоучительная повесть - то в городе. Карамзин с самого начала ставит героев на границу между деревней, где живет Лиза и городом, где живет Эраст. Трагическая встреча города и деревни и есть предмет его повести (см. рис. 3).

Рис. 3. Г.Д. Епифанов. Иллюстрации к повести «Бедная Лиза»

Карамзин вводит то, чего никогда не было русской литературе, - тему денег. В построении сюжета «Бедной Лизы» деньги играют колоссальную роль. Отношения Эраста и Лизы начинаются с того, что дворянин хочет купить у крестьянки цветы не за пять копеек, а за рубль. Герой делает это с чистым сердцем, но он измеряет чувства в деньгах. Далее, когда Эраст бросает Лизу и когда случайно встречает ее в городе, он от нее откупается (см. рис. 4).

Рис. 4. Г.Д. Епифанов. Иллюстрации к повести «Бедная Лиза»

Но ведь и Лиза перед тем, как покончить с собой, оставляет матери 10 империалов. Девушка уже заразилась городской привычкой к пересчету денег.

Финал повести невероятен для той поры. Карамзин говорит о смерти героев. И в русской литературе, и в европейской о смерти любящих героев говорилось неоднократно. Сквозной мотив - влюбленные объединились после смерти, как Тристан и Изольда, Петр и Феврония. Но чтобы самоубийца Лиза и грешник Эраст примирились после смерти - было невероятным. Последняя фраза повести: «Теперь, может быть, они примирились». Уже после финала Карамзин рассказывает о самом себе, о том, что происходит в его сердце.

Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле. Тут часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мною шумят листья.

Рассказчик оказывается не менее важным участником литературного действия, чем его герои. Все это было невероятно ново и свежо.

Мы говорили, что древнерусская литература ценила не новизну, а соблюдение правил. Новая литература, одним из проводников которой оказался Карамзин, наоборот, ценит свежесть, взрыв привычного, отказ от прошлого, движение в будущее. И Николаю Михайловичу это удалось.

Проверка домашнего задания

Сообщение о Н.М.Карамзине: Карамзин-поэт, Карамзин-публицист, Карамзин-историк

Слово учителя о сентиментализме

Во второй половине 18 века возникает новое литературное направление «сентиментализм». В перевод с англ.яз. означает «чувствительный», «трогательный». Его главою в России принято считать Н.М.Карамзина, а само направление нередко определяют как русский «дворянский» сентиментализм. Однако некоторые исследователи карамзинисткому течению противопоставляют «демократический» сентиментализм во главе с Радищевым. Сентиментализм возник на Западе в период разложения феодально-крепостных отношений. Исторические предпосылки диктуют появление определенных принципов в эстетике сентиментализма. Давайте вспомним, что было главной задачей искусства для классицистов? (для классицистов главной задачей искусства было прославление государства)

А в центре внимания сентиментализмов находится человек, притом не человек вообще, а данный конкретный человек, во всем своеобразии его индивидуальной личности. Ценность его обусловлена не принадлежностью к высшим классам, а личными достоинствами. Положительными героями большинства сентиментальных произведений являются представителями средних и низших классов. Обычно в центре произведений разочарованный герой, который сетует на судьбу, проливает море слёз. Задача писателя - вызвать к нему сострадание. Изображается повседневная жизнь человека. Местом действия являются маленькие городки, деревни. Излюбленные места встреч героев - тихие, уединенные места (развалины, кладбища).

Внутренний мир человека, его психология, оттенки настроений - доминирующие темы большинства произведений.

Новое содержание влечет за собой появление новых форм: ведущими становятся жанры семейного психологического романа, дневника, исповеди, путевых записок. На смену поэзии и драматургии приходит проза. Слог становится чувствительным, напевным, эмоциональным. Получили развитие «слезной» драмы и комической оперы.

В произведениях сентиментализма очень важен голос рассказчика. В статье «Что нужно автору?», ставшей манифестом русского сентиментализма, Н.М.Карамзин писал: «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого - и если сердце твое не обольётся кровью, ставь перо, или оно изобразит нам холодную мрачность души твоей».

