Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Биография и личная жизнь гелены великановой.

Биография и личная жизнь гелены великановой.

Люди, сидевшие на концерте, знали наизусть её песни, шептали слова: «Клён ты мой опавший...», «Идут белые снеги...», «Дорогой длинною...», «Может быть...», а в последние годы снова, как раньше, «Ландыши»... Она вызывала у зала энергию, любовь к жизни, к музыке, к людям! Это должно быть внутри артиста! И школа у неё была великолепная: её педагогом была знаменитая актриса МХАТа Ольга Андровская, народная артистка СССР. И воспитание было отменное - это была польская пани...

Эпоха определяется, наверное, какими-то важными событиями, большими или великими учёными, и конечно, писателями, художниками, артистами, которых знают больше, видят больше, которые помогают людям жить. Во-первых, очень важен пример, модель, на которую равняются молодые. Очень важно ободрить, когда руки опускаются. Да и потом, людям необходимо искусство, они просто не могут без этого. Это божественное начало в нас, душа наша откликается на музыку, живопись, театр, ну и, конечно, кино, эстраду. Представить себе наше время без Леонида Утёсова, Клавдии Шульженко, Гелены Великановой нельзя. А ушедших, как долго их будут помнить? Ведь от них не остаётся ни научных трудов, ни книг. Но всё же какое-то время они остаются нашими кумирами. Они подарили нам радость.

Какая же она была, Гелена Великанова? Женственная, элегантная? Да! Мужественная, чрезвычайно работоспособная? Да! Интеллигентная, умная, с хорошим вкусом? Да! Мастер, делающий каждую песню маленьким спектаклем, и для этого всё продумано: платья, аранжировка песни, движения? Да! Но что же главное? Что даёт возможность продержаться на эстраде с таким успехом столько лет, ведь это немыслимо трудно! Конечно, талант и любовь к профессии, наверное. Она получала удовольствие от песни, от общения с залом, в ней была этакая пружина, кураж, которые заводили зал. Она вызывала у зала энергию, любовь к жизни, к музыке, к людям! Это должно быть внутри артиста!
Гелена Марцелиевна Великанова родилась 27 февраля 1922 года в Москве в семье выходцев из Польши, отец был наполовину литовец с фамилией Великанис. У Гелены были два брата и сестра. Средний брат Владимир погиб в молодом возрасте, он был летчиком и разбился. Гелена Марцелиевна жила в центре - на Арбате, воспетом впоследствии Окуджавой, как обители московской интеллигенции.
Из рассказа самой Гелены: «Я с детства была очень бойкая, энергичная, «заводилой» была. Мы ставили спектакли, разыгрывали настоящие сценки – с костюмами и декорациями. И стихи я читала и пела. А потом… война».
В 1941 года Геля закончила школу, хотела поступать в музыкальное училище, но началась война, и семья эвакуировалась в Томск, где она работала в госпитале, участвовала в концертах для раненых.
Великанова: «Я уехала в Томск в эвакуацию с мамой в «телячьих» вагонах, как их тогда называли. И в первый же год эвакуации маму потеряла… И осталась совершенно одна, «как перст на белом свете». В этом городе я поступила в Московский институт инженеров транспорта. Здесь участвовала во всех вечерах. Профессура мне не раз говорила: «Уходи отсюда, иди учись музыке! Ты хорошо поешь и наш вуз не для тебя». Действительно, я ненавидела математику. Это был совершенно чуждый для меня предмет. Потом, несколько лет подряд видела сон, что не могу поступить в высшее учебное заведение, потому, что не сданы алгебра, геометрия, тригонометрия за десятый класс… Всегда с ужасом просыпалась от этого сна. Я и в жизни никогда этого не сдам, никогда не одолею. Мне в школе гуманитарные науки давались очень легко… А будучи в эвакуации, почти ежедневно бывала в госпиталях: помогала чем могла, а еще читала стихи, пела песни раненым».

В 1944 года Гелена вернулась в Москву и поступила в музыкальное училище им. Глазунова. Училась она успешно, преподаватели нацеливали её на оперетту, но её привлекала только эстрада. Окончив училище, она поступила на эстрадное отделение Школы-студии МХАТа. На профессиональную сцену вышла впервые в 1948 г., а через несколько лет к ней пришло признание.

Из воспоминаний:

«Потом, когда я стала зрелой артисткой, уже довольно известной, окончила еще и режиссерский факультет ГИТИСа. Я всегда готовила свои программы сама и в Театре эстрады и в концертном зале «Россия». Никогда не работала с режиссерами. Мне много раз говорили: ты попробуй с режиссером. Но я говорю: как? Если, допустим, меня бросил любимый человек. Откуда режиссер знает, как я себя буду вести! Побегу ли я за ним, буду ли хвататься за его пиджак или скажу: «Иди, дорогой, ради Бога. Мне ты не нужен..» Ведь это все настолько индивидуально. И на эстраде все-таки артист должен оставаться самим собой. Он – личность на эстраде. А в театре актеры играют концепцию режиссера. А я стремилась к тому, чтобы все делать самостоятельно».


