Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Виды торгов.

Тендер (торги)

Тендер (tender - предложение) - конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Термин «тендер», используемый в повседневной речи, может являться как аналогом русских терминов конкурс или аукцион, так и других конкурентных процедур, например запрос котировок, запрос предложений. Торги в Российской Федерации подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа, в форме конкурса или аукциона. Торги осуществляемые для государственных нужд в рамках государственного заказа проводятся только в один этап.

Законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») предусматривает и другие способы закупок, которые не являются торгами - это запрос ценовых котировок - которые могут применяться при небольших объемах закупок (менее 500 000 рублей), а также закупки у единственного источника применяющиеся в случаях особо оговоренных в российском законодательстве.

Российское законодательство

21 июля 2005 года вышел федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступил в действие с 1 января 2006 года. Этот закон регламентирует все государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации, а также вводит ряд обязательных требований по публикации информации о проводимых закупках в сети Интернет.

В законе 94-ФЗ отсутствует термин «тендер», поскольку является заимствованным из английского языка путем калькирования (заимствования структуры элемента чужого языка) без его перевода и отражения истинного смысла слова. Вместо него используется более правильный термин, присутствующий в законодательстве РФ - открытый конкурс. Также закон определяет такие типы закупок как запрос котировок, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме, предварительный отбор, биржевые торги.

24 июля 2007 года был принят федеральный закон № 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данным законом внесены значительные изменения в процедуры размещения государственных заказов, расширен перечень оснований для закупки по способу «у единственного поставщика», изменен порядок исчисления сроков (с календарных дней на рабочие), и др. В дальнейшем были приняты Федеральные законы № 257-ФЗ от 08.11.2007, № 160-ФЗ от 23.07.2008, № 225-ФЗ от 01.12.2008, № 308-ФЗ от 30.12.2008, № 323-ФЗ от 30.12.2008, № 68-ФЗ от 28.04.2009, № 93-ФЗ от 08.05.2009 и № 144-ФЗ от 01.07.2009, № 147-ФЗ от 17.07.2009, № 155-ФЗ от 17.07.2009 и № 164-ФЗ от 17.07.2009 вносящие многочисленные уточнения и поправки к закону. Актуальная редакция содержит поправки, вступившие в силу 17 июля 2009 г. с выходом закона № 164-ФЗ (Ст. 7). По материалам ru.wikipedia.org

Типы госзакупок

  • С проведением торгов
    • Конкурсы
      • Открытый конкурс
      • Закрытый конкурс
    • Аукционы
      • Открытый аукцион
      • Закрытый аукцион
      • Электронный аукцион

Открытый конкурс

Самым распространенным способом конкурентных закупок является открытый конкурс, в котором может принять участие любой поставщик. Извещение об открытом конкурсе публикуется в специализированных изданиях, на сайте заказчика, в СМИ. Процедура открытого конкурса длится не менее месяца и требует больших ресурсов (подготовка конкурсной документации, оценка заявок и т. д.).

Конкурс проводит заказчик или его уполномоченный. Все требования к предмету закупки и поставщикам, а также критерии выбора победителя и процедура конкурса излагаются в конкурсной документации. Участники конкурса подают заявки, оформленные согласно требованиям. Если на конкурс подана только одна заявка, он считается несостоявшимся.

На публичной процедуре вскрытия предложений оглашаются участники конкурса и их ценовые предложения. Конкурсная комиссия оценивает все заявки и определяет победителя – участника, подавшего самое выгодное предложение. С ним проводятся переговоры о заключении контракта.

Если переговоры заходят в тупик, организатор конкурса проводит их с поставщиком, сделавшим следующее по выгодности предложение.

Закрытый конкурс

Правила закрытого конкурса такие же, как и в открытом конкурсе. Отличие состоит в выборе участников. Если в открытом конкурсе может принять участие любой правомочный поставщик, то приглашение к участию в закрытом конкурсе не публикуется. В нем могут участвовать только те поставщики, которых пригласил заказчик. Информация о результатах закрытого конкурса тоже не публикуется.

Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:

  • продукция есть только у ограниченного числа поставщиков или ограниченное число поставщиков имеет квалификацию, устраивающую заказчика;
  • продукция закупается для нужд безопасности или закупка носит конфиденциальный характер;
  • ремя и расходы, которые потребуются для рассмотрения и оценки большого количества конкурсных заявок, несоизмеримы со стоимостью закупаемой продукции.

Открытый аукцион

Открытый аукцион позволяет реализовать госзаказ посредством подачи заявки через Интернет. Контракт на госзаказ, предусматривающий предоставление товаров, работ или услуг, называется лотом. Основным критерием определения победителя любого аукциона является цена. Поэтому победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.

Извещение о проведении открытого аукциона публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В определенных законом случаях извещение о проведении открытого аукциона может быть сокращено до семи рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.

Ставки на аукционе могут быть дискретными (с определенным шагом)и непрерывными. Аукцион может состоять из нескольких раундов, на каждом из которых участники имеют возможность делать новую ставку. Если по завершению раунда новые ставки не сделаны, аукцион завершается.

Для подтверждения серьезности намерений участников аукциона, обычно с них берется невозвратный денежный взнос, залог или иное обеспечение заявок.

Закрытый аукцион

Как и конкурсы, аукционы бывают открытые и закрытые. Однако если в закрытых конкурсах правила точно такие же, как и в открытых, но к участию допускается ограниченный круг поставщиков, то в закрытых аукционах таких ограничений нет. Отличие закрытых аукционов состоит лишь в том, что аукционеры не знают заявок других участников, так как они подаются в запечатанных конвертах, тогда как в открытых аукционах каждая заявка становится известной всем участникам.

Извещение о проведении закрытого аукциона, документация об аукционе, изменения, внесенные в нее, а также разъяснения документации об аукционе не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете. Заказчик, уполномоченный орган не позднее чем за двадцать дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе направляют в письменной форме приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, которые удовлетворяют требованиям закона, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона.

Закрытые аукционы чаще всего используются для снижения рисков заказчика, в первую очередь связанных с возможным сговором участников. Однако платой за это является снижение эффективности.

Электронный аукцион

Открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ) - это аукцион в электронной форме на сайте электронных торговых площадках, аккредитованных Министерством экономического развития РФ. Его порядок регулируется главой 3.1. Федерального закона № 94-ФЗ и постановлениями правительства.

Извещение о проведении аукциона, а также иная информация о ходе проведения и результатах аукциона размещается непосредственно на электронных площадках.

С 1 июля 2010 года федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 года - заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. В таких условиях до завершения аукциона неизвестно, кто участвует в торгах, что обеспечивает конкуренцию и уменьшает возможность коррупции.

