Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Бедуины. Жизнь и традиции бедуинов

Бедуины. Жизнь и традиции бедуинов

«Я зашагал на север и достиг Стен повелителя, сооруженных для того, чтобы отражать бедуинов, чтобы сокрушать тех, кто кочует среди песков», — сообщает о своем путешествии, совершенном почти четыре тысячи лет назад, древнеегипетский вельможа Синухет. Ему, приближенному фараона Сенусерта, после смерти царственного покровителя довелось близко познакомиться с теми, кто кочевал за крепкими фараоновыми стенами. Европейская же наука открыла для себя кочевые пустынные народы достаточно поздно, лишь в XIX столетии. И долго еще оставалась под очарованием их необычности — этим очарованием ученые-этнологи заразили своих читателей, и оно до сих пор владеет умами почтенной публики, охочей до всего диковинного. Калейдоскоп экзотических подробностей мелькает перед глазами, и вот уже трудно отличить один пустынный народ от другого… Подчас и ученый может совершить подобную ошибку.

Вернемся к путешествию древнего египтянина Синухета. Внимательный читатель, возможно, уже успел удивиться: откуда, собственно, взялись бедуины в тексте эпохи Среднего царства, если «бедуин» — арабское слово, а арабы в ту далекую эпоху не успели даже возникнуть на историческом горизонте?

Бедуины на границах державы фараона появились… в середине XX столетия, произволом переводчика документа, знаменитого советского египтолога Исаака Лифшица. В 1950-е бедуины, разумеется, были куда актуальнее неведомых кочевников, нарушавших покой Древнего Египта: как раз в середине прошлого века молодые ближневосточные государства пытались принудить бедуинов к оседлости. Так незаметно одни кочевники подменили других — тем более что речь шла об одной и той же территории, — и бедуины оказались на месте неизвестного нам народа, который египетский текст называет «хериу-ша», «находящиеся на песке». Или «шасу» — что значит «бродяги».

С первого взгляда создается впечатление, что за шесть тысяч лет в пустыне едва ли что-то поменялось: все так же до горизонта простираются песчаные дюны, и все так же движутся по ним караваны, ведомые кочевниками. Одни народы уступают место другим — но уклад жизни людей в пустыне меняется мало (хотя именно пристальный анализ различий дает пищу ученым-этнологам). Жестокий климат, где так ощущается кожей и всем организмом разница между днем и ночью, среди песков и каменистых нагорий, и необходимость вести хозяйство в этих непростых условиях... Приспособиться к жизни здесь — значит постоянно накапливать опыт, но не руководствоваться раз и навсегда установленными правилами, а уметь непрерывно вглядываться в изменчивый рисунок песчаной стихии и принимать решения по ситуации.


Единственное, за что стоит держаться, — за твердое самосознание, свою идентичность. В пустынях трудно найти тех, кто исповедует язычество в привычном для нас смысле — миропонимание, основанное на балансе «добрых» и «злых» сил природы. Окружающая кочевников природа вряд ли может показаться «доброй» — вот и ветхозаветная история о сорокалетнем скитании избранного народа представляет пустыню не только как географическую реальность на пути из Израиля в Египет, но и как символ труднейшего испытания. Не случайно, что кочевники арабских территорий охотно и почти сразу приняли монотеистический ислам. А у кочевого народа рендилле, живущего в Африке и говорящего на одном из многочисленных языков кушитской группы, сохранилась вера в божество Ваак — монотеистическая религия, которая, возможно, старше иудаизма.

Идентичность диктует не только религию, но и «особость» повседневных привычек. Оказавшись на границе оседлых поселений, кочевники предпочитают не задерживаться там, ограничиваясь только торговлей. Но это занятие для них не главное — главным остается скотоводство. Для тех народов, которые разводят верблюдов (скажем, многочисленных аравийских кочевников), частью идентичности становятся и сами верблюды — их владельцы аттестуют себя верблюдоводами, хотя в их хозяйстве важное место занимают и лошади, и козы, и овцы. Среди саудовских кочевников можно найти и таких, у которых мелкий рогатый скот преобладает, — например, шаммаров. Но верблюд — часть их уникальной жизни; оседлые народы не могут разводить этих животных, а оттого на горбах «кораблей пустыни» зиждется кочевое «я».


Чтобы понять, как это работает, стоит обратиться к тем же бедуинам — пожалуй, из всех пустынных кочевников они знакомы нам лучше всего. Говорящие на разных языках, исповедующие разные религии, но объединенные образом жизни, основанным на кочевом скотоводстве, — они стали для нашей цивилизации своего рода эталоном пустынных кочевников. В пустыне Аравийского полуострова они живут не менее четырех тысяч лет, и уже в начале II тысячелетия до н. э. кочевники с северо-востока Аравийского полуострова появились в пустынях Северной Африки, а осваивать эти места особенно активно стали в период арабского завоевания. В большинстве своем они приняли ислам — но эта религия родом из больших и развитых городов не изменила их кочевого образа жизни. Пустыня, весной богатая травами (в том числе и такими сочными, что они позволяют животным вовсе обходиться без воды, а людям — ограничиваться молоком), летом принуждает к постоянному перемещению в поисках воды и корма для скота. В самое жаркое время года приходится откочевывать на границы пустыни, чтобы получить доступ к ручьям. Зимой же можно добывать воду, скапливающуюся в естественных впадинах, и пользоваться колодцами, многие из которых вырыты еще несколько веков назад.