С 1950 года Великанова - солистка Москонцерта. Среди первых песен, спетых ею, - жанровые произведения советских и зарубежных композиторов: «Мне весело», «Письмо к матери», «Маринике», «Возвращение моряка», «Маленькая Мари». Удавалось ей и исполнение детских песенок.
Популярность певицы возросла, когда она обратилась к песням, раскрывающим глубокие человеческие чувства, с ярко выраженным гражданским содержанием. Таковыми были «На кургане», «Другу», «Идут белые снеги», песни на стихи С.Есенина и Н.Матвеевой, которые стали свидетельствами как бы второго рождения певицы, обретения ею подлинного мастерства, при котором высокий уровень стал отметкой не только исполнительства, но и того, что пела певица.
Во многом поэтическая культура певицы сформировалась благодаря её супругу известному поэту Николаю Доризо. За Геленой Великановой ухаживали многие высокопоставленные лица, но она отдала предпочтение Николаю Доризо.

Личная жизнь Гелены сложилась непросто. Ее муж - поэт Николай Доризо. Их дочь Елена - переводчица с английского. Была любовь, которая прошла через всю жизнь к человеку, чьи песни она исполняла. Говорила: «Это чувство умрет только вместе со мной».
Из рассказа дочери Николая Доризо и Гелены Великановой: « Папа для мамы всегда был любовью номер один. У них был совершенно бешеный роман, очень красивый, о котором говорила вся Москва. Они познакомились на каком-то концерте, и закрутилось… Даже несмотря на то, что через несколько лет они расстались по ее инициативе, я уверена, что мама продолжала любить отца. Это чувствовалось по тому, как она о нем говорила. Мне было шесть лет, когда родители развелись, я осталась с мамой. Но мне всегда разрешалось общаться с отцом».
Вторым браком Гелена Великанова была за режиссером документального кино Николаем Генераловым. Между ними были отношения из серии любовь-дружба. Они прожили вместе 12 лет.
И школа у неё была великолепная: её педагогом была знаменитая актриса МХАТа Ольга Андровская, народная артистка СССР. И воспитание было отменное - это была польская пани, и она с трудом переносила невоспитанность других, порой высказывала всё в глаза, без обиняков, а потому были у неё не только друзья, но и враги. Но зато и восхищаться умела, была щедрой на похвалы. Она была в восторге от Аллы Пугачёвой с самых первых дней, с того конкурса, где Гелена Великанова была в жюри. Она восхищалась Валерием Леонтьевым, Ларисой Долиной, Иосифом Кобзоном. Нравилась Гелене её ученица Валерия. Гелена всегда мечтала увидеть на конкурсе новый талант. Но уж если кто не нравится - и скажет в глаза, и в газете напишет.

Гелена первая спела на эстраде серьёзных поэтов: Марину Цветаеву, Сергея Есенина, Новеллу Матвееву, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Римму Казакову. Первая из эстрадных певцов привела на эстраду бардов: Булата Окуджаву, Сергея Никитина. Этим она завоевала интеллигентную публику. Сколько сердец откликнулись на песню «Когда мы были молодыми» (музыка Сергея Никитина, слова Юнны Мориц), как люди были счастливы, когда она ходила между рядами в зале и пела песню Окуджавы «Возьмёмся за руки, друзья!», и весь зал пел с нею! Оскар Фельцман был её постоянным автором и другом. Гелена искала молодых авторов и не боялась исполнять их. Это были Борис и Луиза Хмельницкие, Карина Филиппова, Валерий Миляев, Виктор Фридман и другие.
Из воспоминаний певицы: « Я исполняла разные песни: драматические, шуточные, даже детские, про несчастную и про счастливую любовь…
Затем пришло время, когда я первая на эстраде стала исполнять большую поэзию. В моем репертуаре появились произведения на стихи Цветаевой, Пастернака, Ахматовой, Есенина, Блока, Окуджавы… А петь песни на их стихи в те годы, мягко говоря, не приветствовалось. Булат Окуджава говорил: «Ты даже не понимаешь, что ты сделала! Для тебя - выпустить новую песню, а для меня – это судьба». Ведь его в те годы просто запрещали. И все боялись петь песни на его стихи. А я была «отчаянной девчонкой». Песни-то у него были изумительные! Бывало, поэты, на стихи которых я пела песни, приходили на мои сольные концерты и читали свои стихи – Вознесенский, Евтушенко… - это был такой подарок зрителям!»
Однако и Гелену Великанову не обошли неприятности. Многие из записей, сделанные только на радио, оказались размагниченными. Кто это сделал и по чьему указания просто необъяснимо. Хотя…

Она первая из артисток появилась на эстраде в красивом платье на западный манер и произвела ошеломляющее впечатление. Правда, потом это ей обошлось дорого. Тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева не нашла ничего лучшего, как сделать Гелене публично бестактное замечание за смелый фасон и черные перчатки. После этого инцидента, если так можно назвать ту историю, Beликанову сняли со всех концертов, и лет десять замалчивали. Ругали, в частности, за песню «Ландыши». Гелена Великанова была первой исполнительницей этой песни, она стали ее визитной карточкой… «Ландыши», между прочим, не «увяли» до сих пор и по-прежнему любимы как исполнителями, так и слушателями.


Гелену Великанову долго не выпускали за границу. Ее включали в состав различных групп в Госконцерте, выезжавшие на гастроли, но, увы, когда список доходил до соответствующих «инстанций», в том числе и Старой площади, Великанову вычеркивали. Как-то она сказала своей знакомой из Госконцерта по большому секрету, что один крупный чиновник из Министерства культуры предлагал ей поездку в США и «в нагрузку» свою любовь, но она отвергла его и туда поехала другая, более сговорчивая певица...