Аккредитованные электронные торговые площадки (ЭТП) для госзаказов

Согласно решению Минэкономразвития России, к 1 января 2010 года были выбраны пять электронных торговых площадок:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ»;
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
  • ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа»;
  • ООО «РТС-тендер».
Отличия электронных аукционов от других видов торгов

Характеристики

Электронный аукцион

Запрос котировок

Подача предложений

Многократная/в электронной форме

Однократная/на бумажных носителях

Обязательства заказчика и победителя торгов

Юридически закреплены (на основе электронной цифровой подписи)

Отсутствуют

Юридически закреплены

Относительный объем документооборота

Минимальный, подается единоразово

Небольшой

Преимущества электронных аукционов

Помимо экономии бюджетных средств и снижения риска коррупции, ОАЭФ обеспечивают широкий доступ к государственному заказу для мелких и средних предприятий, расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров и оказываемых услуг. В числе преимуществ электронных аукционов, по сравнению с обычными аукционами и конкурсами, можно назвать следующие:

  • Короткие сроки проведения;
  • Экономия бюджетных средств на организации и проведении торгов;
  • Прозрачность и открытость процесса закупок;
  • Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
  • Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
  • Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса;
  • Высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;
  • Доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти область государственных закупок.
Регламент проведения открытых аукционов в электронной форме:
  • Для участия в аукционе нужно зарегистрироваться на электронной торговой площадке и в день проведения аукциона зайти на сайт аукциона используя средства идентификации или ЭЦП.
  • Аукцион проходит на понижение цены. Если цена опускается до нуля - то на повышение.
  • В момент начала аукциона участник может сделать ценовое предложение в рамках текущего шага аукциона, не превышающее начальную (максимальную) цену контракта, воспользовавшись специальной формой на сайте.
  • Участник может неоднократно подавать ценовые предложения.
  • Торги считаются завершенными, если через 10 минут с момента начала торгов или последнего ценового предложения от участника не поступило предложения, предусматривающего более низкую цену.
  • Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.
  • Выявляется также участник, сделавший следующее после победителя лучшее предложение по цене.
  • Система в течение нескольких минут автоматически формирует протокол с итогами торгов.
  • Без проведения торгов
    • Запрос котировок цен
      • ограничение по сумме: до 500 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам
      • ограничение по товарам: должен быть существующий рынок товаров/работ/услуг, требования заказчика должны быть достаточно общими
      • ограничение по сумме: до 100 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам

Запрос котировок

Запрос котировок - это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Порядок проведения запроса котировок регламентируется главой 4 федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года.

Этот способ обычно используется в тех случаях, когда речь идет о серийной, стандартной продукции, например, о компьютерах, канцелярских товарах, горюче-смазочные материалах, некоторых видах строительных работ, аренде помещений и т. д. Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.

Граница размещения заказа путем запроса котировок по максимальной цене контракта не должна превышать 500 000 рублей.

Способ запроса котировок - самый простой и быстрый из конкурентных процедур. В этом случае не нужно разрабатывать конкурсную документацию и критерии оценки заявок, а поскольку чаще всего закупается серийная продукция, оценка котировочных заявок, с учетом всех согласований, происходит примерно за 1-7 дней.

Недостатком способа запроса котировок является возможность заинтересованных лиц влиять на исход закупки, т.к. все предложенные цены известны организаторам до окончания срока приема заявок.

Размещение заказа у единственного поставщика

При закупке из единственного источника заказчик направляет предложение о заключении контракта и ведет переговоры только с одним поставщиком.

Закупка у одного поставщика используется в следующих случаях:

  • когда продукция предоставляется только одним поставщиком или оборудование запатентовано и может быть приобретено только из единственного источника, а равноценной замены нет;
  • при продлении заключенного контракта, если он предусматривал такую возможность;
  • если подрядчик нуждается в закупке ключевых позиций у конкретного поставщика в качестве гарантии выполнения контракта;
  • при чрезвычайных обстоятельствах (ликвидация последствий стихийных бедствий);
  • если при проведении закупки конкурентным методом подходящих предложений не было.
У одного поставщика целесообразно закупать продукцию при незначительных суммах закупок, когда расходы заказчика на поиск и отбор поставщиков гораздо больше, чем цена приобретаемой продукции.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет об участии в запросах котировок, проводимых в рамках 44-ФЗ. Запрос котировок по праву можно считать самым простым, быстрым и популярным среди поставщиков способом закупок. Именно поэтому мы подробно рассмотрим данную процедуру и разберемся в особенностях ее проведения. Материал статьи будет полезен, как новичкам, так и более опытным участникам закупок. Располагайтесь поудобнее, полезной информации будет много. Итак, поехали… (Примечание: настоящая статья актуализирована 03.09.2018 г.).

1. Что такое запрос котировок и почему он так популярен?

Запрос котировок – это способ размещения заказа, победителем которого признается участник, предложивший самую низкую цену и заявка которого соответствует установленным Заказчиком требованиям.

Данным способом закупаются товары, работы или услуги для которых есть функционирующий рынок на сумму, не превышающую 500 тысяч рублей, за исключением отдельных положений 44-ФЗ.

Это самая короткая по срокам проведения процедура закупок, основным и единственным критерием определения победителя является наименьшая цена, опыт участника и срок его регистрации не имеет никакого значения, обеспечение заявки также не требуется. Вот основные причины, почему эта процедура так популярна среди поставщиков.

То есть принимать участие в запросах котировок можно практически с абсолютного нуля и с минимальными финансовыми вложениями. Запросы котировок проводятся на разные суммы, начиная от нескольких сотен рублей и заканчивая 500 тысячами рублей. Поэтому вы легко сможете найти для себя закупку “по размеру”.

Основные особенности запроса котировок по 44-ФЗ

  1. Начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 500 тыс. рублей;
  2. Годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок Заказчика и не должен составлять более чем 100 млн. рублей;
  3. Подать можно только одну котировочную заявку на одну закупочную процедуру.

2. Виды запросов котировок по 44-ФЗ

Запросы котировок, проводимые в рамках 44-ФЗ, бывают двух видов: “бумажные” и электронные.

Запрос котировок в бумажной форме

Заявка на участие в такой процедуре готовится и подается в бумажной форме в запечатанном конверте. Процедура проведения регламентируется статьями 72 — 82 44-ФЗ. Запрос котировок в бумажной форме будет использоваться Заказчиками до 31.12.2018 года.

Преимущества и недостатки бумажного запроса котировок

К преимуществам относятся:

  • не важен опыт и срок регистрации участника (единственный критерий — цена);
  • короткие сроки процедуры (4-7 рабочих дней на прием заявок, вскрытие, рассмотрение и оценка заявок осуществляются в один день);
  • простота процедуры;
  • обеспечение заявки отсутствует.

К недостаткам можно отнести:

  • время на подготовку и отправку заявки (необходимо распечатывать и подписывать документы, запечатывать их в конверт и отправлять заявку лично, либо с помощью курьерских служб);
  • территориальное ограничение (в виду того, что сроки приема заявок составляют 4-7 рабочих дней, то не всегда удается подать заявку в другом регионе);
  • невысокая цена (многих участников не привлекают мелкие заказы до 500 тыс. рублей. Однако для небольших организаций и ИП это скорее преимущество, чем недостаток);
  • непрозрачность процедуры (велика вероятность подтасовки конвертов с заявками при вскрытии таких конвертов комиссией);
  • запросы на разъяснение положений документации 44-ФЗ не предусмотрены, т.к. отсутствует сама документация как таковая.

Запрос котировок в электронной форме

С 1 июля 2018 года Заказчики получили ПРАВО проводить запрос котировок в электронной форме (сокращенно ЗКЭФ), а начиная с 01.01.2019 года Заказчики будут ОБЯЗАНЫ проводить все закупки в электронной форме без исключения, в т.ч. и запросы котировок. Данные процедуры проводятся на “федеральных” электронных площадках, список которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 года № 1447-р.

В этот список вошли следующие электронные площадки:

  1. ЗАО «Сбербанк-АСТ» (http://sberbank-ast.ru);
  2. ООО «РТС-тендер» (http://rts-tender.ru);
  3. АО «Единая электронная торговая площадка» (http://roseltorg.ru);
  4. Национальная электронная площадка (https://etp-ets.ru/);
  5. АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» (http://zakazrf.ru);
  6. АО «Российский аукционный дом» (РАД) (http://lot-online.ru/home/index.html);
  7. АО «ТЭК – Торг» - (https://tektorg.ru/);
  8. ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» - (https://etpgpb.ru/);
  9. ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (специализированная электронная площадка для проведения закрытых процедур) - (http://astgoz.ru/).

