Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Все герои произведения тургенева 1 любовь. Главные герои повести

Все герои произведения тургенева 1 любовь. Главные герои повести

Знакомство с героем и героиней . Повествование, помимо пролога, включает в себя двадцать две маленькие главки. Их содержание не превышает двух-трех страниц - так стремительно сменяются события и впечатления, так быстро растет главный герой, Володя. Он лишь недавно расстался с гувернером, который своей «заботой» о воспитаннике напоминает мосье Бопре («Капитанская дочка»). Ему, как и Петруше Гриневу, исполнилось шестнадцать лет. В те времена этот возраст считался временем выбора жизненного пути. Правда, Володю не отправили служить в далекую крепость. Герой «Первой любви» мирно готовится поступать в университет. Лето он проводит на даче, в кругу семьи. Фамилии богатой, внешне приличной, но внутренне ущербной. Юноша ощущает это неблагополучие. Он знает, что между матерью и отцом состоялся обычный в дворянской среде брак без любви. «Мой отец, - рассказывает Володя о жизненной драме матери, - человек еще молодой и очень красивый, женился на ней по расчету; она была старше его десятью годами <…>. Она его очень боялась, а он держался строго, холодно, отдаленно...» Но до времени отношения между родителями мало занимают героя. «Чудесная» погода гармонирует с настроением Володи, которым овладело, «как весенняя травка, радостное чувство молодой, закипающей жизни». Как всегда у Тургенева, настроение раскрывается через пейзаж: «У меня была верховая лошадка, я сам ее седлал и уезжал <…>, пускался вскачь и воображал себя рыцарем на турнире - как весело дул мне в уши ветер! - или, обратив лицо к нему, принимал его сияющий свет и лазурь в разверстую душу».

Душа Володи настежь распахнута новым впечатлениям. Настроение подготовлено, и читателя не удивляет, когда Володя влюбляется в молодую соседку, княжну Засекину, занявшую с матерью ближайший домик. «Дача, - поясняет повествователь, - состояла из барского дома <...> и двух низеньких флигельков». Но рассказ о встрече с девушкой впереди. Сначала автор посчитал нужным поведать, кто обитает во втором флигеле, превращенном в фабрику. Он показывает, как трудятся городские рабочие, такие же мальчики, как сам главный герой: «Десяток худых и взъерошенных мальчишек в засаленных халатах с испитыми лицами <…> вскакивали на деревянные рычаги <…> и таким образом тяжестью своих тщедушных тел вытискивали пестрые узоры обоев». Им не до удовольствий жизни. Неотступное размышление о роковой вине образованных сословий перед народом присуще Тургеневу. Люди обеспеченные, пользующиеся благами жизни, и не замечают своего благополучия. В «Рудине» Тургенев приводил нас в крестьянскую избу. В "Первой любви" - на фабрику.

Только после этого рисует портрет главной героини. Зинаида возникает как видение, тем более прекрасное, что до этого юный герой предавался не слишком поэтическому увлечению. Он вышел пострелять ворон, и вдруг «увидел за забором девушку в розовом платье и платочке». Володя наблюдал ее сбоку и поэтому героиня предстает нам впервые в качестве эскиза в профиль: «…Стройный стан, и слегка растрепанные белокурые волосы под белым платочком, и этот полузакрытый умный глаз, и эти ресницы, и нежная щека под ними». Соседку Володя застал не одну, и тоже за странным занятием: «Вокруг нее теснились четыре молодые человека, и она поочередно хлопала их по лбу <…> серыми цветками». Игра, которая рисует детское начало в облике героини. И в то же время раскрывается одна из главных черт: юное кокетство, желание пленять и покорять - «молодые люди так охотно подставляли свои лбы - а в движениях девушки <...> было что-то такое очаровательное, повелительное, насмешливое и милое». Володя мгновенно попадет в круг молодых мужчин, очарованных ее красотою.

Конечно, двадцатилетняя девушка свысока смотрела на поклонника шестнадцати лет. В минуту ласковой откровенности Зинаида говорит: «Послушайте, ведь я <…> могла бы быть вашей тетушкой, право; ну, не тетушкой, старшей сестрой». Недаром она «поручила мне своего брата, двенадцатилетнего кадета, приехавшего на каникулы». Совпадение имен - приехавшего мальчика тоже звали Володей - говорит о сестринских, покровительственных чувствах Зинаиды к обоим. Пытаясь анализировать свои тогдашние чувства, Владимир Петрович так же несколько раз повторяет: «Я был еще ребенок». Во многих эпизодах Володя на самом деле проявляет ребячество. Вслед за кадетом он с удовольствием «посвистал» в самодельную дудочку. Чтобы доказать свою любовь к девушке, он готов по ее просьбе спрыгнуть на дорогу с «двух сажен» высоты.