Представители сентиментализма:

Англия: Лоренс Стерн «Сентиментальное путешествие», роман «Тристам Шенди», Ричардсон «Кларисса Гарлоу»;

Германия: Гёте «Страдания юного Вертера»;

Франция: Жан-Жак Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»;

Россия: Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев, Н.А.Львов, М.Н.Муравьёв, молодой В.А.Жуковский

Зарождение русского сентиментализма в 60-е годы объясняется тем, что в общественной жизни начинает играть немаловажную роль люди «третьего чина».

Анализ повести «Бедная Лиза»

- Одним из самых ярких произведений сентиментализма является повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (1792 г.).

Обратимся к словам Е.Осетрова «Б.Л.» - это образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе».

Вы прочитали повесть дома и, наверное, задумались над теми проблемами, которые ставит автор в своем произведении. Давайте с вами выясним, какой является основная тема и идея этого произведения. Посмотрим, как представлены образы главных героев повести. Попробуем дать объяснение поступкам главных героев (при ответе на вопросы обязательно пользоваться текстом).

Как бы определили тему этой повести? (тема поисков личного счастья). Эта тема была новой для лит-ры того времени. Мы уже говорили, что писатели-сентименталисты ставят в центр внимания частного, отдельного человека.

Кто же герои этой повести? (молодая девушка Лиза, её мать, молодой человек Эраст)

Что представляет собой жизнь Лизы с матерью до встречи с Эрастом? (Лиза «трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и все сие продавала в Москве»)

В чем же состоит достоинство личности Лизы и ее родителей? (отец - «любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь»; мать верна памяти мужа, воспитывает дочь в строгих нравственных понятиях, в частности, внушает ей правило: «кормиться трудами своими и ничего не брать даром», Лиза - чистая, открытая, верная в любви, заботливая дочь, добродетельная)

Какими эпитетами и с какой целью Карамзин наделяет свою героиню? (бедная, прекрасная, любезная, нежная, услужливая, робкая, несчастная).

Что представляет собой жизнь Эраста? («Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою; он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали»)

Сюжет повести основан на истории любви Лизы и Эраста. Как ЯКарамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? (вначале их любовь была платоническая, чистая, непорочная, но затем Эраст уже не довольствуется чистыми объятиями, а Лиза видит своё счастье в довольстве Эраста)

Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусит светских забав» Эраста? (Для Лизы это чувство было всем смыслом ее жизни, а для Эраста простот очередная забава. Лиза поверила Эрасту. Отныне она подчиняется его воле, даже тогда, когда доброе сердце и здравый рассудок подсказывают ей поведение поротивоположное: скрывает от матери свидания с Эрастом, грехопадение, а после отъезда Эраста - силу тоски своей)

Возможна ли любовь между крестьянкой и барином? (кажется невозможной. В самом начале знакомства с Эрастом Лиза не допускает мысли о её возможности: мать, увидев Эраста, говорит дочери: «Если бы жених твой был таков!». Все Лизино сердце затрепетало…»Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами…- Лиза не договорила речи своей». После того, как Эраст побывал в доме Лизы, она думает: «Если бы тот, кто теперь занимает мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом…Мечта!» В разговоре с Эрастом после его обещаний забрать Лизу к себе после смерти матери девушка возражает: «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем»

- «Почему же?»

- «Я крестьянка»)

Как вы понимаете название повести? (бедная - несчастная)

Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «Настраивают» на определенные события (описание Симонова монастыря в начале повести настраивают на трагический финал повести; Лиза на берегу Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом; описание грозы, когда Лиза считает себя преступницей, потому что она потеряла невинность, непорочность)

Автор любит Лизу, восхищается ею, глубоко переживает её грехопадение, пытается объяснить причины его и смягчить тяжесть осуждения, готов даже оправдать и простить её, Эраста же он неоднократно словами Лизы называет жестоким, и это оправдано, хотя Лиза в этот эпитет вкладывает несколько иной смысл. Всему происходящему он дает свои оценки, которые объективны)

Понравилась ли вам повесть? Чем?

Д.з.:

1. Сообщение о сентиментализме

2. Почему «Бедная Лиза» является произведением сентиментализма? (письменный ответ)

Рефлексия

Знал-узнал-хочу узнать (ЗУХ)

Урок литературы для 8 класса по повести

Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Тема: «Черты сентиментализма в повести Н.М.Карамзина

«Бедная Лиза»

Цели урока:

Образовательные:

Познакомить с личностью писателя Н.М.Карамзина, дать понятие сентиментализма как литературного направления, его основных принципов изображения героя; проиллюстрировать их на примере повести.