«Гелена была смелым человеком. Спеть песню автора - не члена Союза композиторов, записать эту песню на пластинку в годы советской власти было не так-то легко: цензура, худсоветы. Однажды она звонит мне: «Иду в Кремль, на концерт. Не представила песенку «Про начальника» (репертуар тогда нужно было представлять заранее. - Л. И.), а возьму и спою. Будет прямой эфир, смотрите по телевизору». Спела! Обошлось! Песня стала популярной. Я, конечно, очень благодарна Гелене, это она вывела мои песни на широкую публику, в народ. Часто начинала концерт моей песенкой «Может быть». Очень полюбила песню «Ты живёшь в другом городе». На её творческих вечерах и моих мы даже пели её вместе.

С большим успехом спела и песню моего мужа «За стеной пиликает гармошка...» На всех последних концертах до последнего дня пела танго Виктора Фридмана на мои слова «Что такое любовь» и до последнего дня танцевала его в проигрышах легко, изящно, вызывая бурю аплодисментов.

Одна из программ начала 70-х годов была действительно событием: песня «Идут белые снега» на слова Евтушенко привела публику в восторг. Это ведь очень серьёзная, патриотическая песня! На слова Цветаевой «Мой милый, что тебе я сделала?..» (музыка Бориса Хмельницкого). Ах, как она это пела! А «Цыганка» Новеллы Матвеевой! Огонь! Гелена бросала в зал столько любви!

Мне выпало счастье сидеть в зале на репетициях этой программы. Гелена советовалась со мной, мы с ней по школе «Современника» выверяли все песни, чтобы, не дай бог, не было эстрадных штампов. Замечательно исполняла песню Карины Филипповой про русского солдата.
Гелена всегда очень тщательно подбирала костюмы к песням. Это ведь очень важно: выйти нарядной на сцену, но чтобы платья соответствовали репертуару. Может быть, теперь, во времена шоу-бизнеса, это трудно понять молодым. Сейчас публику привлекают раздеванием, чем-то очень экстравагантным, не имеющим смысла. Поклонники Гелены помнят её наряды: она пела в голубом парчовом брючном костюмчике и таких же сапогах песню «О русском солдате» и «Про папу-начальника», в белом платье - «Идут белые снеги» и «Клён». А «Цыганку» и «Дорогой длинною» - с цыганским платком. Ей очень важны были детали. Она всегда хорошо двигалась на сцене, отрабатывала движения. Вообще очень много работала, была великой труженицей. Это обязательно для большого артиста!»
Гелена не соблюдала никаких диет. Любила все мучное, особенно пончики с мясом. Они были ее фирменным блюдом, как, впрочем, и мясо с черносливом.
«На праздник можно и разориться, - говорила она, - купить 2–3 килограмма мяса. Посолить, поперчить и положить на противень. Через некоторое время разложить вокруг промытый чернослив, яблоки и нарезанный картофель. Все это долго запекается на медленном огне в духовке. Не менее 2 часов. Зато вкуснота необыкновенная...».
У Гелены была на протяжении всей ее долгой жизни безупречная фигура. Однажды ее спросили, какие упражнения она делает, чтобы сохранить ее. Она ответила: «Использую самое доступное: летом - плаванье, а зимой - лыжи. А кроме того - уборка дома, которой занимаюсь сама. Содержать все в идеальной чистоте - мой главный «секрет изящества». Что касается манер, то это у меня от мамы. Она из дворянского рода. С детства учила сидеть не горбясь, не жеманничать, не жестикулировать, а уметь находить точные слова, выражающие мысли. Словом, вести себя как подобает настоящей леди, просто и естественно. Что касается одежды, то считаю лучше не купить какие-то заморские деликатесы, но на элегантное платье не поскупиться. Всю жизнь мне шили платье две портнихи. Одна из Дома моделей, другая - из театральных мастерских».

С 1986 по 1995 гг. Великанова преподавала в музыкальном училище им. Гнесиных.
В 1992 году ей присвоено звание - Народная артистка России.
Она подняла эстрадную песню на небывалую высоту, сделала ее составной частью духовной жизни своих современников. «Она - певица всех времен, второй такой нет, - сказал о ней гениальный танцовщик Махмуд Эсамбаев. - Это любимая всеми и мудрая актриса».