Для того, чтобы принимать участие в электронных запросах котировок у вас должна быть в наличии и на 8-ми “федеральных” электронных площадках.

Важный момент! Старый порядок аккредитации на площадках действует до 31.12.2018 года. С 01.01.2019 года участники закупок будут сначала проходить регистрацию на сайте (ЕИС) — http://zakupki.gov.ru/ , а затем аккредитацию на площадках. Участники, у которых уже есть аккредитация на “федеральных” площадках, будут обязаны дополнительно пройти регистрацию на сайте ЕИС в период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года.

Процедура проведения ЗКЭФ регламентируется статьями 82.1 — 82.6, 83.2 44-ФЗ.

Преимущества и недостатки электронного запроса котировок

Для ЗКЭФ справедливы все те преимущества, что были указаны выше для бумажного запроса котировок, а также можно добавить еще несколько преимуществ:

  • электронная форма проведения;
  • минимальное количество времени на подготовку и подачу заявки;
  • прозрачность процедуры (Заказчик не знает ценовых предложений участников и не может подтасовать документы при определении победителя);
  • отсутствие территориальных ограничений.

К недостаткам можно отнести:

  • для участия в процедуре нужна квалифицированная электронная подпись и аккредитация на электронных площадках (учитывая тот факт, что с 01.01.2019 года абсолютно все закупки будут проводиться в электронной форме, то подпись и аккредитацию можно смело отнести к обязательным инструментам любого участника);
  • высокая конкуренция (поскольку подать заявку на участие в ЗКЭФ теперь можно из любой точки РФ, велика вероятность, что число участников в данной процедуре может увеличиться).

Однако на сегодняшний момент запрос котировок в электронной форме не очень активно используется Заказчиками при проведении закупок. По состоянию на 2 сентября 2018 года на сайте ЕИС размещено всего 208 процедур, по которым можно подать заявки.

А вот запросов котировок в бумажной форме в 45 раз больше — 9400.

3. Порядок проведения запроса котировок в бумажной форме

Извещение о проведении запроса котировок размещается Заказчиком на официальном сайте ЕИС. Причем сроки размещения такого извещения могут быть разными: не менее 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок при НМЦК от 250 тыс. рублей до 500 тыс. рублей и не менее 4 рабочих дней при НМЦК до 250 тыс. рублей.

Одновременно с размещением извещения на сайте Заказчик также ВПРАВЕ направить запрос о предоставлении котировок не менее чем трем лицам , осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.

Прием заявок на участие в запросе котировок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками.

Заявка подается участником в бумажной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки. Участником может быть любое юридическое лицо или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Важный момент! Участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в запросе котировок лишь в том случае, если Заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении запроса котировок (ч.1 ст.77 44-ФЗ). Причем Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение не позднее чем за два рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок. А отказаться от проведения закупки Заказчик вправе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок.

Вскрытие поступивших конвертов с заявками, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются котировочной комиссией Заказчика в один день. При этом участники и их представители могут присутствовать на процедуре вскрытия конвертов с заявками, а также вести аудио- и видеозапись вскрытия конвертов. Если на процедуре вскрытия присутствует представитель участника закупки, то у него в обязательном порядке должна быть доверенность на осуществление данного действия.

Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в ЕИС. Данный протокол составляется в двух экземплярах, один остается у Заказчика, а второй в течение 2-х рабочих дней после подписания передается победителю вместе с проектом контракта.

Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену, и заявка которого соответствует всем требованиям Заказчика.

Контракт с победителем может быть заключен не ранее чем через 7-мь дней с даты подписания указанного протокола.

Важный момент! Если победитель уклонился от заключения контракта, то Заказчик заключает контракт с участником, занявшим второе место. При этом заключение контракта с Заказчиком для такого участника является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ , в отличие от запроса котировок в электронной форме.

4. Порядок проведения запроса котировок в электронной форме

Теперь давайте с вами рассмотрим порядок проведения ЗКЭФ. В нем есть существенные отличия от бумажной процедуры.

Заказчик размещает извещение о проведении закупки не менее чем за 5-ть рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок. При этом срок размещения извещения никак не зависит от НМЦК.

Подача заявок на участие в запросе котировок в электронной форме осуществляется только лицами, зарегистрированными в ЕИС (с 01.01.2019 года) и аккредитованными на электронной площадке, на которой будет проводиться ЗКЭФ.

Заявка подписывается квалифицированной электронной подписью и направляется участником оператору электронной площадки через соответствующий функционал самой площадки. В отличие от бумажной процедуры участник вправе отозвать свою заявку не позднее даты и времени окончания срока подачи заявок, направив об этом уведомление оператору площадки.

В течение одного часа с момента получения заявки на участие в запросе котировок в электронной форме оператор площадки обязан присвоить ей идентификационный номер и подтвердить ее получение.

В течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в ЗКЭФ оператор электронной площадки направляет Заказчику все поданные заявки, а также информацию и электронные документы участников, предусмотренные ч.11 ст. 24.1 44-ФЗ.

В течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок, котировочная комиссия Заказчика рассматривает заявки на участие в ЗКЭФ.

Комиссия рассматривает заявки участников на соответствие требованиям и формирует по итогам такого рассмотрения протокол рассмотрения заявок , который подписывается всеми присутствующими членами котировочной комиссии не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Данный протокол направляется оператору электронной площадки.

После этого оператор электронной площадки присваивает каждой заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, которая не была отклонена Заказчиком, порядковый номер по мере увеличения предложенной в таких заявках цены контракта и определяет победителя. Затем оператор площадки формирует протокол рассмотрения и оценки заявок и размещает его в ЕИС и на электронной площадке в течение одного часа с момента получения от Заказчика протокола рассмотрения заявок .

Важный момент! Заказчик не знает ценовых предложений участников, он лишь рассматривает заявки на соответствие требованиям. Ранжирование участников закупок и определение победителя производит оператор площадки, исходя из протокола рассмотрения заявок и цен, предложенных участниками.

В течение 5-ти дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок Заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта.

В течение 5-ти дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель ЗКЭФ подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление (сокращенно ОИК), если данное требование было установлено Заказчиком, либо размещает протокол разногласий.

Важный момент! Протокол разногласий предусмотрен только в электронном запросе котировок (в бумажном запросе котировок его нет!) и направить его Заказчику можно только один раз.

Затем, в течение 3-х рабочих дней с даты размещения победителем ЗКЭФ на электронной площадке подписанного со своей стороны проекта контракта и документа, подтверждающего предоставление ОИК (платежное поручение или ), Заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке (сокращенно ЭП) контракт, подписанный со своей стороны.

В том случае, если победителем был направлен протокол разногласий, Заказчик либо вносит изменения в проект контракта и размещает в ЕИС и на ЭП в течение 3-х рабочих дней измененный проект контракта, либо размещает исходный проект контракта и отказ о внесении изменений. И тогда у участника есть три рабочих дня на подписание проекта контракта со своей стороны.

Как было сказано ранее, если победитель ЗКЭФ уклонится от заключения контракта, Заказчик вправе предложить заключить контракт участнику, занявшему 2-е место. Однако такой участник ВПРАВЕ отказаться от заключения контракта с Заказчиком без каких-либо последствий для себя.