Все же автор, который незримо возникает из-за маленького Володи, и из-за взрослого повествователя, исподволь убеждает в обратном. Герой испытывает настоящее глубокое чувство, настоящие переживания: «…Звон колоколов Донского монастыря прилетал по временам, спокойный и унылый - а я сидел <…> и наполнялся весь каким-то безыменным ощущением, в котором было все: и грусть, и радость, и предчувствие будущего, и желание, и страх жизни». Встретив как-то Зинаиду, «бледную, в горькой печали <…>, глубокой усталости», Володя близок к отчаянию: «Каждое ее слово так и врезалось в мое сердце. В это мгновенье я, кажется, охотно бы отдал жизнь свою, лишь бы она не горевала». Тронутая его робким поклонением, Зинаида отчасти шутливо, отчасти серьезно, «жалует» его своим пажом. Это признание и подаренная роза переносит в рыцарские времена, времена рыцарей и прекрасных дам. В отношении Зинаиды к своему «пажу» много недосказанного, противоречивого, порой жестокого. На справедливый сквозь слезы упрек «…Зачем же вы играли мною?… На что вам нужна была моя любовь?» Зинаида отвечает признанием: «Я виновата перед вами, Володя… Ах, я очень виновата...» «Она делала со мною все что хотела», - подытоживает герой.

Владимир Петрович – (Володя/ Вольдемар) – главный герой повести Ивана Тургенева «Первая любовь». Именно от его лица и про его первую любовь ведётся рассказ.

Сначала мы видим взрослого Владимира Петровича, который будучи в гостях, соглашается записать и затем рассказать свою историю первой любви.

Было ему тогда всего 16 лет, и он только-только расстался со своим гувернером-французом. Он с родителями переехал на дачу, где потихоньку готовился к университету. На даче он любил ездить на лошадке и отстреливать ворон из ружья.

Зинаида Засекина – княжна, главная героиня повести Ивана Тургенева «Первая любовь». Мы знакомимся с ней, когда ей 21 год, она ещё не замужем. Она только что приехала с матерью на скромную дачу. Они имеют громкие титулы, но не имеет денег, и живут в нужде. Несмотря на это, она имеет много поклонников, которыми крутит, как пожелает.

Молодой человек, по имени Володя, её сосед, которому всего ещё 16 лет, влюбляется в неё и пополняет ряды поклонников. Обычно, она всех собирает у себя, и они играют в разные игры, такие как фанты или верёвочку, а то и выдумывают свои.

Отец Володи (Пётр Васильевич) – красивый, спокойный и самоуверенный мужчина, женившийся по расчёту на матери Володи, которая старше его на 10 лет. Он не любит свою жену, а также сына, практически не занимается его воспитанием, но иногда может поиграть с ним или поговорить.

Когда сыну исполнилось 16 лет, то Пётр завёл роман с его первой любовью – княжной Зинаидой Засекиной, их соседкой по даче. Об этом романе узнала жена Петра Васильевича, но он сумел убедить её простить его, после чего, им пришлось срочно уехать с дачи в город.

Мать Володи (Марья Николаевна) – второстепенный персонаж, мать Володи и жена Петра Васильевича. Несмотря на то, что Володя был у неё единственный ребёнок, она не обращала на него внимания. Часто волновалась и постоянно ревновала мужа. Сразу негативно стала относиться к новым соседям Засекиным. Про княгиню сказала, что та очень груба и нахальна, а Зинаиду называла гордячкой и авантюристкой. Простила мужу измену с княжной Зинаидой.

Княгиня Засекина - второстепенный персонаж, мать Зинаиды. Неприятная и невоспитанная особа. Растратила все свои деньги и сейчас просит всех, чтобы за неё вступились, выпрашивает деньги в долг. ­

Беловзоров – второстепенный персонаж, гусар, один из поклонников Зинаиды. Мог ради неё свернуть горы. Постоянно предлагал ей выйти за него замуж.

Малевский – второстепенный персонаж, граф, один из поклонников Зинаиды. Был умный и хорош собою. Володя считал его фальшивкой. Написал анонимное письмо матери Володи, где сообщил о связи её мужа с Зинаидой.