Её концерты были настоящими праздниками. Но они не только развлекали, но и заставляли задуматься, воспитывали вкус! Гелена была мастером, и это признавали все. Она была умной певицей, не шла на поводу у публики, лёгкий успех её не привлекал. Считала ниже своего достоинства петь «пустышки». В последние годы она стала петь старые песни. Люди снова захотели их слушать, особенно представители старшего поколения, но в зале было много и молодых. Гелена страстно принимала всё: любовь, обиду, предательство, измену. До самых последних дней была элегантной, молодой, стройной. В 1998 году Великанова отметила 50-летие сценической деятельности. 16 апреля состоялась церемония закладки её звезды перед концертным залом «Россия». Там же был отпразднован и её юбилей (75-летие). Она очень волновалась. Зал был полон, пришли все её поклонники. И снова, как в молодости, звучали её «Ландыши», и Фельцман объяснялся ей в любви романсом. Было много замечательных артистов на сцене и в зале. Фрагменты этого концерта транслировались по телевидению.
Умерла Гелена Марцелиевна 10 ноября 1998 года на 76-м году жизни. В ноябре 1998 года Великанова решила дать еще один концерт - на этот раз прощальный (она сама признавалась, что и возраст поджимает, да и голос уже не тот) в Доме актера. Концерт должен был состояться 10 ноября. Великанова готовилась к нему в полную силу, провела две репетиции. Но концерт так и не состоялся. В назначенный день в пять часов вечера Великанова достала из шкафа свое самое лучшее коцертное платье, разложила его на кровати, а сама отправилась в ванную, чтобы привести себя в порядок. Но из ванной она уже не вышла - сердце певицы не выдержало, и она скончалась буквально за два часа до начала прощального концерта.
Вспоминает подруга певицы Л. Голубь: «Обычно она проезжала задолго до начала концерта. Настраивалась. А в тот день ее ждали, ждали... Телефон тоже не отвечал. Позвонили дочери Лене, она живет этажом выше. Лена очень испугалась, что мамы до сих пор нет в театре, - ведь она с ней только утром разговаривала, и та страшно волновалась. Гелена Марцеловна призналась дочери, что сама удивлена своему волнению, словно в первый раз. «Или в последний», - добавила она... Поехали к Гелечке на квартиру. Дверь заперта, ключ с внутренней стороны. Пришлось взломать дверь. Она была в ванной. Одетая. С полотенцем на плече, как будто зашла помыть руки...»

И напоследок хочу привести слова певицы из одного интервью: « В прежние времена путь эстрадного артиста к пику популярности растягивался на долгие годы, был сопряжен с конкурсами, художественными советами, аттестациями. Имя приобреталось или ценой унижений, или адским каждодневным изнурительным трудом. Сегодня стать артистом эстрады и к тому же попасть в список «звезд» не составляет труда и довольно просто. Это рождает недобросовестное отношение к труду, к сцене, неуважительное отношение вообще к публике. Чего стоит, например, откровенная подмена живого голоса фонограммой. Теперь это считается нормой. Мне бывает неловко, когда я вижу «раскручиваемых» ныне певиц, которые ведут себя на сцене неподобающим образом. Это неженственно и неэстетично. Это безвкусица. Многие певицы - дочки обеспеченных родителей, бизнесменов. У них много денег - так почему не купить «место под солнцем»? Не имея собственного лица, они стараются подражать нам, состоявшимся певцам, но у них это не очень-то получается. Сейчас даже у среднего артиста эстрады целый штат «обслуги», а прежде исполнитель песен был, как говорится, и певец и жнец и на дуде игрец. Было тяжело, но зато в звезды выходили истинные таланты и труженики».
Как говорится не прибавить, не убавить!

Гелена Марцелиевна Великанова. Родилась 27 февраля 1923 года в Москве - умерла 10 ноября 1998 года в Москве. Советская и российская эстрадная певица. Народная артистка РФ (1992).

Отец был наполовину литовец, носил фамлию Великанис.

Семья жила в центре Москвы на Арбате.

Кроме Гелены в семье было еще два сына и дочь. Ее средний брат Владимир погиб в молодом возрасте - был летчиком и разбился.

О себе Гелена Марцелиевна рассказывала: "Я с детства была очень бойкая, энергичная, «заводилой» была. Мы ставили спектакли, разыгрывали настоящие сценки – с костюмами и декорациями. И стихи я читала и пела".

Отец рано умер, поэтому семья жила очень бедно. Дочь певицы рассказывала: "Когда моя мама ходила в школу, там надо было платить за обеды. Но она не ела вместе со всеми, потому что денег не было. Ее звали в столовую только тогда, когда заболевал один из учеников".

В 1941 году окончила школу, хотела поступать в музыкальное училище, но началась Великая Отечественная война, и семья эвакуировалась в Томск. Там она работала в госпитале, участвовала в концертах для раненых.

В Томске поступила в технический институт. Тогда нельзя было просто взять и вернуться в Москву из эвакуации - надо было, чтобы перевели в столицу. Поэтому Гелена и поступила в технический институт и с другими студентами смогла вернуться в Москву.

В 1944 году после приезда в Москву она оставила технический вуз и поступила в музыкальное училище имени Глазунова. Училась успешно, преподаватели нацеливали её на оперетту, но её привлекала только эстрада. Окончив училище, поступила на эстрадное отделение Школы-студии МХАТа.

На профессиональную сцену вышла впервые в 1948 году, а уже через несколько лет к ней пришло признание.

С 1950 года - солистка-вокалистка Всесоюзного Гастрольно-Концертного Объединения (ВГКО).

В 1963 году Великановой было присвоено почётное звание «Заслуженная артистка Бурятской АССР».

С 1965 года - солистка-вокалистка Москонцерта.

Среди первых песен - жанровые произведения советских и зарубежных композиторов: «Мне весело», «Письмо к матери», «Маринике», «Возвращение моряка», «Маленькая Мари». Певице удавалось и исполнение детских песенок.