Маршруты кочевок тоже не меняются столетиями. Вот, например, саудовский народ аназа и сегодня движется теми путями, которые были описаны этнографами еще в первой половине XIX века, на пространстве от пустыни Хамад до границы с Сирией. Гораздо менее постоянно их социальное устройство — настолько, что для бедуинских общностей ученые подчас затрудняются подобрать подходящий термин. Общественное устройство бедуинов принято «по умолчанию» считать племенным — но при ближайшем рассмотрении все оказывается не так однозначно. Во время кочевок они объединяются в обширные караваны; дефицит корма для скота тоже заставляет кочевников сбиваться в большие группы с предводителями во главе — и это правда похоже на племя. К единству — на основе памяти о принадлежности к тому или иному племени или союзу племен — призывают бедуинов и военные опасности. Но когда наступают времена благоденствия, бедуины рассеиваются по окрестностям, останавливаясь совсем небольшими группами, по 3-4 палатки. И это показывает, насколько призрачна власть в пустыне. Как мираж: она то появляется, то рассеивается сама собой, ведь власть — это символическая сила, основанная на обладании ресурсами, недоступными другим; а когда ресурсов достаточно, ничего больше и не нужно.

Социальные связи, которые актуализируются в моменты опасностей и голода, могут быть не только родственными, но и, как говорят этнографы, соседскими. В иных случаях они могут переплетаться — именно так были устроены тире, объединения кочевников Туркмении, к нашему дню, правда, в большинстве своем осевших на земле.

Те, кто всю жизнь проводит в движении, мало думают о границах. Именно поэтому вопрос собственности на землю встал перед бедуинами только в начале XX века, с распадом Османской империи. И встал довольно остро. Предписания властей молодых восточных государств запретили междоусобные столкновения между племенами и рабовладение, снизили экономическую ценность верблюдов, пообещали передать земли северных кочевий шейхам — все это было призвано «осадить» кочевников. К 1960-м около 20% бедуинов Аравии и Африки превратились в крестьян, арендующих землю у владеющих ею шейхов, которые живут в городах. Остальные в основном включились в промежуточные формы хозяйства, и те, кто ведет кочевой образ жизни, остались в меньшинстве.

Хотя современные бедуины в основном по-прежнему исповедуют ислам, они не слишком обласканы властями государств, на территории которых ставят свои палатки. Для многих из них стоит большого труда получить легальную работу — даже те бедуины, с которыми мы легко можем познакомиться в туристических местах вроде Синайской пустыни в Египте, довольствуются полунелегальным положением.

Часто можно услышать мнение — в корне своем верное, — что народы, попавшие в фокус пристального туристического внимания, предстают перед нами не такими, какие они есть на самом деле, а такими, какими хотят их видеть туристы. В шатре кочевника где-нибудь на Синае трудно отделаться от ощущения, что знаменитый бедуинский травяной чай и пресный хлеб — лишь реквизит для путешественников. Однако точно такой же рацион обнаруживается на изрядном удалении от торных туристических троп, там, куда с трудом проникают даже сотрудники научных экспедиций. Бедуины острова Сокотра, которые оказались объектом изучения советско-йеменской экспедиции 1970-х годов, явили исследователям тот же травяной напиток, помогающий сохранять бодрость и согреваться после заката солнца, и те же сделанные из тончайшего металла чайники — позволяющие вскипятить воду на самом небольшом огне.


Йеменские бедуины когда-то поразили исследователей своим исключительным миролюбием и умением сочетать строгую иерархичность с первобытным демократизмом. Описан их обед, который начинается с лучших кусков мяса — их сперва подают старшим мужчинам и почетным гостям, но те не съедают мясо целиком, передавая дальше; таким образом, все присутствующие получают свою долю от всех кусков. А вот другие кочевые народы Африки миролюбием не отличаются — напротив, они превратили вражду в часть образа жизни. Хрестоматийный пример — конфликт кочевников туркана и самбуру. Борьба за пастбища, массовые похищения друг у друга скота (здесь это коровы), десятилетия кровопролитий — еще на рубеже 60-70-х годов прошлого столетия правительства Кении и Эфиопии, пограничные районы которых и стали ареной этой напряженной борьбы, предпочитали не вмешиваться в конфликт. До 1970 года берега озера Рудольф (получившего впоследствии название Туркана, в честь одного из племен) пребывали в статусе «закрытой территории», куда по соображениям безопасности был запрещен доступ не только туристам, но и жителям соседних районов. Конфликт завершился тем, что одна из сторон — племя туркана — практически полностью перешла к оседлому образу жизни.