Лушин – второстепенный персонаж, доктор, один из поклонников Зинаиды. Прямой и циничный человек, мог сказать правду в лицо, в том числе Зинаиде.

Майданов – второстепенный персонаж, поэт, один из поклонников Зинаиды. Любил воспевать её в стихах, собственного сочинения.

Нирмацкий - второстепенный персонаж, отставной капитан, один из поклонников Зинаиды.

Сергей Николаевич – эпизодический персонаж, вместе с хозяином слушал рассказ главного героя­ Владимира Петровича о его первой любви. Своей первой любви у Сергея Николаевича не было, по его словам он сразу начал со второй.

И.С. Тургенев имел огромное влияние не только на литературу, но и на восприятие мира у своих читателей, не зря термин «тургеневская девушка» плотно вошел в речь образованных людей и стал нарицательным именем для каноничного женского образа в национальной культуре. Этот автор создал множество разнообразных произведений, но их объединяет глубокая поэзия в каждом слове. Ей проникнута и его «Первая любовь».

В 1844 году И.С. Тургенев встретился с французской певицей Полиной Виардо и влюбился. Как оказалось, навсегда. Они ссорились, мирились, писатель следовал за любимой повсюду. Но эта любовь была обречена, и в тоже время самоотверженна. Именно такое чувство породило ряд лирико-философских повестей с трагическим любовным сюжетом, среди которых «Первая любовь», опубликованная в 1860 году. В этих произведениях чувство – болезнь, поражающая человека и лишающая его воли и разума.

Написана книга в январе-марте 1860 года. В основе сюжетной коллизии лежала реальная история семьи писателя: любовный треугольник между молодым писателем, его отцом и княжной Екатериной Шаховской. Автор замечал, что ему скрывать нечего, а что до осуждения откровенности Тургенева со стороны знакомых, то ему дела нет.

Жанр: рассказ или повесть?

Рассказ – небольшое по объему прозаическое произведение, имеющее единственную сюжетную линию, один конфликт и отражающее отдельный эпизод жизни героев. Повесть – эпический жанр, стоящий по объему между романом и рассказом, имеет более сложный и разветвленный сюжет, а конфликт является цепью эпизодов.

«Первую любовь» можно назвать именно повестью, так как здесь несколько главных героев (в рассказе чаще всего один или два). В произведении изображен не отдельный эпизод, а цепь событий, связанных развитием любовного конфликта. Также жанровой особенностью повести можно назвать то, что это рассказ в рассказе. Повествователь, он же главный герой, вспоминает эпизоды своей молодости, поэтому во вступлении говорится о ситуации, которая привела рассказчика к воспоминаниям: он с друзьями говорил на тему первой любви, и его история оказалась самой занимательной.

О чем произведение?

В компании друзей рассказчик вспоминает свою молодость, первую любовь. Будучи 16-летним юношей, Владимир был очарован соседкой по даче, 21-летней Зинаидой. Девушка пользовалась вниманием молодых людей, но никого не воспринимала всерьез, но проводила с ними вечера в веселье и играх. Героиня смеялась над всеми воздыхателями, включая Владимира, и вообще не относилась к жизни серьезно. Но однажды…

Главный герой заметил в любимой перемену, вскоре его осенило: она влюбилась! Но кто же он, соперник? Правда оказалась ужасной, это отец главного героя, Петр Васильевич, который женился на матери по расчету, пренебрежительно относится и к ней, и к сыну. Петр Васильевич в скандале не заинтересован, потому любовь быстро кончается. Вскоре он умирает от инсульта, Зинаида выходит замуж и тоже погибает в родах.

Главные герои и их характеристика

Описание героев повести «Первая любовь» драматично и уже само по себе рождает конфликт интересов. В семье, где нет гармонии, любовь воспринималась мужчинами, как средство забыться, или почувствовать себя нужными. Однако в погоне за личным счастьем они не вникали в потаенные глубины личности Зинаиды, и не разглядели ее сущности. Она же выплеснула весь жар своего сердца в ледяной сосуд и погубила себя. Таким образом, основные герои произведения стали жертвами своего же ослепления, навеянного страстью.