Для того, чтобы вы лучше могли запомнить порядок проведения запроса котировок в электронной форме, ниже я разместил наглядную схему.

5. Извещение о проведении запроса котировок

Давайте теперь с вами рассмотрим, какая же информация должна содержаться в извещении, размещаемом Заказчиком на официальном сайте ЕИС.

Согласно требованиям статьи 73 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:

1) Наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (п.1 ст.42 44-ФЗ);

2) Обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

3) Краткое изложение условий контракта (п.2 ст.42 44-ФЗ), содержащее:

— наименование и описание объекта закупки;

— информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта;

— информацию о месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта;

— сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг;

— начальная (максимальная) цена контракта;

— источник финансирования.

4) Идентификационный код закупки (п.3 ст.42 44-ФЗ);

5) Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с 44-ФЗ (п.4 ст.42 44-ФЗ);

6) Используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (п.5 ст.42 44-ФЗ);

7) Срок, место и порядок подачи заявок участников закупки (п.6 ст.42 44-ФЗ);

8) Размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст.96 44-ФЗ), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст.35 44-ФЗ (п.8 ст.42 44-ФЗ);

9) Преимущества, предоставляемые Заказчиком в соответствии со ст.28 и ст.29 44-ФЗ (п.9 ст.42 44-ФЗ) (Примечание: преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов);

10) Информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены Заказчиком в соответствии со ст.14 44-ФЗ (п.10 ст.42 44-ФЗ);

11) Информация об осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу в соответствии с 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (в случае осуществления такой закупки Заказчиком) (п.11 ст.42 44-ФЗ);

12) Требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 44-ФЗ, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с ч.1.1 (при наличии такого требования) ст.31 44-ФЗ;

13) Форма заявки на участие в запросе котировок;

14) Место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок;

15) Информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта;

16) Информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.8 — 25 ст.95 44-ФЗ;

При проведении запроса котировок в электронной форме в извещение дополнительно включается информация об адресе электронной площадки, на которой будет проводиться процедура, а также дата и время окончания срока подачи заявок.

Обязательно к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.

6. Заявка на участие в запросе котировок

Вот мы и подошли с вами к самой важной части статьи. Поскольку в статье речь идет о двух видах запросов котировок, то сначала мы рассмотрим содержание заявки для “бумажной” процедуры, а затем для электронной.

Заявка на участие в запросе котировок в бумажной форме

Согласно требованиям ч.3 ст.73 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), ФИО (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника, банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:

1) Согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;

2) Предложение о цене контракта, предложение о цене каждого наименования поставляемого товара в случае осуществления закупки товара;

3) Документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со ст.28 и ст.29 44-ФЗ (Примечание: учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов) в случае, если участник запроса котировок заявил о получении указанных преимуществ, или копии таких документов;

4) ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;

5) Декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) в случае установления Заказчиком ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 44-ФЗ;

6) Документы, предусмотренные НПА, принятыми в соответствии со ст.14 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных НПА, или копии таких документов (Примечание: При отсутствии в заявке документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами);

7) Декларация о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с п.3 — 9 ч.1 ст.31 44-ФЗ.

Важный момент! Требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением тех, что перечислены выше, не допускается.

Типовые формы (шаблоны) котировочных заявок можно скачать .

Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме

Заявка на участие в ЗКЭФ состоит из предложений участника о предлагаемых товаре, работе, услуге, а также о цене контракта (ч.2 ст.82.3 44-ФЗ).

Согласно ч.9 ст.82.3 44-ФЗ заявка на участие в ЗКЭФ должна содержать следующие документы и информацию:

1) Согласие участника на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) При осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) Документы, предусмотренные НПА, принятыми в соответствии со ст.14 44-ФЗ а, в случае закупки товаров, на которые распространяется действие указанных НПА, или копии таких документов. В случае, если указанными НПА предусмотрено предоставление декларации о стране происхождения товара или о стране происхождения и производителе товара, такая декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки (Примечание: При отсутствии в заявке документов, предусмотренных настоящим подпунктом, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами);

б) Конкретные показатели товара и указание на товарный знак (при наличии) (Примечание: Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку в случае отсутствия в извещении указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в извещении);

3) Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), ФИО (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника такого запроса, номер контактного телефона, ИНН участника такого запроса или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог ИНН участника такого запроса (для иностранного лица), ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого запроса;

4) Декларация участника в электронной форме, которая предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки:

а) О соответствии участника требованиям, установленным п.1, 3 — 9 ч.1 ст.31 44-ФЗ;

б) О праве участника запроса котировок в электронной форме на получение преимуществ в соответствии со ст.28 и ст.29 44-ФЗ в случае, если участник ЗКЭФ заявил о получении указанных преимуществ (при необходимости);

в) О принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) в случае установления Заказчиком ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 44-ФЗ (при необходимости).

Важный момент! Требовать от участника предоставления иных информации и электронных документов, за исключением предусмотренных выше, не допускается.

Важно помнить! Основными причинами отклонения котировочных заявок являются:

  1. Непредоставление необходимых документов и (или) информации в составе заявки;
  2. Предоставление недостоверной информации;
  3. Несоответствие предоставленной информации требованиям извещения.

7. Признание запроса котировок по 44-ФЗ несостоявшимся

Запрос котировок в бумажной форме признается несостоявшимся в следующих случаях:

  1. По окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна заявка. При этом такая заявка признана соответствующей требованиям 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении (ч.6 ст.77 44-ФЗ);
  2. По результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок только одна такая заявка признана соответствующей требованиям 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении (ч.9 ст.78 44-ФЗ);
  3. Котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок (ч.9 ст.78 44-ФЗ);
  4. После даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, указанного в извещении о продлении срока подачи таких заявок, подана только одна такая заявка и она признана соответствующей требованиям 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении (ч.3 ст.79 44-ФЗ);
  5. После даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, указанного в извещении о продлении срока подачи таких заявок, не подано ни одной такой заявки (ч.4 ст.79 44-ФЗ).

В случаях, перечисленных в пунктах 1, 2 и 4 Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

В случае, указанном в пункте 3, Заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок на 4-е рабочих дня и в течение одного рабочего дня после даты окончания срока подачи таких заявок размещает в ЕИС извещение о продлении срока подачи таких заявок. При этом Заказчик ОБЯЗАН направить запрос о подаче заявок на участие в запросе котировок не менее чем 3-м его потенциальным участникам, которые могут осуществить поставку необходимого товара, выполнение работы или оказание услуги.

В случае, указанном в пункте 5, Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку.

Запрос котировок в электронной форме признается несостоявшимся в следующих случаях:

  1. По окончании срока подачи заявок на участие в ЗКЭФ подана только одна заявка на участие в таком запросе или не подано ни одной такой заявки (ч.14 ст.82.3 44-ФЗ);
  2. По результатам рассмотрения заявок на участие в ЗКЭФ котировочная комиссия отклонила все поданные заявки или только одна такая заявка признана соответствующей всем требованиям, указанным в извещении (ч.9 ст.82.4 44-ФЗ).
  3. По результатам продления срока подачи заявок на участие в ЗКЭФ такой запрос признан не состоявшимся по основаниям, указанным в ч.1 ст.82.6, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в ЗКЭФ не подано ни одной заявки;
  4. По результатам продления срока подачи заявок при рассмотрении заявок котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в нем, либо по основаниям, предусмотренным ч.15 ст.83.2 44-ФЗ (уклонение победителя от заключения контракта);
  5. По результатам продления срока подачи заявок на участие в ЗКЭФ такой запрос признан не состоявшимся по основаниям, указанным в ч.1 ст.82.6 44-ФЗ, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка и при этом такая заявка признана соответствующей требованиям, указанным в извещении;
  6. По результатам продления срока подачи заявок на участие в ЗКЭФ при рассмотрении заявок котировочной комиссией только одна такая заявка признана соответствующей требованиям 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок.