Этот переход изменил их привычки — туркана научились строить примитивные жилища из кизяка, но запасы скота пополняются не за счет естественного прироста, затруднительного в суровых условиях на границе пустынь, а с помощью регулярных разбойных нападений на соседние племена. Для этого нужны воины — и воинское сословие, мораны, превратилось в местную аристократию. Особо отличившихся воинов можно узнать издалека — по замысловатым прическам; чтобы сохранить их, герои во время сна используют специальную деревянную подставочку, а днем она служит им табуреткой, которую они всегда носят с собой. Представители этой военной «аристократии» становятся вождями, и именно они могут позволить себе лучших невест — ведь за невесту требуется заплатить скотом. Кстати, брак у туркана считается действительным не с момента свадьбы, а только с той поры, когда первый ребенок встанет на ноги и сделает свои первые шаги. В суровых условиях многие младенцы не доживают до этого счастливого дня, браки распадаются, а судьба покинутых женщин оказывается незавидной. Труднее всего приходится туркана во время засух, довольно частых, — тогда они вспоминают о своем кочевом прошлом, разделяясь на маленькие группы по несколько семей, каждая во главе с вождем (именно тогда вожди и нужны), и разбредаются по окрестностям в поисках пастбищ. Относясь к скоту как к своей главной ценности, они стараются как можно реже убивать животных, довольствуясь их молоком, — а когда его недостаточно, устраивают коровам кровопускания и утоляют голод свежей кровью. Засуха для туркана становится и поводом вспомнить о своих верованиях — в благоприятные периоды бога-создателя по имени Акуджу они не беспокоят.


Подобная судьба ждала и другой народ озера Туркана — эльмоло. Один из самых малочисленных народов мира, эльмоло живут двумя анклавами — на берегу озера и на островке Моло. Такова их география с тех пор, как эльмоло пережили нападение сначала народа боран — те держали в руках оружие, осевшее в Африке со времен приснопамятного вторжения Муссолини в Эфиопию, — а затем и самбуру, отобравших у них стада. После того как эльмоло осели в границах двух малюсеньких анклавов, их основными занятиями стали рыболовство — в чем теперь им нет равных в округе — и охота на крокодилов. В водах озера Рудольф обитает с десяток тысяч этих зубастых хищников, среди которых попадаются и настоящие гиганты — до пяти с половиной метров в длину. Советский корреспондент ТАСС, прибывший сюда в 1970-е и одним из первых европейцев в XX веке увидевший эльмоло, стал свидетелем появления у них власти. До этого крохотное племя, в котором насчитывалось от восьми десятков до полутора сотен человек, не нуждалось в вожде — однако вождь им был назначен, не без воли кенийского правительства, и говорил на суахили.

Государственная политика в Африке в целом более благосклонна к кочевникам, чем на арабском Востоке, где пустынные скотоводы никак не интегрированы в жизнь вне пустыни. На Черном континенте выходцы из кочевых племен и тех народов, которые были кочевыми еще вчера, занимают посты в правительствах, становятся знаменитыми легкоатлетами. Те же туркана подарили миру Пола Эренга, обладателя олимпийского золота 1988 года на 800-метровке, и Джозефа Эбуа, четырехкратного чемпиона мира по кроссу.


Но, увы, государственные посты и олимпийские медали вовсе не свидетельствуют о том, что африканские общества успешно интегрировали кочевников. Для того чтобы сделать карьеру на госслужбе или в большом спорте, выходцам из племен вроде туркана требуется полностью порвать со своим прошлым. В современном мире кочевникам уже трудно существовать самим по себе, с каждым десятилетием их становится все меньше. Когда-нибудь честолюбивые стремления (и хоть какие-то возможности их реализовать) доберутся и до аравийских кочевий, и до синайских каменистых краев — и их обитатели тоже массово предпочтут покинуть пустыни и навсегда уйти в большой мир. Возможно, уже для наших внуков силуэт погонщика верблюдов на дрожащем горизонте пустыни окажется всего лишь миражом.

Пустынный мир

Что такое, собственно, пустыня? Относительно ровная поверхность, скудная растительность, приспособленная к засушливому климату, специфическая фауна — и, конечно, незначительное количество осадков: до 250 миллиметров в год. Если не брать в расчет Антарктиду, пустыни занимают более 16,5 миллиона квадратных километров, или около 11% всей поверхности суши. В основе существования, развития и распространения пустынь — неравномерность в распределении среднегодовых температур и влаги на планете.

Рукотворная сахара

Среди пустынь нашей планеты есть и те, что появились не без участия человека.
В их числе и крупнейшая — Сахара. Так что, возможно, именно ее, а не Великую китайскую стену или Панамский канал стоит признать самым грандиозным творением человеческих рук.

От африки до космоса: в поисках воды

«Не думал я, что мы в вечном плену у источников… мы на привязи у колодцев, мы привязаны, точно пуповиной, к чреву земли. Сделаешь лишний шаг — и умираешь», — писал Антуан де Сент-Экзюпери, после того как едва не умер от жажды, когда его самолет потерпел катастрофу в Сахаре.

На берегу песка

Люди, сами того не ведая, приложили немало усилий к увеличению мировой площади пустынь. Наконец пришло время придумывать способы остановить их. Превратить пески в культурный ландшафт — или воздвигнуть на их пути надежный барьер? Инженеры и экологи успели предложить немало любопытных проектов и в том, и в другом направлении.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ / 40 ЛЕТ В ПУСТЫНЕ

Второе десятилетие нашего века, с 2010 по 2020 год, ООН объявила посвященным пустыням и борьбе с опустыниванием. Конкретнее — той глобальной борьбе, которую международные организации ведут вот уже пятое десятилетие. Самое время осмыслить, каков баланс сил, кто же побеждает — и есть ли в этой схватке человеческие жертвы.