  1. Владимир – 16-летний дворянин, находящийся еще под семейной опекой, но стремящийся к самостоятельности и взрослости. Его охватывают мечты о любви, счастье, гармонии, он идеализирует все чувства, особенно любовь. Однако для самого главного героя любовь стала трагедией. Владимир забыл обо всем, готов был быть постоянно у ног Зинаиды, был поглощен только ею. И после драматической развязки он душевно постарел, все мечты о блестящем будущем разбились, остался лишь призрак несбывшейся любви.
  2. Зинаида – 21-летняя обедневшая княжна. Она торопилась и жаждала жить, будто предчувствуя, что осталось недолго. Главная героиня повести «Первая любовь» не смогла унять всю свою внутреннюю страсть, вокруг, несмотря на большой выбор мужчин, не находилось любимого. И выбрала она самого неподходящего, ради которого презрела все запреты и приличия, а для него она была очередным развлечением. Второпях вышла замуж, чтобы скрыть позор, умерла, рожая ребенка от нелюбимого… Вот и кончилась жизнь, полная лишь одной, тоже несбывшейся любви.
  3. Петр Васильевич – отец главного героя. Женился он на женщине, которая была старше на 10 лет, из-за денег, управлял и помыкал ей. Сына же поливал холодным презрением. Семья была совершенно лишней в его жизни, все равно это не вызывало у него удовлетворения. Зато молодая соседка, полюбив его всем сердцем, вызвала ненадолго вкус к жизни. Однако уйти от жены он не мог, это невыгодно, допустить скандала тоже. Вот почему герой просто бросил любовницу на произвол судьбы.
  4. Тема

  • Главная тема повести – это любовь . Она здесь разная. И унижающее себя чувство матери Владимира к супругу: женщина готова на все, лишь бы не потерять мужа, она боится его, боится признаться себе, что он ее не любит. И безысходная, жертвенная любовь Владимира: он согласен на любую роль, чтоб быть рядом с Зинаидой, хоть паж, хоть шут. И страстное наваждение у самой Зинаиды: ради Петра Васильевича она становится такой же рабой, как его сын перед ней. И любовь по случаю у отца главного героя: он нравился женщинам, соседка – новое увлечение, легкая интрижка.
  • Результатом любви становится следующая тема – одиночество . И Владимир, и Зинаида, и Петр Васильевич сломаны этим любовным треугольником. После трагической развязки никто не остался прежним, все они оказались одни навечно, умерли морально, а несостоявшиеся любовники потом и физически.
  • Тема семьи . Особую важность в произведении приобретает неблагоприятный климат в родном доме главного героя. Именно он заставил его вымаливать любовь. Комплексы, полученные от холодного неприятия отца, выразились в отношении к Зинаиде. Это рабское преклонение уничтожило его шансы на успех.
  • Проблематика

    Нравственные проблемы раскрываются в произведении в нескольких аспектах. Во-первых, заслуживает ли понимания жизнь Зинаиды, толпы поклонников вокруг нее, которыми она играет как пешками? Во-вторых, может ли запретная любовь, преступающая все моральные нормы, быть счастливой? Сюжетное развитие событий отвечает на эти вопросы отрицательно: главная героиня оказывается наказанной за свое пренебрежение к воздыхателям наплевательским отношением любимого человека, а их отношения неизбежно ведут к разрыву. А косвенно вообще привели к гибели обоих. Однако читатель сочувствует Зинаиде, она полна жажды жизни, этим вызывает невольную симпатию. К тому же, она способна на глубокое чувство, вызывающее уважение.

    Проблема власти в любви наиболее полно выражена в отношениях между Зинаидой и Петром Васильевичем. Девушка властвовала своими прошлыми кавалерами и чувствовала себя очень весело. Но пришла настоящая любовь, а вместе с ней страдания. И даже страдания от любимого человека сладостны. И власть никакая не нужна. Петр Васильевич ударил ее хлыстом, а она нежно поднесла к губам покрасневшее место, потому что это след от него.

    Идея

    Главная мысль повести – всепоглощающая сила любви. Какой бы она не была, счастливой или трагичной, она подобна лихорадке, которая внезапно охватывает и не отпускает, а если и уходит, то оставляет опустошение. Любовь могущественна и подчас разрушительна, но это чувство прекрасно, без него нельзя жить. Можно лишь существовать. Главный герой запомнил свои юношеские эмоции навсегда, первая любовь открыла ему смысл и прелесть бытия, пусть даже искаженного страданием.

    И сам писатель был несчастен в любви, и его герой тоже, но даже самая трагичная страсть является лучшим открытием в человеческой жизни, ведь ради тех минут, когда ты на седьмом небе от счастья, стоит терпеть горечь утраты. В страдании люди очищаются, раскрывают новые грани своей души. Принимая во внимание автобиографичность повести, можем сказать, что автор без своей роковой и печальной музы, а также боли, причиненной ею, не смог бы так глубоко проникнуть в суть романтических в отношений. Основная мысль «Первой любви» была бы далека от него, а ее необходимо выстрадать и познать на собственном опыте, так как убедительно о трагедии любви напишет лишь тот, кто ее пережил.