Развивающие:

Способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Ход урока

I .1) Организационный момент .

Здравствуйте, ребята. Настройтесь на хорошую работу. Я приглашаю вас на откровенный разговор.

Слайд1,2. Запишите, пожалуйста, тему урока: «Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Эпиграфом к уроку мы берем слова Е.Осетрова: «Бедная Лиза» - образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе».

Чтобы определиться с целями урока, прочитайте еще раз тему и выделите ключевые слова (черты сентиментализма).

Итак, ключевыми являются слова « черты сентиментализма», вы верно определили. Но чтобы выявить эти черты, что, по-вашему, для этого нужно?

Слайд 3. Во-первых, познакомиться с сентиментализмом как литературным направлением, назвать его черты.

Во-вторых, проанализировать повесть и отыскать в ней черты сентиментализма.

2) Прослушивание песни «Любовь – волшебная страна»

Пока слушаете песню, выпишите, на ваш взгляд, главные, ключевые слова.

Как вы думаете, почему урок по повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза” мы начали с прослушивания этой песни? Как связаны между собой повесть Карамзина и песня? (речь идет о любви, о том, что волнует сердца)
- Какие слова вы записали себе, слушая песню? (ключевыми являются слова « любовь, счастье, обман, волшебная страна и т.д.)

3)Беседа.

Насколько прочитанное произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? (язык повести намного ближе нам, ее легче читать, чем произведения тех русских авторов, с которыми вы знакомились до Карамзина).

II . Знакомство с личностью Н.М.Карамзина.

Слайд 4. Весь творческий путь Николая Михайловича Карамзина как литератора-художника и даже журналиста замыкается в короткий, чуть более чем десятилетний, промежуток времени с 1791 по 1803 г. После этого 23 года жизни Карамзин отдал профессиональной историографии - созданию 12-томной «Истории Государства Российского».

Слайд 5. Тем не менее тринадцати лет литературного творчества оказалось достаточно для того, чтобы приобрести славу великого писателя, реформатора русской литературы и языка, ознаменовать своим именем целый большой период развития русской литературы.

Слайд 6. , выдающийся литературный критик говорит, что Карамзин создал русскую публику, которой до него не было, создал читателей - а так как без читателей литература немыслима, то смело можно сказать, что литература, в современном значении этого слова, началась у нас с эпохи Карамзина и началась именно благодаря его знаниям, энергии, тонкому вкусу и незаурядному таланту: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество... повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта», повести, в которых «как в зеркале, верно отражается жизнь сердца... как она существовала для людей того времени». «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему дани уважения глубокого и благодарности», - писал А.С. Пушкин.

Слайд 7. Произведения Карамзина пользовались огромным успехом не только у «образованных» читателей, но и у читателей простого звания. Один из современников писателя так отзывался о популярности карамзинской прозы: «Что может быть слаще для господина Карамзина?.. Мужики, мастеровые, монахи, солдаты – все о нём знают, все любят его!...»

Слайд 8. Вот в чём видел секрет литературного творчества Карамзин: «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…»

*Выделите в этом высказывании главную мысль и запишите в тетрадь.

Слайд 9. Все современники и литературные потомки видели в Карамзине первооткрывателя и реформатора, совершившего переворот в русской литературе. Карамзин пришел в русскую жизнь одновременно с проникновением первых сентименталистских веяний в русскую литературу. Сентиментализм – литературное направление, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. Сентименталисты по-новому оценивали человека: способен ли он на большие, искренние и глубокие переживания.

Чего вы ждёте от произведений сентиментализма? (Ученики высказывают такие предположения: это будут произведения, “красиво написанные”; это лёгкие, “спокойные” произведения; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях).

Слайд 10 .- Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи, ведь сентиментализм, как и классицизм, проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства. Посмотрите на два портрета Екатерины II. Автор одного из них – художник-классицист, автор другого – сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. (Ученики безошибочно определяют, что портрет, выполненный Ф.Рокотовым, классицистический, а произведение В.Боровиковского принадлежит сентиментализму, и доказывают своё мнение, сравнивая фон, колорит, композицию картин, позу, одежду, выражение лица Екатерины на каждом портрете).

Слайд 11,12. Запись определения сентиментализма.