Успех пришел к ней, когда Гелена Великанова обратилась к песням, раскрывающим глубокие человеческие чувства, с ярко выраженным гражданским содержанием. Таковыми были «На кургане», «Другу», «Идут белые снеги», песни на стихи Сергея Есенина и Новеллы Матвеевой. Во многом поэтическая культура певицы на первом этапе сформировалась благодаря её первому супругу - известному поэту Николаю Доризо.

Самой известной, хотя и вызвавшей поначалу много критики стала песня «Ландыши» Оскара Фельцмана. Эта песня стала ее визитной карточкой.

Гелена Великанова - Ландыши

После нескольких лет успешных выступлений во время гастролей из-за неправильного лечения Великанова потеряла свой высокий голос. Дочь рассказывала: "Однажды на гастролях мама почувствовала, что заболевает и голос садится. Вызвали врача. Он сделал серию процедур, так называемую наркотическую блокаду, голос вернулся, но в совершенно другом тембре – стал более низким. Мама была в шоке, но вернуть ничего уже было нельзя".

Несколько раз снималась в кино. Также озвучивала фильмы (вокал за других артистов).

Гелена Великанова в фильме "Случай с ефрейтором Кочетковым"

Смелые наряды Великановой нередко вызывали критику начальства. Так, министр культуры Екатерина Фурцева однажды сделала ей грубое замечание. Дочь певицы рассказывала: "Фурцевой не понравилось мамино платье, и она сказала ей, что советская артистка не должна так одеваться. Но мама продолжала носить то, что считала нужным. Все фасоны своих платьев она рисовала сама".

На ее концертах часто бывала , которая писала: «Мне близко творчество Гелены Великановой. Она знает, о чем поет». Как говорила сама Великанова, она всегда прислушивалась к мнению великой певицы.

Гелена Великанова одной из первых рассмотрела талант . Однажды ее пригласили в жюри песенного конкурса, на котором выступала тогда еще не известная Алла Борисовна с песней «Посидим, поокаем». Члены жюри не хотели давать Пугачевой призовое место. Но Великанова развернула настоящее сражение за Пугачеву и добилась, чтобы той дали призовое второе место.

Гелена Великанова - Может быть (Только мне всё кажется)

Гелена Великанова - Я ждала и верила

С 1986 по 1995 годы Великанова преподавала в Музыкальном училище им. Гнесиных.

В 1985 году было присвоено почётное звание «Заслуженная артистка РСФСР». В 1992 году уже в возрасте 69 лет она была удостоена почётного звания «Народная артистка Российской Федерации».

16 апреля 1998 года состоялась церемония закладки на «Площади Звёзд» её именной звезды у «ГЦКЗ "Россия"».

Смерть Гелены Великановой

10 ноября 1998 года должен был состояться «прощальный» (по её собственному выражению) концерт в Доме актёра. Г. М. Великанова умерла в своей квартире за два часа до концерта. Люди, пришедшие на концерт, были потрясены случившимся: они ушли ненадолго, но вернулись к Дому актёра с цветами и зажжёнными свечами в память о любимой певице.

Подруга певицы Л. Голубь вспоминала: «Обычно она проезжала задолго до начала концерта. Настраивалась. А в тот день ее ждали, ждали... Телефон тоже не отвечал. Позвонили дочери Лене. Лена очень испугалась, что мамы до сих пор нет в театре, - ведь она с ней только утром разговаривала, и та страшно волновалась. Гелена Марцеловна призналась дочери, что сама удивлена своему волнению, словно в первый раз. «Или в последний», - добавила она... Поехали к Гелечке на квартиру. Дверь заперта, ключ с внутренней стороны. Пришлось взломать дверь. Она была в ванной. Одетая. С полотенцем на плече, как будто зашла помыть руки».

Похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.

Рост Гелены Великановой: 168 сантиметров.

Личная жизнь Гелены Великановой:

Первый муж - известный поэт Николай Константинович Доризо. В браке родилась дочь Елена Доризо.

Дочь Елена рассказывала: "Папа для мамы всегда был любовью номер один. У них был совершенно бешеный роман, очень красивый, о котором говорила вся Москва. Они познакомились на каком-то концерте, и закрутилось... Даже несмотря на то, что через несколько лет они расстались по ее инициативе, я уверена, что мама продолжала любить отца. Это чувствовалось по тому, как она о нем говорила. Мне было шесть лет, когда родители развелись, я осталась с мамой. Но мне всегда разрешалось общаться с отцом".

Николай Доризо - первый муж Гелены Великановой

Второй муж - режиссер документального кино Николай Генералов. Прожили вместе 12 лет.

Известная российская актриса утверждает, что является правнучатой племянницей Гелены Великановой. "Она двоюродная бабушка папы, и после смерти моего дедушки мы перестали общаться. Хотя, я ее внучка!", - говорила она.

Фильмография Гелены Великановой:

1955 - Случай с ефрейтором Кочетковым - девушка-певунья (нет в титрах);
1968 - В гостях у московской милиции (фильм-спектакль) (исполнение песни "Когда разлюбишь ты");
1969 - Похищение - артистка Великанова (нет в титрах);
1985 - Непрофессионалы - новенькая

Вокал Гелены Великановой в кино:

1955 - В один прекрасный день - Екатерина Павловна Воропай (песня "Гляжу в поля просторные");
1956 - Разные судьбы - (вальс выпускников: "Расставаясь с детством окончательно, может, и с тобой я расстаюсь");
1960 - Прыжок на заре - песня "На заре, на заре стучится в моё окно знакомый старый клён...")