    Чему учит повесть?

    Нравственные уроки в повести Тургенева состоят из нескольких пунктов:

    • Вывод: «Первая любовь» вдохновляет нас на смелость в проявлении эмоций. Не нужно бояться любви, ведь самая неразделенная привязанность – самое прекрасное воспоминание. Лучше испытать счастье на миг, чем быть несчастным всю жизнь из-за того, что предпочел покой душевным терзаниям.
    • Мораль: каждый получает по заслугам. Зинаида играла мужчинами – и вот она пешка в руках Петра Васильевича. Он сам женился по расчету, отверг соседку – умер от инсульта, «перегорел». Зато Владимир, несмотря на трагедию, получил ярчайшее воспоминание в жизни, и при этом его совесть спокойна, ведь он никого не травмировал и искренне отдавал всего себя нежной привязанности.

    «Первой любви» уже более 150 лет. Однако это произведение не теряет актуальности. Скольким людям именно первые чувства разбили сердце навсегда! Но, тем не менее, каждый бережно хранит в душе эти эмоции. А красота, с какой написана эта книга, заставляет перечитывать ее много раз.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Система персонажей . Но он ли один оказывается в подобной ситуации? Зинаида окружена искателями, восхищающимися ее красотой.

«Каждый из поклонников был ей нужен», - сообщает повествователь о Зинаиде. Мы можем с уверенностью предположить: в каждом, словно в зеркале, отражается какая-то часть ее души. Отчаянный гусар Беловзоров не отличался «умственными и прочими достоинствами». Но он располагает к себе прямотой, удалью, умением рисковать. К тому же он - самая подходящая партия для знатной, но бедной девушки.

Романтик Майданов «отвечал поэтическим струнам ее души». Создавая его портрет, автор пародийно снижает черты романтического поэта, Ленского: «Высокий молодой человек с чрезвычайно длинными черными волосами (пушкинское «И кудри черные до плеч…»), но со «слепыми глазками». Чуткая Зинаида «чистосердечно хвалила» поэмы Майданова. Но «наслушавшись его излияний, заставляла его читать Пушкина, чтобы <…> очистить воздух». Зинаида неизмеримо превосходит его своим пониманием прекрасного. В печальные минуты она просит своего пажа прочесть наизусть «На холмах Грузии». «Вот чем поэзия хороша: она говорит нам то, чего нет и что не только лучше того, что есть, но даже больше похоже на правду…» - задумчиво произносит девушка. Это замечание тонкой ценительницы поэта созвучно словам Гоголя, определяющим пушкинскую манеру: «Чистота и безыскусственность взошли <…> на такую высокую степень, что сама действительность кажется перед нею искусственной и карикатурной <…>. Все - не только самая правда, но еще как бы лучше ее».

В окружении Зинаиды самой глубокой и оригинальной натурой, несомненно, является доктор Лушин. На его примере Тургенев вновь показывает роковую власть чувства даже над самыми умными и скептическими из людей. Очевидно, доктор появился в ее свите в роли наблюдателя, владеющего своим сердцем. Но под чарами девушки «он похудел <...>, нервическая раздражительность сменила в нем прежнюю легкую иронию и напущенный цинизм». Зинаида, догадываясь, что он «любил ее больше всех», обращалась с ним подчас жестоко, не гнушалась испытывать свою власть «с особенным злорадным удовольствием».

Культ работы, суровый простонародный язык («прокаленный», «наш брат старый холостяк»), манера скрывать чувства («смеялся глуше, злее и короче») роднит его с Базаровым в эпоху увлечения Одинцовой. Подобно герою «Отцов и детей», материалист Лушин свое гипнотическое увлечение Зинаидой пытается логически просто объяснить: «…Каприз и независимость <…>. Эти два слова вас исчерпывают…» И, подобно Базарову, чувствует, что в его словах не вся правда. Боязнь губительной власти девушки заставляет его остерегать юного Володю: «Вам бы надобно учиться, работать - пока вы молоды <…>. Разве вы здоровы теперь?.. Разве то, что вы чувствуете, полезно вам, хорошо?» Володя и «сам в душе осознавал, что доктор прав». Но доктор не в состоянии исполнить собственный совет… «Я бы и сам сюда не ходил, - признается Лушин, - если б (доктор стиснул зубы).., если б я не был такой же чудак».