В случаях, перечисленных в пунктах 1 и 2, Заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в ЗКЭФ на 4-ре рабочих дня .

В случаях, перечисленных в пунктах 3 и 4, Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и вправе осуществить новую закупку в соответствии с 44-ФЗ.

В случаях, перечисленных в пунктах 5 и 6, Заказчик заключает контракт с единственным участником в соответствии с п.25.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

Важный момент! Если в “бумажном” запросе котировок подана одна заявка и она признана соответствующей, либо по результатам рассмотрения заявок Заказчиком только одна заявка была признана соответствующей требованиям, Заказчик заключает контракт с единственным участником. А вот в электронном запросе котировок в указанных случаях Заказчик обязан продлить срок подачи заявок на 4-ре рабочих дня .

8. Заключение контракта по результатам запроса котировок

Согласно ч.13 ст.77 44-ФЗ контракт по итогам проведения запроса котировок в бумажной форме может быть заключен не ранее чем через 7-мь дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее чем через 20-ть дней с даты подписания указанного протокола. Контракт заключается в письменной форме.

Важный момент! Участник (юридическое лицо) при подписании контракта с Заказчиком должен предоставить выписку из ЕГРЮЛ или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки, которые получены не ранее чем за 6-ть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок.

Согласно ч.9 ст.83.2 контракт по итогам проведения запроса котировок в электронной форме может быть заключен не ранее чем через 7-мь дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок.

При этом саму последовательность заключения контракта по итогам проведения ЗКЭФ я указал в разделе 4 — “Порядок проведения запроса котировок в электронной форме” настоящей статьи. Для вашего удобства ниже я разместил две схемы заключения контракта.

Схема заключения контракта без протокола разногласий:

Схема заключения контракта с протоколом разногласий:

Примечание: Красным цветом на схемах указаны календарные дни, синим — рабочие.

9. Чем отличается запрос котировок от запроса предложений?

Многие поставщики задаются вопросом, чем запрос котировок отличается от запроса предложений. Ответ на этот вопрос вы найдете в видео, размещенном ниже:

10. Чем отличается запрос котировок от электронного аукциона?

И наконец, предлагаю рассмотреть отличия запроса котировок от аукциона в электронной форме. В видео, размещенном ниже, подробно рассмотрены принципиальные отличия этих двух процедур:


На этом моя статья подошла к концу. Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях, буду рад на них ответить. Также не забывайте ставить лайки и делиться ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


Запрос котировок - одна из самых несложных и ускоренных процедур, проводимых государственными и муниципальными учреждениями. Ее регламентирует статья 72 44-ФЗ, в п. 1 которой прописывается, что такое запрос котировок: это форма определения поставщика, под которой понимается процедура подачи ценового предложения на выполнение объявленных работ или услуг по контракту. Победителем считается Поставщик, которым была предложена наименьшая цена, если им в полной мере были соблюдены требования Заказчика и федеральных законов.

Нюансы котировочной процедуры

Они следующие:

Способы организации процедуры закупки

Провести запрос котировок, согласно закону и новым изменениям 2018 года, можно двумя способами:

  • бумажная подача;
  • электронная подача.

Электронный запрос котировок

С 01.07.2018 г. Заказчик вправе организовать запрос котировок посредством размещения заказа на электронной торговой площадке (ЭТП), одобренной Правительством, а с 1 января 2019 года это станет обязательным правилом для всех торговых сессий.

ЭТП, на которых разрешено проводить процедуры определения поставщика, путем запроса котировок:

  • Сбербанк - АСТ;
  • РТС-тендер;
  • Росэлторг;
  • Национальная электронная площадка;
  • ЗаказРФ;
  • ТЭК-Торг;
  • Торговая площадка Газпрома;
  • АСТ для государственного оборонного заказа.

Для участия на этих площадках Поставщику требуется иметь усиленную квалифицированную электронно-цифровую подпись (ЭЦП), а также пройти аккредитацию на торговой платформе.

Информативно! В силу внесенных изменений в 44-ФЗ, участнику государственной закупки с 01.01.2019 г. необходимо предварительно завести личный кабинет на сайте http://zakupki.gov.ru/, а только после этого на ЭТП. Для тех Поставщиков, кто ранее уже аккредитовался на федеральных торговых площадках, необходима дополнительная регистрация в системе ЕИС. Для этого им выделили весь 2019 год.

Порядок проведения электронного запроса

Заказчик публикует извещение на официальном сайте закупок не ранее, чем за пять рабочих дней до прекращения подачи заявок. При электронном способе проведения торгов НМЦК не влияет на срок публикации извещения.

Заявку может подать любой участник, который имеет усиленную квалифицированную электронно-цифровую подпись, а также прошел аккредитацию на торговой площадке. Поставщик, сформировав свое предложение, подписывает его ЭЦП и направляет оператору ЭТП.

К сведению! При электронном способе размещения котировки участник, направив единственную заявку, имеет право отозвать ее до окончания подачи предложений. Для этого необходимо отправить соответствующий запрос на площадку.

Оператор ЭТП, получив котировочную заявку, в течение следующего часа подтверждает ее принятие и присваивает идентификационный номер. По истечении времени на подачу предложений, оператор в течение часа передают Заказчику всю информацию о ценовых предложениях, а также документы участников, которые были направлены в соответствии с требованиями Заказчика и Федеральным законом.

Котировочная комиссия в срок, не превышающий 1 рабочий день со времени получения данных от оператора ЭТП, изучает предоставленную информацию. После рассмотрения всех ценовых предложений, комиссия формирует и подписывает протокол запроса котировок. Готовый документ, направляется оператору электронной торговой площадки не позднее срока рассмотрения заявок. Вслед за этим, оператор ЭТП ранжирует участников процедуры торгов, в соответствии с увеличением предложенной ими цены на исполнение контракта. Поставщика, предложившего наименьшую цену, объявляют победителем.

Оператор формирует протокол рассмотрения и оценки заявок и публикует его на ЭТП проведения торгов, а также на портале госзакупок, в течение 1 ч после получения данных о рассмотрении заявок от Заказчика.

Особенность такого запроса котировок, что Заказчик не знает соответствие ценовых предложений и Поставщиков. Его задача - проверить полученную документацию на соответствие предъявленным требованиям.

Вслед за публикацией в интернете протокола, в срок, не превышающий 5 дней, Заказчик отправляет победителю запроса котировок контракт без своей подписи. Участник, занявший первое место, в случае отсутствия поправок к документу, подписывает его, прикладывая подтверждение обеспечения контракта, если данное условие выдвигалось, либо направляет протокол разногласий.

Заказчику дается 3 дня на проверку подлинности обеспечения контракта и его подписание. При направленном протоколе разногласий, Заказчик корректирует проект договора или предоставляет мотивированный отказ. В этом случае участнику дается 3 дня на повторное подписание контракта.

К сведению. Если победитель не подписал контракт вовремя, то Заказчик предлагает участнику, занявшему второе место, исполнить работы по договору. При этом Поставщик, имеет право дать отказ без последствий для себя.