Песни Гелены Великановой:

Ландыши;
Песня Выпускников (Из К/ф "Разные Судьбы");
Ой, Ты, Рожь;
Может Быть (1968);
Памяти Эдит Пиаф;
Красивая Девочка Лида;
Уходили Годы;
Первая Встреча;
Цыганка-Молдаванка;
Рула-Те Рулла;
Песенка Про Начальника;
Девушки Сидят На Подоконнике;
Гимн Любви;
Поезда;
Не Смей Мне Сниться;
Бубенцы;
Пичирильо;
Я По Льду Шла;
Жаль, Что Время Ушло;
Вы Служите, Мы Вас Подождём;
Воспоминание;
По Грибы;
Два Берега;
Каблучки;
Ах, Пане-Панове (Булат Окуджава);
Стоят Девчонки (Девочкам На 8 Марта);
На Кургане;
Возможно;
В Новогоднюю Ночь;
Лечу Я;
Мы Только Знакомы;
Клен Ты Мой Опавший;
Не Говори Прощай;
Мужчины;
Тебя Любила;
Осенние Листья;
Семнадцать Лет;
Телефон;
Сочи;
Сыпь, Тальянка;
До Завтра;
Зимний Праздник;
Ты Запой Эту Песню;
Пороша Белая;
Тишина;
Песня Выпускников;
Всегда Со Мной;
Первая Звезда;
Ты Живешь В Другом Городе;
Еду Домой На Трамвае;
Разлука;
Если;
Зачем Мы Перешли На "ты";
Нам Парни Говорят Такие Речи;
Эй, Рулатэ;
Плачь По Коммунальной Квартире;
Прости, Прощай;
И Льется Песня;
Идут Белые Снеги;
Маленькая Мари;
Гляжу В Поля Просторные;
Не Знала Я;
Все, Что Было;
Как Пропал Солдат;
Во Всём Мне Хочется;
Песня Сыну;
Там, За Седьмой Горою;
Всё Равно Весна Придёт;
Наша Песенка Простая;
Нет, Я Ни О Чём Не Жалею;
Когда Разлюбишь Ты;
Ой Ты, Рожь;
Первый Снег;
Старый Парк;
Нинка;
Я Не Тороплюсь;
Гаснут Костры (Пане-Панове);
Другу;
Песенка Про Папу;
Опавшие Листья;
Ты Не Всё Сказал;
Если Нас Двое


Гелена Марцелиевна Великанова покорила сердца советских слушателей искренностью, душевностью, чистым голосом. Песни, которые она пела, были разными по стилю, позволяя певице раскрыться в нескольких амплуа.

Ах, под какие песни мы с вами росли... Вот слушаю сейчас, и волнами окатывают воспоминания... Радиоприемник на беленой стене. Воскресный концерт по заявкам радиослушателей... Как мы ждали, торопя время, встречи с любимыми песнями. А потом мчались друг к дружке:"Ты слышала?" И записывали, лихорадочно чиркая по первой попавшейся бумажке, слова.

А они сами собой запоминались. И помнятся до сих пор!


Гелена Великанова родилась 27 февраля 1923 года в Москве в семье выходцев из Польши. Ее отец был наполовину литовец с фамилией Великанис, а семья жила в центре Москвы на Арбате.

После окончания школы Гелена хотела поступать в музыкальное училище, но началась Великая Отечественная война, и семья эвакуировалась в Томск, где Гелена работала в госпитале, участвовала в концертах для раненых. В 1944 году Гелена вернулась в Москву и поступила в музыкальное училище имени Глазунова.

Училась она успешно, преподаватели рекомендовали ей идти в оперетту, но её привлекала только эстрада. Окончив училище, она поступила на эстрадное отделение Школы-студии МХАТа, которую возглавляли артисты Б.Петкер и О.Андровская. Именно благодаря им, она, по ее словам, поняла, что артист должен уметь раскрывать истинную суть того произведения, которое берется исполнять, и проникнуть в характер своего песенного героя.

На профессиональную сцену Гелена впервые вышла в 1948 году, и через несколько лет к ней пришло признание. С 1950 года Великанова стала солисткой Москонцерта. Среди первых песен, спетых ей, были жанровые произведения советских и зарубежных композиторов: «Мне весело», «Письмо к матери», «Маринике», «Возвращение моряка» и «Маленькая Мари».

Ей нравилось исполнять детские песни. Гелена Великанова была необычайно популярна в СССР в 1960-е годы. Как и Марк Бернес, и Майя Кристалинская.

Успех певицы возрос, когда она стала исполнять песни Сергея Есенина и Новеллы Матвеевой с ярко выраженным гражданским содержанием «На кургане», «Другу», «Идут белые снега». Во многом поэтическая культура певицы сформировалась благодаря её супругу — известному поэту Николаю Доризо, о любви к которому Великанова говорила: «Это чувство умрет только вместе со мной». У Гелены и Николая родилась дочь Елена.