Введение

Понятие «мусульманский мир» имеет несколько значений. С точки зрения культуры, это мировое сообщество мусульман, которое сейчас насчитывает примерно 1 млрд. 570 млн. людей, одна пятая численности населения планеты, сообщество, которое распространено на огромную территорию и на большое количество различных этнических групп. В геополитическом смысле, понятие «мусульманский мир» обозначает совокупность важнейших, наиболее развитых стран, в которых ислам - государственная религия и основа политики.

Говоря об арабо-мусульманском мире, мы подразумеваем 23 страны (включая Джибути, Палестину и Западную Сахару), говорящие на арабском языке, с их мусульманским населением. Особое внимание мы уделим бедуинам. Теперь необходимо обратиться к другой стороне нашей темы, понятию «суеверие».

Суеверие (букв. - суетное, тщетное, т.е. ложное), верование, которому противопоставляется истинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. С рационалистической точки зрения - всякая вера в сверхъестественные явления.

Суеверие - явления и события в жизни проявлением чудесных сверхъестественных сил и предзнаменованием будущего. С. возникло на почве первобытных, пережиточных представлений о силах природы. Вера в приметы - одно из характерных проявлений суеверия.

Суеверие 1. Вера в то, что некоторые явления представляют собою проявление сверхъестественных сил или служат предзнаменованием будущего.

2. Предрассудок, основанный на такой вере.

Образ жизни бедуинов

Суеверие формируется исходя из образа жизни народа, его быта, условий обитания. Поэтому обратимся к данной информации и попробуем выявить закономерности и влияния.

Большинство бедуинов живет в Аравии и в соседних пустынных районах Иордании, Сирии и Ирака, но часть бедуинов, настаивающих на своем арабском происхождении, проживает в Египте и в северной Сахаре. Точная численность бедуинов неизвестна, поскольку серьезных попыток проведения переписи этих кочевников не предпринималось. По приблизительным оценкам, их число составляет от 4 до 5 млн. человек.

Бедуины ведут строго племенной образ жизни. Племя у бедуинов состоит из нескольких групп, считающих себя связанными родством по мужской линии и происходящими от общего предка мужского рода.

Племена могут насчитывать от нескольких сотен до пятидесяти тысяч членов. Каждая группа племени подразделяется на имеющие собственные наименования мелкие подгруппы со своими собственными общими предками и т.д. вплоть до подразделения из нескольких семей, называемого «хамула» (hamulah). Некоторые наиболее крупные племена насчитывают до пяти-шести уровней подобных подгрупп. «Хамула» состоит из ряда близкородственных семей, это может быть группа братьев или кузенов с их семьями, живущих вместе, пасущих свой скот вместе и остающихся вместе при перекочевках. Семья - это наименьшая социальная единица, состоящая из мужчины, его жены или жен, их детей и иногда включающая жен и детей сыновей этого мужчины.

Организация племени бедуинов подвижна. Его части нередко отпочковываются и соединятся вновь, время от времени к племени присоединяются чужаки. Но при этом сама идея родства остается неизменной, а генеалогии преобразуются через измышление новых родственных связей и другими способами в соответствии с изменениями, происходящими в составе племени или его подразделений.

Племя и каждая из его частей возглавляется шейхом, считающимся старшим по мудрости и опыту. В наиболее крупных подразделениях должность шейха может наследоваться в кругу определенных семей. Шейхи всех уровней осуществляют управление совместно с советом взрослых мужчин.

Бедуины отдают предпочтение бракам внутри «хамулы». Нередко это бывают родственные браки, поскольку все люди одного поколения в «хамуле» являются кузенами и кузинами. В идеальном случае браки организуются родителями молодой четы, а «приданое» для невесты обеспечивается семьей жениха. Несмотря на эти обычаи, поэзия бедуинов богата историями о тайной любви и побегах с возлюбленными.

Бедуины ведут кочевой образ жизни. Зимой, когда выпадают небольшие дожди, «хамулы» постоянно перекочевывают со стадами и отарами по пустыне в поисках воды и пастбищ. Большинство из них придерживается регулярной последовательности в посещении определенных колодцев и оазисов, т.е. участков плодородия в безжизненных пространствах пустыни. В совершенно сухое летнее время «хамулы» собираются вблизи племенных колодцев, где обеспечение водой более надежно. Каждое племя и его подразделения вынуждено защищать свои пастбищные земли, им часто приходится бороться за права на землю и воду. Некоторые шейхи бедуинов владеют целыми сельскохозяйственными районами, получая с них дань в дополнение к обычным средствам своего существования.

Бедуины признают два основных вида деятельности - разведение верблюдов и разведение овец и коз. Верблюдоводы считают себя стоящими выше овцеводов, и иногда вторые иногда платят дань первым. Овцеводы часто поддерживают тесные отношения с жителями деревень и городов, иногда нанимаясь к ним пастухами. Верблюдоводы, считающие себя единственными истинными арабами, стараются не прибегать к такому способу деятельности, усматривая в нем унижение своего достоинства. Для всех бедуинов верблюд - животное очень ценное как для верховой езды, так и для транспортировки грузов. Бедуинов-верблюдоводов это животное снабжает молоком для питания и шерстью для изготовления ткани, а также служит ценным предметом торговли.