Плюсы и минусы запроса котировок на ЭТП

Подача заявки в электронном виде проходит на тех же основаниях, что и в бумажном варианте, но данный способ объявления закупки имеет несколько преимуществ:

  • электронный способ передачи данных;
  • минимум времени на подготовку заявки;
  • отсутствует возможность узнать ценовые предложения от поставщиков раньше срока, тем самым подтасовав результаты;
  • нет ограничений в территориальном нахождении участника закупки, т.е. подать ценовое предложение можно из любого региона страны.

К недостаткам можно отнести:

  • обязательно наличие усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписи и аккредитации на ЭТП;
  • высокая конкуренция, так как участники могут быть из других областей.

Заказчики, по-прежнему, предпочитают использовать запрос котировок в бумажном формате.

Правила проведение закупки на бумаге:

Каждая процедура закупки четко регламентируется Федеральными законами 44 и 223. Алгоритм проведения котировочной сессии сводится к следующему:

  1. Размещение извещения о проведении запроса котировок. Документация публикация на портале zakupki.gov. Плата за ознакомление с информацией не взимается, она находится в широком доступе.
  2. Сроки запроса котировок зависят от объявленной цены контракта: 4 рабочих дня, если сумма не больше 250 тыс. рублей; 7 рабочих дней, если цена контракта от 250 000 - 500 000 рублей.
  3. Подача котировочной заявки. В сроки, прописанные в документации, участник закупки подает ценовое предложение на бумажном носителе в запечатанном конверте, который не позволяет просматривать содержимое, либо в электронном виде. Форма запроса котировок разрабатывается самостоятельно каждым Заказчиком. Заявка, переданная с опозданием даже в 1 минуту, не принимается.
  4. Вскрытие конвертов. В соответствии с обозначенным регламентом проводится вскрытие конвертов специально созданной котировочной комиссией. Это открытая процедура, доступная желающим, при этом на ней разрешено ведение аудио и видео съемки. Если представитель Поставщика присутствует на вскрытии, то у него должна быть доверенность на право представительства.
  5. Определение победителя. Вскрыв конверты или приняв электронные заявки, котировочная комиссия начинает рассмотрение ценовых предложений и представленной документации на соответствие требованиям Заказчика и 44-ФЗ. Результат работы комиссия оформляет в виде протокола, составляя его в двух экземплярах, в день вскрытия конвертов. Под итогом работы подписываются все представители Заказчика. Документ размещается в электронной форме в этот же день в ЕИС.
  6. Участник, предложивший самую низкую цену на выполнение работ, при условии соответствия его заявки и документации всем заявленным требованиям, признается победителем.
  7. Подписание контракта запроса котировок. Участник, занявший первое место, заключает договор в строго регламентированные сроки: не раньше 7-ми дней и не позднее 20-ти дней с момента публикации итогового протокола. В адрес победителя направляется проект контракта. При наличии замечаний к документу, Поставщик имеет право направить их Службе Заказчика, оформив протокол разногласий, либо подписать контракт в первой редакции. Заказчик, получив замечания от Поставщика, может внести поправки в договор, либо обоснованно отвергнуть и вернуть на подписание исходный документ.

Не позднее 2 дней до конца подачи ценовых предложений, Заказчик может внести изменения в опубликованную документацию. При этом сама закупка не изменяется, но срок ее подачи увеличивается в зависимости от НМЦК.

Заказчик вправе отменить закупку, но до момента заключения контракта с победителем.

Состав заявки

В соответствии с федеральным законом о государственных закупках, обязательной информацией, отраженной в заявке, являются:


Информативно! При внесении изменений в котировочную документацию, участник, ранее подавший заявку, может ее отозвать. Отказаться от уже начатой процедуры закупки Заказчик может не позднее 2-х дней до конца предоставления предложений.

Важно! Если Победитель уклонился от подписания контракта, то Заказчик заключает его с участником, чье предложение заняло 2 место.

Уведомление о проведении котировочной закупки

В обязанность Заказчика входит публикация извещение о запросе котировок на сайте госзакупок. Согласно 44-ФЗ в документации должны указываться следующие данные:


Если котировочная процедура проводится в электронной форме, то к стандартному перечню требований добавляется адрес электронной торговой площадки, где будет размещена закупка.

Причины отклонения заявки

Несмотря на кажущуюся простоту процедуры участия в запросе котировок по 44 ФЗ, у нее есть ряд обстоятельств, при которых предложение могут отклонить. К обстоятельствам, по которым заявку могут отклонить относится следующее:


Иные причины не являются обстоятельством для отказа в рассмотрении ценового предложения и документов. Заказчик, отклонив котировочное предложение, обязан предоставить мотивированный отказ со ссылкой на статью 44-ФЗ.

Участник закупки, подавший заявку и считающий ее верной, а отклонение - необоснованным, имеет право обратиться в Федеральную антимонопольную службу, подав жалобу и приложив полный пакет документов. Важно учитывать, что ФАС не всегда становится на сторону Поставщика.

Обжаловать результаты котировочной процедуры можно в срок не позднее 10 дней со дня публикации протокола на сайте госзакупок. По требованию ФАС процесс подписания контракта может быть отложен или отменен.

Признание запроса котировок несостоявшимся

Закупочная процедура может быть признана несостоявшейся в следующих случаях:

  1. По окончании срока подана одна заявка, соответствующая требованиям 44-ФЗ и Заказчика.
  2. В случае, если подано несколько заявок, но требованиям, указанным в извещении о закупке, соответствует только одна из них.
  3. Комиссией были отклонены все предложения участников.
  4. Заказчик продлил срок подачи заявок, так как были внесены изменения и было подано одно ценовое предложение, которое соответствует требованиям заказчика и ФЗ.
  5. Время на подачу заявок закончилось, ни одного предложения не поступило.
  6. Котировочная комиссия признала все заявки не соответствующими требованиям документации в извещении.
  7. В случае, когда ни один поставщик не вышел на котировочную процедуру, Заказчик, внеся изменения в план-график, объявляет повторную процедуру на эти работы/услуги.
  8. При условии, что заявка подана Поставщиком и соответствует требованиям о документации, контракт заключается с единственным участником.

К сведению: если котировка проводилась на бумажном носителе, то контракт заключается с единственным участником, при условии, что заявка соответствует объявленным требованиям. Если котировка проходила в электронном формате, то продлить подачу предложений можно еще на 4 рабочих дня.

Отличия запроса котировок по 223 и 44-ФЗ

Они следующие:

  1. Способ подачи котировок. Заявка на бумажном носителе принимается только по ФЗ № 44, в то время как по 223-ФЗ она имеет оба варианта проведения: электронный и бумажный.
  2. При закупке в электронном виде потребуется ЭЦП, так как торги проходят на ЭТП и контракт подписывается посредством электронной подписи.
  3. Заказчик может выбрать любую ЭТП, утвержденную правительством.

Стоит ли участовать в запросе

Что такое запрос котировокв конечном итоге? Это один из простейших способ принять участие в государственных закупках. Но рассчитывать на простоту процедуры не рекомендуется. Решив принять участие в запросе котировок, следует внимательно изучить федеральные законы 44 и 223 во избежание отклонения или подачи неверной заявки. Извещение Заказчика, опубликованное на сайте закупок, необходимо всесторонне изучить, так как несоблюдение одного из требований может послужить причиной отказа.

Для электронной процедуры следует заранее позаботиться об ЭЦП, пройти аккредитацию, которая может занимать до 5 рабочих дней.

Важно! Заказчик, объявив закупку и установив все сроки, имеет право внести изменения, из-за чего срок подачи заявки увеличивается. Поставщику необходимо следить за выбранной торговой процедурой, иначе поданная заявка может быть отклонена и признана несоответствующей, так как была направлена в соответствии со старой документацией.