«Я не люблю тоскливых и печальных песен и никогда не включаю их в свой репертуар, – говорила Великанова, – не грусть, не тоску мне хочется нести слушателям, а преодоление этой грусти и всегда хоть чуточку надежды…» Этой теме Гелена Великанова была верна, исполняя лирический романс Булата Окуджавы «Зачем мы перешли на «ты», в котором за шутливым тоном скрывается грустный упрек, или песню Э.Колмановского на слова И.Гофф «Когда разлюбишь ты».

Самой известной, и вызвавшей поначалу много критики, в ее репертуаре стала песня Оскара Фельцмана «Ландыши».

Гелена Великанова принесла на эстраду высокую поэзию. Она пела композиции на стихи Цветаевой, Ахматовой, Есенина и Киплинга. Она подняла эстрадную песню на небывалую высоту, сделав ее составной частью духовной жизни своих современников. «Она — певица всех времен, второй такой нет, — сказал о ней гениальный танцовщик Махмуд Эсамбаев. — Это любимая всеми и мудрая актриса».

Гелена Великанова не соблюдала никаких диет. Любила все мучное, особенно пончики с мясом. Они были ее фирменным блюдом, наряду с мясом с черносливом. У Гелены была на протяжении всей ее долгой жизни безупречная фигура. На вопрос своей подруги Валентины Терской — какие упражнения она делает, чтобы сохранить ее? — она ответила: «Использую самое доступное: летом — плаванье, а зимой — лыжи.

А, кроме того — уборка дома, которой занимаюсь сама. Содержать все в идеальной чистоте — мой главный «секрет изящества». Что касается манер, то это у меня от мамы. Она из дворянского рода. С детства учила сидеть не горбясь, не жеманничать, не жестикулировать, а уметь находить точные слова, выражающие мысли.

Словом, вести себя как подобает настоящей леди, просто и естественно. Что касается одежды, то считаю лучше не купить какие-то заморские деликатесы, но на элегантное платье не поскупиться. Всю жизнь мне шили платье две портнихи. Одна из Дома моделей, другая — из театральных мастерских. На праздник можно и разориться, купить 2–3 килограмма мяса.

Посолить, поперчить и положить на противень. Через некоторое время разложить вокруг промытый чернослив, яблоки и нарезанный картофель. Все это долго запекается на медленном огне в духовке. Не менее 2 часов. Зато вкуснота необыкновенная…».

Гелена Великанова и Валерий Ободзинский

Великанова одной из первых советских певиц выступила на эстраде в красивом платье на западный манер, и министр культуры Екатерина Фурцева публично сделала Гелене бестактное замечание за смелый фасон и черные перчатки. После этого инцидента выступления Beликановой на долгое время были исключены из концертов. На этом, к сожалению, несчастья не закончились, и однажды из-за неправильного лечения Великанова потеряла свой высокий голос.

Гелену Великанову так же долго не выпускали за границу. Друзья старалась включать ее в различные группы, выезжавшие на гастроли, но когда список доходил до соответствующих инстанций, в том числе и Старой площади, Великанову вычеркивали.

С 1986 по 1995 годы Великанова преподавала в Музыкальном училище имени Гнесиных. Некоторые из ее учеников стали очень известны, в частности Валерия и Юлиан. А в 1992 году в возрасте 70 лет Великанова получила звание «Народная артистка России».

10 ноября 1998 года должен был состояться «прощальный» (по её собственному выражению) концерт в Доме актёра. Великанова готовилась к нему в полную силу, провела две репетиции. Но концерт так и не состоялся. В назначенный день в пять часов вечера Великанова достала из шкафа свое концертное платье, разложила его на кровати, а сама отправилась в ванную, чтобы привести себя в порядок. Но из ванной она уже не вышла — сердце певицы не выдержало, и она скончалась буквально за два часа до начала прощального концерта.

Подруга певицы Л.Голубь вспоминала: «Обычно она проезжала задолго до начала концерта. Настраивалась. А в тот день ее ждали, ждали… Телефон тоже не отвечал. Позвонили дочери Лене. Лена очень испугалась, что мамы до сих пор нет в театре, — ведь она с ней только утром разговаривала, и та страшно волновалась. Гелена Марцеловна призналась дочери, что сама удивлена своему волнению, словно в первый раз. «Или в последний», — добавила она… Поехали к Гелечке на квартиру. Дверь заперта, ключ с внутренней стороны. Пришлось взломать дверь. Она была в ванной. Одетая. С полотенцем на плече, как будто зашла помыть руки…»

Гелена Великанова была похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

Нужно сказать, что этот материал нужно смотреть в старом интерфейсе "Макспарка", иначе песни, выложенные в комментариях, будут недоступны. А это очень жаль.

Гелена Великанова

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Основная информация
Имя при рождении

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения
Дата смерти
Годы активности

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна

СССР 22x20px СССР → Россия 22x20px Россия

Профессии
Певческий голос

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Инструменты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанры

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Коллективы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сотрудничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лейблы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды
Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Геле́на Марце́лиевна Велика́нова (27 февраля , Москва - 10 ноября 1998, Москва) - советская эстрадная певица. Народная артистка России ().

Биография

Родилась в Москве в семье выходцев из Польши; отец был наполовину литовец с фамилией Великанис.

Самой известной и вызвавшей поначалу много критики стала песня «Ландыши» .

После нескольких лет успешных выступлений во время гастролей из-за неправильного лечения Г. Великанова потеряла свой высокий голос.