Необходимость заставляет бедуинов самим производить часть нужных продуктов питания, но обычно они считают занятия такого рода унижающими их достоинство и поэтому вступают в бартерные отношения с деревенским и городским населением, предлагая шкуры, шерсть, мясо и молоко в обмен на зерно, финики, кофе и другие продукты, а также на фабричные ткани (которыми они дополняют свое собственное производство), металлическую посуду, орудия труда, огнестрельное оружие и боеприпасы. Бедуины мало пользуются деньгами.

Поскольку все их имущество должно легко умещаться на животных для частых перекочевок, то бедуины используют очень мало мебели. Их шатры быстро разбираются и состоят из широких полотнищ вязаной овечьей шерсти, укладываемых на остов из шестов и жердей.

Мужчины у бедуинов занимаются уходом за животными и руководят операциями по перекочевкам. Они любят охоту и бои различных животных, достигая в этом большого искусства. Они часто оказываются вовлеченными в межплеменные и междоусобные разборки, связанные не только с вопросами собственности (например, права водопользования), но и с вопросами чести. Бедуины, как и большинство других арабов, очень чувствительны к проблемам чести и достоинства; их ущемление считается серьезным оскорблением и может привести к кровопролитию.

Случаи кровопролития бывают связаны также с нападениями на караваны и деревни с целью грабежа или вымогательства платы за так называемую «защиту». Однако в последнее время, когда самолеты и грузовики заменили собой верблюжьи караваны в качестве основной формы транспорта, а полицейские силы ближневосточных правительств стали эффективнее, такие рейды и нападения становятся более редкими.

Самой большой гордостью бедуина-мужчины является его конь. Знаменитая арабская лошадь используется, однако, главным образом для скачек и легких прогулок и никогда - для тяжелой работы. Она плохо приспособлена к условиям пустыни и служит в основном предметом престижа, доступным только тем мужчинам, которые могут позволить себе эту роскошь.

Женщины бедуинов заняты делами по дому, иногда ухаживают за овцами и козами, но большую часть времени заботятся о детях, ткут материал для палаток и одежды и занимаются кухней. Хотя они сегрегированы обычно в меньшей степени, чем женщины деревень и городов, бедуинские женщины тщательно оберегаются от контактов с чужаками. Как правило, они живут в отдельной части семейного шатра, обозначаемой в арабском языке словом «гарем», и должны уходить туда при появлении незнакомцев.

Основным продуктом ежедневного рациона бедуинов служит верблюжье молоко в свежем виде или после специального сквашивания. Дополнением к нему являются финики, рис и изделия из пшеничной муки или из сорго. Мясо бедуины едят редко, по случаю праздников и других особых торжеств, для чего забивают овцу и жарят ее на открытом огне. Их любимыми горячими напитками являются чай и кофе.

В стиле одежды бедуинов наблюдается значительное региональное разнообразие. Для Западной Африки типичны мужская верхняя одежда с капюшоном - «геллаба» и халат тоже с капюшоном - «бурнус». Далее на восток мужчины-бедуины носят длиннополое, похожее на ночную рубаху, одеяние - «галабею», а поверх него - просторный открытый спереди халат - «аба», для тех же, кто больше контактирует с деревнями, более характерен пиджак европейского стиля. Мужчины носят особый головной убор - «куфию», закрепленный на голове шнурковым кольцом - «агалем». Аба и куфию могут носить в свободно наброшенном виде или обернутыми вокруг тела и головы для защиты от непогоды. Женщины носят одежды, напоминающие «галабею» или платья с определенно выделенным лифом. Кроме того, они могут носить свободные шаровары и разнообразные жакеты или разного типа «аба». Волосы женщин всегда закрыты платком. У некоторых бедуинов женщины могут носить также «хаик» - особую занавеску для лица, а в других группах при появлении незнакомого мужчины женщины просто прикрывают лицо частью своего головного платка.

Особенности образа жизни бедуинов свидетельствуют нам о том, что уровень развития данного народа, довольно низок, мировоззренческие позиции, условия быта практически не изменились в процессе исторического развития. Сильно племенное родство и патриархальная традиция передачи знаний, обычаев из поколения в поколение.

Обратимся же теперь к религиозным взглядам бедуинов. Бедуины живут в пустыне не менее 4-5 тысяч лет. Сначала они были язычниками, позже, в IV веке н.э. бедуины стали исповедовать христианство. В VII веке бедуины приняли ислам и стали говорить на арабском языке.

Израильские бедуины по своему происхождению являются выходцами с территории современной Саудовской Аравии, пришедшие в пустыню Негев в VII веке (на волне мусульманских завоеваний). Выходцы из Судана (их легко отличить, так как они принадлежат к негроидной расе) изначально попадали к бедуинам, кочевавшим по пустыням Аравийского полуострова, в качестве рабов, но, в дальнейшем, переходили на характерный для бедуинов Аравийского полуострова диалект арабского языка и становились полноправными бедуинами.

Среди бедуинов есть и христиане, и мусульмане-шииты, но большинство принадлежит номинально либо к мусульманам-ваххабитам, либо к мусульманам-суннитам. Иногда бедуины селятся возле монастырей и в дальнейшем принимают христианство. В районе монастыря Санта-Катарина, построенном императором Византии Юстинианом в Синае с 6 в., живет огромное бедуинское племя, тесно связанное в своей жизни с монастырем. Они получают до сих пор бесплатный хлеб. Многие из окрестных бедуинов в связи с этим даже приняли крещение, став оседлыми, и, изменив традиции, начали строить поселения вокруг монастыря.