Слайд 13. В «Московском журнале» в 1792 была напечатана повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Это произведение принесло автору известность и популярность. За короткое время она переиздавалась 6 раз. Показателем того литературного потрясения, каким явилась его повесть для русской художественной прозы, стала волна подражаний, захлестнувшая русскую литературу на рубеже XVIII-XIX вв. Одна за другой появляются повести, варьирующие карамзинский сюжет: «Бедная Маша» А. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова, «История бедной Марьи» Н. Брусилова. »).

Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика? (Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей).

III . Анализ повести «Бедная Лиза»

С этой точки зрения мы и будем рассматривать героев повести Карамзина «Бедная Лиза». Но перед тем, как мы окунёмся в сюжет произведения, проверим, насколько вы внимательно читали текст. (Слайды 14,15,16,17 )

    Город, в котором происходят описываемые события? (Москва)

    Главные герои повести. (Лиза, Эраст, мать Лизы)

    Какие цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве? (ландыши, 5 копеек)

    Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери? (молоко)

    О чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь девушку от походов в город? (о продаже ее работ Эрасту)

    Прошло несколько недель. Причина покрасневших от слез глаз Лизы? (сватовство сына богатого крестьянина из соседней деревни)

    Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?(5)

    Что поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого отсутствия? (он идет на войну, отправляется в поход)

    Прошло два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день? (Лиза встретила Эраста)

    Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»? (поправить свое материальное положение)

    Как поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст? (отправила их матери вместе с известием о своей смерти)

    Как сложилась жизнь Эраста? (он до конца дней своих был несчастлив)

    Пейзаж. А теперь совершим небольшую прогулку по окрестностям Москвы. Учащиеся находят в начале повести строки, описывающие объекты.

Слайд 18 . Повесть «Бедная Лиза» начинается с описания окрестностей Симонова монастыря, сопряженных в ассоциативной памяти автора-повествователя с «воспоминанием о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Последуем и мы вслед за писателем на экскурсию по окрестностям Москвы. «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты,» - утверждает автор в начале повести.

Слайд 19. Симонов монастырь. Зачитаем строки Карамзина: «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей <...>: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах <...>. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые <...> наделяют алчную Москву хлебом».

Слайд 20. Москва-река. «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».

Слайд 21 . Данилов монастырь. «Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь»…

Слайд 22. Воробьёвы горы – «… ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».

Слайд 23 . Село Коломенское. «На левой стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

Эту экскурсию мы завершим высказыванием автора: «Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, - стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет. <...> Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества - печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного Бога ожидала помощи в любых своих бедствиях».

*Какое настроение создаёт у вас пейзаж? Какова его роль в повести? (Автор не только знакомит с местом действия, но и передаёт читателям печальное настроение, предвещающее трагическое развитие событий. Необычность пейзажа в том, что он имеет духовно-эмоциональный характер.)

*Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже? (Изображая окрестности Москвы, автор противопоставляет «алчную» Москву с «ужасной громадой домов» и прекрасную естественную природу, описанную при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие». Эта тема получит продолжение в сюжете повести.)

Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои - дворянин Эраст и крестьянка Лиза - не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни.

*Назовите известные вам произведения, в которых авторы затрагивают тему «Любовь и социальное неравенство». («Золушка», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Барышня-крестьянка»)

*Что означает слово «бедная» в названии произведения? Это слово может быть понято двояко (слайд 24 ): указание на социальное положение героини или отношение к ней автора? Подберите синонимы. (Слово «бедная» передаёт читателю отношение к героине автора.)

*Только ли сословные барьеры разделяют героев? Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставим героев.(Слайд 25 )

2)Сопоставление героев (Слайд 26 )

Найдите слова и выражения, характеризующие героев, заполните таблицу.

Лиза

Эраст

Имя Елизавета означает «почитающая Бога»

Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная… крестьянка.

Имя Эраст означает «возлюбленный»

Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии…

    Сделайте вывод о том, только ли социальные барьеры разделяют героев. (Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.)

Определяем по тексту повести, какие ценности значимы в каждом из миров героев. Два ученика записывают на доске версии, предлагаемые учащимися. На доске и в тетради фиксируется запись:

“Мир Лизы”

“Мир Эраста”

деревня

деньги

идиллия

обман

природа

город

цветы

рассудок

ландыши

большой свет

старушка-мать

алчность

чувства

Москва

слёзы

громада

пастушок

3)Образ Лизы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?