Награды и звания

  • В 1963 году Великановой было присвоено почётное звание «Заслуженная артистка Бурятской АССР».
  • В 1985 году было присвоено почётное звание «Заслуженная артистка РСФСР ».
  • В 1992 году была удостоена почётного звания «Народная артистка Российской Федерации ».

Напишите отзыв о статье "Великанова, Гелена Марцелиевна"

Примечания

Ссылки

  • .
  • .
  • .
  • // «Частный корреспондент», 27 февраля 2011 года. - фрагмент из книги Л. Ивановой «Я люблю вас…» (Нижний Новгород: Деком, 2005).

Отрывок, характеризующий Великанова, Гелена Марцелиевна

У меня внутри, всё буквально застыло от ужаса!.. Так как, будь это правдой, никакая земная сила не могла меня уберечь от его раненой гордости, и от его мстительной в своей злобе, чёрной души!...
– Простите мою нескромность, Ваше святейшество, но, во избежание ошибки с моей стороны, не соблаговолите ли Вы мне более точно объяснить, что Вы хотели этим сказать? – очень осторожно ответила я.
Караффа мягко улыбнулся и, взяв мою дрожащую руку в свои изящные, тонкие пальцы, очень тихо произнёс:
– Вы – первая женщина на земле, мадонна Изидора, которая, по моему понятию, достойна настоящей любви... И Вы очень интересный собеседник. Не кажется ли Вам, что Ваше место скорее на троне, чем в тюрьме инквизиции?.. Подумайте об этом, Изидора. Я предлагаю Вам свою дружбу, ничего более. Но моя дружба стоит очень многого, поверьте мне... И мне очень хотелось бы Вам это доказать. Но всё будет зависеть от Вашего решения, естественно... – и, к моему величайшему удивлению, добавил: – Вы можете здесь остаться до вечера, если желаете что-то почитать; думаю, Вы найдёте здесь для себя очень много интересного. Позвоните в колокольчик, когда закончите, и Ваша служанка покажет Вам дорогу назад.
Караффа был спокоен и сдержан, что говорило о его полной уверенности в своей победе... Он даже на мгновение не допускал мысли, что я могла бы отказаться от такого «интересного» предложения... И уж особенно в моём безысходном положении. А вот именно это и было самым пугающим... Так как я, естественно, собиралась ему отказать. Только, как это сделать я пока что не имела ни малейшего представления...
Я огляделась вокруг – комната потрясала!.. Начиная с вручную сшитых переплётов старейших книг, до папирусов и рукописей на бычьей коже, и до поздних, уже печатных книг, эта библиотека являлась кладезем мировой мудрости, настоящим торжеством гениальной человеческой Мысли!!! Это была, видимо, самая ценная библиотека, которую когда-либо видел человек!.. Я стояла, полностью ошеломлённая, завороженная тысячами со мной «говоривших» томов, и никак не могла понять, каким же образом это богатство могло ужиться здесь с теми проклятиями, которые так яро и «искренне» сыпала на им подобное инквизиция?... Ведь для настоящих инквизиторов все эти книги должны были являться самой чистой ЕРЕСЬЮ, именно за которую люди горели на кострах, и которая категорически запрещалась, как страшнейшее преступление против церкви!.. Каким же образом здесь, в подвалах Папы, сохранились все эти ценнейшие книги, которые, якобы, во имя «искупления и очищения душ», до последнего листочка, сжигались на площадях?!.. Значит, всё, что говорили «отцы-инквизиторы», всё, что они творили – было всего лишь страшной завуалированной ЛОЖЬЮ! И эта безжалостная ложь глубоко и крепко сидела в простых и открытых, наивных и верующих человеческих сердцах!.. Подумать только, что я когда-то была абсолютно уверена, что церковь была искренна в своей вере!.. Так как любая вера, какой бы странной она не казалась, для меня всегда воплощала в себе искренний дух и веру человека во что-то чистое и высокое, к чему, во имя спасения, стремилась его душа. Я никогда не была «верующей», так как я верила исключительно в Знание. Но я всегда уважала убеждения других, так как, по моему понятию, человек имел право выбирать сам, куда направить свою судьбу, и чужая воля не должна была насильно указывать, как он должен был проживать свою жизнь. Теперь же я ясно видела, что ошиблась... Церковь лгала, убивала и насиловала, не считаясь с такой «мелочью», как раненая и исковерканная человеческая душа...
Как бы я не была увлечена увиденным, пора было возвращаться в действительность, которая для меня, к сожалению, в тот момент не представляла ничего утешительного...
Святой Отец Церкви, Джованни Пьетро Караффа любил меня!.. О, боги, как же он должен был за это меня ненавидеть!!! И насколько сильнее станет его ненависть, когда он вскоре услышит мой ответ...
Я не могла понять этого человека. Хотя, до него, чуть ли не любая человеческая душа была для меня открытой книгой, в которой я всегда могла свободно читать. Он был совершенно непредсказуем, и невозможно было уловить тончайшие изменения его настроений, которые могли повлечь за собой ужасающие последствия. Я не знала, сколько ещё смогу продержаться, и не знала, как долго он намерен меня терпеть. Моя жизнь полностью зависела от этого фанатичного и жестокого Папы, но я точно знала только одно – я не намерена была лгать. Что означало, жизни у меня оставалось не так уж много...