Бедуин (или бадави) по-арабски - это «житель пустыни». Так называют кочевников пустыни, которые разводят одногорбых верблюдов-дромадеров и живут в шатрах. Главные достижения бедуинской культуры - это одомашнивание верблюда и изобретение шатра. Вот уже более трёх тысяч лет верблюд определяет жизненный уклад скотоводов Аравии, да и всего Ближнего и Среднего Востока. На него можно навьючить до четверти тонны груза, и хотя двигается он чуть быстрее обычного пешехода, зато способен обходиться без воды несколько дней. Кроме того, верблюжье молоко и мясо идут в пищу бедуинам, шерсть - на одежду, циновки и верёвки, кожа - на упряжь, ремни и утварь.


Бедуин кочует налегке, не обременяя себя лишним имуществом. К верблюжьему вьюку приспособлена и утварь, и переносное жилище - прямоугольный шатёр из узких полос тёмной ткани, изготовленной из козьей или овечьей шерсти. Верблюжья шерсть не годится для шатра, так как легко впитывает влагу (зимних редких дождей и ночной росы). Числом шестов измеряется вместительность бедуинского жилища. В обычном шатре - два подпорных шеста, а у вождя племени могут быть шесть или восемь шестов.




Бедуины кочуют вместе с семьями. Те из них, кто исповедует ислам (среди них есть немало исповедующих христианство), могут иметь до четырёх жён. Причём только после рождения сына бедуинка становится полноправной женой.




В условиях скудной природы бережливость становится жизненно необходимой для выживания. С кустов растения арак собирают ягоды, а его ветви служат для изготовления зубочисток. Растение ушнан, или солянка, используется как мыло, из её пепла изготавливается щелочь. В водном настое солянки сушат ягоды, грибы или саранчу. Последняя для кочевников - это вкусная и питательная пища. Насекомым отрывают крылья, ножки и голову (хотя есть любители и голов), а затем жарят, варят в солёной воде или сушат. Приготовленную впрок саранчу хранят в мешках, как зерно.



Библейская еда - манна небесная - до сих пор используется в пищу. Её собирают бедуины Синайской пустыни в июне с кустарника тарфа - тамариска. Имеющая сладковатый вкус, она хорошо сохраняется и служит приправой к хлебным лепёшкам.




После осенних дождей бедуины собирают в Аравийской пустыне белые, красные или чёрные трюфели. Кстати, существует поверье, что эти грибы возникают от ударов грома. Сбор грибов - особый промысел, в котором участвуют и специально обученные собаки.



Бедуины обожают охоту. Когда-то они охотились на дикую корову (орикса), дикого осла (онагра), газель. Каменного козла (ибекса) и кролика. Из птиц предпочитали страуса, дрофу, журавля, различных куропаток, диких голубей. Для охоты использовали охотничьих собак породы салюки, дрессированных пантер и ловчих птиц.



Бедуины - одни из лучших следопытов в мире. Они создали науку «чтения пустыни». По следам на песке они в состоянии выяснить, сколько пеших, всадников и верблюдов прошли этой тропой. В ночное время - а путешествовать с караваном лучше всего в прохладную лунную ночь - проводники легко читали звёздное небо, определяя путь по положению светил. Не зря древние арабские поэмы начинались описанием следов от покинутого становища, которые тогда были понятны и поэтам, и слушателям.



Бедуины считаются носителями подлинного арабского зыка, настоящей поэзии и старых духовных ценностей, ставящих во главу угла храбрость и презрение к невзгодам.


Произошло это в одночасье, сразу по прибытии нашей журналистской группы в крупнейший туристический центр Египта Хургаду. «Поедете на пустынное сафари?» — спросила экскурсовод Таня. Еще бы! О чем разговор? И уже урчат моторами взнузданные по-походному джипы — целый караван, и рассаживается в них веселая, разноязыкая толпа: русские, французы, итальянцы. «Держитесь, — предупреждает Таня наш экипаж, — вам достался лихой водитель». И понеслись.

100 километров в час по песку вовсе не то же самое, что по хорошему шоссе. Да лихой водила знай себе расчетливо кидает машину то влево, то вправо. Единственная среди бескрайнего простора горка, конечно же, наша. Замерев от ужаса, все покорно ждут, пока мощная машина вскарабкается наверх, чтобы с криком отчаяния устремиться вместе с ней в бездну.

«Следующим номером нашей программы — мираж», — объявляет Таня. Мираж по заказу? Бедная пустыня! Неужели ее приручили до такой степени? Разминая конечности, все вышли из джипов и стали озираться. И — ничего. «Вы, наверно, хотите увидеть сказочный город, — засмеялась Таня, — или огромную бутылку с «пепси». А что главное в пустыне? Правильно, вода.

Так вот, если долго смотреть вдаль, на горы, а потом опустить глаза туда, где скалы смыкаются с песком, можно заметить небольшое озеро».

Мы дружно вытаращились в указанном направлении и — как планировалось — увидели наконец то самое озеро. Когда летом, в жару, едешь дорогой, часто наблюдаешь такой же эффект «мокрого асфальта». Ты приближаешься — лужа удаляется или исчезает совсем. В общем, могу констатировать: на довольного жизнью путника, за которым по пустыне тащится груженный прохладительными напитками джип, мираж не способен произвести должного впечатления.