Лиза была послушной дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам: «Мне не надобно лишнего».

«Плачевная судьба бедной Лизы», «прекрасная, любезная Лиза», «нежная Лиза».

Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

« Ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы работать».

Чем занималась Лиза целыми днями?

Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты.

А почему Лизе пришлось работать?

Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни.

Что можете сказать о матери Лизы?

Как, по-вашему, она воспитывала дочь?

С какой целью образ матери Лизы введён в повесть?

Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток. Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Всё лучшее, что было в Лизе (порядочность, трудолюбие, благонравие, умение верно и преданно любить, глубоко чувствовать), – плод воспитания её матери. Мать выступает в роли наставницы, ангела – хранителя своей дочери.

4) Образ Эраста.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы?На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?

Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином. Эраст – новый герой для русской литературы. Карамзин, создавая образ Эраста, стремится показать психологию человека, отмечая положительные и отрицательные стороны его характера («изрядный разум», «доброе сердце», но в то же время сердце «слабое и ветреное»). Светская рассеянная жизнь, поиск удовольствий сделали Эраста скучающим и пресыщенным человеком.

Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу.

При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек.

Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?

Эраст на время хочет оставить свет. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. ... натура призывает в свои объятия, к чистым радостям».

Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем.

Он – с розовыми губами.

Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

Он узнал, что любим страстно новым, чистым, открытым чувством.

Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.

Лиза была влюблена, и все ей казалось красивым и прекрасным. Чисты и непорочны были их чувства.

5) Взаимоотношения героев.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

«Ей не надобно ничего сказывать. Старые люди бывают подозрительны».

Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?

Обязательно должны знать, с кем встречается их дочь.

Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

Самые добрые: «Я буду жить с Лизой как брат с сестрой, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив».

«Безрассудный молодой человек! Зна ешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

«Сейчас надлежало погибнуть непорочности. Ах, Лиза, Лиза, где ангел-хранитель твой? Где твоя невинность?»

«Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…»

Чем закончились отношения героев?

Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета.

Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст?

Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове. Эраст несчастлив, так как женился без любви.

IV . Подведение итогов.

Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?

Слайд 27 - Какова роль пейзажа в повести? (Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Примеры эмоциональной наполненности пейзажной зарисовки: меланхолический осенний пейзаж вступления, предвещающий общую трагическую развязку повести, картина ясного, росистого майского утра, которым происходит объяснение в любви Лизы и Эраста, и картина страшной ночной грозы, сопровождающая начало трагического перелома в судьбе героини. Так пейзаж из обычного фона действия превратился в средство психологической характеристики героев и обрел «соотнесенность с внутренним миром человека как некое зеркало души»).

Слайд 28. - Дайте характеристику образу рассказчика? (Образ автора-повествователя включён в образную структуру повести на правах ее полноценного героя и действующего (говорящего) лица, - это своеобразный эстетический центр всей повествовательной структуры, к которому стягиваются все ее смысловые и формальные уровни, поскольку автор-повествователь - это единственный посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю).

Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? (С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности человеческой личности)

Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму? (Так как в нем прослеживаются все особенности сентиментализма : основная тематика повести – любовная; идейная основа- протест против испорченности аристократического общества;

в повести выражен просветительский характер, резко противопоставляется деревня городу;

в основе эстетики – подражание природе, идеализация патриархального быта;

герои более индивидуализированы; их чувства становятся центральной эстетической категорией повести; идиллическая жизнь героини - на лоне природы; духовный мир простолюдинки богат, в ней - культ врожденной нравственной чистоты; автор представляет героиню в движениях души, мыслях, чувствах , стремлениях).

Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? (По мнению В. Н. Топорова, «впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь».)

Таким образом, на страницах повести автор говорит о разной любви: с одной стороны – любовь-дружба, с другой – любовь-страсть, тем самым показывая многоликость этого чувства и как бы давая понять, что оно может быть как прекрасно, так и опасно.

V . Итоги урока. Выставление оценок. Домашнее задание: Письмо герою (Лизе или Эрасту)

Приложение

Карточка №1

1.Расскажите о Лизе.

2. Какой мы видим главную героиню в родительской семье?

3.Чему научили ее родители?

5.Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

6.В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

7.Чем занималась Лиза целыми днями?

8.Почему Лизе пришлось работать?