Все закупки для исполнения государственных и муниципальных нужд проводятся на базе двух законов:

  • Федерального закона № 44 от 5.04.2013 года "О системе в области закупок".
  • Федерального закона № 223 "О закупках некоторыми видами ЮЛ".

Нововведения 2018 года

Согласно последним изменениям 2018 года, в котировочной заявке в обязательном порядке должны быть указаны:

  • предложение о стоимости соглашения;
  • предложение о стоимости одной единицы поставляемого товара/оказываемой услуги;
  • декларация о соответствии требованиям.

Если в составе заявки не указать место происхождения товара - Россия, то поставляемая продукция будет считаться иностранного производства. Это не является поводом для отклонения, но заявки с товарами российского происхождения будут обладать преимуществом.

Четкие представления об этапности и порядке проведения процедуры, участии в запросе котировок очень полезны. Это дает возможность организациям и индивидуальным предпринимателям составлять конкуренцию на рынке оказания услуг. Четкое понимание того, что такое запрос котировок, как подойти к процессу подачи ценового предложения правильно и оценить рентабельность закупки, дает возможность существовать на рынке здоровой конкуренции.

Если вы впервые участвуете в закупках, наше руководство подскажет, с чего начать подготовку, кто ваши заказчики, что поможет искать закупки лучше, как подавать заявку, что такое финансовое обеспечение и что делать после завершения закупки.

Что такое закупка?

Компании, которые частично или полностью принадлежат государству, обязаны проводить конкурсы на закупку товаров, работ и услуг. Закупки есть почти в любой сфере, в любом регионе. Деньги на них заложены в бюджете, а для малого бизнеса действуют квоты. Это хорошая возможность расширить бизнес.

Заказчик размещает закупки разными способами, в зависимости от того, по каким критериям будет отбирать поставщика. Также государство установило, что часть товаров можно закупать только аукционом. Самые популярные способы закупок по итогам 2017 года — электронный аукцион, конкурс и запрос котировок. .

Закупка — это форма размещения заказа на поставку товаров и услуг. Закупку проводит заказчик с помощью конкурентных или неконкурентных способов отбора поставщиков.

Закупки делят на три группы в зависимости от заказчиков:

1. Госзакупки по 44-ФЗ. Их проводят все государственные и муниципальные организации, которые живут за счет бюджета, например, больницы, школы, детсады, городские администрации и т.д. Закупки проводятся по устанавленным государством правилам. Заказчик публикует план закупок, по которому поставщик заранее может спланировать свою деятельность. Когда извещение о закупке опубликовано или заказчик отправил приглашение к участию, участник подает заявку. Победителя определяют по самой незкой цене или по заранее озвученным критериям (цена, опыт, квалификация и т.д.). Закупка завершена, когда контракт заключен, все обязательства исполнены, а исполнитель получил деньги.

2. Закупки по 223-ФЗ. Их проводят:

  • компании с долей государственного имущества от 50%, их «дочки» и «внучки»,
  • естественные монополии (нефтегазовые компании, РЖД и другие),
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
  • бюджетные учреждения, которые проводят закупки за счет грантов, средств субподряда и собственных денег. 223-ФЗ дает больше свободы действий. Например, организация может проводить закупки на любой ЭТП, устанавить свои критерии отбора победителей, сроки проведения закупок. Исключение составляют только закупки у малого и среднего предпринимательства. Их могут проводить на ЭТП госзакупок четырьмя видами закупок: аукцион, конкурс, запрос котировок и предложений.

3. Коммерческие закупки. Их проводят коммерческие организации. Заказчики сами определяют правила проведения закупок и требования к поставщикам. Конкурсы и аукционы проводятся в соответствии с Гражданским кодексом.

Проще начинать участвовать в закупках по 44-ФЗ: государственные организации чаще проводят конкурентные процедуры — конкурсы, аукционы, запросы котировок. Большинство закупок по 223-ФЗ заказчики проводят у единственного поставщика: без конкурса, а закупают у подрядчика, которого выбрали сами. .

Где и как искать закупки?

Закупки по 44-ФЗ обязательно публикуются на zakupki.gov.ru. При этом электронные процедуры дублируются на восьми федеральных электронных площадках:

Закупки по 223-ФЗ публикуются на zakupki.gov.ru и на электронных площадках, которые соответствуют требованиям заказчика. Заказчик вправе не публиковать на zakupki.gov.ru, только если:

  • цена закупки не превышает 100 000 руб.
  • цена закупки не превышает 500 000 руб. и годовой оборот заказчика более 5 млрд. руб.

Коммерческие закупки публикуются по усмотрению заказчика на его собственном сайте или на коммерческих торговых площадках.

Несколько советов

  • Прежде, чем принимать участие, проверьте, что ваши товары и услуги востребованы в регионе. Найдите закупки по своей отрасли, ОКПД2 или ключевым словам и посмотрите, много ли закупок, кто основные заказчики, как они размещают, какие конкуренты.
  • Важно правильно настроить запрос, чтобы находить все нужные закупки и не находить лишнее. Для поиска можно использовать ключевые слова, ОКПД или отрасль, указывать регион. Чтобы оптимизировать поиск, можно сохранить регулярный запрос как шаблон и подписаться на новые закупки по нему.
  • Учитесь находить скрытые закупки: некоторые заказчики пытаются ограничить круг участников, но эти преграды можно обходить. Подробнее — в статьях о серых схемах и некопируемой документации .
  • Ищите планы-графики: из них можно узнать, на какой месяц заказчик запланировал интересные вам закупки.

Состав извещения о закупке

Извещение о закупке — документ, объявляющий о проведении процедуры отбора поставщика.

Извещения об открытых процедурах доступны всем участникам. Извещения о закрытых процедурах напрямую отправляют приглашаемым в закупку участникам, их нельзя публиковать в открытых источниках.

Извещение о закупке имеет определенную структуру. Коммерческие организации ориентируются на форму извещения на площадке и могут заполнять не все поля. Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ должны заполнять всю информацию, которая позволит поставщику определить, подходит ему закупка или нет.

Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ всегда указывают в извещении:

  • Название закупки .
  • Информацию о заказчике и его контактные данные .
  • Начальную максимальную цену контракта (НМЦ) — предельное значение, обоснованное с помощью:
    • государственной статистической отчетности,
    • zakupki.gov.ru,
    • реестра контрактов,
    • информации о ценах производителей,
    • общедоступных результатов изучения рынка,
    • исследований рынка, проведенных по инициативе заказчика.
  • Обеспечение заявки — страховка на случай, если победитель закупки откажется подписывать контракт (всегда для конкурсов и электронных аукционов по 44-ФЗ, для остальных процедур — по желанию и возможности заказчика). .
  • Обеспечение исполнения контракта — залог деньгами или в виде банковской гарантии, которое предоставляет победитель закупки при заключении контракта. Его вносят, чтобы покрыть возможный ущерб заказчика, если поставщик некачественно исполнит или не исполнит свои обязательства (всегда для конкурсов и электронных аукционов по 44-ФЗ, для остальных процедур — по желанию заказчика).
  • Порядок проведения (даты подачи и рассмотрения заявок, подписания контракта и др.).
  • Требования к поставщикам
  • Ограничения и преференции . Преимущества могут быть предоставлены субъектам малого предпринимательства, российским поставщикам и продукции российского производства, предприятиям уголовно-исправительной системы, обществам инвалидов. Ограничения в основном связаны с поставками иностранных товаров (так называемый ).
  • Адрес ЭТП — для электронных закупок.