Еще 10 минут езды — и мы в гостях у бедуинов.

Бедуины — это кочевые африканские племена. Как цыгане, с той лишь разницей, что сытому раздолью европейских столиц бедуины предпочитают гордое одиночество в пустыне. Самый нелепый вопрос: зачем они кочуют? И самый достойный ответ: потому что им так нравится. Они никуда не спешат, не ведают мирской суеты и живут вечно (или по крайней мере 90 лет). Бедуины гораздо более рьяные мусульмане, чем остальные, оседлые, арабы. В пустыне они чувствуют себя ближе к Аллаху и очень ценят эту свою богоизбранность. А воду находят, ориентируясь на поведение птиц и верблюдов.

Прекрасно разбираются в целебных свойствах каждого случайного корешка или «верблюжьей колючки», умеют ловить газелей и буквально «из ничего» печь лепешки. Но цивилизация уже добралась и до вольных странников. Всех их переписали, задокументировали, заставляют служить в армии. Появились целые деревни — страшно сказать — оседлых бедуинов. Вот в такую-то деревню, числом в 40-45 жителей, нас и привезли. Прямо в гости к «шейху района», сотрудничающему с властями и живущему в основном доходами с туризма.

Шейх сказочно богат: у него целых пять верблюдов и автомобиль «Нива». И хотя шейх оказался каким-то чересчур современным (у него даже жена только одна, и не потому, что мало денег, а потому что однолюб), экскурсия по деревне вышла очень познавательной.

Каменный дом — только у шейха — сараюшка, по нашим представлениям. Остальные жилища из картона и прочих отходов турбизнеса. Вот так — из муки и воды — пекут лепешки, можно попробовать, так — нанизывают бусины для украшений, можно купить. Там — голубятня (голуби — любимое лакомство бедуинов), здесь – загончик с двумя газелями. Дальше «ботанический сад» — если уж есть водный источник, нужно сажать кактусы и пальмы.

И в завершение экскурсии — катание на верблюдах. Я долго выбирала себе «корабль пустыни», чтобы был поменьше ростом — страшно ведь сразу оказаться на двухметровой высоте, а вдруг «понесет»? И выбрала. Но в придачу к нему прилагался погонщик лет четырех от роду. Погонщика-то я не заметила, а потом было уже поздно. Кривляясь и подпрыгивая, как любой нормальный ребенок, маленький бедуинчик поминутно дергал поводья «моего» верблюда, а мне оставалось только надеяться на то, что умное животное само знает, как себя вести.

Закат в пустыне, когда красное солнце, послушно вписываясь в твою программу, усаживается именно на ту скалу, где его удобнее всего сфотографировать, достоин отдельной книги. Ни длинных сумерек, ни рассеянных лучей, ни полутонов — только что был день, и сразу ночь. Причем «белая ночь», почти как на Севере. Просто лунный свет отражается не от снега, а от песка. А звезд на небе — целый астрономический атлас.

Потянуло вкусным дымком из бедуинской деревни — на костре дошли до кондиции городские куры, которых всю дорогу тащил за нами джип-трудяга. Нарезаны салаты, очищены фрукты, готовы горячие лепешки. Разложены подушки на деревянных настилах — никаких столов, конечно, не полагается. Зато есть салфетки и одноразовые тарелки, так что санитарно-гигиенических проблем тоже не возникает. Здесь же, возле «раздачи», вертится наглый, откормленный приезжими бедуинский кот — рыжий и усатый. Протянул лапу к ближайшей тарелке и — хвать с нее куриную ногу! Даже убегать поленился, прекрасно знает, что, пока он под защитой туристов, наказания не последует.

Уставшие и слегка осоловевшие после застолья все медленно бредут к джипам. Довольные тем, что их наконец-то оставляют в покое, бедуины достают свои музыкальные инструменты — какие-то дуделки и стучалки типа бубнов — и вдохновенно исполняют заунывную прощальную песню. «Спасибо вам, — комментирует Таня, что вы скрасили наше одиночество». Уезжать не хочется. Не зря же гиды постоянно рассказывают об одной европейской туристке, которая так вдохновилась простой и здоровой жизнью бедуинов, что попросилась к ним. На время. Две недели ее, воздевающую руки к небу, еще встречали в деревне следующие группы. А потом она пропала. «Ее приняла пустыня», — сказал шейх, положив тем самым начало красивой легенде.

Нас тоже приняла пустыня. И пусть все выглядело несколько театрально, но песок и скалы, честное слово, были настоящими. Так добрый, могущественный великан может приласкать, а может, играючи, продемонстрировать свою силу. И тогда ласковое солнце прожжет все живое насквозь, а колючий ветер иссушит останки несчастного странника. Мы не нарушали законов пустыни, и она отпустила нас с миром.

P. S. В последнее время современные бедуины все больше живут за счет туризма. Правда и им теперь приходится думать о таких туристически-бюрократических вещах, как например, гостиница отчетные документы и прочая, прочая.

О том, как мы побывали в пустыне Сахара и про тамошних обитателей – бедуинах, расскажу в нашей сегодняшней статье.