9.Что можете сказать о матери?

10.Как, по-вашему, она воспитывала дочь? С какой целью образ матери Лизы введен в повесть?

11.Похожа ли она на современных матерей?

Карточка №2

1.Расскажите об Эрасте.

Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы? На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?

2.Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

3.При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

4.Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?

5.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

6.Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

7.Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.

Карточка №3

1.Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

2.Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?

3.Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

5.Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

8.Чем закончились отношения героев? Какова их судьба? Был ли счастлив Эраст?

Арамзин, хорошо знакомый с новейшими веяниями европейской культуры, сознательно ориентировался на принципы сентиментализма. В его повести “Бедная Лиза”, опубликованной в “Московском журнале” в 1792 году, не обличаются пороки общества, а только изображаются. Герои произведения – обычные страдающие люди, милые и чувствительные. Повествователь им сопереживает, но не учит их, не вмешивается в их отношения. Автор не зря уточняет, что историю Эраста и Лизы он узнал от самого виновника несчастных событий, поэтому восклицает: “Ах! Для

Чего пишу не роман, а печальную быль?”
Повесть начинается с описания окрестностей близ Симонова монастыря. Простой однообразный пейзаж. Естественная природа не меняется год от года. Карамзин будто вдыхает чувствительному читателю ощущение вечного покоя. Так в жанре идиллии было принято тогда изображать природу.
“.на другой стороне видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада.” Чем не мирная жизнь пастухов и пастушек вдали от шумных городов?
Однако следы времени заметны повсюду – они напоминают чувствительному автору, что жизнь природы совсем не так, как кажется на первый взгляд, спокойна и неизменчива. Он пишет: “.Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные осенние дни осени.”
Постепенно рассказчик готовит нас к тому, что сюжет повести будет развиваться и на фоне спокойной сельской природы, и в городе, где жизнь почти всегда оказывается неестественной, а подчас губительной.
Писатель хочет сказать, что деревенскому человеку от трагедий мирских не укрыться на лоне природы, а городскому жителю не отгородиться от нравов простых и естественных. “В мире нет ничего постоянного, все границы легко смещаются”, – будто размышляет писатель. Деревня, где жила с матерью Лиза, находилась “саженях в семидесяти от крепостной стены”, то есть граничила с городом. Затем писатель рисует естественную природу, а на ее фоне – полуразрушенную хижину. Появляется тема “всеразрушающего времени” (“лет за тридцать перед тем”). Это художественный прием, так любимый Карамзиным.
Мать Лизы – простая сельская женщина, крестьянка, со своими патриархальными представлениями о жизни. В сентиментальной литературе это считалось положительным качеством. Именно об этой героине Н. М. Карамзин говорит свои знаменательные слова: “И крестьянки любить умеют”. Старушка хочет для дочери счастливого замужества, считая, что для этого не нужно богатства, все должно быть построено на честном труде.
Получается же следующим образом. Лиза встречает обеспеченного горожанина Эраста, когда впервые по поручению матери приходит в город продавать ландыши. Он добр, сердечен. Лиза ему понравилась. Молодой человек от полноты чувств за букетик предлагает рубль вместо пяти копеек, желая сделать девушке приятное. Ему и в голову не приходит, что чувства и деньги не могут находиться рядом. Люди, которые проходили мимо, криво усмехались, принимая увиденное за попытку купить любовь.
Чуткая Лиза отдает цветы только за их цену. Когда девушка вновь появляется с букетиками в городе, Эраст предпочитает бросить ландыши в реку, отвечая прохожим, что они непродажные.
Цветы у Карамзина превратились в символ непорочности, любви, на которую надеется Лиза. Эраст тоже верит в светлое будущее. Он думает ради Лизы оставить большой свет и жить “в счастливой праведности”. Писатель иронизирует, понимая, что мечта молодого человека вычитана из книжек. Чувствуется, что на любовь до конца дней своих Эраст не готов, он думает уехать из города “по крайней мере, на время”.
Карамзин с грустью смотрит на героев, осознавая, что сословные различия не позволят им построить совместную жизнь.
Лиза тоже сомневается в счастливом исходе событий. Она размышляет об Эрасте: “Ах, если бы он был простым пастушком.” Но любовь захватила все чувства Лизы, она надеется на чудо, хотя и говорит любимому: “.тебе нельзя быть моим мужем!. Я крестьянка”.
И Лиза, и ее милый друг многое переняли друг у друга, во многом изменились, хотя в душе каждый остался сам собой. Он считает, что почти все можно купить за деньги, она по-прежнему чувствительна и добра.
После того, как целомудренная Лиза отдается возлюбленному, все переменилось. Пять дней Эраст не приходил, наконец “пришел он с печальным лицом”. Карамзин пишет: “Он принудил ее взять у него несколько денег”, чтобы Лиза никому не продавала цветы, пока он не вернется с войны. Наверное, он все же не хочет терять ее, желая, чтобы ее молодость (“цветы”) принадлежала только ему.
Она и не продает свои ландыши. Однако через некоторое время отправляется в Москву с целью сделать необходимые покупки, встречает в городе Эраста, который из-за денег (проиграл имение) женился на богатой вдове. После недолгого разговора он вновь предлагает Лизе деньги: “Вот сто рублей – возьми их, – он положил ей деньги в карман”.
Интересно, что Лиза, как повествует сентиментальный рассказчик, тоже пересылает деньги (десять империалов) матери, чтобы искупить свою вину перед ней. Как похожа она сейчас на Эраста!
Карамзин заканчивает повествование, размышляя о случившемся: “Часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизиного праха; в глазах моих струится пруд”. Писатель как бы оправдывает героев: “Теперь, может быть, они уже помирились!” Мораль его совпадает со шкалой ценностей сентиментальной культуры. Автор не знает, как и где соединятся души возлюбленных. Главное для него в том, что каждый человек нуждается в сочувствии и сострадании, к какому сословию бы он ни принадлежал.
Современники Н. М. Карамзина остро переживали новизну этой дивной повести. Нам же, читателям, живущим в XXI веке, многое кажется наивным, хотя познакомиться с произведением писателя-сентименталиста, безусловно, было очень интересно.