Одновременно Зинаида принимает графа Малевского, фата и сплетника, «с самодовольной и заискивающей улыбочкой». «Фальшь» Малевского очевидна даже для наивного Володи. На прямой вопрос Зинаида отшучивается тем, что ей «усики нравятся». Но в минуту душевного просветления с ужасом сознает в себе черты Малевского: «Сколько во мне дурного, темного, грешного».

По мере знакомства Володи с семьей Засекиных в гордой княжне прорывается чувство отверженности, которое роднит ее с Асей. Зинаиде было отчего почувствовать себя уязвленной. «Неправильное воспитание, странное знакомство и привычки, постоянное присутствие матери, бедность и беспорядок в доме...» отмечает наблюдательный Володя. Зинаида развивалась в особых условиях, мало похожих на положение девушки в «барском степенном доме». Семья ее бедна. «Своего экипажа не имеют-с и мебель самая пустая…» - докладывает лакей. Нанятый ими флигель «был так ветх, и мал, и низок».

Из разговоров родителей Володя узнает, что брак родителей Зинаиды в свете расценили как мезальянс. Ее легкомысленный отец в свое время женился на девушке из скромной по общественному положению семьи. Однако по характеру мадам Засекина ничем не напоминает скромную Фенечку или строгую Татьяну, мать Аси. Матерью Зинаиды оказывается недалекая, грубая и пошлая мещанка, дочь приказного. Чуткий юноша ощущает за ее внешним радушием - лицемерие, вместо простоты - распущенность. «Слишком просто», - подумал я, с невольной гадливостью окидывая взором всю ее (княгини Засекиной) неблагообразную фигуру».

Мать предоставляет Зинаиде редкую для светской девушки свободу, не препятствует устраивать в доме веселые сборища, во время одного из которых «у приказного от Иверских ворот украли с колен шапку и заставили его, в виде выкупа, проплясать…». «Мне <…>, выросшему в барском степенном доме, весь этот шум и гам, эта бесцеремонная, почти буйная веселость, эти небывалые сношения с незнакомыми людьми так и бросились в голову...» - рассказывает Володя. Однако Зинаида, как и Ася, тяготится пустым и праздным существованием, духовно она выше окружающего общества. Княгиня озабоченно жалуется доктору Лушину, что дочь «пьет воду со льдом» и опасается за ее здоровье. Между Зинаидой и доктором происходит такой диалог:

А что из этого может выйти?

Что? Вы можете простудиться и умереть.

- <…> Ну что ж - туда и дорога! <…> Разве жить так весело? Оглянитесь-ка кругом <…>. Или вы думаете, что я этого не понимаю, не чувствую? Мне доставляет удовольствие - пить воду со льдом, и вы серьезно можете уверять меня, что такая жизнь стоит того, чтоб не рискнуть ею за миг удовольствия, - я уж о счастии не говорю».

Разговор о «счастии» возник не случайно. В кружке поклонников Зинаида не видит достойного претендента: «Нет, я таких любить не могу, на которых мне приходиться смотреть сверху вниз. Мне надобно такого, который сам бы меня сломил…». И тут же пытается обмануть судьбу: «Не попадусь никому в лапы, ни-ни!» Писатель многажды показывал, как бессмысленно зарекаться от любви. И в этой повести наблюдаем за тем, как душою гордой девушки овладевает настоящее чувство. В ответ на упреки Лушина она горько парирует: «Опоздали <…>, любезный доктор. Наблюдаете плохо <…>, не до капризов мне теперь…»

В 1860 году Иван Сергеевич Тургенев написал повесть «Первая любовь». Интересно, что автор с особым трепетом относился к этому произведению, ведь многие моменты, описанные в повести, были взяты из биографии Ивана Сергеевича и его собственного отца. О чем она?

Здесь описывает впечатления о своем первом глубоком чувстве и раскрывает детали семейной драмы. Как отразилась в повести его собственная первая любовь, краткое содержание, герои и главная мысль – тема нашей статьи.

Образы главных героев произведения «Первая любовь» списаны с реальных людей:

  • Володя. Этот герой – воплощение самого автора в юности. Переживания и чувства Владимира Петровича могут сказать нам о том, что испытывал некогда сам Иван Сергеевич.
  • Княжна Зинаида Александровна. У этой героини тоже был реальный прототип. Это Екатерина Шаховская – поэтесса, в которую был влюблен писатель.
  • Петр Васильевич – отец главного героя. Прототип – отец Ивана Сергеевича Тургенева – Сергей Николаевич, который не любил свою жену, вступил в брак из-за сулящей материальной выгоды.
    Супруга, Варвара Петровна, была намного старше. Сергей Николаевич при жизни имел успех у женщин, а с Шаховской долгое время продолжался бурный роман.