Кто это такие? У нас принято так называть человека, который, ну совсем не…понимает ничего. А на самом деле это кочевые жители, независимо от национальной принадлежности. По сути, коренное население этой страны. Определить сколько точно таких кочевников проживает в Египте, не представляется возможным. Примерно от 50 до 150 тысяч. Почему такая разница?

Дело в том, что это этническое население не регистрирует своих детей. Вообще. Да и сами многие обходятся без документов, удостоверяющих личность. Государство к ним никаких претензий не имеет, потому что это часть истории страны.

Появились они на берегах Красного моря примерно 150 лет назад. А вообще по миру не менее 5 тысяч лет. Так и кочуют везде. Меняя свою территорию проживания раз в 7-10 лет. Переезжают, когда кончиться вода в колодце.

На джипах по Сахаре

Мы попали на экскурсию к ним после заезда на квадрациклах. Нас попросили пересесть на джипы, и мы отправились по , без каких-либо дорог и указателей искать, где они находятся.

За рулем нашей машины находился пожилой, с обветренной грубой кожей мужчина, почти старик. Сколько ему было лет, непонятно, но транспорт вел лихо. Быстро лавируя между насыпей и поднимая кучу пыли за собой.

Кстати, мы все в обязательном порядке, были в арафатках (такие клетчатые косынки, закрывающие нос и рот), так как пыль — мелкий песок, летели с ужасной скоростью и прямо в лицо.

Проехав примерно час от базы, впереди показались какие-то хижины. Рядом стояли еще несколько припаркованных джипов с туристами.

Вид с горы

Цивилизация только для туристов

Конечно, эта территория была облагорожена для таких, как мы, любопытных приезжих. Даже нашли приличный туалет. Но, как сказал наш сопровождающий, катают на верблюдах и лошадях желающих, настоящие бедуины. Это их, определенный тип заработка.

Потом прошли под навес, в котором две женщины на огне и простом металлическом листе, пекли лепешки. Которые напоминают обычный лаваш. На фото это видно.

Малышня бегала между навесами из пальмовых листьев, некоторые постарше, уже понемногу зарабатывали: катали желающих на осликах и небольших лошадках. В предыдущих статьях есть фотографии юных кормильцев. Одна из туристок презентовала им сладости. Вы бы видели, с каким счастьем в глазах эти дети делили шоколадку.

Потом мы прошли в другую крытую постройку, там один из местных продавал изделия из мази на верблюжьем молоке, амулеты из их костей.

Местные снадобья

В одном из углов постройки демонстрировался даже скелет этого животного.

Кто главный в деревне бедуинов

Иерархия построена таким образом, что без разрешения старейшины ты можешь только кушать и ходить в туалет. Все остальное решают за тебя.

  • На ком женится — спроси разрешения
  • Построить себе дом — получи добро
  • Купить скот — если позволят старшие

И так во всем и всегда. Вот такая она, бедуинская жизнь.

Вернусь к рассказу о том, как они переезжают на новое место.

Для того, что бы найти, где есть вода и туда переехать всем жителям, они вот что придумали. Две недели не поят и после этого отпускают ее гулять куда захочет. Где она остановилась, и начала ногой копать, тут несколько человек роют колодец. Через некоторое время все складывают свои пожитки и отправляются в другой дом.

Перерыв в работе

Продолжительность жизни бедуинов в Египте, как ни странно, в среднем 100-120 лет. Странность в том, как без всяких врачей и в принципе без медицины вообще так долго можно прожить? Оказывается дело в том, что за все время у них совершенно отсутствуют стрессы.

Так, как связь с внешним миром минимизирована. Некоторые, вообще никогда не выезжают за пределы общины. Нервная система не подвержена никаким волнениям. Лечит всех бедуинов шаман. Женщины выходят замуж лет в 12-13 и рожают столько детей, сколько даст Бог.

Живут себе припеваючи, без гаджетов и интернета, их это вполне устраивает.

Основное их занятие выращивать заниматься земледелием и разводить скот. Как только они умудряются вырастить что-то на таких почвах непонятно.

Вывод: Хотите жить так долго – идите туда на поселение.

Самостоятельно ехать в деревню к бедуинам нельзя

Вообще-то, самостоятельно ездить в этнические поселения, по Синаю, запрещено, так как были случаи похищения ими людей для обмена.

Потом мы поднялись на гору. Тропинка очень туда крутая и довольно долгая. Вершина просто высокая и, наверное, без всякого названия.

Сверху открывались такие красивые места. Вся открытая местность с хижинами, горы Сахары и вдалеке, настоящая экзотическая деревня. Туда шел одинокий путник, с какой- то котомкой на плече. Никаких туристов там нет, и никогда не будет за следующие, 100 лет. И живут они там долго-долго. Нам наверное, 120 лет не прожить.

Пора в домой

Солнце стало садиться, и поднялся небольшой ветерок. Надо спускаться и возвращаться в цивилизацию.

Потом был ужин на базе, где мы брали машины и квадрациклы. Нам устроили показательное выступление с танцами по стеклам, красивая девушка необычно, по- восточному, танцевала. И Мы на закате курили кальян…

Но было немного грустно. Как там они одни в Сахаре? Им не страшно?

Наверное, нет, уже привыкли за 100 лет жизни…

Это тоже интересно:

5 идей, как удивить подарком Любимую Откуда появился человек — тайна всех времен, которая с каждым днем становится все более спорной