К извещению заказчики прикладывают документацию с техническим заданием или спецификацией, проект контракта, при необходимости форму заявки, обоснование НМЦ и обоснование самой закупки.

Закупка может состоять из одного или нескольких лотов. В каждом лоте указывают объект закупки, НМЦ, заказчик, требование к обеспечению, объекты лота, время и место поставки. При участии в многолотовой закупке на каждый лот подается отдельная заявка.

Как подать заявку на участие?

Посмотрите, в каком виде она проводится: бумажном или электронном.

Следуйте требованиям заказчика
Все требования к поставщикам и конкретные характеристики товаров прописаны в документах к закупке. Посмотрите, цена товара указана с НДС или без, измерения даны в мм или см и т д.

Следите за изменениями в документации и сроками подачи заявок
Заказчик может вносить изменения в закупку после размещения. Важно отслеживать их, чтобы случайно не отправить заявку по старой документации или в другое время. В Контур.Закупках вы автоматически будете узнавать об изменениях, если закупка сохранена в избранном.

Заложите время на дополнительные процедуры
Если отправляете пакет документов почтой, закладывайте время на доставку. Заранее получите сертификат электронной подписи, если решили участвовать в электронной процедуре.

У вас есть право подать запрос на разъяснения заказчику или жаловаться в ФАС , если документация не соответствует требованиям закона или заказчик необоснованно отклонил вашу заявку.

Если не получается пройти аккредитацию, заказчик отклонил заявку или попалась сложная закупка с объемной документацией, обратитесь к специалистам по сопровождению .

Результаты торгов

Если вы победили, подпишите контракт в прописанный в закупке срок: на бумаге или на ЭТП, если закупка проходила в электронном виде. В аукционе и конкурсе нужно предоставить обеспечение контракта.

Если вы не победили, изучите результаты в итоговом протоколе закупки:

  • сколько было участников и какую цену они предлагали,
  • на сколько процентов снизилась цена,
  • кто признан победителем.

Узнав победителя, выясните, как часто он выигрывает закупки этого заказчика, конкурентную ли цену предлагает, нет ли сговора? Если есть подозрения, на закупки этого заказчика можно больше не терять время.

В конкурсе анализ закупки поможет понять, по каким критериям вы проиграли, чего вам не хватило для победы: опыта, квалифицированных кадров, лицензий? Это поможет скорректировать стратегию участия в следующих тендерах.

Специализированная организация (СО) 
— юридическое лицо, которое заказчик привлекает для проведения торгов. Разрабатывает документацию и публикует извещение или приглашает принять участие. Заказчик проводит торги, чтобы выбрать СО.

Комиссия — орган, созданный организатором закупки для принятия решений. Комиссия оценивает заявки участников и составляет протоколы. В состав комиссии должно входить не меньше пяти человек, в том числе, не меньше одного лица, прошедшего профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для нужд заказчиков.

zakupki.gov.ru — единая информационная система для размещения закупок. С 1 января 2011 года по 1 января 2016 года называлась общероссийским официальным сайтом.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные торги.

Оператор электронной площадки — владелец электронной площадки, отвечающий за её работоспособность. По вопросам аккредитации обращаются к нему.

Заявка на участие — это документальное согласие участвовать в закупке на условиях, указанных в извещении о проведении и в документации, поданное в срок.

Контракт — договор, заключенный заказчиком, по которому поставщик обязуется передать товары заказчику, а заказчик обязуется оплатить поставленных товаров.

Государственный контракт — договор, заключенный государственным заказчиком, чтобы обеспечить государственные нужды.

Контракт жизненного цикла — контракт, который предусматривает закупку товара, его дальнейшее обслуживание, ремонт и утилизацию.

Единый реестр контрактов — размещенные в ЕИС сведения о контрактах и гражданско-правовых договорах, заключенных от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Каждую неделю наши эксперты будут отправлять вам важные материалы о закупках

Аукцион, конкурс и запрос котировок являются неотъемлемыми понятиями современной российской деловой практики. Они закреплены законодательно, понятия несут разную смысловую нагрузку. Данные термины объединяет тот факт, что это формы конкурентного состязания между поставщиками. Участники подают свои предложения и пакеты документов по заранее оговоренным условиям. Деятельность в рамках этих понятий базируется на справедливости и эффективности. Однако необходимо понимать, в чем различия между аукционом, конкурсом и запросом котировок.

Что такое аукцион?

Главным критерием в состязании между поставщиками во время торгов является цена. Предложения участников доступны каждому, поэтому они могут оперативно изменить свою стоимость, чтобы «перебить» конкурента. Перед стартом аукциона устанавливается начальная максимальная цена, которая указывается в извещении. Стоимость снижается на шаг аукциона, который составляет 0,5 % от цены заказчика. Победителем аукциона является тот, кто предлагает наименьшую стоимость.

Изначально аукционы устраивались с целью распродажи долгового имущества, однако с течением времени политика мероприятия изменилась. Сейчас вы можете принять участие в аукционе на продажу предметов искусства, антиквариата, определенного товара во внешней торговле и т.д. При этом различают такие виды аукциона, как прямой (английский), первой цены, второй цены, обратный и аукцион «платят все». Считается, что это наиболее прозрачная форма торгов.

Особенности конкурса

Понятие «конкурс» часто используют в едином контексте с тендером. Не стоит забывать, что тендер не закреплен в законодательстве, это иностранное понятие. Поэтому проще употреблять определение «конкурс», которое регулирует Гражданский кодекс РФ.

В конкурсе принимают участие несколько поставщиков. Заказчику необходимо выбрать достойного претендента, ориентируясь на условия контракта. Отличие конкурса от аукциона в том, что участники не могут изменить свои условия в ходе торгов.

Конкурсы подразделяются на:

  • открытые: заказчик приглашает к участию всех желающих;
  • селективные: после подачи заявок на участие заказчик самостоятельно отбирает претендентов, которые будут продолжать борьбу;
  • закрытые: заказчик рассылает приглашения ограниченному числу лиц.

Участники конкурса не знают, что предлагают конкуренты, вот почему так важно тщательно готовить документацию. Рекомендовано приглашать специалистов, которые помогают выверить информацию и скомпоновать ее должным образом. Это дополнительные материальные затраты, которые не будут компенсированы в случае проигрыша, однако значительно увеличат шансы на победу.

Запрос котировок

Критерием отбора претендента при запросе котировок является наиболее низкая цена. Отличие от аукциона - в самой механике процедуры. Запрос котировок публикует государственный заказчик и сообщает об этом неограниченному количеству участников. На электронной торговой площадке размещается документация, где указаны максимальная начальная цена, сроки и другие условия. Поставщики готовят предложение с указанием стоимости за данный объем работ. Поставщик не может изменить свои условия.

Запрос котировок занимает второе место по популярности среди других форм размещения заказов, которые может предложить электронная площадка . На первой позиции - аукцион в электронной форме. При этом Федеральная антимонопольная служба отрицательно относится к запросу котировок, считая его потенциально удобной процедурой для коррупционеров.

Таким образом, в аукционе определяющим фактором является цена, а у поставщиков есть возможность менять свое предложение. В ходе конкурса поставщики не имеют возможности ознакомиться с документацией конкурента и повлиять на цену, при этом заказчик берет в расчет не только стоимостной фактор, но и репутацию поставщика, качество товара. Запрос котировок проводится в короткий срок, побеждает минимальная цена, при этом участники не могут изменить первоначальную стоимость.