Интересно! Повесть четыре раза была экранизирована, причем не только российскими режиссерами, но и зарубежными. Например, 2013 году вышла французская экранизация книги.

Тургенев говорил, что описать все достоверно было важно для него. Обиды ни на бывшую любимую, ни на отца не осталось. Автор постарался понять их поступки.

Начало повести

Действие повести «Первая любовь» Тургенева разворачивается в 1833 году. Главному герою книги, Владимиру Петровичу, 16 лет.

Юноша вместе с отцом и матерью проживает на даче в Москве, готовится стать студентом университета.

Неожиданно в жизни главного героя происходит событие, круто повлиявшее на него самого и жизнь всей его семьи.

Рядом с дачей Володи и его родителей располагался небогатый флигель, в котором поселилась княгиня Засекина со своей дочерью.

Володя случайно сталкивается с молодой княжной Зинаидой, и девушка нравится ему. Он мечтает познакомиться с ней поближе.

Этому помог случай. Мать княжны написала письмо Володиной матери. Послание было не слишком грамотным и содержало просьбу о помощи. Засекина просила предоставить ей покровительство.

Мать молодого человека не была равнодушна к чужим бедам и велела юноше отправиться в дом к Засекиным и пригласить на обед.

Во время этого визита Володя познакомился с княжной Зинаидой. Выяснилось, что ей двадцать один год. Княжна вначале кокетничает с героем повести, но вскоре перестает это делать.

За обедом становится понятно, что княгиня Засекина не слишком сильна в манерах: громко нюхает табак, не может спокойно усидеть на стуле и постоянно жалуется на сложное материальное положение.

Дочь будто является полной противоположностью – ведет себя сдержанно, гордо. Зинаида Александровна по-французски общается с Володиным отцом и при этом смотрит на него недоверчиво. Интереса к самому Владимиру за ужином она не показывает. И, тем не менее, перед тем как уйти, шепотом приглашает его вечером в гости.

Зарождение первой любви

Придя к княжне, юноша обнаруживает, что у девушки много поклонников:

  • поэт по фамилии Майданов,
  • доктор Лушин,
  • капитан в отставке Нирмацкий,
  • гусар по фамилии Беловзоров.

В этой компании вечер прошел очень весело и шумно. Молодому человеку даже удается поцеловать Засекиной ручку. Девушка не отпускает Владимира Петровича от себя ни на шаг. Юноша решает, что тоже небезразличен ей.

На следующий день Володин отец спрашивает про княжну и семью, а после сам отправился во флигель Засекиных.

После обеда юноша тоже идет в гости княжне, но та даже не выходит. С этого момента девушка словно игнорирует его, и из-за этого герой страдает.

Когда же Зинаида вновь появляется, чувствует себя счастливым.

Так молодой человек становится зависимым от присутствия возлюбленной, испытывает чувство ревности к поклонникам девушки. Та вскоре догадывается о чувствах героя.

В доме Володиных родителей Зинаида Александровна появляется совсем нечасто. Мать юноши недолюбливает княжну, а отец иногда общается с девушкой – мало и сдержанно, на каком-то им двоим понятном языке.

Важно! Википедия в статье, посвященной повести, предоставляет пользователям не только краткое содержание, но и массу интересных фактов о создании произведения.

Тайна Зинаиды

Вдруг княжна резко меняется – из кокетки превращается в задумчивую девушку. Подолгу гуляет в одиночестве, часто отказывается выходить, когда приходят гости.

Владимир вдруг понимает – княжна не на шутку влюбилась. Но при этом герой не догадывается, кто разжег в княжне это чувство.

Однажды юноша сидел в саду, на стене полуразрушенной оранжереи и неожиданно увидел Зинаиду.

Девушка тоже заметила Владимира и приказала тотчас же спрыгнуть на дорогу, чтобы доказать свои чувства. Молодой человек выполнил эту просьбу, но упав на землю, на мгновение потерял сознание.

Из-за произошедшего девушка очень пугается и в порыве эмоций даже целует юношу, но когда тот приходит в себя, уходит и не разрешает пойти с ней. Молодой человек чувствует себя окрыленным. Правда, на следующий день при встрече княжна держится отстраненно.