  1. Николай Михайлович Карамзин становится родоначальником сентиментализма в России. Сын помещика Симбирской губер­нии, в юности он служит в гвардии, откуда увольняется в чине поручика. Путешествует по Европе, а в 1791 году,...
  2. Почти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним...
  3. Cочинения по теме – Лирический герой Карамзина – Тема свободы в лирике Жуковского – Роль Карамзина как предшественника Жуковского – Субъективизм, как закон творчества Карамзина – Критерий ценности исторических событий...
  4. I. Актуальность повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” во все времена. II. Истинные и ложные ценности в повести. 1. Труд, честность, доброта души – главные нравственные ценности семьи Лизы. 2....
  5. Повесть Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза” стала типичным образцом сентиментализма. Карамзин был ос­новоположником этого нового литературного направления отечественной словесности. В центре повести судьба бедной крестьянской девушки Лизы. После смерти отца...
  6. Лучшей повестью Карамзина справедливо признана “Бедная Лиза” (1792), в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности. Проблематика повести носит социально-нравственный характер: крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры...
  7. Повесть начинается с описания кладбища, на котором похоронена де­вушка Лиза. Отталкиваясь от этой картины, автор рассказывает печальную историю юной крестьянки, заплатившей жизнью за свою любовь. Однажды, продавая на улице собранные...
  8. Он убеждается в том, что борющиеся классы, феодалы и буржуа, в одинаковой мере правы, что “идеальная” оболочка их стремлений – ложь, что их декларации прикрывают эгоизм. “Аристократы, сервилисты хотят старого...
  9. Наибольшего успеха писатель достиг в жанре повести. Даже если сюжет в повестях был связан с событиями из отечественной истории, Карамзин воспроизводил судьбы своих современников. Чаще центральными становились женские образы, причем...
  10. Карамзин понимал, что подавляющая масса дворян Лишена перечисленных им гражданских доблестей, которые необходимо воспитывать с самого раннего детства. Своего героя Леона он изображает в том возрасте, который считал наиболее подходящим...
  11. Положительные тенденции сентиментальной прозы нашли выражение и в тех прозаических произведениях автора “Бедной Лизы”, которые он помещал в “Вестнике Европы”. Значительный историко-литературный интерес представляет неоконченный роман “Рыцарь нашего времени”, над...
  12. В конце 18 века в литературе зарождается направление сентиментализм, для которого главное – внутренний мир человека с его нехитрыми и простыми радостями. “Бедная Лиза” – повесть о печальной участи крестьянской...
  13. История русской сентиментальной прозы XVIII в. существенно отличается от истории прозаических жанров XIX в, В XIX в. сначала появляются повести, а на их основе складывается роман. Карамзин произвел подлинный переворот...
  14. “Меланхолия. (Подражание Делилю)” (1800) – стало программным для сентименталистов. В нем описывается то состояние души, в котором человек может найти прибежище от бед и волнений, вызываемых противоречиями окружающей жизни. Это...
  15. Необычное чувство овладевает читателем, который прочитал давнюю повесть Н. Карамзина “Бедная Лиза”. Казалось бы, чем может тронуть участь крестьянки, которую обманул богатый барин и которая покончила с собой, – банальный...Сентиментальное воспроизведение душевных переживаний “сердца наблюдателем по профессии” (так Карамзин назвал писателя) окажется более последовательным в его поэзии, хотя и в ней прослеживаются выходы в другие формирующиеся системы. Он начал...
  16. В повести Карамзина “Бедная Лиза” рассказывается о любви молодого дворянина Эраста и крестьянки Лизы. Лиза живет вместе с матерью в окрестностях Москвы. Девушка продает цветы и здесь знакомится с Эрастом....
  17. Автор рассуждает, как хороши окрестности Москвы, но лучше всего около готических башен Сл.нова монастыря, отсюда видно всю Москву с обилием домов и церквей, множеством рощ и пастбищ на другой стороне,...