Позже Володя и Зинаида вновь встречаются в саду. Юноша хочет уйти, но княжна не дает этого сделать. Девушка ведет себя любезно и мило, говорит, что готова быть другом и шутит, что Владимир может стать ее пажом.

Эту шутку подхватывает граф Малевский, который говорит, что молодой человек обязан теперь знать каждую мелочь о своей «королеве» и постоянно быть рядом.

Владимир придает большое значение этим словам и отправляется ночью в сад, чтобы охранять девушку, взяв с собой английский нож.

Неожиданно он встречает отца, пугается, роняет свое оружие на землю и убегает.

Назавтра юноша хочет обсудить с возлюбленной то, что произошло. Но Зинаида не может пообщаться с глазу на глаз. К девушке приезжает ее двенадцатилетний брат из кадетского училища, и та просит молодого человека развлечь мальчика.

Вечером княжна находит Володю в саду и спрашивает, что случилось и почему он такой грустный. Тот отвечает, что недоволен тем, что возлюбленная относится к нему несерьезно. Девушка просит прощения. Володя не может держать зла на любимую, поэтому через четверть часа уже вовсю бегает по саду с девушкой и ее братом и радуется жизни.

Развязка истории

Герой пытается общаться с любимой как ни в чем не бывало, старается не держать в голове дурных мыслей и ни в чем не подозревать девушку. Но спустя неделю, вернувшись домой, становится свидетелем скандала между родителями.

Мать говорит, что у мужа связь с княжной Засекиной: пришло анонимное письмо с информацией об этом. Юноша не может в это поверить.

На следующий день мать заявляет, что переезжает в другой город и забирает с собой сына.

Володя хочет проститься с возлюбленной перед отъездом, признается Зинаиде в любви, и говорит, что не сможет полюбить больше никого.

Спустя некоторое время юноша вновь встречается случайно с Зинаидой. Вместе с отцом Владимир идет на конную прогулку. Неожиданно отец отдает ему поводья и пропадает.

Юноша отправляется за ним и обнаруживает, что тот общается с княжной через окно, настойчиво что-то говорит девушке, и Зинаида вдруг протягивает свою руку. Отец резко поднимает плеть и наносит удар. Девушка пугается, но молча подносит ушибленную руку к губам. Володя очень встревожен увиденным и в испуге убегает.

Проходит еще некоторое время. Герой повести перебирается в Петербург вместе с родителями, становится студентом университета.

Через полгода вдруг неожиданно уходит из жизни его отец: получает из Москвы письмо и после этого умирает от сердечного приступа. После мать Володи отправляет в Москву солидную денежную сумму.

Проходит четыре года. Неожиданно Владимир в театре сталкивается со старым знакомым, Майдановым.

Тот поведал ему, что Зинаида сейчас тоже живет в северной столице. Она замужем и хочет перебраться за рубеж.

После громкой истории с отцом Володи Зинаиде было сложно найти хорошего жениха. Но так как девушка была умна, она смогла это сделать.

Майданов даже рассказывает юноше, где именно живет Зинаида. Володя приходит к княжне спустя некоторое время и на месте получает печальную весть. Его возлюбленная четыре дня назад скончалась в родах.

Важно! Как и другие произведения Тургенева, эту повесть на многих ресурсах можно читать онлайн совершенно бесплатно.

О чем повесть?

Повесть «Первая любовь» практически полностью отражает сложную ситуацию, которая произошла в жизни автора. В ней описаны детали семейной драмы. Произведение написано легким, простым языком, и благодаря этому читатель может почувствовать переживания героев и глубже понять суть произведения.

Невозможно не поверить в искренность чувств Владимира Петровича и пережить вместе с ним этапы его взросления – от пылкой и восторженной первой любви до сочувствия.

В произведении хорошо прослеживается, как меняются отношения Володи и Зинаиды, а также как меняется его отношение к собственному отцу.

В повести также хорошо раскрыт образ княжны Зинаиды Александровны. Мы видим, как она превращается из легкомысленной кокетливой барышни в преданную и любящую женщину. Кроме того, здесь Тургенев отражает глубокое чувство отца Володи.

Он не любил свою жену, женился на ней ради денег. А Зинаиду искренне полюбил, но ему пришлось давить в себе это чувство.

Полезное видео

Подведем итоги

Несмотря на то, что пришлось пережить главному герою, он не испытывал ненависти ни к Зинаиде, ни к отцу. Напротив, отца он еще сильнее полюбил.

Вконтакте