В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» рассказана история крестьянской девушки, умеющей глубоко и самоотверженно любить. Почему именно такую героиню изобразил писатель в своём произведении? Это объясняется принадлежностью Карамзина к сентиментализму — популярному тогда в Европе литературному направлению. В литературе сентименталистов утверждалось, что не знатность и богатство, а душевные качества, способность к глубокому чувству являются главными человеческими достоинствами. Поэтому прежде всего писатели-сентименталисты уделяли внимание внутреннему миру человека, его сокровенным переживаниям.

Герой сентиментализма не стремится к подвигам. Он считает, что все люди, живущие на свете, соединены незримой нитью и для любящего сердца нет преград. Таков Эраст, молодой человек дворянского сословия, ставший сердечным избранником Лизы. Эрасту «казалось, что он нашёл в Лизе то, чего сердце его давно искало». Его не смущало, что Лиза — простая крестьянская девушка. Он уверял её в том, что для него «важнее всего душа, невинная душа». Эраст искренне верил в то, что со временем он осчастливит Лизу, «возьмёт её к себе и будет жить с нею неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю».

Однако реальная действительность жестоко разрушает иллюзии влюблённых. Преграды всё-таки существуют. Отягчённый долгами, Эраст вынужден жениться на пожилой богатой вдове. Узнав о самоубийстве Лизы, «он не мог утешиться и почитал себя убийцею».

Карамзин создал трогательное произведение об оскорблённой невинности и попранной справедливости, о том, как в мире, где отношения людей основаны на корысти, нарушаются естественные права личности. Ведь право любить и быть любимым дано человеку изначально.

В характере Лизы обращают на себя внимание безропотность и беззащитность. На мой взгляд, её уход из жизни можно расценивать как тихий протест против бесчеловечности нашего мира. Вместе с тем «Бедная Лиза» Карамзина — это удивительно светлая повесть о любви, проникнутая мягкой, незлобивой, кроткой печалью, переходящей в умиление: «Когда мы там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!».

«И крестьянки любить умеют!» — этим утверждением Карамзин заставил общество задуматься о нравственных основах жизни, призвал к чуткости и снисхождению по отношению к людям, которые остаются беззащитными перед судьбой.

Воздействие «Бедной Лизы» на читателя было столь велико, что имя героини Карамзина стало нарицательным, получило значение символа. Бесхитростная история девушки, соблазнённой невольно и обманутой помимо воли, — мотив, положенный в основу многих сюжетов литературы XIX века. К теме, начатой Карамзиным, обратились впоследствии крупнейшие русские писатели-реалисты. Проблемы «маленького человека» получили своё отражение в поэме «Медный всадник» и повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина, в повести «Шинель» Н.В. Гоголя, во многих произведениях Ф.М. Достоевского.

Спустя два века после написания повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» остаётся произведением, которое в первую очередь трогает нас не сентиментальным сюжетом, а своей гуманистической направленностью.